Бунт своего времени: с чего начинался венский модерн
Впечатления
Автор Анастасия Новикова
09 августа 2018
Ровно 100 лет назад, в один год, из жизни ушли главные представители венского сецессиона: Густав Климт, Эгон Шиле, Отто Вагнер и Коломан Мозер. «РБК Стиль» вспоминает, с чего начинался венский модерн и что для него сделали «бунтари» рубежа веков.
Вену начала XX века называли местом, где случился «всплеск гениальности». Здесь писал картины Густав Климт, проектировал дома Отто Вагнер, создавал мебель Коломан Мозер, а в доме № 19 по улице Берггассе жил и принимал пациентов Зигмунд Фрейд. Австрийская столица стала местом, где рождались новые идеи и течения, а главным стал венский модерн, связавший между собой все виды искусства.
Живопись
У истоков венского модерна в живописи стоял Густав Климт. Художник получил академическое образование и поначалу выполнял государственные заказы. При этом австрийскую живопись он называл местечковой и говорил, что в ней преобладают либо пейзажи, либо работы на мифологические сюжеты.
В 1897 году Климт вышел из Академии художеств, чтобы окончательно утвердить право на существование неофициального искусства. И 3 апреля этого же года основал художественное движение, получившее название сецессион. Именно эту дату принято считать моментом рождения модернизма в австрийском искусстве. К сецессиону присоединились молодые художники, архитекторы и дизайнеры — все те, кто хотел уйти от консерватизма. А спустя год у движения появилась и своя выставочная площадка. Сооружение на предоставленном городом земельном участке было построено по проекту Йозефа Ольбриха — его украшал большой позолоченный купол с лавровыми листьями, а над главным входом появилась надпись: «Каждому времени — свое искусство, каждому искусству — своя свобода». Здание выполняло сразу две функции: оно стало «храмом искусства» раннего модернизма и одновременно самым значительным архитектурным творением венского сецессиона.
Художник Густав Климт; «Поцелуй», 1907–1908 годы
Что касается самого Климта, то темой его живописи стали женские образы. Новаторские приемы художника заключались в отказе от пропорций и в размытости фона. Говорят, сначала художник писал своих моделей обнаженными, а уже после «одевал» на холсте. На рубеже веков в творчестве Климта начался «золотой период» — он стал использовать различные оттенки золотого и применять сусальное золото. А в 1907 году создал картину, которую сегодня называют «визитной карточкой» Австрии. Речь идет о знаменитом «Поцелуе», гиды венской галереи Бельведер считают его самым репродуцируемым полотном в мире.
Эгон Шиле был самым молодым представителем венского модерна в живописи. Ученик Климта, он прожил очень короткую жизнь — всего 28 лет. При этом именно его называют ярчайшим представителем австрийского экспрессионизма — чего только стоят обнаженные, как будто «изломанные» автопортреты художника. Причиной их создания стала бедность Шиле.
Эгон Шиле, «Автопортрет с физалисом», 1912 год
Архитектура
К модернизму Отто Вагнер пришел к середине 1890-х годов. К тому времени у него сложилось представление о том, каким должен быть современный крупный город. Именно Вагнер стал одним из главных создателей обновленного облика Вены. В стиле, отличном от того, какой был представлен на центральном бульваре города Рингштрассе, архитектор строил жилые дома и ведомственные учреждения. Вдоль набережной Линке-Винцайле по проекту Вагнера в 1898 году был возведен знаменитый Майолик-хауз.
Совершенно по-другому выглядит здание Австрийского почтового сберегательного банка, построенное в 1906 году. Несмотря на то что оно возводилось по госзаказу, архитектору удалось создать образец чистого модерна. Железобетонные фасады Вагнер оставил без какого-либо украшения, отказался от портика над главным входом и лепнины. А лаконичный интерьер ничем не отвлекал посетителей от решения тех задач, ради которых они пришли.
Павильон венского сецессиона; Доходный дом Майолик-хауз Отто Вагнера
Дизайн
Сегодня Коломана Мозера, одного из тех, благодаря кому венский стиль стал международным брендом, назвали бы дизайнером и оформителем интерьеров. Он придумывал все: мебель, витражи, посуду, обои и почтовую бумагу. Ранние работы Мозера изобиловали орнаментальными и растительными узорами, но затем он перешел к более строгому геометричному стилю. В 1903 году он основал «Венские мастерские», где создавались предметы прикладного искусства для особо требовательных клиентов. Кстати, многие изделия, созданные художниками мастерской, изготавливаются и сегодня. А образцы 100-летней давности можно рассмотреть в венском музее прикладного искусства
Об австрийской столице рубежа веков писатель Герман Бар говорил: «В Вене тогда, очевидно, было небезынтересно…» И это верно — именно тогда были созданы многие шедевры живописи, архитектуры и дизайна, которые спустя век во всем мире признаны как художественное достояние Австрии. Сегодня венский модерн превратился и в успешный бренд, образцы которого привлекают туристов не меньше, чем Зальцбург Моцарта, дома Хундертвассера или просто шоколадный торт «Захер».
Орнамент Коломана Мозера, 1899 год; Художник Коломан Мозер
Теги: Австрия , Вена
Лики Модерна в Новой Третьяковке – ARTandYou.

- МХК
Новый выставочный проект Третьяковской галереи раскрывает грани искусства русского модерна, расцвет которого пришелся на рубеж XIX–XX веков.
- Дата публикации: 14 апреля 2022
- Текст: Катя Карцева
- Время на прочтение: 2 — 3 мин.
Стиль Модерн — интернациональное явление, охватившее Европу, Россию и США начала ХХ века. После Первой Мировой войны это время стали ностальгически называть la belle epoque (прекрасная эпоха). Явственнее всего модерн проявился в архитектуре и декоративноприкладном искусстве, в живописи — в особом жанре картины-панно, в скульптуре — в использовании новых материалов: дерева, гипса, терракоты, майолики. Особенно ярко стиль модерн отразился в графических искусствах — афише и рекламном плакате.
Характерные черты стиля Модерн:
- гибкость линий,
- тяготение к узорам и декоративности,
- широкое использование фольклорных и исторических мотивов.
Русский Модерн
Расцвет русского модерна пришелся на период между 1896 и 1914 годами. В это время, по словам Андрея Белого, происходит «пересоздание жизни»: художники с увлечением творят мир вымысла, грез, объединяя реальность с собственными фантазиями, пересматривают эстетические ценности Античности, Ренессанса, классицизма, национального фольклора, наполняя их новым, современным содержанием. Восприятие окружающего мира через исторические аллюзии прошлого пронизано восторгом и упоением перед природой, музыкой, поэзией, театром.
Вслед за Александром Блоком, Валерием Брюсовым, Андреем Белым художники, создавая свои произведения, ориентируются на духовный опыт человечества в самом широком смысле и соотносят образы прежних веков с современностью.
Л.С. Бакст, И.Я. Билибин, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, С.Ю. Судейкин и многие другие крупные, именитые художники привнесли в художественный язык плаката приемы станковой живописи, графики и театрально-декорационного искусства. Планомерное
формирование массового вкуса осуществлялось через иллюстрации и приложения крупнейшего в России журнала «Нива», с которым сотрудничали И.С. Горюшкин-Сорокопудов, Д.Н. Кардовский, Е.П. Самокиш-Судковская и другие авторы.
Афиши выставок, поэтических и музыкальных вечеров, театральных спектаклей и постановок кабаре сохраняют ауру насыщенной событиями и динамичной городской жизни «прекрасной эпохи».
На выставке Лики модерна будут также представлены произведения живописи, скульптуры, а также рекламные плакаты и афиши. Зрители смогут увидеть полюбившиеся произведения талантливых мастеров начала прошлого столетия: Н.А. Андреева, К.Ф. Богаевского, Ф.В. Боткина, И.И. Бродского, А.Я. Головина, А.С. Голубкиной, В.И. Денисова, О.Л. Делла-Вос-Кардовской, С.Т. Конёнкова, А.И. Савинова, Н.П. Ульянова. Это как уже хорошо известные по постоянной экспозиции вещи, так и те, что редко покидают запасники Третьяковской галереи. Таким образом, выставка продемонстрирует все многообразие стиля модерн в России, а также откроет широкому зрителю новые имена.
Экспозиция Лики Модерна логически продолжает недавно завершившуюся выставку «Русский модерн: на пути к синтезу искусств», проходившую в зале Врубеля в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.
Фото обложки: И.С. Горюшкин-Сорокопудов.
Листопад. Портрет В.В. Иссинской. 1900-е. Холст, темпера.
Государственная Третьяковская галерея
Теги:стиль модерн
Художники в стиле модерн: Густав Климт
Густав Климт — один из самых популярных и знаменитых художников в стиле модерн . Его работы мгновенно узнаваемы, а его золотых картины , такие как невероятно популярная Поцелуй , идеально подходят для наших красиво оформленных роскошных блокнотов и чехлов для iphone. Вот некоторая справочная информация о самом человеке, а также более подробный взгляд на Поцелуй .
Золотое происхождение
Отец Густава Климта был гравером по золоту и серебру , работа, которая, несомненно, оказала некоторое влияние на Климта, который позже украсил свои работы этими драгоценными металлами . Семья жила в пригороде Вены, и Климт получил формальное художественное образование в Венской школе декоративных искусств, , специализируясь на фресках . Таланты Густава Климта были сразу замечены, и он получил заказы еще во время учебы в колледже. Он украсил два общественных здания в Вене: Бургтеатр и Художественно-исторический музей, работая в сотрудничестве со своим братом и другом. К 30 годам Климт был известным и успешный художник .
Художник-сецессионист
В Вене художники, стремившиеся дистанцироваться от историзма и традиции, сформировали авангардную экспериментальную группу под названием «Сецессион», венскую интерпретацию стиля модерн . Австрийский художник Густав Климт руководил этой организацией с 1897 года до года 1905 года. Творчество Климта типично для глубоких исторических и идеологических изменений , происходивших в конце века, хотя его творчество было нетипичным по стилю и эффекту. У Климта было эстетической идеологии и понял, почему искусство должно глубоко исследовать эмоции и экзистенциализм и освободиться от всех современных условностей, чтобы сделать это. Он добился этого, создав необычайно декоративных фресок и картин , часто щедро покрытых золотом. Самые экспериментальные работы Климта касались тем подсознательных импульсов и желаний , и они вызывали высокие чувства у публики и искусствоведов.
Поцелуй
Возможно, его самая известная работа , Поцелуй достигает баланса между эмоциями и украшением. Влюбленные заключены в объятия золотой ткани . Мужчина оформлен в холодных тонах и геометрических угловатых узорах , символизирующих мужественность; коленопреклоненная женщина представлена в теплых тонах завитками и кругами, символами женственности. Вместе они создают гармоничное целое.
Необычайная творческая энергия Климта , выразительное использование линий и доминирующее использование орнамента уловили дух авангарда, который помог развить абстрактную эстетику , последовавшую за этим. Его богатый, но эмоциональный стиль делает его ключевым художником в стиле модерн, которым до сих пор восхищаются.
Звенья
Узнайте больше о его работах на веб-сайте музея Климта здесь
Прочтите эту статью BBC News, в которой обсуждается привлекательность Климта, здесь
Вы можете купить наш блокнот Flame Tree с обложкой Klimt The Kiss здесь
Художественные репродукции в стиле модерн | King & McGaw
Стиль модерн пользовался наибольшей популярностью в конце 19-го и начале 20-го веков. Отличительный стиль был связан с идеалом, согласно которому искусство должно быть образом жизни. Соответственно, дизайн в стиле модерн можно найти как в предметах домашнего обихода, мебели и ювелирных изделиях, так и в живописи и архитектуре. Ключевым представителем этого стиля был Густав Климт, венский художник, основным предметом которого было женское тело, часто использующее сусальное золото для ослепительного эффекта. Он создал ряд работ, которые остались совершенно отличными и одними из самых популярных среди всех художников. В нашем ассортименте гравюр и плакатов представлена большая часть его работ наряду с другими известными художниками этого движения и культового плакатного искусства.
Наибольшей популярностью стиль модерн пользовался в конце 19 — начале 20 веков. Отличительный стиль был связан с идеалом, согласно которому искусство должно быть образом жизни. Соответственно, дизайн в стиле модерн можно найти как в предметах домашнего обихода, мебели и ювелирных изделиях, так и в живописи и архитектуре. Ключевым представителем этого стиля был Густав Климт, венский художник, основным предметом которого было женское тело, часто использующее сусальное золото для ослепительного эффекта. Он создал ряд работ, которые остались совершенно отличными и одними из самых популярных среди всех художников.