Искусство xx века. футуризм в литературе и живописи

На рубеже XIX и XX веков мир слегка «потряхивало». Бурный рост промышленного производства, упрочнение капитализма с его жестким и прагматичным отношением к жизни, к человеку, переворачивали сознание людей, усиливали противоречия между привычными неспешными идеалами века уходящего и стихийным бурлением века грядущего. И как ни трудно было принять эти новые законы жизни, как ни сложно было расставаться с привычным и милым, перемены были неизбежны, и первый отклик на них возникал в умах творческих людей, как наиболее остро чувствовавших наступление нового времени.

В 1909 году в Италии Томмазо Маринетти выпустил манифест футуристов – нового направления в искусстве, главной идеей которого стало полное отрицание всех устоявшихся принципов создания художественных произведений. И если любое авангардное течение в искусстве и литературе начиналось с отрицания канонов и традиций, то футуризм особенно преуспел в этом, так как отличался крайним экстремизмом. Маринетти главной задачей нового направления провозгласил ежедневное осквернение алтаря искусств и утверждал в качестве приоритетов силу, агрессию, движение и разрушение.


Футуризм – что это? Отвечаем на вопрос. Художественная…

Футуризм в искусстве – это ломаные линии, резкие цветовые контрасты, выраженные диспропорции,…

В России начала XX века разброд в умах был велик, художники искали новые формы выражения сложного времени, поэтому любое возникающие направление в искусстве тут же находило благодатный отклик, и футуризм не стал исключением. Даже напротив, футуризм в литературе и живописи получил в России широкое распространение. Многие известные писатели и поэты, позднее вошедшие в историю культуры (В. Маяковский, И. Северянин, В. Хлебников, Д. Бурлюк, Б. Пастернак), начинали как члены многочисленных футуристических кружков, причем программные тезисы и многочисленные манифесты, провозглашавшие принципы нового направления в искусстве были для них намного важнее самого художественного творчества. Кубофутуристы, эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, а также всеки и ничевоки поражали воображение публики не только своими резкими высказываниями по поводу традиционного искусства, но и своим необычным творчеством, а также весьма эксцентричными выходками. Многие из них были очень неплохими «продюсерами» самих себя. Они не только творили новое искусство, но и очень успешно преподносили его публике, зарабатывая на этом неплохие деньги. Основными приемами для самопрезентации были публичные скандалы, вызывающий внешний вид и поведение. Эпатажем они привлекали к себе общественный интерес, публика весьма охотно приходила на выставки и литературные вечера, отдавая за входной билет немалые деньги.


Имажинизм и имажинисты — это литературно-художественное…

Одно из литературно-художественных течений первых лет после Октябрьской революции 1917 года…

В России новое авангардное течение нашло отражение главным образом в поэзии. Футуризм в литературе ярко проявился в новом словотворчестве, фонетике звука, необычных синтаксических конструкциях. Слово для новых поэтов утрачивало свое привычное семантическое и лексическое значение, оно превращалось в пластичный материал из звуков, с помощью которых можно было «вылепить» любую конструкцию, создать новые, совершенно необычные комбинации, где смысл был далеко не главное, а точнее, творились иные смыслы. Таким образом, футуризм в литературе пытался создать новый язык, демократичный и массовый, созвучный современным преобразованиям в обществе, понятный всем и принимаемый всеми.

Новое направление в искусстве не только стремилось осмыслить и передать сложные явления, происходящие вокруг, но и само преобразовывать мир, творить время. Футуризм в литературе отличался совершенно необычными экспериментами, связанными с цветовыми образами звуков и слов. Так, каждому гласному и согласному звуку приписывалось определенное цветовое соответствие. Сочетая их в своих стихах, футуристы создавали с помощью слов образные цветовые полотна, стараясь тем самым передать определенное настроение.


Давид Бурлюк — основоположник русского футуризма

Давид Бурлюк — неординарный, экстравагантный, инициативный человек. Каким еще был известный на весь…

Футуризм в литературе тесно сплетался с другими видами искусства. Это течение получило довольно широкое распространение и в живописи, причем, некоторые поэты-футуристы были весьма оригинальными живописцами, например В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский и др. Футуризм в живописи, как и в литературе, проявился в ярких экспериментах. Причем живописцам К. Малевичу, П. Филонову и др. с помощью кистей и красок удалось более действенно и наглядно выразить на холсте то, к чему стремились поэты в своем литературном творчестве.

Футуризм – это бунтарство, отрицание традиционного искусства и попытка создания нового, нацеленного на будущее. Это эксперименты со словом и звуком, поиск новых синтаксических и семантических конструкций, демократичных, понятных широким массам и способных выразить сложные преобразования в обществе начала двадцатого века.

Футуризм в литературе Италии

Футуризм зародился в Италии в 1909 г. Это радикальное течение охватило все области культуры, включая политику и даже кулинарию, но наиболее ярко проявилось в изобразительном искусстве. Футуризм создал новый, революционный стиль — динамичный, агрессивный и воинственный. Его отличает дух экспериментаторства, разрушения старого, зрелищность, культ движения, силы, энергии, техники. Футуристы провозгласили, что их цель — изменить мир. В литературе они выступали с манифестами, в поэзии и прозе решительно порывали с классическими традициями, считая, что поэт через революцию форм должен приобрести власть над миром для создания новой реальности, новой цивилизации «сверхчеловеков» и машин.

У. Боччони. Шум улиц врывается в дом. 1911 г.

Вдохновителем и главным «двигателем» футуризма был Филиппо Томмазо Маринетти (1876—1944) — теоретик, поэт, прозаик, человек талантливый и страстный, одинаково увлекавшийся спортом и мистикой. В первом из огромного количества манифестов — «Манифесте футуризма» (1909 г.) — он отвергает всю старую, «музейную» культуру во имя современной жизни, прославляет «риск, дерзость и неукротимую энергию, смелость, отвагу и бунт», утверждает, что «без наглости нет шедевров», а «ревущий автомобиль прекраснее, чем Ника Самофракийская».

В манифесте звучат решительные призывы: «Плевать на алтарь искусства», «Мы разнесём вдребезги все музеи и библиотеки» (правда, сам Маринетти, живший очень буржуазно, собственную богатую библиотеку не сжёг), «Долой мораль, трусливых соглашателей и подлых обывателей!.. Долой женщин!». Воспевать надо технику, «рабочий шум, бунтарский рёв толпы» и войну, очищающую мир. Футуризм — это преобразование Вселенной: «С самой вершины мы бросаем вызов звёздам!».

Свои взгляды писатель подкрепил романом «Футурист Мафарка» (19Юг.). Последовавший за публикацией скандал и судебный процесс по обвинению автора в «оскорблении добрых нравов» Маринетти использовал для рекламы футуризма. В романе описан бессмертный механический летающий «сверхчеловек» в комплекте с запчастями. Выведена новая раса людей, они живут в воздухе, двигаясь со скоростью 300 километров в час, их города висят в небе, у них нет деления на классы, нищеты и болезней, а техника служит людям.

Н. Кульбин. Портрет Т. Маринетти. 1914 г.

В «Техническом манифесте футуристической литературы» (1912 г.) Маринетти призывает «уничтожить „Я» в литературе», поскольку «теплота куска железа или дерева отныне более волнуют нас, чем улыбка или слёзы женщины». Провозглашая тезис «слова на свободе», футуризм требует упразднить синтаксис, глагол ставить лишь в неопределённой форме, отменить прилагательные и наречия, «сплетать образы беспорядочно и вразнобой». Так выявляется материя самого языка, его графические формы. Теперь страница текста превращается в сложный рисунок, где есть не только буквы, но математические и телеграфные знаки. Показательно название произведения Арденго Соффичи (1879—1964): «Bif § zf+18» (1915 г.). «Нормальное» же футуристическое стихотворение выгладит так

Автомобили повсюду
Королевские кареты и трамваи
в пронзительных криках
изрешечённых картечью птиц
Nous n’avons plus damour que pour
nous-memes
enfin
«Не разговаривайте с водителем
»

О плыть как влюблённая рыба
которая пьёт изумруды
В этих сетях запахов и бенгальских
огней!

