Модернизм в литературе — Википедия
Модернизм в литературе — явление в литературе конца XIX — начала XX века, характеризуемое отходом от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальным пересмотром литературных форм. Является частью общего направления в искусстве — модернизма (от лат. modernus — «современный, недавний»).
Период модернизма считается завершившимся к концу 1930-х годов[1]. На смену модернизму пришёл постмодернизм.
Содержание
- 1 Особенности
- 2 Представители
- 3 См. также
- 4 Комментарии
- 5 Примечания
- 6 Литература
Модернизм в литературе стал закономерным итогом развития художественного сознания и перехода от классического восприятия автором мира к модернистскому. Вместо создания собственного мира, предложения читателю готовых концепций, литература модернизма становится чистым отражением реальности или её полной противоположностью. Автор перестаёт быть носителем абсолютной истины и начинает демонстрировать её относительность.
Модернизм в литературе проявился в новых направлениях: символизме, акмеизме, футуризме, экспрессионизме, сюрреализме, но существовал и вне их. Более того, нередко все эти (кроме определённой, более поздней прослойки символизма) модернистские направления несколько дистанцируются от модернизма[источник не указан 2481 день]. Одновременно была переосмыслена реалистичная литература
Главные представители литературы модернизма:
- Рюноскэ Акутагава (1892-1927)
- Анна Ахматова (1889—1966)[К 1]
- Габриэле д’Аннунцио (1863—1938)
- Гийом Аполлинер (1880—1918)
- Андрей Белый (1880—1934)
- Михаил Булгаков (1891—1940) [4][5]
- Готфрид Бенн (1886—1956)
- Иван Цанкар (1876—1918)
- Константинос Кавафис (1863—1933)
- Джозеф Конрад (1857—1924)
- Герман Гессе (1877-1962)
- Альфред Дёблин (1878—1957)
- Джон Дос Пассос (1896—1970)
- Хильда Дулитл (1886—1961)
- Томас Стернз Элиот (1888—1965)
- Уильям Фолкнер (1897—1962)
- Фрэнсис Скотт Фицджеральд (1896—1940)
- Э. М. Форстер (1879—1971)
- Даниил Хармс (1905—1942)
- Эрнест Хемингуэй (1899—1961)
- Гуго фон Гофмансталь (1874—1929)
- Макс Жако́б (1876—1944)
- Джеймс Джойс (1882—1941)[6]
- Франц Кафка (1883—1924)
- Георг Кайзер (1878—1945)
- Дэвид Герберт Лоуренс (1885—1930)
- Перси Уиндем Льюис (1882—1957)
- Томас Манн (1875—1955)
- Роберт Музиль (1880—1942)
- Юджин Глэдстоун О’Нил (1888—1953)
- Ферна́нду Песо́а (1888—1935)
- Янко Полич-Камов (1886—1910)
- Ма́риу де Са-Карне́йру (1890—1916)
- Эзра Паунд (1885—1972)
- Лео Перуц (1882-1957)
- Андрей Платонов (1899-1951)
- Марсель Пруст (1871—1922)
- Велимир Хлебников (1885—1922)
- Дороти Ричардсон (1873—1957)
- Райнер Мария Рильке (1875—1926)
- Гертруда Стайн (1874—1946)
- Уоллес Стивенс (1875—1955)
- Итало Свево (1861—1928)
- Эрнст Толлер (1893—1939)
- Георг Тракль (1887—1914)
- Поль Валери (1871—1945)
- Роберт Вальзер (1878—1956)
- Уильям Карлос Уильямс (1883—1963)
- Франк Ведекинд (1864—1918)
- Вирджиния Вулф (1882—1941)
- Уильям Батлер Йейтс (1865—1939)
- Сэмюэл Баркли Беккет (1906—1989)
- Авангардная литература
- ↑ Анну Ахматову также относят к классическим поэтам[2].
- ↑ J. H. Dettmar «Modernism» in The Oxford Encyclopedia of British Literature
- ↑ 1 2 История русской литературы XX века, 2014, с. 27.
- ↑ История русской литературы XX века, 2014, с. 26.
- ↑ MODERNIST MASTERPIECE — Chicago Tribune
- ↑ [https://web.archive.org/web/20210514202432/https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00806768908600949?journalCode=ssla20 Архивная копия от 14 мая 2021 на Wayback Machine Diabolus ex Machina: Bulgakov’s Modernist Devil: Scando-Slavica: Vol 35, No 1
- ↑ Улисс был назван «квинтэссенцией всего модернистского движения». Beebe, Maurice (Fall 1972). «Улисс и эпоха модернизма». James Joyce Quarterly (University of Tulsa) 10 (1): p. 176.
- История русской литературы XX века. Первая половина / Егорова Л. П.. — М. : Флинта, 2014. — Кн. 1 : Общие вопросы.
Архитектурный модернизм | это… Что такое Архитектурный модернизм?
Здание Баухауз в Дессау после реконструкции.
Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «
Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 20-30-х годов, конструктивизм и рационализм в 20-х годах России, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура.
Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.
Содержание
|
Общая характеристика
Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это созидание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть, присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма.
- — использование самых современных строительных материалов и конструкций,
- — рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход),
- — отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
- — их «интернациональный» характер.
В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.
Стили-предшественники модернизма в архитектуре это так называемые «неостили»: русский модерн, сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже повсеместно.
Последующий за модернизмом стиль — постмодернизм, основная черта которого это отказ от примата функции и возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей.
Истоки — вторая половина 19 века
Современная архитектура (модернизм) имела главным источником и вдохновляющим началом техническую и промышленную революцию XIX века. Железобетон, чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал, был впервые запатентован в 1867 г. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений — что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). Невероятно легкие и прочные по сравнению с тем, что знала история раньше, эти конструкции вызвали к жизни новые формы в промышленном строительстве, а позже и в жилых и общественных зданиях. В это же время было освоено строительство из металла — смелые и изящные металлические конструкции, зачастую с огромными пролетами, применялись в строительстве оранжерей, мостов, для перекрытий вокзальных перронов и больших городских рынков. Известные постройки этой эпохи, возведенные с применением металлических конструкций — Библиотека Сен-Женевьев в Париже (1850), Хрустальный дворец Д. Пэкстона в Лондоне (1851), Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже (1889), Бруклинский мост (1883) и др. В 1889 году в Париже была возведена Эйфелева башня — поначалу как сугубо временное сооружение Всемирной выставки, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса 19 века.
В Соединенных Штатах конец столетия ознаменовался строительством высотных зданий с металлическим каркасом (снаружи покрытым ещё декоративной облицовкой из камня) — в Чикаго, в Нью-Йорке. Благодаря каркасу здания уже могли достигать высоты 15—20 этажей — при весьма «облегченном» плане (дом Монаднок в Чикаго, (1891) арх. Дж. Рут; здание торгового дома Шлезингер & Майер в Чикаго, арх. Л.Салливэн. 1899—04, и др.).
Важную роль для развития новых тенденций сыграли такие факторы, как движение «искусства и ремесла» в Великобритании, вдохновителями которого были художник и эссеист Уильям Моррис, художник и писатель Джон Рескин, а также промышленный подъем в Германии, выразившийся, в частности, в образовании новых промышленно-художественные мастерских в Мюнхене («Vereinigte Werkstätten für Kunst im Handwerk», 1898) и в крупных художественно-промышленных выставках (художественно-архитектурные выставки Дармштадтской колонии (1897, 1901, 1905-08), Дрезденская промышленная выставка (1899—1900 гг. ) и др).
Так называемые «неостили», расцветшие в Европе в конце 19 — нач. 20 века — югенд-стиль в Германии, сецессион в Австрии, ар-нуво во Франции, модерн в России — решительно порывали с прошлым, как в отношении формы, так и в отношении базовых установок, являясь таким образом прямыми предшественниками модернизма. Архитектура «неостилей», с её огромными, немыслимыми раньше оконными проемами и пролетами перекрытий, большими поверхностями остекления, смело осваивала железобетон, что было весьма важным опытом для последующих поколений архитекторов.
Теоретическую основу движения к обновлению архитектуры и дизайна на этом этапе подготовили статьи, книги (а иногда и постройки) таких видных архитекторов и теоретиков архитектуры, как Готфрид Земпер (Германия), Анри Ван де Вельде (Бельгия), Виолле-ле-Дюк (Франция).
Архитекторы — предтечи модернизма это: Чарльз Р. Макинтош, Ч.-Ф.-А. Войси (Великобритания), Отто Вагнер, Адольф Лоос (Австрия), Ганс Пельциг (Германия), Хендрик П. Берлаге, Анри Ван де Вельде (Бельгия) и некоторые другие. В Америке — Луис Салливэн, а также Фрэнк Ллойд Райт. Хотя почти все они были представителями региональных «неостилей», их по праву можно считать также и зачинателями модернизма в архитектуре.
Классические примеры модернизма в архитектуре
- Здание Баухауза в Дессау, 1926-29, арх. В. Гропиус;
- Выставочный павильон Германии в Барселоне, 1929, арх. Мис Ван дер Роэ;
- Вилла Савой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;
- Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Любеткин;
- Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто;
- Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере и др.;
- Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л. Коста, О. Нимейер, 50-е гг.;
- Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон;
- Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке, 1955. Арх. Фрэнк Ллойд Райт.
- Жилой комплекс «Хабитат» на Экспо-67 в Монреале, 1955, арх. М. Сафди.
- Парламентское здание «Улей» в Веллингтоне, 1981, арх. Бэзил Спенс.
См. также
Ссылки
- Architecture and Modernism
- Brussels50s60s.be, Обзор архитектуры 1950—1960 гг. в Брюсселе (на англ.)
- Wolfram Lübbeke: «Neues Bauen» im Historischen Lexikon Bayerns (статья на нем. яз., со ссылками на биографии архитекторов)
Литература
- Pevzner, Nicolaus. Pioneers of the Modern Movement. London, 1936
- Гидеон, Зигфрид. Пространство, время, архитектура. (Перевод с нем.), Стройиздат, М., 1984 г.
- Френк Ллойд Райт. Будущее архитектуры. М., 1960.
- William J.R. Curtis. Modern Architecture since 1900. Phaidon, 1982, 1987, 2006. ISBN 9780714833569
Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Из Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Франц Марк, Судьба животных , 1913 год, холст, масло. Представлено на выставке Дегенеративное искусство (Entartete Kunst) в Мюнхене, нацистская Германия, 1937 г. Маниго. Он показывает фейерверк на реке Гудзон в 1909. Эдвард Миддлтон Маниго (1887–1922) был художником-модернистом, который за короткую жизнь (он умер в 35 лет) преуспел как живописец, керамист и мебельщик
Модернизм был культурным движением конца 19 века до середина 20 века. Это изменило искусство, литературу, музыку, архитектуру и драму. [1]
Модернизм отверг традиции. Его интересовали новые способы делать старые вещи. Также существовало убеждение, что наука и техника могут изменить мир к лучшему. [2] Детали сильно различаются, и этот термин охватывает некоторые несколько противоречивые движения. [3]
Современное искусство пришло на смену классическому искусству. Он включал абстрактное искусство, кубизм, поп-арт, минимализм и дадаизм. Это довольно сильно повлияло на скульптуру, хотя вначале такие скульпторы, как Роден и Эпштейн, создавали как традиционные, так и модернистские работы. Генри Мур — один из самых известных скульпторов-модернистов.
Типичными художниками-модернистами были Пикассо, Брак, Матисс, Кандинский и Мондриан.
Такие композиторы, как Стравинский, Джордж Антейл и Шенберг, являются модернистами. «Весна священная » Стравинского ( Le Sacre du Printemps ) является знаковым произведением.
Такие балеты, как «Весна священная» и «Свадьба » ( «Свадьба ») знаменуют приход модернизма в эту традиционную танцевальную форму. Современный танец вне балета начался с Айседоры Дункан, Лои Фуллер и Рут Сен-Дени.
Джеймс Джойс Улисс — классический пример модернизма в романе. Ulysses (1922) был назван «демонстрацией и подведением итогов всего модернистского движения». [4] Франца Кафки Превращение (1915), Испытание (1925) и Т.С. Поэма Элиота «Пустошь » (1922) также является ярким примером. Оглядываясь назад, становится ясно, что: « Преступление и наказание » Федора Достоевского (1866) оказали большое влияние на других писателей.
Приход магического реализма является частью модернизма. Романов и рассказов Михаила Булгакова таких как 9Примерами являются 0005 Diabolidad и Мастер и Маргарита .
Водопад в Пенсильвании, Фрэнк Ллойд Райт
Модернизм в архитектуре можно найти в работах Фрэнка Ллойда Райта, Ле Корбюзье, Вальтера Гропиуса, основателя Баухауза, и Мис ван дер Роэ. Знаменитое замечание Ле Корбюзье «Здание — это машина, в которой можно жить» показывает, насколько его мышление отличалось от мышления архитекторов 19 века. Небоскреб, такой как Seagram Building Миса ван дер Роэ в Нью-Йорке (1956–1958), стал архетипическим модернистским зданием.
Стул «Василий» Марселя Брейера — пример модернизма
Критика современного движения заключается в том, что оно не ценит традиции и идет на перемены ради перемен. Больше всего модернисты хотят свободы выражения или, возможно, свободы экспериментирования. Вот почему многие современные картины избегают создания визуальных копий реальных вещей. В модернистской литературе автор может опускать сюжеты, повествование или характеристики в книгах.
Эти эксперименты не были случайными. Они опирались на идеи своего времени: средства массовой информации, наука и техника, марксизм, психология Фрейда и так далее. Шёл общий поиск новых материалов, новых методов и новых идей. Часто было неприятие элитарности и любовь к популизму и массовой культуре.
Другая критика касалась связи модернизма и социализма. Конечно, многие модернисты были также социалистами. В первые дни социализма казалось, что это дает надежду на новое будущее без багажа прошлого. Это также объясняет их неприятие традиции.
- ↑ Чайлдс, Питер 2000. Модернизм . Рутледж, Лондон.
- ↑ Хьюз, Роберт 1991. Шок от нового: искусство и век перемен . Лондон: Темза и Гудзон, стр. 11. ISBN 978-0-500-27582-5
- ↑ Льюис, Перикл 2000, Модернизм, национализм и роман . Издательство Кембриджского университета.
- ↑ Биб, Морис 1972. «Улисс и эпоха модернизма». James Joyce Quarterly (Университет Талсы) 10 (1): стр. 176.
- Авангард
- Модернистская литература
- Модернистская музыка
- Постмодернизм
Модернизм (Ура Википедии) | ANZ LitLovers LitBlog
Добавил: Лиза Хилл | 7 июня 2009 г.
Модернизм (Ура Википедии)
В данный момент я читаю Восс Патрика Уайта и только что предпринял попытку узнать больше о модернизме в искусстве для чтения Маргарет Олли, «Вдали от натюрморта » Мэг Стюарт, я набрел на самую полезную страницу Википедии о модернизме в литературе. Хотя есть предупреждение о том, что страница требует внимания эксперта в данной области (что должно быть немного деморализующим для участника), я нашел ее список характеристик очень полезным с точки зрения понимания того, почему Уайт получил Нобелевскую премию по литературе. Хотя в пресс-релизе и в презентационной речи не упоминается конкретно модернизм, а упоминается его награда «за эпическое и психологическое повествовательное искусство, которое открыло новый континент в литературе», TLS (Times Literary Supplement) признает Уайта представителем Высокий модернизм.
Подобно Джеймсу Джойсу, Гертруде Стайн и Уильяму Фолкнеру, Патрик Уайт является приверженцем Высокого модернизма, стиля и подхода, который сегодня почти никто не использует. Это мода, а мода проходит. Генри Джеймс считался нечитаемым в 1930-е годы; сегодня его читают и восхищаются им не меньше, чем любым серьезным писателем на этом языке. И особая форма модернизма Уайта всегда была проблематичной. [1]
Проблемы, да? особая форма модернизма? Пришло время мне узнать, каковы были характеристики модернизма, и с этого момента список Википедии направляет мое чтение…
Формальные/стилистические характеристики
- Свободная косвенная речь
- Поток сознания
- Сопоставление символов
- Широкое использование классических намеков
- Фигура речи
- Интертекстуальность [формирование текста с использованием другого текста: заимствование, трансформация, аллюзии, референция]
- Персонификация
- Гипербола
- Паратаксис [короткие, простые предложения, часто сопоставляемые без какой-либо очевидной связи, так что читатели должны сами различать подразумеваемые связи. например Дети — это маленькие животные, которые начинают думать, думая о себе. Спаниель является более удовлетворительным. Восс, Винтажная классика, стр. 221]
- Сравнение
- Предложение
- Игра слов
- Сатира
- Ирония
- Antiphrasis [ироническая форма речи: слова, используемые для обозначения, противоположного их обычному смыслу, напр. бумажки порхали вокруг него и осели на траве, как стая какаду. Восс, Винтажная классика, стр. 220]
- Нетрадиционное использование метафоры
- Символическое представление
- Психоанализ
- Прерывистый рассказ
- Метанарратив [рассказ об истории]
- Множественные повествовательные точки зрения
Тематические характеристики
- Разбивка социальных норм
- Реалистическое воплощение социальных смыслов
- Отделение значений и смыслов от контекста
- Отчаянное поведение людей перед лицом неуправляемого будущего
- Чувство душевного одиночества
- Чувство отчуждения
- Чувство разочарования
- Чувство разочарования
- Отказ от истории
- Отказ от устаревшей социальной системы
- Возражение традиционных взглядов и традиционной морали
- Возражение религиозных мыслей
- Подмена мифического прошлого
- Влияние двух мировых войн на человечество [2]
[1] http://tls.