Начало скетчинга было положено еще до появления письменности. Подтверждение тому наскальные изображения первобытными людьми. В искусстве технология имеет самостоятельное направление. Техника быстрого рисунка используется начинающими художниками, профессионалами и в качестве хобби.
Что такое скетчинг
Суть скетча — передать необходимую мысль, без учета маловажных, незначительных деталей. Он может содержать как картинки, так и слова.
Рисунок в технике скетчинга выполняется быстро. Как неожиданно приходит идея или вдохновение, так же спонтанно рождается и скетч. Быстрый рисунок носит непостоянный характер. Его дорисовывают, исправляют, он не является завершенным произведением.
Зачем учиться технике быстрого рисунка
Если есть желание начать рисовать, то скетчинг самая подходящая техника. В этом направлении нет четких правил и рамок, ошибиться невозможно. Главное передать идею.
Скетчинг — это техника быстрого рисункаЭто способ отточить навык и мастерство рисования, и, кроме того:
- Доказано бельгийскими учеными, что рисование — хорошая тренировка для мозга и памяти. Поэтому скетчинг — отличное занятие для свободного времени.
- Для людей творческих профессий быстрый рисунок просто необходим, как удобный инструмент зафиксировать идею. Показать ее собеседнику и сделать это нескучно.
- Для путешественников. Если зарисовывать интересные объекты, то они запомнятся ярче, чем с помощью фотографии.
- Рисование скетчей помогает расслабиться, снять напряжение и получить удовольствие.
- Скетчинг поможет начать видеть интересные детали окружающего мира.
Инструменты и материалы
Блокнот, карандаш, ластик — это минимальный набор вещей для скетчинга, которые под рукой:
- Графитовый карандаш бывает 3 цветов: черный, белый, серый. Карандаши различают по твердости. В России 3 шкалы твердости: М – мягкий, Т – твердый, ТМ – твердомягкий. Европейская шире: В – мягкий, Н – твердый, F – средний тон, НВ – твердомягкий. И в России и в Европе рядом с буквой маркировки стоит цифра, которая обозначает степень твердости.
- Ластик бывает твердый, мягкий, твердый с вкраплением песка (для снятия верхнего слоя бумаги), клячка для снятия тона.
- Гелиевые ручки пользуются популярностью для создания скетчей. Это связано с тем, что в такой ручке используется гель или другая жидкость на водной основе. За счет этого процесс письма становится легче. Недостатки ручек — это большой расход чернил и высокая вероятность протекания.
- Белая гелиевая ручка используется для бумаги различных цветов или на других цветах на рисунке. Подойдет и в качестве корректора.
- Линер — чертёжная ручка, которая заправляется тушью. Существует 3 вида: одноразовые, со сменным или с заправляемым картриджем. Для рисунка скетча чаще выбирают одноразовые варианты. С помощью линера делают штрихи различной толщины. К плюсам относится то, что в такой ручке используют водостойкие чернила.
К особому виду линеров относят брашпен. Это ручка с наконечником в виде кисти. Различают 2 основных вида – тонкие, похожи на стержень фломастера и широкие, как кисть. Чернила в брашпенах водостойкие или на водных составах.
Популярные рисунки в стиле скетчинг — с использованием маркеров- Есть 3 вида маркеров – художественные, декоративные и промышленные. Скетчеры используют художественные. Краски маркера водостойкие и смываемые, перманентные, не смешиваемые и смешиваемые, прозрачные и непроницаемые. Разнообразны и наконечники маркеров – квадратные, круглые, скошенные. В палитре маркеров более 350 цветов.
- Скетчинг с использованием акварели подразумевает водные краски. Бывает твердая, пастообразная и жидкая краска. Для техники быстрого рисунка используют профессиональную акварель. Стандартная палитра содержит 24 цвета.
- Уголь для рисования встречается в 3 вариантах: палочки, карандаши и прессованный уголь.
При рисовании больших объектов применяют мягкий уголь, для деталей твердые виды. Он хорошо показывает фактуру. Уголь пластичен и поэтому плохо держится на бумаге. Рисунки, выполненные углем, невозможно хранить, если не обработать специальным средством закрепителем. Для начинающего художника стоит попробовать угольный карандаш.
- Сангина — это мягкий материал для рисования в виде мелков. Цветовая гамма сангины от красного до коричневого оттенка. Этот материал, как и уголь, плохо держится на поверхности и нуждается в закреплении. Сангину, благодаря ее цвету, чаще используют для изображения человеческого тела или портретов.
- Бумага. Для техники быстрого рисунка важно правильно подобрать бумагу. Есть универсальные варианты, но при использовании различных материалов, результат будет отличаться.
Свойства, на которые ориентируются при выборе бумаги для скетчинга, — это плотность, фактура, цвет. Для скетча подойдет бумага с плотностью от 120 – 130 г/м2, для работы с акварелью от 200г/м2. Главное правило – что бы она не была тонкой.
По фактуре бумага делится на гладкую, зернистую, с тиснением, крафтовую (грубая, прочная, коричневого цвета). Гладкая бумага будет удобна при рисовании крупных цветовых пятен, матовая для мелких деталей. Для акварели и туши гладкая бумага может не подойти, так как материал не задержится на ней.
Для скетчинга важно выбрать подходящую бумагуБелизну бумаги измеряют в процентах. У белой бумаги она от 70% до 98%. От этого показателя зависит четкость картинки, чем выше процент, тем четче рисунок. Единого правила при выборе бумаги нет, нужно искать и пробовать.
Жанры скетчинга
Скетчинг (техника быстрого рисунка имеет самостоятельное направление) может быть выполнен в виде быстрой зарисовки и как скетч-рисунок. Рисунок — это работа, которую художник создавал несколько часов, тщательно прорабатывая.
Жанры скетча:
Жанр | Описание |
Скетч интерьера | Зарисовка интерьера, дизайна, декора |
Fashion-скетчинг | Скетчи, основанные на теме моды и всего что с ней связано |
Скетч города | Изображение зданий, сооружений и городских пейзажей |
Ландшафтный скетчинг | Рисунки скверов, парков, приусадебных и садовых участков |
Ботанический скетчинг | Рисунки всего, что связано с флорой – цветочные композиции, растения, грибы |
Продуктовый скетчинг | Рисунки на тему продуктов питания и еды |
Travel-скетчинг | Наброски, сделанные в поездке |
Скетч-портрет | Изображение человеческого лица |
Промышленный скетчинг | Зарисовки техники и бытовых предметов |
Приемы скетчинга
Скетчинг классифицируется в зависимости от используемых материалов.
Карандашный скетч
Скетчинг (техника быстрого рисунка часто выполняется карандашом) является самым легко доступным способом. Требуются только простые приспособления – блокнот и графитовый карандаш.
Для начала построения рисунка применяют свободные линии, давление на карандаш минимальное, и расположен он к бумаге под минимальным углом. Этот же прием используется при основной тонировке рисунка. Легко намечаются фигуры.
Для обозначения контурных линий карандаш держится как при письме, под большим углом к бумаге. Эти линии необходимо тщательно контролировать от начала до конца.
Скетч маркером
При рисовании скетчей маркерами используют несколько приемов:
- Рисование с контурами.
- Рисование без контуров.
- Маркер, как дополнение к другому материалу.
Техника трех стадий
Эта техника подходит для новичков в скетчинге.
Включает в себя 3 этапа создания рисунка:
- Набросок карандашом. На первой стадии создается карандашный набросок, на котором обозначаются контуры и основные элементы будущего рисунка.
- Заливка цвета. На второй стадии заливаются основные цветовые пятна. Чаще для этого используют акварель, но можно и маркеры.
- Обработка маркером. На завершающей стадии прорабатываются контуры рисунка, а также мелкие элементы и детали, придающие скетчу законченный вид.
Есть еще другой вариант трехстадийной техники, в которой последовательность пунктов изменена. После наброска карандашом делают обработку маркером, а затем заливку цвета.
Как научиться скетчингу
Скетчинг – техника быстрого рисунка, и если убрать стереотип, что для рисования нужен талант, то научиться может каждый. Рисование — это навык, который приходит с опытом, нужна только тренировка и практика.
Как научиться рисовать в технике скетчинг:
- Начать можно с раскрашивания, постепенно переходя к сложному срисовыванию, а затем и к созданию своих рисунков. Рисовать будет проще, если делать это поэтапно.
- Для художника необходимы 2 навыка — это контроль своей руки и видение.
- Чтобы тренировать контроль рук, применяют механические упражнения. Их можно выполнять графитовым карандашом.
- Рисование кругов разного размера. Главное, чтобы круги не пересекались. Таким образом заполнить весь лист, стараясь нарисовать как можно больше кругов. Это упражнение помогает расслабиться, набить руку, тренирует зоркость.
- Второе упражнение связано с линиями. Заполнить лист штриховкой. Важно научиться наносить штриховку в разных направлениях, не поворачивая лист бумаги.
- Новичку в рисовании нужно научиться изображать базовый набор простых фигур – линия, треугольник, прямоугольник, овал.
- Чтобы нарисовать сложный предмет, его визуально разбивают на несколько простых фигур. Например, дом — это сложный объект, но мысленно его можно разбить на несколько простых – прямоугольник, треугольник, квадрат.
- При рисовании сложных рисунков используют закон перспективы: чем дальше предмет, тем он меньше по отношению к ближе расположенным. Использование этого закона делает скетчи трехмерными и объемными.
- На сложных скетчах прорисовывают свет и тень. Простая штриховка передает слабую тень, перекрестная создает более затененные участки.
- К сложным скетчам относятся портреты. Для их создания требуется внимательность и усердие. К портретам переходят, когда есть опыт в рисовании.
Советы новичкам
Опытные художники дают советы новичкам в некоторых технических вопросах.
Как не смазать рисунок
Первый шаг к качественному рисунку – аккуратное обращение с ним.
От прикосновений рукой зарисованный участок может размазаться, а на еще чистом листе останутся жировые следы. Чтобы этого избежать, под руку подкладывают лист бумаги. Для больших работ используют специальные приспособления – мостик или муштабель.
Чтобы удалить крошки с рисунка, применяют предназначенную для этих целей кисть. Важно сохранять кисть чистой, чтобы она не испачкала рисунок.
Предотвратить размазывание скетча можно с помощью специального фиксатора. Фиксируют рисунок частями, по мере заполнения листа или весь по окончании работы. Но фиксатор необходимо использовать в умеренном количестве.
Как нарисовать локоны
Начинают рисование локонов с построения основы — черепа. Прическу разбивают на несколько основных частей и определяют их конфигурацию. Те волосы, которые располагаются отдельно от черепа, прорисовывают как отдельную деталь. Особенно тщательно прорабатываются локоны, расположенные в лобной доле.
Нарисовать локоны можно несколькими способами:
- Изображаются волнистые линии – контуры будущих локонов.
Рядом, не соприкасаясь, добавляются зеркальные линии, которые соединяются на концах.
- Рисуются прямоугольники, которые расположены по диагональной прямой.
Каждый последующий прямоугольник меньше предыдущего. Затем прямыми линиями соединяются противоположные углы.
- Рисуется усечённый конус.
Плавными косыми линиями соединяются противоположные стороны конуса, наподобие ленты. При закрашивании стоит помнить, что на передней поверхности локон должен быть светлее, чем в глубине.
Текстура
С помощью текстуры изображают свойства поверхностей. Для создания текстур в рисовании скетчей нет единого способа, их множество, как простых, так и сложных.
Вот некоторые примеры создания простых текстур:
- Текстура дерева создается с помощью вертикальных линий разной толщины, которые перемещаются и создают кривую полосу.
- Текстура бетона выполняется несколькими оттенками и каждый следующий темнее предыдущего. Наносится характерными мазками, двигаясь елочкой, в хаотичном порядке, меняя направление каждого мазка.
- Необычный способ создать текстуру камня. Из одной стороны губки для посуды нужно вырвать небольшие кусочки, разных размеров. Так, чтобы вся сторона стала неровной. Затем развести с водой любую удобную краску – акварель, тушь, гуашь. И получившейся губкой, аккуратно наносить узор.
Техника растушевки
В скетчинге есть 2 техники рисования — это штриховка и растушевка. В академическом рисовании считается, что прежде, чем приступить к технике растушевки, необходимо овладеть навыком штриховкой.
Техника растушевки подходит для рисунков мягкими материалами, например, сангиной или углем. Растушевка — это растирание штриха по бумаге с помощью специальной палочки, скрученной из бумаги, ластика-клячки. С помощью этой техники придают объем фигуре и реалистичности рисунку в целом.
Для растушевки используют специальные бумажные палочкиВыполнять растушевку следует вдоль штриха, двигаясь от темного тона к светлому. Это очень кропотливая и долгая работа. Качественная растушевка однотонная, без разрывов, где тон плавно переходит от тёмного к светлому.
Штриховка
Классическая штриховка – базовая техника рисования, необходимая любому скетчеру. Ее используют, чтобы показать направление светотени, тоновые соотношения, для придания текстуры и необходимой формы предмету. В скетчинге используют разные виды штриховки.
Правила штриховки:
- Накладывать штрихи следует отдельно, один рядом с другим и после каждого отрывать карандаш от бумаги.
- Не делать зигзаги и запятые.
- Двигаться при штриховании следует от темного к светлому.
- Накладывать штриховки по форме фигуры.
- При перекрестной штриховке делать минимальный угол наклона.
- Для более ровной штриховки накладывают больше слоев.
- При каждом следующем слое не доводить штриховку до конца предыдущего ряда, чтобы не образовывался шов.
- Не стоит в одном скетче использовать и штриховку, и растушевку. Это придаст неаккуратность рисунку.
Существует много видов штриховки. Некоторые из них: короткие, параллельные, перекрестные штрихи, штриховка по контуру.
Управление карандашом
Скетчинг – техника быстрого рисунка, которая помогает строить визуальные карты. Чтобы начинающему скетчеру научиться рисовать, не обязательно заставлять себя держать карандаш правильно. Но стоит пробовать новые способы, они могут оказаться удобнее для руки. А если научиться, то есть выработать привычку правильно держать карандаш, то линии будут ровнее и точнее.
Способы держать карандаш:
- Держат карандаш «щепоткой», как для письма. При этом способе работают только пальцы, получаются короткие штрихи. Такой способ подходит для проработки мелких деталей, когда требуется особая точность.
- «За середину». Карандаш берется за середину и зажимается вытянутыми пальцами, располагается почти параллельно бумаге. В этом случае работает кисть, и рука расслаблена. При помощи этого способа наносятся длинные штрихи, задается тон скетча.
- «Под рукой». Карандаш зажат внутри ладони большим пальцем. Рука должна быть расслаблена. Этим способом прорисовываются длинные линии при работе над всем рисунком.
Идеальный вариант, когда скетчер забывает о карандаше, он становится продолжением руки.
Применение разных линий
Линия – это основа скетча. Ими изображают контуры и тон (штриховка). Линии могут быть: прямые, кривые, простые, сложные, длинные, короткие, толстые, тонкие, контурные, вспомогательные.
Правила применения линий в скетчинге:
- В скетчинге линии должны быть живыми. Для этого они проводятся быстро, резко и не обводятся по нескольку раз. Применение разных линий в рисовании, позволяет добиться разных эффектов.
- Чтобы поставить акцент на каком-то объекте, его прорисовывают более широкими линиями.
- Чтобы подчеркнуть вес предмета, более тяжелый изображается толстыми линиями, а легкий тонкими.
- Для подчеркивания света и тени, объекты, находящиеся в тени, обозначаются более толстыми линиями, а освещенные тонкими.
- Если предмет изображен дальше, то он будет прорисован тонкими линиями. А тот, что ближе, – толстыми.
Как рисовать силуэты
Силуэт — это форма предмета с заполненным внутренним пространством, как тень. При изображении силуэта невозможно передать черты и детали внутреннего пространства фигуры. Но важны детали, которые и будут создавать силуэт. От них зависит будет силуэт узнаваем или станет неразборчивым.
Силуэт изображают темным тоном на светлом фоне, реже наоборот. Предмет, нарисованный в технике силуэтной композиции, является обобщенным образом. Основная особенность силуэтной техники – это контраст цветов. В этой технике изображают: портрет, архитектуру, фигуры человека, пейзажи.
Чтобы нарисовать силуэт, необходимо правильно определить пропорции объекта и найти отличительные черты контура. Например, для рисования человеческого силуэта за единицу измерения берут голову. Тело равно 7 таким единицам плюс голова. А портреты обычно изображают в профиль.
Как перевести рисунок с помощью кальки
Для копирования рисунка есть несколько способов: через копировальную бумагу, с помощь лайтбокса, через кальку. Калька – это тонкая, прозрачная бумага.
Этапы перевода изображения через кальку:
- Необходимый рисунок закрепить на поверхности. Для этого используют специальный скотч, обычной может травмировать бумагу.
- На бумагу уложить кальку. Ее закрепить аналогичным способом.
- Обвести изображение карандашом. На этом этапе можно избавиться от деталей, которые не нужны или перенести на другое место. Также стоит тщательно проработать все мелкие детали.
- Снять кальку и перевернуть ее на другую сторону. Мягким графитовым карандашом заштриховать все нарисованные линии. Этого пункта можно избежать, если обводить рисунок мягким, не заточенным карандашом. В этом случае будет меньше грязи на финальном изображении.
- Закрепить бумагу, на которую переводится изображение. На нее аккуратно разместить кальку заштрихованной стороной.
- Острым карандашом снова обвести все изображение. Графит от штриховки переведет рисунок на бумагу.
Симметрия в рисунке
Симметрия — это соответствие одной половины предмета другой, относительно точки или прямой.
При полном соответствии — это симметричный предмет, если есть небольшое отклонение, то дисимметричный. Когда отклонение значительное, то это асимметрия. Абсолютная симметрия бывает в предметах, созданных человеком, а в природе же очень редка.
Чтобы нарисовать симметричный предмет, необходимо обозначить центральную ось. Затем наметить легкими линиями половину предмета и скопировать их относительно центральной оси. При рисовании симметричных предметов важна точность.
Картинки для начинающих поэтапно
Яблоко:
- Нарисовать круг.
- Участок, где будет плодоножка, обозначить дугой. 2 линиями вверх изображается палочка.
- Скосить немного участки снизу и сверху, придавая необходимую форму.
- Нарисовать симметричный листик и добавить ему прожилки.
Диван:
- Нарисовать прямоугольник.
- Поднять спинку и придать форму подлокотникам.
- Затем изобразить видимую боковую часть и низ дивана.
- Два прямоугольника для подушек сидения.
- Легкими линиями подчеркнуть детали. В завершении можно придать цвет.
Сцена:
- Нарисовать прямую, горизонтальную линию, которая обозначает потолок.
- От нее, с двух сторон, симметрично изобразить кулисы.
- Далее прямыми линиями (можно по линейке), нарисовать стены и сцену в виде полукруга.
- Прямыми линиями дорисовать потолок и легкими штрихами обозначить горизонтальную штору.
- Расчертить деревянный пол.
Чтобы попробовать себя в технике быстрого рисунка, необходимы самые простые материалы и минимальные навыки в изобразительном искусстве. Это одно из главных плюсов скетчинга. Он имеет в своем арсенале простые приемы и техники. Поэтому, широко используется и продолжает набирать популярность.
Автор: Ковальчук Ольга
Оформление статьи: Натали Подольская
Видео про скетчинг
Скетчинг — техника быстрого рисунка для начинающих:
Наш мир переполнен красками и волшебством. Иногда, гуляя по городу, хочется оставить отпечаток этой атмосферы. Самый лучший вариант – создать его самому, на бумаге. А точнее – сделать скетч. Для того, чтобы начать рисовать скетчи, не нужны какие-то специальные умения, нужно лишь желание.
Скетчбук
Во-первых, нужно купить правильный скетчбук. В идеальном варианте – это блокнот размером А5 или А6, который помещается в любую сумку. А6 может влезть даже в карман. Плотность должна быть от 90 г/м^2. Рисовать можно чем угодно: шариковой ручкой, лайнером, обычным карандашом. Альбом – это своего рода дневник. Скетчи и отличаются тем, что вы имеете определенную связь с тем, что рисуете.
Вдохновение
Откуда же брать вдохновение для рисунков? Мой вам совет: почаще выходите из дома. Каждый день в городе происходит что-то интересное, не обязательное масштабное. Старайтесь по-другому воспринимать уже увиденное. В любой момент вы можете сесть на лавочку или зайти в кафе с большими окнами и воссоздать то, что увидели. При большом желании дома можно подрисовать какие-то детали, которые вспомнились.
Начало
Никогда не бойтесь начинать. На самом деле, говоря о страхе испортить новый блокнот, в первую очередь, мы боимся разочароваться в себе, ведь я уже представил, как оно будет красиво, а как начал рисовать, понял, что выходит абсолютно не так. Но скетчбук как раз и существует для того, чтобы пробовать, делать ошибки и учиться. Не обязательно начинать рисовать с первой страницы. Можно начать с середины или вообще с конца. Рисовать станет гораздо проще. Ведь суть скетча – запись идей, а не творение искусства.
Заметки
Особый стиль рисункам придают заметки. Заметки создают новый уровень, несут дополнительную информацию, ведь некоторые вещи, например, музыку или запах, невозможно нарисовать, а надписи очень даже дополнят общую картину и внесут в нее еще больше эмоций.
Коллажи
Помимо заметок, к рисункам можно добавлять разные элементы, такие как билетики, ресторанные чеки или почтовые марки. Через какой-то период времени они дополнят ваш рассказ так, как это не сделает фотография.
Мысли на бумаге
Время от времени заполняйте пустые листы разными узорами. Вы же слышали про так называемые «телефонные рисунки», когда вы сосредоточены на разговоре, а рука сама по себе рисует все, что хочет. Пусть ваш рисунок не будет запланированным. Именно так можно добиться свободы выражения мыслей. Верьте в себя, в свое восприятие и каждый раз вы будете удивляться своим возможностям.
Идея и воплощение
В детстве у нас было очень много фантазий. Особенно таких, которым не суждено было сбыться. К счастью, такие фантазии спокойно могут появиться на бумаге. Ведь в рисунке не обязательно должно присутствовать лишь то, что существует в реальности.
Чувства
Согласно тому, как вы видите вещи, какие чувства стоят за вашими рисунками, вы меняетесь. Не стесняйтесь рисовать так, как вы чувствуете. В вашем рисунке должен быть виден ваш личный взгляд на вещи. Чем ярче эмоции в рисунке, тем он интереснее.
Конечно, правил в таких рисунках, по сути, быть не может. Рисуй как хочешь. Но, все же, есть небольшие советы, как сделать рисунок максимально приближенным к рисунку в голове. Основные советы:
- Продумайте заранее размер и расположение деталей
- Потренируйтесь в каллиграфии и создайте свой особенный «стиль»
- Не усложняйте
- Изображайте только важные для вас элементы
- Рисунок не должен получаться идеальным
Самое главное, что для передачи мыслей на бумаге вам нужны всего лишь блокнот, ручка и поток воображения. Переворачивайте этот мир с ног на голову, если вам так хочется. Бумага воспримет абсолютно все. Надо учиться не бояться начинать и излагать мысли. Этот процесс заставлял немало людей удивиться своим возможностям.
Наверное, каждому начинающему художнику давали совет: «Пора делать быстрые наброски». Действительно, в жизни любого рисующего наступает момент, когда возникает потребность выйти за пределы квартиры, студии, курсов и попробовать кардинально новый способ изображения мира. И если с пейзажами и архитектурой еще понятно, что делать, ведь дома и деревья не норовят убежать, то с живой натурой дела обстоят куда сложнее.
Безусловно, творческий процесс – дело очень личное, даже интимное, и у каждого он протекает по-своему, однако, наверняка каждый поначалу сталкивался хотя бы с двумя проблемами.
Первая – психологическая
Представьте, вы сели в метро/автобус/тр
Что делать, если такое случилось и с вами?
Расслабьтесь. Оглянитесь вокруг: люди уткнулись в смартфоны, газеты, книги. Никому нет и дела до человека с карандашом и блокнотом. Более того, как показывает опыт, если кто-то и замечает, что стал объектом пристального внимания рисовальщика, то сам начинает ужасно волноваться: в лучшем случае – напряженно позировать, в худшем- краснеть и прятать глаза. Вывод: люди боятся вас больше, чем вы их.
Если же проблема психологического блока осталась позади или вовсе не возникала, то появляется проблема номер два:
Модель не позирует
Едва вы выбрали колоритного персонажа в живописной позе, как он тут же её сменил, а потом вообще ушел. Очевидно, что на рисование по правилам, когда следует выбрать центр композиции, построить фигуру и т.д., просто нет времени.
Существует отличный прием: надо начинать не с постепенного построения, а с общего силуэта. Таким образом, вы решаете сразу две задачи: композиционное расположение и общий образ. Заметьте, обрисовав лишь силуэт, вы уже предали определенный характер фигуре.
Кстати, о характере. В некоторых творческих ВУЗах дают такое упражнение: студенты рисуют портреты друг друга, но каждый раз они делают это за меньшее время и с меньшим количеством деталей. Таким образом они выявляют наиболее яркие и характерные черты внешности человека. По сути, перед нами стоит та же задача.
Если быстрый набросок в общественных местах вызывает затруднения и стресс, можно начать со специальных встреч, где художники за определенную плату рисуют приглашенных моделей. В таких местах всегда царит спокойная рабочая атмосфера, а в конце устраивается просмотр, где все желающие могут выставить свои работы на общий суд и выслушать конструктивную критику от профи.
Как и любая другая техника или упражнение, быстрый набросок требует времени на освоение. Сначала это может раздражать, утомлять, доставлять дискомфорт, но постепенно рука начнет двигаться более раскованно, а глаз – замечать и запоминать интересные детали. Появятся новые идеи для более серьезных работ, к тому же, наброски к этим идеям можно будет делать в любом месте и положении.
Итак, уходя из дома в следующий раз, не забудьте взять с собой всё необходимое для быстрого наброска:
Первое – скетчбук или просто бумагу небольшого формата, до А4.
Второе – простой карандаш, можно механический, который не надо точить. Как только рука начнет двигаться достаточно быстро и уверенно, можно перейти на линер или маркер, некоторые даже умудряются использовать уголь.
Третье – клячку, которая не покроет катышками всех вокруг.
Увидев интересную композицию, возьмите себя в руки и сосредоточьтесь на работе, старайтесь делать набросок общими силуэтами, подмечая и делая акцент на наиболее интересных и характерных деталях и чертах – так будет удобнее закончить работу уже дома.
Не стоит расстраиваться, если после утомительного дня рисования удачных набросков почти нет. Это вопрос времени. При регулярной практике результат будет заметен уже через несколько дней.
Авторы: Вика Зуйкова и Инна Бабина
Читайте также:
28 советов по рисованию масляными красками
9 необычных способов создать красивую картину
Анатомия лица: ракурсы, эмоции, расы
Как нарисовать набросок человека: 5 простых шагов
Изображение человека считается самым сложным в изобразительном искусстве — кроме позы и положения нужно учитывать анатомию, уметь передавать динамику движения и эмоции. Со скетчами все проще — достаточно понять технику рисования.
Первое, что нужно сделать, — разобраться с пропорциями. Для этого нарисуйте на листе линию и разбейте ее на семь-восемь равных частей, если рисуете человека стоя, или на пять-шесть, если фигура сидит.
Теперь заполните нарисованную шкалу сверху вниз, как на картинке. Сначала нарисуйте голову — она должна занять одно деление, затем грудную клетку — два деления, таз примерно на четвертом делении, колени на пятом и стопы. Не забудьте, что у человека должны быть шея и руки, а еще предусмотрите место под переходы от одной узловой точки к другой, например, от грудной клетки до таза.
Основа человека готова. Можно стереть шкалу с цифрами, она больше не понадобится.
Маленький лайфхак: если не хочется каждый раз рисовать шкалу, можно создать ее в Photoshop или другом редакторе, распечатать и подкладывать под рабочий лист бумаги.
Чтобы не запутаться с пропорциями внутри самой фигуры, не прорисовывайте сразу линии тела. Оформите мышцы овалами, выделите суставы. Этот шаг многие пропускают, считая его примитивным, но именно он помогает новичкам сделать фигуру правильной.
Самый простой набросок мышц поможет не допустить ошибку в пропорцияхНа этом этапе все части фигуры нужно соединить плавной линией, добавить основу одежды, если она нужна, прическу и остальные детали.
4 простых способа нарисовать фигуру человекаСамое основное сделали, осталась детализация, степень которой зависит от изначальной идеи.
Как нарисовать фигуру человека в необычной позеЧтобы наброски становились лучше день ото дня, нужно постоянно развивать навык. Приобретите несколько книг по скетчингу и рисованию, анатомии для художников. Если вам интересны исключительно наброски людей, рекомендуем книгу итальянского художника Джованни Чиварди «Рисование фигуры человека».
Сделать рисунки более интересными поможет работа над деталями. Уделяйте внимание частям тела — так делают художники, чтобы найти лучший ракурс.
Как рисовать кисти рукЧтобы придать своим рисункам динамичность, экспериментируйте с позами — необычная поза всегда привлекает внимание и делает набросок более запоминающимся.
Необычные позы делают ваши рисунки более живыми. ИсточникПосвятите один вечер тому, чтобы разобраться с карандашами, которые различаются по степени мягкости. Существует несколько систем обозначения жесткости, но чаще всего встречается европейская шкала.
B — мягкий.
H — твердый.
HB — твердо-мягкий.
F — средний тон между H и HB.
Цифры, которые часто стоят перед буквой, обозначают степень мягкости или твердости. Например, 4B в четыре раза мягче, чем B, а 2H в два раза тверже, чем обычный H.
Чаще всего для создания наброска используется карандаш HB, им удобно прорисовывать основу и создавать тени. Для создания акцентов, прорисовки более темных линий и теней используются мягкие карандаши — 2B и мягче.
Как различаются карандаши по степени мягкостиРазвивайте наблюдательность — отмечайте, как люди стоят, сидят или ходят. Главный секрет успеха набросков — естественность и реализм. Наблюдайте за работой профессиональных художников, тем более, что в эпоху интернета найти руководства и уроки несложно.
Как нарисовать красивый портретЕсли у вас не получается какая-то деталь, например, руки — с ними всегда много проблем, изучите, как их рисуют другие. Найдите фотографии и готовые рисунки рук, а лучше всего — процесс создания наброска.
Ищите свой стиль — совсем не обязательно рисовать фотореалистично. Есть много успешных иллюстраторов, выработавших свою технику создания набросков. Один из примеров — Jae Suk Kim, в портфолио которого можно найти коллаборации с Mercedes-Benz Fashion Week Russia, Michael Kors, Dior и другими известными брендами.
Скетч иллюстратора Jae Suk KimИспользуйте каждую свободную минуту для практики — нарисовав бесчисленное количество не очень удачных набросков, вы рано или поздно увидите свои ошибки и сможете стать лучше. Главное — уверенность в собственных силах и стремление к мечте.
Учиться рисовать самостоятельно и гадать, как нарисовать набросок человека или основу для визуализации очень сложно. Если вы встали на этот путь, придется продираться сквозь собственные ошибки, но есть путь проще: записаться на курс «Скетчинг для дизайнеров», где за четыре месяца вы научитесь рисовать отличные наброски.
Курс «Скетчинг для дизайнеров»
На курсе вы изучите техники и приобретете навыки, необходимые для создания скетчей.
- Живая обратная связь с преподавателями
- Неограниченный доступ к материалам курса
- Стажировка в компаниях-партнёрах
- Дипломный проект от реального заказчика
- Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы
Скетчинг — это искусство быстрого, спонтанного рисования.
Как показывает практика, на протяжении сотен и даже тысяч веков скетчи используются художниками, дизайнерами, изобретателями, архитекторами и инженерами для быстрого отображения сцен,объектов или своих мыслей на бумаге.
Кто-то зарисовывает то, что непосредственно видит, другие набрасывают идеи, приходящие в голову, прежде чем их забудут.
Некоторые скетчи становятся основой для произведения искусства или изобретения. А другие остаются только в альбоме.
Каким бы ни был повод для создания скетча, всегда есть возможность сделать их лучше. Ведь, к счастью, скетчеры за свою историю, на основе опыта, создали свой золотой фонд трюков и фишек.
Мы рассмотрим лучшие советы от лучших скетчеров в этой статье.
1. Сделайте скетчбук своим другом.
Рисование в альбоме учит сначала смотреть, затем наблюдать и, наконец, становится возможным обнаружить в нём источник вдохновения. — Ле Корбюзье
Любое рисование требует практики. Но, поскольку скетчинг, во многом, направлен на запечатление настоящего момента, недостаточно заниматься набросками только по запланированному графику. Нужна большая практика в создании спонтанных скетчей, а для этого всегда нужно иметь с собой альбом.
Бесчисленное множество великих художников всегда носили с собой альбом для эскизов, куда бы они ни пошли. Пабло Пикассо использовал свой альбом, чтобы постоянно практиковаться в технике. Его тетради полны предварительных рисунков к некоторым из его великих работ, а также, в них есть копии картин, которые ему нравились, или же это просто эскизы видов из его студии.
Кинорежиссер Гильермо дель Торо использует свой блокнот, чтобы подробно описать идеи своих фильмов. Его заметки содержат вкрапления иллюстраций странных и прекрасных фэнтезийных персонажей, пойманных всякий раз, когда ему пришла в голову идея. Другие художники также используют свои альбомы для собирания мимолетных идей, которые потом будут использовать. Британский художник-керамист Грейсон Перри описывает свою записную книжку как «архив глупых заметок, которые позже становятся искусством».
Самым известным создателем скетчбуков был Леонардо да Винчи. В его альбомах можно найти всё, что угодно: от анатомических рисунков до изобретений в области техники.
Есть одна общая особенность всех этих альбомов. По сравнению с завершенной работой художника, которая может казаться очень детализированной и совершенной в галерее или на экране кино, рисунки в скетчбуках грубее, проще и спонтаннее. И, благодаря привычке их создателей всегда носить свой альбом в кармане, скетчи в них могли быть созданы в любой момент.
Скечбук Вильяма Троста Ричарда
Купите скетчбук в ближайшем художественном магазине, и пусть он станет вашим новым лучшим другом. Всякий раз, когда вы видите что-то интересное, найдите время, чтобы набросать быстрый эскиз. Он не должен быть совершенным, и вам не нужно каждый раз садиться за стол или искать другое удобное место для скетчинга.
Возьмите это в привычку, и очень скоро начнёте смотреть на мир глазами скетчера. Художник Джон Рёскин писал, что люди, которые часто рисуют окружающий мир, начинают видеть его иначе.
«Два человека идут на прогулку. Один делает наброски, другой не имеет такой практики. Они спустятся по зеленой дорожке … Один увидит переулок и деревья … Но что увидит скетчер? Его глаза привыкли искать истоки прекрасного и проникать в мельчайшие детали красоты ». — Джон Рёскин
Главная мысль:
Купите карманный альбом и не расставайтесь с ним. Делайте скетчи спонтанно, когда вам придёт в голову отличная идея или вы подсмотрите интересную сцену.
2. Научитесь правильно держать руку
Первый секрет хорошего скетча может показаться очевидным — все зависит от того, как вы держите свой карандаш.
Неправильная постановка руки — типичная ошибка новичка. Большинство людей пытаются рисовать, держа карандаш также, как при письме. Но это не лучшее решение для рисования, задействовать те же мышцы, что при письме.
Самое главное, что следует понять, для разного рисования нужны разные позиции руки.
Австралийский художник Хелен Саутс идентифицирует четыре разных способа удержания карандаша при скетчинге:
как при письме, рука лежит на бумаге. подходит для рисования замысловатых деталей
расширенный захват — когда рука поднята от листа и может создавать свободные линии
верхний захват хорош для штриховки
нижним захватом можно делать протяжённые линии
Дизайнер и иллюстратор Пол Тайсалл рекомендует использовать верхний захват для создания динамических линий различной ширины, слегка подкручивая запястье при рисовании, рисуя всеми гранями карандаша.
Для более техничного, точного рисования, такого, как архитектурный эскиз, линии должны быть прямыми и как можно более точными. Архитектор Боб Борсон рекомендует любопытный трюк для начинающих скетчеров: постарайтесь не перемещать запястье или руку от локтя, а двигайте всю руку, начиная от плеча.
Это устраняет «колебание», создаваемое небольшими движениями запястья и локтя.
Главная мысль:
Изучите различные методы работы карандашом, постановки руки, для каких типов скетчей они подходят. Практикуйте свою точность, рисуя от плеча, а не на запястье.
3. Не бойтесь стирки
Многие скептически настроенные новички завидуют тем, кто почти не вносит коррективы ластиком в работу. Их огорчает вид собственные рисунков, полных исправлений, которые они воспринимают как неудачу.
Но, как объясняет английский художник Стивен Фартинг, даже эксперты вносят коррективы. В своей серии лекций в Оксфорде он указывает на рисунок Джона Рёскина, возможно, создателя самых талантливых набросков природы в истории. Если вы внимательно посмотрите на рисунок, вы увидите, что Рёскин постоянно стирает и перерисовывает линии, делая десятки крошечных исправлений.
«В этом суть современного рисования, — объясняет Фартинг, — Рисовать, делать ошибки, исправлять их, выводя верные линии».
Использование ластика даст вам отличную практику наброска. Вы будете делать более уверенные линии, ведь их всегда можно исправить. Вместо того, чтобы тщательно пытаться получить «идеальную» линию, вы можете рисковать и рисовать без чрезмерного обдумывания, зная, что можете стереть ее, если необходимо.
Эскизы станут более живыми, лёгкими и более похожими на исходный объект.
Ластик можно также использовать для художественного эффекта сам по себе. Некоторые скетчи можно сделать красивыми, сначала покрывая кусочек графитом или древесным углем, а затем, используя ластик как перо, выбелить блики, как продемонстрировал аниматор Disney Аарон Блейз в своих рисунках сказочных существ.
Главная мысль:
Все великие художники используют ластик. Включите его в свой список материалов и не бойтесь исправлений.
4. Научитесь использовать тон
Тон — это градации тёмного и светлого. Это то, что делает наше изображение трёхмерным, придаёт ощущение глубины.
Самый простой пример того как использовать тон — посмотреть, как свет падает на объект. Ближайшая к свету часть будет почти белой, дальняя — самой тёмной. Между ними будут градации, резкость которых зависит от мягкости источника света.
Однако есть много других способов использования тона.
Тоном можно дать ощущение дистанции. В своих художественных лекциях Стивен Фартинг описывает, как Джон Рёскин в своем наброске горной сцены использует более темные тона в более близких частях изображения и легче в тех, кто находится дальше, как в его эскизе Альп ниже.
Скетчбук Джона Рёскина
То, как тон влияет на рисунок, зависит не только от темноты применяемых штрихов, но и от того, как они положены, в каком направлении. Различные штрихи могут использоваться для создания ощущения различных объектов в изображении.
В своей книге 1900 года «Практика и наука рисования» английский художник Гарольд Спид объясняет, как различные направления штриха могут использоваться при создании тона.
«Линии штриховки, идущие по форме, предполагают мягкость, округлые штрихи дают полноту и осязаемость формы, линии могут быть жёсткими и пересекаться во всех направлениях, за счёт их многообразия возникает загадка тона». — Гарольд Спид.
Спид не советует выводить беспорядочные каракули, они выглядят непрофессионально и не помогают при создании тона.
Карандашом можно дать очень ровный тон — хороший для гладкой кожи, облаков или блестящих твердых объектов — методом, известными как чистка или полировка (описан художником Дианой Райт).
Чистка заключается во втирании рисунка мягкой тканью или сжатой бумагой и приводит к мягкой, «пятнистой» фактуре, в то время как полировка требует затирания эскиза очень твердым (3Н) карандашом и этот метод сохраняет более подробную информацию.
Главная мысль:
Существует много методов создания тона, чтобы объекты в ваших скетчах были насыщенными. Тщательно изучите методы затенения, как использовать тон для отображения света, глубины и текстуры.
5. Создайте «Словарь значимых вещей»
Когда вы знакомитесь с инструментами для скетчинга, вы можете создать каталог из разных материалов (карандаш, 3d ручка, мел, графит, древесный уголь …) и методов (штрихование, перекрестье, затенение, полировка …).
Но как быстро вы сориентируетесь в этом при наброске? Когда вы хватаете свой альбом, чтобы зарисовать красивую сцену, прежде чем она исчезнет, у вас может не хватить времени, чтобы остановиться и обдумать, будет ли она выглядеть лучше с карандашом 2B или 3B, с изогнутым или перекрещенным штрихом.
В качестве решения этой проблемы Музей Ashmolean рекомендует создать «словарь значимых вещей» и записать его в своем альбоме. Каждый раз, когда вы овладеете новой техникой создания тона или приобретаете новый тип карандаша, помечайте его в своем «словаре» и дайте ему короткую метку.
Таким образом, вы можете быстро обратиться к своему «словарю» всякий раз, когда начинаете рисовать. Быстро оценить, каким методом лучше всего зарисовать сцену перед вами. Это особенно полезно для рисования на открытом воздухе, где ваше время может быть ограничено, и ваше решение надо принимать вне комфортной студии.
Главная мысль:
Овладевая новым методом или пробуя новый материал, записывайте это в своей словарь и храните его в своём скетчбуке.
Bratec Lis School приглашает на курсы и мастер-классы по скетчингу, рисунку и графике в Москве. С мастер-классами нас уже посетили такие художники-скетчеры и графики как Маттиас Адольфсон, Бенуа Гийом, Янн Кебби, Алесандро Мартоз Марторелли и другие.
Перевод первой части статьи Jen Reviews «How to Sketch – 15 Tips For Better Sketches That Come to Life»
Перевод подготовила Валерия Ольховская
Скетчинг для начинающих | Блог 4brain
Глеб Летушов, автор блога Нетологии, рассказал, почему скетчинг — важный навык для специалистов любой сферы: от самой творческой до самой технической, и как начать рисовать скетчи, если вы никогда этого не делали.
Скетчинг — это техника быстрого создания простых рисунков и визуальных заметок. Такие зарисовки — скетчи, — помогают отобразить на бумаге эмоции, идеи и впечатления.
С помощью скетчинга архитекторы, дизайнеры и художники создают зарисовки зданий, интерьера и окружающих предметов, студенты визуализируют основные мысли лекций, чтобы лучше их запоминать, а руководители используют как вспомогательный инструмент при постановке задач подчиненным: дизайнерам, верстальщикам, рекламщикам, архитекторам и даже строителям, слесарям или плотникам.
Пример скетча. Автор: Elena Bodrova, Copic markers
Кому пригодится скетчинг:
- дизайнерам всех направлений. Во всех сферах дизайна: веб, архитектура, интерьеры, ландшафт, одежда важно уметь быстро и красиво визуализировать свои идею и создавать красивые наброски и концепты.
- тем, кто руководит дизайнерами, проектировщиками и ставит им задачи — чтобы быстро объяснить и показать, что именно нужно сделать.
- фотографам, стилистам, художникам и другим специалистам творческих профессий. Быстрые зарисовки помогают развить необходимые творческим личностям качества — понимание законов перспективы и пропорций, умение придавать предметам объем, способность увидеть хороший момент.
- всем, кто хочет визуализировать свои мысли, выражать идеи, делать иллюстрации, зарисовывать и запоминать информацию.
Какие материалы нужны начинающему художнику по скетчам
Скетчи часто рисуют в разных местах: на улице, в кафе, на конференциях или на прямо на ходу. Поэтому инструменты и материалы должны быть простыми, чтобы всегда иметь их под рукой.
На первом этапе не стоит тратить деньги на дорогие профессиональные инструменты для рисования: развить необходимые для скетчинга навыки можно, используя самые обычные карандаши, бумагу, ручки. Дорогая бумага сковывает фантазию из-за страха ошибиться и испортить страницу, хочется сразу рисовать идеально. А ведь без ошибок невозможно учиться.
Зарисовка здания. Автор: Julia Moon, Sketchbook
Существует несколько техник создания скетчей, и в каждой из них используют свои инструменты и материалы. Например, для маркеров или акварели лучше выбрать специальную плотную бумагу, а для карандашей — гладкую.
Для создания первых скетчей вам понадобятся:
- обычная бумага и специальные небольшие блокноты — скетчбуки. У скетчбука плотная обложка, хорошая бумага внутри и часто небольшой размер. Выбирайте скетчбук, в котором приятно рисовать и который удобно носить в сумке, потому что лучший скетчбук — это тот, что всегда с собой;
- цветные или «простые» мягкие карандаши со значением 2В и 3В. Можно также использовать и механические;
- детские и офисные цветные фломастеры и маркеры;
- акварельные маркеры, которые размываются водой. Такие маркеры помогают создавать плавные переходы.
- акварель для заливки отдельных участков и акцентов, или же для создания полноценных скетч-иллюстраций.
Ластик на начальном этапе не пригодится — потому что важна не красота и правильность рисунка, а темп создания зарисовок.
Чтобы определиться с подходящими инструментами, экспериментируйте и выбирайте, пока не найдете нужные.
Жанры и приемы скетчинга
Раньше на скетч тратили минимум времени, а сам рисунок передавал какую-то идею или ощущение. Позже в скетчинге появились определенные направления, которыми пользуются люди из разных сфер. Например, скетч-иллюстрация — полноценная хорошо проработанная картина, над которой художник работал в течение нескольких часов.
И быстрый набросок и проработанная скетч-иллюстрация могут быть выполнены в разных жанрах:
- Travel-скетчинг — путевые зарисовки в виде эскизов, карт или заметок с рисунками. Передают атмосферу и настроение во время путешествия или поездки.
- Промышленный скетчинг — рисунки техники и окружающих предметов, яркие идеи и концепции в области промышленного дизайна.
Пример промышленного скетчинга. Автор: Bhagvanji Sonagra, Marker Product Sketching
- Интерьерный скетчинг — дизайн интерьера, создание декора.
- Флористический скетчинг — рисунки композиций из цветов. Подходит для флористов и декораторов.
- Городские зарисовки — эскизы архитектуры, зданий и улиц.
- Fashion-иллюстрация — зарисовки одежды, обуви, костюмов, макияжа и модельных образов.
- Скетч-портрет.
- Скетчноутинг — визуальные заметки и записи лекций и выступлений.
Рисовать простые скетчи сможет абсолютно любой человек с помощью базовых элементов: линий, точек, квадратов, треугольников и кругов.
Зарисовка воздушного шара. Автор: ChocoToy Cute, Sketchbook
Чтобы усложнить скетчи, можно использовать такие правила:
- Объекты изображают в соответствии с законами перспективы. Например, чем ближе человек, тем он больше. При изображении пейзажей, задний план часто исчезает в легком тумане. Или чем дальше предмет, тем более синий оттенок он имеет.
- Форма предмета задается с помощью света и тени. Свет на бумаге уже есть до того, как мы начнем рисовать. Работа над рисунком — это удаление света и создание тени. Тень создает форму объекта и определяет пространство.
- Области на рисунке заполняются цветом с помощью штриховки и растушевки. Штриховка — это нанесение линий разной толщины на некотором расстоянии друг от друга. Штрихи могут быть разной формы, пересекаться или накладываться друг на друга. Штрихи можно растушевать по листу и получить более мягкий переход цвета.
Как научиться скетчингу
- Начинайте рисовать с простых фигур: сферы, прямоугольники, кубы, параллельно следя за качеством линий.
- Внимательно наблюдайте за вещами вокруг и рисуйте их так, как видите.
- Сложные предметы делите на небольшие. Машину легче нарисовать, если представить, что она состоит из нескольких прямоугольников и овалов.
- Всегда носите с собой скетчбук, чтобы практиковаться в свободное время.
Узнать больше о скетчинге, техниках и правилах рисунка, познакомьтесь с книгами и курсами:
- «Вы сможете рисовать через 30 дней» — Марк Кистлер,
- «Визуальные заметки: Иллюстрированное руководство по скетчноутингу» — Майк Роуди,
- «Рисуем карандашом: экспресс-курс» — Баррингтон Барбер,
- Purmix.ru — подробные поэтапные инструкции для создания скетчей и рисунков,
- draw.demiart.ru — подборка уроков по рисованию.
- курс Нетологии «Скетчинг: Яркие образы и эффектная подача».
✏️ Как нарисовать человека? Делаем скетчи
Добро пожаловать на сайт «Научиться рисовать за 30 дней!».
Это первый урок из курса «Учимся рисовать человека». Тщательное освоение всех уроков этого курса поможет вам сделать первые шаги в изучении анатомии и пропорций человека, научит рисовать людей из жизни и из вашего воображения, в различных позах и в движении, обнаженными и в одежде.
Первый урок является подготовкой к фактическому изучению фигуры, а также заложит основу структуры дальнейшей работы. Практическое упражнение в конце урока будет иметь особую ценность для вас как художника при создании макета человека и при подготовке предварительных эскизов, набросков, обдумывании идей, предложений, действий и поз, где фигура должна быть нарисована без использования моделей или копирования. Я настоятельно рекомендуется уделить ему самое пристальное внимание, и ни в коем случае не пропускать.
Что требуется, чтобы научиться рисовать человека
Человек, которого будем рисовать
Чтобы нарисовать что-нибудь хорошо из памяти или из своего воображения, вы должны сначала создать запас базовых знаний по этой теме.
Лучше всего начать рисовать с натуры.
Постоянно наблюдая за окружающими можно легко и быстро узнать большое количество информации о пропорциях, форме и структуре, а также в процессе вы также будете развивать свои навыки рисования. Никакое количество информации, почерпнутое из учебников по рисованию человека не может служить в качестве замены этого ценного упражнения.
Вы должны изучить информацию не только о форме и структуре тела, но также получить глубокие знания о том, как люди стоят, сидят и двигаются, если вы хотите их убедительно передать это на бумагу. По этой причине вы должны постоянно пользоваться скетчбуком.
Скетчбук
Так же, как писатель нуждается в записной книжке для кратких записей мыслей, а спортсмен должен регулярно заниматься спортом, чтобы быть в отличной форме, художник нуждается в альбоме или скетчбуке, чтобы постоянно оттачивать свое мастерство и зрительную память. Ваш скетчбук должен быть всегда при вас, поэтому выберите для себя оптимальный размер и носите его в сумке или рюкзаке с простым карандашом. Не обязательно покупать дорогой скетчбук, т.к. вам придется делать очень много набросков и заметок, и вы даже не заметите как он быстро закончится. Купите что-то попроще, чтобы не беспокоиться о стоимости.
Место для рисования
Лучшее место, чтобы начать, наверное, у себя дома. Члены вашей семьи идеальные натурщики, потому что они легко доступны и часто занимаются не слишком активной деятельностью, такой как чтение или просмотр телевизора.
Для того, чтобы поддерживать готовность своих «моделей» позировать, желательно не корпеть слишком долго над каждым рисунком.
Каждый эскиз необходимо делать не более 10-ти минут.
Это имеет большое значение, т.к. на данном этапе важно количество, а не качество. Вы быстро узнаете, как поймать суть позы или характера в несколько штрихов и ваша работа будет очень реалистичной.
Сделав несколько эскизов в привычной обстановке, вы вскоре почувствуете себя достаточно уверенно, чтобы взять ваш скетчбук на улицу. Найдите для себя подходящее укромное местечко, где вас никто не потревожит и попробуйте сделать несколько набросков.
Рисуйте постоянно
Всякий раз, когда у вас есть свободная минута, достаньте скетчбук и делайте наброски людей вокруг вас: стоя на автобусной остановке, сидя в кафе или на работе есть хорошая возможность сделать наброски людей поблизости. Карандаш или шариковая ручка идеально подойдут в качестве инструмента.
Используйте только одну сторону бумаги
Есть три причины для этого.
Во-первых, дешевая бумага просвечивает, так что линии, которые вы нарисовали на одной стороне, могут повлиять на качество вашей работы на другой.
Во-вторых, даже если вы используете бумагу хорошего качества, карандашные рисунки на обратных страницах будут стирать шероховатость, и портить друг друга.
Третья причина для использования только одной стороны в том, что в свое время вы можете разобрать постранично свой скетчбук, и сравнить одну работу с другой, чтобы проверить ваши успехи.
Поначалу, вы будете успевать изобразить не более, чем наклон головы или поворот плеч, прежде чем объект начнет двигаться. Это нормально: все, что вы делаете способствует росту ваших знаний о человеческой фигуре. Эти детали могут показаться не очень ценными, но это не так. Если вы в состоянии изобразить неопрятного вида молодого человека, ссутулившегося напротив автобусной остановки или усталую старую женщину, обремененную покупками, ваша работа будет иметь подлинность, т.к. суть характера заключается именно в тонкости таких деталей.
Вы будете удивлены, насколько легко это заметить и насколько это оценится всеми, кто увидит вашу работу.
Ваш скетчбук должен выполнять роль вашего личного документа.
На самом деле, многие художники также делают заметки в нем и добавляют комментарии к эскизам, тем самым увеличивая полезность позже, особенно если эскиз будет использоваться в качестве основы для готового рисунка.
Не стремитесь к аккуратными, ухоженными рисункам, художественно расположенным на странице. Ваш альбом не для этого. Сейчас ваша цель — захватить характер и положение выбранного объекта в течение нескольких минут. Выберите кого-то, кто, вероятно, останется еще на некоторое время в одном положении, и начните работу. Не стесняйтесь.
Не пытайтесь делать привлекательные линии, это упражнение заключается в быстром захвате момента. Ваши эскизы должны доставлять истинное удовольствие видеть и зарисовывать жизнь вокруг вас, а также помочь вам развить острый глаз и уверенный штрих.
Если вы никогда не пробовали делать скетчи, то можете подумать, что это тяжелая работа, но это не так. Это наиболее приятное и самое полезное занятие. Оно расслабляет и бодрит, а также является средством повышения навыков рисования.
Всегда держите скетчбук при себе, где бы вы ни находились
Это настолько важно, что я не устану повторять это.
Нарисуйте людей, которые ждут электричку на железнодорожной платформе или тех, кто сидит на скамейке в парке, или членов вашей семьи за просмотром телевизора. В барах, ресторанах, кафе и на улице вы сможете увидеть людей различного роста и телосложения. Отметьте их в своем альбоме, и вы никогда не будете сожалеть об этом. Создание набросков не только приятное занятие, оно также является лучшим способом расширить свои знания и способности.
Если вы хотите создавать живые реалистичные работы, это должно войти в привычку. Иногда в эскиз стоит включить фон и окружающие детали. Это могут быть окружающие деревья или здания. Когда вы начнете рисовать из головы, то этот опыт будет весьма ценным.
По мере прохождения курса, мы будем периодически возвращаться к этой теме, рисованию эскизов из жизни.
Без этого упражнения ваша наблюдательность и ваши рисунки из памяти будут постепенно ухудшаться, пока они не станут немного больше, чем серия клише.
Выполните практическое задание
Сделайте как минимум 20-30 скетчей разных людей в различной обстановке.
Я не советую переходить к следующему уроку, пока не выполните это задание. Это упражнение должно стать вашей постоянной ежедневной тренировкой.
В статье использовались материалы из книги Ron Tiner «Figure Drawing without a model».
Предыдущий урок Следующий урокУроки скетчинга для начинающих: бесплатные видео для домашнего обучения
Скетчинг набирает популярность как самостоятельное направление искусства. По сути это набросок, эскиз, зарисовка, которая в общих чертах передает картину или предмет. Освоить его под силу каждому, достаточно знать определенные принципы и техники.
Подборка бесплатных видео уроков для начинающих даст представление об основах скетчинга, материалах для рисования, базовых приемах, поможет самому нарисовать свой первый скетч карандашом и ручкой с нуля.
Что такое скетчинг
Краткие базовые знания для тех, кто только приступает к освоению техники быстрого рисунка. Видео расскажет, что такое скетчинг, где он используется, кому пригодится в работе.
Как научиться рисовать скетчи
Основное правило скетча — максимально быстро визуализировать идею либо момент на бумаге, не вдаваясь в детали и используя минимум средств. Они не исправляются, а перерисовываются раз за разом, пока не получается окончательный вариант. Последовательно выстроенные уроки помогут усвоить теорию и сделать первые шаги. Запаситесь терпением и результат не заставит себя ждать.
Стили скетча
Стили скетчей, в зависимости от использования различный материалов и техник, делятся на семь групп: черно-белый набросок, черно-белый с добавлением текстуры, в оттенках серого, иллюстрация на основе карандашной зарисовки, техническая, реалистичная. В видеоуроке рассказывается о стилях, на наглядных примерах даются пояснения о применении их в промышленном, интерьерном, фешн дизайне, комиксах, зарисовках городских пейзажей и заметках в путешествии. Имея представление об основных стилях, можно определиться с направлением, в котором развиваться.
Материалы для скетчинга
Занимаясь скетчами, придется обзавестись специальными материалами. Понадобиться скетчбук — специальный альбом с плотной бумагой небольшого формата. Необходимы лайнеры, маркеры черные и цветные, акварель и цветные карандаши. В зависимости от выбранного стилевого направления инструменты могут варьироваться. Видео познакомит с различными материалами, и поможет определиться с необходимыми рабочими инструментами.
Советы для начинающих
Полезный пятнадцатиминутный обучающий ролик с простыми секретами и лайфхаками по рисованию скетчей, которые будет полезно узнать.
Основные линии. Урок для новчиков
Базовая техника рисования подразумевает умение правильно провести линии: параллельные, перпендикулярные, наклонные, с утолщением, дугообразные, кривые. В скетчах эскиз создается соединением линий. Меняя направление линий и интенсивность нажатия карандаша, получается штриховка различной густоты. В ролике представлена практическая инструкция по изображению линий. 3 основных правила помогут быстрее освоить основы. Отработка простых элементов натренирует руку для более сложных рисунков.
Линейный скетч
Самыми простыми скетчами являются линейные. Эффект движения и объема передается линиями с помощью лайнеров (линеров) или маркеров. В видеоролике показан процесс выполнения небольших простых набросков черной шариковой и гелевой ручкой. Комментарии по ходу зарисовок дадут представление об отображении фактуры и нанесении штриховки. Рисуя вместе с автором, совершенствуются навыки изображения линий, передачи тени, структуры.
Учимся рисовать. Скетч дерева
Чем сложнее композиция, тем больше приемов используется при её выполнении. В зависимости от того, под каким наклоном стоит рука и каким образом держится инструмент, получаются линии разной интенсивности. Нажимая на него сильнее, или только чуть касаясь бумаги, можно получить различные полутона. Видео пошагового выполнения эскиза дерева графитным карандашом покажет создание эффекта объёма и проработки тени, чтобы картинка получилась динамичной. В процессе работы отрабатывается техника штрихования и передачи оттенков тона. По итогу получится завершенный образ дерева.
Угрюмый кот карандашом
Мастерство оттачивается практикой. Авторский видеоурок по рисованию кота, где последовательно показываются все этапы работы. Для выполнения иллюстрации понадобиться карандаш и ластик. Работа начинается с выстраивания разметки будущего рисунка и основных деталей. Главное — правильно соблюсти пропорции, чтобы набросок получился более натуральным. Следующий этап состоит в подробной прорисовке нюансов. Обратите внимание на выполнение ушей и глаз у животного. Они должны быть одинаковые по величине. После обрисовки всех элементов наносится штриховка и тени как завершающий штрих.
Веселая обезьянка в цвете
Сделать черно-белую иллюстрацию более интересной помогут цветные акценты. В работе будет использоваться графитный карандаш, цветные карандаши и ластик. Автор видео покажет, как рисовать веселую обезьянку с бананом. Простой пример поможет попрактиковаться в передаче объёмной текстуры и добавлении цвета. Подробные разъяснения всех моментов от разметки эскиза до полной прорисовки деталей помогут в создании изображения.
Пейзажная зарисовка
Пейзажные зарисовки часто используются в travel-скетчах (наброски в дороге), где надо просто и быстро запечатлеть общую картинку. Автор урока расскажет, как нарисовать полноценный горный пейзаж. Акцент делается на общей композиции, передача элементов носит условный характер, они узнаваемы, но отдельные детали не прорисовываются. В рисунке используются все техники, которые ранее изучались: штриховка, тени, полутона. Работа выполняется карандашом. В результате получится завершенная картина.
Отсутствие советов по рисованию мешает вам начать путешествие? Если это так, мы вас покроем. Мы попросили опытных художников поделиться своими профессиональными советами по рисованию, чтобы помочь вам уверенно начать работу.
Вы найдете все шаги, чтобы начать здесь на текущей странице, но если вы на шаг впереди, вы можете перейти на страницу 2, чтобы узнать, как усовершенствовать свои существующие навыки. Если вам нужны технические указатели или способы получить вдохновение, есть кое-что, чтобы помочь вам.
Подготовьте свои карандаши и блокнот (а если вам нужен совет, какие карандаши купить, см. Наш пост о лучших карандашах) и приготовьтесь узнать все, что вам нужно знать о набросках.
Нажмите на значки в правом верхнем углу картинки, чтобы увеличить их.
01. Знайте свои карандаши
Между 4В и 4Несть большая разница. Правильный карандаш для вашего эскиза очень важен. Твердость графита указана на стороне карандаша: карандаши «B» мягче, «H» жестче, а «HB» сидит посередине — между 4H и 4B большая разница.«Я рекомендую начинать где-нибудь на шкале H в качестве основы, а затем заканчивать темной шкалой B», — говорит художник-путешественник Тим Фон Рюден.
Когда вы учитесь рисовать, стоит также подумать об использовании механических карандашей наряду с традиционными. «Механические карандаши обычно лучше подходят для точности, в то время как традиционные карандаши отлично подходят для укладки больших участков текстуры», — говорит фон Рюден. «Имейте в виду, что большинство механических карандашей поставляются с предварительно вставленным HB, что дает вам только средний диапазон для работы.«
02. Возьмите под свой контроль карандаш
Держатель штатива (вверху) и удлиненный штатив (внизу)» Если вы поднесете руку ближе к концу карандаша, у вас будет больше контроля и точности, но более тяжелые удары ( более темные отметки), — говорит иллюстратор Сильвия Бомба. — Сдерживание карандаша даст вам меньше контроля и точности, но более легкие штрихи (более легкие отметки). «
Для получения дополнительных советов прочитайте нашу статью о том, как правильно держать карандаш.
03.Попробуйте разные методы создания меток
Существует множество способов создания формы в ваших эскизахСуществует множество методов создания эскизов, которые помогут вам достичь различных стилей и эффектов. Выше приведены примеры, демонстрирующие различные способы создания формы и глубины. «Важно экспериментировать и находить то, что лучше всего подходит для вас, чтобы не только дополнять, но и улучшать ваш стиль», — объясняет фон Рюден. «Хотя я предпочитаю более плавные переходы значений, когда штрихи карандаша сочетаются с тонким контуром, вы можете быть более неравнодушны к перекрестной штриховке с жирным контуром.«
04. Измените ваши линии
Изменения ширины и темноты ваших линий создадут интересИспользуйте различные линии, — говорит иллюстратор Ровина Кай. — Не все линии равны. Тонкие сдвиги в ширине и темноте ваших линий создадут динамичный, визуально интересный рисунок. Вначале управлять видом марки, которую вы наносите, может быть непросто, но с практикой вы сможете создавать различные метки, которые работают вместе, чтобы создать целостное изображение. Поэкспериментируйте с разными классами карандашей (от 3H до 6B) и держите карандаш под разными углами.«
05. Избегайте размазывания
. Используйте дополнительный лист бумаги под рукой, чтобы не запачкать свою работу.« При затенении используйте дополнительный лист бумаги под рукой », — советует художник Брун Крус.« Это сведет к минимуму сумма вашей руки размазывает ваши карандашные линии. Если вы правша, начните заливку слева направо; если вы левша, начните справа и двигайтесь влево.
«Нет ничего более расстраивающего, чем попытка сделать чистый рисунок, который теряет свой блеск и ценность из-за размазывания.Вместо этого время от времени используйте пятно в своих интересах, чтобы сгладить затенение. Вы можете сделать это с помощью нескольких инструментов. Я использую простой кусок папиросной бумаги, чтобы выполнить работу. «
06. Управляйте своими краями
Создайте интерес, комбинируя различные типы кромокФон Рюден использует четыре различных метода создания эскизов для определения краев объекта: тонкий, твердый, потерян и неопределен. Тонкие и жесткие края дают объектам сплошные границы. Потерянные края возникают, когда значения объекта и фона начинают смешиваться вместе, поэтому край подразумевается, а не определяется.Неопределенные края должны быть расшифрованы самим зрителем. Он предлагает изучить все четыре типа и объединить их, чтобы создать интерес к вашей работе.
07. Используйте блендер для плавного затенения
Создайте тонкое затенение, испачкав большие участки мягкого древесного угля (Изображение предоставлено: Marisa Lewis)Можно создавать плавные смешанные эффекты с помощью карандашей — например, для захвата небо. «Иногда желательно, чтобы затенение было менее схематичным, более плавным и тонким», — говорит художник Мариса Льюис.«Линии карандаша не идеально сочетаются, если вы не очень осторожны».
Чтобы избежать появления начальных каракулей, Льюис использует особую художественную технику. «Используйте запасную бумагу, чтобы нарисовать большой образец мягкого графита или угольного карандаша, а затем используйте большую палочку для смешивания, чтобы собрать мягкую пыль для вашего изображения», — объясняет она. «Продолжайте использовать блендер и добавляйте больше каракулей, когда вам нужно больше графита». Затем вы можете создать более темные области, чтобы создать определение.
08. Примените правило 70/30
Держите свою главную точку фокусировки на расстоянии около 30 процентов от изображенияМеньше может быть больше! Правило 70/30 помогает вам создавать эффективные композиции.Идея состоит в том, что 30 процентов вашего эскиза заполнены основным фокусом и деталями, а оставшиеся 70 процентов заполнены. Эта менее интересная область помогает направить внимание на основной предмет вашей работы. Вы можете увидеть правило в действии на скриншоте фон Рюдена выше.
09. Сделайте его симметричным (но не совсем)
Сохраняйте хороший контраст между законченным видом и более схематичным ощущением«Мне нравятся симметричные рисунки, но они часто выглядят скучно слишком быстро», — говорит Кроес ,«Хороший способ предотвратить это — добавить некоторые тонкие изменения и сохранить симметрию только общих линий вместо того, чтобы отражать каждую маленькую деталь. Сохранение некоторых элементов асимметричным помогает избежать скучного повторения».
10. Различайте разные текстуры
Подумайте, является ли материал шероховатым или гладким, и поглощает ли он или отражает светЧтобы показать различные текстуры на эскизе, вам нужно отрегулировать технику. «Вы не хотели бы окрашивать кожу так же, как вы оттеняете металл или мех.У каждого из них есть свои уникальные свойства и возможность захвата, которые улучшат ваши рисунки из-за точности изображения », — говорит фон Рюден. Отражающая и гладкая текстура, такая как хром, обычно имеет более высокие контрасты и заметные блики, в то время как поглощающая и грубая текстура, такая как хлопок, имеет низкие контрасты и практически не выделяет «, продолжает он.
Следующая страница: Усовершенствованные эскизы советы, чтобы поднять ваши рисунки на новый уровень
ART DESIGN ASST GRADES 12…
Derwent34214 Графическая среда …
Каран д’Аше графитовая линия …
Паломино Чернокрылые карандаши -…
,