Синий, черный, красный, желтый, зеленый

Родиной Олимпийских игр является святилище древних греков – Олимпия. Она располагается на западе полуострова Пелопоннес. Это местечко на берегах реки Алфей, прямо у подножия священной горы Кронос, и поныне является местом, где горит вечное пламя, от которого время от времени зажигается огонь Олимпийских игр и дается старт факельной эстафеты.

Традиция проведения подобных спортивных соревнований возродилась в конце девятнадцатого века французским бароном де Кубертеном. Он был известным общественным деятелем той эпохи. И с тех пор каждые 4 года проводятся Олимпийские игры. А с 1924 года начали устраивать и зимние соревнования. 

Олимпийская символика

Вместе с возрождением олимпийской традиции появилась соответствующая ей символика: флаг, лозунг, гимн, медали, талисманы, эмблема и др. Все они были созданы с целью продвижения этой спортивной идеи во всем мире. Кстати, официальная эмблема Олимпийских игр представляет собой пять цветных колец, переплетенных таким образом, что из них образуются два ряда. Верхний состоит из трех колец, а нижний, естественно, из двух.

Цвета олимпийских колец

При упоминании об Олимпиаде каждый в первую очередь вспоминает эмблему – сплетенные кольца синего, черного, алого, желтого и зеленого цветов, изображенные на белом фоне. Тем не менее не всем известно точное значение цветов олимпийских колец. Существует несколько версий. Каждая из них не лишена логики и может претендовать на то, чтобы ее считали правильной. Ниже представляем вашему вниманию некоторые из них.

  1. Согласно этой версии, цвета олимпийских колец символизируют континенты. То есть это говорит о том, что участниками этих игр могут стать народы со всего мира, вернее со всех частей света, кроме Антарктиды. Давайте представим, какие оттенки соответствуют каждому из континентов? Получается? А сейчас проверим, смогли ли вы правильно сориентироваться. Так какого цвета олимпийские кольца? Европа – это синий цвет, Америка – красный, Африка – черный, Австралия – зеленый, а Азия – желтый.
  2. Другая версия связана с именем знаменитого психолога К. Юнга. Ему приписывают не только идею, объясняющую выбор того или иного цвета, но и создание самой символики. Согласно этой версии, Юнг, будучи знатоком китайской философии, в качестве эмблемы предложил кольца — символы величия и энергии. Выбор числа колец был связан с пятью различными энергиями (дерева, воды, металла, огня и земли), о которых говорится в китайской философии. Ко всему прочему Юнг в 1912 году предложил идею пятиборья, т. е. считалось, что каждый из участников соревнований должен освоить следующие виды спорта: плаванье, прыжки, фехтование, бег и стрельбу. Цвета олимпийских колец, согласно данной теории, соответствуют каждому из этих видов спорта, а также одной из вышеперечисленных пяти энергий. В результате получались следующие цепочки: плаванье-вода-синий, прыжки-дерево-зеленый, бег-земля-желтый, фехтование-огонь-красный, стрельба-металл-черный.
  3. Третья версия является как бы дополнением к первой. Считается, что цвета олимпийских колец – это все те оттенки, которые содержат флаги всех стран мира. Опять-таки, это означает, что участниками могут быть спортсмены из всех без исключения государств мира.

Согласитесь, что все версии интересны, однако совсем не важно, какая из них правильная. Главное, чтобы эти игры сплачивали все народы мира. И пусть их представители сражаются только на спортивных стадионах, а на нашей планете всегда будет мир.

Цвет в искусстве: синий

Теория цвета

«Если спросить нас, что означают слова «красный», «синий», «черный», «белый»? – мы, конечно, сразу можем показать предметы, имеющие такие цвета. Но наша способность объяснить значение этих слов на этом и кончается.»
 Л. Витгенштейн. «Заметки о цвете».

«Отсутствие синего или неточность его названий в цветовом лексиконе древних греков прежде всего должны изучаться в связи с самим словарем, его формированием, его бытованием, а затем в связи с системой ценностей, на которой он строится, и тем обществом, которое этими словами пользуется; но никак не нейробиологическим аппаратом. Палочки и колбочки – это одно, а цветовые термины – совсем другое.»
М. Пастуро. Цвета нашей памяти. 

И. Казаринов. Икона. Богоматерь Благодатное небо. 1741. Из собрания Пермской художественной галереи

 

Мы воспринимаем мир в цвете, поэтому он прекрасен и красочен. У каждой эпохи, в каждом географическом пространстве, у каждого мастера было свое восприятие цвета.   Колористическая палитра менялась со временем, зависела от традиции и возраста, философии и психологии. Однако на каждом этапе возникали свои предпочтения, трактовки и увлечения тем или иным цветом в искусстве.

Сегодня мы говорим о синем. Он один из самых сложных, многослойных, имеет множество оттенков. Считается, что им мало пользовались древние греки, но зато любили египтяне. Он становится одним из ключевых в эпоху средневековья и одним из главных – в Возрождении. В период Нового времени синий цвет – неотъемлемый для практически любого изображения, любого произведения живописи, хотя присутствует в нем в разной степени.

Цвета в искусстве делятся на основные и дополнительные. Основные – синий, красный, желтый. Если мы посмотрим на цвета как на определенный спектр световой волны, то именно смешение этих трех частей спектра даст нам белый свет. Дополнительные цвета получаются при смешении двух основных: красный + желтый даст нам оранжевый, синий + красный – фиолетовый, а синий + желтый – зеленый. Итак, синий – одни из трех основных цветов. Его присутствие при смешивании красок может привести к созданию пурпурного или бирюзового, сиреневого или даже розового. Как же его воспринимают художники, а через них и зрители?

В христианской культуре традиционно синий цвет считался символом истины и набожности. По словам Стивена Блейхера, профессора университета Костал Каролина, еще с пятого века начинает формироваться цветовой код для изображения определенных святых. Так, Петр предстает перед нами в белых и синих одеяниях, Павел — в зеленых и красных, Мария Магдалина — в фиолетовых, Дева Мария — в синих. Такой выбор цветов определен более широкими символическими представлениями о назначении каждого цвета. Объясняется этот выбор тем, что синий – цвет небес, истины и божественной любви.

Первая научная теория цвета создается Иоганном Вольфгангом Гёте (да-да, великий поэт был философом искусства и даже считал свои теоретические работы более важными, чем стихи) в 1810 году. В книге «К теории цвета» он пишет: «Краски вызывают в людях большую радость. Глаз нуждается в них так же, как он нуждается в свете. Вспомните, как мы оживаем, когда в пасмурный день солнце вдруг осветит часть местности и краски станут ярче». Взгляд на синий цвет у Гёте был характерен для поэтов-романтиков. Он пишет: «Как желтый цвет всегда несет с собой свет, так про синий можно сказать, что он всегда несет с собой что-то темное. Этот цвет оказывает на глаз странное и почти невыразимое воздействие. Как цвет это – энергия; однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто.

В нем совмещается какое-то противоречие возбуждения и покоя. Как высь небес и даль гор мы видим синими, так и синяя поверхность кажется как бы уходящей от нас. Подобно тому, как охотно мы преследуем приятный предмет, который от нас ускользает, так же охотно мы смотрим на синее, не потому, что оно устремляется в нас, а потому, что оно влечет нас за собою. Синее вызывает в нас чувство холода, так же как оно напоминает нам о тени. Комнаты, отделанные в чисто-синий цвет, кажутся до известной степени просторными, но, в сущности, пустыми и холодными. Нельзя назвать неприятным, когда к синему в известной мере добавлять положительные цвета. Зеленоватый цвет морской волны скорее приятная краска».

Гёте закладывает принцип символической монохромии, и впоследствии, с легкой руки философа Освальда Шпенглера, этот «перспективный, близкий к темноте, далекий» цвет будет назван «фаустовским, трансцендентным, духовным». Идеи Гёте были восприняты многими живописцами эпохи романтизма. 

Юнгхайм Карл. Долина Лаутербруннер. 1861. Из собрания Пермской художественной галереи

 

Ровно через сто лет, в 1910 году Василий Кандинский напишет книгу «О духовном в искусстве», где так же даст характеристику цвета. О синем он скажет: «возникают краски бешеной силы, в которых совершенно отсутствует дар углубленности. Последний мы находим в синем цвете… То же, когда мы даем синему цвету действовать на душу (в любой геометрической форме). Склонность синего к углублению настолько велика, что она делается интенсивной именно в более темных тонах и внутренне проявляется характернее. Чем темнее синий цвет, тем более он зовет человека в бесконечное, пробуждает в нем тоску по непорочному и, в конце концов, — сверхчувственному. Это — цвет неба, как мы представляем его себе при звучании слова «небо». Синий — типично небесный цвет. При сильном его углублении развивается элемент покоя. Погружаясь в черное, он приобретает призвук нечеловеческой печали. Он становится бесконечной углубленностью в состояние сосредоточенности, для которого конца нет и не может быть.

Переходя в светлое, к которому синий цвет тоже имеет меньше склонности, он приобретает более безразличный характер и, как высокое голубое небо, делается для человека далеким и безразличным. Чем светлее он становится, тем он более беззвучен, пока не приведет к состоянию безмолвного покоя — не станет белым. Голубой цвет, представленный музыкально, похож на флейту, синий — на виолончель и, делаясь все темнее, на чудесные звуки контрабаса; в глубокой, торжественной форме звучание синего можно сравнить с низкими нотами органа». 

Г.И. Трошков. При луне. 1988. Из собрания Пермской художественной галереи

 

Психологи сегодня подтверждают, что «синий цвет в человеческом сознании ассоциируется со стихиями воздуха и воды, с бесконечным пространством – от далекой высоты небес до далекой глубины океана. От бесконечности бытия до страха смерти. Потому и восприятие активного синего цветового пятна самое неоднозначное и разнообразное, очень сильно меняющееся в зависимости от места положения этого пятна, от размера пятна и от соседства других цветовых пятен.

 На подсознательном уровне активное синее цветовое пятно может действовать очень по-разному, не только успокаивать и способствовать медитации, как это говорят сегодня, но и вызывать уныние, меланхолию, грусть, может будоражить и восхищать, а может и ужас вселить. Даже простое сравнение вербальных образов, где есть прилагательные, выражающие синий цвет, дает очень разное впечатление. Сравните свои ощущения, когда Вы слышите: «синее небо», «синий всадник», «голубая роза», «синие глаза» или «синие носы и губы». Очень разные чувства испытаете. Если во всех этих случаях поставить прилагательное «красный», возникнет устойчивый образ чего-то пламенеющего, хоть на небе, хоть на лице. Образ напряженной динамичности, сильной эмоции. Другое дело с синим цветом – от гармонии и волшебства к дисгармонии. И это вербальные образы, а при создании образов визуальных все еще сложнее. И потому в религиозном искусстве разных эпох, где по определению необходимо присутствие, как Божественных сил, так и сил тьмы, синий цвет использован часто; а в светском искусстве, призванном в большей степени служить украшением богатых домов и удовлетворять вкусы заказчика, этого цвета немного.
При этом, чем сильнее тенденции материализма, тем меньше синего, потому как важен цвет объекта, а не пространства. Каждый живописец знает, что положенный на абстрактное голубое цветовое пятно коричнево-красный мазок уже производит впечатление объекта, некоего «тела» и автоматически выходит на первый план».  

Любопытно, что в современном мире синий – один из наиболее часто выбираемых цветов в качестве излюбленных или предпочитаемых при всяческого рода опросах. В современном мире синий стал распространен в выборе цвета для военной формы и просто мужского костюма (стал одним из официальных).

В качестве символа гармонии он стал цветом флага Организации Объединенных наций и Евросоюза. В то же время, синий часто трактуется двояко: светлые тона, такие, как голубой и светло-голубой несут позитивный настрой. Их созерцание приносит покой и расслабление, способствует снятию стресса. Голубой даже считается немного легкомысленным и несерьёзным цветом, взять хотя бы известное выражение «голубая мечта», означающее что-либо маловероятное и несбыточное.

Индиго – глубокий, насыщенный синий цвет. Его принято отождествлять с высоким уровнем умственного развития и высшими знаниями. К примеру, одарённых интеллектуально детей называют «дети-индиго».

А.А. Винт. Штиль. 1980. Из собрания Пермской художественной галереи

 

Тёмно-синий цвет имеет более негативное значение. В нашем подсознании он ассоциируется с неспокойными морскими волнами, таящими опасности и угрозу для жизни. Также в фольклоре с помощью этого оттенка изображали «синих демонов» — особо опасных и коварных существ из потустороннего мира, которые встречаются в мифах многих народов мира.

Говорят, что человек, предпочитающий синий в качестве основного оттенка в одежде, скорее всего, интроверт. Он склонен к аналитической работе, предпочитает спокойное времяпрепровождение шумному веселью. Преобладание синего цвета в гардеробе также говорит о скрытности и замкнутости его хозяина. Возможно, перед вами отшельник, который дорожит своим одиночеством и личным пространством. Не удивляйтесь, если, придя к нему в гости, вы увидите, что весь интерьер тоже выдержан в серо-синих тонах.  Правда, стоит отметить, что «синие люди» обладают высокими умственными способностями и часто становятся выдающимися учёными.

 Но, как и любой другой цвет, синий имеет и негативное значение. Его переизбыток угнетает и может стать причиной необоснованной хандры. К тому же синий притупляет активность и желание действовать. Поэтому психологи рекомендуют любителям всего синего иногда позволять себе носить одежду яркого красного, жёлтого, оранжевого, красного, розового или зелёного оттенка. 

П.И. Келин. Женский портрет. Начало XX века. Из собрания Пермской художественной галереи

Как язык полностью меняет то, как вы видите цвет

Мы часто считаем само собой разумеющимся, что все мы видим мир одинаково. Но знаете ли вы, что в некоторых языках нет различий между зеленым и синим? Сине-зеленое различие является центром изучения развития языка. Это цветовое различие имеет тенденцию возникать на определенном этапе эволюции языка.

Многие языки, такие как корейский, тибетский, вьетнамский и йоруба, имеют одно и то же слово для обозначения синего и зеленого, но используют небо и листья в качестве ориентиров. Говорящий может сказать «синий, как небо» (как на вьетнамском языке 9).0005 xanh da trời ) или «синий, как листья» ( xanh lá cây ), чтобы выделить сине-зеленый цвет.

Кхмерское слово, означающее синий, ពណ៌ខៀវ ( bpoa kiaw ), включает синий и зеленый. Слова для обозначения зеленого, такие как ព័ណ៌​ស្លឹក​ចេកស្រស់ ( bpao sloek chek ​srasa , буквально «цвет свежих банановых листьев»), более специфичны и не включают синий.

У чокто исторически не было сине-зеленого различия, но они различают темно-сине-зеленый ( okchʋko ) и светло-сине-зеленый ( okchʋmali ). Есть другое слово, полностью обозначающее зеленый попугай ( kili̱koba, после kili̱kki птицы). Однако современное использование ввело сине-зеленое различие, и теперь народ чокто в Оклахоме применяет okchʋko к темно-синему и okchʋmali к темно- и светло-зеленому.

Тупийский язык также получил сине-зеленое различие только после того, как колониальные захватчики привезли его из Европы.

Как язык описывает видимый свет

По мере развития языков их способность описывать мир становится все более сложной. Согласно теории базовых цветовых терминов Берлина-Кея, первое описание цвета, возникающее в молодом языке, — это различие между светлым и темным.

Оттуда язык получит слова для длинноволнового света («красный»), средневолнового света («зеленый») и коротковолнового света («индиго»). Слова для розового, фиолетового, оранжевого и серого возникают последними, и это произойдет только после того, как будут названы все остальные основные цвета.

На этой диаграмме показаны цветовые границы, используемые в большинстве европейских языков:

Изображение: Википедия

Эти границы, однако, более или менее произвольны, потому что на самом деле нет границы в радуге между светом с длиной волны 475 нанометров. волна (длина волны, которую мы называем «синей») и 510 нанометров («зеленая»).

Длина волны, кстати, является причиной того, что радуга искривляется. Самый внутренний цвет, фиолетовый, имеет короткую длину волны, а внешний красный — длинную. Но каждый цвет плавно перетекает в следующий, и делаем ли мы различие между сине-зеленым или любым другим различием в этом отношении, во многом зависит от нашего языкового программирования.

Шесть видов сине-зеленых различий

Пол Кей, в честь которого названа теория Берлина-Кея, изучал цветовую терминологию 110 языков мира. Согласно его исследованию с Луизой Маффи из Калифорнийского университета в Беркли, существует шесть способов, которыми языки различают сине-зеленый:

  1. Зеленый и синий получают свое слово, как в английском
  2. Сине-зеленый спектр получает одно слово («grue»)
  3. Одно слово определяет черный/зеленый/синий
  4. Одно слово для синего/черного и еще одно слово для зеленого
  5. Все зеленые, от желто-зеленых до сине-зеленых, получают одно и то же слово
  6. Есть слово для желтого/зеленого и еще одно слово для синего.

Наиболее распространенным из этих различий между сине-зеленым цветом является второй, «грубый» термин, который описывает синий и зеленый вместе. На этой удивительной карте показано распределение этих шести типов сине-зеленых различий по всему миру.

Различные теории основных цветов

Традиционно в западных детских садах используются 3 основных цвета: красный, желтый и синий. Они смешиваются, чтобы создать 3 вторичных цвета: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Между первичным и вторичным находятся третичные цвета, такие как красновато-фиолетовый или желто-зеленый.

Расположите все эти цвета последовательно, и вы получите цветовой круг, такой как этот, созданный австрийским натуралистом Игнацем Шиффермюллером в 1772 году:

Изображение: Википедия в наших глазах. Однако вместо красного, желтого и синего они обнаруживают красный, зеленый и синий. Трихроматическая теория человеческого восприятия цвета основана на идее, что из-за этих колбочек каждый видимый цвет получается из комбинаций красного, зеленого и синего, подобно тому, как цвет работает на экране компьютера.

Альтернативная точка зрения, называемая теорией противоположного процесса, предполагает, однако, что существует 6 основных цветов, а не 3, расположенных как пары противоположностей: желтый-синий, красный-зеленый и черный-белый. Вы можете думать об этих полярностях как об осях x, y и z.

Располагаясь таким образом, они создают цветовую сферу, светлую вверху и темную внизу, с желтым, красным, синим и зеленым вокруг экватора. Если разрезать эту сферу пополам, как апельсин, поперечное сечение будет цветовым кругом. Это больше похоже на цвета CMYK, используемые в печати.

Не существует единственно правильного способа объяснить восприятие цвета, по крайней мере, пока. И это приводит к множеству вариаций в том, как цвета описываются с помощью языка. И поскольку цвет настолько сложен, невозможно дать какую-либо объективную маркировку зрительным ощущениям, которые у нас есть. Таким образом, сине-зеленое различие может быть просто продуктом культурного программирования.

Влияние языка на то, как мы видим

Американская психологическая ассоциация описывает исследование Деби Роберсон из Университета Эссекса, которая сравнила английских детей, изучающих свои цвета, с детьми из племени химба в северной Намибии, которые изучали цвета на своем родном языке. . Исследование показало, что цвет гораздо более связан с культурой, чем мы думали.

Короче говоря, диапазон стимулов, который для носителей языка химба относится к категории «серанду», в английском языке будет классифицироваться как красный, оранжевый или розовый. В качестве другого примера, дети племени химба используют одно слово «зоозу» для обозначения множества темных цветов, которые носители английского языка назвали бы темно-синим, темно-зеленым, темно-коричневым, темно-фиолетовым, темно-красным или черным.

В английском языке одиннадцать слов обозначают основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, черный, пурпурный, белый, коричневый, розовый и серый). Химба имеет только 5, но они охватывают более широкий спектр оттенков.

Результаты их теста Роберсона показали, что у одиннадцати английских цветовых категорий нет врожденного происхождения. Ни один из детей не изучал цвета в каком-либо предсказуемом порядке, что опровергает универсалистскую идею о том, что мы сначала понимаем основные цвета. Так что определения, которые мы даем цветам в английском языке, могут быть полезны, но они выдуманы и произвольны.

И это еще более странно. Пять основных цветов Химба:

  • Серанду: красный, оранжевый и розовый
  • Zoozu: черный и темные оттенки красного, синего, зеленого и фиолетового
  • Vapa: белый и желтый
  • Borou: зеленый и синий (без сине-зеленого различия)
  • Думбу: другая зелень, красная и коричневая

То, как язык химба организует цвета иначе, чем в западных языках, на самом деле влияет на то, как они видят. Взгляните на изображение ниже и посмотрите, как быстро вы сможете выделить квадрат другого оттенка зеленого:

Изображение: https://static01.nyt.com/images/2012/09/04/magazine/046thfl-green-color-ring/046thfl-green-color-ring-blog480.jpg

В документальном фильме BBC Горизонт , люди химба быстро и легко выбирают северо-западный квадрат как нечетный. Это потому, что два вида зеленого здесь помечены двумя разными словами химба, поэтому они считают эти цвета несвязанными (если вы не верите своим глазам, ознакомьтесь с анализом цвета, проведенным Марком Фрауэнфельдером в Boing Boing).

С другой стороны, химба было трудно выбрать голубой квадрат, что западный человек может сделать быстро и легко. Это потому, что химба используют одно и то же слово для обоих этих оттенков.

Изображение: YouTube

Это говорит о том, что язык в удивительной степени влияет на наше восприятие цвета, и мы буквально видим мир иначе, чем наши соседи.

Что такое синий и зеленый без различия синего и зеленого?

Различие синего и зеленого и пять цветов химба показывают, что цвет и язык неразрывно связаны. Язык помогает нам организовать ощущения, которые вызывает цвет, но он также трансформирует наше восприятие их.

Итак, в следующий раз, когда вы любуетесь пасторальным пейзажем, любуетесь ярким закатом или наблюдаете за картиной в музее, попробуйте переключить язык цветовой маркировки. Это может дать вам опыт, совершенно отличный от того, который навязывает ваше лингвистическое программирование в данный момент. Если цвет соотносится с вашим языком, что такое цвет?

В чем разница между сине-зеленым и красно-черным развертыванием?

При развертывании новых версий централизованного приложения, такого как веб-служба, существует стратегия, которую можно использовать для направления производственного трафика на новую версию только после ее успешного развертывания и, при необходимости, тестирования. Эта стратегия известна под названием синий/зеленый или красный/черный, где каждый цвет представляет собой копию целевой среды. Трафик направляется на тот или иной цвет (или, возможно, и на канареечное развертывание, и на время A/B-тестирования, но это история в другой раз). Наличие двух работающих рядом сред с разными версиями приложения означает, что трафик можно переключать и обратно, если обнаружена проблема, практически без простоев.

Так почему же эта стратегия называется и зелено-синей, и красно-черной? Подразумевают ли эти цвета технические различия?

StackOverflow говорит…

Наша первая остановка — StackOverflow, где мы находим вопрос В чем разница между развертыванием Red/Black и Blue/Green?.

Ответ, получивший наибольшее количество голосов, указывает на то, что между этими двумя терминами действительно есть разница:

в сине-зеленом развертывании обе версии могут временно получать запросы одновременно, в то время как в красно-черном только одна из версий получает трафик в любой момент времени

Далее в ответе говорится:

Но красно-черное развертывание — это более новый термин, используемый Netflix, Istio и другими фреймворками/платформами, поддерживающими оркестрацию контейнеров

Я часто видел, как термин «красный/черный» приписывают инструментам, созданным Netflix и платформами контейнеров в целом, поэтому давайте обратимся к их документации, чтобы посмотреть, как они определяют эти стратегии.

Netflix, Kubernetes и Istio говорят…

Spinnaker — это инструмент развертывания, написанный Netflix, с открытым исходным кодом и доступным для всех. Инструмент включает некоторую документацию по реализуемым концепциям, в том числе раздел о стратегиях развертывания:

Spinnaker поддерживает красно-черную (также известную как сине-зеленую) стратегию, а также активно разрабатываемые красно-черные и канареечные стратегии.

Итак, вопреки ответу на StackOverflow, Netflix рассматривает синий/зеленый и красный/черный как одно и то же. Документация даже включает красивую диаграмму, окрашенную в синий и зеленый цвета, чтобы донести мысль.

На слайдах из презентации Kubernetes под названием «Стратегии развертывания в Kubernetes», подготовленной Cloud Native Computing Foundation, синий/зеленый и красный/черный также указаны как синонимы.

Аналогично, в блоге Istio синий/зеленый и красный/черный обозначаются как одно и то же:

этот подход полезен только тогда, когда у нас есть должным образом протестированная версия, которую мы хотим развернуть, т.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *