Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 29
Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю». Речь пойдет об обобщающих словах при однородных членах и ошибках при употреблении однородных членов.
Урок 30. Обобщающие слова при однородных членах. Ошибки в употреблении однородных членов
I. При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова. Чтобы правильно определить однородные члены и обобщающие слова в структуре предложения, необходимо опираться на следующие признаки:
а) обобщающее слово обозначает более общее понятие по отношению к однородным членам;
б) оно выступает тем же членом предложения, что и однородные члены. Например: Фонарь освещал только землю: корни деревьев, траву, темные лужи (К. Паустовский). — Здесь зависимое от сказуемого дополнение землю обозначает более общее понятие и выступает обобщающим словом для ряда дополнений: освещал (что?)

В речи однородные члены при обобщающих словах всегда связаны интонацией перечисления (перечитайте пример). Обобщающее слово может быть до или после однородных членов — в речи перед ним или после него всегда есть интонационная пауза (перечитайте пример).
В зависимости от того, до однородных членов или после них стоит обобщающее слово, в предложении ставятся знаки препинания двоеточие или тире.
1. Двоеточие ставится, если обобщающее слово стоит перед однородными членами. Двоеточие — знак, показывающий, что далее раскрывается содержание понятия, когда после обобщающего слова можно вставить слова
После обобщающего слова могут стоять синонимичные указательные слова как то, а именно, то есть, например, на которые падает логическое ударение. Перед этими словами необходимо поставить запятую, а уже после них двоеточие, например:
Фонарь освещал только землю, а именно (как то, то есть, например): корни, траву, лужи.
ВАЖНО! Двоеточие показывает, что однородные члены, связанные интонацией перечисления, следуют именно после обобщающего слова — без обобщающего слова двоеточие по структуре предложения не нужно.
Задание. Прочитайте предложения. Опираясь на структуру, объясните отсутствие двоеточия в первом предложении и его наличие во втором.
1) На дачу приехали мать, отец и два сына.
2) На дачу приехали все члены семьи: мать, отец и два сына.
Однако великим писателям позволены авторские знаки препинания. Вот цитата из «Господ Головлевых» М. Салтыкова-Щедрина:
Утром он [Степан] просыпался со светом, и вместе с ним просыпались: тоска, отвращение, ненависть.
И как подчеркивает весь ужас Степанова положения это двоеточие!
Примечание. Обобщающее слово и однородные члены могут входить в конструкцию, включающую указательное слово
Я хочу совершенствоваться в искусствах, таких как живопись и архитектура.
Применяя такие конструкции, нужно помнить, что:
а) однородные члены употребляются в именительном падеже независимо от падежа обобщающего и указательного слова (перечитайте пример). Неправильно употреблять Я хочу совершенствоваться в искусствах, таких как живописи и архитектуре;
б) указательное слово и союз могут выступать как единое сочетание и тогда не разделяться запятой (как в нашем примере), но могут и расчленяться. При расчленении указательное слово отходит к первой части предложения с обобщающим словом, где на него падает логическое ударение, и между указательным словом и союзом ставится запятая, например (следите за интонацией):
Я хочу совершенствоваться в искусствах таких, как живопись и архитектура. = Я хочу совершенствоваться в таких искусствах, как живопись и архитектура.
2. Тире ставится, если обобщающее слово стоит после однородных членов. Тире — знак итога, определенного вывода, оно показывает, что обобщающее слово завершает и исчерпывает перечисление, например:
Надежду и ловца

Задание. Прочитайте предложения. Опираясь на их структуру, объясните отсутствие знаков препинания в первом предложении и наличие тире во втором.
1) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.
2) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки — ничто не помешало прокладке газопровода.
3. Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них — тире, например:
Только нам троим: отцу, мне и Евсеичу — было не грустно и не скучно смотреть на серое небо.
В такой конструкции однородные члены выступают как уточняющие элементы, выделяемые в речи перечислительной интонацией.
Проверкой пунктограмм в предложении, где знаки препинания не проставлены, может служить изъятие из структуры однородных членов: Только нам троим было не грустно и не скучно смотреть на небо.
В последнее время в подобных конструкциях как факультативный знак препинания употребляются два тире, с обеих сторон выделяющие однородные члены при перечислении. Например, допустимо такое оформление предложения:
Только нам троим — отцу, мне и Евсеичу — было не грустно смотреть на серое небо.
Однако советуем вам придерживаться традиционной пунктуации.
Помните также, что все запятые, показывающие обособление, перед тире сохраняются, например (объясните пунктуацию):
Все деревенское: запах свежеиспеченного хлеба, парное молоко, земля, как будто отдыхающая после зимы, — вдруг нахлынуло и затопило меня.
II. Ошибки в употреблении однородных членов
Задание. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки в употреблении однородных членов. При затруднении обращайтесь в раздел для справок.
1. Я люблю плавание и стрелять из лука. 2. Наша страна на деле отстаивает и свои национальные интересы, и эффективно выполняет миротворческие обязательства. 3. Оля забавляла и смеялась вместе с ребенком. 4. Эта книга воспитывает в подростках любовь к родине, мечту о будущем. 5. Недавно я побывал на Урале и Средней Азии.
Для справок (в порядке следования предложений)
1. Надо: Я люблю плавание и стрельбу из лука. Однородные члены должны быть выражены либо одинаковыми, либо близкими (прилагательным и причастием, деепричастием и наречием) или синонимичными (
2. Надо: Наша страна и на деле отстаивает свои национальные интересы, и эффективно выполняет миротворческие обязательства. Или: …на деле отстаивает и свои интернациональные интересы, а также выполняет и свои миротворческие обязательства. Нужно следить, чтобы повторяющиеся союзы соединяли именно однородные члены — слова одинаковых частей речи и грамматических форм.
3. Надо: Оля забавляла ребенка и смеялась вместе с ним.
4. Надо: …рождает мечту. Нельзя нарушать логическую сочетаемость однородных членов с главным словом: нельзя сказать «воспитывает мечту».
5. Надо: …побывал на Урале и в Средней Азии. При существительных — однородных членах нужно правильно употреблять предлоги.
6. Надо: Миша не только хорошо делает уроки, но и с удовольствием рисует. При употреблении двойных союзов нужно следить, какие однородные члены они соединяют, иначе нарушится логика высказывания.
7. Надо: Я люблю
8. Надо: Городской парк — место отдыха жителей Пскова. В состав однородных членов не должны входить родовые (более общие) и видовые (более частные) понятия: молодёжь и рабочие тоже жители города.
Иногда авторы художественных произведений сознательно идут на нарушение норм сочетаемости однородных членов, вводя элемент разговорной речи в книжную. Прочитайте подобные примеры.
1) Наряду с множеством недостатков у Варвары было два существенных достижения: большая белая грудь и служба.
2) На мгновение чуть не забыли Настасью Филипповну и что все-таки она хозяйка своего дома. (Ф. М. Достоевский. «Идиот».)
Задания. 1. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное).
1) Я читал роман «Анну Каренину».
2) Дети любили и заботились о своих четвероногих друзьях.
3) Я знаком с группой ребят, болеющими за «Динамо».
4) Этот фильм прошел с успехом как в столичных, так и в провинциальных кинотеатрах.
2. Укажите предложение без грамматической ошибки.
1) Ряд статей о загадках океана напечатаны в журнале «Природа».
2) Приехав в столицу, первой моей задачей было найти работу.
3) Песня посвящается памяти бойцов народного ополчения, защитивших город.
4) Сразу же по приезду в столицу спортсмен встретился с журналистами.
5) У меня есть друг, любящий читать и хорошо пишет сочинения.
Ответ: 3.
Двоеточие и тире | Редакторский уголок Марианны
Добрый вечер, дорогие гости!
Сегодня я хочу рассказать вам о правилах постановки двоеточия и тире в предложениях, так как на моей практике у многих возникают затруднения, когда какой знак ставить.
Итак.
Двоеточие ставится в ряде следующих случаев:
1) в простом предложении после обобщающего слова перед однородными членами:
Всё играло яркими красками: лучи солнца, попадающие на листья деревьев, бабочки, кружащиеся над цветами.
2) при прямой речи после слов автора:
Люба тихо вошла в комнату и сказала: «Ваша карета подана».
3) в бессоюзных сложных предложениях:
а) если после первой части следует пояснение того, о чем идет речь в первой части:
Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.
В это предложение между частями можно вставить союз «А ИМЕННО».
б) если вторая часть указывает на причину того, что описано в первой части:
Всю дорогу до дома молчали: говорить мешал сильный ветер.
В это предложение можно вставить союз «ПОТОМУ ЧТО».
в) если вторая часть имеет значение дополнения, и перед ней можно вставить союз «ЧТО»:
Я хотел вчера рассказать: надо починить решётку.
В некоторых случаях, кроме этого союза, в предложение можно добавить и пропущенное сказуемое «И УВИДЕЛ» или «И УСЛЫШАЛ»:
Она завернула за угол: за домом стоял молодой человек и что-то внимательно рассматривал.
Тире ставится в ряде следующих случаев:
1) между подлежащим и сказуемым (перед «это, вот, значит, это значит»):
Книга — источник знаний.
НО! В простых предложениях разговорного стиля ставить «тире» не нужно:
Мой отец слесарь.
2) перед сказуемым, выраженным идиоматическим оборотом:
А плащ — дай бог каждому такой.
3) если сказуемое выражено инфинитивом:
Жизнь прожить — не поле перейти.
НО! Не надо ставить тире, если стоит вводное слово, наречие, союз или частица:
Март только начало весны. Кино по-прежнему самый массовый вид искусства.
4) если после отрицания есть союз «А»:
Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения.
НО! Если просто отрицание, то тире ставить не надо:
Бедность не порок.
5) при числительных:
Дважды два — четыре.
6) сначала идёт сказуемое — существительное, потом подлежащее — местоимение:
Организаторы этого дела — они.
НО! Не надо ставить тире, если подлежащее — личное местоимение, а сказуемое — существительное в именительном падеже:
Он порча, он чума, он язва здешних мест.
7) при однородных сказуемых:
Надя — умная, красивая, добрая.
8) в неполном предложении на месте пропуска члена предложения:
Береги платье снову, а честь — смолоду.
9) в прямой речи перед словами автора:
«Она была прекрасна», — сказал он.
10) после однородных членов перед обобщающим словом:
Твоя живая тишина, твои лихие непогоды, твои леса, твои луга — всё мило мне.
11) в бессоюзных сложных предложениях:
а) если сложное предложение имеет значение противопоставления и между частями можно вставить союз «А» или «НО»:
Несколько раз он обернулся – никого не заметил.
б) если в первом предложении есть значение времени или условия и перед ним можно вставить союз «КОГДА» или «ЕСЛИ»:
Лес рубят — щепки летят. Волков бояться — в лес не ходить.
в) если вторая часть предложения указывает следствие (вывод) того, что описано в первой части и перед ней можно вставить союз «ТАК ЧТО»:
Глинистая дорога разбухла — приходилось жаться к мокрым кустам, сворачивать в сторону.
г) если в одной части содержится сравнение с тем, о чём говорится в другой:
Молвит слово — соловей поёт.
д) в редких случаях тире используется также для обозначения быстрой смены событий:
Вдруг лесорубы с топорами явились — лес зашумел, застонал, затрещал.
Тире ставить не надо, если:
1) сказуемое идёт до подлежащего:
Интересный человек наш сосед.
2) если сказуемому предшествует не согласованный с ним второстепенный член предложения:
Саша мне друг.
3) если один из главных членов предложения выражен вопросительно-относительным местоимением:
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.
И ещё пара примеров постановки двоеточия и тире.
Всем: и экскурсоводам, и простым людям — рекомендуется ворон не ловить.
При дополнительном замечании:
Один мальчик — забыл, как зовут, — из магазина вышел с полным рюкзаком провизии.
Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками
Вывод двоеточие. Зачем нужно двоеточие в русском языке? Когда ставится двоеточие в предложении с прямой речью
Знаки препинания есть не что иное, как система символов, которая используется в различных языках для структурирования письменной речи. Одни и те же пунктуационные знаки в разных языках могут не только ставиться по-другому, но и иметь разные значения.
Поговорим о таком важном знаке препинания, как двоеточие. Этот пунктуационный знак ставится внутри предложения. Двоеточие ставится между частями предложения, которые могут быть или связаны между собой, или отличаться друг от друга. Такой знак можно встретить как в простых предложениях, так и в сложных. Двоеточие акцентирует внимание читателя на том, что следует после него.
Как правило, двоеточие ставится после обобщающего слова при перечислении. Например: «В этом удивительном магазине можно было купить много разных сладостей: карамель, сладкую вату, шоколад, тянучку, всякие булочки и конфеты».
Если вам необходимо вставить в свое сочинение цитату из какого-то текста, то сначала следует поставить двоеточие, а потом кавычки. Двоеточие в сложных предложениях используется там, где одному из простых предложений требуется пояснение другого. Например: «Всем стало понятно, что преступник все еще находился в помещении: его следы можно было увидеть по всей комнате, но не у двери».
Итак, подытожим. Двоеточие ставится в следующих случаях:
Чтобы акцентировать внимание на одной из частей предложения;
При перечислении однородных членов после обобщающего слова;
Для выделения прямой речи;
Для пояснения одного предложения другим.
Двоеточие предупреждает о последующем разъяснении и пояснении. Эта функция знака раскрывается разными значениями: причинной обусловленности, обоснования, раскрытия содержания, конкретизации общего понятия.
1. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:
А)Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того , еще слованапример, как-то, а именно ), например: Острогою бьется крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки.
Б)Если
перед перечислением нет обобщающего
слова, но необходимо предупредить
читателя, что далее следует какой либо
перечень, например: Из-под сена виднелись:
самовар, кадка с мороженной формой и
еще кой-какие привлекательные узелки
и коробочки.
2. Двоеточие ставится перед перечислением, находящимся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно , например: И все это: и река, и прутья верболоза, и этот мальчишка – напомнило мне далекие дни детства.
3. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединенных с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:
а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении, например:
Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.
б) основание, причина того, о чем говорится в первом предложении, например: Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.
4. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством
союзов, если в первом предложении такими
глаголами, каквидеть, смотреть,
слышать, знать, чувствовать и т. п.,
делается предупреждение, что далее
последует изложение какого-нибудь факта
или какое-нибудь описание,например: И вот бакенщик и помощник-киргиз видят:
плывут по реке две лодки.
Но (без оттенка предупреждения ): Слышу, земля задрожала.
5. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например: А я думал: «Какой это тяжелый и ленивый малый!»
Примечание.
Группу предложений, в составе которых
есть пря мая речь, следует отличать от
сложных предложений с придаточным:
перед придаточным ставится, как обычно,
запятая, а в конце его – знак, требуемый
характером всего сложного предложения,
например: Я думал о том, какой это тяжелый
и ленивый малый. Тире —
знак очень широкого употребления. Оно
означает всевозможные пропуски: пропуск
связки в сказуемом, пропуск членов
предложения в неполных и эллиптических
предложениях, пропуск противительных
союзов. Вторая функция тире — смысловая:
передача значений условия, времени,
сравнения, следствия, противопоставления
и сопоставления, в тех случаях, когда
эти значения не выражены лексически; в
конечном счете это тоже фиксация
своеобразных пропусков.
1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже (без связки). Это правило чаще всего применяется, когда сказуемым определяется понятие, выраженное подлежащим, например: Дуб – дерево. Оптика – раздел физики.
Примечание 1. Если перед сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже, стоит отрицаниене , то тире не ставится, например: Бедность не порок.
Примечание 2. В вопросительном предложении с главным членом, выраженным местоимением, тире между главными членами не ставится, например: Кто твой отец?
2. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если подлежащее выражено формой именительного падежа существительного, а сказуемое неопределенной формой или если оба они выражены неопределенной формой, например: Назначение каждого человека – развить в себе все человеческое, общее и насладиться им. Жизнь прожить – не поле перейти.
3. Тире ставится передэто, это есть,
это значит, вот , если сказуемое,
выраженное существительным в именительном
падеже или неопределенной формой,
присоединяется посредством этих слов
к подлежащему, например: Поэзия – это
огненный взор юноши, кипящего избытком
сил.
4. Тире ставится перед обобщающим словом, стоящим после перечисления, например:
Ни крики петуха, ни звучный гул рогов, ни ранней ласточки на кровле щебетанье – ничто не вызовет почивших из гробов.
5. Тире ставится перед приложением, стоящим в конце предложения:
А) Если перед приложением можно без изменения смысла его вставить а именно , например: Я не слишком люблю это дерево – осину.
Б) Если при приложении есть пояснительные слова и необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения, например: Со мною был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.
6. Тире ставится между двумя сказуемыми и между двумя независимыми предложениями, если во втором из них содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первому, например: Я вышел, не желая его обидеть, на террасу – и обомлел. Я спешу туда ж – а там уже весь город.
Примечание 1. Для усиления оттенка
неожиданности тире может ставиться
после сочинительных союзов, связывающих
две части одного предложения, например:
Проси в субботу расчет и – марш в
деревню.
Примечание 2. Для выражения неожиданности может отделяться посредством тире любая часть предложения, например: И щуку бросили – в реку. И съела бедного певца – до крошки.
7. Тире ставится между двумя предложениями и между двумя однородными членами предложения, соединенными без помощи союзов, для выражения резкой противоположности, например: Я царь – я раб, я червь – я бог.
8. Тире ставится между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе результат или вывод из того, о чем говорится в первом, например: Солнце взошло – начинается день.
9. Тире ставится между двумя предложениями, если они связаны по смыслу как придаточное (на первом месте) с главным (на втором месте), но подчинительные союзы отсутствуют, например: Назвался груздем – полезай в кузов. Лес рубят – щепки летят.
10. Тире ставится для указания места распадения простого предложения на две словесные группы, если другими знаками препинания или порядком слов это не может быть выражено, например: Я вас спрашиваю: рабочим – нужно платить?
Такое
распадение часто наблюдается при
пропуске какого-нибудь члена предложения
(почему ставящееся в этом случае тире
называется эллиптическим), например:
Мне все послушно, я же – ничему.
11. Посредством тире выделяются:
А) Предложения и слова, вставляемые в середину предложения с целью пояснения или дополнения его, в тех случаях, когда выделение скобками может ослабить связь между вставкой и основным предложением, например: Тут – делать нечего – друзья поцеловались. Лишь один раз – да и то в самом начале – произошел неприятный и резкий разговор.
Б) Распространенное приложение, стоящее после определяемого cyществительного, если необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения, например: Перед дверями клуба – широкого бревенчатого дома – гостей ожидали рабочие со знаменами.
В) Стоящая в середине предложения группа однородных членов, например: Обычно из верховых станиц – Еланской, Вешенской, Мигулинской и Казанской – брали казаков в 11-12-й армейские казачьи полки и в лейб-гвардии Атаманский.
Примечание. Тире ставится после перечисления,
находящегося в середине предложения,
если этому перечислению предшествует
обобщающее слово или словакак то,
например, а именно .
12. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное, усиливающее, дополняющее или развивающее главное предложение) или дальнейшую часть того же предложения, например: Теперь же, судебным следователем, Иван Ильич чувствовал, что все без исключения, самые важные, самодовольные люди, – все у него в руках.
13. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой, которая отделяет главное предложение от предшествующей ему группы придаточных, если надо подчеркнуть распадение единого целого на две части, например: Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам.
14. Тире ставится между двумя словами для обозначения пределов пространственных, временных или количественных (в этом случае тире заменяет по смыслу слова «от… до»), например: Перелеты СССР – Америка. Рукописи XI – XIV вв.
15. Тире ставится между двумя или несколькими
именами собственными, совокупностью
которых называется какое либо учение,
научное учреждение и т. п., например:
Физический закон Бойля – Мариотта.
Ответ от Надейка[гуру]
Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).
Двоеточие ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение». Этим объясняется и употребление двоеточия перед рядом однородных членов после обобщающего слова, в бессоюзном предложении перед второй частью, которая поясняет или дополняет первую либо указывает причину, и перед прямой речью: «Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь» ; «Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам» (А. С. Пушкин) .
=============================
Многие задумываются над тем, для чего в письме используется двоеточие, но не все знают ответ. Ведь в устной речи всё понятно и просто: перед обобщающими словами делается пауза, как и в случае с прямой речью. Почему бы тогда не опустить правила постановки двоеточия?
Существует немного простых правил, отвечающих на вопрос: зачем нужно двоеточие, и когда оно ставится? Основной смысл этих правил сводится к двум определениям, согласно которым двоеточие употребляется после части текста, с последующим пояснительным раскрытием этой части и для разделения авторской и прямой речи.
Двоеточие выполняет функцию упорядочивания письма в целом. Поэтому, нам следует соблюдать эти правила, чтобы наша речь и письмо были красивыми и понятными
Ответ от Natalia Oreiro [гуру]
знак препинания в виде двух расположенных одна над другой точек, употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним
Ответ от Михаил Кактус [гуру]
Двоето́чие — знак препинания в виде двух расположенных одна над другой точек (:), употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.
Двоеточие в русском языке:
разделяет слова автора и прямую речь;
Двоеточие предупреждает, что после слов автора последует прямая речь, и нам следует обратить внимание на это место в предложении (Я воскликнул: «До ближайшего хутора рукой подать!») .
ставится после обобщающего слова в обобщении («Удивляло и восхищало в нём всё: его манера говорить, его отношение ко всем, всегдашняя приветливость…») или предложениях с большим количеством однородных членов;
используется как символ, который вводит перечисление чего-либо (примером может служить данный список) .
Двоеточие употребляется:
1) в бессоюзных сложных предложениях:
* (): причина
Любите книгу: она поможет разобраться в путанице жизни.
* (): поясняет
Картина переменилась: снег стоял, влажная земля дымилась.
* (): дополняет
Вдруг чувствую: кто-то тянет меня в сторону.
* (): прямой вопрос
Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?
2) перед однородными членами предложения после обобщающего слова:
Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженой формой и еще кое-какие привлекательные узелки и коробочки.
Я был на Кавказе три раза: в 1968, в 1972 и в 1987 годах.
3) при цитатах:
Н. В. Гоголь сказал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи» .
4) при прямой речи;
Волк закричал: «Ну, погоди! »
А я думал: «Какой это тяжелый и ленивый малый! »
Двоеточие
§ 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:
1. Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, еще слова например, как-то*, а именно ), например:
- Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его вepховий и островов.
Гоголь
- Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком.

Л. Толстой
- Острогою бьется крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки*.
С. Аксаков
2. Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, например:
- Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и еще кой-какие привлекательные узелки и коробочки.
§ 161. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединенных с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:
а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении, например:
- Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.
Пушкин
- Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили ее: то кормление грудного ребенка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей.
Л. Толстой
- Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.

Лермонтов
б) основание, причина того, о чем говорится в первом предложении, например:
- Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.
Некрасов
- Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба – это была та темная граница, за которую не пepecтупало сознание древних.
Белинский
§ 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:
- И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки.
А. Н. Толстой
- Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез.

Лермонтов
- Вот наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею…
Лермонтов
- Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Пушкин
- Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя.
Н. Островский
Но (без оттенка предупреждения):
- Слышу, земля задрожала.
Некрасов
§ 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например:
- Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошел и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь».
Пушкин
- По окончании работы Петр спросил Ибрагима: «Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?»
Пушкин
- А я думал: «Какой это тяжелый и ленивый малый!»
Чехов
Примечание. Группу предложений, в составе которых есть прямая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его – знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:
- Я думал о том, какой это тяжелый и ленивый малый.
- Я старался вспомнить, где был я в этот день ровно год тому назад.
- Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?
- Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!
* Комментарий редакции портала
Дефисное написание составного союза как-т о (в значении «а именно») следует считать устаревшим. В своде «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 и последующие издания) в § 142 союз как то включен в список служебных слов, которые пишутся раздельно.
Еще в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова в статье КАК указывалось: «Как то – то же, что а именно. Все предприятия, как то: строительные, текстильные, полиграфические — работают нормально ».
Раздельное написание составного союза как то позволяет отличить его на письме от местоименного наречия ка к-то .
Знаки препинания — это система символов, используемых в языке на письме. Одинаковые знаки препинания в разных языках ставятся по-разному и имеют разное значение. В целом, они необходимы, чтобы структурировать письменную речь, ведь в ней не слышно пауз или интонаций, которые мы могли бы произнести вслух в обычной ситуации.
Двоеточие — знак препинания, который ставится внутри предложения. Зачем нужно двоеточие? Оно означает, что части, между которыми оно поставлено, связаны между собой или отличаются друг от друга. Двоеточие используется как в простых, так и в сложных предложениях и призвано заострять внимание на том, что следует за ним.
Зачем нужно двоеточие в письменной речи?
- Двоеточие необходимо ставить при перечислении после обобщающего слова «Сколько же в том магазине было видов сладостей: шоколад, тянучка, карамель, мармелад, сладкая вата, булочки с корицей».
- Зачем нужно двоеточие? Сочинение, если вы пишете его по литературному произведению, часто требует цитат из первоисточника. В предложениях с прямой речью двоеточие разделяет слова автора и прямую речь. «Я выдержал долгую паузу и сказал: «Он уехал навсегда, он никогда больше сюда не вернется». Вставляя в свое сочинение цитату из текста, поставьте двоеточие, а затем кавычки.
- В сложных предложениях двоеточие используется, если одно из простых предложений поясняет или дополняет другое «Он знал, что убийца все еще находится в комнате, у него были на то причины: следы были во всей комнате, кроме дверей».
Итак, если вам потребуется написать сочинение-рассуждение о том, зачем нужно двоеточие, вы сможете объяснить, что оно необходимо, чтобы акцентировать внимание на каких-либо частях предложения, которые отличаются от основного текста. Это перечисление однородных членов предложения после обобщающего слова, выделение прямой речи, пояснение одного предложения другим. А в чем состоит отличие между дроеточием и тире и
Двоеточие. Правила русской орфографии и пунктуации. Наука и техника
§ 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:
1. Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, ещё слова например, как-то, а именно), например:
Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его верховий и островов (Гоголь).
Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стал, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком (Л. Толстой).
Острогою бьётся крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки (С. Аксаков).
2. Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, например:
Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и ещё кой-какие привлекательные узелки и коробочки (Л. Толстой).
§ 160. Двоеточие ставится перед перечислением, находящимся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно, например:
И всё это: и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка – напомнило мне далёкие дни детства (Первенцев).
О тире после перечисления, стоящего в середине предложения после двоеточия, см. § 174, п. 3, примечание.
§ 161. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединённых с первым посредством союзов и заключающих в себе:
а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чём говорится в первом предложении, например:
Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана (Пушкин).
Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её: то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей (Л. Толстой).
Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопчённые столба, была полна народа (Лермонтов).
б) основание, причина того, о чём говорится в первом предложении, например:
Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки (Некрасов).
Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба – это была та тёмная граница, за которую не переступало сознание древних (Белинский).
§ 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединёнными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т.п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:
И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки (А.Н. Толстой).
Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз… (Лермонтов).
Вот, наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею. .. (Лермонтов).
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин).
Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. Островский).
Но (без оттенка предупреждения):
Слышу, земля задрожала (Некрасов).
§ 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например:
Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь» (Пушкин).
По окончании работы Пётр спросил Ибрагима: «Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?» (Пушкин).
А я думал: «Какой это тяжёлый и ленивый малый!» (Чехов).
Примечание. Группу предложений, в составе которых есть прямая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его – знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:
Я думал о том, какой это тяжёлый и ленивый малый.
Я старался вспомнить, где был я в тот день ровно год тому назад.
Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?
Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!
→ Тире
← Запятые после утвердительных и вопросительных слов
Дата публикации:
26 декабря 2000 года
Когда использовать запятую, двоеточие, точку с запятой и тире
Какой знак препинания мне использовать?
Может сбивать с толку информацию о том, какие знаки препинания применять в предложениях. Но правила важны, и их нужно соблюдать, особенно в академическом письме. Если вы поставите запятую между двумя независимыми предложениями, это запутает ваших читателей и затруднит чтение вашей работы. С другой стороны, правильно расположенная точка с запятой может добавить нюансов и тонкости любому письму.Помните о следующих правилах, выбирая использование запятой (,) , двоеточия (:) , точки с запятой (;) или тире (-) .
Когда использовать запятую
Запятые — наиболее часто используемые (и злоупотребляемые) знаки препинания в большинстве письменных форм. Причина этого в том, что у них так много применений и так много правил, что бывает сложно отслеживать их все. Давайте рассмотрим лишь некоторые из важнейших функций запятой и обсудим, когда использовать запятую вместо другого аналогичного знака препинания.
Чтобы перечислить элементы или короткие фразы:Купил в продуктовом магазине хлеб , сыр , и соленья.
Для разделения длинных независимых предложений при соединении союзов:Астрономы знали о положении звезд на протяжении веков , , но они не понимали, что Земля вращается вокруг Солнца.
После вступительной фразы: При подготовке к следующему съезду , представители изучили наиболее важные вопросы.
Все врачи , , если они заботятся о своих пациентах , , заботятся о хорошей офисной гигиене.
Распространенные ошибки, связанные с запятыми
Соединение запятой . НЕ используйте запятую для разделения двух независимых предложений без союза.Неправильно: Тысячи протестующих вышли на улицы , кричали и несли большие плакаты.
Верно : На улицах вышли тысячи протестующих ; кричали и несли большие плакаты.
Объединение длинных фраз . Использование запятых в составных предложениях или для разделения предложений другими запятыми может вызвать путаницу. Используйте точку с запятой. Неправильно : Некоторые полезные предметы: английский , , международный язык , математика , , который используется во всех областях естественных и социальных наук , и философия , , лежащая в основе многих другие направления обучения.
Правильно : Некоторые полезные предметы — английский, который является международным языком ; математика, которая используется во всех науках и социальных науках; и философия, лежащая в основе многих других областей обучения.
Когда использовать двоеточие
Двоеточие используется для составления списков и сообщения читателю, «Это то, что я имею в виду». Двоеточие не следует часто использовать в большинстве письменных форм, если не используются обширные списки.Правила толстой кишки строгие, но их довольно легко запомнить.
Чтобы представить товар или серию товаров :Люди используют пять основных органов чувств : зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.
Для разделения независимых предложений, когда второе предложение / предложение иллюстрирует, объясняет, перефразирует или расширяет первое: Марта поняла, что ее худший страх сбылся. : ее сына отправили на войну.
* Информация после двоеточия объясняет страх Марты в форме независимого предложения.
Чтобы следовать приветствию в деловом или более официальном письме:Председателю Центрального комитета долины :
Дополнительные советы по использованию двоеточия
Не пишите первое слово после двоеточия с заглавной буквы, если оно не является собственным существительным, является частью цитаты или первым в серии предложений:Неправильно: У меня три желания : Есть, спать и работать.
Правильно : У меня есть три желания : есть, спать и работать.
Когда цитата состоит из нескольких предложений, многие авторы предпочитают вводить ее через двоеточие, а не через запятую: В главе 3 автор объясняет свою теорию : «Собакам снятся сны, но они не видят сны, как люди. Их сны отражают изначальное стремление к удовольствиям, в то время как люди озабочены эго и самооценкой.Это одинаково верно и в бодрствовании, и во сне ».
Полное предложение после двоеточия не является обязательным — можно использовать слово или фразу.
Есть одна мантра, которая может подытожить нашу позицию в отношении изменения климата : срочные меры.
Распространенные ошибки в толстой кишке
Разделение на два пункта, которые имеют одинаковый ранг или информацию, не имеющую отношения к делу:Неправильно : Сара и ее друзья любили проводить время на горе : Природа всегда имела для них особое значение.
Правильно : Сара и ее друзья любили проводить время на горе ; природа всегда имела для них особое значение.
(* Используйте точку, если предложения вообще не связаны. Используйте точку с запятой, если информация во втором предложении в некоторой степени связана, но не иллюстрирует, не объясняет или не перефразирует первое предложение.)
Двоеточие — сильный знак препинания, и его следует использовать с осторожностью.Думайте об этом как о знаке остановки, который привлекает внимание читателей и говорит: «Эй! Обратите на это внимание. Это важно.» Если на улице слишком много знаков остановки, вы не сможете ехать очень плавно или быстро. Это то же самое влияние, которое двоеточие может оказать на читателей.
Поскольку двоеточия привлекают внимание, они могут четко указать, какая информация важна. По этой причине многие авторы используют двоеточия, чтобы представить свой главный аргумент или подтверждающее свидетельство .
Когда использовать точку с запятой
Точка с запятой используется для разделения двух тесно связанных идей (двух независимых предложений). Их также можно использовать при перечислении сложных идей или фраз, в которых используются запятые. По сути, точка с запятой похожа на запятую с большим значением или двоеточие с большей гибкостью.
Вселенная всегда взывала к людям ; не могло быть более последней границы, чем космос.
Для соединения двух независимых предложений, соединенных конъюнктивными наречиями или переходными фразами:Сэм подумал, что Дэвид приглашает его на пикник, чтобы хорошо провести день ; , как выяснилось, Дэвид планировал вечеринку-сюрприз на день рождения.
Для представления элементов в списке или серии, если в элементах есть запятые, или если элементы относительно длинные и сложные: Члены нашей семьи приехали из Денвера, Колорадо ; Рочестер, Миннесота ; и даже Париж, Франция.
Моя основная цель исследования — выявить причину заболевания, а также внести свой вклад в существующую литературу ; для этого положит конец голоду на всем континенте, создаст новые планы исследований, связанных с эпидемиологией, и изменит саму парадигму моей исследовательской области.
Использование точки с запятой вместо запятой
Неправильно : С образцами обращались должным образом , , однако, не хранились должным образом.
Correct : Образцы были обработаны должным образом ; , однако, они не хранились должным образом.
* Конъюнктивное наречие «однако» показывает связь между двумя независимыми придаточными предложениями; не используйте запятую для соединения двух независимых предложений без координирующего союза (и, но, или, ни и т. д.).
Неправильно : Солнце чудесно: оно излучает свет, необходимый растениям для выживания , дает нам тепло, что полезно в большинстве случаев , и делает печальный день счастливее, что, очевидно, положительно черта характера!
Правильно : Солнце чудесно: оно излучает свет, необходимый растениям для выживания ; дает нам тепло, которое пригодится в большинстве случаев жизни ; , и это делает печальный день более счастливым, что, безусловно, является положительной чертой!
* Используя только запятые, неясно, какие именно элементы перечислены.Точка с запятой помогает разделить перечисленные элементы, каждый из которых содержит запятую.
Когда использовать тире (или тире)
Тире (или, точнее, «длинное тире»), пожалуй, самый универсальный из знаков препинания. Однако, как и точка с запятой, он недостаточно используется в большинстве письменных форм. Он может работать как запятая, круглые скобки или двоеточие, но в каждом случае создает несколько разные эффекты.
длинных тире можно использовать попарно для замены запятых при написании фразы в скобках или прерывания.Штрихи имеют немного более выразительный вид , заставляя читателя сосредоточиться на этой информации, содержащейся внутри специальных знаков.
Фраза в скобках с запятыми:Итак, , , когда в июне родился ребенок, , , почти на два месяца раньше срока , родители были счастливы, но довольно нервничали , и им все равно пришлось купить все детские принадлежности.
Фраза в скобках с тире: Итак, когда в июне — родился ребенок, почти на два месяца раньше срока — , родители были счастливы, но очень нервничали, и им все равно пришлось купить все детские принадлежности.
(* Черточки подчеркивают тот факт, что ребенок был недоношенным, показывая, что это важная деталь в этом предложении.)
Используйте тире вместо скобокПоставьте пару дефисов в том же месте, что и круглые скобки. Поскольку они менее формальны, в академической письменной форме встречается меньше тире, чем скобок. Однако они вызывают более очевидное прерывание и, следовательно, более акцент . Их также можно использовать как своего рода «мета» круглые скобки, когда содержимое между тире уже содержит круглые скобки.
Когда тире заменяют круглые скобки, пунктуация в окружении опускается:Круглые скобки : После сдачи всех своих выпускных экзаменов (, включая семь эссе и три теста с несколькими вариантами ответов ) , Дэвиду просто захотелось спать.
Dashes : После сдачи всех выпускных экзаменов –, включая семь эссе и три теста с несколькими вариантами ответов – Дэвид просто хотел спать.
![]()
* Штрихи более заметны и поэтому немного больше прерывают ход предложения и привлекают внимание к содержанию.
При использовании вместо скобок в конце предложения используется только одно тире:
Круглые скобки : Эта кофейня предлагает широкий выбор экзотического изысканного кофе ( или, по крайней мере, так его описывают ) .
Одинарная черточка : Эта кофейня предлагает широкий выбор экзотического изысканного кофе — или, по крайней мере, так они его описывают.
* Тире, кажется, работает особенно хорошо, когда помещается в конец предложения — оно расширяет предложение, как добавление .
Использование тире вместо двоеточия
Используйте длинное тире вместо двоеточия, если хотите подчеркнуть заключение предложения, не придавая ему всех коннотаций, которые несет двоеточие. Прочерк может добавить «дополнительную» информацию, и в этом случае он более гибкий. Это также менее формально, чем двоеточие.
Колон : T Руководители наконец решили, что они будут делать с компанией : продать ее в убыток.
Single Dash : Руководители наконец решили, что они будут делать с компанией — продать ее в убыток.
Колон : Поехали туда, куда мы ходили в прошлом году : Диснейленд!
Single Dash : Поехали туда, куда мы ходили в прошлом году — Диснейленд!
* Использование тире таким образом передает ощущение предвкушения (или неизбежности) и может придать письму почти редакционный оттенок.
Выбирайте пунктуацию с учетом контекста и аудитории в уме
Как и в случае любых технических решений, касающихся письма, при выборе знаков препинания для использования и последовательного применения рекомендуется учитывать вашу аудиторию и контекст вашей работы. Например, исследователи, желающие публиковать статьи в журналах, должны прочитать статьи из журналов, на которые они ориентированы, чтобы узнать, какие знаки препинания используются большинством авторов в этом журнале. То же правило применяется к любой газете, журналу или периодическому изданию, для которых предназначены ваши статьи.
Вычитка для обеспечения правильной пунктуации
Хотя вы, надеюсь, узнали немного больше о том, как правильно использовать эти знаки препинания, получение редактирования и корректуры перед окончательной доработкой документа гарантирует, что в вашей статье нет ошибок в грамматике, пунктуации, механике и стиле. Посетите нашу страницу цен на редактирование, чтобы ознакомиться с полным меню наших услуг и цен на редактирование.
Ресурсы Wordvice
Дополнительные ресурсы
Как использовать двоеточия, точки с запятой и тире
Письменный 101
Двоеточие, точка с запятой и тире — это три мощных знака препинания, за которыми стоит множество недоразумений.Они часто используются как взаимозаменяемые, хотя этого быть не должно.
В этом посте мы пролили свет на двоеточия, точки с запятой и тире, чтобы вы могли правильно использовать их в своем письме.
Что такое двоеточие?
Двоеточие — это знак препинания, состоящий из двух точек, расположенных одна над другой. Выглядит это так:
Двоеточие часто используется для обозначения списка, но это еще не все, на что они способны! Думайте о двоеточии как о мигающем знаке, указывающем на ваш текст. Двоеточия добавляют акцента и ясности вашему письму.
Двоеточие используются для разделения двух независимых предложений, когда одно объясняет другое. В дополнение к спискам они часто вводят начало цитаты, цитату блока или объяснение. Двоеточие также можно использовать для введения независимого предложения.
Распространенное использование двоеточия
Использование двоеточия в предложении перед списком создает впечатление, что двоеточие означает «таким образом», «что есть» или «которые есть».
Двоеточие в следующем примере не используется для объявления списка, как в приведенном выше.Этот добавлен для пояснения.
Двоеточие также может вводить цитату в вашем письме. Вот пример.
Двоеточия не должны вводить список или цитату. Они также могут сделать акцент на независимом предложении. Двоеточиями можно разделять два независимых предложения, когда они напрямую связаны, или если необходимо сделать акцент на втором предложении. Вот пара примеров.
Что такое точка с запятой?
Точка с запятой — это знак препинания, который похож на двоеточие, но вместо двух четных точек нижняя часть выглядит как запятая, например:;
Вы можете увидеть точку с запятой, записанную как , точка с запятой .Приемлемо любое написание, и в этом посте мы будем использовать написание , точка с запятой, .
Точка с запятой в основном используется для соединения двух независимых предложений, связанных между собой мысленно. По сути, он заменяет использование союза, такого как «и». Это означает, что если вы хотите использовать точку с запятой в предложении, вам придется удалить союз.
Вы можете ожидать увидеть точки с запятой, разделяющие последовательные списки и используемые с конъюнктивными наречиями. Как бы вы ни использовали точку с запятой, вы должны помнить, что она НЕ взаимозаменяема с точками или запятыми.Вы должны внимательно относиться к размещению точек с запятой.
В следующем разделе мы поделимся примерами правильного использования точек с запятой, чтобы вы могли с успехом использовать их в своих статьях.
Распространенное использование точки с запятой
Чаще всего точка с запятой используется для соединения связанных независимых предложений. Если бы вы заменили точку с запятой союзом ( и, для, но, так), , то точка с запятой вам не понадобилась. Обязательно удалите союз, если он есть в вашем предложении с точкой с запятой.Вот несколько примеров правильного использования точки с запятой.
Точка с запятой также может использоваться для разделения последовательного списка. Когда список элементов очень длинный или включает внутреннюю пунктуацию, точка с запятой помогает читателю отслеживать, что происходит.
Еще одно распространенное использование точки с запятой — это использование ее с конъюнктивным наречием для связывания двух независимых предложений. Вот пример этого.
Что такое тире?
Штрих — это прямая горизонтальная линия, проходящая между текстом.Его не следует путать с нижним подчеркиванием или дефисом, который представляет собой более короткую горизонтальную линию. Прочерки помогают разделить группы работ. Они обозначают паузу или диапазон.
Есть два распространенных типа тире. Это длинное тире (-) и короткое тире (-). Вот трюк, который поможет вам вспомнить, что есть что. Представьте, что длинное тире такой же ширины, как буква «М», а длинное тире такой же ширины, как буква «N».
Но ширина двух черточек — не единственное, что их разделяет.Мы рассмотрим различия в двух черточках с примерами каждого в следующем разделе.
Распространенное использование тире
Примечание. Добавление пробелов до и после длинного тире — дело личных предпочтений. Однако, если вы следуете стилю AP или хотите выделить всю информацию после длинного тире, вам следует добавить пробел до и после.
Длинный тире (-)
Начнем с длинного тире. Эта маленькая отметка может избавить от неуклюжего предложения, заменив круглые скобки в конце.Вот пример.
Длинное тире также может добавить немного больше изящества и акцента, чем двоеточие в том же предложении.
Еще один случай, когда длинное тире используется для замены цензурированных, пропущенных или неизвестных символов. Например, скажите, что ваш источник интервью должен быть конфиденциальным или исходный материал неразборчив.
Черное тире (-)
Теперь, когда мы рассмотрели длинное тире, вот общие примеры использования более короткого тире.
En тире обычно используются для отображения диапазонов чисел или времени.
En тире также может указывать на связь между словами, в которых уже есть дефис, или использовать фразу из двух слов в качестве модификатора.
В общем, может быть непросто вспомнить, какой знак препинания следует использовать в письме. Если вы хотите избежать неприятных ошибок с пунктуацией, попробуйте Writer! Запустите бесплатную пробную версию и настройте параметры двоеточия, точки с запятой и тире в руководстве по стилю.
с запятой или Em Dash?
Полуколоние или Эм Даш?
Когда дело доходит до разделения мыслей и предложений, это, как правило, довольно сложное различие.Особенно, если вы также используете двоеточия и запятые. О, радости английского языка! По большей части точка с запятой и длинное тире взаимозаменяемы — они используются для отделения запоздалой мысли (как и эта).
На всякий случай, если вы хотите узнать всю историю, вот более подробная разбивка по каждому из них:
Полуколоние (;)
Обычно путают его использование (особенно с двоеточием). Самый простой способ описать правильное использование точки с запятой — это комбинация запятой и двоеточия.Используйте точку с запятой, если хотите отделить мысль, которую вводит предыдущая. Просто имейте в виду, что обе эти мысли работают вместе, чтобы дать вам окончательный смысл предложения. Двоеточие обозначает нечто более прямое, например список.
Вот что мы вам говорим: двоеточие более прямое.
Сообщение получено; Спасибо.
Видите, как двоеточие дает вам два отдельных предложения, а точка с запятой разделяет ту же мысль на две части?
Еще одно хорошее использование точки с запятой — это когда у вас есть список внутри списка.В этом случае вы должны использовать точку с запятой для разделения больших предложений и запятую для точек в этих предложениях, как показано ниже:
Я посетил Францию, Испанию и Италию в Европе; Нью-Йорк, Торонто и Чикаго в Северной Америке; и Таиланд, Вьетнам и Япония в Азии.
The Em Dash (- )
Длинное тире (обычно путают с коротким тире en (N)) — это самое длинное тире, названное в честь его общей ширины буквы M, поскольку тире en названо в честь его [более короткой] общей ширины буква Н.
Длинное тире используется для отделения мысли с целью достижения эффекта или для отделения мысли или пункта от других предложений в предложении. Если предложение уже заполнено запятыми и точками с запятой, тире может действовать как изолятор. Хотя, если вы дойдете до того, что используете все три, вероятно, лучше разбить их на несколько предложений.
Длинное тире эффективно отделяет заключительную мысль предложения — как своего рода изюминка. Видеть? Или, если вы хотите выразить драматизм — вот так.
Когда использовать точку с запятой или двоеточие в списке — Основы письма Эллен
Этот пост будет посвящен двум знакам препинания, которые часто путают и используют неправильно: точке с запятой и двоеточию. Колльн в книге Rhetorical Grammar пишет, что неопытные писатели часто избегают использования этих двух, потому что не понимают их (102). Однако с некоторыми указаниями их использование можно понять и освоить не только со списками, но и с другими грамматическими единицами.
У точки с запятой есть несколько конкретных применений. Как мы видели в раннем посте об идентификации единицы предложения и сосредоточении внимания на сращивании запятых и продолжении или слиянии предложений, точки с запятой являются соединителями. Ошибки сращивания запятых и повторения / слияния предложений возникают, когда для соединения двух независимых предложений используется только запятая или без запятой. Как уже говорилось, для соединения двух независимых предложений требуется координирующее соединение (FANBOYS) и — запятая.
Точку с запятой можно использовать вместо союза и запятой, потому что она сама по себе достаточно сильна, чтобы соединить два предложения.Поскольку эти составные предложения (обсуждаемые здесь) используются для объединения только похожих или связанных идей, которые имеют одинаковую важность, Колльн советует авторам «зарезервировать их для предложений, которые тесно связаны и где также могут встречаться и » (101). . Использование точки с запятой в качестве соединителя также дает более быстрый темп, что может быть риторическим эффектом, желаемым писателем.
Другое использование точки с запятой для разделения элементов в серии, когда сами элементы в списке содержат запятые.ЛеТурно, цитируя Джеффри Нунберга, утверждает, что когда точка с запятой заменяет запятую серией, это называется «преобразованием в точку с запятой» (английская грамматика , 278).
Рассмотрим этот пример из The Everyday Writer :
Антропология включает в себя археологию , изучение древних цивилизаций с помощью артефактов с; лингвистика , изучение строения и развития языка ; и культурная антропология , изучение языка , обычаи , и поведение. (206)
Что касается точек с запятой и двоеточий (а также тире), ЛеТурно цитирует Ричарда М. Коу за его проницательное объяснение того, как они функционируют с точки зрения общности: точки с запятой указывают, что единицы на каждой стороне тот же уровень общности, в то время как двоеточия указывают, что то, что следует ниже, более конкретно, чем то, что предшествует (477). (Коу включает тире в свой рейтинг общности, и этот знак препинания будет темой следующего поста.)
ЛеТурно (477) приводит примеры и объясняет их использование общности:
точка с запятой : Не спрашивайте, что ваша страна может сделать вам ; спросите, что вы можете сделать для вашей страны .
Два предложения сбалансированы и связаны путем переключения субъекта на объект во втором предложении, а точка с запятой указывает, что они имеют один и тот же уровень общности.
двоеточие : Отправьте следующие документы: резюме, сопроводительное письмо, рекомендательные письма и образец письма.
В этом примере двоеточие сигнализирует о том, что «элементы в списке более конкретны, чем общий термин элементы и поэтому подчинены ему» (изменено из English Grammar 477)
Керри Эванс обсуждает использование точек с запятой путем предоставления правила и примера в одном предложении:
Точка с запятой должна представлять доказательства или причину предыдущего утверждения; например, в этом предложении уместно использовать точку с запятой.
Таким образом, точка с запятой ставится перед словами , например , когда они следуют за полным утверждением:
У наших собак есть несколько вредных привычек; например, лай на машины и прыжки по мебели.
(Дефис также может использоваться перед , например . [ Английский 3200 530-31].)
Однако Эванс утверждает, что двоеточия следует использовать для «более сильной, более прямой связи», чтобы выделить , пример или объяснение.Двоеточие сигнализирует читателям: «Смотрите вперед. Вот оно, — обращая их внимание на то, что будет дальше.
Колльн приводит следующий пример и пояснение:
Для планирования съезда были созданы три комитета: программный, финансовый и местные.
В этом предложении Коллн пишет: «Послание двоеточия звучит так:« Вот он, список комитетов, которые я обещал »(102).
Она продолжает свое обсуждение использования двоеточия, исследуя его роль в качестве соединителя предложений, соединяя два полных предложения, как и точка с запятой.Она цитирует писательницу Барбару Гризцути Харрисон (журналист, эссеист, мемуарист), чтобы дать пример того, как «независимое предложение после двоеточия [может] также завершать, объяснять или иллюстрировать идею в первом предложении»:
Моя мать была не расточительный; она была неестественно бережливой .
Это использование двоеточия также используется в художественной литературе, как видно из этой цитаты из книги To Kill a Mockingbird Харпера Ли:
Джен и я нашли нашего отца удовлетворительным: он играл с нами, читал нам и лечил нам с вежливой отстраненностью. ( Риторический Грамматика 102)
Колльн идет дальше и предлагает тест для писателей: «можете ли вы мысленно вставить« а именно »,« то есть »или« фактически ». . . вам следует подумать об использовании двоеточия для соединения предложений »(103).
Двоеточие может иногда использоваться вместо тире или наоборот, в зависимости от вашего значения и акцента: оба сообщают, что вот-вот должно появиться что-то особенное, но тире или, точнее, длинное тире более драматично.
Использование заглавных букв с точкой с запятой и двоеточием
Соглашения и книги стилей не всегда согласовывают формат заглавной буквы с точкой с запятой и двоеточием, хотя большинство говорят, что первое слово после точки с запятой — , никогда не с заглавной буквы, если оно не будет использоваться с заглавной буквы ни при каких обстоятельствах , например, с существительным собственным.
Заглавная после точки с запятой : У меня упало сердце; NNA еще не попал в поле зрения.
Без заглавной буквы после точки с запятой : Гонка будет отложена; ветер уже был опасно порывистым.
Хотя в руководствах по использованию также расходятся мнения о том, следует ли использовать заглавные буквы в первом слове после двоеточия, снова всегда используйте заглавные буквы, если первое слово после двоеточия является существительным собственным, например, имя Anna выше.И подумайте об использовании заглавных букв, если двоеточие вводит независимое предложение:
Команда журнала была в восторге: никогда раньше не появлялась такая важная история, и она была опубликована Cell Press! (примеры адаптированы из Эванса, «Двоеточие против точки с запятой»)
Таким образом, вы можете начинать предложение после двоеточия с заглавной или маленькой буквы в зависимости от ваших профессиональных требований или личных предпочтений. Однако эксперты согласны с тем, что вы должны быть последовательны в своем использовании в одном письме.
Точка с запятой и двоеточие, используемые в кавычках
Мы коснулись использования точки с запятой и двоеточия в более ранней публикации механической ошибки с цитатой. Там мы обсудили правило, согласно которому s, , , двоеточия и двоеточия, , идут после или за пределами , кавычек, и мы рассмотрели два примера, адаптированных из блога стиля APA:
В начале исследования участники описали уровень запоминания своих снов как «от низкого до среднего »; в конце они описали его как «от умеренного до высокого.»
Участники заявили, что они« рады начать »: В нашем исследовании мы учитывали ожидания участников.
Писатели, независимо от их уровня или опыта, не должны бояться использовать точки с запятой и двоеточие. Как уже говорилось, точка с запятой разделяет равные и сбалансированные элементы предложения, а двоеточие в основном разделяет неравные элементы предложения. Несмотря на то, что эти знаки препинания используются по-особенному, они дают писателям множество возможностей для оформления своей прозы и их смысла.
Использование двоеточия и точки с запятой | Продолжение учебы в UVic
Введение
Наиболее распространенными знаками препинания в английском языке являются, вероятно, точка и запятая. Однако для хорошего письма на английском языке обычно используются двоеточие и точка с запятой. Хотя они выглядят похожими и имеют похожие названия, их функции совершенно разные. Эта страница объяснит функции двоеточия и точки с запятой.
1. Ободочная кишка
Двоеточие состоит из двух точек, расположенных одна над другой:
Двоеточие часто используется для ввода списка элементов.Например:
Вам нужно будет принести на вечеринку три вещи: немного еды, чего-нибудь выпить и небольшой подарок хозяйке.
Это предложение содержит список из трех пунктов. Первая часть предложения говорит вам, что будет три вещи; затем двоеточие говорит вам: «Вот три вещи». Вы также можете использовать двоеточие, чтобы ввести объяснение или определение чего-либо. Например:
Я вам скажу, что собираюсь делать: я ухожу!
«Слон» (существительное): большое серое млекопитающее, обитающее в Африке и Индии.«
2. Точка с запятой
Точка с запятой состоит из запятой с точкой над ней:
Точка с запятой часто используется для соединения двух независимых предложений — другими словами, она объединяет два предложения, которые могут быть предложениями. Например:
Мэри водит «Мерседес»; Джоанна водит «Шевроле».
Эти два предложения могут быть отдельными предложениями: «Мэри водит« Мерседес ». Джоанн водит« Шевроле ».«Однако, когда мы используем точку с запятой, мы обычно предполагаем, что существует связь между предложениями, но мы не проясняем эту связь. Обычно вы можете сказать из контекста, что это за связь. В приведенном выше примере , связь, вероятно, КОНТРАСТНАЯ; мы могли бы также использовать «но», чтобы прояснить это: «Мэри водит« Мерседес », а Джоанн -« Шевроле »». Когда мы используем точку с запятой, это часто происходит потому, что мы хотим, чтобы читатель думать об отношениях для себя.Это полезно во многих ситуациях, например, если писать осторожно, иронично или с юмором.
Еще одно очень распространенное использование точки с запятой — соединение двух предложений с использованием перехода, такого как , однако , , следовательно, или , с другой стороны, . Вот несколько примеров:
Переход | Пример |
---|---|
дополнительно | Она целый день работает в магазине; кроме того, она занимается по вечерам. |
однако | Джон канадец; однако он живет в США. |
иначе | Вам следует починить тормоза; в противном случае вы можете попасть в аварию. |
следовательно | Сотни людей ежедневно пересекают границу из США в Канаду; следовательно, невозможно тщательно обыскать их все. |
Если вы уверены, что усвоили урок, вы можете продолжить выполнение упражнения.
Когда использовать точку с запятой вместо двоеточия
Несмотря на то, что следует из названия, точка с запятой — это не просто половина двоеточия — у нее есть свой собственный набор знаков препинания. Но поскольку между двумя метками есть некоторое совпадение, решить, какую из них использовать, может быть непросто.
Когда использовать точку с запятой или двоеточие в списке
И то, и другое пригодится при составлении списка.Двоеточие используется для введения списка после независимого предложения (т. Е. Предложения, которое само по себе может функционировать как полное предложение).
Например:
В группе три участника: Дэвид Кросби, Стивен Стиллз и Грэм Нэш.
Как объясняет Grammarly, двоеточие в этом предложении заменяет слова , которые равны . Если предложение начинается с «У группы есть три участника, которые есть» или даже просто «Три члена группы есть», вам не понадобится двоеточие (или любой другой знак препинания) перед перечислением музыкантов.
Точка с запятой, с другой стороны, помогает разделить элементы в списке, который уже включает запятые или другие знаки препинания (так называемый «сложный ряд»).
Например:
Участники группы: Дэвид Кросби, один из основателей Byrds; Стивен Стиллз, один из основателей Buffalo Springfield; и Грэм Нэш, один из основателей Hollies.
Если вы замените эти точки с запятой на большее количество запятых, может быть неясно, что эти три фразы описывают музыкантов — может показаться, что каждая фраза была еще одним участником группы.
Когда использовать точку с запятой или двоеточие для соединения двух предложений
Двоеточие и точка с запятой также могут связывать два связанных предложения. Если второе предложение является неотъемлемой частью понимания читателем первого предложения или вы пытаетесь выделить второе предложение, вам, вероятно, понадобится двоеточие.
Например:
Жизнь похожа на коробку шоколадных конфет: никогда не знаешь, что получишь.
Без второго предложения значение первого предложения не было бы очевидным.Таким образом, даже если вы можете технически пометить первую точку точкой, имеет смысл присоединиться к ним. (Что касается того, нужно ли писать первое слово во втором предложении, это в основном зависит от вас. Некоторые источники рекомендуют использовать заглавные буквы, если это самостоятельное предложение, но не обязательно оставлять его строчными буквами.)
Если вы просто хотите показать связь между двумя предложениями, лучше всего использовать точку с запятой.
Например:
В коробке конфет слишком много неуверенности; Я бы предпочел один шоколадный батончик с четкой этикеткой.
Второе предложение предоставляет некоторую полезную дополнительную информацию, но первая часть не кажется неполной или запутанной без нее. Тем не менее, в конечном итоге вам, как писателю, решать, соответствует ли двоеточие или точка с запятой вашему намерению при соединении двух предложений.
В общем, когда вы пытаетесь решить, использовать ли двоеточие или точку с запятой, спросите себя: представляю ли я информацию? Если да, выберите двоеточие. Если ответ отрицательный, точка с запятой может работать (или запятая или длинное тире, но мы сохраним эту банку с червями для другого урока).
[ч / т Грамматически]
Когда использовать двоеточие в стиле AP
Раньше я чувствовал себя довольно уверенно в своем понимании правил грамматики и стиля, пока не впервые столкнулся со стилем Associated Press (стиль AP) и его четкими рекомендациями. Стиль AP широко используется в журналистике и другом профессиональном письме, но он все еще может показаться незнакомым и запутанным для непосвященных писателей.
Чтобы упростить понимание и использование этого популярного стиля, мы в предыдущих блогах рассмотрели сложные вопросы, такие как номера стилей AP.Сегодня мы рассмотрим еще одну тему, которую часто неправильно понимают: когда использовать двоеточие в стиле AP.
Когда использовать двоеточие в списках
Одно из наиболее распространенных применений двоеточия — введение списка или серии элементов в конце предложения. Один из распространенных вопросов, который задают относительно того, когда использовать двоеточия в списках, — это «Первое слово после двоеточия написано с большой буквы?». В стиле AP слово, с которого начинается список или ряд, обычно следует писать с заглавной буквы, только если это существительное собственное.
Когда использовать двоеточие с заглавными буквами:
- Щенок оставил за собой след из разрушенных предметов : изорванных бумаг, искалеченных чучел и чего-то похожего на остатки обуви.
Однако, если список или серия охватывает несколько предложений, первое слово после двоеточия в стиле AP следует использовать с заглавной буквы.
Когда использовать двоеточие без заглавных букв:
- Владельцы щенка сделали все, чтобы избавиться от этой неприятной привычки. : Они оплатили профессиональное обучение.Они старались содержать свой дом в чистоте. Они пытались убедить себя, что это идеальный способ избавиться от беспорядка.
Как ввести другой приговор с помощью двоеточия
Двоеточие также может вводить полное предложение, которое уточняет или расширяет исходное предложение. В этом случае стиль AP отличается от некоторых руководств по стилю, требуя, чтобы вы делали первое слово после двоеточия с заглавной буквы.
- В тот день мы усвоили печальный урок. : Кулинарные проекты и произведения искусства, вдохновленные Pinterest, никогда не выходят отдаленно похожими на опубликованные фотографии.
Когда использовать двоеточие для выделения
Давайте поговорим о другом распространенном использовании двоеточия: выделении. Как показывает пример с двоеточием выше, двоеточие может помочь привлечь внимание к следующему слову или фразе. При таком использовании двоеточия не пишите первое слово после него с заглавной буквы, если это слово не является существительным собственным.
- Он считал, что ни один хороший рецепт десерта не обходится без одного: арахисового масла.
- Она считала, что ни один хороший рецепт десерта не обходится без одной вещи : Nutella.
Когда использовать двоеточие для смещения диалогов, вопросов и ответов или цитат
В стиле AP двоеточие также используется в диалогах и интервью, которые печатаются в стиле вопросов и ответов. Здесь двоеточия служат для отделения выступающих от цитируемого материала.
Как использовать двоеточие для разделения динамиков:
- Попутчик, всю неделю собирался в эту поездку! А вы?
- Я ( виноват ): Эм, я в основном все это сделал за последние 20 минут…
Двоеточие также может вводить кавычки, и, как и большинство знаков препинания, их может быть сложно правильно использовать в этом контексте.Стиль AP делает эти правила двоеточия немного более интересными, вставляя некоторые рекомендации по запятым в отношении цитат. Если цитата состоит из одного предложения, вы должны ввести ее через запятую и кавычки. Если цитата длиннее одного предложения или образует отдельный абзац, замените запятую двоеточием.
Как использовать двоеточие для введения цитат:
- Томас Джефферсон однажды заметил: «Самый ценный из всех талантов — это никогда не использовать два слова, когда подходит одно.”
- Как сообщается, Джордж Мартин сказал: «Мне сказали, что некоторым писателям нравится писать. Не я. Мне нравится писать ».
Когда использовать двоеточие для разделения чисел
В стиле AP двоеточие также используется для разделения элементов в нескольких списках. Вы должны ставить двоеточие между единицами времени, когда указываете количество прошедшего времени или время суток. В юридических или библейских цитатах вы должны использовать двоеточие для разделения глав, разделов или стихов.
- 14:30 перерыв на печенье был заветной традицией в их офисе.
- Когда христианский квотербек Тим Тебоу в своем первом профессиональном футбольном матче забросил 316 ярдов и в среднем набрал 31,6 ярда, некоторые фанаты обратили внимание на библейский стих от Иоанна 3:16.
Дополнительные советы по использованию двоеточия
Если вышеупомянутого уже было недостаточно для запоминания, вот еще несколько рекомендаций по использованию двоеточия в стиле AP.