Малоизвестный шедевр Репина, выполненный в стиле импрессионизма, и другие пять картин, которые стоит увидеть в Третьяковке
Третьяковская галерея — крупнейшая коллекция картин русских художников, музей с мировым именем. А начиналось всё с собрания картин Павла Третьякова, русского купца и мецената, человека, очень много сделавшего для развития русского искусства. Он был очень скромным и порядочным, высоко ценил такие качества, как душевность, стремление показать правду жизни, а не любил картины напыщенные и пафосные, выполненные в академическом стиле, излишне декоративные. Зато работы передвижников он покупал с большим удовольствием, художники считали за честь продать свою картину Третьякову, отчасти потому, что он отлично разбирался в искусстве, и приобретение им картины было своеобразным «знаком качества». Впрочем, Третьяков не любил платить лишние деньги за картины, иногда отчаянно торговался, а работы некоторых художников, например, Константина Маковского не покупал в принципе, поскольку считал, что стоимость их откровенно завышена. Однако, всё равно, картин в коллекции Третьякова немало, и благодаря своему безупречному художественному вкусу многие из них настоящие шедевры. О некоторых из них и поговорим в этой статье.
1. Иван Шишкин. Рожь
Иван Шишкин. Рожь
Шишкин был настоящим мастером пейзажа, его картины всегда безупречны по технике, выполнены практически с научной тщательностью. Шишкин не ленился выписывать каждую хвоинку на соснах и елях, каждый колосок, потому его иногда упрекали в излишней фотореалистичности. Но это был просто реализм в высшем своём проявлении, когда мастерство художника позволяет создавать пейзажи, неотличимые от реальности. Картины Шишкина — это нечто большее, чем просто тщательное зарисовывание увиденных живописных видов, в них есть немало деталей, позволяющих глубже понять и перипетии личной жизни художника и его философию. Так, на знаменитой картине «Рожь» мы видим не только разливное жёлтое море спелой ржи, величественные сосны, и низко летящих стрижей, но и погибшее, скорее всего, от удара молнии, дерево. Зачем оно нужно на этом жизнеутверждающем пейзаже? Возможно, Шишкин хотел показать, что ничто не вечно под луной, а смерть и гибель неразлучная спутница природы. А может, просто хотел передать своё настроение. В его жизни было немало трагедий — смерть жены и двух детей, было отчего прийти в уныние. Но всё равно, он продолжал работать и создавать удивительные пейзажи.
2. Архип Куинджи. Псле дождя.
Архип Куинджи. После дождя.
Архип Куинджи, в отличие от Шишкина не был столь безупречным рисовальщиком, да и рисунок не самая сильная сторона его картин. Зато он был отличным колористом, создавал и придумывал новые необычные сочетания красок и умел изумительно писать свет. В картине после дождя он сумел показать то состояние природы, когда небо ещё затянуто тёмными тучами, но сквозь них уже проникают первые лучи солнца, возможно, оно просто выглянуло сквозь небольшой просвет. Вскоре появится радуга, воздух чистый и свежий, а трава изумрудно-зелёная. Кстати, Куинджи был большой оригинал и очень порядочным человеком, он основательно разбогател на сделках с земельными участками и недвижимостью, но почти все деньги отдавал на благотворительность и жил достаточно скромно.
3. Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства
Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства
Это полотно заказал Васнецову его друг и меценат Савва Мамонтов. Васнецов взял за основу сказ о трёх царевнах подземного царства, но изменил его, написал вместо серебряной и медной царевны царевну драгоценностей и царевну каменного угля. Они символизировали богатства нашей земли, кстати, самая младшая царевна и одета проще других — уголь сам по себе стоит значительно дешевле, чем золото и драгоценные камни, но его значение было гораздо выше, он служил основным топливом в то время, поскольку паровозы и пароходы двигались на каменном угле.
Третьяков часто покупал работы Васнецова, он ценил его за скромность и дружил с ним. Однако скромность и помешала Васнецову — его приняли в Академию художеств, но он был уверен в том, что провалился, и потому пришёл вновь сдавать вступительный экзамен лишь через год. Оказалось, что он уже принят, и можно было этот год не терять, а спокойно учиться.
4. Илья Репин. Стрекоза.
Илья Репин. Стрекоза.
Эту картину вполне можно принять за полотно какого-нибудь импрессиониста из Франции. Как-то оно совсем не похоже на фирменные работы этого передвижника, выполненные в жанре критического реализма. Но этому есть своё объяснение — Репин хотел написать портрет своей дочери Веры, и для изображения ребёнка лучше всего подходила именно импрессионистская, лёгкая манера письма. Вера написана на фоне голубого неба, сидящая на деревянной перекладине забора, легкомысленно покачивает ногой и любуется окружающим пейзажем. А название «Стрекоза» не случайное — именно так он называл свою дочку в детстве, поскольку её голубое платье напоминало ему расцветку этого насекомого. Хотя сам импрессионизм Репин особенно не жаловал — он считал, что этим работам не хватает глубины, они слишком поверхностны и декоративны. Но как ещё писать ребёнка,тем более свою любимую дочку, как не в подобном жизнерадостном стиле? Пришлось Репину немного поступиться своими принципами, впрочем, картина написана преимущественно в реалистичном ключе и широких мазков, столь характерных для импрессионистов, там не видно.
5. Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем
Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем
Ещё одна картина, написанная в импрессионистской манере, но на сей раз художника, который предпочитал работать именно в этом направлении живописи. Валентин Серов написал немало хороших картин, но именно «Девушку, освещённую солнцем», созданную когда ему было всего лишь 23 года, признавал своей лучшей работой. На картине впечатляет игра света и тени, удивительный контраст между ярко освещённой лесной полянкой, бликах на лице, белой блузке и темноты древесной коры. Картина радостная, вызывает положительные эмоции, символизирует радость жизни, в полном соответствии со всеми законами импрессионизма.
Серов пытался несколько раз написать нечто подобное, но всё никак не получалось. Позировала ему двоюродная сестра Марина, и ей приходилось это делать целых три месяца в течение нескольких часов в день. Воистину, терпение тут требуется невообразимое, поскольку Серов очень тщательно подошёл к написанию полотна, что совершенно непривычно для импрессионистов. Например, Клод Моне написал своё знаменитое «Впечатление. Восходящее солнце» всего лишь за 10 минут. А тут изнуряющая работа, более привычная для академистов и реалистов.
Однако терпение Марины всё же иссякло и она на четвёртый месяц прекратила позировать, сославшись на то, что ей нужно в Петербург на занятия. Возможно, этот поступок в итоге оказался правильным, картина всё равно получилась замечательная, а излишнее количество правок, которые вносил Серов, могли бы просто испортить её. Всё хорошо в меру, и Марина это понимала.
Большой выбор картин, графики, лимитированной фотографии, гравюры вы найдете на сайте галереи artalebrio.com. Собери собственную коллекцию живописи современных художников.
Подписывай на нас в соц. сетях
Дзен, VK, Tg, Youtube, FB, ig
автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин
Картины в стиле импрессионизм — ДІАЛОГИ
«Однажды утром у одного из нас кончилась черная краска — это и было рождение импрессионизма», — заявил как-то Огюст Ренуар.
Нет черного. Нет контуров. Только идея, цвет и свет. Импрессионизм представляет собой образный стиль, который зародился во Франции второй половины XIX века. Управление светом считается решающим фактором для достижения красоты и баланса в живописи этого течения.
В технике импрессионизма картины — это скопления грубых пятен краски, действующих как точки более широкой полихромии. Ознакомиться с данным видом искусства можно по ссылке https://kyiv.gallery/ru/kartiny/impressionizm. При просмотре работ необходимо отойти на определенное расстояние, чтобы проявились свет и тени, задуманные художником.
История импрессионизма: портреты и пейзажи «на ходу»Есть версия, что все началось с изобретения алюминиевых тюбиков для краски и переносных мольбертов, которые позволили художникам носить с собой инструментарий куда угодно.
Другая версия истории гласит, что зарождение импрессионизма произошло, когда один из будущих основателей этого течения — карикатурист Клод Моне приехал в Париж. Там он познакомился с Эженом Буденом. Творчество Будена вызывало у Моне отвращение, но именно этот человек привил Клоду навыки работы в моменте.
Картина Моне «Впечатление. Восходящее солнце» считается работой, положившей начало течению. Ученые смогли установить точную дату создания шедевра — 13 ноября 1872 года, на восходе, в 7:35 утра. Слово «Впечатление» в оригинале звучало как Impression. Французский критик Луи Леруа, стремясь поглумиться над непопулярным малопонятным творчеством, обозвал его импрессионизмом — как раз по следам «Impression». Название прижилось.
Появление импрессионизма — следствие социальных изменений. В конце XVIII и первой половине XIX века происходят масштабные преобразования: промышленная и французская революция, становление империи Наполеона, восстановление социальных движений, буржуазные реформы. Рационалистическая философия века света исчезает вместе с романтизмом. Националистические и социалистические идеи завладели умами масс. Искусство изменилось вместе с обществом.
Импрессионизм: техника и особые приметы стиляСтиль классифицируется как первый прорыв процесса, который приведет к современному искусству. В картинах начала девятнадцатого века пейзажи и натюрморты не ценились из-за нашествия дагерротипии, способной запечатлеть любой момент. Но фотографиям не хватало цвета, живой игры солнечных лучей. Задачей импрессионистов стала фиксация мгновений в свете и цвете. Интересный факт — Клод Моне носил с собой десятки неоконченных холстов, чтобы продолжить их, когда освещение местности будет совпадать с изначальной задумкой.
Даже ландскейперы барбизонской школы, присоединившиеся к импрессионистам, сосредоточились на новой живописи, стремясь уловить изменение яркости, момент. Импрессионистская живопись поначалу была отвергнута публикой, что сделало продажу работ затруднительной. Технику приняли только в конце 19-го века.
Импрессионизм — главные представителиЧто объединяет троих гениев живописи — Моне, Ренуара, Дега, так это намерение творчески воспроизвести сцены повседневной жизни. Их можно четко отличить по эстетике, несфокусированным изображениям и намеренной незавершенности общего вида произведений.
Везучий Клод МонеЛидер импрессионистского художественного движения. Картины Моне признаны самыми чистыми образцами этого стиля. Его значимость отражена и в ценах — произведения художника имели уходы по 40 миллионов долларов на мировых аукционных площадках.
Моне заложил основы современной живописи, в том числе, абстрактной. Его творения не стремились донести историю или дать моральные наставления зрителю, вместо этого на полотно наносились отпечатки, основанные на визуальных ощущениях. Пуантилистские мазки, которые он применял в своих произведениях — основа современного живописного искусства.
Моне довольно долго прозябал в нищете, картины плохо продавались, новый стиль не вызывал восторга у публики. Был период, когда он делил одну комнату со своим коллегой Ренуаром.
В 1890 году Моне выиграл в лотерею 100 000 франков. Это были огромные деньги, благодаря которым он смог отказаться от растрачивания таланта на случайные подработки и посвятить себя полностью своему призванию. Он бродил по сельским деревушкам, долине Луары, рисуя удивительные пейзажи без оглядки на чужое мнение.
Упорный Огюст РенуарПьер Огюст Ренуар нашел в живописи иной способ интерпретации исторических событий, происходивших в те годы. Он игнорировал боль и горе, развивая на своих полотнах параллельную реальность, полную очарования и живости.
В 1880 году жестокий артрит сковал его руки. Превозмогая боль, он продолжал рисовать. Временами Ренуару приходилось привязывать кисть к запястью, чтобы облегчить муки, но он не мог отказаться от творчества. Эта любовь, наряду с чувствами к жене, ставшей героиней большинства работ, определяла все его существование.
Творения Ренуара деликатны и гармоничны, наполнены радостью и воздухом. Характерное размытие, которое распространяется на обнаженные и женские фигуры — «изюминка» художника. Благодаря этой черте, стиль и авторство полотен Ренуара безошибочно определяется даже обывателями.
Откровенный Эдгар ДегаХудожник, скульптор, историк-живописец по образованию. Дега виртуозно владел классической академической техникой, но был современен в поиске образов. Его называют одним из основателей импрессионизма, хотя он не принадлежит к небольшой группе «чистых» представителей стиля, таких как Моне, Писсарро или Сезанн.
Дега — художник с уникальным стилем. Он специализировался на том, чтобы запечатлеть движение тела до почти навязчивой точки зрения: более 200 его работ представляют собой изображения балета и балерин, в том числе, особенности их быта за кулисами. Балерины кисти Дега откровенны — это живые женщины, которые поправляют одежду, почесываются, завязывают пуанты.
Импрессионисты доказали, что искусство можно создавать, глядя на одну и ту же вещь под разными углами и в разном свете, вместо того, чтобы каждый раз искать новые ландшафты или объекты. Прямые потомки этого стиля — неоимпрессионизм постимпрессионизм
Импрессионизм в УкраинеРаботы современных украинских представителей импрессионизма доступны не только для просмотра, но и для приобретения в галерее Kyiv.gallery. Наиболее яркие фигуры — Гаяне Атаян, Светлана Гунченко-Коваль, Кислякова Алла. Обилие дамских имен в современной живописи связано с тем, что лишь в XX веке женщины смогли полноценно изучать этот вид искусства.
В Kyiv.gallery представлены работы, выполненные в различной технике — это традиционные масло и акварель, а также акрил, гуашь и другие, нетипичные для этого стиля материалы.
Импрессионизм
Илер Жермен Эдгар Дега
Автопортрет , возможно 1854
Бумага на холсте, масло
Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Завещание Стивена Кларка, 1960 г.
Эта относительно законченная и формальная картина, одна из пяти работ Дега, принадлежавших Стивену, была написана, когда Дега было около двадцати лет. Художник изобразил себя в халате поверх накрахмаленной белой рубашки и темной куртки, одежда, которая напоминает более ранние автопортреты итальянских и французских мастеров.
Илер Жермен Эдгар Дега
Танцоры в классе , c. 1880
Холст, масло
Художественный институт Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун, Массачусетс
Стерлинг приобрел девять работ Дега танцевальной тематики. На этой панорамной картине танцоры изображены в большом тренировочном зале, их фигуры расположены вдоль диагональной линии, пересекающей широкий холст. Необычная композиция картины могла быть навеяна японскими гравюрами, которыми восхищался художник.
Берта Моризо
Ванна (Девушка, укладывающая волосы) , 1885–86
Холст, масло
Художественный институт Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун, Массачусетс
Модель Моризо одета в простую белую рубашку, но ее золотые украшения и синее колье, а также действия по укладке ее волос предполагают, что она готовится к выходу. Хотя эта картина сильно отличается по настроению от многих изображений женщин, принадлежавших Стерлингу, она также соответствует его вкусу к приятным предметам.
Клод Моне
Тюльпановые поля в Сассенхейме, недалеко от Лейдена , 1886
Холст, масло
Художественный институт Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун, Массачусетс
Это одна из пяти картин, написанных Моне во время поездки в Голландию в 18 86. Густые пастозные мазки придают глубину и богатство ярко окрашенному полю тюльпанов, окаймляющему канал под широким открытым небом. Это была первая из шести картин Моне, приобретенных Стерлингом.
Камиль Писсарро
Река Уаз близ Понтуаза , 1873
Холст, масло
Художественный институт Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун, Массачусетс
Писсарро мастерски передает переходные эффекты света в этой ранней импрессионистской работе. Это одна из четырех картин, написанных им в 1873 году с изображением фабрики Chalon et Brenot в Понтуазе. Стерлинг был большим поклонником Писсарро, и его, несомненно, привлекала яркая палитра и живая манера письма этой картины.
Альфред Сислей
Яблоки и виноград в корзине , 1876
Холст, масло
Художественный институт Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун, Массачусетс
Один из девяти натюрмортов, когда-либо написанных Сислеем. Эта работа представляет собой сложное исследование поверхностей и текстур. Блеск яблок сильно отличается от более мягкого блеска винограда, а жесткие складки накрахмаленной скатерти контрастируют с развевающейся на заднем плане пленочной занавеской.
Эдуард Мане
Лежащая молодая женщина в испанском костюме , 1862–63
Холст, масло
Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен. Завещание Стивена Карлтона Кларка, B.A. 1903
Пьер-Огюст Ренуар
Спящая девушка с кошкой , 1880
Холст, масло
Художественный институт Стерлинга и Франсин Кларк, Вильямстаун, Массачусетт
Несмотря на внешнее сходство сюжета, эти две картины очень разные по настроению. Модель Мане смотрит на нас с вызывающим выражением лица, в то время как юная героиня картины Ренуара мирно спит, не подозревая, что она является объектом нашего внимания. Картина Мане с ее традиционной композицией и причудливым костюмом натурщика относится к творчеству более ранних художников; Полотно Ренуара сознательно современно; полосатые чулки модели, например, являются явно современной деталью.
В 1910-х и 1920-х годах, когда братья Кларк начали собирать европейское искусство, картины импрессионистов становились все более популярными среди американских коллекционеров. Со временем Стерлинг приобрел широкий спектр работ большинства выдающихся импрессионистов, которые вскоре составили основу его коллекции. Он чувствовал, что эти художники унаследовали и обновили традиционные техники живописи эпохи Возрождения. Стивен собирал на этом поприще гораздо более избирательно. Однажды он сказал торговцу, что «школа импрессионистов меня не очень интересует», но он искал уникальные шедевры таких художников, как Эдуард Мане, Пьер-Огюст Ренуар и Эдгар Дега.
Коллекция братьев Кларк
Коллекция братьев КларкКартины импрессионистов и раннего модерна
Майкл Конфорти, Джеймс А. Ганц, Нил Харрис, Сара Лис и Гилберт Т. Винсент
С дополнительными вкладами Дэниел Коэн — Макфолл, Мари Йоко Хара, Сюзанна Маурер, Кэтлин М. Моррис, Кэтрин Прайс, Ричард Рэнд и Марк Симпсон
Этот тщательно проработанный и красиво оформленный том сопровождает выставку и исследует превосходные коллекции братьев Стерлинг и Стивен Кларк. Подробные биографические очерки дополняются обсуждением конкретных художников и картин, собранных Стерлингом и Стивеном, предлагая новый взгляд на личную жизнь и публичные профили братьев, а также помещая их в историю американских музеев и благотворительности. Книга содержит более трехсот архивных фотографий и иллюстраций произведений из их коллекций, а также иллюстрированную хронологию и ранее не публиковавшийся контрольный список работ, приобретенных этими двумя влиятельными, но относительно неизвестными коллекционерами.
384 страницы, 9 ½ x 11 дюймов
149 цветных, 64 четырехцветных и 130 полутоновых иллюстраций
2006
Опубликовано Художественным институтом Стерлинга и Франсин Кларк и распространяется издательством Yale University Press, Нью-Хейвен и Лондон
ISBN 0-931102 -65-0 (мягкая обложка)
ISBN 0-300-11619-5 (твердая обложка)
Живопись импрессионистов | Непрерывное образование
Отзывы учащихся
«Замечательный преданный своему делу учитель. Веселый класс.»
«Понравилось личное внимание инструктора, веселая обстановка.»
«Джоржетта уделяет личное внимание, чтобы помочь вам создать картины, которые вы хотите, а также предлагает полезную дополнительную информацию о мире искусства в целом.»
«Понравилась возможность исследовать новый стиль рисования и инструменты».
«Джорджетта очень хорошо осведомлена и уделяет каждому индивидуальное внимание. Она также является источником информации, и мне очень нравится, когда она делится своими знаниями по различным темам искусства. Она интересна и делает искусство захватывающим.»
Обзор класса
Вы восхищаетесь картинами импрессионистов? Изучите их уникальные мазки и методы создания собственных красивых картин. На летнем уроке мы будем рисовать на прекрасном тихоокеанском северо-западе на открытом воздухе, на пленэре!
Узнайте, как цветные линии могут создать целостную и запоминающуюся картину. Исследуйте текстуры, теорию цвета, цветовой круг импрессионистов, композицию, пространство, свет и тень, текстуру и движение.
Погрузитесь в летние пейзажи, фигуры и натюрморты и исследуйте оригинальность. Узнайте об инструментах, материалах и технологиях. Наслаждайтесь обсуждениями в классе об истории искусства и художниках-импрессионистах.
Создавайте свои уникальные шедевры живописи. Не требуется никакого опыта рисования или формального художественного образования, просто желание учиться.
Ваш инструктор по рисованию — профессиональный преподаватель и работающий художник в США и Италии, выставлявшийся в музеях и галереях по всему миру
Необходимые расходные материалы
Щелкните здесь, чтобы просмотреть список расходных материалов.
Цели обучения
- Понимание инструментов и методов рисования в стиле художников-импрессионистов.
- Придайте своим картинам текстуру и импрессионистские цвета для личного самовыражения.
- Используйте наблюдательность, линейную перспективу и оригинальность, чтобы исследовать композицию, цвет, пространство, свет и тень в текстурах.
- Выразите различные способы наблюдения и документирования искусства, развивая художественный словарный запас.
- Понимать искусство как форму личного самовыражения.
- Создайте уникальную законченную картину в стиле импрессионизма.
Кому может понравиться этот урок
- Любой, кто хочет научиться рисовать.
- Студенты или художники, которые хотят улучшить свои навыки рисования.
- Люди, интересующиеся живописью импрессионистов и желающие научиться рисовать в этом стиле.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ И ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Сведения о классе
YRQ_Term Лето 2023 г.