суть ар-нуво, история возникновения, развитие и отличительные черты направления в живописи. Картины известных художников эпохи ар-нуво
- Как возник стиль ар-нуво
- Ар-нуво: картины и художники
Updated:
Ар-нуво (Art Nouveau) — многожанровый стиль, появившийся в результате творческой переработки художниками культурного наследия прошлого. Его характерной особенностью стали изогнутые и волнистые линии, придающие изображению изящество и воздушную легкость. Четкие контуры, летящие формы и динамичные узоры делают стилистику ар-нуво хорошо узнаваемой.
Ар-нуво. Альфонс Муха. «Осень»
Как возник стиль ар-нуво
Ар-нуво развивался одновременно во всех европейских и американских школах живописи, что привело к различиям в определениях стиля. Термин Art Nouveau (фр. «новое искусство») закрепился во Франции после того, как в центре Парижа под этим названием был открыт магазин, где продавались товары с Востока. В Англии чаще использовали определение modern style, в Бельгии — «стиль Либерти», в Германии — «югендстиль». В России в обиход вошло название «модерн».
Ар-нуво. Густав Климт. «Адель Блох-Бауэр II»
Ар-нуво вобрал в себя лучшие традиции японской гравюры: точные декоративные линии, отсутствие лишних деталей, равновесие между фоном и основным изображением. Изогнутые линии и орнаменты с удлиненными элементами создавали эффект движения. Неисчерпаемым источником идей для декора был растительный и животный мир с обилием необычных форм, дающих богатый материал для творческой фантазии.
Живопись ар-нуво объединяет ряд общих черт:
- плоскостной характер рисунка;
- текучие формы и причудливые силуэты;
- декоративность изображения;
- восточные мотивы в сюжетах.
Толчок развитию нового стиля дала английская школа живописи. Плавные контуры, сглаженные формы и орнаменты встречаются уже в творчестве прерафаэлитов. Художник и теоретик искусства Джон Рёскин (John Ruskin) первым выступил с призывом отказаться от ценностей викторианской культуры и вернуться к органичным природным формам, характерным для ремесленников средневековья. Первым образцом ар-нуво считается роспись «Павлиньей комнаты», выполненная в 1877 году англо-американским художником Джеймсом Уистлером (James Whistler).
Ар Нуво. Джеймс Уистлер. «Павлинья комната. Принцесса из фарфора»
Ар-нуво: картины и художники
На раннем этапе стиль формировался преимущественно в графике и в прикладном искусстве. Рождение живописного ар-нуво произошло во Франции и совпало с началом заката импрессионизма. В конце 1880-х появляются картины, где ясно прослеживаются черты нового течения. Одно из таких произведений — картина Винсента Ван Гога (Vincent Willem van Gogh) «Звездная ночь», на которой движение небесных светил напоминает орнамент, а динамику создают спирально закрученные линии.
Ар-нуво. Винсент Ван Гог. «Звездная ночь»
На развитие ар-нуво большое влияние оказал Поль Гоген (Paul Gauguin), пик творчества которого приходится на 1890-е годы. К этому периоду относится таитянский цикл картин, ставший образцом зрелого стиля мастера. Шедевры Гогена отличаются выраженной декоративностью, подчеркнутыми контурами, обилием плоскостей, закрашенных одним цветом. Элементы орнамента присутствуют везде — на одежде, предметах и в окружающем таитян пейзаже.
Ар-нуво. Поль Гоген. «Женщина, держащая плод»
Австрийский художник Густав Климт (Gustav Klimt) увлекался дизайном и архитектурой, что сильно повлияло на его творчество. Со временем фигуры на его работах стали предельно плоскими, а фон превратился в подобие мозаики, украшенной позолотой и сложными узорами. Художник создавал завораживающие и удивительно чувственные женские образы.
Ар-нуво. Густав Климт. «Юдифь и голова Олоферна»
На декоративных панно чешского живописца Альфонса Мухи (Alfons Maria Mucha) женщины предстают в окружении затейливо переплетенных цветов и растений. Огромным успехом пользовались афиши художника, где изысканная цветовая гамма сочеталась со сложными спиралевидными узорами.
Несмотря на различие приемов и техник, творчество мастеров ар-нуво объединяют общие черты. Вместо станковой картины малого размера они стремились создать живописное панно, где передавали смысл сюжета с помощью цветовых пятен, линейной ритмики, орнаментов, выделенных силуэтов и подчеркнутой декоративности.
Ар-нуво. Альфонс Муха. «Весна»
Ар-нуво потерял популярность к 1910 году и постепенно был вытеснен новыми течениями. Элементы стиля сегодня можно встретить в современной живописи и декоративно-прикладном искусстве. Аукционы антиквариата Very Important Lot — это возможность приобрести картины напрямую у художников.
- Добавить фото
Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий
Больше новостей
Василий Перов: история псевдонима Пять загадок картин да Винчи Картина «Среди долины ровныя» Ивана Шишкина — одиночество бескрайних просторов в творчестве выдающегося мастера Картина «Странник» Василия Григорьевича Перова: образ благородной бедности и человеческого достоинства Флюксус — самое радикальное и экспериментальное направление в искусстве шестидесятых годов ХХ века Картина «Тачанка» Митрофана Грекова — живописный символ эпохи Гражданской войны Академизм — авторитетный, виртуозный и консервативный стиль Картина «Завтрак гребцов» Огюста Ренуара — непринуждённая атмосфера загородного отдыха парижан в конце XIX века Гюстав Курбе: биография, творчество, лучшие картины художника Картина «Портрет М.
Нежный стиль Ар Нуво, Альфонс Муха и Сара Бернар
Приветствую вас друзья, подписчики и посетители сайта!
Если вы знакомы с моим творчеством, то скорее всего знаете, что с этим утонченным стилем я пересекаюсь в своем творчестве чаще всего. К тому же, я отношу его к одному из самых любимых моих стилей в живописи!
Ар Нуво относится к декоративно-орнаментальному жанру и зародился во Франции
«Назад к природе! » — такой лозунг несет этот стиль
Извилистые линии, плавные и причудливые изгибы мягко переплетаются с другими элементами в композиции. Вьющиеся растения, цветы, кувшинки, а также птицы и рыбы – являются самыми популярными мотивами Ар Нуво.
Но, чаще всего стиль узнаваем по своему характерному признаку — изображение женщин… вы их видели, например, на картине «Поцелуй» 1907—1908 года, написанной австрийским художником Густавом Климтом…или на афишах и иллюстрациях в творчестве Альфонса Мухи.
О нем и о его работах я напишу чуть ниже…
Густав Климт «Поцелуй» 1907—1908 Холст, масло. 180 × 180 см, сусальное золото
Если говорить про корни Ар Нуво, то множество элементов этого стиля характерны в японской культуре. Художник и гравер из Франции Феликс Бракмон первым позаимствовал японские мотивы, видоизменив их и добавив некоторой новизны … отсюда и началось зарождение «мира Ар Нуво»
Изысканностью, утонченностью и одухотворенностью пропитан стиль живописи Ар Нуво
Цветопередача в картинах часто характеризуется блеклыми, приглушенными и нежными оттенками…. Такие природные и пастельные..
Очень интересным фактом в становлении этого стиля является то, что это течение, завоевав признание людей и популярность, в каждой стране имеет свое название.
Например во Франции и Бельгии он называется Ар Нуво, в Италии называется Либерти, в Англии- Модерн стайл, в Германии- Югендстиль, в США-Тиффани, а в России назывался просто –Русский модерн
Чешский художник Альфонс Муха — ( 1860-1939 гг.), был просто мастером театральных плакатов и рекламных афиш, именно с ним чаще всего связывают стиль Ар Нуво. В то время можно было встретить повсюду присутствие этого стиля: на пачках папирос, на рекламных афишах, на этикетках конфет…
Любимым сюжетом художника были, конечно же, женщины: томные, спокойные, очаровательные и загадочные барышни, утопающие в море цветов.… Символизирующие день и ночь, свет и тьму, времена года, поэзию, танец, драгоценные камни…
«Драгоценные камни»: Рубин, Топаз, Аметист, Изумруд
Альфонс Муха был востребованным художником декоративного жанра и достаточно долго работал театральным художником в Париже, создал огромное множество афиш для известной и божественной театральной актрисы — Сары Бернар, которую называли «самой знаменитой актрисой за всю историю».
Он изображал актрису в разных театральных костюмах на рекламных афишах для разных спектаклей. Говорят, что у них даже был роман… Но не только рекламные афиши создавал Альфонс Муха для Сары Бернар… Также , по заказу актрисы, и по эскизам художника были изготовлены ювелирные украшения
По эскизам Мухи было создано немало оригинальных ювелирных изделий. Известный Парижский ювелир Жорж Фуке, очарованный нежными девушками с афиш, предложил художнику стать дизайнером ювелирных изделий. И эта идея была блестящей и очень удачной.
Материалы использовались для изготовления украшений разные: золото и жемчуг, слоновая кость и опалы, маленькие бриллианты и эмаль.
Жорж Фуке считал, что украшение может состоять не только из драгоценного камня, а и из других материалов в ансамбле с художественным дизайном. По заказу Сары Бернар было изготовлено немало изумительных украшений, которые она надевала на спектакли
Самое экстравагантное и яркое украшение в творчестве Альфонса Мухи, изготовленное Жоржом Фуке в 1899 году по эскизам художника был золотой браслет «Медея», с изображением змеи, сползающей вниз по руке.
Золотой браслет «Медея» с кольцом, 1899. Городской Музей в Сакаи, Япония
Вообще Сара Бернар любила удивлять и ослеплять людей своей игрой на сцене, при этом используя роскошные ожерелья и браслеты
Произведения, которые создал Альфонс Муха в стиле Ар Нуво, признаны самым ценным и важным вкладом в истории мирового искусства! Именно Альфонс возвел этот жанр искусства в разряд культа
Я люблю посещать так называемые «блошиные рынки» на юге Франции, так как на них можно действительно попасть на какие-нибудь редкие безделушки. Так вот на этих рынках не редко можно встретить афиши Альфонса Мухи, написанные для княжества Монако, предназначенных для различных рекламных целей.
Я живу недалеко от Монако, примерно в 60 км, поэтому именно афишы творчества Альфонса Мухи можно встретить у нас.
Стиль Ар Нуво в интерьере
В дизайне интерьеров этот стиль получил призвание в конце 19 века. Для интерьеров использовался светлый мрамор, красное дерево, полудрагоценные камни и серебро, также витражи из цветного стекла.
В оформлении интерьера этот стиль вносит уют и комфорт. Скошенные и закругленные углы, нестандартные проемы, асимметрия в оформлении помещения – основополагающие аспекты этого жанра в декорировании помещений. Этим и оправдывается популярность Ар Нуво в современном дизайне
Проникнувшись настроением этого стиля, можно самостоятельно создать уникальные творения художественного искусства. Для того, чтобы полноценно погрузиться в жанр Ар Нуво, необходимо сполна насладиться работами Альфонса Мухи.
Нежные, чувственные, изысканные работы способны пробудить в человеке настоящие чувства…
Кстати, вот одна из моих работ, реализованная на стекле по мотивам Альфонса Мухи для Парижского заказчика. Проявив фантазию, можно создать удивительные вещи!
роспись на стекле
НА ФОТО: Большой расписной витраж на стекле в стиле Ар Нуво в металлической дверной конструкции высотою 2 метра 50 см и шириною 1 метр 60 см. Цель: расписать стекло, сохраняя легкость и прозрачность верхней части, а нижнюю часть наоборот — сделать не прозрачной, создать визуальную гармонию между прозрачным стеклом и непрозрачным
Больше моих творческих работ на стекле, дереве, холсте и стене, можно посмотреть в Галерее
Ар Нуво поражает любителей искусства своей легкостью и романтичностью, изяществом и нежностью, этот стиль расслабляет и вдохновляет людей, насыщая душу спокойствием и выдержанностью.
Природа и женщина, вот основные источники вдохновения для нежного и изысканного стиля -Ар Нуво.
Друзья, поддержите статью лайком, также поделитесь с друзьями в соц.сетях с левой стороны.
Видео на десерт: Картина- витраж на стекле с нотками Ар-Нуво
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
Истоки модерна | Europeana
С 1880-х годов до кануна Первой мировой войны стиль модерн процветал по всей Европе. Это был универсальный стиль, призванный объединить изобразительное и прикладное искусство для создания Gesamtkunstwerk («тотальное произведение искусства»). На все, от мебели до книжной иллюстрации, повлияли его элегантные органические формы.
Стиль модерн был вездесущ на европейских вокзалах, в чайных и универмагах: он принадлежал в равной степени как общественной, так и частной сфере. Ар-нуво процветал в период быстрых социальных и технологических изменений в Европе, когда индустриализация, массовое производство и урбанизация ускорились.
Сегодня мы узнаем стиль модерн по его характерным плавным линиям, цветочным орнаментам, геометрическим формам и использованию символических фигур. Но как формировался этот стиль и кто был его ключевыми исполнителями?
Корни ар-нуво можно проследить до Движения искусств и ремесел в Англии во второй половине 19-го века. Искусство и ремесла часто рассматривают как ответ на растущую индустриализацию в Европе и рост фабричного массового производства за счет традиционного мастерства.
Его определяющей фигурой был английский писатель, дизайнер, архитектор и социалист Уильям Моррис (1834-1896). Моррис отвергал безвкусные производственные ценности и бесчеловечные аспекты викторианского капитализма, вместо этого обращаясь к общественным ценностям средневековой эпохи. Идеалы ремесленного мастерства Морриса и его использование стилизованных цветочных и органических форм находили отклик у многих художников в стиле модерн.
Не держите в своем доме ничего полезного или красивого.
William Morris
Термин Art Nouveau впервые появился в бельгийском журнале L’Art Moderne в 1884 году, имея в виду группу реформаторских скульпторов, дизайнеров и художников под названием Les XX (или ). Les Vingts ), среди основателей которой были Джеймс Энсор (1860-1949) и Тео ван Риссельберге (1862-1926). Дух нового движения быстро распространился по Европе, и вскоре его название было переведено на разные языки как Jugendstil , Modernismo , Secession , Stile Floreale и аналогичные термины.
С самого начала художники, работавшие в стиле модерн, выступали за единство всех искусств и выступали против разделения изобразительного искусства (живописи и скульптуры) и так называемых малых, декоративных искусств. Художники ар-нуво стремились интегрировать искусство в повседневность, создавая красивые предметы, которые улучшали жизнь людей.
Как и в случае с движением «Искусства и ремесла», в эпоху модерн считалось, что эстетические ценности должны сочетаться с высокими стандартами мастерства, а произведения искусства должны быть одновременно красивыми и функциональными. Границы между изобразительным и прикладным искусством стирались в области дизайна мебели, изделий из серебра и архитектуры, живописи, графики, ювелирных изделий, моды и изделий из стекла.