Содержание

Анатомические рисунки. Леонардо да Винчи [Настоящая история гения]

Анатомические рисунки

Прежде всего поражают масштабы анатомических исследований Леонардо. Одна из главных заслуг Мастера в области анатомии – это создание уникальных анатомических рисунков, которые и по сей день служат наглядными пособиями в учебниках анатомии. Леонардо – первый научный иллюстратор анатомии. Он считал, что без рисунка нет анатомической науки, а словами невозможно представить форму и строение органа столь же понятно и наглядно, как это можно сделать с помощью рисунка.

При вскрытиях трупов Леонардо вел систематические исследования. До Леонардо медики, занимавшиеся анатомированием человеческого тела, просто делали иллюстрации трудов Галена, а не вели самостоятельных работ.

Леонардо изображал кости, сухожилия и мышцы в нескольких ракурсах, чтобы точнее показать их строение. Такие рисунки – целиком изобретение Мастера. И только потом, начиная с Везалия, этим принципом стали пользоваться другие анатомы. «Истинное познание формы какого угодно тела получится из рассмотрения его с разных точек зрения», – писал да Винчи.

Сейчас анатомические рисунки в учебниках и атласах изображают по принципам, предложенным Мастером: «Это мое изображение человеческого тела будет показано тебе не иначе, как если бы ты имел перед собой подлинного человека, а причина этому та, что, если ты хочешь хорошо познать части анатомированного человека, ты должен поворачивать его или глаз твой, созерцая его с разных точек зрения, снизу, и сверху, и с боков, поворачивая его и исследуя начало каждого члена, и таким образом натуральная анатомия удовлетворит тебя в твоем познании…»

Увы, все анатомические рисунки и исследования Леонардо не были доступны для изучения много лет. Он планировал написать учебник по анатомии, но книга так и осталась в планах, да Винчи лишь кратко набросал общий синопсис книги и наметил названия от дельных глав – жизнь Мастера оказалась слишком короткой, а тайн, в которые он пытался проникнуть, – слишком много. Так что в итоге титул «отца анатомии» получил Андреа Везалий, а не Леонардо. Везалий родился в Брюсселе в 1514 году. Не исключено, что Везалий был знаком с рисунками Леонардо (часть из них ходила по рукам) и без лишней скромности позаимствовал кое-что у Мастера, ведь такого понятия, как авторское право, тогда не существовало.

Леонардо не ограничивался зарисовками мышц, сухожилий и скелета, он внимательно изучал все человеческие органы, пытаясь понять их роль и работу в организме.

«Надобно понять, что такое человек, что такое жизнь, что такое здоровье, и как равновесие, согласие стихий его поддерживает, а их раздор его разрушает и губит», – писал он.

Мастер занимался анатомией практически всю свою творческую жизнь: первая рукопись по анатомии датируется 1484 годом, а последняя – 1515-м. Как заявлял сам Леонардо, его анатомические рисунки составили 120 альбомов! Из них уцелели примерно 200 отдельных листов с изображениями и пояснениями по анатомии.

По своему обыкновению Леонардо записывает себе очередной «приказ»: «В твоей анатомии тебе следует изобразить все ступени развития членов, от рождения человека вплоть до его смерти и вплоть до смерти костей, и какая их часть сперва истлевает, какая часть дольше сохраняется. …Начинай анатомирование с головы и кончи его подошвою ног».

Современник Леонардо итальянский ученый-гуманист, епископ Ночерский, придворный врач римских пап, историк, биограф, географ и коллекционер Паоло Джовио оставил такое свидетельство о работе Леонардо: «Он предавался нечеловечески тяжелой и отвратительной работе в анатомических школах, рассекая трупы преступников, чтобы проследить пути природы… Он изобразил в таблицах каждую тончайшую частицу, не исключая мельчайших жилок и внутренней ткани костей, с величайшей точностью, и, таким образом, от его многолетней работы должно было остаться на пользу искусства бесконечное число образцов».

После изучения сохранившихся рисунков и записей Мастера установлен приоритет Леонардо во многих открытиях в области анатомии.

Леонардо да Винчи. Рисунок бычьего сердца. Перо, коричневые чернила, голубая бумага. Королевская библиотека Виндзорского замка

Он первым правильно понял функционирование сердца и описал примерно верную систему кровообращения, во многом предвосхищая открытия Сервета и Гарвея. Поначалу Леонардо считал сердце печкой, источником огня. Но потом, после длительного изучения, пришел к выводу, что сердце – это мышца, которая перекачивает кровь в организме. Он установил, что сердце человека делится на четыре камеры (до него считали, что их только две): два желудочка – левый и правый, и два предсердия. Он установил соответствие артериального пульса сокращению желудочков сердца.

Многие его заметки относительно работы сердца стали понятны специалистам лишь в наше время!

Он изобрел модель для изучения клапанов сердца, которую сумели изготовить лишь в XX веке. И она заработала!

Он первым вполне грамотно поставил и разрешил вопрос о биологической сущности деторождения, дав ряд зарисовок последовательных положений человеческого плода. Леонардо за это иногда называют «отцом эмбриологии».

Он очень долго изучал органы зрения, он называл глаз «повелителем и князем прочих четырех чувств». Он описал глаза и зрительные нервы с точки зрения физиологической оптики и анатомии. Он пришел к выводу, что чувствительной к свету является сетчатка глазного яблока, а не хрусталики, как считали медики до него. Для изучения глаза он придумал новые методы: чтобы анатомировать глаз, Леонардо фиксировал его, нагревая в яичном белке.

Интересовало Леонардо также строение мозга и черепа. Никто до него не исследовал так точно конструкцию черепа. Да Винчи производил сечение черепа в трех плоскостях, представив объемное изображение костей, составляющих черепную коробку. В результате он пришел к выводу, что основной центр нервной системы находится в головном мозге.

Наиболее подробно и точно Леонардо изображал и описывал скелет и кости человека, детально анализировал и зарисовывал систему мускулов. Также да Винчи первым предположил, что мышцы шеи удерживают шейный от дел позвоночника, как такелаж удерживает мачту корабля. Леонардо изучал не только строение мышц, но и их двигательную способность, их крепление к скелету и особенности этих креплений. Сложность строения тела человека он старался уяснить, исходя из законов механики.

Именно благодаря своим уникальным зарисовкам, Леонардо сумел совершенно по-новому взглянуть на анатомию костей скелета. Все предшествующие изображения скелета были, как правило, условны, схематичны и примитивны. Если кто думает, что позвоночник человека похож на ствол древа – такой же прямой и ровный, то он заблуждается. Леонардо первым правильно и удивительно точно нарисовал формы и пропорции всех частей скелета человека.[43]

Он описал атеросклеротические поражения сосудов и их в роль сужении коронарных артерий. Причиной развития этих поражений он считал избыточное поступление из крови «продуктов питания» – ну кто в наше время не слышал про холестерин и необходимость соблюдения правильной диеты!

Это далеко не все открытия, сделанные да Винчи в области анатомии. И мы можем только догадываться, что содержалась в тех альбомах, что были утеряны. В полном объеме только специалисты могут определить тот огромный материал, что собрал Леонардо, всю значимость его открытий, его догадок, его воистину пионерских методов исследования человеческого организма.

Но независимо от уровня образования все мы восхищаемся тем огромным трудом, что проделал Мастер, и жалеем о том, что его книга по анатомии так и не была написана. Кто знает, как бы развивались анатомия и медицинская наука в целом, если бы этот гигантский труд был завершен.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Анатомические рисунки из времен учебы.


Это рисунки из тех времен, когда мы учили пластическую анатомию. Мало было нарисовать их правильно в мышцах, нужно было и нарисовать их правильно с точки зрения рисунка — чтобы то, что ближе, виделось ближе, то, что дальше, уходило на дальний план. Наш преподаватель очень хвалил рисунки одногруппника, который был старше — как раз за этот воздушный объем. И я очень завидовала. Но хвалимому было 22, а мне 16.

Это мышцы лица и шеи. Мне повезло, я нашла себе кроме анатомии Барчаи для художников еще медицинский справочник по анатомии. Правда там все названия были на латыни, и мне приходилось выискивать русские эквиваленты. Сзади на моих листах исписано мелким почерком про все мышцы.

Грудная клетка. Вы знаете, что два последних ребра не замыкаются? Они выходят из позвоночника и остаются со свободными концами. А плоская грудинная кость видна у всех худых моделей — в виде легкого подобия стиральной доски на середине груди.

Самое сложное было с позвоночником — там 33 позвонка, в каждом отделе свое количество, и у них своя форма, на всех трех проекциях — спереди, сзади и сбоку — количество должно было совпадать. И преподаватель не ленился их считать. Почти все обсчитывались! У меня в папке два или три перерисованных позвоночника к зачету:) Приятнее всего два верхних шейных позвонка — у них в отличие от других собратьев есть отдельные имена — атлант и эпистрофей (он же аксис). Атлант узкий и тонкий, срастается с черепом, а эпистрофей, наоборот, мощный и имеет выступ наверх в виде зуба. На этот мощный «зуб» надевается отверстием атлант, и голова может крутиться туда-сюда. Но позвоночник я не отсканировала:)

А это таз — самая красивая и сложная кость. У него очень сложная форма, и направление поверхностей все время меняется. Самые верхние точки прощупываются под талией, и видны у стройных людей спереди. Треугольник сзади — несколько сросшихся костей крестца, они входят в таз треугольной распоркой, и на них опирается весь позвоночник. А видите на нижнем рисунке выступы тазовых костей по краям крестца? Как раз под ними те места, где на спине милые ямочки треугольником видны. А нижние арочки  у таза — как раз то, на чем мы сидим.

Для деторождения, кстати, не так важно, насколько широко у вас размахиваются крылья подвздошный остей (самых верхних краев), а важно, насколько широко и округло отверстие в центре. Именно сквозь него нужно протиснуться голове ребенка. Если таз широк в фас, но сплюснут в латеральном направлении, это не сильно хорошо. Не буду вас пугать дальнейшими анатомическими подробностями:)

Это один из зачетов — живая натура и рисунок скелета внутри. То есть сначала мы рисовали обыкновенную обнаженную натуру, вставшую в позу. А потом по этому рисунку рисовали, как у нее проходит скелет в такой позе. Мы так натренировались тогда, что ради развлечения вписывали скелеты и черепа в любой рисунок.

На экзамене мне достались сгибатели предплечья — то есть руки от локтя до кисти. Я только вытащила свой рисунок и приготовилась рассказывать, как преподаватель отнял у меня лист, потянул за мою руку, положил ее на стол и сказал — вот по своей руке и рассказывай. И я впала в оцепенение:) Я знала все мышцы при взгляде на руку кистью вниз. А свою руку на столе видела кистью вверх и право с левом поменяно, естественно. Преподаватель смеялсо. А я после паралича и паники взяла себя в руки и мысленно переворачивая свой учебный рисунок рассказала, что куда идет. И получила-таки свою пятерку:)
Это один из рисунков предплечья, послойно.

И крупнее второй рисунок из группы. Там быстро вписаны шпаргалочки, средняя «с» в трех буквах как раз означает «сгибатель».

Прошу прощения за желтое пятно:) Это когда-то у меня масло или разбавитель пролились на папку, и куча листов оказались с пятном. Это на самом деле малюсенькая часть рисунков, у меня их целая папка, со всеми костями и косточками и всеми мышцами.

А я сейчас купила себе прекрасную анатомию Сары Симблет и вам скоро расскажу про нее. (Upd. Рассказала тут)

Насколько точны анатомические рисунки Леонардо да Винчи?

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Леонардо да Винчи на многие столетия обогнал свое время в научных исследованиях и открытиях

В музее «Галерея королевы» в Букингемском дворце на этой неделе на обозрение будет выставлена крупнейшая коллекция анатомических рисунков Леонардо да Винчи. Но насколько они точны?

За свою жизнь да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, посвященных анатомии тела.

Он хотел знать, как устроено его тело, и как оно работает. Да Винчи скончался в 1519 году, так и не успев завершить свое исследование, а его труды опубликованы не были.

Между тем, специалисты-анатомы, исследовавшие его записи, уверены, что труды да Винчи по анатомии обогнали его время на сотни лет, и в какой-то степени могут помочь нам в понимании человеческого тела и сегодня.

Как же можно сопоставить рисунки, сделанные 500 лет назад, с современной цифровой фотографической технологией?

Череп

Автор фото, UCHW

Подпись к фото,

Фотографии предоставлены Королевской коллекцией и рентгенологом Ричардом Веллингсом, UCHW

В записной книжке, датируемой 1489 годом, можно найти серию рисунков с детально прорисованными эскизами черепа.

Да Винчи срезал переднюю часть лица, чтобы выяснить, что находится там. Это очень сложно сделать, не повредив кости. В записной книжке да Винчи проиллюстрировал нож, который он для этого использовал.

Как считает Питер Абрамс, профессор клинической анатомии университета города Варвик в Англии, эскизы да Винчи мало чем отличаются от работ современных художников, рисующих анатомию человека.

«Если вы серьезно подходите к изучению анатомии, вы заметите на картинах маленькие поры на черепе, — говорит Абрамс. – Это передано абсолютно точно. Да Винчи замечал мелкие детали и искал эти мелкие детали в своих научных опытах. Он рисовал то, что видел, и мог делать это потрясающе точно».

Туловище

Автор фото, UCHW

Подпись к фото,

Фотографии предоставлены Королевской коллекцией и рентгенологом Ричардом Веллингсом, UCHW

Абрамс считает, что верхняя часть туловища на рисунке передана весьма достоверно. Например, печень совершенно точно указана недалеко от правой женской груди. Ее размер может свидетельствовать о том, что женщина страдала от какого-то заболевания печени.

Но в нижней части рисунка возникают неточности. Абрамс указывает, что матка передана неправильно. Изображение здесь больше напоминает анатомию животных – коров, например.

Похоже, не имея возможности исследовать женское тело, да Винчи воспользовался знаниями, которые он получил, вскрывая животных для лучшего понимания анатомии человека.

На правой руке заметен отпечаток пальца, который размазал штрих рисунка. Возможно он принадлежит самому да Винчи.

Позвоночник

Автор фото, UCHW

Подпись к фото,

Фотографии предоставлены Королевской коллекцией и рентгенологом Ричардом Веллингсом, UCHW

Считается, что на этом рисунке да Винчи первым в истории точно проиллюстрировал позвоночник. Питер Абрамс убежден, что он первым смог передать изгиб и наклон позвоночника, а также насколько плотно позвонки примыкают друг к другу.

Один только этот рисунок сохранил бы имя да Винчи для истории.

Но это лишь небольшая часть того, что он сделал во имя науки. Он исследовал и описал все кости человеческого скелета, кроме черепа.

Абрамс предполагает, что знания да Винчи в области архитектуры и технологий помогли ему разобраться в устройстве человеческого тела.

Зародыш

Автор фото, UCHW

Подпись к фото,

Фотографии предоставлены Королевской коллекцией и рентгенологом Ричардом Веллингсом, UCHW

Несмотря на свое желание точно передать особенности строения человека, да Винчи был подвержен влиянию идей Средневековья. Он считал, например, что человеческая репродуктивная система во многом аналогична той, что у растений.

«У всех семян есть пуповина, которая разрывается, когда семя созревает, — писал да Винчи. – Точно так же у них есть утроба и оболочка плода, как это видно на примере пряностей и других семян, которые появляются при выращивании в горшках».

Чтобы проиллюстрировать свою мысль, да Винчи нарисовал утробу, открывающуюся в виде лепестков цветка.

После смерти его научный трактат остался незавершенным. Его иллюстрации достались ассистенту да Винчи Мелзи. Наблюдения, открывавшие науке новые горизонты, такие как изучение системы кровоснабжения человека, были потеряны для науки.

Многие анатомы, включая Абрамса, считают, что научная работа да Винчи обогнала свое время на 300 лет и во многом превосходила «Анатомию Грея». Считается, что лишь сейчас с приходом трехмерных и цифровых технологий мы смогли продвинуться дальше в понимании человеческого тела, чем то, что смог увидеть Леонардо да Винчи.

Кафедра анатомии человека ВолгГМУ проводит конкурс анатомического рисунка

Приглашаем принять участие в ежегодном конкурсе анатомического рисунка, который состоится 10 октября 2019 года на кафедре анатомии человека ВолгГМУ. К участию приглашаются студенты и преподаватели Волгоградского госмедуниверситета и медицинского колледжа ВолгГМУ. Для этого необходимо до 5 октября 2019 года предоставить заполненную анкету и авторское произведение участника на кафедру анатомии человека.

Художественные произведения конкурсантов должны демонстрировать строение и красоту человеческого тела в живописных образах. Выставка работ состоится 8 октября 2019 года в аудитории 5.01 Морфологического корпуса ВолгГМУ.

На конкурс принимаются работы по направлениям: живопись и графика, дизайн, скульптура, декоративно-прикладное искусство, 3D-модели и компьютерная графика. Произведения должны быть авторскими; принимаются рисунки, выполненные по анатомическим сюжетам, художественным произведениям; рисунки должны быть в формате не менее А3.

Организатором конкурса является СНО кафедры анатомии человека ВолгГМУ.

К работе должны прилагаться: анкета (в распечатанном виде), содержащая сведения об авторе (ФИО полностью, контактный номер телефона, e-mail, статус участника (курс, факультет, группа), название работы, руководитель.

Критерии оценки рисунков: оригинальность, дизайн рисунка; качество и презентабельность рисунка; учебно-воспитательная идейность рисунка; оригинальность названия рисунка. Каждый показатель оценивается по пятибалльной шкале. Итоговая оценка складывается из суммы вышеуказанных показателей.

Предложения по составу победителей и призеров (Приз преподавательских симпатий) выносит жюри конкурса по совокупности полученных в конкурсах баллов. Победители и призеры конкурса награждаются дипломами и благодарностями участника конкурса.

Ответственный за проведение конференции: руководитель СНО, к.м.н., доцент кафедры анатомии человека Екатерина Генриховна Багрий.

Работу и сведения об участнике нужно приносить на кафедру анатомии человека в кабинет 6.04, ул. Рокоссовского, 1Г, Морфологический корпус ВолгГМУ. Кафедра анатомии человека (зав. кафедрой — д.м.н., проф. А.И. Краюшкин).

Е.Г. Багрий, руководитель СНО
кафедры анатомии человека ВолгГМУ

Фото из архива кафедры

Напомним итоги прошлогоднего конкурса — см. по ссылке «Подведены итоги конкурса анатомического рисунка 2018/19 учебного года»
(рисунки из итоговой статьи по прошлогоднему конкурсу)

Завершился ежегодный международный конкурс анатомического рисунка Imago Anatomiсa Vesalius

Завершился ежегодный международный конкурс анатомического рисунка Imago Anatomiсa Vesalius. Юбилейный, пятый по счету конкурс был посвящен истории хирургии, истории искусства и миру внутри нас.

Приветственный адрес участникам конференции направил ректор университета, академик РАН Петр Глыбочко, отметивший, что конкурс, объединивший ученых и студентов разных стран, вузов и специальностей, стал символом дружбы и преданности медицине.

Заведующий кафедрой анатомии Сеченовского Университета Владимир Николенко, обращаясь к участникам конкурса, выразил надежду, что каждый из них, подобно многим педагогам и выпускникам alma mater внесет вклад не только в медицину, но и в искусство.

В конкурсе анатомического рисунка приняли участие студенты медицинских и художественных вузов, российских и зарубежных университетов. Среди организаторов конкурса Российская академия художеств и Московский архитектурный институт, Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки и Международная академия творчества, Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова и Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Также в организации конкурса приняли участие Союз художников Подмосковья и Московское отделение Научного медицинского общества анатомов, гистологов и эмбриологов, Петровская академия науки и искусства.

«Содружество врачей и художников, продемонстрированное на конкурсе, вносит большой вклад в развитие и современной науки, и современного искусства», – убежден Народный художник РФ, президент Международной академии культуры и искусства Петр Стронский.

Встрече финалистов с известными российскими учеными и художниками оказалась очень плодотворной. Преподаватели и студенты выступили с научными докладами, посвященными хирургии в изобразительном искусстве, анатомии для художников. Один из докладов был о женщинах в анатомии, преуспевших в столь нелегкой, но великой профессии. Ведь «без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассудки».

Кафедра анатомии Сеченовского Университета – «место, где смерть служит торжеству жизни» – locus est, ubi mors quadet seccurere vitae. Приобщиться к этому служению и ощутить, что анатомия – это уважение к истине, медицине, людям, можно было, посетив экскурсию по Анатомическому театру и музеям кафедры, проведенную Владимиром Николенко.

Ежегодный международный конкурс анатомического рисунка наглядно показал как на стыке медицины, искусства и архитектуры рождаются новые открытия в анатомии, живописи и многих других отраслях знаний.

Информация о конкурсе доступна на сайте http:\\imagoanatomica.com.

Каталог работ лауреатов

Список победителей конкурса





На кафедре анатомии подведены итоги конкурса рисунков и стихотворений на анатомическую тему — Новости

место

№  стиха

Кол-во голосов

Ф.И.О. автора

Фак-тет, группа

название

руководитель

I место

№ 2

102

Титарева Е.Е.

102 стом.

«Мозг человека»

Доц. Блинова Н.В.

II место

№ 1

43

Павлова А.С.

104 леч.

«Поздравление к

8 марта»

Доц. Благонравова И.О.

конкурс рисунков

номинация «Любовь к анатомии»

 

место

№  стиха

Кол-во гол-в

Ф.И.О. автора

Фак-тет, группа

название

руководитель

I место

№23

115

Фонская А.

4 курс

«Основание мозга»

Асс. Шабанова И.Н.

II место

№ 22

72

Колядинская А.В.

104 стом.

«Цветы жизни» (триптих)

Асс. Шабанова И.Н.

III место

№ 37

41

Голубева С.Е.

108 стом.

«Сагиттальный распил головы»

Доц. Блинова Н.В.

конкурс рисунков

номинация «Полёт фантазии»

 

место

№  стиха

Кол-во гол-в

Ф.И.О. автора

Фак-тет, группа

название

руководитель

I место

№22

67

Колядинская А.В.

104 стом.

«Цветы жизни» (триптих)

Асс. Шабанова И.Н.

II место

№ 24

62

Сидорович А.М.

104 стом.

Комета «ГЛАЗ»

Асс. Шабанова И.Н.

III место

№ 7

41

Базурова А.А.

103 стом.

«Система»

Проф. Ульяновская С.А.

Выставка анатомических рисунков Леонардо Да Винчи

Рисунки анатомии человека, которые в шестнадцатом веке создал итальянский художник Леонардо да Винчи будут впервые выставлены 4 мая в Букингемском дворце, объявили кураторы выставки. «Леонардо да Винчи: Анатом» станет крупнейшей выставкой работ на тему человеческого тела созданных флорентийским гением, которые на протяжении 300 лет оставалась скрытыми в кожаном переплёте.


 

По мнению экспертов, эти рисунки, которые будут выставлены для публики в галерее Королевы (в Букингемском дворце), могли бы быстрее изменить европейское понимание анатомии, которое существовало до работ Леонардо.

Между 1489 и 1513, ученые проводили детальные исследования костей, мышц и внутренних органов человека, таких как сердце или мозг. В момент смерти Леонардо да Винчи в 1519 году, его анатомические исследования находились среди личных бумаг весьма неорганизованного художника и не сразу стали достоянием гласности.

Леонардо завещал свои записные книжки и рисунки своему молодому помощнику, Франческо Мельци, который умер в 1570 году. В том же году, после смерти Мельци, его сын продал рисунки итальянскому художнику и скульптору Помпео Леони, который скомпоновал их в альбом, вместе с сотнями работ Да Винчи. Леони записал своё имя вместе с Леонардо, он сделал это золотыми буквами на обложке альбома: «Рисунки Леонардо да Винчи, сохранил Помпео Леони».

Как пояснила куратор выставки Мартин Клейтон, альбом Леони представляет собой “чрезвычайно важную часть 500-летней истории анатомических рисунков Леонардо да Винчи”. “В течение 300 лет, книга была недоступна для практических целей, рисунки оказались словно похоронены. Они находились все вместе, и в прекрасном состоянии, но обратная сторона медали – их не распространили по миру и не опубликовали”, – сказала эксперт. О рисунках стало известно только “в 1900 году, и мы теперь знаем, что анатомические рисунки Леонардо Да Винчи были одними из самых невероятно подробных и точных за все время”, добавляет она.

bp



]]> ]]>

Навыки анатомического рисования во врачебной практике

Навыки анатомического рисования во врачебной практике

Рисунки и отзывы доктора Валери Жюли Брюссо

Вот два анатомических исследования красным карандашом, для которых моей целью было изучение относительной анатомии и работа над навыками рисования и рендеринга оттенков. Это два моих первых эксперимента с красным. Мне это понравилось, но было непросто: оно не прощает — прямо как операция!

Я опирался на книгу по анатомии, которую хорошо знал.Но рисовать — это не то же самое, что смотреть: взаимосвязи структур становятся более очевидными при рисовании, поскольку нужно думать о том, где именно все подходит к кости и т. Д. Я пришлю вам больше по мере продвижения … Я надеюсь скоро попробую silver point: я просто собираю материал, это непросто… Спасибо за видео, они отличные.

Я уже подписался на ваш курс Академии рисования, и он мне очень понравился. Вот почему я не мог устоять перед тем, как попробовать анатомию.Я всегда мечтала когда-нибудь сделать масла, так как я работаю над своими навыками с вашей помощью, этот день может быть ближе, чем я думал!

Как узкоспециализированный хирург, мне часто приходится реконструировать структуры лица, а также задокументировать определенные этапы операции — для отчета, диаграммы или публикации. Фотографии в офисе и операционной стали обычным делом. Однако у этого типа документации есть свои ограничения по нескольким причинам: некоторые аспекты хирургии являются микроскопическими, например хирургия уха или гортани, другие аспекты требуют документирования относительных структур и движения ткани, мышцы или нерва.Это нелегко продемонстрировать на снимке даже при последовательной съемке.

Я считаю, что рисунок — это гораздо более эффективный, надежный и точный способ описания хирургических шагов и реконструктивных техник. Курсы Drawing Academy и Human Anatomy дали мне навыки, необходимые для легкого и точного документирования моих операций. Качество его анатомических ссылок и деталей также дало мне более глубокое понимание эстетики человеческого тела и влияния отдельных структур на локальную и глобальную эстетику.

Мне было бы трудно найти учителя классического искусства, способного провести такой отличный курс, и даже тогда я, вероятно, не смогу присутствовать из-за моего плотного графика. Онлайн-аспект курса позволяет мне работать в своем собственном темпе, когда я хочу и где хочу, и при этом получать лучшее обучение и советы в области классического искусства.

Поздравляем Владимира Лондона и Натали Ричи с созданием фантастического курса!

Д-р Валери Жюли Брюссо, бакалавр гуманитарных наук, MDCM, FRCSC


Др.Валери Джули Бруссо, отоларинголог, хирург головы и шеи, является членом Королевского колледжа хирургов Канады и с 2008 года работает в отеле Dieu d’Arthabaska, Викториявилль, где с 2014 года работает начальником отдела. Она имеет степень бакалавра наук с С отличием в области эволюции и генетики Университета Акадии (2000 г.), доктор медицинских наук с магистром хирургии Университета Макгилла (2004 г.), где она также завершила свою постдокторскую подготовку в области отоларингологии, хирургии головы и шеи (2009 г.).Среди прочего, она была стипендиатом Национального совета по исследованиям в области науки и техники за свою работу в области генетики, премией Серебряного юбилея королевы Елизаветы II, а также стипендий Кларка Э. МакЛеода и канадской стипендии тысячелетия в области медицины. школа. Ее клинические и научные исследования были представлены на национальных и международных конференциях и получили несколько наград. Опубликовала более 25 медицинских статей в научных журналах. Помимо медицинской профессии, она владеет компанией Taliah, специализирующейся на овцеводстве в Восточной Фризе и производстве Ewe Cheddar, расположенном в Сен-Кристоф-д’Артабаска, Квебек, Канада, где она живет.На ее ферме также разводят органический скот, чтобы обеспечивать людей продуктами питания.


Изучите анатомию и пропорции человеческого тела быстро и легко

Единовременный платеж — пожизненное членство
97 долларов США

ЗАПИСАТЬСЯ СЕЙЧАС

Редкий взгляд на анатомические рисунки Леонардо да Винчи — Сбор мозга

Хотя Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 г. — 2 мая 1519 г.) остается типичным эрудитом, воплощением «человека эпохи Возрождения», увлекающегося широким спектром дисциплин — искусством, архитектурой, картографией, математикой, литературой и т. Д. инженерия, анатомия, геология, музыка, скульптура, ботаника — его интерес к науке был далеко не поверхностным или дилетантским.В Леонардо да Винчи: анатом ( публичная библиотека ), Мартин Клейтон , старший хранитель Королевской коллекции, выходит далеко за рамки своего культового Витрувианского человека, чтобы исследовать удивительно точные анатомические иллюстрации Леонардо, которые оставались скрытыми от мира в течение почти 400 лет после смерти да Винчи.

Эскиз человека, стоящего лицом к зрителю, с расставленными ногами и вытянутыми вниз руками, нарисованный в виде анатомической фигуры, показывающей сердце, легкие и основные артерии.
Королевская коллекция © Ее Величество Королева Елизавета II Три исследования, одно в более крупном масштабе, правой руки и плеча мужчины, демонстрирующих мускулы; три этюда правой руки; диаграмма, иллюстрирующая пронацию и супинацию руки.
Королевская коллекция © Ее Величество Королева Елизавета II Анатомическое исследование основных органов и артериальной системы женского торса, уколовшегося для переноса.
Королевская коллекция © Ее Величество Королева Елизавета II

Исходя из духа «естественности» своих картин, Леонардо увлечение человеческим телом привело его в морги и больницы Флоренции, где он проводил вскрытие трупов, часто казненных преступников.Его величайшим подвигом было понимание работы сердца. Обнаружив выпуклость в форме луковицы у корня аорты, он был поразительно близок к раскрытию механизмов кровообращения более чем за столетие до того, как формальная наука пришла к этому. Фактически, он впрыснул расплавленный воск в сердце быка, затем стеклянную модель отливки и закачал ее водой с суспензией семян травы, чтобы наблюдать за работой вихрей. Затем он пришел к выводу, что из-за опухоли аортальный клапан закрывался после каждого сердечного сокращения, предположение, к которому кардиологи не приходили до начала 20-го века и не полностью подтверждалось до 1980-х годов.

Большой рисунок эмбриона в матке человека с плацентой коровы; меньший эскиз того же самого; заметки по теме; иллюстративные рисунки в деталях плаценты и матки; диаграмма, демонстрирующая бинокулярное зрение; заметка о рельефе в живописи и по механике.
Королевская коллекция © Ее Величество Королева Елизавета II Эскиз вытянутой вперед левой ноги мужчины; рядом — мужские ноги сзади; внизу стоит мужчина, повернутый в профиль влево, выставив вперед левую ногу; справа — два исследования костей левой ноги и бедра человека и одно животное; с множеством ноток о мышцах.
Королевская коллекция © Ее Величество Королева Елизавета II Исследование вскрытия голени и ступни медведя в профиль слева. Слева также небольшой рисунок ноги.
Королевская коллекция © Ее Величество Королева Елизавета II

Возможно, его самый известный анатомический рисунок был изображен 100-летним мужчиной, который сообщил, что был в отличном состоянии всего за несколько часов до своей смерти. Когда Леонардо вскрыл его, чтобы увидеть «причину такой сладкой смерти», обнаружил цирроз печени и закупорку артерии, ведущей к сердцу, что произвело первое в истории описание того, что сейчас известно как окклюзия коронарных сосудов.

Леонардо как великий художник имел два преимущества перед современными анатомами. Прежде всего, как скульптор, инженер, архитектор, он имел интуитивное понимание формы — когда он разрезал тело, он мог очень плавно понимать, как разные части тела подходят друг к другу, работают вместе. А затем, придя к этому пониманию, как высший рисовальщик, он смог записать свои наблюдения и открытия в рисунках с такой ясностью, что он смог передать форму, структуру зрителю способом, который никогда раньше не делался. и, во многих случаях, с тех пор никто не мог превзойти его.

Рисунок наружных половых органов и влагалища с пометками; заметки об анальном сфинктере и схемы предполагаемого расположения его волокон и механизма его действия.
Королевская коллекция © Ее Величество Королева Елизавета II

Пять исследований костей голени и стопы; рисунок коленного сустава и надколенника; два исследования костей правой ноги при согнутом колене; мышцы правой ягодицы, бедра и голени.
Королевская коллекция © Ее Величество Королева Елизавета II

Леонардо намеревался опубликовать свои рисунки как иллюстрированный трактат по анатомии человека, но когда он умер в 1519 году, его анатомические документы были похоронены среди его личных вещей и исчезли из виду.В начале 1600-х годов около 600 его сохранившихся рисунков были связаны в единую коллекцию, а к концу века они загадочным образом попали в Королевскую коллекцию. Леонардо да Винчи: анатом собирает 90 из этих оригинальных рисунков, контекстуализированных в обсуждении их анатомического значения. К книгам прилагается приложение для iPad, которое представляет 268 страниц записных книжек Леонардо в великолепном высоком разрешении.

Искусство и анатомия

Искусство и анатомия: рисунки «это вдохновение, удовольствие и образование.Это обязательное чтение для всех студентов-анатомов, преподавателей медицинских специальностей и всех, кто интересуется пересечением искусства и науки, красоты и биологии.
Луиза Аронсон , доктор медицинских наук, МИД, автор книги «Старость и история нынешних заболеваний», профессор, Медицинский факультет Калифорнийского университета в Сан-Франциско

«В Art & Anatomy мы видим студентов-медиков, которые не просто запоминают анатомические структуры. , но на самом деле видя тела, лежащие перед ними.Эта практика — замедление, глубокое размышление, пристальное внимание — может быть столь же ценна для обучения этих врачей-стажеров, как и их растущие знания анатомии. Это важная книга, которая не только чествует прекрасные произведения искусства, созданные студентами, но также должна вдохновить другие медицинские школы на совместное творчество и анализ в лаборатории анатомии человека ».
Кристин Монтросс , доктор медицины, автор книги «Body of Work»; Доцент Медицинской школы Уоррена Альперта, Университет Брауна,

«Рисунки Art & Anatomy интересны, выразительны, образны и иногда очень трогательны, как набросок руки студента, держащей руку скелета.Комментарии студентов говорят о смирении, близости, сосредоточенности и внимании к деталям. Один пишет, что «создание искусства — это медитативный опыт», и надеется внести осознанность в свою повседневную жизнь. Действительно, Art & Anatomy — это проект, который объединяет глаза, сердце и руки в процессе, который способствует преобразованию опыта ».
Джек Кулехан , доктор медицины, магистр здравоохранения, поэт и старший научный сотрудник Центра медицинских гуманитарных наук, сострадания и биоэтики, Университет Стоуни-Брук


«Эта книга приглашает к сложным удовольствиям обретения красоты, на которую многие предпочли бы не смотреть вообще.Рисунки полны эстетических чудес. Как запись процесса, книга является еще более необычной, поскольку класс предлагает своим участникам драгоценное соединение, редкое для медицинской подготовки: безупречное наблюдение, техническую стойкость и свободу выражения. И он заканчивается щедрыми рекомендациями по введению анатомического рисунка в другие школы: я надеюсь, что многие последуют этому ценному совету ».
Кэтрин Беллинг , доктор философии, доцент Медицинской школы Файнберга, Северо-Западный университет

7 фантастических старинных анатомических рисунков

Медицина в средние века не была величайшей: пиявки, грязь, вся эта штука с четырьмя юморами.И все же врачи со всего мира прилагали героические усилия, чтобы развивать свои знания и делиться ими. Здесь мы собрали некоторые из наших любимых исторических анатомических рисунков, которые средневековые и ранние современные врачи сделали из вскрытия трупов животных и людей. Рисунки демонстрируют забавные неточности, впечатляющие детали и очевидно универсальное стремление придать анатомическим рисункам странные выражения лица.

Щелкните здесь, чтобы войти в галерею

Плохие новости

По данным Национальной медицинской библиотеки, фон Герсдорф был одним из самых известных немецких хирургов своего времени.Он был особенно известен тем, что выполнял ампутации конечностей. Он опубликовал книгу о «лечении ран».

Ярость, ярость против умирающего света

Евстахи жил в Италии 16-го века, где он служил врачом герцогу, а затем кардиналу в Риме. Он поддерживал теории анатомии, разработанные древнегреческим врачом Галеном, которые основывались на вскрытии животных, а не человеческих трупов. Некоторые галеновские странности включали в себя веру в то, что человеческая кровь очищалась структурой на шее, которая действительно появляется у овец, для охлаждения их крови, но не у людей.

Чудо жизни

Кассери происходил из бедной семьи в Италии и работал слугой у студента-медика и хирурга, прежде чем сам стал профессором хирургии и анатомии. Ван де Шпигель родился в Брюсселе и учился у Кассери. Эта женщина, кажется, так рада продемонстрировать свой плод из кочана капусты.

Плачущая женщина

Бурдон был французским врачом, который занимался медициной с 1670-х годов. О нем мало что известно.

Полость грудной клетки и мочевыводящая система

Этот мужчина кажется удивленным … трудно сказать, его открытая грудь, отсутствие штанов или мочевыводящие пути другого мужчины. Цифра взята из книги Мухаммада Акбара « Тибб ал-Акбар » или « Акбар» «Медицина ». Иллюстрации без подписи, поэтому историки не знают, кто их сделал. Художник приехал бы из современного Ирана или Пакистана.

точек акупунктуры

В отличие от западной анатомии, на этом китайском рисунке не показаны мускулатура и другие внутренние органы.Вместо этого он иллюстрирует точки акупунктуры и движение инь и янь по телу.

Помилуй мои кости

Чеселден был английским хирургом. Его иллюстрации к костям также включали скелеты животных и людей, прогуливающихся по разным ландшафтам.

Эти старые анатомические рисунки заслуживают внимания

Гал Коплевиц

Во время своего долгого путешествия по Европе и Леванту в 1867 году Марк Твен остановился в Милане.Как и многие другие, он был поражен величием большого городского собора, но это было что-то еще, что по-настоящему запечатлелось в его памяти. Внутри собора стояла статуя святого Варфоломея, апостола, с которого заживо содрали кожу и который изображался с кожей, обернутой вокруг его плеч, как если бы это было полотенце. В «Невинных за границей», описывающих тот год путешествия Твена, он рассказывает: «Это был человек без кожи; каждая вена, артерия, мускул, каждое волокно, сухожилие и ткань человеческого тела представлены в мельчайших деталях… Это было отвратительно, и все же в этом было какое-то очарование ».

Скинхед Ободранное тело в «Описании человеческого тела» (1616)

Воодушевленные тем же увлечением, врачи и художники на протяжении веков открывали человеческое тело и записывали то, что они обнаружили внутри, будучи посетителями на новую выставку в Королевском колледже врачей в Лондоне найдете. «Под кожей» объединяет небольшую, но впечатляющую подборку анатомических иллюстраций, созданных в основном западными врачами и художниками (хотя есть некоторые поразительные исключения) с позднего средневековья до 20-го века.Эти свитки, гравюры и гравюры на дереве показывают, как эти ученые боролись с проблемами представления анатомии человека и, таким образом, создавали иллюстрации, столь же ужасные, сколь и убедительные.

Различные препятствия стояли на пути тех, кто хотел произвести точные изображения наших внутренностей. Вскрытие — лучший способ узнать анатомию человека: ничто не может заменить опыт самостоятельного раскопок слоев ткани. Но на протяжении веков христианский и исламский миры налагали на практику правовые и религиозные ограничения.В Британии 18 и 19 веков, например, единственными законами, доступными для вскрытия, были тела казненных преступников; когда спрос намного превысил предложение, «похитители тел» начали выкапывать трупы и продавать их медицинским школам. Когда труп оказался на столе для препарирования, анатому пришлось привыкнуть к запаху гниющей плоти — Леонардо да Винчи предупредил студента-анатома, что «возможно, вам будет мешать желудок». Затем он (поскольку это всегда был «он») должен был выяснить, как изобразить трехмерный объект — тот, который движется и изменяется со временем — на двухмерной среде: как уловить не только извилистые контуры объекта. кишечник, но бьющееся сердце или вздымающиеся легкие на плоском куске холста.

По пункту Руководство по иглоукалыванию Ходзуми Коремаса (1820-е годы)

Таким образом, анатомы сотрудничали с художниками, способными запечатлеть свои видения на бумаге. Хотя знания художника в области физиологии часто совпадали со знаниями анатома, первый обычно был обязан следовать инструкциям второго. Неудивительно, что иногда они конфликтовали. Хирурги жаловались, что художники чрезмерно приукрашивали то, что должно было быть четким изображением, иллюстрирующим функцию определенной части тела.Самуэль Томас фон Зоммеринг, немецкий врач, в 1791 году возразил, что слишком подробные наброски могут «навредить важным моментам». Арно-Элуа Готье д’Аготи, французский художник конца 18 века, чей отец впервые применил новые методы цветной печати в своих анатомических иллюстрациях, не согласился. «Чтобы научить мужчин, — настаивал он, — они должны быть соблазнены эстетикой».

Твена часто посещала статуя святого Варфоломея. «Мне очень жаль, что я видел это», — заключил он, опасаясь, что он был обречен вечно мечтать о его «скрученных руках», «тягучих холодных ногах» и «мертвых глазах».Мертвые тела, изображенные в фильме «Под кожей», несомненно, запомнятся посетителям, но не потому, что они вызывают отвращение, а скорее потому, что восхищаются не только безграничной сложностью человеческого тела, но и изобретательностью человека. разум.

Нервная система в «Ташрих-и Мансур» (1386)

До того, как появилась анатомия Грея, была анатомия Мансура. Пятитомный трактат «Тасрих-и Мансури», написанный в 1386 году Мансуром ибн Ильясом, выдающимся персидским врачом и анатомом, считается первой иллюстрированной анатомической рукописью такого рода.На этом изображении нервной системы пунктирные линии представляют собой сложные волокна, протекающие через тело все более тонкими нитями, с разными цветами, обозначающими разные маршруты и ветви. Ориентация тела любопытна: в то время как расположение ступней и рук, кажется, предполагает, что тело обращено к зрителю, расположение черт лица при взгляде вверх указывает на то, что фигура обращена к нам спиной.

Мужская внутренняя анатомия в «De humani corporis fabrica librorum epitome» Андреаса Везалия (1543)

Андреас Везалий был отцом-основателем современной анатомической иллюстрации на Западе.Родившись в семье выдающихся врачей в Брюсселе, он учился в Париже, Лёвене, Бельгии и, наконец, в Падуе, где в 1537 году стал заведующим кафедрой хирургии и анатомии. Благодаря отзывчивому местному судье, который обеспечил его постоянное снабжение Из трупов казненных преступников Везалий проводил большую часть своего времени, анатомируя человеческие трупы. Более тысячелетия европейские врачи полагались на идеи Галена, греческого врача второго века, чьи теории тела считались каноническими.Но, проводя собственное вскрытие, Везалий заметил, что физиология Галена часто была неверной. В конце концов он пришел к выводу, что Гален на самом деле никогда не рассекал человеческое тело — практика, запрещенная Римской империей. В своей влиятельной книге «De Humani Corporis Fabrica» («О ткани человеческого тела») он утверждал, что врачам необходимо проводить свои собственные систематические наблюдения посредством вскрытия, а не полагаться на работы прошлых ученых. Это изображение является частью серии иллюстраций «мускулистых мужчин», которые появляются в «Фабрике» и показывают мускулатуру мужского тела под разными углами.Когда первые 12 иллюстраций собраны рядом, они рисуют непрерывный пейзаж холмов вокруг Падуи.

Нервная система головы, шеи и туловища в «Неврологической диссекции» Людовика Хиршфельда, рисунок Жана Батиста Франсуа Левейе, литография Лемерсье (1853 г.)

В 18-19 веках, как западные анатомы и понимание художниками тела стало более развитым, произведения, которые они создавали, стали более детальными — и намного более яркими.На этой поразительной литографии, раскрашенной вручную, нервная система кажется почти трехмерной, и этот эффект усиливается за счет наложения исходного серого оттенка отпечатка на цвет. Также стало нормой в то время более четко изображать реалии препарирования: здесь хорошо видны крючки, используемые для оттягивания кожи и обнажения сердца.

Внутренние органы и точки акупунктуры на руках в «Сиси бесшо дзуй» (иллюстрации, показывающие, как воспринимать тех, кто должен умереть, и идентифицировать тех, кто должен жить) Ходзуми Коремаса (1820-е годы)

Это изображение является частью Пятиметровый свиток (вверху) представляет собой стилистический гибрид: он сочетает в себе традиционные японские изображения человеческого тела с изображениями внутренних органов с западным влиянием.Эта схема была предназначена для использования в иглоукалывании, с линиями, указывающими на точки на теле, где введение игл будет служить некоторой терапевтической цели. Кураторы заново открыли это произведение в архивах Королевского колледжа врачей, когда готовили выставку: они знали, что японский анатомический свиток того периода существует, но не имели представления, насколько он большой и красивый.

Анатомия мужского торса в «Медицинской анатомии или, Иллюстрации относительного положения и движений внутренних органов» Фрэнсиса Сибсона (1869)

Человеческое тело находится в постоянном движении: время — еще одно измерение, которое художник должен как-то сжать и спроецировать на страницу.На этих изображениях английский анатом и врач Фрэнсис Сибсон изобразил тело одного и того же человека дважды, один раз со сдутыми легкими ( вверху, ) и один раз в надутом состоянии ( внизу, ), чтобы показать, как дыхание изменяет размер и положение легких и прилегающих органов, таких как селезенка и почки. Включение художником инструментов, использованных при вскрытии (обратите внимание на трубку, вставленную в шею), показывает, как эта иллюстрация могла бы служить руководством для будущих вскрытий.

Горизонтальные срезы головы мужчины 35 лет в «Атласе головных срезов». Вскрытие сэра Уильяма Макьюэна, эскизы мисс МакИхран, фотогравюра г-на Аннана из Глазго (1893)

В последние десятилетия технологии медицинской визуализации позволили заглянуть внутрь тела, не дотрагиваясь до скальпеля. Но в XIX веке горизонтальный разрез требовал очень трудоемкого и тщательного вскрытия. Чтобы сделать серию поперечных сечений головы человека, сэр Уильям МакИвен, шотландский хирург, должен был заморозить мозг, который в противном случае «утонул бы под собственным весом и стал бы деформированным», прежде чем разрезать его.Затем сегменты были воспроизведены с использованием фототехники, фотографической техники того периода, известной своей высокой контрастностью, а затем отредактированы МакЭваном, чтобы выделить определенные особенности, такие как границы между тканями. Наша способность быстро вглядываться в любой череп, не разрезая его предварительно, — это чудо современной медицины, но вы не можете не думать, что некоторая артистичность, необходимая для создания этих изображений, была потеряна в виде новых, менее инвазивных методов исследования тела были приняты.

Под кожей: изображение человеческого тела Королевский колледж врачей, Лондон, до 15 марта и снова с начала октября

Новаторские анатомические наброски Леонардо да Винчи

Мы склонны думать о Леонардо да Винчи как о художнике , хотя он, вероятно, создал не более 20 картин перед своей смертью в 1519 году. Тем не менее, на протяжении долгих периодов своей карьеры, длившейся почти полвека, он был поглощен всевозможными удивительными занятиями, от наблюдения за звездами и создания гениального оружия до наблюдение за сложной системой каналов Людовико Марии Сфорца, правящего герцога Милана.В течение своей жизни Леонардо заполнил тысячи страниц рукописи густыми каракулями, диаграммами и кружащимся текстом, исследуя почти все мыслимые темы. Не зря его часто считают типичным человеком эпохи Возрождения: как выразился великий британский историк искусства Кеннет Кларк, Леонардо был самым неизменно любопытным человеком в истории.

Тем не менее, согласно Леонардо да Винчи: Механика человека, новой выставке на Эдинбургском международном фестивале, одна область научных усилий вызвала любопытство Леонардо, пожалуй, больше, чем любая другая: анатомия человека.

Интерес Леонардо к анатомии начался, когда он работал на Людовико в Милане. «Во 2-й день апреля 1489 года», как он писал в начале страницы новой записной книжки, он сел, чтобы начать свою «Книгу под названием« О человеческой фигуре ». Однако после выполнения серии потрясающих рисунков черепа его исследования были приостановлены, вероятно, из-за того, что у него не было доступа к трупам, которые он мог бы препарировать.

Доказательства

Но его амбиции по изданию исчерпывающего трактата по анатомии человека сохранялись — и примерно два десятилетия спустя он вернулся к своей неиспользованной записной книжке, которая сейчас известна как Анатомическая рукопись B и хранится в Королевская библиотека в Виндзорском замке.В нем он сделал ряд рисунков пером и тушью, в которых записал свои наблюдения во время анатомирования старика, скончавшегося в больнице во Флоренции зимой 1507-08 гг.

В последующие годы Леонардо сосредоточился на анатомии человека более систематически, чем когда-либо прежде — и к концу своей жизни он утверждал, что разрезал более 30 трупов. Зимой 1510-11 гг., Вероятно, сотрудничая с молодым профессором анатомии по имени Маркантонио делла Торре из Университета Павии, Леонардо собрал серию из 18 в основном двусторонних листов, содержащих более 240 отдельных рисунков и более 13000 слов. заметки.Эти листы, теперь известные как Анатомический манускрипт А, а также в Королевской коллекции, полны ясных представлений о функционирующей анатомии человеческого тела.

Леонардо сделал много важных открытий. Например, он создал первое точное изображение позвоночника человека, в то время как его записи, документирующие его вскрытие флорентийского столетнего старика, содержат самое раннее известное описание цирроза печени. Если бы он опубликовал свой трактат, его считали бы более важным, чем бельгийский анатом Андреас Везалий, чей влиятельный учебник «О ткани человеческого тела» появился в 1543 году.Но он этого не сделал.

Суть дела

Тем не менее, возможно, самые блестящие научные открытия Леонардо произошли после смерти Маркантонио от чумы в 1511 году, когда великий эрудит бежал от политических беспорядков в Милане и укрылся на семейной вилле своего помощника Франческо Мельци, 15 миль (24 км) к востоку от города. Именно здесь он стал одержим пониманием устройства сердца.

Кардиохирург Фрэнсис Уэллс, который работает в больнице Папворта в Кембридже и недавно опубликовал «Сердце Леонардо», вспоминает, как впервые натолкнулся на исследования Леонардо, будучи студентом-медиком.«Я помню, как думал, что они намного лучше, чем все, что есть в современных учебниках анатомии», — говорит он. «Они были красивыми, точными, захватывающими — и в них была живость, которой вы просто не найдете в современных анатомических рисунках».

Во время своих исследований Леонардо обнаружил в сердце несколько необычных вещей. «Вплоть до и после него, поскольку он, конечно, никогда не публиковался, считалось, что сердце представляет собой двухкамерную структуру», — объясняет Уэллс. «Но Леонардо твердо заявил, что сердце имеет четыре камеры.Более того, он обнаружил, что предсердия или камеры наполнения сокращаются вместе, в то время как насосные камеры или желудочки расслабляются, и наоборот ».

Кроме того, Леонардо наблюдал вращательное движение сердца. «Если вы посмотрите на сердце, оно имеет форму конуса», — говорит Уэллс. «Но это сложный конус в геометрическом смысле, потому что это конус с изгибом. Это потому, что сердце опорожняется скручивающим движением — оно отжимается, как будто выжимают полотенце. При сердечной недостаточности он теряет этот поворот.

По словам Уэллса, Леонардо не полностью понимал функцию сердечного скручивания. «Но все где-то начинается», — говорит он. «Есть отрывок, в котором Леонардо описывает убийство свиней на склоне тосканского холма. Вам или мне, вероятно, понравится бокал хорошего красного вина, пока готовится свинина, но Леонардо думал об этом в то время. Они убивали свиней, проталкивая маленькие копья через грудь в сердце, и Леонардо заметил вращательное движение этих маленьких копий в сердце.Это было совершенно безоблачное исследование, бесполезное никому в его время, но это было правильное начало на пути к пониманию сердечного завихрения, которое сейчас является одной из самых горячих тем в понимании сердечной недостаточности ».

Но, пожалуй, наиболее впечатляющими из всех были наблюдения Леонардо об аортальном клапане, которые он сделал во время экспериментов с бычьим сердцем. Заинтригованный тем, как аортальный клапан открывается и закрывается, чтобы кровь текла в одном направлении, Леонардо приступил к созданию модели, заполнив воском сердце крупного рогатого скота.Когда воск затвердел, он воссоздал структуру в стекле, а затем прокачал через нее смесь семян травы, взвешенных в воде. Это позволило ему наблюдать маленькие вихри, когда семена кружились в расширении у корня аорты. В результате Леонардо правильно предположил, что эти вихри помогли закрыть аортальный клапан. Но поскольку он никогда не публиковал свои дальновидные исследования, это оставалось неизвестным на протяжении веков.

«Это не понимали до 20 века, — говорит Уэллс, — когда это было прекрасно показано в [научном журнале] Nature в 1968 году двумя инженерами из Оксфорда.Была только ссылка на Леонардо да Винчи. В этом есть две необычные вещи: во-первых, упоминание было только одно, а во-вторых, упоминание было 500 лет назад ».

Так что же сделало Леонардо таким блестящим анатомом? «Нельзя увлекаться утверждением, что Леонардо был совершенно уникальной фигурой, — говорит Мартин Клейтон, руководитель отдела гравюр и рисунков Королевской коллекции и куратор Эдинбургской выставки. «В то время было много анатомов-исследователей, и было много художников, которые интересовались анатомией.Но Леонардо продвинул эти две вещи дальше, чем кто-либо другой. Он был высшим примером анатома, который также умел рисовать, или художника, который также был очень искусным анатомом. Именно объединение этих двух навыков в одной фигуре сделало Леонардо уникальным ».

Алистер Сук — искусствовед The ​​Daily Telegraph.

Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-нибудь еще, что вы видели на BBC Culture, перейдите на нашу страницу Facebook или напишите нам в Twitter.

Искусство и анатомия: Рисунки — полифония

Изображение предоставлено: Pixabay

Какой вклад в медицинское образование может внести анатомический рисунок? Подчеркивая связь между художественной практикой и практическим искусством медицины, Сабина Досани рассматривает книгу Art and Anatomy: Drawings под редакцией Лауры Фергюсон и Кэти Гроган (2018).

Мои собственные воспоминания о входе в комнату, полную частично рассеченных трупов и исследованных образцов, представляют собой жуткое место, заполненное трупами, неуклюже изуродованными группами неуклюжих студентов-медиков-первокурсников.Это была комната отвращения и страха, как перед трупами, так и перед анатомическими экзаменами, которые там проводились. Больше всего мне запомнилось анатомическая лаборатория в медицинской школе, где эти неприятные чувства отвращения и отталкивания обезболивались. Художественное пространство, изображенное в Art and Anatomy , по сравнению с ним выглядит неожиданно привлекательно. Каждый вторник вечером студенты-медики, врачи и другие медицинские работники, принимающие участие в программе магистров гуманистической медицины Нью-Йоркского университета, входят в анатомическую лабораторию, где она превращается в художественную студию.Анатомические образцы выставлены, как для урока рисования на натуре: «Предоставлены художественные принадлежности: графитовый, пастельный и цветной карандаши; уголь, мелки Conté и фломастеры; и блокнот для рисования для каждого студента ». (Ferguson and Grogan 2017: 23) Скелетная стопа — один из сотен анатомических рисунков, выполненных студентами, изучающими Искусство и анатомия, — серия инновационных семинаров в школе Нью-Йоркского университета (NYU) медицины и представлены в этой книге.

Визуальный художник Фергюсон провела восемь практических семинаров, составляющих Искусство и анатомия , во время своей художественной резидентуры в медицинской школе Нью-Йоркского университета в 2009 году.Ее мотивация заключалась в том, чтобы дать возможность студентам-медикам и врачам открыть для себя красоту человеческого тела в своей работе художника. Как отмечает врач и эссеист Офри в своем предисловии к этой книге, термин «артистический» далек от обычного описания анатомической лаборатории. Офри предлагает более распространенные прилагательные «вонючий и отвратительный» (Ferguson and Grogan 2017: 7).

На рисунке Skeleton Foot Саймы Усмани, изображающем трупный образец, кости женской стопы украшены кружевным свадебным узором Менди (Ferguson and Grogan 2017: 59).Менди — это временный боди-арт, обычно используемый женщинами Индийского субконтинента для украшения своих рук и ног во время праздничных ритуалов, особенно во время свадьбы (Roome 2014: 8). Резкое сопоставление Усмани свадьбы и смерти столь же тревожно, как и эстетически завораживает. В ее маленьком карандашном наброске раскрываются важные темы. Сложные узоры Менди напоминают узоры из вен, артерий и нервов, которые пересекали бы стопу при жизни, а также намекают на похожие на кружево структуры внутри самих костей.Подразумеваемое мастерство и твердые руки мастера менди наводят на мысль о параллелях с хирургическим мастерством, а также с точностью и осторожностью, необходимыми для точного вскрытия. Сопоставление Усмани также вызывает смерть одинокой женщины, когда она идет к своему новому мужу. Напоминая нам, что рассеченная скелетная ступня принадлежит женщине, которая жила, у которой был день свадьбы, которой нравилось красить и праздновать ее юные ступни, он действует как memento mori. Это также заставляет зрителей задуматься о мобильности, творчестве и творческих актах.Применяя менди к костям стопы, Skeleton Foot напоминает нам, что стопы священны и красивы, но в то же время гротескны. И художнику-менди, и целителю-медику дается социально санкционированное разрешение прикоснуться к ноге женщины. Искусство Усмани восстанавливает части тела от обособленной объективации, которая сопровождается традиционным рассечением по принципу «именование частей».

Искусство больше не является неотъемлемой частью уроков анатомии в современном медицинском образовании. В этой книге приводится множество причин, почему так должно быть.Рисование анатомических образцов замедляет спешный процесс препарирования и запоминания сотен анатомических структур. В искусстве перед вмешательством обязательно есть период наблюдения, прежде чем наносить карандаш на бумагу или кисть на холст. Дисциплина наблюдения перед вмешательством — вот что должно быть хорошей медицинской практикой, но слишком часто это не так. Обучение рисованию — кинестетическое. Кинестетические ученики лучше всего осваивают темы, когда они вовлечены в практическую деятельность, а не пассивно смотрят демонстрацию или слушают лекцию.Было обнаружено, что студенты-первокурсники-медики предпочитают кинестетическое обучение другим стилям обучения (Baykan and Naçar 2007: 158). Это имеет смысл; медицина — это практическое искусство с богатой научной глубинкой. Рисование анатомических образцов приглашает к разговору о жизни, тогда как вскрытие без искусства способствует повествованию о смерти и объективации.

Искусство и анатомия может также стать полезным руководством для медицинских педагогов, намеревающихся организовать аналогичные семинары, но он не совсем раскрывает этот потенциал.Это стало бы возможным благодаря более подробным описаниям и указаниям для каждого сеанса. Возможно, причина, по которой он не работает в качестве поучительного руководства, заключается в том, что Art and Anatomy представлен как изысканно оформленный каталог художественной выставки, перемежающийся случайными фотографиями работающих художников-анатомов. Глядя на их произведения искусства, заново открывая для себя красоту человеческого тела, видя структуры в костях, кровеносных сосудах и мозге, кажется радикальным. Человеческий инстинкт, когда он представляет собой рассеченную плоть, почти всегда смотрит в сторону, а не смотрит с трепетом.Как читатели и наблюдатели, мы приглашаемся поделиться гуманными взглядами, открытыми для участников семинара. Их пристальное внимание к теням в костях черепа, необычной топографии головки бедренной кости, прочности и хрупкости грудной клетки становится общим вниманием и отражающим открытием эстетического чуда человеческой анатомии.

Ссылки

Байкан З. и Начар М. 2007. Стили обучения студентов-медиков первого года обучения в Университете Эрджиес в Кайсери, Турция. Достижения в области физиологического образования. 31: 158–160.

Фергюсон Л. и Гроган К. (ред.). 2017. Искусство и анатомия: Рисунки. Издательство медицинских гуманитарных наук Калифорнийского университета.

Хэнкинсон, Р. Дж. 2008. Кембриджский компаньон Галена. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

Кемп М. (ред.). 1975. Д-р Уильям Хантер из Королевской академии художеств . Глазго: Университет Глазго Пресс.

Лауренца, Д. 2012. Искусство и анатомия в Италии эпохи Возрождения: образы научной революции. Нью-Йорк: Метрополитен-музей.

Roome, L. 2014 Менди: Вечное искусство рисования хной. Нью-Йорк: St Martin’s Press.

Королевский колледж хирургов Англии. Информационный бюллетень Dissection человека. https://www.rcseng.ac.uk/-/media/files/rcs/museums-and-shop/archives/human-dissection-factsheet.pdf. (по состоянию на 26 августа 2019 г.).

Сондерс, Дж. Б.и O’Malley, C. 2013. Иллюстрации из произведений Андреаса Везалия из Брюсселя. Courier Corporation.

Д-р Сабина Досани — консультант-детский и подростковый психиатр и медицинский эксперт-свидетель. Она является докторантом Университета Восточной Англии и использует методологию творческого и критического письма для выяснения языка, используемого в медицинском ведении повторяющихся выкидышей.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *