Когда в предложении ставится тире, а когда двоеточие
Тире и двоеточие в большинстве случаев употребляются в бессоюзных сложных предложениях (БСП) и при однородных членах предложения.
Расстановка этих знаков часто вызывает затруднения на письме, и многие стараются их избегать, перестраивая предложения таким образом, чтобы с ними не сталкиваться.
Однако в некоторых ситуациях такой способ не подойдет, например на диктанте. Поэтому рассмотрим подробно, где же все-таки ставится двоеточие, а где — тире.
Когда используется двоеточие?
Двоеточие встречается в предложениях гораздо чаще, чем тире, например:
Ниже рассмотрим каждый случай использования двоеточия.
Двоеточие и бессоюзные сложные предложения
В бессоюзном сложном предложении нужно ориентироваться на значение подчиняемой части.
Когда употребляется двоеточие | Как проверить | Пример |
---|---|---|
Подчиняемое предложение имеет значение причины | Вместо двоеточия по смыслу подходит союз «потому что» | Вася не досмотрел фильм: в доме отключили электричество.Или: Вася не досмотрел фильм |
Подчиняемая часть объясняет главное предложение | Подставляются союзы «а именно», «то есть» | Никто не мог предугадать такого окончания рабочего дня: из-за сильнейшего ливня люди не могли пойти домой.Или: Никто не мог предугадать такого окончания рабочего дня, |
Подчиняемое предложение дополняет первое | Подходит союз «что» и некоторые словосочетания: «и увидел, что», «и услышал, что» и так далее. | Менеджер заглянул в кабинет директора: там никого не было. Или: Менеджер заглянул в кабинет директора |
Запомнить союзы, которые можно подставить, гораздо проще, чем само правило. Если по смыслу можно поставить один из перечисленных союзов в таблице, то смело можно ставить двоеточие.
Двоеточие и однородные члены предложения
Двоеточие при однородных членах предложения ставится после обобщающего слова.
В каждой футбольной команде на поле играет
11 человек:
вратарь, 4 защитника, 4 полузащитника и 2 нападающих.
Часто после обобщающего слова стоят вводные слова, такие как:
В таком случае двоеточие ставится после вводного слова.
В школе учится 200 человек
, а именно:
110 мальчиков и 90 девочек.
Подробнее о знаках препинания в предложениях с однородными членами читайте в статье «Двоеточие и другие знаки препинания при однородных членах предложения»
Двоеточие и прямая речь
Двоеточие при прямой речи ставится в том случае, если слова автора идут перед прямой речью.
Александр Невский сказал
:
«Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет».
Если же прямая речь идёт перед словам автора, то двоеточие там уже не нужно.
Подробнее об этом читайте в статье «Пунктуация при прямой речи»
Двоеточие и заголовки
Двоеточие в заголовках и подзаголовках ставится в том случае, если предложение «распадается» на две части с интонационным делением. В большинстве случаев первая часть показывает проблему или место действия, а вторая конкретизирует.
Керчь: забыть невозможно, помнить – больно.
Когда используется тире?
Не следует путать тире и дефис. Это два разных символа, которые используются в абсолютно разных случаях. Дефис ставится внутри одного слова, например, «во-первых», «как-нибудь». Тире ставится между словами в предложении и служит для целей, которые мы рассмотрим ниже.
Тире в бессоюзных сложных предложениях
Когда употребляется тире | Как проверить | Пример |
---|---|---|
Части сложного предложения имеют противопоставление друг другу | Можно подставить союзы «а», «но». | На улице жарко – дома прохладно.Или: На улице жарко |
Главное предложение имеет значение времени или условия | Можно подставить в начало предложения союзы «если», «когда». | Ласточки летают высоко – будет жарко.Или:
|
Придаточная часть следует из первой части | Между частями можно подставить союзы «так что», «вследствие чего», «поэтому». | Он весь месяц работал усердно – ему начислили премию.Или: Он весь месяц работал усердно |
Вторая часть предложения сравнивает первую с чем-либо | Вместо тире можно подставить союзы «будто», «словно». | Смеётся – колокольчики звенят.Или: Смеётся |
Придаточное предложение имеет значение присоединения | Можно употребить слова «такой», «таков», «так», «это». | Каждое утро мама пьёт крепкий кофе – её ежедневный ритуал.Или: Каждое утро мама пьёт крепкий кофе |
Если в бсп происходит быстрая смена событий | Можно поставить союз «и», а также слова «и внезапно», «и неожиданно». | Раздался выстрел из винтовки – самолёт начал падать.Или: Раздался выстрел |
Тире и однородные члены предложения
В случаях, когда однородные члены предложения находятся в середине предложения, после них всегда ставится тире, вне зависимости от того, какое слово идёт дальше.
На улице всюду: на земле, на лавочках, на клумбах – лежали листья.
Подробнее об этом читайте в отдельной статье.
Тире при обособлении членов простого предложения с поясняющим значением
В простом предложении с поясняющим значением ставится запятая, если есть один из союзов:
Если же такие союзы в подобном предложении отсутствуют, то вместо запятой ставят тире.
В вагоне находился один пассажир – мужчина средних лет.
Можно подставить союз а именно: В вагоне находился один пассажир
, а именно
мужчина средних лет.
Другие случаи употребления тире
Если подлежащее выражено существительным, а сказуемое инфинитивом.
Тебя любить – нервы трепать.
Перед словами: «это», «значит», «то есть» и так далее – в том случае, если сказуемое выражено существительным.
Желание
– это
потребность человека сделать жизнь лучше.
В некоторых случаях тире используется при оформлении прямой речи, например, перед словами автора.
«Да это бунт!» -
закричал исправник.
Итоги
пунктуация — Разница между двоеточием и тире (на конкретных примерах)
Если рассматривать конкретно данные Вами предложения, то в них пунктуация соблюдена верно **с точки зрения постановки тире и двоеточия. Однако в одном предложении не хватает запятой 🙂 Разберём по порядку:
“Цель исследований: сделать что-либо“.
Двоеточие в данной конструкции объясняется научно-деловым стилем оформления данной работы. Так, например, подобные записи очень часто можно увидеть в определённых отчётах либо исследованиях. Достаточно вспомнить оформление лабораторной работы по физике:
•Тема: …
Цель: …;
Оборудование: …;
Ход работы: …;
Вывод: …;
Отмечу, что наш пример как раз является ярким примером приведённого выше шаблона. В художественном же стиле более уместным, даже нормативным, является постановка тире на основании наличия грамматической связи вида “подлежащее—сказуемое“.
“Цель исследований — изучение…“
Здесь “цель“ — подлежащее в им.п., а “изучение“ — сказуемое в том же падеже.
“Наблюдались многочисленные ошибки,при составлении самостоятельного рассказа, — однообразие и бедность речевых конструкций“.
Выделенная часть является обособленным обстоятельством со значением уступки (где Вы и забыли постаивать запятую), поэтому для удобства уберём её, преобразовав предложение следующим образом:
“Наблюдались многочисленные ошибки — однообразие и бедность речевых конструкций“.
Тире в данном случае ставится на основании уточняющего оборота, однако в то же время имеет несколько авторское значение. Так что можно было просто поставить запятую.
За дополнительными сведениями насчёт постановки тире и двоеточия обратитесь на портал “Грамота.ру“ по следующим ссылкам:
http://new.gramota.ru/biblio/readingroom/rules/158-tire;
http://new. gramota.ru/biblio/readingroom/rules/157-dvoe
Тире и двоеточие: когда они ставятся? | Грамотность
Всем добрый день! Возвращаемся к пунктуации, и сегодня я объясню разницу между тире и двоеточием в бессоюзных сложных предложениях.
Обращу ваше внимание на самые важные детали, которые помогают понять различия между этими двумя знаками препинания. Обычно этой теме в справочниках посвящают параграфы на несколько страниц, однако, на мой взгляд, достаточно всего нескольких пунктов, чтобы уяснить разницу.
Волга. Норское. Источник: flickr.com. Автор: Alexxx MalevСодержание статьи:
1. Когда ставится двоеточие?
2. Когда ставится тире?
3. Когда возможны оба знака препинания на выбор?
4. В чём разница между тире и двоеточием?
Почему именно бессоюзные сложные предложения? Потому что в основном с ними возникают сложности, когда мы выбираем между тире и двоеточием на письме. Сегодня не будем касаться двоеточия перед прямой речью и тире перед «это», поскольку подобные правила худо-бедно понятны большинству людей. Впрочем, о прямой речи я готовлю отдельную публикацию. И ещё о тире между подлежащим и сказуемым.
В качестве основного источника использовал «Справочник по правописанию и литературной правке» Д. Э Розенталя 1989 года, параграфы 116 — 117.
Когда ставится двоеточие?
1. При перечислении. Причём обобщающее слово для этого необязательно.
Всё казалось ей замечательным: и погода за окном, и люди вокруг.
Нам необходимо сделать следующее: выбрать шаблон, изучить специфику работы с ним, подготовить изображения.
Для вкусной жареной картошки нужно: хорошее настроение, руки из нужного места, несколько клубней картофеля, нож, сковорода, масло.
2. Если вторая часть предложения объясняет первую. Между ними можно поставить «а именно», «то есть».
Ситуация непростая: нужно дописывать текст, а свет в очередной раз выключили.
3. Если в первой части есть глаголы видеть, смотреть, слышать, понимать, узнать, чувствовать и др. , после которых идёт изложение какого-нибудь факта.
Вот что я заметил: в последнее время вместо запятой и двоеточия всё чаще ставят тире.
4. Если во второй части объясняется причина того, о чём говорится в первой. Между ними можно поставить подчинительные союзы потому что, так как, поскольку.
Выйти невозможно: на улице проливной дождь. Сравните: Выйти невозможно, потому что на улице проливной дождь.
Он опоздал на работу: всю ночь играл на компьютере и лёг спать под утро.
5. В заголовках, которые делятся на две части: первая (так называемый именительный темы, или именительный представления) называет общую проблему, место действия, лицо и т. д., а вторая уточняет сказанное в первой части.
Тире и двоеточие: правила постановки, основные нюансы. Смартфоны и компьютеры: как они изменили нашу жизнь.
Источник: flickr.com. Автор: Art (RUS) PotosiКогда ставится тире?
1. Если во второй части указывается следствие, вывод из того, что приводится в первой части.
На улице проливной дождь — выйти невозможно.
Выйти невозможно — это следствие того, что на улице проливной дождь.
Прозвенел звонок — в классе никого не осталось.
2. Тире ещё указывает на внезапность действия, быструю смену событий. Поэтому этот знак препинания ещё символизирует эмоциональность, экспрессивность.
Вдруг бабушка позвала есть пирожки — все ребята мигом побежали на кухню. Подул ветер — резко стало холоднее, вдали показались тучи.
И ещё такой пример приводится из русской классики: «Упадет луч солнца на траву — вспыхнет трава изумрудом и жемчугом».
3. Если в первой части есть условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если, когда в значении «если»). Проще всего это понять на примере пословиц.
Любишь кататься — люби и саночки возить. Взялся за гуж — не говори, что не дюж.
Перефразируем: «Если любишь кататься (условие), то люби и саночки возить (действие)».
Не знаешь, какой знак препинания ставить, — ставь тире (шутка XXI века).
4. Если вторая часть противопоставляется первой. Между частями предложения можно поставить союз «а» или «но».
Утром холодно — днём жарко. Всем в компании было весело — ему хотелось волком выть.
От себя добавлю, что подобное построение предложений в последнее время вижу редко. Однако это правило позволяет ещё больше убедиться в богатстве русской пунктуации.
Когда возможны оба знака препинания на выбор?
Иногда только смысл предложения помогает понять, какой знак препинания поставить.
1. Ребята ушли: на вечеринке стало скучно. Ребята ушли, потому что стало скучно.
2. Ребята ушли — на вечеринке стало скучно. Ребята ушли, поэтому стало скучно.
В чём разница между тире и двоеточием?
1. Двоеточие ставится перед пояснением, раскрытием основного содержания. Вторая часть поясняет первую.
2. Тире ставится перед выводом, следствием, итогом. В первой части заключена причина (на улице проливной дождь), во второй — следствие (выйти невозможно). Ещё тире указывает на быструю смену действий.
Напишите, пожалуйста, всё ли вам было понятно. Возможно, есть ещё какой-нибудь нюанс, который помогает вам при постановке тире и двоеточия? И возникают ли у вас затруднения при выборе того или иного знака?
Посмотреть содержание канала | Подписаться на наш Телеграм-канал
РАЗДЕЛ 16 Знаки препинания в газетных и журнальных заголовках
В газетных и журнальных заголовках, с их многообразными функциями (номинативной, информативной, рекламно-экспрессивной, побудительно-убеждающей, графически-выделительной), используются почти все знаки русской пунктуации. Укажем важнейшее из них .
Тире
Тире.1
Тире ставится в эллиптических предложениях-заголовках, построенных по формуле «кому-чему — что» или «что — кому— чему» (см. § 6, п. 3): Выпускнику — профессию; Новому — широкую дорогу; Транспорту — чёткость и слаженность; Достижения науки — в производство; Имя Гагарина — малой планете; Награды — лучшим; Музыка — детям.
Тире.2
Тире ставится в двучленных предложениях-заголовках, построенных по формулам «кто — чему», «кто — куда», «что — куда», «что — где», «что — как», «что — для чего» и т. д. (см. § 6, п. 4): Учёные — производству; Клоуны — на арену; Книгу — в массы; Передовую технологию — в производство; Учителя — в отпуске; Ракета — на орбите; Строить — быстро.
Ср. заголовки другой структуры: Задание десяти месяцев — выполнено; В город — на праздник книги; За опытом — к соседям; В час — тысяча саженцев; На линии — 115 городов; Главные задачи — впереди; По ступеням — к высотам знаний; За преступление — к ответу.
Тире.3
Тире ставится в заголовках, построенных по схеме «подлежащее — сказуемое» без связки (что отвечает об щей норме; см. § 5, п. 1): Герои фильмов — дети; Курс — интенсификация; Автор — студент; Девиз соревнований — скорость; Технические средства — помощники учителя.
Тире.
4Тире ставится в заголовках, состоящих из нескольких форм именительного падежа (номинативов): Зима — снег — лыжи; Школа — жизнь — труд.
Двоеточие
Двоеточие ставится в заголовках, распадающихся на две части с четким интонационным делением, отличающиеся смысловой насыщенностью, предельной краткостью, нередко и эмоциональной выразительностью. Первая часть называет общую проблему, место действия, лицо, а вторая — содержит конкретизацию названного в первой части: Экономическая реформа: опыт, проблемы, трудности; Разоружение: концепция, проблемы, механизм; Россия — Западная Европа: выгоды и перспективы сотрудничества; Звёздный рейс: работа на отлично!; Новый герой: поиски и находки; Женщина: семья и работа; Юпитер: планета или звезда?; Перевозка айсбергов: мифы и реальность; Смена правительства: старое наследство, новые возможности; Генетика: стратегия и тактика; Космические лучи: старые или новые?; Энергетика: начало и будущее; Многоэтажные улицы: спасение или бедствие?; Рентгеновский лазер: поиски и надежды.
Вопросительный знак
Вопросительный знак.1
Вопросительный знак ставится в конце заголовков — вопросительных предложений: Каким управлению быть?; Победа или поражение?; Восторжествует ли олимпийский принцип?; Как устроено атомное ядро?; Будет ли жить человек с чужим членом?; Вторая луна?; Почему погибли динозавры?; Лидеры недосягаемы?; Кто убил Джона Кеннеди?; А где гарантия?; Но зачем же стулья ломать?
Вопросительный знак.2
Вопросительный знак ставится в заголовках, состоящих из двух частей, разделенных точкой (вторая часть содержит вопрос, относящийся к сказанному в первой части): Жить вечно. Возможно ли?; По-хозяйски. Что это значит?
Вопросительный знак.3
Вопросительный знак ставится в заголовках — вопросо-ответных построениях: Рабочие? Нет, исследователи; С дипломом? Не требуется; Подписать? Пожалуйста!; Без печати? Недействительно…
Восклицательный знак
Восклицательный знак ставится в конце заголовков — восклицательных предложений: Городам — молодеть!; Полностью и в срок!; Здравствуй, кремлёвская ёлка!; В добрый путь, фестиваль!; Светись, голубой экран!; В поход, юные геологи!; Забыли, а зря!; Вот так капитальный!
Многоточие
Многоточие.
1Многоточие ставится в конце заголовка для обозначения незаконченности речи или намеренного, интригующего умолчания: Возвращаясь к напечатанному…; Раскрывая тайны земных недр…; А сроки проходят…; А если принципиально…; И заговорили немые…; Что посеешь…; По одежде встречают…; Словно мыльный пузырь…; Пошумели о специалистах и…; Письмо не напечатано, но…
Многоточие.2
Многоточие ставится в начале заголовка, если в нем содержится итог изложенного журналистом материала: …И снова победа; …И вот результаты.
Многоточие.3
Многоточие ставится в середине заголовка для выражения неожиданного перехода ко второй части заголовка, для подчеркивания несоответствия между содержанием обеих частей: Ткани из… стекла; Буровая на… улице; Чуткость… по графику; Расточительство… наложенным платежом; Погоня… заочно; Как… не изобретать велосипед; Грузят в вагоны… мусор; Премии за… срыв работ; Грабят… бандитов; Посевам помогает… уголь.
Точка
Точка.1
В конце заголовков точка не ставится, независимо от их структуры (номинативное предложение, двусоставное и т. д.): Весна на полях; Подвиг в океане; Смена кабинета в Швеции; Кино нашего детства; Первая в стране; Они сражались за Родину; Им рукоплещет мир; С дружеским визитом; К итогам избирательной кампании 2008.
Точка.2
Точка ставится в сегментированных заголовках (см. § 1, п. 4): Кольца Сатурна. Какие они?; Два выходных. Как их лучше использовать?; Лесные десантники. Где их готовят?; Эстрада. Она всегда волнует.
Точка.3
Точка ставится в парцеллированных заголовках (см. § 1, п. 5): Рекорды. Наши!; Удача. И какая!
Запятая
Запятая в заголовках ставится на общих основаниях, т. е. в случаях, предусмотренных правилами ее постановки: Город, в котором мы живём; Подделка, которая не карается законом; Там, где создаётся настроение; Страна, идущая вперёд; Вот он какой, этот подводный мир.
Как ⚠️ перестать путать дефис и тире, а тире — с двоеточием
Настало время раз и навсегда запомнить, как перестать путать дефис и тире, а тире — с двоеточием.
Дефис и тире: где и что использовать
Неправильное использование дефиса и тире можно увидеть довольно часто. Причем даже в печатных изданиях, где тексты проходят проверку опытными авторами и редакторами. Дефис и тире, хоть и очень похожи внешне, существенно отличаются. Прежде всего — в употреблении.
Запомнить, когда использовать дефис, а когда тире будет проще, если усвоить всего лишь один принцип. Дефис — это короткая черта в пределах одного слова, а тире — длинная и использующаяся в пределах предложения.
Дефис (черточка) — это небуквенный орфографический знак, который разделяет части слова. Применим в русской и многих других письменностях.
Что нужно знать о дефисе?
- Помогает делить слова на слоги при переносе на новую строку.
При переносе слова дефис всегда остается на первой строке. Дефис-знак не отделяется пробелами ни спереди, ни сзади. Исключение — если ко второй части составного слова по очереди подставляются разные первые части (
- Служит для разделения частей составных слов: бледно-синий, бизнес-модель, Дон-Кихот, Салтыков-Щедрин, северо-запад, генерал-майор, жар-птица, плащ-палатка.
- Может использоваться для сокращения некоторых слов: г-жа (госпожа), р-н (район), изд-во (издательство), пр-т (проспект).
- Присоединяет к словам некоторые приставки и частицы: по-русски, постой-ка.
- Присоединяет постфиксы -то, -либо, -нибудь.
Тире — это, прежде всего, знак препинания.
Тире применяется во многих языках. В русскую письменность этот пунктуационный знак ввел писатель и историк Николай Карамзин. Изначально знак назывался «чертой».
Источник: orfogrammka.ruТире бывает коротким и длинным.
- Короткое тире часто называю средним, а аще — «эн-дэш» («n-dash»), так как его длина равна ширине буквы N (для наглядного примера «–»). Код символа: Alt + 0150.
Обычно короткое тире служит для обозначения количественного интервала (2–3 часа, 9–10 км). В данных случаях тире не нуждается в отбивке пробелами.
- Длинное тире также называют «эм-дэш» («m-dash»), так как его длина эквивалентна ширине буквы M («—»). Код символа: Alt + 0151.
Длинное тире — самое что ни на есть настоящее тире: оно отбивается пробелами с обеих сторон и ставится между словами, то есть разделяет части предложения. Например, подлежащее и сказуемое, которые выражены именами существительными в именительном падеже (Русский язык — сложный предмет). Другой пример — неполные предложения, то есть с пропущенными членами предложения, необходимыми для полноты строения (Вдали — степь да леса).
Длинное тире выделяется интонационно: с помощью паузы.
Повторим еще раз!
ДЕФИС | КОРОТКОЕ ТИРЕ | ДЛИННОЕ ТИРЕ |
|
|
|
Тире и двоеточие
При однородных членах в простом предложении
- Двоеточие нужно ставить после обобщающего слова и перед перечисляемыми лексемами.
Во всей красе пред нами предстал смешанный лес: березы, осины, дубы, сосны.
- Тире уместно после однородных членов и перед обобщающим словом.
Эпитет, метафора, гипербола — все это средства выразительности речи.
В сложных бессоюзных предложениях
В сложных бессоюзных предложениях выбор пунктуационного знака зависит от значения частей.
Двоеточие ставится, если:
- Вторая часть указывает на причину того, что описано в первой.
Не забудьте прихватить зонт: синоптики обещают дождь. Двоеточие можно заменить союзом ПОТОМУ ЧТО.
- Во второй части уточняются обстоятельства того, о чем идет речь в первой части.
Она приготовилась к отъезду: упаковала чемоданы, собрала документы и вызвала такси. Между частями можно вставить уточняющее «А ИМЕННО».
- Вторая часть — это дополнение, перед которым можно употребить союз ЧТО (Генералу доложили: армия врага отступала) или пропущенное сказуемое И ОБНАРУЖИЛ (Иван зашел в помещение: за столом сидел мужчина и что-то быстро писал).
- Если обе части противопоставляются друг другу и между ними можно вставить союз А или НО.
Оглянулся еще раз — и снова никого.
- Если первая часть указывает на время или условие, и перед ними возможен союз КОГДА и ЕСЛИ соответственно.
Наступят холода — придется перебраться в город.
- Если вторая часть указывает на следствие того, о чем говорилось ранее. Тире можно заменить союзом ТАК ЧТО.
Сам придумал — не жалуйся.
- При быстрой смене действий.
Двери открылись — показался мужчина.
Правило проще запомнить по этой таблице, в которой заключена основная суть:
ДВОЕТОЧИЕ | ТИРЕ |
ПОТОМУ ЧТО | |
А ИМЕННО | КОГДА или ЕСЛИ |
ЧТО | ТАК ЧТО |
Периодически повторять правила крайне важно: всего не упомнишь. Но если на это нет времени, а вам нужно срочно сдать авторский материал, обращайтесь к специалистам ФениксХелп. Наши специалисты, обладая должным уровнем грамотности, помогут в проверке текстов любой сложности!
Как правильно применять русский язык: тире или двоеточие
Как правильно применять русский язык: тире или двоеточие
Тире или двоеточие?
Двоеточие или тире?
Кому-то всегда хочется ставить тире, другим больше нравится двоеточие. Про правила, кажется, никто и не помнит. А они есть. Разберёмся с тире и двоеточием в сложном бессоюзном предложении (это такие, где между частями предложения нет союза или союзного слова, а соединены они интонацией).
Когда ставить двоеточие:
1. В бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие, если второе предложение дополняет первое и между ними вполне можно поставить союз «что». А ещё подсказкой могут быть такие глаголы: видеть, смотреть, слышать, понимать, узнавать, ощущать и так далее.
2.если второе предложение объясняет, уточняет то, что написано в первой части — значит, время двоеточия. Проверить можно союзами «а именно» или «то есть».
3.Если во второй части предложения называется причина того, что случилось в первой, — время двоеточия (что-то мы часто ставим тире, но ниже объясним почему). Проверить можно союзом «потому что».
Когда ставить тире (чаще, чем двоеточия):
1. Если первая часть выражает значение времени или условия. А проверить можно союзами «когда» или «если», только их нужно подставлять не между частями сложного предложения, а в начале первого.
2.Если вторая часть предложения выражает значение какого-то результата или следствия, ставим тире. Из союзов-подсказок придётся запоминать: «так что», «поэтому», «вследствие чего».
3. А ещё тире ставится, когда одно противопоставляется другому. Проверить можно самыми популярными союзами «а» и «но».
4. там, где во второй части какой-то итог первого или его продолжение, можно ставить тире. А дополнительными подсказками может быть союз «и», который можно поставить между частями, или слова «вдруг», «сразу», «внезапно».
Двоеточие и тире в БСП
Урок-практикум
Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении
Цели: совершенствовать знания учащихся о смысловых отношениях между частями бессоюзного сложного предложения; закрепить навык постановки двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении; расширить знания учащихся о стилистической роли бессоюзных сложных предложений.
Планируемые результаты:
Предметные:
уметь опознавать бессоюзные сложные предложения в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; сопоставлять сложные союзные и бессоюзные сложные предложения как синтаксические синонимы, производить синонимичную замену сложных предложений с бессоюзной и союзной связью, конструировать бессоюзные сложные предложения, употреблять бессоюзные сложные предложения в собственной речи
Регулятивные:
фиксировать индивидуальное затруднение в проблемном действии;
самостоятельно выполнять упражнения, используя имеющиеся знания;
контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные:
работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;
задавать проблемные вопросы в ходе учебной деятельности и отвечать на них;
развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Коммуникативные:
развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе;
развивать умение принимать коллективное решение.
Используемые технологии: технология встречных усилий
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, презентация; раздаточный дидактический материал, учебник «Русский язык. 10 – 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
Для корректной работы с презентацией необходимо установить шрифт Cassandra.
Урок проводится в кабинете, оборудованном компьютерами, подключёнными к Интернету.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. «Разогрев» учебной группы. Отсроченная отгадка. Слайд 2.
Учитель. Прочитайте предложение:
Я крикнул они побежали.
Учитель. Какой знак препинания вы поставите между частями этого сложного предложения? (Отвечая на данный вопрос, одни ученики утверждают, что нужно ставить тире, другие – двоеточие, третьи – запятую).
Учитель. Почему смысл этого предложения понят трояко? На этот вопрос мы ответим позже.
III. Сообщение темы урока. Постановка учебной цели.
Учитель сообщает тему и цели урока, затем обращается к учащимся с вопросом:
– А как вы сформулируете цели своей учебной деятельности на уроке? (Выслушиваются ответы учащихся).
IV. Контрольно-подготовительный этап. «Знаю – не знаю».
1. Работа в группах.
Попутное повторение: постановка тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении; постановка тире и двоеточия при обобщающих словах в предложениях с однородными членами и в предложениях с прямой речью.
Класс разбит на четыре группы. Каждая группа выполняет тестовые задания. Во время работы учащиеся в случаях затруднения обращаются к §§ 73, 84, 98, 101 учебника, выясняя смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
Задания для I группы
1. Укажите номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.
а) Признайся, друг _ всё как-то приуныло.
б) Старые обиды, давние надежды _ всё зашевелилось в его душе.
в) Травой зарастают могилы _ давностью зарастает боль.
г) Приметы осени связаны со всем _ с цветом неба, с росой и туманами и с криком птиц.
д) Науку надо любить _ у людей нет силы более мощной и победоносной.
2. Среди указанных предложений найдите сложные бессоюзные. Объясните выбор постановки в них двоеточия.
Ключи: 1. а, г, д. 2. а – второе предложение дополняет смысл первого; д – отношения причины.
Задания для II группы
1. Укажите номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.
а) Будет мир _ наступит тишина.
б) Герасим ничего не слыхал _ ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды.
в) Мир освещается солнцем, а человек _ знанием.
г) Не было никакой возможности уйти незаметно _ он вышел открыто, будто идёт во двор.
д) Я поглядел кругом _ торжественно и царственно стояла ночь.
2. Среди указанных предложений найдите сложные бессоюзные. Объясните выбор постановки в них тире.
Ключи: 1. а, в, г. 2. а – условные отношения; г – вывод, следствие.
Задания для III группы
1. Укажите номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.
а) Ничто не шевелилось _ ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева.
б) Но вы не будете там жить _ тот климат вас убьёт.
в) Степь весело пестреет цветами _ белеет ромашка, скромно синеют колокольчики.
г) Воду в ступе толочь _ вода будет.
д) Деревья, кусты, травы _ всё зазеленело под тихим дыханием ветра.
2. Среди указанных предложений найдите сложные бессоюзные. Объясните выбор постановки в них двоеточия.
Ключи: 1. а, б, в. 2. б – причинные отношения; в – второе предложение поясняет смысл первого.
Задания для IV группы
1. Укажите номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.
а) Придёт пароход _ вся команда высыпает на берег, и остаётся на пароходе один капитан с помощником, механиком.
б) Помощник капитана глянул вперёд _ почти перед самым носом парохода слабо мигал зелёный огонёк.
в) Вода, кустарники, лес вдали и небо _ всё меняет цвет.
г) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой _ сон сразу прошёл.
д) Я вспомнил слова Короленко _ «На одну и ту же старинную башню каждое поколение смотрит иными глазами».
2. Среди указанных предложений найдите сложные бессоюзные. Объясните выбор постановки в них тире.
Ключи: 1. а, в, г. 2. а – время; г – вывод, следствие.
2. Интерактивная проверка выполнения работы. Слайды 3 – 4.
3. Сотворчество. Кластер. (Первая часть кластера была составлена на предыдущем уроке, на котором повторялась пунктограмма «Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»).
Учитель. Вспомните, в каких ещё случаях ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении? Тире?
Составление кластера. Слайд 5.
Бессоюзные сложные предложения
Равноправные части отделяются друг от друга знаками препинания:
Двоеточие
Тире
1) [время] – [ ]. = когда
2) [условие] – [ ]. = если
3) [ ] – [вывод, следствие]. = поэтому, следовательно
4) [ ] – [противопоставление]. = а, но
5) [ ] – [быстрая смена событий или неожиданный результат].
6) [ ] – [сравнение]. = словно, будто
1) [ ] : [причина ]. = потому что, так как, ибо
2) [ ] : [пояснение ]. = а именно
3) [ ] : [добавочное действие ]. = и увидел, и услышал, и почувствовал
4) [ ] : [дополнение ]. = что
Запятая, точка с запятой
1) [ ], [ ]. = одновременность действий
2) [ ,| |, ], [ , ]. = части распространены, осложнены
Учащиеся составляют кластеры на листах формата А4, которые вкладывают затем в папку «ЕГЭ-ликбез». В этой папке хранятся теоретические и практические материалы для подготовки к ЕГЭ.
4. Знакомство с алгоритмом пунктограммы. Слайды 6 – 7.
Алгоритм применения пунктограммы
«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Чтобы правильно поставить знак препинания между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного предложения, нужно:
1) выделить грамматические основы и разбить данное сложное предложение на простые;
2) определить смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного, вставив подходящий союз на место знака препинания:
Ставьте тире
Противопоставление
Время
Условие
Вывод
Быстрая смена событий
Ставьте двоеточие
Причина
Дополнение
Пояснение
Добавочное сообщение
Другие смысловые отношения
Ставьте запятую
Ставьте точку с запятой
Нет
Да
Значительно ли распространены, есть ли запятые внутри простых?
Последовательность, одновременность событий (между этими предложениями можно поставить союз И)
Данный алгоритм, распечатанный учителем к уроку, раздаётся каждому ученику. Материал помещается в папку «ЕГЭ-ликбез», которую ведут учащиеся.
Учитель. А теперь вернёмся к предложению, с которого мы начинали урок.
Так почему же смысл этого предложения понят трояко? Что нужно сделать с этим предложением, чтобы оно было понято всеми однозначно? Правильно: включить его в текст, так как смысл этого предложения может быть понятен только по контексту.
V. Тренинг.
1. Соревнование-игра «Кто последний?». Слайд 8.
Вспомните и назовите пословицу, соответствующую схеме:
2 и 4 группы
« противопоставление одного явления другому»
1 и 3 группы
« условие – следствие»
Выигрывает тот, кто последним назовёт пословицу.
Примеры пословиц.
1 и 3 группы
« условие – следствие»
1)Кончил дело – гуляй смело. 2) Утром не встанешь – день пропал. 3) Будешь трудиться – будешь кормиться. 4) Поспешишь – людей насмешишь.
2 и 4 группы
« противопоставление одного явления другому»
1) Лето припасает – зима поедает. 2) Недруг поддакивает – друг спорит. 3) Не спеши языком – торопись делом. 4) Ноги носят – руки кормят.
2. Работа с деформированным текстом.
Восстановите авторский текст, объединив простые предложения в сложные бессоюзные.
Пушкин задержался в Тамани из-за непогоды. На море разыгрался шторм. Плыть через Керченский пролив было нельзя. Утром 15 августа 1820 года бушевавшее несколько дней подряд море стихло. Несколько часов спустя вместе с семьёй генерала Раневского на корабль поднялся и Александр Пушкин. Позади длинный, многовёрстный путь по Кубани. Пушкину и Раевскому сопутствовало счастье. Ветер наполнил паруса. Корабль легко и плавно заскользил по воде, взяв курс на Керчь. На берегу их встретил сорокалетний седовласый начальник флотилии Патиниоти. Этому морскому офицеру выпало счастье общаться со многими впоследствии знаменитыми писателями.
(По Н. Веленгурину)
3. Какие другие смысловые отношения между частями могут выражать эти бессоюзные сложные предложения? Запишите только другие варианты пунктуационного оформления каждого предложения.
1) Солнце клонилось на запад, от деревьев по земле протянулись длинные тени. (Арс.) 2) И вдруг Петров испуганно отпрянул от берега, в глубине что-то остро, ясно блеснуло. (Б.В.) 3) С наступлением тьмы оживают дома, ярко загорается в них свет, виден стол, абажура видна бахрома. (Ваншенкин) 4) Недолог зимний день, не успеешь опомниться, а звёзды уже опять мерцают. (Б.В.)
4. Конструирование предложений.
1) Продолжите предложения дважды так, чтобы получилось бессоюзное сложное предложение, в котором употребляются: а) двоеточие; б) тире. Слайд 9.
а) Неутомимо хотелось пить…
б) Вражеского отряда не было видно…
в) Погода стоит переменчивая…
2)Поменяйте местами части бессоюзного сложного предложения и запишите, расставляя знаки препинания. Слайд 10.
а) Время сеять овёс: распустилась берёза.
б) Широкая радуга стояла над лесами: где-то за озером шёл небольшой дождь.
в) Кто-то зажёг спичку – мелькнул огонёк.
г) Ноги вязли по щиколотку – идти было трудно.
5. Устная работа. Тест. Слайды 11 – 20.
Замечания для учителя. Если даётся правильный ответ, цвет при нажатии на прямоугольник с заданием меняется на зелёный, при неверном ответе цвет становится розовым.
1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Темный лес хорош в яркий солнечный день ( ) тут и прохлада, и чудеса световые.
1) Ставится двоеточие, т.к. вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.
2) Ставится тире, т.к. содержание второй части противопоставляется содержанию первой.
3) Ставится тире, т.к. вторая часть имеет значение вывода.
4) Ставится запятая, т.к. перечисляются одновременно происходящие явления.
2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Любите книгу ( ) она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей.
1) Ставится двоеточие, т.к. вторая часть поясняет содержание первой.
2) Ставится двоеточие, т.к. вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первом.
3) Ставится тире, т.к. в предложении содержится противопоставление.
4) Ставится запятая, т.к. перечисляются последовательно происходящие явления.
3. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.
Науку надо любить ( ) у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.
1) Ставится двоеточие, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины.
2) Ставится тире, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины.
3) Ставится тире, так как вторая часть сложного предложения имеет значение следствия.
4) Ставится тире, так как в первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части.
4. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении:
Запомните ( ) ни один злой человек не бывает счастлив.
1) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
2) Ставится тире, так как первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, о котором говорится во второй части.
3) Ставится тире, так как содержание второй части противопоставляется содержанию первой.
4) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение пояснения, дополняет, раскрывает содержание первой части.
5. Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить двоеточие.
1) Он гость ( ) я хозяин.
2) Варвара прислушалась ( ) донесся шум вечернего поезда.
3) Проснулся ( ) уже светло.
4) Наступила весна ( ) появились первые цветы на поляне.
6. Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить тире.
1) Пробовал бежать ( ) ноги от страха не двигались.
2) Ползти было неудобно ( ) с непривычки болели колени и локти.
3) Впереди пробирался старшой, подавая команду осторожными движениями руки ( ) мы двигались медленно, боясь нарушить тишину леса.
4) Я знаю ( ) в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
8. В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие?
1) Богатому не спится — богатый вора боится.
2) Это было не только горе — это была полная перемена жизни всего будущего.
3) Двухмесячное пребывание в деревне, чистый воздух, свобода, уженье — всё это разнилось с нашей городской жизнью.
4) Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в козацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке — одним словом, везде.
9. В каком предложении не должно ставиться тире?
1) Художник Коровин был талантлив во всем — он прекрасно пел, играл в любительских спектаклях, писал воспоминания.
2) Простить виноватого — верное решение.
3) Единственный признак жизни — бесконечное кружево заячьих следов, изредка пересекаемых глубокой волчьей тропой.
4) Вот у кур есть курятник, у лошадей — стойло, у собаки — конура, а только я один должен был скитаться где попало.
10. В каком предложении нужно поставить двоеточие? (Знаки не расставлены.)
1) Яков запел все замерли.
2) Самое главное в человеке доброе сердце.
3) Тоска мучила Настеньку уже три года она не была дома.
4) У Лыско было своё ворчанье на зверя и своё на человека.
Ключи: 1, 2, 1, 4, 2, 1, 3, 1, 1, 3.
6. Интерактивный тест-практика.
Пока класс выполняет коллективную работу под руководством учителя, несколько учащихся выполняют индивидуальную on—lain работу на компьютерах.
Замечания для учителя. Если на уроке нет возможности выхода в Интернет, учитель может заранее подготовить печатный вариант данной работы.
http://rus. 30nar-s2.edusite.ru/p3aa1.html
VI. Итог урока. Рефлексия.
– Итак, подведём итоги работы. Достигли ли вы целей, которые ставили перед собой на данном уроке?
– Остались ли у вас открытые вопросы?
– Как вы оцениваете свои знания по данной теме?
VII. Домашнее задание. Слайд 21.
1. § 98.
2. Упражнение 462.
3. Тренировочные тесты «ЕГЭ-ликбез». (Материал взят из книги Бисерова А. Ю.
« ЕГЭ 2012. Русский язык: тематические тренировочные задания / А. Ю. Бисеров. – М.: Эксмо, 2011. – 112 с. – (ЕГЭ. Тематические тренировочные задания). Задания 51 – 60).
Литература, использованная при подготовке к уроку
1. Бисеров А. Ю. ЕГЭ 2012. Русский язык: тематические тренировочные задания / А. Ю. Бисеров. — М. : Эксмо, 2011. — 112 с. — (ЕГЭ. Тематические тренировочные задания).
2. Московкина Р.Н. Изучение сложного предложения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
3. Тесты по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г. Бархударова и др. «Русский
язык. 9 класс» / Е.М. Сергеева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство
Экзамен», 2012. — 126, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
Интернет-ресурсы
1. Тест-практика http://rus.30nar-s2.edusite.ru/p3aa1.html
2. Шаблон — http://prezentacii.com/shablony-powerpoint/3709-shablon-powerpoint-shkolnaya-doska.html
10
Когда использовать точки с запятой, двоеточие и тире
Ах, старые споры: точка с запятой против двоеточия против тире. Какая пунктуация подходит для написанного вами предложения? Откуда вы знаете? Это четкий выбор, когда один правильный, а другие нет, или это скорее стилистическое решение, например, использование оксфордской запятой?
Путаница, связанная с точкой с запятой, двоеточием и тире, понятна, но как только вы усвоите основы, ответ обычно становится ясным. Редко бывает ситуация, когда либо точка с запятой , либо двоеточие могут быть правильными; обычно то или другое.То же самое и с тире — если вы намеренно не нарушаете правила пунктуации по стилистической причине (например, написание стихов, написание уникального диалога персонажа или нарушение условностей, чтобы привлечь внимание читателей), существуют правильные и неправильные способы использования тире. .
Не знаете, когда использовать тире или использовать двоеточие или точку с запятой? Не беспокойтесь — мы разбиваем его на части и делаем проще простого.
Когда использовать двоеточие?Двоеточие выглядит так: :
В предложении двоеточие представляет информацию и дает ей контекст.Думайте об этом как об сокращении для «что есть / есть», «как следует» или «так».
Например: «В меню три вида газированных напитков: имбирный эль, Pepsi и Dr. Pepper». Это также можно записать так: «В меню три вида газированных напитков, а именно имбирный эль , Pepsi и Dr. Pepper».
Двоеточие также может разделять предложение на два независимых предложения , когда два предложения напрямую связаны и , вы хотите выделить второе предложение.Посмотрите, как работает двоеточие:
Дороги обледенели: сегодня ездить опасно.
Разделение предложения на два независимых предложения — один из тех редких случаев, когда правильным будет либо двоеточие, либо точка с запятой. В то время как точка с запятой может аккуратно разделять два независимых предложения, двоеточие делает это более конкретно. Сравните это предложение с предложением выше:
Дороги обледенели; сегодня водить машину опасно.
Видите, как версия с точкой с запятой кажется более разговорчивой, а версия с двоеточием — более прямой? Вы также могли заметить, что в первом примере предложение после двоеточия начинается с заглавной буквы.Мы объясним почему в следующем разделе.
Во-первых, вот простой трюк, чтобы проверить, правильно ли вы используете двоеточие или точку с запятой для разделения предложений: замените их точкой. Независимое предложение — это предложение, которое может быть отдельным предложением, поэтому, когда у вас есть два независимых предложения, разделенных двоеточием, вы, по сути, получаете два предложения. Рассмотрим этот вариант на нашем примере: Дороги ледяные. Водить опасно.
Использование заглавных букв после двоеточияСледует ли писать слово после двоеточия с большой буквы, зависит от того, пишете ли вы на американском или британском английском.В американском английском первое слово после двоеточия пишется с заглавной буквы , когда оно начинается с нового предложения, и , когда это существительное или акроним собственное. В британском английском первое слово после двоеточия пишется с заглавной буквы только в том случае, если оно является существительным или акронимом собственным.
Когда использовать точку с запятой?Точка с запятой выглядит так: ;
Как мы упоминали выше, точка с запятой соединяет два независимых предложения вместе, чтобы создать подробное предложение.Взгляните на этот пример:
Мое любимое блюдо — ригатони с соусом болоньезе и хрустящим хлебом; эти продукты напоминают мне, что готовила моя бабушка.
У вас есть два разных предложения, но когда они соединены точкой с запятой, они рисуют более полную картину, чем если бы их разделяли. Точка с запятой указывает на более глубокие отношения. Думайте об этом как о сокращении союза. Другой способ написать наш пример предложения: Мое любимое блюдо — ригатони с соусом болоньезе и хрустящим хлебом , потому что эти продукты напоминают мне приготовленные моей бабушкой.
Когда использовать тире?Помните: одиночный дефис — это не тире. Одиночный дефис — это отдельный знак препинания, который служит совершенно другой цели: например, для соединения двух слов для создания составного слова.
В письме можно использовать три разных тире:
Электронный тире: —
В тире: —
Двойной дефис: ⸗
Длинное тире (-) — универсальный знак препинания. Вот все способы, которыми вы можете воспользоваться:
- Врезаться в тему или резко сменить тему
- Смещение аппозитива, содержащего запятые
- Смещение информации в скобках
- Заменить двоеточие для выделения
- Соединить список и другое предложение в одном предложении, когда список идет первым
- Сообщите, что слово или часть слова отсутствует, потому что оно было пропущено намеренно или неизвестно.При таком использовании длинного тире обычно используются два или три длинных тире для каждого пропущенного слова или части слова.
Сейчас мы покажем вам примеры каждого из этих вариантов использования. Сначала мы объясним короткое тире.
Короткое тире (-) немного короче длинного тире, но все же длиннее одного дефиса. В отличие от универсального длинного тире, у эн-тире всего три задачи:
- Заменить слово на в диапазонах и оценках
- Создавать сложные составные прилагательные
- Представляют конфликт или связь между двумя существительными
Составные прилагательные — это прилагательные, состоящие из двух слов, и когда два слова в составном прилагательном не расставлены через дефис, например светло-серый , или когда оба слова расставлены через дефис, как в рекордном двухнедельном периоде короткое тире между прилагательным и существительным, которое оно описывает, делает предложение понятным.
Например:
Недавно я начал увлекаться темной модой в академическом стиле.
И вы должны использовать двойной дефис (⸗), когда вы используете слово с переносом в конце строки текста, а вторая половина слова отделяется и начинает следующую строку. Как правило, в этой ситуации словам без дефиса ставятся дефисы, чтобы показать читателю, что слово продолжается на следующей строке. Когда в слове уже есть дефис, добавляется второй, чтобы показать, что оба дефиса и разделены на две строки, и этот второй дефис создает двойной дефис .
Могу ли я использовать двоеточие или точку с запятой перед списком?Двоеточие. Но двоеточия есть не в каждом списке.
Двоеточие необходимо (и правильно) только тогда, когда список следует за полным независимым предложением.
Вот пример:
У меня в подвале много разных принадлежностей для рисования: глина, акриловые краски, акварель, цветные карандаши и пять видов бумаги.
«У меня в подвале много разных принадлежностей для рисования» может быть предложением само по себе, но следующий за ним список — нет.В приведенном выше примере предложения список принадлежностей добавляет детали к заявлению о наличии художественных принадлежностей в подвале, но не меняет его значения.
Если список не следует за полностью независимым предложением, двоеточие не нужно и неверно. Вот несколько примеров списков, которым не следует ставить двоеточие:
- Когда я пошел в магазин товаров для искусства, я купил цветные карандаши, новый альбом для рисования и немного угля.
- Для завершения курса вам необходимо просмотреть все лекции, пройти обе викторины и написать заключительное эссе.
Когда точка с запятой является частью списка, это между элементами в списке , а не в начале. Вы можете использовать точку с запятой в списке, чтобы четко разделить элементы, особенно если они уже содержат запятые.
Например: Когда я путешествовал по Азии в прошлом году, я остановился в Токио, Япония; Осака, Япония; Сеул, Южная Корея; и Бангкок, Таиланд.
Двоеточие, точки с запятой и тире в действииВзгляните на эти примеры, чтобы увидеть, как двоеточия, точки с запятой и различные виды тире работают в предложениях:
ДвоеточиеЧтобы сделать Ширли Темпл, вам понадобятся три ингредиента: имбирный эль, гренадин и вишня мараскино.
Это был прекрасный день: светило солнце, и цветы цвели.
точка с запятойВ полуфиналисты вошли Боб из Чикаго, штат Иллинойс; Джессика из Нью-Йорка, Нью-Йорк; Карен из Сиэтла, Вашингтон; и Дэвид из Камдена, штат Нью-Джерси.
Мои кошки любят приставать к моей собаке; они весь день гнались за ним по дому.
Длинный тиреЯ пил кофе — как и каждый день — на крыльце.
Позвоните, пожалуйста, моей сестре — Эми, а не Ребекке, — чтобы узнать, когда лучше приехать.
HP, Dell, Apple — мы продаем здесь все виды компьютеров.
Эй, подождите, неважно.
Предполагается, что подозреваемым является несовершеннолетний по имени — — -, который живет в том же здании, что и потерпевший.
ЧертежРаботаю с 10 до 18. Cегодня.
Она новый журналист, лауреат Пулитцеровской премии.
Наша поездка из Сан-Диего в Сан-Франциско займет около восьми часов, если мы не будем делать никаких остановок.
Двойной дефисВ музее мне довелось увидеть хорошо сохранившийся экземпляр жука в янтаре.
Всегда перепроверяйте пунктуациюПравильная пунктуация каждый раз может быть сложной задачей. Grammarly поможет вам избежать ошибок и выразить себя четко и уверенно, независимо от того, что вы пишете.
Пунктуация: двоеточие и точка с запятой | Руководство по стилю письма
Двоеточие (:) и точка с запятой (;) часто используются неправильно вместо друг друга.Эти два знака препинания служат совершенно разным целям и не должны использоваться взаимозаменяемо.
Двоеточие
Двоеточие используется для выделения акцента, представления диалога, введения списков или текста и уточнения названий композиций.
Акцент —Первое слово после двоеточия пишите заглавными буквами, только если это имя собственное или начало всего предложения. (У нее была одна любовь: Университет Западного Мичигана.)
Диалог —Напишите имя говорящего, затем поставьте двоеточие и его заявление.(Репортер: Что такое Western Edge? Данн: Это стратегический план содействия успехам студентов.)
Вводите списки, текст или табличные материалы. —Первое слово после двоеточия пишите заглавными буквами, только если это имя собственное или начало всего предложения. (Наше будущее зависит от трех вещей: устойчивости, разнообразия и повышения нашей силы и здоровья.)
Уточните названия книг, лекций и других сочинений. — Используйте двоеточие в названиях, которые выражают две параллельные идеи.Слова по обе стороны от толстой кишки должны стоять сами по себе. (Он написал «Антикризисное управление путем извинений: корпоративный ответ на обвинения в проступках»).
точка с запятой
Точка с запятой имеет два основных значения: для пояснения ряда и для обозначения двух тесно связанных предложений.
Серия —Если один или несколько элементов в серии содержат запятую, используйте точку с запятой для их разделения. Перед окончательным союзом поставьте точку с запятой. (В состав Western Jazz Quartet входят Том Книфик, басист, Трент Кинастон, саксофонист, Стив Зегри, пианист, и Тим Фрончек, барабанщик.)
Два тесно связанных предложения — По большей части вы должны использовать точку с запятой только там, где вы также можете использовать точку, но хотите продемонстрировать связь между двумя полными предложениями. (Хорошие оценки являются неотъемлемой частью успеваемости учащихся; также важна сильная сеть поддержки.)
Пунктуация: дефис и тире | Руководство по стилю письма
ДефисДефис (-) используется для связывания частей составного слова. Это включает в себя большинство двойных наследий (мексикано-американское) и все слова в составном модификаторе, кроме «очень» и наречий, оканчивающихся на «ly».»(Бронкос забили тачдаун в первой четверти.)
- Используйте дефис, чтобы сформировать единую идею из двух или более слов (социально-экономический), и всякий раз, когда его пропуск может изменить значение фразы: президент Данн будет говорить с мелкими бизнесменами.
- Дефис также можно использовать, чтобы избежать дублирования гласных и утроенных согласных (против угнетения, упреждения, типа холма).
- Используйте дефис, а не косую черту, чтобы обозначить совместную организацию или собственность (информационный бюллетень преподавателей и сотрудников).
Никогда не используйте дефис вместо двоеточия или тире для выделения или обозначения перерыва или паузы.
Не используйте дефис вместо «до» или «до», за исключением дат.
- Неправильно: осень 2014 г. — лето II 2015 г.
- Правильно: 2–10 сентября; 2 сентября — авг. 21
Черта
Тире при печати обозначается как «длинное тире» (-), в обычном тексте выражается двумя дефисами (-) и используется вместо запятой, двоеточия или точки с запятой для большего выделения. Он обозначает серьезный перерыв или паузу, и его не следует злоупотреблять.
- Президент Данн представил план — первый в своем роде — на публичном форуме.
- Он определил основные ценности — открытость, устойчивость, ответственность и уважение.
Традиционно перед дефисом стоит пробел, но после него пробелы стали опускаться. Для единообразия университетского письма не включать пробелы.
Длинное тире и короткое тире
Длинное тире — это ширина буквы «м» в используемом шрифте и кегле шрифта, и его нельзя использовать вместо короткого тире или дефиса.
Чтобы создать длинное тире на компьютере с Windows, удерживая клавишу [Alt], введите 0151 на цифровой клавиатуре.
Чтобы создать длинное тире на компьютере Mac, зажмите Shift и option / alt и введите -.
Короткое тире — это ширина буквы «n», которая в обычном тексте выражается дефисом (-). Традиционное использование короткого тире — в датах (2012-13), но поскольку оно в значительной степени неотличимо от дефиса, короткое тире больше не используется. Используйте дефис .
тире и круглых скобок — Центр академического успеха — Иллинойсский университет, Спрингфилд
Прочерки и круглые скобки указывают на «отступление» от того момента, который вы подчеркиваете в своем предложении. Хотя иногда они считаются взаимозаменяемыми, каждый из них служит определенной цели в вашем письме. Черточки прерывают ваше письмо, чтобы вставить междометие или паузу, а круглые скобки аккуратно добавляют информацию к вашей мысли. Предупреждение: хотя скобки можно использовать во всех письменных жанрах, тире редко используются в формальных академических исследованиях.Прочерки чаще встречаются в художественной литературе и в более повседневных текстах. Еще одно предостережение: убедитесь, что вы вводите релевантную дополнительную информацию с помощью тире или скобок, а не просто для пустяков. Стремитесь быть чистыми и ясными в своих письмах.
В этом раздаточном материале мы предоставили несколько рекомендаций по использованию каждого знака препинания.
Даш
Длинное тире, которое вставляется нажатием Control + Alt + Minus между словами, которые оно разделяет, сигнализирует о резком прекращении мысли.Это можно рассматривать как «удивление» читателя информацией. При разумном использовании он может обозначить более длинную и драматичную паузу и выделить больше, чем запятая. При чрезмерном использовании он создает впечатление поспешности и небрежности и может снизить связность ваших абзацев. Длинные тире полезны в ранних черновиках для фиксации мыслей и запятых, но при редактировании вам может потребоваться удалить их в пользу знаков препинания, которые лучше выражают ваши идеи, например запятых (дополнительную информацию см. В нашем раздаточном материале по запятым).Хорошо подумайте, прежде чем присыпать ими свои бумаги.
Совет: При использовании длинного тире в предложении нельзя ставить пробелы по обе стороны от знака препинания, за исключением некоторых журналистских стилей письма.
Если вы хотите эффективно использовать тире, вот несколько рекомендаций:
Если основное предложение продолжается, необходимо поставить второе тире. Не позволяйте запятой заменять второе тире, и убедитесь, что ваше предложение имело бы смысл, если бы часть без тире была опущена:
Пример : Актеры поклонились — кроме лошади — зная, что они всех сдули!
Если основное предложение продолжается, необходимо поставить второе тире.Не позволяйте запятой заменять второе тире, и убедитесь, что ваше предложение имело бы смысл, если бы часть без тире была опущена:
Пример : Актеры поклонились — кроме лошади — зная, что они всех сдули!
Не сочетайте тире с другими знаками препинания:
Несоответствующий : Они приобрели на ярмарке несколько лошадей — победителя, проигравшего и кобылу, пьющую пиво.
Подходит: Они приобрели на ярмарке несколько лошадей — победителя, проигравшего и кобылу, пьющую пиво.
Используйте тире для обозначения начала и конца ряда, которые иначе можно спутать с остальной частью предложения:
Пример : Три женских персонажа — жена, монахиня и жокей — являются воплощением совершенства.
Дефис также используется для обозначения прерывания предложения в диалоге:
Пример : «Помогите! «Эта лошадь едет слишком быстро», — крикнул актер. «Я думаю, что я упал…»
ПРИМЕЧАНИЕ: Двоеточие предпочтительнее при вводе списка.См. Дополнительную информацию в нашем раздаточном материале с двоеточиями.
Круглые скобки
Круглые скобки также означают перерыв в размышлениях, но они отмечают добавление информации, а не прерывание, как тире. Вместо сюрприза (например, тире) круглые скобки вставляют в предложение мягче. Также, как и тире, круглые скобки следует использовать с осторожностью. Слишком много может нарушить ясность и поток ваших идей. Также следует помнить, что они часто выглядят как повседневные по тону, поэтому убедитесь, что они соответствуют стилю письма, которое вы используете.В противном случае знаки препинания, такие как запятые, часто более уместны с академической точки зрения.
Если вы хотите эффективно использовать круглые скобки, вот несколько рекомендаций:
Круглые скобки могут использоваться для обозначения случайной информации, такой как числа, даты, примеры и ссылки:
Пример : Шоу продлится семнадцать (17) уик-эндов.
Пример : В недавнем исследовании изучали методы оздоровления среди жокеев, победивших в Кентукки Дерби (Calamine, 2012).
Пример : Использование слова «человек» в качестве существительного («Люди — живые существа») подверглось критике.
Знаки препинания не должны предшествовать круглым скобкам, но при необходимости вы можете использовать знаки препинания после закрывающих скобок. По правилу круглые скобки не должны влиять на пунктуацию основного утверждения:
Пример : После нескольких недель упражнений (память и голос) он, наконец, начал чувствовать себя компетентным.
Если заключенная часть предложения является последней частью предложения, точка ставится после скобок, как в следующем примере:
Пример : Лошади следует рассматривать как активы (но только в рабочем состоянии).
Как и тире, круглые скобки можно использовать слишком часто, например:
Пример : Хотя создание постановки о лошади-победителе имеет свои дилеммы (наличие необходимого пространства и уборщиков) и обычные проблемы, ожидаемые в любой пьесе (большое эго, эмоциональный состав и низкий бюджет), это огромная удовлетворение от того, что это произошло.
ПРИМЕЧАНИЕ. Прочерки и круглые скобки — отличные инструменты, которые можно использовать, когда вам нужно добавить дополнительную информацию в предложения.Однако имейте в виду, что их следует использовать разумно и экономно. Если их использовать слишком часто, они могут усложнить последовательность ваших предложений, что может сбить с толку вашего читателя. Практически любое использование тире или круглых скобок будет бессмысленным или ненужным, поэтому вам решать, стоит ли добавляемая вами информация риска загромождения ваших предложений.
Что такое Em Dash и как его использовать?
длинное тире — невероятно универсальный знак препинания, который можно использовать вместо круглых скобок, запятых, двоеточий или кавычек в предложении.
em dash имеет своего рода фан-клуб, поскольку писатели любят обсуждать его многочисленные применения (и возможные злоупотребления). Отметив, что люди заявляют о своей любви к этому знаку препинания с помощью татуировок тире , New York Times назвал его «плохим парнем или крутой девочкой в знаках препинания». Вольный ругатель. Бунтарь без оговорки ».
Это потому, что у него много способов — и даже известные нарушители правил предпочитают его.
Что такое длинное тире ?тире длинное тире ( — ) выделяет слово или предложение и добавляет акцент.Или он может сигнализировать о прерывании (подробнее об этом см. В нашей статье о прерывании предложений!) Или усилении («расширении») идеи. Это также самый длинный тире (например, дефис, и тире ).
Почему он называется em dash ?Название происходит от типографики — работы по установке, расположению и печати шрифтов. Черта em — это черта шириной M .
Как набрать длинное тиреВ последние годы дефис, двойной дефис и знак минус все чаще и чаще вторгаются на территорию длинного тире.В проекте масштабной оцифровки Google Книги обрабатывают дефисы, короткие тире и длинных тире, как один и тот же символ, переводя их все в «-». Ни en , ни em не встречаются на стандартных клавиатурах, что еще больше затрудняет их использование.
Итак, как набрать длинное тире ? На Mac используйте «option + shift + -». На ПК используйте «Alt + Ctrl + -».
Большинство газет (которые следуют за The Associated Press Stylebook ) добавляют пробелы по обе стороны от него.Многие другие руководства по стилю предпочитают не добавлять пробелы. Если вы не используете руководство по стилю, самое важное — быть последовательным в своей работе.
Готовы проверить свои навыки пунктуации? Проверьте себя по дефисам, коротким и длинным тире.
Когда использовать длинное тире 1. Вместо запятойМногие авторы адаптировали длинное тире для своих собственных целей. Джеймс Джойс, бунтарь, которым он был, использовал тире длинное тире (а не кавычки) на протяжении всего Ulysses .Эмили Дикинсон использовала длинных тире и (а не запятые) в большинстве своих стихов. Это в основном личный выбор стиля.
Набор из длинных тире может содержать информацию, которая в противном случае была бы выделена запятыми. Они могут незаметно изменить смысл предложения.
Например: И все же, когда путешественники обнаружили логово снежного человека — после восьми месяцев поисков — они оказались на удивление неподготовленными к вниманию мировых средств массовой информации, которое их находка привлекла .
Другие примеры, с и без тире em :
- Вы двоюродный брат, единственный двоюродный брат, который приходил на мою свадьбу.
- Вы двоюродный брат — единственный двоюродный брат — который пришел на мою свадьбу.
- Вы можете мне перезвонить… ну да ладно
- Вы можете мне перезвонить — да ладно.
длинное тире может соединять два независимых предложения вместо точки с запятой. В наши дни люди чаще используют его вместо точки с запятой, потому что это может обеспечить более непринужденный тон и внешний вид.Вот старый пример из Приключения Гекльберри Финна : «Ну, никто не мог придумать ничего, чтобы сделать — , все были в тупике и замерли».
Он также может заменять двоеточие при введении фраз, предложений или примеров. Это может либо смягчить предложение, либо добавить красок, как в этом примере из Трагедия Падднхеда Уилсона : «Каждый человек рождается с одной вещью, которая превосходит все остальные на – его последний вздох».
2.Вместо скобокEm тире также используются как прерыватели в предложениях, в основном в блогах и цифровом контенте. Это добавляет непринужденный и разговорный тон, который нравится читателям, особенно при чтении онлайн. Вы можете использовать длинных тире , чтобы вставить комментарий к написанному, добавить небольшую шутку или остроумный комментарий или добавить пример, чтобы сделать написанное более понятным.
Устали от досадных опечаток? Пусть Grammar Coach ™ сделает всю тяжелую работу и исправит вашу письменную речь бесплатно! Начать сейчас!
Например:
- Я никогда раньше не был на ферме — ну, если не считать курятник на заднем дворе моей кузины, чего я точно не знаю, — и я был очень рад узнать больше об уходе за животными.
- Жасмин вышла из магазина, ничего не купив — однажды она вернется, когда станет известным автором песен, и купит самую дорогую гитару, которая у них была, — и поехала домой на метро.
Двоеточие используется для ввода информации в конце предложения, что часто может выполнять и тире длинных строк . Теперь следует использовать двоеточие для введения списка. Например: Переводчик говорит на пяти языках: английском, испанском, итальянском, французском и португальском .
Однако тире длинных знаков может заменять двоеточие, используемое для отделения дополнительной информации в конце предложения. Двоеточие или длинное тире может использоваться для выделения последней части раздела или иногда требуется для отделения независимого предложения в конце.
Вот так:
- Гектор точно знает, куда он хочет пойти пообедать: в новый греческий ресторан!
- Гектор точно знает, куда он хочет пойти пообедать — в новый греческий ресторан!
- Я всю жизнь ждал этого момента: заканчиваю медицинский институт.
- Я всю жизнь ждал этого момента — заканчиваю медицинский институт.
В этих случаях длинное тире считается менее формальным, чем двоеточие, поэтому оно особенно хорошо подходит для неформального разговорного письма.
4. Вместо точки с запятойЗдесь снова длинное тире может заменять знак препинания, используемый для разделения частей предложения. Как и двоеточие, точка с запятой может использоваться для разделения двух основных предложений (каждое из которых содержит существительное и глагол).
Точка с запятой может делать это:
- В прачечную идти рано; они открываются в 8 утра.
- Мальчики хотят посетить зоопарк; Амелия хочет поиграть в боулинг.
В этих типах предложений тире длинных знаков может заменять точку с запятой.
- Люк написал ей письмо; она еще не ответила.
- Люк написал ей письмо — она еще не ответила.
Помимо внешнего вида, короткое тире ( — ) не похоже на длинное тире . Он может обозначать диапазон (например, диапазон чисел), соединять два элемента, которые идут вместе (, 4 января, — , февраль, 1, ) или использоваться для замены слов на , и или . против . Короткое тире длиннее дефиса (–) и короче длинного тире (–).
Например, в этом случае вы должны использовать короткое тире: на мероприятии было 50 — 75 человек. Вы не могли заменить тире . У них разные функции.
Длинное тире против дефисаДефис ( — ) соединяет два элемента, которые соединены вместе, чтобы функционировать как один, например, когда два слова составляют составное слово: карусель , долгосрочный или семьдесят два .Самые короткие тире, дефисы связывают слова и части слов. Они могут соединять префиксы или разбивать слово в конце строки текста. Они также могут сочетать два или более слов, описывающих существительное.
Тире длинных знаков не может заменять дефис.
Теперь, когда вы закончили читать эту статью, перейдите к нашему учебнику по дефисам!
Рекомендации по использованию точек с запятой, двоеточия и тире
Какой-то шутник однажды заметил, что точка с запятой — это «запятая, которая пошла в колледж».«Может быть, это объясняет, почему так много писателей стараются избегать метки. Они думают, что это слишком много фалутина и немного старомодно, к тому же. Что касается толстой кишки — ну, если вы не хирург, тот звучит просто страшно.
А вот рывок никого не пугает. В результате многие писатели переусердствуют со знаком, используя его как поварской нож, чтобы нарезать кубиками свою прозу. Результат может быть довольно неаппетитным.
Фактически, все три знака препинания — точка с запятой, двоеточие и тире — могут быть эффективными при правильном использовании.Рекомендации по их использованию не особенно сложны, поэтому давайте рассмотрим основные работы, выполняемые каждой из этих трех марок.
Точка с запятой (;)
Используйте точку с запятой для разделения двух основных предложений, которые не соединяются координирующим союзом:
- «Оружие вызывает беспокойство и дорогое; оно всех раздражает».
- «Обломки испытаний падают как на домашнюю, так и на вражескую территорию; они покрывают землю, как роса».
- «Сегодняшнее оружие слишком разрушительно для использования, поэтому оно стоит спокойно и тихо; это наш странный климат, когда оружие безопаснее, чем его отсутствие.«
(Э. Б. Уайт,« Единство », 1960. Очерки Э. Б. Уайта, , 1970)
Мы также можем использовать точку с запятой для разделения основных предложений, соединенных конъюнктивным наречием (например, однако, следовательно, в противном случае, более того, тем не менее ):
Очень многие люди могут думать, что они думают; однако большинство из них просто меняют свои предрассудки.
По сути, точка с запятой (за которой следует конъюнктивное наречие или нет) служит для согласования двух основных предложений.
Двоеточие (:)
Используйте двоеточие, чтобы выделить сводку, серию или объяснение после полного основного предложения:
- «Пришло время праздновать день рождения ребенка: белый торт, клубнично-зефирное мороженое и бутылка шампанского, спасенная от другой вечеринки».
(Джоан Дидион, «Идя домой». Ссутулившись в сторону Вифлеема, , 1968) - «Город подобен поэзии : , он сжимает все живое, всех рас и пород на небольшом острове и добавляет музыку и аккомпанемент внутренних двигателей.«
(Э. Б. Уайт,« Вот Нью-Йорк », 1949. Очерки Э. Б. Уайта, , 1970)
Обратите внимание, что основное предложение не обязательно должно следовать за после двоеточия; однако, как правило, ему должно предшествовать полное основное предложение.
Прочерк (
— )Используйте тире, чтобы выделить краткое изложение или объяснение после полного основного предложения:
На дне ящика Пандоры лежал последний подарок — надежда.
Мы также можем использовать пару тире вместо пары запятых, чтобы выделить слова, фразы или предложения, которые прерывают предложение дополнительной, но не важной, информацией:
В великих античных империях — Египте, Вавилоне, Ассирии, Персии — какими бы великолепными они ни были, свобода была неизвестна.
В отличие от круглых скобок (которые, как правило, не акцентируют внимание на информации, содержащейся между ними), тире на более выразительны, чем на , чем запятые. А дефисы особенно полезны для выделения элементов в серии, которые уже разделены запятыми.
Эти три знака препинания — точка с запятой, двоеточие и тире — наиболее эффективны при умеренном использовании. Некоторые авторы, такие как писатель Курт Воннегут-младший, предпочли бы полностью отказаться от точки с запятой:
«Вот урок творческого письма.Первое правило: не используйте точки с запятой. Они трансвеститы-гермафродиты, не представляющие абсолютно ничего «.
( Если это не хорошо, то что это?: Совет для молодежи , 2014)
Но это звучит немного экстремально. Просто делайте, как я говорю, пожалуйста, а не так, как я сделал на этой странице: не переусердствуйте с этими тремя знаками препинания.
Практика создания предложений с помощью точки с запятой, двоеточия и тире
Используйте каждое предложение ниже как образец для нового предложения.Ваше новое предложение должно соответствовать прилагаемым правилам и использовать те же знаки препинания, что и в образце.
Модель 1
«Левину хотелось дружбы и дружелюбия; он хотел стейк, а они предлагали спам».
(Бернард Маламуд, A New Life , 1961)
Рекомендация: Используйте точку с запятой для разделения двух основных предложений, не связанных координирующим союзом.
Модель 2
Ваше сочинение хорошее и оригинальное; тем не менее, хорошая часть не является оригинальной, а часть, которая является оригинальной, не является хорошей.
Рекомендация: Используйте точку с запятой для разделения основных предложений, соединенных конъюнктивным наречием.
Model 3
«В этой жизни есть три выбора: быть хорошим, стать хорошим или сдаться».
(Д-р Грегори Хаус, Хаус, доктор медицины )
Рекомендация: Используйте двоеточие, чтобы выделить краткое содержание или серию после полного основного предложения.
Model 4
Гадалка напомнила нам, что есть только одно, на что мы можем рассчитывать наверняка — на полную неопределенность.
Рекомендация: Используйте тире, чтобы выделить краткое изложение после полного основного предложения.
Model 5
Наши жизненные труды — обучение, заработок и стремление — также являются нашими причинами для жизни.
Рекомендация: Для ясности или акцента (или того и другого) используйте пару дефисов, чтобы выделить слова, фразы или предложения, которые прерывают предложение.
Двоеточий со списками — Синяя книга грамматики и пунктуации
Правило 1: Используйте двоеточие после полного предложения, чтобы ввести список элементов, когда вводные слова, такие как , а именно, например, или , то есть , не подходят или не подходят.
Примеры:
Вам может потребоваться принести много вещей: спальные мешки, сковороды и теплую одежду.
Мне нужны следующие продукты: масло, сахар и мука.
Мне нужен помощник, который может: (1) вводить данные, (2) писать отчеты и (3) заполнять налоговые формы.
Правило 2: Двоеточие обычно не ставится перед списком, если оно не следует за полным предложением.
Примеры:
Чтобы добиться успеха в продажах, нужно делать следующее: (а) правильно одеваться, (б) спрашивать клиентов об их потребностях и (в) доводить до конца.
Чтобы добиться успеха в продажах, нужно (а) правильно одеваться, (б) спрашивать клиентов об их потребностях и (в) доводить до конца.
Правило 3: В табличном формате двоеточие обычно предшествует списку.
Примеры:
Чтобы добиться успеха в продажах, нужно сделать следующее:
(а) одеться соответствующим образом
(б) спросить клиентов об их потребностях
(в) пройти до
Чтобы добиться успеха в продажах, необходимо:
(а) одеваться соответствующим образом
(б) спрашивать клиентов об их потребностях
(в) следовать до
Примечание: Вы можете использовать и перед последней фразой.
Чтобы добиться успеха в продажах, нужно:
(а) одеваться соответствующим образом,
(б) спрашивать клиентов об их потребностях,
(в) и доводить до конца.
Примечание:
Использование заглавных букв и знаков препинания необязательно при использовании отдельных слов или фраз в маркированной форме. Если каждый маркер или пронумерованный пункт является полным предложением, пишите первое слово с заглавной буквы и заканчивайте каждое предложение правильной конечной пунктуацией. Эмпирическое правило — быть последовательным.
Чтобы добиться успеха в продажах, нужно:
• Одеваться соответствующим образом,
• Спрашивать клиентов об их потребностях,
• До конца.
Примечание: В списках вы можете использовать точки после цифр и букв вместо скобок.
Для встречи во вторник, пожалуйста:
a.