Итальянский футуризм: история Филиппо Томмазо Маринетти
22 декабря исполнилось 145 лет со дня рождения Филиппо Томмазо Маринетти — поэта-скандалиста, вождя итальянского футуризма, солдата нескольких войн и покорителя женских сердец. Маринетти верил, что война необходима как единственная гигиена миру, дружил с дуче Муссолини и создал манифест футуризма, который сильно повлиял на русских футуристов и при этом сильно их раздражал — они не хотели признавать первенство итальянца в новом искусстве. Интерес к артистическому детищу Маринетти не утихает: на аукционе Sotheby’s за многие тысячи евро были проданы артефакты движения, а в ГМИИ им. Пушкина проходит выставка итальянского футуризма из коллекции миланского коллекционера Джанни Маттиоли.
Теги:искусство
Рождение футуризма из духа эпохиСтремительный XX век ворвался в мерный ход человеческой истории на аэроплане, обдавая бензиновыми парами автомобиля, стрекоча пулеметами и лязгая конвейером. Скорость и движение стали его символами. Дерзко и решительно он старался отмежеваться от прошлого, чествуя новизну и уверенную поступь вперед. Одержимость, почти религиозная вера в прогресс и технику охватила передовые общества, грезы о будущем вскружили голову. Казалось, что возможно все, а человечеству теперь по плечу любая, даже самая безумная утопия. Вместе с этим массы ворвались на сцену общественно-политической жизни, а самыми модными философами сделались воспевший волю к власти Фридрих Ницше и Анри Бергсон с его идеями «жизненного порыва» и творческой интуиции. С другой стороны, наравне с прогрессистскими мнениями, широкую популярность обрели различные мистические течения, критика рационализма и психоаналитические штудии. Начиналась реакция взрывоопасной смеси разнородных тенденций. Шестеренки эпохи завращались с бешеной скоростью, приводя в движение тектонические пласты всех сфер жизни от повседневности до религии, нравов и идеологий. Художники, поэты, деятели искусств искали новые формы выражения. В своих экспериментах они вышли далеко за пределы собственных мастерских, устремившись на улицу и в радикальную политику.
Именно в эту тревожную пору талантливый итальянский поэт, эксцентрик, журналист и теоретик искусств Филиппо Томмазо Маринетти объявляет о создании нового бескомпромиссного художественного течения. Он назвал его «футуризм» и возвестил о нем в феврале 1909 года на страницах газеты Le Figaro, опубликовав скандальный манифест, в котором превозносил скорость, войну, риск, молодость, насилие и технику. Казалось, что само время подготовило появление футуризма на свет: к движению в Италии примкнуло большое количество мятежных талантов и молодых авторов, которые хотели заявить о себе в стране великого культурного наследия, которая давно уже превратилась в музей, показать, что на полуострове есть и актуальное искусство, а не только античные статуи. Футуристы прославились своими выходками, радикальными памфлетами, перформансами, провокативной живописью, стихами и романами. Сам Маринетти оказывался на скамье подсудимых по делу об аморальности своих сочинений, успел побывать на войне и стал звездой литературных салонов во Франции (первоначально он публиковался именно там) и в Италии. Не отставали от него и товарищи, устраивавшие потасовки на выставках, ходившие на митинги различных новых политических сил и сочинявшие собственные хлесткие манифесты. Зазвучали имена художников: Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джакомо Балла, Джино Северини.
Итальянский футуризм vs русский футуризмСлава о новом художественном течении и его вожде распространилась далеко за пределы Италии и Франции. Соратник Маринетти Паоло Буцци публиковал самые свежие статьи о футуризме и вел хронику движения в режиме реального времени в авторитетном русском журнале искусства «Аполлон», а манифесты футуризма переводились на русский язык. Дошло даже до того, что с подачи журналистов любое новое художественное течение начали называть футуризмом. Относилось это и к русским деятелям авангарда, которые никак не хотели признавать первенство скандального итальянца. В конечном счете Маринетти сам прибыл в Россию в начале 1914 года и поразительным образом заинтересовал в первую очередь старших художников и критиков, а вот молодые русские футуристы встретили заморского коллегу неоднозначно, некоторые из них и вовсе в штыки, отметились выходками на его выступлениях и провоцировали конфликт. Хотя последнее, несомненно, больше соответствовало духу самого движения, чем учтивые беседы искусствоведов. Посредством лекций и бесед в Санкт-Петербурге и Москве Маринетти намеревался создать что-то вроде единого европейского радикального художественного движения, но, как и было сказано выше, успеха в этом деле не достиг. Антизападно настроенные русские коллеги (Бурлюк, Маяковский, Каменский) встретили заморского гостя прохладно. Исключения сделали лишь Вадим Шершеневич, переводивший итальянского гостя, Илья Зданевич, который, несмотря на в целом критический настрой в отношении Филиппо Томмазо, пожал ему руку во время совместного выступления в Политехническом музее Москвы, а также Николай Кульбин, создавший портрет Маринетти.
