творец не должен отдавать заказчику исходники просто так

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Ян Сенатор

Профиль автора

Меня зовут Ян, и ныне я моушен дизайнер, работающий в основном с 3D, с обширным бэкграундом графического/web/ui, ux дизайнера и более чем 10-летним опытом в разных сферах дизайна.

Несмотря на обширный опыт, совершенно не претендую на звание эксперта. И пишу именно «ныне», так как в процессе работы постоянно самосовершенствуюсь, приобретая новые скиллы и каждый раз немного «размываю» границы собственных компетенций, приобретая новые возможности.

Однако, весь свой путь креатора сталкиваюсь с одной проблемой и странным несоответствием: это было справедливо как для графических дизайнеров, так и сейчас для моушенов, однако не в моём лице, по крайней мере не в последние несколько лет.

Проблема заключается в передаче исходников проекта вместе с самим результатом, а несоответствие заключается в том, что эта проблема носит настолько массовый характер, кажется, только в России. И буду очень рад, если читающие мою заметку, дополнят её опровержением — не хочется думать в ключе всё как всегда и «только у нас».

Недавно столкнулся вот с каким кейсом: по рекомендации коллеги, довелось поучаствовать в коммерческой коллаборации для одной известной и крупной местной компании. Работа была небольшая, оплата, обозначенная мной, тоже, всё завершилось хорошо и мой проект прошёл легко, без доп. комментов, правок и новых итераций. Со мной рассчитались в полном объёме и всё сложилось отлично — никаких претензий ко мне или от меня, вроде как всё круто.

Однако, через несколько месяцев, ко мне вернулись с предложением отдать исходники проекта. Стоит отметить, что при заключении договора я всегда уточняю что под «РИД» (результатом интеллектуальной деятельности) подразумевается именно то, на что заключается договор: если договор на ролик — РИД — это сам ролик, без исходников копозинга и монтажа в After Effects, без моделей и сцен в Cinema4D/UE5 и пр. Да, это тоже «РИД», однако если договор на ролик — это одна цена, а если на шаблон для создания роликов, на основе связки, например, AE+C4D+UE5 — совершенно другая. Так было и в этот раз, о том же я напомнил и со мной согласились, однако не устроила именно цена за исходники и отчуждение авторских прав.

И интересность кейса заключается в том, что после обозначения мной цены за исходники — цена была существенно выше чем цена самого ролика в рамках коллаборации — я узнал что:

  • во-первых, многие ребята или назначили доплату в +20—30%, или вовсе отдали бесплатно все исходники;
  • во-вторых, что компания, заказавшая ролики, хочет создать NFT-коллекцию из этих исходников и роликов.

Эта история меня не слабо шокировала, так как я прекрасно понимаю как в подобной ситуации поступила бы со своими РИД та самая компания — никто и ничего бесплатно отдавать и не стал бы и ценники были бы как положено, экспоненциально выше. А в контексте работы дизайнеров, художников, музыкантов и прочих креаторов, просто хронически страдающих от «синдрома самозванца» и подобных проблем профессиональной/личной самооценок, это, почему-то, рядовая история. Особенно у нас.

Я помню себя, ещё джуна-дизайнера, считавшего за радость «подарить» свои плоды труда ещё первому своему рекламному агентству: вроде как, помимо денег они мне дали возможность, опыт, признание через самореализацию и много подобного, и я отдавал из чувства благодарности + работая в офисе, иначе получиться и не может, так как работаешь не на своём ПК и своих ресурсах, и вроде как это справедливо.

Совсем другое дело фриланс и труд уже состоявшегося профессионала, который не платит талантами и временем за хорошее отношение, который выполняет работу по заказу, где цена соответствует объёму времени/скиллам/качеству и многому другому, в позитивном соотношении в пользу специалиста.

Почему я говорю, что так только в России: за всю свою карьеру я не встречал иного, и ни разу не видел чтобы кто-то назначал ценник вдвое, втрое и выше больше за исходники, чем за сам проект на которых тот базировался. И я ещё с первых лет работы был в курсе логики западных коллег: если ты не отдал исходники, то за правками или новыми итерациями, клиенты снова будут обращаться к тебе и дадут возможность заработать снова, получая результат дешевле, быстрее и в таком же качестве или выше, а также прокачивая ваш и свой престиж, а также вашу проф. связь.

Если же исходники проекта передаются клиенту просто так или даже с небольшой доплатой, то кроме того что их может использовать более низкого проф. уровня специалист — сами исходники не были настолько ценны чтобы привлекать кого-то толкового, например — выдавая за работу в твоём стиле и поднимая собственную репутацию за счёт урона твоей, клиент их может перепродать, а ещё просто положить стол, тем самым лишая тебя самого возможности и заработать денег, и заработать репутацию — возможно, создавая некоммерческий личный проект на основе коммерческого — и т. д.

В качестве хорошего примера, для меня всегда служил сервис Envato, Videohive: здесь, размещая работу, вы даёте возможность клиенту приобрести ваш продукт и создать на его основе что-либо и это будет стоить X (допустим $10). Но также, клиент может полностью выкупить права на исходники: в таком случае, «лот» снимается с продажи и эксклюзивные права передаются вам, вплоть до возможности выставить проект на продажу под своим брендом/именем, перепродать за пределами площадки и т. д. И это может стоить от 3Х до бесконечности (30$ и выше).

Вау! Вы прочли всё? Большое спасибо вам за интерес! Тогда у меня есть для вас «призовые» вопросы:

  1. Как вы думаете, почему коллеги так поступают?
  2. Как обращаетесь с исходниками вы и почему?
  3. В чём я ошибаюсь или не прав, что плохого или хорошего в моих рассуждениях?

Был бы рад если бы вы поделились вашим опытом в похожей ситуации. Спасибо за внимание!


Мнения.Читатели делятся мыслями на любую тему

Высказаться

Фотограф не отдает «исходники». Почему? • Фотографы Роман и Ольга Барниковы • Новосибирск

На чтение: 4 минРубрика: Статьи о фотографии

Каждый фотограф в процессе своей творческой деятельности сталкивается с вопросом клиента: «А вы можете прислать исходники (RAW файлы)?»

В этой статье мы выразим исключительно нашу точку зрения по этому вопросу.

Что такое «исходники»?

Клиент может понимать под словом «исходники» 2 варианта:

  1. Полностью все фотографии в фотосессии.
  2. RAW файлы с фотокамеры.

В первом варианте, когда речь идёт о всех фото клиент очевидно предполагает, что фотограф скрыл или пропустил часть хороших фотографий и не передал их заказчику. Но как думаете: неужели он будет это реально делать? Ведь очевидно, что при отборе фотографий фотограф выбирает самые лучшие кадры — без технического брака, с хорошей композицией, выражением лица и позой. Также удаляются одинаковые дубли фото.

С каждой фотосессии получается достаточно много фотографий. Всё это — рабочий материал, который нужно отфильтровать. Например, может получиться так, что всего с 1-часовой фотосессии общее количество фотографий 100-300, но наиболее удачных кадров, которые пойдут в обработку после сортировки — 20-40. И это нормально. Неужели уважаемый клиент думает, что фотограф не способен сам выбрать удачные фото и если получит все фотографии найдёт еще кучу хороших?

Как поступаем мы: на первом этапе удаляем очевидно малорезкие, неудачные по композиции, позе и выражению лица фото (закрытые глаза и т. п.). Если клиент просит — высылаем миниатюры фото для выбора определённого количества для обработки. Но в большинстве случаев оставляем за собой право отбора кадров. Фотографу надо доверять

Во втором варианте, когда под исходниками понимают RAW файлы нужно понимать следующее:

RAW — это «сырая» необработанная информация, цифровой негатив фотокамеры. По сути это еще не фотография, а база для дальнейшей обработки и конвертации, например, в формат jpeg.

Для обработки RAW-ов используются специальные программы, которыми владеет каждый профессиональный фотограф. И у каждого фотографа свое видение и секреты как правильно производить обработку — «проявку» RAW-ов. И никакому фотографу неохота, чтобы над его фотографией потом изгалялись люди, которые в этом ничего не понимают.

Как поступаем мы: RAW файлы по умолчанию мы не отдаём. Но есть исключение:

RAW файлы передаются клиенту, если условие об этом прописано в договоре. Как правило, это коммерческая съемка. Например, для сми, издательств, типографий, рекламных агентств, компаний. RAW файлы им нужны, чтобы в дальнейшем профессиональные ретушёры обработали фото именно под свои задачи и в своей стилистике.
Также каждый клиент может получить RAW файлы за 30% от стоимости фотосессии.

Причины почему фотограф не хочет отдавать исходники

  1. Исходники могут испортить общее впечатление от фотосессии. Как говорилось выше, исходные RAW файлы — это черновики, цифровые негативы, как правило, со множеством недостатков. Нужно корректировать горизонт, кадрировать, сделать цветокоррекцию, трансформации, ретушь и т.п. Именно обработка фотографий занимает у фотографа львиную долю рабочего времени. Фотограф не только нажимает на кнопку, а потом перекидывает фото клиенту. На фотоаппарате, даже самом дорогом, не существует кнопки «шедевр». Основная часть работы фотографа — это обработка на компьютере. И это явно больше 50% от общего времени.
  2. Огромный объём RAW файлов. RAW по сравнению с JPEG «весят» в несколько раз больше. И какой смысл перекидывать тонны ненужных гигабайт клиенту? Для обычных частных фотосессий более чем достаточно грамотно обработанные фото jpeg. Более того, в большинстве случаев даже не нужно такого огромного разрешения, который скидывает фотограф — в несколько тысяч пикселей по большей стороне. Для размещения в интернете, на сайтах, соцсетях и пабликах это разрешение явно избыточное. Такое разрешение нужно, чтобы печатать огромные фотокартины или рекламные биллборды.
  3. RAW — доказательство авторского права. Исходная фото RAW (без обработки, кадрирования) с правовой точки зрения является доказательством авторского права фотографа. Если фотограф передаст эти файлы — доказать авторство будет сложнее.
  4. Фотограф боится, что его фото испортят. Иногда бывает так, что фото дополнительно «переобрабатывают» клиенты на своё усмотрение, накладывают разные фильтры и выставляют в соцсетях.
    При этом указыватется авторство фотографа или на вопросы желающих «кто фотограф» поступает соответсвующий ответ. Но у каждого фотографа своё мнение на счёт обработки. В этом уникальный авторский подход. С точки зрения фотографа, пееробработать его фотографии — это примерно то же самое, что залезть к повару в его блюдо и добавить по своему вкусу специи и соль.

2 745 просмотров RAW Исходники

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Источник Определение и значение | Dictionary.com

  • Игры
  • Рекомендуемые
  • Поп-культура
  • Советы по написанию

Основные определенияСинонимыПримерыБританский

[ sawrs, sohrs ]

См. синонимы для: sourcesourcedsources на Thesaurus.com


существительное

  1. любая вещь или место, откуда что-то происходит, возникает или получается; Происхождение: Какие продукты являются источниками кальция?

  2. начало или место происхождения ручья или реки.

  1. Книга, заявление, лицо и т. д., предоставляющие информацию.

  2. физическое или юридическое лицо, выплачивающее проценты или дивиденды.

  3. производитель или поставщик.

  4. Архаичный. природный источник или фонтан.

глагол (используется с объектом), источник, источник.

  1. указать или проследить источник для: Исследовательская работа не была получена точно. Источник заявления был передан государственному секретарю.

  2. , чтобы найти или приобрести источник, особенно поставщика, для: Некоторые компоненты в настоящее время поставляются в Гонконге.

глагол (используется без дополнения), источник, источник.

  1. для заключения контракта с производителем или поставщиком: многие крупные компании в настоящее время ищут зарубежные источники.

  2. для поиска информации или рассмотрения возможных вариантов, доступного персонала и т. п.: рекрутер, который просто занимается поиском.

Происхождение источника

1

Впервые записано в 1300–1350 гг.; Среднеанглийское sours (существительное), от старофранцузского sors (мужской род), sourse, источник (женский род), существительное, использующее причастие прошедшего времени от sourdre, от латинского Surrere «возникать вверх или вперед»; ср. всплеск

Другие слова для источника

1 поставщик, инициатор
3 орган , каталожный номер
См. синонимы к слову источник на Thesaurus.com

Другие слова из источника

  • источник, прилагательное
  • источник · полнота, существительное
  • без источника, прилагательное
9 0014

Слова, которые можно спутать с источником

  • соус, источник

Words Рядом источник

  • суп
  • суп
  • кислый
  • кислый
  • кислый
  • источник 9 0004
  • исходник
  • исходный код
  • исходный документ
  • исходный язык
  • исходный материал

Dictionary. com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

Как использовать источник в предложении

  • Вместе эти глаза в небе дали достаточно информации, чтобы отследить источник вспышки .

    Взорвавшаяся нейтронная звезда оказалась энергетическим лидером космоса | Лиза Гроссман | 12 февраля 2021 г. | Новости науки для студентов

  • Другие камни Стоунхенджа, такие как знаменитые массивные валуны, известные как сарсеновые камни, были получены из местных источников.

    Стоунхендж мог иметь корни в валлийском каменном круге | Брюс Бауэр | 12 февраля 2021 г. | Новости науки

  • Компании будут иметь реальную вещь, прямо из источника .

    Может ли конфиденциальность сосуществовать с технологиями, которые считывают и изменяют активность мозга? | Лора Сандерс | 11 февраля 2021 г. | Новости науки

  • Пандемия не создала этот источник беспокойства у подростков, но она может сделать его более неумолимым.

    Одиночество прерванного подросткового возраста | Эллен Маккарти | 11 февраля 2021 г. | Washington Post

  • Стабильный источник позволяет Metro продавать облигации, получать большие суммы денег авансом для проектов и погашать облигации выделенными потоками субсидий.

    Metro ищет продажи облигаций, чтобы привлечь $ 360 млн для капитальных проектов | Джастин Джордж | 10 февраля 2021 г. | Вашингтон пост

  • Как и многие транс-пользователи, Transartist часто используется как источник информации больше, чем что-либо еще.

    Проблема транс-знакомств Гриндра | Дэвид Левесли | 9 января 2015 г. | THE DAYDAY BAST

  • Согласно источнику йеменской разведки, Саид встречался с печально известным американским проповедником Анваром аль-Авлаки.

    Франция убивает убийц Charlie Hebdo | Нико Хайнс | 9 января 2015 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ

  • Откажитесь от своих адвокатов как от источника тюремного руководства, сказал Абрамофф.

    Совет Абрамоффа начальнику новой тюрьмы Вирджинии | Тим Мак, Джеки Кусинич | 7 января 2015 г. | THE DAILY BEAST

  • Она утверждает, что ФБР пыталось завербовать ее в качестве источника , сотрудничающего с их расследованием.

    Информатор, пропавший американец и Дом смерти Хуареса: внутри 12-летнего нераскрытого дела Дэвида Кастро | Билл Конрой | 6 января 2015 г. | ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЗВЕРЬ

  • Приходилось шутить над источником и тусоваться с комиками.

    Паттон Освальт о борьбе с консерваторами с помощью сатиры | Уильям О’Коннор | 6 января 2015 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ

  • Имущество старого графа, источник его богатства, как проницательно догадался читатель из названия, находилось в угольных шахтах.

    The Pit Town Coronet, Том I (из 3) | Чарльз Джеймс Уиллс

  • Началось чрезвычайное извержение вулкана Везувий, который за десять дней продвинулся на десять миль от своего первоначального источника .

    Историко-хронологическая книга на каждый день | Джоэл Манселл

  • Тот факт, что Лоуренс, которого он считал почти сыном, поднял оружие против Юга, был для него источником бесконечного сожаления.

    Курьер Озарков | Байрон А. Данн

  • Из этого источника страданий, где обещание или шанс на окончательное спасение?

    Эдинбургский журнал Blackwood, № CCCXXXIX. Январь 1844 г. Том. LV. | Различные

  • Их обычным источником являются более глубокие слои мочевыводящих путей, особенно мочевого пузыря.

    Руководство по клинической диагностике | Джеймс Кэмпбелл Тодд

Определения Британского словаря для source

source

/ (sɔːs) /


существительное

  1. точка или место, из которого что-либо исходит

  1. лицо, группа и т. д., которые создают, выпускают или порождают что-либо: источник жалобы

    • 9 0014 любое лицо, книга, организация и т. д., из которых получена информация, доказательства и т. д.

    • (в качестве модификатора): исходный материал

  2. что-либо, например история или произведение искусства, которое служит моделью или источником вдохновения для позже работа

  3. электроника электродная область в полевом транзисторе, из которой основные носители перетекают в канал межэлектродной проводимости

  4. в источнике в исходной точке 1

    для определения источника новостной репортаж или новость

  5. (tr фолл от) исходить от

  1. (tr) устанавливать автора или источник (продукта, информации и т. д.)

Происхождение источника

1

C14: от старофранцузского sors, от sourdre до spring forward, от латинского Surgere до Rise

Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Цифровое издание © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Издатели 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

НАДЕЖНОСТЬ ИСТОЧНИКА определение | Кембриджский словарь английского языка

Примеры достоверности источника

достоверность источника

Хотя источник достоверность кажется эффективным инструментом для опровержения политических слухов, риски остаются.

Из Кембриджского корпуса английского языка