Содержание

представители, черты, картины, особенности русского направления

Футуризм объединяет в себе различные авангардные виды искусства. Направление возникло в ХХ столетии и воспринималось как устремленность в будущее. Смелые и необычные идеи в живописи, архитектуре, скульптуре и даже литературе стали носить это название.  Особое влияние на зарождение и формирование оказало стремительное развитие технологий.

Индустриальная эпоха позволила добавить к традиционному художественному взгляду (классическим направлениям) нестандартные видения модели устройства мира.

Описание стиля

В искусстве стиль футуризм – это воплощение технологического процесса. Он основан на идеях прогресса, урбанизма, стремления вперед. Творчество прославляло такие направления в жизни человека, как:

  • Продвижение.
  • Энергия.
  • Наука.
  • Движение времени.

Техника во всех ее проявлениях, большой город с его суетой и стремительностью становились объектами для картин, сюжетами для повествований.

В центре всего этого был человек – источник прогресса, мысли и чувства.

Произведения этого направления в искусстве похожи не столько содержанием или сюжетной составляющей, сколько формой, которую и выставляют в центр — на первый план.

Цели футуризма – увидеть мир за гранью привычного, перейти от визуального восприятия к пониманию внутреннего устройства. Так же к целям можно отнести желание объединить классику и современность, добавить собственный взгляд на развитие и совершенствование окружающего пространства.

Черты и принципы футуризма в живописи

Футуризм в живописи – это смелый взгляд в будущее, воплощенный в необычных сочетаниях цветов и оттенков. Главный фактор, который присутствует на холстах художников – множество изогнутых линий, причудливая геометрия, переплетающаяся в узнаваемые формы, очертания, сюжеты.

Основная суть – воплощение на холсте будущего, мира, каким он будет в результате технического прогресса. В произведениях явно прослеживается презрение к старым правилам и законам прошлой жизни. Инновации и эксперименты, исследования и опыты в любой из сфер человеческой жизни — начало футуризма. Особая эстетика завораживает своей неоднозначностью.

По своему содержанию творчество было очень разнообразным. Основные особенности футуризма, как нового слова в искусстве, были неоднократно определены и подчеркнуты его последователями – смелыми художниками.

Новое творчество складывалось из следующих характерных черт:

  • Исследование новизны в любом из воплощений искусства.
  • Отрицание старых правил, норм и традиций в живописи.
  • Эксперименты с формой и содержанием художественного произведения.
  • Акцентирование внимание на необычной форме и смелости линий.
  • Применение новых слов и выражений (в названиях картин, описаниях, литературных текстах).

Выраженная признак футуризма – бунтарство. Войны и революции воспринимаются творцами этого жанра не как страх и ужас, а как способ возродить общество, сделать его молодым духовно и эмоционально, готовым к пониманию и воплощению новых идеи и мнений.

В своих произведениях авторы стремились создать ощущение неизбежного переворота в жизни общества или в сознании. Это достигалось смелым сочетанием цветов и оттенков, преобладанием ярких, обращающих на себя внимание сочетаний в палитре.

В направлении футуризма ярко выражен антиэстетизм, отрицание искусства как чего-то возвышенного, легкого или прекрасного. Для мастера жанра главным становится город и технологии, прогрессивное мышление.

Преобладает отрицание факта преемственности – каждый, выбравший это направление – первопроходец, поскольку футуризм предполагает индивидуальное развитие и стремление к самовыражению. Связи с прошлым в живописи воспринимаются как оковы, тормозящие прогресс и развитие.

Художники выделяют следующие черты картин этого жанра:

  • Сюжеты вокруг технологий и больших городов.
  • Преобладание тематики механизмов (машины, самолеты, двигатели).
  • Научно-фантастические изыскания в области развития.
  • Объемное изображение объекта с разных сторон одновременно (своеобразный ракурс с угла).
  • Цветовые решения интенсивные, стремительные.
  • Динамика в формах.
  • Передача движения путем использования приема наложения.
  • Использование в сюжетах вставок.
  • Металлические фрагменты.
  • Применение фрагментов таблиц, как части сюжетной композиции.
  • Картины – коллажи с использованием шестеренок.
  • Помехи, шумы и звуки передаются путем использования знаний в изобразительном искусстве.
  • Зритель – центральная фигура произведений.

Визуальные и психологические приемы удачно дополняют новый стиль.

История возникновения

Жанр под названием футуризм в искусстве зародился в самом начале XX века. Молодые авторы стремились передать в различных произведениях свой взгляд на то, как будет выглядеть мир в будущем. Разнообразные жанры из прошлого отошли на второй план.

Основоположники — Филиппо Маринетти, а позднее Джакомо Балла, Боччони, Руссоло, Умберто Боччони, Карло Карра, Джино Северини и Франческо Балилла Прателла буквально перевернули устои в искусстве, ворвались в него с новыми идеями и мнениями.

Первое произведение нового жанра носит название Красный сахар – манифест появился на свет в 1909 году. Маринетти первым определил отличительные черты футуризма как нового жанра, способного повлиять на все направления в искусстве. В тексте было описание культа отказа от прошлого в пользу будущего.

Ориентиры – молодые творцы, поэты, художники, литераторы, архитекторы, зажатые в установленные рамки и не способные в полной мере раскрыть свой талант.

Новизна, смелость и попадание в общую «струю» бунтарских мыслей позволило уже через 3 года (к 1912) провести первую выставку. Для этого свою площадку предоставил один из музеев в Париже. Так итальянское новаторство постепенно перешло в Европу.

Футуризм в России

История искусства относит русский футуризм к 1910-м годам ХХ века. Современники испытывали подъем недовольства, бунт созревал во всех слоях общества. Вполне естественно, что отношение к футуризму сложилось положительное. Первый футурист в России – Давид Бурлюк.

Последователи нового течения создали сразу несколько литературных организаций. В них возникли собственные кодексы, уставы и взгляды. Несмотря на то, что итальянский стиль удерживал популярность, расцвет в России был быстрым, но оставил множество ярких впечатлений в виде произведений искусства разных жанров и направлений.

Первые футуристы быстро добились славы. Во многом известности помогла скандальность творений. Конец жанра настал на удивление быстро – кризис стал прослеживаться уже в 1914 году.

Несмотря на это свой след в истории мастера жанра оставили. Полностью футуризм в России исчез в конце 1917 года (в период после победы большевиков). Последние работы, созданные в стране, появились под маркой «ЛЕФ» (1920 год).

Многие отечественные представители футуризма вынуждены были уехать и жить в других государствах.  Известный советский представитель течения футуризма – Пастернак. Он оставил в русской литературе яркие произведения, заслуживающие внимания. Для текстов и слов этот стиль носил название имажинизм.

Отличие от символизма, акмеизма, сюрреализма, кубизма

Многие направления серебряного века к моменту возникновения футуризма исчерпали себя в искусстве и не могли предложить ничего нового зрителю.

Символизм предлагал упрощенное восприятие, которое не давало свободы мысли и действиям. Под влиянием перемен во взглядах и желаниях появляются акмеизм с футуризмом. Футуризм — самое авангардное и скандальное направление.

Мастера, в отличие от символистов и акмеистов, провозгласили тотальный разрыв с культурой и традициями прошлого, призвали не равняться на известных творцов литературы и живописи, а добиваться признания через выражение собственного взгляда на искусство.

Сюрреализм предлагал увидеть настояние в необычном, заглянуть за грань, но не устремиться в будущее. Кубизм играл с формами и линиями, ставя во главу произведения этот компонент.

Футуризм же предлагал яркость через негатив. Смелость мышления и образов вызывали гнев публики. Среди приверженцев были не только поэты и литераторы, но и художники, стремящиеся выразить свой взгляд в цвете.

Символисты и акмеисты — поэты в 90% случаев. Город и технологии, машины и детали не были частью вдохновения для представителей этих направлений в искусстве. В стихах футуристы стремились к эксперименту со словом, с рифмой, играли со звуком и сочетаниями.

10 известных художников-футуристов

Разнообразные течения футуризма оставили миру громкие и запоминающиеся имена творцов и вольнодумцев от искусства. Самые яркие представители оставили свой след в истории и запомнились, как борцы с устаревшими традициями. Истоками творчества для них стала фантазия, представление мира будущего, совершенного, мощного.

Джакомо Балла (1871-1968)

Его основной идеей в изобразительном искусстве было создание абстрактных композиций. Мастер также активно старался воплотить свои замыслы и восприятия прекрасного в прикладном искусстве, а также архитектурных формах.

Луиджи Руссоло (1885-1947)

Итальянский художник, который также был талантливым композитором и поэтом. В музыке он исследовал шумовые и звуковые эффекты, в картинах воплощал собственное восприятие реальности.

Давид Бурлюк (1882-1967)

Художник был неординарной личностью. Искусство составляло значительную часть его сознательной жизни. Особенностью был тот факт, что работал с красками и холстами автор несмотря на отсутствие одного глаза. Вместо него был вставлен стеклянный протез.

Умберто Боччони (1882-1916)

Яркий молодой и амбициозный художник. Он являлся автором технического манифеста футуристической живописи. Изучал разные направления, включая дадаизм, что и позволило ему сформировать собственную точку зрения на новый стиль.

Николай Кульбин (1868-1917)

jpg&description=Направление футуризм в живописи и искусстве: черты, описание» data-width=»600″ data-height=»400″/>Мимоза
Николай Кульбин

Один из активных организаторов художественных объединений. Участвовал в диспутах, был теоретиком авангардизма.

Хоакин Торрес Гарсия (1894-1949)

Порт Барселоны
Хоакин Торрес Гарсия

Художник из Испании. Создавал различные иллюстрации к художественным произведениям. Активно участвовал в продвижении идей нового жанра в общество. В живописи придерживался абстракции.

Джино Северини  (1883-1966)

Итальянский художник. Обучался живописи в Риме. В работах использовал футуризм и кубизм для создания своих произведений. Технике рисунка затем учился у Балла.

Джерардо Доттори (1884 — 1977)

Был знаком с Балла. В 1911 году присоединился к новому движению футуристов. Создал целую серию абстрактных художественных произведений.

Юрий Анненков (1889-1974)

Личность яркая. Он оставил свой след в русской и французской культурах. Живописец и график, работал в театре и кино, литератор. Трудился и создавал произведения под псевдонимом Борис Темирязев.

Юлиус Эвола (1898-1974)

Итальянский философ-эзотерик, писатель. Он также был известен, как поэт, художник, культуролог и видный политический деятель. Представитель интегрального традиционализма, автор ряда работ по эзотеризму и оккультизму.

10 известных картин в стиле футуризм

Реализм в изображениях, модернизм или эгофутуризм – виды искусства, которые заставляют мыслить. Известные произведения в живописи являются своеобразным отпечатком времени.

Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского (Давид Бурлюк)

Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского
Давид Бурлюк

Полотно изобилует яркими красками. В нем каждый стремиться рассмотреть собственный сюжет. Не следует проводить параллели с реальностью или отождествлять с собственной личностью.

Семейная пара (Давид Бурлюк)

com/pin/create/button/?url=https://art-dot.ru/futurizm/&media=https://art-dot.ru/wp-content/uploads/2021/02/david-burlyuk-semeinaya-para.jpg&description=Направление футуризм в живописи и искусстве: черты, описание» data-width=»600″ data-height=»400″/>Семейная пара
Давид Бурлюк

Полотно написано в традиционной для автора манере. В центре сюжета семья, которая проводит обычный день за различными делами.

Динамизм собаки на поводке (Джакомо Балла)

Динамизм собаки на поводке
Джакомо Балла

Яркое в своей искрометности произведение. Здесь важным является передача скорости и энергии в мире, постоянно стремящимся вперед.

Рост города (Умберто Боччони)

Яркие огни, люди, дела и перемены сливаются на холсте в единый порыв света. Строительство современного города представлено художником в виде хаоса и направленного в разные направления движения машин, людей и механизмов.

Танцовщица = Море (Джино Северини)

Танцовщица = Море
Джино Северини

Картина была создана с целью проведения параллели между формой природной и человеческой. В основе – плоские поверхности и цилиндры. Они помогают восстановить трехмерность окружающего мира.

Бульвар (Джино Северини)

Бульвар
Джино Северини

Здесь автор вплетает в сюжет очертания людей. Окружающий мир изображается в виде геометрических фигур и изгибов, воплощая особенности окружающего пространства.

Портрет Артура Кравана (Джино Северини)

Портрет Артура Кравана
Джино Северини

Произведение позволяет увидеть не лицо человека, а его внутренний мир. Профиль можно заметить только в качестве элемента в сюжетной композиции.

Ловушки войны (Джакомо Балла)

Ловушки войны
Джакомо Балла

На холсте обозначены эмоции и переживания, страх и смятение, которые появляются в душах людей под влиянием войны. Для выражения особенностей выбран темный цвет в качестве основы. Красный – символ огня и крови.

Я и моя жена (Фортунато Деперо)

Я и моя жена
Фортунато Деперо

Своеобразное прочтение семейной жизни. Быт и увлечения представлены четко, но люди изображены в виде силуэтов, застывших за работой.

Грузовик (Марио Сирони)

Каждая деталь механизма видна и готова к работе. Машина вот-вот издаст гудок и помчится по улицам города.

Значение стиля в искусстве

Основная суть стиля – движение и динамичность. Классические примеры картин показывают, что время и образы не стоят на месте, они развиваются. Привычные темы обыгрываются с неожиданной стороны. Все это позволило искусству начать развиваться, экспериментировать с образами, линиями и восприятием происходящего вокруг.

Футуризм в архитектуре

Культура не может обойтись без архитектурных композиций. Футуризм выделяется длинными линиями, изогнутыми фигурами, необычными решениями. Он подарил такие примеры творчества, как: Кафедральный собор в Бразилиа, гостиница Бурдж-аль-Араб в Дубае, Дом Ферро в Цюрихе (Германия) и оперный театр в Сиднее.

роль в искусстве и основные особенности

Под футуризмом понимают общее название художественных движений авангардистского направления начала XX века в живописи и поэзии. Предметом интереса футуристов всегда была форма, а не содержание произведений. Они придумывали новые слова, пользовались вульгарной лексикой, профессиональным жаргоном.

Основная задача подобного искусства – отказ от всех традиций, разрыв с этическими взглядами и идеологией, выраженными в творчестве предшественников. Футуристов смело можно назвать революционерами, они видели свою роль в обновлении искусства подобно революционерам, изменяющим общественную жизнь.

Они принимали будущее с неким экзальтированным оптимизмом, все внешние признаки технической цивилизации абсолютизировали как новые ценности, знаменующие грядущую модель мироустройства.

Футуризм – стиль в изобразительном искусстве и его особенности можно назвать переломной точкой, с которой начинается тенденция к последовательному выходу художников за пределы искусства. Художнику гоночный автомобиль, несущийся на невероятной скорости, казался прекраснее любого античного шедевра.

Свои поэмы футуристы посвящают поездам, автомобилям, вокзалам, электричеству. Именно по этим причинам они с удовольствием отозвались о Первой мировой войне, шли туда воевать добровольцами, где и в итоге погибали.

В изобразительном искусстве футуризм отталкивается от фовизма, заимствует у него разнообразные цветовые находки, от кубизма, у которого перенимает художественные формы. Главными художественными принципами являются скорость, энергия, движение, которые многие сторонники данного стиля старались передать простыми методами.

Для живописи характерны энергичные композиции, где все фигуры раздроблены на фрагменты, пересекаются острыми углами, преобладают скошенные конусы и др. Статические формы кубизма футуристы наполнили энергией силовых полей и динамикой движения.

Ещё одной концептуальной особенностью футуризма можно назвать стремление ввести звук визуальными методами в искусство. Поэтому даже в названиях картин стали употребляться такие слова, как сигнал клаксон, гудок, скорость и т.д.

Эпоха футуризма завершилась после окончания Первой мировой войны, однако данный стиль повлиял на такие виды искусства XX века, как кино, театр, видео-арт.

Поделитесь со своими друзьями

Футуризм в живописи, художники футуристы

Прекрасная иллюстрация произошедшего разрыва – творчество Мейссонье.

Belagerung von Paris, Жан Луи Эрнест Мейссонье
Юноша с книгой, Жан Луи Эрнест Мейссонье
Кампания во Франции, 1814 г. , Мейссонье Жан Луи Эрнест

Если двигаться назад, к истокам этого мифа, то наблюдаются попытки Мейссонье наградить Вторую империю тем величеством, которого ей, к сожалению, не доставало. В результате этого он стал знаменитым и богатым и потерял право на заслуживающее место в истории искусства. Всё то, что делал Мейссонье, оказалось лишь рабской и подробной карикатурой на наполеоновский эпос. Он бы был достоин забвения, если бы это было единственным его достижением. Хорошо, что немногочисленные «вылазки» в 1848-1870 годах на поле данных событий дали ему шанс продемонстрировать, что он способный и на наиболее либеральное отношение к исторической реальности.

Но, ввиду того, что эта реальность становилась при данном подходе обнаженной, очевидной, то чудовищная природа истории оказалась лишенной каких бы то ни было масок, полностью разоблаченной. Искусству необходимо было освободиться от истории, лишь для того, чтобы продолжать существовать.

Художники футуристы

Давид Бурлюк, Джино Северини, Джозеф Стелла, Марио Сирони, Умберто Боччони, Юрий Анненков.

Итальянский футуризм родился в 1909 году, примерно сказать, футуризм в живописи. Он стал высочайшей точкой в развитии данного процесса и в наибольшей степени крайним выражением отказа от каких-либо апелляций к прошлому и от истории. Поэт Маринетти в Париже обнародовал первый футуристический манифест. В 1910 году он был добавлен манифестом футуристических художников, который был подписан Боччони, Балла, Карра, Северини, а также Руссоло.

Город восстает, Умберто Боччони
Корпоративная Италия, 1936, Марио Сирони
Abstract Speed + Sound, Джакомо Балла

Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым. Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием абсолютной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства). Именно поэтому не только история в понимании некой определенной целостности, но и история искусства также исключалась вся, целиком и полностью. Ввиду того, что исторический взгляд, историческая перспектива основываются на размышлении, то практически логично, что футуризм ценил движение превыше постоянства, действие — превыше рефлексии и форму – превыше содержания.

Футуризм, будучи изначально анархическим возмущением против гнета традиционализма среднего класса, обернул к чистой эстетике продвижения. Апология машины, осуждение гуманизма, апология скорости, ровно как и прославление войны, которую понимали как инструмент очищения – это также имело следствием тот факт, что после Первой мировой войны футуризм стал в наибольшей степени подходимой эстетикой для нарождающегося фашизма Муссолини.

«Итак, это не ошибка? Мы стреляем друг в друга, даже не видя при этом противника – и это не запрещено! …Мы зажгли искру войны, и теперь война полыхает! Как ток между двумя угольными электродами в электрической дуге. И уголь скоро весь выгорит дотла!» ( «Путешествие на край ночи». Селин).

Со своей аспекта отошел от движения Северини, тем самым обернув в 20-е годы классицизму («От кубизма к классицизму», 1921 г.). Однако, его «возвращение к порядку» также было воспринято фашизмом начиная с 1924 года, потому что оно приобрело узко националистическую форму в контексте продвижения Новеченто (воспевание чисто итальянского искусства, которое черпает свой творческий порыв в незамутненных источниках и свободного от перенятых тенденций).

Все эти казусы, которые происходили с итальянским авангардом, имели, по меньшей степени, ту привилегию, по которой они объясняли сложнейшую природу связей между историей и искусством, которые в этом случае более точнее было бы называть связями между искусством и политической властью.

Это увеличивает проблему содержания в произведении – футуристы доказали, что нельзя безнаказанно расхищать содержательный аспект творчества.

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters. ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Футуризм в живописи

4.7 (93.33%) 3 голос(ов)

в литературе, искусстве и музыке

Период с 1909 по 1916 считается рассветом футуризма — нового направления в искусстве, отразившего культ технического прогресса. Оно стало единственным авангардным течением, зародившимся в Италии. Разбираемся, что же такое футуризм и откуда он взялся.

Итальянский писатель Филиппо Томмазо Маринетти грезил будущим. Однажды он написал манифест, в котором отдавал дань молодости, скорости, машинам, заводам — всему тому, что ассоциировалось у него с прогрессом. Этот документ стал основным у будущих футуристов — противников классического искусства. 

Некоторые положения манифеста:

  • Да здравствует риск, дерзость и неукротимая энергия!

  • Смелость, отвага и бунт — вот что воспеваем мы в своих стихах.

  • Мы говорим: наш прекрасный мир стал ещё прекраснее — теперь в нём есть скорость. Под багажником гоночного автомобиля змеятся выхлопные трубы и изрыгают огонь. Его рёв похож на пулемётную очередь, и по красоте с ним не сравнится никакая Ника Самофракийская.

  • Нет теперь ни Времени, ни Пространства. Мы живём уже в вечности, ведь в нашем мире царит одна только скорость.

  • Да здравствует война — только она может очистить мир. Да здравствует вооружение, любовь к Родине, разрушительная сила анархизма, высокие Идеалы уничтожения всего и вся! Долой женщин!

  • Мы будем воспевать рабочий шум, радостный гул и бунтарский рёв толпы; пёструю разноголосицу революционного вихря в наших столицах; ночное гудение в портах и на верфях под слепящим светом электрических лун.

  • Слишком долго Италия была свалкой всякого старья. Надо расчистить её от бесчисленного музейного хлама — он превращает страну в одно огромное кладбище.

У Маринетти было очень много сторонников среди писателей, архитекторов, дизайнеров, композиторов и художников — Боччони, Северини, Балла, Карра, Руссоло. Все эти люди верили в век машин так же искренне, как и он. Будущего человека они видели равноценным «сверхчеловеку» Ницше — всемогущего, эгоистичного и неподвластного никаким авторитетам. 

«Динамизм пса на поводке» Джакомо Балла

С 1909 по 1916 было написано около 50 манифестов, из них самыми известными стали «Манифест художников-футуристов» и «Технический манифест футуристической живописи». Люди призывали искать новые методы изображения динамики движения в искусстве. В своих произведениях художники стали изображали энергию и скорость с помощью повторяющихся штрихов, прерывистых размытых форм — на это их вдохновил принцип фотографирования и рентгеновское излучение. Объекты у них могли изображаться с разных сторон, фрагментарно. В картинах преобладали зигзаги, конусы и спирали. 

Большое влияние на художников-футуристов оказали неоимпрессионисты Жорж-Пьер Сёра и Поль Синьяк — от них они переняли манеру письма раздельными мазками. Динамизм обычно передавали с помощью деформации пространства. Художники стремились в своих картинах показать в движении даже шумы, запахи и освещение. Больше всего они любили изображать толпу, скорость и город. А писатели-футуристы предпочитали концентрироваться на автомобилях, поездах и электричестве.

Писателям импонировало экспериментировать с формой стихосложения. Им нравилось изобретать новые слова, использовать язык документа и афиш. Поэтам было дозволено придерживаться собственной орфографии, скорости и ритма. Чтобы разрушить устоявшиеся литературные традиции, поэты придумывали новые приёмы — использовать математические символы, коллажи, звукоподражание. Например, под фразой «Бум, бум… тарарх» в стихотворении читатель должен был разглядеть разрыв снаряда, а в «пик, пик, пик» — полет ласточки над полем. 

«Танец Пан Пан в Монико» Джино Северини

Среди писателей можно отметить поэта Коррадо Говони, который свои ранние стихи писал в свободном стиле, усложняя их с помощью ритмического рисунка и рифмовки. Наиболее известные его сборники — «Электрические стихи» и «Разрежённость и слова на свободе».  

Итальянские футуристы были очень разносторонними творческими людьми. Например, Умберто Боччони, был не только художником, но и скульптором. С помощью своих работ он также пытался «произвести революцию» в искусстве — вместо того, чтобы и дальше просто лепить из глины, он стал экспериментировать с материалами. Начал использовать стекло, дерево, конский волос, одежду и лампочки. Без сомнений, он стал предвестником поп-арта. 

Художник и музыкант Луиджи Руссоло тоже внёс свою лепту в культуру того времени. Он создал музыку, основанную на звуках машин — бруитизм. По его мнению, шум был единственным явлением современной музыки, согласующимся с принципами футуризма. Но его открытие не произвело особого впечатления на публику. 

«Беспорядки» Умберто Боччони

До Первой мировой войны «верящие в силу прогресса» воспевали насилие и жестокость. С каждых сторон доносилось «Война — это единственная гигиена мира!». Но как только Италия вступила в войну в 1915 году — футуристы лишились своих оптимистических иллюзий. С 1916-го футуризм постепенно начинал сходить на нет, а в 1944, после смерти Маринетти, исчез полностью.

#ликбез #футуризм #искусство #образование #культура

Футуризм. Часть 1 — Футуризм в Италии. — Стили и направления в искусстве — Справочники — All-Art.do.am

С началом Первой мировой войны (1914), которую футуристы называли «гигиеной мира», движение постепенно угасло.

    Футуризм зародился в Италии, но первый манифест был опубликован Маринетти в Париже (1909). Его призыв подхватили итальянские художники Джакомо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра, Джино Северини, Луиджи Руссоло и др.

Джакомо Балла. «Динамизм собачки на поводке». 1912 г.

Балла в своей картине «Динамизм собачки на поводке», созданной в 1912 году, – передаёт ощущение скорости, нетерпеливости. Это произведение в полном соответствии со всеми канонами футуризма прославляет энергию современной жизни. Это одна из самых известных работ Джакомо Баллы. В ней почти покадрово передаётся нам повесть о том, как одна женщина выводила собачку гулять на бульвар. На этой картине мы воочию можем наблюдать теоретический принцип одновременности, изобретённый футуристами, то есть демонстрацию движущегося объекта одновременно во множестве точек времени. Если кубисты придумали изображать объект одновременно со многих точек пространства, футуристы предпочти смотреть на мир со  многих точек времени. И у Джакомо Баллы взгляд с этой точки зрения был намётан, как у немногих, о чём свидетельствуют спектральное разложение света вокруг движущегося силуэта и само движение границы контура, которая вычислена совершенно точно, поэтому естественно смотрится. На Западе «Динамизм собачки на поводке» очень популярен, поэтому подвергается бесчисленным обыгрываниям со стороны художников и фотографов.

Боччони Умберто. «Под перголой в Неаполе»

Боччони Умберто. «Восставший город»

Карло Карра.  Покидая театр, 1909

    Италия представлялась им «громадным рынком древностей», и футуристы призывали избавиться от «полчищ музеев, в которых она похоронена».  

Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Т.Ф.Маринетти Манифест футуризма. Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Манифест был обращен к молодым итальянским деятелям искусства («Самые старые среди нас – тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придет новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора.»). В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. (Через несколько лет русский поэт-футурист В.Маяковский сформулировал это кратко и выразительно: «Я над всем, что сделано, ставлю „ nihil»».)

Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом… Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти. Ввести своих соотечественников на Олимп современной европейской культуры – вот то, что несомненно стояло за эпатажно-крикливым тоном манифеста. Группа молодых художников из Милана, а затем и из других городов немедленно откликнулась на призыв Маринетти – и своим творчеством и собственными манифестами. 11 февраля 1910 появляется Манифест художников-футуристов, а 11 апреля того же года – Технический манифест футуристической живописи, подписанный У.Боччони, Дж.Балла, К.Карра, Л.Руссоло, Дж.Северени – наиболее крупными художниками-футуристами. Сам Маринетти за свою жизнь опубликовал свыше 80-ти манифестов, касающихся не только самых разных видов художественного творчества, но и самых разных сторон жизни. Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого.

Манифест футуризма

   1909 г., Италия, Филиппо Маринетти Из Италии мы провозглашаем всему миру этот наш яростный, разрушительный, зажигающий манифест. Этим манифестом мы учреждаем сегодня Футуризм, потому что хотим освободить нашу землю от зловонной гангрены профессоров, археологов, краснобаев и антикваров. Слишком долго Италия была страной старьевщиков. Мы намереваемся освободить ее от бесчисленных музеев, которые, словно множество кладбищ, покрывают ее.
    Музеи – кладбища!.. Между ними, несомненно, есть сходство в мрачном смешении множества тел, неизвестных друг другу. Музеи – общественные спальни, где одни тела обречены навечно покоиться рядом с другими, ненавистными или неизвестными. Музеи – абсурдные скотобойни художников и скульпторов, беспощадно убивающих друг друга ударами цвета и линии на арене стен!
    Раз в год паломничество в музей, подобно посещению кладбища в День поминовения усопших, – с этим можно согласиться. Положить раз в год букет цветов у портрета Джоконды – с этим я согласен… Но я против того, чтобы наши печали, наше хрупкое мужество, наша болезненная неугомонность ежедневно выводились на экскурсию по музеям. Зачем травить себя? Зачем гнить?
Да и что можно увидеть в старой картине, кроме вымученных потуг художника, бросающегося на барьеры, которые не позволяют ему до конца выразить свои фантазии? Млеть перед старой картиной – то же самое, что выливать эмоции в погребальную урну вместо того, чтобы дать выпустить их на простор в бешеном порыве действия и созидания.
    Неужели вы хотите растратить все свои лучшие силы на это вечное и пустое почитание прошлого, из которого выходишь фатально обессиленным, приниженным, побитым? Уверяю вас, что каждодневные посещения музеев, библиотек и учебных заведений (кладбищ пустых усилий, голгоф распятых мечтаний, реестров неудавшихся начинаний!) для людей искусства так же вредны, как затянувшийся надзор со стороны родителей над некоторыми молодыми людьми, опьяненными талантом и честолюбивыми желаниями. Когда будущее для них закрыто, замечательное прошлое может стать утешением для умирающего больного, слабого, пленника… Но мы не желаем иметь с прошлым ничего общего, мы, молодые и сильные футуристы!
    Пусть же они придут, веселые поджигатели с испачканными сажей пальцами! Вот они! Вот они!.. Давайте же, поджигайте библиотечные полки! Поверните каналы, чтобы они затопили музеи!.. Какой восторг видеть, как плывут, покачиваясь, знаменитые старые полотна, потерявшие цвет и расползшиеся!.. Берите кирки, топоры и молотки и крушите, крушите без жалости седые почтенные города! Самому старшему из нас 30 лет, так что у нас есть еще по крайней мере 10 лет, чтобы завершить свое дело. Когда нам будет 40, другие, более молодые и сильные, может быть, выбросят нас, как ненужные рукописи, в мусорную корзину – мы хотим, чтобы так оно и было!
    Они, наши преемники, выступят против нас, они придут издалека, отовсюду, пританцовывая под крылатый ритм своих первых песен, поигрывая мышцами кривых хищных лап, принюхиваясь у дверей учебных заведений, как собаки, к едкому запаху наших разлагающихся мозгов, обреченных на вечное небытие в литературных катакомбах. Но нас там не будет… Наконец они найдут нас, однажды зимней ночью, в открытом поле, под печальной крышей, по которой стучит монотонный дождь. Они увидят нас, съежившихся возле своих трясущихся аэропланов, согревающих руки у жалких маленьких костров, сложенных из наших сегодняшних книг, когда те загорятся от взлета наших фантазий.
    Они будут бесноваться вокруг нас, задыхаясь от презрения и тоски, а затем они все, взбешенные нашим гордым бесстрашием, набросятся, чтобы убить нас; их ненависть будет тем сильнее, чем более их сердца будут опьянены любовью к нам и восхищением. Несправедливость, сильная и здоровая, загорится в их глазах. Искусство, по существу, не может быть ничем иным, кроме как насилием, жестокостью и несправедливостью.
    Самому старшему из нас 30 лет. Но мы уже разбросали сокровища, тысячу сокровищ силы, любви, мужества, прозорливости и необузданной силы воли; выбросили их без сожаления, яростно, беспечно, без колебаний, не переводя дыхания и не останавливаясь… Посмотрите на нас! Мы еще полны сил! Наши сердца не знают усталости, потому что они наполнены огнем, ненавистью и скоростью!.. Вы удивлены? Это и понятно, поскольку вы даже не можете вспомнить, что когда-либо жили! Гордо расправив плечи, мы стоим на вершине мира и вновь бросаем вызов звездам! У вас есть возражения?.. Полно, мы знаем их… Мы все поняли!.. Наш тонкий коварный ум подсказывает нам, что мы – перевоплощение и продолжение наших предков. Может быть!.. Если бы это было так! Но не все ли равно? Мы не хотим понимать!.. Горе тому, кто еще хоть раз скажет нам эти постыдные слова!
Поднимите голову! Гордо расправив плечи, мы стоим на вершине мира и вновь бросаем вызов звездам!

Джино Северини, Souvenir de voyage.

     Устаревшими были объявлены жалость, уважение к человеческой личности, романтическая любовь. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Футуристы утверждали, что новая техника меняет и человеческую психику, а это требует изменения всех изобразительно-выразительных средств искусства. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти.

  На мировоззрение футуристов оказали сильное влияние идеи Ницше с его культом «сверхчеловека»; философия Бергсона, утверждающая, что ум способен постигать только все окостенелое и мертвое; бунтарские лозунги анархистов. Гимн силе и героизму – почти во всех произведениях итальянских футуристов. Человек будущего, в их представлении, – это «механический человек с заменяемыми частями», всемогущий, но бездушный, циничный и жестокий.

Джакомо Балла. «Текущие линии + динамические последовательности — полет ласточек».

В чём его главное содержание? Что было для художников-футуристов определяющим признаком будущего? Прежде всего движение. И конечно же, прославление машины, индустриализации, урбанистической цивилизации. «Движение, которое мы хотим воспроизвести на полотне, не будет более закреплённым мгновением всемирного динамизма, это будет само динамическое ощущение…» — заявляли футуристы. Передача движения достигалась просто и без затей. Таким приёмом обычно пользуются мультипликаторы, разбивая и фиксируя этапы ходьбы, бега, жеста персонажа по кадрам. Футуристы совместили эти элементы в один «кадр»: на картине они показывали фазы движения одновременно. При этом в их манере членить объёмы легко заметить влияние кубистической живописи, которую сами футуристы упрекали в «застылости».

Карло Карра. Похороны анархиста Галли. 1911.

Луиджи Руссоло. Восстание. 1911.

     Очищение мира от «рухляди» они видели в войнах и революциях. «Война – единственная гигиена мира», «Слово „свобода» должно подчиниться слову Италия», – провозглашал Марирнетти. Даже названия поэтических сборников Пистолетные выстрелы Лучини, Электрические стихи Говони, Штыки А.Д. (апостроф) Альбы, Аэропланы Буцци, Песнь моторов Л.Фольгоре, Поджигатель Палаццески – говорят сами за себя.

     Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе!» – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения. Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум.. и поясняет: – это ядра. Бум, бум…тарарх – разрыв снаряда. Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения. У-а-а, Маринетти рычит так, что в двери кабинета показывается испуганное лицо лакея, – это издыхает раненый мул». Звукоподражания, рисунки, коллажи, игра шрифтами, математические символы – все это, по мнению, футуристов, должно разрушать традиционную, однозначную связь слова и смысла и создавать новые, современные, невыразимые только словами и общепринятой графикой, смыслы.

     В живописи и скульптуре итальянский футуризм стал предтечей многих последующих художественных открытий и течений. Так, Боччони, использовавший в одной скульптуре самые разные материалы (стекло, дерево, картон, железо, кожу, конский волос, одежду, зеркала, электрические лампочки и т.д.), стал предвестником поп-арта.

Умберто Боччони. Уникальные формы продолжительности в пространстве. 1913.

    Стремясь в своих футуристических скульптурах-конструкциях к объединению пластической формы, цвета, движения и звука, Балла предвосхитил и кинетизм, и позднейшие синтетические виды искусства.

Умберто Боччони. Состояния души. 1911.

    Итальянские футуристы ввели (или, во всяком случае, попытались ввести) в свои полотна и скульптуры звук. («Наши холсты, – писал К.Карра, – будут выражать пластические эквиваленты звуков, шумов и запахов в театре, в музыке, в зале кино, в публичном доме, на железнодорожном вокзале, в порту, гараже, клинике, мастерской и т.п. Для этого художник должен быть вихрем сенсаций, живописной силой и энергией, а не холодным логическим интеллектом».

    Для итальянских футуристов (так же, как впоследствии и русских) был очень важен непосредственный контакт с публикой. Художники присутствовали на своих выставках, эпатируя внешним видом и речами публику.

Альфредо Гауро Амбрози. Аэропортрет дуче. 1930.

    Поэты старались, чтобы пришедшие на их выступления люди были не только зрителями, но и участниками некого действия. «Мы бросим в будущее локомотивы нашего вдохновения», – провозглашал Маринетти, и публика начинала подражать свисткам отходящих паровозов. А.Мацца призывал разрушить музеи, библиотеки и всякого рода академии, придать анафеме всех профессоров. «Ага! Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала. «Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист. Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления… – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего». Именно с футуризма начинается тенденция последовательного выхода художника за пределы искусства.

    Накануне Первой мировой войны Маринетти откровенно подчиняет художественные интересы политическим: создает футуристические кружки из националистически настроенной молодежи, ездит по Европе с пропагандистскими лекциями. Агитирует за вступление Италии в Первую Мировую войну и сам участвует в ней добровольцем. В 1918 итальянские футуристы создали политическую партию, которая начала сближаться с «фашиями» Б.Муссолини. В 20-е многие футуристы воспевали фашистский режим, считая его воплощением мечты о великом будущем Италии.

Джузеппе Терраньи. Монумент погибшим в Первой мировой войне. 1930-1933, Комо.

    Футуристы выдвинули идею открытого произведения искусства. В «Техническом манифесте» было сказано: «строение картины до настоящего времени было глупо традиционным. Художники показывали нам предметы, и люди размещались перед ними. Отныне мы поместим зрителя в центр картины». Дж. Балла создавал «пластико-динамические комплексы», У. Боччони — скульптуру, вторгающуюся в реальное пространство, погружающую зрителя внутрь себя.

У. Боччони. «Движение футболиста». 1913 г. Музей современного искусства. Нью-Йорк

    Стилистика живописи футуристов складывалась под влиянием кубизма; однако если кубизм связан с художественным исследованием пространства, то футуризм — прежде всего с попыткой изобразить движение фигур и предметов во времени. Маринетти в парижской газете «Figaro» от 20 февраля 1909 г. писал: «Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой — красотой скорости». Динамику современного им мира футуристы выражали в своих картинах зигзагообразными, воронкообразными, спиралевидными и т. п. формами, раздробленными на фрагменты фигурами, совмещая в одной композиции разные моменты движения: «…движущиеся объекты постоянно умножают себя; их форма изменяется, как быстрые вибрации, в их сумасшедшем быстром движении. Так, бегущая лошадь имеет не четыре ноги, но двадцать, и их движение трехстороннее…».

    Симультанность (одновременность разных моментов одного действия) выразилась в смещении пространственных планов, наплывах друг на друга различных предметов, удаленных в реальном пространстве («Улица входит в дом», «Симультанное зрение» У. Боччони). В центре внимания художников — красота движения, скорости («Скорости мотоцикла» Дж. Балла; «Что мне рассказал трамвай» К. Карра). Для футуристов характерен культ машин и моторов. Маринетти мечтал о создании «механического человека с заменяемыми частями».

Умберто Боччони — Улица входит в дом. 1911

Умберто Боччони. «Состояния души III. Те, кто остаются» (1911). Музей современного искусства, Нью-Йорк

Джакомо Балла. Скорость мотоцикла. 1913 г. Холст, масло

Карло Карра. То, что мне рассказал трамвай. 1910-1911

идеология и эстетика эпохи исторического перелома

Футуризм: идеология и эстетика эпохи исторического перелома

2008-08-27  М. Бурик Версия для печати

События, которые потрясли нашу планету в первой половине двадцатого века, трудно понять в полной мере, не уделяя особого внимания тем кардинальным изменениям в общественном сознании, которые во многом определяют лицо человеческой культуры сегодня. Основные тенденции этих изменений достаточно ярко отражены в искусстве. Начало двадцатого века ознаменовалось появлением в искусстве огромного количества различных течений. Молодые художники, литераторы и музыканты пытались найти новый художественный язык, выйти за рамки старых форм, не отвечающих, по их мнению, требованиям современности, и создать кардинально новое передовое искусство. Не случайно с их легкой руки множество направлений в изобразительном искусстве, литературе и музыке того времени объединяются общим названием «авангард». Как известно, это слово взято из военного лексикона. Так называют отряд, который идет впереди  войска.

Особое место среди всех авангардных течений занимает футуризм. Выразить до конца свои чувства и стремления с помощью художественных, литературных и музыкальных образов, да  так, чтобы это было понятно публике,  авангардисты не могли. Поэтому большинство течений начиналось с создания манифестов, где довольно подробно расписывалось, как представители того или иного течения видят жизнь, что они вообще называют искусством, как они мыслят и чувствуют искусство прошлого, настоящего и будущего, и, наконец, о чем они хотят поведать миру своим творчеством.

Официальной датой рождения футуризма принято считать 20 февраля 1909 года. В тот день парижская газета «Фигаро» опубликовала манифест футуризма, написанный Филиппо Томмазо Маринетти, основоположником этого направления.

Манифест был обращен к молодым итальянским деятелям искусства: «Самые старые из нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придет новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора». Целью манифеста итальянских футуристов было заявить о художественной философии футуризма как о концепции нового искусства, противостоящего миру академизма. Группа молодых художников из Милана, а затем из других городов Италии, сразу же откликнулась на призыв Маринетти как своим творчеством, так и собственными манифестами. 11 февраля 1910 появляется Манифест художников-футуристов, а 11 апреля того же года — Технический манифест футуристической живописи, подписанный У. Боччони, Дж. Балла, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. Северени — самыми крупными художниками-футуристами.  В своем стремлении создать искусство будущего футуристы культивировали индустриальную и урбанистическую эстетику, основанную на технических достижениях того времени, но устремленную в будущее. В манифесте Маринетти писал: «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом. Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух». Под «великолепным саркофагом» имелось в виду богатейшее культурное наследие прошлых веков, превратившее Италию в музей под открытым небом. Из текста манифеста ясно, что «свежим воздухом» в изобразительном искусстве и литературе должен стать именно футуризм, а для того, чтоб открыть ему путь, нужно уничтожить «саркофаг»…

Кроме этого сомнительного пункта манифест провозглашал и другие идеи, которые оказались весьма привлекательными и близкими людям искусства. Особое значение имел четвертый пункт, в котором говорилось, что красота мира обогатилась красотой скорости, поэтому художники и поэты должны уметь ее видеть и превозносить в своих работах. Это действительно было открытием, лежавшим на поверхности. В то время темп человеческой жизни с каждым днем становился все быстрее и быстрее, поскольку капиталистический способ производства заключает в себе постоянное ускорение. Особенно остро это ощущается в крупных городах. В то время по улицам поехали автомобили  и электрические трамваи, быстро развивались электросети и телефонная связь. Эти абстрактные стороны ускоряющегося развития общества первыми бросались людям в глаза и заставляли иначе взглянуть на свою жизнь и на пути дальнейшего развития. Оно представлялось футуристам, в первую очередь,  как развитие техническое. Не случайно именно передовые достижения техники,  входящие в повседневную жизнь, становились предметами искусства футуристов. Например, одной из лучших работ украинского художника-футуриста Александра Богомазова считается маленькая графическая работа «Поезд», где художник  черными линиями передает немыслимую доселе скорость мчащегося поезда.

Футуризм в европейском искусстве начала ХХ века достаточно быстро стал занимать главенствующее место. В России первыми футуристами были Михаил Ларионов, Велимир Хлебников, Алексей Кручёных. Ларионов, основоположник российского футуризма, в своем творчестве особое внимание уделял поэзии и вопросам общего характера, касающихся грядущих изменений в обществе. У русских футуристов тоже были свои манифесты. Ларионов несколько раз на протяжении 1913-1914 годов на страницах «Театра в карикатурах» под видом обычного интервью опубликовал один из самых важных своих манифестов, так называемый «Да-манифест».

Тотальное влияние на русских футуристов, конечно же, оказывали итальянцы, в особенности Маринетти. Его «письма» публиковались на протяжении 1910-1913 годов в журнале «Аполлон». Поставщиком свежих произведений итальянских футуристов в Россию был поэт Паоло Буцци. 11 февраля 1910 года в Италии был опубликован первый футуристический манифест, содержащий призыв «презирать все формы подражания и прославлять все формы оригинальности». Основные пункты манифеста были изложены Буцци в пятом номере «Аполлона» за 1910 год, т. е. поразительно быстро для тогдашней России.

Принципы, которые в своих манифестах и творчестве продвигал Маринетти и другие итальянские футуристы, являлись той основой, на которой взросли творческие идеи футуристов всей Европы. В литературе это, в первую очередь, принцип отказа от построения поэтического образа по традиционной для всей предыдущей поэзии схеме — путем его последовательного раскрытия через систему определений и сравнений. Далее были попытки реформы поэтического языка: отказ от знаков препинания, от использования наречий и качественных прилагательных — все это делалось для снятия «пут».

В изобразительном искусстве футуризма были заложены принципы многих современных направлений. Скульптор Боччони, использовавший при создании каждой скульптуры самые разные материалы: стекло, дерево, картон, железо, кожу, конский волос, одежду, зеркала, электрические лампочки и т.д., стал предвестником поп-арта. Именно футуристическое искусство, переведенное на коммерческую основу, породило впоследствии множество модных ныне течений. Произведения, выполненные в их рамках, стоят теперь на художественном рынке баснословно дорого.

Свои произведения футуристы, как уже было сказано выше, посвящали автомобилям, поездам, электричеству. «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», — заявлял Маринетти. Подобными высказываниями пестрят более 80 манифестов, опубликованных им на протяжении жизни. Все подлинно человеческие чувства: уважение к человеческой личности, любовь и т.п. — в них  были объявлены устаревшими.

На мировоззрение футуристов сильное влияние оказали идеи Ницше с его культом «сверхчеловека». В работах Ницше сверхчеловек — существо, вполне реально осуществимое в будущем, однако, совсем непонятно, в чем именно будет заключаться его сверхчеловечность. Человек будущего, в представлении футуристов, — это «механический человек с заменяемыми частями». Он всемогущий, но бездушный, циничный и жестокий. Единственным способом очистить мир от старья они считали войну. Накануне Первой Мировой войны Маринетти создает футуристические кружки из националистически настроенной молодежи и ездит по Европе с пропагандистскими лекциями, агитируя за вступление Италии в войну. В 1918-ом итальянские футуристы создали политическую партию, которая начала сближаться с «фашиями» Б. Муссолини. В 20-е годы многие футуристы воспевали фашистский режим, считая его воплощением мечты о великом будущем Италии. «Слово «свобода» должно подчиниться слову «Италия»», — провозглашал Маринетти.

Можно долго спорить о ценности творений футуристов,  но гораздо важнее понять, почему появился футуризм, что это такое, какое значение он имеет для истории человечества, какие общественные процессы нашли в нем свое выражение, и почему работы футуристов имели такое огромное влияние на развитие искусства ХХ века…

В начале века капиталистическое общество пережило ряд глобальных кризисов. Первая мировая война была отнюдь не началом кризиса. Она была способом его разрешить, следствием, которое вывернуло наружу все, существовавшие уже давно и усугублявшиеся год от года, общественные противоречия. По мере их обострения миллионы «заражались»  революционными идеями.  Искусство, как одна из форм общественного сознания, не могло остаться вне этого процесса. Не удивительно, что футуризм и фашизм в Италии — это два разных проявления одних и тех же, сложных и противоречивых явлений жизни. В Италии фашистская партия и движение футуристов родились как течения, призванные установить новый справедливый порядок. Но представления фашистов и футуристов о порядке и справедливости росли на гнилой почве  общественного кризиса. А гниль может служить удобрением как для роз, так и для сорняков…

В Италии  футуристы: поэты, художники, архитекторы — мыслили себя фашистами. Их новаторские здания, поэзия, живопись, театр и т.д. были подчинены фашистским идеям.

Как пишет Умберто Эко в своем докладе «Вечный Фашизм», в Италии существовали две важные художественные премии. Во-первых, премия Кремона — под эгидой  Фариначчи, который ратовал за пропагандистское искусство. Во-вторых, премия Бергамо, которую спонсировал фашист Боттаи. Боттаи был сторонником авангардного искусства. Он  поддерживал новаторские опыты, которые  в Германии преследовались, поскольку считались упадническими и тайно-коммунистическими.

Власти Италии были благосклонны к футуристам. Маринетти, например,  был удостоен почетного звания члена Национальной Академии.

Фашистская идеология, в том числе и в искусстве, была основана на идеях отрицания современного в современности. Однако отрицание современности может развиваться в двух направлениях. Социалистическая идея может принимать не только революционные, но и крайне реакционные формы. История показывает, что социализм, отвергающий принцип интернационализма, превращается в фашизм, со всеми вытекающими из него последствиями.

Революционные процессы  в России тоже поселили в душах людей  идеи отрицания современного им мира. Но это были качественно иные идеи. Они основывались  на принципиально ином понимании справедливости и  сущности человека, в первую очередь — на идее равенства, коллективизма и уважения к человеку. Условия, в которых родилась футуристическая поэзия в России, как нельзя лучше описывают строки из автобиографии Маяковского:

«Благородное собрание. Концерт. Рахманинов. Остров мертвых. Бежал от невыносимой мелодизированной скуки. Через минуту и Бурлюк. Расхохотались друг в друга. Вышли шляться вместе.

Памятнейшая ночь.

Разговор. От скуки рахманиновской перешли на училищную, от училищной — на всю классическую скуку. У Давида — гнев обогнавшего современников мастера, у меня — пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм».

Нужно отметить, что прежде, чем футуризм появился у нас как литературное течение, он обосновался в живописи. Деятельность художников-футуристов была тоже неразрывно связана с революцией. Они расписывали агитационные поезда, делали плакаты и т.д. Художественные поиски братьев  Д. и Н. Бурлюков, М. Ларионова, Н. Гончаровой, А. Экстер, стали началом русского футуризма. Они в 1910 году организовали авангардную выставку «Бубновый Валет», а затем  и художественное общество с таким же названием. Но Ларионов и Гончарова к обществу не примкнули, а организовали экспозицию «Ослиный Хвост» (1912 г.), а  потом  «Мишень» (1913 г.). В связи с приведенными датами необходимо упомянуть, что само слово «футуризм», по отношению к русскому искусству стало употребляться в 1911 году.

В марте 1910-го в сборнике «Студия импрессионистов» было напечатано стихотворение тогда почти никому не известного поэта В. Хлебникова «Заклятие смехом» (О, рассмейтесь смехачи!…), его стихи впоследствии стали чуть ли не визитной карточкой футуризма. Создание нового мира слов и различных звукосочетаний можно без преувеличения назвать делом его жизни. Спустя некоторое время вышел сборник «Садок судей». Среди авторов — В.Хлебников, братья Бурлюки, Е. Гуро, В.Каменский. Звуковое сходство слов «садок» и «судей» сразу обращало на себя внимание. Смысл же названия авторы «расшифровывали» так: садок — клетка для содержания животных в неволе, поэты будущего пока загнаны в клетку (садок), но в будущем именно они станут законодателями (судьями) поэтического вкуса. Как вспоминал В.Каменский: «Главное — все единодушно понимали, что суть нашего пришествия не только в книге «Садок судей», но в тех огромных затеях будущего, за которые мы энергично взялись в надежде на поддержку армии передовой молодежи».

С 1911 по 1914 гг. футуристы изо всех сил старались эпатировать публику своими нетрадиционными публикациями, выступлениями и даже внешним видом (рисовали у себя на лице возмутительные для общества, в котором жили, картинки: например, у Бурлюка на щеке красовалось изображение писающей собачки). К ним относились как к сумасшедшим или хулиганам. Собственно, этого они и добивались. Даже манифест русских футуристов, написанный в декабре 1912 года, носил название «Пощечина общественному вкусу». Его подписали Давид Бурлюк, Александр Крученых, Владимир Маяковский, Виктор Хлебников. Скандал — намеренное оскорбление вкуса — становится в то время  неотъемлемой частью всего мирового искусства.

Творчество футуристов настолько поражало своей новизной и неуемной энергией, что очень скоро стало накладывать отпечаток на произведения других поэтов. И футуристы утвердились как одна из самых сильных литературных групп.

Одним из самых ярких представителей этого течения был великий поэт, художник и драматург Владимир Маяковский.  Его жизненный и творческий путь — это момент всеобщего пути, по которому шла прогрессивная часть человечества в начале XX века. В 1908 (по другим данным — в 1907 г.) он вступил в РСДРП(б), активно вел революционную агитацию среди рабочих. За свою деятельность был трижды арестован. В 1909 г. просидел 11 месяцев в Бутырской тюрьме, где начал писать стихи. После освобождения он отошел от партийной деятельности. Но ни в коем случае нельзя сказать, что Маяковский самоустранился от деятельности революционной.

В 1911 г. он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Там познакомился с Д. Бурлюком и стал участником выступлений футуристов. Неприятие старого мира и борьба за новые литературные формы сливалась у Маяковского с верой в социалистическую революцию.

В 1913 г. была выпущена его первая книга «Я». В 1914-ом за публичные выступления Маяковский был исключен из училища. В 1915-ом увидела свет поэма Маяковского «Облако в штанах», которая привлекла к себе исключительное внимание литераторов. Горький приглашает Маяковского к сотрудничеству в журнале «Летопись» и газете «Новая жизнь», а также помогает в издании второго сборника стихов «Простое, как мычание». В эти годы Маяковский создает поэмы «Война и мир» и «Человек».

Октябрьскую Революцию поэт встретил восторженно. Он называл ее «Моя революция» и был одним из первых деятелей культуры и искусства, кто откликнулся на призыв Советской власти сотрудничать с ней и активно участвовал в первых совещаниях и собраниях представителей культуры. В это время публикуются такие его стихотворения, как «Наш марш», «Ода революции», «Левый марш», написана и поставлена пьеса «Мистерия-буфф». В послереволюционный период Маяковский продолжал участвовать в литературной жизни — чтениях, диспутах — и колесил по стране, выступая перед рабочими на предприятиях и площадях.

Но претензии футуристов, сплотившихся вокруг газеты «Искусство коммуны», на монопольное положение в искусстве послереволюционной России не были реализованы, несмотря на покровительство Народного комиссара просвещения А. Луначарского. Большая часть руководства Комиссариата и других органов управления культурой придерживалась других взглядов на эстетическую сторону жизни. Футуризм начал постепенно превращаться в искусство прошлого.

Эту тенденцию можно проследить и в творчестве Маяковского. В стихотворении «Юбилейное» (1924 г.) он вновь обращается к образу Пушкина. Теперь Пушкин для Маяковского уже не представляется «непонятнее гиероглифов», как в 1912 году, и поэт больше не предлагает «сбросить» его «прочь с парохода современности», очевидно, потому, что современность к тому времени стала уже другой и предъявляла совершенно иные требования к искусству. Когда ненавистное всем футуристам социальное старье было сметено, растрощено и сдано в утиль, началось строительство нового мира, которое нуждалось в созидательных образах, а также в переосмыслении и усвоении культурного наследия, оставленного предшествующими поколениями.

Футуризм как течение творческой мысли в СССР на тот момент уже выполнил свои исторические задачи, отобразив посредством поэтических, художественных, музыкальных и драматических образов реальные противоречия и переломный момент истории.

история культура

Итальянский футуризм | 365mag.ru

«Мы объявляем, что великолепие мира обогатилось новой красотой: красотой скорости!».
Филиппо Таммазо Маринетти об искусстве будущего.

История футуризма началась с манифеста, опубликованного 20 февраля 1909 года во французском «Фигаро». Художественные принципы течения в документе изложил итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти; он стремился создать «формулу, которая отражала бы новый век». В поэзии этой формулой стал vers libre – свободный стих, позволяющий выражать ощущения свободно и динамично. А в живописи – совершенно новый стиль, воспевавший анархизм, машины, отвагу, шум и города, отрицание традиций прошлого и презрение к женщине.

Основы футуризма популяризировали Маринетти и его сподвижники в Италии. С помощью искусства поэт призывал к выражению «лихорадочной бессонницы» и «удара кулака», то есть это художественное движение обречено было стать резким. В мире больших скоростей, где оно зародилось, в единую композицию сливались все образы: толпа, фабрики, конные экипажи, первых машины…

Умберто Боччони «Симультанные образы», 1911

Первыми соратниками «проповедника» футуризма были поэты. Они выпустили более пятидесяти манифестов, относящихся к различным областям жизни: танец, литература, музыка, скульптура, политика и даже кухня. Позднее к ним присоединились художники, опубликовавшие 8 марта 1910 года свой «Манифест футуристической живописи», в котором они отвергали прошлое и ратовали за творческое обновление. К 1915 году на свет появились манифесты, касающиеся скульптуры, шумов, колористики и, в конечном счете, «перестройки вселенной». Футуризм, стремившийся поспевать за будущим, стал всепроникающим движением. Ни одна творческая область не была обделена его вниманием.

В круг футуристов входили художники Умберто Боччони, Джакомо Балла, Джино Северини, Карло Карра, Джованни Папини, Фортунато Деперо, Арденго Соффичи  и Луиджи Руссоло. Основным принципом их живописи было стремление запечатлеть динамичную форму. Какими средствами? Художники, не боясь, использовали контрастные цвета, решительные мазки и «линии-силы» ‒ своеобразные направления цвета и формы. Некоторые живописцы так стремились показать все многообразие и динамику материи.

Маринетти и художники-футуристы путешествовали по Европе с выставками и публичными лекциями, тем самым привлекая на сторону художественного движения новых сторонников. Важное значение философия футуризма придавала культу силы, насилия и войны, поэтому многие художники после вступления Италии в первую мировую войну ушли на фронт. Вероятно, участие в военных действиях они расценивали как творческий порыв, а на войну, в целом, смотрели, как на музу.

Несмотря на то, что война так «удачно подвернулась» именно в тот момент, когда сторонникам движения необходимо было претворить в жизнь все свои чаяния и принципы, реальность разбила иллюзии – кто-то вернулся с фронта инвалидом, а кто-то не вернулся вовсе. Широкий шаг футуризма сбавил темп: многие художники обратили свои творческие поиски в другую сторону. После войны футуристические произведения начинают «вырождаться», вбирая в себя черты иных стилей. В 1922 новый политический режим начнет давить на это художественное течение, а в 1944 году футуризм погибнет.

В истории живописи футуризм –  яркая вспышка. Художественное наследие смелых приверженцев этого течения сейчас можно увидеть на выставке «Итальянский футуризм, 1909-1944: реконструируя Вселенную», которая проходит в нью-йоркском Гуггенхайме до 1 сентября 2014 года. Как видно, музей представляет течение в полном объеме: от начала существования и до конца. В экспозиции представлено около 375 работ выдающихся художников футуризма.

Джакомо Балла «Изучение уличного света»

На этой выставке вас удивят работы Умберто Боччони. В некоторых из них очень ярко раскрывается главный образ футуризма – «клубящаяся» толпа. Его картины преисполнены энергии, иногда хаоса. Рассматривая их, можно заметить, как успешно работают решительные мазки кисти, передающие тотальное движение. Композиции часто представлены в беспорядке, они щедро заполнены светом – так художник стремился умышленно «затуманить» четкость образов.  Девиз Боччони: «Абсолютное движение».
Очаруют картины Джино Северини. Этот художник сделал парижскую жизнь неисчерпаемым источником тем. Особенное внимание он уделял изображению танца. Северини раскладывал реальность на составляющие и смело играл с цветами, оттого его полотна кажутся яркой и динамичной мозаикой. Он разбирает на составляющие каждое действующее лицо и заново складывает разноцветные кусочки, передает быстроту ритма и различные движения в одном моменте. Его главный принцип: «Контрасты форм и цветов».
Вас загипнотизируют картины Джакомо Балла. Он стремился писать «картину-сюрприз». Надо сказать, ему удавалось. Балла волшебно изображает свет – многогранно и очень дотошно. Более того, он стремиться запечатлеть не только свет, но и время! В этом художнику помогает фрагментарная композиция. Выглядят полотна, как стилизованные раскадровки.
Картины Карло Карра шокируют зрителя и увлекут. Этот художник известен своей пластичной манерой письма. Изображение динамично, как у всех живописцев-приверженцев футуризма, но на полотнах Карра, все кажется текучим, мягким, плавным и одновременно очень сильным. Причудливые плоскости проникают друг в друга, вызывают необычные ассоциации и воспоминания. Карра был очарован «вибрацией форм света, которые ассоциируются со звуками, шумами запахами…» и

Помимо картин, на выставке представлены эскизы, скульптуры и литература футуризма. Посмотреть действительно есть на что, поэтому, планируя путешествие в Нью-Йорк, обязательно загляните в музей Гуггенхайма.

Введение в футуризм | История искусств II

Рис. 1. Умберто Боччони, «Уникальные формы непрерывности в космосе», 1913 г. (отливка 1931 г.), бронза, 43 7/8 × 34 7/8 × 15 3/4 ″ (MoMA)

Можете ли вы представить себе, что вы настолько увлечены технологиями, что назовете свою дочь Пропеллер? Сегодня мы воспринимаем большинство технологических достижений как должное, но на рубеже прошлого века такие инновации, как электричество, рентгеновские лучи, радиоволны, автомобили и самолеты, были новинкой и чрезвычайно захватывающими.По темпам промышленного развития Италия отставала от Великобритании, Франции, Германии и США. С культурной точки зрения художественная репутация страны основана на искусстве и культуре античности, эпохи Возрождения и барокко. Проще говоря, Италия олицетворяла прошлое.

В начале 1900-х годов появилась группа молодых и непокорных итальянских писателей и художников, полных решимости праздновать индустриализацию. Они были разочарованы снижением статуса Италии и полагали, что «век машин» приведет к совершенно новому мировому порядку и даже к обновлению сознания.Филиппо Томмазо Маринетти, глава этой группы, назвал движение футуризмом. Его члены стремились передать идею современности, ощущения и эстетику скорости, движения и промышленного развития.

Манифест

Рис. 2. Умберто Боччони, «Материя», 1912 г. (переработка 1913 г.), холст, масло, 226 × 150 см (Коллекция Маттиоли, предоставленная коллекции Пегги Гуггенхайм, Венеция)

Маринетти положил начало футуризму в 1909 году, опубликовав свой «Футуристический манифест» на первой полосе французской газеты Le Figaro .Манифест задал зажигательный тон. В нем Маринетти выступил против культурной традиции ( passatismo на итальянском языке) и призвал к разрушению музеев, библиотек и феминизму. Футуризм быстро превратился в международное движение, и его участники выпустили дополнительные манифесты почти для всех видов искусства: живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, фотографии, кино — даже одежды. Художники-футуристы — Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джино Северини , и Джакомо Балла — подписали свой первый манифест в 1910 году (последний назвал свою дочь Элику — Пропеллер!).Футуристическая живопись сначала обратилась к цвету и оптическим экспериментам конца 19 века, но осенью 1911 года Маринетти и художники-футуристы посетили Осенний салон в Париже и впервые увидели кубизм лично. Кубизм оказал немедленное влияние, что можно увидеть, например, в книге Боччони Materia 1912 года. Тем не менее футуристы объявили свое творчество полностью оригинальным.

Динамизм движущихся тел

Футуристы были особенно взволнованы работами ученого и фотографа конца девятнадцатого века Этьена-Жюля Маре, чьи хронофотографические (основанные на времени) исследования изображали механику движения животных и человека.

Предшественник кино, новаторские эксперименты Маре с покадровой съемкой особенно повлияли на Баллу. В своей картине « Динамизм собаки на поводке » (рис. 3) художник игриво изображает ноги собаки (и собачника) как непрерывные движения в пространстве во времени.

Рис. 3. Джакомо Балла, Динамизм собаки на поводке , 1912, холст, масло, 35 1/2 × 43 1/4 ”(Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало)

Рисунок 4. Ника Самофракийская , мрамор, ок. 190 г. до н.э., (Лувр, Париж)

Выбор блестящей бронзы придает механизированности скульптуре Боччони, так что вот идеальное сочетание человека и машины футуристами. Поза фигуры одновременно изящна и сильна, и, несмотря на их категорический отказ от классического искусства, она также очень похожа на Нику Самофракийскую (рис. 4).

Политика и война

Футуризм был одним из самых политизированных течений в искусстве двадцатого века.Он объединил художественную и политическую повестку дня, чтобы способствовать переменам в Италии и по всей Европе. Футуристы проводили то, что они называли serate futuriste , или футуристические вечера, где они декламировали стихи и демонстрировали искусство, а также выкрикивали политически заряженную риторику в аудитории в надежде разжечь бунт. Они считали, что волнение и разрушение положат конец статус-кво и позволят возродить более сильную и энергичную Италию.

Эти позиции побудили футуристов поддержать грядущую войну, и, как и большинство членов группы, ведущий художник Боччони был зачислен в армию во время Первой мировой войны.Он был растоптан насмерть после падения с лошади во время тренировки. После войны сильный национализм членов партии привел к союзу с Бенито Муссолини и его Национальной фашистской партией. Хотя футуризм продолжал осваивать новые направления (например, aeropittura ) и привлек новых членов — так называемое «второе поколение» художников-футуристов, сильные связи движения с фашизмом усложнили изучение этого исторически значимого искусства.

Художников по направлению: футуризм

Художественное движение

Футуризм (итал. Futurismo) — художественное и социальное движение, зародившееся в Италии в начале 20 века.Он подчеркивал скорость, технологии, молодежь и насилие, а также такие объекты, как автомобиль, самолет и промышленный город. Хотя это было в основном итальянское явление, параллельные движения существовали в России, Англии, Бельгии и других странах. Футуристы практиковались во всех видах искусства, включая живопись, скульптуру, керамику, графический дизайн, промышленный дизайн, дизайн интерьера, городской дизайн, театр, кино, моду, текстиль, литературу, музыку, архитектуру и даже футуристическую кухню. Его ключевыми фигурами были итальянцы Филиппо Томмазо Маринетти, Умберто Боччони, Карло Карра, Джино Северини, Джакомо Балла, Антонио Сант’Элия, Бруно Мунари, Бенедетта Каппа и Луиджи Руссоло, россияне Наталья Гончарова, Велимир Хлебников, Давид Бурянин, Игорь Северянин. Алексей Крученых и Владимир Маяковский, бельгиец Жюль Шмальцигауг и португалка Алмада Негрейрос.Он прославил современность и призван освободить Италию от тяжести прошлого. Кубизм способствовал формированию художественного стиля итальянского футуризма. Важные футуристические работы включали «Манифест футуризма» Маринетти, скульптуру Боччони «Уникальные формы непрерывности в пространстве» и картину Баллы «Абстрактная скорость + звук» (на фото). В некоторой степени футуризм повлиял на художественные движения ар-деко, конструктивизм, сюрреализм, дадаизм и в большей степени на прецизионизм, лучизм и вортицизм.

Футуризм — это авангардное движение, основанное в Милане в 1909 году итальянским поэтом Филиппо Томмазо Маринетти.Маринетти положил начало этому движению в своем Манифесте футуризма, который он впервые опубликовал 5 февраля 1909 года в La gazzetta dell’Emilia, статье, которая затем была воспроизведена во французской ежедневной газете Le Figaro в субботу, 20 февраля 1909 года. художники Умберто Боччони, Карло Карра, Джакомо Балла, Джино Северини и композитор Луиджи Руссоло. Маринетти выражал страстное отвращение ко всему старому, особенно к политическим и художественным традициям. «Мы не хотим участвовать в нем, в прошлом, — писал он, — мы, молодые и сильные футуристы!» Футуристы восхищались скоростью, технологиями, молодостью и насилием, автомобилем, самолетом и промышленным городом — всем, что олицетворяло технологический триумф человечества над природой, и они были страстными националистами.Они отвергли культ прошлого и всякое подражание, восхваляли оригинальность, «какой бы смелой и жестокостью она ни была», гордо несли «кляксу безумия», считали искусствоведов бесполезными, восстали против гармонии и хорошего вкуса, отметали все темы и предметы из всех предшествующих искусств и прославленные в науке.

Публикация манифестов была характерной чертой футуризма, и футуристы (обычно возглавляемые или побуждаемые Маринетти) писали их по многим темам, включая живопись, архитектуру, религию, одежду и кулинарию.

Основополагающий манифест не содержал позитивной художественной программы, которую футуристы пытались создать в своем последующем Техническом манифесте футуристической живописи (1914). Это привело их к «универсальному динамизму», который должен был быть непосредственно представлен в живописи. В действительности объекты не были отделены друг от друга или от своего окружения: «Шестнадцать человек вокруг вас в катящемся моторном автобусе по очереди и в то же время один, десять, четыре, три; они неподвижны и меняются местами…. Моторный автобус врывается в дома, мимо которых он проезжает, а дома, в свою очередь, бросаются на моторный автобус и смешиваются с ним ».

Это часть статьи в Википедии, используемой в соответствии с непортированной лицензией Creative Commons Attribution-Sharealike 3.0 (CC-BY-SA). Полный текст статьи здесь →

Википедия: https: // ru.wikipedia.org/wiki/Futurism

футуризм | Национальные галереи Шотландии

Итальянское литературное и художественное движение, начавшееся в 1909 году под руководством писателя Филиппо Томассо Маринетти. Он отказался от культуры прошлого и принял новые технологии, подчеркнув скорость и динамизм. Он использовал кубистские техники фрагментации и смещения точек зрения, чтобы представить эти идеалы в красках. Футуризм также имел политический аспект и был тесно связан с итальянским фашизмом.

Истоки футуризма

Футуризм — одно из важнейших направлений в искусстве, возникшее в Италии в начале двадцатого века. Итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти, изначально литературный по своей природе, опубликовал первый футуристический манифест на первой полосе парижской газеты Le Figaro 20 февраля 1909 года, заявив Парижу: «Именно из Италии мы сейчас устанавливаем футуризм с этим манифестом подавляющего и жгучего насилие, потому что мы хотим освободить эту страну от зловонной гангрены профессоров, археологов, антикваров и риторов.’

Маринетти стремился бросить вызов господству Парижа как места авангардной художественной деятельности. Он также обрисовал в общих чертах цели движения — отвергнуть историю и принять скорость, энергию и динамизм нового машинного века. В 1909 году Маринетти объединился с художниками Умберто Боччони, Джино Северини, Карло Карра и Луиджи Руссоло для разработки идей футуризма в изобразительном искусстве, опубликовав в 1910 году второй манифест под названием Futurist Painting: Technical Manifesto , заявив, что они были « примитивы полностью переделанной чувствительности.В 1911 году в Милане в Mostra d’Arte Libera состоялась открывающая выставка, на которой были представлены самые разные стили и подходы, объединенные интересом к скорости, насилию и технологиям. Изначально сосредоточенный в Милане, стиль распространился на Турин и Неаполь.

Ключевые идеи и произведения

Когда искусство футуризма только появилось, оно отражало целый ряд стилей, особенно с близостью к разделенному постимпрессионизму Жоржа Сёра. Северини познакомился с художниками-кубистами в 1911 году во время поездки в Париж; Боччони, Руссоло и Карра позже сами нанесли визит, вернувшись с новыми идеями.Концепция движения также оказалась очень влиятельной, особенно последовательная фотография Эдварда Мейбриджа и «хронофотографии» французского физиолога Этьена-Жюля Маре. В своем манифесте живописи они написали: «Из-за постоянства изображения на сетчатке, движущиеся объекты размножаются сами по себе, их форма меняется, как быстрые колебания в их безумной карьере. Таким образом, у бегущей лошади не четыре ноги, а двадцать, и их движения треугольные.’

В 1912 году в Париже прошла крупная выставка футуристической живописи, которая много путешествовала, распространяя свои идеи по Европе, России и США. Выставка раскрыла футуристическую технику использования «силовых линий» в картинах, чтобы усилить ощущение движения. Картина Боччони «Город поднимается» , 1910, часто считается первой настоящей футуристической картиной, отражающей жар и энергию переполненного города, с другими важными произведениями искусства, включая бронепоезд Северини в действии , 1915 и Карра «Похороны». Анархист Галли , 1911.

Скульптура футуриста

Боччони был также пионером в разработке футуристической скульптуры, в первую очередь с его Уникальными формами непрерывности в космосе , 1913. В своем влиятельном «Футуристическом манифесте скульптуры» в 1912 году он написал: «Давайте отбросим конечную линию и замкнутость. форма статуи. Давайте разорвем тело ». Футуристический стиль оказал влияние и на другие средства массовой информации, распространившись на архитектуру и кино.

Наследие

Футуристы были одним из немногих художественных движений, прославляющих войну и крайне правую политику, и в 1916 году двое активных членов движения, Боччони и Сант’Элия, были убиты во время Первой мировой войны, положившей конец Первой мировой войне. Наиболее плодотворная фаза футуризма.Тем не менее, после 1913 года футуристический стиль распространился по всему миру, оказав влияние на последующие движения, в том числе на художников в Великобритании, таких как Стэнли Керситер и вортицисты, а также на лучизм в России. В Соединенных Штатах Джозеф Стелла указал на футуризм как на основное влияние на его творчество.

Читайте и смотрите: Футуризм: История искусства II: Возрождение

    Приборная панель

    АРТ-102-70

    Читайте и смотрите: футуризм

    Перейти к содержанию Приборная панель
    • Авторизоваться

    • Приборная панель

    • Календарь

    • Входящие

    • История

    • Помощь

    Закрывать