Содержание

Лондонская галерея Tate реконструирует первую выставку футуристов

«Мы, конечно, не смогли воссоздать выставку в точности. Многие работы с 1912 года были утеряны, состояние некоторых не позволяет их транспортировать, но в общем задумка была — максимально воссоздать экспозицию вековой давности», — рассказал РИА Новости куратор Tate Modern Мэтью Гейл.

Центральное место экспозиции занимают картины основоположников направления — итальянцев Джакомо Балла, Умберто Боччони, Луиджи Руссоло, а также книги поэта Филиппо Маринетти — автора самого термина «футуризм» и манифеста нового художественного течения.

«Музеи — кладбища! Музеи — абсурдные скотобойни художников и скульпторов, беспощадно убивающих друг друга ударами цвета и линии на арене стен!» — такими цитатами из манифеста футуристов встречает посетителей экспозиция.

При этом каждая картина выставки, цвета и художественная экспрессия футуристов — как иллюстрация к «программному документу» художников, заявивших в свое время о намерении «разрушить музеи и библиотеки», «бороться против морализма» и «воспевать многоцветные, многозвучные приливы революции в современных столицах».

«Все творчество футуристов, направленное на преодоление повседневных условностей, отражено в этой выставке. Ведь главным для художника было — уйти от того, что он видел глазами, и изобразить то, что он чувствовал и слышал», — сказал Гейл.

Отдельное место на выставке уделено «параллельным» течениям — русскому и британскому футуризму.

«Русский футуризм и кубизм — это как отдельное течение. Русские художники, будучи частью мирового футуризма, все-таки развивались не столько вместе, сколько параллельно мировому футуристическому течению», — считает куратор.

На выставке представлено около десяти работ русских художников — «Велосипедист» и «Прачечная» Натальи Гончаровой, «Портрет Ивана Клюна» и «Авиатор» Казимира Малевича, «Человек+воздух+пространство» Любови Поповой и другие. По мнению Гейла, в них чувствуется влияние парижской живописи.

Кроме того, отдельный зал галереи посвящен вортицизму — течению в изобразительном искусстве Великобритании, Англии, близкое к футуризму.

Выставка, собравшая произведения из музеев Парижа, Лондона, Санкт-Петербурга, Милана, Рима, Нью-Йорка и Мюнхена, будет открыта до конца сентября.

Художники — Музей русского импрессионизма

Давид Давидович Бурлюк представлял собой новый тип универсального художника начала ХХ века. Живописец и поэт, он печатал манифесты, придумывал экстравагантные акции, издавал экспериментальные сборники и организовывал выставки. Художник утверждал, что написал 16 000 картин. Он начинал как импрессионист, но вскоре стал одним из главных мастеров русского авангарда. Василий Кандинский назвал его «отцом русского футуризма», и этот титул не без усилий самого Бурлюка закрепился за ним в истории искусства.

В начале экспозиции представлены в основном ранние работы Бурлюка. Он оставил довольно много импрессионистических работ. В знаменитой листовке «Голос импрессиониста в защиту живописи» 1908 года Бурлюк объявил импрессионизм отправной точкой для обновления русского искусства.

Во второй части зритель увидит, как живопись Бурлюка, наполняясь динамикой, эволюционировала к футуризму. Художники-футуристы отвергали реализм и все «старое в искусстве», их главной целью стала передача движения живописными средствами. Футуристы эпатировали публику не только новизной своей живописи и поэзии, но и внешним видом — они разрисовывали лица, а в одежде предпочитали вызывающе-яркие цвета. Отличительной деталью костюма Бурлюка стали цилиндр и старинный монокль.

Следующий раздел выставки демонстрирует произведения, созданные в эмиграции. В 1918 году художник с семьей выехал из Уфы и направился на восток через всю страну, попутно устраивая выставки и литературные вечера во многих городах. В 1920 году Бурлюк оказывается в Японии. Здесь уже знали о Ван Гоге, многие молодые японские мастера слышали о кубизме и футуризме. Бурлюк вновь оказался в центре художественной жизни: японские авангардисты с энтузиазмом встретили у себя прославленного «отца русского футуризма».

Но конечной целью Бурлюка была Америка. В США Бурлюк пишет ряд монументальных футуристических полотен (одно из них, «Рабочие», было реконструировано специально к выставке). Однако стать «отцом американского футуризма» ему было не суждено: критика осталась равнодушна. Тогда Бурлюк решает создать новый «радио-стиль», который должен был передать атмосферу современной эпохи, где звуки песни могут «доноситься до Австралии и русских степей». Но и это изобретение не принесло Бурлюку ни признания, ни последователей.

В отличие от многих своих коллег-авангардистов, Бурлюк никогда не порывал с пленэрной импрессионистической манерой и реалистическими традициями в живописи. Его часто ругали за эклектичность и отсутствие единой манеры. Однако, в каком бы стиле ни работал Бурлюк, его «визитной карточкой» была активная живописная фактура, по его собственным словам — «занозистая, раковистая, крючковатая, землистая…».

Говоря о Давиде Бурлюке, невозможно обойти стороной его поэзию. Отдельным блоком на выставке экспонируются издания Бурлюка: авторский макет поэтического сборника «Лысеющий хвост» с оригинальными рисунками, его первая печатная версия, а также сборник «Молоко кобылиц».

Не пытаясь продемонстрировать полную ретроспективу творчества Давида Бурлюка, Музей русского импрессионизма освещает все опорные стилевые и хронологические вехи в творчестве художника. В экспозицию вошли наиболее качественные и показательные произведения времени становления Бурлюка, его зрелого периода и поздних лет.

А.В. Лентулов. «Портрет М.П. Лентуловой. Исследование символического сходства» (1912)

Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) приехал в Петербург из Пензы, где он родился в семье сельского священника. На вступительном экзамене в Академию художеств он надерзил профессору. К счастью, его работой заинтересовался профессор живописи Д.Н. Кардовский и взял Лентулова к себе в мастерскую, где тот проучился до 1909 года.
Аристарх Васильевич был одним из организаторов и членом художественного объединения «Бубновый валет», куда входили такие художники как Александр Куприн, Пётр Кончаловский, Илья Машков и др.
Творчество художников «Бубнового валета» было связано с современными им западными течениями в искусстве: сезаннизмом и кубизмом, и с русской, уходящей корнями в старину, реалистической традицией.
Так Александр Куприн, один из членов-учредителей объединения «Бубновый валет», обосновывая тяготение своей группы к французским художникам, отмечал, что здесь акцент перенесён на саму живопись, а через неё только и раскрывается любой сюжет, любая тема. У французов русские художники увидели красоту цвета, вкус, смелые колористические решения.
В 1910-е годы Лентулов создаёт немало портретов, где очевиден отказ от подробной описательной повествовательности, от иллюзорно-точного воспроизведения натуры. На смену им пришла смелость живописных обобщений, известная степень деформации и плотная шероховатая фактура живописи.
Следует отметить, что кубофутуризм – явление, возникшее на русской почве, объединяет два западноевропейских течения: кубизм и футуризм. Если кубисты стремятся трактовать все формы реальной действительности статично, в виде шара, конуса или цилиндра, то футуристы ставят своей главной задачей передачу движения как такового в его абстрактном понимании. Все эти формальные моменты явственно ощутимы даже при беглом знакомстве с портретом, представленным в экспозиции.
О появлении интереса к футуризму среди русских художников можно говорить, начиная с 1912 года. Вероятно, определённую роль сыграла в этом выставка итальянских футуристов, проходившая в Париже в начале года. Некоторые русские живописцы имели возможность непосредственно познакомиться с представленными на ней работами.
Прямое усвоение ряда «классических» приёмов итальянского футуризма стало для русских живописцев, скорее всего неким трамплином для формирования собственной концепции. Диапазон прямых заимствований был ограничен и сводился главным образом к освоению некоторых способов передачи движения.
Среди таких типично итальянских приёмов воспроизведения динамизма, привлекавших внимание и русских художников, можно отметить членение пространства картины на геометрические фрагменты, смещённые относительно друг друга. Этот приём мы можем наблюдать в работе Лентулова «Исследование символического сходства в портрете…».
Марина Петровна Лентулова, урожденная Рукина (1885–1967) – жена художника А. В. Лентулова.
Изначально работа мыслилась как портрет конкретного человека (жены художника), находящейся у моря, на залитом солнцем пляже. На холсте можно разглядеть отдельные детали прибрежных зданий, корпуса судов, паруса яхт в открытом море. Но всё это не связано у художника сюжетным действием в композиционном построении и дано в различных пространственных планах, скорее всего, фрагментарно.
В центре композиции сама модель, сидящая, вероятно, на песке. Художник преподносит её в трёх ипостасях, таким образом, предполагая круговое движение, показ портретируемой со всех сторон. Подобный приём мы можем увидеть в известной работе Лентулова «Василий Блаженный».
В портрете среди цилиндров, сегментов, конусов и других геометрических фигур мы с трудом различаем лицо портретируемой, овал покатых плеч, руки. Образ никак не воспринимается живым конкретным человеком, поскольку реальная целостная форма раздроблена на плоскости различных цветов.
Безусловно Лентулов добивался композиционного единства. Он использует мотив дуги, который и в большом и в малом делит холст на три части. Мотив этот подхвачен дважды показанной радугой и сообщает ритмический тонус, ритмическое единство всей композиции. Ритмом же образован порядок в цветовой мозаике окрашенных геометрических фигур.
Цветовое решение портрета очень насыщенное и динамичное. Повторяющееся распределение на холсте в определённой последовательности одних и тех же цветов (ярко-красных, интенсивно синих, пронзительно жёлтых) рождает ощущение каких-то гранёных форм, обогащающих и разнообразящих поверхность холста.
Множество этих динамичных мазков, пятен, тонких цветовых линий не дают осязаемости конкретного предмета. Он должен домысливаться, возникать в ассоциациях и ощущениях, рождаться в эмоциональной экспрессии красок. Но это уже не портрет в своём чистом виде, а если так можно сказать красивый по живописи ребус, где зашифрован живой человек.

Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли: bogachkova1957 — LiveJournal

В ГМИИ им. А.С. Пушкина долгожданная выставка «Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли». Выставка интересна тем, что, во-первых, итальянское искусство начала XX века практически не представлено в российских собраниях, и, во-вторых, итальянский футуризм — одна из ярчайших страниц европейского авангарда. На выставке представлено 26 произведений итальянских художников из коллекции Джанни Маттиоли, которая включает картины в духе футуризма, выполненные в 1910–1921 годах.

Сначала немного о владельце картин: Миланский коллекционер Джанни Маттиоли считал искусство способным делать человеческое существо «более человеком и менее зверем». Он сформировал основную часть своего собрания в период с 1943 по 1953 год, которая стала одной из самых значительных частных коллекций итальянского искусства в XX веке. «Моя цель сейчас состоит в дальнейшем отборе итальянских работ, а также в их дополнении корпусом зарубежных произведений, с тем, чтобы создать небольшую частную галерею – открытую, однако, для любого, кто интересуется искусством, – где были бы представлены основные европейские течения, начиная от импрессионизма и далее, которая стала бы свидетельством искусства, рожденного в те времена, когда мне довелось жить», – Джанни Маттиоли. Футуризм по Маттиоли представляет собой купель, в которой было крещено все лучшее в итальянском искусстве, футуризм в полной гармонии со своим именем становится проекцией в будущее искусства. 

Амедео Модильяни (1884-1920). Портрет художника Фрэнка Хэвиленда. 1914. Картон, масло.

В 1913 году Джино Северини попытается склонить Амедео Модильяни войти в число футуристов. Но тот, несмотря на приятельские отношения с соотечественником, никогда не позволит затянуть себя в это движение. Что не помешает ему высоко ценить полотна Северини. Зная восхищение Модильяни итальянской классикой, трудно представить, какие резоны могли побудить Северини предложить ему подписать футуристический манифест, где предлагалось разрушить музеи и библиотеки и повернуться спиной к великим итальянским культурным традициям. Хотя у Амедео Модильяни в представленном портрете проявляется какой-то динамический, протофутуристический мазок. 

Также немного истории и концепции футуризма, чтобы лучше почувствовать смысл представленных на выставке картин. Футуризм (от лат. futurum — будущее), одно из наиболее влиятельных направлений авангардизма, зародился в Италии. 

Фото Филиппо Маринетти (1876-1944), идеолога итальянского футуризма.

Днем рождения футуризма стало 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Т.Ф.Маринетти Манифест футуризма. Именно Маринетти был теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Манифест был обращен к молодым итальянским деятелям искусства. В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. 

Во многом были схожи первоначальные формально-теоретические установки последователей футуризма в Италии и в России – все эти шумные призывы «сбросить классику с парохода современности», все эти эксцентричности, эпатаж буржуа, рассуждения о «слове-новшестве» Крученых, «словах о свободе» Маринетти и т.п. Но русский футуризм не был однороден по своему составу, так существовал футуризм салонный, типа поэзии Игоря Северянина, и кубофутуризм, впоследствии составивший основное крыло движения. В Италии же безраздельно царил властный диктат Филиппо Маринетти. 

Филиппо Маринетти  удалось очень тонко отразить в положении первого манифеста чувства и настроения ряда итальянских интеллектуалов. В воздухе копилась атмосфера назревающей мировой войны, которая тревожила многих. В экономически неразвитой Италии индустриализация США и Германии вызывала комплекс неполноценности и восхищение, поэтому для итальянцев машина стала символом прекрасного и великого. Перемешав идеи анархизма и ницшеанства и добавив немного эротизма в духе Д’Аннунцио, Маринетти своим манифестом производит эффект разорвавшейся бомбы. Движение футуристов набрало обороты, вокруг Маринетти собирается всё больше новых сторонников, с которыми он организовывает выступления, чтение стихов и занимается популяризацией футуристического движения. К поэтам-футуристам присоединяются и художники: Умберто Боччони, Джакомо Балла, Джино Северини, Карло Карра и Луиджи Руссоло. 11 апреля 1910 года они провозглашают свой «Манифест футуристической живописи». В манифесте для футуристов целью искусства становится «создание новой реальности», в которую почерпнутые из жизни изобразительные элементы вводятся, исходя из чисто произвольного хотения и субъективной воли художника. 

Итальянские футуристы (слева направо): Луиджи Руссоло, Карло Карра, Филиппо Томмазо Маринетти, Умберто Боччони и Джино Северини перед зданием редакции газеты «Фигаро», Париж, 9 февраля 1912 г.

Вот основные тезисы манифеста: «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…»; «Мы разрушим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов, мы будем бороться против морализма,  феминизма, против всякой оппортунистической или утилитарной трусости»; «…Тащите огня к библиотечным полкам! Направьте воду каналов в музейные склепы и затопите их! И пусть течение уносит древние полотна! Хватайте кирки и лопаты! Крушите древние города!. .»; «Мы будем восхвалять войну — единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть»; «Патриотизм и любовь к войне — это принципы гигиены, без которой нет ничего, кроме упадка и смерти»; «Не существует красоты вне борьбы. Нет шедевров без агрессивности». Таким образом, предлагалось вывернуть все эстетические ценности наизнанку, и итальянские художники следуют этим предписаниям манифеста. 

Футуризм в самом широком смысле – это попытка вообразить будущее. Итак — что было для художников-футуристов определяющим признаком будущего? Прежде всего — движение. Футуристические картины – это лаборатории по созданию новых динамических форм визуальности, новых практик письма и зрительства. Как говорили сами футуристы – «чтобы писалось и смотрелось во мгновение ока». И, конечно же, прославление машины, индустриализации, урбанистической цивилизации. Маринетти мечтал о создании «механического человека с заменяемыми частями».
«Движение, которое мы хотим воспроизвести на полотне, не будет более закреплённым мгновением всемирного динамизма, это будет само динамическое ощущение…». А передача движения достигалась просто и без затей. Таким приёмом обычно пользуются мультипликаторы, разбивая и фиксируя этапы ходьбы, бега, жеста персонажа по кадрам. Футуристы совместили эти элементы в один «кадр»: на картине они показывали фазы движения одновременно. В изобразительном искусстве все-таки футуризм отталкивался первоначально от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.

В живописи и скульптуре итальянский футуризм стал предтечей многих последующих художественных открытий и течений. Так, Боччони, использовавший в одной скульптуре самые разные материалы (стекло, дерево, картон, железо, кожу, конский волос, одежду, зеркала, электрические лампочки и т. д.), стал предвестником поп-арта. Стремясь в своих футуристических скульптурах-конструкциях к объединению пластической формы, цвета, движения и звука, Балла предвосхитил и кинетизм, и позднейшие синтетические виды искусства и т.д.
Надо отметить также, что многие итальянцы-футуристы симпатизировали фашистскому режиму Муссолини, считая его воплощением мечты о великом будущем Италии. Футуризм в чистом виде очень быстро устарел и уже к 1920-м годам стал устойчивой классикой, т.е. именно тем, от чего в свое время открещивались его сторонники. А апологет футуризма Маринетти к концу своей жизни разочаровывается в фашизме, обращается к мистике и христианству. Тем не менее, война для него не теряет своей притягательности. В 1942 году Маринетти оказывается в России, вместе с фашистской армией. На сохранившихся фотографиях того периода вождь футуризма позирует с русскими крестьянами — видимо, рассматривая эту поездку как очередное авантюрное поэтическое приключение. В 1943 году Маринетти будет ранен под Сталинградом, а в 1944 году умрет. Вместе с ним и движение футуристов окончательно закончит своё существование.

А теперь непосредственно перейдем к картинам на выставке. Для подчеркивания важности роли футуризма в авангардных явлениях начала XX века, на выставке  итальянские картины (не все) из коллекции Джанни Маттиоли развешаны среди постоянной экспозиции ГМИИ. 

Умберто Боччони (1882-1916) был одним из главных теоретиков движения футуристов. Именно он адаптировал идеи Филиппо Маринетти к визуальному искусству, выпустив в 1910 году «Технический манифест футуристической живописи». Кончил трагически — после начала Первой мировой войны был призван в армию, а 16 августа 1916 года случайно упал с лошади во время тренировочных упражнений кавалерии и, получив смертельную травму, умер на следующий день. Его картина «Город поднимается», наполненная какой-то напряженной атмосферой, считается одной из знаковых произведений итальянского футуризма вообще.

Умберто Боччони. Город поднимается. 1910. Этюд к одноименной картине (1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Картон, масло. Умберто Боччони. Динамизм велосипедиста.1913. Холст, масло.

Для сравнения русского и итальянского футуризма посмотрите на следующую картину «Велосипедист», которую принято считать одной из наиболее характерных примеров футуристической живописи в целом в русском искусстве начала 1910-х годов. 

Наталья Гончарова. Велосипедист. 1913. Русский музей. Умберто Боччони. Материя. 1912. Холст, масло.

Картину «Материя» Боччони считал самой важной в своем творчестве. Эта картина — метафора всего окружающего мира. В центре картины очертания сидящего человека, сцепившего руки в кольцо, а окружает его условный пейзаж, который включает в себя собирательный образ мира: очертания домов, с черепичными крышами, горы, падающие вниз потоки воды, зеленые массивы (леса и поля), очертания розы, а в нижней части картины в центре зияет черная бездна. Изображенный на картине человек — это мать художника, ведь женщина — вечный, с древности обожествляемый символ жизни. 

Джакомо Балла (1871-1958) – представитель первой волны футуристического искусства, на чьём творчестве учились У. Боччони и Д. Северини. Прославляя динамику современного мира, Балла пытается изобразительными средствами передать основополагающие категории футуризма – «движение», «скорость», применяя принцип симультанности, то есть движение как ряд одновременно переданных на плоскости движений. Активный пропагандист футуризма он переносит его на другие виды искусства: скульптуру и прикладное искусство – театральный дизайн и костюм. Всё больше тяготея к геометрическим формам, Балла перемежает в творчестве абстрактные и фигуративные композиции. В 1930-е годы художник совсем отходит от футуризма, возвращаясь к традиционной манере выражения. 

Джакомо Балла. Меркурий проходит перед Солнцем. 1914. Холст дублированный, темпера.

Картина «Меркурий проходит перед Солнцем» вызывает мысли о величии мироздания, о космических процессах неподвластных человеку. Необычен, фантастичен ее колорит с огненными и сиреневыми красками. Художник увлекался астрономией и лично наблюдал это астрономическое явление 7 ноября 1914.

Джакомо Балла. Текущие линии + динамические последовательности. 1913. Холст дублированный, темпера.

В своих ранних экспериментах Джакомо Балла обращается к опыту фотографии. Дело в том, что еще в 70-е годы XIX  века фотограф Эдвард Мейбридж создает хронофотографию – серии фотографий движущихся объектов, где каждый из снимков серии запечатлеет отдельный момент движения. Картины Балла имитировали что-то вроде механического наложения снимков хронофотографической серии друг на друга. Как если бы на одной картине было последовательно изображено несколько моментов движения. В работе «Текущие линии + динамические последовательности» видна динамическая последовательность движущегося объекта. Нельзя понять, что именно движется, но ощущение динамики возникает. Для композиционного единства Балла добавляет сюда белые направляющие линии, указывающие на направление движения. Такой механистический способ  динамического умножения граней и контуров движущихся объектов в том или ином виде можно проследить в очень многих футуристических работах.

Джино Северини (1883-1966) еще в 1900 году познакомился с Джакомо Балла, у которого перенял дивизионистическую технику рисунка. Начиная с 1910 года главной темой произведений Северини была ночная жизнь большого города, в которых можно заметить признаки футуристического направления, выражающиеся в динамике и резкости изображения. Северини принимал активное участие в подготовке первой коллективной выставки футуристов в Париже в 1912 году. 

Джино Северини. Голубая танцовщица. 1912. Холст, масло, блестки.

Художник создал наиболее аналитическую концепцию, построенную главным образом на сдвигах изображенного на картине пространства, на смещениях и диспропорциональных соединениях различных пространственных фрагментов. Кроме того, особую роль у Северини играют цвет и эффект мозаичного дробления объектов окружающего мира. После 1916 года вернулся к жизнеподобным формам классически ориентированного реализма.

Джино Северини. Голубая танцовщица. Фрагмент.

Не просто сломать все классические приёмы в искусстве и придумать всё заново, но ещё и убежать от этих академических форм подальше. Для передачи динамики художник на картине использует технику наслоения. У голубой танцовщицы Северини будто несколько рук и ног. Фокусировка на движении передаёт стремительность наступившей новой эпохи – эпохи больших городов, фабрик и больших перемен.

Луиджи Руссоло (1885 — 1947) в своих полотнах прокламировал футуристический культ машин и движения, выраженный на полотнах геометрическими средствами. Параллельно с живописью Руссоло активно экспериментирует в музыке. Позже Луиджи Руссоло прекращает заниматься живописью и целиком посвящает себя музыке.

Луиджи Руссоло. Плотность тумана. 1912. Холст, масло.

Карло Карра (1881-1966) знакомится с футуристами в 1909 году, и год спустя подписывает первый «Манифест футуристической живописи», а в 1913 году выходит в свет его собственный манифест «Живопись звуков, шумов, запахов», в котором провозглашается одновременность восприятия какого-либо произведения искусства всеми органами чувств — зрением, слухом и обонянием. Из манифеста Карра: «Мы, художники-футуристы, утверждаем, что звуки, шумы и запахи являются частью выразительности линий, объемов и цветов, так же, как линии, объемы и цвета включены в архитектуру музыкального произведения. Таким образом, наши полотна будут выражать пластические подобия звуков, шумов и запахов, наполняющих театры, мюзик-холлы, кинотеатры, публичные дома, вокзалы, порты, гаражи, больницы, мастерские и т. д., и т. п. Для этого художник должен быть вихрем сенсаций, живописной силой и энергией, а не холодным логическим интеллектом…».

Карло Карра. Миланская галерея. 1912. Холст, масло. — Эскиз к картине Миланская галерея. 1912. Картон, карандаш.

В начале 1911 года Карло Карра подпадает под влияние живописи Поля Сезанна и пишет картины в стиле кубизма. От кубизма он позаимствовал структуру и гризайлевую манеру живописи, стремясь при этом внести в строгую кубистическую конструкцию хаотическое движение толпы, близкое футуристическому динамизму. Он вводит в свои композиции целые слова (в то время как кубисты ограничивались несколькими буквами), которые обладали каким-то изобразительным магическим воздействием. 

Карло Карра. Демонстрация интервентистов. 1914. Картон, темпера, перо, коллаж.

Прежде всего, проясню название картины «Интервенционистская манифестация». Перед Первой мировой войной в Европе существовало две масштабные коалиции – это Тройственный Союз, куда входили Германия, Австро-Венгрия, Италия и Антанта – коалиция России, Великобритании и Франции. При этом внутри Италии были и сторонники Антанты – их и называли Интервенционистами. Они активно выступали за то, чтобы в войне Италия присоединилась к Антанте, что в итоге и произошло в 1915 году.

В футуристическом духе Карра пытается передать зрелище демонстрации интервенционистов. Очень важно, что картина не построена на принципе внешнего реалистического сходства. Карра не изображает, а скорее передает синтетическое переживание этой демонстрации. Динамическое напряжение картины поддерживается за счет противостояния центробежных и центростремительных сил. Картина умышленно перегружена элементами – глаз зрителя  буквально не может ухватить все детали и за счет радиальной композиции возникает переживание, напоминающее головокружение. Это тоже программный аффект футуристической картины. В живописный слой вклеены вырезки из настоящих газет и журналов. Иногда это слова, а иногда звукоподражания выстрелам, выкрикам, сиренам. Некоторые детали отсылают к футуристическому контексту. Сверху слева вклеено слово Lecerba («Лечерба») – так назывался футуристический журнал. Здесь же по диагонали можно прочитать «Дзанг Тумб Тумб» — так называлась футуристическая поэма Филиппо Маринетти,  напечатанная в 1914 году.

Карло Карра. Преследование. 1915. Картон, темпера, коллаж.

После установления отношений с флорентийской группой «Голос», возглавляемой художником Арденго Соффичи, Карло Карра начинает свое постепенное отдаление от футуризма. Собственный стиль, в духе метафизической живописи, сформировался у Карло Карра позднее, после знакомства с Джорджо де Кирико (1888-1978) в 1916. Работы этого периода отмечены упрощением форм, изображением манекенообразных фигур (нередко без лица) или апокалипсическими сюжетами. В конце 1920-х годов Карло Карра переходит к более реалистической манере.

Карло Карра. Любовница инженера. 1921. Холст, масло. — Джорджо де Кирико. Большая башня. 1921. Холст, масло. Из собрания ГМИИ.

На выставке работа Карло Карра «Любовница инженера» висит напротив картины де Кирико из собрания ГМИИ, с которым он основал движение метафизической живописи.

Арденго Соффичи (1879 – 1964) был крупнейшей фигурой флорентийской группы футуристов. В 1911 году Соффичи пишет уничтожающую критическую статью об организованной в Милане миланской группой футуристов Маринетти «Выставке футуристической живописи». После этого выступления группа «миланцев» в составе Маринетти, У. Боччони и К. Карра отправилась во Флоренцию на встречу с Соффичи, чтобы «прояснить позиции». Встреча, назначенная в известном кафе «Giubbe Rosse», закончилась дракой, но всё-таки футуристам обеих групп — флорентийской и миланской — в конце концов удалось решить все спорные вопросы и начать сотрудничество. В 1912 году произошёл окончательный переход Соффичи в лагерь футуристов.  Но после 1915 года Арденго Соффичи постепенно отходит от футуристического искусства, перейдя на фигуративную живопись.

Арденго Соффичи. Трофейчик. 1914–1915. Холст, масло, коллаж. — Фрукты и ликеры. 1915. Холст, масло.

Оттоне Розаи (1895 – 1957) был тесно связан с группой флорентийских футуристов и особенно Арденго Соффичи.

Оттоне Розаи. Декомпозиция дороги. 1914. Холст, масло. — Динамизм. Бар Сан-Марко. 1913. Картон, масло.

Марио Сирони (1885-1961) в 1915 году стал одним из главных представителей итальянского футуризма. В начале войны Сирони записался в батальон добровольцев-велосипедистов, в котором также служили Боччони, Маринетти, Фуни, Руссоло, а в декабре подписал очередной футуристический манифест «Итальянский проект». Сирони сблизился с фашисткой идеологией, о чём вспоминал Маринетти в октябре 1919 года на собраниях Миланской организации фашистов. 

Марио Сирони (1885-1961). Белая лошадь. 1919. Холст, масло.- Композиция с винтом. 1919 (?). Картон, темпера, коллаж.

Фортунато Деперо (1892-1960) знакомится с футуристами Джакомо Балла и Умберто Боччони в 1913 году, а в 1914 году он экспериментирует совместно с Балла в области скульптуры из различных материалов и публикует вместе с ним в 1915 году художественный манифест «Футуристическая реконструкция Вселенной», согласно которому футуристическое миропонимание отныне должно было охватывать не только область искусства, но и все сферы человеческой деятельности. Претворяя эту заповедь в жизнь, Деперо проявил себя настоящим всесторонним талантом: он выступает и художником, и дизайнером, и скульптором, и графиком, и иллюстратором, и театральным оформителем, и писателем. В 1919 году мастер открывает в Роверето Художественный дом футуризма, где изготавливают настенные ковры, занавеси и мебель. По мне, так представленная картина «Портрет Жильберта Клавеля» больше супрематистическая, чем футуристическая.

Фортунато Деперо. Портрет Жильберта Клавеля. 1917. Холст, масло.

Контрапунктом футуризму на выставке являются несколько работ Джорджо Моранди (1890 – 1964). Это художник, известный предельно лаконичными – и по цвету, и по композиции – натюрмортами. На его картинах обычно изображены несколько простых предметов – чашки или кувшины — в светлой гамме, практически без деталей с нейтральным освещением, почти без теней и бликов. Искусство Моранди – это футуризм наоборот. Художник не стремился выразить движение, динамизм вещей. Если у футуристов предметы распадаются на части в динамическом потоке, то у Моранди предмет преодолевается иначе — через остановку времени. На поверхностях минималистичных ваз и столешниц Моранди время буквально останавливается. Мир Моранди абсолютно статичен, а предметы его натюрмортов так же ирреальны, как динамические фантазии футуристов. Статичность вещей Моранди останавливает и взгляд зрителя. Ваза и бутылка становятся чем-то вроде визуальной воронки для этого взгляда. После долгого рассматривания бутылок и ваз Моранди зрителю будет не так-то легко восстановить обыденный ход времени уже в повседневной жизни — вполне реальные бутылки и вазы начинают терять прикладные функции и впадают в летаргию. Так, создавая новые формы – вызывающе статичные или, наоборот, вызывающе динамичные — искусство открывает и изменяет образный мир повседневности, который иначе остался бы незамеченным, не проявленным, скрытым привычкой.

Джорджо Моранди. Бутылка и ваза для фруктов. 1916. — Розы. 1917. Обе: Холст, масло.

Работы Моранди – это искусство ради искусства. Мастер прожил жизнь без погони за конъюнктурой и продаваемостью. Он не запятнал себя сотрудничеством с итальянским фашистским режимом, как это случилось с другими художниками, работавшими в те годы в Италии. Если не брать во внимание влияние футуризма на его живопись и нескольких лет, начиная с 1918, преданности идее метафизической живописи де Кирико, он держался в стороне от интеллектуальных споров и эстетических экспериментов XX в.  Если не считать ранних пейзажей, он писал почти всегда только натюрморты, тщательно избегая литературного и символического содержания, используя тонко подобранные цветовые комбинации. Стиль художника имеет нечто общее с пуризмом, но он более поэтичный и интимный, дышащий атмосферой спокойствия и культивируемой чувствительности.

Джорджо Моранди. Цветы. 1913. Холст, масло. Джорджо Моранди. Пейзаж. 1914. Холст, масло. Джорджо Моранди. Фрагмент. 1914. — Натюрморт с корпусом часов. 1915. Обе: Холст, масло.

Более всех на живопись Моранди повлиял Сезанн, которым он восхищался. После Второй мировой войны Моранди прославился на весь мир, а его живопись за свою поэтичность и приверженность чисто эстетическим ценностям пользовалась огромным уважением в среде молодых итальянских художников.

Использованные источники: Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М. Искусство, 1987; Малая история искусств. Искусство ХХ века. М. Искусство, 1991; http://www.a-modigliani.ru/library/parizo-modilyani17.html;  https://all-art.do.am/board/stili_i_napravlenija_v_iskusstve/futurizm_chast_1_futurizm_v_italii/1-1-0-3.

Футуризм в искусстве конца ХIX — начала XX века

1. Футуризм в искусстве конца ХIX-начала XX века.

Выполнила:
ученица 9г класса
Уткина Ксения

2. «Серебряный век»

— период расцвета русской поэзии в начале XX века,
характеризующийся появлением большого
количества поэтов, поэтических течений,
проповедовавших новую, отличную от старых
идеалов, эстетику. Протекал с 1890-х вплоть до
конца 1920-х годов.
В это время менялись традиционные представления
людей об искусстве и создавались новые
необычные направления, например, акмеизм,
символизм, авангардизм, модерн, импрессионизм
и футуризм.

3. Футуризм (от итальянского futurismo / лaт. futurum – «будущее») – особое модернистское художественное течение в европейском

4. Возникновение течения:

Футуризм зародился в Италии. Лидером и
идеологом движения был литератор Филиппо
Маринетти (Наиболее известная поэма
«Красный сахар»), среди основоположников
выделяют скульптора и живописца Уго Боччони,
живописцев Карло Карра, Джино Северини,
Джакомо Балла. В одной из газет 20 февраля 1909
г. появилась статья Маринетти «Манифест
Футуризма». Само название «футуризм»
Маринетти провозглашается «телеграфный
стиль», что, в частности положило начало еще и
минимализму. Любимой темой футуристов
стало достижения техники и прогресс. Для них
новая техника делает другим человека и его
жизнь, а для этого требуется изменение методов
искусства. Ими был провозглашен культ
машинной урбанизированной цивилизации –
больших мегаполисов, высоких скоростей,
движения, силы и энергии.

5. Основные признаки:

бунтарство, анархичность мировоззрения,
выражение массовых настроений толпы;
отрицание культурных традиций, попытка создать
искусство, устремлённое в будущее;
бунт против привычных норм стихотворной речи,
экспериментаторство в области ритмики, рифмы,
ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
поиски раскрепощённого «самовитого» слова,
эксперименты по созданию «заумного» языка;
культ техники, индустриальных городов;
пафос эпатажа.

6. Российский футуризм.

В России первыми футуристами стали художники
братья Бурлюки.
Давид Бурлюк — основатель в своем имении
колонии футуристов «Гилея». Ему удается сплотить
вокруг себя самые разные, яркие
индивидуальности. Маяковский, Хлебников,
Крученых, Венедикт Лившиц, Елена Гуро –
наиболее известные имена. В
декабре 1912 года выпустил манифест «Пощёчина
общественному вкусу». Манифест призывал
«бросить Александра Сергеевича Пушкина, Фёдора М
ихайловича Достоевского, Льва Николаевича
Толстого и проч., и проч., с парохода
современности.»

7. Футуризм в литературе:

Владимир Маяковский.
Родился 7 июля 1893, Багдати, Кутаисская губерния
(Грузия).
Русский советский поэт. Один из
крупнейших поэтов XX века. Помимо поэзии ярко
проявил себя
как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноакт
ёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый
Фронт»), «Новый ЛЕФ». Первое «полустихотворение»
Маяковский напечатал в нелегальном журнале
«Порыв», который издавался Третьей гимназией. Его
слова о собственном детище: «получилось невероятно
революционно и в такой же степени безобразно».
В Москве Маяковский познакомился с революционнонастроенными студентами, начал увлекаться
марксистской литературой, в 1908 году вступил в
РСДРП. Был пропагандистом в торговопромышленном подрайоне, в 1908—1909 годах трижды
арестовывался. Маяковский широко раздвигал рамки
своих поэтических возможностей, шел к простоте
своего стиха, своего поэтического образа. Как никто
другой из поэтов, его современников, он чувствовал
пульс своего времени, энергию устремленности в
будущее.
Умер поэт , а точнее, покончил с собой 14 апреля 1930
года.
«Мой стих
трудом
громаду лет
прорвёт
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошёл
водопровод,
сработанный
ещё рабами
Рима.»

8. Футуризм в литературе:

Велимир Хлебников.
Родился 28 октября 1885 года в главной ставке
Малодербетовского улуса Астраханской
губернии. Настоящее имя — Виктор
Владимирович Хлебников. Входил в число
основоположников русского футуризма;
реформатор поэтического языка,
экспериментатор в области словотворчества
и зауми, «председатель земного шара».
Семье Хлебниковых по службе Владимира
Алексеевича приходилось часто переезжать с
места на место: в 1891 году отец семейства был
переведён в Волынскую губернию, в 1895 —
в Симбирскую. Здесь же, в Симбирске, Виктор
начинает свою учёбу в гимназии. В сентябре
1908 переехал в Санкт-Петербург, где он всерьёз
занялся литературой.
1912 год ознаменовался для Хлебникова
изданием первой книги. Тогда он уже
находился в кругу «будетлянтов».
Декабрь 1913 года был ознаменован
публикацией первого авторского поэтического
сборника Хлебникова. Он получил название
«Ряв!» и был издан при помощи Алексея
Кручёных. Уже в феврале 1914 года Давид
Бурлюк издал первый том собрания сочинений
Хлебникова, снабдив его восторженным
предисловием: «Хлебников указал новые пути
поэтического творчества!.. Хлебниковым
созданы вещи, подобных которым не писал до

9. Футуризм в литературе:

Елена Гуро.
Елена (Элеонора) Генриховна Гуро, в
браке Матюшина — русская поэтесса, прозаик и
художница. Родилась 18 мая 1877, в СанктПетербурге.
В 1909 издала первую книгу рассказов, стихов и
пьес «Шарманка»; тираж при жизни Гуро
остался нераспроданным, и оставшиеся
экземпляры поступили повторно в продажу
после её смерти. К книге сочувственно
отнеслись Вячеслав Иванов, Лев
Шестов, Алексей Ремизов и Александр Блок, с
которым Гуро была знакома лично.
В 1908—1910 Гуро и Матюшин входят в
складывающийся круг русских кубофутуристов«будетлян» . В 1910 выходит первый сборник
кубофутуристов «Садок судей», где и Гуро
приняла участие , а в 1912 Елена Гуро выпускает
второй сборник «Осенний сон», включающий
одноименную пьесу, ряд фрагментов и
иллюстрации автора.
Елена Гуро умерла 23 апреля 1913 на своей
финляндской даче от лейкемии, похоронена там
же; могила её не сохранилась. Её памяти
футуристы посвятили сборник «Трое».

10. Футуризм в русской живописи.

Как направленность в изобразительном искусстве
футуризм существовал до начала 1920‒х годов.
Русские художники в период данного времени
оказались весьма созвучны с собственным
исканиям, так как они часто пребывали в Европе.
Творческие деятели нашли личностный оклик в
манифестах футуристов итальянского
происхождения, но при этом отличались своей
идеологией. Русские художники-футуристы были
независимы от западных художников, к примеру,
воспевалось не превосходство техники, а
одиночеством людей среди машин. Как раз с этого
момента русские художники начали прибегать к
опыту традиционного искусства и начали активно
работать над созданием образов активной
современной жизни во всей ее простоте. С
уверенностью можно сказать, что для художников
футуризм в живописи ‒ это средство
самовыражения, самоутверждения. Мотоцикл
объявлен более совершенным нежели скульптуры
Микеланджело.

11. Футуризм в русской живописи:

Натан Альтман.
Родился 10 декабря 1889 года в Виннице, в
бедной еврейской семье: отец занимался мелкой
торговлей, мать служила кастеляншей в больнице. В
четырёхлетнем возрасте остался без отца, который умер
от скоротечной чахотки; жил с бабушкой.
С 1902 по 1907 г. учился изобразительному искусству в
Одесском художественном училище, затем продолжил
учёбу в парижской частной студии (1910—1911). В этот
период испытал влияние модернизма, в
частности кубизма.
С 1912 г. жил в Петербурге. Участвовал в основании
«Еврейского общества поощрения художеств». После
революции 1917 г. участвовал в оформлении
революционных празднеств в Петрограде (1918) и
Москве (1921—1928). Проявил себя и как «придворный
художник», изваяв с натуры реалистический
скульптурный портрет В. И. Ленина.
Значительное место в творчестве Альтмана занимает
театр: художник оформил множество спектаклей,
например, «Мистерия-Буфф» В. В. Маяковского
(1921, Московской цирк), «Гамлет»
У. Шекспира (1954, Ленинградский театр драмы им.
А. С. Пушкина).
Натан Альтман скончался в Ленинграде 12 декабря 1970
года, похоронен в Комаровском Некрополе,
(посёлок Комарово).

12. Наиболее популярные работы:

.
Портрет
А. А. Ахматовой
Автопортрет
Старый Еврей (портрет
дяди Н. Альтмана)

13. Футуризм в русской живописи:

Казимир Малевич .
Родился 11 февраля 1879 в
г. Киеве. Выдающийся российский и советский художникавангардист польского происхождения, педагог,
теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма —
одного из наиболее ранних проявлений абстрактного
искусства новейшего времени.
По происхождению родители поляки. Казимир стал их первенцем. В
семье было ещё четыре сына (Антон, Болеслав, Бронислав, Мечислав) и
четыре дочери (Мария, Ванда, Северина, Виктория). Всего у четы
Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них
дожили до зрелого возраста.
В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск. Здесь Казимир работал
чертёжником в Управлении Московско-Курской железной дороги,
параллельно занимаясь живописью. Вместе с соратниками по духу
Малевич сумел организовать в Курске художественный кружок. Позже,
в 1899 году , женится на Казимире Ивановне Зглейц. В 1904 вместе с
женой переезжает в Москву, где начинает активно развивать своё
творчество.
В феврале 1911 года экспонировал свои работы на первой выставке
общества «Московский салон». В апреле — мае участвовал в выставке
петербургского «Союза молодёжи».
Самое знаменитое живописное произведение Малевича —Чёрный
квадрат — являлось своеобразным живописным манифестом
супрематизма. Был впервые выставлен в Петрограде года и имел
значительный успех. Картина, по замыслу художника, являлась частью
триптиха, в который входили «Чёрный круг» и «Чёрный крест».
Казимир Малевич скончался в Ленинграде 15 мая 1935 года.

14. Наиболее популярные работы:

Чёрный квадрат.
Белое на белом.
Авиатор.

15. Библиография.

http://ergoproxysum.russelldjones.ru/meditatio04.htm
http://iskysstvoxxvek.narod.ru/kubufutur.htm
http://fb.ru/article/192810/futurizm-v-jivopisi—eto-futurizm-v-jivopisi
veka-predstaviteli-futurizm-v-russkoy-jivopisi
http://www. avangardism.ru/altman.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%
B2%D0%B8%D1%87,_%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0
%B8%D1%80_%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0
%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B
C%D0%B0%D0%BD,_%D0%9D%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BD_%D
0%98%D1%81%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1173260
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D1%80%D0%BE,_%D0%
95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%93%D0%B5%D0%BD%D1
%80%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Русский футуризм и Давид Бурлюк — отец русского футуризма — Корпус Бенуа

21 июня 2000—28 августа 2000

В отличие от западного футуризма, футуризм русский мало известен. Однако, это одно из художественных течений, вызвавшее наиболее широкий общественный резонанс, поскольку футуристическое движение в России реализовалось не только в произведениях живописи, графики, в поэзии и театре, но и в общественной жизни. «Будетляне» — люди будущего («будущники») — так называли себя русские футуристы. Несмотря на кажущуюся близость русских и европейских футуристов, традиции и менталитет придавали каждому из национальных движений свои особенности.

Одной из примет русского футуризма стало восприятие всевозможных стилей и направлений в искусстве. «Всечество» — так определил художник Илья Зданевич один из важнейших футуристических художественных принципов. Проблемы единого стиля не существовало. Многие футуристы были одновременно поэтами и художниками (Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Елена Гуро), художниками и музыкантами (Николай Кульбин, Владимир Баранов-Россинэ, Михаил Матюшин). Почти все они были склонны к теоретизированию, к рекламным и театрально-пропагандистским жестам. Это никак не противоречило их пониманию футуризма как искусства, формирующего будущего человека, независимо от того, в каких стилях, жанрах и видах работает его создатель. «Футуризм — не школа, это новое мироощущение», — писал позднее Давид Бурлюк. Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Казимир Малевич и Павел Филонов, Ольга Розанова, Николай Кульбин и Александра Экстер — все они, на определенном этапе своего творчества, отдали дань футуризму.

В центре этого звездного конгломерата всегда находился «отец русского футуризма» Давид Бурлюк, который сформулировал жизненное и творческое кредо футуризма как «свободное представление о натуре — природа, взятая в моменты своего зиждительного движения». В экспозицию выставки Русского музея входило около 200 произведений — живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, книжные иллюстрации, архивные материалы, скульптура из собрания ГРМ и частных коллекций США. Достойное место занимал искусственный стеклянный глаз Давида Бурлюка — своеобразный символ футуристического видения мира.

Государственный Русский музей благодарит членов семьи Давида Бурлюка за помощь в организации выставки.

Футуризм | Серебряного века силуэт…

Июл 29, 2013 admin

Футуризм (от лат.  futurum — будущее) — общее название художественных движений авангарда 1910-х-начала 1920-х гг. в некоторых европейских странах (прежде всего в Италии и России), близких в отдельных декларациях и избираемых темах, но обладавших разными, порой противоположными идейными установками.
Начало футуризму положил опубликованный в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 г. «Манифест футуризма» итальянского поэта Ф.Т. Маринетти. Национализм и шовинизм, бунтарско-анархический характер, экзальтированно-эпатажный тон манифеста в сочетании с апологией часто поверхностно понятых новейших научно-технических достижений и полным отрицанием всех духовно-культурных ценностей прошлого, привели к тому, что на призыв Маринетти своим творчеством откликнулась группа молодых художников из Милана, а затем и других городов Италии. 11 февраля 1910 г. появляется «Манифест художников-футуристов», а 11 апреля того же года — «Технический манифест футуристической живописи», подписанные У. Боччони, Дж. Балла, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. Северини.
Особое воздействие на умы футуристов оказали также некоторые идеи Ф. Ницше, интуитивизм А. Бергсона, бунтарские лозунги анархистов.
Футуризм отрицал традиционную культуру (особенно ее нравственные и художественные ценности), культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии), в поэзии разрушал естественный язык. Футуристы с восторгом встретили Первую мировую войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли. Собственно и сам футуризм как некое целостное художественно-эстетическое движение завершился с началом этой войны. Уцелевшие после войны футуристы двигались в искусстве каждый в своем направлении, некоторые из них примкнули к фашистской партии Муссолини, увлеченные его идеями насильственного переустройства мира.
В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, у которого заимствовал цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял многие элементы формы и приемы организации художественного пространства. Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения.
Первая значительная выставка итальянских футуристов прошла в Париже в 1912 г. и затем проехала по всем художественным центрам Европы (Лондон, Берлин, Брюссель, Гамбург, Амстердам, Гаага, Франкфурт, Дрезден, Цюрих, Мюнхен, Вена). Везде она имела скандальный успех, но практически нигде футуристы не нашли серьезных последователей, кроме России, куда выставка не доехала. Русские художники сами в тот период часто бывали в Европе, и идеи и манифесты футуристов оказались во многом созвучны их собственным исканиям. Первый футуристический манифест Маринетти уже через несколько дней после его появления в «Фигаро» был переведен и опубликован в петербургской газете «Вечер» 8 марта 1909 г. Он сразу же привлек к себе внимание художников и литераторов.
Отправной точкой футуризма в России стала революция в области языка.
В русской литературе существовало несколько футуристических группировок. Наиболее важной из них и близкой к собственно футуризму было объединение кубофутуристов «Гилея», члены которого именовали себя «будущниками» или «будетлянами».

      Близки к кубофутуристам «Гилеи» были и другие литературно-художественные объединения (зачастую в разные объединения входили одни и те же члены) — «Союз молодежи», «Ослиный хвост», «Центрифуга».
Особняком стояла группа «эгофутуристов», созданная И. Северяниным в 1911 г.
После Октябрьской революции отдельных принципов футуризма придерживались представители ОПОЯЗа и формальной школы.

Кубофутуризм | художественное движение | Britannica

Кубофутуризм , русский Будетлянство, также называлось Русский футуризм , русское авангардное художественное движение 1910-х годов, возникшее как ответвление европейского футуризма и кубизма.

Термин кубофутуризм впервые был использован в 1913 году искусствоведом в отношении поэзии членов группы Гилея (русская Гилея), в которую входили такие писатели, как Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Давид Бурлюк и Владимир Маяковский.Однако эта концепция приобрела гораздо более важное значение в изобразительном искусстве, вытеснив влияние французского кубизма и итальянского футуризма, и привела к отличному русскому стилю, в котором соединились черты двух европейских движений: фрагментированные формы слились с представлением движения. Стиль кубофутуризма характеризовался разрушением форм, изменением контуров, смещением или слиянием различных точек зрения, пересечением пространственных плоскостей и контрастом цвета и текстуры.Также типичным — и одним из ярких аспектов одновременного движения синтетического кубизма в Париже — было наклеивание на холст посторонних материалов: полосок газет, обоев и даже небольших предметов.

Британская викторина

Лучшая викторина по искусству

От символизма до скульптуры — эта викторина познакомит вас с вашей художественной стороной.

Художники-кубофутуристы подчеркнули формальные элементы своих работ, проявив интерес к соотношению цвета, формы и линий. Их внимание было направлено на подтверждение внутренней ценности живописи как формы искусства, не полностью зависящей от повествования. Среди наиболее известных художников-кубофутуристов были Любовь Попова ( Путешествующая женщина, , 1915), Казимир Малевич ( Авиатор, и Композиция с Моной Лизой, , оба 1914), Ольга Розанова (серия «Игральные карты», 1912–15), Иван Пуни ( Бань , 1915) и Иван Клюн ( Озонатор , 1914).

Живопись и другие искусства, особенно поэзия, были тесно переплетены в кубофутуризме через дружбу между поэтами и художниками, в совместных публичных выступлениях (перед скандализованной, но любопытной публикой) и в сотрудничестве для театра и балета. Примечательно, что книги «заумной» поэзии ( zaum ) Хлебникова и Крученых иллюстрированы литографиями Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, Малевича и Владимира Татлиных, Розановой и Павла Филонова.Кубофутуризм, хотя и краткий, оказался жизненно важным этапом в русском искусстве в его стремлении к необъективности и абстракции.

Новое русское искусство и итальянский футуризм на JSTOR

Информация о журнале

Миссия Art Journal, основанного в 1941 году, состоит в том, чтобы предоставить форум для научных исследований и визуальных исследований в области изобразительного искусства; быть уникальным голосом в этой области в качестве авторитетного, профессионально опосредованного форума по искусству; работать в пространстве между коммерческими издательствами, академическими изданиями и издательствами художников; быть педагогически полезным, устанавливая связи между теоретическими вопросами и их использованием в обучении на уровне колледжа и университета; изучить взаимосвязи между различными формами художественной практики и производства, а также между созданием искусства, историей искусства, визуальными исследованиями, теорией и критикой; дать возможность высказаться и публиковаться художникам, историкам искусства и другим писателям в области искусства; быть чутким к актуальным вопросам искусства как на национальном, так и на глобальном уровне; сосредоточить внимание на темах, связанных с проблемами двадцатого и двадцать первого веков; способствовать диалогу и дебатам. Журнал, который приветствует авторов и художников со всего мира и на всех этапах карьеры, издается Ассоциацией искусств колледжей четыре раза в год весной, летом, осенью и зимой.

Информация об издателе

Основанная в 1911 году Художественная ассоциация колледжа … Способствует передовому опыту и преподаванию истории и критики. изобразительного искусства и творчества и технических навыков в преподавании и практики искусства.Облегчает обмен идеями и информацией между заинтересованными в искусстве и истории искусства. Выступает за всестороннее и инклюзивное образование в области изобразительного искусства. Выступает от имени членов по вопросам, касающимся изобразительного искусства и гуманитарных наук. Предоставляет возможности для публикации стипендий, критики и работ художников. сочинения. Способствует развитию карьеры и профессионального роста. Определяет и разрабатывает источники финансирования практики искусства и стипендий в искусство и гуманитарные науки. Отмечен достижениями художников, искусствоведов и критиков. Формулирует и подтверждает высочайшие этические стандарты поведения профессия. Разрешение на фотокопирование текстов для внутреннего или личного использования (помимо этого разрешено разделами 107 и 108 Закона США об авторском праве), или однократно, ограниченное использование в некоммерческих учебных заведениях в учебных пакетах или закрытый доступ в учебных заведениях. веб-сайты курса Интранет, предоставленный Ассоциацией искусств колледжа без обвинение. Для других целей, пожалуйста, сначала свяжитесь с отдельным автором и / или другим правообладатели, чтобы получить письменное разрешение, затем Колледж художественной ассоциации.

Русские художники, рисовавшие футуризм влево


Портрет (1915) Любови Поповой (Фото: Государственный музей современного искусства — собрание Г. Костаки)


Социалисты часто чувствовали себя неуютно в футуризме. Это итальянское художественное движение, основанное в 1909 году, воспевало новые технологии, самолеты и средства массовой информации, но также превозносило войну и колониализм.

Многие из ее лидеров, такие как Филиппо Томмазо Маринетти, позже стали откровенными сторонниками фашизма.

Марксистский критик Вальтер Беньямин выступил с критикой футуризма в 1930-х годах, противопоставляя его русскому конструктивистскому художественному движению, которое присоединилось к октябрьской революции 1917 года.

Парадокс, однако, заключается в том, что русский конструктивизм вырос из итальянского футуризма — как демонстрирует эта своевременная выставка в галерее Estorick Collection на севере Лондона.

Российская группа художников-футуристов образовалась примерно в 1910 году. Их первый манифест «Пощечина общественному вкусу» появился в 1912 году и был составлен, в том числе, поэтом и художником Владимиром Маяковским.

У русских футуристов было много общего с итальянцами — они слишком романтизировали технику. Но с самого начала были отличия. Картины и книжные иллюстрации Казимира Малевича и Натальи Гончаровой демонстрируют влияние русского народного искусства, особенно «лубка», или гравюры на дереве.

Вопреки реалистическим претензиям буржуазного искусства русские видели будущее в схематичных искаженных фигурах, нарисованных анонимными крестьянами-художниками.

Также примечательно, учитывая включение Маринетти «презрения к женщине» в его футуристический манифест, что почти половина русских футуристов составляли женщины, из которых наиболее заметны Варвара Степанова, Ольга Розанова, Любовь Попова и Наталья Гончарова.

Обещание

Еще одно отличие — резкие, четкие линии, которые проникают в русские изображения примерно с 1913 года. «Металлизация человеческого тела», обещанная итальянскими футуристами, нашла свое воплощение больше в роботизированных фигурах Малевича, чем в мягком пастельном пятне итальянских художников, таких как Джино Северини.

Картина Поповой «Портрет» (1915), на которой написано слово «футуризм», показывает середину между двумя стилями.

Футуристическая тема столкновения человека и машины после 1914 года приобрела совсем другое значение. Группа футуристов Маринетти вызвалась участвовать в Первой мировой войне. Несмотря на смерть своего великого скульптора Умберто Боччони, они оставались милитаристскими даже после окончания войны.

Реакция русских на войну была более неоднозначной. Первоначально Малевич и Маяковский (примкнувшие к большевикам в 1908 году, но затем отошедшие от политики) разработали пропагандистские плакаты с народными изображениями заколотых штыками немцев.

Их энтузиазм по поводу войны длился недолго. К 1915 году Маяковский ревел антивоенные стихи вроде «Ты!».

Кардинально изменилось и присутствие войны в русском футуристическом искусстве. В серии «Универсальная война» Розановой абстрактные формы использовались для создания бесчеловечных изображений резни.

К 1915 году Малевич полностью стер человеческие фигуры и принял абстракцию. Тем временем Владимир Татлин начал использовать в своих экспонатах актуальные промышленные материалы.

Затем наступила большевистская революция 1917 года. Маяковский тогда писал: «Октябрь. Принимать или не принимать? Для меня, как и для других московских футуристов, этот вопрос никогда не возникал.Это моя революция ».

Малевич, Попова, Татлин и другие работали над оформлением улиц, массовыми гуляниями и агитационными плакатами нового рабочего правительства.

Напротив, Маринетти и его окружение после войны сформировали футуристическую политическую партию, которая вскоре была поглощена фашистским движением Бенито Муссолини.

Большевик-революционер Лев Троцкий сочувственно критиковал русский футуризм. Он переписывался с итальянским коммунистом Антонио Грамши о политическом значении этого нового художественного движения.

В письме Троцкому 1922 года Грамши предполагает, что итальянские левые упустили хитрость, не сделав попыток поддержать футуристическое движение.

Грамши подчеркнул, что у футуристов была большая аудитория из рабочего класса, привлеченная их иконоборчеством, и они защищали их в уличных драках от попыток сорвать их выставки.

По мнению Грамши, игнорирование футуристов сделало их подверженными фашизму, который тогда имел «революционные» претензии и мог монополизировать новые, антитрадиционные культурные формы.

Завершен

Сам Маринетти утверждал, что «рад узнать, что все русские футуристы — большевики … но [в Италии] нам предстоит совершить другую революцию». Тем не менее, итальянский футуризм закончился как движение после его поглощения фашизмом и перестал производить серьезные новаторские работы — например, Северини вернулся к классическому искусству.

В Советской России примерно с 1919 года футуристы начали называть себя «конструктивистами» — фраза, выражавшая их интерес к промышленности и построению нового общества.Их работы вышли из галерей на улицы, но остались радикальными.

Примером может служить проект массового фестиваля в честь съезда Коммунистического Интернационала в 1921 году, сделанный Поповой и Александром Весниным.

На одной стороне изображен старый капиталистический город и его мрачные многоквартирные дома, а на другой — новый социалистический город с необычными сооружениями, бросающими вызов гравитации.

На протяжении 1920-х годов конструктивисты занимались дизайном для промышленности, одежды, массового производства книг и зданий.Фашистским итальянским футуристам пришлось ограничить свой «новый мир» холстом.

Разные траектории итальянского и русского футуризма отражают потенциал самой технологии. Технологии могут быть орудием убоя или производства бесполезных потребительских товаров.

В качестве альтернативы, он может стать основой общества, которое использует свои инновации для удовлетворения потребностей людей. В своих лучших проявлениях русские футуристы дали нам зарисовки того, каким может быть это общество.

Пощечина! «Футуристы в России» откроется в среду на этой неделе в коллекции Estorick Collection, Canonbury Square, London N1.Он закрывается 10 июня, а с 23 июня по 18 августа переезжает в Галерею Хаттона в Ньюкасле. Перейти на www.estorickcollection.com

IdeelArt | Интернет-галерист

    • Войти
    • Зарегистрироваться
  • 0

      Ваша корзина пуста

  • £ GBP

  • см

    9011 9011 9011 9011
    • Произведения искусства
    • Художники
    • Журнал
    • Контакты
      • Логин
      • Зарегистрироваться
    • 0

        2 9118

      • 0

          2

        • Произведения искусства
        • Художники
        • Журнал
        • Контакты
        • Счет
        • Список желаний
        • Валюта (£ GBP)
        • Измерение (см)
        • Регистр
        • Назад
        • Назад
        • см
        • дюйм

      Переключить навигацию