Содержание

Стиль модерн в искусстве.

Искусство 20 в.

Стиль модерн в искусстве возник в конце девятнадцатого века: тогда художники пытались из разрозненных, но общепринятых направлений создать нечто оригинальное, придать своим произведениям некоторую условность, отвлеченность. Стоит, однако упомянуть, что термин «модерн» (фр. modern — новый) присущ только русской культуре, поскольку в конце девятнадцатого века в России существовал свой модерн в искусстве. Во Франции этот стиль именовался ар-нуво, в Германии и Скандинавии — югендстиль. Принципы модернизма основаны на идее неспособности искусства предшествующих эпох бороться с несвободой, антигуманностью, социальной несправедливостью, неспособности запечатлеть все это. Основные черты модернизма заключаются в том, что художник направляет свою субъективную волю на борьбу с жестокой реальностью, этим стирая границы прежних идеалов.

Модернизм в изобразительном искусстве — это культурный пласт, охватывающий множество понятий, такие как: импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм.

А так же некоторые поздние течения: сюрреализм, дадаизм и так далее. Известные художники эпохи модерна: Альфонс Муха, Поль Гоген, Эдвард Мунк и другие. Все эти довольно известные люди не просто ассоциируются с понятием модерн в изобразительном искусстве, но являются, уже его синонимами.

Основные черты модернизма помогли становлению и других известных творцов, среди которых были и наши соотечественники: Иван Билибин, Николай Рерих, Михаил Врубель  – все они ярчайшие представители модернизма. Русский модерн, художники модернизма, делали не похожим на западный, у нас преобладал панэстетизм — все во славу искусства.

Представители модернизма имели разные идеи, но одну цель — запечатлеть свои чувства и переживания. Основные черты модернизма, в огромном количестве проявлений удивительно разнообразили живопись двадцатого века.

Всю историю модерна как направления модернизма можно разбить на три условных периода: ранний, зрелый и поздний, пришедшийся на начало двадцатого века. На начальном этапе доминировала Англия, где была организована «Гильдия века», издававшая свой журнал, положивший начало выпускам многих других журналов, специализирующихся в этой области. Художники, которые входили в гильдию решили объединить живопись и декоративно-прикладное искусство: все это помогло создать художника-универсала, так же являющегося художником-теоретиком. Все это повлияло как на современный модернизм, так и на современную культуру.

Следом за «начинательницей» Англией, вышла на арену Франция, которая переняла новые веяния соседки и создала свой модернизм стиль, проявившимся сначала в плакате, а потом и в живописи. В 80-х годах девятнадцатого века, на родине, тогда еще, трех республик произошло знаменательное событие — возникло Общество независимых художников и в Париж приехал Ван Гог, для которого начался очередной этап в творчестве. Всем известны его картины — воплощенный модерн в живописи.

В разных странах модернизм в искусстве возник практически одновременно, с единственной поправкой — играла свою роль этническая, национальная и географическая составляющая.

Украинский модерн / живопись — Актуальные события и комментарии — ЖЖ

судьбы художников украинского модерна своеобразны, как сам стиль,
который ворвался в мир искусства на рубеже XIX-ХХ веков.
Он разрушил идеалы уходящей эпохи, чтобы создать ар-нуво.
Как это происходило,- рассказал artchive ,
опираясь на его материалы  я добавляю пару своих мыслей…

Белое и Черное

Михаил Иванович Жук 1914, 207×310 см


Хотя временные рамки нового направления весьма условны, считается, что стиль модерн возник в конце 80-х годов XIX века и просуществовал до начала Первой мировой войны — 1914-го. Появившись в Англии, он сразу пленил тех, кто стремился уйти от наскучившего прагматизма и мечтал о художественной новизне.

В свободном синтезе искусств они видели спасение от буржуазной меркантильности. Архитекторы модерна соединяли элементы готики, декоративность, неоклассические мотивы. Так же, как художники и дизайнеры, отказывались от прямых линий и углов, вдохновлялись восточными сюжетами и национальным колоритом.

Ранняя весна
Абрам Аншелевич Маневич
1913, 84×86 см


В каждой стране стиль, подаривший художникам свободу, получил свое название: так появились немецкий югендстиль, американский «тиффани», итальянский либерти, русский модерн .


Украинские деятели искусства рубежа веков не остались в стороне от нового веяния и быстро настроились на европейскую волну. Австрийская сецессия проникала на эту территорию разными путями, в частности, через Краковскую академию искусств (Краков входил в состав Австро-Венгерской монархии), в которой получали образование будущие мастера украинского модерна
Михаил Жук,
Алексей (Олекса) Новаковский.
Александр Мурашко побывал в Италии, Франции, Германии,
где прошел обучение в Мюнхенской школе живописи у Антона Ашбе.


Сквозь деревья

Абрам Аншелевич Маневич

1920, 83.7×88.9 см

Абрам Маневич также учился в этом учебном заведении,
а Федор Кричевский, пишут, постигал тонкости мастерства в Австрии у звезды венского сецессиона Густава Климта.
Этап сецессии прошли и знаменитые авангардисты Анатоль Петрицкий, Александр Богомазов, Николай Бурачек, Евгений Буковецкий, что отразилось в ряде рисунков и акварелей, и даже отец супрематизма Казимир Малевич.

«Колокольчики», 1912

Пётр Иванович Холодный

Однако художники не ограничивались ученичеством, а создавали свой неповторимый стиль
(недаром немецкое Sezession восходит к латинскому secessio — отход, отделение, обособление),
который был оценен не только на родине, но и за рубежом.


«Первый украинский европеец»

Александр Мурашко

Автопортрет, 1918 г.
Национальный художественный музей Украины, Киев


Его не стало — в середине июня 1919-го, и причины трагического и раннего (в 44 года!) ухода мастера до сих пор неясны. По официальной версии, он был убит с целью грабежа, только в это верят не многие.

Благовещение

Александр Александрович Мурашко
1909
Национальный художественный музей Украины, Киев

 198×169 см

Стремление примирить возвышенное и земное — тоже дань космизму модерна. Таково его «Благовещение», написанное с преобладанием желтых и голубых тонов. Игра цвета и света всегда интересовала Мурашко. Хотя первые навыки рисования он и получил в иконописной мастерской своего отчима, эта картина мало напоминает канонические изображения, однако все полотно проникнуто искренностью и светом.

«Украинский Климт & Бердслей»


Всеволод Максимович

Автопортрет . 1913 г.
Холст, масло. Национальный художественный музей Украины

Всеволод Максимович состоялся как яркий и самобытный художник, один из самых заметных украинских представителей стиля модерн

Он родился в мае 1894-гов Полтаве
  Максимович не сомневался в собственном таланте и даже устроил в 1914 году персональную выставку в Москве, которая, увы, провалилась.
После чего двадцатилетний художник покончил жизнь самоубийством (согласно другой версии, причиной стала неразделенная любовь к поэтессе Надежде Николаевой,
отмечают и то, что Максимович не чурался такой «богемной составляющей», как наркотики — дескать, психика могла быть нестабильной).

Всеволод Максимович «Поцелуй», 1913

заметно влияние ар-нуво Обри Бердслея.
В своих картинах Всеволод Максимович использовал огромное количество художественных приёмов.

Ценители творчества Максимовича отмечают его талант к изображению декоративных элементов — гирлянд из растительных узоров, оплетающих героев полотен, которые подобны античным олимпийцам. Культ тела на его картинах вполне оправдан, ведь сам автор принадлежал к кружку нудистов-атлетов «Сад богов», созданному художником Иваном Мясоедовым. Но подчеркнуто телесное и чувственное начало уравновешивается орнаментальной формой, переводя изображения на уровень символа, как это было у Климта, Родена, Бердслея.

Пир», 1914 Холст, масло, 210 х 350 см.
Национальный художественный музей Украины, Киев

исследователь русского авангарда Джон Боулт сказал о художнике: «Внутренней всепожирающей страстью горит его „Поцелуй“, а огромные полотна „Банкет“ и „Аргонавты“ напоминают яркие искусно вытканные экзотические ковры. В своем творчестве Всеволод Максимович предстает одновременно и Бердслеем, и Климтом».


Адепт сецессии Михаил Жук

«Автопортрет»
Бумага, смешанная техника

Вода, растительные элементы, волнистые линии оживляют лепестки цветов на его полотнах, заставляя дышать и волноваться от прикосновения ветра. Михаил Жук получил художественное образование сначала в Киевской школе Николая Мурашко, а позже — в Краковской академии искусств, где учился у знаменитого польского поэта и художника Станислава Виспянского, который мастерски сочетал в своих произведениях идеи модерна с фольклорными и историческими мотивами.
Жук писал рассказы, пьесы, стихотворения, которые полюбились читателям. А еще занимался оформлением книг для детей, создавал керамику.

Сказка

Михаил Иванович Жук 1914

В историю искусства Жук вошел как автор многочисленных портретов знаменитых соотечественников, а также благодаря монументальным работами «Черное и белое», «Сказка», «Хризантемы», которыми он возродил украинское декоративное панно.

Федор Кричевский

Автопортрет в свитке

Фёдор Григорьевич Кричевский

Живопись, 1924, 123×89 см

: Модерн- Масло — Дерево

(10 (22) мая 1879, г. Лебедин, Сумская обл. — 30 июля 1947, г. Ирпень, Киевская обл.)

Один из основоположников украинского модернизма. Первый ректор Украинской академии искусств, профессор Киевского художественного института, заслуженный деятель искусств УССР (1940).


Автопортрет

Фёдор Григорьевич Кричевский

1911, 46×36.5 см

«Он приучал нас к ясной логике формы, не допуская при этом никаких компромиссов во взаимоотношении всех компонентов картины. Как в художественном творчестве, так и в педагогической работе он был подлинно национальный художник. Я всегда с благодарностью вспоминаю Федора Григорьевича, который учил нас работать творчески, энергично, настойчиво, с полной отдачей всех сил любимому делу» Татьяна Яблонская, народный художник
Украины

За конкурсную картину „Невеста“ получил звание художника и право на пенсионерскую поездку в Европу. „Невеста“ принесла Кричевскому признание. Богатство декоративно-живописных элементов, склонность к монументальным постановкам и ярко выраженный национальный характер образов — все то, что проявилось еще в дипломной работе, будет присуще творчеству художника и в последующие годы

Будущий первый ректор Украинской академии художеств родился в маленьком старинном городке Лебедине, окруженном лесами и озерами, и впитал красоту живописных окрестностей. Его талант проявился рано: мальчик делал зарисовки углем, лепил фигурки из хлеба и глины, а еще любил вышивать, самостоятельно придумывая сюжеты и затейливые орнаменты. Современники отмечали его оптимизм и поразительное знание тонкостей национальных ремесел.

Головка девочки в платке. Портрет Гали Старицкой

Фёдор Григорьевич Кричевский

1907, 28×32 см

В разные годы своей карьеры он руководил Киевским художественным училищем, преподавал в художественных институтах Киева и Харькова, был одним из организаторов и инициатором открытия в Украине академии искусства. Федора Кричевского также считают основоположником современного украинского искусства.


Триптих «Жизнь». (Части триптиха: Любовь, Семья, Возвращение)

Фёдор Григорьевич Кричевский

1927, 178×311 см


Возвращение. Триптих «Жизнь»

Фёдор Григорьевич Кричевский
1927,

Модерн  Темпера  Холст

Любовь. Триптих «Жизнь»
Фёдор Григорьевич Кричевский
Живопись, 1927, 177×85 см

Семья. Триптих «Жизнь», центральная панель

Фёдор Григорьевич Кричевский

Живопись, 1927, 148.5×133.5 см

Теплая живопись Петра Холодного

Портрет Марии Холодной. «Девочка и павлин»

1916 г.Петр Холодный рисовал портреты, писал иконы, создавал витражи: известны его работы для Успенской церкви во Львове, иконостас и росписи часовни Греко-католической духовной семинарии во Львове, иконы церквей в Раделичах, витражи церкви в Мразнице.

«Сакральное искусство»

Олексы Новаковского

Моя муза (Портрет жены), 1910-1911, Национальный художественный музей Украины, Киев

Сердце Иисуса
Алексей (Олекса) Новаковский
Живопись, 1920-е

Украинский модерн по праву занял особое место в мировом искусстве, несмотря на драматические судьбы и тернистый путь его последователей в Украине и за ее пределами

больше — здесь

Современное искусство | Britannica

современное искусство , живопись, скульптура, архитектура и графика, характерные для 20-го и 21-го веков и конца 19 века. Современное искусство охватывает широкий спектр движений, теорий и взглядов, модернизм которых заключается, в частности, в тенденции отвергать традиционные, исторические или академические формы и условности в попытке создать искусство, более соответствующее изменившимся социальным, экономическим и интеллектуальным условиям. .

Начало современной живописи не может быть четко разграничено, но существует общее мнение, что она зародилась во Франции в 19 веке. Картины Гюстава Курбе, Эдуарда Мане и импрессионистов представляют собой углубляющийся отказ от господствующей академической традиции и стремление к более натуралистическому представлению визуального мира. Преемников постимпрессионистов этих художников можно рассматривать как более современных в их отказе от традиционных техник и предметов, а также в их выражении более субъективного личного видения. Примерно с 189 г.С 0-х годов возникла череда разнообразных течений и стилей, которые составляют основу современного искусства и представляют собой одну из вершин западной визуальной культуры. Эти современные движения включают неоимпрессионизм, символизм, фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, супрематизм, конструктивизм, метафизическую живопись, де стиль, дадаизм, сюрреализм, социальный реализм, абстрактный экспрессионизм, поп-арт, оп-арт, минимализм и неоэкспрессионизм. . Несмотря на огромное разнообразие, наблюдаемое в этих движениях, большинство из них характерно современны в своем исследовании возможностей, присущих самой живописи, для выражения духовного отклика на изменившиеся условия жизни в 20-м веке и позже. Эти условия включают ускорение технологических изменений, расширение научных знаний и понимания, кажущуюся неуместность некоторых традиционных источников ценностей и убеждений, а также растущее осознание незападных культур.

Важной тенденцией, начавшейся в 20-м веке, было направление абстрактного, или необъективного, искусства, т. е. искусства, в котором практически не делается попыток объективно воспроизвести или изобразить внешний вид или формы объектов в царстве природы или мира. существующий физический мир. Следует также отметить, что развитие фотографии и связанных с ней фотомеханических приемов воспроизведения оказало неясное, но, несомненно, важное влияние на развитие современного искусства, поскольку эти механические приемы освободили (или лишили) ручной рисунок и живопись их до сих пор решающего значения. роль единственного средства точного изображения видимого мира.

Современная архитектура возникла из-за отказа от возрождения, классицизма, эклектики и всех приспособлений прошлых стилей к типам зданий индустриализирующегося общества конца 19-го и 20-го веков. Он также возник в результате усилий по созданию архитектурных форм и стилей, которые использовали бы и отражали новые строительные технологии из конструкционного железа и стали, железобетона и стекла. До распространения постмодернизма современная архитектура также подразумевала отказ от прикладного орнамента и отделки, характерных для досовременных западных построек. Суть современной архитектуры заключалась в строгой концентрации на зданиях, чье ритмическое расположение масс и форм выражает геометрическую тему в свете и тени. Это развитие было тесно связано с новыми типами зданий, востребованными индустриальным обществом, такими как офисные здания, в которых размещается корпоративное управление или государственная администрация. Среди наиболее важных тенденций и движений современной архитектуры — Чикагская школа, функционализм, ар-деко, модерн, де стиль, баухаус, интернациональный стиль, новый брутализм и постмодернизм.

Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Кэтлин Койпер.

Что такое современное искусство — определение, история и примеры

Что такое современное искусство?

Во-первых, давайте дадим определение Современному искусству

Понятие современного искусства поначалу может показаться неуловимым. Прежде чем мы погрузимся в его историю и выдающихся художников, давайте посмотрим на определение современного искусства.

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Что такое современное искусство?

Современное искусство — художественное направление, возникшее в конце 19 — начале 20 веков. Он характеризовался переходом от традиционных стилей к более абстрактному, экспериментальному подходу к созданию произведений искусства. Основные направления современного искусства включают импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, фовизм, дадаизм и сюрреализм. Влиятельные художники-модернисты включают Пабло Пикассо, Василия Кандинского, Сальвадора Дали и Марселя Дюшана. Современное искусство оказало длительное влияние на развитие визуальной культуры и продолжает влиять на современное искусство сегодня.

Характеристики современного искусства:

  • Использование ярких цветов и смелых мазков
  • Абстрактные, выразительные формы и формы
  • Исследование новых концепций, таких как движение, время и пространство
  • Отказ от господствующих ценностей и традиционных техник

Эта статья является частью нашей продолжающейся серии статей об художественных стилях. Вы также можете обратиться к нашему сообщению «Хронология истории искусства», чтобы поместить это движение в контекст.

Что повлияло на современное искусство?

История современного искусства

Теперь, когда мы рассмотрели определение современного искусства, важно уточнить, что история современного искусства — это сложный и постоянно развивающийся рассказ. Он начался в конце 19 века как бунт против академических художественных условностей, отстаивавших реализм и классицизм.

Во главе с художниками-первопроходцами, такими как Клод Моне, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Анри Матисс и Пабло Пикассо. Это движение стремилось устранить традиционные правила рисования в пользу более экспериментальных подходов к творчеству.

Что такое современное искусство и с чего оно началось? Чтобы лучше понять, как искусство превратилось в современное искусство и как и почему художники начали раздвигать границы формы, посмотрите это видео от Nerdwriter1.

Как к Джексону Поллоку пришло искусство

Повторим видео выше: такие художники, как Моне и Ван Гог, повлияли на стремление к абстракции и отказу от реализма. Эти работы привели к притоку абстрактных стилей, таких как кубизм, фовизм и сюрреализм, которые оказали длительное влияние на визуальную культуру.

Например, кубизм был одним из первых направлений современного искусства, возникших в начале 20 века. Это был радикальный отход от традиционных техник живописи с упором на абстрактные композиции и геометрические формы.

Les Femmes d’Alger (Версия «O»), 1955 г. Пабло Пикассо

Художники, такие как Пабло Пикассо и Жорж Брак, рисовали с помощью этой техники, стремясь стереть различия между объектами и представить их по-новому, бросая вызов традиционное понимание визуального представления. Это стремление лежало в основе современного искусства.

Сегодня современное искусство продолжает влиять на современное искусство во всех сферах, от живописи, скульптуры и инсталляции до цифровых медиа и перформанса.

В то время как каждое движение имеет свои отличительные характеристики и качества, есть нить, пронизывающая каждое направление современного искусства. Его практикующие стремились раздвинуть границы традиционных методов создания искусства и исследовать новые способы выражения чувств и идей с помощью визуальных средств. Давайте глубже погрузимся в некоторые из наиболее важных движений современного искусства в истории искусства и некоторые примеры современного искусства из каждого из них.

Типы современного искусства

Импрессионизм

Импрессионизм — направление в искусстве, зародившееся во Франции в конце 19 века. Он характеризуется акцентом на улавливании эффектов света и атмосферы, а также на точном изображении определенного времени дня и времени года. Художники использовали яркие цвета, толстые мазки, высокую цветность и яркие контрасты светлого и темного для создания своих работ.

Кувшинки (1916-1919) Клода Моне  •  Образцы современного искусства

Импрессионисты выступили против традиционных стилей академической живописи и стремились запечатлеть мимолетные моменты или впечатления от реальности. Известные импрессионисты, такие как Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар и Альфред Сислей, известны своим уникальным видением и подходом к живописи.

Направления современного искусства

Кубизм

Кубизм — авангардное направление в искусстве, возникшее в начале двадцатого века. Созданный Пабло Пикассо и Жоржем Браком, он стремился бросить вызов традиционным представлениям о перспективе и репрезентации, абстрагируя формы и сводя их к их самым основным формам.

«Ла Рош-Гийон» (1909) Жоржа Брака 

Кубизм разбил объекты на взаимосвязанные плоскости, создавая фрагментарное представление о реальности, которое побуждало зрителей смотреть на вещи по-другому. Сегодня кубистические работы продолжают вдохновлять создателей экспериментировать с визуальным выражением неортодоксальными способами.

Типы направлений современного искусства

Фовизм

Фовизм — стиль живописи, возникший в начале двадцатого века во Франции. Характеризуясь яркими, выразительными цветами и упрощенными формами, он был впервые создан Анри Матиссом и Андре Дереном.

Андре Дерен «Вращающаяся дорога», L’Estaque (1906)

В фовистских работах часто используется шок и контраст, чтобы передать эмоциональную напряженность объекта, подчеркивая яркие оттенки, а не реализм. Сосредоточившись на интенсивных цветовых сочетаниях, художники-фовисты передавали свой уникальный взгляд на окружающий мир.

История современного искусства

Сюрреализм

Сюрреализм — это направление в искусстве, возникшее в начале двадцатого века и характеризующееся сказочными образами и фантастическими сценами. Его пионерами были такие художники, как Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Жоан Миро, и он в значительной степени опирается на психоаналитическую теорию Фрейда.

«Корни» (1943) Фриды Кало  •  Примеры современного искусства

Сочетая сюжеты из повседневной жизни с элементами фантастики, сюрреалистические работы создают уникальное визуальное пространство, в котором оживает подсознание. Сюрреализм продолжает вдохновлять создателей исследовать глубины своего воображения и представлять их через сознательное выражение.

Типы направлений современного искусства

Абстрактный экспрессионизм

Абстрактный экспрессионизм — стиль живописи, возникший в Америке после Второй мировой войны. Это движение, созданное такими художниками, как Джексон Поллок, Марк Ротко и Виллем де Кунинг, подчеркивало эмоциональное и психологическое состояние художника, а не репрезентативное представление.

№ 14, 1960 Марк Ротко

Сочетая цвет, линию и форму, работы абстрактного экспрессионизма исследуют глубины человеческого опыта с помощью абстрактных эстетических техник. Благодаря своим динамичным мазкам и символическим формам абстрактный экспрессионизм стремится уловить самые сокровенные эмоции художника.

Что такое современное искусство поп-арт?

Поп-арт

Поп-арт — направление изобразительного искусства, зародившееся в 1950-х годах и получившее огромную популярность в 1960-е годы. Он сочетает в себе элементы популярной культуры, такие как реклама, комиксы и предметы быта, с методами абстрактного искусства для создания уникальной эстетики.

Поп-арт прославляет китч и поп-культуру, бросая вызов традиционным художественным условностям и разрушая иерархию вкусов. Такие художники, как Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн, считаются основными фигурами движения, которые превратили его из андеграундного явления в глобальное.

Древо жизни (1985) Кит Харинг

В то время как современные произведения искусства могут иметь свои корни в традиционных художественных условностях, они часто стремятся расширить наше понимание того, что такое искусство и чем оно может быть — от исследования неосязаемых глубин нашего бессознательного до прославления популярной культуры или оспаривания существующие социальные нормы.

Современное искусство продолжает оказывать большое влияние на современное искусство как в его формальном, так и в концептуальном подходах.
Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *