Гюстав Доре. Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери. 1870 год
Гюстав Доре был невероятно популярным и продуктивным иллюстратором XIX века. В 16 лет он начал успешную карьеру карикатуриста в одном из французских журналов, но юный художник всегда стремился к большему. Поэтому в 1852 году, оттолкнувшись от журнальной графики, он начинает активно создавать иллюстрации к известным литературным произведениям, среди которых книги Рабле и Бальзака. В 1850-х годах художник выполнил десятки иллюстративных работ, но продолжал стремиться к большему.
С осени 1855 года Доре приступил к изучению Данте Алигьери для создания иллюстраций «Божественной комедии». Образы эти созревали давно: еще в Страсбурге, в лицейские годы, Гюстав проводил много часов за рисунками к Данте.
Доре работал с ведущим парижским издателем Луи Ашетом и рассказал ему, что он хочет проиллюстрировать книгу Данте. До этого времени ни одна из книг Доре не продавалась дороже 15 французских франков. Предложенный том первой части «Божественной комедии» стоил бы 100 франков.
Художник выполнил 76 полностраничных гравюр для издания «Ада» Данте, которое было выпущено в начале 1861. Он наносил рисунки непосредственно на деревянные доски. В его мастерской работало около 40 граверов, среди которых следует выделить Пизана (Pisan), Паннемакера (Pannemaker) и Йоннарда (Jonnard). Несколько недель спустя Доре получил знаменитую телеграмму от Ашета: «Успех! Приходи скорее! Я осел!».
Теофиль Готье писал 1 августа 1861 года в газете «Le Moniteur»: «Нет другого такого художника, который лучше, чем Гюстав Доре, смог бы проиллюстрировать Данте. Помимо таланта в композиции и рисунке, он обладает тем визионерским взглядом, который присущ поэтам, знающим секреты Природы. Его удивительный карандаш заставляет облака принимать неясные формы, воды — сверкать мрачным стальным блеском, а горы — принимать разнообразные лики. Художник создает атмосферу ада: подземные горы и пейзажи, хмурое небо, где никогда нет солнца.
Само произведение Данте поражает обилием и точностью почерпнутых из природы и человеческой жизни поэтических сравнений и образов, что сообщает рисуемому поэтом «загробному» миру осязаемую реальность. Как «реальное» путешествие в ад трактует «Божественную комедию» и Гюстав Доре.
В 1868 году была закончена работа над частями «Чистилище» и «Рай» и полностью «Божественная комедия» с иллюстрациями Доре вышла в Париже. Начавшись с продажи 100 копий, к настоящему времени выпущено свыше 200 изданий этого набора гравюр. Начало 1860-х утвердило Доре в положении ведущего французского иллюстратора.
Список иллюстраций, представленных в экспозиции:
АД
1. Лес
2. Пантера
3. Вергилий и Данте
4. Харон пересекает реку Ахерон
5. Минос
6. Души
7. Франческа и Паоло
8. Франческа и Паоло
9. Плутос
10. Стикс
11. Филиппо Ардженти
12. Эринии
13. Фарината
14. Богохульники
15. Брунетто Латини
16. Льстецы
17. Папа Николай III
18. Чиамполо и Аличино
19. Антей
ЧИСТИЛИЩЕ
20. Катон
21. Пловец небесный
22. Кормчий
23. Гора
24. Пия
25. Змей
26. Сон
27. Орёл
28. Рассказ
29. Гордецы
30. Сапия
31. Марко Ломбардо
32. Начало пятого круга
33. Корысть
34. Круг шестой
35. Лия
36. Старцы
37. Мательда
РАЙ
38. Пиккарда
39. Духи
40. Карл Мартелл
41. Второй хоровод
42. Обитель воителей за веру
43. Небесный крест
44. Каччагвида
45. Души
46. Обитель справедливых правителей
47. Почет благим царям
48. Небесная лестница
49. Святой Пётр
50. Последнее небо
«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре
Проиллюстрировать «Божественную комедию» Данте пытались многие. Но ни один из мастеров не оставил такого неизгладимого следа в нашем коллективном воображении, как Гюстав Доре. Гравюры французского художника к поэме великого флорентийца – несомненная творческая удача в истории мирового искусства, явившая миру уникальную «встречу» двух талантов – художника и поэта.
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу… (Данте, Божественная комедия)
В одном из французских журналов XIX века вскоре после публикации «Иллюстрированного Инферно», гравюр Доре к первой части «Божественной комедии» Данте, было написано: «Мы склонны полагать, что концепция и интерпретация поэмы исходят из одного и того же источника. Перед нами мистический и торжественный диалог Данте Алигьери и Гюстава Доре об инфернальных тайнах потустороннего, открывшихся их проницательным душам во время этого сложного исследовательского путешествия».
Знаменитая аллегорическая поэма в современном восприятии неразрывно связана именно с иллюстрациями великого Доре. Даже сегодня, более чем полтора века спустя после первой публикации его гравюр, интерпретация «Божественной комедии», предложенная французским художником, все еще определяет наше видение поэмы.
Данте следует за Вергилием на гору, 1868 г.
В 1855 году Гюстав Доре начинает работу над серией иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери, открыв тем самым грандиозный творческий проект «Шедевры литературы». Гюставу было тогда всего 23 года. Помимо «Божественной комедии» в список Доре вошли также Гомер, Оссиан, Байрон, Гете, Расин и Корнель. То, что Данте оказался в начале этого списка, отражает популярность итальянского поэта во французской культуре середины XIX века.
Паоло и Франческа, 1890 г.
Первоначально интерес французских читателей к «Божественной комедии» ограничивался эпизодами «Паоло и Франческа» (Ад. 5) и «Уголино» (Ад.33).
Граф Уголино вгрызается в затылок своего врага архиепископа Руджери, 1890 г.
В ХIХ веке поэма Данте приобретает все большую популярность: возникают многочисленные переводы комедии на французский язык, в газетах и специализированных журналах появляется серия критических исследований.
Приступая к работе над иллюстрациями к поэме Данте, Доре, несмотря на свою молодость, уже был самым высокооплачиваемым иллюстратором во Франции и имел за плечами популярные издания Франсуа Рабле и Оноре де Бальзака. Однако убедить своего издателя Луи Ашетта профинансировать столь амбициозный и дорогостоящий проект он все-таки не смог. Поэтому публикацию первой книги 1861 года финансировал сам художник.
Харон, перевозчик душ умерших через реку Стикс, 1890 г.
Выход «Иллюстрированного Инферно» в 1861 году сопровождался огромным успехом. Луи Ашетт вызвал Доре срочной телеграммой: «Успех! Давай быстрее! Я осел!»
Вскоре, опираясь на растущую популярность Гюстава Доре, издательский дом «Ашетт» опубликовал иллюстрации к двум другим частям; «Божественной комедии» – «Чистилище» и «Рай» – в одном томе. Популярность поэмы Данте во Франции еще более возросла.
Данте смотрит на нерадивых правителей, 1868 г.
Впоследствии гравюры Доре к «Божественной комедии» появились примерно в 200 изданиях, а переводы с итальянского оригинала стали доступны на нескольких языках.
Иллюстрируя поэму Данте, французский художник отыскал интересное и оригинальное сочетание стилей. В его гравюрах переплетаются черты ренессансного стиля (прежде всего Микеланджело) с элементами северной пейзажной традиции и современной Доре французской поп-культуры.
Позднее художник проиллюстрировал множество других книг – от Библии до «Ворона» Эдгара По. Тем не менее его звездным часом все-таки была «Божественная комедия» Данте. Иллюстрации опубликовали на сайте The World of Dante.
Иллюстрации Гюстава Доре к 1-й части «Божественной комедии». Inferno (Ад), 1890 год
Флегий переправляет Данте и Вергилия через реку Стикс.
Вергилий отталкивает политика Филиппо Ардженти в реку Стикс.
Вергилий противостоит дьяволам.
Вергилий указывает на Эриний.
Данте и Вергилий среди еретиков.
Данте и Вергилий у Фаринаты, политического противника Данте.
Данте и Вергилий перед саркофагом папы Анастасия II.
Минотавр.
Кентавры.
Гарпии в лесу самоубийц.
Лес самоубийц.
Данте и Вергилий с Брунетто Латини, флорентийским поэтом и ученым.
Прибытие Гериона.
Герион.
Наказание потворствующих и соблазнителей.
Данте и папа Николай III (с 1277 по 1280 г.), в миру Джованни Гаэтаио дельи Орсини.
Бесы истязают сутяжника.
Alichino, атакующий Ciampolo.
Каиафа, иудейский первосвященник, подавший совет распять Христа.
Наказание воров.
Превращение Агнелло.
Наказание сеятелей раздора.
Бертран де Борн, средневековый трубадур, показывает свою голову.
Данте и Вергилий у Бертрана де Борна.
Данте и Вергилий среди фальсификаторов и фальшивомонетчиков.
Вергилий указывает на Myhrra.
Нимрод и его рог.
Вергилий указывает на Эфиальта и других великанов.
Данте обращается Bocca degli Abati.
Сатана.
Иллюстрации Гюстава Доре ко 2-й части «Божественной комедии». Purgatory (Чистилище), 1868 год
Данте на коленях перед Катоном.
Данте преклоняет колени перед Небесным кормчим.
Ритуал приветствия небесного Кормчего и прибытие душ на берега Чистилища.
Группа душ вокруг Стены рока.
Данте и Вергилий среди последних кающихся.
Буконконте на берегу реки Архиано.
Пия де Толомеи – дама родом из Сиены, предположительно жившая в XIII веке и убитая своим мужем.
Сорделло кланяется Вергилию.
Первая ночь Данте и Вергилия в Чистилище.
Данте среди гордецов.
Арахна.
Данте и Вергилий среди завистников.
Данте и Вергилий с завистливыми душами.
Мученичество святого Стефана.
Марко Ломбардо.
Ангел Мира указывает путь.
Данте среди ленивых.
Данте с папой Адрианом V.
Данте, Вергилий и Статий среди похотливых.
Перед Стеной пламени, которое сжигает похотливых.
Мательда собирает цветы.
Процессия из двадцати четырех старейшин.
Три теологические добродетели, 1868 г.
Мательда погружает Данте в Лету, 1868 г.
Вознесение.
Гигант и блудница.
Иллюстрации Гюстава Доре к 3-й части «Божественной комедии». Paradise (Рай), 1868 год
Пиккарда Донати и души, которые не смогли соблюсти свои обеты.
Мириады светящихся душ.
Данте и Беатриче поднимаются на сферу Марса.
Души воинов веры образуют крест.
Души кружатся перед Данте.
Души в виде фигуры орла.
Души искрятся.
Данте видит Золотую лестницу, по ступеням которой спускаются души.
Данте смотрит на Беатриче, и все остальные мысли покидают его.
Святой Иоанн рассказывает Данте о любви.
Небесное воинство поет древний христианский богослужебный гимн.
Сверкающие круги небесного воинства.
Святое воинство в форме Небесной Розы.
Беатриче на своем престоле Небесной Розы.
Публикацию подготовила Юлия Митина по материалам The World of Dante.
Смотрите также:
- Известные граверы нескольких эпох и их потрясающие работы
- 5300 редких манускриптов из Ватиканской библиотеки в свободном доступе
- Топография Ада: карты загробного мира Данте от эпохи Возрождения до наших дней
- «Антропология желания»: лекция о том, почему Данте – проводник современного человека
- 3500 оккультных манускриптов опубликуют онлайн благодаря автору «Кода да Винчи» Дэну Брауну
- Онлайн-архив с первыми иллюстрированными изданиями «Божественной комедии» Данте (1487-1568)
Телеграм
Гюстав Доре | Французский иллюстратор
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Страсбург | История, география и достопримечательности
Совершите поездку по улицам Страсбурга и осмотрите собор Нотр-Дам и штаб-квартиру Совета Европы
Посмотрите все видео к этой статьеСтрасбург , Германия Страсбург , город, столица Ба — Рейн , департамент , Гранд Эст регион , восточная Франция. Он расположен в 2,5 милях (4 км) к западу от реки Рейн на франко-германской границе.
История
Город изначально был кельтской деревней, а при римлянах стал гарнизоном под названием Аргенторатум. Он был захвачен в 5 веке франками, которые назвали его Strateburgum, от которого происходит нынешнее название. В 842 году Карл II (Лысый), король западных франков, и Людовик II (Немецкий), король восточных франков, принесли там присягу на союз, Serment de Strasbourg, текст которого является старейшим письменным документом. на старофранцузском языке. После борьбы за власть между его гражданами и епископами в средние века Страсбург стал вольным городом в составе Священной Римской империи.
Викторина «Британника»
Где это находится?
Население Страсбурга было в основном протестантским после Реформации, но осторожно избегало религиозных конфликтов Тридцатилетней войны (1618–1648). В 1681 году Людовик XIV из Франции захватил город в мирное время и получил ратификацию своих произвольных действий по Рейсвейкскому договору (1697). Город сохранял свои привилегии до Французской революции (1787–1799). В 1792 году Клод-Жозеф Руже де Лиль, французский поэт, музыкант и солдат, сочинил в Страсбурге гимн Рейнской армии, известный с тех пор как «Марсельеза». Во время франко-германской войны (1870–71) немцы после 50-дневной осады захватили Страсбург и аннексировали его. Город вернулся к Франции после Первой мировой войны. Он снова был оккупирован Германией (1940–44) во время Второй мировой войны. Город получил международный статус с открытием в нем в 1979 году Европейского парламента.
Современный город
Город Страсбург пересекает река Илл, которая разделяет и окружает Гранд-Иль (Большой остров), на котором расположен старый город и большинство известных зданий города. В 1988 году остров был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Страсбургский собор Нотр-Дам XI–XV веков, поврежденный в 1870 году и снова во время Второй мировой войны, был тщательно восстановлен. Построенный из красного песчаника Вогезов, он представляет собой гармоничное здание, несмотря на разнообразие его архитектурных стилей. Он имеет асимметричный фасад (в основном 13 век) с прекрасными скульптурными порталами и только одну башню, имеющую высокую (455 футов [139 футов] высоту).метров]) и изящный шпиль 15 века. Некоторые скульптуры собора вместе с остатками других старых французских церквей выставлены в Maison de l’Oeuvre Notre-Dame рядом с собором. В Шато-де-Роан 18-го века, бывшем епископском дворце, находятся три музея. В районе La Petite города есть несколько хорошо сохранившихся старинных улиц с деревянными домами, а также несколько живописных каналов.
В городе издавна существовали кожевенная, мукомольная, металлообрабатывающая и пивоваренная промышленность, но серьезное промышленное развитие началось только в 19 веке.50-х годов из-за приграничного расположения города. Современная экономическая деятельность Страсбурга включает пищевую промышленность, машиностроение и электротехнику, а также производство фармацевтических препаратов, электроники и пластмасс. Также в промышленно-портовой зоне города расположен крупный автосборочный завод.