В Петербурге же Велимир Хлебников и Бенедикт Лившиц устроили на выступлении итальянца оскорбительный перформанс, в ходе которого еще и умудрились поругаться между собой. Также Лившиц организовал вечер критики итальянского футуризма «Наш ответ Маринетти», на котором, впрочем, последний не присутствовал. Позже Маринетти отшучивался, что всему виной чрезвычайный успех у русских женщин, который он имел во время приезда. Но на деле причины, конечно, были более основательные. Русские футуристы настаивали на своей самобытности и не разделяли ультрасовременных восхищений техникой и скоростью, которые были общим местом для итальянских художников и поэтов. В целом отечественные авангардисты оказались эстетически и идеологически далеки от своих итальянских собратьев. Сюда же добавлялось традиционное для русской культуры противопоставление Востока и Запада. Маринетти вынужден был признать, что с русскими коллегами у него мало общего, а Хлебников и вовсе говорит на каком-то «доисторическом пещерном языке». Не стоит забывать, что даже в самоназваниях русские художники старались отмежеваться от навязчивого ярлыка «футуризм» и изобретали собственные течения: «будетляне», «гилейцы» и т. д. Не близкими были для русских футуристов и увлечения политикой (за исключением Маяковского), которой вдохновлялись итальянцы. Скорее их интересовала некая индивидуальная духовная революция. Вскоре контакты между двумя странами осложнились из-за начавшейся Первой мировой войны. К идее альянса с русскими футуристами Маринетти больше не возвращался, хотя с ними ему суждено будет встретиться еще не раз лично и на страницах печати.
Италофутуристический роман с политикойИтальянский футуризм изначально ставил перед собой амбициозные и далекоидущие цели. Они были связаны с целостной трансформацией человека и мира через новую мифологию будущего. Футуристы предлагали изменить буквально все стороны жизни: взаимоотношение мужчины и женщины; труд и досуг; даже кухню, призывая итальянцев отказываться от макарон, которые, по мнению авангардистов, делали обитателей Апеннинского полуострова тучными и малоподвижными. Разумеется, политика также виделась логичным продолжением художественных средств. На раннем этапе своей деятельности Маринетти был близок со средой анархистов и синдикалистов, которые помогали ему распространять идеи, печатали его воззвания и организовывали выступления. И это не удивительно, ведь именно эти силы наиболее радикально заявляли о своей борьбе с архаикой, а также не уклонялись от прямого силового противостояния со своими оппонентами. Здесь уместно вспомнить и картину Карло Карра «Похороны анархиста Галли» (1911), изобразившего траурную процессию, перерастающую в яростный стихийный митинг по случаю гибели рабочего-активиста Анджело Галли в стычке с полицией.
Радикальный же поворот в политических поисках обозначила Первая мировая война. Маринетти был известным страстным итальянским патриотом и певцом современных баталий. Он уже успел побывать на фронте Итало-Турецкой войны (1911-1912) и сочинить о своем лихом путешествии поэму. Для Маринетти и других футуристов вступление Италии в разразившийся большой европейский конфликт было делом правильным и необходимым. Однако правительство Италии мешкало и не торопилось занять какую-либо позицию в противостоянии держав Старого Света. Возникло движение интервентистов, выступавших против нерешительности итальянских властей и призывавших к скорейшему вступлению в войну на стороне Антанты против Германии и Австро-Венгрии, к которой у Италии были территориальные претензии. Для футуристов эти страны, кроме того, символизировали европейскую старину, ретроградность, тот самый пассеизм с которым они боролись. К этому периоду относится и знаменитая картина уже упомянутого нами Карло Карра «Интервентистская манифестация» (или «Патриотический праздник»). Находясь в тюремном заключении после очередной демонстрации, Маринетти знакомится с таким же яростным, как он сам, предводителем социалистов-интервентистов Бенито Муссолини. Лидеры движений становятся друзьями. В мае 1915 года Италия все же начинает войну против Центральных держав, и Маринетти отправляется на поля сражений. С ним же уходят воевать и другие футуристы. Но кому-то из них, увы, будет не суждено вернуться домой: Умберто Боччони погиб на военных учениях, а Антонио Сант-Элиа, автор «Манифеста футуристической архитектуры», в бою. Луиджи Руссоло получает тяжелое ранение. Маринетти также был ранен, но в госпитале времени не терял. Там он пишет новое скандальное сочинение «Как соблазняют женщин». Войну он пройдет до победного конца командиром бронемашины. Свой боевой опыт вождь итальянского футуризма изложит в футуристическо-автобиографическом романе «Стальной альков».
Итальянское общество вышло из войны с великими надеждами на обновление, но окунулось в пучину социально-экономической нестабильности, так и не обнаружив результатов долгожданной победы. Все жаждали перемен. Учитывая боевой опыт, полученный поколением и готовность им воспользоваться, ситуация в стране становилась крайне напряженной. Коммунисты вдохновляются событиями в России. Но им начинают противостоять социалисты особого, патриотического толка (многие из бывших фронтовиков), которые организуются в боевые дружины для открытого силового сопротивления на улицах итальянских городов. Эти объединения получат название «фасции борьбы», а движение станет именоваться фашистским. К нему на самом раннем этапе примкнул поэт и ветеран Маринетти, вновь увлекая за собой свою братию. Необходимо отметить, что не все футуристы поддержали этот порыв, а некоторые художники, первоначально составлявшие костяк движения, уже отошли от него. Главный итальянский футурист участвует и в первом же митинге в Милане на площади Сансеполькро, организованном новым движением Муссолини, чему традиционно посвящает пламенную поэму (да-да, Маринетти вообще написал немало). Это произошло в 1919 году, однако уже в следующем году Маринетти покидает фашистскую партию, протестуя против ее консервативных установок, но до конца дней остается «беспартийным фашистом». Дуче итальянского футуризма приветствует «поход на Рим» в 1922 году и установление новой власти с Муссолини во главе.
В 1929 году Маринетти становится членом Итальянской академии. Случай Маринетти лишь один из многих примеров того, как итальянские интеллектуалы сотрудничали с новой властью: можно вспомнить известного философа-неогегельянца Джованни Джентиле, писателя Джованни Папини, художника Арденго Соффичи и многих других. Футуризм же наравне с некоторыми иными стилями получает признание режима — футуристы оформляют официальные журналы, проводят свои выставки и участвуют в государственных. Появляется новое поколение художников, уже так называемого «второго футуризма». Темы их творчества часто перекликаются с властными установками тех лет. Футуристическое движение в Италии сойдет на нет лишь в 1944 году, вместе со смертью Маринетти, которая почти совпала и с окончательной гибелью режима Муссолини. Хотя и после войны оставались верные футуризму художники, которые продолжали традиции самого бунтарского течения в искусстве первой половины XX века. Среди них был, к примеру, Туллио Крали, до конца дней обращавшийся к стилю «аэроживописи», который придумал вместе с Маринетти.
Джанни Маттиоли и послевоенная реабилитация итальянского футуризмаВ отличие от русских авангардистов, которые оказались для большевиков всего лишь «попутчиками», итальянские футуристы были полноценными участниками и даже творцами новой политики. Их мечтания разбились о суровую реальность, а после Второй мировой войны они были преданы забвению и прокляты. Кроме того, изоляционистская позиция, в которой оказалась Италия в течение 1920–1940-х годов, не способствовала широкому распространению знаний о футуризме. Не только любители, но и многие профессионалы продолжали не замечать его новаторства и открытий, сосредотачиваясь всецело на изучении наследия французского авангарда. Ситуация могла показаться безнадежной, но появился человек, который взял на себя трудную миссию постоять за итальянский футуризм и рассказать о нем за пределами его родины. Его зовут Джанни Маттиоли.
Item 1 of 11
1 / 11
Тонкий специалист и ценитель искусства XX века, Маттиоли был бесконечно предан футуризму и футуристам, многих из которых знал лично. Еще в начале 1920-х годов он познакомился с Фортунато Деперо, а затем и с Луиджи Руссоло и самим Маринетти. В то время Маттиоли ввиду сложного финансового положения не мог позволить себе приобрести работы мастеров, но с великой усидчивостью погрузился в их изучение. Он интересовался истоками и актуальными направлениями не только в современном итальянском искусстве, но и в европейском в целом, ставил художественные эксперименты своих соотечественников в более широкий культурный контекст. Со временем судьба стала благоволить итальянцу, и у него появились средства для создания собственной коллекции произведений искусства. С 1943 года Маттиоли начинает собирать работы футуристов, помогая некоторым из них в этот непростой период сводить концы с концами. После войны ему удается заполучить ряд ключевых для своей коллекции работ. Среди них произведения не только футуристов. Картины Амедео Модильяни, Джорджо Моранди, Джорджо де Кирико позволяли поместить футуризм в артистический контекст того времени. В это же время Маттиоли решает поделиться своим собранием с широкой публикой, привлекая внимание ценителей и специалистов. Он открывает для посещения свою коллекцию в Милане с 1950 года, а затем предоставляет ее для международных выставок, получая признание от ведущих галеристов мира. В 1953-1954 годах формирование собрания Маттиоли было завершено, и он активно занялся его продвижением. Перед Маттиоли стояла непростая задача: необходимо было представить такое многогранное и радикальное движение, как итальянский футуризм, именно с точки зрения истории искусства, сделать упор на его художественной ценности, а не на его месте в общественно-политических бурях XX века. И, кажется, выдающемуся коллекционеру это удалось: его собрание из 26 уникальных работ можно наблюдать до 16 января в ГМИИ им. Пушкина в Москве.
Футуризм (1909-1916 годы). История искусства
Пока во Франции развивался кубизм, в Италии группа молодых художников обсуждала новые идеи. В период с 1909 по 1916 год футуристы, как они себя называли, создали новое искусство, которое, по их мнению, разрушало все старые традиции и было обращено полностью в будущее — прекрасный новый мир современных технологий.
Футуризм — единственное авангардное течение, центр которого находился не в Париже, а в Италии. В 1909 году поэт и журналист Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944) написал манифест футуризма, восхваляющий юность, машины, движение, мощь и скорость. В то время не существовало еще ни одного футуристического произведения — все идеи были чистой теорией. Для Маринетти и его друзей эти заводы, машины, индустриальный прогресс в целом символизировали всеобщее светлое будущее. Им казалось, что настало время отбросить наследие классического искусства и Возрождения и открыться новым идеям.
Филиппо Томмазо Маринетти
Прославляя насилие
Стоило Маринетти опубликовать первый футуристический манифест в декабре 1908 года в итальянской «La Gazzetta dell’Emilia», а месяц спустя во французской «LeFigaro», как революционную идею подхватили прочие писатели, художники, архитекторы, дизайнеры и композиторы. Они были согласны с тем, что век машин повернет к лучшему жизнь всего человечества. В 1910 году группа художников выпустила второй манифест, который они назвали «Манифест художников-футуристов», подписанный Умберто Боччони (1882-1916), Джино Северини (1883-1966), Джакомо Балла (1871-1958), Луиджи Руссоло (1885-1947) и Карло Карра (1881-1966). Он был даже радикальнее первого и содержал требование ко всем итальянским художникам забыть об опыте прошлого. Критикуя классическую живопись, футуристы всячески превозносили современные технологии.
Уже через месяц появился «Технический манифест футуристической живописи», призывавший искать новые методы изображения динамики движения в изобразительном искусстве. С 1909 по 1916 год было выпущено более пятидесяти манифестов, каждый из которых содержал не только информацию о воззрениях авторов, но и прямые указания, как должен думать и творить современный художник. Футуристов вдохновляли, помимо технических достижений, экспрессионизм, неоимпрессионизм, кубизм и музыка Игоря Стравинского (1882-1971).
Промышленные достижения, прогресс и даже война казались им захватывающим приключением, стремительным и современным, что, безусловно, стоило увековечить в произведениях искусства. Не в последней степени потому, что футуристы были убеждены: все это поможет избавиться от общественных предрассудков и социального неравенства. Они утверждали, что «война — это единственная гигиена мира». И даже готовы были воспевать насилие и жестокость, пока не столкнулись лицом к лицу с ужасами Первой мировой войны.
Умберто Боччони
Джино Северини
«Я хочу рисовать новое, плоды нашей индустриальной эры» Умберто Боччони
Игорь Стравинский
Ритм и цикл
Маринетти в своем манифесте писал о рождении новой красоты — красоты скорости. В своих произведениях футуристы действительно стремились изобразить прежде всего энергию и скорость. Чтобы добиться этого, они использовали ритмически повторяющиеся штрихи, прерывистые последовательности размытых форм, демонстрирующие их знакомство с фотографией и недавно открытым рентгеновским излучением. Объекты изображались одновременно с разных сторон, но не так радикально, как в кубизме. Чистые краски, волнистые прерывистые мазки, диагональные линии — все это создавало эффект движения и света, в двух и трех измерениях.
Для большей жизненности комплементарные цвета совмещались. Среди вполне реалистичных работ встречаются и абстрактные; большинство авторов считали, что процесс создания картины так же важен, как и сама завершенная работа, а интуиция и «одновременность» (разных ракурсов) гораздо важнее тщательного планирования. Первая крупная выставка футуристов прошла в Милане в 1911 году, а в 1912-м экспозиция была представлена в Париже, откуда отправилась в путешествие по европейским городам. Выставка произвела фурор в Цюрихе, Вене, Берлине, Лондоне и Брюсселе.
Футуристические идеи стремительно распространялись по всей Европе. Не удовлетворившись радикальным отказом от традиций и опыта прошлого, футуристы вскоре начали критиковать и кубизм за недостаточную прогрессивность. Впрочем, в будущем кубизм оказался куда более влиятельным и авторитетным явлением, чем футуризм. Между тем футуризм оказался востребован в скульптуре, поэзии, музыке. А родоначальники его достигли такого мастерства в продвижении своих идей путем организации лекций, публичных дискуссий и прочих рекламных трюков, что невольно внесли немалый вклад в развитие современных пиар-технологий.
«Великолепие мира обогатилось новой красотой — красотой скорости» Филиппо Томмазо Маринетти
Последствия войны
Футуристы испытывали такой восторг перед будущим, что недооценили бессмысленность войны и разрушительную силу усовершенствованного оружия, перед которым они благоговели. С вступлением Италии в Первую мировую войну в 1915 году наивности в них поуменьшилось. Боччони и архитектор-футурист Антонио Сант’Элиа (1888-1916) погибли на фронте в 1916-м, Руссоло был тяжело ранен. И хотя после 1918 года группа футуристов была реорганизована, к тому времени художники, лишившись оптимистических иллюзий, придерживались совсем иных взглядов. Футуризм прекратил существование, но его отголоски еще будут звучать в авангардных течениях разных стран — в русском футуризме, ар-деко, конструктивизме, дадаизме и сюрреализме.
«Динамизм велосипедиста»
Футуристов настолько заворожила идея скорости и динамики, что они с восторгом приветствовали современные технологии и преклонялись перед мощью машин. Это абстрактное изображение велосипедиста и велосипеда, но человеческая фигура и машина слились в одно целое, хотя на полотне можно различить несколько привычных элементов — горный пейзаж, солнечный блик на металле. Скорость передана прерывистыми мазками, короткими незавершенными окружностями — стремительно вращающиеся колеса и мелькающие спицы. Боччони постарался передать «ощущение динамики» скорости — диагональные линии, повторяющиеся острые углы, создающие определенный ритм.
«Динамизм велосипедиста», Умберто Боччони, 1913, холст, масло
Отвергая прошлое
Презирая благоговение перед художественным наследием Италии, футуристы считали себя подлинными революционерами. Италия переживала культурный кризис, и многие чувствовали себя попавшими в западню, застрявшими между славой прошлого и убогостью настоящего. Футуристы призывали своих последователей сжечь академии и музеи, им отвратительна была сама идея изображения обнаженного тела. Они предвкушали разрушение старого мира в огне войны.
Поделиться ссылкой
История футуризма — забастовочные журналы
Написано журналом Strike
Мода и искусство всегда представляли собой форму путешествия во времени. В то время как некоторые дизайнеры наслаждаются винтажными образами, другие интересуются тем, как будет выглядеть будущее. В любой отрасли люди всегда задаются вопросом: какой будет следующая тенденция? Как будут выглядеть технологии будущего? Как Земля и человеческий род будут функционировать в будущем, то есть будем ли мы все еще на Земле?
Футуризм — это движение в искусстве, музыке и литературе, зародившееся в Италии и ознаменовавшее попытку «дать формальное выражение динамической энергии и движению механических процессов», согласно словарю Merriam Webster Dictionary.
Изображение предоставлено Галереей Уффици
В начале 1920-х годов футуризм ассоциировался с нарушением правил моды. Мода 20-х годов была простой, симметричной, вежливой и единообразной. Нарушение этих норм означало бы введение асимметрии, более ярких цветов и ношение удобной и просторной одежды. Тута (название происходит от итальянского слова «tutta», означающего «все/все») от Ernesto Michahelles, по сути, представляла собой комбинезон унисекс, сделанный из одного куска ткани. Для создания этого предмета одежды в форме буквы «Т» потребовалось немного стежков, и он покрывает все тело всего с семью пуговицами и ремнем.
В 1930-х годах театры показывали спектакли и новостные сюжеты до того, как начинался фильм. Одним из таких предвыставочных роликов был ролик Pathetone Weekly, в котором показывались предсказания модельера о 2000 году. Предсказания женской моды заключались в том, что «сетчатые ткани носят, чтобы поймать мужчин». Хотя мы прошли долгий путь от необходимости заботиться о том, что мужчины думают о нашей одежде, предсказание не за горами. Сетчатые ткани и прозрачная одежда были в центре внимания в 19-м веке.20-х годов как чулки и пижамы. Тенденция вернулась в 2008 году, когда прозрачные ткани использовались в обтягивающей одежде, слоях и аксессуарах.
30-е годы не предсказали всего этого. Мы все еще ждем прогноза, в котором говорится, что у нас будет одежда, которая сможет приспособиться к идеальной температуре, несмотря на окружающую среду. (Мы, флоридцы, умираем от жажды свитеров и верхней одежды, которые не убьют нас в такую жару).
Изображение предоставлено: Etsy
Изображение предоставлено Pinterest
РЕТРО ФУТУРИЗМ 50-Х И 60-ХИзображение предоставлено: Pinterest
Изображение предоставлено Gizmodo
Изображение предоставлено: Gizmodo
Идея футуризма 1950-х и 1960-х годов — это то, что мы сейчас называем ретро-футуризмом, что часто можно увидеть в старинных фильмах и комиксах.
Изображение предоставлено Deuxmag
Изображение предоставлено журналом Tommie Magazine
Сегодняшняя футуристическая мода бывает самых разных форм и размеров. Устойчивая мода стала центром нашего футуризма, поскольку мы боремся с выбросами углерода и последствиями изменения климата. Поиск способов вторичной переработки материалов, размышление о нашей этике, связанной с модой, и поиск способов сохранения наших ресурсов — это проблемы, влияющие на то, как мы занимаемся модой. Технологические достижения, которые могут взаимодействовать с нашей одеждой, также были частью нашего определения футуризма, а также того, какие текстуры и материалы мы можем создавать с помощью наших новейших технологий. Несмотря на все то, что может отделить нас от предыдущих поколений, мы по-прежнему продолжаем использовать элементы, практикуемые в их футуризме. 2010-е вдохновили их футуризм на «антиутопических перспективах», но, по словам Эммы Чиу, директора по прогнозированию тенденций, прогнозируется, что футуризм 2020-х будет более позитивным и коррелированным с альтернативными реальностями и «бросающим вызов времени, пространству [и] материи». С рассказами поколения Z о технологических достижениях Илона Маска, фестивале Burning Man и психоделиках, а также о нашем увлечении астрологией футуризм 2020-х, кажется, погружается в наши умы и вселенную внутри и снаружи нас.
Strike Out,
Сценарист: Даниэль Куэстас
Редакторы: Малу Каррильо и Натали Хернесман
Тампа
strikeusffashionфутуризмфутуризм в модемодные тенденциитренды
Страйк Журнал
Футуризм – Хронология истории дизайна
Предыстория
Это движение возникло после публикации «Манифеста футуризма» итальянского поэта Филиппо Маринетти в парижской газете «Фигаро» в 1919 г.09. Его волнующие слова утвердили футуризм как революционное движение, в котором все искусства должны были проверить свои идеи и формы на соответствие новым реалиям научного и промышленного общества. Этот манифест выражал энтузиазм в отношении войны, века машин, скорости и современной жизни. Оно шокировало общественность, заявив: «Мы уничтожим музеи, библиотеки и бросим бегство против морализма, феминизма и всякой утилитарной трусости». Он отвергал гармонию как качество дизайна, потому что это противоречило «скачкам и всплескам стиля, пронизывающим страницу».
На страницах «Манифеста футуризма» Маринетти три или четыре цвета чернил и двадцать шрифтов могут удвоить выразительную силу слова. Курсив можно использовать для быстрого выражения, а полужирный — для резких шумов и звуков. Свободным, динамичным и пронзительным словам можно было придать скорость звезд, облаков, самолетов, поездов, волн, взрывчатых веществ, молекул и атомов. На этих страницах родился новый и живописный типографский дизайн, названный parole in libertá или «слова на свободе». Шум и скорость выражались в футуристической поэзии как два господствующих состояния 20 -й век жизни. Маринетти призывал поэтов освободиться от рабства перед грамматикой и открыть новый мир выражения.
С момента изобретения Гутенбергом подвижного шрифта в большинстве графических дизайнов использовалась четкая горизонтальная и вертикальная структура. Поэты-футуристы бросили эту структуру на ветер, считая ее ненужным ограничением. Традиционно в свободной форме они оживляли свои страницы динамичной нелинейной композицией, достигаемой путем вставки слов и букв на место для воспроизведения с фотогравированных печатных форм. Футуристы считали, что письмо и/или типографика могут стать конкретной и выразительной визуальной формой. Эта концепция была исследована в визуальном стиле письма, называемом поэзией образцов, где стих часто принимал форму объекта или религиозных символов. Немецкий поэт Арно Хольц использовал это устройство, чтобы усилить предполагаемые слуховые звуки, опуская заглавные буквы и знаки препинания, изменяя интервалы между словами для обозначения пауз и используя несколько знаков препинания для выделения.
Известные художники
Филиппо Томмазо Эмилио Маринетти, родившийся в 1876 году, был итальянским поэтом, редактором, теоретиком искусства и основателем футуристического движения. Он был связан с утопическим и символистским художественным и литературным сообществом Abbaye de Créteil между 1907 и 1908 годами. Маринетти наиболее известен как автор первого Манифеста футуристов, который был написан и опубликован в 1909 году; а также Фашистского манифеста.
Фортунато Деперо родился в 1892 году в Фондо, Италия. С раннего возраста его обучали искусству и дизайнерскому мастерству, и в 1900 это привело к обучению у мастера по мрамору. В 1913 году он впервые познакомился с футуризмом благодаря футуристской газете «Лацерба». Он заинтересовался футуристическим искусством и дизайном, что, в свою очередь, вдохновило его на собственные работы. В конце концов он стал одним из самых известных графических дизайнеров-футуристов того времени и пионером современной рекламы. Деперо, в частности, экспериментирует с направлениями и размером шрифта. Он также исследовал шрифт как изображение.
Джакомо Балла, родившийся в 1871 году, был итальянским художником, учителем рисования и поэтом, наиболее известным как ключевой сторонник футуризма. В своей картине он изобразил свет, движение и скорость. Он родился в Турине, в регионе Пьемонт в Италии. Он был сыном фотографа и в детстве занимался музыкой. В девять лет, после смерти отца, он бросил музыку и начал работать в литографической типографии. К 20 годам его интерес к изобразительному искусству развился до такого уровня, что он решил изучать живопись в местных академиях, и несколько его ранних работ были показаны на выставках.