«Искусство и есть Арп» | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»

Астрид фон Астен

Рубрика: 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Номер журнала: 

Специальный выпуск. ШВЕЙЦАРИЯ — РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

«Для Арпа искусство и есть Арп», — провозгласил в 1949 году Марсель Дюшан, обыгрывая созвучие фамилии художника и слова «арт». Эта сентенция интригует: как же понимал искусство сам Арп? Ответ дает выставка, открывшаяся в апреле 2009 года в Музее Арпа в Роландзеке*.

* Открывшийся в 2007 году единственный в Германии «музей, соединенный с вокзалом» представляет собой необычное сочетание: железнодорожный вокзал на берегу Рейна, построенный в XIX веке в стиле классицизм, и авангардистское сооружение, возведенное по проекту известного американского архитектора Ричарда Майера на вершине расположенного рядом холма. Для того чтобы соединить два здания, Майер предложил вырыть тоннель, ведущий в глубину холма.

Из него посетители на лифтах поднимаются на высоту 40 метров, в коническую стеклянную башню нового корпуса. Музейный комплекс, из которого открывается прекрасный вид на долину и горные вершины Зибенгебирге, уникален не только своим расположением, но и пространственными возможностями представления разнообразных культурных программ. Помимо показа художественного наследия четы Арп, здесь проводятся великолепные выставки произведений современных художников, проходят концерты известных музыкантов, организовываются замечательные литературные встречи.

Считается, что художник, скульптор и поэт Ханс (Жан) Арп (1886— 1966) — один из тех, кто оказал наибольшее влияние на искусство XX века, и поводов для такого утверждения немало. В 1916 году вместе с художниками Хуго Баллем, Рихардом Хюльзенбеком и Тристаном Тцара Арп основал в Цюрихе группу «Дада». Он стал одним из зачинателей дадаизма — авангардистского направления, выражающего протест против войны и деспотизма. Избирая художественным средством выражения дерзостную, иногда шутливую иронию, провокативность, дадаисты пытались разрушить существовавшие нормы социального поведения и эстетики и за короткий срок полностью изменили картину художественной жизни.

Столь характерные для современного искусства хеппенинги и перформансы берут свое начало непосредственно из дадаизма. То же можно сказать и о конкретной поэзии: она целиком и полностью существует в рамках поэтических традиций Арпа.

Более того, его признают первым и в органической абстракции, нацеленной на метаморфозы, непрерывные процессы рождения и изменения в природе, которые он сделал «мерой всех вещей». Изменчивая, можно даже сказать, «флюидная» пластика ярко проявляется в трехмерных композициях мастера, считающихся центральными в его искусстве. Около 1930 года Арп, которому было почти 40 лет, создал первые пластические работы, однако характерный для него язык форм уже четко просматривался в более ранних коллажах, рельефах и рисунках (он прослеживается на всем протяжении творческого пути художника). Переходы от одной техники к другой, будь то в изобразительном искусстве или в поэзии, отличаются плавностью. Зачастую Арп кружит около тех или иных мотивов, возвращаясь к первоначальным идеям годы спустя.

Может показаться, что его искусство замкнуто на себе, хотя в то же время оно поражает своей многогранностью.

Арп никогда не ограничивался рамками какого-либо направления, одного из многочисленных «измов», никогда не принадлежал к какой-то определенной группе художников: мог вести диалог с сюрреалистами в Париже и одновременно общаться с конструктивистами. По словам его парижского галериста Дениз Рене, «он был самым абстрактным из сюрреалистов и самым сюрреалистичным из абстракционистов», потому как «Арп — натура цельная, он всегда оставался верен себе… Проще говоря, Арп был… Арпом»

1.

На выставке «Искусство и есть Арп», состоящей из восьми разделов, творчество художника представлено в различных аспектах.

I. Порывающий с традицией
С наступлением XX века стали очевидными тенденции к освобождению искусства от социальной и эстетической предопределенности, характерной для предыдущих столетий. Параллельно шел процесс «свертывания», редуцирования, который среди прочего вылился в вольное обращение с формой и цветом, зачастую — в полное освобождение от отображения объективной реальности.

По молодости Арп, будучи в Страсбурге, Париже и Веймаре, отказался от традиционных методов обучения, во многом отошел от академических техник. Период, проведенный в затворничестве в Веггисе недалеко от Люцерна, где он позволил себе следовать в творчестве природе, оказался для него ничуть не менее значимым, нежели период тесного общения с авангардистами.

В 1912 году в Мюнхене Арп познакомился с Кандинским и группой «Blaue Reiter»

2, в Берлине выставлялся в галерее журнала «Der Sturm»3, основанного Хервартом Вальденом, не теряя, однако, все это время связи с парижскими авангардистами. Отход от иллюстративной манеры изображения совпал с началом использования простых нетрадиционных материалов.

В 1915 году Арп познакомился с Софи Таубер, ставшей позднее его женой. Вместе они с энтузиазмом взялись за изучение геометрических форм, горизонтальных и вертикальных фигур. Для обоих это стало освобождением от каких бы то ни было традиционных художественных приемов, стремлением к искусству, по большей части анонимному. Отказ Арпа от традиционной живописи маслом и всего того, что она представляла (цивилизацию, основанную на чрезмерном сосредоточении на материальных ценностях и жажде власти, ведущих к войне), также проявлялся в использовании новых средств выражения: коллажей, многослойных рельефов из дерева. Вводя в качестве материала текстиль, Арп тем самым размывал границы между искусством и ремеслом.

Его творения, не связанные с окружающей (внешней) реальностью, стали конструкциями из линий, плоскостей, форм и цвета.

II. Открытые и закрытые глаза
Еще со времен увлечения дадаизмом Арп стремился умалить роль художника, в той или иной степени ослабляя контроль над творческим процессом. Зачастую, работая над рисунками пером и тушью, он отдавался внутреннему чувству: линии получались спонтанными, непроизвольными, напоминающими природные. То же происходило и с раскрашенными рельефами из дерева: он определял их как «земные формы», своего рода «свернутый» вариант природного начала.

Приступая к работе над коллажем, Арп по большей части обходился без заранее обдуманной композиции, признавая основой своих творений случай. Таким образом, на смену композиции пришли «законы случайностей» и «бессознательное». Именно этому обязаны своим появлением рельефы-созвездия начала 1930-х годов, созданные путем комбинирования элементов, по сути своей одинаковых. Арп вдохновлялся скоплениями звезд, облаков, камней. Он объявлял овал неровных контуров — «космическую форму» — основным формальным элементом.

III. Arpoetique
Слово «Arpoetique» придумал художник Камиль Бриан, подчеркивая тем самым тесную связь Арпа с поэзией. Свои первые стихотворения он опубликовал еще в 1903 году, впоследствии его сочинения появились в журналах, вошли в антологии. Поэтический дар Арпа раскрылся и в иллюстрациях к текстам Рихарда Хюльзенбека, Тристана Тцара, Бенджамина Пере и Ивана Голла.

Эльзасец Арп писал на немецком и французском, однако позднее французский в его сочинениях, которые часто представляли собой случайный набор слов вне логики и содержания, стал преобладать.

В 1940-е годы возникли текстовые коллажи, не связанные никаким синтаксисом, в которых Арп возвращался к первородной силе слова и звука. Так он критиковал «инструментализацию» языка политикой и журналистикой. Что же касается других аспектов его творчества, то их понимание зачастую затруднено отсутствием каких-либо поясняющих текстов.

IV. Язык объектов
Попав в Париже под влияние сюрреалистов, Арп в период между 1920 и 1929 годами разработал совершенно новый, безошибочно узнаваемый набор форм. В этом «языке объектов», который оказался уникальным для искусства того времени, человек, природа и вещи находятся на одном понятийном уровне. Характеристики одних дополняются либо замещаются характеристиками других: вещи обретают признаки «человеческого», люди становятся «вещами». Юмористически, однако, не без определенной критики, Арп выражал идею: человек больше не является «мерилом всех вещей», как это провозглашалось еще с эпохи Возрождения.

Символично, что арповские объекты или тела, будучи редуцированы до своих самых основных, элементарных форм, чаще всего свободно парят на фоне ничем не ограниченного пространства.

V. Совместные работы
По примеру средневековых строителей соборов Арп стремился к анонимному и коллективному творческому процессу. Особое значение он придавал совместной работе с художниками-друзьями, при этом сотворчество с Софи Таубер оказалось наиболее интенсивным и плодотворным. В их коллажах, рисунках и скульптурах не присутствовало и тени индивидуального самовыражения. Около 1920 года Макс Эрнст и Арп вместе создали коллажи из картин и текста, назвав их «Fatagaga: FAbrication de TAbleaux GAsomitriques GArantis»4. В 1937 году Арп принял участие в Cadavres exquis5. В процессе этой сюрреалистической игры Арп, Софи Таубер, Марсель Жан, Оскар Домингес и Рауль Хаусманн вместе рисовали на листе, складывая бумагу таким образом, чтобы рисунок каждого оставался скрытым от остальных.

В 1941—1942 годах, спасаясь от гитлеровцев в Грассе на юге Франции, Арп с Соней Делоне и Альберто Манелли создали серию из 10 рисунков карандашом и гуашью. Над одной и той же работой художники трудились по очереди.

VI. Стремление к конструированию
Отход от понимания искусства в рамках традиционной эстетики был для Ханса Арпа и Софи Таубер не самоцелью, а скорее предпосылкой к формированию нового, упорядоченного и, несомненно, художественного языка форм, который восторжествовал бы среди хаоса войны и поисков нового равновесия. Стремление к конструированию отразилось в использовании в коллажах геометрических фигур, таких как квадрат и прямоугольник, а также ортогональной сетки.

В период между 1926 и 1928 годами в соответствии с замыслом Софи Таубер-Арп, Ханса Арпа и Тео ван Дуйсбурга (основателя голландской группы художников «De Stijl»6) в Страсбурге были осуществлены перестройка и оформление интерьеров «Aubette»7 — здание превратили в развлекательный комплекс с баром и дансингом. Плод уникального синтеза живописи и архитектуры » Aubette» стал одним из первых авангардистских Gesamtkunstwerke — произведений искусства целиком и полностью. Кроме «Caveau8-dancing» и «Bar amiricain»9, оформленных в биоморфном стиле Арпа, остальные комнаты были выдержаны в эстетике конструктивизма. В величественных композициях три художника прежде всего стремились сделать так, чтобы на зрителя произвели впечатление цвет и свет.

VII. Стремление к разрушению
В начале 1930-х годов Арп обнаружил, что некоторые коллажи, хранившиеся на чердаке, испортились. Это навело его на мысль о том, что плоды трудов преходящи, подвержены разрушению и смерти. Осознание их тленности заставило мастера усомниться в проповедуемой модернистами утопии — совершенном мире. Чтобы сделать неизбежный процесс тления частью своего творчества, Арп пустил в ход старые коллажи, эскизы, рисунки (свои и друзей-художников). Он рвал их и рассыпал на поверхности изначально нейтрального цвета, смазанной клеем — получилась «papiers dichiris»10. Поначалу работы рождались исключительно под воздействием случайности и подсознания, однако иногда Арп влиял на результат, сдвигая отдельные клочки бумаги. Так в ходе творческого процесса разрушение давало жизнь новым творениям.

VIII. Произведение / Воспроизведение
Осознавая себя как художника, Арп не следовал некоему заранее обдуманному плану. Рвал бумагу, готовил гипс и в то же время стремился дистанцироваться от своих творений, поручая другим изготовление и раскрашивание рельефов, лепку скульптур. Важно, что, в отличие от многих коллег, он не придавал собственноручному изготовлению работ особого значения. Различные подходы («рука художника вблизи и на отдалении») были особенно заметны в области скульптуры, которая начиная примерно с 1930-х годов стала центральной темой творчества мастера.

Арп предпочитал гипс. Благодаря этому нейтральному, легко поддающемуся формовке материалу художник получал гладкие поверхности, ровные линии. Он иногда переделывал работы, и гипс давал возможность что-то убрать или добавить. Зачастую Арп поручал помощникам изготовить слепки со своих скульптур, необходимые для того, чтобы, казалось бы, завершенная вещь стала отправной точкой для новой. Иногда делил скульптуры на сегменты, комбинировал или вырезал из них новую форму. Порой эти фрагменты превращались в самостоятельные произведения, жившие собственной жизнью. Так, из «Птолемея» получились «Дафна» и «Umriss eines Lebens» («Очертания жизни»).

Кроме того, для Арпа немаловажными были поиски соотношений размеров и различных материалов (дерева, бронзы, мрамора, известняка, гранита, алюминия). В 1953 году его помощник Антуан Понсе увеличил 39-сантиметровую скульптуру «Gnomenform» («Форма гнома») до гипсового монумента высотой более трех метров, получившего название «Wolkenhirt» («Пастух облаков»).

В скульптурах Арпа отчетливо отражено новое отношение к природе. На смену многовековому стремлению художников ее «изобразить» пришло желание «формировать» в манере, аналогичной природным процессам. В этой связи Арп с 1931 года именовал свои работы «конкретными», а не «абстрактными». Абстрактное искусство отталкивается от чего-либо (объекта, человека, природы), превращая его в нечто отвлеченное. Конкретное же искусство, напротив, не зависит ни от какой модели.

Творчество Арпа не может быть втиснуто в рамки того или иного определения, стиля, техники; к нему неприменима одномерная либо обобщающая трактовка. Такова и выставка: она не подчинена какому бы то ни было хронологическому порядку, в ее основе лежит внутренняя логика. 115 произведений, более 80 документов, каталоги, иллюстрированные издания, фотографии представляют панораму почти 60-летней работы, демонстрируют зрителю творчество Ханса Арпа во всей его глубине.

  1. Reni Denise. Arp ist Art // Hans Arp. Eine Ubersicht. Arbeiten aus den Jahren 1912-1965. Museum Wiirth. Kiinzelsau, 1994, р. 25.
  2. «Синий всадник» (нем.). Здесь и далее — прим. пер.
  3. «Буря» (нем.)
  4. «Фатагага: изготовление газометрических картин, с гарантией» (фр.).
  5. Дословно: «изысканный труп» (фр.). Игра абсурда, принятая среди сюрреалистов, стремившихся отключить логическое мышление и сознательное, задействуя случайное, бессознательное.
  6. «Стиль» (нидер.).
  7. «Обетт» (фр.).
  8. Подвал, погребок (фр.).
  9. «Американский бар» (фр.).
  10. Рваная бумага (фр.).

Вернуться назад

Теги:

Ханс Арп — авангардная скульптура, понятная всем

Поэт, скульптор, график Жан Арп (1886–1966 гг.) — один из основателей арт-движения дада (дадаизм) в Цюрихе. Его имя неотделимо от истории авангарда. Арп создавал формы, внедрял инновации, изобретал знаки, пропагандируя абстракцию. Его пластика, вдохновленная спонтанностью природы, не имеет сухости геометрии. Этот мастер, один из немногих, прошел через смуту XX в., не отрекаясь от мечты и поэзии форм.

По словам современников, Жан Арп превращал в искусство что угодно. Наиболее известен своими биоморфными (основанными на естественных формах) скульптурами из гипса, камня и бронзы. Арп также, будучи разносторонне талантливым, выражал себя в картинах, рисунках, коллажах и стихах. 

Его подход к форме, называемый искусствоведами органической абстракцией, был удивительно последователен. В его волнистых линиях явно читаются линии природы и тела, оставаясь при этом полностью абстрактными. Гений Арпа заключался в подаче визуальной информации так, как будто он впервые в жизни ее видит. В его работах всегда доминируют трансформация, рост и метаморфозы.

Образование Х. Арпа — окружение решает все

Ганс Петер Вильгельм Арп родился в 1886 году в Эльзасе в смешанном браке: мать была француженкой, отец — немцем. На тот период Эльзас был частью Германии, став потом французским регионом. Возможно, именно эти условия неопределенности сформировали путь Арпа как художника. На протяжении жизни мастер так и не определился с национальностью. Неполностью французский и неполностью немецкий, Арп называл себя «Жан», когда говорил по-французски, и «Ганс», когда говорил по-немецки. 

Ганс начал изучать искусство в Страсбурге, переехал в Веймар, закончил свое образование в Париже и к 1911 году стал соучредителем первого современного художественного альянса в Швейцарии, Der Moderne Bund. С Der Moderne Bund он недолго работал с русским абстракционистом Василием Кандинским и экспрессионистами — творческой группой Der Blaue Reiter («Синий всадник») в Мюнхене. Вскоре, по возвращению в Париж, в его круг общения вошли известнейшие личности — итальянский скульптор-экспрессионист Амедео Модильяни, испанский кубист Пабло Пикассо, французский основоположник орфизма Робер Делоне, поэт-авангардист Гийом Аполлинер, поэт и художник Макс Жакоб.

Основатель движения дадаизма

Спасаясь от ужасов Первой мировой войны, Арп переехал в Цюрих, где участвовал в основании движения дада в международном и независимом художественном пространстве. Заявленная цель общества состояла в том, чтобы создать анархию в искусстве. Это был своеобразный бунт против устоев культуры и классических ценностей. Именно здесь, среди широкой международной аудитории анархистов, лучше всего соответствовавшей его темпераменту, он нашел свою нишу. 

Как и сам Арп, течение дадаизм было международным и междисциплинарным, стремящимся разрушить академические устои в искусстве. Вдохновленный общим настроением хаоса, случайности и бессмыслицы, художник увлекся коллажами, создавая их из обрывков бумаги, случайно упавших на лист. 

Эти годы были чрезвычайно продуктивными. Арп создавал коллажи и гобелены, сотрудничая с Софи Тоубер. Ещё одно увлечение — деревянные рельефы со слоистыми биоморфными формами. Будучи послом дадаизма, в 1918 году Арп сформировал круг единомышленников в Берлине, куда вошли художница Ханна Хёх, теоретик искусства Рауль Хаусман, художник и писатель Курт Швиттерс. 

Фото: источник

На заре 1920-х годов Арп стал публиковаться в популярных журналах Merz, Mécano, De Stijl, La Révolution Surréaliste. В 1922 году скульптор женился на своей подруге, родственной душе и коллаборационистке Таубер. К сожалению, жена рано трагически умерла.

В 1925 году Арп стал соучредителем другого крупного движения: сюрреализма. Его работы появились на первой сюрреалистической выставке в галерее Пьер в Париже вместе с работами итальянского представителя метафизической живописи Джорджо де Кирико, немецко-французского авангардиста Макса Эрнста, немецко-швейцарского графика Пауля Клее, французско-американского сюрреалиста Мана Рэя, живописца и графика Андре Массона, каталонского абстракциониста Жоана Миро.  

В это время Арп начал пользоваться значительным коммерческим успехом. В 1926 году он получил крупный заказ во Франции на редизайн интерьера исторического танцевального зала Aubette. Этот проект он завершил с женой и нидерландским скульптором Тео ван Дусбургом. Вновь открытый в 2006 году зал был провозглашен рецензентом как «Сикстинская капелла абстрактного искусства». 

К концу 1920-х годов, полностью погруженный во французские сюрреалистические круги, Арп провел свою первую персональную выставку в Галерее Surréaliste в Париже, стал французским гражданином и поселился во французской коммуне Кламар.

Пик творческого расцвета — рождение скульптур

1930-е годы были чрезвычайно плодотворными. Можно сказать, что все десятилетие Арп находился на пике творческих сил и достиг полного роста как скульптор. В 1937 году его скульптуры были включены в крупные выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке: «Кубизм и абстрактное искусство и фантастическое искусство», «Дада», «Сюрреализм».  

Однако Арп продолжал свою работу и с полюбившейся бумагой, публиковал свои стихи во французских сюрреалистических журналах Minotaure и Le Surréalisme. Убежденный сторонник сюрреализма и абстракции, он помог основать сразу две международные организации, поддерживающие абстрактное искусство, и присоединился к третьей в Швейцарии. 

В 1940 году он снова бежал от немецкой оккупации, на этот раз в коммуну Грасс на юге Франции. В конце 1942 года случилась трагедия: его жена трагически погибла, отравившись угарным газом из-за неисправной печи в доме друга в Цюрихе, где проживала пара. Смерть жены привела Арпа к глубокой депрессии, длившейся более 5 лет. Скульптор ушел от публики и сосредоточился в основном на поэзии и каталоге творчества жены. 

Когда Вторая мировая война закончилась, он вернулся в Кламар и снова начал заниматься скульптурой, и к концу 1940-х годов в его жизнь вошла новая женщина. Маргарита Хагенбах была коллекционером и другом, она заботилась о его переписке и других административных обязанностях, сопровождала мастера в его первой поездке в США по случаю персональной выставки художника в Нью-Йорке в 1949 году.  

Сначала пара скрывала отношения, поэтому в поездке они остановились в разных местах. Маргарита разместилась в отеле, а Ганс гостил у австрийского художника и архитектора Фредерика Кислера. Романтические отношения продлились ещё 10 лет, в итоге закончившись браком.

Растущая репутация Арпа в США вызвала интерес архитекторов, в том числе архитектора-модерниста Вальтера Гропиуса. Архитектор помог Арпу с получением заказа на создание крупномасштабной скульптуры для Гарвардского центра выпускников в Кембридже (Массачусетс). В 1953 году Арп выполнил свою первую монументальную скульптуру «Облачный пастух» для Университета Каракаса в Венесуэле.

Фото: источник

Последнее десятилетие — неугасающий талант

Арп продолжал работать с почти сверхчеловеческой энергией на протяжении всего последнего десятилетия своей жизни. К середине 1950-х годов его слава стала международной. Он получил престижный гран-при за скульптуру на La Biennale di Venezia в 1956 году. Но, не успокоившись, художник и дальше продолжал организовывать крупные персональные выставки.  

Среди триумфов его последнего десятилетия были две крупные ретроспективы в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Национальном музее современного искусства в Париже и три масштабных рельефа для парижского отделения ЮНЕСКО, для университетов Каракаса и прикладных наук в Брауншвейге. 

Плохое здоровье помешало скульптору путешествовать, и в 1959 году он наконец женился на Маргарите Хагенбах. Вместе они купили виллу в Локарно (Швейцария), до сих пор принадлежащую фонду Arp. Арп умер в Базеле 7 июня 1966 года от сердечного приступа, оставив после себя богатое наследие, до сих пор считающееся значимой частью истории искусства.

Наследие Ханса Арпа

Арп внес вклад в ошеломляющее множество дисциплин — от скульптуры и архитектуры до литературы, и может называться соучредителем движения дадаизма. Его органически вдохновленные скульптуры на первой сюрреалистической выставке в 1925 году сыграли неотъемлемую роль в соединении двух движений и формировании будущего сюрреализма.  

Его поэзия, основанная на случайной игре слов, вдохновляла прогрессивных поэтов — румынско-французского поэта Тристана Тцара и француза Гийома Аполлинера. На его работах также учился широкий круг арт-художников. Отголоски его биоморфной скульптуры видны в проектах столов и стульев американского дизайнера Чарльза Имза и финского архитектора и дизайнера Ээро Сааринена.

В более широком смысле Арп знаменит не только биоморфизмом — он был первым в рандомизации результатов искусства. Это, пожалуй, его самый большой вклад, вдохновляющий многочисленные движения, в том числе дадаизма, сюрреализма и абстрактного экспрессионизма.

Достижения Х. Арпа

Работа Арпа прочно укоренена в природе. Его самые абстрактные композиции предполагают органические формы. Это разжигает любопытство у зрителя.

Один из первых художников, сделавших случайность частью работы, Арп воспринимал случай как соавтора. Это изменило правила игры в изобразительном искусстве. До этого момента западные художники стремились к квалифицированному уровню контроля процесса творчества и результата.

Арт не начинал работу с предмета, как это было принято. Он сначала создавал форму, называя свои работы после того, как они были завершены. Таким образом он стремился свести к минимуму вмешательство сознания в процесс творчества.

Арп стал связующим звеном между двумя самыми яркими течениями начала XX века — дадаизмом и сюрреализмом.

источник обложки

Ганс Арп Скульптуры, Биография, Идеи

Краткое изложение Ганса Арпа

Что-то вроде движения одного человека, Жан Арп мог (и сделал) что угодно превратить в искусство. Наиболее известный своими биоморфными скульптурами и один из самых разносторонних творческих умов начала -го -го века, он создавал скульптуры из гипса, камня и бронзы, а также выражал себя в картинах, рисунках, коллажах и стихах. . Его подход к форме, часто называемый органической абстракцией, был удивительно последовательным: его волнистые линии напоминали растения, части тела и другие природные мотивы, оставаясь при этом полностью абстрактными. Подобно инопланетянину, впервые попавшему на Землю, гений Арпа заключался в представлении визуальной информации так, как будто он впервые ее видит. Трансформация, рост, плодовитость и метаморфозы являются одними из доминирующих тем в его творчестве.

Удалить рекламу

Достижения

  • Работа Арпа не репрезентативна, но прочно укоренена в природе. Его самые абстрактные композиции предполагают органические формы. Это поддерживает любопытство зрителя и обеспечивает постоянную основу для удовлетворения глаз.
  • Один из первых художников, сделавших случайность и случайность частью своей работы, Арп увидел случайность как соавтора своего процесса. Это было прорывом в изобразительном искусстве. До этого западные художники стремились к профессиональному уровню контроля.
  • Вместо того, чтобы начинать с темы (как художники поступали в течение многих лет), Арп сначала создавал форму и давал названия своим работам после того, как они были завершены. Таким образом, он стремился свести к минимуму вмешательство сознательного разума.
  • Арп — переходная фигура. Как один из основоположников дадаизма, а впоследствии активный участник сюрреализма, его творчество образует связующее звено между этими двумя основными движениями начала -го -го века.

Удалить рекламу

Важное искусство Ханса Арпа

Развитие искусства

Художественные изображения

1916-17

Коллаж с квадратами, расположенными в соответствии с законами случая

Один из первых «случайных коллажей» Арпа. бросая их на лист большего размера, а затем приклеивая их туда, где они случайно упали. Однако, если мы внимательно посмотрим на эту композицию, каковы «шансы» того, что бумажки упадут таким образом? Они относительно равномерно расположены и выровнены с рамой, аккуратно выведенные художником в непритязательную, но гармоничную композицию. Даже если Арп не был полностью готов отказаться от контроля над процессом, эта идея была невероятно радикальной для того времени. Одна из первых попыток задействовать элемент случайности в произведении искусства, она демонстрирует приверженность Арпа идеалу хаоса, отличительной черте дадаизма.

Вырванная и наклеенная бумага на серо-голубой бумаге. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Художественные изображения

1922

Передняя часть и вилка рубашки

Одна из серии деревянных рельефных скульптур, созданных Арпом в 1920-е годы, Рубашка спереди и вилка изображает узнаваемую форму в неузнаваемом контексте. Работа, выполненная в черном, сером и белом цветах, имеет явное графическое качество, которое позволяет зрителю быстро определить форму вилки с правой стороны. Объект слева, напоминающий увеличенный зуб, труднее идентифицировать, он остается загадочным, вызывая массу ассоциаций, в конечном счете неразрешимых для зрителя. Эта работа, завершенная всего через несколько лет после того, как Арп присоединился к группе цюрихских дадаистов и незадолго до того, как он принял участие в знаковых выставках сюрреалистов, знаменует собой переход от одного движения к другому. Он коренится в потоке бессознательного, который предвещает основное стремление сюрреалистов разрешить противоречия между мечтой и реальностью. На протяжении всей своей карьеры Арп предпочитал ограниченную палитру и, как он выразился в 1955, «особенно … черный, белый и серый», потому что, как он объяснил, «у меня есть определенная потребность в общении с людьми. Черное и белое пишет».

Раскрашенное дерево — Национальная художественная галерея

Художественные изображения

1930

Конфигурация с двумя опасными точками

Этот рельеф из раскрашенного дерева принадлежит к группе связанных работ, которые Арп выполнил в Париже в 1930-х годах. Анимация за счет кажущегося случайным размещения собранных элементов, но на самом деле результат тщательного эстетического выбора, 9Конфигурация 0047 с двумя опасными точками демонстрирует сильное внимание Arp к достижению идеального структурного баланса без потери движения. Эта работа, состоящая из четырех белых и двух черных элементов, демонстрирует явное ощущение игры. Это качество дополнительно усиливается заголовком, который частично описательный, но также и юмористический. В работе, которая по существу состоит из плавающих капель с плавными изгибами, где эти так называемые опасные точки?

Дерево — Художественный музей Филадельфии

Художественные изображения

1932

Скульптура, которую нужно потерять в лесу

Арп обычно создавал свои скульптуры из гипса, шлифуя их до тех пор, пока не находил подходящую форму, и придумывал названия только тогда, когда работа была завершена. Эта скульптура, бронзовый слепок более ранней гипсовой формы, напоминает конфигурацию тяжелых предметов: валунов, мешков или фигур на кровати. Название работы, основанное на увлечении Арпа физиологическими процессами роста и смерти на протяжении всей его жизни, явно указывает на некий пейзаж, но вызывает множество ассоциаций, которые меняются при взгляде на работу. Именно так хотел художник. Подобно Дюшану и другим представителям дадаизма, Арп считал, что зритель завершает произведение искусства. Скульптура, которая будет потеряна в лесу , является ярким примером способности Арпа уравновешивать абстракцию с аллюзией. Его формы постоянно меняются и трансформируются, иногда до неузнаваемости, а иногда до неузнаваемости.

Бронза — Коллекция Тейт, Великобритания

Художественные изображения

1935

Метаморфоза (раковина лебедя)

Здесь, как и в Скульптура «Затерянный в лесу» , Арп начал с формы , и назвал работу после его завершения.

Хотя по сути это прочный треугольник, при взгляде на эту кажущуюся простой форму становится все сложнее. Его вертикальные изгибы предполагают текучесть и быстротечность. Твердо веря в чисто абстрактное искусство, Арп интересовался намеками на формы природы, но не изображал их на самом деле. В то время как Metamorphosis (Shell Swan) использует ту же визуальную информацию, которую мы находим в окружающем нас мире, и даже напоминает гладкие белые формы, перечисленные в его названии, его уникальная форма кажется потусторонней.

Штукатурка, краска — Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк

Художественные изображения

1953

Птолемей

Арп очень интересовался противоположностями. В этой конкретной скульптуре контраст между материей и пустотой демонстрирует гладкая поверхность известняка, изящная изогнутая форма которой охватывает две зияющие пустоты. Названная в честь греко-египетского математика, астронома, географа и астролога Клавдия Птолемея (который также интересовался противоположностями), эта работа посвящена бытию и небытию, а также сложным отношениям между природой и человечеством, которые были неразделимы для Арпа. Карола Гидион-Велькер описала концепцию Арпа о природе как « огромный жизненный процесс, необычайно простой и одновременно сложный, цикл, развивающийся между рождением и смертью, постоянно меняющийся и растущий, а потому поддающийся постижению только динамически, а не статично в области искусства… Мы обнаруживаем в Арпе глубокий опыт жизни, которая мыслит творение как вечный процесс, как постоянное преобразование и рост… Вот почему исходные формы Арпа кажутся нам столь готовыми к преобразованию, столь наполненными внутренним органическим напряжением. »

Известняк – Музей современного искусства, Нью-Йорк

Artwork Images

1953

Облачный пастух

Облачный пастух была первой монументальной скульптурой, выполненной Арпом, и одной из многих бронзовых скульптур, созданных художником в 1950-е годы. Это триумфальное заявление Арпа в конце карьеры о его жизненном стремлении создавать искусство, которое намекает на формы в природе, но упорно избегает репрезентации. Его абстрактные, но органичные, выпуклые формы напоминают фигуры (пастух с посохом, одно из животных в его стаде или оба), одушевленные таинственной внутренней жизнью. Это символично, ибо бесконечный цикл жизни разыгрывается, как в природе, на микроскопическом и макроскопическом уровне. Здесь также есть восхитительный контраст между постоянством материала, подобного бронзе, и формой, такой же преходящей, как облако.

Бронза — Коллекция Центрального университета Венесуэлы, Каракас


Удалить рекламу

Биография Ханса Арпа

Детство и образование

Беспокойный мыслитель и кочевник, Арп родился в условиях неопределенности, которые сформировали его путь как художник. Ни полностью француз, ни полностью немец, художник называл себя «Жан», когда говорил по-французски, и «Ганс», когда говорил по-немецки. Ганс Петер Вильгельм Арп родился в 1886 году в Эльзасе (в то время еще части Германии). Он начал изучать искусство в своем родном городе Страсбурге, затем переехал в Веймар, закончил школу в Париже и к 19 годам11, стал соучредителем первого союза современного искусства в Швейцарии, Der Moderne Bund . С Der Moderne Bund он некоторое время работал с Василием Кандинским и группой Der Blaue Reiter в Мюнхене, но вскоре вернулся в Париж, где дружил с Амедео Модильяни, Пабло Пикассо, Соней и Робером Делоне, а также с Гийомом. Аполлинер и Макс Джейкоб.

Ранний период

Спасаясь от ужасов Первой мировой войны, Арп переехал в Цюрих, где помог основать движение Дада в международном и независимом художественном пространстве, основанном двумя поэтами (Салли Хеммингс и Хьюго Болл), заявленной целью которых было создание хаос. Именно здесь, среди широкой международной аудитории, которая лучше всего соответствовала его темпераменту, он нашел свою нишу. Как и сам Арп, дадаизм был интернациональным и междисциплинарным. Вдохновленный общим настроением хаоса, хаотичности и бессмыслицы, он начал делать «случайные коллажи» — клочки бумаги, брошенные наугад на большой лист и приклеенные там, где они упали. В эти годы он был чрезвычайно продуктивным, сосредоточившись на создании коллажей и гобеленов, часто в сотрудничестве с Софи Тойбер, и создавал деревянные рельефы с многослойными биоморфными формами. Будучи послом движения Дада, в 1918 Арп нанял в Берлине группу художников-единомышленников — Ханну Хёх, Рауля Хаусмана и Курта Швиттерса, чтобы те присоединились к движению Дада. На заре 1920-х годов он стал писателем в различных журналах, в том числе Merz , Mécano , De Stijl и La Révolution Surréaliste . В 1922 году он женился на своем друге, родственной душе и соратнике Таубере, который с тех пор стал называться Таубер-Арп. Эти двое продолжали сотрудничать до ее ранней и трагической смерти.

В 1925 году Арп был одним из основателей другого крупного движения: сюрреализма. Его работы появились вместе с работами Джорджо де Кирико, Макса Эрнста, Пауля Клее, Ман Рэя, Андре Массона и Жоана Миро на первой выставке сюрреалистов в галерее Пьера в Париже. В это время Арп начал пользоваться значительным коммерческим успехом. В 1926 году он получил крупный заказ на редизайн интерьера Aubette, исторического танцевального зала, проекта, который он завершил с Таубер-Арпом и Тео ван Дусбургом и который, когда он был вновь открыт в 2006 году, был провозглашен обозревателем как «Сикстинская Часовня абстрактного искусства». К концу 19В 20-е годы, полностью погрузившись в круги французских сюрреалистов, Арп провел свою первую персональную выставку в Galerie Surréaliste в Париже, стал гражданином Франции и поселился в Кламаре, городке за пределами Парижа.

Период зрелости

1930-е годы были необычайно плодотворным периодом для Арпа, который в это десятилетие находился на пике своего творчества. «К середине и концу 1930-х годов, — отмечал Джеймс Тралл Соби, — Арп достиг своего полного мастерства как круглый скульптор». В 1937 году его скульптуры были включены в две крупные выставки Музея современного искусства в Нью-Йорке: 9.0047 Кубизм и абстрактное искусство и Фантастическое искусство, дадаизм, сюрреализм . Однако Арп продолжал свою работу в других средствах массовой информации, включая обрывки бумаги ( Papiers dechires ), и еще чаще публиковал свои стихи во французских сюрреалистических журналах, таких как Minotaure и Le Surréalisme au Service de la Revolution . Убежденный сторонник не только сюрреализма, но и абстракции, он помог основать две международные организации в поддержку абстрактного искусства ( Cercle et Carré и Abstraction Création ) и присоединился к третьему в Швейцарии, Allianz . В 1940 году он снова бежал от немецкой оккупации, на этот раз в Грасс, на юге Франции. В конце 1942 года произошла трагедия: Тойбер-Арп трагически погиб от случайного отравления угарным газом из-за неисправной плиты в доме друга в Цюрихе, где остановилась пара. Смерть жены и соавтора повергла Арпа в глубокую депрессию, из которой он не вышел до конца десятилетия. Он ушел от публики и сосредоточился в первую очередь на поэзии и каталоге-резоне творчества Таубера-Арпа. Когда Вторая мировая война закончилась, он вернулся в Кламар и снова занялся скульптурой, а к концу 19В 40-е годы в его жизнь вошла новая женщина: Маргерит Хагенбах, коллекционер и друг, занимавшаяся его корреспонденцией и другими административными обязанностями, сопровождала его в его первой поездке в США по случаю персональной выставки художника в Нью-Йорке. в 1949 году. Она остановилась в отеле «Челси», а он остановился у австрийского художника и архитектора Фредерика Кислера, но ясно, что они уже были парой, хотя они не поженятся еще десять лет. Растущая репутация Арпа в США вызвала интерес архитекторов, в том числе Уолтера Гропиуса, который организовал для Арпа заказ на создание крупномасштабной рельефной скульптуры для Гарвардского центра выпускников в Кембридже, штат Массачусетс. Через год, в 19В 53 года Арп выполнил свою первую монументальную скульптуру Облачный пастух для Университета Каракаса в Венесуэле.

Поздний период

Арп продолжал работать с почти сверхчеловеческой энергией на протяжении последнего десятилетия своей жизни. К середине 1950-х годов его слава стала международной. Он получил престижный Гран-при в области скульптуры на Венецианской биеннале в 1956 году. Не останавливаясь на достигнутом, художник продолжал двигаться, всегда думая о большем и организовывая крупные персональные выставки и общественные работы. Среди триумфов его последнего десятилетия были две крупные ретроспективы (в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Национальном музее современного искусства в Париже в 1919 г.).58 и 1962 соответственно) и три масштабных рельефа (для парижского отделения ЮНЕСКО, для Университета Каракаса и Университета прикладных наук в Брауншвейге). Слабое здоровье помешало ему путешествовать после 1958 года, и в 1959 году он наконец женился на Маргарите Хагенбах, своей давней спутнице. Вместе они купили недвижимость Ronco dei Fiori в Локарно, Швейцария, которая до сих пор принадлежит фонду Arp. Арп перенес сердечный приступ в Базеле 7 июня 1966 года и вскоре скончался, оставив после себя наследие, которое продолжает формировать историю искусства.

Удалить рекламу

Наследие Ганса Арпа

Арп оставил свой след в ошеломляющем множестве дисциплин, от скульптуры и архитектуры до литературы и современной мебели середины века. Как соучредитель движения Дада, его скульптуры, вдохновленные органикой, на первой сюрреалистической выставке в 1925 году сыграли неотъемлемую роль в соединении двух движений и формировании будущего сюрреализма. Его поэзия (в частности, его случайная игра слов) вдохновляла как дадаистов, так и поэтов-сюрреалистов, в первую очередь Тристана Цара и Гийома Аполлинера. Он также вдохновил множество художников-визуалистов из круга дадаистов и сюрреалистов, в первую очередь Софи Тойбер-Арп, которая стала его самым ценным соавтором. Отголоски его биоморфной скульптуры видны в проектах столов и стульев Чарльза Имса и Ээро Сааринена, двух очень влиятельных архитекторов.

В более широком смысле, не просто биоморфизм Арпа (абстрактные отсылки к природе) сделал его крупным игроком на сцене 20 го века. Он был пионером в рандомизации результатов искусства. Это, пожалуй, его величайший вклад, вдохновивший многочисленные движения, в том числе дадаизм (в котором случайность породила эстетику хаоса), сюрреализм (в котором случайность была средством исследования бессознательного) и абстрактный экспрессионизм (в которой случайность стала способом выражения жестов). .

Влияние и связи

Влияние на художника

Влияние художника

  • Константин Бранкузи

  • Пабло Пикассо 9000 7

  • Василий Кандинский

  • Софи Тойбер-Арп

  • Макс Эрнст

  • Ганс Рихтер

  • Курт Швиттерс

  • Макс Билл

  • Der Blaue Reiter

  • Die Brücke

  • Дадаизм

  • Кубизм

  • Де Стиль

  • Жоан Миро

  • Генри Мур

  • Барбара Хепуорт

    9001 4
  • Исаму Ногучи

  • Тристан Цара

  • Жоан Миро

  • Минимализм

  • Баухаус

  • Современная скульптура

Открытые влияния

Close Влияние

Полезные ресурсы о Хансе Арпе

Книги

веб-сайты

статьи

видеоклипы

книги

Приведенные ниже книги и статьи представляют собой библиографию источников, использованных при написании этой страницы. Они также предлагают некоторые доступные ресурсы для дальнейших исследований, особенно те, которые можно найти и приобрести через Интернет.

биография

написано художником

Посмотреть другие книги

веб-сайты

статьи

видеоклипы

Похожие Арт

Целебес (1921)

Макс Эрнст

Читать далее

Кухонным ножом разрезать Дада через последнюю Веймарскую пивную эпоху Культурная эпоха Германии (1919)

Ханна Хёх

Дада

Подробнее

Жан Арп | Французский художник

Жан Арп

Смотреть все медиа

Дата рождения:
16 сентября 1887 г. Страсбург Франция
Умер:
7 июня 1966 г. (78 лет) Базель Швейцария
Механизм/стиль:
Дада Сюрреализм абстрактное искусство Абстракция-творение
Известные члены семьи:
супруга Софи Тойбер-Арп

Просмотреть весь связанный контент →

Жан Арп , также известный как Ганс Арп, оригинальные имена Ганс Петер Вильгельм Арп и Жан-Пьер Гийом Арп , (родился 16 сентября 1887, Страсбург, Германия [теперь Stras город, Франция] — умер 7 июня 19 г. 66, Базель, Швейцария), французский скульптор, художник и поэт, один из лидеров европейского авангарда в искусстве первой половины ХХ века.

Арп имел французские эльзасские и немецкие корни, поэтому его родители дали ему и французские, и немецкие имена. Он начал учиться как художник в 1900 году в своем родном Страсбурге, а затем учился в Веймаре, Германия, и в Академии Жюлиана в Париже. В 1909 году он отправился в Швейцарию, а в 1911 году в Веггисе, недалеко от Люцерна, он стал соучредителем Der Moderne Bund («Современный альянс»), ассоциации художников, занимающихся современным искусством. Арп поехал в Мюнхен в 1912, где он познакомился с Василием Кандинским и через него ненадолго связался с группой художников-экспрессионистов Der Blaue Reiter («Синий всадник»). Он также был связан с Der Sturm в Берлине и выставлялся с ними в 1913 году. Арп вернулся в Париж в 1914 году и подружился с Амедео Модильяни, Пабло Пикассо, Соней и Робертом Делоне, а также с писателем Максом Джейкобом.

Викторина «Британника»

Художники, художники и архитекторы

Во время Первой мировой войны Арп укрылся в Цюрихе, где в начале 19 века стал одним из основателей движения Дада.16. Вскоре после прибытия в Цюрих он встретил художницу Софи Тойбер, которая стала его основным соавтором и на которой он женился в 1922 году. Два художника работали с нетрадиционными средствами массовой информации и вместе создавали нерепрезентативные коллажи (так называемые Duo-Collages ) и вышивали. В этот период Арп также начал создавать расписные деревянные рельефы — слои необычных форм, вдохновленные формами, встречающимися в природе.

После войны он и Тойбер-Арп жили в Германии до 1924 года, а затем поселились под Парижем в городе Медон в 1926. В течение 1920-х годов он был связан с сюрреалистами, а в 1930 году он ненадолго присоединился к недолговечной группе художников-абстракционистов Cercle et Carré («Круг и квадрат»). Это был также год, когда он создал свои первые papiers déchirés («рваные бумаги»), произведения искусства, созданные в соответствии с сюрреалистическим требованием оставить творение на волю случая.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *