Вазари, Джорджо. Все картины художника
Джорджо Вазари родился 30 июля 1511 года в Ареццо, Италия, скончался 27 июня 1574 года во Флоренции. Итальянский художник, архитектор и писатель, который известен также биографиями итальянских художников эпохи Возрождения.
Ещё будучи ребёнком, Вазари был учеником Гульельмо де Марцилла, но главную подготовку он получил во Флоренции, где пользовался покровительством семьи Медичи. Обученный в кругу Андреа дель Сарто, Джорджо стал пожизненным поклонником Микеланджело. Как художник, Вазари был одновременно прилежным и плодотворным. Его живопись лучше всего представлена циклами фресок в Палаццо Веккьо во Флоренции и так называемой 100-дневной фреской, изображающей сцены из жизни Папы Павла III в Канчеллерии в Риме. Картины Вазари, часто создаваемые с помощью команды ассистентов, относятся к стилю тосканских маньеристов и часто подвергались критике за то, что они были слишком лёгкими, поверхностными и лишёнными чувства цвета.
Современные учёные рассматривают Вазари больше как архитектора. Его наиболее известными зданиями являются Уффици во Флоренции, начатая в 1560 году для Козимо Медичи, а также церковь, монастырь и дворец, созданные для Кавальери-ди-Сан-Стефано в Пизе. Эти проекты показывают влияние Микеланджело и являются выдающимися примерами стиля тосканского маньеризма.
Известность Джорджо Вазари как писателя основывается на его обширной книге «Жизнь самых именитых итальянских художников, скульпторов и архитекторов» («Le Vite de «più eccellenti architetti, pittori, et scultori italiani», 1550). В ней Вазари предлагает свой собственный критический взгляд на историю западного искусства через несколько предисловий и длинную серию биографий художников. В этой книге представлены три периода художественного развития: по мнению Вазари, превосходство искусства классической древности сопровождалось снижением качества во времена Тёмных веков, которое, в свою очередь, прекратилось с возрождением искусств в Тоскане в 14 веке, инициированным Чимабуэ и Джотто и кульминацией в работах Микеланджело. Второе и значительно расширенное издание «Жизни», в котором добавлены биографии ряда художников, современником Джорджо Вазари, а также собственная автобиография Вазари. Второе издание было переведено на многие языки.
Стиль письма Вазари в «Жизни» является анекдотическим и очень легко читаемым. Однако, когда факты были недостаточными, он, не колеблясь, заполнил пробелы информацией сомнительной достоверности. Его склонность к итальянскому (а точнее, к тосканскому) искусству также неоспорима. Несмотря на эти недостатки, работа Вазари представляет собой первый грандиозный пример современной историографии и оказалась чрезвычайно влиятельной. Каноны итальянских художников эпохи Возрождения, которые он раскрываеь в своей книге, остаются стандартом по сей день. Более того, траектория истории искусства, которую он представил, сформировала концептуальную основу для восприятия эпохи Возрождения и продолжает влиять на популярное восприятие истории западной живописи.
Джорджо Вазари
Многоликий Вазари
В литературном деле Вазари оказался универсалом: и учёный-теоретик, и биограф-документалист, и писатель-новеллист, да и просто отменный рассказчик.Первая часть «Жизнеописаний» открывает нам Вазари-теоретика рисунка — именно рисунок он считал основой основ пластических искусств. Эта часть стала впоследствии фундаментом для искусствоведения как науки. Мы все до сих пор оперируем периодизацией, предложенной как раз Вазари: Античность, Средние века, .
Вторая часть «Жизнеописаний» состоит из отдельных биографий художников, архитекторов и скульпторов. Многие разборы их произведений, сделанные Вазари, остроумны и точны, они и сейчас не кажутся устаревшими или наивными. Но не в этом соль и не в этом прелесть. Каждую из биографий Вазари пишет как занимательную историю, поучительную и остросюжетную новеллу.
Со страниц «Жизнеописаний» смотрит на нас настоящий художественный паноптикум.
Не будь в нашем распоряжении действительно титанического по объему и качеству труда Вазари, мы, пожалуй, никогда не узнали бы:
— Что зачинатель итальянского искусства Чимабуэ был «заносчивым и презрительным» и немедленно бросал начатую работу, если кто-то осмеливался даже шепотом усомниться в её качестве.
— Что «коварный» Андреа дель Кастаньо был завистлив едва ли не больше, чем талантлив, да и вообще «человек звериного нрава»: похоже, он из зависти убил своего учителя.
— Что Мазаччо, не в пример этим двоим, был от природы добрым, но при этом «весьма рассеянным и очень беспечным» — настолько, что даже «никогда и никак не хотел думать о житейских делах и заботах, в том числе даже о своей одежде».
— Что фра Филиппо Липпи в школе был невозможно туп к наукам, но все время «рисовал уродцев», а в 17 лет написал такую фреску, что все решили, будто в него вселился дух гениального Мазаччо, после чего фра Филиппо настолько ошалел от похвал, что «смело снял с себя рясу» и отправился в морское путешествие, где попал в рабство к маврам.
— Что Паоло Уччелло был одержим изучением перспективы, отчего и сделался «нелюдимым, странным, мрачным и бедным». А когда постаревший Уччелло, наконец, женился, даже юные прелести жены Томмазы не могли отвлечь его от штудирования «сладостной перспективы».
Словом, если бы не Вазари, мы были бы лишены тысяч и тысяч занимательнейших подробностей. И это было бы неимоверно жаль.
Джорджо Вазари картины
Джорджо Вазари при жизни был весьма известным и популярным живописцем и архитектором. В наши дни он, прежде всего, известен как основатель искусствоведения. Его грандиозная энциклопедия «Жизнеописания самых знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», который обычно кратко называют «Жизнеописания», является ценным источником сведений (и забавных анекдотов) о великих мастерах прошлого.
Вазари родился 30 июля 1511 года в Ареццо (Тоскана). Еще ребенком, благодаря рекомендации своего родственника Луки Синьорелли, стал учеником известного мастера витражей, Гильома де Марсилья. В 16 лет отправился во Флоренцию, где стал вхож в круг живописца Андреа дель Сарто. Был близким другом Микеланджело, чье влияние отразилось на собственном живописном стиле Вазари. Большинство живописных работ мастера, в том числе фрески Вазари, сохранились до наших дней. Художник отличался энергичностью и скоростью; картины, выполненные в стиле маньеризма, пользовались успехом у публики, хотя современные критики отмечают в них некоторые ошибки. В качестве архитектора он работал как над перестройкой и модификацией уже существующих сооружений, так и возводил здания по собственным проектам. К примеру, в 1562 Вазари построил купол для собора Богородицы Смирения в Пистое, который считается одним из выдающихся архитектурных сооружений Высокого Возрождения. В Риме он построил здание для Папы Юлия III, известное как Вилла Джулия – сейчас это национальный музей этрусского искусства.
Однако делом всей жизни Вазари стала работа над первой энциклопедией по искусствознанию. «Жизнеописания» были впервые изданы в 1550 году. Именно Джорджо Вазари впервые в литературе использовал термин «Возрождение»; он также ввел в обиход выражение «готическое искусство». Энциклопедия в первой редакции отражала вкусы и взгляды самого Вазари и не отличалась беспристрастностью – большая часть текста была посвящена флорентийскому искусству; основные заслуги также приписывались флорентийским мастерам (в ущерб венецианским художникам, да и всем остальным европейцам). Перед изданием второй редакции своего труда Вазари посетил Венецию и внес кое-какие корректировки и дополнения в «Жизнеописания». Хотя Вазари не слишком утруждал себя проверкой дат в архивах (и современное искусствоведение внесло поправки в его датировки), за малым исключением его эстетические суждения отличаются острой наблюдательностью, вкусом и объективностью. Второе издание «Жизнеописаний» было опубликовано в 1568 году.
Карьера Джорджо Вазари сложилась успешно; он заработал солидное состояние и выстроил себе роскошную виллу в родном Ареццо. Был избран гонфалоньером и при финансовой поддержке Козимо Медичи основал первую Академию живописи во Флоренции. Джорджо Вазари коллекционировал живописные полотна и другие произведения искусства, и теперь его вилла превращена в музей, посвященный его памяти.
Художник Джорджо Вазари картины
Аллегория непорочного зачатия
Благовещение
Джорджо Вазари автопортрет
Искушения Св. Джерома
Мученичество Св. Стефана
Персей и Андромеда
Поклонение пастухов
Портрет Лоренцо ди Пьеро де Медичи (Великолепного)
Терпение
Джорджо Вазари. Художник и искусствовед в одном лице
Джорджо Вазари. Автопортрет. 1560-е года. Галерея Уффици, Флоренция. Wikipedia.orgДжорджо Вазари – представитель итальянской школы Эпохи Возрождения. Современник и ученик Микеланджело Буонаротти. Придворный мастер семьи Медичи.
Джорджо родился 30 июля 1511 года в городке Ареццо (Итальянская провинция Тоскана). Его отец занимался гончарным делом. Фамилия Вазари произошла от прозвища vasaiо – гончар (итал).
С детства Джорджо Вазари был любознательным, настырным ребенком. Он активно помогал отцу в его мастерской. Любил подолгу рассматривать фрески, украшавшие местный храм.
Будучи старшим ребенком в семье, Джорджо стал рано зарабатывать на жизнь. В возрасте 11 лет он напросился быть подмастерьем у художника-витражиста.
Одаренного мальчика заметил кардинал Пассерини. И отправил его во Флоренцию, в мастерскую знаменитого мастера Андреа дель Сарто. Ни много, ни мало тот дружил с Рафаэлем, Микеланджело и Леонардом да Винчи.
За несколько лет обучения у гениальных мастеров Вазари получил достойное гуманитарное образование. Дель Сарто дал своему ученику прекрасную школу живописи.
Как говорил впоследствии сам Вазари, его учитель был одарен не меньше, чем Рафаэль или Микеланджело. Но при всем таланте ему не хватило дерзости и амбиций, чтобы достичь вершин славы.
Микеланджело давал в мастерской Сарто уроки архитектуры и скульптуры. Это также не прошло даром для одаренного Джорджо Вазари. Впоследствии он станет и архитектором.
Одно из самых известных его архитектурных творений – коридор Вазари. Он был построен для семейства Медичи, чтобы они могли переходить из одного дворца в другой, не выходя на улицу.
Коридор Вазари. 1565 г. ФлоренцияМолодой Вазари, как губка, жадно впитывал все знания, которые встречались на его пути. Он будто чувствовал, что самые яркие представители эпохи неспроста вошли в его жизнь.
Будучи амбициозным и настойчивым, он уже знал, что его жизненный путь будет особенным. Этому еще способствовало то, что подросток стал пользоваться благосклонностью представителей семьи Медичи: Ипполито и Александра.
Джорджо Вазари. Портрет Лоренцо Медичи Великолепного. 1530-е года. Галерея Уффици, Флоренция. Muzei-Mira.ruПосле изгнания Медичи из Флоренции в 1527 году Вазари пришлось вернуться в Ареццо. В это же время умирает отец Вазари. Джорджо становится единственным опекуном и кормильцем младших братьев и сестер.
Он рисует фрески, берет заказы на картины, активно изучает ремесло обработки золота и серебра. В поисках работы и заказов Джорджо Вазари колесит по Италии.
Когда в 1531 году Медичи при помощи Карла V возвращаются во Флоренцию, Вазари приезжает под покровительство герцога Александра, большого ценителя искусства. В это время Джорджо выполняет множество больших многофигурных картин и занимается преподаванием. А ему на этот момент, заметьте, чуть более 20 лет!
Как поговаривали злые языки, в скорости написания картин Вазари большую роль играл не талант художника, а расторопность его учеников.
Мастер лишь давал основные композиционные решения будущего полотна, а все остальное якобы выполняли его подмастерья. Впрочем, услугами учеников в 15-17 веках пользовались многие мастера. И Рафаэль, и Тициан, и Рубенс.
Так или иначе, но количество полотен, оставленных Джорджо Вазари, впечатляет.
Джорджо Вазари. Снятие с креста. 1540-е года. Монастырь Камалдоли, Тоскана. Artita.ruВ 1537 году в результате заговора Александр Медичи погибает от рук заговорщиков. Но Вазари к этому времени уже уверенно стоит на ногах. Он востребован и известен как художник, получает множество заказов из разных городов.
До 1553 года Джорджо Вазари побывал во всех крупнейших городах Италии, включая Рим. Расписывая стены соборов, продавая свои картины и выполняя качественные копии великих художников, Вазари неплохо зарабатывает.
Джорджо Вазари. Деталь фрески “Рождение Венеры”. 1550 г. Палаццо Веккьо, Флоренция. Artchive.ruВ 1547 году он отстроил роскошный особняк на своей родине – в Ареццо, в здании которого в настоящее время расположен музей Джорджо Вазари.
Картины Джорджо Вазари выполнены в стиле маньеризма, возникшего на основе позднего Возрождения.
Джорджо Вазари. Персей и Андромеда. 1572 г. Палаццо Веккьо, Флоренция. Wikiart.orgМаньеризм отличается особой вычурностью и постановочностью сюжета, неестественными и артистичными положениями действующих лиц. Большей частью картины Вазари посвящены библейским и античным сюжетам.
Вазари в России
Несмотря на огромное наследие Вазари, в России его работ очень мало. “Собственным Вазари” могут похвастаться лишь два русских музея.
Картина “Триумф Вакха”, относящаяся к 1560-м годам, находится в Радищевском музее в Саратове.
Джорджо Вазари. Триумф Вакха. Около 1560 г. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. РадищеваОна была отобрана по разрешению Александра III из запасников Эрмитажа А.П. Боголюбовым (основателем Саратовского музея).
До недавнего времени под сомнением было подлинное авторство картины. Но последние исследования, проведенные искусствоведами, доказали, что “Триумф Вакха” действительно принадлежит кисти Джорджо Вазари.
О картине читайте подробнее в статье “7 картин Радищевского музея, которые стоит увидеть”.
Одного Вазари Эрмитаж оставил себе. Так как сомнений в его авторстве никогда не было. Речь идёт о картине “Обручение святой Екатерины”.
Джорджо Вазари. Обручение святой Екатерины. 16 век. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Artchive.ruКак Вазари стал первым искусствоведом
Джорджо Вазари оставил о себе память и как первый искусствовед в истории: он создал “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1550 г.).
К этому монументальному труду Вазари отнесся очень добросовестно. На протяжении всей жизни продолжал вносить дополнительные сведения о современных деятелях искусств.
В “Жизнеописаниях” представлены более 200 биографий представителей эпох Античности, Средневековья и Возрождения (именно Вазари первым так назвал эти Эпохи).
В его времена немало писалось биографий художников. Но именно “Жизнеописания” до сих пор популярны. Ни одно исследование тех эпох не обходится без ссылки на Вазари.
Почему же он так популярен? Дело в стиле написания. Он добавляет в биографии мастеров много интересных подробностей о характере художников.
Именно благодаря ему мы знаем, что Джотто был ещё тот шутник; Мазаччо был добродушным, но витающим в облаках; а Уччелло был помешан на совершенствовании мастерства, так, что не замечал ничего вокруг, даже свою прекрасную молодую жену.
Не забыл Вазари оставить и своё жизнеописание. Все-таки он был честолюбивым человеком. А ещё считал себя в первую очередь художником. И именно в этом качестве хотел войти в историю. Но получилось не совсем так, как он планировал.
Умер Джорджо Вазари 27 июня 1574 года во Флоренции.
Автор: Оксана Копенкина
Перейти на главную страницу
Джорджо Вазари: картины, биография
Джорджо Вазари — один из когорты великих людей эпохи Возрождения, «универсальный солдат» от искусства, которому подчинилась не только живопись, но и архитектура. Вазари оказался талантлив не только в этой сфере, и в наши дни у широкой публики он более известен как автор «Жизнеописаний» — монументального труда, в который попали биографии множества знаменитых и талантливых людей. Точные даты и подробности их жизни нам известны благодаря титанической работе Вазари, который посвятил ей практически всю свою жизнь. Его можно считать основателем искусствоведения, так как именно с его «легкой руки» и началось пристальное, на научной основе, изучение творчества художников, графиков, скульпторов и архитекторов.Именно в Ареццо была заложена основа будущих «Жизнеописаний». Мастер Россо, фактически давший юному Вазари средства к пропитанию и пару дельных советов, стал первым художником, получившим описание своих трудов и достижений в будущей знаменитой книге.
Из-за осады Флоренции в 1529 году Вазари вынужден был бежать и путешествовать по стране в поисках работы и покровителя. Он побывал в Пизе и других местах, а затем встретился с Ипполито Медичи, забравшего его в Рим. Там у него появились первые крупные заказы и была создана картина «Венера и Грации», написанная по заказу Медичи.
С восстановлением власти Медичи во Флоренции Вазари возвращается в этот город, где успешно работает и даже преподает архитектуру и декорирование. В это время он много пишет и возводит декоративные постройки.
Живопись Вазари — это впечатляющий образчик тосканского маньеризма. Он предпочитал многофигурные броские композиции, холодную цветовую гамму, пользовался услугами подмастерий, благодаря чему даже масштабные полотна создавались очень быстро. К чести Вазари, он всегда упоминал имена своих помощников, которые даже сохранились в «Жизнеописаниях».
В архитектуре он преуспел намного меньше, но в ту эпоху титанов сделать это было достаточно сложно. С перестройкой нескольких строений он не справился, а вот возведение новых зданий по своим чертежам показали своеобразное видение пространства и индивидуальность Вазари. К сожалению, как архитектор он известен намного меньше, чем как автор «Жизнеописаний».
Это был труд всей его жизни, который подвергался корректировке и литературной обработке даже после его окончания в 1550 году. В книгу вошли жизнеописания и творчество множества современников Вазари и во многом именно благодаря его литературному подвигу мы так много знаем о жизни и искусстве Италии этого периода.
Джорджо Вазари и его таланты
Джорджо Вазари (Giorgio Vasari, 1511-1574) часто называют автором одной книги. На самом же деле он – творческий человек с множеством талантов и увлечений, создавший не один шедевр.
О нем можно сказать, что он родился в нужное время и в нужном месте. Будущий живописец, архитектор и писатель с ранних лет был окружен прекрасным, а первый учитель живописи у него появился уже в 11 лет: в качестве наставника Лука Синьорелли, двоюродный брат Джорджо, посоветовал пригласить французского художника, мастера витража Гильома де Марсилья, который в то время расписывал церковь в Ареццо.
Вскоре Вазари покинул родной город и уехал учиться во Флоренцию, центр искусств того времени. Его учителем стал Андреа дель Сарто, но, пожалуй, на стиль его письма большее влияние оказал величайший мастер эпохи Возрождения Микеланджело, с которым юноше посчастливилось познакомиться. Но, к сожалению, обстоятельства сложились так, что во Флоренции Джорджо прожил недолго: ему пришлось вернуться в Ареццо, a после смерти отца надо было содержать большую семью.
В Ареццо он выполнил несколько небольших заказов, и тут судьба вновь преподнесла ему подарок – молодой человек познакомился с известным итальянским живописцем Россо Фьорентино, советы которого оказались весьма полезными для начинающего художника. Впоследствии Россо стал первым, о ком Вазари написал в своей знаменитой книге «Жизнеописания».
В 17 лет Джорджо в поисках работы отправился путешествовать по Италии. Вероятно, он и впрямь принадлежал к людям, которым часто и по-крупному везет: счастливый случай свел его с известным покровителем искусства Ипполито Медичи, который пригласил его в Рим. Трудолюбие и несомненный талант Вазари не остались незамеченными, и он получил свой первый крупный заказ – написать картину «Венера и Грации». А потом заказы следовали один за другим. Уникальность Вазари была в быстроте исполнения его работ. Правда, иногда он прибегал к помощи молодых помощников, но, справедливости ради, нужно сказать, что о них он впоследствии не забыл упомянуть в своем труде «Жизнеописание».
Вазари был ярким представителем тосканского маньеризма, в его картинах отчетливо просматриваются изменения, которые происходили в живописи на пути от Средневековья к Новому времени. Говоря же о «личном мастерстве» художника нельзя не отметить, что его работы, написанные в холодной цветовой гамме, не всегда гармоничны, изображения героев «грешат» анатомическими неточностями и в них нет особой глубины чувств.
Одна из самых ранних сохранившихся работ – портрет Алессандро Медичи в массивных рыцарских доспехах, который хранится в музее Палаццо Питти. Вазари мастерски изобразил черный металл, но эта «похожесть» далась художнику нелегко. Ему казалось, что блеск и блики металла на картине недостаточно реалистичны. Сомнения автора сумел развеять только его давний знакомый Якопо Понтормо, который, увидев работу, сказал:
«Сын мой, блеск на картине никогда не будет казаться тебе настоящим, пока рядом сияют на солнце настоящие доспехи. Убери их с глаз, и сразу поймёшь, что твоё изображение не так уж плохо!»
После того как Вазари стал известным и богатым, он купил большое поместье в Ареццо, где расписал дом соответственно своим представлениям о красоте: каждая стена в нем была украшена изображениями мест, где ему приходилось творить. Художник искренне считал, что его работы в разных городах будили в людях чувство прекрасного.
Что касается архитектуры, то успех на этом поприще был гораздо скромнее, чем в живописи. Вазари не смог тягаться в монументальной архитектуре с титанами того времени. Несколько уже готовых зданий перестроить не удалось, так как он не сумел сохранить архитектурное единство. A сооружения, созданные по его собственным проектам, показали хоть и своеобразное, но достаточно приемлемое видение пространства. Его архитектурное дарование раскрылось в двух зданиях — для папы Юлия III в Риме и Уффици во Флоренции, которое сейчас известно как «Коридор Вазари» (Corridoio Vasariano).
В середине этого сооружения, протянувшегося над мостом Понте Веккьо, расположены панорамные окна, обращенные к реке Арно, в направлении Понте-Санта-Тринита. По приказу Бенито Муссолини в 1939 году они были заменены на большие в связи с официальным визитом Адольфа Гитлера. Дуче хотел, чтобы тот мог насладиться открывающимся из коридора видом Флоренции.
Настоящую известность Джорджо Вазари принесла его книга «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti). Это был труд всей его жизни, который даже после завершения не раз подвергался корректировкам. В нем он собрал «золотую коллекцию» авторов, описал их жизнь и творчество. Это произведение стало своеобразной энциклопедией, как для его современников, так и будущих живописцев. В книге он также в мельчайших подробностях описал свои собственные работы.
И что удивительно: в историю искусства, по большому счету, Джорджо Вазари вошел все-таки как автор «Жизнеописания», но себя он считал не литератором, a художником. Приоритеты он расставил сам:
«Мои руки привычны скорее к кистям, чем к перу… Занята моя голова скорее рисунками, чем писаниной»
Творчество Джорджо Вазари (1511-1574)
Автопортрет
Художественное творчество Джорджо Вазари, флорентийского архитектора, живописца, историка искусства и писателя, относится к очень сложному периоду в истории Италии. По-прежнему раздробленная страна ведет бесконечные войны, попадая в зависимость от могущественных королевств Европы — Испании и Франции. Эти войны разоряли страну, разрушали ее экономический потенциал. Кроме того, усиливается реакционная власть папы римского, утвердившего в 1540 году орден иезуитов, восстановившего инквизицию, издавшего «индекс запрещенных книг». Вместе с тем итальянцы не могли забыть гениальных творений мастеров Возрождения, они жили в окружении произведений «божественного» Леонардо, Рафаэля, еще создавали свои, полные трагического пафоса, скульптуры и картины Микеланджело и Тициан. Художники жадно изучают принципы великого искусства, на основе которого каждый вырабатывает свою «манеру» изображения, как говорили в то время, — отсюда возник и термин «маньеризм». Дж. Вазари был одним из крупнейших художников этого направления в искусстве Италии. Большую часть своей жизни он провел при дворе тосканского герцога Козимо I Медичи. Вазари был постоянным советником герцога по вопросам искусства, консультантом флорентийской Академии рисунка. Кроме того, у него было много архитектурных и живописных заказов. Вазари родился в Ареццо, его отец был художником. Учился он у Микеланджело, который стал его кумиром на всю жизнь, потом перешел в мастерскую Андреа дель Сарто. Помимо этого, днем и ночью он копировал фрески и картины великих мастеров — позднее художник часто обращался к этим рисункам. В 16—17 лет Вазари получил свои первые заказы и сразу же образовался круг его постоянных заказчиков, среди которых был Алессандро Медичи. Его портрет Вазари написал в 1534 году: «И вот на картине в три локтя высотой я изобразил с натуры самого герцога Алессандро в полном вооружении, но с замыслом необычным, посадив его на седалище, состоящее из прикованных друг к другу пленников, и со всякими другими фантазиями. И я помню, что помимо самого портрета, который вышел похожим, я чуть с ума не сошел, пытаясь передать блеск доспехов с их белизной, бликами и всем, что им свойственно». Герцог остался доволен портретом. Вазари всегда умел тонко польстить заказчикам. Когда художник украшал фресками палаццо Веккио, он исполнил портрет Козимо I. Как щедрый меценат сидит флорентийский герцог среди художников, которые протягивают ему свои произведения. Вся композиция, при парадной репрезентативности, отличается продуманной сдержанностью. Портрет — один из наиболее популярных жанров в искусстве маньеризма, в котором художники добились значительных результатов. Не уступает портрету и монументальная живопись. В течение всего XVI века заново украшаются старые дворцы и возводимые новые палаццо. В 1546 году, в Риме во дворце Канчеллерия, Вазари украшает фресками зал Ста дней. Заказчиком был кардинал Фарнезе, который хотел, чтобы фрески были выполнены в течение ста дней (отсюда и название зала). Они были выполнены в срок, но Вазари пришлось привлечь к работе всех своих учеников, о чем позднее он сожалел — эти фрески не стали удачей мастера. В этом дворце находилась канцелярия папы Павла III, и весь цикл фресок прославляет его деятельность. На двух торцовых стенах было написано по одному сюжету, а на продольных — два. В центре каждой сцены — изображение Павла III, его окружает многочисленная свита, где много портретов реальных политических деятелей этого времени. Папа принимает послов, благословляет Добродетель, устанавливает мир в Европе, приведя к соглашению императора Карла V с королем Франциском. Но слишком подчеркнутая монументальность и репрезентативность композиции не соответствуют их внутренней значительности. Здесь слишком много внешних эффектов. Для монументальной живописи маньеризма характерна еще одна черта — противоречие между реальным и созданным пространством, поэтому исчезает архитектоническая согласованность декоративного ансамбля Возрождения. Эти же черты отличают фрески Вазари в палаццо Веккио во Флоренции, прославляющие дом Медичи. В 50-е годы XVI столетия Вазари принимал участие в строительстве виллы «Джулия» для папы Юлия III вместе с Виньолой и Амманати, ведущими зодчими этого времени. Лучшим созданием Вазари в архитектуре стала улица Уффици во Флоренции, соединяющая площадь Синьории с набережной реки Арно. Уффици находится между двумя параллельными зданиями, в которых помещались правительственные учреждения. У набережной они соединяются переходным корпусом с аркой-лоджией в первом этаже. Еще в XV веке мечтали зодчие о создании города, который был бы разумно распланирован, где были бы широкие свободные улицы, украшенные величественными зданиями. И поэтому улица, построенная Вазари, имела очень важное значение для решения градостроительных задач. В 1546 году на ужине у кардинала Алессандро Фарнезе писатель Пасло Джовио, автор жизнеописаний знаменитых людей, создатель галереи исторических портретов, предложил Вазари продолжить его работу и написать биографии художников. И уже в 1550 году вышло первое издание этого труда Вазари проделал колоссальную работу, собрав и обработав огромный материал. Как художник он хорошо понимал все особенности творчества, проследил эволюцию пластических искусств с середины XIII века, от Чимабуэ до середины XVI века, кончая собственной биографией. Внимательно анализирует он выдающиеся произведения и называет имена художников, о которых без него не было бы ничего известно. Во время сбора материала он изучает памятники искусства, пытаясь выявить закономерности в смене стилей, отличительные особенности каждой школы, их влияние друг на друга. Каждая биография, рассказанная Вазари, это не только факты, но еще и маленькая новелла о художнике, его привычках, друзьях и врагах. Первое издание разошлось моментально. Через 18 лет выходит второе издание, которое было дополнено теоретическим трактатом. Здесь впервые был введен термин «Возрождение». Вазари, так же как его современники, средневековое искусство считал глубоким упадком, в котором культура находилась почти тысячу лет, а свою эпоху, которая обратилась к светлым идеалам античности, — возрождением искусства. Античность была высочайшей, но вполне достижимой нормой и идеалом, античные мастера «учились у природы», поэтому художники должны учиться у нее. В своей деятельности Вазари знал и неудачи и успех. Он создал много произведений: монументальные фрески и картины на аллегорические и религиозные сюжеты, строил дворцы, организовывал улицы, но самым великим его творением остались жизнеописания художников.
Труд Вазари: Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 1—5. Галерея картин Джорджо ВазариПоследние материалы в этом разделе:
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
Джорджо Вазари: жизнь и произведения
Джорджио Вазари был очень плодовитым и эклектичным художником . Он родился в Ареццо в 1511 году и умер во Флоренции в 1574 году, и сыграл важную роль в фильме Дэна Брауна Inferno .
Он был блестящим эрудитом , и его опыт охватывал множество различных предметов, включая письмо, живопись и планирование.
Ранние годы
Вазари, рекомендованный в раннем возрасте своим двоюродным братом Лукой Синьорелли, стал учеником Гульельмо да Марсилья, искусного художника по витражам.Отправленный кардиналом Сильвио Пассерини в Флоренция в возрасте шестнадцати лет, он присоединился к кругу Андреа дель Сарто и его учеников Россо Фьорентино и Якопо Понтормо, где поощрялось его гуманистическое образование. С ним подружился Микеланджело , чей стиль живописи повлиял на его собственный.
Благодаря своей славе и таланту, Вазари был одним из самых важных придворных художников Медичи. Вазари познакомился с Микеланджело, Россо Фьорентино и Витторе Гиберти.Он часто путешествовал , посетив Рим, Венецию, Болонью, Пизу, Неаполь, и в каждом городе, включая его родной город Ареццо, он оставил образцы своего искусства и кое-что узнал о художественных тенденциях того времени.
Живопись
В течение первой части своей творческой карьеры он посвятил себя живописи .
В 1529 году Вазари посетил Рим , где изучал работы Рафаэля и других художников эпохи Римского Высокого Возрождения .Его живопись в Риме лучше всего представлена так называемой 100-дневной фреской (1547), изображающей сцены из жизни Папы Павла III, в Palazzo della Cancelleria .
Живопись маньеризма Вазари вызывала больше восхищения при его жизни, чем после. Картины Вазари, часто создаваемые с помощью команды помощников, выполнены в стиле тосканских маньеристов и часто критикуются как поверхностные, поверхностные и лишенные чувства цвета.Современные ученые считают Вазари архитектором больше, чем художником.
Некоторые из его самых известных работ: Портрет герцога Алессандро Медичи (Ритратто ди Алессандро де Медичи), Рождество Христово для монастыря Камальдоли (Natività Camaldoli) и Аллегория Непорочного зачатия ( Allegoria dell’Immacolata Concezione) в церкви Святого Апостола во Флоренции.
Впоследствии он посвятил себя производству запрестольных образов и фресок .
Козимо I Медичи хотел окружить себя самыми известными художниками того времени, поэтому он пригласил Вазари переехать во Флоренцию. Эта встреча привела к партнерству , которое обогатило Флоренцию важными работами.
Фактически, Козимо I заказал Вазари работы почти на всех строительных площадках Флоренции, города, богатого художественным брожением. Вазари создал украшения в Палаццо Веккьо (Покои стихий, Кварталы Льва X, Зал пятисот, Студиоло Франческо I).
Украшение Зала пятисот ( Salone dei Cinquecento ) потребовало значительной работы, которую Вазари выполнил в два этапа, прерванных периодом в Риме, где он расписал фресками несколько часовен Ватикана. В Зале пяти сотен Вазари построил великолепный потолок , обшитый панелями, , и ряд известных картин до сих пор обогащают его.
На стенах Вазари нарисовал шесть батальных сцен , представляющих военные успехи Козимо I над Пизой и Сиеной, включая битву при Марчиано (также называемую битвой при Сканнагалло).Он также украсил Студиоло Франческо I в стиле маньеризма того времени.
Далее Вазари работал над украшениями купола Флорентийского собора , но они остались незаконченными после его смерти и были завершены позже Федерико Зуккари. В куполе, однако, мы все еще можем полюбоваться рядом его фресок .
Архитектура
Помимо карьеры художника, Вазари добился больших успехов в качестве архитектора .
В Риме Вазари работал с Джакомо Бароцци да Виньола и Бартоломео Амманати на вилле Джулия Папы Юлия III.
Именно во Флоренции мы можем полюбоваться главным вкладом Вазари в архитектуру.
В этом городе в 1565 году Вазари построил длинный коридор, который теперь называется Коридор Вазари , который соединяет Уффици с Палаццо Питти на другой стороне реки. Закрытый коридор проходит вдоль реки Арно по аркаде, пересекает Понте Веккьо и огибает несколько зданий снаружи.
Его Лоджия Уффици у Арно открывает вид на дальний конец своего длинного узкого двора, уникального элемента городского планирования, который функционирует как общественная площадь и который, если рассматривать его как короткую улицу, уникален. как улица эпохи Возрождения с единой архитектурой. Вид на лоджию со стороны Арно показывает, что коридор Вазари — одно из очень немногих построек, выстилающих реку, открытых для самой реки и, кажется, окружающих прибрежную среду.
Вазари также отреставрировал средневековые церкви Санта-Мария-Новелла и Санта-Кроче . В обоих случаях он удалил оригинальную решетку и чердак и переделал ретро-хоры в стиле маньеризма своего времени. В церкви Санта-Мария-Новелла изображена картина Воскресение и четыре святых.
В Санта-Кроче он отвечал за картину Поклонение волхвов , заказанную Папой Пием V в 1566 году и завершенную в феврале 1567 года.
Жития выдающихся художников, скульпторов и архитекторов
В 1550 году Вазари написал «Жизни выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» ( Le Vite de ’più eccellenti pittori, scultori, e architettori da Cimabue insino a’ tempi nostri ), его самое знаменитое литературное произведение . Второе издание 1568 года стало классикой историографии искусства: это фундаментальный текст, изменивший образ мышления об истории искусства, а также ценный источник новостей.
В своей жизни Вазари описал эволюцию итальянского искусства , от инноваций Джотто до прославленного совершенства Микеланджело, через серию биографий художников с информацией об их произведениях искусства, стилях и техниках. Также включены несколько анекдотов и рассказов.
Книга открывается длинными введениями в историю и технику живописи, скульптуры и архитектуры , которые практиковались в Италии со времен Средневековья, а затем переходит к хронологической серии жизней великих возродителей живописи (Джотто), скульптуры. (Пизани) и архитектура (Арнольфо ди Камбио), достигнув кульминации в жизни Микеланджело, мастера всех трех искусств, которому тогда было 75 лет.Вкратце, книга стремилась показать, как итальянские, и особенно тосканские художники возродили славу классического искусства в конце 13 века, достигнув крещендо в Микеланджело. Вазари также демонстрирует тревожное осознание того, что, если бы Микеланджело достиг совершенства, мог бы последовать только упадок.
В 1568 Вазари произвел второе издание , намного больше оригинала и содержащее множество изменений, особенно в более ранних жизнях. В нем также есть много новых биографий живых (или недавно умерших) художников, поэтому он является важным источником для современников Вазари.Он отводит больше места нефлорентийским художникам и даже упоминает одного или двух не итальянцев.
Наиболее важные изменения происходят в жизни Микеланджело, который умер в 1564 году. Частично пересмотр более ранней жизни Вазари был вызван публикацией в 1553 году Жизни Микеланджело , написанной Асканио Кондиви , ученик Микеланджело и, вероятно, частично продиктован мастером. Таким образом, версии Вазари и Кондиви дают нам уникальную современную картину жизни и творчества величайшего итальянского художника того времени.
Биографии Вазари, естественно, наиболее надежны для художников его собственного и предыдущего поколения. Широко признано, что «Жития художников» необходимо дополнять современными критическими исследованиями. Тем не менее, его влияние не имеет себе равных : эта книга сформировала и определила то, как мы думаем об искусстве эпохи Возрождения, и была принята в качестве своего рода классического справочника справочника для имен художников.
Почти невозможно представить историю итальянского искусства без Вазари, настолько фундаментальна его жизнь.Это первая реальная и автономная история искусства , как благодаря ее монументальному размаху, так и интеграции отдельных биографий в единое целое.
Социальное положение
Вазари при жизни пользовался высокой репутацией и сколотил значительное состояние. В 1547 году он построил себе прекрасный дом в Ареццо (ныне музей его имени) и украсил его стены и своды картинами. Он был избран в муниципальный совет или априори своего родного города и, наконец, дослужился до высшей должности гонфалоньера .
Кроме того, во дворце, где когда-то жил Вазари во Флоренции, теперь находится музей , расположенный в борго Санта-Кроче 8. Дом Вазари был резиденцией этого великого флорентийского художника, архитектора и историка искусства. Замечательный цикл фресок в зале, который он спроектировал и построил.
В 1563 году он помог основать Флорентийскую академию и компанию искусств рисования ( Accademia e Compagnia delle Arti del Disegno ) с Великим герцогом Козимо I и Микеланджело в качестве капитанов учреждения и 36 художников, выбранных в качестве членов. .
Он состоял из двух частей: Company , своего рода гильдии для всех работающих художников, и Academy , для более выдающихся творческих личностей двора Козимо, которым было поручено руководить художественным производством в Тоскане. Позже он был назван Accademia delle Arti del Disegno .
Этот пост был первоначально опубликован 17 июня 2013 г. и был обновлен и дополнен 15 февраля 2017 г.
Рисунки Викимедиа и Палаццо Веккьо: soffitto del salone dei Cinquecento, автор Франческо Гаспаретти CC BY 2.0
Сальва
Флоренция Инферно
Florence Inferno — это блог о флорентийских загадках, символах и местах, упомянутых в последнем романе Дэна Брауна Inferno , и многом другом о городе. Мы также предлагаем пешеходную экскурсию по аду, которая идет по стопам Роберта и Сиенны, а также электронную книгу с аудиоверсией.
.Джорджо Вазари (1511–1574)
Джорджо Вазари родился в Ареццо, Тоскана, в 1511 году. Он был разносторонним художником. Живописец, архитектор, коллекционер произведений искусства, писатель и историк, Вазари сегодня известен прежде всего как автор «Жизни самых известных художников, скульпторов и архитекторов». Основополагающая книга истории искусства; он послужил прототипом для всех биографий художников.
Происходящий из поколения в поколение гончаров, Вазари получил свое художественное образование в Ареццо у художника и мастера по изготовлению витражей Гийома де Марсийя.Он также получил базовые гуманистические знания, в том числе латынь. Впоследствии он переехал во Флоренцию, где работал под руководством художника Андреа Дель Сарто и скульптора Баччо Бандинелли. Вазари сделал плодотворную карьеру в городе, работая в основном на семью Медичи, особенно на Козимо I, великого герцога Тосканы. Он подружился со многими художниками, включая Микеланджело, которые оказали влияние на его стиль.
Вазари много путешествовал, работая в Риме, Неаполе и в родном Ареццо. Он приехал, чтобы специализироваться на крупных заказах, и у него была оживленная мастерская.Среди его достижений была обширная реконструкция и фресковое оформление Палаццо Веккьо во Флоренции между 1555 и 1572 годами. Самой известной его работой как архитектора является лоджия Палаццо дельи Уффици, выходящая на реку Арно.
Необычно образованный для художника своего времени, 1540-х годов, Вазари стал участвовать в описании жизней, времен, работ и техники великих художников того периода, который он называл Ренессансом, определяя этот термин в том виде, в каком мы его понимаем сегодня. В 1550 г. во Флоренции было опубликовано первое издание «Жития самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов».Это хроника развития искусств в направлении большего натурализма и рационального идеализма. В 1568 году он опубликовал вторую, значительно расширенную версию книги. Он остается фундаментальным для изучения западного искусства.
Вазари умер 27 июня 1574 года, когда усердно работал над украшением купола собора во Флоренции.
.Джорджио Вазари | Итальянский художник и писатель
Джорджо Вазари , (родился 30 июля 1511 года, Ареццо [Италия] — умер 27 июня 1574 года, Флоренция), итальянский художник, архитектор и писатель, наиболее известный своими важными биографиями итальянского Возрождения. художники.
Британская викторина
Путешествие вокруг света
Какое из древних чудес света существует сегодня?
В детстве Вазари был учеником Гульельмо де Марсильята, но решающее значение получил во Флоренции, где он пользовался дружбой и покровительством семьи Медичи, обучался в кругу Андреа дель Сарто и на всю жизнь стал поклонником Микеланджело.Как художник Вазари был одновременно прилежным и плодовитым. Его живопись лучше всего представлена циклами фресок в Палаццо Веккьо во Флоренции и так называемой 100-дневной фреской, на которой изображены сцены из жизни Папы Павла III в Канчеллерии в Риме. Картины Вазари, часто созданные с помощью команды ассистентов, выполнены в стиле тосканских маньеристов и часто критикуются как поверхностные, поверхностные и лишенные чувства цвета. Современные ученые считают Вазари архитектором больше, чем художником.Его самые известные здания — Уффици во Флоренции, строительство которых было начато в 1560 году для Козимо I Медичи, а также церковь, монастырь и дворец, созданные для Кавальери ди Сан-Стефано в Пизе. Эти конструкции демонстрируют влияние Микеланджело и являются выдающимися образцами тосканского стиля архитектуры маньеризма.
Слава Вазари основана на его массивной книге Le Vite de ‘più eccellenti architetti, pittori, et scultori italiani… (1550, 2-е изд., 1568; Жизни самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов , 1850–1850) 52, пер.2-го изд.), который был посвящен Козимо Медичи. В нем Вазари предлагает свою собственную критическую историю западного искусства через несколько предисловий и длинную серию биографий художников. Эти дискуссии представляют три периода художественного развития: согласно Вазари, за превосходством искусства классической античности последовало снижение качества в Средние века, которое, в свою очередь, было обращено вспять с возрождением искусства в Тоскане в 14 веке. , инициированный Чимабуэ и Джотто и достигший высшей точки в творчестве Микеланджело.Второе и значительно расширенное издание « жизней» , в которое добавлены биографии ряда художников, живших тогда, а также собственная автобиография Вазари, теперь гораздо лучше, чем первое издание, и было широко переведено.
Стиль письма Вазари в « жизнях » анекдотичен и в высшей степени удобочитаем. Однако когда фактов было мало, он без колебаний заполнял пробелы информацией сомнительной правдивости. Его пристрастие к итальянскому (а точнее тосканскому) искусству также неоспоримо.Несмотря на эти недостатки, работа Вазари в книге « жизней, » представляет собой первый грандиозный пример современной историографии и оказалась очень влиятельной. Канон художников итальянского Возрождения, который он изложил в книге, остается эталоном и по сей день. Более того, представленная им траектория истории искусства сформировала концептуальную основу для исследований эпохи Возрождения и продолжает влиять на популярные представления об истории западной живописи.
Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний.Получите 30% подписки сегодня. Подпишись сейчас .