Свободное искусство: итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли в залах Пушкинского музея

Рассказываем о выставке итальянского искусства первых десятилетий ХХ века, воинственных художниках и о том, как кубизм помог футуристам найти себя.

В октябре 2021 в залах Пушкинского музея открылась выставка «Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли», которая продлится до 16 января. Это уникальная возможность увидеть шедевры итальянского авангарда в Москве. Собрание миланца включает 26 произведений, в том числе авторства Умберто Боччони, Джакомо Балла, Карло Карра, Джино Северини, Луиджи Руссоло, Амедео Модильяни и Джорджо Моранди. До московской выставки коллекция уже была показана во Флоренции, Киото и Санкт-Петербурге, а после возвращения в Италию она займёт место в постоянной экспозиции музея Брера Модерн в Милане.

Выставка расположилась на втором этаже Галереи стран Европы и Америки ГМИИ, причём кураторы поместили привезённые плотна в постоянную экспозицию. Итальянская коллекция экспонируется рядом с полотнами Моне, Ренуара, Дега, Матисса и Сезанна. Таким образом, посещение выставки превращается в своеобразный квест: зрителю предлагается не только отыскать в знакомых залах сами работы, но и, проявив аналитические способности, выявить внутренние параллели и преемственность между художниками. Найти в истории искусства художественное течение, полностью оторванное от интернационального контекста, практически невозможно, но стремление к систематизации и каталогизации нередко ведёт к упрощению общей картины, кураторы музея в свою очередь сделали попытку расширить горизонты. 

Коллекции Маттиоли не покидала Италию с 1972 года, её приезд в Россию – важное культурное событие и веский повод вспомнить, чем же так примечателен итальянский футуризм. Постараемся разобраться, что такое новое итальянское искусство, как художники пытались соответствовать заветам Томмазо Маринетти и почему схожие на первый взгляд коллажи футуристов и кубистов – это совершенно разные вещи.  

«Демонстрация интервентистов» (Карло Карра, 1914)
Всё началось с манифеста

К началу ХХ века Италия окончательно потеряла свой статус основного центра культуры и искусства, который перешёл к Парижу. Рим, Милан, Флоренция и Венеция воспринимались скорее как музеи древностей, куда едут посмотреть на руины и титанов Возрождения. Это категорически не устраивало молодых и амбициозных итальянских художников, которые решили радикально изменить положение вещей и обновить итальянскую культуру. 

Футуризм родился 5 февраля 1909 года, когда был впервые опубликован «Манифест футуризма» Маринетти. С искусством он был связан лишь опосредованно, но быстро распространился в парижской художественной среде, где произвёл фурор. Вскоре после публикации в Италии он был переведён на французский язык и появился на страницах газеты Figaro. Маринетти агрессивно и безапелляционно провозглашал новые ценности: красоту скорости, промышленности и машины, необходимость войны, которая наконец разрушит всё старое, животворящую силу милитаризма и борьбу против феминизма. Всё это выглядело дико, но вместе с тем вызывало интерес к эпатажным и скандальным художникам. 

Принято считать, что главная идея живописи футуристов – запечатлеть на полотнах движение и скорость, соответствующие новой эпохе и новому образу жизни. Это отчасти верно, но на выставке всё больше понимаешь, что творчество художников, хоть и объединенных в группу, отнюдь не однородно, а живописный язык произведений не всегда отражает прописанные постулаты. Главный парадокс футуризма в том, что его идеологическая программа предшествовала собственному же художественному воплощению. В отличие от импрессионизма, пуантилизма, фовизма и кубизма, термины, определения которых как течений появились после сложения художественной программы. «Манифест футуристической живописи» был выпущен только в 1910 году, его сформулировали художники Северини, Боччони, Карра и Балла. Именно в этом тексте провозглашалась идея передачи на картине стремительности повседневности нового мира через расположение на полотне линий направления силы и энергии.  

«Меркурий проходит перед Солнцем» (Джакомо Балла, 1914)
Футуристы освобождают картину 

На первых порах новые итальянские художники были оторваны от художественной жизни Парижа 1910-х, которая представляла собой крайне прогрессивный «плавильный котёл» разнообразных направлений и течений. Их присутствие в Париже ограничивалось страницами газет: публика знала их лишь по текстами манифестов. Это обусловило то, что язык живописи футуристов на ранних этапах совершенно не отражал их собственных идей. Многие художники продолжали писать в стилистике позднего импрессионизма и пуантилизма, которые к 1910-м новаторскими назвать было трудно. Если всмотреться в «Город поднимается» Умберто Боччони, то его импрессионистический характер становится очевиден. Основной мотив – городской пейзаж, написанный небольшими раздельными и разнонаправленными мазками в тёплом розово-золотистом колорите. Недаром кураторы выставки поместили работу в зал с работами Моне. 

«Город поднимается», этюд к одноимённой картине (Умберто Боччони, 1910) 

Фигура, среди футуристов наиболее знакомая с парижским контекстом, – миланский художник Джино Северини, который сподвигнул всю группу изменить и модернизировать художественный язык. В 1911 году футуристы посещают Осенний салон в Париже, где знакомятся с живописью кубистов и заимствуют некоторые их приёмы. Отличный пример – «Голубая танцовщица» (1912) Джино Северини. Фигура девушки складывается из осколков – плоскостей, увиденных с разных точек зрения. Большую часть картины занимает голубая юбка, представляющая собой буквально вихрь геометризированных складок. Форма намеренно дробится, чтобы затем быть сложенной в совершенно новый ансамбль. Художник совершает попытку запечатлеть героиню сразу в нескольких моментах танца: намёк на движение возникает за счёт многочисленного изображения рук танцовщицы: очевидно, что у нормального человека только две руки, а не четыре. 

«Голубая танцовщица» (Джино Северини, 1912)

Вслед за Пикассо, создавшим в 1912 году свой первый коллаж – «Натюрморт с плетёным стулом», к этой технике обращается Карло Карра. На выставке можно посмотреть его «Преследование» 1915 года. В центре композиции несущаяся вперёд лошадь, собранная из кусочков газет. Газеты, как свидетельство сегодняшнего дня, обрывки слов и фраз, как бы проносящиеся мимо зрителя, — всё это должно способствовать погружению в сумасшедший водоворот современности. 

«Натюрморт с плетёным стулом» (Пабло Пикассо, 1912) «Преследование» (Карло Карра, 1915)

Но так ли значительно отличаются работы кубистов и футуристов? Вторые скорее сделали попытку вписаться в общий художественный контекст, заимствовав и переработав наиболее прогрессивные приёмы. При этом по части идейной составляющей футуристы пошли гораздо дальше кубистов. Вместо статики и классически утверждённой системы жанров, где главным действующим лицом является предмет, они сделали своим героем само движение. Это крайне органично вписывалось в настроение эпохи, захваченной активной модернизацией и преобразованием мира.

«Динамизм велосипедиста» и «Материя» Умберто Боччони, пожалуй, наилучшим образом решают задачи футуризма. Это насыщенная абстрактная живопись. Движение велосипедиста здесь показано не через изображение человека, едущего по дороге, а как сгусток разнонаправленных линий и цветовых плоскостей. Статика композиции разрушается экспрессией пастозного мазка и сочетанием контрастных цветов. Примерно тоже самое происходит и в «Материи» – цветовые плоскости дробятся контрастными силовыми линиями, создавая эффект мозаичности и необъятности пространства в невозможности воспринять его целостно. Контрасты тёмно-синего, красного и светящегося жёлтого наполняют картину вихрящимся центростремительным движением.

«Динамизм велосипедиста» (Умберто Боччони, 1913) «Материя» (Умберто Боччони, 1912)
Что ещё могли итальянцы

Помимо художников-футуристов на выставке представлены работы мастеров, не примыкающих к группе и не соответствующих ей стилистически. «Портрет художника Фрэнка Хэвиленда»  кисти Амедео Модильяни выполнен в импрессионистической манере. Здесь ещё не его сложился характерный язык, которому свойственны плоскостность на грани примитивизма, чёрные контуры и утрированная вытянутость форм. Портрет выполнен свободно, краска наложена так, что оставляет зрителю возможность увидеть поверхность холста, а лицо складывается из разрозненных пуантилистских мазков-точек розового и голубого цветов.

«Портрет художника Фрэнка Хэвиленда» (Амедео Модильяни, 1914)

Интересны натюрморты и ранний пейзаж Джорджо Моранди. Болонский художник-затворник, он не выезжал за пределы Италии и развивал собственный художественный метод. Тяготеющие к классической традиции жанровые картины очень статичны. В пейзаже легко улавливается влияние Сезанна, а в натюрмортах с цветами – обращение к Ренуару. Предметы на его натюрмортах, выполненных в приглушённых тонах, живут собственной жизнью вне времени и пространства. Это даже не утилитарные вещи,  а лишь формы, служащие экспериментам мастера. Бутылки и вазы Моранди не имеют символического подтекста, не отражают современность: они просто существуют в собственном безвоздушном пространстве.

Пейзаж (Джорджо Моранди, 1913) «Бутылка и  ваза для фруктов» (Джорджо Моранди, 1916)

Выставка коллекции Джанне Маттиоли не только знакомит зрителя со спецификой итальянского футуризма, но и позволяет увидеть срез итальянской живописи начала ХХ века в общеевропейском контексте. Контекстуальность здесь крайне уместна, она выявляет интернациональный характер искусства 1910-х, основным очагом которого стал Париж. Всё художественное сообщество говорило на одном языке, и не владеть им значило остаться непонятым самому. Даже желая сепарироваться, создать нечто собственное, а главное – новое, футуристы не могли не обращаться к наследию импрессионизма и экспериментам кубистов. Современный зритель, интересующийся искусством, нередко попадает в ловушку сложившейся системы иерархии течений и этикетажа – то, что называется футуризмом, не может быть ничем другим. На практике ситуация оказывается сложнее и многограннее. Обладая индивидуальностью, художники всегда находились в общей культурной среде и ситуации взаимообмена, что на выставке грамотно подчёркнуто кураторской развеской. 

Футуризм /futurisme | ART Узел

от /лат./ futurum — будущее (1909-1940-е)

Общее название художественных авангардистских движений, прежде всего в Италии и России. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма». Он был написан для молодых итальянских художников. Маринетти писал: «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…»

Маринетти объявил авангардную стратегию футуризма: использование средств массовой информации и международное сотрудничество. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш. Для футуризма характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество. Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение — так называемый принцип симультанности. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам. Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Маринетти говорил: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и манифеста коммунистической партии. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза.

В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.

Художники: Джакомо Балла (Giacomo Balla), Умберто Боччони (Umberto Boccioni), Луиджи Руссоло (Luigi Russolo), Антон Джулио Брагалья (Anton Giulio Bragaglia), Карло Карра (Carlo Carra), Джино Северини (Gino Severini), Фортунатто Деперо (Fortunato Depero), Энрико Памполини (Enrico Prampolini), Джино Северини (Gino Severini), Марио Сирони (Mario Sironi), Арденго Соффичи (Ardengo Soffici).

Манифесты: Ф.Т.Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti) «Футуризм» 1909; «Живопись футуристов. Технический манифест» 1910; У.Боччони «Технический манифест футуристической скульптуры» 1912 и «Живопись и скульптура футуризма: пластический динамизм» 1914.

Выставка: 1912, Париж, Галерея Берхайм-Жен, «Выставка футуристов».

См. также статьи: Кубизм, Дивизионизм, Тотальное произведение искусства, Орфизм, Лучизм.

Описание некоторых произведений:

Джакомо Балла «Динамизм собаки на поводке», 1912. Холст, масло. Буффало, Художественная галерея Олбрайт-Нокс. Сын профессионального фотографа, Балла использовал в живописи исследования движения, предпринятые в 1872 году фотографом Идвирдом Майбриджем и в 1882 физиологом Этьеном Жюлем Маре, более известные, как хронофотографии. Картина служит подтверждением одного из пунктов «Технического манифеста» 1910 года: «При возникновении стойкого изображения на сетчатке глаза движущиеся предметы множатся… У бегущей лошади не четыре копыта, а двадцать». Композиция напоминает случайный фотографический кадр. Фигура женщины срезана, и взгляд направлен вниз: на поводок и собаку. Художник усиливает впечатление движения, отмечая его траекторию мелкими дивизионистскими штрихами по монохромному фону.

Джакомо Балла «Динамизм собаки на поводке», 1912

Умберто Боччони «Непрерывность форм в пространстве», 1913. Бронза. Милан, Галерея современного искусства. В поисках собственного «динамичного стиля» Боччони делал скульптурные группы и фигуры в гипсе и бронзе. Позже он систематизировал результаты этих опытов в Техническом манифесте футуристической скульптуры 1914 года. Как и в живописи, его желанием было «придать живость предметам, сделав воспринимаемым, последовательным и более пластичным их перемещение в пространстве». Он изучал Медардо Россо, а в 1912 посетил в Париже мастерскую Архипенко. Художник решительно трансформирует мужскую фигуру в некое подобие механического титана с мощным атлетическим телом из бронзы. Впадины и выпуклости моделируются с преувеличенной пластичностью. Статуя, известная в нескольких вариантах, воплощает программу Манифеста: «Мы распластываем, раскрываем фигуру и заключаем пространство внутрь нее».

 

Вортицизм | Тейт

Художественный термин

The vorticists были британской авангардной группой, образованной в Лондоне в 1914 году с целью создания искусства, отражающего динамизм современного мира

Wyndham Lewis
Мастерская (ок. 1914–1915)
Тейт

© Wyndham Lewis и имущество миссис G. A. Wyndham Lewis с любезного разрешения Wyndham Lewis Memorial Trust (зарегистрированная благотворительная организация)

Группа была основана художником, писателем и полемистом Уиндемом Льюисом в 1914 году. Их единственная групповая выставка состоялась в следующем году в Лондоне. Vorticism был запущен выпуском (двух) номеров журнала Blast , который содержал, среди прочего, два агрессивных манифеста Льюиса, «подрывающего» то, что он считал изнеженностью британского искусства и культуры, и провозглашающего вортицистскую эстетику: «Новый Вихрь погружается в самое сердце Настоящего — мы создаем Новый Живая абстракция».

Вортицистская живопись объединила кубистическую фрагментацию реальности с бескомпромиссными образами, полученными из машины и городской среды.

По сути, это был британский эквивалент футуризма, хотя и с доктринальными различиями, и Льюис был глубоко враждебен футуристам. Другими художниками, участвовавшими в группе, были Лоуренс Аткинсон, Джессика Дисморр, Катберт Гамильтон, Уильям Робертс, Хелен Сондерс, Эдвард Уодсворт, а также скульпторы сэр Джейкоб Эпштейн и Анри Годье-Бжеска. Дэвид Бомберг формально не был членом группы, но продюсировал основные работы в подобном стиле.

Первая мировая война положила конец вортицизму, хотя в 1920 году Льюис предпринял краткую попытку возродить его с помощью группы X. Ужасы войны привели к отказу от авангарда в пользу традиционного искусства, известного как возвращение заказать.

Содержит ли этот текст неточную информацию или язык, который, по вашему мнению, нам следует улучшить или изменить? Мы бы хотели получить от Вас отзывы.

Оставил Правильно

  • Rebel Art Center был основан Уиндемом Льюисом в Лондоне в марте 1914 года как место встречи художников …

  • Group X — недолговечная группа британских художников, созданная Уиндхэмом Льюисом в 1920 году для обеспечения непрерывного …

  • Футуризм — итальянское художественное течение начала двадцатого века, целью которого было запечатлеть в искусстве динамизм и …

  • Лондонская группа была выставочной группой, основанной в 1913 году для организации выставок современного искусства в Великобритании

  • Кубизм был революционно новым подходом к изображению реальности, изобретенным примерно в 1907–08 художники Пабло Пикассо и Жорж Брак.

Исследуйте этот термин

Оставил Правильно

  • Крис Стивенс

    Возможно, самым известным произведением, созданным вортицистами, является их журнал BLAST, выпущенный в июне 1914 года, незадолго до начала…

  • Бриджит Пеппин

    Недолговечное движение вортицистов часто рассматривалось как преимущественно мужское, мускулистое движение, но как одно из потомков …

  • Майкл Нэт, преподаватель кафедры английского языка Вестминстерского университета, исследует вклад Уиндема Льюиса и вортициста …

  • Марк Антлифф

    Британская авангардная группа была создана в Лондоне в 1914 году художником, писателем и полемистом Уиндемом Льюисом. Их идея, …

избранное произведение из коллекции

Оставил Правильно

избранные художники в коллекции

Оставил Правильно

Вортицизм в Тейт

Художественное движение Футуризм | Картины

Италия, 1907 — 1944

Футуризм Искусство Движение, история, футуристические картины маслом и художники.

Футурист или Художественное направление футуризма является предшественником и основой абстрактного искусства 20-го века. Футуризм — самое значительное художественное движение в истории итальянского искусства двадцатого века.

Художники, занимавшие центральное место в этом движении, стремились перевернуть искусство с ног на голову, разоблачив представление о том, что искусство должно копировать природу. Они начали экспериментировать с созданием двухмерных изображений на холсте именно по той причине, что холст имеет два измерения. Футуристы считали, что молодежь сильна и не должна полагаться на традиции прошлого, а должна формировать собственные художественные идеи. Это авангардное движение изменило лицо искусства и перенесло его в современную эпоху.

Футуризм объединил движение, действие, шум и динамику.

В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, группа художников, писателей и музыкантов-футуристов была одним из самых активных и захватывающих авангардных движений в Европе.

Основанный известными художниками Умберто Боччони и Филиппо Томмазо Маринетти (оригинальным и блестящим писателем), футуризм отверг прошлое и принял движение, действие, шум и динамизм с его ярким и энергичным выражением мира, как видно из Умберто Боччони: Город возвышается . Молодежь Италии начала 20 века хотела оставить прошлое позади и вместо этого обратиться к технологическим достижениям человека. Они хотели увидеть, куда они пойдут в будущем. Футуристы были не единственными, кто интересовался этими вещами или инициировал движение вокруг них; у русских и англичан были похожие идеи и группы.

Боччони создал основные футуристические картины маслом. В период, когда кубизм также развивался, они черпали в нем вдохновение. Боччони стремился к «одновременному видению» фигур и предметов в живописи и скульптуре. Яркие цвета, яркие мазки и сами мотивы, выбранные из-за их сильного символического воздействия, сообщают о позитивном творчестве, воспевающем прогресс, технологии, сталь и все современное, и, в свою очередь, вдохновляют другие модернистские движения двадцатого века.

Футуристы, вдохновленные кубистами, тоже дробили объекты, но выбирали сюжет, соответствующий их навязчивым идеям: машины и городские сцены. Движущиеся машины похожи на философию футуристов, которая сосредоточена на движении вперед. Одним из основных визуальных различий между искусством кубизма и футуризма является движение, присущее футуристическим произведениям, таким как Красный всадник на Карло Карра или Джакомо Балла : Рука скрипача . Футуристы также заимствовали из других движений, таких как техника разделения, которая разбивает свет и цвет на линии и штрихи.

Среди других художников-футуристов: Казимир Малевич , Любовь Попова

Частично с сайта TheArtist.me

Известные репродукции масляной живописи в стиле футуризма.

Футуризм Художники Биографии и репродукции картин.

  • Балла, Джакомо
  • Боччони, Умберто
  • Кардосо, Амадео Де Соуза
  • Карра, Карло
  • Деперо, Фортунато

Другие интересные разделы на сайте The World’s Artist Website.

Если вы не видите желаемую репродукцию картины маслом, не беда. Просто дайте нам знать, и мы можем покрасить его, или вы также можете запросить картина маслом на заказ . Чтобы убедиться, что вы удовлетворены, прежде чем сделать заказ, посмотрите на нашу фотографию макета настенного искусства , которая поможет решить ваши потребности в декорировании. Чтобы увидеть наш процесс рисования в действии, посетите нашу студию и страниц наших художников. Если вы хотите визуализировать картину и узнать размер художественного холста, прежде чем купить его, вы можете сделать это здесь в размерах художественного холста. Узнайте, как ухаживать за картиной маслом после покупки, в разделе по уходу за картиной маслом 9.раздел 0110. Узнайте об искусстве и известных художниках, написавших его, посетив раздел биографии художников. Вы также можете выполнить поиск в нашей базе данных по исполнителю , цвету или теме .

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *