Содержание

Пунктуация русский язык все правила

Содержание

  1. Пунктуация. Справочник для 5-11 классов
  2. Введение: Что такое пунктуация?
  3. Глава 1. Знаки законченности-незаконченности мысли. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Многоточие
  4. Глава 2. Знаки незаконченности высказывания. Запятая, точка с запятой
  5. Глава 3. Знак незаконченности высказывания. Двоеточие
  6. Глава 4. Знак незаконченности высказывания. Тире
  7. Глава 5. Двойные знаки. Кавычки. Скобки
  8. Глава 6. Пунктуация простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым
  9. Глава 7. Пунктуация простого предложения с осложнённой структурой. Знаки препинания при однородных членах
  10. Глава 8. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным определением
  11. Глава 9. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным обстоятельством
  12. Глава 10. Пунктуация простого предложения, осложнённого уточняющими или поясняющими членами предложения.
  13. Глава 11. Пунктуация простого предложения, осложнённого вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями
  14. Глава 12. Пунктуация при обращении
  15. Глава 13. Пунктуация при сравнительных оборотах
  16. Глава 14. Пунктуация при прямой речи
  17. Глава 15. Пунктуация при цитировании
  18. Глава 16. Пунктуация в сложносочинённом предложении
  19. Глава 17. Пунктуация сложноподчинённого предложения
  20. Глава 18. Пунктуация бессоюзного сложного предложения
  21. Глава 19. Пунктуация в предложениях с разными видами синтаксической связи
  22. Основные правила русской пунктуации
  23. Вводные слова и предложения
  24. Причастный оборот
  25. Деепричастный оборот
  26. Однородные члены предложения
  27. Сложносочинённое предложение
  28. Сложноподчинённое предложение
  29. Заключение
  30. Правила пунктуации в русском языке с примерами
  31. § Принципы русской пунктуации
  32. § Правила постановки точки
  33. § Правила постановки точки с запятой
  34. § Правила постановки двоеточия
  35. § Правила постановки запятой
  36. ✍ Запятая между главными и придаточными предложениями в русском языке
  37. ✍ Запятая между однородными членами предложения
  38. ✍ Запятые в других грамматических случаях
  39. § Вместо заключения
  40. Видео

Пунктуация.

Справочник для 5-11 классов

Знаков пунктуации всего 10. Но на письме они помогают выразить всё многообразие оттенков смысла устной речи. Один и тот же знак может употребляться в разных случаях. И при этом играть разную роль. В 20 главах изложены главные закономерности расстановки знаков препинания, которые изучаются в школе. Все правила иллюстрируются наглядными примерами. Удели им особое внимание. Запомнишь пример — избежишь ошибки.

Автор раздела: Кутырева Н. А., Кутырев Ю. В.

Введение: Что такое пунктуация?

§1. Значение термина пунктуация
§2. Какие знаки препинания употребляются в письменной речи на русском зыке?
§3. Какую роль играют знаки препинания?

Глава 1. Знаки законченности-незаконченности мысли. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Многоточие

Точка, вопросительный и восклицательный знаки
Многоточие в конце предложения

Глава 2. Знаки незаконченности высказывания. Запятая, точка с запятой

§1. Запятая
§2. Точка с запятой

Глава 3. Знак незаконченности высказывания. Двоеточие

Зачем нужно двоеточие?
Двоеточие в простом предложении
Двоеточие в сложном предложениии

Глава 4. Знак незаконченности высказывания. Тире

§1. Тире
§2. Двойное тире

Глава 5. Двойные знаки. Кавычки. Скобки

Глава 6. Пунктуация простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

Тире ставится
Тире не ставится

Глава 7. Пунктуация простого предложения с осложнённой структурой. Знаки препинания при однородных членах

§1. Знаки препинания при однородных членах без обобщающего слова
§2. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

Глава 8. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным определением

§1. Обособление согласованных определений
§2. Обособление несогласованных определений
§3. Обособление приложений

Глава 9. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным обстоятельством

Обстоятельства обособляются
Обстоятельства не обособляются

Глава 10.

Пунктуация простого предложения, осложнённого уточняющими или поясняющими членами предложения.

§1. Уточнение
§2. Пояснение

Глава 11. Пунктуация простого предложения, осложнённого вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями

§1. Предложения с вводными словами
§2. Предложения с вводными предложениями
§3. Предложения со вставными конструкциями

Глава 12. Пунктуация при обращении

Обращения и их пунктуационное оформление в письменной речи

Глава 13. Пунктуация при сравнительных оборотах

§1. Выделение запятыми сравнительных оборотов
§2. Обороты с союзом как: сравнительные и не сравнительные

Глава 14. Пунктуация при прямой речи

§1. Пунктуационное оформление прямой речи, сопровождаемой словами автора
§2. Пункуационное оформление диалога

Глава 15. Пунктуация при цитировании

Способы оформления чужой речи при цитировании

Глава 16. Пунктуация в сложносочинённом предложении

Знаки препинания ставятся
Знаки препинания не ставятся

Глава 17.

Пунктуация сложноподчинённого предложения

§1. Знаки препинания, используемые в сложноподчинённых предложениях
§2. Случаи постановки запятых в предложениях с несколькими придаточными
§3. Случаи, когда запятые не ставятся

Глава 18. Пунктуация бессоюзного сложного предложения

Запятая в бессоюзном предложении
Точка с запятой в бессоюзном предложении
Двоеточие в бессоюзном предложении
Тире в бессоюзном предложении

Глава 19. Пунктуация в предложениях с разными видами синтаксической связи

Сложные случаи пунктуации в предложениях с разными видами синтаксической связи:
сочинительный и подчинительный союзы, стоящие рядом
подчинительные союзы, стоящие рядом

Источник

Основные правила русской пунктуации

Давайте рассмотрим каждый пункт подробнее и выявим основные моменты, которые влияют на постановку знаков препинания.

Вводные слова и предложения

Вводные слова (ВС) и предложения — это слова, сочетания слов, а иногда и целые предложения, которые не являются частью предложения, но связаны с ним по смыслу.

Отличить вводное слово можно по следующим признакам:

Вот несколько примеров вводных слов и словосочетаний, которые мы используем в повседневной речи:

На письме вводные слова и предложения чаще всего отделяются запятыми, однако в некоторых случаях возможно использование тире или скобок.

Должно быть, во время чтения книги я задремал, потому что, когда я открыл глаза, за окном было уже темно.

Твой доклад, бесспорно, был лучшим выступлением на конференции.

На тот фестиваль (к счастью) мы так и не попали, потому что в тот день непрерывно шёл проливной дождь.

Причастный оборот

Причастие (одиночное или в составе оборота) имеет следующие признаки:

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он всегда выделяется запятыми.

Девочка (какая? что делавшая?), перебегавшая дорогу на красный свет, еле успела проскочить перед машиной.

Чай (какой?), налитый для меня, уже успел остыть к тому времени, как я пришёл завтракать.

Если определяемое слово стоит после причастного оборота, то запятые, как правило, не ставятся.

Перебегавшая дорогу на красный свет девочка еле успела проскочить перед машиной.

Налитый для меня чай уже успел остыть к тому времени, как я пришёл завтракать.

Из этого правила существует ряд исключений, подробнее о которых читайте в наших статьях.

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот обладает такими признаками:

На письме в подавляющем большинстве случаев деепричастие и деепричастный оборот отделяются запятыми.

Сначала сын выбрал машинку, но затем, подумав, поменял её на конструктор.

Котёнок, почуяв запах еды, с любопытством выглянул из своего убежища.

Деепричастие, тесно связанное по смыслу со сказуемым, запятыми не отделяется. В этом случае оно отвечает на вопрос “как?” и является обстоятельством образа действия.

Несмотря на дождь, мужчина шёл по улице (как?) не торопясь.

Выбирать профессию следует (как?) исходя из своих способностей и устремлений.

Однородные члены предложения

Однородные члены предложения объединяются следующими признаками:

Часто однородные члены относятся к одному слову в предложении, которое называется обобщающим. От взаимного расположения однородных членов и этого слова зависит расстановка знаков препинания в предложении:

1. Если однородные члены идут после обобщающего слова, то после него ставится двоеточие.

Чтобы украсить праздник, мы купили множество разноцветных шаров: красных, синих, жёлтых, фиолетовых и зелёных.

2. В предложениях, где обобщающее слово стоит после однородных членов, оно отделяется тире.

Сложносочинённое предложение

ССП обладают следующими признаками:

Если грамматические основы в ССП не осложнены причастными, деепричастными и уточняющими оборотами, вводными словами и другими конструкциями, требующими обособления, то между ними ставится запятая.

С приходом осени дни стали прохладными и какими-то звенящими, а воздух наполнился упоительным запахом опадающих листьев.

Я уже собирался выйти из дома, но меня остановил телефонный звонок.

В предложениях с распространёнными частями, где присутствует несколько знаков препинания, может стоять точка с запятой.

Я мчался со всех ног за автобусом, поминутно спотыкаясь, кричал и махал руками в надежде, что водитель меня заметит; но автобус всё удалялся, увозя с собой мой портфель с документами.

В более редких случаях между грамматическими основами может стоять двоеточие, тире или запятая с тире. В исключительных случаях грамматические основы не разделяются знаками препинания.

Сегодня нам нужно обязательно убраться и приготовить жаркое: завтра к нам приедут гости.

Кто этот человек и что вы все здесь делаете?

Сложноподчинённое предложение

Чтобы распознать СПП, нужно отследить, каким образом части предложения связаны между собой. В сложноподчинённом предложении от главного предложения можно задать вопрос к придаточному, а на их границе всегда присутствуют подчинительные союзы:

или союзные слова:

В большинстве случаев между частями СПП ставится запятая, но возможна также постановка точки с запятой, тире, двоеточия.

Нам нужно пораньше выехать из дома, чтобы не застрять в пробке и успеть в аэропорт.

Хоть я и намучилась с этой розой, впоследствии она отблагодарила меня обильным цветением.

Те, кто пришли на экзамен с утра, получили более высокие оценки.

Перед экзаменом вам следует запомнить несколько вещей: что никто не будет вам подсказывать, что за шпаргалки вас будут немедленно выгонять и что оцениваться будут реальные знания, а не зазубренные правила.

Заключение

Конечно, здесь приведены далеко не все правила пунктуации и далеко не все случаи их использования на письме, ведь охватить такой огромный пласт информации в одной статье просто невозможно. А ведь есть ещё такие случаи, как прямая речь, обращения, уточнения и многое другое. Чтобы более подробно ознакомиться с правилами в каждом отдельном случае, заходите на наш сайт.

В заключение хотим сказать, что мы всегда рады новым авторам. Требования просты: филологическое образование, хороший слог и, безусловно, любовь к русскому языку!

Источник

Правила пунктуации в русском языке с примерами

Со школьной скамьи нас учат грамотно писать, красиво говорить, понятно излагать свои мысли и правильно расставлять знаки препинания в тексте. Мы не собираемся на странице сайта читать филологические лекции, а только лишь предлагаем освежить в памяти те простые истины русского языка, связанные с пунктуацией. Возможно, вы найдете для себя что-либо новое или просто проверите свои знания. В материалах этой статьи вы найдете основные правила пунктуации в русском языке с примерами.

§ Принципы русской пунктуации

Принципы русской пунктуации — это особая совокупность правил, на которых основывается использование различных знаков препинания. Основная суть пунктуационных знаков — грамотное донесение до читателя смысла текста, разбитие его на четкие и ясные составляющие, позволяющее сделать письменное изложение мыслей не только максимально понятным, но и комфортным для прочтения.

Знаки препинания позволяют раскрыть весь внутренний смысл текста, его смысловое звучание и красочные составляющие строения. Никогда нельзя построить правила на одном из методов (например, формальном или интонационном). Приведем пару примеров.

Правила современной пунктуации не могут опираться на какой-то один принцип, в основе лежат три золотых закона: смысловой, структурный, ритмико-интонационный.

§ Правила постановки точки

Все мы помним, что «точка» ставится в конце предложения, которое является законченным по смыслу и не имеет каких-либо особенностей интонации (восклицания, вопрос и прочее). Иными словами — «точка» используется в конце полного или неполного повествовательного предложения.
Пример: В самом начале дня стояла прекрасная погода. Войска двинулись вперед. // Ветер стихал постепенно, и вскоре и вовсе пропал. // В глубине леса, где-то после зеленых лугов, хранился золотой сундук. // Пушкин — сказочник моего детства. На лесной опушке начинается пир. // В городской суматохе мы и не заметили, как потеряли хитрого Сашу.

Также, точка ставится в конце коротких предложений, где случается частая и быстрая смена событий или описание конкретной картины в кратких действиях (сюжетах), например: В комнате погас свет. Кошка спрыгнула с подоконника. Рыбки скрылись в подводном замке. Маленький Тоша закутался в одеяло. Все уснули. // Ночь и дождь. За окном дует ветер. Крупные капли барабанят по карнизу. Леша еще раз глядит в окно. В комнату заходит мама. Приехал отец. Пора ужинать. //
Поздно. Ветер стал холодным. Темно в долине. Роща спит над отуманенной рекою. Луна сокрылась за горою.

Точка значится перед союзными словами «и», «а», «но», «однако» и т.п, если они начинают образовывать отдельное предложение, а не просто разделяют сложное, например: Меркулов снова уехал домой в свою суровую Москву. И вновь мы с Глашей не могли нормально спать без его сказок о прекрасной стране чудес.// Паша был кроток, но достаточно суров в поведении. А про Диму и говорить не стоит — страшный человек!// Они много раз мечтали о том, как будет проходить лето на островах, долгие купания в океане и рыбалка. Однако, никто не знал, какие приключения их там ожидают. // В августе часто съезжаются старшеклассники для того, чтобы посетить своих классных руководителей в начале нового года. Но в это лето все перевернулось с ног на голову.

Точка всегда будет ставиться в конце перечислительного ряда (в том числе и перечисления или вывода, которые идут после двоеточия), если этот ряд будет иметь законченную мысль и представлять собой самостоятельное предложение: В нашей деревне было красиво все: старые домики и поля, черные стога сена и выжженные пустоши, ручей и обрыв. // Если посмотреть на российские горы, поля, холмы и озера, можно смело начать гордиться страной.

Знак ставится после развернутого повествования или рассуждения, а также предложения, которое является подробным изложением какой-либо мысли, например: Зачем ему рассказывать историю по десять раз, если и так все понятно. Кошка спрыгнула с подоконника и разбила горшок с цветком, а после бабушка зашла.

§ Правила постановки точки с запятой

Этот пунктуационный знак используется для связи двух частей в сложносоставленном предложении без участия союзов. (Если эти предложения распространенные и имеют в себе другие знаки препинания, например запятые), например: Тем временем снег продолжал идти; ледяные окопы сковали лужи; лошади в конюшне недовольно фыркали. // Черная долина сверкала; золотые отблески оставляли светлячки; лесные волки громко выли на склонах.

Между предложениями зависимыми, которые объединяются в одно сложное благодаря союзам («все же», «тем не менее», «однако» и т. П). Пример: На столе я нашел один лишь зеленый маркер; однако это не помешало мне нарисовать свои летние каникулы. // Солнце слишком сильно палило в спину и обжигало; но это не остановило его, ведь он поставил себе цель, которую должен был достичь.

Перед «а» точка с запятой используется только в случае, когда предложение является распространенным и имеет внутри запятые, например: На момент ему показалось, что все совсем затихло, шепот пропал; а стоит заметить, что у Петра был очень чуткий слух.

Используется точка с запятой в тех предложениях, в которых присутствуют союзы «и» и «да» в значении «и» при условии того, что отсутствие данных союзов в предложении можно было бы разделить точкой: после прочтения книги Кирилл бурно реагировал на любые действия детей из соседнего класса, которые старались как-то его задеть; и можно было смело заявить о том, что мальчиком он являлся чересчур эмоциональным.

Ставится для разделения однородных членов, например: Не знаю, он меня так слишком странно смотрел, да на Таню, приказчикову дочку, тоже; да и на Пашу колбинскую, да, грех не сказать, никого не обидел, такой нахал!// И ее невестка, мать Нади, Нина Ивановна, белокурая, сильно затянутая, в pince-nez и с бриллиантами на каждом пальце; и отец Андрей, старик, худощавый, беззубый и с таким выражением, будто собирался рассказать что-то очень смешное; и его сын Андрей Андреич, жених Нади, полный и красивый, с вьющимися волосами, похожий на артиста или художника, — все трое говорили о гипнотизме. (А.П. Чехов «Невеста»).

Употребляется между придаточными предложениями, которые распространены и принадлежат одному главному (между ними не должно быть соединительного союза), например: Человек этой партии говорил и считал, что все плохое случается от присутствия правителя с военным двором при армии; что в армию перенесена та неопределенность, условная и неустойчивость отношений, которая нужна при дворе, но вредна в армейском ходе; что правителю нужно править, а не управлять дружиной; что единственный выход из этого положения есть уход правителя с его двором из армии; что одно присутствие царя отключает пятьдесят тысяч войска, нужных для его обеспечения, что самый плохой, независимый главнокомандующий будет лучше самого хорошего, связанного присутствием и властью государя.

Точка с запятой используется после перечисления, особенно когда перечисление является распространенным и имеет внутри себя любые знаки препинания, например:
Для оформления нового загранпаспорта необходимы:

§ Правила постановки двоеточия

Двоеточие используется перед началом перечисления, которое будет являться концом предложения: В ноябре красиво все: первый снег, иней на траве, морозы, новогоднее настроение. // Лесная чаща была лучшим местом, имеющим свои преимущества: чистый воздух, солнечные лучи, гуляющий на просторе ветер и вечно ворчащих перепелок.//Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяславца, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его верховий и островов (Гоголь). //На столе в полном беспорядке лежали мои школьные принадлежности: тетрадки, учебные пособия, листы тетрадной бумаги и цветные карандаши. // Из-за угла показались: стриженая под мальчика девчонка в коротком розовом платьишке, забавный карапуз в джинсах на толстеньких ножках.

Двоеточие ставится для выделения предложения, за которым будут следовать другие, не соединяющиеся с первым с помощью соединительных союзов, если: 1) Раскрывается смысл, который несет в себе первое предложение: Она и вправду не ошиблась: парень оказался Петром, а не Олегом. 2) Обоснование того или иного действия, которое происходит в первом предложении: Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и быстры, и выносливы. // Недаром я не видела в твоей личности будущего мужа своего: ты вечно был скрытен по отношению ко мне.// Тут оказалось такое дело странное: суп он помешал-то, но не снял кастрюлю с огня, поэтому ничего не получилось.

Находится в конце предложения, которое является началом для прямой речи (вопроса или восклицания), например: Он кинулся к нему с вопросом: «Зачем ты пришел? Что тебе здесь нужно?».// Посреди многолюдной улицы он демонстративно толкнул его плечом и сказал: «Парень, я тебя где-то видел».

Не всегда ставится двоеточие, так как нужно уметь отличать предложения с прямой речью от предложения сложного с придаточными частями, ведь перед придаточным предложением ставится запятая, а в конце любой другой знак, относящийся ко смыслу сложного, например: Как сложно вспоминать то, что было в этот противный день!// Воспоминания настолько въелись в душу, что их никак не выкинуть.

§ Правила постановки запятой

Данный знак используется в предложении, в котором имеется повторение таких союзов как «и», «или», «ни» и т. д (более двух раз): И луна кровавая взошла, и снег продолжает сыпать как будто из солонки, и народ на улицу высыпал из домов.// Ни дождь, ни снег, ни любые другие явления не сравняться с тем творением природы, что было видно с высоты!// Или мальчик сильно испугался, или удивился, или и вовсе не понял того, что произошло, но вид у него был странный.

Ставится в сложных предложениях (для разделения остальных простых) перед союзами «и», «либо», «да и», «да» в значении «и», «а» и «да» в значении союза «но», например: Надвигалась гроза, и тучи заволокли всё небо.//Он носил очки темными стеклами, полушубок, уши свои всегда закладывал ватными тампонами, и когда садился в кибитку, то постоянно приказывал поднимать верх.// Не так часто маленькая снежинка прилипала снаружи к машинному, и если пристально вглядеться, то можно было увидеть её уникальное кристаллическое строение.// Жара и усталость взяли, однако ж, верх, и я уснул непробудным сном.

Запятая перед этими союзами не используется, если будет иметься общий второстепенный член (а также общее придаточное), объединяющий предложения в единое целое. Пример: Там синь и полымя воздушней и легкодымней пелена.// У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу.// Словом, время уже вышло и нужно было уже расходиться по домам.// На зло всем предсказаниям синоптиков, небо уже было ясным и дождь перестал идти.// Нужно закутать горло теплом платком и попытаться прополоскать его водой с содой.// Если бы не было дождей, вся зелень давно иссохла бы и планеты была бы вся в морщинах и трещинах, как лицо старой женщины.

Запятая используется в том случае, если независимые предложения объединяются в сложное предложение без участия союзов, или же с помощью таких союзов, как «но», «однако», «все же», «тем не менее» (если предложения имеют единый смысл), например: Дождь прекратился, вышла луна, заблестели лужи.// Кошка облизнулась, сверкнула своими глазами, но больше ничего не сделала.// Подул сильный ветер, однако и это не смогло отбить желание Димы искупаться.// Тем не менее, мальчик сдвинулся с места. // Все же, Коля был очень умным для своего возраста мальчиком.// Oтeц c желание и пoдpoбнo пересcкaзaл мнe, cкoлькo вoдитcя птицы и pыбы, cкoлькo растет вкусных ягoд, cкoлькo oзёp, кaкиe чyдecныe там лeca.

Стоит запомнить, что в кое-каких случаях знаки препинания не расставляются, например: если в предложении присоединение совершается при помощи союзов «и» и «да» в значении «и»: Марина закрыла глаза и представила о том, каково ей будет житься в жарких странах и сколько кокосов она сможет съесть.// Денис закусил губу, медленно присел на стул и стал ждать, когда бабушка придет из магазина, сядет на кровать и расскажет новую сказку о том, как холодно было в Сибири и как вылавливать из нор куниц.

✍ Запятая между главными и придаточными предложениями в русском языке

Данный знак используется для разделения придаточного и главного предложения. (В таких случаях, когда придаточное находится внутри основного, оно выделяется запятыми с обеих сторон): Он сказал, что идет в магазин, и вышел из дома. // Как долго он просидел у старой сосны, Кирилл не помнил…// Капустин клялся поговорить с директором школы, чтобы тот увеличил Маресьеву число вылетов, и предложил ему самому составить для себя список тренировок на ближайшее время.

Если придаточное предложение стоит следом за главным, то знак используется перед подчинительными союзами один раз: Они сидели на самом углу старого дома, так что в обе стороны могли видеть все.

Союз не отделяется этим знаком, если придаточное предложение, содержащее данных союз, находится впереди главного: По мере того как он тихо рассказывал история, я приходил в себя.

Но бывают исключения, при которых полное предложение разделяется на две составляющие и запятая будет ставиться только перед второй: одна часть будет играть роль придаточного предложение, а другая исполнять роль союза: Никита похудел за ночь настолько, что остались одни кожа да кости.// Дед сказал не будить Таню до того момента, пока она сама не откроет глаза.

Если слова «что», «куда», «как», «чем» и т.д. составляют полное самостоятельное выражение (во что бы то ни стало, черт знает что и т.д.), то запятая не используется: Женя точно получит то, что хотел во что бы то ни стало.// Миша хотел сделать как лучше, а вышло черт знает что.// Насколько надо сильно верить, чтобы кричать что есть мочи.

Запятая между двумя стоящими рядом союзами ставится только тогда, когда отодвинутое на задний план предложение придаточное не требует коррекции главного: Ему хотели пересказать, что рассказывал Коля, но получилось так, что, хотя Коля и рассказывал очень интересно и задумчиво, все равно было нельзя передать во всем цвете то, что он сказал.

Когда впереди подчинительного союза (или же относительного слова) стоит отрицание или любой иной сочинительный союз, и все это тесно взаимосвязано, запятая впереди последней части не ставится: Главным было не то, про что он рассказал, а как он это выдал за правду.// Было очень шумно и в тот момент, когда ребята резвились во дворе, и когда они собирались в школьной пекарне.
Не обособляются запятыми и те предложения, которые состоят из одного единственного союза (или относительного слова): Он расстроился, но мне рассказал причину.

✍ Запятая между однородными членами предложения

Данный знак ставится для разделения однородных членов в предложении, если они не разделяются союзами: Отовсюду доносились шумные голоса, веселые песни, громкие шутки, детское ребячество.// В нашем доме всегда было уютно, солнечно и тепло.// Старик удивленно глядел на ссохшиеся корочки, старые гвозди, сухие лохмотья каких-то бумажек, комки спрессованной грязи, лежавшей у его ног.

Прилагательные будут являться однородными, когда их в предложении более двух штук, и если они одновременно относятся к единому слову и не связаны союзами: На сухих, кудрявых дубах повсюду были вороньи гнездышки.// А мы ведь надеялись, что все станет намного лучше, веселее.

Но бывают такие случаи, что прилагательные не являются однородными в том случае, когда первое имеет отношение ко всему предложению, а не к существительному: Гулко прогудев, мимо проскрипел массивный пассажирский состав. //Впереди была зеленеющая осиновая роща.

К однородным членам не относятся два одинаковых (по форме) глагола в одном предложении, которые образуют тесный смысл. Они не выделяются запятыми: Присядем поговорим.// Пойду посмотрю.// Давай задавай и т.д.

Запятой разделяются однородные слова, между которыми находятся союзы «а», «но», «однако», «да» в значении «но» и т.д.: Не любовные чувства, а злобу он чувствовал в этот момент.// Он высказывал мысли очень редко, но ясно и четко.//На взгляд он неплохой, да молодой еще.

Запятая ставится между предложениями, в которых используются союзы «хоть – но (а)», «столько же – сколько», «как — так и», «не только — но и», «если не — то»: Он остался доволен не столько твоей песней, сколько работой с этим чутким деянием.// Не только букашки, но и насекомые побольше тоже считаются социальными созданиями.//Он не только не тронет овечьих стад этих полей, но и сам за них с другими волками вступаться будет.//Этот зверь только на взгляд опасный, а так он безобидный.

Ставится для разделения однородных членов предложения впереди повторяющихся союзов «и–и», «да–да», «то–то», «ли–ли», «или–или» и т.п: И сосны, и дубы, и молоденькие осинки были в этой чудесной роще.//В наше доме свет то пропадал, то возвращался вновь.

Если повторяющиеся союзы таким образом создают целое выражение, запятая ставится не будет: ни кожи ни рожи, и день и ночь, ни назад ни вперёд, ни мяса ни рыбы и т.д.

Если повторяющиеся союзы объедятся плотной смысловой связью и разделяют однородные члены, то запятая перед ними не ставится: И попугай и когда ее обожали.

Запятая используется, когда однородные члены сгруппированы: Саша плакала и шептала, стонала и мучилась от боли, кричала и тосковала — он не пришел назад.

✍ Запятые в других грамматических случаях

Запятая между повторяющимися словами

Запятая используется между одинаковыми словами, которые ставятся для обозначения большого количества действующих предметов, лиц или чисел: Едут, едут уже!// Ждали, ждали все люди нашего города.

Запятыми не выделяются самостоятельные выражения, образующие повторяющиеся слова, а также если перед одним из слов находится частица отрицания, например: ждут не дождутся, едут не доедут никак и т.д.

Запятые при сравнительных оборотах

Данным знаком положено выделять сравнительный обороты, которые начинаются на «как», «нежели», «будто», «как будто», «как и», «что», «чем», «точно», «словно»: Она пела красиво, будто весенняя птица.// Ты красива, словно первая лилия.// С высоты мне был виден шумный город, что шумящий улей пчел.

Запятыми не обособляются устойчивые выражения: Она жила словно сыр в масле каталась.// закраснел как вареный рак.// Молодые супруги были очень рады, и жизнь их текла как по маслу.

1. В таких оборотах, включающих в себя «не что иное, как», «не кто другой, как» перед словом «как» необходимо использовать запятую: Любые природные явления суть не чего иного, как частного и особенного проявления общего.
2. Если с помощью союзов «как», «будто», «точно», «словно» соединяется именная часть сказуемого составного, то запятая не используется, т.к эта конструкция не считается сравнительным оборотом: Ты рядом с сестрами будто орлица гордая меж сизых, обычных голубей.
3. Запятая не используется в оборотах «не более как», «не более чем», «не раньше чем», если они не уходят в сравнение: Я говорил с ним не позже как два месяца назад.//Время, отведенное на проведение этой сложной процедуры не более чем полчаса.

3aпятыe пpи oпpeдeлитeльныx oбopoтax

Пpичacтия и в том числе пpилaгaтeльныe, которые имеют пояснительные слова и находящиеся дальше oпpeдeляeмoгo слова (кроме тех, которые плотно пpимыкaют пo значению к своему глaгoлy) обязательно выделяются запятой: Идя по густой лесополосе, шепчущей мне что-то на своем странном языке, я дрожал от наступающего страха.

Любые прилагательные и причастия, которые ставятся позади определяемых слов (и если нет сопутствующих слов пояснительных и объясняющих) тоже выделяются запятой: В конце месяца я вновь вернусь в город, и жизнь пойдет по-старому, спокойная, обычная и стандартная. // Молодой человек мой, добрый и рациональный, в первый же день понравился родителям.

Запятой выделяются причастия и прилагательные, которые несут обстоятельственный смысл и находятся впереди определяющего слова: Думавший о вечном в своей жизни, он был похож на статую.

Если определительные обороты относятся к одному и тому же существительному и находятся впереди него (или любыми другими словами), они выделяются запятой: Дальше, вечно незнакомый тени, моет золотой Нил огненные ступени царственных могил простых работяг.

Выделяется этим знаком причастие или прилагательное, которое относятся к местоимениям: Мне было очень холодно на улице, но, увлеченный странным видом, я не обращал на это ровно никакого внимания.

Существительные, которые имеют максимальную самостоятельность в предложении. (Может быть в косвенных падежах, без предлога или с ним): Самая младшая дочь, чувствительное место папы, делала все, что захочется.

Запятой выделяются приложения, относящиеся к личным местоимениям: Mнe, мужчине в наряде клоуна, стыдно былo позвать eгo, ведущего, нa серьезный диалог.

Приложения, имеющие отношения к существительным, но не заводя с ними плотной взаимосвязи: Мальчик, любимый герой семьи, вновь доказал свою правоту.

Запятая при обстоятельственных оборотах

Запятой выделяются деепричастия (кроме обычных одиночных и оборотов, которые по своему словесному смыслу напоминают наречие): Кирилл наклонился вперед и, упираясь локтями в сырую землю, попробовал ползти вперед.// Каждый считает, что, умея говорить, он может поучать и давать советы, указывать и упрекать во всяких деяниях.

Не отделяются запятыми деепричастие и слова, которые вместе образуют самостоятельные выражения: сложа руки, сломя голову, затаив дыхание и т. д.

Если деепричастие или деепричастный оборот опущены, или предложение требует коррекции, запятая также не используется между ними и союзном «а»: Он мило усмехнулся, снова подмигнул левым глазом, а ведя меня сквозь шумный народ, поучительно проговорил: Грехи поучают нас.

3aпятыe пpи cлoвax и гpyппax cлoв, oгpaничивaющиx, также yтoчняющиx следующие слова в пpeдлoжeнии

Запятой выделяются слова или группы слов, ограничивающие или уточняющие смысловое щначение предшествующих самостоятельно или с помощью выражений «в тoм чиcлe», «иcключaя», «зa иcключeниeм», «кpoмe» и т. п.: Вдали, практически около рощи, гулко отзывались топоры.// Мы встали и вышли на террасу, исключая Гедеоновского, который тихо удалился к себе в комнату.// Об этом говорило её лицо, не по-человечески белое, ввалившиеся глаза и серые, точно оклеенные чем-то вязким, губы.

Запятые при вводных предложениях и словах

Запятые ставятся при вводных словах и вводных предложениях: Вроде, принесли мне чашку чая.// Казалось, я услышал шепот ветра.// и т.д.

Исключения: обстоятельственные слова (пример: эти cлoвa cкaзaны кcтaти) и качество усилительные обороты (пример: вы же естественно придете туда раньше меня).

Запятые при обращении

Запятой выделяются обращения, а также и слова, которые относятся к нему: Саша, надень шапку, на улице холодно!// Любимая мама, с праздником тебя!

Запятая при междометии

Запятые ставятся для выделения междометий «ох», «ах», «ой» и т. п. (Не учитывая правила с частицами «о», «ну», «ах» для усилительного оттенка): Ох, как же хорошо жить на свете!// Ой, горячо!

Но: О боги, что же ты наделал.// Ах ты непутевый!

Запятая, следующая за утвердительными, отрицательными и вопросительными словами

Запятая ставится после утвердительных и отрицательных, а также вопросительных слов, если они плотно взаимосвязаны с дальнейшими предложениями: Bы пoмнитe Kaтю y тётyшки Анастасии Ивaнoвны? – Kaк не помнить, я девочку шить yчилa.

§ Вместо заключения

Это вкратце курс русского языка, так сказать, чтобы освежить в памяти. Основная суть пунктуационных знаков — грамотное донесение до читателя смысла текста, разбитие его на четкие и ясные составляющие, позволяющее сделать письменное изложение мыслей не только максимально понятным, но и комфортным для прочтения. Надеемся, читателям будет полезен наш материал.

Источник

Видео

ВСЯ ПУНКТУАЦИЯ ЗА 40 МИНУТ ДЛЯ ЕГЭ ПО РУССКОМУ

ТОП 5 запятых, которые нужно ставить ВСЕГДА! | Русский |TutorOnline

10 важных правил пунктуации за 45 минут | ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК 2022 | СОТКА

Вся пунктуация на ЕГЭ за час

Знаки препинания. Где ставить точку, тире, двоеточие?

ВСЯ ПУНКТУАЦИЯ ДЛЯ ЕГЭ ПО РУССКОМУ | ЗАДАНИЯ 16,17,18,19,20,21

Пунктуация за 20 минут | Русский язык ОГЭ 2022 | Умскул

7 класс — Русский язык — Пунктуация. Знаки препинания

Как решить самые сложные задания пунктуации за 2 минуты? | Русский язык ЕГЭ | Умскул

Пунктуация в ссп (в сложносочиненных предложениях)

«Точка с запятой» — когда ставится в предложении?

Точка с запятой относится к «внутренним» непарным знакам препинания, которые встречаются в сложных предложениях. Случаи применения и обязательность расстановки знака вызывают затруднения. Необходимость употребления в разных конструкциях стоит рассмотреть подробнее.

Для чего нужна точка с запятой?

Знак препинания используется в сложносочиненном предложении и завершает его отдельную смысловую часть. В такой конструкции, как правило, есть:

  • распространенные члены;
  • вводные слова;
  • причастные и деепричастные обороты.

В большинстве случаев этот знак смело можно заменить точкой. Структура предложения и смысл при этом не страдают. Однако если речь об одном и том же предмете, одной и той же ситуации или моменте времени, его применяют для сохранения целостности конструкции и полного восприятия смысла.

Случаи употребления

Согласно правилам, знак ставится в нескольких определенных случаях.

  1. Бессоюзные сложные предложения.
  2. В них, обычно, много запятых, они сильно распространены и независимы друг от друга. В этом случае указывается на одновременность или четкую последовательность действий. Знак препинания в таких случаях может заменять союз.

    Некоторые примеры для рассмотрения:

    К концу дня разыгралась снежная буря; посыльный сбился с пути и следовал наугад.

    Расположенная в центре города постройка привлекала архитектурным стилем; туристы решили зайти и осмотреть ее изнутри, пока она не закрылась.

    На смену солнечному теплому дню пришла темная и холодная ночь; предметы вокруг приобрели странные, а порою и страшные очертания.

    В данных случаях точка с запятой стоит вместо союза «и», который можно мысленно подставить для проверки.

  3. Сложные предложения с союзами.
  4. В этом случае самостоятельные (предикативно) части предложения объединены в одно сложное с помощью союзов: «а», «но», «однако», «все же», «тем не менее», «и», «да».

    Точка с запятой перед союзом «а» ставится, только если предикативные части сильно распространены и внутри уже имеют обособление запятыми.

    Предложения, которые начинаются с «и», «да» могли бы стоять после точки. Они называются «присоединительными».

    Для полного понимания следует рассмотреть примеры.

    У него не было ни малейшего шанса на успех; однако/все же/тем не менее он, совсем об этом не думая, с рвением и глубокой верой взялся за дело.

    Нам показалось, что он собирается уходить

    ; а надо заметить, что это было бы вовсе некстати, и никто из присутствующих не был готов к такому повороту событий.

    Мальчик рисовал картину, заверив всех, что это сцены из известной сказки; и окружающие восхищались рисунком, хотя на листе бумаги ничего не было, кроме кривых обрывистых линий.

    Данные предложения самостоятельны предикативно, т.е. отличаются по утверждениям, имеют разное сказуемое.

  5. Перечисление однородных членов предложения.
  6. Точка с запятой ставится при их выделении, в случае если они распространены и внутри уже обособлены запятыми.

    Несколько примеров для наглядности:

    В окне поезда мелькали неприглядные деревянные дома, кое-где со светящимися окнами; пустые огороды, безлюдные, как и дворы домов.

    На собрание пришли все, кто считал, что их мнение важно; работники, которые были заинтересованы в мероприятии; сотрудники, чьи работы представлялись на выставку, и просто любопытные коллеги.

  7.   Распространенные придаточные предложения с одним главным.
  8. В данном случае одному главному предложению может быть подчинено по смыслу несколько придаточных.

    Примеры для рассмотрения:

    Для него было важно, чтобы никто не вмешивался в процесс; чтобы ни единая душа не смогла помешать ему; чтобы все, кто против, просто молчали.

    Мероприятие выигрывало перед остальными тем, что сюда были приглашены только осведомленные люди; что участники могли свободно обсуждать общие вопросы; что в таких условиях какие-либо противоречия и недоразумения исключались.

    В таких конструкциях передается эмоциональный фон происходящего.

  9. Части предложения (группы частей) сложносочиненного предложения.
  10. В данном случае точкой с запятой выделяются группы частей предложения или группы придаточных предложений, принадлежащих одному главному для выделения границ между группами.

    Примеры для наглядности:

    Больная лежала, обложенная подушками, не обращая внимания на окружающих; иногда она жалобно стонала и вздыхала; иногда открывала глаза, не понимая, что происходит; иногда звала к себе, и когда кто-то подходил, молчала.

    Лицо было смуглое, будто азиатское; черные брови тонкие и изогнутые придавали ему удивленное выражение.

    Группы (части) объединяются одной смысловой ситуацией

  11. Перечни, списки.

Применяются в инструкциях, объявлениях, научно-технических текстах. Представляют собой одно предложение.

Несколько примеров для рассмотрения:

Для безопасного обслуживания прибора следует:

а) убедиться в том, что он отключен от сети;
б) удалить съемные детали.

На консультацию приглашаются:

а) учащиеся, сдавшие вовремя контрольные работы;
б) учащиеся, включенные в списки для участия.

Урок 2. Тема. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Урок 2.  Тема. Запятая  и  точка  с  запятой  в  бессоюзном  сложном  предложении.

Цель урока:

  • образовательная:изучить  правила  постановки  запятой  и  точки  с  запятой  в  БСП. На  этой  основе  сформировать  соответствующий  пунктуационный   навык;
  • развивающая: развивать  интеллектуальные  и  творческие способности   учащихся;
  • воспитательная:  воспитывать  любовь  к    слову.

Тип урока:  изучение  нового  материала.

І. Актуализация  опорных  знаний. 

1. Проверка  домашнего  задания.

 Чтение БСП  из  произведений  Пушкина, определение  количества  простых  предложений, входящих  в  их  состав,  грамматических  основ.

  1.  «Мозговой штурм»  

— Назовите  признаки  БСП.

— Какие смысловые отношения могут быть между частями БСП?

— Когда  между  предложениями,  входящими  в  состав  бессоюзного   сложного  предложения, ставится  запятая?

ІІ. Мотивация учебной деятельности

Составьте из данных частей сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное сложное предложение. Объясните их сходство и различие.

 Я не могу похвастаться спортивными результатами.

Вряд ли я стану когда-нибудь спортсменом.

ІІI. Восприятие и усвоение нового материала

1.Работа  с  учебником. Чтение правила с целью выделения каждого признака понятия

2. Выполнение упражнения 263.Определите различия в построении предложений. Объясните постановку знаков препинания.

1. На площадке есть столы для тенниса, сетка для волейбола. – На площадке стоят столы для тенниса, натянута сетка для волейбола.

2.Вечером ребята играют в футбол, волейбол. – Вечером ребята играют в футбол, взрослые выходят поиграть в волейбол.

     3. Работа  с  учебником.  Упражнение  267.

 «Мозговой  штурм»    

— Докажите, что эти  предложения  сложные.

— Какие  смысловые  отношения  между  простыми  предложениями,  входящими в  состав  БСП?

— Каким  сложным  предложениям  близки  данные  бессоюзные?

— Какой союз  можно  поставить  между  простыми  предложениями,  входящими  в  состав сложного?

— Чем  осложнены  ІІ  и ІІІ  простые  предложения, входящие в состав БСП?

— Почему  части  бессоюзного  сложного  предложения  разделены  точкой  с  запятой?

ІV. Закрепление знаний, умений и навыков

  1. Работа  со  схемами.

— Найдите и  запишите  предложения,  которые  соответствуют  данным  схемам. Объясните  постановку  знаков  препинания.

1. Стояла ясная осенняя ночь луна озаряла поредевшие листья.

2.Вскрикивали чайки ржаво постанывали цепи плавучей пристани.          3.Машинистка зевнула подперла голову кулаком сон овладевал нею.

4.Сквозь леса робко пробираются просёлочные дороги в глуши блестят зеркала болотистых озёр. 5. Догорала заря за рекой ярко обжигая окна ещё больше вытягивалась наверху бездна неба ласково булькала вода. 6. Через час явилась возможность ехать метель утихла небо прояснилось. 7. Узкая тропинка вела между кустами на крутизну обломки скал составляли шаткие ступени этой природной лестницы цепляясь за кусты мы стали карабкаться.

 

[  =, = ];  [   ]; 

[   ];  [   ]; 

[  , обособл.обст.];  [   ];  [   ].

Сделайте  синтаксический  разбор І  предложения.

  1. Творческое  списывание.

Распространите  простые  предложения, входящие  в  состав  БС, однородными  и обособленными   членами, данными  в  скобках. Расставьте  знаки  препинания.

 Жёлтые листья опали  с  деревьев (усеяли  берег)  зелень полиняла (засохла)  река  приняла  холодный  (свинцовый)  цвет.

 С  небольшими  перерывами  дождь  продолжался  весь  день  в лесу  стало  сыро  и  холодно (как  в  погребе). Крупные  капли  дождя  сыпались с  шумом (точно  алмазы) трава (ещё  недавно взволнованная  ветром)  не  шевелилась.

  1. Решите  задачу.

— В  каком  месте  можно  поставить  точку  с  запятой  в  следующем  предложении?

С  грохотом  промчалась  машина  подняв  пыль  на  дороге  пронесся  табун  лошадей.

— Как  изменится  смысл  предложения  от  вариантов  расстановки   знаков  препинания?

V. Домашнее  задание-  выучить §37,  выполнить  упражнение  270,  повторить  орфограмму  «Правописание  наречий  через  дефис».

VІ. Подведение  итогов.

Составьте  алгоритм  постановки  знаков  препинания 

  1. Разбить  сложное   предложение  на  простые.
  2. Определить  смысловые   отношения  между  простыми  входящими  в  состав  сложного:

 

 

 

      Последовательность, одновременность                          другие  смысловые

      событий (между  этими предложениями                           отношения

      можно поставить  союз   и

 

 

       двоеточие            тире

       значительно ли  распространены,

       есть ли  запятые  внутри  простых? 

 

 

 

          нет                        да

 

 

 ставьте запятую        ставьте  точку

с  запятой

 

 

 

Изучите эти 4 правила для точек с запятой

Когда дело доходит до правил грамматики, правила с точкой с запятой  одни из самых трудных для запоминания, но это руководство поможет вам разобраться в них и соблюдать их правильно.

Знаки препинания в английском языке — сложная штука, и многим людям может быть трудно запомнить правила использования точек с запятой. Зная, когда использовать точку с запятой и когда использовать запятую, вы сделаете свое письмо более сильным и профессиональным.

К счастью, есть несколько правил, которые облегчают авторам задачу с точкой с запятой и запятой.

Лучшее средство проверки грамматики

Grammarly

Grammarly — лучшая программа для проверки орфографии, грамматики и плагиата. Это поможет вам быстро находить и исправлять ошибки, и это работает везде. Ей доверяют миллионы писателей не просто так.

Получите скидку 20%

Станьте писателем Сегодня поддерживают читатели. Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию.

Содержание

  • Правила расшифровки точки с запятой
  • Что такое точка с запятой?
  • 4. Use A Semicolon When Joining Two Long Independent Clauses That Have A Coordinating Conjunction
  • When Not to Use a Semicolon
  • Colons vs Semicolons
  • The Final Word on Semicolon Rules
  • FAQs About Semicolon Rules
  • Grammar Resources
  • Автор

Расшифровка

Точка с запятой  Правила

Точка с запятой и запятая выполняют в предложении аналогичные функции. Они оба разделяют идеи, чтобы сделать значения более ясными. Однако 9Правила 0004 точка с запятой немного отличаются от правил запятая и заслуживают более пристального внимания. Вам также может быть полезен наш объяснитель, если точка помещается в круглые скобки.

Что такое

точка с запятой ? Точка с запятой  – это знак препинания  , который выглядит как запятая внизу и точка вверху

Точка с запятой  – это знак препинания  , который выглядит как запятая внизу и точка сверху. Он указывает на паузу в предложении и может использоваться для соединения одного полного предложения с другим полным предложением , чтобы сформировать одну мысль.

Правильное использование точек с запятой  является признаком того, что вы становитесь лучшим писателем. Если вы приобретете этот навык и ноу-хау , вы сможете писать сильные и четкие предложения.

1. Используйте точку с запятой для соединения двух или более связанных независимых предложений

Основная причина, по которой автор будет использовать точку с запятой, — это разделение двух или более независимых предложений, но сохранение их в одном предложении вместо того, чтобы использовать их как отдельные предложения. .

Поскольку независимое предложение образует законченную мысль, два предложения нуждаются в каком-то разделении. Вот пример:

  • Сэм считал Жанну милой, но боялся пригласить ее на свидание; У Жанны были те же мысли.

Поскольку эти два независимых предложения тесно связаны и имеют одинаковый вес в предложении, они имеют смысл, если их соединить точкой с запятой. Предложение также можно было написать двумя отдельными предложениями, например:

  • Сэм думал, что Жанна милая, но боялся пригласить ее на свидание. У Жанны были те же мысли.

Сохранив их как одно предложение в первом примере, автор показывает, что они связаны.

2. Используйте точку с запятой при соединении двух или более независимых предложений, разделенных конъюнктивным наречием

Если между двумя независимыми предложениями находится союзное наречие , или какая-либо другая переходная фраза , то используется точка с запятой . Например:

  • Сэм считал Жанну милой, но боялся пригласить ее на свидание; интересно, у Жанны были те же мысли.

В этом легко запутаться, потому что наречие может выглядеть как союз. Писателям нужно внимательно посмотреть, чтобы определить, является ли слово союзом или наречием. Если это наречие, используйте точка с запятой .

3. Используйте

Semicolon до отдельные пункты в сложных списках с внутренней пунктуацией

, когда в списке Commas , такие как города с состояниями, тогда им нужны полуколоны между между их. Вот пример:

  • В отпуске мы ездили в Бостон, штат Массачусетс; Провиденс, Род-Айленд; и Огаста, штат Мэн.

Для элементов длинных списков также может потребоваться  точка с запятой . Вот пример:

  • Во время своей старшей поездки в Нью-Йорк класс совершил несколько долгих неторопливых прогулок по Центральному парку; видел Гамильтона, Зла и Короля Льва на Бродвее; и ели в нескольких всемирно известных ресторанах.

4. Используйте точку с запятой при соединении двух длинных независимых предложений, имеющих координирующую конъюнкцию

Это одно из самых хитрых правил использования точки с запятой. Если вы соединяете два независимых предложения координирующим союзом, и эти независимые предложения длинные и уже содержат запятые, точка с запятой работает лучше всего. Вот пример:

Ученый-исследователь знал, что важно найти причину проблемы, а также факторы, усугубляющие ее; ибо только поняв первопричину, он мог с помощью своей команды создать работоспособное решение.

Когда не следует использовать точку с запятой

Если вы соединяете два независимых предложения  , но используете координирующий союз , такой как и, но, или, ни или еще, то не используйте точку с запятой . В этом случае используйте запятую перед союзом.

Если вы соединяете два независимых предложения  подчинительным союзом, например, потому что или хотя, не используйте знаки препинания.

В предложениях с зависимым предложением , требующим пунктуации, не используйте точку с запятой . Используйте запятую . Например:

  • Журналист схватил блокнот, лежавший на его столе, и выбежал за дверь на интервью.

«Который был на его столе» является зависимым предложением , для которого требуется запятая , но точка с запятой в данном случае будет некорректной.

Двоеточие против

Точки с запятой

Точки с запятой  и запятые выполняют в предложении аналогичные роли, но двоеточия и точки с запятой часто путают. Двоеточие используется, чтобы представить элементы серии или открыть официальное письмо.

Однако иногда двоеточия используются для разделения независимых предложений, но только в одном конкретном случае. Используйте двоеточие, когда второе предложение объясняет или расширяет первое. Вот пример:

  • Джонатан понял, что его мечта наконец-то сбылась: его попросили сыграть главную роль в школьном мюзикле.

В этом предложении обе фразы являются независимыми предложениями и могут быть отдельными предложениями, но внутренняя пунктуация показывает, что они тесно связаны.

Заключительное слово о 

Точка с запятой  Правила

Правила использования точек с запятой сложно зафиксировать, но они важны. Точка с запятой — это не просто более сильная версия запятой.

У них есть специфическое применение, например, соединение независимых предложений без союзов или объединение длинных элементов списка или элементов, уже содержащих запятые, и хорошие писатели каждый раз учатся правильно их использовать.

Часто задаваемые вопросы О

Точка с запятой  Правила

Является ли точка с запятой

просто более сильной запятой ?

Хотя точки с запятой и запятые используются в аналогичных случаях, например, для элементов списка  в серии, это не одно и то же. А точка с запятой  имеет определенное время, когда грамматически правильно использовать этот знак препинания .

Когда вы используете точку с запятой

 в списке элементов?

Используйте точку с запятой в списках с внутренней пунктуацией , например запятые , чтобы показать, где элементы списка  разделяются.

Ресурсы по грамматике

Сравнение и метафора

Обеспечение против страхования

Грамматические термины для изучения

Грамматика и синтаксис

Что такое граммар-наци?

Разница между грамматикой и пунктуацией

с использованием грамматической шашки AI

ProwritingAid против грамматической

Изучите эти основные грамматические правила

Присоединяйтесь к более 15 000 писателей сегодня

больше денег от вашего письма.

Работает на ConvertKit

Автор

Правила использования точки с запятой (Видео)

Часто задаваемые вопросы по расшифровке

Поговорим о точках с запятой.

Знаки препинания используются для разделения предложений, фраз или слов для большей ясности текста. Точка с запятой, которая выглядит как точка, стоящая поверх запятой , чаще всего используется для соединения двух независимых предложений без использования сочинительного союза.

Независимые предложения — это предложения, которые могут стоять в предложении отдельно как законченная мысль. Независимое предложение всегда имеет субъект , глагол и законченная мысль. Примером независимого предложения может быть следующее предложение:

Боб пошел в магазин.

 
Предложение не нуждается в дополнительных пояснениях; это не оставляет нас в покое. В зависимых предложениях также есть подлежащие и глаголы, но у них нет законченных мыслей. Например, посмотрите на это предложение:

Потому что Боб пошел в магазин.

 
Это зависимое предложение. Такое ощущение, что после него должно быть многоточие вместо точки, потому что предложение не закончено. Потому что Боб пошел в магазин… что? Мы не знаем, и именно это делает его зависимым предложением.

Когда вы соединяете независимые предложения вместе, вы обычно должны использовать координирующие союзы . Это слова, которые связывают другие слова, фразы или предложения вместе, такие слова, как и , , но , и , но .

Теперь, когда мы понимаем, что такое независимое предложение и что такое союз, давайте вернемся к нашему определению точки с запятой: пунктуация чаще всего используется для соединения двух независимых предложений без использования союза.

Когда использовать точку с запятой

Давайте посмотрим на точку с запятой в действии. Скажем, у вас есть следующие два предложения:

Рина пришла домой. Она ела жареную курицу на ужин.

 
Точка соединяет два предложения, но если бы мы использовали только точки в качестве знаков препинания, у нас были бы только короткие, прерывистые предложения. Давайте соединим эти два независимых предложения союзом.

Рина пришла домой и съела на ужин жареную курицу.

 
Чтобы соединить два независимых предложения вместе с координирующим союзом, таким как и или , но , вы также должны использовать запятую перед союзом. Запятая сама по себе недостаточна, равно как и союз сам по себе.

А вот и наша героическая точка с запятой. Действует как запятая и союз вместе . Хотя грамматически неправильно писать «Рина пришла домой, она съела жареного цыпленка на ужин» или «Рина пришла домой и съела жареного цыпленка на ужин», правильно написать:

Рина пришла домой; она ела жареную курицу на ужин.

 
В этом смысле точка с запятой действует как «и» в предложении. Точка с запятой сильнее, чем запятая, но не так разделяет, как точка. Вот еще несколько полезных правил, которые следует помнить при использовании точки с запятой:

1. Удалите союз при использовании точки с запятой. Неправильно ставить после точки с запятой союз. Если вы решите использовать точку с запятой вместо запятой для соединения двух независимых предложений, вы должны избавиться от сочинительного союза, следующего за запятой. Точка с запятой стоит сама по себе!

2. Используйте точку с запятой, чтобы облегчить работу со сложными списками. Иногда приходится перечислять вещи, которые сами по себе имеют дополнительные разъяснения. В этом могут помочь точки с запятой. Посмотрите, например, на следующее предложение:

Мне нужна статистика погоды для Лондона, Англия; Лондон, Онтарио; Париж, Франция; и Париж, Онтарио.

 
Точки с запятой разделяют крупные города, оставляя место для запятых, которые служат меньшим разделителем между каждым городом и страной, которой он принадлежит.

3. Используйте точку с запятой с союзными наречиями. Не пугайтесь этой новой фразы. Соединительные наречия — это именно то, как они звучат — наречия, которые иногда действуют как союзы. Подумайте о таких словах, как более того , также , однако и т. д. Если вы используете какое-то такое слово для соединения двух независимых предложений, гораздо лучше использовать точку с запятой заранее, чем запятую.

Вот пример.

Мне нужна была прогулка и свежий воздух; Кроме того, мне нужно молоко.

 
Точка с запятой отделяет первое независимое предложение от конъюнктивного наречия, которое само использует запятую для отделения от второго независимого предложения.

Теперь, когда вы хорошо понимаете, на что способны точки с запятой, давайте рассмотрим несколько вещей, на которые они не способны.

1. Независимое предложение от зависимого нельзя отделять точкой с запятой.

Хотя пытались; они потерпели неудачу.

 
Это предложение неверно. «Хотя пытались» — зависимое предложение, потому что оно не содержит полной мысли. Поэтому его можно соединить со следующим независимым предложением только запятой, а не точкой с запятой.

2. Никогда не пишите слова после точки с запятой с заглавной буквы. Точки с запятой могут быть более сильной формой пунктуации, чем запятые, но они все же не так важны для паузы, как точки. Предложения, соединенные точкой с запятой, остаются в одном предложении.

3. Избегайте распространенного заблуждения, что точки с запятой и двоеточия взаимозаменяемы. Двоеточие состоит из двух точек, расположенных друг над другом, и часто используется для введения или определения чего-либо. Их можно использовать для соединения независимых предложений с чем-то простым, например, с одним существительным, в то время как точка с запятой может соединять только два полных независимых предложения.

Ну вот и все! Спасибо за просмотр!

Часто задаваемые вопросы

Q

Когда вы используете точку с запятой?

A

Существует несколько различных ситуаций, когда можно использовать точку с запятой. Возможно, наиболее распространенным является использование точки с запятой для соединения двух независимых предложений, связанных друг с другом. Вот несколько примеров:

«Торговый центр — мое любимое место для покупок; все, что мне нужно, находится под одной крышей!»
«Я узнал его; однако я не мог вспомнить его имени».

Точки с запятой также помогают делать уточнения между сложными рядами. Другими словами, если один из элементов серии содержит запятую, для разделения элементов серии используется точка с запятой. Вот пример:

«Дарий купил шесть яблок; девять апельсинов, которые были в продаже; и большая буханка хлеба».

Q

Когда вы используете точку с запятой в списке?

A

Точка с запятой должна использоваться в списке или серии, если список уже содержит запятые и требуется большее разделение между элементами. Вот пример:

«Четверо приглашенных на вечеринку — это Саша; Рикардо; Леа, сестра Рикардо; и Тиана.

Q

Когда вы используете точку с запятой вместо двоеточия?

A

Двоеточие используется для представления чего-либо, например примера или списка. Точки с запятой используются для соединения двух независимых предложений или для лучшей организации сложных списков.

Например, вот предложение, в котором двоеточие используется для представления списка элементов:

«Есть три штата, которые начинаются с буквы C: Калифорния, Колорадо и Коннектикут».

Вот предложение, в котором точка с запятой используется для соединения двух независимых предложений:

«Мне нужно найти свой зонт, прежде чем я выйду из дома; Сегодня должен быть дождь».

Q

Когда вы используете точку с запятой вместо запятой?

A

Для соединения двух независимых предложений могут использоваться как точки с запятой, так и запятые. Чтобы использовать запятую для этой цели, вы должны соединить ее с сочинительным союзом (для, и, ни, но, или, еще). Чтобы использовать точку с запятой, вы можете либо использовать точку с запятой отдельно, либо соединить ее с конъюнктивным наречием (кроме того, однако, вместо этого, тем временем, поэтому).

Вот два примера использования запятой для соединения двух независимых предложений:

«Джеймс бродил по лесу и наткнулся на покрытый мхом камень».
«Я думал, что она повернула налево, но, должно быть, она повернула направо».

В обоих примерах запятая стоит в паре с сочинительным союзом.

Вот два примера использования точки с запятой для соединения двух независимых предложений:

«Эти печенья вкусные; Я бы хотела получить рецепт!»
«Некоторые люди предпочитают печатать заметки; однако я предпочитаю писать заметки от руки».

 

Вернуться к записи видео

370605

Три основных правила использования точек с запятой — Помощь писателю

Многие считают точку с запятой самым запутанным знаком препинания. Эти люди обычно делятся на два лагеря: те, кто обильно украшает свою страницу точками с запятой, и те, кто никогда не использует их, опасаясь неправильного использования. Однако, как и в случае с другими знаками препинания, использовать точку с запятой несложно, если помнить о некоторых основных правилах.

Правило 1: Используйте точку с запятой между независимыми предложениями, которые тесно связаны по теме.

Определение независимого предложения: группа слов, которая содержит по крайней мере одно подлежащее, по крайней мере один глагол и выражает законченную мысль. Независимый пункт также называется предложением .

Ключевые слова в этом правиле тесно связаны с темой . Не следует без разбора ставить точки с запятой между независимыми предложениями, как в следующем примере:

Пример 1: Джейн поехала в Феникс, чтобы навестить своих родителей; собаке ее родителей пришлось обратиться к ветеринару.

Ясно, что эти предложения не имеют ничего общего друг с другом. То, что Джейн посетила своих родителей в Финиксе, — это одно, а то, что собака ее родителей была на приеме у ветеринара, — совсем другое. Между подобными несвязанными предложениями следует ставить точку. Точки с запятой следует ставить только между предложениями, тесно связанными по теме, как в следующем примере:

Пример 2: Том получил степень бакалавра прошлым летом; его сестра заработала осенью.

Эти предложения связаны тематически; оба обсуждают ученые степени и когда они были получены, поэтому точка с запятой уместна. Конечно, период также был бы уместен.

Правило 2: Используйте точку с запятой перед союзными наречиями и переходными фразами, которые соединяют независимые предложения.

Соединительное наречие: наречие, которое действует как переход между независимыми предложениями, показывая сравнение, противопоставление, причинно-следственную связь, последовательность или другие отношения.

Общие союзные наречия: также, следовательно, наоборот, в конце концов, кроме того, следовательно, однако, тем временем, кроме того, тем не менее, тем не менее, иначе, аналогично, впоследствии, таким образом, таким образом

Переходная фраза: фраза который действует как переход между независимыми предложениями, показывая сравнение, противопоставление, причинно-следственную связь, последовательность или другие отношения.

Общие переходные словосочетания: ведь, по сути, в результате, например, вдобавок, в заключение, иными словами, наоборот, с другой стороны

Пример 3: Филипп изучает инженерное дело; однако он также заинтересован в получении степени в области музыкального образования.

Пример 4: Синди опубликовала несколько романов; кроме того, она опубликовала сборник стихов.

В каждом из двух предыдущих примеров вы должны отметить две вещи. Во-первых, предложения, соединенные точкой с запятой, тесно связаны по теме, что является основным правилом размещения точки с запятой. Во-вторых, обратите внимание, что точка с запятой ставится перед 9.0006 союзное наречие или переходная фраза. Это потому, что наречие или фраза начинают независимое предложение. Сравните следующие примеры:

Пример 5: Анджела упала и повредила ногу в прошлом месяце; тем не менее, сегодня она смогла принять участие в гонке.

Пример 6: Джим всегда был исключительно трудолюбивым; более того, его коллеги семь раз номинировали его на звание лучшего сотрудника месяца.

В примере 5 точка с запятой ставится перед союзным наречием тем не менее , так как наречие начинает независимое предложение. В примере 6 точка с запятой ставится перед его , поскольку его сигнализирует о начале независимого предложения. Конъюнктивное наречие в этом предложении (более того) просто служит прерывателем.

Правило 3: Чтобы обеспечить ясность, используйте точку с запятой между элементами, содержащими внутренние знаки препинания.

Сравните следующие примеры:

Пример 7. На день рождения своего маленького сына Дженни купила шоколадный торт с шоколадной глазурью, посыпкой и карамельной начинкой, пару туфель с белыми полосками, шнурками и светящимися каблуками и новый гоночный трек с автомобилями, фигурками людей и миниатюрными зданиями.

Пример 8. На день рождения своего маленького сына Дженни купила шоколадный торт с шоколадной глазурью, посыпкой и карамельной начинкой; пара туфель с белыми полосками, шнурками и светящимися каблуками; и новый гоночный трек с автомобилями, фигурками людей и миниатюрными зданиями.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *