Модерн, модернизм и постмодернизм |
Эти созвучные стили живописи часто путают между собой. Чтобы начинающий художник и любой другой человек, интересующийся искусством, мог свободно ориентироваться в направлениях, а так же уметь отличать их друг от друга, наша художественная школа предлагает Вам ознакомиться с данной статьей, а так же посетить увлекательные мастер-классы «Живопись Маслом». Вместе мы сможем не только рассмотреть разные стили живописи с их особенностями, но и самостоятельно реализовать свой потенциал в тех или иных течениях с применением специальных художественных техник.
Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1848-1926.
Итак, начнем с модерна, который сегодня остается популярным и востребованным в мире за счет своей оригинальной эстетики.
МОДЕРН
Модерн в живописи – это сюжеты, наполненные характерными для символизма образами. Их сложный ритм сочетают в линейной композиции с оригинальными декоративными элементами.
Первым и главным признаком данного стиля является специфическая плавность форм. Мы видим вытянутые, растущие в высоту фигуры, с четкими выделенными контурами на одноцветной поверхности. Рассматривая работы известных художников модерна, стоит приглядеться, и вы заметите, что на них нет привычного эффекта глубины. Изображения выглядят плоскими, словно это настенные аппликации.
Изначально, когда модерн в живописи только набирал обороты, его представители использовали экзотические растительные мотивы, причудливые орнаменты и узоры. Не редко в их сплетении на холстах возникали женские фигуры или мистические существа. Это символ, некая аллегория на главную тему картины, например любви, греха, смерти или войны. Важно отметить, что язык стиля формировался долгие годы, во многом не без идей символистов из Франции и России. В каждой стране он именовался по-разному. Это вам и ар нуво, и югендстиль, и сецессион.
Модерн в живописи представлен работами таких культовых личностей как П. Гоген и П. Боннар, Г. Климт и Э. Мунк, М. Врубель и В. Васнецов.
Поль Гоген. Две таитянки
Михаил Врубель. Шестикрылый Серафим. 1904.
Не путайте живописцев модерна и художников-модернистов.
МОДЕРНИЗМ
Модернизм – это некая совокупность разных стилей, которые основаны на индивидуальности взгляда автора, на свободе его мысли и внутренних эмоций. В целом, модернизм в живописи позиционирует себя как отдельное крупное течение, которое отказалось от привычных классических традиций. Художники перечеркнули свой исторический опыт. Они пытались найти новое начало в искусстве, обновить восприятие и понимание живописи в социуме.
К наиболее известным модернистским течениям относятся такие стили, как авангардизм, примитивизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм и абстракционизм. Каждый из них преследует свою цель, имея в основе оригинальную философскую идею или мысль.
Авангардизм возник на почте модернизма в Европе в 1905-1930 годах. Цель этого течения — приобретения свободы по средствам художественных приемов. Работы авангардистов отличаются вызывающими, откровенными идеями и сценами.
Казимир Малевич. Супрематизм.
Примитивизм в живописи – это намеренное искажение образов, методом упрощения. В некотором смысле данный стиль подражает первичным, примитивным этапам развития живописи. Детская интерпретация человеческой сущности, обрисованная мелкими деталями, сделала этот стиль популярным среди художников самоучек. Однако наивное, легкое искусство без четких рамок и классических приемов серьезно повлияло на творчество маститых творцов. Примитивизм в живописи, в формах и образах отнюдь не связан с примитивностью содержания картины. Какие-то невзначай брошенные мелочи в сюжетах могут рассказать об очень важных внутренних эмоциях героя на холсте.
Нико Пиросмани. Актриса Маргарита. 1909.
Кубизм основывается на сдвиге форм образов, их деформации и разложении на геометрические элементы. Концепция картин стала доминировать над художественной ценностью. Именно это течение определило развитие искусства на ближайшие десятилетия.
Л. Попова. Портрет философа. 1915.
Сюрреализм в живописи возник в результате литературных трудов, посвященных формированию сознания человека. Мысль о существование разума и души за пределами реального мира, изучение бессознательного, а так же феномена сна и абсурдных явлений дало художникам новые темы для работ. Главный смысл этого стиля – отстранение от привычного осознанного творчества. Сюрреализм в живописи – это образы и сюжеты, взятые из глубин собственного подсознания. Посему картины этого плана полны причудливыми галлюцинациями.
Сальвадор Дали. Постоянство памяти. 1931.
Как и сюрреализм, футуризм в живописи берет свои идеи из литературы. Разрушение стереотипов и демонстрация урбанистического будущего – вот главная идея этого стиля. Стремительное движение в будущее, желание избавиться от старых норм, вырваться из пережитков прошлых столетий и попасть в мир более организованный и последовательный, видно в каждой работе художников данного течения. Футуризм в живописи русских авторов несколько отличается от картин европейских последователей этого направления. Главным образом слиянием с принципами кубизма.
Умберто Боччони. Состояния души II: Те, кто ушли. 1911.
Экспрессионизм в живописи – это протест против мира. Это внутреннее острое восприятие окружения, отчуждение человека, его духовное крушение. Стиль возник в преддверии войны, поэтому не удивительно, что холсты насыщенны деформацией, особым колоритом и резкими диссонансами. Экспрессионизм в живописи не что иное, как передача конкретной эмоции, драматизм понимания своих переживаний.
Эдвард Мун. Крик. 1893.
Абстракционизм в живописи – полный отказ от действительной передачи образов направлен на создание своеобразных ассоциаций у зрителя, путем сочетания на холсте разных геометрических фигур конкретных оттенков. Абстракционизм в живописи нацелен на гармонию композиции, ведь любой предмет под разным углом может иметь разные формы и оттенки. Это течение — последняя стадия проявления модернизма, так называемое нефигуративное искусство.
Тео ван Дусбург. Контркомпозиция V. 1924.
ПОСТМОДЕРНИЗМ
Уже из названия понятно, что постмодернизм пришел на смену модернизму, непонятному широким кругам и попавшему под руку скептических критиков. Он имеет уникальные типологические признаки. Во-первых, постмодернизм в живописи – это наличие готовой формы. Художники заимствуют образы из классических традиций, но дают им новую интерпретацию, свой эксклюзивный контекст. Не редко постмодернисты комбинируют формы из разных стилей, иронизируя над миром, а так же оправдывая тем самым свою вторичность.
Следующим важным отличием является отсутствие каких-либо правил. Данное течение не диктует автору критерии для самовыражения. Творец вправе выбрать любую форму и манеру исполнения своей работы. Обратите внимание, что такая свобода стала основой для свежих творческих идей и направлений в искусстве. Именно постмодернизм в живописи является предпосылкой к возникновению художественных инсталляций и перформансов. Данное течение не имеет четких особенностей в технике, и сегодня является наиболее крупным и популярным на мировой арене.
Paul Salvator Goldengreen. The Painter Prince.
Художественная школа «Живопись Маслом» активно содействует в поиске своего стиля начинающим художникам и любителям.
Художники-модернисты и их картины :: SYL.ru
Само понятие модерн, или, как его еще называют, ар-нуво, в буквальном смысле означает «новый», «новое искусство». В эпоху стремительно развивающейся промышленности художественное творчество тоже претерпевало изменения. Стремление к новому выражалось в бунте против вековых устоев в мире искусства, где не было места яркости и неординарности. Все подчинялось строгим законам стиля и композиции, которые оставили в наследство после себя старые мастера.
Возникновение стиля
Как правило, большинство художников работало в реалистичной манере. Они изображали сюжеты из повседневной жизни и окружающей действительности, тогда как художник-модернист стремился задействовать свое воображение. Он руководствовался прежде всего своим восприятием мира, вместо того чтобы просто копировать то, что видит. Он никак не мог выразить себя в рамках традиционного искусства. Поэтому создал свой стиль, который не опирался на опыт прошлого, был самобытен и менял само представление о красоте.

Мы привыкли воспринимать модерн исключительно как продукт 20-го века. Однако прочный фундамент для него заложили художники-модернисты 19 века, такие как Эдуард Мане, Анри де Тулуз-Лотрек, Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Обри Бердслей, Эдвард Мунк, Поль Сезанн и другие. Именно их произведения дали модерну дорогу в жизнь.
Венский «Сецессион»
В разных уголках Европы модерн приобретал разные формы и по-разному себя выражал. Одного из самых известных и узнаваемых художников-модернистов 20 века миру подарила Австрия. Речь идет о Густаве Климте. Его орнаментальные, символические и яркие работы невозможно спутать ни с чьими другими. Они привлекают к себе внимание обилием золотого цвета и пышными узорами.

Но Климт был далеко не единственным художником-модернистом в Австрии. В 1897 году он объединил местных творцов-новаторов в сообщество под названием «Венский Сецессион». Оно выступало против консерватизма и академизма в творчестве. Помимо Густава Климта туда входили Йозеф Хофман, Коломан Мозер, Макс Курцвайль, Йозеф Мария Ольбрих и другие художники и архитекторы.
Павильон для проведения выставок был спроектирован и построен участниками объединения. Проектом руководил Ольбрих, а интерьеры продумывал Мозер. Первая выставка там состоялась в 1898 году. Также благодаря «Сецессиону» Вена познакомилась с работами импрессионистов.

Еще один, почему-то малоизвестный, но не менее значимый для эпохи модерна австрийский художник, Йозеф Мария Аухенталлер. Его творческая деятельность была очень обширна. Он был живописцем, графиком, иллюстратором, гравером, ювелиром и фотографом, занимался дизайном текстиля. Он также вошел в состав «Венского Сецессиона».
Лозунгом австрийских художников-модернистов были слова критика Людвига Хевеси: «Эпохе — свое искусство, искусству — своя свобода».
Такой разный
Модерн в Великобритании проявился в книжной графике еще в конце 19-го столетия, когда художник Обри Бердслей проиллюстрировал роман «Смерть Артура» в своей неподражаемой манере. Его черно-белые иллюстрации отличались изяществом форм и утонченностью линий.
Заслуживает упоминания и Чарльз Макинтош, который внес свой вклад в развитие модерна в архитектуре Великобритании.
Германия и Скандинавия известна своим «югендштилем». В нем архитектура объединяет в себе живопись и декоративно-прикладное искусство в одно гармоничное целое. Ему присуща плавность и текучесть линий, витражи с цветочным орнаментом в виде лилий и ирисов, кованый металл, широкие окна, золотой цвет. Среди известных архитекторов-модернистов были Бруно Юлиус Флориан Таут, Петер Беренс, Август Эндель.

В США модерн выразил себя в витражном искусстве. Американский дизайнер и художник по стеклу Луис Комфорт Тиффани изготавливал вазы и лампы цветочных форм, которые украшал стеклом собственного изготовления. Материал отличался радужным отливом и приобрел огромную популярность. Витражи Тиффани не утратили славу и по сей день.
Альфонс Муха
Отдельное место в модерне и в сердцах многих ценителей занимает Альфонс Муха. Художник чешского происхождения завоевал мировую славу благодаря театральным афишам и рекламным плакатам в стиле модерн, или ар-нуво. Интересно, что молодой Муха посылал свои работы в художественное училище. Они были возвращены с пометкой о полном отсутствии в них таланта. Но позже, когда Альфонс занимался росписью стен в графском замке, его работу заметил профессор академии, и был ею восхищен. Его обучение взялся оплачивать граф Куэн. Так начался творческий путь художника.

Благодаря работам Альфонса Мухи стиль ар-нуво был возведен в разряд культа. Художник творил и выполнял заказы во Франции, Германии, США. Символом стиля стали лилии, цветы цикламена, ирисы. Стилизованные растительные и животные формы, с плавными и текучими линиями.
Любимым объектом Альфонса Мухи была грациозная фигура прекрасной женщины, окруженная цветами и орнаментом. Помимо плакатов и иллюстраций, художник-модернист Муха занимался дизайном интерьеров и ювелирных украшений, писал трактаты по искусству. В Париже, на Всемирной выставке декоративно-прикладного искусства, Альфонс Муха был объявлен самым выдающимся представителем модерна.
Модернисты Серебряного века
Появление ар-нуво в России примерно совпадает с началом Серебряного века в литературе. Первые русские художники-модернисты в конце 1880-х годов образовали кружок под названием «Мир искусства».
Поначалу общество состояло из Александра Бенуа, Льва Бакста, Евгения Лансере, Сергея Дягилева и Константина Сомова. Постепенно к ним присоединяется все больше участников.
Руководителем стал Сергей Дягилев. Он занимался организацией выставок и продвижением художников-модернистов Серебряного века на европейский рынок. Постепенно кружок перерастает в творческое объединение. Туда входит весь цвет русской живописи. Список имен художников-модернистов Серебряного века слишком велик. Среди них особое место занимали Михаил Врубель, Валентин Серов, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, Николай Рерих.
Мастера русского модерна
Отдельного упоминания заслуживает Михаил Александрович Врубель. Он был не только живописцем, но и декоратором, книжным иллюстратором. Также расписывал стены и витражи. Одним из известнейших мотивов его творчества является образ Демона, навеянный поэзией Лермонтова.
Врубелевский персонаж выступает скорее в роли страдающего лирического героя, чем грозной разрушительной силы. На картине «Демон сидящий» об этом отчетливо говорит его поза и полные тоски глаза.

Также в творчестве Врубеля был заметен уклон в сторону народного стиля. К нему относятся картины на тему русских былин и сказок: «Пан», «Микула Селянинович», «Царевна-Лебедь», а также религиозные и иконописные сюжеты. Александр Бенуа считал, что именно Врубель выразил все самые прекрасные и печальные стороны Серебряного века.
Наряду с Михаилом Александровичем значимой фигурой русского модерна был Михаил Васильевич Нестеров. В его творчестве звучат религиозные мотивы с пейзажами северной природы. Более всего он известен церковной живописью. Например, мозаичные работы на фасаде петербургского храма Воскресения Христова выполнены по его эскизам.

Еще один известный представитель художников-модернистов России — Николай Константинович Рерих. Он работал с невероятной плодотворностью. Его наследие живописных работ насчитывает более семи тысяч. Еще при жизни он приобрел мировую известность.
Свои картины на мифологические сюжеты, преимущественно славянские, Рерих писал чистыми интенсивными цветами. Одна из самых известных его работ — «Заморские гости». Она написана крупными, энергичными мазками и выразительным цветом. В ней отчетливо передано течение воды и движение паруса.
Эволюция модернизма
На сегодняшний момент под понятием «модернизм» объединяют несколько художественных направлений. К ним относятся: кубизм, абстракционизм, импрессионизм, экспрессионизм, символизм, дадаизм, фовизм, футуризм, сюрреализм, постмодернизм. В каждом из этих направлений есть свои яркие представители.
Некоторые связывают зарождение модернизма с появлением в 1863 году во Франции «Салона отверженных». Тут выставляли свои картины импрессионисты. Их идеи отвергались официальной художественной критикой, однако это лишь способствовало возрастанию их популярности. Импрессионизм дословно переводится как «впечатление». Художники старались запечатлеть подвижность и переменчивость мира, передать свое мнение о нем.
Среди самых ярких представителей можно выделить Эдуарда Мане, Клода Моне, Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Поля Сезанна.
Основная фигура в кубизме — это Пабло Пикассо. Для кубизма характерно разбиение изображения на условные формы и примитивные фигуры.

Абстракционизм тесно связан с Василием Кандинским. Особенность этого стиля заключается в гармоничном сочетании геометрических форм и цветовых пятен. При этом каждый оттенок был символичен и нес определенную смысловую нагрузку.
Кандинский отождествлял абстракционизм с музыкой. В одном из своих трактатов он писал: «Художник — рука, которая с помощью той или иной клавиши заставляет человеческую душу вибрировать».
Поздний модернизм
Сюрреализм — более позднее проявление модернизма — возник в 20-х годах прошлого столетия и стал широко известен благодаря эксцентричным работам Сальвадора Дали. Данный жанр представляет собой неограниченный полет воображения. Столкновение реального и нереального.
Символизм, пожалуй, самое раннее проявление модерна. Стиль возник еще в 1870-х годах. Символизм — широкое понятие, которое относится не только к живописи, но и к музыке и литературе. Символисты активно экспериментировали с художественными средствами и темами. Этот стиль был популярен и среди российских живописцев. Его ярким представителем был Виктор Борисов-Мусатов.
Фовизм принадлежит французской живописи. Яркость цветов, динамичность мазков, обобщенные формы — вот основные характеристики фовизма. Главной фигурой в этом стиле считается Анри Матисс. Хотя термин «фовизм» и переводится с французского как «дикий», сами приверженцы стиля не признавали это определение.
Футуризм позиционировался как искусство будущего. Был широко распространен в Италии и России. Он отталкивался от технологического и урбанистического развития мира, стремился выразить его красоту и динамику. Художественные приемы футуризма схожи с фовизмом и абстракционизмом. Но основной упор делается на передачу ритма и движения современной жизни. У русского футуризма судьба весьма трагична. Некоторые его представители, например Игорь Терентьев, были расстреляны, некоторые — отправлены в ссылку, остальные — преданы забвению.
Дадаизм представлял собой коллажи из газетных и журнальных вырезок. Как самостоятельный стиль просуществовал недолго и слился с сюрреализмом и экспрессионизмом.
Экспрессионизм и абстрактный экспрессионизм призваны передать эмоциональное состояние художника или его впечатление от той или иной вещи, человека и события. И хотя этот термин широко распространен, определенного художественного движения под этим названием не существовало.
Самый поздний виток развития модернизма — это постмодернизм. Это был окончательный эстетический переворот в Европе в середине 20-го века. Главной чертой его стало соединение элементов различных культур — Востока, Африки, Индии, Западной Америки, европейской культуры. Постмодернизм состоял из студенческих групп, которые стремились привнести в потребительское общество новую сверхидею. Но по сути это была своеобразная форма эстетического бунтарства. Наиболее яркие представители стиля — Йозеф Бойс и Сандро Киа.
Самые значимые картины
Среди всего творческого многообразия можно выделить наиболее значимые картины известных художников-модернистов, которые стали примером зарождающегося стиля и ветвями его развития.
Первой, пожалуй, будет картина «Завтрак на траве» Эдуарда Мане. Она была настолько нетипичной для своего времени, настолько не вписывалась ни в какие рамки традиционной живописи, что была не принята на официальную выставку в Парижском салоне и осмеяна критиками. Тем не менее Мане выставил ее в «Салоне отверженных». Там она ознаменовала собой новую эру в искусстве, лишенную страха самовыражения.
Вторым, более поздним примером переворота в творчестве, стала картина Пабло Пикассо «Авиньонские девицы». Впоследствии ей был присвоен статус иконы модернизма. Сам Пикассо о своей живописи писал, что изображает не объект, а свое отношение к нему.

И третья по счету, но не по значимости, — картина русского художника-модерниста Казимира Малевича «Черный квадрат». Она настолько известна, что не нуждается в представлении. Это своеобразная икона русских художников-модернистов 20 века. В то время стиль дробился и принимал причудливые формы.
Для самого Малевича картина стала отправной точкой, переходом на новый уровень беспредметного творчества, которое он назвал «супрематизм». Этот новый стиль являл собой сочетание упорядоченных простых геометрических форм. Казимир Малевич называл свой «Черный квадрат» первым шагом чистого творчества.
Заключение
Если бы пришлось составлять полный список художников-модернистов, тех, кто так или иначе связан с развитием стиля, то рамок данной статьи было бы явно недостаточно. Ибо он столь велик, что хватит на целую книгу.
Трудно переоценить поистине глобальный переворот в искусстве, который произвели художники-модернисты и их картины. Они заставили общество посмотреть на мир по-новому. Увидеть в нем другие краски, формы и содержание.
В начале 20-го века все ценности культурного наследия прошлых лет были пересмотрены, некоторые оставлены позади в прошедшем столетии. Мир захлестнули перемены. Этому способствовали и изящный венский модерн, и утонченный французский ар-нуво, и постмодернистские идеи в творческом самовыражении.
Благодаря творцам мир изобразительного искусства навсегда изменился, стал более открытым, свободным, новым. Теперь поклонники живописи столетиями могут наблюдать за художественным развитием прошлого.
Художественные течения модернизма в живописи
С приходом 20 века, и связанного с этой эпохой прогресса, в живописи также наметились серьезные перемены. Приоритетом художников стал конструктивизм, символизм, четкое отображение деталей. Живописцы отходили от образности, аллегорий, размытости. Их картины становились техничными, с правильной постановкой плана и четкостью контуров.
Две таитянки. Поль Гоген
Под понятием «модернисткие направления» специалисты в области живописи объединяют несколько течений.
Символизм — стиль, черпающий вдохновение в образах эпохи романтизма. Художники этого направления обращаются к темам мистики, фантастики, духовности. Их задача – обыгрывание символом, иносказательное выражение мыслей и чувств через фантастические и эзотерические символы. Представителями символизма были П. Гоген, Э. Мунк.

Фовизм
Футуризм. Название произошло от слова «футурум», что значит «будущее». Художники этого направления обращаются к образам индустриальной эпохи, и динамике больших городов. Их композиции
хаотичны, их тематика – превосходство технического прогресса над человеком.

Футуризм
Эпоха модерна является неоднозначным периодом. Это искусство, не слишком понятное массам, порой излишне экзальтированное и далекое от жизни. Их искания в общественной и социальной жизни, часто выглядели лихорадочно. Однако в этот период на горизонте появился ряд имен действительно талантливых художников, на произведениях которых учатся современные художники.
В обществе начала 20 века модернистов воспринимали, как революционеров. Они восставали против сложившихся годами традиций в искусстве, и общепринятых канонов.
Известные художники модернисты: Михаил Врубель, Анри Матисс, Альфонс Муха, Анри Руссо, Амедео Модильяни, Густав Климт.
Статьи — Модернизм в живописи — Галерея Art Icon
Искусство XIX века характеризуется эклектичностью. Однако в конце столетия в Европе появилось мощное желание избавиться от смешения стилей в живописи, архитектуре, скульптуре. Этим обусловлено появление модернизма, ставящего своей целью отказаться от ранее наработанных приемов и форм.
Содержание:
- Черты стиля;
- Притимивизм;
- Авангардизм;
- Экспрессионизм;
- Фовизм;
- Футуризм;
- Кубизм.
Черты стиля
Для этого направления характерны плавность линий и форм. При этом полотна выглядят достаточно плоскими в отношении перспективы, игры светотени. Предметный ряд отображается вытянутыми фигурами, растущими в высоту. Художники используют четкие контуры и линейные композиции.
Несмотря на то, что картины модернистов выглядят плоскими, схожими с настенными аппликациями, они характеризуются глубиной. Этот эффект достигался благодаря идейному содержанию. Поэтому одной из присущих черт направления считается символизм.
Отечественные и зарубежные художники активно размышляли на темы греха, любви, добра и зла, используя при этом аллегории, гротеск, экспрессию и абстракцию. На этапе раннего модернизма на полотнах появляются разнообразные орнаменты, растительные мотивы. Также часто на полотнах присутствуют мистические существа, образ женщины.
Цель модернизма — свобода авторского выражения. Художники писали свои полотна, полностью отказавшись от наработанных академических приемов. Оригинальные произведения создавались под призмой авторского видения изображаемого. В дальнейшем выделились его направления, в основе каждого из которых лежит оригинальная философская идея и мысль.
Примитивизм
Художники-примитивисты намеренно стремились к упрощению при передаче образов. Во многом стиль становится близок к первичным этапам развития живописи, что сделало популярным направление среди мастеров-самоучек. Однако упрощенное изображение не свидетельствует о низком идейном содержании картин.
Авторы стремились обрести «чистый» взгляд на мир. Он присущ сознанию человека, не испорченного благами цивилизации. Поэтому холсты представителей наивного искусства звучат жизнеутверждающе и разнопланово.

Авангардизм
Направление откровенно эпатировало людей небанальной подачей, использованием специфических приемов, четких форм и контуров. Для полотен авангардистов характерен эксперимент, пафос творчества и полный отказ от классических канонов. Художники стремились к созданию новой реальности, сочетая при этом рациональные и иррациональные начала.
Экспрессионизм
Выражение собственных эмоций, актуализация стиля — именно это стало главной движущей силой направления. Экспрессионисты писали крупными мазками, капали на холсты краской, не останавливаясь на детальной проработке. Художники часто переживали глубокие и сильные переживания: боль, страх, разочарование.

Фовизм
Данный жанр объединил приемы постимпрессионистов и цветной гравюры Японии. Некоторые искусствоведы отмечают в нем присутствие живописи Средневековья.
Главное «орудие» фовистов — цвет. Именно он использовался для передачи настроения и полной гаммы эмоций творца. Активно использовалась яркая гамма, оттеняемая пастельными натуральными тонами. Такое сочетание добавляло полотнам выразительности и эмоциональной напряженности.
Футуризм
Это движение произвело революцию в искусстве, культуре и, в частности, живописи. Художники переосмысляли действительность, уделяя большое внимание форме, а не содержанию. И если других представителей модернизма будущее и развитие цивилизации пугало, то футуристы принимали его с экзальтированным оптимизмом.
Основными приемами, использующимися художниками, стали энергия, движение и скорость. Футуристы оперировали довольно простыми приемами, беря за основу динамичные композиции. Фигуры в них преподнесены фрагментарно, пересекаясь острыми линиями и углами. Экспрессия полотен выражалась с помощью спиралей, скошенных конусов, зигзагов.
Кубизм
Родоначальником мирового направления считается Пабло Пикассо. Именно с его картины «Авиньонские девицы». На этом полотне отсутствует перспектива, а женщины прорисованы контурно. Именно это было взято за основу художниками, решившими отказаться от приемов академической школы.
Футуристы стремились к проработке четких геометрических линий и фигур. Экспериментируя с композицией, художники представляли работы, позволяющие оценить сюжет как бы с другой стороны от смотрящего.

Если и вы хотите ознакомиться с современной живописью модернизма, приглашаем вас в галерею Art Icon. Здесь вы найдете картины как начинающих русских художников, так и признанных творцов.
В конце XIX в. в искусстве появляется новый стиль, приверженцы которого пытаются отойти от историзма и эклектизма современного искусства. Этот стиль получил название модерн (от латинского modernus — новейший, современный).
Ярче всего модерн проявился в архитектуре, книжном оформлении, искусстве плаката. Затронул он также скульптуру и живопись.
Впервые новый стиль заявил о себе в Англии. В других западноевропейских странах модерн сформировался в 1880-х гг. Во Франции он носил название «ар нуво», в Германии — «югендстиль», в Австрии — «сецессион», в Италии — «либерти», в Испании — «модернисмо», в Польше — «сецесия».
Появление подобного искусства во многом предопределило творчество У. Морриса, Дж. Рёскина, прерафаэлитов и английских графиков У. Блейка и У. Крейна.
Живопись модерна характеризуется внешней декоративностью, стилизацией, плоскостной орнаментальностью. Нередко художники в своих произведениях использовали растительные мотивы. Стебли, листья и цветы как будто увядших экзотических растений сплетались в причудливый узор, в котором иногда появлялись фигуры женщин или фантастических существ. Плавные контурные линии, вытянутые фигуры, соединяющиеся цветовые плоскости (нередко монохромные) делали изображение очень эффектным. Благодаря таким качествам живописный язык модерна нередко использовали символисты для воплощения своих идей и образов.
С искусством модерна связаны имена таких известных художников, как П. Гоген, П. Боннар, М. Дени, Э. Вюйар, П. Серюзье во Франции, Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, Г. Климт в Австрии, Ф. фон Штук в Германии.
Ярким представителем модерна в книжной графике был О. Бёрдсли.
Обри Бёрдсли
Обри Винсент Бёрдсли родился в 1872 г. в состоятельной английской семье. В 1891 г. он поступил в Вестминстерскую художественную школу Ф. Броуна. В свободное от занятий время молодой художник отправлялся в лондонские музеи и галереи. Большое впечатление на него произвело искусство А. Дюрера, Микеланджело, С. Боттичелли. Особое восхищение Бёрдсли вызывали гравюры А. Мантеньи, с которых он делал копии.
Значительное влияние на формирование художественного стиля Бёрдсли оказало искусство японской гравюры, творчество французских живописцев XVIII в. и произведения прерафаэлита Э. Бёрн-Джонса. Немного позднее его внимание привлекло творчество К. Лоррена, А. Ватто, П. Прюдона, Ж. Калло и Г. Моро.
В конце 1891 г. к Бёрдсли пришла настоящая известность. Самой крупной работой этого периода стала серия иллюстраций к «Сказаниям о короле Артуре» Джона Дента. В том же году художник познакомился с Э. Бёрн-Джонсом, искусством которого всегда восхищался.
С 1893 г. Бёрдсли работает над иллюстрациями для журналов, часть которых издается под его руководством («Желтая книга», 1894-1895, совместно с Х. Харлендом; «Савой», 1896, совместно с А. Саймонсом), а также создает рисунки для книг (иллюстрации к «Смерти Артура» Т. Мэлори, 1893-1894; к «Саломее» О. Уайльда, 1894; к рассказам Э. По; к «Похищению локона» А. Пуопа, 1896; эскиз для обложки и заставка к роману «Сцены парижской жизни» О. Бальзака, 1897; иллюстрации к «Вольпоне» Б. Джонсона, 1897). В этих немного легкомысленных и изящных работах заметно влияние французской гравюры XVIII в.
Вместе с популярностью к Бёрдсли приходит материальное благополучие. Но это не спасает его от тяжелой болезни — туберкулеза, который с детства мучает художника. Отсюда и глубокий трагизм, пронизывающий иллюстрации Бёрдсли к «Падению дома Эшер» Эдгара По.
Эротические рисунки Бёрдсли к «Правдивой истории Лукиана» вызывают негодование со стороны официальных кругов. Эти иллюстрации в 1895 г. и стали причиной ухода художника из «Желтой книги».
В 1896 г. Бёрдсли едет лечиться на курорт в Ипсом. В этом же году он создает очень остроумные и эротичные иллюстрации к «Лисистрате» Аристофана, а также к сатире Ювенала. Через два года умирающий художник будет умолять издателя уничтожить фривольные рисунки, но, к счастью, последний не выполнил просьбы и сохранил для нас замечательные творения английского графика.
О. Бёрдсли. Обложка к журналу «Савой». 1896 г.
О. Бёрдсли. Туалет. Иллюстрация к поэме А. Пуопа «Похищение локона». 1896 г.
В ряде произведений Бёрдсли заметен интерес к религиозным и мистическим сюжетам. Увлечение оккультными науками отразилось в рисунке, названном автором «О Неофите, или Как он был посвящен в черную магию демоном Асомуэлем» (1893). Имя демону, олицетворяющему бессонницу, придумал сам Бёрдсли.
Не менее загадочным кажется рисунок «Поцелуй Иуды» (1893), свидетельствующий об интересе художника к духовному, внутреннему миру человека. Эти же мотивы присутствуют и в других произведениях Бёрдсли.
Обри Бёрдсли, проживший очень короткую жизнь (он умер в 1898 г.), оставил глубокий след в европейском искусстве. Утонченные и хрупкие, но в то же время ироничные и живые рисунки английского графика оказали большое влияние на мастеров последующих поколений.
Густав Климт
Густав Климт, австрийский живописец, график и декоратор, крупный представитель венского модерна, родился в 1862 г. в Вене.
В 1876-1883 гг. Климт учился в венской Школе художественных ремесел у живописца Ф. Лауфбергера. Первые его картины — это исторические композиции, отразившие влияние академического искусства.
Вместе с Х. Макартом Климт занимался монументальными декорациями. Среди подобных работ — живописное панно лестницы Музея истории искусства в Вене (1891). Эта работа, как и аллегорические композиции 1890-х гг. («Любовь», 1895), напоминает живопись художников-символистов Я. Тооропа и Ф. Кнопфа.
Большую роль в развитии венского модерна (югендстиля) сыграл «Сецессион» — объединение художников и архитекторов, отвергавших традиции академического искусства. В 1897 г. Климт стал президентом «Сецессиона». В начале 1900-х гг. художник, исполняя заказ Министерства культуры, создал три монументальных панно для актового зала Венского университета («Философия», 1900; «Медицина», 1901; «Юриспруденция», 1903). К сожалению, в годы Второй мировой войны все три панно были уничтожены. В этих произведениях ярко проявились черты модерна: ассиметричное композиционное построение, причудливые, напоминающие сложный орнамент переплетения обнаженных человеческих тел. Явная эротичность этих работ Климта, а также пессимистический дух, пронизывающий их, стали причиной отказа от панно профессуры университета.
Зрелым художником со сложившейся манерой письма Климт предстает в «Бетховенском фризе» (1902) , вошедшем в монументальный ансамбль здания «Сецессиона». В этом произведении выразилась попытка мастера с помощью живописно-аллегорических образов интерпретировать Девятую симфонию Бетховена. Ритм вытянутых фигур «Бетховенского фриза» напоминает изменяющийся темп музыкального произведения. Одежду людей, изображенных в росписях, а также фон покрывают причудливые орнаментальные линии и сверкающие золотом и серебром краски. В таком же стиле выполнена и мозаика обеденного зала во дворце Стокле в Брюсселе, созданная Климтом в 1911 г.
Картинам, написанным Климтом в 1900-х гг., свойственно сочетание объемной моделировки фигур людей с плоскостной орнаментальностью. Художник покрывает части обнаженного человеческого тела яркой мозаикой и золотыми узорами. Лица и тела как будто проступают сквозь спирали, геометрические фигуры, причудливые цветы и стебли экзотических растений. В такой манере исполнены картины «Юдифь» (1901), «Поцелуй» (1907-1908), «Три возраста» (1908), «Саломея» (1909) .
Г. Климт. Юдифь. 1901 г.
Г. Климт. Три возраста. 1908 г.
В 1910-х гг. живопись Климта несколько меняется: исчезает обилие золота, в образах появляется экспрессия. Таковы символические композиции «Девушка» (1913), «Невеста» (1917-1918).
В стиле модерн исполнены и пейзажи Климта («Поле маков», 1907; «Дворец у воды», 1908; «Аллея в парке», 1912) .
Умер Густав Климт в 1918 г. в Вене.
В стиле модерн работал также немецкий художник М. Клингер.
Макс Клингер
Немецкий живописец, график, скульптор Макс Клингер родился в Лейпциге в 1857 г. Учился в лейпцигской Школе искусств у известного мастера Ф. Брауэра. В 1874-1875 гг. он продолжил обучение в Карлсруэ в Академии художеств у К. Гуссова, а в 1876 г. начал посещать берлинскую Академию. Жил и работал в Лейпциге в Берлине. В 1879 г. посетил Карлсбад, Мюнхен, Брюссель, где занимался в мастерской Э. Х. Ваутерса.
С 1881 г. художник жил в Берлине, а с 1883 г. — в окрестностях немецкой столицы на вилле «Альберс». В 1867 г. Клингер вместе с А. Бёклином посетил Париж, а в 1886-1889 гг. — Италию. В 1892 г. он стал одним из основателей «Общества берлинских художников», а позднее вошел в мюнхенский «Сецессион». С 1897 г. Клингер — профессор графики лейпцигской Академии художеств.
Ранние работы художника отмечены влиянием академической живописи. В эти годы (конец 1870-х) он пишет картины на античные и исторические сюжеты («Падение у стены», 1878; «Смерть Цезаря», 1879).
В 1880-е гг. Клингер начал создавать произведения с символическим содержанием. С этого времени в его живописи преобладают аллегорические или фантастические образы («Морской бог в волне прибоя», 1884-1885). Его картины напоминают полотна Г. фон Маре, А. Бёклина, А. Фейербаха. О близости с искусством Фейербаха говорит, например, такая картина Клингера, как «Миссия», вытолненная в 1880 г. Художник натуралистично и несколько театрально изобразил на своем полотне сидящую у моря обнаженную женщину, рядом с которой стоят ворон и цапля.
В форме удлиненного панно (что очень характерно для живописи символистов) выполнены пейзажи Клингера «Вечер» (1882), «Горное ущелье» (1884), «Летний пейзаж» (1884-1885).
Живописца всегда интересовала тема скоротечности земной жизни и неотвратимости смерти. Подобные мотивы нередко увлекали не только современных ему художников, но и мастеров прошлых эпох. В духе искусства Возрождения написаны картины «Надгробный плач» (1890), «Распятие» (1890). Легенда о золотом веке — времени, когда все люди были счастливы и жили в гармонии с природой, — нашла свое отражение в таких работах Клингера, как «Голубой час» (1890), «Источник» (1891-1892), триптих «Воспоминание о Париже» (1908). Эти полотна показывают зрителю фигуры прекрасных юношей и девушек, олицетворяющих давно ушедшие времена. Нижнюю часть триптиха «Воспоминание о Париже» художник украсил скульптурным орнаментом, выразив таким образом свойственную эстетике символизма идею объединения раз-личный видов искусств.
Большой интерес представляет еще один триптих Клингера — «Христос на Олимпе» (1897). Художник помешает героев христианской истории в античную эпоху, ставя во главу угла Божественное начало. Это произведение свидетельствует об изменении живописных приемов автора: теперь главную роль в создании картины играет контур и цветовые пятна, с помощью которых Клингер моделирует объемы.
Искания в области новых художественных средств отразились и в скульптурных работах Клингера, в которых мастер сочетает разные породы мрамора с золотом, слоновой костью; покрывает скульптуры краской («Саломея», 1893; «Бетховен», 1902).
М. Клингер. Суд Париса. 1887 г.
Значительное место в творчестве Клингера занимают графические работы: афиши для выставок «Сецессиона» и прекрасные гравюры (серия «Перчатка», 1881).
Умер художник в 1920 г. Его творчество сыграло большую роль в развитии искусства модерна.
Как уже говорилось выше, модерн быт тесно связан с символизмом. Многие художники, работавшие в стиле модерн, на разных этапах своего творчества увлекались идеями символизма.
Модернизм — Список художников по алфавиту
А
Амедео Модильяни 1884-1920; Итальянский художник и скульптор, один из самых известных художников конца XIX — начала XX века, представитель экспрессионизма — 369 картинАнкетен Луи 1861-1932; Французский художник и теоретик искусства, один из основателей синтетизма в живописи — 84 картины
Анри Матисс 1869-1954; французский художник и скульптор, лидер течения фовистов — 576 картины
Б
Базиль Фредерик 1841-1870; французский живописец, один из основателей импрессионизма — 79 картинБерта Моризо 1841-1895; французская художница, входившая в круг художников в Париже, ставших известными как импрессионисты — 315 картины
Боччони Умберто 1882-1916; итальянский художник, скульптор и теоретик футуризма — 126 картины
Бракемон Мари 1840-1916; французская художница, принадлежавшая к кругу импрессионистов — 40 картин
В
Винсент ван Гог 1853–1890; нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века — 873 картиныВуд Грант 1891-1942; американский художник, известный в основном картинами, посвящёнными сельской жизни американского Среднего Запада — 117 картин
Г
Грант Вуд 1891-1942; американский художник, известный в основном картинами, посвящёнными сельской жизни американского Среднего Запада — 117 картинГог, Винсент ван 1853–1890; нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века — 873 картины
Гоген Поль 1848-1903; французский живописец, скульптор-керамист и график — 562 картины
Гонсалес Ева 1849–1883; французская художница-импрессионистка — 66 картин
Густав Климт 1862–1918; широко известный австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи — 214 картины
Д
Дега Эдгар 1834-1917; французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения — 765 картиныДжеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер 1834-1903; англо-американский художник, один из ключевых тоналистов — предшественников импрессионизма и символизма — 333 картины
Джорджо Моранди 1890-1964; итальянский живописец и график — 117 картин
Е
Ева Гонсалес 1849–1883; французская художница-импрессионистка — 66 картинЖ
Жорж Сёра 1859-1891; французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием дивизионизм, или пуантилизм — 198 картиныЗ
И
К
Кало Фрида 1907-1954; мексиканская художница, наиболее известная автопортретами — 101 картинаКлимт Густав 1862–1918; широко известный австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи — 214 картины
Клод Моне 1840-1926; французский живописец, один из основателей импрессионизма — 1314 картины
Кэссетт, Мэри Стивенсон 1844-1926; американская художница и график, писавшая в стиле импрессионизма — 405 картины
Л
Луи Анкетен 1861-1932; Французский художник и теоретик искусства, один из основателей синтетизма в живописи — 84 картиныМ
Мане Эдуард 1832-1883; французский живописец, гравёр, один из родоначальников импрессионизма — 261 картинаМари Бракемон 1840-1916; французская художница, принадлежавшая к кругу импрессионистов — 40 картин
Матисс Анри 1869-1954; французский художник и скульптор, лидер течения фовистов — 576 картины
Модильяни Амедео 1884-1920; Итальянский художник и скульптор, один из самых известных художников конца XIX — начала XX века, представитель экспрессионизма — 369 картин
Моне Клод 1840-1926; французский живописец, один из основателей импрессионизма — 1314 картины
Джорджо Моранди 1890-1964; итальянский живописец и график — 117 картин
Моризо Берта 1841-1895; французская художница, входившая в круг художников в Париже, ставших известными как импрессионисты — 315 картины
Мэри Стивенсон Кэссетт 1844-1926; американская художница и график, писавшая в стиле импрессионизма — 405 картины
Н
О
Огюст Ренуар 1841-1919; французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма — 1208 картиныП
Пабло Пикассо 1881-1973; испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер — 1170 картиныПикассо Пабло 1881-1973; испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер — 1170 картины
Поллок Джексон 1912-1956; американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века — 117 картин
Поль Гоген 1848-1903; французский живописец, скульптор-керамист и график — 562 картины
Поль Сезанн 1839-1906; французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма — 612 картины
Р
Ренуар, Пьер Огюст 1841-1919; французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма — 1208 картиныС
Сезанн Поль 1839-1906; французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма — 612 картиныСёра Жорж 1859-1891; французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием дивизионизм, или пуантилизм — 198 картины
Т
У
Уильям Тёрнер 1771-1851; британский живописец, мастер романтического пейзажа, акварелист — 504 картиныУистлер, Джеймс Эббот Мак-Нейл 1834-1903; англо-американский художник, один из ключевых тоналистов — предшественников импрессионизма и символизма — 333 картины
Умберто Боччони 1882-1916; итальянский художник, скульптор и теоретик футуризма — 126 картины
Ф
Фрида Кало 1907-1954; мексиканская художница, наиболее известная автопортретами — 101 картинаХ
Ц
Ци Байши 1864-1957; известный китайский художник, каллиграф и мастер резьбы по камню — 153 картиныЧ
Ш
Щ
Э
Эдгар Дега 1834-1917; французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения — 765 картиныЭдуард Мане 1832-1883; французский живописец, гравёр, один из родоначальников импрессионизма — 261 картина
Я
Модерн — стиль в живописи и архитектуре и его отличительные черты
7
Стиль модерн, он же Ар Нуво, однозначно является моим самым любимым стилем. Более того, дизайн моего сайта по всем признакам выполнен именно в стиле Ар Нуво, как оказалось. Это и синий цвет, и растительные орнаменты, и насыщенность композиции, и обилие плавных линий. Модерн очень интересный стиль в плане прикладного применения в живописи, архитектуре, декоре интерьеров. Именно благодаря этой своей практичной особенности распространяться на смежные сферы искусства, модерн обрел сегодня второе рождение. По крайней мере, очень удобно оформлять среду проживания в одном стиле, начиная с ограды у входа и заканчивая обложкой книги.
Модерн (от фр. moderne — современный) — художественное направление в искусстве. Представителей модерна объединяло антиэклектическое движение — стремление противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), элементам прикладного искусства.
В разных странах стиль модерн назывался по-разному: в США — тиффани (по имени Л. К. Тиффани), во Франции — Ар Нуво (фр. art nouveau, новое искусство), в Германии — югендстиль (нем. Jugendstil, молодой стиль), в Австрии — стиль Сецессион (Secessionsstil), в Англии — модерн стайл (modern style, современный стиль), в Италии — стиль либерти, в Испании — модернизмо, в Нидерландах — Nieuwe Kunst, в Швейцарии — еловый стиль (style sapin).
Период Модерна относительно короток, имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х и до 1914 года, начала первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы. В период модерна происходило стремительное переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства. Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы. Главным содержанием периода модерна стало стремление к открытию новых методов, стилей, форм, синтезу различных источников.
Художники модерна использовали в своем творчестве разные формы: греческой архаики, крито-микенского искусства, античной классики, экзотического искусства Китая и Японии, Готики и Ренессанса, искусства этрусков и французского Рококо. Одним из основных выразительных и стилеобразующих средств в искусстве модерна стал орнамент. Стремление к целостности, пластичности внешних и внутренних, декоративных и конструктивных элементов композиции, динамика и текучесть форм и есть отличительные особенности стиля Модерна.
Представители стиля модерн стремились к рациональному стилистическому единству, чтобы картинам и шпалерам, украшающим стены, соответствовали мебель, изделия из стекла, столовые приборы, а также одежда, ювелирные украшения и вообще все, что находится в оформленном ими пространстве. В модерне присутствует декоративность и двухмерность изображения, бег извилистых гибких линий, плоскостные узоры. И было не важно, предназначался ли такой декор для книжной обложки или же для фасада здания.
У истоков французского модерна стояли Поль Гоген и художники его круга. Также наиболее известным мастером Ар Нуво во Франции был Анри де Тулуз-Лотрек. Важную роль в развитии Ар Нуво во Франции сыграли архитектор Эктор Гимар, ювелир Рене и художник по стеклу и мебели Эмиль Галле. Значительное место в искусстве Ар Нуво принадлежит известным бельгийским архитекторам Анри ван де Велде и Виктору Орта. В Испании архитектор Антонио Гауди отличался наиболее индивидуальным и оригинальным вариантом Ар Нуво.
В Великобритании черты, характерные для нового стиля, появились в оформлении книг уже с начала 1880-х. Одним из наиболее известных художников-графиков Ар Нуво был Обри Бёрдсли, его эксцентричные рисунки иллюстрировали литературные произведения. Одним из ведущих представителей модерна в Великобритании был Ч.Р.Макинтош, шотландский архитектор и дизайнер, выполнявший самые разные художественные работы – от архитектурных проектов до эскизов обоев и изделий из серебра. Творчество Макинтоша оказало огромное влияние на развитие европейской архитектуры и искусства.
В США архитектор Луис Салливан использовал орнаменты в стиле модерн для украшения фасадов спроектированных им зданий. Ведущим представителем Ар Нуво был Луис Комфорт Тиффани, живописец и художник по стеклу. Он изобрел уникальное стекло с радужным отливом, которое назвал favrile и использовал при изготовлении своих знаменитых ваз и ламп в форме цветов.
Также представителями модерна можно назвать следующих художников – Густав Климт, Альфонс Муха, Михаил Врубель, Амедео Модильяни, Анри Руссо, Фердинанд Ходлер, Ян Тороп, Андерс Цорн, Константин Коровин, Михаил Нестеров, Франц фон Штук, Валентин Серов, Макс Курцвайль, Константин Сомов, Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Борис Кустодиев.
Стиль модерн достиг высшей точки своего развития на рубеже 19–20 веков, но вскоре был забыт – ведущие архитекторы стремились теперь к простоте и ясности форм и проявляли больше интереса к машинным технологиям, чем к ручной работе. Богатый декор 1890-х годов уступил место геометрическим, ничем не украшенным поверхностям зданий начала 20 века. Ар Нуво вышел из моды и был открыт заново только пятьдесят лет спустя.
Модернизм | Определение, история и примеры
Модернизм , в изобразительном искусстве, разрыв с прошлым и одновременный поиск новых форм выражения. Модернизм способствовал периоду экспериментов в искусстве с конца 19 до середины 20-го века, особенно в годы после Первой мировой войны.
Динамизм собаки на поводке , холст, масло Джакомо Балла, 1912; в Академии художеств Буффало, Нью-Йорк. Коллекция Albright-Knox Art Gallery, Буффало, Нью-Йорк; завещание А.Конгер Гудиер и Дар Джорджа Ф. Гудиера, 1964 г.Основные вопросы
Что такое модернизм?
В литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, танцах и музыке модернизм был разрывом с прошлым и одновременным поиском новых форм выражения. Модернизм способствовал периоду экспериментов в искусстве с конца 19 до середины 20-го века, особенно в годы после Первой мировой войны.
Что сделал Модернизм?
Все искусства искали подлинный ответ на индустриализацию и урбанизацию в конце 19 века.В литературе модернистские писатели, такие как Генри Джеймс и Вирджиния Вульф, отказались от традиционной преемственности, вместо этого применяя повествование в потоке сознания. Такие художники, как Эдуард Мане, отказались от унаследованных представлений о перспективе и моделировании. Архитекторы искали уникальные формы для новых технологий. Хореографы восстали против балетных и интерпретирующих традиций, а композиторы использовали неопробованные подходы к тональности.
Где сегодня модернизм?
Ученые предполагают, что модернизм закончился через некоторое время после Второй мировой войны, между 1950-ми и 1960-ми годами.Во всех видах искусства произошли заметные сдвиги: писатели обратились к иронии и самосознанию; визуальные художники сосредоточены на процессе, а не на готовом продукте; постмодернистские архитекторы использовали украшения для украшения; хореографы заменили обычные танцевальные шаги простыми движениями, включая катание, ходьбу и пропуск; и композиторы отбросили такие традиционные формальные качества, как гармония, темп и мелодия.
В эпоху, характеризующуюся индустриализацией, быстрыми социальными изменениями и достижениями в науке и социальных науках (e.(теория Фрейда), модернисты чувствовали растущее отчуждение, несовместимое с викторианской моралью, оптимизмом и условностями. Новые идеи в психологии, философии и политической теории породили поиск новых способов выражения.
Модернизм в литературе
Модернистский импульс подпитывается в различных литературах индустриализацией и урбанизацией и поиском подлинного ответа на сильно изменившийся мир. Хотя довоенные произведения Генри Джеймса, Джозефа Конрада и других авторов считаются модернистами, модернизм как литературное движение обычно ассоциируется с периодом после Первой мировой войны.Масштабы войны подорвали веру человечества в основы западного общества и культуры, а послевоенная модернистская литература отражала чувство разочарования и раздробленности. Основная тема Т.С. Длинное стихотворение Элиота «Пустошь » (1922), основополагающее произведение модернизма, — это поиск искупления и обновления в стерильном и духовно пустом ландшафте. С его фрагментарными изображениями и неясными аллюзиями, стихотворение типично для Модернизма, требуя, чтобы читатель играл активную роль в интерпретации текста.
Публикация ирландского писателя Джеймса Джойса «Улисс » в 1922 году стала знаковым событием в развитии модернистской литературы. Плотный, длительный и противоречивый роман детализирует события одного дня в жизни трех дублинцев с помощью техники, известной как поток сознания, которая обычно игнорирует упорядоченную структуру предложений и включает фрагменты мысли в попытке уловить поток персонажей. ‘ мыслительный процесс. Отдельные части книги считались непристойными, и Ulysses был запрещен на многие годы в англоязычных странах.Другие европейские и американские модернистские авторы, чьи работы отвергли хронологическую и повествовательную преемственность, включают Вирджинию Вульф, Марселя Пруста, Гертруду Стейн и Уильяма Фолкнера.
Вирджиния Вульф Вирджиния Вульф. New York World-Telegram & Sun Collection / Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия (нег. № LC-USZ62-111438) Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняТермин Модернизм также используется для обозначения литературных движений, отличных от европейского и американского движения начала-середины 20-го века.В латиноамериканской литературе модернизм возник в конце 19 века в произведениях Мануэля Гутьерреса Нахеры и Хосе Марти. Движение, которое продолжалось в начале 20-го века, достигло своего пика в поэзии Рубена Дарио. ( См. Также Американская литература; Латиноамериканская литература.)
Рубен Дарио. Предоставлено Archivo General de la Nación, Буэнос-АйресМодернизм в других областях искусства и архитектуры
Композиторы, включая Арнольда Шёнберга, Игоря Стравинского и Антона Веберна, искали новые решения в новых формах и использовали еще не опробованные подходы к тональности.В танцах восстание против балетских и интерпретирующих традиций коренится в работах Эмиля Жака-Делькроза, Рудольфа Лабана и Луи Фуллера. Каждый из них исследовал определенный аспект танца — такой как элементы человеческой формы в движении или влияние театрального контекста — и помог открыть эру современного танца.
Игорь Стравинский Игорь Стравинский, гр. 1920. Г. Л. Мануэль Фререс — Халтон Архив / Getty ImagesВ изобразительном искусстве корни модернизма часто восходят к художнику Эдуарду Мане, который, начиная с 1860-х годов, отошел от унаследованных представлений о перспективе, моделировании и предмете.Последовавшие за этим авангардные движения, в том числе импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, конструктивизм, де-стейль и абстрактный экспрессионизм, обычно определяются как модернистские. На протяжении этих движений художники все больше фокусировались на внутренних качествах своих медиа — например, линия, форма и цвет — и уходили от унаследованных представлений об искусстве.
Эдуар Мане: Бар в Фоли-Бержере Бар в Фоли-Бержере , холст, масло Эдуар Мане, 1882; в галерее Курто института, Лондон. Галереи Института Курто, Лондон (Коллекция Курто)К началу 20-го века архитекторы также все более и более отказывались от прошлых стилей и соглашений в пользу формы архитектуры, основанной на существенных функциональных проблемах. Им помогли достижения в строительных технологиях, таких как стальная рама и навесная стена. В период после Первой мировой войны эти тенденции стали кодифицироваться как Международный стиль, который использовал простые геометрические формы и неукрашенные фасады и который отказался от любого использования исторической ссылки; стальные и стеклянные здания Людвига Миса ван дер Роэ и Ле Корбюзье воплотили этот стиль.В середине-конце 20-го века этот стиль проявился в чистых, неброских стеклянных небоскребах и проектах массового жилья.
Здание Seagram в Нью-Йорке Здание Seagram (1958) по проекту Людвига Миса ван дер Роэ и Филиппа Джонсона; в Нью-Йорке. © Лоран Руампс / Dreamstimeрождение постмодернизма
В конце 20-го века началась реакция против модернизма. Архитектура увидела возврат к традиционным материалам и формам, а иногда и к использованию украшений ради самого украшения, как в работе Майкла Грейвса и после 1970-х годов, что Филиппа Джонсона.В литературе ирония и самосознание стали модой постмодерна, а размытие художественной литературы и научной литературы стало любимым методом. Такие писатели, как Курт Воннегут, Томас Пинчон и Анджела Картер, использовали постмодернистский подход в своей работе.
Майкл Грейвс: Здание государственной службы Портленда Здание государственной службы Портленда, Портленд, Орегон, спроектировано Майклом Грейвсом в стиле постмодерна, 1980–82. © Питер Аарон / ESTO Редакция Британской энциклопедииУзнайте больше в этих связанных статьях Britannica:
Английская литература: англо-американский модернизм: Паунд, Льюис, Лоуренс и Элиот
С 1908 по 1914 год был необычайно продуктивный период инноваций и экспериментов, когда романисты и поэты обязались в антологиях и журналах бросить вызов литературным соглашениям не только недавнего прошлого, но и всего пост-романтического…
мебель: современная
После конца 19-го века дизайн мебели на Западе был разделен на две основные категории: возрождение прошлых стилей — только точные репродукции, иногда — бесплатные адаптации; и различные выражения изменения современной жизни.Последняя категория впитала в себя как лучшее, так и…
мебель: современная
После Первой мировой войны школа в Баухаусе в Германии стала творческим центром революционного мышления, например, благодаря стальным трубчатым стульям, разработанным архитекторами Марселем Бройером, Людвигом Мисом ван дер Роэ и другими.Во время Второй мировой войны авиастроение ускорилось…
характеристик модернизма
По определению, модернизм — это «стиль или движение в искусстве, которое стремится порвать с классическими и традиционными формами». Это движение возникло, когда некоторые авторы почувствовали, что им нужна новая форма письма, чтобы выразить свои идеологии и взгляды на жизнь. Модернизм позволил писателям следовать высоко индивидуалистическим формам письма. Таким образом, этот стиль письма представляет радикальный сдвиг в культурной чувствительности соответствующего времени. Концепция модернизма сформировалась в 19-м и начале 20-го веков, период времени, который был свидетелем развития современных индустриальных обществ и быстрого роста городов.Ужас от Первой мировой войны также породил стремление к новому способу выражения протеста против социальной атмосферы, распространенной в то время. Такие писатели, как Эзра Паунд и другие поэты, отвергли выразительный вид письма, которому следуют в романтической и викторианской литературе, и отдали предпочтение более острому стилю письма, чтобы поднять свой голос протеста против существующих социальных ситуаций. Однако с началом Первой мировой войны писатели стали больше концентрироваться на циничных послевоенных произведениях, отражающих чувство разочарования и раздробленности мыслей, преобладавших в обществе, что привело к концу модернизма.Читайте дальше, чтобы узнать больше об этой концепции.
Модернизм в литературе
Формальные / стилистические характеристики модернизма
Ирония, сравнения, сопоставление и сатира — некоторые общие элементы модернистской письменности. Модернистские произведения часто пишутся от первого лица и сильно отличаются от традиционных стилей. В модернизме содержание письма представляется в виде длинного потока сознания, как напыщенная речь, у которого часто нет надлежащего начала, середины и / или конца.Следовательно, читатели могут немного запутаться в отношении того, что писатель пытается сообщить им. Сопоставление обычно представляет собой нечто необычное, например, кошку и мышь, которые дружат друг с другом. Модернистские писатели используют иронию и сатиру в качестве инструментов, которые помогают им высмеивать что-то и указывают на недостатки, как правило, проблемы в их обществе.
Тематические характеристики
Модернистское письмо для начинающего читателя может быть разочаровывающим опытом, требующим больших усилий для понимания концепции.Это из-за фрагментации и недостаточной краткости написания, которые являются основными характеристиками модернизма. Сюжет, тема и персонажи не обязательно линейны. Модернистские сочинения обычно фокусируются больше на представлении идей, мнений и мыслей писателя и представлении их публике в максимально возможном объеме. Это может быть оппозиция существующей социальной структуре, социальной практике или господствующей идеологии. Известно также, что некоторые прошлые писатели-модернисты создавали стилистические и художественные тексты, используя разные шрифты, символы, цвета и т. Д.в их написании.
Общая характеристика
Модернизм отмечен сильным и намеренным отходом от традиционного способа представления темы или мысли.
Концепция модернизма отрицает существование истины. Согласно этой школе мысли, все относительно.
Модернисты считают, что мир — это то, что мы воспринимаем, или, другими словами, мир — это то, что мы говорим.
Модернизм не поддерживает абсолютно никакой связи с историей или историческими институтами.
Согласно этой концепции, жизнь неупорядочена.
Модернизм подчеркивает важность общения между людьми и празднования внутренней силы.
Новый смысл реальности
Модернизм верит в относительные, временные истины и, следовательно, он заменил концепцию абсолютной, познаваемой истины осознанием «реальности».
Модернисты отказались следовать телеологическим способам мышления, в которых явления объясняются исходя из их целей или задач. Это предложило развитие в смысле времени, поскольку мы испытываем это; переход от линейного времени к «моменту времени». Жизнь в момент был основной темой модернизма.
Модернизм делал упор на способность искусства воздействовать на разум, а не на внешнюю реальность. Давайте возьмем пример из художественной формы, чтобы сделать концепцию более понятной; Картины были «репрезентативными» в викторианской живописи, где представлены сюжетные сюжеты.С другой стороны, в импрессионизме была попытка изобразить качество ощущений, стимулируемых сценами. Переходя к постимпрессионизму, вы можете увидеть попытку изобразить чистые элементы цвета и формы, попытку изобразить воспринимающий ум и эстетическое сознание.
Модернизм фокусируется больше на гносеологических проблемах, таких как «как мы знаем» и «что мы знаем», и спрашивает, как образ мышления неотделим от формы мышления.
Модернизм — это реакция против господства рационального и логического дискурса.
Новые подходы в модернистской письменности
Персонаж: Резюме персонажа исчезает в модернизме. Он характеризуется представлением себя как разнообразного, противоречивого и неоднозначного.
Стиль: Стиль изменился в образной форме, а не в том, что дает логические связи.
Сюжет: Модернизм сомневается в линейных сюжетах, которые приходят с неожиданными, неожиданными поворотными точками.В качестве альтернативы, он использует несколько моментов контрапунта «момент времени» и открывает неразрешенные окончания.
Фокусировка: Модернизм отвергает единственную, авторитетную, всеведущую точку зрения, которая исходит из сознания одного персонажа. Вместо этого он принимает несколько точек зрения, одновременно удерживаемых одним персонажем.
Причины развития новой мысли
Модернизм является результатом ощущения меняющегося мира, стимулируемого радикальными событиями, такими как:
эскалация войны на глобальном уровне.
новые разработки в области антропологических исследований и религии.
новых идей из новых областей, таких как психология и социология.
научные разработки новых теорий электромагнетизма и квантовой физики.
растущая критика против британского империализма и идеологии империи
Появление «городского сознания».
меняющихся силовых структур, таких как женщины, вступающие в рабочую силу.
развитие информационных технологий, таких как радио и кино.
новых концепций, таких как массовая демократия и рост массовой коммуникации.
fin-de-siècle или сознание конца века.
Модернизм приобрел популярность в знак протеста против существующего общества, социальных институтов и того, как они функционировали. Тем не менее, в литературе оно уменьшилось через некоторое время, так как произведения концентрировались на абстрактной мысли автора, что затрудняло их понимание.Тем не менее, есть некоторые писатели, которые считают этот стиль более удобным для представления своих идеологий и следуют этой школе мысли даже сейчас.
Западная живопись | искусство | Британика
Западная живопись , история западной живописи от ее зарождения в доисторические времена до наших дней.
Британика Викторина
Это или То? Художник против архитектора
Андреа Мантенья
Рисование, выполнение форм и форм на поверхности с помощью пигмента (но см. Также рисунок для обсуждения рисунков мелом, чернилами, пастелью и карандашами) непрерывно практиковалось людьми около 20 000 лет.Вместе с другими видами деятельности, которые могли быть ритуальными по своему происхождению, но которые стали называться художественными (например, музыка или танцы), живопись была одним из самых ранних способов, с помощью которых человек стремился выразить свою собственную личность и свое возникающее понимание существования. за пределами материального мира. В отличие от музыки и танца, образцы ранних форм живописи сохранились до наших дней. Современный взгляд может получить эстетическое, а также антикварное удовлетворение от 15 000-летних росписей пещер в Ласко — некоторые примеры свидетельствуют о значительных способностях рисования этих ранних художников.А живопись, как и другие виды искусства, проявляет универсальные качества, которые позволяют зрителям всех наций и цивилизаций понять и оценить.
Основные сохранившиеся примеры ранней живописи в любой точке мира можно найти в Западной Европе и Советском Союзе. Но около 5000 лет назад области, на которых были выполнены важные картины, сместились в восточную часть Средиземного моря и соседние регионы. Следовательно, для целей данной статьи западная живопись должна рассматриваться как символизирующая живопись не только в Европе, но и в регионах за пределами Европы, которые разделяют европейские культурные традиции — на Ближнем Востоке и в Средиземноморском бассейне, а затем и в странах Нового Мир.
Западная живопись в целом отличается своей концентрацией на изображении человеческой фигуры, будь то в героическом контексте древности или религиозном контексте раннего христианского и средневекового мира. Ренессанс расширил эту традицию путем тщательного изучения мира природы и исследования баланса, гармонии и перспективы в видимом мире, связывая живопись с развивающимися науками анатомии и оптики. Первый настоящий разрыв от фигуративной живописи произошел с ростом пейзажной живописи в 17 и 18 веках.Пейзаж и образные традиции сложились вместе в 19 веке в атмосфере, которая все больше была связана с «живописными» качествами взаимодействия света и цвета и выразительными качествами обработки краски. В 20-м веке эти интересы способствовали развитию третьей основной традиции в западной живописи — абстрактной живописи, которая стремилась раскрыть и выразить истинную природу краски и живописи через действие и форму.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской.Подпишитесь сегодня Редакция Британской энциклопедииВерхний палеолит
В верхнем палеолите, незадолго до окончательного отступления ледников в конце последнего ледникового периода (15 000–10 000 лет до н.э.), большая часть Европы была населена небольшими группами кочевых охотников, охотящихся на мигрирующие стада северных оленей, крупного рогатого скота бизонов, лошадей, мамонтов и других животных, чьи тела снабжали их едой, одеждой и сырьем для инструментов и оружия. Эти примитивные охотники украшали стены своих пещер большими изображениями животных, которые были так важны для их физического благополучия.Большинство сохранившихся примеров таких росписей были обнаружены во Франции и Испании (см. Каменный век), но похожие цифры из пещер на Урале в Советском Союзе могут указывать на то, что эта практика была более распространенной, чем предполагалось.
С тех пор, как первые образцы этих картин были обнаружены в конце 19-го века, они восхищались их виртуозностью и живостью. Простейшие фигуры — это просто контурные рисунки, но большинство сочетают эту технику со сложными штриховками и цветными промывками, которые модулируют поверхность и предполагают различные текстуры шкурок, рогов и костей.Объем обозначен тщательно контролируемыми изменениями толщины мазков, а удивительно продвинутое мастерство рисования передает значительное чувство движения и жизни. Первоначально большинство животных изображалось в виде отдельных фигур без повествовательного значения, и то, что современному наблюдателю кажется сложной группой фигур, на самом деле является конечным результатом длительного процесса аддитивности.
Отсутствие четкого повествовательного элемента в этих картинах вызвало проблемы в их интерпретации.Человек редко изображается, и изображения человеческих фигур, однозначно взаимодействующих с многочисленными животными, встречаются редко. Одним из немногих исключений из этого правила является сцена в Ласко на юге Франции, на которой изображен бизон, засовывающий падающую мужскую фигуру. «Колдун» в Les Trois Frères, также на юге Франции, более характерен. Хотя он накинут на кожу животного и, кажется, занимается преследованием или ритуальным танцем, его полная изоляция от любой другой фигуры оставляет его точное значение неясным.Интересно также, что, в отличие от очевидной заботы о детальном изображении животных, несколько человеческих фигур обычно выполняются небрежно и схематично. Иногда единственным намеком на человека являются изображения дротиков, ранивших или убивающих несколько фигур животных. Эти снаряды были истолкованы как упражнения в сочувствующей магии, призванные вызвать успех в будущей охоте. И наоборот, они могут так же легко помнить прошлые убийства. Но некоторые особенности предполагают, что такие простые объяснения не рассказывают всей истории: во-первых, такие изображения редки (обратно пропорционально количеству научных дискуссий, которые они породили), и, во-вторых, звери, которые показаны как раненые — действительно огромные большинство видов, изображенных на стенах пещеры, не были значимыми элементами в рационе пещерных художников.Современные залежи жилья показывают, что большая часть потребляемого мяса была получена от северных оленей, и северные олени появляются почти так же редко, как и сам человек, среди сохранившихся картин. Один факт очевиден: индивидуальная инициатива кажется первостепенной как при выполнении фигур животных, так и при записи действий изолированных людей. Любой намек на социальное взаимодействие отсутствует, и предполагалось, что общество как таковое существует на относительно низком уровне. Природа дала толчок к изменениям, и в искусстве следующего периода человек, наконец, стал частью сообщества.
,И модернизм, и постмодернизм разочарованы реализмом 19 -го века.
Реализм пытается поддержать иллюзию, что повествованный мир является правдоподобной версией того, в котором мы живем. Вы можете думать о реалистическом повествовании как о прозрачном окне, через которое читатель смотрит на повествованный мир (напротив, современные и постмодернистские окна также искажать рассказанный мир или привлекать внимание к кадрам).Реализм работает как негласное соглашение между писателем и читателем; первый делает все, чтобы поддерживать иллюзию реальности, а второй приостанавливает неверие.
В основе реализма лежит убеждение в том, что мир можно описать объективно. Модернизм и постмодернизм теряют эту веру в объективность, и вместо этого они сосредотачиваются на субъективных способах повествования.
Современные писатели не согласны с реалистами: реальный мир можно просто перевести, передать или отразить — каждый акт письма по сути создает новый мир.Модернизм отвергает реалистические соглашения, такие как подробные описания или беспристрастный рассказчик от третьего лица.
Как модернизм, так и постмодернизм признают, что вымышленный мир опосредован через рамки (особые варианты повествования, которые всегда субъективны). В то время как реализм пытается скрыть эти рамки, делая язык как можно более «прозрачным» и ненавязчивым, современные и постмодернистские писатели обращают внимание на язык и повествование.
Авторы постмодерна утверждают, что каждое чтение художественного произведения создает разные версии текста в сознании читателей, поскольку каждая интерпретация уникальна.Эта множественность текстов идет вразрез с беспристрастностью и необычностью видения, в которое верили авторы-реалисты.
Согласно реализму, вымышленный мир существует целиком и аналогичен реальному миру. Авторы постмодерна возражают против этих взглядов по следующим причинам:
- Мир отчасти неопределенный
- Объекты могут иметь эмоциональную окраску и привилегированное пространство
- Некоторые объекты могут быть неоднозначными, если предложения, описывающие их, являются неоднозначными
Поскольку вымышленный мир не может существовать вне языка, в вымышленном мире существуют только вещи, описанные рассказчиком.Тем не менее, просто невозможно изобразить бесконечное количество объектов, которые должны существовать в мире, аналогичном нашему. Вымышленный мир не существует во всей полноте, как настоящий.
Авторы постмодерна также отмечают, что повествование не такое невинное действие, как подразумевает реализм. Каждый акт рассказывания включает в себя отбор, организацию и интерпретацию со стороны рассказчика. Эта пристрастность повествования подавляется реализмом, который для постмодернистских писателей нечестен и потенциально опасен.
Ссылочная функция художественной литературы также является еще одним обещанием, которое реализм не может сдержать. С ссылочной точки зрения то, что происходит в художественной литературе, буквально ничто.