А.

Соффичи. «Перекрёсток» (перевод Е. М. Солоновича)

Обложка сборника Т. Маринетти «Zang Tumb Tumb». Издание 1914 г. Милан

Футуризм распространился по всему цивилизованному миру. В 1913 г. Маринетти посетил Россию и обнаружил, что стихи русских футуристов (В. Хлебникова, В. Маяковского, А. Кручёных) по форме революционнее итальянских, а по содержанию гораздо глубже.

Политика для футуристов была такой же сферой творчества, как и поэзия. Они активно призывали к участию Италии в Первой мировой войне, шли на неё добровольцами, воспевая войну как пробуждение от слабости, инструмент силы и здоровья, прорыв к изначальному чувству единства жизни и смерти.

Группа футуристов. Т. Маринетти — крайний справа

В 20-х гг. футуризм переживает кризис. Уходят многие поэты, но возникает «левое крыло» из молодых, выпустивших книгу «Динамит. Пролетарская поэзия. (Красное + чёрное)» (1922 г.). Футуризм охватывает всю Италию как мощное авангардное движение. В то же время у него появляются конкуренты — другие авангардисты. В 1924 г. проходит Первый конгресс футуристов, подчеркнувший независимый художественный характер движения.

«Мы не придаём человеческой жизни иного значения, кроме значения рискованной ставки в игорном притоне смерти». Т. Маринетти

В 30-х гг. футуризм уже живёт своими мифами, Маринетти обращается к мистике и даже к христианству, его травят как лидера «левого» искусства. В 40-х гг. вновь возобладала тема войны, захвата колоний, патриотизма. Маринетти едет корреспондентом на русский фронт, на Дон, но начинает сомневаться в правоте фашизма, впадает в несвойственный ему пессимизм. Последнее его сочинение — «Аэропоэма Иисуса», опубликованная только в 1991 г., — стало прорывом к вечности, к новой религиозности, к миру божественных энергий, где самое священное — это искусство.

К. Карра. Композиция с женской головой. 1915 г.

Футуризм умер вместе с Маринетти в 1944 г. В 60-х гг. движение было признано исторически и эстетически ценным, футуристические произведения оказались достоянием музеев и библиотек, которые футуристы так и не удосужились сжечь в своём порыве к утверждению живой энергии мускулов и механизмов.

А образы техногенного будущего частью воплотились в жизнь, частью стали элементом кинематографической фантастики.

Поделиться ссылкой

Футуризм | Определение, манифест, художники и факты

Футуризм

Смотреть все медиа

Дата:
1909 — г.р. 1916
Похожие исполнители:
Филиппо Томмазо Маринетти Ольга Владимировна Розанова Умберто Боччони Джино Северини Иван Альбертович Пуни

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Футуризм , итальянский Футуризм , русский Футуризм , художественное движение начала 20 века с центром в Италии, которое подчеркивало динамизм, скорость, энергию и мощь машины, а также жизненную силу, перемены и беспокойство современной жизни. . Во втором десятилетии 20-го века влияние движения распространилось на большую часть Европы, в первую очередь на русский авангард.

Наиболее значительные результаты движения были в изобразительном искусстве и поэзии.

О футуризме впервые было заявлено 20 февраля 1909 года, когда парижская газета Le Figaro опубликовала манифест итальянского поэта и редактора Филиппо Томмазо Маринетти. Маринетти придумал слово «Футуризм », чтобы отразить его цель — отказаться от искусства прошлого и прославить изменения, оригинальность и инновации в культуре и обществе. Манифест Маринетти прославлял новые автомобильные технологии и красоту их скорости, мощности и движения. Превознося насилие и конфликты, он призывал к полному отказу от традиционных ценностей и разрушению культурных учреждений, таких как музеи и библиотеки. Риторика манифеста была страстно напыщенной; его агрессивный тон был намеренно призван вызвать общественный гнев и вызвать споры.

Манифест Маринетти вдохновил группу молодых художников в Милане на применение футуристических идей в изобразительном искусстве. Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джакомо Балла и Джино Северини опубликовали несколько манифестов о живописи в 1910 году. Как и Маринетти, они прославляли оригинальность и выражали свое презрение к унаследованным художественным традициям.

Хотя они еще не работали в том, что должно было стать футуристическим стилем, группа призывала художников к эмоциональному участию в динамике современной жизни. Они хотели визуально изобразить восприятие движения, скорости и изменения. Для этого художники-футуристы переняли кубистскую технику использования фрагментированных и пересекающихся плоских поверхностей и контуров, чтобы показать несколько одновременных видов объекта. Но футуристы дополнительно стремились изобразить движение объекта, поэтому в их работах обычно присутствуют ритмичные пространственные повторения очертаний объекта во время его перемещения. Эффект напоминает многократное фотографическое экспонирование движущегося объекта. Примером может служить картина Баллы 9.0035 «Динамизм собаки на поводке»

(1912 г.), в которой ноги бегущей рысью таксы изображены размытием множества изображений. Картины футуристов отличались от работ кубистов и в других важных аспектах. В то время как кубисты предпочитали натюрморты и портреты, футуристы предпочитали такие предметы, как мчащиеся автомобили и поезда, гоночные велосипедисты, танцоры, животные и городские толпы. Картины футуристов имеют более яркие и насыщенные цвета, чем работы кубистов, и в них обнаруживаются динамичные, взволнованные композиции, в которых ритмично закрученные формы достигают крещендо бурного движения.

Викторина «Британника»

Знакомство с футуристами

Боччони также заинтересовался скульптурой, опубликовав манифест на эту тему весной 1912 года. Считается, что он наиболее полно реализовал свои теории в двух скульптурах, «Развитие бутылки в космосе» (1912), в которых он представлял как внутренние, так и внешние контуры бутылки, и уникальных форм непрерывности в пространстве (1913 г.), в которых человеческая фигура не изображается как одна твердая форма, а вместо этого состоит из нескольких плоскостей в пространстве, через которые движется фигура. .

Футуристические принципы распространились и на архитектуру. Антонио Сант-Элиа сформулировал манифест футуристов по архитектуре в 1914 году. Его дальновидные рисунки высокомеханизированных городов и смелых современных небоскребов являются прообразом некоторых из самых творческих архитектурных планов 20-го века.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Боччони, который был самым талантливым художником в группе, и Сант’Элия оба погибли во время военной службы в 1916. Смерть Боччони в сочетании с расширением штата группы и отрезвляющими реалиями разрушений, вызванных Первой мировой войной, фактически положила конец футуристическому движению как важной исторической силе в изобразительном искусстве.

Редакторы Британской энциклопедии

Футуризм — определение и литературные примеры

Поэзия, связанная с этим движением, известна своей краткостью речи и общей продолжительностью. То же самое можно сказать и о футуристическом театре, в котором актеры произносят короткие реплики. В этих пьесах упор делается на юмор и подрыв театральных традиций. Поскольку краткость и сжатость так важны для приверженцев футуризма, романы и более длинные художественные произведения не являются частью этого движения. Первая работа, считающаяся частью футуристического движения, была Manifesto of Futurism от Filippo Tommaso Marnetti в 1909 году.

Футуризм произношение: немного Ture-EH-Zum

Исследуйте футуризм

  • 1 Определение футуризма
  • 2 Футуризм
  • 3 3 30074
  • . Примеры футуристической литературы
  • 5 Футуризм и изобразительное искусство
  • 6 Часто задаваемые вопросы
  • 7 Связанные литературные термины
  • 8 Другие ресурсы