Вики-статьи impressionism | Last.fm

Музыкальный импрессионизм (фр. impressionnisme, от фр. impression – впечатление) – музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века – начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

Точкой отсчёта «импрессионизма» в музыке можно считать 1886-1887 год, когда в Париже были опубликованы первые импрессионистические опусы Эрика Сати («Сильвия», «Ангелы» и «Три сарабанды») – и как следствие, пять лет спустя, получившие резонанс в профессиональной среде первые произведения Клода Дебюсси в новом стиле (прежде всего, «Послеполуденный отдых фавна»).

Импрессионисты создавали произведения искусства утончённые и одновременно ясные по выразительным средствам, эмоционально сдержанные, бесконфликтные и строгие (чистые) по стилю. При этом сильно изменилась и трактовка музыкальных жанров. В области симфонической и фортепианной музыки создавались главным образом программные миниатюры, сюитные циклы (возвращение к рококо), в которых преобладало красочно-жанровое или пейзажное начало.

Значительно богаче стало гармоническое и тембровое окрашивание тем. Импрессионистская гармония характеризуется резким повышением колористического, самодовлеющего компонента звука. Это развитие происходило под воздействием множества внешних влияний, в том числе: французского музыкального фольклора и новых для западной Европы конца XIX века систем музыкального построения, таких как русская музыка, григорианский хорал, церковная полифония раннего Возрождения, музыка стран Востока (именно под влиянием впечатлений от очередной Всемирной выставки 1889 года были написаны знаменитые «Гноссиены» Сати), негритянских спиричуэлс США и др. Это проявилось, в частности, в использовании натуральных и искусственных ладов, элементов модальной гармонии, «неправильных» параллельных аккордов и т.п.

Инструментовка импрессионистов характеризуется уменьшением размеров классического оркестра, прозрачностью и тембровым контрастом, разделением групп инструментов, тонкой детальной проработкой фактуры и активным использованием чистых тембров как солирующих инструментов, так и целых однородных групп. В камерной музыке любимое тембровое сочетание Сати и Дебюсси, почти символическое для импрессионизма — это арфа и флейта.

Сильное влияние на творчество Дебюсси и Равеля оказало также и творчество самых ярких из представителей «Могучей кучки»: Мусоргского (в части музыкального языка и выразительных средств), а также Бородина и Римского-Корсакова (как в плане гармонических, так и оркестровых изысков). В особенности это касалось экзотических и ориентальных произведений. «Половецкие пляски» Бородина и «Шехеразада» Римского-Корсакова — стали главными «агентами влияния» для молодого Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Оба они были в равной мере поражены необычностью мелодий, смелостью гармонического языка и восточной пышностью оркестрового письма. Для западного уха, веками воспитанного на стерильной немецкой гармонизации, именно ориентализм Бородина и Римского-Корсакова стал наиболее интересной и впечатляющей частью их наследия. А «Борис Годунов» Мусоргского на долгие годы стал для Дебюсси второй настольной оперой после «Тристана».

Именно об этом свойстве стиля обоих «Главных импрессионистов» как всегда метко высказался избежавший влияния «великого Модеста» Эрик Сати: «…они играют по-французски, но — с русской педалью…»

Версия 2, измененная PanSandro

· Журнал версий

Журнал версий

Изменить вики-статью

Описания тегов на Last.fm доступны для редактирования всеми пользователями. Ты можешь принять участие!
Часть текста на этой странице предоставляется пользователями по условиям свободной лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike License; могут действовать также другие условия.

Импрессионизм в музыке и живописи

Цели занятия:

  • Сформировать представление у учащихся о стиле импрессионизма в музыке и живописи.
  • Развивать у учащихся навыков вдумчивого слушания музыки, побуждать их к  размышлению о прослушанных фрагментах, вовлекать в дискуссию о музыкальных  произведениях.
  • Формировать навыки анализа, синтеза, сравнения ранее полученного знания с новым знанием.
  • Расширить кругозор учащихся.

Задачи:

  • знакомство с ведущими принципами Импрессионизма в искусстве;
  • знакомство с музыкальными жанрами и произведениями композиторов-импрессионистов;
  • развитие навыков элементарного слухового разбора музыки;
  • формирование понимания взаимосвязи разных видов искусств;
  • воспитание эмоционального восприятия произведений искусства;
  • развитие мышления и речи учащихся.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, проектор, экран, компьютер, ноты, фортепиано, стенды с репродукциями картин Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега.

Ход урока

I Организационный момент

Презентация слайда №2

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Музыка № 1 Звучит музыка “Игра воды” Мориса Равеля.

— Как вы думаете, в какую эпоху мы перенесемся сегодня вместе с этой удивительной музыкой?

Варианты ответов учеников: — в наши дни, в XX век, в XIX век.

— Как бы вы назвали прозвучавшее произведение?

— Учащиеся: “Переливы”, “Облака”, “Волшебное царство”, “Морской пейзаж”.

— Мы услышали очень тонкое, струящееся произведение Мориса Равеля “Игра воды”. Здесь все ново: “переливающиеся”, “зыбкие” гармонии, так хорошо передающие дрожание солнечных бликов на бегущей воде; изысканная, намеченная легкими штрихами мелодия нежной песни на этом живописном фоне, своеобразие и утонченность фактуры, представляющей новое слово в развитии пианистического искусства. Такие черты музыки и живописи характерны для стиля импрессионизма. Неправда ли, краски и настроение картины Эжен Делакруа «Вид моря с вершин Дьеппа» очень созвучно музыке Мориса Равеля?

II. Работа по теме урока:

Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир красок и звуков импрессионизма. Что же это такое импрессионизм? Давайте попробуем разобраться.

Презентация слайда №3

Импрессионизм —  (франц.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%
B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%
B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA impressionnisme, от impression — впечатление), направление в искусстве последней трети девятнадцатого — начала двадцатого века, мастера которого, фиксируя свои мимолетные впечатления, стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости.*


* Интернет-источник: http://smallbay.ru/impress.html

Импрессионизм зародился во французской живописи в конце 1860-х годов. Эдуард Мане (формально не входивший в группу импрессионистов), Огюст Ренуар, Эдгар Дега внесли в изобразительное искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни.

Французские художники обратились к изображению мгновенных, выхваченных из потока реальности ситуаций, духовной жизни человека, изображение сильных страстей, одухотворение природы, интерес к национальному прошлому.

Идеи импрессионизма нашли своё воплощение также в литературе и музыке. В произведениях этого стиля авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.

Удивительно и интересно то, что импрессионизм многое почерпал из искусства эпохи Барокко. Давайте вспомним художников этого периода и характерные особенности их творчества.

Ответы детей: Тициан, Рубенс, Хальс.

Презентация слайда № 4

В эпоху Возрождения живописцы венецианской школы, как вы помните, пытались передать живую реальность, используя яркие краски и промежуточные тона. Творчество названных вами художников впоследствии оказало серьёзное влияние на художников-импрессионистов Мане и Ренуара.

Внимание на экран: Тициан. “Кающаяся Мария Магдалина” 1560-е г.

Презентация слайда № 5

Рубенс делает тени на своих полотнах цветными, используя прозрачные промежуточные оттенки. Рубенс не использовал чёрный цвет, что позднее станет одним из основных принципов живописи импрессионистов.

Презентация слайда № 6

Сильное воздействие оказал уже известный нам, Эжен Делакруа, его акварели, но особенно картина “Море в Дьеппе” (1835) позволяют говорить о нём как о предшественнике импрессионистов.

Наиболее значительными мастерами нового искусства были талантливые художники Эдуард Мане, Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Камиль Писарро, Эдгар Дега.

Презентация слайда № 7

Теперь поговорим о сюжетах произведений искусств импрессионизма.

В XIX веке аристократы выступали главными заказчиками на все произведения искусства: на росписи, монументы, именно они — главные покупатели картин и скульптур. Аристократы не хотели омрачать себя сюжетами с тяжелым трудом крестьян, трагическими страницами современности, позорными войнами, бедностью. Поэтому, импрессионистами были отброшены библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты.

Презентация слайда № 8

Художники-импрессионисты часто рисовали людей в движении, во время забавы или отдыха, представляли вид определенного места при определенном освещении, мотивом их работ была также природа. Обратите внимание на представленные перед вами картины Клода Моне: “Впечатление. Восход солнца”, “Стог сена”, “Бульвар Монмартр облачным утром”, “Дама в саду”. Обратите внимание, что названия картин говорят сами за себя.

Презентация слайда № 9

В первую очередь импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками. Обратите внимание как это сделал Клод Моне в картине “Здание парламента в Лондоне”. Художники-импрессионисты не смешивали краски на палитре и получали нужный цвет путём правильного наложения их на холст.

Презентация слайда № 10

В такой же технике написан Пьером Огюстом Ренуа “Портрет актрисы Жанны Самари” в 1877 году.

Также брались сюжеты танцев, пребывание в кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах. Эдгара Дега в картине “Голубые танцовщицы” стремился передать движение, магию ритма, сияние голубого цвета в разных его оттенках.

Презентация слайда № 11

Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь — это очередь маленьких праздников, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне). Импрессионисты одни из первых стали рисовать на воздухе, не дорабатывая свои работы в мастерской.

“Художник должен писать только то, что он видит, и так, как он видит”* — таков был один из лозунгов нового искусства.


* Джон Ревалд “История импрессионизма”, интернет-ресурс: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Revald/intro.php

Презентация слайда № 12

Импрессионизм в музыке.

Зарождение импрессионизма в музыке, родоначальником которого и ярчайшим представителем был Клод Дебюсси (1862 г. — 1918 г.), относится к середине 90-х годов XIX века.

Именно новаторскому гению Дебюсси Франция обязана тем, что в XX веке французская музыка заняла одно из важнейших мест в мировой музыкальной культуре. Музыкальные произведения К. Дебюсси сравнивали с полотнами художников импрессионистов: Моне, Писсаро и Сислея, отсюда этот термин перешел и в музыку.

“Музыка – это краски в биении ритмов”*, – так говорил Клод Дебюсси.


* Л.Н. Алексеева, В.Ю. Григорьев “Зарубежная музыка ХХ века”. — М.1986, с.153

Презентация слайда № 13

Музыкальный импрессионизм проявился, прежде всего, в широком и смелом обновлении гармонических и колористических средств, призванных выражать мимолетные впечатления, изменчивые настроения, тонкие и неясные душевные движения. “Художник-первооткрыватель - Дебюсси выявил в музыке новые возможности для передачи предельно утонченных оттенков многообразной палитры настроений человека и воспринимаемой им окружающей природы, создал особую импрессионистическую мелодику, хрупкую, колористическую, расширил сферу музыкального ритма, гармонии, полифонии, оркестровки и тем самым оказал огромное влияние на композиторов многих стран”.*


* Л.Н. Алексеева, В.Ю. Григорьев “Зарубежная музыка ХХ века”.- М.1986, с. 154

Важнейшее место в творчестве Дебюсси занимает фортепианная музыка. Будучи первоклассным пианистом, Дебюсси обращается к фортепианным сочинениям на протяжении всей жизни.

III. Слушание музыки

Презентация слайда № 14-15: Музыка №2 (Видео К. Дебюсси “Лунный свет”)

Дебюсси положил начало новой эпохе в жизни французской музыки.

Образный ряд его фортепианных произведений связан с картинами природы, вслушайтесь в названия: “Туманы”, “Вереск”, “Ветер на равнине”, “Сады под дождем”.

Дебюсси привлекает также возможность воплощения в фортепианной музыке жанровых сценок и музыкальных портретов. Здесь композитор обнаруживает умение несколькими точными штрихами создать вполне реальный, жизненный музыкальный образ (“Вечер в Гренаде”, сюита “Детский уголок”, прелюдии — “Девушка с волосами цвета льна”, “Прерванная серенада”, “Менестрели”).

Презентация слайда № 16: Музыка № 3: К. Дебюсси “Девушка с волосами цвета льна” (фрагмент)

Дебюсси раскрывает образ произведения с различных сторон многочисленными красочными оттенками, быстро сменяющими друг друга и иногда создающими ощущение “калейдоскопичности”. Отсюда склонность композитора к свободным импровизационным жанрам типа прелюдий, “Образов”.

Прелюдии Дебюсси программны. Все они имеют оригинальные пост-заголовки – программные названия, которые фигурируют в конце музыкальных текстов. Композитор словно предлагал слушателю самостоятельно постичь смысл музыки, а уже потом сверить свои ощущения с авторским пояснением.

Дебюсси был первым, но не единственным. На рубеже двух столетий рядом с ним возникает фигура другого художника, замечательного композитора-новатора, оставившего яркий след в мировом музыкальном искусстве. Это — младший современник Дебюсси — Морис Равель.

IV. Работа по теме урока

Презентация слайда № 17

Морис Равель – (http://ru.wikipedia.org/wiki/7_%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B01875 — 1937) — французский композитор-импрессионист, дирижёр, один из реформаторов музыки XX века.

Как и Дебюсси, Равель много сочинял в области фортепианной музыки, создав свой особый фортепианный стиль. Он тоже был блестящим пианистом и часто исполнял свои сочинения. Произведениями для фортепиано Равель начал свой творческий путь, поэтому можно сказать, что именно здесь формировалась его творческая индивидуальность.

“Солнечное искусство Равеля отличалось <…> оптимистичностью и классической ясностью”.*


* Л.Н. Алексеева, В.Ю. Григорьев “Зарубежная музыка ХХ века”.- М.1986, с.162

Вернемся к первому произведению, прозвучавшему сегодня на уроке.

V. Слушание музыки

Презентация слайда № 18: Музыка № 1 М. Равель “Игра воды”

“Игра воды” – образец импрессионистической красочности, который можно поставить в один ряд с такими шедеврами импрессионистского стиля, как картина Клода Моне “Восход солнца”. Созданная в 1901 году, эта пьеса посвящено Габриэлю Форе, у которого Равель в то время учился.

Водная стихия – излюбленная тема фортепианной музыки, особенно романтической. Фактура “Игры воды” показывает, что Равель многое воспринял от живописных пьес Листа из цикла “Годы странствий” (“У ручья”, “На Валленштадском озере”, “Фонтаны виллы д`Эсте”). Развивая эти традиции, композитор создает колоритную пейзажную зарисовку, музыка которой в своем непрерывном движении никуда не стремится: она фиксирует “прекрасное мгновение”.

VI. Рефлексия

Подведем итоги:

Какие особенности фортепианных произведений Дебюсси и Равеля вы можете выявить? Какие образы и сюжеты они нам предлагают?

Ученики: — образы природы: “Ветер в парусах”, “Туман”, “Звуки и ароматы”, “Игра воды”.

— Вся музыка основана только на впечатлениях, мимолетных прекрасных мгновениях.

— Музыка импрессионистов не имеет какого-то серьезного сюжета, литературной основы, философских размышлений, она ни к чему не стремится, в отличие от музыки композиторов романтиков “Сонеты Петрарки”, “Мыслитель”, “После прочтения Данте” Листа.

— Верно, импрессионисты используют еще большую свободу музыкального выражения, большую импровизационность. Импрессионизм характеризуется передачей мимолётных впечатлений, настроений, тонких психологических нюансов.

Композиторы импрессионисты открыли дорогу новой музыке, раздвинули привычные рамки и законы, дали миру новые краски, гармонии, ритмы и приемы. И мы с удовольствием слушаем и исполняем эту прекрасную, красочную музыку и звучит она очень современно и на сегодняшний день.

Презентация слайда № 19: Музыка № 4 М. Равель “Павана на смерть инфанты”

Закончить урок хочется одним из красивейших произведение Мориса Равеля — “Павана на смерть инфанты” в оркестровой версии, в исполнении Бостонского симфонического оркестра, дирижер – Клаудио Аббадо.

Спасибо за урок, до свидания!

Литература.

  1. Л.Н. Алексеева, В.Ю. Григорьев, Зарубежная музыка ХХ века. – М. 1986
  2. Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. — М.: Музыка, 1964.
  3. Альшванг А., Клод Дебюсси, М. — Л., 1935
  4. Алексеев А., Французская фортепьянная музыка конца XIX — начала XX века, М.,1961
  5. Музыкальный энциклопедический словарь под ред. Г. В. Келдыша, Москва, “Советская энциклопедия” 1990.
  6. Л. Вентури, От Мане до Лотрека, пер. с итал., М., 1958.
  7. Ревалд Дж., История импрессионизма, (пер. с англ., Л.М., 1959)
  8. Импрессионизм. Письма художников, (пер. с франц.), Л., 1969

вдохновений от импрессионизма. Википедия определяет импрессионизм как… | Кумар Суяш Ритурадж

Кумар Суяш Ритурадж

·

Подписаться

3 минуты чтения

·

6 июля 2021 г.

Википедия определяет импрессионизм как направление в искусстве XIX века, характеризующееся относительно небольшими, тонкими, но заметными мазки кистью, открытая композиция, акцент на точном изображении света в его меняющихся качествах (часто подчеркивая эффекты течения времени), обычный сюжет, включение 9Движение 0015 как важнейший элемент человеческого восприятия и опыта, а также необычные углы обзора. Этот стиль пыхтения, позже принявший форму движения, зародился в Париже в конце 19 века. Четыре бунтаря — Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль — хотели вырваться из общепринятого стиля академической живописи, который был в основном сосредоточен вокруг изображения мифологических или исторических сцен, и хотели изобразить красоту природы и обычной европейской жизни. который не был сосредоточен вокруг аристократии). Позже к этому движению присоединились такие великие люди, как Камиль Писсарро, Поль Сезанн и Арман Гийомен.

Impression Sunrise (1872) Клода Моне: что спровоцировало критика Луи Леруа на введение термина «импрессионизм» в сатирическом обзоре, опубликованном в парижской газете Le Charivari

По сути, импрессионисты хотели вырваться из объективности искусства и хотел передать чувство, а не форму. Они не хотели рисовать то, что видели, а рисовали то, что воспринимали. В их стиле цвета имели приоритет над контурами (что строго противоречит первому уроку рисования, который мы получаем — «цвет между линиями»). Этот метод позволил им более эффективно фиксировать мгновенные переходы света и настроения. Они предпочитали рисовать на пленэре (рисование на открытом воздухе), а не в студии, что делало их работы одними из лучших изображений природы, когда-либо написанных руками человека. Одна из их техник особенно раздражала критиков: вместо того, чтобы смешивать цвета на палитре, они сначала напрямую рисовали необработанные цвета и смешивали их на самом холсте. Это помогло им добиться невиданной ранее динамики цвета.

«Импрессионизм лежит в основе всего современного искусства, потому что это было первое движение, которому удалось освободиться от предвзятых идей, и потому что он изменил не только то, как жизнь изображалась, но и то, как она воспринималась» — Франческо Сальви

Я случайно наткнулся на эту цитату, когда искал новую картину (которую можно увидеть в конце этой статьи), и это заставило меня задуматься, можно ли провести какие-то параллели с ней в нашей жизни-

  1. Перестаньте фокусироваться на определении контуров! Просто загрузите кисть и начните рисовать: Никогда нельзя предугадать, что принесет завтрашний день. Жизнь крайне непредсказуема. Не будьте слишком жесткими в своих жизненных решениях, будьте приспосабливаемыми. Не бойтесь делать шаги вслепую. Просто запачкайте руки и начните делать вещи. Вы разберетесь во всем на ходу.
  2. Не просто видеть, а воспринимать: Сосредоточение внимания только на определенных деталях искажает наше общее понимание вещей. Сосредоточьтесь на общей картине, применяя целостный подход.
  3. Все великие идеи изначально подвергаются резкой критике: Не бойтесь выдвигать новые идеи. Их будут критиковать. Принятие — это постепенный процесс. Никто не может заставить это.

Ни одна из моих мыслей по этому поводу не нова, они были там в течение длительного времени. Но взгляд на эти идеи через историческую призму помог мне оценить их еще больше.

Напоследок: это та самая картина, о которой я говорил ранее. Хотя технически он имеет очень мало общего с импрессионизмом, но все же черпает из него некоторые идеи (я предоставляю читателю найти их). Я называю эту картину «просветлением»

Нексус Фрэнка Стюарта | Коллекция Phillips

Коллекция Phillips открыта со вторника по воскресенье с 11:00 до 18:00. Бронирование приветствуется; члены могут войти. Спланируйте свой визит

Рекомендуется предварительное бронирование; участники могут войти.

Зарезервировать билеты

Что происходит —

Выставка сообщества

Координатор


Бесплатно / онлайн / лично

Выставка Phillips@THEARC

Нексус Фрэнка Стюарта


Бесплатно / лично

Специальная выставка

Нексус Фрэнка Стюарта


Лично

Заявки открыты до 16 июля

Искусство и культура по запросу

Изучите концепцию музейных коллекций с помощью этих игр и заданий.

Смотреть и слушать

Наслаждайтесь лекциями, выступлениями художников, спектаклями, видео о наших выставках и коллекциях и многим другим на нашем канале YouTube.

Смотреть все видео

Уэсли Кларк

Виктор Экпук

Некиша Дарретт 9000 3

Коллекция Highlights

Коллекция Основные изображения

Коллекция Основные моменты Недавние приобретения

Основные моменты коллекции Основные моменты коллекции Migration Series

Коллекция Rothko Room

Основные моменты Luncheon of the Boating Party

Основные моменты коллекции Лаиб восковая комната

01 —

Поддержите Phillips

Помогите первому американскому музею современного искусства изменить мир к лучшему в вашем районе и за его пределами.

Сделать пожертвование

Приверженность коллекции Phillips разнообразию, справедливости, доступу и инклюзивности

Возьми Филипс домой

Покупки в Магазине Музея непосредственно поддерживают выставки и программы музея.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *