Топ 10 самых известных скульптур в стиле барокко
Стиль барокко был распространен в Европе в XVII-XVIII веках. Он оказывал свое влияние на многие виды искусства: музыку, архитектуру, живопись и скульптуру. Наш топ 10 самых известных скульптур в стиле барокко расскажет о десятке статуй, созданных в ту эпоху.
10«Эней, Анхиз и Асканий» Джованни Лоренцо Бернини
Эта мраморная скульптура была создана Джованни Лоренцо Бернини в 1618-1619 годах. Сейчас она хранится в Галерее Боргезе. Скульптура изображает сцену из «Энеиды». По сюжету герой Эней выводит свою семью из горящей Трои. Обрабатывая и полируя мрамор, Бернини мог добиться удивительного результата: человеческая кожа и фактура ткани выглядят очень реалистично.
9«Давид» Джованни Лоренцо Бернини
Эта мраморная скульптура, созданная Джованни Лоренцо Бернини, изображает персонажа древней легенды, который с помощью камня победил грозного великана Голиафа. Скульптура выполнена в натуральную величину. Она была создана за 7 месяцев, в 1623-1624 годах. «Давид» хранится в Галерее Боргезе.
8«Похищение Сабинянок» Джамболонья
Эта мраморная скульптура была вырезана Джамболонья из цельного куска камня. В ней скульптор сочетает веяния греческой скульптуры (классические обнаженные формы) и детали маньеризма (общая динамичность композиции). «Похищения Сабинянок» иллюстрирует легенду о том, как римские мужчины на празднике похитили женщин-сабинянок. Проектировать статую Джамболонья начал в 1579 году, сначала задумав вырезать только две фигуры и лишь потом изменив свое решение.
7«Добродетель с двумя детьми» Джованни Лоренцо Бернини
Эта скульптура Джованни Лоренцо Бернини была создана в 1634 году. На сегодняшний день «Добродетель с двумя детьми» хранится в Музее Ватикана.
6«Милон Кротонский» Пьер Пюже
Эта мраморная скульптура была создана Пьером Пюже по заказу Людовика XIV, который хотел украсить ею Версаль. Скульптор завершил свою работу в 1692 году. Статуя изображает атлета, который пытался расщепить дерево, но попал в расщеп, став жертвой льва. Персонаж пытается высвободить руку и одновременно отбиться от льва. Драматическая и динамическая, эта скульптура получилась до пугающего реалистичной, и не получила успеха у Людовика XIV. А потому «Милон Кротонский» был перенесен из Версальского парка в Лувр, где и хранится до наших дней.
5«Истина, открытая Временем» Джованни Лоренцо Бернини
Эта мраморная скульптура была создана Бернини в 1646-1652 годах. В этой композиции Истина изображена прекрасной девушкой, которая сидит на обломке скалы. В ее руках сияет солнце, а под левой новой располагается земной шар. Бернини планировал добавить в композицию аллегорическую фигуру Времени, стоящего за спиной Истины. Однако скульптор не успел закончить свое творение. После смерти Бернини неоконченный блок мрамора был продан.
4«Святая Цецилия» Стефано Мадерно
Эта мраморная скульптура была создана Мадерно в 1599-1600 годах. На сегодняшний день она располагается в церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере, в Риме. По легенде, именно на этом месте находился дом, где жила святая Цецилия, погибшая примерно в 230 г. Мадерно при создании скульптуры ориентировался на собственное воспоминание о нетленном теле святой, саркофаг которой был вскрыт в 1599 году.
3«Аполлон и Дафна» Джованни Лоренцо Бернини
Эта мраморная скульптура была создана Бернини в 1622-1625 годах. Сейчас она находится в Галерее Боргезе. Статуя изображает мифологических персонажей и иллюстрирует события, описанные в рассказе из «Метаморфоз» Овидия. Скульптор попытался передать в своей работе весь трагизм неразделенной любви.
2«Распятие» Хуан Мартинес Монтаньес
Эта скульптура была вырезана из дерева, которое позже было окрашено. Точная дата создания этой статуи неизвестна, но предполагается, что Монтаньес работал над ней после 1605 года. Эта деревянная скульптура обладает впечатляющими размерами: ее высота составляет 190 см.
1«Экстаз святой Терезы» Джованни Лоренцо Бернини
Эта скульптура была создана Бернини в 1647-1652 годах. Сейчас она находится в Санта-Мария-делла-Виттория. Скульптура изображает святую Терезу, которую посетило видение ангела с копьем из золота. Статуя настолько реалистична, что кажется, будто любой звук и движение могут разбудить спящую женщину.
Скульптуры барокко выглядят величественно и необычно. Создается впечатление, что случайно ухваченное мгновение застыло в камне, чтобы сохраниться до наших дней.
Барочная скульптура — HiSoUR История культуры
Барочная скульптура — это скульптура, связанная с барочным стилем периода между началом 17 и серединой 18 веков. В скульптуре барокко группы фигур приобрели новое значение, и было динамичное движение и энергия человеческих форм — они вращались вокруг пустого центрального вихря или простирались наружу в окружающее пространство.
Барочная скульптура часто имела несколько идеальных углов обзора и отражала общее продолжение ренессансного перехода от рельефа к скульптуре, созданной в витке и предназначенной для размещения в середине большого пространства. Во многих скульптурах в стиле барокко добавлены экстра-скульптурные элементы, например, скрытое освещение, или водные фонтаны, или сплавленная скульптура и архитектура для создания преображающего опыта для зрителя. Художники воспринимали себя как в классической традиции, но восхищались эллинистической и более поздней римской скульптурой, а не таковыми из более «классических» периодов, какими они являются сегодня.
Барочная скульптура следовала за скульптурой Ренессанса и Маньериста и сменилась Рококо и Неоклассической Скульптурой. Рим был самым ранним центром, где сформировался стиль. Стиль распространился на всю Европу, и особенно Франция дала новое направление в конце 17-го века. В конце концов он распространился за пределы Европы в колониальные владения европейских держав, особенно в Латинской Америке и на Филиппинах.
Протестантская Реформация привела к почти полной остановке религиозной скульптуры в большей части Северной Европы, и хотя светская скульптура, особенно для портретных бюстов и гробниц, продолжалась, голландский Золотой Век не имеет значительной скульптурной составляющей, кроме ювелирного дела. Частично в прямой реакции, скульптура была столь же выдающейся в католицизме, как и в позднем средневековье. Статуи правителей и знати становились все более популярными. В 18 веке скульптура продолжалась по линиям барокко — фонтан Треви был завершен только в 1762 году. Стиль рококо лучше подходил для небольших работ.
происхождения
Стиль барокко возник из скульптуры эпохи Возрождения, которая, опираясь на классические греческие и римские скульптуры, идеализировала человеческий облик. Это было изменено маньеризмом, когда художник и ученый Джорджио Вазари (1511–1574) призвал художников придать своим работам уникальный и индивидуальный стиль. Маньеризм ввел идею скульптур, отличающихся сильными контрастами; молодость и возраст, красота и безобразие, мужчины и женщины. Маньеризм также представил фигура змеиной, которая стала основной характеристикой барочной скульптуры. Это было расположение фигур или групп фигур в восходящей спирали, которая придавала работе легкость и движение.
Микеланджело представил фигуру серпантина в «Умирающем рабе» (1513–1516) и «Гении победоносном» (1520–1525), но эти работы должны были рассматриваться с единой точки зрения. В конце XVI века работа итальянского скульптора Джамболонна «Похищение сабинянок» (1581–1583). представил новый элемент; эта работа должна была рассматриваться не с одной, а с нескольких точек зрения, и менялась в зависимости от точки зрения. Это стало очень распространенной чертой барочной скульптуры. Произведение Джамболонья оказало сильное влияние на мастеров эпохи барокко, в частности на Бернини.
Еще одним важным фактором, повлиявшим на стиль барокко, была католическая церковь, которая искала художественное оружие в борьбе с ростом протестантизма. Трентский собор (1545–1563 гг.) Дал Папе больше полномочий для руководства художественным творчеством и выразил решительное осуждение доктрин гуманизма, которые были центральными в искусстве во времена Ренессанса. Во время понтификата Павла V (1605–1621 гг.) Церковь начала развивать художественные доктрины, чтобы противостоять Реформатору, и поручила новым художникам выполнять их.
Характеристики
Его общие характеристики:
Натурализм, то есть представление природы как таковой, без ее идеализации.
Интеграция в архитектуру, которая обеспечивает драматическую интенсивность.
Композиционные схемы, свободные от геометризма и сбалансированной пропорции, характерны для скульптуры полного ренессанса. Барочная скульптура ищет движение; он динамически проецируется наружу с помощью сложных линий натяжения, особенно спиральных или змеевидных, с множеством плоскостей и точек зрения. Эта нестабильность проявляется в беспокойстве персонажей и сцен, в широте и великолепии одежды, в контрасте текстур и поверхностей, иногда в включении различных материалов, которые производят сильное освещение и визуальные эффекты.
Представление обнаженной в чистом виде как застывшее действие, достигаемое с помощью асимметричной композиции, в которой преобладают диагонали и змеиные фигуры, наклонные и наклонные позы, ракурсные, рассеянные и прерывистые очертания, которые с большой отдачей направляют работу к зрителю выразительность.
Несмотря на отождествление барокко с «искусством контрреформации», соответствующим чувству народной преданности, скульптура барокко, даже в католических странах, имела большое множество тем (религиозные, похоронные, мифологические, портреты и т. Д.). .)
Основным проявлением является скульптура, используемая для оформления внутренних и наружных пространств зданий, а также открытых пространств, как частных (сады), так и общественных (площади). Фонтаны были скульптурного типа, которые очень хорошо вписывались в стиль барокко. Особенно в Испании образы и алтари получили необычайное развитие.
Бернини и скульптура римского барокко
Доминирующей фигурой в скульптуре барокко был Джан Лоренцо Бернини (1598–1680). Он был сыном флорентийского скульптора Пьетро Бернини, которого папа Павел V вызвал в Рим. Молодой Бернини сделал свои первые сольные работы в возрасте пятнадцати лет, а в 1618–25 получил большую комиссию за статуи для вилла кардинала Сципиона Боргезе. Его работы, очень драматичные, предназначенные для того, чтобы их можно было увидеть с разных точек зрения, и поднимающиеся по спирали вверх, оказали огромное влияние на европейскую скульптуру. Он продолжал доминировать над итальянской скульптурой благодаря своим работам о римских фонтанах, Балдекине Святого Петра и гробнице папы Александра VII в Базилике Святого Петра, а также его алтарном ансамбле для церкви Санта-Мария делла Виттория в Риме. Он получил свою последнюю комиссию по фонтанной скульптуре для Фонтана слона (1665–1667), за которой последовала серия ангелов для моста Сант-Анджело в Риме (1667–69).
Бернини умер в 1680 году, но его стиль оказал влияние на скульпторов по всей Европе, особенно во Франции, Баварии, Франции и Австрии.
Мадерно, Моти и другие скульпторы итальянского барокко
Щедрые папские комиссии сделали Рим магнитом для скульпторов в Италии и по всей Европе. Они украшали церкви, площади и, по особой римской традиции, новые популярные фонтаны, созданные папами вокруг города. Стефано Мадерна (1576–1636), родом из Биссоне в Ломбардии, предшествовал работе Бернини. Он начал свою карьеру с изготовления уменьшенных копий классических произведений из бронзы. Его главной крупномасштабной работой была статуя Святого Сесиля (1600 г., для церкви Святой Сесилии в Трастевере в Риме. Тело святого лежит растянуто, как в саркофаге, вызывая чувство пафоса.
Другим ранним важным римским скульптором был Франческо Моти (1580–1654), родившийся в Монтеварки, недалеко от Флоренции. Он сделал знаменитую бронзовую конную статую Александра Фарнезе для главной площади Пьяченцы (1620–1625 гг.) И яркую статую Святой Вероники для базилики Святого Петра, настолько активную, что она, похоже, собирается выпрыгнуть из ниши.
Среди других известных итальянских барочных скульпторов был Алессандро Альгарди (1598–1654), чьей первой крупной комиссией была гробница Папы Римского Льва XI в Ватикане. Его считали соперником Бернини, хотя его работа была похожа по стилю. Среди других его главных работ — большой скульптурный барельеф легендарной встречи Папы Льва I и Аттилы Гунна (1646–1653 гг.), На которой папа убедил Аттилу не нападать на Рим.
Франсуа Дукесной (1597–1643), родившийся во Фландрии, был еще одной важной фигурой итальянского барокко. Он был другом художника Пуссена и был особенно известен своей статуей святой Сусанны в Санта-Мария-де-Лорето в Риме и своей статуей святого Андрея (1629–1633) в Ватикане. Он был назван королевским скульптором Людовика XIII Франции, но умер в 1643 году во время путешествия из Рима в Париж.
Главными скульпторами позднего периода был Никколо Сальви (1697–1751), наиболее известной работой которого был проект фонтана Треви (1732–1751). Фонтан также содержал аллегорические произведения других выдающихся итальянских скульпторов в стиле барокко, в том числе Филиппо делла Валле Пьетро Браччи и Джованни Гросси. Фонтан во всем своем величии и изобилии представлял собой заключительный акт стиля итальянского барокко.
Франция
Основная часть французской барочной скульптуры была призвана прославить не Церковь, а французского монарха Людовика XIV Франции и его преемника Людовика XV. Многое из этого было создано скульпторами новой Королевской академии живописи и скульптуры, основанной в 1648 году, а затем под пристальным наблюдением министра финансов короля Жана-Батиста Кольбера. Французские скульпторы работали в тесном сотрудничестве с художниками, архитекторами и ландшафтными дизайнерами, такими как Андре Ле Нотр, чтобы создать скульптурные эффекты, найденные в Версальском дворце и его садах, других королевских резиденциях и статуях для новых городских площадей, созданных в Париже и других. Французские города. Кольбер также основал Французскую академию в Риме, чтобы французские скульпторы и художники могли изучать классические модели.
В начале периода барокко французские скульпторы находились под сильным влиянием художников Фландрии и Нидерландов. особенно маньеризм Джамболонья, а не скульптура Италии. Среди этих художников были Жермен Пилон (1525–1590), Жан Варин (1604–1672) и Жак Сарразин (1592–1660). Сам Бернини, на пике своей славы, приехал в Париж в 1665 году, чтобы представить свой план Лувра Людовику XIV. Королю не понравился Бернини или его работы, и план был отклонен, хотя Бернини произвел прекрасный бюст Людовика XIV, который теперь выставлен в Версальском дворце.
Лучшие французские скульпторы были заняты изготовлением статуй для фонтанов садов Версальского дворца и других королевских резиденций. Среди них были Пьер Пьюже, Жак Саразен, Франсуа Жирардон, Жан-Батист Туби, Антуан Койсевокс и Эдм Бушардон. Гийом Кусту создал особенно прекрасную группу лошадей для садов Шато-де-Марли.
В поздние годы эпохи барокко Жан-Батист Лемуан (1704–1778), директор Французской академии в Риме, считался лучшим скульптором в стиле рококо, хотя его известность затмила его ученик Жан-Антуан Гудон, возглавлявший переход французской скульптуры от барокко к классицизму.
Нидерланды и Бельгия
После отделения от Испании преобладающе кальвинистские Объединенные Области Нидерландов произвели одного скульптора с международной репутацией; Хендрик де Кейзер (1565–1621). Он также был главным архитектором Амстердама и создателем крупных церквей и памятников. Его самая известная скульптурная работа — могила Вильяма Тихого (1614–1622) в Нью-Керк в Делфте. Гробница была вылеплена из мрамора, первоначально черного, но теперь белого цвета, с бронзовыми статуями, изображающими Уильяма Безмолвного, Славу у его ног и четырех Кардинальных Добродетелей по углам. Поскольку церковь была кальвинистской, женские фигуры кардинальных добродетелей были полностью одеты с головы до ног.
Южные части Нидерландов, которые оставались в основном католическими, создали более сложный стиль барокко, более близкий к римскому. Самым выдающимся скульптором был Артус Квеллин Старший, член семьи знаменитых скульпторов и художников, а также сын другого скульптора, Эразм Квеллин. Он поселился в Антверпене в 1639 году. Он сблизился с Рубенсом, и в его работах к скульптуре применялись многие принципы композиций Рубенса.
Другим важным бельгийским скульптором в стиле барокко был Хендрик Франс Вербрюгген (1654–1724), который вырезал очень сложные скульптуры, полные библейских сцен, флоры и фауны, аллегорий и символов для церемониальных марионеток соборов и церквей в Брюсселе, Лувене, Антверпене, Мехелене, и другие города.
Англия
Ранняя скульптура барокко в Англии находилась под влиянием притока беженцев из религиозных войн на континент. Одним из первых английских скульпторов, принявших этот стиль, был Николас Стоун (также известный как Николас Стоун Старший) (1586–1652). Он учился у другого английского скульптора Исаака Джеймса, а затем в 1601 году у известного голландского скульптора Хендрика де Кейзера, который принял святилище в Англии. Стоун вернулся в Голландию с де Кейзером, женился на его дочери и работал в его студии в Голландии, пока не вернулся в Англию в 1613 году. Стоун адаптировал стиль погребальных памятников в стиле барокко, которым де Кейзер был известен, особенно в могиле Леди Элизабет Кэри (1617–18) и могила сэра Уильяма Керла (1617). Подобно голландским скульпторам, он также адаптировал использование контрастного черно-белого мрамора в погребальных памятниках, тщательно детализированную драпировку и сделал лица и руки с замечательным натурализмом и реализмом. В то же время, когда он работал скульптором, он также сотрудничал как архитектор с Иниго Джонсом.
Другой важной фигурой в английской скульптуре барокко был Луи Франсуа Рубилиак (1707–1767). Рубильяк родился во Франции, работал в студии Николя Кусту в Париже, а в 1730 году выиграл главный приз Французской академии за библейскую рельефную скульптуру. Он отправился в Англию, женился на протестанте и решил, что ему и его семье будет безопаснее в Англии. В Англии он случайно обнаружил пачку банкнот, которую он вернул ее владельцу. Владельцем был Эдвард Уолпол, естественный сын премьер-министра, который помог представить Roubilac аристократическим покровителям. Его самые известные работы включали в себя бюст композитора Генделя, сделанный при жизни Генделя для покровителя садов Воксхолл; и гробница Иосифа и Леди Элизабет Найтгейл (1760). Леди Элизабет трагически погибла от ложных родов, спровоцированных ударом молнии в 1731 году, и похоронный памятник запечатлел с большим реализмом пафос ее смерти. Его скульптуры и бюсты изображали его предметы такими, какими они были; они были одеты в обычную одежду и имели естественные позы и выражения, без претензий на героизм.
Германия и империя Габсбургов
Барочное движение процветало особенно в конце 17-го и начале 18-го века в Германии и государствах империи Габсбургов, управляемых из Вены. Протестантские иконоборцы разрушили большое количество церквей и статуй во время Реформации и Религиозных войн, и большое количество новых работ было сделано для их замены. Многие из новых работ выражали триумфальные темы; Геракл убивает льва, святой Михаил убивает дракона и другие предметы, которые представляли триумф католической церкви над протестантами.
Несколько скульпторов приехали из Нидерландов для участия в реконструкции. Среди них был Хуберт Герхард (1550–1622) из Амстердама, студент Джамболоньи, которому немецкий банкир Ганс Фуггер поручил изготовить монументальный фонтан для своего замка в Кирхгайме. Это был первый итальянский фонтан в стиле барокко, построенный к северу от Альп. Вскоре Герхарду было поручено изготовить фонтан в итальянском стиле барокко для городской площади в Аугсбурге и статую святого Михаила, убивающего дракона для резиденции принца в Мюнхене. Скульпторы Ганс Крумпер (1570–1634), Ганс Рейхле (1570–1624) и уроженец Голландии Адриан де Врис (1545–1626) сделали подобные монументальные бронзовые фонтаны и статуи, полные действия и драмы, для церковных фасадов и городских площадей в Баварии.
Одним из самых необычных немецких скульпторов в позднем барокко был Франц Ксавер Мессершмидт, который был известен как религиозной скульптурой, так и серией скульптурных портретов, изображающих экстремальные выражения.
Балтазар Пермозер (1651–1732) провел четырнадцать лет в Италии, с 1675 по 1689, прежде чем стать придворным скульптором в Дрездене. Он работал в Венеции, Риме и Флоренции и привез итальянское барокко в Дрезден, особенно в сады, а также для внутренней отделки дворца Цвингер. Его самая известная работа была скульптурой Апофеоза принца Евгения Савойского, генерала, который победил вторжение турок-османов. Князь изображен ногой на побежденном турке и с атрибутами Геркулеса. Его скульптурная кафедра для Хофкирхе в Дрдсене является еще одним шедевром барочной скульптуры.
Самым драматическим театром барочной скульптуры в Германии была церковная архитектура. Особо сложные переставные и высокие алтари. переполненные статуями и поднимающиеся почти до потолков, были созданы Гансом Рихле, Йоргом Зурном, Гансом Деглером и другими художниками. Семья Михаэля Цюрна произвела несколько поколений очень продуктивных скульпторов, создавая фигуры из полихромного или позолоченного дерева и лепнины. Среди других художников, производящих замечательные ретабли, был Томас Шванталер.
В Вене поздние годы 18-го века создали несколько необычных произведений, которые ознаменовали переход от барокко к рококо. К ним относится Падение ангелов в церкви Святого Михаила в Вене, автор Карл Георг Мервилл.
Испания
Появление стиля барокко в Испании, как и в Италии, было в значительной степени обусловлено католической церковью, которая использовала его во время контрреформации как мощное оружие против протестантов. Подавляющее большинство работ было сделано для гробниц, алтарей и часовен. В то же время 17-й век был периодом экономического спада и политической и культурной изоляции; немногие испанские художники путешествовали за границу, и лишь несколько скульпторов из Северной Европы, в частности фламандский художник Хосе де Арсе, приехали в Испанию. В результате испанское барокко развивалось независимо от остальной Европы и имело свои специфические особенности.
Коронация французского Филиппа V, внука Людовика XIV, как короля Испании, и дебюта династии Бурбонов в начале 18-го века привели к драматическим изменениям в культурной политике и стиле. После этого комиссии по крупным произведениям искусства контролировал король, а не церковь и королевская академия художеств. Как и во Франции, определены предметы, стиль и материалы. Этот период продолжался до 1770 года.
Большое количество скульптур было заказано для реставраций, реликвий и погребальных памятников в церквях, а также для скульптур религиозных процессий. Появились новые темы, в частности, работы, посвященные культу Девы Марии. Стиль, рассчитанный на популярность, склонен к реализму. Наиболее часто используемые материалы — это дерево, которое часто окрашивали в разные цвета. Начиная примерно с 1610 года, появился один специфически испанский элемент реализма; скульпторы подарили свои статуи парики из настоящих волос, использовали кусочки хрусталя для слезинок, зубы из настоящей слоновой кости и цвета кожи, окрашенные с осторожным реализмом.
В начале 16 века существовали две важные школы испанской скульптуры: кастильская и андалузская. Акцент в кастильской школе был больше на жертвах и мученичестве с изобилием ярких страданий. Школа Андалусии обычно использовала большее украшение и меньше насилия; Младенец Христос и Дева Мария были более частыми подданными, чем в Кастилии. Первым центром стиля Кастилии был Вальядолид, где с 1601 по 1960 годы жил испанский король Филипп III. Самым важным художником ранней кастильской школы был Грегорио Фернандес (1576–1636). Его ранние работы показали необычайный реализм и натурализм, показывая все раны. Его «Снятие с креста» в Вальядолиде, очень подробный и реалистичный, был сделан для того, чтобы его несли в процессии. Его успех позволил ему создать большую мастерскую со многими помощниками, а также сделать очень масштабные работы, в частности реставрацию Кафедрального собора Пласенсиа, сделанную в 1625–32 гг., Который считается одной из самых ярких черт испанского искусства в первой половине. 17-го века.
Другим ранним центром испанской скульптуры в стиле барокко был город Севилья, который был значительно обогащен богатством испанских колоний в Новом Свете. Самым важным скульптором ранней севильской школы был Хуан Мартинес Монтаньес (1568–1649), чьи работы изображали баланс и гармонию с минимумом насилия и крови. Другим важным скульптором в Севилье был Педро Рольдан (1624–1699), основной работой которого был роскошный стол, изображающий спуск с Креста Христова, сделанный для Больницы де Кайдад в Севилье (1670–72). Дочь Рольдана, Луиза Рольдан (1654–1704), также добилась известности за свою работу и стала первой женщиной, назначенной королевским скульптором в Испании.
Среди других известных испанских скульпторов в стиле барокко — Алонсо Кано из Гренады (1601–1634), который также был активным художником и скульптором, чьи работы отличались идеализированным натурализмом. Его ученик, Педро де Мена (1628–1688), стал одним из самых важных скульпторов севильской школы с его тонкими и реалистичными статуями святых в натуральную величину.
В начале 18-го века было создано несколько щедрых работ в стиле барокко, в том числе алтарь El Transparente, созданный Нарцисо Томе в Толедо, огромный алтарь, созданный так, что, когда свет меняется, кажется, что он движется. Это была одна из редких работ в Испании, которая была сделана из бронзы и мрамора, а не из дерева. Это был центральный элемент огромного комплекса искусства, состоящего из скульптуры, живописи и архитектуры, который занимает центр собора.
С приходом к власти династии Бурбонов центр художественного мира сместился в Мадрид, источник королевских комиссий. Изоляция испанского искусства от искусства остальной Европы закончилась с приходом французских и итальянских художников, которых пригласили украсить королевский дворец. Это также принесло новые произведения искусства, склонные к крайности, в том числе измученную «Голову святого Павла» Хуана Алонсо Вильбриль-и-Рона, а также более тонкие работы, в том числе скульптуру святого Флорентийца Франсиско Сальзильо.
Правление Карла III в Испании (1760–1788 гг.) Резко оборвало испанское барокко и перешло к неоклассицизму. В 1777 году король постановил, что все алтарные скульптуры и столы должны быть предварительно одобрены Королевской академией Сан-Фернандо, и что мрамор и камень, а не дерево, должны использоваться, когда это возможно, в скульптуре.
Латинская Америка
Самым ранним скульптором и архитектором в стиле барокко, работавшим в Латинской Америке, был Педро де Ногера (1580-), родившийся в Барселоне и ученик в Севилье. В 1619 году он переехал в вице-королевство Перу, где вместе с Мартином Алонсо де Меса он лепил хоровые киоски в стиле барокко Кафедральной базилики Лимы (1619-).
Скульптура в стиле барокко была перенесена в другие части Латинской Америки испанскими и португальскими миссионерами в 18 веке, которые заказали местных художников. Он использовался в основном в церквях. Школа Кито в Эквадоре была важной группой скульпторов в стиле барокко. Видными художниками школы были Бернардо де Легарда и Каспикара.
Caspicara (1723–1796) был эквадорским художником, который делал изящные и декоративные фигуры для показа в церквях. Он был центральной фигурой в так называемой школе в Кито.
Алейджадиньо (1730 или 1738–1814) был сыном португальского колониста и африканского раба. Он известен группой монументальных статуй святых из мыльного камня (1800–1805) для Сантуарио де Бом Хесус де Матозиньюш в Конгоньясе, который в настоящее время является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он также сделал серию фигур Страстей в натуральную величину, изображающих события, приведшие к Распятию Христа (1780–90).
Барочная скульптура в других странах
В Нидерландах скульптура стала актуальной, хотя и далека от живописи. В Южных Нидерландах (католики, принадлежащие к испанской монархии, обычно именуемой «Фландрия»), где преобладали религиозные образы, подчеркивающие строительство кафедр, они были покрыты постоянно растущим украшением, прибывающим задолго до XVIII века, чтобы построить Известные работы, в которых скульптурный дисплей занимает центральное место перед своей функцией литургического предмета мебели. Выдающимся примером является кафедра брюссельского собора Хендрика Франса Вербруггена. Среди рассматриваемых скульпторов можно назвать Йеруна Дукесного (Манекен Пис, его сына Франсуа Дукесного (который работал в основном в Риме) и Лукаса Файдербе.
В Северных Нидерландах (преимущественно протестантских, независимых — обычно называемых в общем «Голландией»), где портрет выделялся на бюстах или изображениях роскошно украшенных гробниц, работали Хендрик де Кейзер и Ромбоут Верхулс. Артус Квеллин работал в обеих областях.
В Португалии, как и в Испании, преобладала резьба по дереву полихромная с религиозной тематикой. Фрай Сиприано да Круз и Антонио Феррейра выделялись. Феррейра был одним из известных португальских барристов 18-го века, создавших монументальные сцены Рождества, составленные из маленьких фигурок терракоты.
В начале 18-го века богатство, полученное от бразильских шахт, способствовало прибытию иностранных художников: Клод Лапрад, французского происхождения, работал в Коимбре и Лиссабоне, в то время как итальянские работы и художники были привезены, чтобы украсить Национальный дворец Мафры. которые представили модели барокко этих стран в Португалии. Но именно в резной работе были созданы самые оригинальные работы. Барочный стиль алтарей переполнял их площадь, покрывая стены и потолки золотыми столярными работами.
Также как и Испания, Португалия экспортировала в свои колонии модели, техники и темы в различных видах искусства. Величайшим скульптором и выдающимся бразильским архитектором, жившим между барокко и рококо, был Алейхадиньо.
В Польше, в то время присоединившейся к Великому княжеству Литовскому, сохранилась традиция ренессансной погребальной скульптуры, которая постепенно адаптировалась к вкусу барокко. В орнаменте церквей широко использовались лепные украшения, а также алтари из полихромных скульптур с золотыми облачениями.
Это было во второй половине 18-го века, когда львовская школа скульптур развивалась в Галиции, наиболее выдающейся эпохе, в которой можно наблюдать сходство с баварской или австрийской скульптурой. Скульпторы, такие как Себастьян Фесингер немецкого происхождения или Антони Осински, создавали изображения в динамичных композициях с ярко выраженными металлическими плиссированными тканями. Его главной фигурой был Иоганн Георг Пинсель. В его сохранившихся работах, наряду с общими для школы характеристиками, наблюдается сильный драматический заряд и очень выраженная выразительность.
Скульптура эпохи барокко в Италии, Франции и Центральной Европе • Architectural Idea
В эпоху Возрождения скульпторы обращались в поисках вдохновения к классической Античности, однако в то же время развивали подходы к трактовке формы, которая указывала бы на современное ее осмысление. Так, например, представления об идеальном человеческом теле они связывали скорее с концепциями гуманистов, нежели с античными канонами, в отличие от того, как это было, например, с архитектурными ордерами. Скульпторы эпохи Возрождения полагали, что античная скульптура была столь уникальным явлением, что изучению этого искусства следует отдать предпочтение перед обращением непосредственно к природе. В соответствии с высказыванием, которое приписывают Микеланджело, он считал, что человек, создавший торс Аполлона Бельведерского, был мудрее самой природы. Великой потерей, по его мнению, было то, что от Аполлона сохранился один лишь торс.
Художник, архитектор и историк искусства Джорджо Вазари был одним из теоретиков, которые в этот период ратовали за создание новой системы ценностей, основанной на изучении творчества отдельных гениев. Он характеризовал выдающихся живописцев в соответствии с их maniera, — индивидуальным и неповторимым стилем каждого из их произведений; этот подход изменил классические идеалы Ренессанса. В период чинквеченто обычным желанием скульптора стало не просто воспроизвести, в точности повторить естественные формы, но и превзойти натуру благодаря воображению. Эта тенденция в какой-то мере предвосхитила произведения маньеристов, которых в течение продолжительного времени критиковали ученые, пока искусствоведы Макс Дворжак и Герман Фосс в XX столетии не реабилитировали это направление. Среди его определяющих признаков можно назвать удлиненные членения и пропорции тел, искусственные позы и соединение в одной композиции различных материалов. Скульптурные композиции маньеризма могли подчеркивать такие противоположные особенности персонажей, как дряхлость и юность, красоту и уродство, объединять мужские и женские фигуры. Среди самых значительных достижений маньери- стских скульптур — изобретение так называемой figura serpentinata — сложного спирального движения фигур или целых групп, извивающихся вверх, создавая впечатление, будто они неподвластны законам земного притяжения.
Этот мотив впервые появился в скульптурной группе «Победа» и «Умирающих рабах» (см. справа), датируемых между 1519 и 1530 годами, однако фронтальный взгляд все еще оставался здесь основным для зрителя. Второстепенное положение одной фигуры и изображение другой в полный рост и движущейся в противоположном направлении, подчеркивали тему победителя и побежденного. Когда Джамболонья обратился к figura serpentinata, он продолжил и развил этот мотив в новой форме, создав группу, которую надо было рассматривать со всех сторон; сложная композиция могла быть верно воспринята, если зритель обходил ее кругом. При этом постоянно открывались новые ракурсы, которые, однако, подчеркивали движение вверх всей композиции.
В дальнейшем противопоставлении «Победы» и «Умирающих рабов» Микеланджело маньеристская figura serpentinata, кроме всего прочего, отражала замечание Вазари о maniera, в которой некоторые видели вырождение классического стиля в сторону чрезмерной вычурности. Этот переходный период чрезмерного любования совершенным владением техникой и чрезмерное изящество можно считать предтечей барочного стиля в искусстве, который появился после того, как был созван Тридентский Собор, давший новое звучание религиозному чувству. Тем не менее Джамболонья оставался в этот период наиболее влиятельным итальянским скульптором, а его искусство задало тон всей европейской скульптуре конца XVI — начала XVII в. Его произведения можно считать переходными между работами Микеланджело и Бернини. Историки искусства, особенно в первой половине XX столетия, были заняты выяснением истинной природы чрезвычайно сложного искусства барокко, и их споры вращались вокруг вопросов стиля. Часто ссылались на проникновение декоративного натурализма в поздние работы маньеристов, на их колоритную образность, или на значение натуралистического стиля в качестве реакции на маньеризм.
Если Реформация Лютера расколола Европу на два мощных идеологических лагеря, то именно Италия периода чинквеченто стойко противостояла ей. Здесь возникло новое единство между верой и Церковью. Затем состоялся знаменитый Тридентский Собор, проходивший между 1545 и 1563 годами; и хотя он имел следствием единение католической церкви, в то же время интеллектуальная атмосфера становилась неблагоприятной в отношении искусства Возрождения, вдохновляемого классической Античностью, и совершенно отвергала проявления духа ренессансного гуманизма. Изменение религиозных взглядов публики (и в особенности художников) и то, как отражались в них исторические события, хорошо показывает пример скульптора Бартоломео Амманнати.
В начале своего творческого пути Амманнати посвятил себя изучению скульптуры Ренессанса и Античности, создав масштабную скульптурную композицию для фонтана во Флоренции в духе мань- еристской традиции позднего Ренессанса. Пережив кризис в личной жизни, он отвернулся от этого стиля и прежних тем своих произведений. Осудив свое творчество в духе Контрреформации, особенно за присутствие в нем множества обнаженных фигур, он завещал все свое наследство ордену иезуитов.
В начале 1950-х годов итальянский искусствовед Джулио Карло Арган ввел понятие риторики в понимание барокко, описав этот стиль как «художественную риторику», где главное внимание уделяется persuasю — убедительности. Это ставило зрителя в совершенно иные отношения с произведением искусства. «В предшествующие времена искусство стремилось вызвать чувство восхищения прекрасным или совершенным явлением, представленным в изображении; таким образом, ответное чувство зрителей было таким же, как и их отношение к предмету изображения — реальному миру. В XVII веке художник стремился к новым взаимоотношениям между зрителем и произведением искусства. Произведение более не было объективным фактом, но должно было побуждать к действию», — писал польский искусствовед Ян Бялостоцки.
Скульптура барокко: история, характеристики
Экстаз Бернини Святой Терезы (Часовня Корнаро)
Часовня Корнаро является центральным элементом богато украшенной барочной церкви Санта-Мария-делла-Виттория в Риме. Здесь находится одна из самых амбициозных работ Бернини. Экстаз Святой Терезы, разработанный и создан, чтобы напоминать мини-театр. По заказу кардинала Федериго Корнаро и занимающая место вдоль стены церкви, часовня в невероятной смеси живописи, скульптуры и дизайна интерьера. Театрально освещенный скрытым окном в задней части алтаря, лучи божественного света обрушиваются на взволнованную, теряющую сознание Терезу в самый кульминационный момент ее духовного экстаза.
Изваянный из белого мрамора, она окружена позолоченными бронзовыми «лучами», которые символически отражают божественный свет. Поднявшись из скульптурной и закутанной Терезы, мраморный ангел готовится вонзить стрелу в сердце Терезы. образы следуют рассказу святой Терезы Авильской об ангеле, пронзающем ее сердце со стрелой божественной любви, таким образом символизируя ее мистическую союз с Иисусом Христом. В мелком рельефе, наблюдая за зрелищем из оперных лож в первом ряду — скульптурные группы семьи Корнаро. В целом, это потрясающее сочетание искусства и архитектуры барокко, которое иллюстрирует многие из основных черт барокко: драматическое религиозное вдохновение, движения, иллюзионизма и виртуозной скульптуры.
Список известных Барочные скульпторы
Среди величайших скульпторы эпохи барокко:
ИТАЛИЯ
Стефано
Мадерно (1576-1636)
Выдающийся скульптор в стиле маньеризма/барокко в Риме до Бернини.
— Статуя святой Цецилии (1600 г.) Церковь Санта-Чечилия, Трастевере.
Франческо Мочи (1580-1654)
Первый скульптор эпохи барокко; скульптурный аналог Караваджо и Карраччи.
— Ангел Благовещение (1605-08) Museo dell’Opera del Duomo, Орвието.
Франсуа
Duquesnoy (1594-1643)
Фламандский художник, один из лучших скульпторов Рима. (См. фламандский
Барокко).
— Статуя Святого Андрея (1629-33), Мрамор, Базилика Сан-Пьетро,
Ватикан.
Алессандро Альгарди
Главный представитель классицизма высокого барокко.
— Гробница Папы Льва XI (1634-44) Собор Святого Петра в Риме.
Бернини (1598-1680)
Величайший архитектор и скульптор эпохи барокко.
— Экстаз святой Терезы (1647-52) Мрамор, Капелла Корнаро, Рим.
См. Также: итальянский Художники барокко.
ФРАНЦИЯ
Пьер Пюже (1620-94)
Величайший французский скульптор 17 века.
— Милон Кротонский (1671-82) Мрамор, Лувр, Париж.
Гаспар и Бальтазар Марси
Французские скульпторы, нанятые королем Людовиком XIV в Версальском дворце.
— Лошади Солнца (1668-70) Сады Шато, Версаль.
Франсуа
Жирардон (1628-1715)
Наряду с Койсевоксом, лучшим скульптором эпохи Людовика XIV.
— Похищение/Похищение Прозерпины (1693-1710) Бронза, Дворец
Версаль.
Жан Батист Тюби (1635-1700)
Придворный скульптор в Версале.
— Фонтан Аполлона (1671) Камень, Версальский замок.
Антуан
Coysevox (1640-1720)
Придворный скульптор короля Людовика XIV.
— Портретный бюст Шарля Лебрена (1676) Коллекция Уоллеса, Лондон.
Гийом
Кусту (1677-1746)
Французский скульптор позднего барокко.
— Лошадь, сдержанная конюхом («Марли Лошадь») (1745)
Лувр, Париж.
См. Также: французский Художники барокко.
ГЕРМАНИЯ/АВСТРИЯ
Йорг Цурн (1583-1638)
Южногерманский резчик по дереву в стиле барокко.
— Алтарь Богородицы (1613-16) Юберлингенская церковь.
Бальтазар
Permoser (1651-1732)
Выдающийся скульптор позднего барокко, резной по дереву, слоновой кости, камню, мрамору.
— Аполлон (1715) Staatliche Kunstsammulungen, Дрезден.
Андреас
Schluter (1664-1714)
Один из величайших скульпторов немецкого барокко.
— Конная статуя Фредерика Вильгельма
Большой (1703 г.) замок Шарлоттенбург.
См. Также: Немецкий Художники барокко.
ИСПАНИЯ/ПОРТУГАЛИЯ
Хуан
Мартинес Монтанес (1568-1649)
Испанский резчик по дереву из Севильи, известный как «Бог дерева».
— Христос Милосердный (Христос Милосердия) (1603) Севильский собор.
Алонсо Кано (1601-1667)
Скульптор, живописец, архитектор, прозванный «испанским Микеланджело».
— Непорочное зачатие (1655) Собор Гранады.
Педро Ролдан (1624-1699)
Испанский художник, мастер полихромной резьбы по дереву.
— Погребение (1673) Госпиталь де ла Каридад, Севилья.
Педро де Мена (1628-1688)
Испанский скульптор в стиле барокко, известный своим непревзойденным техническим мастерством.
— Кающаяся Мария Магдалина (1664) Музей Вальядолида.
См. Также: испанский Художники барокко и испанский Искусство барокко.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА
Адриан
de Vries (1560-1626)
Голландский скульптор, работавший в Праге (см.: Голландский
Барокко).
— Меркурий и Психея (1593) Лувр, Париж.
Величайшее барокко Скульптуры
Вот краткий список некоторых из величайших
скульптуры (статуи, рельефы и другие традиционные произведения), вырезанные или
смоделирована в стиле барокко, занесена скульптором.
Экстаз Святой Терезы (1647-52,
Мрамор, Капелла Корнаро, Рим)
Плутон и Прозерпина (1621-2, Мрамор, Галерея Боргезе, Рим)
Аполлон и Дафна (1622-5, Мрамор, Галерея Боргезе, Рим)
Джованни Бернини (1598-1680).
Могила Папы Льва XI (1634-44, Мрамор,
Святого Петра в Риме)
Экстаз святого Филиппа Нери (1638, Санта-Мария-ин-Валличелла,
Рим)
Папа Лев, везущий Аттилу от ворот Рима (1646-53, Собор Святого Петра
Рим)
Алессандро Альгарди (1598-1654).
Статуя Андрея Первозванного (1629-33, Мрамор,
Базилика Сан-Пьетро, Ватикан)
Франсуа Дюкенуа (1594-1643).
Милон Кротонский (1671-82, Мрамор,
Лувр, Париж)
Пьер Пюже (1620-94).
Аполлон, за которым ухаживают нимфы Фетиды (1666-72, Мрамор, Версальский дворец)
Похищение/Похищение Прозерпины (1693-1710, Бронза, Версаль)
Франсуа Жирардон (1628-1715).
Фонтан Аполлона (1671, Камень,
Шато де Версаль)
Автор Жан Батист Тюби (1635-1700).
Лошадь, сдерживаемая конюхом («The
Marly Horse») (1739-45, Лувр, Париж)
Гийом Кусту (1677-1746).
Меркурий, связывающий свою Таларию (1753,
Свинец, Лувр, Париж)
Вольтер (1776, Мрамор, Лувр, Париж)
Автор Жан Батист Пигаль (1714-85).
Памятник Петру Великому Медный всадник») (1766-78, площадь Декабристов, Санкт-Петербург)
Этьен-Морис Фальконе (1716-91).
Резьба по дереву галстука (ок. 1690 г.,
Лаймвуд, Музей Виктории и Альберта)
Автор Гринлинг Гиббонс (1648-1721).
Аполлон (1715, Мрамор, Staatliche
Kunstsammulungen, Дрезден)
Бальтазар Пермозер (1651-1732).
Конная статуя курфюрста
Фридрих Вильгельм Великий (1689-1708, бронза, замок Шарлоттенбург,
Берлин)
Автор Андреас Шлютер (1660-1714).
21.3: Скульптура эпохи барокко
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 53071
Скульптура в стиле барокко доминировала в Италии в 1600-х годах и характеризовалась круглой скульптурой.
Цели обучения
Укажите атрибуты барочной скульптуры в Италии 17 века
Ключевые выводы
Ключевые моменты
- Барочная скульптура пыталась запечатлеть динамическое движение человеческих фигур, вращаясь по спирали вокруг пустого центрального вихря или простираясь наружу в окружающее пространство. пространство .
- Скульптура в стиле барокко должна была рассматриваться со всех сторон и размещаться в центре, а не у стены.
- Джан Лоренцо Бернини был самым выдающимся итальянским скульптором эпохи барокко как в Риме, так и во всей Европе.
- Скульптура французского правителя Людовика XIV работы Бернини стала эталоном королевского портрета на столетие.
Ключевые термины
- рельеф : Тип художественного произведения, в котором формы или фигуры выступают из плоского фона.
- рельефная скульптура : Тип скульптуры, создающий впечатление, что скульптурный материал приподнят над плоскостью фона.
Обзор: скульптура в стиле барокко
Скульптура в стиле барокко связана с культурным движением барокко в Европе 17 века. В скульптуре барокко группы фигур приобрели новое значение, появилось динамическое движение и энергия человеческих форм — они закручивались по спирали вокруг пустого центрального вихря или устремлялись наружу, в окружающее пространство. Скульптура барокко часто имела несколько идеальных углов обзора и отражала общее продолжение движения эпохи Возрождения от рельефа к скульптуре, созданной в круглой форме. Обычно они предназначались для размещения посреди большого пространства; например, сложные фонтаны, такие как 9 фонтанов Бернини.0326 Fontana dei Quattro Fiumi (Рим, 1651 г.) или Версальские сады были фирменным знаком барокко.
Большая часть барочной скульптуры дополнена внескульптурными элементами; например, скрытое освещение, водяные фонтаны или слияние скульптуры и архитектуры, которые создавали преображающее впечатление для зрителя. Художники считали себя работающими в классической традиции и восхищались эллинистической, а затем и римской скульптурой.
Работа Бернини
Джан Лоренцо Бернини был доминирующей фигурой своего времени. Скульптурное творчество Бернини было огромным и разнообразным. Экстаз Святой Терезы в часовне Корнаро, Санта-Мария-делла-Виттория и ныне спрятанный Константин у основания Scala Regia (которую он спроектировал) были среди его самых известных работ. Бернини также получил заказ на гробницу папы Урбана VIII в соборе Святого Петра.
Экстаз Святой Терезы Бернини : Бернини был самым выдающимся скульптором эпохи барокко.
В 1665 году, на пике своей славы, Бернини на несколько месяцев отправился в Париж в ответ на неоднократные просьбы о его работах короля Людовика XIV. Его международная популярность была такова, что во время его прогулок по городу улицы были заполнены восхищенными толпами. Здесь Бернини представил несколько проектов восточного фасада Лувра, которые в конечном итоге были отклонены. Вскоре он потерял благосклонность французского двора, поскольку превозносил искусство и архитектуру Италии над искусством и архитектурой Франции. Единственная работа, оставшаяся со времен его пребывания в Париже, — это бюст Людовика XIV, ставший эталоном королевской портретной живописи на целое столетие.
Контент под лицензией CC, опубликованный ранее
- Курирование и доработка. Предоставлено : Boundless.com. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
Лицензионный контент CC, Конкретное указание авторства
- Джан Лоренцо Бернини.
Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Gian_Lorenzo_Bernini%23Rise_to_master_sculptor. Лицензия : Общественное достояние: Авторские права неизвестны
- Барочная скульптура. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Baroque_sculpture. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Джан Лоренцо Бернини. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Gian_Lorenzo_Bernini%23Rise_to_master_sculptor. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- рельеф. Предоставлено : Викисловарь. Расположен по адресу : en.wiktionary.org/wiki/relief. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Безграничный.
Предоставлено : Безграничное обучение. Расположен по адресу : www.boundless.com//art-history/definition/relief-sculpture. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или страница
- Теги
Искусство, архитектура и театр эпохи барокко
Встреча Марии Медичи и Генриха IV в Лионе Питера Пауля Рубенса, ок. 1623.
Живопись
Определяющим выражением того, что барокко означает в живописи, является серия картин (одна из которых выше), выполненных Питером Паулем Рубенсом для Марии Медичи в Люксембургском дворце в Париже (сейчас в Лувре). ), в котором католический художник удовлетворил католического покровителя: барочные концепции монархии, иконографии, обращения с краской и композиции, а также изображения пространства и движения.
Караваджо, Терновый венец
Стиль барокко отличался «преувеличенным освещением, сильными эмоциями, освобождением от ограничений и даже своего рода художественной сенсацией». Искусство барокко на самом деле не отображало образ жизни людей того времени; однако, «тесно связанный с Контрреформацией, этот стиль мелодраматически подтверждал эмоциональную глубину католической веры и прославлял как церковь, так и монархию» их власть и влияние.
В живописи итальянского барокко существовали самые разнообразные направления, от Караваджо до Кортоны; оба приближаются к эмоциональному динамизму с разными стилями.
Другим часто цитируемым произведением искусства барокко является картина Бернини «Святая Тереза в экстазе» для капеллы Корнаро в Санта-Мария-делла-Виттория, которая объединяет архитектуру, скульптуру и театр в одно грандиозное тщеславие.
Натюрморт, Хосефа де Обидуш, ок. 1679, Сантарен, Португалия, Муниципальная библиотека
Стиль позднего барокко постепенно уступил место более декоративному рококо.
Совершенно иное искусство, развившееся из традиций северного реализма в голландской живописи Золотого века семнадцатого века, в которой было очень мало религиозного искусства и мало исторической живописи, вместо этого играя решающую роль в развитии светских жанров, таких как натюрморт, жанровые картины бытовые сцены и пейзажная живопись. В то время как барочная природа искусства Рембрандта ясна, этот ярлык реже используется для Вермеера и многих других голландских художников. Фламандская живопись в стиле барокко разделяла эту тенденцию, продолжая при этом создавать традиционные категории.
Подобным образом французский классический стиль живописи, примером которого является Пуссен, часто классифицируется как барокко и действительно разделяет многие черты итальянской живописи того же периода, хотя уравновешенность и сдержанность, проистекающие из следования классическим идеям, обычно придают ему очень разное общее настроение.
Скульптура
В скульптуре барокко группы фигур приобрели новое значение, и появилось динамическое движение и энергия человеческих форм — они закручивались по спирали вокруг пустого центрального вихря или выходили наружу в окружающее пространство. Впервые скульптура в стиле барокко часто имела несколько идеальных углов обзора. Характерная барочная скульптура дополнена внескульптурными элементами, например, скрытым освещением или водяными фонтанами. Алейжадиньо в Бразилии также был одним из великих имен скульптуры барокко, а его шедевром является набор статуй 9-го века.0023 Сантуарио-де-Бом-Хесус-де-Матозиньюш в Конгоньясе. Скульптуры ветхозаветных пророков из мыльного камня вокруг террасы считаются одной из его лучших работ.
Станислав Костка на смертном одре. Пьер Ле Гро Младший
Архитектура, скульптура и фонтаны Бернини (1598–1680) придают ярко выраженные черты стиля барокко. Бернини, несомненно, был самым важным скульптором эпохи барокко. Он приблизился к Микеланджело в его всемогуществе: Бернини лепил, работал архитектором, рисовал, писал пьесы, ставил спектакли. В конце 20 века Бернини больше всего ценили за его скульптуру, как за виртуозность резьбы по мрамору, так и за его способность создавать фигуры, сочетающие физическое и духовное. Он также был прекрасным скульптором портретов-бюстов, пользующихся большим спросом у сильных мира сего.
Часовня Корнаро Бернини
Хорошим примером работы Бернини в стиле барокко является его картина «Святая Тереза в экстазе » (1645–1652 гг.), созданная для капеллы Корнаро церкви Санта-Мария-делла-Виттория в Риме. Бернини спроектировал всю часовню, вспомогательное помещение вдоль стены церкви, для семьи Корнаро.
«Экстаз святой Терезы» Бернини
Святая Тереза, главная достопримечательность часовни, представляет собой статую из мягкого белого мрамора, окруженную полихромным мраморным архитектурным каркасом. Эта структура скрывает окно, которое освещает статую сверху. Фигурные группы семьи Корнаро, вылепленные неглубоким рельефом, обитают в оперных ложах на двух боковых стенах часовни. Постановка помещает зрителя в качестве зрителя перед статуей, а семья Корнаро высовывается из своих лож и вытягивается вперед, чтобы увидеть мистический экстаз святого.
Святая Тереза очень идеализирована и находится в воображаемом окружении. Она была популярной святой католической Реформации. Она писала о своих мистических переживаниях для монахинь своего ордена кармелитов; эти сочинения стали популярным чтением среди мирян, интересующихся духовностью. В своих трудах она описывала любовь Бога, как пронзающую ее сердце, как горящая стрела. Бернини материализует это, помещая Святую Терезу на приклад, в то время как фигура Купидона держит золотую стрелу из металла и улыбается ей сверху вниз. Ангельская фигура не собирается вонзить стрелу в ее сердце — скорее, он отдернул ее. На лице святой Терезы отражается не предвкушение экстаза, а ее нынешнее удовлетворение.
Эта работа широко считается шедевром барокко, хотя смесь религиозных и эротических образов (соответствующая собственному письменному описанию святой Терезы) может вызвать недоумение у современных современников. Однако Бернини был набожным католиком и не пытался высмеивать опыт целомудренной монахини. Скорее, он стремился изобразить религиозный опыт как интенсивно физический. Тереза описала свою телесную реакцию на духовное просветление языком экстаза, используемым многими мистиками, и описание Бернини серьезно.
Семья Корнаро тайно рекламирует себя в этой часовне; они представлены визуально, но размещены по бокам часовни, наблюдая за происходящим с балконов. Как и в оперном театре, Корнаро занимают привилегированное положение по отношению к зрителю, в своей частной сдержанности, ближе к святому; зритель, однако, имеет лучший обзор спереди. Они приписывают свое имя часовне, но в центре внимания находится Святая Тереза. Это частная часовня в том смысле, что никто не мог служить мессу на алтаре под статуей (в семнадцатом и, вероятно, на протяжении девятнадцатого века) без разрешения семьи, но единственное, что отделяет зрителя от изображения, — это алтарная рейка. Спектакль функционирует и как демонстрация мистики, и как предмет семейной гордости.
Архитектура
В архитектуре барокко новый акцент был сделан на смелые массивы, колоннады, купола, светотени ( светотени ), «живописные» цветовые эффекты и смелую игру объема и пустоты. В интерьерах барочное движение вокруг и через пустоту формировало монументальные лестницы, не имевшие аналогов в предыдущей архитектуре. Другим барочным нововведением в мирских интерьерах была парадная квартира, последовательность все более богатых интерьеров, кульминацией которых была приемная, тронный зал или парадная спальня. Череда монументальных лестниц, за которыми следовала парадная квартира, копировалась в меньшем масштабе повсюду в аристократических жилищах любых притязаний.
Архитектура барокко была с энтузиазмом воспринята в центральной Германии (см., например, Людвигсбургский дворец и Цвингер, Дрезден), Австрии и России (см., например, Петергоф). В Англии кульминация архитектуры барокко была воплощена в работах сэра Кристофера Рена, сэра Джона Ванбру и Николаса Хоксмура, начиная с ок. с 1660 г. по ок. 1725 г. Многие образцы архитектуры и градостроительства в стиле барокко можно найти в других европейских городах и в Латинской Америке. Градостроительство этого периода представляло собой расходящиеся проспекты, пересекающиеся на площадях, которые были взяты из планов садов в стиле барокко. На Сицилии барокко разработало новые формы и темы, такие как Ното, Рагуза и Ачиреале «Базилика Сан-Себастьяно».
Дворец Аугустусбург недалеко от Кёльна
Фонтан Треви в Риме
Виляновский дворец в Варшаве
Интерьер капеллы Корнаро, церковь Санта-Мария-делла-Виттория, Рим, включая портреты Корнаро, но без нижней части часовни.
Другим примером архитектуры барокко является собор Морелии, Мичоакан в Мексике. Построенный в семнадцатом веке Винченцо Баррочио, это один из многих соборов в стиле барокко в Мексике. На Филиппинах также можно увидеть церкви в стиле барокко, построенные в испанский период.
Фрэнсис Чинг описал архитектуру барокко как «стиль архитектуры, зародившийся в Италии в начале семнадцатого века и по-разному преобладавший в Европе и Новом Свете в течение полутора веков, характеризующийся свободным и скульптурным использованием классических ордеров и орнаментов, динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, драматическое комбинированное воздействие архитектуры, скульптуры, живописи и декоративно-прикладного искусства».
Театр
Картина восемнадцатого века Королевского театра Турина
В театре характерные для маньеризма сложные замыслы, многообразие сюжетных поворотов и разнообразие ситуаций, например, в трагедиях Шекспира, были заменены оперой, сблизившей все искусства в единое целое.
Театр возник в эпоху барокко и стал мультимедийным опытом, начиная с реального архитектурного пространства. Фактически, большая часть технологий, используемых в нынешних бродвейских или коммерческих пьесах, была изобретена и разработана в эту эпоху. Сцена могла превратиться из романтического сада в интерьер дворца за считанные секунды. Все пространство превратилось в обрамленную выделенную область, которая позволяет пользователям видеть только определенное действие, скрывая все механизмы и технологии — в основном канаты и шкивы.
Эта технология влияла на содержание озвучиваемых или исполняемых произведений, максимально используя решение Deus ex Machina. Наконец-то боги смогли спуститься – буквально – с небес и спасти героя в самых экстремальных и опасных, даже абсурдных ситуациях.
Также был создан термин Theatrum Mundi — мир — это сцена. Социальная и политическая сферы в реальном мире манипулируются точно так же, как актер и машины представляют/ограничивают то, что представляется на сцене, выборочно скрывая все механизмы, обеспечивающие действие.
Фильмы Vatel и Farinelli дают хорошее представление о стиле постановок эпохи барокко. Американский музыкант Уильям Кристи и Les Arts Florissants провели обширное исследование всей французской оперы в стиле барокко, исполнив, среди прочего, пьесы Шарпантье и Люлли, которые чрезвычайно точно соответствуют оригинальным творениям семнадцатого века.
Англия
Влияние Ренессанса в Англии также проявилось очень поздно, и барочный театр здесь лишь отчасти полезен, например, при обсуждении комедии Реставрации. Был восемнадцатилетний перерыв, когда лондонские театры были закрыты во время Гражданской войны в Англии и Британского Содружества до Реставрации Карла II в 1660 году.0005
Германия
В немецком театре семнадцатого века не было значительных достижений. Самым известным драматургом был Андреас Крифиус, который использовал иезуитскую модель голландца Йоста ван ден Вондела и Корниэля. Был еще Иоганн Фельтен, соединивший традиции английских комедиантов и комедии дель арте с классическим театром Корнеля и Мольера. Его гастрольная компания была, пожалуй, самой значительной и важной в семнадцатом веке.
Испания
Барокко имело католический и консервативный характер в Испании, следуя итальянским литературным образцам эпохи Возрождения. Театр латиноамериканского барокко стремился к общественному содержанию идеальной реальности, в которой проявлялись три основных чувства: католическая религия, монархизм и национальная гордость и честь, происходящие из рыцарского, рыцарского мира.
В барочном испанском театре известны два периода. Разделение между ними было подчеркнуто в 1630 году; первый период состоит из главного представителя, которым является Лопе де Вега, а также Тирсо де Молина, Гаспар де Агилар, Гильен де Кастро, Антонио Мира де Амескуа, Луис Велес де Гевара, Хуан Руис де Аларкон, Диего Хименес де Энсисо, Луис Бельмонте Бермудес, Фелипе Годинес, Луис Киньонес де Бенавенте или Хуан Перес де Монтальбан; а во второй период Кальдерон де ла Барка и другие драматурги Антонио Уртадо де Мендоса, Альваро Кубильо де Арагон, Херонимо де Кансер и Веласко, Франсиско де Рохас Соррилья, Хуан де Матос Фрагосо, Антонио Коэльо и Очоа, Агустин Морето или Франсиско де Бансес Кандамо. Можно говорить о расплывчатой классификации, поскольку каждый автор шел по-своему и иногда мог придерживаться формулы, установленной Лопе. Возможно, «манера» Лопе была более либеральной и структурированной, чем у Кальдерона.
Феликс Лопе де Вега-и-Карпио представил в своем Arte nuevo de hacer comedias en este tiempo (1609) новую комедию . Он установил новую драматическую формулу, которая нарушила три аристотелевских единства итальянской поэтической школы (действие, время и место) и четвертое аристотелевское единство, касающееся стиля, смешения трагических и комических элементов, показывающих разные типы стихов и строф на что представлено. Хотя Лопе обладает большими познаниями в области пластических искусств, он не использовал их на протяжении большей части своей карьеры ни в театре, ни в сценографии. Комедия Лопе отводила визуальным аспектам театрального представления вторую роль.
Тирсо де Молина вместе с Лопе де Вега и Каледроном были одними из самых важных драматургов Испании в золотую эру. Их произведения, известные своим тонким умом и глубоким пониманием человечности человека, можно было бы считать мостом между примитивной комедией Лопе и более продуманной комедией Кальдерона. Хотя часть критиков утверждала, что их сочинения показывают, что Тирсо де Молина был известен двумя безупречными произведениями: «Осужденные подозрения» и «Севильский обманщик», основными источниками мифа о Дон Жуане.
По прибытии в Мадрид Косме Лотти представил испанскому двору самые передовые театральные приемы Европы. Его методы и механические знания применялись на дворцовых выставках под названием «Фиесты» и в роскошных выставках рек или искусственных фонтанов под названием «Наумакиас». Он отвечал за оформление садов Буэн-Ретиро, Сарсуэлы и Аранхуэса, а также строительство театрального здания Колизео-дель-Буэн-Ретиро. Формулы Лопе начинаются со стиха, который не соответствует основанию дворцового театра и рождению новых концепций, с которых началась карьера некоторых драматургов, таких как Педро Кальдерон де ла Барка.