Читать онлайн «Страстный модерн. Искусство, совершившее революцию», Влада Никифорова – Литрес
Фотоматериалы предоставлены Фотоагентством Getty Images и фотоагентством EAST NEWS Russia
© Влада Никифорова, текст, 2022
© ООО «Издательство АСТ», 2022
Предисловие
Эта книга познакомит вас с искусством Вены 1900 года. Именно на рубеже веков в Вене были созданы такие шедевры, как «Портрет Адели Блох-Бауэр» Густава Климта, «Автопортрет с физалисом» Эгона Шиле, первая церковь в стиле модерн – Ам-Штайнхоф и квадратное кресло Йозефа Хофмана.
Вам станет очевидна связь между политическими проблемами заката Австро-Венгрии, венской культурой наслаждения и тайными пороками, которые имеют яркое продолжение в современном искусстве Австрии.
Социальной сетью XIX века были венские салоны, ставшие пространством эмансипации для женщин и развития общества среднего класса. В салонах дам высшего общества, как правило, еврейского происхождения – Фанни Арнштейн, Берты Цукеркандль и других – представлялись медицинские открытия, принимались политические решения, Климт презентовал новый стиль.
В искусстве Вены 1900 года было можно все. Климт сумел тонко и завуалированно передать верх наслаждения, используя мифологическую тему в картине «Даная», а Эгон Шиле стал одним из основоположников жанра обнаженного автопортрета, занимался изгнанием сексуальных демонов и проживал в своих картинах «импульсы, которые не всегда могли удовлетвориться в реальности». Изображение страстей и желаний для него означало борьбу с ними.
В образах таких художников, как Кокошка и Герстиль, очевидно считывается одержимость сексом и самобичевание из-за собственного бессилия перед зовом плоти.
Вы увидите, как эти австрийские художники расширили традиционное понятие искусства. Безжалостный подход Шиле, Кокошки и Герстля к самопознанию стал провокационной прелюдией к искусству XX века, потрясенному двумя мировыми войнами. После Второй мировой войны Гюнтер Брус, Валли Экспорт, Мария Лассниг использовали свое тело как материал для создания шедевра.
Сегодня Вена знаменита как центр искусства и креативности старой доброй Европы.
Молодое дарование Мартин Тарди покоряет интернет виральными видео, а ярмарки современного искусства – живыми перформансами, создавая женские и мужские обнаженные фигуры двумя руками, не отрывая карандаша.
Давайте отмотаем киноленту истории назад, чтобы поучаствовать в фильме «Тогда в Вене должно было быть очень интересно».
Глава 1
История. Вена 1900 года
Вступление
С 1980 года Вена стала городом мирового культурного туризма. Австрийской столице более двух тысяч лет. Здесь ходили кельты, римляне, на территории современной Вены существовал лагерь римских легионеров Виндобона, и, гуляя по историческому центру, легко можно встретить римские руины, найденные во время строительства метрополитена. Римляне комфортно жили в Вене, у них была канализация, водопровод, на виллах римских офицеров имелись системы отопления пола. После периода Великого переселения народов настала эпоха готики. Важной вехой в истории Вены стало строительство собора Святого Стефана в 1137 году, главного кафедрального собора Австрии.
Это официальная дата первого упоминания Вены как города. Легко запомнить, Вена старше Москвы ровно на 10 лет.
От периода возрождения в городе осталось немного, так как при Марии Терезии все было перестроено в новом модном стиле – барокко. В XIX веке Франц Иосиф решил расширить город, чтобы включить в него пригороды. Идея превращения Вены в современную метрополию возникла из необходимости. В 1900 году население Вены возросло в четыре раза. Стиль модерн создал ту Вену, которую мы знаем сегодня.
Именно Вена в 1900 году стала центром новомодного стиля модерн, который по-французски называли ар-нуво, по-немецки югендстиль, по-итальянски либерти. На закате многовековой империи Габсбургов, в атмосфере ощущения конца света, Вена пережила невероятный духовный взлет. Итак, мы отправляемся назад, в прошлое. В Вену в 1900 году.
Время перемен на рубеже веков
Почему значительные перемены случились с Веной именно на рубеже веков?
Давайте порассуждаем на эту тему. Прежде всего, важно, что город невероятно вырос.
Представьте, население Вены увеличилось с полумиллиона человек до двух миллионов.
Откуда приехали эти люди? Австро-Венгрия была многонациональным государством с населением 56 млн человек. И все пятнадцать наций объединяла одна фигура – харизматичная личность Франца Иосифа. Император правил 68 лет из 86, которые были ему отведены судьбой. По длительности правление этого Габсбурга стало вторым в истории после рекордсмена Людовика XIV, который правил 72 года.
Австрийская империя, абсолютистская монархия, держалась на плаву за счет армии и административного аппарата. Франц Иосиф был неважным воякой: проиграл две войны – пруссакам и итальянцам, – поэтому власти приходилось часто идти на уступки народу. В Вене даже было выстроено здание парламента, хотя сам император парламент ни разу не посещал, и все, что там решалось, не принималось во внимание. Интересно, что эти факты сыграли Вене на руку, превратив ее в конечном счете в культурную столицу Европы.
Искусство стало главным инструментом Франца Иосифа, с помощью которого он мог компенсировать военные поражения и продолжать демонстрировать ведущую роль в Европе.
Здесь хочется вспомнить Ватикан, который стал центром искусства барокко благодаря идее пропагандировать католичество с помощью выдающейся архитектуры и эмоциональной живописи. За какие-то короткие тридцать лет, с 1860 по 1890 год, в Вене была проложена кольцевая репрезентативная улица Рингштрассе и выстроены административные дворцы, начиная от здания Венской оперы и заканчивая Венским университетом.
По приказу императора в 1857 году была снесена средневековая стена начала XII века, отделявшая исторический центр от разросшегося города. Освободилось место под широкий бульвар с административными зданиями в историческом стиле. Венская опера – первое здание на Кольце – была выполнена в стиле необарокко; музеи-близнецы – Художественно-исторический и Музей естественной истории – были выстроены в стиле неоренессанс, а парламент – в греческом стиле. Архитектурный стиль для каждого здания был выбран не случайно. Так, расцвет оперного искусства произошел в Италии XVI века, музейные императорские коллекции были сформированы в эпоху Возрождения.
Первая демократия была основана в Древней Греции, потому и парламент решен в античном стиле, кроме того, архитектор Теофил Хансен обучался в Афинах. Венская ратуша – как оплот горожан – была построена в неоготическом стиле под брюссельскую, так как социальный слой горожан появляется в Средневековье.
Критика историзма
Восемнадцатилетний Франц Иосиф Габсбург вступил на трон Дунайской монархии, находящейся под властью его семьи уже 600 лет. В 1848 году Австрийская империя представляла собой гомогенное государство, однако молодой император пришел к власти после революции, когда его слабый здоровьем дядя Фердинанд вынужден был отказаться от правления в пользу более перспективного племянника. Первым делом Франц Иосиф выстроил три казармы, чтобы защитить свою резиденцию Хофбург на случай народных волнений. Однако 18 февраля 1853 года на 22-летнего императора, который прогуливался с адъютантом после сытного обеда, было совершено покушение. Портной Янош Либени, венгерский патриот, напал на императора, но адъютант успел оттолкнуть лезвие ножа, скользнувшее по железной пуговице на камзоле императора… Это событие вошло в историю как одно из самых знаменитых неудавшихся преступлений.
Уже в 1867 году Австрийская империя была преобразована в Австро-Венгрию, когда венгры, свободолюбивый народ, постоянно потрясавший монарха революциями, добились особых привилегий. Это был первый шаг к распаду империи, поскольку другие национальности монархии: хорваты, чехи, словенцы и прочие – также захотели автономии.
Неудержимый распад империи сопровождался небывалым подъемом в искусстве, культуре, науке и экономике. В Вене была проведена городская железная дорога, развивалась индустрия. Город превращался в современную метрополию, созданную для людей. Был основан Союз образования рабочих, совершены открытия в области естественных наук и медицине, горожане встречались в многочисленных венских кафе, где проходили литературные чтения. Франц Иосиф страстно желал компенсировать военные неудачи.
В области живописи и скульптуры Вена отставала от Мюнхена или Парижа, однако была знаменита своей архитектурой.
Со второй половины XIX века Вена представляла собой большую стройку.
Барочный город наполнялся дворцами в стиле историзм. Так, опера была выстроена в стиле необарокко по проекту Эдуарда ван дер Нюлля и Августа Сикарда фон Сикардсбурга. Критика этого здания, которое венцы называли «Кёниггратц архитектуры», (по месту знаменитого поражения австрийцев Пруссии), «трамвайное депо», и которому давали другие саркастические названия, стала поводом для самоубийства архитектора Ван дер Нюлля. Трагедия произошла после того, как император согласился с замечанием критиков, что парадная лестница низковата. Действительно, если посмотреть внимательно, то в здании отсутствует цоколь и парадная лестница. Репрезентативность была очень важна для публики и для аристократии, традиционно поднимавшейся по лестнице. В оперу приходили показать себя, как сейчас в Каннах публика идет под вспышки папарацци по красной дорожке. Публика была здесь этого удовольствия лишена. Говорят, после этого инцидента Франц Иосиф больше никогда ничего не критиковал, говоря: «Очень приятно. Мне все очень нравится».
За 30 лет на Кольцевом бульваре (Рингштрассе) было выстроено 12 административных зданий в историческом стиле. Вена превратилась в своего рода музей архитектуры на свежем воздухе. Финансировались все эти государственные постройки не из кармана налогоплательщиков. После разрушения средневековой стены образовались свободные земельные участки вдоль Кольца, которые были проданы венским промышленникам под городские палаццо за баснословные суммы. Архитекторы приезжали со всей Европы, чтобы поучаствовать в тендерах на строительство дворцов, и, желая угодить императорскому вкусу и показать себя в лучшем свете, применяли абсолютно все свои знания декоративных элементов истории искусства. Получалась чаще всего эклектика – смешение стилей. Венская опера и Музей прикладного искусства были готовы в первую очередь, в 1869 году. Парламент и Венский университет уже строились, был заложен камень для строительства Венской фондовой биржи.
В 1888 году напротив ратуши распахнул свои двери Национальный драматический Бургтеатр, где все пьесы проходили на немецком языке и где сегодня ставят классику: «Фауста» Гёте, «Ревизора» Гоголя, Мольера.
Театр, спроектированный Готфридом Земпером и Карлом фон Хазенауэром в стиле вычурный ренессанс, был знаменит отвратительной акустикой, которую пришлось исправлять в 1897 году.
Опытный немецкий архитектор Земпер и перспективный молодой австриец Хазенауэр подарили Вене музеи-близнецы, строительство которых затянулось на 20 лет. Десять лет ушло на архитектуру и десять лет на интерьеры. Здания были построены в стиле Возрождения, эпохи расцвета наук и искусств. Гениальным ходом в процессе строительства стало решение перенести купол с центра здания ближе к фасаду, что позволяло входящему ощутить себя как в храме. Таким образом, музей становился своеобразным пантеоном искусства. Однако тяга к истории сыграла злую шутку со строителями Музея истории искусств, который украсили орнаментом, противоречащим назначению здания. В интерьерах галереи, демонстрирующей императорскую коллекцию, также был допущен ряд ошибок. Картины в золотых рамах терялись на зеленых стенах, к тому же внимание от них отвлекалось бюстами, нависавшими над каждой дверью.
Десятилетние, широко освещаемые прессой усилия оказались потраченными впустую.
Францу Иосифу показалась интересной и соответствующей масштабу его личности идея Земпера создать в Вене императорский форум, как в Риме. Архитектор придумал расширить резиденцию императора Хофбург в стиле немецкого ренессанса, объединив его с двумя музеями в гигантский комплекс по примеру Лувра. Однако проекту не суждено было воплотиться, началась Первая мировая война, и потребности страны были уже совсем другие.
В целом, по оценкам независимых современников, зданиям на Рингштрассе, кроме, пожалуй, парламента и оперы, не хватало монументальности. Отношение к Рингштрассе было неоднозначным: от критики до откровенной лести.
В 1873 году в Вене состоялась международная выставка. Император искренне гордился нововведениями и стремился продемонстрировать миру свои достижения. Сам Франц Иосиф имел консервативные вкусы. Англичане ему подарили автомобиль – он все равно ездил на коне, ему провели телефон во дворце Хофбург – он упрямо звонил в колокольчик и ждал, пока придет камердинер, чтобы оказать ему услуги.
Первый туалет во дворце провели по требованию императрицы Сисси, Франц Иосиф предпочитал использовать ночной горшок.
Итак, мы с вами на грандиозной международной выставке в Вене. 1 мая 1873 года императорская чета открыла главный выставочный зал – Ротунду. Однако императору недолго удалось почивать на лаврах. Уже 9 мая грянула черная пятница, биржевой крах привел к экономической депрессии, а через месяц в Вене случилась эпидемия холеры, многие отказались от посещения выставки и остались дома.
Через 6 лет после выставки, 27 апреля 1879 года, по случаю серебряной свадьбы Франца и Сисси была создана праздничная процессия Макарта, пир во время чумы, последняя яркая вспышка перед закатом империи. Вся Вена, от представителей торговли и ремесла до представителей науки и искусства, так или иначе участвовала в «спектакле» в исторических костюмах.
Пролетариат на этом празднике жизни, разумеется, не присутствовал. Расслоение между богатыми и бедными увеличивалось, грянул экономический кризис в индустрии, цены росли, безработица усиливалась, банки разорялись.
Условия жизни простых людей были ужасны. Так называемое пятое сословие получало почасовую оплату. Как правило, это были рабочие эмигранты из Венгрии и Богемии, которые чувствовали себя лишними в городе. Их рабочий день длился 12–18 часов, они спали в лагерях по очереди на кроватях. Оплата труда была настолько низкая, что не только женщины, но и дети с 6 лет вынуждены были работать, чтобы прокормить семью. Болезнь и ранняя смерть были обыденностью.
Как решить эти социальные проблемы было неизвестно. Виновными объявили банкиров и биржевых брокеров, которые нажились на экономическом кризисе. Многие из них были евреями. Антисемитизм усиливался и с созданием массовых политических партий в 1880 году превратился в политическое движение. С 1867 года существовала либеральная Конституция с двухпалатным правлением, но при этом сохранялась монархия.
Эта закостенелая монархическая система многонационального государства с немцами, чехами и венграми, словаками, хорватами, словенцами, поляками, сербами и итальянцами отмирала на глазах.
Конфликты интересов национальностей приводили к расколу внутри страны. Монархия стала ареной политической и социальной борьбы.
МОДЕРН • Большая российская энциклопедия
Л. Тиффани. «Образование». 1890. Витраж для Линсли-Читтенден-холла Йельского университета (Нью-Хейвен, США).
МОДЕ́РН (франц. moderne – новый, новейший, современный), стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразит. искусствах кон. 19 – нач. 20 вв. Другие названия: ар нуво и «современный стиль» (англ. modern style) в Великобритании и Франции [во Франции также «стиль метро» (style Métro), «стиль Гимара» (см. Гимар Э.), «стиль 1900», «иск-во конца века» (art fin de siècle) и др.]; «стиль Глазго» (Glasgow style) в Шотландии; югендстиль в Германии; сецессион в Австрии, Чехословакии, Польше; «стиль двадцати» (от наименования «Об-ва двадцати», созданного в 1884) и др. в Бельгии; либерти («стиль Либерти»), «цветочный стиль» (stile floreale), или «новый стиль» (stile nuovo) в Италии; «модерниста» (modernista), «модернисмо» (modernismo, каталонский М.
М. возник как один из видов неоромантич. протеста против господства позитивизма и прагматизма. Эстетика М. развивала идеи символизма и эстетизма, философии жизни (Ф. Ницше). М., по мысли ряда его теоретиков (Х. К. ван де Велде, опиравшийся на социалистич. утопии У. Морриса), должен был создать вокруг человека цельную, эстетически насыщенную пространственную и предметную среду, выразить духовное содержание эпохи с помощью синтеза искусств, новых, нетрадиц. форм и приёмов, а также совр. материалов и конструкций. Самым ярким проявлением «предмодерна» в Великобритании (и в Европе в целом) принято считать оформление англо-амер. худ. Дж. Уистлером «Павлиньей комнаты» (1877; ныне – в галерее Фрир в Вашингтоне): оно включает мн.
Наиболее последовательно принципы М. осуществились в сфере создания богатых индивидуальных жилищ. Так, мастера круга У. Морриса обновили тип индивидуального жилого дома (архитекторы Ч. Войзи, У. Р. Летаби, Ч. Р. Эшби, М. Х. Б. Скотт и др.), ориентированного на традиции нар. зодчества Англии. Но в духе М., стремившегося стать универсальным стилем своего времени, строились и многочисл. деловые, пром. и торговые здания, вокзалы, театры, мосты, доходные дома, рестораны и т. д. М. пытался преодолеть характерное для культуры 19 в. противоречие между художественным и утилитарным началом, придать эстетич. смысл новым функциям и конструктивным системам, приобщить к иск-ву все сферы жизни и сделать человека частицей худож.
М. противопоставил эклектизму 19 в. единство, органичность и свободу развития стилизованной, обобщённой, ритмически организованной формы, назначение которой – одухотворить материально-вещную среду, выразить тревожный, напряжённый дух переломной эпохи. Период становления М. – рубеж 19–20 вв. – отмечен нац.-романтич. увлечениями, интересом к ср.-век. и нар. искусству. Для этого этапа характерно возникновение худож.-ремесленных объединений, часто противопоставлявших себя индустриальному произ-ву: «Искусства и ремёсла» в Великобритании, «Объединённые худож.-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские худож. ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, и др.
Ж. Шере. Афиша «Palais de Glace» на Елисейских Полях в Париже. 1896.
Для М. характерны черты интернационального стиля, основанного на применении принципиально новых худож.

Фасад фотоателье «Эльвира» на Фон-дер-Танн-штрасе в Мюнхене. 1897–98. Архитектор и дизайнер А. Эндель. Скульптурный рельеф уничтожен в 1937, здание разрушено в 1944.
Р. Ф. Ларш. Настольная лампа «Лой Фуллер». Бронза, позолота. Ок. 1900. Баварский национальный музей (Мюнхен).
В противоположность эклектизму с его интересом к достоверности воспроизведения отд. деталей историч. и нац. стилей, М. стремился возродить дух стилевого единства всех составляющих худож. организма, общность и взаимовлияние всех видов искусства. Это предопределило появление нового типа художника – универсала, соединившего в одном лице архитектора, графика, живописца, проектировщика бытовых вещей (дизайнера) и часто теоретика.

Фото В. М. Паппе Кайзер-павильон на станции Хитцинг Венской железной дороги. 1894–1901. Архитектор О. Вагнер.
Центральный вокзал в Хельсинки. 1904–14. Архитектор Элиель Сааринен.
Архитектура М. в поисках единства конструктивного и художественного начал вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, в т. ч. новые, строит. и отделочные материалы (железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст). Свободно размещая в пространстве здания с различно оформленными фасадами, архитекторы М. восставали против симметрии и регулярных норм градостроительства. Богатейшие возможности формообразования, предоставленные новой техникой, они использовали для создания подчёркнуто индивидуализированного образного строя; здание и его конструктивные элементы получали декоративное и символически-образное осмысление.

Осн. выразит. средством в стиле М. является орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиц. структуру. В интерьерах бельг. архитекторов изящные линейные плетения, подвижные растит. узоры покрывают стены, полы и потолки, концентрируются в местах их сопряжения, объединяя архит.
плоскости и активизируя пространство. В бесконечно текущих, чувственно-сочных линиях декора сокрыт символич. смысл, в них сочетается изобразительное с отвлечённым, одухотворённое с вещным. У мастеров венского М. (Й. Хофмана, Й. Ольбриха), в работах шотл. группы «Четверо» во главе с Ч. Р. Макинтошем строго геометричный орнамент варьирует мотивы круга и квадрата. Несмотря на провозглашённый отказ от подражания историческим стилям, мастера М. использовали линейный строй япон. гравюры, стилизованную орнаментику мавританского иск-ва (преим. зодчие Каталонии – А. Гауди, Л. Доменек-и-Монтанер и Дж. Пуч-и-Кадафальк), растит. узоры эгейского иск-ва и готики, элементы декоративных композиций барокко, рококо, ампира.
Развитие М. в живописи, скульптуре и сценографии во многом предопределили установки лит. символизма, тяготевшего к мифотворчеству и повлиявшего на иконографию М.
Среди крупнейших живописцев и скульпторов кон. 19 – нач. 20 вв. нет ни одного, творчество которого полностью вмещалось бы в рамки эстетич. и типовых особенностей М. Картины и панно М. рассматривались как элементы интерьера, его пространственной и эмоциональной организации. Поэтому декоративность стала одним из гл. качеств живописи М. Характерно часто встречающееся в ней парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных «ковровых» фонов и вылепленных со скульптурной чёткостью и осязаемостью фигур и лиц первого плана (Г. Климт в Австрии, Ф. Кнопф в Бельгии и др.). Выразительность живописи достигалась сочетанием больших цветовых плоскостей (художники группы «Наби» во Франции, Э. Мунк в Норвегии), тонко нюансированной монохромией. Поэтика символизма обусловила интерес к символике линии и цвета, к темам мировой скорби, смерти, эротики, к миру тайны, сна, легенды, сказки.
В разной степени с М. соприкасается творчество мн. других живописцев символистского направления: поздний А. Бёклин, Ф. Ходлер и Ф. Валлоттон (Швейцария), М. Клингер, Ф. фон Штук (Германия), П. Гоген, А. де Тулуз-Лотрек, О. Редон и художники группы «Наби» (Франция), Г. Кини (Италия), Я. Тороп (Нидерланды), А. Галлен-Каллела (Финляндия), Я. Прейслер, С. Выспяньский, В. Войткевич, Э. Окунь (Польша), Й. Риппль-Ронаи и А. Кёрёшфой-Криш (Венгрия) и др.; некоторые из них занимались монументальной живописью в содружестве с зодчими М. В области скульптуры несомненное влияние М. испытали О. Роден, П. Рош, А. Майоль (Франция), М. Клингер, В. Лембрук, Г. Кольбе, Г. Обрист (Германия), Ж. Минне (Бельгия), М. Россо (Италия). В иск-ве витража работали Э. Грассе (Франция), А. Муха (Чехия) и др.
Динамика и текучесть формы и силуэта характерны как для скульптуры, так и для произведений декоративно-прикладного иск-ва М.
, уподобляющихся феноменам природы с их органич. внутр. силами: керамич. и железные изделия А. Гауди; металлич. ограды метро Э. Гимара, стеклянные изделия Э. Галле и Л. Тиффани, бытовые предметы франц. мастеров Р. Ф. Ларша, А. Шарпантье, Э. Грассе; ювелирные украшения и др. изделия Р. Лалика и фирмы Картье; дизайн мебели Галле, Гимара, Л. Мажореля, Ж. Хёнтшеля во Франции, также Х. К. ван де Велде, А. Гауди, Ч. Войзи, Ч. Р. Макинтоша, П. Беренса, Й. Хофмана, Ф. Брэнгвина и др.
Своеобразной реакцией на декоративизм М. стало творчество таких значит. мастеров эпохи (испытавших в начале творч. пути влияние Л. Г. Салливена), как А. Лоз (Австрия) и один из основоположников органической архитектуры Ф. Л. Райт (США). В 1907 в Мюнхене был основан «Немецкий Веркбунд» – объединение архитекторов, художников декоративного иск-ва и промышленников; оно как бы утверждало преемственность по отношению к «рациональному» М.
зодчества и иск-ва Новейшего времени: в деятельности этого объединения, помимо мастеров М. (Х. К. ван де Велде, Г. Мутезиус, Р. Риммершмидт, П. Беренс, Й. Хофман и др.), участвовали В. Гропиус, Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ. В футуристич. проектах А. Сант-Элиа и сооружениях архит. экспрессионизма 1-й пол. 20 в. можно видеть влияние органичности форм М. Но по своей сути М. является завершающей стадией «исторического» развития архитектуры, осваивавшей опыт зодчества прошлого (в отличие от пришедшей ему на смену «внеисторической» архитектуры модернизма), и его наследие отражено в «традиционной» линии архитектуры 20 в. – неоклассицизме, ар деко, постмодернизме и др.
Вестибюль Витебского вокзала в С.-Петербурге. 1904. Архитектор С. А. Брожовский. Фото Д. В. Соловьёва
В России картина развития М. отличается многоликостью. Здесь также получили широкое распространение нац.
-романтич. варианты М., его интернациональные «современные» разновидности в версиях, родственных франко-бельг., шотландско-австр. и скандинавскому М., а также самобытный вариант «рационального» М., полностью свободный от историч. аллюзий либо отмеченный использованием элементов классицизма. Предшественником этого направления стал кирпичный стиль, применявшийся чаще всего в утилитарном строительстве (фабрично-заводские сооружения, земские больницы и т. п.). «Рациональный» вариант М. смыкается с одновременно развивавшимся неоклассицизмом, представленным в России в силу ряда причин много полнее, чем в др. европ. странах. Ещё одна особенность, отличающая Россию, состояла в том, что стилевые поиски были сосредоточены в первую очередь в двух столицах – Москве и С.-Петербурге.
М. А. Врубель. Панно «Венеция». 1893. Русский музей (С.-Петербург).
Лестница холла в особняке С. П. Рябушинского на Малой Никитской улице в Москве. 1900–03. Архитектор Ф. О. Шехтель. Фото Д. В. Соловьёва
Зарождение рус. М. связано с деятельностью мастеров Абрамцевского художественного кружка (В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, В. А. Серов, В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова, К. А. Коровин и др.; также наиболее универсальный из мастеров этого круга – М. А. Врубель), мастерских Талашкино (Н. К. Рерих, С. В. Малютин и др.), позднее – худож. объединения «Мир искусства». Мастера «Мира искусства», помимо одноим. журнала, организовали две выставки в С.-Петербурге и Москве: «Современное иск-во» и «Выставка архитектуры и худож. пром-сти нового стиля» (обе 1902–1903). Национально-романтич. версия М. в зодчестве, прикладном иск-ве и живописи (монументальной и станковой) известна под назв. неорусского стиля. «Рациональный» М.
и «классические» традиции проявились в деловых и конторских сооружениях, зданиях банков, доходных домов в обеих столицах. Построенный по проекту Ф. О. Шехтеля Ярославский вокзал в Москве (1902–1904) – одно из ярких гражд. сооружений неорусского стиля, в то время как его интерьеры, лишённые историч. реминисценций, отличаются последовательно рациональной трактовкой форм. Спроектированные им доходные дома с равным основанием можно отнести к «рациональному» М. и неоклассицизму, также и к «средневековому», романтич. направлению. Среди др. архитекторов М. – работавшие в Москве Л. Н. Кекушев, И. С. Кузнецов, И. А. Иванов-Шиц, Г. И. Макаев, И. А. Фомин, англ. арх. В. Ф. Валькот; петерб. мастера Ф. И. Лидваль, Н. В. Васильев, А. Ф. Бубырь, М. С. Лялевич, Р. Ф. Мельцер. Своеобразным явлением рус. архитектуры следует считать появление архитекторов, занятых преим.
проектированием церковных зданий: И. Е. Бондаренко, В. А. Покровский, А. В. Щусев (автор проекта Марфо-Мариинской обители) и др.
Среди мастеров рос. изобразит. иск-ва и сценографии, сближавшихся с М., – М. А. Врубель, художники-«мирискусники», В. Э. Борисов-Мусатов, скульпторы П. П. Трубецкой, А. С. Голубкина, модельер Н. П. Ламанова.
Валентин Александрович Серов | Русский художник
- Дата рождения:
- 19 января 1865 г. Санкт-Петербург Россия
- Умер:
- 5 декабря 1911 г. (46 лет) Москва Россия
- Механизм/стиль:
- Искусство модерн Импрессионизм Передвижники
Просмотреть весь связанный контент →
Валентин Александрович Серов , (род. 7 января [19 января по новому стилю] 1865, Санкт-Петербург, Россия — ум. 22 ноября [5 декабря] 1911, Москва), русский художник, произведения которого отражают поворотный момент в стиле и мировоззрении русского искусства конца 19 — начала 20 веков, а также переход от реализма через импрессионизм к модерну.
Сам Серов как бы продемонстрировал связь между противоположными художественными взглядами и культурными эпохами. Его отец, композитор Александр Серов, умер, когда Валентину было шесть лет. Его мать, музыкант и писатель, была женщиной с прогрессивными идеями, близкой к группе «Передвижники». Первым учителем Серова был Илья Репин, позже, в Академии художеств в Петербурге, он учился у Павла Чистякова. Ученик передвижников, Серов не расходился со стилем своих учителей. Он выставлялся с передвижниками (к которым он присоединился в 189 г.).4) и при Союзе русских художников, преподавал в Академии художеств и Московском институте живописи, ваяния и зодчества (1897–1909), был членом совета Треяковской галереи. В то же время он также был членом группы, связанной с «Миром искусства» («Мир искусства»; конец 1890-х) и Мюнхенским сецессионом, распространявшим «новый стиль» модерна. Таков был динамизм роста Серова, что он успел за короткий период принять различные эстетические направления.
Первый современный формалист русского искусства, Серов был также первым художником, который сознательно выбрал определенный стиль из многих доступных тогда.
Викторина «Британника»
Сможете ли вы сопоставить эти малоизвестные картины с их художниками?
Его первый знаменитый портрет Веры Мамонтовой — «Девушка с персиками» (1887) — демонстрирует полное владение языком импрессионистов. Еще один портрет того же периода — «Девушка в солнечном свете: портрет Марии Симонович » (1888) — уже демонстрирует постимпрессионистский подход к форме. Желтовато-коричневые оттенки и бравурность мазков Серова Портрет итальянского певца Франческо Таманьо (1891–1892) напоминают Питера Пауля Рубенса и Диего Веласкеса, а Портрет итальянского певца Анджело Мазини (1890) показывает некоторое сходство со стилем Репина.
Серов всегда искал аллюзивный изобразительный знак, который придавал бы глубину теме изображаемого предмета.
Например, в своих подмосковных пейзажах он воспринял лирический пейзаж, напоминающий об Алексее Саврасове. В его более поздних монохромных портретах ( Мария Ермолова , 1905; Федор Шаляпин , 1905) и в своих историко-мифологических композициях ( Похищение Европы , 1910) Серов выразил, соответственно, суть петербургской «живописной графики» и стиля модерн, проявившегося во многих работа группы Мир Искусства .
Серов уникален тем, что открыл пересечение портретного жанра с формальным идеалом модерна. Временами портреты Серова граничат с преувеличением, но его язвительные характеристики не противоречат внушительным качествам его персонажей. Парадность, всегда характерная для пародийных портретов, характерна для поздних работ Серова (9).0027 Портрет Ольги Орловой , 1911). Временами, как в Иде Рубинштейн (1910), яркое изображение выражает самую суть художественного образа.
Новаторство Серова проявляется не только в портретах, но и в других работах.
Он почти слил жанровую живопись с пейзажем, сохранив связь с характерной для группы передвижников крестьянской лирикой. Работал Серов и в театре: оформлял декорации к опере отца « Юдифь » в Мариинском театре (1907), нарисовал занавес, использованный Русскими балетами для постановки в 1911 году оперы Николая Римского-Корсакова « Шахерезада », и создал великолепный театральный плакат с изображением танцующей Анны Павловой (1909). Серов был одним из первых русских художников, применивших графическое искусство, которое проявляется в его портретах, сатирических карикатурах и иллюстрациях к басням Ивана Крылова, над которыми Серов работал с 1895 года до самой смерти.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться
Для многих русских художников разных стилей Серов олицетворял высокую эстетическую миссию идеального художника. В годы, когда резко ощущалась пропасть между так называемым высоким искусством и запросом на реализм, Серову удалось и в жизни, и в искусстве преодолеть эту кажущуюся раздвоенность.
Андрей Д. СарабьяновРедакция Британской энциклопедии
Ар Нуво — ТВ Тропы
http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/main/artnouveau
СледующийПерейти к
Выглядишь достаточно хорошо, чтобы есть.
Новый стиль декоративного искусства, который преобладал в большей части Fin de siècle (Веселые 90-е и Эдвардианская эпоха), стиль ар-нуво состоит из асимметричных и плавных движений, а также натуралистичных цветов и тем. Его стиль применялся ко всем областям, особенно к зданиям, ремеслам, картинам, литографическим плакатам и мебели.
На движение оказали влияние рисунки с изображением растений, работы Альфонса Мухи, картины прерафаэлитов, восточные ароматы, а также движения неоклассицизма, романтизма, постимпрессионизма и экспрессионизма. Этот стиль распространился по Европе, где его мода была дублирована на многих языках, обычно называемая «новым», «современным» или «молодым» искусством.
В Германии и Северной Европе его называли югендстилем (молодежным стилем) или «сецессией». В Каталонии он назывался «Модернизм» и неразрывно связан с причудливо скелетной, но восхитительной архитектурой Антонио Гауди. В Италии это называлось стиль Liberty в честь британского универмага Liberty в Лондоне, который, по-видимому, поставлял много ярких тканей, которые итальянские художники, работающие в этом стиле, любили использовать.
Как бы оно ни называлось, стиль ар-нуво потерял популярность во время или накануне Первой мировой войны. Буйный, богато украшенный стиль казался каким-то неправильным после стольких смертей, разрушений и растущей тревоги века машин. Однако это повлияло на ар-деко и другие модернистские движения. Однако с появлением Соларпанка в нем начинает происходить что-то вроде возрождения.
Этот стиль преобладает в стиле стимпанк 1890-х годов. Обратите внимание, что художественные направления до 1890 года варьируются от романтических до импрессионистских.
открыть/закрыть все папки
Аниме и манга
- Сейлор Мун :
- Наоко Такеучи любит этот стиль и часто появляется в иллюстрациях ◊ для манги. Он также появляется в некоторых частях манги, поскольку персонажи или виньетки могут быть обрамлены асимметричными завитками и цветами. Это также проявляется в двух анимационных адаптациях.
- В аниме 90-х есть известный намек на стиль 4-го опенинга (второго опенинга сезона «R»), на некоторых официальных артах также изображены девушки в художественном исполнении нимбов ◊ .
- В Sailor Moon Crystal характерный орнамент в стиле модерн и пастельная цветовая гамма влияют на некоторые декоративные элементы серии, такие как окрашенные в обратном порядке силуэты в заголовке эпизода, Eyecatches и To Be Continues, а также розы. тяжелые цветочные мотивы повсюду. Карточка «Продолжение следует», в частности ◊ заимствует визуальные элементы у женщин Альфонса Мухи, окруженных ореолом, и использует бесплатный французский.

- Госик : Начало аниме нарисовано в стиле модерн.
- Звук неба : Начало аниме основано на картинах австрийского художника в стиле ар-нуво / Венского сецессиона Густава Климта, таких как Бетховенский фриз и Аллегория трагедии.
- Elfen Lied : начало аниме основано на картинах австрийского художника в стиле ар-нуво/венского сецессиона Густава Климта, как и его знаменитая картина Поцелуй .
- Шляпа ведьмы Atelier — одна из немногих манг, использующих этот вид искусства как стилистический выбор, что делает его невероятно уникальным. От естественного и органичного дизайна Большого зала и деревенской атмосферы Ателье до мягких натуралистичных цветов обложки и динамизма и плавных форм панелей. Пролистать серию — это все равно, что увидеть вершину стиля ар-нуво Мухи в формате манги.
- Ведьма и чудовище может быть преимущественно в стиле ар-деко в дизайне, но он также включает в себя ар-нуво в своем мировом здании и своих панелях.
Что касается панно, «Ведьма и чудовище» всегда включает в себя плавные и динамичные линии, напоминающие виноградные лозы и львов, чтобы сделать панно похожим на произведение искусства Мухи. Точно так же некоторые здания и города кажутся натуралистичными и выглядят так, как будто они пришли прямо из 1900-х годов.
Комиксы
- Эротический графический роман Алана Мура «Потерянные девушки» выполнен в этом стиле, подходящем для своего периода (1913-14).
- Mystic имеет ярко выраженный художественный оттенок в стиле ар-нуво.
Фильмы — Анимация
- Мой маленький пони: Девочки из Эквестрии : Внутреннее убранство средней школы Кантерлота, похоже, сильно повлияло на этот стиль, с множеством кривых и линий, напоминающих о жизни растений.
Фильмы — Live-Action
- Эльфийский дизайн в фильмах Во «Властелине колец» много завитков в стиле модерн, напоминающих растения, что показывает, что эльфы близки к природе и любят украшения.

- Большая часть архитектуры в серии фильмов Burton/Schumacher Batman демонстрирует влияние ар-нуво, хотя и темное, вырисовывающееся и часто приближающееся к ар-деко.
- Министерство магии Франции в Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда имеет красивый дизайн в стиле модерн.
- Школа Добра и Зла (2022) Архитектура школы намеренно разработана в стиле модерн.
- Психоделический джалло Странный цвет слез твоего тела расположен в жутком жилом комплексе в стиле модерн.
Литература
- Некоторая архитектура, описанная в серии Grinlandia , имеет сходство с этой.
- Иллюстрации Джона Р. Нила к серии книг Страна Оз были созданы под влиянием этого стиля.
Прямая трансляция
- Родная планета Ниссы Тракен в классической версии Доктор Кто .
- Ар-нуво иногда появляется в Серии 1 Аббатство Даунтон .
В то время как авангард редко достигает сельской местности Йоркшира, мы видим проблески в стилях женской одежды и нескольких журналах. (Последующие серии происходят во время Первой мировой войны или 1920-х годов, поэтому новые стили склоняются к ар-деко.) - Интервью с вампиром (2022) : Большая часть мебели в таунхаусе Лестата де Лионкура выполнена в стиле модерн с плавными, натуралистическими элементами, такими как замысловатые викторианские обои, светильники, камины, капители на колоннах, кровати, лампы в спальне, и тумбочки.
- Властелин колец: Кольца власти содержит несколько элементов стиля модерн. Платье и прическа Дисы вдохновлены различными картинами с женщинами Густава Климта. Художественный стиль был использован и для официальных плакатов. А эльфийское королевство Линдон имеет свою архитектуру, вдохновленную декоративными мотивами с мягкими хлыстовыми линиями и натуралистическими цветами, подходящими только для королевства, разбросанного по березовому лесу Вечной Осени.

- Многие модели ранних серий Mr Selfridge выполнены в классическом стиле ар-нуво. Это имеет смысл, учитывая, что магазин Selfridge’s был основан в эдвардианскую эпоху и отличался ультрасовременной модой, которая в то время была стилем модерн.
Музыка
- Вообще говоря, стиль немного вернулся во времена психоделической контркультуры 60-х. Например, получившая премию «Грэмми» кавер Клауса Вурмана на песню The Beatles « Revolver » во многом вдохновлена работами Обри Бизли, который, в свою очередь, с самого начала оказал влияние на движение в стиле модерн. В этом видео Vox более подробно рассматривается эта тема.
- Передняя обложка альбома Донована «Sunshine Superman» представляет собой дань уважения стилю; волнистые, стилизованные шрифты, приглушенная пастельная цветовая гамма, обилие декоративных изгибов — все это есть! Единственный элемент цвета, не относящийся к модерну, — это лицо Донована на обложке.
- Эпоха «классического» софт-рока Fleetwood Mac охватила возрождение эстетики ар-нуво в середине-конце 1970-х годов.
Это было особенно заметно на обложках их двух больших хитов, одноименного «Белого альбома» (1975) и Rumors (1977), на которых изображены иллюстрированные обложки, шрифты в стиле модерн и люди в (богемной) одежде в стиле модерн.
Видеоигры
- Большая часть визуального дизайна Abyss Odyssey , особенно портреты персонажей.
- Дизайн Чудо-Сити и Чудо-Башни в Batman: Arkham City .
- Final Fantasy VIII сильно склоняется к этому стилю в нескольких местах: город Баламб не был бы неуместен среди некоторых архитектурных проектов Гауди (хотя, по общему признанию, довольно скучный), его железнодорожный вокзал имеет отчетливое ощущение Прекрасной эпохи, и даже сами поезда имеют декоративные элементы в стиле модерн. Кивки в основном заметны в садах: сад Баламб замысловато украшен даже в некоторых из его более приземленных сооружений, а некоторые элементы видны даже в гораздо более строгом саду Гальбадия и руинах сада Трабия.

- Последний экспресс выполнен полностью в этом стиле.
- Храм на дне озера The Legend of Zelda: Twilight Princess во многом вдохновлен каталонским модернизмом, особенно знаменитой техникой Гауди trencadis . Это заметно один из самых красивых храмов в игре.
- Профессор Лейтон намекает на это, несмотря на то, что временной период неоднозначен (но идеально подходит для разговора в современном мире 60-х годов), в игре есть много локаций, направленных на более мрачный художественный стиль до Первой мировой войны.
- Realm of Magic игровой набор The Sims 4 в значительной степени выполнен в стиле ар-нуво в режиме сборки, как в элементах сборки (двери, окна, обои, колонны, заборы), так и в мебели. В самой базовой игре есть явная дань уважения Мухе среди классических картин, которые могут рисовать симы.
- Транзистор не только происходит в футуристическом мире в стиле модерн, в котором немного Трона смешано с большим количеством произведений Густава Климта, но и главный герой, Рэд, кажется отсылкой к «Рыжей Хильде».
огненно-рыжая модель, которая послужила музой для многих картин Климта.
Визуальные романы
- Сладкие чары демонстрирует значительное влияние стиля модерн в дизайне одноименного кафе и униформе, которую носят его сотрудники. Архитектура и декор включают в себя множество природных мотивов и плавных линий с несколькими острыми углами, как будто здание выросло на своем месте, а не было создано руками человека.
Веб-комиксы
- Сомнительное содержание работа, выставленная на продажу на Topatoco автора, посвящена «4 временам года» Мухи с Ханнелорой, Фэй, Мэриголд и Дорой.
Western Animation
- Arcane противопоставляет Сияющий город Пилтовер с его Подгородом через архитектурные стили. Более бедный и суровый Подгород (позже Заун) многое берет от ар-нуво с упором на современные материалы, такие как металл, выступающие арки и спирали, более яркие цвета, некоторые естественные аспекты (где он не слишком загрязнен) и готические элементы, такие как витражи.
стекло. Однако элементы ар-нуво все еще появляются в Пилтовере; например, Джейс однажды садится перед произведением искусства, вдохновленным Мухой. Напротив, Пилтовер использует много ар-деко: чистые, четкие линии, кубистическую геометрию и более унифицированную цветовую палитру. Соответственно, ар-деко вырос из ар-нуво, и это отчасти подчеркивает, что Пилтовер все больше и больше оставлял позади свой подземный город.
Реальная жизнь
- Плакаты Альфонса Мухи являются кодификатором тропов для этого стиля. Обычно привлекательная женщина, одетая или частично одетая в струящиеся одежды, часто иллюстрирующая теорию щекотания Тайсса, но никогда не полностью обнаженная, часто обрамленная ореолом или декоративной рамкой, задумчиво смотрящая на зрителя или задумчиво смотрящая в пространство, стала второстепенным визуальным образом. сам по себе, часто являющийся предметом стилизации или ласковой пародии, как здесь, здесь, здесь или здесь.
- Внутренний дизайн RMS Титаник был наполнен этим — люстра в зале ожидания первого класса ◊ является большим и ярким примером.



Что касается панно, «Ведьма и чудовище» всегда включает в себя плавные и динамичные линии, напоминающие виноградные лозы и львов, чтобы сделать панно похожим на произведение искусства Мухи. Точно так же некоторые здания и города кажутся натуралистичными и выглядят так, как будто они пришли прямо из 1900-х годов.
В то время как авангард редко достигает сельской местности Йоркшира, мы видим проблески в стилях женской одежды и нескольких журналах. (Последующие серии происходят во время Первой мировой войны или 1920-х годов, поэтому новые стили склоняются к ар-деко.)
Это было особенно заметно на обложках их двух больших хитов, одноименного «Белого альбома» (1975) и Rumors (1977), на которых изображены иллюстрированные обложки, шрифты в стиле модерн и люди в (богемной) одежде в стиле модерн.
огненно-рыжая модель, которая послужила музой для многих картин Климта.
стекло. Однако элементы ар-нуво все еще появляются в Пилтовере; например, Джейс однажды садится перед произведением искусства, вдохновленным Мухой. Напротив, Пилтовер использует много ар-деко: чистые, четкие линии, кубистическую геометрию и более унифицированную цветовую палитру. Соответственно, ар-деко вырос из ар-нуво, и это отчасти подчеркивает, что Пилтовер все больше и больше оставлял позади свой подземный город.