Советская Сена: французский арт-рынок ждет русских торгов | Статьи

Французский арт-рынок активно вступает в осенний сезон, который обещает быть очень насыщенным. Последствия ковидной пандемии, полагают дилеры, в основном преодолены, санкции не повлияли на котировки российских художников — ни классиков, ни модернистов, а «культура отмены» быстро сошла на нет. Напротив, интерес к нашему искусству подогрели беспрецедентные выставки — блокбастеры коллекции братьев Морозовых и Ильи Репина, которые недавно прошли на берегах Сены. Как и Айвазовский, Коровин или Серов, автор «Бурлаков на Волге» пользуется огромным спросом, признают эксперты, но на аукционах их работы появляются крайне редко, да и всегда есть опасность нарваться на подделку. Вместе с тем возвращается интерес к советской живописи. «Известия» попытались оценить перспективы отечественного искусства на предстоящих торгах.

Шедевр «Ослиного хвоста»

Известный аукционный дом «Миллон» в конце сентября дважды подряд устраивает русские торги. Кроме того, в декабре 2022 года он же проведет акцию «Советское искусство»,

которое, объяснили «Известиям» эксперты «Миллона», «в последнее время снова возвращается в моду».

На сентябрьском аукционе собраны главным образом художники так называемой Парижской школы — интернационального сообщества художников, обосновавшихся в начале прошлого столетия на берегах Сены, в котором были широко представлены и выходцы из России. На предстоящих торгах к ним добавлено несколько известных имен, которые непосредственно не связаны с Парижской школой, — Александра Яковлева, Дмитрия Бушена, Николая Милиоти, а также наших современников — Михаила Шемякина, Владимира Титова и других.

Фото: Millon

Картина Александра Шевченко «Прогулка в парковой аллее»

Ожидается, что самой дорогой картиной торгов станет «Прогулка в парковой аллее» замечательного живописца Александра Шевченко (1882–1948), предварительно оцененная в €40 тыс. В начале минувшего века он брал первые уроки в мастерских французских художников. Вернувшись в Россию, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Константина Коровина и Абрама Архипова. Участвовал в художественном объединении «Ослиный хвост», созданном Гончаровой и Ларионовым. Его работы представлены в крупнейших российских музеях во главе с Третьяковкой и ГМИИ имени Пушкина.

Фото: Millon

Картина Николая Милиоти «Вид из окна»

На тех же торгах выставлена работа современника Шевченко — Николая Милиоти (1874–1962), художника-символиста, входившего в арт-группу «Голубая роза». Родился в Москве в купеческой семье с греческими корнями. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В Первую мировую войну мобилизован в

армию в чине прапорщика артиллерии. После Октябрьской революции возглавлял Комиссию по охране художественных памятников Крыма. Затем перебрался в Софию, потом в Берлин и, наконец, в Париж. Входил в состав правления Союза деятелей русского искусства во Франции, писал портреты известных эмигрантов — Федора Шаляпина, Александра Бенуа, Надежды Тэффи.

В конце жизни в Париже Милиоти, утверждала писательница Нина Берберова, «жил в нищете — как клошар». Его архив, согласно некоторым источникам, хранится в Москве у его внучки — Елены Милиоти, актрисы театра «Современник».

Картины в жанре ню

Двадцатью работами на аукционе «Миллон» заявлен «последний мирискусник» — художник, график и сценограф Дмитрий Бушен, скончавшийся в Париже в 1993 году в 100-летнем возрасте. Он происходил из старинного гугенотского рода, который покинул Францию и обосновался в России в конце правления Екатерины Великой. Сын русского полковника, он был связан родственными узами с Николаем Гумилевым и оформил дебютный ахматовский сборник стихов «Вечер», который в 1912 году вышел в свет тиражом 300 экз., а в 1977 году — французское издание «Поэмы без героя». Работал хранителем в Эрмитаже.

Последняя оформленная им книга перед эмиграцией «Ванька-пионер в Госцирке». Изданная микроскопическим тиражом в 15 экземпляров, она раритет, за которым в России охотятся коллекционеры.

Фото: Millon

Картина Дмитрия Бушена «Гондолы в Венеции»

Во Францию Бушен перебрался после Октябрьской революции вместе с другими нашими живописцами.

Для европейских сцен оформлял оперы и балеты — в том числе «Евгения Онегина», «Спящую красавицу» и «Лебединое озеро». Сотрудничал с русскими хореографами — Джорджем Баланчиным, Михаилом Фокиным, Леонидом Мясиным, Сержем Лифарем. В его костюмах танцевали великие балерины — Анна Павлова, Ольга Спесивцева, Ида Рубинштейн. Работал он и с известными модельерами — Люсьеном Лелонгом, Жаном Пату, Жанной Ланвен, Ниной Риччи. Подарил в 70-е годы Эрмитажу и Санкт-Петербургскому государственному музею театрального и музыкального искусства коллекцию своих театральных эскизов.

Фото: Millon

Картина Льва Чистовского «Обнаженная»

«Картины ню всегда будут бойко продаваться, — отмечает видный британский историк искусств Филипп Хук. —

Обнаженная натура неизменно притягивает взор». Вполне естественно, что она традиционно пользуется повышенным спросом на торгах. Не станет исключением и нынешний аукцион «Миллона», на котором самый востребованный жанр представлен картинами художников-эмигрантов — Павла Шмарова, Георгия Пожедаева, Лазаря Воловика, Сергея Фера (Ястребцова), Григория Глюкмана, а также супружеской четы Ирины Клестовой и Льва Чистовского.

Одевал Мата Хари

На торгах парижского дома «Адер» в конце сентября выставят более 180 работ знаменитого художника эпохи ар-деко, выходца из России Романа Тыртова (1892–1990), — картины, акварели, гуаши, скульптуры, прикладное искусство.

Потомок старинной фамилии, ведущий свой род от татарского хана Тырта, он появился на свет в Санкт-Петербурге в семье генерала, начальника Морского инженерного училища. Первый урок живописи ему дал Репин.

Фото: Ader

Картина Романа Тыртова «Филемон и Бавкида»

В 1912 году Роман отправился в Париж, где его ждала головокружительная карьера. Он был уникальной личностью — художник, сценограф, график, декоратор, модельер, иллюстратор, дизайнер. Он взял псевдоним Эрте (по первым буквам имени и фамилии), чтобы, по его словам, «не позорить семью». Таланты его были разнообразны. Он пользовался колоссальным успехом не только как художник, сценограф, но и как модельер. В Голливуде работал со звездами немого кино. Оформлял балеты и спектакли во всем мире — изобретал костюмы для легендарной танцовщицы Мата Хари и получил прозвище «король мюзик-холла». В конце жизни создавал интерьеры вилл и особняков.
Художник признавал, что на его творчество повлияли росписи античных ваз, которые он в юные годы впервые увидел в Эрмитаже. И по счастливому совпадению его первая в России посмертная выставка состоялась в 2016 году именно в этом музее. Эрте стал одним из героев книги Виталия Вульфа и Серафимы Чеботарь «Великие мужчины ХХ века».

Советская разведка, маги и знахари

Время от времени неожиданные русские находки появляются во французской провинции. На аукционе в городке Мулен-сюр-аллье в центральной Франции, который прошел в начале сентября, было выставлено около 130 работ художника Анны Старицкой (1908–1981).

Это главным образом акварели и гуаши, которые находились в ее парижской мастерской до самой кончины живописца.

Семья Старцкой была тесно связана с артистической и научной жизнью России. Ее дядя — великий русский ученый Владимир Вернадский. Одним из ее дальних родственников был знаменитый писатель Владимир Короленко. В Москве она училась в художественной школе Татьяны Сухотиной-Толстой, дочери великого классика.

В эмиграции вышла замуж за бельгийского художника Гийома Орикса, который в годы войны участвовал в Сопротивлении, работал на советскую разведку. Их арестовали, супруга отправили в концлагерь, но им чудом удалось выжить.

Фото: Аукционный дом «Литфонд»

Картина Анны Старицкой «Композиция»

Старицкая жила с мужем в Брюсселе, Ницце и Париже. Занималась станковой и прикладной графикой. В ее

творчестве особое место занимают персонажи древнеславянской мифологии — колдуны, знахари, духи, ведьмы. Обращалась к теме магии и волшебства.

В 50-е годы увлеклась абстракцией.

Анна Георгиевна тоже оформляла книги знаменитых поэтов — Цветаевой, Багрицкого, Кирсанова, Мартынова, Евтушенко, Рождественского, рассказали «Известиям» в парижской галерее «Минотавр», которая выставляла ее работы. Ездила в Москву и в Ленинград. Большая ретроспектива Старицкой состоялась в 2000 году в Государственном Русском музее.

Спрос на Ленина

В парижском аукционном центре «Друо» на недавних больших торгах, собравших 750 лотов, вместе с литографиями Тулуз-Лотрека, Матисса, Дали, Пикассо проданы семь работ Михаила Ткаченко (1860–1916), одного из видных маринистов России. Он учился во Франции. Выставлялся на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Выполнял императорские заказы — писал морские пейзажи для подарков европейским монархам. Многие из них сегодня оказались во французских собраниях.

Фото: La Gazette Drouot

Картина Михаила Ткаченко

Неведомыми путями на ту же распродажу попал и бюст «Ленин в кепке» советского скульптора Николая Баганова, который специализировался на видных деятелях российского и советского государства, — императора Александра III, адмирала Нахимова, полководца Суворова, маршала Жукова, военачальника Фрунзе, космонавта Гагарина. Отметим, что это далеко не первая ленинская скульптура, которая нашла покупателя во Франции.

Справка «Известий»

Аукционный дом «Миллон» открыл русский департамент, который занимается продажами живописи, икон, религиозного искусства, ювелирных изделий, серебра, скульптуры, фарфора, бронзы, книг, прикладного искусства и т.д. Провенанс — прежде всего частные французские коллекции, в том числе и потомков русских эмигрантов. Среди последних крупных продаж — российские орден Белого орла — €1,113 млн и орден Александра Невского — €260 тыс., ковш из позолоченного серебра Фаберже (€155 тыс.), картина Айвазовского «Оазис в Египте» (€96 тыс.). Покупатели — главным образом русские, а также европейские и американские коллекционеры.

«XXI век. Современное российское искусство» — XI

Представляем творчество десяти современных авторов: Дианы Воуба, Марины Зенчевой, Анны Лавровой, Сергея Максютина, Владимира Наседкина, Валерия Сахатова, Александра Сигутина, Наталии Толстой, Марии Чуйковой, Марины Шалито

В творчестве художников, которых мы сегодня представляем, абстрактное искусство занимает свое достойное место.

Иногда это чистая абстракция, иногда в сочетании с фигуративными элементами или намеком на них. Абстракционизм, или беспредметное искусство, возник в начале ХХ века. Современные мастера так же, как и их предшественники век назад, воплощая на холсте свои идеи, наполняя их собственным смыслом, отказываются (полностью или частично) от реальных изображений и тем самым позволяют зрителю интерпретировать смысл каждого произведения по-своему. Они стремятся к гармонии цветовых сочетаний, геометрических форм, чтобы у зрителя возникли собственные образы и ассоциации.

Диана Воуба

«Искусство Дианы Воуба — вдохновенная импровизация. Но настоящая импровизация, на мой взгляд, возможна только на ту внутреннюю тему, которой живет художник. Только тогда эта импровизация не превращается в крикливую риторику. Здесь именно такой случай, и поэтому картины Дианы Воуба дышат подлинностью и доставляют наслаждение» (Фазиль Искандер).

«Некоторые люди способны видеть звук и слышать цвет. В науке такое восприятие музыки в виде закономерно и непроизвольно проявляющихся цветовых пятен, полос, волн, называется музыкально-цветовой синестезией. Cинестезия (synaesthesia) — это особый способ познания, который проявляется когда существует необычно тесная связь мышления и системы чувств» (

Диана Воуба, vouba.com ).

«Я не учитель жизни, не философ и не мистик. Я — искатель новой красоты. Моя задача — видеть невидимое и делать это видимым для других.

Цель моего творчества — это не какой-то статичный результат, а ощущение движения в покое, попытка достижения слияния двух ритмов: мгновения созерцания ритма на картине с мгновением раскрытия ритма в реальной жизни» (Диана Воуба).

  • Диана ВОУБА Движение или геометрия звука, а также его цветовой эквивалент. Из серии «Ритмы космических частот». 2011
    Холст, масло. 90 × 200
    Источник vouba.com
  • Диана ВОУБА Ритмы космических частот
    Холст, масло. 95 × 180
    Источник vouba.com

Диана Шотовна Воуба любит работать циклами. В них полнее проявляется художественное высказывание, автор как будто видит тему или мотив с разных сторон, и каждая работа цикла дополняет предыдущие и последующие, каждый цикл — это своего рода пространственный полиптих, в котором воплощается цельность авторского видения.

Диапазон интересов Дианы Воуба огромен — природа, люди, реальные предметы, понятия, символы, числа, звуки. Трудно уместить творчество этого художника в жанровые рамки. Границы направлений, в которых работает Диана Воуба, размыты. Она известна миру своими живыми, говорящими портретами, хрупкой, чувственной абстракцией, графическими импровизациями на тему космоса и вселенских образов. Позиционирует себя Диана Воуба как художник-абстракционист. Ее графика обладает некой гиперболизированной зеркальностью: в соприкосновении с книгой ее творчества читателю открываются возможности глубинного погружения внутрь себя, почти космического самосозерцания.

«Диана Воуба выражает свои эмоциональные и интуитивные переживания, связанные с понятием времени, познания себя и мира, через цвет, форму, линию и пространство, свободно манипулируя с фактурами. В непрерывном творческом процессе, балансируя на грани идеи и материи, художница создает линию, по одну сторону которой находится субъективное, а по другую — внешнее. Диана проникается достоинством и величием даже самой малой вещи на свете» (Наталья Колодзей, куратор, искусствовед, директор «Kolodzei Art Foundation», США).

Марина Зенчева

Ключевое влияние на творчество Марины Георгиевны Зенчевой оказало ее членство в студии «Новая реальность» под руководством Элия Белютина, учителями которого в свою очередь были Аристарх Лентулов и Павел Кузнецов. Тем самым художественная «родословная» Зенчевой прослеживается вплоть до первопроходцев русского авангарда, отголоски которого можно найти и в работах самой художницы.

  • Марина ЗЕНЧЕВА Двое. 1998
    Холст, масло. 85 × 65
    Источник: artinvestment.ru
  • Марина ЗЕНЧЕВА Рассвет. 2009
    Оргалит, масло. 99 × 76,3
    Источник: artinvestment.ru

В своих произведениях Зенчева ищет способы передать в пластической форме эмоциональное состояние и душевные порывы конкретных людей, возводимые до уровня общечеловеческих феноменов. Это стремление можно напрямую связать с идеями русских авангардистов о духовных основах жизни и экзистенциальном предназначении искусства, нуждающегося в актуальных формах выражения (artinvestment.ru).

Анна Лаврова

Анна Михайловна Лаврова также была членом студии «Новая реальность» под руководством Элия Белютина. Она была участницей практически всех выставок студийцев вплоть до конца существования «Новой реальности», включая знаменитые пароходные поездки по Волге в начале 1960-х годов. Занятия живописью Лаврова совмещала с работой в прикладном искусстве, проектируя одежду для советской текстильной промышленности и участвуя в международных выставках (в том числе в Москве, Лондоне, Нью-Йорке и Варшаве). Даже работая с масштабными формами, Лаврова создавала сбалансированные и технически выверенные композиции, наполненные драмой человеческих чувств.

  • Анна ЛАВРОВА Надежда. 1991
    Холст, масло. 120 × 90
    Источник: artchive.ru
  • Анна ЛАВРОВА Ностальгия. 1991
    Холст, масло
    Источник: artchive.ru

Следуя «теории всеобщей контактности» Белютина, участники «Новой реальности» разрабатывали собственную систему для выражения в искусстве глубинных переживаний человека. «Пишите не то, что видите, а что при этом испытываете. Создавайте не подобие предмета, но всю сложность переживаний, которыми вы в момент работы охвачены», — эти слова Белютина наиболее точно описывают творческое кредо Анны Лавровой. (artinvestment.ru).

«Наполненное драмой человеческих чувств, передаваемых через очень личное и острое восприятие, выраженное современными авангардными художественными средствами, искусство Анны Лавровой апеллирует к мыслям и эмоциям современных людей. Ее “Дерево жизни”, хотя и измученное жестокими ветрами судьбы, является живым и теплым уголком в бесконечном мире, в котором мы мимолетно живем, а затем сливается с вечным существом» (Агнешка Доброчиньска, искусствовед).

Сергей Максютин

Если ранние произведения Сергея Владимировича Максютина наполнены сложными визуальными метафорами, иносказаниями и символами, то на этапе зрелого творчества основным жанром становится пейзаж, существующий за пределами повествовательности и конкретики. Его фрагментарные этюды — это абстрактные образы, образы стихии, вечной природы и жизни. В работах художника, кажется, отсутствуют рисунок и схема построения — картины словно сразу же написаны маслом.

Максютин избегает перспективных сокращений и разделения на планы — его интересует фрагмент, который он будто фотографирует глазом и переносит на полотно. Его внимание прежде всего концентрируется на таких странных и чудесных субстанциях и явлениях, как взаимодействие воды и неба, когда вода включает в себя небо и землю не просто как отражение, но как образ единства.

В простых сочетаниях неярких цветов художник передает живое дыхание, движение и в то же время постоянство.

  • Сергей МАКСЮТИН Натюрморт с айвой 1. 2010
    Холст, масло, смешанная техника, поталь. 30 × 135
    Источник: собственность автора
  • Сергей МАКСЮТИН Осень. 2012
    Холст, масло. 60 × 120
    Источник: собственность автора

Художник считает, что его работы не должны обозначаться точными координатами, они не однозначны. Даже одно произведение, кажется, изменяет свою суть, если взглянуть на него несколько раз, с небольшими перерывами. Цветовая и чувственная природа достаточно выражается даже на небольшом участке холста, который нередко можно рассматривать как полную эмоций абстракцию… Цветовое решение работ построено на сочетании чистых, природных оттенков, которые отражают чувственную, органическую природу его произведений (artinvestment.ru).

Владимир Наседкин

Владимир Никитович Наседкин считает, что художественную ценность картины определяет ритм, цветовой строй, пластика, а сюжет лишь помогает воспринять чисто художественные достоинства, свести их к единству. Универсальный язык линий и лаконичных геометрических форм восходит у художника от древних традиций Египта и Вавилона к авангардному искусству Лисицкого и Малевича. Идея плана, чертежа или кода теряет свою конкретную привязку, кристаллизуется и превращается в искусство. Интегрируя приемы и средства выразительности супрематизма, конструктивизма и минимализма и находясь в контексте культур различных традиций и языков, художник формирует свою художественно-композиционную систему (artinvestment.ru).

  • Владимир НАСЕДКИН Свет Тибета 5. 2000–2010
    Картон, масло. 100 × 100
    Источник: собственность автора
  • Владимир НАСЕДКИН Свет Тибета 7. 2000–2010
    Картон, масло. 100 × 100
    Источник: собственность автора

«В 2000 году мы с моей женой, художницей Таней Баданиной, организовали международный симпозиум в Непале и Тибете и дошли до столицы Тибета Лхасы, куда не смогли дойти ни Рерих, ни Блаватская. И здесь, во дворце Потала, где находилась резиденция Далай-ламы, я увидел древние росписи монахов, удивительным образом напоминающие живопись русских конструктивистов 1920-х годов и американских абстракционистов 1950-х. Основываясь на фотографиях фрагментов этих росписей, я и создал этот цикл как квинтэссенцию того замечательного и трудного путешествия, где мы преодолели пять перевалов, четыре из которых были более 5 000 метров высотой» (Владимир Наседкин).

Валерий Сахатов

Валерий Таганович Сахатов — художник-интуитивист. В начале 1980-х у него произошел дрейф от фигуративности к беспредметности, исчезли привязки к узнаваемой реальности и первостепенное значение приобрели композиционные структуры, колориты, фактуры.

Работы художника характеризуются лаконичностью, главное в них — это острое переживание цветовой поверхности как живописного пространства. Изобразительная плоскость обрабатывается специальной техникой письма с добавлением воска, кладкой краски мастихином, прикосновением кисти и нанесением фактуры лезвием.

  • Валерий САХАТОВ Две желтых хризантемы. 2017
    Холст на картоне, масло. 50 × 40
    Источник: собственность автора
  • Валерий САХАТОВ Поздний вечер. 1996
    Холст, масло. 62 × 79,5
    Источник: собственность автора

Валерий Сахатов — один из немногих современных художников абстрактного направления, который, вобрав достижения мирового искусства — французский импрессионизм, фовизм, русский конструктивизм, древнерусскую иконопись и туркменский ковер, создает индивидуально-авторские «интеллектуальные» произведения (shr-khv.ru).

Александр Сигутин

Александр Васильевич Сигутин в работах 1990-х — 2000-х годов проявляет себя как последовательный приверженец эстетики постмодернизма. Это выражается в игровом и «симулятивном» характере произведений, цитатности, заимствованиях, использовании различных художественных языков ХХ века. Работы 1990-х отличаются нарочитой дидактичностью — например, серии «Сравнительные натюрморты» (1991), «Сравнительные пейзажи» (1992), «Сравнительный абстракционизм»(1993), «Образцы детских работ» (1993–1995), «Развивающие игры» (1995), «Неправильные кривые». Искусство модернизма интерпретируется Александром Сигутиным прежде всего как интеллектуальная игра взрослого человека. Серия под названием «Развивающие игры» строится на пересечении двух визуальных рядов: графической схемы детской головоломки и цветового решения голландской группы художников начала ХХ века «Де Стейл» (artinvestment.ru).

  • Александр СИГУТИН Бычок. Из серии «Развивающие игры». 1994
    Холст, масло. 90 × 100
    Источник: собственность автора

В работах начала 2000-х автор делает попытку увидеть классику модернизма сквозь призму современной культуры. Это отражается даже в названиях серий тех лет: «Апология русского авангарда» (2000), «Избранные места русского авангарда» (2000), «Супремусы» (2001).

В 2000-х пытается отразить такое новое для постсоветской России явление, как религиозный дискурс. Делает это так же отстраненно, в постмодернистском ключе, как и в работах 1990-х. Это серии: «Жизнь замечательных людей» (1998–2003), «Супремусы с житием» (2004–2006), «Византийский супрематизм» (2013), «Прориси» (2007–2018).

  • Работы Александра Сигутина из серии «Византийский супрематизм»
    Источник: popoffart.com

«Серия “Византийский супрематизм” включает в себя около двадцати работ. Поводом для создания серии послужило визуальное сходство работы Казимира Малевича “Крест” с изображениями крестов на одеждах святителей (например, Василия Великого или Григория Богослова) в византийских и русских иконах XVI века» (Александр Сигутин).

Этой серией художник был представлен в основном проекте 5-й Московской Биеннале современного искусства «Больше света!» в 2013 году в Манеже.

Наталия Толстая

Наследие авангарда прочитывается в работах московской художницы Наталии Олеговны Толстой. Подобно авангардистам, художница начала свой путь с фигуративного искусства, но по мере творческого развития Наталия Толстая отходит от реалистического направления и углубляется в исследование возможностей формы и цвета. Идя по стопам кубистов и дадаистов, художница придерживается коллажного принципа, дополняя холсты различными элементами: фрагментами тканей и фотоснимками, металлическими пластинами, нитями и проволокой. Они оживляют плоскостное изображение и становятся «говорящими» деталями — своеобразными знаками и иллюзорными уловками. Именно они позволяют художнице варьировать пластическое пространство, добавлять объём и осязаемость своим произведениям.

Наталия Толстая раскрывает сложные визуальные образы, выражающие художественную эстетику XXI века. Строгость линий и форм ее полотен соседствует с активными монохромными цветовыми сочетаниями и минимализмом изобразительной пластики, благодаря которому произведения приобретают монументальный, величественный характер. С помощью намеренной геометризации, многогранных образов и таинственных символов художница словно играет с подсознанием зрителя, подталкивая его к рефлексиям и философским рассуждениям (artinvestment.ru).

  • Наталия ТОЛСТАЯ Инь — Янь. 2016
    Холст, коллаж. 70 × 70
    Источник: собственность автора
  • Наталия ТОЛСТАЯ Цветы. 2019
    Холст, масло, коллаж. 90 × 55
    Источник: собственность автора

Художник смотрит на мир открыто: пространство картин наполнено яркими красками. «Сейчас меня интересует в живописи сочетание однородных цветов: белое на белом, красное на красном или контрастных — белое и черное, красное и зеленое». Тяга к звучному киноварному цвету идет от новгородской иконы с ее особым светоносным цветовым строем. <…> Наталья Толстая надеется, что ее работы «смогут освободить зрителя от негативных эмоций и привнести в его жизнь чуточку оптимизма» (artpanorama.su).

Мария Чуйкова

Свой «кулинарный» проект художник Мария Михайловна Чуйкова начала в 1992 году в Цюрихе, приготовив в выставочном пространстве одной из швейцарских галерей обед, составленный из блюд традиционной кухни народов только что развалившегося СССР.

«Я в то время практически не говорила по-английски, но многие спрашивали у меня рецепты, поэтому я их рисовала. Потом, когда я пришла к одной известной галеристке в гости, то увидела, что вот этот мой небрежный набросок, который нужен был только для того, чтобы объяснить, сколько морковок надо положить в борщ, висит рядом с Энди Уорхолом. Куратор проекта “Швейцария + Медицина” Клавдия Йоллес сказала, что это отличная находка. Когда распалась “Медгерменевтика”, я продолжила делать такие “кулинарные” работы» (Мария Чуйкова, artuzel.com).

  • Мария ЧУЙКОВА Манты. 2010
    Холст, смешанная техника. 80 × 70
    Источник: artinvestment.ru
  • Мария ЧУЙКОВА Фаршированные перцы. 2015
    Холст, акрил. 70 × 70
    Источник: собственность автора

С тех пор «читающая домохозяйка» Мария Чуйкова не скрывает от зрителя секреты своей «кухни», чередуя карандаши и краски, которыми она «пишет» рецепты яств и запечатлевает полеты героев «небесной кулинарии», с натуральными продуктами — морковью и картошкой, луком и чем-нибудь экзотическим, вроде батата. Акт восприятия произведения превращается в натуральный процесс поглощения, пища духовная оборачивается материальной.

Помимо создания съедобных произведений и сопутствующего ему угощения зрителей, художник Чуйкова занята «уборкой», расширяя понятие освобождаемого от мусора конкретного физического пространства до пространства ментального, гносеологического, социального (ncca. ru).

В каждом отдельном проекте Мария Чуйкова раскрывает те или иные гуманитарные аспекты своей художественной деятельности: социальный, философский, политический. Часто она обращается к теме «престижных и не престижных профессий — или занятий человека» в сопоставлении труда уборщицы, повара, домохозяйки с работой художника, музыканта, скульптора и поэта в совместных перформансах.

Мария Шалито

«Задача создания пространства по сей день остается главной в каждой моей работе. Когда-то моим учителем стал добровольный затвор в мастерской, где я работала в уединении годами, с благоговением перелистывая альбомы художников Возрождения, собранные моим отцом — архитектором. Потребность расслышать себя была первостепенной моей задачей в начале творческого пути, столь же важной она остается и сейчас. <Потребность> чувствовать, слышать во время работы как бы все сразу, целиком, заставляет меня снова и снова искать средства выражения. Работы остаются как бы незавершенными, и это хорошо, потому что я не делаю картину, а просто, рисуя, не умираю» (Мария Шалито).

  • Мария ШАЛИТО Красное кресло. 2009
    Смешанная техника. 100 × 100
  • Мария ШАЛИТО Серый и розовый. 2010
    Акрил, коллаж. 40 × 60

Марию Андреевну Шалито как наследницу метафизического направления в живописи увлекают магические знаки и таинственные смыслы, скрытые метафоры и иносказания. В творчестве художница отказывается от традиционных толкований и вещественности. Ее работы наполнены мистическим звучанием, магией отчужденного и застылого мира, пустынного пространства и аскетизма. Мир Марии Шалито подобен сну, в котором один за другим возникают созданные ею образы, завораживающие неподвижной красотой и застывающие в воздухе. Несмотря на изображение реальных, повседневных вещей, художница выходит за рамки общепринятой логики и погружается в мир ирреальности, наполненный символическими смыслами и реминисценциями, населенный вещами и одинокими людьми, которые замирают на ее холстах, подобно статуям. Акварельная, дымчатая манера письма и преимущественно холодная, серебристая цветовая гамма передают настроение покоя и отчужденности, свойственное миру ее работ.

Работы этих художников можно приобрести на XI аукционе «XXI век. Современное российское искусство».

© artinvestment.ru, 2023


Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Русские абстракционисты и художники – Купить абстрактные картины онлайн

АБСТРАКТНЫЕ КАРТИНЫ

Озеро Комо

2016, холст, масло, 60×50 см

Бато Дугаржапов

Продано

Клубника со сливками

2022, холст, масло, 120×120 см

Дмитрий Стрелков

Цена по запросу

Ловец снов

2021, холст, масло, 80×90 см

Дмитрий Стрелков

Цена по запросу

Mala_Hit

2022, холст, масло, 120×120 см

Дмитрий Стрелков

Цена по запросу

Район №3

2020, холст, масло, 140х120 см

Дмитрий Стрелков

Цена по запросу

Тантра

2015 г. , холст, масло, 75×140 см

Дмитрий Стрелков

Цена по запросу

Сиеста

2018 г., холст, масло, 120×120 см

Дмитрий Стрелков

Цена по запросу

Horizons

2020, холст, масло, 110×110 см

Дмитрий Стрелков

Цена по запросу

Айслантида

2019, холст, масло, 120×73 см

Дмитрий Стрелков

Цена по запросу

Развязка

2019 г. , холст, масло, 120х120 см

Дмитрий Стрелков

Цена по запросу

Обратная сторона Луны

2021, холст, масло, 120×140 см

Дмитрий Стрелков

Цена по запросу

Тайна Красной планеты

2021, холст, масло, 120×140 см

Дмитрий Стрелков

Цена по запросу

Тотем

2021, холст, масло, 100×120 см

Дмитрий Стрелков

Цена по запросу

Праздник всегда с тобой

2016, холст, масло, 100х120 см

Дмитрий Стрелков

Цена по запросу

Все мы живем в разных подводных лодках

2015 г. , холст, масло, 100х120 см

Дмитрий Стрелков

Цена по запросу

Дежавю

2014, холст, масло, 75х140 см

Дмитрий Стрелков

Цена по запросу

RECITAL

2017 г., холст, масло, 90×90 см

Дмитрий Стрелков

Продано

Monpassier

2020, холст, масло, 100×100 см

Дмитрий Стрелков

Цена по запросу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • >
  • >>>

ШЕДЕВРЫ АБСТРАКТНОГО ИСКУССТВА

Голубой хребет

1917, картон, масло, 133х104 см

Василий Кандинский

Государственный Русский музей

Всадник. Джордж. Эскиз

1915, картон, масло, 64×91 см

Василий Кандинский

Государственная Третьяковская галерея

Красная площадь

1915 год, холст, масло, 53х53 см

Казимир Малевич

Государственный Русский музей

Черный супрематический квадрат

1915, холст, масло, 79,5х79,5 см

Казимир Малевич

ГТГ

Познакомьтесь с женщинами-революционерками, возглавившими арт-сцену русского авангарда 4 декабря. Помимо демонстрации работ известных художников-мужчин, таких как Александр Родченко и Казимир Малевич, выставка, охватывающая период с конца Первой мировой войны до 1932 года, также освещает женщин, которые помогали управлять автомобилем. Движение.

Движение русского авангарда можно проследить не только в живописи, но и в поэзии, кино и фотомонтаже того периода. Поэтому неудивительно, что женщины, участвовавшие в «Революционном импульсе», работали в самых разных областях, демонстрируя свое творчество в бесчисленных формах.

В преддверии выставки, вот четыре российских художницы, которых можно увидеть вблизи в декабре этого года.

Ольга Розанова, Фабрика и мост (1913). Предоставлено Музеем современного искусства, Нью-Йорк, коллекция Риклиса корпорации McCrory.

1. Ольга Розанова (1886–1918)
Даже не имея формального художественного образования, Ольга Розанова зарекомендовала себя как крупный новатор русского авангарда благодаря своей живописи, вдохновленной итальянским футуризмом, которая включала элементы поэзия.

Ее абстрактные работы были частью супрематического движения Малевича, но с более декоративным оттенком. Незадолго до своей смерти Розанова создала серию работ «цветной живописи», которые теперь рассматриваются как предшественники движения абстрактного экспрессионизма, разработанного американскими художниками более 30 лет спустя.

Любовь Попова, Без названия (около 1916–1917). Предоставлено Музеем современного искусства, Нью-Йорк, коллекция Риклиса корпорации McCrory.

2. Любовь Попова (1889–1924)
Карьера Любови Поповой была короткой, но запоминающейся. Она обеспечила себе место в российском художественно-историческом каноне благодаря своим художественным новациям, в которых смешались кубизм и футуризм. Много путешествуя, Попова работала с широким кругом международных влияний. Помимо живописи, она также проектировала текстиль, типографские лица и большевистские брошюры, позже отказавшись от холста как часть конструктивистского движения.

Ее работа висела рядом с работой Малевича в «Трамвае V: Первая футуристическая выставка», состоявшейся в Санкт-Петербурге в 1915 году, а Московский Строгановский институт в 1924 году провел посмертную ретроспективу ее работ.

Наталья Гончарова, Христианское воинство из Мистические образы войны (1914). Предоставлено Музеем современного искусства в Нью-Йорке, дар Фонда Джудит Ротшильд. © Общество прав художников (ARS), 2016 г., Нью-Йорк/ADAGP, Париж

3. Наталья Гончарова (1881–1819 гг.)62)
Художник, писатель, художник по костюмам и сценограф, Наталья Гончарова училась в Московском институте живописи, скульптуры и архитектуры, прежде чем бросить учебу, чтобы помочь сформировать группу «Бубновый валет».

Вдохновленная русскими иконами и народным искусством, Гончарова смешала русский примитивизм с фовизмом и кубофутуризмом. Она вызывала разногласия, предпочитая носить мужскую одежду и десятилетиями жить со своим спутником жизни Михаилом Ларионовым, прежде чем выйти за него замуж.

Александра Экстер, Строительство (1922–23). Предоставлено Музеем современного искусства, Нью-Йорк, коллекция Риклиса корпорации McCrory.

4. Александра Экстер (1882–1949)
После знакомства с кубизмом в Париже в 1910 году Александра Экстер, подруга Пабло Пикассо и Жоржа Брака, вернулась в родную Россию, где она была ведущей фигурой нового конструктивизма.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *