Двоеточие: когда и где ставить. Примеры замены двоеточия
Копирайтеры любят тире больше, чем двоеточие. Во-первых, почти никогда не ошибешься. Во-вторых, в тексте предложение с тире – это всегда акцент. Оно цепляет взгляд даже при диагональном чтении и разбавляет сплошной текст.
А что же остается двоеточию? Одни однородные члены с обобщающим словом?
Как бы не так. В некоторых сложных предложениях никак нельзя поставить тире вместо двоеточия. К тому же у этих знаков есть и более глубокие смысловые и интонационные отличия. Давайте разбираться вместе.
Начнем с простого и очевидного.
Двоеточие в простом предложении1.Самый элементарный случай. Двоеточие ставится перед перечислением и после обобщающего слова:
2.Двоеточие ставится перед перечислением без обобщающего слова. Здесь двоеточие становится интонационным знаком, т.е. предупреждает читателя, что далее будут однородные члены, и надо запастись воздухом для «перечислительной» интонации:
- На необитаемом острове оказались: два фотографа, SMM-менеджер, коуч копирайтинга, таргетолог и рерайтер.
- В огромной сумочке своей подруги он обнаружил: томик Толстого, пудреницу, спортивные штаны, пачку чипсов, вентилятор и крем от загара.
3.Помимо обобщающего слова есть слова-маркеры «например», «как то», «а именно». С этими словами перечисление может стоять не только в конце, но и в середине предложения (в этом случае не забываем про тире после перечисления):
- Он со злостью засунул в рюкзак самые необходимые вещи, а именно: пару носков, игровую приставку и два сникерса – и ушел из дома.
- Купи что-нибудь к чаю, например: венские вафли, шоколадное печенье, которое нам так понравилось, или яблочный мармелад – и не забудь оплатить квитанцию.
Именно с прямой речью, не с косвенной! Давайте я объясню разницу:
Двоеточие в сложном предложенииВ предложениях с косвенной речью есть союзы и ставится запятая (Он сказал, что никогда не был так счастлив). В предложениях с прямой речью двоеточие ставится после слов автора:
Сейчас максимально сосредоточились, переходим к тонким материям русского языка. Чтобы правильно поставить знаки препинания в бессоюзном предложении, важно понимать логику фразы и интонацию.
Итак, двоеточие ставится, если в придаточном предложении есть:
1.РАЗЪЯСНЕНИЕ. Между частями можно поставить «а именно», «то есть»:
2.ПРИЧИНА. Между частями можно поставить «потому что»:
- Конверсия была мизерной: форма заказа товара оказалась очень запутанной, а оформление корзины – нелогичным и громоздким.
- Он нарушил все дедлайны: работать не хотелось, за окном лил дождь, на него напала апатия и осенняя хандра.
3.ГЛАГОЛЫ-МАРКЕРЫ «видеть», «слышать», «смотреть», «знать», «чувствовать» и пр. Такие глаголы указывают на дальнейшее описание увиденного, услышанного и пр.
- Он пришел домой и видит: на полу валяются истерзанные ботинки и рассыпанный собачий корм, а виновник погрома весело виляет хвостом.
- Она медленно шла по парку и чувствовала: кто-то невидимый внимательно наблюдал за ней.
1.ЛОГИКА. Очень важно учитывать логику и смысловые отношения между частями предложения:
- Она развернулась и ушла: их отношения были закончены. Она ушла, потому что отношения закончились.
*Здесь двоеточие ставится при прямой последовательности. Одно вытекает из другого.
- Она развернулась и ушла – их отношения были закончены.
*Их отношения закончились, потому что она ушла. Тире ставится при обратной последовательности.
2.ЭМОЦИИ. Бывают случаи, когда подстановка союзов и логические размышления не могут облегчить нам задачу в выборе знака: «И тут он слышит (: или –) из кустов доносится плач ребенка».
Глагол-маркер «слышать», возможность вставить союз «что» указывают на двоеточие. Однако и тире не будет ошибкой.
На помощь нам приходит эмоционально-экспрессивная окраска. Предложения с двоеточием ей НЕ обладают!
- Если необходимо просто констатировать факт, то ставим двоеточие: «И тут он слышит: из кустов доносится плач ребенка».
- Если надо создать эффект неожиданности, подчеркнуть эмоциональное состояние, отразить быструю смену событий, то ставим тире: «И тут он слышит – из кустов доносится плач ребенка».
Таким образом, у двоеточия есть четкие функции:
- перечислить что-то;
- завершить слова автора и открыть прямую речь;
- разъяснить и объяснить что-то.
Двоеточие не придает предложению дополнительную экспрессивную окраску. Этим и объясняется более редкое использование двоеточия в рекламных текстах и слоганах.
И напротив, тире здесь встречается едва ли не чаще восклицательного знака.
Но именно поэтому в официально-деловых и новостных текстах следует чаще использовать двоеточие, а с тире надо быть очень аккуратными. Чтобы не «накрутить» интригу и саспенс там, где они будут лишними.
Добра вам!
[wpViralQuiz id=34176]
У вас есть текст подобного формата?
Бесплатный разбор качества текстов на форуме ForCop
Опечатка? Пожалуйста, выделите её и нажмите
Филолог, журналист, профессиональный копирайтер.
где, когда и почему нужно ставить двоеточие — Вектор-успеха.рф
Итак, двоеточие — это разделительный знак препинания. В отличие от точки, восклицательного и вопросительного знаков и многоточия он не имеет отделительной функции, то есть не отделяет предложения в тексте друг от друга. Двоеточие ставится только внутри предложения, и поэтому указывает на то, что после него высказывание будет продолжено.
Двоеточие можно встретить в простом и сложном предложении. В простом предложении оно разделяет и выделяет части высказывания, в сложном играет и смысловую роль: указывает на смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
Так как же правильно употреблять двоеточие, не совершать ошибок и не путать его с другими? Давайте рассмотрим основные случаи.
Двоеточие в простом предложении
Правило 1. Двоеточие в предложении с однородными членами
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например: Снег лежал повсюду: на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.
В этом предложении слово повсюду обобщает ряд однородных обстоятельств. Обобщающее слово расположено перед однородными членами, и поэтому после него стоит двоеточие.
Правило 2. Двоеточие в предложениях с уточняющими словами
При обобщающих словах в предложении могут употребляться уточняющие слова: как например, например, как то, а именно, перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие. Например: Снег лежал повсюду, а именно: на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.
В этом предложении вместе с обобщающим словом повсюду употреблена уточняющая его конструкция «а именно», после которой следует ряд однородных членов, поэтому после нее стоит двоеточие.
Правило 3. Двоеточие в конструкциях с прямой речью
Если прямая речь следует после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, причем сама прямая речи заключается в кавычки и первое слово прямой речи пишется с прописной буквы: Учитель сказал: «Здравствуйте, дети!». Также если прямая речь разрывает слова автора в тексте, то перед ней ставится двоеточие, например: Сказав: «Здравствуйте, дети!», учитель вошел в класс. После прямой речи при этом необходимо поставить запятую.
Двоеточие в сложном предложении
Правило 4. Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) может ставиться двоеточие в следующих случаях.
- Вторая часть БСП поясняет то, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить «а именно»), например: В народе есть такая примета: ласточки низко летают к дождю; Катя пишет очень грамотно: никогда не делает ошибок в словах, правильно расставляет знаки препинания. В этих бессоюзных сложных предложениях во второй части дается пояснение того, о чем идет речь в первой. Между частями предложений можно вставить «а именно»: В народе есть такая примета (а именно): ласточки низко над водой летают к дождю. Поэтому в приведенных предложениях ставится двоеточие.
- Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить союзы: так как, потому что), например: Катя пишет очень грамотно: она много читает, учит стихи наизусть, тренирует память; Скоро пойдет дождь: ласточки летают низко над водой. В этих БСП вторая часть обосновывает, указывает на причину того, о чем говорилось в первой. Между частями можно вставить союзы: так как, потому что. Скоро пойдет дождь (потому что): ласточки летают низко над водой. Поэтому в таких предложениях ставится двоеточие.
- Вторая часть БСП дополняет, раскрывает то, о чем говорилось в первой (такие предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточным изъяснительным, поэтому между частями БСП можно вставить союз что). Например: Катя знает: читать книги не только интересно, но и очень полезно для учебы; В народе говорят: ласточки низко над водой к дождю летают. В данных БСП во второй части раскрывается смысл того, о чем идет речь в первой. Если части такого предложения соединить союзом что, то получится сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным: В народе говорят (что,): ласточки низко над водой к дождю летают. В предложениях такого типа ставится двоеточие.
- В первой части предложения опущены глаголы: и увидел, и услышал, и почувствовал, например: Я поднял голову: луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом; Он обернулся: эхо торопливых шагов раздавалось совсем близко. Данные предложения также являются синонимичными сложноподчиненным с придаточным изъяснительным, в первой части пропущены глаголы типа: и увидел, и услышал, между частями можно вставить союз что. Я поднял голову (и увидел, что): луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом.
Двоеточие vs тире
Главная сложность в употреблении двоеточия заключается в том, что иногда бывает легко перепутать этот знак препинания с другим — тире. В последнее время эти знаки часто употребляются параллельно, то есть в одних и тех же случаях может ставиться как тире, так и двоеточие. Например: И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил — здесь клад, стал ковыряться (Тендряков), Конечно, онизменился (: –) сгорбился, поседел, с морщинкамив уголках рта; Вхожу (: –) все тихо; Эти слова при нем не произносите(: –) может обидеться; Всех интересовал только один вопрос (:–) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Это означало одно (:–) нужно расстаться.
Такие варианты считаются равноправными, можно не опасаясь ошибиться употреблять и тире, и двоеточие. Однако нужно помнить, что тире помимо синтаксических функций, выполняет и эмоционально-экспрессивные, то есть указывает на эмоциональность высказывания, подчеркивает его выразительность. Поэтому если предложение не несет таких смыслов, является нейтральным, нужно избегать употребления тире и ставить двоеточие, следуя рассмотренным нами правилам.
Об авторе: Етко Анна Геннадиевна, учитель русского языка и литературы.
8 предложений, в которых вы путаете двоеточие и тире. Но больше не будете
Тире или двоеточие. Двоеточие или тире. Кому-то всегда хочется ставить тире, другим больше нравится двоеточие. Про правила, кажется, никто и не помнит. А они есть. Разберёмся с тире и двоеточием в сложном бессоюзном предложении (это такие, где между частями предложения нет союза или союзного слова, а соединены они интонацией).
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу
Когда ставить двоеточие
Правильно: Результаты PIRLS показали: российские школьники читают лучше всех
Тут без серьёзных правил не обойтись. Но их действительно не так сложно запомнить, как могло показаться на первой строчке этого текста. В бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие, если второе предложение дополняет первое и между ними вполне можно поставить союз «что». А ещё подсказкой могут быть такие глаголы: видеть, смотреть, слышать, понимать, узнавать, ощущать и так далее. Если в первой части есть что-то подобное, значит, это тайный знак, что тут всё-таки нужно скрепя сердце зачеркнуть (или удалить клавишей) тире и поставить двоеточие. А после двоеточия будет, скорее всего, описание того, что кто-то увидел/услышал или факта. Кстати, узнать, что такое PIRLS и почему российские школьники читают лучше всех — можно тут.
Правильно: В русском языке есть дилемма: поставить тире или поставить двоеточие
И правда дилемма та ещё. Но если второе предложение объясняет, уточняет то, что написано в первой части — значит, время двоеточия. Проверить можно союзами «а именно» или «то есть».
Правильно: Володя проспал первый урок: всю ночь смотрел сериалы
Ну и третий случай, когда вместо тире нужно ставить двоеточие. Наверное, самый простой. Если во второй части предложения называется причина того, что случилось в первой, — время двоеточия (что-то мы часто ставим тире, но ниже объясним почему). Проверить можно союзом «потому что». Да, как вы догадались, все двоеточия и тире можно проверить союзами. Поэтому запоминайте союзы. Так и станете грамотными.
Когда ставить тире (чаще, чем двоеточия)
Правильно: Школьники плохо сдадут ЕГЭ — все опять начнут ругать организаторов
Кому-то может показаться, что тут вполне подходит правило номер № 2 двоеточий: вторая часть уточняет первую. Но нет. Тут первая часть выражает значение времени или условия. А проверить можно союзами «когда» или «если», только их нужно подставлять не между частями сложного предложения, а в начале первого: если школьники плохо сдадут ЕГЭ — все опять начнут ругать организаторов. И нет, такого не будет. Все всё сдадут точно хорошо. Мы верим.
Правильно: У меня врождённая грамотность — я сдал ЕГЭ по русскому на 100 баллов
Всем бы такую грамотность. Но пока приходится читать Розенталя (или «Грамотность на Меле»). А тут ещё проще перепутать с двоеточием. Вроде как объясняется причина. Но вряд ли врождённая грамотность — это потому что кто-то сдал русский язык на 100 баллов. Скорее наоборот. Если вторая часть предложения выражает значение какого-то результата или следствия, ставим тире. Из союзов-подсказок придётся запоминать: «так что», «поэтому», «вследствие чего».
Правильно: На улице морозы — дети всё равно пошли в школу
Суровая правда о жизни детей где-нибудь в Якутии. А ещё тире ставится, когда одно противопоставляется другому. Проверить можно самыми популярными союзами «а» и «но». Подходят? Значит, рисуй чёрточку.
Правильно: Вероника смотрела фильмы только на английском — так она выучила язык
Вероника молодец, а мы пока расскажем ещё немного про «результат». Этот случай постановки тире слегка пересекается с примером выше про врождённую грамотность. И там, и там во второй части предложения — следствие и результат первого. Только здесь нам ещё в копилку несколько слов-шпаргалок, которые могут встречаться во второй части: «так», «такой» или «это».
Правильно: Раздался звонок — и в классе никого не осталось
Тут, в общем-то, тоже результат. И можно даже порадоваться: там, где во второй части какой-то итог первого или его продолжение, можно ставить тире! А дополнительными подсказками может быть союз «и», который можно поставить между частями, или слова «вдруг», «сразу», «внезапно».
А чтобы вам было проще запомнить все опорные слова, вот небольшая шпаргалка. Ещё больше примеров и подробных объяснений ищите на «Грамоте.ру» или у Розенталя.
Фото: кадр из фильма «Бриллиантовая рука»
Двоеточие — правила постановки в русском языке с примерами
Без этого знака текст автоматически теряет свое первоначальное значение на письме. Поэтому абсолютно каждый носитель русского языка обязан знать правила постановки двоеточия, пунктуацию, уметь отличать его от похожих пунктуационных символов.
История происхождения
Впервые двоеточие в качестве знака препинания стало использоваться древними греками. Например, древнегреческий философ Платон всегда заканчивал свои произведения данным символом. Постепенно этот знак стал появляться во многих европейских языках. В разных регионах его написание различалось — во Франции оно обособляется с двух сторон пробелами, а в Италии и Испании оно сразу ставится после слова без использования пробела. В славянских языках двоеточие появилось вместе с остальными знаками препинания после развития книгопечатания. Когда ставится двоеточие в русском языке, уже узнали позже.
В церковнославянской письменности современную функцию изначально выполняла точка с запятой. Впервые термин «двоеточие» появился в начале 16 в. Он был закреплен в первых книгах и учебниках по грамматике, в том числе и в рукописях восточнославянского филолога и духовного писателя Мелетия Смотрицкого.
Подобная техника написания сохранилась в языках Скандинавских стран. В течение долгого времени были популярны рассуждения о нужности двоеточия. В результате споров было решено, что этот знак расстановки помогает выделить мысли человека и структурирует основные синтаксические конструкции, а также то, что без него нельзя обойтись.
Правила правописания
В каких случаях ставится двоеточие, зависит от разновидности предложения, где оно стоит, и контекста. Этот знак препинания практически никогда не ставится в сложноподчиненных союзных предложениях.
В простом предложении двоеточие необходимо поставить в следующих случаях:
- Присутствует перечисление с однородными членами предложения. Двоеточие ставится после слова, которое обобщает все элементы перечисления.
- В предложении употреблены уточняющие слова: «а именно», «например», «как-то». Перед уточняющим словом ставится знак запятой, после — двоеточие. Пример: Грязь лежала повсюду, а главное: на дороге, на обочине, на тротуаре («а главное» – уточняющая конструкция, поясняющая обобщающее слово «повсюду»). Иногда слово «например» может являться вводной конструкцией. Вводное слово всегда выделяется запятыми с обеих сторон, двоеточие не ставится. Образец: Он очень хорошо разбирается в точных науках, например, в математике.
- В предложении с присутствием прямой речи. Чаще всего в состав прямой речи входят прямые вопросы и восклицание. Двоеточие ставится исключительно после авторской реплики. Предложение, входящее в состав прямой речи, заключается в кавычки и пишется с заглавной буквы. Пример: учитель с любопытством спросил учеников (слова автора): «Сколько пунктов плана должно присутствовать в сочинении?” (прямая речь, выраженная прямым вопросом). Пунктуационные правила изменяются в конструкциях, где речь разделяет авторскую реплику на несколько частей. После первой части слов автора ставится двоеточие, а перед началом второй части – запятая. Образец: Крикнув (первая часть авторской реплики): «Ложись!”, солдат упал на землю (вторая часть авторской реплики). Иногда прямую речь путают с придаточной частью. Во втором случае конструкция выделяется запятой, а двоеточие не ставится. Пример: специалист рассказал стажеру о том (главная часть), как выполнять поставленную задачу (придаточная часть).
В сложноподчиненном с бессоюзной связью двоеточие употребляется в следующих случаях:
- Вторая часть объясняет или уточняет действие, о котором говорится в первой части. В этом случае после первой части предложения ставится двоеточие. В подобных конструкциях нередко присутствует уточняющее слово «а именно», после которого всегда обязано двоеточие. Образец: Арсений всегда очень пунктуален (а именно): никогда не опаздывает на встречи и приходит вовремя.
- Принимает значение причины. Она объясняет, по какой причине произошло действие, о котором говорится в первой части предложения. В этом случае между ними можно поставить соединительные союзы: «так как» и «потому что». Пример: Александр знает много интересных фактов (потому что): он много читает, смотрит познавательные передачи и общается с эрудированными людьми.
- Дополняет информацию, сказанную в первой части. В устной речи эту конструкцию можно перепутать со сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным, отделяющимся от главной части запятой. В таких предложениях часто употребляется союз «что». Образец: Ученые обнаружили (что): на других планетах присутствует иная форма жизни.
- После глаголов чувств и восприятия: увидеть, услышать, запомнить, почувствовать. Пример: утром я встал и увидел: на улице выпал снег. Этой конструкции также синонимичные сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным, употребляемых с использованием союза «что».
А также двоеточие ставится, если глаголы восприятия полностью опущены в предложении, но они подразумеваются в контексте. Образец: он проснулся (и почувствовал): холодная дрожь медленно пробежала по его спине.
Правильно расставленные знаки придают осмысленность речи и тексту в целом.
Двоеточие и тире
Очень часто двоеточие путают с другими знаками препинания. Наибольшее число сходств оно имеет с таким пунктуационным символом, как тире, которое также выделяет отдельные части текста и указывает на выразительность высказывания. Но тире ставится в следующих случаях:
- В предложении происходит резкая смена событий. Этой конструкции синонимичны сложносочиненные предложения, где обе части независимы друг от друга. Пример: загорелся зеленый сигнал светофора – люди начали движение по пешеходному переходу.
- Присутствует или подразумевается противопоставление. В этом случае между конструкциями можно поставить сочинительные противительные союзы: а, но или да в значении «но». Образец: Он старался отговорить людей от этого шага – ему никто не поверил.
- В предложении присутствует указание на определенное время. В этом случае можно подставить союз «когда…то». Образец: (когда) отец придет – (то) продолжим разговор.
- Первая часть бессоюзного сложного предложения приобретает значения условия. Она поясняет, при каком случае произойдет событие, описанное во второй части предложения. Пример: будете хорошо учиться – станете востребованными специалистами.
- Принимает значение следствия. В ней указывает результат действия, описанного в первой части предложения. Между 2 частями можно поставить союз «поэтому». Образец: произошел сход лавины (поэтому) – гора была полностью закрыта для туристов.
- Во второй части присутствует сравнение. В этом случае можно подставить союз «словно». Пример: молвит слово (словно) – соловей поет.
- А также знак тире может употребляться в предложениях с прямой речью. Важно, чтобы слова автора шли после прямой речи. Тире ставится перед словами автора. Пример: «Что случилось?» – спросил коллега. И также слова автора могут с 2 сторон обособляться тире, если они прерывают прямую речь. Образец: «Здравствуйте, – сказал незнакомец, — мне нужна помощь».
В таблице обозначены основные правила употребления двоеточия и тире.
Тире | Двоеточие |
Одно событие резко сменяет другое | В предложении 1 из частей принимает значение причины |
Присутствует или подразумевается противопоставление | 1 из частей предложения дополняет информацию. |
Присутствует указание на временной промежуток | Присутствуют глаголы чувств и восприятия |
1 из частей предложения принимает значение условия | Вторая часть предложения уточняет первую |
Вторая часть предложения выражает следствие | |
В предложении присутствует сравнение |
В современном русском языке тире и двоеточие могут употребляться единовременно, сохраняя первоначальный смысл. Эти знаки препинания могут заменять друг друга. Тем не менее принято считать, что тире придает предложению дополнительный эмоциональный окрас и указывает на чрезмерную экспрессивность высказывания.
Двоеточие же употребляется преимущественно в нейтральных предложениях, являющихся повествовательными по цели высказывания, без пояснения. В них можно встретить перечисление и уточнение в правильном порядке.
В каком случае ставится двоеточие в русском языке
В русском языке существует довольно большое количество знаков препинания. Одни используются для завершения предложения, другие подчёркивают интонацию и настроение, третьи разделяют отрывок текста на логические части. Чтобы понять, для чего используется двоеточие, необходимо рассмотреть, в каких случаях оно ставится.
Двоеточие в простых предложениях
Для начала нужно запомнить, что этот знак в большинстве случаев ставится в сложных предложениях, за исключением некоторых моментов.
- В русском языке существует такое понятие, как «обобщающее слово». Для лучшего понимания рассмотрим пример предложения «На столе лежали инструменты: молоток, дрель, пила и лобзик». В этом предложении говорится об инструментах, которые лежат на столе, а далее все они перечисляются. В данном случае слово «инструменты» и будет являться обобщающим. Отсюда мы и получаем первое правило, которое гласит, что двоеточие необходимо поставить после обобщающего слова. Чтобы закрепить, приведём еще пример: «К завтрашнему дню мне нужно обязательно сделать уроки: биологию, алгебру и географию».
- В заголовках, по типу «Иванов: геймер и программист», также ставится этот знак. Если рассматривать конкретное правило, то первая часть заголовка должна обозначать действующее лицо, какую-то проблему или место действия. Вторая часть заголовка придаёт конкретику первой. «Экономика страны: дальнейшее развитие».
- Допустим, что обобщающего слова нет, но есть перечисление. В таком случае знак также будет ставиться, например: «На столе лежали: телефон, ключи и деньги».
Двоеточие в сложных предложениях
Случаев употребления данного знака препинания в сложных конструкциях куда больше, но ничего трудного в этом нет.
- Рассмотрим такой пример: «Сегодня утром мама сказала мне: «Не забудь заехать в магазин и купить молоко». Данный пример содержит в себе прямую речь, и если она стоит после слов автора, то перед ней необходимо поставить двоеточие. Обратите внимание, что если предложение будет выглядеть таким образом: «Сходи в магазин и купи молока», — сказала мне мама», то двоеточие ставиться не будет, так как прямая речь стоит перед словами автора.
- Бессоюзные сложные предложения на то и бессоюзные, что в них попросту нет союзов: «Мама убирает в комнате, я делаю уроки». Это очень простое по смыслу предложение, не требующее никаких знаков препинания, кроме запятой. Но как насчёт такого примера: «Читайте больше книг: они увеличат ваш словарный запас, научат грамотно писать и говорить». Почему в данном случае стоит двоеточие? Есть правило, которое гласит: если вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает смысл первой части или указывает причину, то после первой части ставится двоеточие. Высказывание побуждает читать книги и в дальнейшем указывает на причину побуждения. «Погода была очень плохая: шёл дождь и бушевал сильный ветер», — ещё один хороший пример для этого правила.
- Ещё одно правило о постановке этого знака препинания говорит о том, что его необходимо поставить между двумя простыми предложениями, которые не соединены союзом, если в первом присутствуют глаголы по типу «видеть», «смотреть», «слышать», «знать» и так далее. Эти слова как бы намекают на дальнейшее описание чего-то. Правило звучит довольно сложно, но на деле всё наоборот. «Я долго всматривался и наконец-то понял: тени на стене напоминали мне человеческий силуэт». «Идя по улице я слышу: кто-то зовёт меня». Эти два примера прекрасно иллюстрируют правило.
- Такие слова, как «а именно», «например», «кстати», требуют поставить после себя двоеточие. «В прошлом году я побывал во всех крупнейших странах, а именно: Китае, Соединённых штатах, Бразилии и Индонезии». Обратите внимание, что без выражения «а именно», в данном примере двоеточие всё равно бы ставилось.
Нужно ли двоеточие при косвенной речи
Мы рассмотрели все случаи в русском языке, когда ставится двоеточие. Отдельное внимание хотелось бы заострить на прямой речи. Дело в том, что помимо неё используется ещё и косвенная речь, и их необходимо различать, чтобы поставить правильный знак препинания.
- Мама сказала мне: «Нужно сходить в магазин и купить молока». Мама сказала, что нужно выбросить мусор. Второе предложение и будет являться косвенной речью. Её легко можно определить по нескольким союзам, таким как «что», «чтобы», «когда», «почему» и другие. Косвенная речь является придаточным в сложном предложении и двоеточием не выделяется.
Подводя итог, можно сказать, что двоеточие служит разделительным знаком препинания, который ставится только в середине простого предложения в случае обобщающего слова и перечисления. В сложной конструкции этот знак препинания необходим, если присутствует причина, разъясняющая первую часть предложения, если присутствует прямая речь, если есть уточняющие слова и глаголы, намекающие на дальнейшее описание чего-либо.
Видео
Это видео поможет вам понять, в каких случаях необходимо ставить двоеточие в предложении.
ВДНХ запускает бесплатные онлайн-занятия по русскому языку / Новости города / Сайт Москвы
В центре славянской письменности «Слово» на ВДНХ стартует онлайн-курс по русскому языку. Занятия помогут всем желающим вспомнить основные правила орфографии и пунктуации, а также разобраться в том, как правильно ставить ударения в сложных словах и в какие словари стоит заглядывать для самопроверки.
Уроки проведет доцент факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова известный популяризатор филологии Егор Сартаков. Присоединиться к прямым эфирам можно будет на официальном сайте выставки и на ее странице в социальной сети «В контакте» каждую субботу в 15:00.
На онлайн-занятиях участники, помимо теоретических знаний, будут получать практические задания на закрепление изучаемого материала. Скачать упражнения к урокам можно будет по ссылке.
Первое занятие «Тире и двоеточие» пройдет 14 ноября. Слушатели разберутся, в каких предложениях нужно ставить тире, а когда употреблять двоеточие и запятую. Также пользователи узнают любопытные факты о пунктуации.
На онлайн-уроке, который состоится 21 ноября, речь пойдет об однородных членах предложения. Участники научатся определять сочинительные союзы и разберут возможные варианты пунктуации при однородных членах предложения.
Правило проверки безударных гласных в корне слова учат еще в начальной школе, но немногие спустя годы помнят, что есть и исключения. Какие именно — расскажут на третьем уроке «Безударная гласная в корне слова». Кроме того, во время занятия горожане вспомнят чередующиеся гласные в корнях, употребление О и Ё после шипящих, Э и Е после согласных и гласных, а также чередование И и Ы после приставок. Занятие пройдет 5 декабря.
12 декабря лектор разберет употребление знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах.
На заключительном уроке, который состоится 26 декабря, речь пойдет о сравнительных оборотах в предложениях. Особое внимание уделят союзу «как». Егор Сартаков расскажет, когда запятая перед этим союзом нужна, а в каких случаях без нее можно обойтись.
Центр славянской письменности «Слово» располагается в отреставрированном историческом павильоне № 58 «Земледелие» на ВДНХ. Центр был открыт весной 2019 года. Новое выставочное и образовательное пространство посвящено истории, настоящему и будущему кириллической письменности.
«От школы остаются не правила, а фрагменты правил» | Образование | Общество
О том, как развивалась пунктуация
Если мы обратим взгляд назад, в историю, то увидим, что система знаков препинания постоянно развивалась. С XV века знаки препинания только прибывают и их употребление систематизируется. Вначале знаков было совсем мало. Более того, и слова-то не разделялись между собой пробелами. Так было и в Европе, и у нас. Так что сама система знаков препинания совершенствуется и правила их употребления тоже. Но чем сложнее система, тем труднее ею пользоваться: чем длиннее инструкция, тем меньше шансов, что ее прочитают. То есть система развивается, но количество людей, владеющих правилами пунктуации, может и уменьшаться.
О главных трудностях в пунктуации
— Самый простой вопрос, который приходит на сайт «Грамота.ру», такой: пожалуйста, помогите отредактировать предложение. Человек совершенно не вник в то, что в этом предложении есть, какие там элементы, конструкции. Он просто чувствует, что что-то там не так. Вопросы такого типа требуют ответов в виде отредактированных предложений, но это не очень интересно. Гораздо интереснее вопросы, которые касаются отдельных элементов предложения. Львиную долю вопросов составляют такие, где есть вводные слова, которые путают со словами, не являющимися вводными, — наречиями, частицами: между тем, однако, тем не менее. Разграничение, где вводные слова, а где нет, — это первая и самая большая трудность.
Когда обособлять, а когда не надо?
Тем не менее. Если эти слова соединяют между собой части сложного предложения — это союз, после которого запятая не ставится: «Мне очень хотелось спать, тем не менее я встал и пошел работать». Обычно эти слова и используются в качестве союза.
Однако. Может использоваться в качестве вводного слова, союза и междометия. Если это вводное слово, оно выделяется запятыми: «Надо ж, однако, сказать, несколько слов о самом Санине» (И. Тургенев, «Вешние воды»). Если это союз, то после него запятая не нужна. Попробуйте вместо «однако» на том же месте написать «но». Получилось? Значит, запятая после «однако» не нужна. «Это неприятно для нас, однако (=но) не изменяет общего правила» (В.Короленко, «Парадокс»). Если это междометие, то оно отделяется запятой или вообще оформляется как отдельное предложение: «Однако же!» Или: «Триста тысяч, однако!» (А. Писемский, «Хищники»).
Между тем тоже может выступать и как союз, и как наречие. Если это наречие (= в то же время, тем временем), то оно не требует постановки знаков препинания: «Черкес меж тем стоял на месте…» (В. Шишков, «Угрюм-река»). А вот синтаксические конструкции, присоединяемые союзом «между тем», запятыми отделяются: «Стрелять могли только немцы и только в них, между тем отсюда не видно было шоссе…» (С. Сергеев-Ценский, «Дрофы»).
Видео лекции
Виктор Свинцов член редсовета портала «Грамота.ру», соавтор справочника «Трудные случаи русской пунктуации»
Об интонационных знаках препинания
— Существует два критерия постановки знаков препинания. Один из них — грамматический. Когда мы ставим знак препинания, мы ориентируемся на структуру предложения, то есть делим предложение на грамматические отрывки, сознательно или несознательно выделяя главные и второстепенные члены, части сложного предложения и прочие вещи, которым учат в школе. Делаем это с разной степенью участия головы в этом процессе.
С другой стороны, есть огромное количество ситуаций, когда мы должны ориентироваться на интонацию, и это второй критерий. Скажем, тире — это знак смысловой и интонационный, как это бывает между подлежащим и сказуемым.
Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым довольно длинное, там много исключений, разных пунктов, но на самом деле оно элементарное. Есть интонационная пауза — есть тире, и правило перечисляет случаи, когда в речи такое бывает. Иначе говоря, зафиксированное в справочнике правило лишь описывает те ситуации, когда обычно делается пауза в речи, а значит и ставится тире на письме.
Запятая не является интонационным знаком. Запятая — почти исключительно грамматический знак
Запятая после обстоятельства места или времени в начале предложения: «Сегодня, в Москве открылась выставка» — довольно частая ошибка, причем не только среди взрослых людей, но и среди школьников. Я работаю учителем русского языка в школе № 1199 «Лига Школ» в Москве, это школа для одаренных детей. По учительскому опыту знаю, что дети любят ставить запятые там, где им подсказывает интонационное чутье. Но запятая интонационным знаком не является. То, что работает для тире, для запятой не годится. Запятая — почти исключительно грамматический знак.
Об агрессивном тире и вытеснении двоеточия
— Система пунктуации все-таки развивается. То, что было актуально в XIX–XX веках, в XXI веке может измениться. И то, что сегодня знаки используются несколько иначе, — хорошо. Это свидетельствует о том, что система живет. Иными словами, если мы рассматриваем пунктуацию как некий инструмент для того, чтобы письменный текст передавал все оттенки устного, и какой-то новый оттенок можно передать при помощи тире — значит, тире хороший инструмент.
Я проводил аналогию с инструкциями: всегда должны быть какие-то «экстренные кнопки», которые можно нажать, когда не знаешь, что делать. Должны быть простые способы выражения значений, и такую ударную функцию в данном случае принимает на себя тире. Двоеточие и тире — это два знака-конкурента, их функции диаметрально противоположны. Это как два полюса батарейки — причина и следствие. Но двоеточие проигрывает конкуренцию, как мне кажется, потому что тире более универсально: этот знак может быть парным, двойным, даже тройным, а вот двойное двоеточие – это нонсенс.
Когда нужно двоеточие, а когда тире? Основное правило
Двоеточие в бессоюзном предложении ставится, если вторая часть этого предложения раскрывает содержание первой.
Проверить это можно, мысленно вставив слово «а именно». «Страшная мысль мелькнула в уме моем (а именно): я вообразил ее в руках разбойников» (А. С. Пушкин). Кроме того, двоеточие ставится еще и в том случае, если вторая часть предложения указывает на основание, причину того, о чем говорится в первой: «Он покраснел (почему?): ему было стыдно убить человека безоружного» (М. Ю. Лермонтов).
А вот тире, наоборот, ставится, когда во второй части содержится не причина, а следствие, вывод из первой: «Я умираю (следовательно) — мне ни к чему лгать» (И. С. Тургенев).
О запятой в обращении и обрывках правил
— Главный редактор «Грамоты.ру» Владимир Пахомов рассказывал о том, что часто запятые ставят в выражениях вроде «Уважаемый, Иван Иванович!». Это происходит потому, что где-то в глубине сознания человека есть такая лингвистическая сущность, как обращение, про которое он узнал в школе. Он примерно представляет, что «Иван Иванович» — обращение, и помнит, что перед ним надо ставить запятую. И тут ошибка не столько из-за некомпетентности, сколько из-за гиперкомпетентности: знаний слишком много, и они не укладываются в голове — вот такой когнитивный конфликт.
Подобные ситуации возникают еще и от обостренности эстетического чувства текста. Например, есть люди, мои ученики в том числе, особенно барышни, которые ставят знаки препинания, руководствуясь исключительно критерием красоты, чтобы запятые/точки/двоеточия/тире были более или менее равномерно распределены по тексту.
Проблема в том, что от школы остаются не правила, а фрагменты правил. И потом эти фрагменты живут у человека своей жизнью. Он помнит что-то про причастия и деепричастия, и он их либо везде обособляет, либо обособляет там, где не надо, или путает причастия и деепричастия, или думает, что наречие — это деепричастие. Какие-то вещи из школьной программы запоминаются слишком хорошо, какие-то — слишком плохо, и возникает отрывочность лингвистического сознания. Почему ставят лишние запятые? Потому что нужно подстраховаться. Особенно часто кавычки ставят тогда, когда они не нужны. Человек как бы отгораживается с помощью кавычек от текста, который он написал: это не мое, так говорят.
О том, где допустима авторская пунктуация
— Если мы сравним два раздела — орфографию и пунктуацию, то увидим, что они сильно между собой различаются. В орфографии все жестко, нет никакой вариативности. Что касается пунктуации, то она допускает варианты и очень сильно зависит от контекста, смысла, интонации. Задача орфографии — чтобы облик слова соответствовал его смыслу, а задача пунктуации — передать много разных нюансов, оттенки смысла, интонации. Постановка знаков препинания во многом зависит от воли автора — то же самое тире в неожиданных местах, многоточие.
Прежде чем становиться «аффтаром», нужно освоить нормативную и вариативную пунктуацию, а потом уже переходить к авторской
Мы должны различать авторские и вариативные знаки препинания. Вариативные знаки – это те знаки, когда вам правило говорит: тут вы можете сделать так или так в зависимости от смысла, контекста, длины фразы и т. д. Авторские знаки могут вообще отсутствовать в тексте, но при этом их постановка не возбраняется. Авторским знаком в первую очередь является тире. Я перебираю в голове разные предложения и понимаю, что тире можно поставить в любом предложении и чуть ли не в любом месте, если я там делаю паузу. Это будет выглядеть странно, но практически любое предложение можно произнести с тире. Например: «Мы — пришли на лекцию». Авторский знак в правилах нигде описан не будет, любой учитель русского языка поставит вам за него двойку, но как знак, который вы сами поставили и имели на то право, есть.
Часто бывает так: дети пишут диктант, учитель потом ставит за него оценки и говорит: вот здесь у вас ошибка. А дети отвечают: здесь у нас авторский знак. Но какие же вы авторы диктанта? Я, учитель, его автор.
Сочинение — немного другая вещь, но школьные учителя любят, чтобы все было однозначно. И когда они проверяют сочинения, стараются в первую очередь следовать системе — системе знаков препинания. А когда научишься, уже можно от нее отступать. Прежде чем становиться «аффтаром», нужно освоить нормативную и вариативную пунктуацию, а потом уже переходить к авторской.
О проверке пунктуации с помощью компьютерных программ
— Под орфографию компьютерные программы заточены очень хорошо, потому что для того, чтобы проверить орфографию, достаточно обратиться к словарю, и в автоматическом режиме это можно сделать. А расстановка знаков препинания зависит от контекста. Я не знаю ни одной программы, которая могла бы отличить сложносочиненное предложение от сложноподчиненного или, например, сравнительный оборот от такой же конструкции, но не содержащей сравнения.
Об упрощении правил пунктуации
— Упрощение должно идти в сторону некоторой вариативности знаков препинания. В данном случае распространение тире — это упрощение. Мне как носителю языка должно быть удобно писать текст. Если я владею основами, знаю, что такое подлежащее или сказуемое, могу выделить в предложении его составные части, если мне этого достаточно, чтобы грамотно писать, то эта система меня устраивает. Если в системе есть какие-то вещи, которые повергают меня в ужас (например, когда я пытаюсь оформить прямую речь и не знаю, большую мне писать букву или маленькую, что мне ставить в конце прямой речи, что писать после слов автора и сколько там кавычек нужно), то это не очень удобно. Мы так пишем, но в общем-то подумать, как это оптимизировать, можно.
Минус русской пунктуации в том, что она требует уверенного знания формальной школьной грамматики. Если мы ее не знаем, не владеем терминологическим аппаратом, мы не сможем воспользоваться правилами и грамотно оформить текст.
Colon | Руководство по пунктуации
Двоеточие имеет в основном три грамматических значения и несколько не грамматических.
Грамматические употребления двоеточия
Представляем список
Двоеточие используется для ввода списка элементов.
ПримерКнижный магазин специализируется на трех предметах: искусство, архитектура и графический дизайн.
Однако не используйте двоеточие, когда перечисленные элементы включены в текст предложения.
ВерныйКнижный магазин специализируется на искусстве, архитектуре и графическом дизайне.
НеверноКнижный магазин специализируется на: искусстве, архитектуре и графическом дизайне.
Между независимыми предложениями, когда второе объясняет или иллюстрирует первое
Двоеточие используется для разделения двух независимых предложений, когда второе объясняет или иллюстрирует первое. В таком использовании двоеточие действует почти так же, как точка с запятой.Как и в случае с точкой с запятой, не пишите первое слово после двоеточия с заглавной буквы, если слово обычно не пишется с заглавной буквы.
ПримерыУ меня очень мало времени на изучение языка: моя новая работа начинается через пять недель.
Диплом о высшем образовании по-прежнему чего-то стоит: недавний опрос показал, что выпускники колледжей зарабатывают примерно на 60% больше, чем те, кто имеет только аттестат о среднем образовании.
Все трое их детей занимаются искусством: Ричард — скульптор, Дайан — пианистка, а Джули — театральный режиссер.
Если за двоеточием следуют два или более предложений, первое слово после двоеточия пишется с заглавной буквы.
ПримерОн сделал три замечания: во-первых, компания теряла более миллиона долларов каждый месяц. Во-вторых, цена акций была ниже, чем когда-либо. В-третьих, ни один из банков не желал давать компании больше денег.
Акцент
Двоеточие можно использовать для выделения фразы или отдельного слова в конце предложения.Для той же цели можно использовать длинное тире. Во втором примере ниже длинное тире встречается чаще, чем двоеточие, хотя использование двоеточия, тем не менее, является правильным.
ПримерыПосле трех недель раздумий присяжные наконец вынесли вердикт: виновен.
Пять континентов, три дюжины стран, более сотни городов: это было путешествие на всю жизнь.
Неграмматические употребления двоеточия
Время
Двоеточие используется для отделения часов от минут без пробелов до или после двоеточия.
Коэффициент
Двоеточие используется для выражения отношения двух чисел без пробела до или после двоеточия.
Библейские ссылки
Двоеточие используется в библейских ссылках для отделения главы от стиха, без пробелов до или после двоеточия.
Прочие ссылки
Двоеточие используется для отделения тома от номеров страниц цитируемой работы без пробелов до или после двоеточия.
ПримерПунктуация Ежеквартально 4: 86–89
Пояснение: Это читается как «страницы с 86 по 89 четвертого тома».
Переписка
Двоеточие часто используется в деловой и личной переписке.
ПримерыУважаемая г-жа Смит:
куб.см: Том Смит
Внимание: кредиторская задолженность
PS: Не забудьте купальник.
Когда использовать двоеточие: грамматические правила с примерами
Двоеточие вводит элемент или серию элементов, которые иллюстрируют или усиливают информацию, предшествующую двоеточию. В то время как точка с запятой обычно соединяет два независимых предложения, чтобы сигнализировать о тесной связи между ними, двоеточие выполняет работу по направлению к информации, следующей за ним.
Вот совет: Хотите, чтобы ваш текст всегда выглядел великолепно? Grammarly может уберечь вас от орфографических ошибок, грамматических и пунктуационных ошибок и других проблем с написанием на всех ваших любимых веб-сайтах.
Многие люди не понимают, как использовать двоеточия, но на самом деле их функция довольно проста. Думайте об этом как о мигающей стрелке, указывающей на следующую за ней информацию. Когда в предложении появляется двоеточие, это обычно создает молчаливое впечатление «как следует», «что есть / есть» или «так».Двоеточие в этом предложении означает, что вы собираетесь выучить названия трех типов мускулов в уже упомянутом предложении. Мы могли бы молча прочитать предложение таким образом.
Двоеточие часто используется со списками, как в примере выше.Их также можно использовать для дальнейшего разъяснения.
Можно прочесть это как:
Двоеточие также можно ввести цитату:
ПОДРОБНЕЕ: Использование заглавных букв после двоеточия
Двоеточия, разделяющие независимые статьи
Двоеточие может использоваться для разделения двух независимых предложений, когда: а) второе предложение напрямую связано с первым предложением (а не только нечетко связано) и б) когда акцент делается на втором предложении. Хотя вы также можете использовать точку с запятой или точку между двумя независимыми, но связанными друг с другом предложениями, двоеточие немного мягче, чем точка, но немного жестче, чем точка с запятой.
В британском английском слово, следующее за двоеточием, не пишется с заглавной буквы, если оно не является существительным собственным или акронимом. В американском английском стили различаются, но лучше всего писать первое слово после двоеточия с заглавной буквы, если следующее за ним образует два или более полных предложения.
Неправильное использование двоеточия
Двоеточие не должно отделять существительное от глагола, глагол от объекта или дополнения подлежащего, предлог от объекта или подлежащее от сказуемого.
Для иллюстрации, вот одно из наших предложений, написанных выше, неправильно переписано.
Двоеточие отделяет глагол — от его подлежащих дополнений (сердечного, гладкого и скелетного).
Двоеточие следует удалить из этого предложения, потому что оно отделяет предлоги – от его объектов (Рим, Израиль и Египет). Чтобы правильно написать это предложение, следует удалить двоеточие.
двоеточий | Правила и использование двоеточия
Двоеточие означает «то есть» или «вот что я имею в виду».»Двоеточие и точка с запятой никогда не должны использоваться как взаимозаменяемые.
Правило 1а. Используйте двоеточие, чтобы ввести элемент или серию элементов. Не пишите первый элемент после двоеточия с заглавной буквы (если это не имя собственное).
Примеры:
Вы знаете, что делать: практикуйтесь.
От вас могут потребовать принести много вещей: спальные мешки, сковороды, посуду и теплую одежду.
Мне нужны следующие продукты: масло, сахар и мука.
Мне нужен помощник, который может: вводить данные, писать отчеты и заполнять налоговые формы.
Правило 1b. Заглавная буква обычно не вводит слово, фразу или неполное предложение после двоеточия.
Примеры:
Он получил то, ради чего работал: повышение по службе.
Он получил то, ради чего работал: продвижение по службе с более высокой заработной платой.
Правило 2. Избегайте использования двоеточия перед списком, если он следует непосредственно за глаголом или предлогом, которые обычно не нуждаются в пунктуации в этом предложении.
Не рекомендуется: Хочу: масло, сахар, мука.
Рекомендовано: Я хочу масло, сахар и муку.
ИЛИ
Вот что я хочу: масло, сахар и мука.
Не рекомендую: Я видел великих, в том числе: Бэрримор, Гиннесс и Стрип.
Рекомендовано: Я видел великих, включая Бэрримора, Гиннесса и Стрипа.
Правило 3. При перечислении элементов по одному, по одному в строке, после двоеточия, заглавные буквы и конечные знаки препинания являются необязательными, если используются отдельные слова или фразы, которым предшествуют буквы, числа или маркеры.Если каждая точка представляет собой законченное предложение, пишите первое слово с заглавной буквы и заканчивайте предложение соответствующей конечной пунктуацией. В остальном нет никаких жестких правил, кроме как быть последовательными.
Примеры:
Мне нужен помощник, который может делать следующее:
- входные данные
- писать отчеты
- заполненные налоговые формы
Требуется следующее:
- Свитера шерстяные на случай холодов.
- Гидрокостюмы для снорклинга.
- Знакомство с местными сановниками.
Правила пула:
- Не запускать.
- Если вы заметили небезопасное поведение, сообщите об этом спасателю.
- Вы помните свое полотенце?
- Удачи!
Правило 4. Двоеточие вместо точки с запятой может использоваться между независимыми предложениями, когда второе предложение объясняет, иллюстрирует, перефразирует или расширяет первое предложение.
Пример: Он получил то, ради чего работал: он действительно заслужил это повышение.
Если полное предложение следует за двоеточием, как в предыдущем примере, полномочия разделяются по вопросу о том, следует ли использовать первое слово с заглавной буквы. Некоторые авторы и редакторы считают, что всегда рекомендуется использовать полное предложение после двоеточия.Другие советуют этого не делать. Третьи считают это суждением: если то, что следует за двоеточием, тесно связано с тем, что ему предшествует, нет необходимости в заглавной. Но если нижеследующее является общим или формальным заявлением, многие авторы и редакторы используют первое слово с большой буквы.
Пример: Помните старую поговорку: «Будьте осторожны в своих желаниях».
Правило 5. Начинайте с заглавной буквы первое слово полной или полной цитаты, которое следует за двоеточием.
Пример: Ведущий сделал объявление: «Вы все останетесь на ужин».
Правило 6. Начинайте первое слово после двоеточия с заглавной буквы, если информация, следующая за двоеточием, требует двух или более полных предложений.
Пример: Папа дал нам следующие правила жизни: Работайте усердно. Будь честным. Всегда приходи вовремя.
Правило 7. Если цитата состоит из двух или более предложений, многие авторы и редакторы ставят ее через двоеточие, а не через запятую.
Пример: Папа часто говорил мне: «Работай усердно. Будь честным. Всегда приходи вовремя».
Правило 8. Для расширенных цитат, представленных двоеточием, в некоторых руководствах по стилю говорится, что нужно делать отступы в полдюйма как на левом, так и на правом поле; другие говорят делать отступ только на левом поле.Кавычки не используются.
Пример: Автор Touched, Джейн Штраус, написала в первой главе:
Джорджия вернулась к своей кровати и уставилась на замысловатые узоры обожженных крыльев мотылька в полупрозрачном стекле верхнего света. Ее отец снова был в «гиперрежиме», где ничто не могло его успокоить.
Правило 9. Используйте двоеточие, а не запятую, чтобы следовать за приветствием в деловом письме, даже если вы обращаетесь к кому-либо по имени. (Никогда не используйте точку с запятой после приветствия.) Запятая используется после приветствия в более неформальной переписке.
Примеры:
Уважаемая г-жа Родригес:
Уважаемый Дэйв,
Когда использовать двоеточие в письме
Двоеточие может оказаться непростой задачей.Трудно понять, когда использовать двоеточие и как использовать его правильно. Даже самые известные и уважаемые руководства по стилю, Chicago Manual of Style и AP Style Handbook , не соглашаются!
Кроме того, знание того, когда использовать двоеточие, часто зависит от вашего стилистического выбора. Да, Вы прочли это правильно. Это твой выбор! Теперь, прежде чем вы откажетесь от прочтения остальной части этой статьи, вам сначала нужно знать правила использования двоеточия, чтобы сделать правильный выбор относительно того, когда использовать двоеточие.
Два основных формата для использования двоеточия
По сути, есть два формата, в которых вы будете использовать двоеточие в своем письме. Эти форматы:
- Внутри предложения
- Перед вертикальным списком или внутри него, например:
- Маркированные списки
- Числовые списки
- Списки без заказа, маркеров и номеров
Есть множество других ситуаций, в которых используются двоеточия — например, в цитатах, указателях и указателях времени — но это конкретные вопросы, которые мы обсудим в другой раз.А пока мы остановимся на том, когда использовать двоеточие в тексте вашего письма.
Когда использовать двоеточие в предложении или параграфе
В общем, двоеточие можно рассматривать как знак препинания, который означает что-то еще. Это знак, который гласит: «Вот что я имею в виду».
Правила, которые следует запомнить
- Жесткое правило: двоеточие ВСЕГДА должно следовать за полным предложением. Никогда не используйте двоеточие после фрагмента предложения.
- Двоеточие используется после полного предложения или независимого предложения, чтобы представить то, что иллюстрирует , поясняет или расширяет то, что было сказано в предложении, предшествующем двоеточию.
- Вы также можете использовать следующую формулу, чтобы запомнить, когда использовать двоеточие.
Полное предложение + двоеточие + список, фрагмент или полное предложение, поясняющее или дополняющее первое полное предложение.
Пример № 1
- Венди любит только два вкуса мороженого: ванильное и шоколадное.
Венди нравится только два вкуса мороженого. — это само по себе полное предложение.
Ваниль и шоколад — фрагмент, который уточняет, какие два вкуса ей нравятся.
Обратите внимание, что двоеточие здесь использовать не обязательно. Вместо этого вы можете использовать простую запятую. Вот пример стилистического выбора, использовать двоеточие или нет. Двоеточие еще больше разбивает предложение и усиливает слова «ваниль» и «шоколад», визуально отделяя их от остальной части предложения. Двоеточия также делают ваше письмо более формальным, чем расслабленная и гораздо более часто используемая запятая.
Пример # 2
- Любимые вкусы Венди мороженого: ваниль и шоколад.
Это небольшая вариация примера №1. Но это неправильно!
Почему? Потому что в этом примере текст перед двоеточием не является полным предложением. Обычно это верно, когда последнее слово перед двоеточием является глаголом. Здесь, очевидно, есть глагол «есть». Это нарушает первое правило: никогда не ставьте двоеточие после всего предложения.
Чтобы исправить это, вы можете добавить фрагмент «следующее» или «следующее» прямо перед двоеточием.
- Венди любит следующие вкусы мороженого: ваниль и шоколад.
Лично я считаю, что это делает предложение длиннее, чем необходимо. В наши дни, когда вы хорошо пишете, важно как можно быстрее перейти к делу.
Пример # 3
- Предложение 1: Я хочу следующее: масло, корицу и шоколад.
Предложение 2: Я хочу масло, корицу и шоколад.
Сегодня хорошее письмо означает использование как можно меньшего количества слов, чтобы выразить свою точку зрения. Следует избегать длинных, запутанных предложений.
Теперь, хотя это очень простой пример, писатели часто используют двоеточие таким образом, который может быть грамматически правильным, но не предпочтительным. (Кроме того, многие люди предполагают, что перед списком всегда нужно двоеточие. Не обязательно!) В этом примере второе предложение простое и по существу.
Примечание о использовании заглавных букв после двоеточия
Давайте поговорим о заглавных буквах после двоеточия.Вы видели, что я сделал в Примере №2 выше? Я заглавная буква «N» в «Никогда».
- Это нарушает первое правило: никогда не используйте двоеточие после чего-либо, кроме предложения.
Это тоже непросто. Вообще говоря, слово после двоеточия в предложении не должно начинаться с заглавной буквы. (Маркированные списки разные.)
Исключение — черт возьми, эти досадные исключения — это когда вы используете двоеточие для соединения двух независимых предложений (полных предложений). Здесь власти разделились.Некоторые говорят, что при соединении двух предложений нужно использовать заглавную букву. Некоторые говорят, что не используйте заглавные буквы. Третьи говорят, что это стилистический выбор!
Но они согласны в нескольких вещах.
Правила, которые следует запомнить
- Если предложение после двоеточия тесно связано с первым предложением: не используйте заглавную букву в начале второго предложения. (Пусть это предложение будет вашим примером!)
- Используйте заглавную букву, если первое предложение вводит цитату.
После церемонии пастор объявил: «Прием в зале для общения состоится через 30 минут».Вам следует вспомнить старую поговорку: «Ранняя пташка ловит червя».
- Используйте заглавную букву, если вы используете двоеточие, чтобы ввести ряд связанных предложений.
Сьюзен столкнулась с решением: она могла ответить организатору встречи, сказав, что она будет там, а затем просто не появиться.Она могла ответить вымышленным предлогом и остаться дома. Или она могла принять это и пойти на встречу, несмотря на ее нежелание встретиться со своими бывшими одноклассниками.
Когда использовать двоеточие в маркированных списках
Письмо должно быть удобным для читателя. Это означает, что больше не будет долгих, затяжных экспозиций, как во времена Кларенса Дэрроу и Чарльза Диккенса.
Сегодняшние люди — особенно люди, ищущие информацию в Интернете — хотят быстро получать факты! Они не хотят читать 10 страниц материала, чтобы найти то, что они ищут.Маркированные списки помогают писателю кратко изложить свою точку зрения, а читателю — бегло просмотреть и найти то, что они ищут.
Так как же двоеточие функционирует в маркированных списках?
Правила, которые следует запомнить
- Двоеточие позволяет ввести маркированный список, используя полное предложение, за которым следует двоеточие.
- Если каждый элемент маркированного или нумерованного списка представляет собой полное предложение, начинайте предложение с заглавной буквы. Используйте правильную конечную пунктуацию, обычно точку.
- В остальном, остальное — действительно стилистический выбор. И здесь грамматики не согласны, так что все зависит от вас.
Пример № 1
Мне нужен помощник, который может делать следующее:
- Тип 70 WPM
- Редактировать ходатайства суда
- Провести юридические исследования
Если элементы в вашем списке представляют собой отдельные слова или короткие фрагменты, рекомендуется не ставить знаки препинания в конце каждого элемента.
Будете ли вы капитализировать или нет — решать вам. Заглавные буквы в этом примере необязательны. Однако, на мой взгляд, первая заглавная буква лучше подчеркивает суть дела.
Пример # 2
Правила игровой зоны парка:
- Толкать или толкать нельзя.
- Вы должны дождаться своей очереди, если другие впереди вас.
- Сообщите о плохом поведении взрослому, который с вами.
- Будьте вежливы и улыбайтесь!
- Удачи!
Если список состоит из полных предложений, лучше всего использовать знаки препинания и заглавные буквы как полные предложения.
Последнее слово о том, когда использовать двоеточие
Двоеточие можно легко злоупотреблять. Некоторые люди думают, что двоеточие и точка с запятой делают их работу более профессиональной. Но чрезмерное использование этих знаков препинания может затруднить чтение вашего письма.
Когда использовать двоеточие, может быть сложно. Когда вы собираетесь его использовать, обязательно обращайтесь к руководствам, блогам, справочникам и нашим урокам, пока это не станет вашей второй натурой!
П.С. Станьте лучшим писателем. Узнайте больше здесь.
О Доун Дукарп
Доун получила двойную степень бакалавра искусств в Государственном университете Нью-Йорка в Буффало. После того, как она родила троих детей и в течение десяти лет воспитывала их дома, она пошла на юридический факультет и закончила с отличием в 2007 году. После многих лет практики уголовного права она вернулась к домашнему обучению своих мальчиков через среднюю школу. Когда она не обучает своих детей, не пишет романы о системе уголовного правосудия или не пишет для Магуша, ей нравится проводить как можно больше времени с мужем и детьми, весело проводя время!двоеточий | Правила пунктуации | Природа письма
Введение
Двоеточие используются для привлечения внимания к чему-то конкретному.Вот основные варианты использования:
1. После независимой статьи и до
- список
- аппозитив (существительное или существительная фраза, которая переименовывает соседнее существительное)
- цитата
2. Между независимыми предложениями, если второе суммирует или объясняет первое.
Давайте подробно рассмотрим каждый из них.
Перед списками
Перед списком или рядом часто используется двоеточие:
У утконоса есть некоторые необычные особенности: самка откладывает яйца (несмотря на то, что он млекопитающее), самец может защищаться ядовитым ядом, и каждый утконос может ощущать электрические поля.
У меня в списке всего несколько вещей: посещение Новой Зеландии, обучение стеганому одеялу и пересадка моего мозга молодому телу.
Важно убедиться, что то, что стоит перед двоеточием, на самом деле является независимым предложением. В следующих примерах двоеточие не требуется, потому что начальное предложение не является независимым, а сливается со списком, образуя полное предложение:
Мои три любимых начинки для пиццы — это пепперони, ананас и шпинат.
Ее плейлист включает музыку «The Hot Club of Cowtown», Иоганна Себастьяна Баха и «Phosphorescent».
Если вы хотите увидеть отличные данки, посмотрите видео с доктором Дж., Домиником Уилкинсом, Леброном Джеймсом или Блейком Гриффином.
Ни один из этих трех примеров не требует двоеточия.
До прихода
Прилагательный — это существительное или существительная фраза, которая переименовывает более раннюю именную фразу. Вы можете использовать двоеточие в конце предложения, чтобы ввести заключительный аппозитив:
Почему артисты вроде Джейка Багга или «Самый высокий человек на Земле» имитируют худшую особенность Боба Дилана: носовое пение ?
Знаете, есть одна вещь, которую я действительно мог бы использовать этой зимой: дистанционный пускатель автомобиля .
В первом примере «носовое пение» указывает на «худшую черту»; во втором примере «удаленный запуск автомобиля» поясняет, что имеется в виду под «одним предметом».
Однако убедитесь, что у вас есть независимое предложение перед двоеточием. Поэтому следующий пример неверен:
Неправильно: его диссертация называлась: «В каждом отверстии: происхождение термометра».
Здесь нет необходимости в двоеточии, потому что вводное предложение не может стоять само по себе как законченное предложение.
Перед котировками
Цитатам обычно предшествует запятая или двоеточие, если они не просто объединены с собственными словами автора. Сравните следующие примеры:
Бернар назвал обвинения «абсурдными».
Стивен Ликок однажды пошутил: «Многие мужчины, влюбленные в ямочку, совершают ошибку, женившись на девушке целиком».
Служитель предложил следующий текст для нашей свадьбы: «Я против тебя», — провозглашает Господь Вседержитель.«Я задираю тебе юбки на лицо. Я покажу народам вашу наготу и царства ваш позор »(Наум 3: 5).
Как показывает последний пример, вы можете поставить двоеточие перед цитатой, если вы ввели ее с помощью независимого предложения.
Между независимыми статьями
Если вы хотите объединить два независимых предложения без использования союза, наиболее распространенным методом является использование точки с запятой. Однако, если второе предложение более конкретное, чем первое, или если оно объясняет, что было раньше, вы можете использовать двоеточие:
Пловцы и скалолазы хотят знать, длиннее ли размах их рук, чем длина их тела: это измерение называется «обезьяньим индексом».”
Богомилы были гностическими дуалистами: они считали, что вся земная материя зла, но что дух или душа божественны.
Обратите внимание, что независимое предложение после двоеточия может быть написано с заглавной буквы (например, сравните This и с в примерах). Что бы вы ни выбрали, будьте последовательны.
Незначительное использование
Наконец, вы могли заметить, что двоеточие также используется в измерениях времени, соотношениях, цитировании библейских отрывков (и некоторых других текстах), а также в заголовках:
Он изо всех сил пытался запомнить Иоанна 11:35.
В 12:55 я закончил работу над дипломной работой под названием «Ватт с тобой не так ?: Уменьшение возможностей установки лампочек».
Когда использовать двоеточие: правила и примеры
Двоеточие (:) вводит пункты или фразы, которые служат для описания, усиления или повторения того, что им предшествует. Часто они используются для введения цитаты или списка, удовлетворяющего предыдущему утверждению.Например, это резюме может быть записано как «Двоеточие может вводить многое: дескрипторы, цитаты, списки и многое другое».
Что такое двоеточие?
Мы все знаем двоеточие, верно? Это знак препинания, который выглядит как две точки, сложенные друг над другом, как точка с другой точкой, парящей над ней:
Обычно это вводный знак, используемый, чтобы дать читателю понять, что то, что следует за двоеточием, было указано или описано тем, что предшествует двоеточию.(Эта функция сильно отличается от функции точки с запятой, которая в основном используется для разделения двух независимых частей предложения, связанных по значению.)
В бегущей прозе, с которой мы встречаемся в книгах, журналах, статьях и т. Д., Двоеточия в основном используются для введения предложения или фразы, которые объясняют, иллюстрируют, усиливают или переформулируют то, что им предшествует. (Напоминание: предложения и фразы — это группы слов в предложении; основное различие между ними состоит в том, что у предложения есть собственное подлежащее и глагол, а у фразы — нет.)
Двоеточие также трудно найти в стоковой фотографии, так что просто возьмите его.
Двоеточие вводит пункты и фразы
Давайте сначала рассмотрим некоторые двоеточия, вводящие пункты и фразы, которые объясняют, иллюстрируют, усиливают и переформулируют то, что было раньше:
Собака Гарри и кошка Мейбл страстно спорили о зонтах: можно ли использовать зонты только во время дождя?
В этом примере то, что идет после двоеточия, объясняет, о чем идет речь в аргументе, упомянутом в первой части предложения.Обратите внимание, что то, что следует за двоеточием, не пишется с большой буквы, но это может быть. В качестве придаточного предложения — оно имеет собственное подлежащее и глагол и фактически может функционировать отдельно как свое собственное предложение, хотя и является предложением из множества вопросов — оно определенно выглядит как нечто, что может начинаться с заглавной буквы, но независимо от того, имеет это значение или нет, просто вопрос стиля. (Обратите внимание, что в британском английском стиль обычно используется в нижнем регистре. Нижний регистр также является стилем Merriam-Webster.) Будьте последовательны: используйте заглавную первую букву в каждом предложении, которое следует за двоеточием, или всегда используйте строчные буквы.
Кошка Мейбл была непреклонна, чтобы Гарри признал полезность зонтов в любую сырую погоду: как защиту от дождя, мокрого снега и снега.
Здесь фраза, следующая за двоеточием, иллюстрирует то, что стоит перед ней. Поскольку это фраза и все такое, там нет заглавной буквы. (Конечно, была бы заглавная буква, если бы первое слово фразы было существительным или аббревиатурой.)
«Но зачем тогда ограничиваться влажной погодой?» Гарри хотел знать.«Солнце тоже палит: разве зонт не является подходящей защитой от солнца?»
Предложение Гарри, которое начиналось бы с большой буквы, если бы это был наш стиль, усиливает то, что ему предшествует.
У Мэйбл этого не было: она оставалась равнодушной.
Здесь предложение после двоеточия повторяет то, что ему предшествует.
Двоеточие также может вводить что-то, что действует как аппозитив. (Напоминание: аппозитив — это существительное или существительная фраза, которая относится к тому же самому существу, что и другое существительное или существительная фраза в том же предложении, и обычно находится рядом с этим другим существительным или существительной фразой, например, в слове «мой сосед доктор.Говорят, что два существительных / существительных — в данном случае «мой сосед» и «доктор» — стоят «в грамматическом сопоставлении», что означает, что они имеют такое же синтаксическое отношение к остальной части предложения.) после двоеточия может быть усиливающее слово, фраза или предложение:
«Гарри, — сказала Мэйбл, — зонтики — это одно: сухой мех».
Существительная фраза «сухой мех» находится в приложении к существительной фразе «onething» на другой стороне двоеточия.
«Но, Мэйбл, — настаивал Гарри, — не в этом ли суть всего этого: зонт — это складной щит для защиты от непогоды в целом?»
Предложение, следующее за двоеточием, находится в приложении к «this» (местоимение, относящееся к «сути всего», если мы собираемся вдаваться в подробности по этому поводу).
«О, Гарри, — ответила Мейбл, — подобный объект, защищающий от солнца, имеет другое название: зонтик».
Слово «зонтик» добавлено к существительной фразе «другое имя в целом».«
Как НЕ использовать двоеточия
Отметим в стороне, что двоеточие не используется для отделения подлежащего от его предиката; существительное от глагола; глагол от его объекта или дополнения; или предлог от его объекта:
- избегайте — Огромный размер коллекции зонтов Мэйбл: потрясающий.
- избегайте — Любимый зонт Гарри: сломался.
- избегайте — Механизм открывания зонта: безнадежно заклинило.
- избегайте — Мэйбл подарила Гарри зонтик на выбор: ее собственный.
Двоеточия могут вводить списки и серии
Двоеточие вводит список или серию. То, что следует за двоеточием, обычно представляет собой слово или фразу, поэтому заглавные буквы не следует ожидать, если нет существительного или акронима собственного:
Гарри не собирался отказываться от своей позиции. Если Мэйбл собиралась настаивать на том, чтобы зонтики были задуманы как подходящие не только для дождя, то он настаивал на том, чтобы они считались подходящими при любых погодных условиях: дождь, мокрый снег, снег, град и солнце.
Список или ряд также могут состоять из фраз:
Ответ Мэйбл был решительным. «Тогда ты можешь быть вечно обременен зонтиком, Гарри, но я буду носить следующее: зонт от влажной погоды, зонтик от жаркого солнца и берет, когда мне захочется».
Список или ряд могут также стоять перед итоговым отчетом:
Ответ Гарри был столь же решительным. «Дождь, мокрый снег, снег, град, солнце: мне подойдет зонтик, Мэйбл.«
Двоеточие можно ввести в расценки
Двоеточие также часто используется в прозе для введения цитат. Если цитируемый материал длинный, он обычно отделяется от остального текста отступом, но не кавычками:
Мэйбл внезапно вдохновило процитировать отрывок из Льюиса Кэрролла, в частности отрывок из его 1871 г. «Зазеркалье» и «Что там нашла Алиса» :
Все это время Труляль изо всех сил пытался сложить зонт, находясь в нем….Но ему это не удалось, и это закончилось тем, что он перевернулся, закутавшись в зонтик, с вывернутой только головой; и он лежал, открывая и закрывая рот и свои большие глаза — «больше походивший на рыбу, чем на рыбу». что-нибудь еще, — подумала Алиса.
Двоеточие также можно использовать перед цитатой в бегущем тексте, особенно если цитата длинная; или когда это официальное заявление или утверждение, которому уделяется особое внимание; или когда двоеточию предшествует полное независимое предложение.Вот пример первого вида:
«Знаешь, Мэйбл, — размышлял Гарри, — хотя лавина, возможно, не совсем квалифицируется как« погода », зонт также можно использовать в качестве защиты от нее. В любом случае, по словам Марка Твена:« Мы могли бы преодолеть вершину. до ночи, но из-за задержки, вызванной потерей зонта.Я позволял зонту остаться утерянным, но люди пробормотали, и не зря, потому что в этом незащищенном месте мы особенно нуждались в защите от лавин, поэтому я пошел в лагерь и отрядил сильный отряд, чтобы разыскать пропавшую статью.«Это из Бродяга за границей ».
А вот пример с официальным заявлением или заявлением с особым акцентом:
«Напомню тебе, Гарри, — несколько властно заявила Мэйбл, — что этот же текст ставит абсурдный риторический вопрос:«… что такое зонт, как не парашют? »»
А вот пример, в котором полностью независимое предложение предшествует двоеточию:
Гарри, сбитый с толку, бросился в сторону non sequitur.«Недавно я узнал, — утверждал он, — что слово« зонт »встречается 26 раз в книге Джеймса Джойса Ulysses , и что три из них встречаются в одном предложении:« Ей не нравился зонт с дождем, ему нравились женщины с зонтиком. , она не любила новую шляпу с дождем, ему нравилась женщина в новой шляпе, он купил новую шляпу с дождем, она несла зонтик с новой шляпой ».
Ответ Мэйбл неизвестен, и это тоже хорошо: дело в том, что нам больше нечего сказать об использовании двоеточия в прозе.
Правильное использование двоеточия | Правила, примеры и распространенные ошибки
Опубликован в 30 мая 2019 г., от Эми Ло.
Двоеточие можно использовать для введения слов, фраз, списков пунктов, объяснений и уточнений.Его также можно использовать для введения цитаты.
В общем, двоеточие можно рассматривать как выражение «то, что будет дальше, объясняет то, что было раньше». Двоеточию должно предшествовать независимое предложение: полностью сформированная мысль, которая может стоять как предложение сама по себе.
Представляем слово или фразу
Двоеточие можно использовать для выделения отдельных слов или фраз.
- Она просила только одного: понимания.
- Исследователи обнаружили нечто неожиданное: резко снизился риск сердечных заболеваний.
При таком использовании двоеточия всегда убедитесь, что текст перед запятой является независимым предложением, которое само по себе может стоять как полное предложение.
- Первый шаг к здоровому образу жизни: хороший ночной сон.
- Первый шаг к здоровому образу жизни прост: хорошо выспаться.
Представляем список
Двоеточие может использоваться для введения списка, когда вводная фраза является независимым предложением.
- В моем саду четыре вида цветов: нарциссы, тюльпаны, розы и хризантемы.
Однако двоеточие не всегда необходимо для введения списка. Не используйте двоеточие после глаголов , чтобы быть или , чтобы включить .
- В моем саду есть четыре вида цветов: нарциссы, тюльпаны, розы и хризантемы.
- В моем саду есть четыре вида цветов: нарциссы, тюльпаны, розы и хризантемы.
Первое предложение неверно, потому что часть перед двоеточием не является независимым предложением — она сама по себе не образует полное предложение.Слово — это слово , уже сигнализирующее о том, что то, что последует, связано с тем, что было раньше, поэтому двоеточие не требуется, чтобы связать список с его введением.
В таблице ниже показаны два способа исправить эту ошибку: удалить двоеточие или переписать текст, который ему предшествует.
Наш праздничный маршрут в Лондоне включает в себя: прогулку по каналу, просмотр нескольких мюзиклов и изысканный ужин в ресторане. | Наш праздничный маршрут в Лондоне включает в себя множество мероприятий: прогулка по каналу, просмотр нескольких мюзиклов и изысканный ужин в ресторане. | Наш праздничный маршрут в Лондоне включает прогулку по каналу, просмотр нескольких мюзиклов и изысканный ужин в ресторане. |
Формальдегид состоит из трех элементов: углерода, кислорода и водорода. | Формальдегид состоит из трех элементов: углерода, кислорода и водорода. | Три элемента, содержащие формальдегид, — это углерод, кислород и водород. |
Это исследование будет собирать и сравнивать данные из Нигерии, Южной Африки и Кении. | Это исследование будет собирать и сравнивать данные из трех стран: Нигерии, Южной Африки и Кении. | Это исследование будет собирать и сравнивать данные из Нигерии, Южной Африки и Кении. |
Какой у вас балл за плагиат?
Сравните вашу статью с более чем 60 миллиардами веб-страниц и 30 миллионами публикаций.
- Лучшая программа для проверки плагиата 2020 года
- Отчет о плагиате и процентное содержание
- Самая большая база данных о плагиате
Scribbr Проверка на плагиат
Представляем объяснение или уточнение
Двоеточие может соединять два независимых предложения, когда второе предложение объясняет, развивает или следует из первого.
- Хотя некоторые из моих коллег не согласны с этим, я придерживаюсь своего мнения: одно только соответствие текущим рыночным тенденциям не гарантирует долгосрочного успеха компании.
Как всегда, при использовании двоеточия для введения объяснения убедитесь, что текст перед двоеточием может стоять как законченное предложение.
Для карамелизации лука: обжарить его на слабом огне не менее пятнадцати минут, периодически помешивая. | Сначала карамелизируйте лук: обжарьте его на слабом огне не менее пятнадцати минут, периодически помешивая. | Чтобы лук карамелизировался, обжарьте его на слабом огне не менее пятнадцати минут, периодически помешивая. |
Исследование пришло к выводу: аэробные упражнения улучшают настроение и аппетит у взрослых всех возрастных групп. | Исследование было убедительным: аэробные упражнения улучшают настроение и аппетит у взрослых всех возрастных групп. | Исследование пришло к выводу, что аэробные упражнения улучшают настроение и аппетит у взрослых всех возрастных групп. |
Представляем цитату
Двоеточие также можно использовать для введения цитаты.
- Учитель крикнул ученикам: «Не разговаривайте, когда я говорю!»
- Это было во всех новостях: «Премьер-министр уходит в отставку в слезах».