Задание 21 ЕГЭ по русскому языку

Оглавление:

  • Постановка тире и двоеточия
  • Тире ставится между подлежащим и сказуемым:
  • Тире при приложении
  • Знаки препинания при прямой речи.
  • Постановка тире в бессоюзном сложном предложении
  • Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении
  • org/ListItem»> Пунктуация при однородных членах с обобщающим словом
  • Когда ставится запятая
  • Смотрите наши видео

Задание № 21 теста ЕГЭ может быть сформулировано тремя способами:

1) Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

2) Найдите предложения, в которых

двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

3) Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Приведём пример задания:

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Я люблю дорогу. (2)Дорога – это постоянная новизна впечатлений. (3)Дорога как жизнь: она всегда ведёт в будущее. (4)Радостно ощущать, что тебя что-то впереди ожидает. (5)«Вечное юное любопытство является ценнейшим в жизни качеством», – говорил Ромен Роллан.

(6)Путешественники бывают разные. (7)Одних влекут самые оживлённые, людные места, других – заповедные уголки природы. (8)Одним интересно осматривать памятники старины и фотографировать достопримечательности, другим – бродить по неведомым тропинкам необъятного родного края. (9)Путешествовать в одиночку по родным просторам – хорошая возможность не спеша осмыслить прожитую жизнь. (10)Отдых – это здоровые и естественные нагрузки, на которые изначально настроен наш организм.

За правильное выполнение этого задания вы получите

один балл.

Какие же правила пунктуации могут встретиться при выполнении задания № 21?

к оглавлению ▴

Постановка тире и двоеточия

Тире ставится между подлежащим и сказуемым:

1) И подлежащее, и сказуемое выражены именем существительным.

Сущ. – сущ.

Погода – единственное препятствие, способное помешать исполнению нашего плана.

Сущ. – вот (это) сущ.

Самое большое богатство – это труд.

2) Подлежащее выражено именем числительным, а сказуемое – именем существительным.

Числ. – сущ.

Семь – загадочное число.

Подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое – именем числительным.

Сущ. – числ.

Высота водонапорной башни – двадцать четыре метра.

И подлежащее, и сказуемое выражены именем числительным.

Числ. – числ.

Два и пять – семь.

3) И подлежащее, и сказуемое выражены инфинитивом глагола.

Инф. – инф.

Учить – ум точить.

Инф. – значит инф.

Становиться мудрей – значит всё более познавать несовершенство нашего разума и нашего восприятия.

4) Подлежащее выражено инфинитивом глагола, а сказуемое – именем существительным.

Инф. – сущ.

Встретить друга – большая радость.

5) Подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое – инфинитивом глагола.

Сущ. – инф.

Счастье – жить в гармонии с природой.

6) Подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое – устойчивым словосочетанием.

Сущ. – фразеологизм.

Его тактика – разделяй и властвуй.

7) Подлежащее выражено инфинитивом глагола, сказуемое – именем существительным, а между ними обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Инф., /п.о./, – сущ.

Установить площадь города, погрузившегося под воду, – задача фантастическая.

к оглавлению ▴

Тире при приложении

Приложение выражено именем существительным или именем существительным с зависимыми словами.

1) Тире ставится, если распространённое приложение имеет дополнительную информацию.

Сущ. – /приложение/.

Придёт апрель – /самый шумный месяц вешней воды/.

2) Тире ставится, если приложение носит пояснительный характер.

Сущ. – /приложение/.

Другое дело – /получение денег/ – точно так же встречало препятствие.

к оглавлению ▴

Знаки препинания при прямой речи.

Прямая речь – это один из способов передачи чужой речи.

Далее приведены схемы, по которым легко ориентироваться при постановке знаков препинания.

А – слова автора с большой буквы.

П – прямая речь с большой буквы.

а – слова автора с маленькой буквы.

п – прямая речь с маленькой буквы.

СЛОВА АВТОРА ПЕРЕД ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

А: «П».

А: «П…»

А: «П!»

А: «П?»

СЛОВА АВТОРА ПОСЛЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ

«П», – а.

«П…» – а.

«П!» – а.

«П?» – а.

СЛОВА АВТОРА ВНУТРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

«П, – а, – п».

«П? – а. – П».

«П! – а. – П».

«П, – а, – п!»

«П, – а: – П».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ ВНУТРИ АВТОРСКИХ СЛОВ

А: «П», – а.

А: «П!» – а.

А: «П?» – а.

Приведём примеры к некоторым схемам:

«Горек чужой хлеб, – говорил Данте, – и тяжелы ступени чужого крыльца».

Дети закричали: «Волк!» – и бросились врассыпную.

«Ничего себе…» – удивился Иван.

к оглавлению ▴

Постановка тире в бессоюзном сложном предложении

1) [ ] – [быстрая смена событий].

Я постучал – открыли сразу.

2) [ ] – [противопоставление].

План есть – действий нет.

3) [ ] – [сравнение].

Посмотрит – рублём одарит.

4) [условие] – [ ].

Назвался груздем – полезай в кузов.

5) [время] – [ ].

Зубы у всех были крепкие, ешь – хруст стоит.

6) [ ] – [результат].

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

7) В неполном предложении (чаще отсутствует сказуемое во второй части сложного предложения).

Куда-то пошёл, а куда – не помнит.

к оглавлению ▴

Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении

1) [ ]: [пояснение].

И вдруг произошло чудо: я попал на концерт.

2) [ ]: [ ] и увидел, что… / и услышал, что…

Я сразу догадался: мы выиграли.

3) [ ]: [причина].

Успокойтесь: рана не опасная.

4) [ ]: [ ]?

Зададим себе вопрос: растёт ли на земле зло?

Пунктуация при однородных членах с обобщающим словом

1) Когда обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то перед ними ставится ДВОЕТОЧИЕ:

ʘ: и О, и О, и О

Снег покрыл всё: и деревья, и дома, и стога сена.

2) Если однородными членами, стоящими после обобщающего слова, предложение не заканчивается, то после них ставится ТИРЕ:

ʘ: О, О, О – …

Всё вокруг хаты: подсолнухи, акация, сухая трава – было покрыто шершавой тканью.

3) Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то ставится ТИРЕ:

О, О, О – ʘ.

В саду, в доме – всюду стояла тишина.

После обобщающих слов могут стоять вводные слова (словом, одним словом…), уточняющие слова (как-то, а именно например…). ЗАПОМНИТЕ: в этом случае перед ними ставится запятая, а перед однородными членами, как всегда, двоеточие. Пример:

В парке были представлены различные виды хвойных деревьев, как-то: сосна, ель, пихта.

к оглавлению ▴

Когда ставится запятая

1) При однородных членах.

Клёны, берёзы, осины уже сбросили листья.

2) При вводных словах, словосочетаниях и конструкциях.

Теперь, мне кажется, дела должны пойти неплохо.

3) При обращении.

Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время.

4) При обособлении определений.

А он, мятежный, просит бури…

5) При обособлении приложений.

Санкт-Петербург, крупнейший научный центр нашей страны, расположен на берегах Невы.

6) При обособлении обстоятельств.

Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь.

7) При уточняющих членах предложения.

Эти книги мы нашли в нашем деревенском доме, на чердаке.

8) При прямой речи.

«Мы погуляем до обеда», – сказали дети.

9) В сложносочинённом предложении.

Величественное море к вечеру совсем утихло, и только изредка глухо вздыхало.

10) В сложноподчинённом предложении.

Я попал в дом, которого никогда не видел.

11) В бессоюзном сложном предложении.

Пришла зима, на землю лёг снег.

12) При сравнительном обороте.

Они дрожат, как осиновые листочки.

Наши преподаватели помогут вам в подготовке — записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку онлайн

к оглавлению ▴

Смотрите наши видео

Благодарим за то, что пользуйтесь нашими публикациями. Информация на странице «Задание 21 ЕГЭ по русскому языку» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам. Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий. Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.

Публикация обновлена: 06.02.2023

знаки препинания. Вводные слова и предложения

Двоеточие и тире в простом и сложном предложении

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль.

    1. Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

    2. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

    3. Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

    4. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Будут деньги () поедем на всё лето к Черному морю.


    1. Ставится тире, первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.


    2. Ставится двоеточие, вторая часть раскрывает содержание первой части.

Поехать к нему – значит помириться.

    1. Тире разделяет подлежащее и сказуемое.

    2. С помощью тире обособляется приложение.

    3. Тире разделяет части бессоюзного сложного предложения со значением условия. —

    4. Тире ставится на месте пропущенного члена в неполном предложении.

  1. Как объяснить постановку двух тире в данном предложении?
Сердце ваше томится ожиданием, и вдруг — но одни охотники поймут меня — вдруг в глубокой тишине раздается особого рода карканье и шипенье, слышится мерный взмах проворных крыл, и вальдшнеп, красиво наклонив свой длинный нос, плавно вылетает из-за темной березы навстречу вашему выстрелу.

1) Это предложение с прямой речью, слова автора стоят внутри неё.


  1. Выделяется с двух сторон приложение, имеющее пояснительный характер.

  2. Это неполное предложение.

  3. Выделяется с двух сторон вставное (вводное) предложение.

    1. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.
Науку надо любить () у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

      1. Ставится двоеточие, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины.

      2. Ставится двоеточие, так как во второй части БСП конкретизируется содержание первой части

      3. Ставится тире, так как вторая часть сложного предложения имеет значение следствия.

      4. Ставится тире, так как в первой части БСП говорится об условии действия, описанного во второй части.

    1. Укажите верное объяснение пунктуации в данном предложении.
В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья — в них оживает и домашний мир вещей и игрушек

  1. Тире стоит после однородных членов перед обобщающим словом.

  2. Тире разделяет подлежащее и именное сказуемое.

  3. С помощью тире выделяется обособленное приложение.

  4. Тире разделяет части бессоюзного сложного предложения.


      1. Богатому не спится — богатый вора боится.

      2. Это было не только горе — это была полная перемена жизни, всего будущего.

      3. Двухмесячное пребывание в деревне, чистый воздух,вода, уженье — все это разнилось с нашей городской жизнью.

      4. Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в козацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке — одним словом, везде.

    1. В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие?

      1. Художник Коровин был талантлив во всем — он прекрасно пел, играл в любительских спектаклях, писал воспоминания.

      2. Простить виноватого — верное решение.

      3. Единственный признак жизни — бесконечное кружево заячьих, следов, изредка пересекаемых глубокой волчьей тропой.

      4. Вот у кур есть курятник, у лошадей — стойло, у собаки — конура, а только я один должен был скитаться где попало.

    2. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении:
Под крыльцом из неотесанных бревен воет по ночам голодный Лыско — одна из самых лучших охотничьих собак в Тычках.

      1. Тире между подлежащим и сказуемым.

      2. После обобщающего слова следуют однородные члены.

      3. Выделяется обособленное приложение.

      4. Разделяются части бессоюзного сложного предложения

    1. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении:
Воображение моё живо воспроизводило лица трёх любимых моих героев () Мстиславского, князя Курбского и Палецкого.

      1. Ставится двоеточие: вторая часть предложения поясняет содержание первой части.



      2. Ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.

    1. В каком примере недостаёт второго тире?

      1. Охотиться волку на крупных животных — на лошадей, на рогатый скот, на верблюдов нельзя без напарников.

      2. «Чтобы научить человека чему-либо, не надо его поучать, понукать и оскорблять», — считал А.П.Чехов.

      3. Всё вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормой — всё говорило о любви, о блаженной любви!

      4. На востоке страна граничит с Испанией, на юге — с Францией.

    2. Укажите правильное утверждение о постановке тире в данном ниже предложении.
Савва Мамонтов звал художника Коровина «весёлым корабельщиком», Нестеров — «юным богом».

1) Отделяется обособленное приложение.


  1. Вторая часть предложения имеет значение вывода.

  2. В неполном предложении пропущен член предложения.

  3. Содержание второй части предложения противопоставляется содержанию первой.

    1. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.
Наша борзая погналась за лисой () не тут-то было.

      1. Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.

      2. Ставится тире, содержание второй части противопоставляется содержанию первой.

      3. Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.

      4. Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.

    1. В каком предложении нужно поставить двоеточие? (Знаки не расставлены.)

      1. Яков запел все замерли.

      2. Самое главное в человеке доброе сердце.

      3. Тоска мучила Настеньку уже три года она не была дома.

      4. У Лыско было своё ворчанье на зверя и своё на человека.

    2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
С первым лучом солнца он уже был на ногах: ему предстоял долгий и трудный путь по Гималаям.

      1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

      2. Первая часть бессоюзного сложного предложения называет время совершения действия, о котором говорится во второй части.

      3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

      4. Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.

    1. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)

      1. Я встал подошёл к окну за окнами всё было снежно и безмолвно.

      2. Андрей Матвеевич был известный донской атаман.

      3. Д.С. Лихачев утверждает, что «память это преодоление времени преодоление смерти».

      4. Рыбаку дождь не помеха.

Инструкция

Если ряд однородных членов предваряется обобщающим словом, после него . Например: «На празднестве по случаю дня города присутствовали все: девушки и , мужчины и женщины, дети и старики». Обобщающее слово здесь – «все». Двоеточие также ставится, если предшествующего однородным членам обобщающего слова нет, но нужно предупредить читателя о последующем перечислении. К примеру: «Гуляя по лесу и собирая грибы, мы нашли: десять подберезовиков, семь подосиновиков, два белых гриба и множество лисичек».

Важно отметить, что если однородные члены выражены именами собственными, будь то названия литературных произведений, географические наименования и т.д., а им предшествует общее приложение или определяемое слово (город, река, книга), двоеточие в таких случаях не ставится. Интонационная предупреждающая пауза, характерная для обобщающих слов, при чтении также отсутствует. Например: «За лето школьник произведения «Войну и мир», «Тараса Бульбу», «Тихий Дон» и другие».

После обобщающего слова могут стоять слова «как-то», «то есть», «а именно», «например». В таком случае они отделяются от обобщающего слова запятой, а после них: «На обед в студенческой столовой предлагались разные супы, как-то: щи, рассольник, борщ, суп с фрикадельками». Если на однородных членах предложение не заканчивается, они также отделяются от обобщающего слова двоеточием, но после них ставится тире. Например: «И все вокруг: и поля, и дороги, и воздух – было пропитано ласковым вечерним солнцем».

В сложноподчиненном предложении с одним придаточным перед последним ставится двоеточие, если в главном предложении есть слова, предупреждающие о дальнейшем разъяснении: «Я мечтал только об одном: чтобы боль наконец утихла». Если таких слов нет, придаточное предложение отделяется от главного запятой.

В ряде случаев двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения. Так, этот знак препинания употребляется, когда вторая часть бессоюзного предложения разъясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части (можно вставить «а именно»). Например: «Преподаватель этики имел одно очень важное свойство: он до смерти не любил, когда спят на его занятиях».

В сложном бессоюзном предложении также требуется двоеточие, если в первой его части присутствуют глаголы «видеть», «слышать», «чувствовать», «знать» и т.п., предупреждающие читателя, что дальше последует какое-либо описание или изложение какого-либо факта. Например: «Я знаю: мы не можем быть вместе». Но при отсутствующей интонации предупреждения может быть поставлена вместо двоеточия запятая.

Во второй части сложного бессоюзного предложения может быть указано основание, причина того, о чем говорится в начале, и в этом случае также требуется двоеточие (можно вставить «потому что», «так как»): «Шлагбаум на железнодорожном переезде был опущен: со станции шел поезд». Также вторая часть может представлять собой прямой вопрос: «Гулял я по лесу и думал: зачем я живу? для чего я родился?»

1. Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь, поблизости.

2. Стекло все шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта и в колоннах метрополитенов, оно защищает наши квартиры от холода.

3. Однако пора вставать: уже без четверти шесть.

4. Печален я: со мною друга нет.

5. Фонарь освещал только землю: корни деревьев, траву, темные лужи.

6. Писатели-классики: Гоголь, Тургенев, Чехов рисовали картины из жизни крестьян.

7. Добрые люди понимали жизнь не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и между прочим трудом.

8. Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и чинами.

9. В отношениях с посторонними он требовал одного: сохранения приличия.

10. Слышу: земля задрожала.

12. Я думал: волк.

13. Спрашивается теперь: что же делало наше общество в последние 20 — 30 лет?

14. Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

1. 3. 5. 7. 9. 11. 13.
2. 4. 6. 8. 10. 12. 14.

Отредактируйте предложения.

1. Сдается квартира с ребенком.
2. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по проволоке.
3. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках.
4. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием.
5. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа.
6. Продажа сока прекращена по техническим причинам: застрял в лифте.
7. Доставка груза производится вертолетом по бездорожью.
8. Промежуток между школой и жизнью занимает короткое время, а в памяти остается надолго.
9. В помещении фабрики санэпидстанция будет готовить отравленную приманку для населения.
10. Зоотехникам и ветработникам ферм провести обрезку копыт и обезроживание.
11. На фабрику требуется два рабочих: один для начинки, другой для обертки.
12. Премировать работников яслей за выполнение плана по уровню заболеваемости детей.
13. Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

1.Домашнее задание.

1) По Орфоэпическому словарю выпишите 5 слов:

А) равноправные варианты;

Б) основной и дополнительный;

В) за пределами литературной нормы.

Запомните их правильное произношение.

2) Определите нормативное произношение, запомните его.Аэропорты, бухгалтеров, диспансер, договоренность, досуг, еретик, жалюзи, иксы, каталог, некролог, квартал, корысть, краны, кремень, кремня, лекторы, лекторов, местностей, челюстей, новостей.

3) По этимологическому словарю определите происхождение слов: льгота, мавзолей, балбес, талант, помидор, министр, куратор, каракули .

4) Подготовьте реферат и устное сообщение по теме «Русский язык в современном мире».

Общие требования

Реферат печатается на одной стороне белой бумаги формата А4.

Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 20 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Шрифт всей работы – Times New Roman. Размер шрифта основного текста –14 (обычный), для заголовков параграфов – 14 (полужирный курсив). Заголовки необходимо располагать в середине строки без точки в конце. Текст работы печатается через полтора интервала. Каждый абзац основного текста должен начинаться с красной строки (отступ – 1,25 см). Текст выравнивается по ширине.

Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами, начиная со второй страницы, вверху посередине, без черточек и точек. Нумерация страниц текста должна быть сквозной. Первой страницей является титульный лист. На титульном листе номер страницы не ставится.

Объем реферата – 5-7 страниц.

На последней странице располагается Список литературы из 5 источников, выполненный по ГОСТ 2008.

Департамент образования города Москвы

Самарский филиал

Государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Словарный состав языка постоянно меняется: какие-то слова исчезают, какие-то появляются. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? С первыми лучами солнца он уже был на ногах: ему предстоял долгий путь по Гималаям.

3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Как две капли воды походили близнецы друг на друга всем: чертами лица, цветом волос, ростом, складом тела. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение следствия. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет содержание первой части

4. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? После долгих споров принято твёрдое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

6. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? На пути уходящей с отливом рыбы сети не ставят: течение очень сильное, сносит любые заграждения. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части

7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Во вновь организуемом туристическом лагере вовсю кипела работа: люди таскали дрова, ставили палатки, распаковывали грузы. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части

8. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части

9. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Значение Византийской империи в истории человечества трудно переоценить: в тёмные века варварства и раннего Средневековья она донесла до потомков достижения Эллады и Рима. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

10. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Вина его велика и заключается в следующем: он образован, умеет говорить и думать лучше многих, а люди, как известно, не терпят превосходства над собой. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части

ИСТОЧНИКИ Для теста использован дидактический материал из сборника экзаменационных заданий ФИПИ (2013) под редакцией И.П.Цыбулько Из сборника тренировочных тестов под редакцией Г.Т.Егораевой («ЭКЗАМЕН» 2012) Из сборника экзаменационных заданий ФИПИ (2012) под редакцией В.И.Капинос

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

В этом задании необходимо различать:

1) простое предложение с однородными членами предложения и обобщающим словом при них;

Подсказка. Если не помнишь, как отличить простое предложение от сложного, посмотри задание А19.

2) знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Правило.

Обобщающее слово при однородных членах предложения.

Обобщающее слово – это слово, являющееся общим по отношению к однородным членам предложения. Однородные члены предложения уточняют, конкретизируют обобщающее слово.

Обобщающим словом могут быть определительные местоимения и наречия (все, всегда, везде, всюду) , а также другие члены предложения и цельные словосочетания.

Обобщающие слова являются тем же членом предложения, что и однородные члены.

В зависимости от позиции выделяют три типа конструкций (с примерами):

Бессоюзное сложное предложение.

Части бессоюзного сложного предложения связаны только с помощью интонации. СОЮЗА между грамматическими основами НЕТ.

Между частями бессоюзного предложения могут использоваться
точка с запятойдвоеточиетире
;

части далеки по смыслу

Воздух был тепел и чист; сильно мерцали звезды; пахло сеном и пылью.

внутри частей есть запятые

Небо покрыто было тучами; ветер, усиливаясь; разгонял их.

: [причина]

Потому что, так как

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли.

: [пояснение]

А именно, то есть

У собак есть рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают.

: [дополнение]

Глядя на окна, трудно понять: светит еще луна или нет.

противопоставление (сопоставление)

Семь раз отмерь – один отрежь.

[Время, условие] –

Когда…то, если…то

Солнце взошло – начинается день.

– [вывод, следствие]

Поэтому

Ударил сильнейший гром – задрожали все окна.

Быстрая смена событий

На полном бегу набок салазки – Саша в снегу.

сравнение

Словно, будто

Пройдет – словно солнце осветит, посмотрит – рублем подарит.

1. Выделить грамматические основы.

2. Определить, что разделяет знак препинания: обобщающее слово и однородные члены предложения или части сложного предложения.

3. Если предложение с обобщающим словом, то выяснить позицию обобщающего слова и однородных членов.

4. Если предложение сложное, попытаться определить смысловую связь грамматических основ, вставив подходящий союз на место знака препинания.

5. По союзу определить вариант ответа.

Разбор задания.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Ближе к закату крадучись возвращался мороз: по ночам он еще был владыка.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом.

3) Первая часть бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

Находим грамматическую основу: мороз возвращался и он был владыка. Двоеточие стоит между частями сложного предложения.

Вариант ответа №1.

Этот вариант отпадает, так как характеризует отношения между обобщающим словом и однородными членами предложения.

Вариант ответа №2.

Значение причины передается через союз почему . Переделываем предложение:

Ближе к закату крадучись возвращался мороз, потому что по ночам он еще был владыка.

Союз действительно подходит.

Варианты ответа №3 и 4.

Они характеризуют бессоюзное предложение, в котором между грамматическими основами используется тире.

Таким образом , правильный вариант – ответ №2.

Потренируйся.

1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Наследие Марины Цветаевой велико: поэтессой созданы семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Особым этапом в судьбе Каземира Малевича был 1905 год: пятого августа этого года он подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Двоеточие | Учебник по эффективному письму

  1. Учебное пособие по эффективному письму
  2. Пунктуация
  3. Двоеточие

Иногда может возникнуть путаница при выборе того, когда использовать двоеточие или точку с запятой. Двоеточие используется для предоставления примера или более подробной информации в предложении.

Неверно: Учитель должен быть одаренным или опытным в таких областях, как терпение, самоанализ и чувство юмора.

Решение проблемы

В приведенном выше предложении двоеточие не нужно после фразы в таких областях, как .

Правильно: Учитель должен быть одаренным или опытным в таких областях, как терпение, самоанализ и чувство юмора.

Запомните правило

Используйте двоеточие после выражений , после или следующим образом .

НЕ используйте его после например , включая , например или то есть .

.
Правильно: Вы можете использовать следующие ресурсы для своей статьи: энциклопедии, атласы и словари.
  • после независимого пункта или зависимого пункта . Он может связывать два отдельных предложения или фразы, указывая на шаг вперед от первого предложения ко второму.
Правильно: Кажется, я знаю, почему я сегодня плохо себя чувствую: вчера я провел слишком много времени на солнце.
  • между двумя независимыми пунктами когда второй изменяет первый
Правильно: Эти ноутбуки — отличная покупка: они легкие, мощные и недорогие.
  • для обозначения официально объявленного предложения
Правильно: Старая ирландская пословица гласит: «Каждый год имеет два начала».
  • перед списком, объяснением или определением , которому предшествует пункт, который может стоять отдельно
Правильно: В сумку для ноутбука уместилось все: ноутбук, мышь, сетевой кабель, блок питания и ноутбук.

Правило, которое необходимо запомнить

Используйте двоеточие перед списком, объяснением или определением, которым предшествует предложение, которое может стоять отдельно.

  • после приветствия в официальной переписке
Правильно: Уважаемый господин/госпожа:

Спасибо за рассмотрение моего заявления.

  • между часом и минутой во времени
Правильно: 5:30
  • ввести длинную формальную цитату
Правильно: В заключение автор подчеркивает важность вики в образовании:
Независимо от того, как педагоги относятся к потенциалу вики, и я могу понять нерешительность многих учителей, одно остается несомненным. Среда совместной работы, которую создают вики, может многому научить студентов тому, как работать с другими, как создавать сообщества и как действовать в мире, где создание знаний и информации все больше и больше становится коллективным усилием. (Ричардсон, 74)

Не забывайте делать отступ для длинных кавычек (также называемых блочными кавычками) на полдюйма.

  • между томами и номерами страниц или главами и стихами

Пред.

  • Пунктуация
    • Апостроф
    • Заглавные буквы
    • Колонка
    • Запятая
    • Скобки
    • Период
    • Цитата
    • Точка с запятой
    • Сращивание запятой
    • Повторяющиеся предложения
    • Фрагменты предложения
  • Организация
  • Стиль

  • Учебное пособие по эффективным методам письма находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4. 0 International License.

    Простые правила использования двоеточий и точек с запятой

    Просмотры сообщений в блоге: 0

    Вас смущает использование точек с запятой и двоеточий? Вы в хорошей компании. Многие люди либо путают их, либо не знают, как их правильно использовать. Точки с запятой используются между двумя независимыми предложениями (группа слов, которые могут стоять отдельно и иметь смысл как полное предложение), а двоеточия следуют за полным предложением, чтобы выделить пример или список. Конечно, мы говорим здесь о английской грамматике, и всегда есть дополнительные правила и употребления, которые добавляют небольшие проблемы для писателей. Давайте рассмотрим основы точек с запятой и двоеточий.

     

    Точка с запятой

    Наиболее часто точка с запятой используется для разделения двух независимых предложений, которые не соединены запятой и сочинительным союзом ( and, but, for, nor, or, so, или еще ).

    • Запятая + союз – вчера вечером у меня был небольшой званый обед , и я подал говяжью вырезку, хлебный пудинг из лесных грибов и салат из граната/черники.
    • Точка с запятой — Наш почетный гость праздновал свое семидесятилетие ; хороший фарфор и специальное меню напомнили ему о том, как он важен для нас.

    Используйте точку с запятой, когда ваши предложения тесно связаны по важности, но используйте ее с осторожностью.

     

    Второе наиболее частое использование точки с запятой — это ряд слов/фраз, в которых уже используются запятые в каждой единице ряда.

    • Пример. 2018 год был насыщен путешествиями; Я ездил в Париж, Франция; Буэнос-Айрес, Аргентина; и Рейкьявик, Исландия.

     

    В другом случае точка с запятой используется, когда переходное слово или союзное наречие (например, однако, поэтому, следовательно, кроме того, тем не менее, впоследствии ) разделяет два независимых предложения.

    • Пример. Я делю домашний офис с мужем ; однако, мы редко бываем вместе в космосе.

    Эти переходные слова иногда используются в других частях предложения, поэтому в этом случае вы просто ставите их запятыми. Используйте точку с запятой, только если они разделяют два полных предложения.

     

    Двоеточие

    Двоеточие используется нечасто и означает «то есть» или «вот что я имею в виду» (Grammarbook). Используйте двоеточие «для введения объяснения; прямо перед кратким изложением вашей точки зрения; [и] перед списком или когда вы имеете в виду «в качестве примера» (Owlcation). В таких случаях двоеточию предшествует независимое предложение.

    • Пример. У меня короткий список дел: прокатиться на поезде через Канаду до западного побережья и посетить несколько стран Южной Америки.

    Обратите внимание на полное предложение перед двоеточием. Распространенной ошибкой является использование только части предложения перед двоеточием, особенно после таких слов, как «например», «включая» или «например».

    • Неверно. В моем принтере используется множество чернильных картриджей, включая голубой, пурпурный, желтый, серый и черный.
    • Верно. В моем принтере используется множество чернильных картриджей, включая голубой, пурпурный, желтый, серый и черный.

     

    Две другие распространенные ошибки — вставка двоеточия между глаголом и его прямым дополнением/дополнением, а также между предлогом и его дополнением.

    • Неверно. Goldendoodles бывают трех разных цветов: белый, золотой и черный.
    • Правильно. Голдендудлы бывают трех разных цветов: белый, золотой и черный.
    • Неправильно. Глядя в окно, я вижу деревья красивых цветов, состоящих из зеленого, оранжевого, красного и коричневого цветов.
    • Верно. Глядя в окно, я вижу красивые цвета деревьев, которые состоят из зеленого, оранжевого, красного и коричневого цветов.

    Чтобы исправить эти ошибки, просто удалите двоеточие.

     

    Вы увидите двоеточие, используемое в ряде других случаев, не связанных с независимыми предложениями.

    Автор записи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Правильно: Чикаго 10:25-28