Содержание

Маленькие секреты композиции — CG Magazine

Я вижу, вижу…

Композиция – это путеводная нить по рисунку для наших глаз, вот и все. Вы можете её контролировать. Определять композицию – это определять, куда направить взгляд зрителя, где остановиться и куда направить его далее.

Куда же ты смотришь?

Разберемся с ошибками, которых лучше не допускать:

Получается, главная функция композиции – удерживать взгляд на рисунке, не утомляя и направлять его «четко по адресу».

В целом, идеально иметь один композиционный центр.

Что является темой работы? Где происходит основное действие? В чем суть, что ты хочешь этим передать? Ответив на эти вопросы, ты определишь композиционный центр и сможешь направить туда взгляд зрителя.

Контроль над чужими глазами

Многие вещи способны направлять взгляд. Среди них контраст, направляющие линии и детали.

1. Контраст

Сделай область интереса очень светлой или очень темной по отношению к окружающей среде, чтобы зритель обратил на неё внимание.

Не используй ярчайший белый и темнейший черный цвета в нейтральных областях. Они должны появляться в центре событий, в центре композиции.

2. Направляющие линии

Это линии, которые указывают прямо на центр композиции или водят вокруг него.

На практике источником таких линий становятся ландшафт,дороги и тропы, атрибуты вроде стрел и прочий реквизит.

3. Детали

Поскольку смотреть в полупустое пространство неинтересно, глаз обращается к деталям.

Вот почему стоит рисовать фон попроще, чтобы он не отвлекал от главного фокуса.

4. Многоплановость

Вместо просто заднего и переднего планов используйте задний, средний и передний.

«Поставив на переднем плане объекты, которые направляют глаза к композиционному центру, к центру действия, вы обрамите композицию. Объекты заднего и переднего плана могут быть тусклее или вне фокуса – всё, чтобы привлечь взгляд к среднему плану», – говорит Билл Тиллер (художник фонов для the Curse of Monkey Island).

5. Насыщенность

Капля чистейшего цвета в области, на которую вы хотите обратить внимание, сотворит чудеса.

Множество примеров этого можно видеть в картинах эпохи Возрождения с младенцем Иисусом.

Другие приманки

  • Если на картинке есть текст, глаза сначала устремятся к нему (будьте осторожны и с авторскими подписями).
  • Далее глаза устремляются к лицам (людей и антропоморфных зверей).
  • Далее – следят за взглядом этих лиц.
  • Глаза следуют за движением (кто куда идет, куда что кидает и т.д.).
  • Пятно цвета вне основной палитры также привлекает внимание.
  • Небесные светила также привлекают внимание благодаря высокому контрасту.
  • Объект большего размера притягивает взгляд первее.

«Хорошая композиция сама ведет ваш взгляд» — Мэтт Ласковски.

Что это за схемы?

Это – композиционные схемы, их линии помогут вам удачно расположить объекты на рисунке. Глаз же с удобством пройдется по ним, вернее, по вашему рисунку, если вы воспользуетесь ими.

Правило третей

Представьте, как линии делят ваш рисунок на три части по высоте и ширине. Если у вас на рисунке будут прямые предметы, разместите их по этим линиям, а перпендикулярные пересечения – на пересечении эти линий. Зачем?

  1. Вы не ставите объект мертво по центру, и оставляете пространство для блуждающих глаз.
  2. Это неравномерно делит рисунок, а значит, выделяет какую-то одну часть и привлекает к ней внимание.

Есть и другие причины того, почему правило третей работает.Некоторые люди думают, что правило третей соотносится с «золотой серединой». Я не думаю, что композиция с «золотой серединой» лучше или хуже, потому что её линии и линии третей практически одинаково работают с нашим взглядом.

Золотое сечение

Основано на «золотой середине». Его плюсы:

  1. Кривая мягко ведет взгляд.
  2. Детализация постепенно увеличивается, что, опять же, удерживает и замедляет взгляд.

любителям наглядности и стереокартинок

Золотые треугольники

Эта композиция тоже основана на «золотой середине». Чем она выгодна?

  1. Диагонали создают прямые направляющие.
  2. Глаз быстро справляется с «бегом по прямой», поэтому работа кажется динамичной и живой.

Композиционные схемы помогают избежать проблем, о которых было сказано в самом начале, например, сдвигают центр (работа становится не так скучна), концентрируют детали в определенном месте (и задают этим фокус), и дают общие указания движущемуся взгляду.

Как их использовать?

Итак, нужно решить: вы помещаете на указанное линиями место персонажа или объекты окружающей среды?

Если персонажа, то пусть его тело располагается там, где находятся схематичные линии (если это голова, разместите её так, чтобы схематическая линия разделяла ее по центру, или так, чтобы глаз находился на пересечении линий).

Если это окружающая среда, то есть горизонт, стены дома, механизмы, расположить их линии в соответствии со схематическими будет еще проще.

Но, подчеркну, что этим схемам не нужно следовать строго, это обычные проверенные практические правила, а если их можно нарушить во благо композиции, сделайте это!

Нарушать во благо?

Для этого нужна идея того, как нестандартно, но комфортно направить взгляд.

Если в рисунке есть четкие направляющие линии, которые не выталкивают ваш взгляд за пределы рисунка, забудьте о правиле третей.

Композиция с четким центром отлично работает, если уделено достаточно внимания симметрии (но, бойтесь симметрии в рисунке, потому что она может сделать его статичным).

Интересные варианты

Контрапункт

Расположите главный объект фокуса на одном из пересечений схемы, а вторичный – на противоположном по диагонали.

Изгибы линий

«S»работает отлично, она позволяет глазу медленно и мягко двигаться по фигуре вниз (или вбок) в отличии от прямой линии.

Кривая «С» может дать такую же мягкость, но движение взгляда по ней происходит быстрее.Прямая же линия вмиг направляет взгляд в точку, в которую направлена.

Персонаж

Грамотный фотограф перед тем, как сфотографировать какое-то городское место, подождет прохожего. Человек в кадре придает месту характер, живость. Как художник, воспользуйтесь персонажем, за которого зацепится взгляд зрителя.

Глубина

С помощью глубины можно задвинуть область, которая не является вашим фокусом, подальше в задний план. Для этого:

  • Включите средний план.
  • Перекройте одними объектами другие.
  • Воспользуйтесь воздушной перспективой (чем дальше объект, тем он светлее и размытее).
  • Не детализируйте отдаленные объекты.

Смена точки зрения

Чем ближе точки схода друг к другу, тем драматичнее эффект, чем дальше – тем спокойней, обыденней.

Автор статьи — Lulie

Оригинал статьи — The Secret to Composition

композиционный центр рисунок — Blog — Ghenadie Sontu Fine Art

Любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе бумаги. От того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит общее впечатление от рисунка.

Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги.

Композиция в переводе с латинского означает «составлять, сочинять». Компоновка — составлять целое из частей. Композиция как термин имеет двоякое смысловое значение. В учебном рисунке слово «композиция» означает выполнение элементарных начальных упражнений. В художественном творчестве оно имеет более широкое смысловое значение. Разделение понятий «композиция» и «компоновка» носит весьма условный характер, так как одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы над рисунком. Термин «композиция» употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. В творческом понимании «композиция» — это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. В учебном рисунке — это правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.

Для общего представления о композиции в изобразительном искусстве необходимо знать следующее. Композиции бывают станковые, декоративные, монументально-декоративные, монументально-скульптурные, театрально-декорационные, объемно-пространственные. Существуют композиции предметов прикладного искусства и дизайна. К станковым относятся композиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении. Это портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции. К декоративным и декоративно-прикладным композициям относятся всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбы по дереву и многое другое. К монументально-декоративным — мозаика, сграффито, панно, витражи, скульптурные рельефы и др. К театрально-декоративным — эскизы и панно к спектаклям и постановкам, эскизы декораций и костюмов. К объемно-пространственным — архитектурные объекты и сооружения, дизайн интерьера и экстерьера, а также архитектурно-скульптурные композиции. Композиции предметов прикладного искусства — дизайн стекла, металла, мебели, промышленный дизайн, моделирование одежды и др.

Композиция как отдельный специальный предмет не входит в число учебных дисциплин программы курса по рисунку в архитектурных вузах; тем не менее имеет важное значение для представления о композиции вообще, а также для будущей творческой деятельности, требующей решения сложных разнообразных композиционных задач. Композиция воспитывает образное мышление, является признаком, определяющим профессиональную зрелость, мастерство и творчество, умение воплощать идеи и образы.

Главной задачей композиции в учебном рисунке является умение размещать предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое.

При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, а также главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и гармония.

Композиция — это система правил и приемов взаимного расположения частей в единое гармоническое целое. Умение точно и выразительно размещать изображение в пределах формата листа является непременным условием в учебном рисунке. Умение составлять композиции — это тоже искусство. Поэтому для овладения искусством компоновки потребуется развитие композиционного видения, чутья.

Благодаря существующему природному таинству, человеческому глазу присуще видеть и воспринимать окружающий нас мир в пропорциях и соразмерностях, т.е. сама природа позаботилась, положила в основу нашего зрения великолепные качества, позволяющие определять прекрасные пропорции. Выразительные композиции — это наличие гармоничности, т.е. такого качества художественных произведений, при котором глаз не ощущает несоответствия размеров частей и целого, а сочетания цветов не раздражают глаз. Гармония обязывает рисующего компоновать изображенные предметы и их части так, чтобы ни одна часть не казалась чужеродной или несоразмерной. Вот что писал о гармонии выдающийся теоретик Возрождения Леон Баттиста Альберти: «Есть нечто большее, слагающееся из сочетания и связи этих трех вещей (числа, ограничения и размещения) нечто, чем чудесно озаряет весь лик красоты. Ведь назначение и цель гармонии — упорядочить части, вообще говоря, различные по природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту… И нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею было вполне совершенным. Этого нельзя никак достичь без гармонии, ибо без нее распадается внешнее согласие частей». Из слов Альберти понятно, что основа прекрасного — это гармония. Благодаря чутью художниками и архитекторами создаются гармоничные художественные произведения, предметы и вещи.

В работе над композицией нужно научиться композиционному видению. Такое видение можно развить следующим образом. К примеру, рассматривать с балкона многочисленные частные строения внизу, сравнивая с ними заинтересовавший вас объект. В данном случае главный объект вашего интереса находится в центре вашего внимания, а окружение служит для определения объекта и его места в этом окружении. Посредством такого зрительного восприятия окружающей среды можно развивать композиционное видение. Подобные упражнения можно проделывать дома, на улице, в транспорте, на работе, словом — везде.

Композиция листа | Конструктивный рисунок головы человека