Содержание

Горный воздух — горнолыжный курорт в центре Южно-Сахалинска

Лучшие активности на высоте

35 км трасс, смотровая площадка, рестораны

Курорт в центре города

В шаговой доступности все развлечения: парк, аквапарк, спа, рестораны, зоопарк

События на высоте

Круглый год на Комплексе проводятся различные спортивные и массовые мероприятия

Поднимитесь в горы на канатной дороге

Насладитесь потрясающими видами сахалинской природы с высоты

  • Ски-пасс и тарифы
  • Личный кабинет
  • Веб-камеры
  • Трассы
  • Погода
  • Прокат
  • Ремонт инвентаря
  • Служба инструкторов
  • Кафе и рестораны
  • Камера хранения
  • Проживание
  • Контакты
  • Все сервисы

Трассы

|

Подъемники

Запад низ

1450 м

закрыта

Юго западный серпантин

4200 м

закрыта

Запад верх

1100 м

закрыта

Юг

2000 м

закрыта

Динамо

3300 м

закрыта

Армейка

1150 м

закрыта

Спортивная

2500 м

закрыта

Спортивный рукав

500 м

закрыта

Ски-кросс

1250 м

закрыта

Расческа

350 м

закрыта

Семидесятка

500 м

закрыта

Восток

3000 м

закрыта

Север 1

900 м

закрыта

Север 2

0 м

закрыта

Кедровая

3426 м

закрыта

Скат

870 м

закрыта

Медвежка

764 м

закрыта

Зубатка

941 м

закрыта

Таёжная

2830 м

закрыта

Юг

закрыт

Откроется через 7 часов 11 минут

Запад низ

закрыт

Откроется через 1 час 11 минут

Запад верх

закрыт

Откроется через 1 час 11 минут

Север

закрыт

Закрыт

Красная — север

закрыт

Закрыт

Бугель

закрыт

Закрыт

Чем заняться?

Покататься на горных лыжах и сноуборде

Подняться в горы

Позаниматься с инструкторами

Взять на прокат снаряжение

Вкусно отдохнуть

Курорт в центре Южно-Сахалинска

СТК «Горный воздух»
Аквапарк «AquaCity»
Парк им.
Гагарина
Сахалинский Зоопарк
Рестораны и кафе
Гостиницы и хостелы

Веб-камеры на горе

Вершина Середина Спартак

Ждем на Сахалине

  • Любимый город

  • Экологический туризм

  • Близкое море

  • Топ-7 мест Сахалина

  • Гастрономический туризм

  • Экстремальный туризм

  • Достопримечательности города

Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Поймай меня, если сможешь. Царский офицер сбежал с Соловков и 35 дней скрывался в тайге от красных. Как он смог выжить?: История: 69-я параллель: Lenta.ru

В мае 1925 года из Соловецкого лагеря особого назначения бежала группа заключенных во главе с бывшим царским офицером, штабс-ротмистром лейб-гвардии Драгунского полка личной охраны императора Юрием (Георгием) Безсоновым. Этот случай уникален не только тем, что является одним из немногих успешных примеров бегства с Соловков. Оказавшись на свободе, группе Безсонова пришлось 35 дней пробираться сквозь суровую северную тайгу без еды и теплых вещей, отстреливаясь от преследовавших красноармейцев. Как царский офицер сумел выжить и что с ним стало потом — в материале «Ленты.ру».

Офицер, кладоискатель, каторжанин

Судьба Юрия Безсонова до Соловков была такой же, как и у многих его современников. Походы и битвы, победы и поражения, восстания, лишения и голод, жизнь на нелегальном положении, аресты и обыски, ссылки и лагеря — все это переживали те, кому суждено было родиться в конце XIX века, под каким бы знаменем они ни выступали во время Гражданской войны.

Безсонов родился в семье генерала, учился сначала во Франции, а потом и в России, окончил кадетский корпус и кавалерийское училище, командовал сотней в Черкесском конном полку, также известном как Дикая, или Туземная дивизия. Незадолго до революции Безсонов служил помощником коменданта Зимнего дворца, а когда дворец был захвачен матросами, ему пришлось бежать из столицы в провинцию, где царский офицер зарабатывал на жизнь пилкой дров.

Юрий Безсонов (крайний слева) на банкете офицеров лейб-гвардии Драгунского полка

Фото: Офицеры РИА

Революция попыталась настигнуть его и там — Безсонову поступило предложение поступить к красным на службу, но тот категорически отверг его, чем, возможно, предопределил свою судьбу: вскоре его арестовали и отправили в первую тюрьму, заключение в которой чудом не закончилось для офицера расстрелом. Благодаря оплошностям следователей и несформированности самой системы уголовного наказания он избежал смерти, но оказался на каторге, а затем — по блату — в «конском лазарете», где ему, кавалеристу, приходилось забивать больных лошадей, чтобы не умереть от голода, а порой и ускорять превращение коней в доходящих.

Когда молодой жирной лошади случалось покалечиться и она попадала «на излечение» в наш лазарет, тогда (…) гурьбой являлись все каторжане, тут же в лесочке на сильном морозе, засучив рукава, согревая руки в теплой крови, они свежевали жирную лошадь и делили ее между собой

из книги Юрия Безсонова «Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков»

За первой тюрьмой и ссылкой последовали еще двадцать пять мест заключения, и все это — вперемешку с побегами, поимками, романтическими приключениями, присоединением к продолжавшим сопротивление белым частям на Севере, поисками клада в Петрограде и налетами на сберегательные кассы.

Двадцать шестым местом заключения Безсонова стал Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), который в очередной раз оказался для него «гуманной альтернативой» расстрелу.

Шестнадцатого марта, после обеда, меня вызвали в канцелярию [тюрьмы]. Барышня, введя меня в помещение, передала меня служащему, сидевшему за письменным столом. «Прочтите и распишитесь», — сказал он мне, передавая какую-то бумажку. Бумажка была коротенькая: «Петроградская коллегия ГПУ на заседании такого-то числа слушала дело Безсонова, признала его виновным (…), постановила приговорить Безсонова к высшей мере наказания — расстрелу с заменой тремя годами заключения в Соловецком лагере особого назначения»

из книги Юрия Безсонова «Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков»

Так биография Безсонова обрела ту составляющую, которая смогла произвести впечатление на современников, и он описал ее в книге «Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков».

Обложка первого издания книги Юрия Безсонова

Фото: Книга «Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков»

«Перемена участи»

Соловецкий лагерь мог стать последним местом заключения бывшего офицера. К тридцатым годам XX века смертность в лагере, по неофициальным оценкам — а официальных и точных данных не существует, — составляла до 40 процентов. И хотя лагерем в тот период руководил либеральный в сравнении с чекистами тридцать седьмого года бывший латышский стрелок Теодор Эйхманс, подорванное здоровье и аристократическое происхождение, а также факты участия Безсонова в выступлениях против большевиков значительно повышали вероятность его случайной или неслучайной смерти на Соловках.

Соловецкий монастырь в 1916 году

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Поэтому Безсонов решил вновь попытаться, как говорили сами арестанты, «переменить участь», то есть совершить побег.

Прежде чем оказаться в самом лагере, заключенные прибывали в расположенный на материке Кемский пересыльно-распределительный пункт, который также называли воротами в ГУЛАГ. После отправки на острова «переменить участь» становилось гораздо сложнее, но и побег из Кеми был непростым делом.

Соловецкий лагерь особого назначения (сокращенно СЛОН) — один из самых известных лагерей системы ГУЛАГ, который был включен в пенитенциарную систему задолго до образования не только ГУЛАГа, но и самого Советского Союза. Вместивший сначала тюрьму для особо опасных заключенных, которыми считались еретики и бунтари, а затем и полноценный лагерь, Соловецкий монастырь был идеальным местом для заключения. Не только островное расположение и построенные монахами высокие стены с кельями-камерами делали его подходящим для изоляции преступников: на руку надзирателям был и сам арктический климат, делавший смертельно опасной любую попытку побега.

Безсонов описывал свое последнее место заключения так: «С трех сторон это кусок сплошного камня полкилометра в длину; треть его ширины омывается морем. Здесь нет ни одного дерева, кое-где он покрыт землей, все остальное гранит. Со стороны моря он окружен переплетенной колючей проволокой. От суши отделен высоким забором. За проволокой и забором — вышки для часовых».

Мысль о побеге появилась у Безсонова в первый же день после прибытия на распределительный пункт, и он даже попытался обсудить план бегства с другим офицером, сослуживцем по Дикой дивизии — ротмистром Созерко Мальсаговым. На предложение Безсонов тогда получил категорический отказ, и Безсонов предположил, что от самой мысли о побеге Мальсагова отвращала незавидная судьба других беглецов.

Однажды вернувшись немного раньше с работы, я, сидя в бараке, за окном услышал выстрелы. Барак бросился к окну, и я увидел такую картину. Белая равнина… Море… По льду бежит человек… За ним шагах в ста-полутораста красноармеец… Он останавливается и стреляет… «Побег…» — сразу понял я. И, конечно, всеми силами желал счастливого пути беглецу. Он бежал довольно легко и отделялся от красноармейцев… Но стоп! Он вдруг остановился и заметался… Качнулся вправо-влево и встал на месте. Началось избиение. Оказалось, что он наскочил на трещину в море, которую не мог перескочить. Били его прикладами. Он падал, поднимался, его снова били и так довели до бараков. Здесь его принял Основа (один из надсмотрщиков — прим. «Ленты.ру»), который немедленно сломал на нем палку. Конечно, его потом расстреляли

из книги Юрия Безсонова «Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков»

Однако оказалось, что Мальсагов отверг предложение о побеге лишь из-за опасений перед лагерными стукачами. Позже, оставшись один на один с Безсоновым, он признался, что готов рискнуть.

Так начались приготовления к «перемене участи». Для побега требовались деньги — их можно было использовать, чтобы подкупить охрану или купить у других каторжников более теплую одежду. И у Мальсагова они были, но в один из дней он решил купить спирт, и деньги пришлось добывать заново. В каторжной канцелярии им удалось подсмотреть карту местности, ограниченную масштабом в 50 верст, но до Финляндии их — более 300.

Надежда была лишь на компас, который удалось провезти в лагерь в куске мыла одному из их знакомых арестантов. Осложнялся побег и тем, что ингуш Мальсагов убедил Безсонова подождать других этапов с заключенными на случай, если среди новых арестантов прибудут его земляки. Этого не случилось, и они лишь упустили время.

Фотопортрет Мальсагова (на снимке справа) после выпуска из военного училища

Сетевое издание psmb.ru

Наконец, Безсонову и Мальсагову удалось подбить на опасное предприятие еще двух человек — Матвея Сазонова и того самого обладателя компаса, Эдварда Мальбротского, причем половина членов группы не была знакома между собой, что грозило провалом, ведь вчетвером им предстояло разработать план, одновременно оказаться на работах за пределами лагеря, избавиться от конвоиров и — самое сложное — пройти более 300 километров до спасительной границы.

Самым простым способом оказаться за пределами лагеря была работа в похоронной команде. Но условия жизни на каторге были таковы, что заключенные не умирали по одному, и поэтому хоронить их отправляли слишком большие группы — так было проще копать могилы.

Тогда Безсонов и его товарищи решили бежать с работ по заготовке веников, и медлить им было нельзя — лед на Белом море стремительно таял, и каторжан уже готовили к отправке с материка на остров.

День побега

В назначенный день Мальсагов как приближенный к администрации пересыльного пункта и имевший отношение к распределению нарядов выкрикнул имена других троих участников группы, чтобы отправиться с ними на «метелки». Но по правилам наряда в нагрузку пришлось брать и пятого заключенного, который был не в курсе побега. Им оказался казак Василий с подходящей его статусу в группе беглецов фамилией Приблудин.

Заключенные Соловецкого лагеря на работах

Фото: Archive Tomasz Kizny / Wikimedia

Уже в лесу заключенные по сигналу Безсонова вступили с конвоирами в короткую рукопашную схватку, разоружили их и под прицелом винтовок повели с собой. На мушку взяли и пятого невольного участника побега, который в разгар схватки от страха встал на колени и поднял руки вверх. В таком составе группа отошла от лагеря и стала плутать по лесу, чтобы сбить с толку пленных конвоиров (вернувшись к начальству, они не должны были назвать путь, по которому ушли беглецы).

Наконец, заключенные стали решать судьбу красноармейцев. Большинство было за убийство надсмотрщиков, но уверовавший в Бога за свое долгое пребывание в лагерях Безсонов отказался убивать пленников, и участники группы нехотя подчинились. Позже, описывая свое верховенство в группе беглецов, он рассказывал, что те сами наделили его полномочиями «диктатора», но в воспоминаниях Мальсагова ситуация описывается совсем по-другому: «Безсонов, который сам утвердил себя в роли безжалостного диктатора, потрясал винтовкой перед носом каждого, кто останавливался хотя бы даже на минутку, и грозился убить его на месте». Впрочем, ниже сам Мальсагов признает, что без этого мотивирующего потрясания винтовкой побег вряд ли удался бы.

В итоге красноармейцев, до последнего не веривших, что им сохранят жизнь, отпустили в лес, казака Приблудина оставили в группе, и беглецы побрели в сторону границы.

35 дней в тайге

Если верить Безсонову, то члены группы, в лагере бравировавшие своим партизанским прошлым, боевым опытом и выносливостью, буквально умоляли делать частые привалы, при этом выбирая места, совершенно для этого не подходящие.

«Остановимся… Остановимся. Вот здесь», — привязывались они к каждому сухому местечку. «Здесь совсем сухо», — решили они, остановившись на маленьком холмике. Дул северный ветер… Как я их ни убеждал, что они сами сбегут отсюда, что надо выбрать защищенное от ветра место, они настаивали, что здесь хорошо, что они были в партизанах и умеют выбрать стоянку. (…) Действительно, недолго мы простояли здесь…

из книги Юрия Безсонова «Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков»

Но как ни парадоксально, майский холод, который не позволял беглецам надолго останавливаться на открытой местности и гнал их дальше, значительно упростил их переход к границе. Болотистая местность, которой они брели по тайге, была почти непроходима летом, но поздней весной под водой был еще толстый слой льда, благодаря которому их ступни проваливались в болото лишь на пол-аршина, то есть на 35 сантиметров.

Пройти карельские болота Безсонову и его спутникам помогла особенность Арктического региона — наличие так называемых мерзлотных грунтов, или вечной мерзлоты. «Вечной» она называется лишь условно, так как ее верхний слой ежегодно оттаивает и намерзает обратно. Однако к XXI веку процесс оттаивания вечной мерзлоты ускорился, и если бы Безсонов попытался пройти тем же путем сегодня, дорога далась бы беглецам значительно тяжелее.

По разным причинам потепление в Российской Арктике превышает среднемировые показатели в несколько раз. Замглавы Минприроды России Сергей Аноприенко утверждает, что этот показатель по Арктике превосходит мировые в 3,7 раза, и из-за этого уменьшается не только площадь ледового слоя в самых северных частях природной зоны, но и глубина вечной мерзлоты.

Ученые предупреждают, что это приведет к термокарсту, термоэрозии и криогенному оплыванию склонов, что опасно не только для природы, но и для человека — под угрозой окажутся построенные человеком в этой зоне города и объекты инфраструктуры. Примером тому может послужить крупнейший в Арктике разлив топлива, случившийся в 2020 году из-за проседания вечной мерзлоты и деформации хранилища. После аварии, устранить последствия которой удалось лишь к 2021 году, владелец топливной инфраструктуры взял на себя обязательство по изучению мерзлоты и ее поведения, компания обещала усилить свою систему экомониторинга.

Однако даже несмотря на благоволящие им условия, беглецы вымокли по пояс, что заставило их остановиться еще на один привал, место для которого выбирал уже сам Безсонов.

Ветер крепчал и крепчал. Лес шумел. Собрались тучи. Стало темно. Начиналась вьюга. Вот появились первые снежинки. Мрачно лежали мы у костра… Все молчали… В головы забирались неприятные мысли

из книги Юрия Безсонова «Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков»

Вскоре снег был уже такой сильный, что бывшим заключенным пришлось строить укрытие, несовершенство которого сыграло с ними злую шутку — заваливший шалаш снег из-за близости костра и теплого дыхания самих беглецов начал таять, и крыша убежища потекла.

Снег шел пять дней, и все это время группа провела в протекающем шалаше. Идти дальше было нельзя, как и добывать провизию. Спасло их лишь то продовольствие, которое бывшие лагерники, переодевшиеся в форму своих конвоиров, «реквизировали» в домике у железной дороги.

Станция Сорока, 1916 год

Фото: Сергей Прокудин-Горский

К концу пятидневного сидения в шалаше у них начала развиваться цинга, но снегопад кончился так же внезапно, как и начался, и группа Безсонова, подгоняемая близкой погоней, вновь выдвинулась в путь.

На свежем снегу им все чаще попадались следы от кованых сапог красноармейцев и лагерных собак. Без карты долго уходить от погони по тайге было невозможно, и в конечном итоге беглецы столкнулись лицом к лицу со своими преследователями — целым отрядом солдат. Голод выгнал беглецов из леса к крошечному хутору, и в надежде пополнить запасы они двинулись к одной из изб.

Поравнялся с окнами, взглянул туда… Вижу голые, стриженные головы… «Крестьяне — и голые черепа?. . Что-то неладно…» — мелькнуло у меня в голове (…) Я распахнул дверь… Прямо против меня стоял красноармеец с винтовкой навскидку. Я был у него на мушке. «Руки вверх!» — крикнул он. Раздался выстрел, но было поздно, я отскочил… Дурак, подумал я, люди идут на смерть, а он: «Руки вверх!»

из книги Юрия Безсонова «Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков»

Вероятно, не зная, что у их противников было лишь две винтовки, одна из которых — с погнутым штыком (и на эти две винтовки приходилось меньше 30 патронов), красноармейцы решили отступить и на лодке уплыли за подмогой. Ушли и беглецы — им нужно было пересечь страшившую их таежную реку Шомбу. И сделать это так, чтобы не попасть в ловушку.

Но страх перед Шомбой оказался напрасным — река эта и сейчас из-за своей узости считается неподходящей для сплава, и группа Безсонова по мостику легко преодолела это препятствие. Другое же испытание оказалось более серьезным — голод. От усталости и истощения сознание Мальсагова помрачилось, и он начал безостановочно ходить кругами, уже даже не требуя привала. Ему дали возможность отдохнуть, тем более что в том месте беглецов ждал неожиданный сюрприз.

«В этот день для преждевременного отдыха были основательные причины: мы шли по красному ковру… Это была прошлогодняя брусника, зимовавшая под снегом и теперь очень вкусная, а в особенности на голодный желудок», — рассказывал Безсонов.

Выручали группу Безсонова и обычаи северного народа карелов — в местах своей охоты и рыбалки те часто устраивали похожие на огромные грибы навесы, под которыми прятали ржаные лепешки, соль и даже бесценные в условиях тайги спички.

Когда лидер группы наткнулся на один из таких грибов и вернулся к товарищам, держа под мышкой одну лепешку и на ходу жуя другую, те подумали, что у них начались галлюцинации. У того же тайника группа сделала привал и полностью восстановила силы для последнего броска.

Хорош был этот отдых. В особенности ночи. Северные, белые. Красивые своей простотой и ясностью. Недолго живет Север… Могуча, серьезна и сурова его жизнь. .. Но весной и он улыбается своей манящей и зовущей улыбкой. Чувствует это лес и не спит. Так только, забудется немножко и снова торопится жить… Солнышко зашло, немножко тишины, и опять все ожило… Пробежал ветерок, закуковали кукушки, протянули гуси, и зазолотились верхушки деревьев… День начался… Ночная томящая улыбка исчезла, и лицо Севера стало еще яснее, еще проще, еще более классически красиво

из книги Юрия Безсонова «Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков»

Жизнь, покидавшая Безсонова, вернулась, и у него даже появились силы любоваться природой, внезапно открывшейся ему со стороны, не грозившей смертью, а резонировавшей с его недавно обретенной верой в Бога.

Поразившая Безсонова природа — лишь малая часть того, чем может удивить Арктика. По оценкам экспертов, в этой природной зоне обитает более 20 тысяч видов растений, животных, грибов и микроорганизмов, многие из которых нигде более не встречаются.

За тысячи лет эволюции как растения, так и животные Арктики смогли адаптироваться к суровому климату региона и привыкнуть к тому, что за короткое арктическое лето нужно пройти тот же путь, который у их собратьев из других природных зон растянут на долгие месяцы.

«Арктика характеризуется тем, что есть долгая зима, долгие холодные весна и осень, а лето нужно успеть заметить (…). Март-апрель в наших широтах — разгар гидрологической зимы, лето — август-сентябрь», — описала природу региона заместитель директора по научной работе национального парка «Русская Арктика» Мария Гаврило.

Поэтому цветение растений и период спаривания у животных Арктики отличаются особым буйством.

Последний рывок

К тому времени беглецы, путаясь, сбиваясь с пути, делая множество привалов и уходя от погони, прошли уже около двухсот семидесяти верст из трехсот, отделявших их от Финляндии. Они предполагали, что самым опасным участком их перехода станет место перед границей, где красноармейцы с наибольшей вероятностью устроят им засаду. Так и случилось — почти у цели они столкнулись с превосходящим по численности отрядом преследователей.

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Несмотря на огневое превосходство, красноармейцы почему-то боялись бывших заключенных, поэтому в открытый бой с ними не вступили, попытавшись расстрелять их с расстояния, из-за укрытия. Переплыть реку, у которой была устроена засада, было единственной возможностью спастись, поэтому беглецы, истратившие к тому времени уже половину своих патронов, также ушли от боя, запутали следы и начали готовиться к переправе.

«Пошел в одно место — неглубоко, но течение так быстро, что валит с ног. Один шаг вперед — вода подобьет ноги… Свалишься… и головой о камни… На мне были кожаные туфли и течение разорвало их на клочки… Прошел час, другой… Все пробуют, но ничего не выходит… Мальбротский отошел от берега, встал посередине реки и не может двинуться ни вперед, ни назад. Замерз, посинел, дрожит», — вспоминал ту переправу Безсонов.

Наконец, чудом они пересекли казавшуюся непреодолимой реку и, еще не осознавая этого, попали на территорию Финляндии, по которой блуждали еще несколько дней, не решаясь приблизиться к хуторам, опасаясь засады и ареста. Лишь на тридцать пятый день группа Безсонова отважилась выйти на контакт с не говорящими по-русски местными жителями, которые оказались не советскими карелами, а иностранными финнами.

Первый после пересечения границы снимок Безсонова

Фото: Книга «Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков»

«Сон и еда… еда и сон»

С группой Безсонова начали работать финские власти. Через переводчика бывшие заключенные рассказали им историю своего побега, поверить в которую власти Финляндии сразу не смогли. Пока версия беглецов проверялась и перепроверялась, их самих снова поместили в тюрьму, где они отъедались за все 35 дней марш-броска, а также за долгие месяцы пребывания в советских лагерях и тюрьмах.

Сон и еда… еда и сон… Сколько мы ели! Кашевар с улыбкой приносил бак на целый взвод, и от него ничего не оставалось. Через два часа снова хотелось есть

из книги Юрия Безсонова «Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков»

В финских тюрьмах, оставивших у Безсонова и его товарищей по большей части приятные впечатления, беглецы провели около месяца. Наконец приятели офицера из русской диаспоры в Финляндии смогли связаться с властями и похлопотали об освобождении всей группы. Заключение закончилось, но тут же им предъявили счет за те продукты, которые они «реквизировали» уже на территории страны.

Но оказавшись на воле, среди суеты Гельсингфорса, Безсонов осознал, что настоящую свободу он гораздо сильнее ощущал тогда — 35 дней блуждая по лесам.

Объекты для фотосъемки природы зимой

Зима — захватывающее время для фотографов-натуралистов в Великобритании, так как здесь так много объектов для съемки.

Каждую зиму мы наблюдаем огромное количество птиц, прилетающих в Британию, чтобы воспользоваться нашими относительно мягкими зимами. Численность еще больше возрастет, если температура в Европе упадет, и, если у нас будет резкое похолодание, многие из этих птиц станут более доверчивыми, поскольку их потребность в поиске пищи становится более острой.

Вот несколько идей, что можно сфотографировать этой зимой… и это еще не все о птицах!

Птицы в снегу

Друг только что сказал мне, что этой зимой у нас будет больше снега, чем обычно. Я не спрашивал, откуда он узнал, но я подозреваю, что это будет какое-то бульварное раздувание паники о «идеальном шторме» роста цен на энергоносители и понижения температуры.

Итак, как вы уже догадались, я скептически отношусь к предсказанию, но благодарен моему другу за то, что он напомнил мне, что пора готовиться.

Я живу в Корнуолле, где не так много белых вещей, но каждую зиму я готовлю в своем саду место для фотосъемки птиц, устанавливая красивые ветки и другой реквизит, чтобы тренировать птиц, готовых к выступлениям. на случай прихода снега.

Подробнее: Как привлечь птиц в сад для фотосъемки

Время кормления

Любой, у кого в саду есть место для кормушки для птиц, может фотографировать птиц. Я рекомендую придумать как можно больше разных способов кормить птиц в саду; начните делать это сейчас и продолжайте в том же духе всю зиму.

Кормушка для арахиса — хорошее начало. Это привлечет большое количество птиц, включая эту длиннохвостую синицу.

Итак, я поставил четыре разных типа кормушек: арахис, семена нигера, смешанные семена и жировые шарики. У меня также есть бревна, в которых просверлены отверстия, в которые я засовываю арахис и жир.

У меня есть несколько головок ворсянок, которые я закрепляю на месте и посыпаю семенами нигера, чтобы привлечь щеглов. Я также время от времени выращиваю яблоки, падающие на землю, и у меня есть низкий стол для птиц, чтобы привлечь птиц, питающихся с земли, таких как завирушка, малиновка и черный дрозд.

Оформление сцены

Помимо кормушек, я всегда думаю о фотографическом виде места кормления птиц. Я буду использовать это, чтобы фотографировать птиц независимо от того, есть у нас снег или нет, поэтому я хочу, чтобы это выглядело хорошо.

Обычно мне нравится ставить тонкие ветки, покрытые лишайником, рядом с кормушками, чтобы птицы могли сесть на них, но я знаю, что снег плохо держится на тонких ветках! Первая птица, которая приземлится, будет так сильно трясти ветку, что весь снег упадет.

Итак, если я жду снега, я обычно использую более прочные ветки и бревна для украшения места для кормления птиц. Они идеально подходят для сверления отверстий, поэтому птицы легко могут полакомиться спрятанным арахисом.

Я всегда храню бревна с глубокими естественными отверстиями, потому что они идеально подходят для хранения горстей арахиса, которые можно убрать с глаз долой.

Малиновка не собиралась двигать это яблоко, потому что, чтобы оно не скатилось со стола для птиц, оно было прибито (яблоко, а не малиновка!)

Стол для птиц на той высоте, на которой вы собираетесь сидеть, идеален. Здесь вы можете сделать снимки птиц на уровне глаз. Для начала это может выглядеть не очень фотогенично, но представьте, что оно покрыто снегом, и все преображается.

Если снег маловероятен, я иногда кладу сверху кусок дерна, чтобы сделать снимки птиц, которые явно летят на земле. Любой стол для птиц должен быть устойчивым и достаточно большим; Я часто использую стол для пикника с листом чего-то сверху, чтобы защитить его.

Время от времени я забиваю гвоздь снизу и использую его, чтобы вставить яблоко сверху, чтобы яблоко не скатилось на землю.

Мой сад может начать напоминать свалку, когда я настрою его для фотографирования птиц

Поскольку это фотосъемка садовых птиц, мне нравится экспериментировать с другим реквизитом, таким как горшки для растений, ручки лопаты и тому подобное.

Горшки для растений хороши тем, что их можно наполнить спрятанным кормом для птиц, хотя я часто обнаруживаю, что мне приходится частично заполнять их чем-то другим, а затем просто класть небольшое количество корма ближе к верху.

Важно, чтобы в саду не было слишком много еды, чтобы не привлекать крыс. Там, где еда доступна с земли, я бы посоветовал класть ровно столько, сколько птицы съедят в течение дня.

Я жульничаю, просверливая отверстия и заталкивая арахис или жир в ручку лопаты, птицы должны привыкнуть делать здесь паузы в поисках пищи (самка зяблика) сидеть фотографировать. Вы можете стрелять из окна дома или сарая, или вы можете использовать переносную шкуру. Учитывайте угол освещения и внешний вид фона.

Темный фон хорош, когда идет снег. Но снежный фон лучше, когда его нет.

Оборудование 

При фотографировании из укрытия, сарая или окна дома я всегда использую штатив, поскольку это позволяет мне оставлять объектив полностью неподвижным между съемками. На штативе я использую карданную головку, которая удерживает большой телеобъектив в равновесии.

Многие из моих фотографий «птицы в снегу» сделаны с помощью 300-мм объектива, потому что он имеет максимальную диафрагму f/2,8, удобную для съемки в условиях слабого освещения. Иногда я комбинирую это с телеконвертером 1,4x или 2x.

Телеобъектив с переменным фокусным расстоянием был бы удобен для фотографирования птиц разного размера, но он, как правило, медленнее фокусируется и имеет меньшую максимальную диафрагму, что делает его менее подходящим для пасмурных дней.

Экспозиция и фокусировка

С телеобъективом и движущимся объектом цель состоит в том, чтобы иметь достаточно короткую выдержку, чтобы все было четко. Итак, я обычно использую свой объектив с почти полностью открытой диафрагмой, а затем проверяю выдержку. Если это не достаточно быстро, я увеличиваю ISO до тех пор, пока это не будет.

Чаще всего я использую полнокадровый Canon 5D Mark IV для съёмки птиц в саду, если только не фотографирую их в полёте, когда использую более светосильную камеру. С 5D я стараюсь использовать ISO до 800, лишь изредка увеличивая его выше этого значения. Мне нравится иметь выдержку 1/500 секунды или быстрее даже для довольно статичных портретов садовых птиц, но я буду продолжать делать фотографии с выдержкой до 1/100 секунды (принимая во внимание, что только небольшая часть будет достаточно острой).

Обычно я считаю, что когда у нас идет снег, у нас либо солнечный день, либо унылый серый день; у нас редко бывает день, когда уровни освещенности регулярно меняются. Если это так, то лучший способ установить экспозицию — это «ручной» режим экспозиции.

Может потребоваться несколько снимков, чтобы получить правильную экспозицию, но как только вы это сделаете, ее не нужно будет настраивать, пока не изменится уровень освещенности. Чтобы проверить свою экспозицию, сделайте снимок заснеженной области рядом с тем местом, где кормятся птицы, и отрегулируйте настройки экспозиции, пока снег не станет настолько белым, насколько это возможно без выгорания (используйте гистограмму или оповещение о светлых участках, чтобы проверить это).

Подробнее: 5 советов по фотографированию дикой природы на снегу

Эта фотография рябинника была сделана в пасмурный день, поэтому мне пришлось переэкспонировать изображение, чтобы снег выглядел белым. Ручная экспозиция обычно лучше подходит для снега фото

Всегда использую автофокус для птиц на снегу. В Canon это режим AI Servo, который следует за объектом, а в других системах он может называться «активным» автофокусом или чем-то подобным. Единственный раз, когда у меня возникают проблемы с автофокусом, это во время снегопада, когда он может путаться из-за белых хлопьев спереди и сзади объекта.

В этом случае важно мгновенно переключиться на ручную фокусировку. Я считаю, что это легче всего сделать, используя технику фокусировки с помощью кнопки «Назад».

При обработке фотографий со снегом я использую функцию бликов и теней в Adobe Camera RAW, чтобы добавить больше деталей снегу и выделить больше деталей птиц, таких как эта самка черной шапочки.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ: Птицы неизменно сбивают снег с ветки в погоне за едой. Чтобы восстановить его, я плотно набиваю ветку небольшим количеством снега. Это останется на месте, но выглядит не очень естественно. Чтобы бороться с этим, я собираю немного пушистого снега и бросаю или бросаю его на утрамбованный снег. Это придает ему более естественный вид.

Однажды выпь

Было время, не так давно, когда выпь была невероятно редкой гнездящейся птицей в Великобритании. Сейчас, благодаря усилиям природоохранных групп, значительно улучшивших количество и качество наших тростниковых зарослей, насчитывается более 200 мужских территорий. Почти все они находятся в Восточной Англии и Сомерсет-Левелс. Если вы живете в этих районах и регулярно посещаете тростниковые заросли, у вас есть хорошие шансы увидеть выпей в течение всего года, но остальным из нас приходится ждать зимы, когда наша гнездовая популяция увеличивается за счет птиц, прибывающих с континента. , ища более мягкую погоду.

В очень холодные зимы у нас может быть много выпей, некоторые из которых появляются в более отдаленных местообитаниях, где они обычно не встречаются, включая небольшие заросли тростника, пруды и болота. В ледяную погоду выпи, которые обычно любят прятаться в густых тростниковых зарослях, иногда вытесняются на открытое пространство в поисках пищи. Там, где много выпей пытается выжить на небольшой территории, вспыхивают споры, и некоторые птицы будут вынуждены летать чаще, чем обычно, в поисках альтернативных мест кормежки.

При фотографировании птицы в полете я использую следящую фокусировку (AI Servo на Canon), устанавливаю камеру в режим серийной съемки и устанавливаю стабилизацию изображения в режим 2 (активный). Я также использую группу из пяти точек фокусировки, а не только центральную точку (которую я использую для более статичных снимков птиц), потому что это дает мне больше шансов удержать точки фокусировки на какой-то части птицы.

Панорамирование с птицей в полете затруднено, потому что у нее есть привычка менять направление и скорость, как раз когда вы собираетесь нажать кнопку, но мы должны сосредоточиться на одном: плавно перемещать камеру и объектив до, после и при каждом нажатии на спуск затвора.

Я ожидал, что выпь перелетит из одной части болота в другую, мне оставалось только ждать (в данном случае около четырех часов)

Понятно, что зима может быть хорошим временем для фотографирования выпи, но нам тоже нужно чувствительны к их потребностям. Жизненно важно, чтобы мы не беспокоили их, поэтому необходимы хорошие полевые навыки, включая замаскированную одежду и медленные, тихие движения.

Если вы находитесь в месте, где были замечены выпи, то все дело в терпении, это то, что нужно фотографам дикой природы в полных ведрах.

Учитывая необходимое время ожидания, я использую штатив и шарнирную головку, поддерживающую самый длинный объектив, который у меня есть. Иногда я начинаю думать, что могу держать длиннофокусный объектив в руках, но вскоре различные части моего тела начинают жаловаться. Обычно выпь невозможно выследить из-за труднопроходимой местности, в которой она обитает, поэтому стойте на месте и ждите, пока птица подойдет ближе.

Для фотографов дикой природы очень важно избегать желания подойти слишком близко, и как только мы почувствуем, что заставили объект реагировать на наше присутствие, пусть даже на мгновение, мы должны замереть и дождаться возобновления его нормального поведения. . Если птица продолжает нервничать, мы должны очень медленно отойти.

Подробнее: Как фотографировать выпей

Мы видим, что эта выпь была довольна, у нее было время взъерошить перья между периодами кормления

Лишайник

Сюжеты естественной истории можно найти буквально повсюду. Посмотрите на ветки деревьев, каменные стены, скалы и даже надгробия на кладбищах, и вы найдете один увлекательный предмет: лишайник.

Лишайники образуются при совместной работе грибка и водоросли. Они лучше всего растут в чистом воздухе, и их обилие часто используется в качестве индикатора степени загрязнения атмосферы. Цвета и формы, которые они образуют, могут быть замечательными и привлекательными, что делает их отличным объектом для макросъемки.

Существует три основных типа лишайников: листоватые имеют листовидную форму; коркообразные образуют на поверхности коркообразный тонкий слой; кустистые могут быть прямостоячими, чашевидными или свисать с деревьев.

Этот накипный лишайник называется «картографическим лишайником», потому что он немного напоминает спутниковую фотографию сети полей или границ между округами на карте. Выпейте немного, и вы начнете видеть и другие вещи на этой фотографии. Эта фотография была сделана при f8 на объектив 24 мм.

Пасмурные дни лучше всего подходят для такого рода съемки крупным планом; если он слишком яркий, попробуйте использовать отражатель, чтобы заполнить теневые области. Для фотографирования лишайников вам понадобится макрообъектив и штатив. Не ленитесь, пытаясь идти коротким путем: выполняйте работу как следует, иначе вы будете разочарованы, когда внимательно посмотрите на экран компьютера.

Плотно установите камеру на штатив, который должен опускаться низко к земле. Прикрепите дистанционный спуск, чтобы затвор срабатывал без вибрации. Используйте маленькую апертуру, если вы хотите показать разумное количество резкости лишайника, или поэкспериментируйте с более широкой апертурой, если вы ищете что-то более творческое.

Скомпонуйте фотографию так, чтобы наиболее значимая часть объекта находилась не в центре (например, вы можете использовать правило третей). Теперь используйте LiveView и ручную фокусировку, чтобы точно настроить фокус. Вы можете обнаружить, что вам нужно использовать совмещение фокуса, чтобы получить резкость всего объекта, но фон не в фокусе.

Спичечный лишайник — это кустистый лишайник, я думаю, что причина его названия достаточно очевидна! Эта фотография была сделана с использованием стопки из 17 изображений с диафрагмой f4 на макрообъектив 100 мм.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ: Будьте готовы потратить десять минут на поиск лучшего экземпляра, прежде чем потратить полчаса на то, чтобы сфотографировать не тот!

В заключение 

Зима – всегда захватывающее время для фотосъемки с отличным светом и новыми возможностями, но никогда не бывает без холода и снега. Так что, даже с ростом цен на энергоносители, я держу пальцы скрещенными за хорошую зимнюю погоду, а чтобы согреться, я буду заниматься аэробикой на открытом воздухе со своим большим объективом и штативом!

Руководство для начинающих по съемке зимних фотографий природы

Дом Оригиналы Пейзажи

0 комментариев

Зимний мороз может дать самые удивительные фотографии природы, от росистой паутины до ягод, казалось бы, инкрустированных бриллиантами. Узнайте, как делать морозные снимки с помощью этого метода, который поможет вам каждый раз получать отличные снимки.

В этом руководстве для начинающих по съемке зимней природы я сосредоточусь на возможности запечатлеть морозные сцены, где растения и деревья выглядят как покрытые бриллиантами или кристаллами. Это происходит только тогда, когда погодные условия и температура воздуха являются правильными, поэтому для создания зимних снимков, подобных этим, требуется много планирования.

Этот зимний снимок крупным планом был сделан ранним утром, когда мороз еще цеплялся за растительность вокруг природного заповедника.

Я не буду рассказывать вам обо всех снежных снимках, которые обычно ассоциируются у нас с зимой, так как я надеюсь, что это руководство будет доступно для тех, кто живет в более умеренных регионах, а также в холодных. Я также должен указать, что мы должны реалистично относиться к масштабу этой статьи; если вы находитесь в южном полушарии и/или в более теплом климате, вы, вероятно, не сможете сделать такой снимок на месте. Так что вместо этого вы можете использовать это, чтобы подготовиться к следующему приключению. Тем не менее, есть пара трюков, которые вы можете использовать, чтобы имитировать такие изображения в более теплом климате, и я расскажу о них в своей следующей статье, где будут обсуждаться передовые методы съемки фотографий зимней природы.

Но пока давайте начнем.

Узнайте о погоде

Пожалуй, самым важным шагом к созданию волшебных снимков морозной природы является погода. Проверьте местные погодные условия и обратите внимание на ночную температуру. Мороз чаще всего возникает, когда температура воздуха падает ниже точки замерзания воды, то есть 0 градусов по Цельсию или 32 градуса по Фаренгейту.

Перед поездкой проверьте прогноз погоды. Я рекомендую приложение Met Office для тех, кто в Великобритании, чтобы посмотреть температуру, осадки, влажность и время восхода/захода солнца.

Конечно, влажность играет большую роль в конденсации воды в воздухе, и общее практическое правило таково: чем больше воды в воздухе, тем легче образуется иней (при низких температурах) и роса (при низких температурах). теплая температура). Если вам не нравится вдаваться в подробности, просто посмотрите местный отчет о погоде по телевизору или в Интернете и обратите внимание на то, когда ожидаются заморозки.

Найдите подходящее место

Даже в самых оживленных городских районах часто есть участки живых изгородей или парков, куда вы можете отправиться и поймать что-нибудь дикое.

Для съемки природы вам понадобятся естественные объекты. В идеале вы бы нашли это в заповеднике, где земля и дикая природа находятся под защитой. Здесь вы, вероятно, откроете для себя замечательные виды флоры и фауны, которые вы вряд ли увидите в городских районах. Тем не менее, вы найдете вдохновение даже в центре города. Отправляйтесь в местный парк или сфотографируйте паутину в живой изгороди, когда вы рано утром отправляетесь на работу: на ней остаются капельки росы или осколки инея после долгой холодной ночи.

Правильное время

Мороз лучше всего появляется ранним холодным утром зимой.

К сожалению, вам придется быть ранней пташкой, если вы хотите поймать ледяного червя. Раннее утро — лучшее время, чтобы сделать эти невероятно нежные фотографии. Это потому, что вечера, хотя они могут быть холодными и даже туманными или туманными, с меньшей вероятностью вызовут мороз, потому что земля целый день нагревалась от солнца. Ночью, когда солнце закрыто землей, земля остывает и температура воздуха падает. Если условия правильные, вода в воздухе конденсируется на растениях, замерзает и воспринимается как иней. Итак, для этих бриллиантовых выстрелов вам нужно установить будильник.

Ищите свет

Правильно определить погоду и местоположение — это одно, но чтобы заставить изображения действительно петь, вы должны искать свет. К счастью, то же самое раннее утреннее исследование, чтобы найти иней, также предложит прекрасный золотой свет, когда восходит солнце. Опять же, вы можете обратиться к местному отчету о погоде, чтобы узнать время восхода солнца в вашем районе, или вместо этого выбрать специальные приложения для фотографии, такие как PhotoPills или The Photographer’s Ephemeris.

Спланируйте место съемки с помощью мобильного приложения, такого как PhotoPills или The Photographer’s Ephemeris, чтобы записывать такие параметры, как направление восхода и захода солнца, длина золотого часа и даже длина тени.

Эти приложения дают подробное представление о том, когда происходит восход солнца, как долго он длится, где и как долго будут тени, и даже позволяют вам перематывать вперед и назад во времени или бросать булавку в любую точку мира, если вы планируете заранее для поездки.

Очистка объектива

При перемещении из более теплой атмосферы (например, дома или автомобиля) в более холодную (например, на улице) передняя линза объектива может запотеть. Хотя это не постоянная неудача, это, безусловно, может задержать процесс, а вытирание джемпером может оставить грязные пятна, которые испортят последующие фотографии.

Не протирайте край объектива тканью, так как на нем могут быть мелкие частицы песка или пыли, которые могут вызвать микроцарапины. Вместо этого сначала продуйте передний элемент воздуходувкой, а затем протрите его. При необходимости добавьте немного чистящей жидкости для удаления пятен.

Лучший способ облегчить это — использовать обогреватель для линз или грелку для рук, обернутую вокруг корпуса объектива. Это предотвращает резкую разницу температур между линзой и воздухом и уменьшает или устраняет запотевание. Если вы окажетесь без этого, просто возьмите с собой воздуходувку для удаления частиц пыли, немного жидкости для очистки линз, чтобы предотвратить появление пятен, и используйте ткань из микрофибры, чтобы протереть стекло, не царапая его.
Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *