Ар-нуво в интерьере. Дизайн интерьера в стиле Ар-Нуво (art nouveau)

Несмотря на то, что пик популярности ар-нуво пришелся на конец 19 века, мы до сих пор встречаем элементы этого стиля в разных интерьерах. И этому нельзя не радоваться: детали в стиле ар-нуво придают интерьеру символический, близкий к искусству, даже сказочный вид, и созданы для получения эстетического удовольствия. 

История

Вместе с декорированностью первые дизайнеры пытались впустить в дом больше воздуха и света – увеличивали окна, заменяли элементы мебели на стекло, делали стулья очень тонкими и аккуратными.

Ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») – художественный стиль, который появился во Франции в конце 19-го века (1890-1914). Стиль быстро стал популярным: художники и дизайнеры начали использовать его в архитектуре, домашнем декоре, ювелирном искусстве. Важной особенностью стал тот факт, что художники отказывались использовать в ар-нуво элементы прошлых стилей, они стремились создать полностью новое, оригинальное слово в искусстве.  

“Новое искусство” быстро распространилось по Европе благодаря иллюстрированным журналам и международным выставкам; докатился стиль и до Америки. Дизайнеры и художники поверили в то, что художественный стиль можно унифицировать и привести в гармонию: здания, текстиль, мебель, ювелирные изделия, одежда – все должно было соответствовать друг другу. 

“Art Nouveau переводится с французского как «новое искусство». В разных странах стиль назывался по-разному: «Modernisimo» – в Италии, «Liberty» – в Испании, «Jugendstil» в Германии, а в странах восточной Европы перемешался с другими стилями и носил единое имя – «Modern».” 

Во многих отношениях стиль появился в качестве ответа на промышленную революцию – когда начали массово производить товары для дома по доступным ценам. В это время модным стало использовать в интерьере чугунные и железные элементы. 

Важно! Не путайте ар-нуво и арт-деко – это два разных стиля, разительно отличающихся друг от друга. На первом фото – ар-деко, который заменит ар-нуво через 30 лет, с четкими линиями и строгой геометрией. На второй – стиль, о котором вы сейчас читаете. 

Мотивы и линии

Отличительная особенность этого стиля – огромное количество волнообразных ассиметричных линий, которые часто принимают форму цветочных стеблей и почек, крыльев насекомых, усиков винограда и других извивающихся природных элементов. Эти линии встречались почти в каждой детали стиля: в мебели, окнах, дневных проемах, отделке. Зачастую они встречались также и в лепнине.

Лепнина, лилии и цветы – ар-нуво во всей своей красе.

Стремление к природе выразилось и через цветы: в ар-нуво они повсюду. Самые популярные цветы — лилии, ирисы, орхидеи, это объяснялось растущим интересом ко всему экзотическому в начале 20-го века.

Материалы

Мы уже говорили о чугуне и железе. Кованое железо использовалось очень часто: для лестничных перил, решеток на окнах, мебели и декоративных элементов. Не менее распространены были в то время в отделке мозаика, эмаль, использование позолоты, чеканка по меди и латуни. Именно ар-нуво смог вдохнуть в тяжелые металлические конструкции воздушность и легкость. 

Еще один важный для ар-нуво элемент – витражное стекло, которое стало чрезвычайно популярным и использовалось для оформления окон, декорирования стен, мебели, создания аксессуаров. 

Мебель

Между тем, большинство предметов мебели изготавливалось из дерева. Предметы украшались цветочными орнаментами и витражами. Изголовья кроватей, спинки стульев часто имели изогнутые формы. У стульев были высокие спинки, а столы наоборот были низкими и чаще всего были украшены столешницей из цветного стекла. 

Цвета

Наиболее часто используемые цвета – желтый горчичный, темно-красный, оливковый, коричневый, местами синий и фиолетовый. В это время очень ценились приглушенные оттенки – цвет увядшей розы, табачные цвета, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона.  

Как мы видим, палитра довольно широкая, но остается внутри натуральных цветов. В дизайне интерьера ар-нуво встречаются сочетания белых, кремовых и песочных цветов с цветом травы, листья, камней, древесными и земляными оттенками. Такое стремление к природе расслабляет человека, выделяет лучшие цветочные орнаменты. Впрочем, встречались и яркие цвета, такие как павлиньи или золотые акценты. 

Элементы декора 

Лестница. В эпоху ар-нуво общая лестница в жилых домах превратилась из темного и унылого места в красивую и ярко оформленную часть интерьера. Именно в этот период архитекторы стали увеличивать количество окон в домах, что обеспечило лестницам много естественного света (до эпохи модерна лестница находилась в закрытой зоне без окон). 

Дизайнеры обратили свое внимание и на окна: прямоугольные, удлиненные вверх, часто с богатым растительным декором, иногда арочные, «магазинные окна» — широкие, наподобие витрин. Двери в стиле ар-нуво — прямоугольные, часто арочные. Ярко декорированные, с мозаичным орнаментом, плоской формы. 

Ар-нуво – изящный и очень светлый стиль в интерьере – подойдет не каждому. В нем много мягких, плавных линий, его предпочитают нежные, творческие, романтические натуры, и те, кто стремится быть ближе к природе.

“Настоящий” ар-нуво кажется немного избыточным современному читателю. Если вы выбрали этот стиль, не разрисовывайте каждую стену, попробуйте наклеить подходящие обои только на одну – остальные оставьте белыми. Добавьте мебели в этом стиле или вычурные окна – но цвета пускай будут нейтральными. Добавьте растения и витражи и ваш дом станет самым нарядным и сказочным в округе.

Стиль арт-нуво / ар-нуво в интерьере – особенности дизайна, украшения, орнамент, мебель, декор

Основные синонимы течения: модерн, арт-нуво.
Менее распространенные варианты наименований: «студио», «стиль волн и линий», «тенденции начала 20-го века», «либерти».
В переводе с французского «art nouveau» означает – новое искусство.

Содержание:

  • История происхождения стиля ар-нуво
  • Основные черты
  • Особенности интерьера в деталях
  • Практические рекомендации





История происхождения ар-нуво

Зародился стиль арт-нуво в интерьере и искусстве в конце 19 века, окончательно сменив уходящее барокко. В нем удачно сочетается элегантность, многожанровость и влияние промышленной революции.

Появление веяния было вызвано стремительным развитием промышленности и автоматизированных технологий. Люди не хотели забывать про красоту природы и показывали свое влечение к ней в изобразительном искусстве.

Многие художники и дизайнеры того времени захотели новизны. Однако на практике оказалось нелегко создать и развить совершенно новое направление. Поэтому представители творческой ветви заимствовали многие нюансы из разных эпох.

Первое время ар-нуво (модерн) представлял собой не совсем удачную смесь современной и исторической эпохи. Доходило даже до безвкусицы. Лишь спустя длительный период начали прорисовываться черты совершенного нового направления.





Основные черты

Арт-нуво в интерьере характеризуется естественными, плавными линиями. Орнамент ар-нуво волнистый, природный. Создается впечатление, что декор создавала природа, без вмешательства человека.

Ярким символом течения стала работа, вышитая золотистым шелком в 1895 году, под названием «Удар бича». Ее автор – известный немецкий художник-декоратор Герман Обрист.
Еще одна характерная черта течения – единство и завершенность всех элементов. Глядя на правильно оформленное помещение, кажется, что вы смотрите на живописную картину, в которой гармонично сочетаются все детали. Она воспринимается, как единое целое.

Как уже было сказано выше, вдохновляла дизайнеров и художников природа: вьющиеся растения, бутоны, экзотические птицы, кувшинки, ласточки, бабочки, дамы с длинными кудрявыми волосами. В пик популярности веяния декорировалось практически все – от помещений до столовых приборов.

Характерные примеры оформления помещения можно увидеть, ознакомившись с работами Антонио Гауди, Федора Штехеля, Августа Энделя.

Внесли свои изменения в уже практически сформировавшееся течение представители из Школы искусств Глазго. В ар-нуво начали просматриваться выраженные геометрические формы, а также кривые линии.





Ар-нуво в интерьере – это также гармоничная комбинация разных материалов:

  • витраж и дерево;
  • камень и металл;
  • обои и роспись.

Основные цветовые гаммы:

  • бежевый;
  • кремовый;
  • белый;
  • золотистый;
  • древесный.

Оформленное жилище легкое для восприятия. Оно олицетворяет спокойствие, изящность и гармонию. В нем не ощущается перегруженность деталями и насыщенными тонами.







Особенности интерьера в деталях

Полы

Напольное покрытие – это, безусловно, паркет или его имитация. Доска может быть светлого цвета с темными узорами в виде плавных линий. Используются также ковры с характерными узорами и растительными декорами. Для ванной комнаты и кухни в стиле арт-нуво подойдет плитка или керамогранит, имитирующий паркет.





Стены

Расцветки декоративной облицовки стен мягкие и не отличаются высокой яркостью. В рассвет эпохи пользовались популярностью узорчатые обои. Современные дизайнерские решения часто предусматривают орнамент только на одной или нескольких стенах. Остальные стены помещения имеют цвет, гармонирующий с тонами декора. Такое же решение подойдет для кухни и ванной комнаты. Только в качестве отделки следует использовать плитку.

Еще один вариант облицовки – декоративная штукатурка с растительными мотивами. Она презентабельно смотрится, можно подобрать желаемый цвет. Мраморная штукатурка будет таинственно мерцать при любом освещении.





Потолок

Может быть с витражами, стеклом, глянцевым блеском, вставками в виде линий древесных оттенков.

Еще один вариант – штукатурка и лепнина в виде вьющихся растений. Особых ограничений в выборе материалов нет, главное – характерные черты.

Лестницы

Массивные, торжественные, с плавными изгибами. Дополняет их ковка перил и ограждений или резьба, если лестницы деревянные. Ступеньки могут быть сделаны из стекла, дерева, камня или металла. На широких ступеньках уместна роспись. Глядя на такую лестницу, создается впечатление, что ее сотворила сама природа, продумав каждую деталь.



Мебель

Мебель арт-нуво характеризуется отсутствием острых краев. Формы преимущественно полукруглые, обтекаемые. Спинки стульев и кресел могут напоминать крылья бабочек. Стоит заметить, что антикварную мебель найти нелегко, а изготовить под заказ будет недешево. Довольно часто подбирается современная мебель с характерными чертами.












Освещение

Изюминка напольных, потолочных, настольных и настенных светильников – матовое стекло. Течение как нельзя лучше подчеркивает лампа Тиффани из витражных стекол. Абажуры также с витражными рисунками, цветочными орнаментами и витиеватыми линиями. Корпус светильников массивный и чаще всего бронзовый. Основной свет – слегка приглушенный. Люстры арт-нуво могут иметь цветочный рельеф. Основание – ковка. Плафон могут держать витиеватые звенья, основа которых крепится к потолку.







Декор

Приветствуются зеркала в большом количестве с витиеватыми рамами, скульптуры животных или женщин с длинными вьющимися волосами, напольные вазы с росписью. Выгодно подчеркнуть интерьер можно с помощью картин в стиле арт-нуво.

В основе сюжета может быть:

  • натюрморт с фруктами, бабочками, лилиями;
  • водоемы с кувшинками на фоне зеленых насаждений;
  • летящие птицы или сидящие на деревьях;
  • дамы с букетами и вьющимися длинными волосами.

Багет для изображений представляет собой переплетение извилистых линий.

Рама может быть дополнена резьбой по дереву.



Практические рекомендации

  • Изменить прямоугольные формы дверей и окон можно посредством декоративных накладок. Они бывают из разных материалов, а их формы соответствуют стилю ар-нуво.
  • Дополните растительным орнаментом пол, стены и потолок. Вариантов, как это можно сделать, предостаточно: лепнина, роспись, декор на плитке.
  • Приобретите текстиль с растительным узором приглушенных тонов. На нем могут быть изображены цветочные композиции, ветви деревьев, птицы на фоне ветвистых растений.
  • Используйте массивные шторы в пол светлых тонов.
  • Подчеркнуть течение можно с помощью кровати с выразительным изголовьем в виде резьбы. Это могут быть изображения плиц, цветов и растений.
  • Используйте материалы из натурального дерева с обтекаемыми формами.

Несмотря на то, что арт-нуво появился еще много лет назад, свою популярность он не утратил и в наши дни. Жилище, оформленное в этом стиле, станет отличным решением для тех, кому по душе элегантная, спокойная обстановка, излучающая комфорт.

Движение искусств и ремесел | Определение, характеристики, примеры, художники, мебель и факты

комната, оформленная в стиле «Искусства и ремесла»

Смотреть все медиа

Дата:
в. 1860 — г. 1900
Похожие исполнители:
Уильям Моррис Артур Уэсли Доу Уолтер Крейн Эдвард Бёрн-Джонс Форд Мэдокс Браун

Просмотреть весь связанный контент →

Движение искусств и ремесел , английское эстетическое движение второй половины 19 века, положившее начало новому признанию декоративно-прикладного искусства в Европе.

К 1860 году красноречивое меньшинство было глубоко встревожено тем уровнем, до которого опустились стиль, мастерство и общественный вкус в результате промышленной революции и ее массового и банального декоративно-прикладного искусства.

Среди них был английский реформатор, поэт и дизайнер Уильям Моррис, который в 1861 году основал фирму декораторов и производителей интерьеров — «Моррис, Маршалл, Фолкнер и компания» (после 1875 года — «Моррис и компания»), посвятившую себя возрождению духа и качество средневекового мастерства. Моррис и его соратники (среди них архитектор Филип Уэбб и художники Форд Мэдокс Браун и Эдвард Бёрн-Джонс) производили изделия из металла, ювелирные изделия, обои, текстиль, мебель и книги ручной работы. «Фирма» управлялась как совместная работа художников, а художники предоставляли эскизы для производства квалифицированным мастерам. На сегодняшний день многие из их проектов копируются дизайнерами и производителями мебели.

Викторина «Британника»

Викторина «Англия викторианской эпохи: искусство, литература и жизнь»

Какой детский писатель и математик написал «Приключения Алисы в стране чудес»? Какой иск о клевете привел к одному из самых громких судебных процессов в истории искусства? Проверьте свои знания. Пройди тест.

К 1880-м годам усилия Морриса расширили привлекательность движения «Искусства и ремесла» для нового поколения. В 1882 году английский архитектор и дизайнер Артур Х. Макмердо помог организовать Гильдию ремесленников века, одну из нескольких таких групп, созданных примерно в это время. Эти люди возродили искусство ручной печати и отстаивали идею о том, что между изобразительным и декоративным искусством нет существенной разницы. Многие новообращенные, как из рядов профессиональных художников, так и из интеллигенции в целом, способствовали распространению идей движения.

Основным спором, поднятым движением, была его практичность в современном мире. Прогрессисты утверждали, что движение пытается повернуть время вспять и что это невозможно сделать, что движение искусств и ремесел нельзя воспринимать как практическое в массовом городском и промышленно развитом обществе. С другой стороны, рецензент, который критиковал выставку 1893 года как «работу немногих для немногих», также понял, что она представляла собой наглядный протест против дизайна как «рыночного дела, контролируемого продавцами и рекламщиками, а также милосердие ко всякой преходящей моде».

В 1890-х годах одобрение движения «Искусства и ремесла» расширилось, и движение стало рассредоточенным и менее конкретно отождествляемым с небольшой группой людей. Его идеи распространились в другие страны и стали отождествляться с растущим международным интересом к дизайну, особенно к ар-нуво.

Редакция Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Адамом Августином.

Истоки модерна | Europeana

С 1880-х годов до кануна Первой мировой войны стиль модерн процветал по всей Европе. Это был универсальный стиль, призванный объединить изобразительное и прикладное искусство для создания Gesamtkunstwerk («полное произведение искусства»). На все, от мебели до книжной иллюстрации, повлияли его элегантные органические формы.

Стиль модерн был вездесущим на вокзалах, в чайных и универмагах Европы: он принадлежал в равной степени как общественной, так и частной сфере. Ар-нуво процветал в период быстрых социальных и технологических изменений в Европе, когда индустриализация, массовое производство и урбанизация ускорились.

Сегодня мы узнаем стиль модерн по его характерным плавным линиям, цветочным орнаментам, геометрическим формам и использованию символических фигур. Но как формировался этот стиль и кто был его ключевыми исполнителями?

Корни ар-нуво можно проследить до Движения искусств и ремесел в Англии во второй половине 19-го века. Искусство и ремесла часто рассматривают как ответ на растущую индустриализацию в Европе и рост фабричного массового производства за счет традиционного мастерства.

Его определяющей фигурой был английский писатель, дизайнер, архитектор и социалист Уильям Моррис (1834-1896). Моррис отвергал безвкусные производственные ценности и бесчеловечные аспекты викторианского капитализма, вместо этого обращаясь к общественным ценностям средневековой эпохи. Идеалы ремесленного мастерства Морриса и его использование стилизованных цветочных и органических форм находили отклик у многих художников в стиле модерн.

Не держите в своем доме ничего полезного или красивого.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *