Скетчбук (SketchBook) Что Это? Как Выбрать? Как Вести?
Содержание статьи
- Верный помощник художника
- Как выбрать скетчбук?
- Как вести скетчбук?
Многие художники, как любители, так и профессионалы имеют скетчбуки – один или несколько. Полезной будет эта вещь и для начинающих. Важно понять – зачем нужен скетчбук, как выбрать и вести его? Остановимся на этой теме подробнее.
Верный помощник художника
Что такое скетчбук? Термин появился в нашем языке сравнительно недавно. Это английское слово переводится как «книга для набросков». Раньше говорили: «Блокнот для зарисовок», «бумага для эскизов». Кстати, тот же блокнот в полной мере заменить скетчбук не может. Ведь страницы в нём. чаще всего – в линейку или в клетку. Рисунок, сделанный на разлинованной бумаге, будет выглядеть хуже того, который выполнен на чистом листе. Кроме того, в блокнотах – тонкая бумага. Наброски карандашом она ещё выдержит, а вот те, где применяются краски или фломастеры – нет. Жидкий пигмент будет проходить насквозь и перепачкает смежные страницы.
Компактный и удобный скетчбук у художника всегда с собой. Вдруг встретится что-то интересное или посетит какая-то идея. То, что вдохновило, можно сразу же «закрепить» на бумаге. Так писатели постоянно носят с собой записную книжку, чтобы заносить в неё любопытные факты, интересные фразы собеседников, собственные впечатления. Позже этот материал становится незаменимым подспорьем при создании книги. Рисунки для скетчбука играют такую же роль.
Как выбрать скетчбук?
Сегодня в магазинах, особенно специализированных, предложений так много, что глаза разбегаются. На каком остановиться? Не стоит тратить на это много времени. Ведь вы выбираете не подарок, а рабочий инструмент. Нужно уделить внимание лишь следующим критериям:
- Плотность бумаги. Чем вы будете рисовать чаще всего? Если собираетесь использовать фломастеры, маркеры, линеры – выбирайте соответствующую бумагу. Её плотность может составлять от 70 до 300 граммов на квадратный метр.
Для карандашных зарисовок подойдёт любая, для фломастеров потребуется более плотная.
- Размер. В чём будет путешествовать ваш скетчбук? В кармане? Значит, он должен без труда туда помещаться. Если в сумке – можно взять экземпляр большего размера. Формат А6 и В6 подойдёт для миниатюрных зарисовок, А4 позволит создать более масштабный набросок.
- Бренд. Ну и, наконец, при выборе скетчбука можно остановиться на авторитетном бренде. Это – залог качества.
Как вести скетчбук?
Те, кто делает первые шаги на художественном поприще, задаются этим вопросом. Как вести скетчбук – для начинающих ответ простой. Правильным будет делать зарисовки не время от времени, а постоянно. Только тогда вы сможете развивать своё воображение, в руке появится чувство уверенности, придёт мастерство.
«Привычка точно рисовать, что мы видим, даёт соответствующую способность точно рисовать то, что мы задумываем…» Джошуа Рейнольдс.
Вашим правилом должно стать: «Ни дня без линии». Если вы начинающий художник, то можете долгое время проводить перед чистым листом, гадая – что же является достойным воплощения? Не мучайтесь сомнениями! Берите карандаш или фломастер и рисуйте! Можно изобразить собственные инициалы, и превратить каждую букву в произведение искусства. Или скопировать рисунок известного художника. Или готовиться к тому, чтобы впоследствии без труда создать определённую картину. Хотите рисовать пейзажи? Набрасывайте эскизы деревьев, кустарников, цветов. Собираетесь перенести на бумагу образы любимых героев? «Набейте руку», срисовывая иллюстрации из книг.
Рядом с набросками можно делать короткие записи – пояснения к зарисовкам, впечатления от увиденного. После этого вопрос «как правильно вести скетчбук?» не будет вас мучить. Главное, не бойтесь чистого листа бумаги, и не вините себя, если не сразу удастся воплотить задуманное. Упорно тренируйтесь – и всё получится. Свои рисунки можно фотографировать и выкладывать в социальные сети. Вы услышите и похвалу, и конструктивные советы.
Что делать с использованным скетчбуком? Имеет смысл его сохранить. Во-первых, к каким-то своим идеям вы можете вернуться позже. На основе эскизов могут быть созданы картины. Во-вторых, сравнивая свои ранние и более поздние работы, вы будете наглядно убеждаться, что растёте как художник. В-третьих, удачные наброски можно использовать – например, сделать из них открытки и подарить друзьям. Словом, как говорил Жан Огюст Доминик Энг: «Рисовать нужно, не переставая». И ваш верный спутник, скетчбук для начинающих, послужит этой цели.
вести скетчбук, чтобы не сойти с ума
Практика
Ирина Троицкая:
скетчбук, чтоб не сойти с ума
Скетчбуки Иры Троицкой — совершенно прекрасные сами по себе объекты. Их можно бесконечно листать, подолгу любуясь каждым разворотом, удивляясь материалам и техникам, необычным сочетаниям форм и толщин. На страницах периодически встречается и сама Ира, по соседству живут причудливые персонажи, милые звери, космические цветы
и разнообразные абстрактные композиции.
Мы попросили Иру рассказать про свою практику ведения скетчбуков и поделиться с читателями парой советов.
«Когда я работала штатным иллюстратором в рекламном агентстве, я начала вести скетчбук, чтобы не сойти с ума. В офисе мне приходилось рисовать улыбающихся бизнесменов в пиджаках и галстуках, а в перерывах между заказами можно было отвлечься и выразить в картинках какой-то иной эмоциональный фон, созвучный моему тогдашнему состоянию.
Почему-то я сразу начала относиться к скетчбуку довольно ответственно, старалась, чтобы каждый разворот выглядел законченным. Потом, конечно, пришлось параллельно заводить скетчбуки с кривыми почеркушками, чтобы как-то расслабиться. Я начала обращать внимание на разворот, как одна страница взаимодействует с другой, иногда увлекалась неожиданными форматами типа панорамной книжки-гармошки, потом возвращалась к традиционной форме книжки. У меня появились дорогие скетчбуки, типа Moleskin, но я поняла, что рисовать мне в них менее комфортно — слишком велика ответственность — страх «испортить» разворот мешал работать. Впрочем, те же самые дорогие скетчбуки меня дисциплинировали и заставляли закончить страницу, даже если начало работы было неудачным, выкручиваться.
Чем практика регулярнее, тем, конечно, лучше. Это как игра на скрипке — нужно всё время держать себя в форме и репетировать. Хорошо бы уделять этому время каждый день. Но я не могу похвастаться размеренной жизнью и, конечно, иногда могу не рисовать днями, а то и неделями. Зато потом заполняю подряд два-три разворота, если работа спорится и я увлеклась.
Никаких правил ни по материалам, ни по приёмам я особенно не придерживаюсь. Для меня это, скорее, территория, свободная от правил. Поэтому я часто меняю техники, к тому же приходится все время подстраиваться под качество бумаги. Потому что на каких-то листах не держится тушь, какие-то слишком хлипкие и тогда на них лучше рисовать мягким карандашом. Был один скетчбук, который я полностью выполнила
в коллаже и дорисовке цветными карандашами, потому что мне не нравилось, как он реагирует на воду, то есть тушь и акварель отпадали. Но даже когда бумага протекает, то не обязательно воспринимать это как ошибку, наоборот, иногда нужно попытаться использовать этот приём, потому что на обороте проступает такое туманное немного изображение, ghost print, и можно это свойство обыграть. Потому что в скетчбуках не должно быть жёстких правил, это площадка для экспериментов и рабочий инструмент. Надо к ошибкам
и случайностям относиться внимательно и всегда думать, а нельзя ли это как-то использовать себе на руку. Прямо как в жизни.
Или, например, ограничения — тоже хорошая штука. Нельзя же с собой таскать баул материалов и огромного формата альбом все время. Приходится выбирать. И потом весь день, а то и неделю, если это какая-то поездка, рисуешь на одном формате одними и теми же инструментами. Но такие ограничения позволяют тебе выжать из материала максимум и проявить изобретательность.
Часто я рисую на коленке в перерыве между работой или за чашкой кофе.
У меня всегда есть с собой маленький скетчбук формата А6. Конечно, бывает, что я и А3 с собой таскаю, но это уже из разряда серьёзных заявлений. Впрочем, летом обычно больше свободного времени и можно выйти порисовать, зная, что не придется мотаться потом по всему городу с тяжёлой сумкой. Тогда, конечно, лучше брать большой скетчбук.
Решение о том, что рисовать, принимается довольно спонтанно. Как правило, это просто связано с моими текущими впечатлениями от жизни. Поэтому раньше мне казалось, что лучше не показывать скетчбуки никому особенно — это как читать прилюдно личный дневник. Но потом я убедилась, что считать буквально что-то с картинки довольно непросто.
Стоит отметить, что я веду инстаграм со скетчбуками не ради того, чтобы показать это зрителям или похвастаться, а использую его в качестве библиотеки референсов. Бывает так, что пришёл заказ на иллюстрацию, а в голове — пусто. Тогда можно залезть в ленту и посмотреть, что там я рисовала пару месяцев назад по какой-то похожей теме.
У меня нет возможности все скетчбуки держать в одном месте. К тому же иногда это просто отдельные бумажки, не сшитые в книжечку. Гораздо проще сделать фотографию, залить в инстаграм и заархивировать физический материал, например, на даче в кладовке. Или сжечь! Как правило самый любимый скетчбук — последний. Именно тот, над которым работаешь прямо сейчас. Вот его жаль потерять. Но как только он закончен, возникает проблема с архивацией и хранением, особенно если нет студии.
Когда другие люди утыкаются в телефоны, я достаю скетчбук. Это отличный способ занять себя, привести в порядок свои мысли или выразить восхищение от только что подсмотренной городской сценки. Также это способ научиться внимательнее смотреть на вещи, а не просто скользить взглядом, ни на чем особенно не задерживаясь. Рассматривая свои же скетчбуки в ретроспективе, я вспоминаю, что я тогда делала, где была и о чем думала. Это как машина времени. Потому что пока рисуешь — осознаешь себя и реальность намного четче, как бы проговариваешь ее в картинке.
Время от времени полезно возвращаться назад и анализировать прогресс, намечать какие-то новые цели, резюмировать ошибки или повторения. Это очень удобно, потому что изначально сшито в книжечку. Я даже даты начала ставить, когда я начинаю новый скетчбук и когда заканчиваю его. Я потом по ним важные жизненные события восстанавливаю. Это такая странная летопись в картинках, которая понятна зачастую только мне, но в этом-то и прелесть.»
Ира Троицкая
Иллюстратор, Москва
Ирина Троицкая — иллюстратор и преподаватель иллюстрации в БВШД.
irtroit.com
Линейки и направляющие — Альбом для рисования
Перейти на мобильный
Нужна помощь в рисовании прямой линии, круга, эллипса или кривой? Эти руководства можно найти на панели инструментов.
- Линейка
- Изогнутая линейка
- Эллипс
- French Curve (только в Sketchbook Pro для настольных ПК)
Линейка
Используйте для создания идеальной линии в любом месте на холсте путем перемещения и изменения положения линейки.
Знаете ли вы, что вам не нужно рисовать прямо по линейке? Рисование в любом месте холста по-прежнему рисует линию вдоль края линейки.
Как пользоваться линейкой
Коснитесь , затем , чтобы получить доступ к линейке.
Настольный | Мобильный |
---|---|
Чтобы повернуть линейку, коснитесь и перетащите конечный маркер | Чтобы повернуть линейку, нажмите двумя пальцами. Линейка привяжется к 0º и 90º. |
Чтобы переместить линейку, коснитесь и перетащите центральный маркер | Чтобы переместить линейку по горизонтали и/или вертикали, не изменяя ее поворот, коснитесь и перетащите ее одним пальцем. |
Чтобы привязать линейку к углу 0° или 90°, дважды коснитесь конечной ручки | Чтобы сбросить положение линейки, дважды коснитесь одним пальцем. |
По завершении использования линейки коснитесь , чтобы закрыть линейку.![]() | По окончании использования линейки коснитесь значка инструмента еще раз, чтобы отключить его. |
Линейка кривой
Используйте для кривых, которые нельзя создать с помощью инструментов «Эллипс» или «Кривая французского языка». Настраивайте кривизну этой гибкой линейки с помощью прямых манипуляций. Нарисуйте изогнутые линии в любом месте на холсте, когда ваши штрихи привязываются к линейке.
Для Sketchbook Pro на настольном компьютере:
- Чтобы масштабировать линейку, нажмите и перетащите
- Чтобы повернуть линейку, щелкните, перетащите и поверните
- Чтобы переместить линейку, нажмите и перетащите
- Чтобы переместить маркер линейки, щелкните и перетащите маркер
- Чтобы создать штрих, нарисуйте на нужном участке линейки или рядом с ним
- Чтобы выйти из линейки, нажмите
- Чтобы установить линейку в центр холста, дважды щелкните маркер
Для мобильных пользователей:
- Чтобы изменить форму линейки, коснитесь и перетащите ручку одним пальцем
- Чтобы масштабировать линейку, сведите два пальца внутри линейки
- Чтобы восстановить исходный размер и положение линейки, дважды коснитесь линейки (но не ручки)
- Чтобы сохранить кривизну, но разместить линейку в пределах вида, дважды коснитесь маркера
Эллипс
Используйте для создания эллипсов, кривых и кругов в перспективе. Когда вы вращаете эллипс, отображается малая ось, чтобы выровнять его с вашими исчезающими линиями. И вращение, и угол эллипса отображаются в показаниях в нижней части экрана.
Создавайте идеальные эллипсы в любом месте холста, перемещая и изменяя положение направляющей. Рисуйте вдоль любого края. Есть три ручки. Вращение, масштабирование и масштабирование вдоль малой оси (непропорциональное масштабирование)
Для Sketchbook Pro на настольном компьютере:
Для перемещения, изменения формы и размера эллипса коснитесь и перетащите маркеры:
- Для непропорционального масштабирования эллипса коснитесь и перетащите
- Чтобы масштабировать эллипс, нажмите и перетащите
- Чтобы повернуть эллипс, нажмите и перетащите
- Чтобы переместить эллипс, нажмите и перетащите
- Чтобы превратить эллипс в круг, дважды коснитесь , чтобы создать круг размером с большую ось, или , чтобы создать круг размером с меньшую ось
- По завершении коснитесь маркера, чтобы выйти из инструмента «Эллипс» .

Для мобильных пользователей:
- Для перемещения по горизонтали и/или вертикали, не меняя поворота, нажмите и перетащите внутри эллипса одним пальцем
- Чтобы изменить направление вращения, коснитесь и перетащите его в пределах эллипса и поверните двумя пальцами
- Чтобы пропорционально масштабировать эллипс, сведите или разведите эллипс двумя пальцами
- Чтобы изменить размеры в одном направлении, перетащите маркер размеров
- Чтобы вернуть эллипсу размер и положение по умолчанию, дважды коснитесь эллипса одним пальцем
- Чтобы изменить градус эллипса, превратив его в круг, коснитесь маркера размеров
- Чтобы сбросить угол поворота на ноль градусов, коснитесь ручки поворота
ПРИМЕЧАНИЕ. Если вы сдвинете или развернете изображение за пределы направляющей эллипса, вы увеличите или уменьшите масштаб холста.
French Curve
Доступно только для Sketchbook Pro на настольном компьютере
Используйте для рисования различных плавных кривых.
- Чтобы переместить кривую французского языка, нажмите и перетащите .
- Чтобы повернуть французскую кривую вокруг ее центра, коснитесь и перетащите .
- Чтобы одинаково масштабировать французскую кривую во всех направлениях, коснитесь и перетащите .
- Чтобы отразить французскую кривую, коснитесь и перетащите
- Для переключения между различными кривыми французского языка коснитесь , или .
Идеи для альбома для рисования: ваш путеводитель по лучшему инструменту художника
Поделиться:
Мы собрали лучшие советы, идеи и приемы от художников по ведению художественного альбома и частому его использованию.
Эскиз акварелью Элизабет Осборн Держите альбом для рисования . Вы, наверное, слышали этот совет на первом уроке рисования. Спустя годы, возможно, вы думаете, что вам больше не нужен альбом для рисования. Или вы думаете, что это только для людей, которые в основном рисуют, а не для таких художников, как вы. Может быть, привычка только что ушла от вас, и у вас есть стопка красивых неиспользованных альбомов для рисования. Или (и это могут быть все мы) теперь вы отдаете потенциальные моменты из скетчбука своему телефону.
По правде говоря, альбом для рисования — это ваше секретное оружие — до тех пор, пока вы им пользуетесь. «Моя задача выяснить, сработает ли идея; чтобы увидеть, если дизайн звука; исследовать вариации; и сделать подключение. Мой альбом для рисования помогает мне быть в курсе и организованным. И я всегда знаю, куда его положить», — говорит художник Марк Мехаффи. Этот самый аналог инструментов улучшит ваши навыки, запишет ваш визуальный опыт и идеи, зафиксирует предварительную работу для картин и никогда не отключится и не будет тратить ваше время впустую.
Как перезагрузить свой альбом для рисования
Страница альбома для рисования Вирджинии Хейн Сделайте использование своего альбома для рисования привычкой и, как и в случае с любой другой привычкой, ставьте достижимые цели, начинайте с малого и развивайтесь. И можно начать с новой книги; инвестируйте в один с бумагой, которая приятна на ощупь, в портативном размере. Настройтесь на успех!
- Вдохновитесь рассказами 11 художников о альбомах для рисования и материалах, которые помогают им творить.
- Начните с этих 10 простых советов по работе с альбомом, чтобы вы могли рисовать прямо сейчас.
- Загрузите бесплатную электронную книгу Artists Network по рисованию.
- Еще не убедились? «Почему начинать с эскиза — это ключ к лучшему искусству» убедит вас.
Используйте свой альбом для рисования
Страница альбома для рисования Томаса Циана Идея, конечно, в том, что вы можете делать наброски где угодно, и вам нужны только карандаш и бумага (хотя вы можете расширить свой набор инструментов маркерами, ручками, акварелью и намного больше). И вы можете рисовать что угодно, от чашки утреннего кофе до оживленной уличной сцены и пейзажа. Но если весь этот выбор огромен, позвольте этим экспертным идеям помочь вам ориентироваться в возможностях.
- Возможно, вас удивят идеи из книги «14 лучших мест для набросков»! Выберите один и вперед.
- Ознакомьтесь с этими подсказками для повседневного рисования.
- Дайте волю своему воображению с помощью Sketchbook Ideas: Draw, Doodle, and Dream.
- Создание набросков может быть самоцелью, но также и отличным предварительным инструментом, как напоминает нам художник-акрилист и художник-монументал Арт Мортимер в книге «Создайте набросок, прежде чем рисовать».
Советы по акварельному скетчингу
Страница из скетчбука Владимира ТупоршинаПросто добавить воды? К счастью, вы можете найти все виды небольших портативных акварельных наборов, предназначенных для рисования где угодно — в городе, стране или в путешествии. Щетки с резервуарами облегчают задачу, а у наших специалистов есть идеи, которые помогут.
- Начните с четырех советов по созданию акварельных набросков на месте.
- Художник Владимир Тупоршин рассказывает о маленьких, но мощных инструментах в книге «Использование карманного альбома для рисования акварелью: простые инструменты и хитрости».
- Гуру акварели Иэн Стюарт дает отличные советы по созданию акварельных набросков с эмоциональной силой в книге «Воспоминания, запечатленные в простых зарисовках».
Художественный скетчбук Идеи для городских и дорожных зарисовок
Лиссабон, Jeronimos Interior (перо, тушь и акварель на 140-фунтовом блоке Canson Montval, 15×20) Марка Таро ХолмсаЭти две категории зарисовок вдали от дома имеют преданных поклонников и практиков по уважительной причине! Но сама практика совпадает с обычным рисованием эскизов — всегда держите при себе альбом для рисования, а также инструменты и расходные материалы, которые вам нужны, и действуйте. Помните старую пословицу: в Риме поступай, как римляне. И всегда будьте вежливы с дружелюбными зрителями. Возможно, вы встретите замечательных людей.
- Для городских зарисовок начните с бесплатного руководства Artists Network.
- Ознакомьтесь с уникальными методами эксперта по урбанистическим зарисовкам Марка Таро Холмса в Sight-Size Drawing for Urban Sketcher.