Содержание

Искусство барокко – ARTandYou.ru

Барокко расцвело в Италии в XVII-XVIII веках, как продолжение Высокого Возрождения. Барокко тяготело к торжественному «большому стилю», ему  характерна была эффектность, театральность, величавость и пышность форм.  Первоначально инициатором этого стиля явился Ватикан – центр мирового католицизма,  не жалевший средств на декорум, ведь зрелищность и пышность — это то, что он пытался противопоставить простоте протестантских церквей, в рамках контрреформации. Церковь использовала барокко как роскошное обрамление католицизма, но  сущность барокко проявилась и в других сферах.

Барокко в архитектуре

Примечательный образец стиля барокко в архитектуре — Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане (1635-1667) архитектора Франческо Борромини. Эта небольшая по размеру церковь расположена в Риме, Италия.

Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане, Рим, Италия

Прежде фасад расчленялся одинаковыми пилястрами на равноценные части, теперь формы сгибаются и набухают к центру – кажется, что они идут к центру, вместе с тем выступая вперед. Фасад как импозантная ширма приставленная к зданию. Фигуры ангелов неведомо как держащиеся на стене, поддерживают большой овал с изображением герба. Поверхность вибрирует, про ней пробегает движение двух встречных волн. Выпуклости стали сильнее, ниши – глубже, выступающие и отступающие формы создают сочную игру теней. 

Особое пристрастие барокко питало к волюте, увеличивая ее иногда до огромных размеров.

Волю́та — завиток, спираль, архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком в центре.

Фасады почти всегда сделаны так, чтобы видеть их в ракурсе, чтобы усилить ощущение перетекаемости, волнистости, густоты форм. Линия антаблемента – архитрава и сильно выступающего карниза – перестала быть ровной прямой и стала прерывистой, образуя уступы над группами пилястр – это называется раскреповкой. Раскрепованный антаблемент – почти непрерывный признак барочной постройки. 

Антаблеме́нт — одна из трёх основных частей архитектурного ордера, а именно система горизонтального перекрытия, опирающегося на колонну, пилон, стену.

Интерьеры архитектуры барокко

Еще более эффектны, чем экстерьеры. Обильно использовался цветной мрамор, лепнина, скульптура и живопись. Интерьеры переполнялись скульптурой. Теперь это были не порознь стоящие статуи, а аллегорические группы из множества патетических фигур. Порой они производят впечатление какой-то расплавленной кишащей массы. Трудно выделить отдельные фигуры. Да и не нужно, потому что каждая фигура интересна как часть целого. Борромини в церкви Сант Иво (Сант-Иво алла Сапиенца (итал. Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza) в Риме построил внутренний план в форме, напоминающей очертания пчелы (пчелы изображались на гербе семейства Барберини, откуда родом был очередной папа – заказчик церкви Сант Иво)

СантИво алла Сапиенца (итал. Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza) XVII век, Рим, Италия

В барокко много театральности. Надо ли говорить, что именно в это время расцветает итальянская опера? Оно проникнуто духом зрелищного ансамбля.  

Барокко соединило архитектуру, скульптуру и живопись в многоголосый хор, как это было в готике, только по иному звучащий. Мастера барокко приобщили еще и природу, вокруг загородных вилл, разбив великолепные парки, украсив гротами каскадами фонтанов. Барокко не так любило бьющую ввысь струю воды, сколько массивные водяные каскады, сильно и шумно падающие вниз и расходящиеся подобно тяжелому шлейфу. 

Фонтан Треви  XVIII в. (архитекторы: Никола Сальви, Джузеппе Паннини)

Широкие потоки уступами низвергаются в нижний бассейн из верхнего, где по колено и по пояс в воде резвятся морские божества, тритоны, вздыбленные кони.  

Фонтан Треви  XVIII в, Рим, Италия

Эффект оптической иллюзии– любимый эффект барокко. Скульптор Лоренце Бернини (1598 — 1680) так спроектировал лестницу в Ватиканском дворце, что снизу она кажется длиннее, чем есть на самом деле, потому что к верху она сужается, свод становится ниже, колонны меньше по размеру и промежутки между ними теснее.  Когда на верхней площадке лестницы во время торжественных церемоний появлялся папа римский, его фигура благодаря ложной перспективе казалась неожиданно большой и величественной. 

Ватиканский дворец, архитектор Лоренцо Бернини.

Ансамбль Св. Петра еще одно детище Бернини. Обширная овальная площадь с коллонадой, подобно «распростертым объятиям» (выражение самого Бернини), с двумя фонтами и обелиском. Он наполнил собор скульптурой, начиная с конной статуи императора Константина в вестибюле и огромной 30-метровой «Кафедрой Св. Петра» в конце главного нефа. Все статуи, рельефы и надгробия (выполненные им же) выступают в продуманном ансамбле с архитектурой храма и сами являются архитектурными сооружениями: Бернини мыслил в формах синтеза искусств.

Собор Св. Петра. 1626 г. архитектор Лоренцо Бернини

В скульптурной композиции Экстаз Св. Терезы. 1645-1652.  церкви Санта Мария Делла Виттория  Бернини изобразил две фигуры – Тереза и ангел, направляющий в ее сердце стрелу из белого мрамора, обрамлены в нишу из цветного мрамора – как раздвинутый занавес , за которым разыгрывается сцена. Тереза — реальная монахиня, жившая в 16 в. и причисленная к лику святых. Она оставила записки, где сообщила, что однажды к ней явился ангел «в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой, от чего она испытыла «сладостную муку». Видение монахини Бернини изваял в мраморе, нисколько не скрыв его эротического характера. На рельефах скульптор поместил портреты заказчиков, лицезреющих сей спектакль. Сверху пустил поток золотых острых лучей и подкрепил их натуральным цветом идущим из окна.  Бернини отважился даже изваять облака из мрамора – каменный пар! Сам Бернини говорил, что смог «до известной степени объединить скульптуру с живописью». Не живопись стремится быть скульптурной как в Ренессансе, а скульптура живописной. 

Экстаз Св. Терезы. 1645-1652.  Санта Мария Делла Виттория. 

Живопись барокко

Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610)

Итальянский художник, один из крупнейших мастеров барокко. Склонный к авантюризму, скитался, заводил связи с бандитами, сидел в тюрьмах. Умер молодым. Его творчество привлекало жадный интерес и вылилось в «караваджизм» Караваджо первый стал писать станковые натюрморты. Античность наводила на него скуку, он хотел писать мир как он есть.  Искренняя любовь к людям из низов. Его композиции преисполнены беспокойного сложного движения. Его фигурам тесно в рамах, также как барочным статуям тесно в нишах, а церквям в площадях.  Искусство барокко зародилось в Италии, но стиль католического барокко распространился далеко за пределы Рима.

Вакх. 1596. Галерея Уффици, Флоренция. 

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

Истинный художник Барокко Рубенс изображал полуобнаженные тела в сильном, возбужденном движении и где только можно вводил мотивы схватки, борбы, погони, напряженных физических усилий.

Прожив в молодости несколько лет в Италии при дворе герцога Мантуанского, вдохновляясь, как и все лучшие живописцы XVII века, произведениями мастеров Высокого Возрождения, вернулся во Фландрию и начал создавать собственную фламандскую школу барокко, которая развивалась параллельно итальянской.   

«Смешались в кучу кони, люди» можно сказать про все большие заказные картины Рубенса (типично барочные группы из груды тел). Живопись Рубенса – сочная, сияющая, нет глухих теней – все светится. Для него характерно освещенные места писать пастозно, т.е. более густо и характерное письмо длинными, волнистыми, идущими по форме мазкам, какую-нибудь вьющуюся прядь волос он пишет одним движением кисти. 

Женскую наготу писал пышную, широкобедрую. Рубенс отходил от классического типа красоты сознательно, он говорил, что не стоит подражать античным статуям «ибо в наш век полный заблуждений, мы слишком далеки от того, чтобы создать нечто им подобное, наши тела отличаются от античных, ибо большинство людей упражняют свои тела только в питье и обильной еде».

Нагота в искусстве. Читать далее.

И все же тело Андромеды прекрасно, оно источает свет. Амуры стягивают с нее покрывало, показывая ее во всей прелести наготы. Амуры неизменно населяют живопись барокко. Через них события получают оттенок игры, театральности. С крылышками они порхают, играют, кувыркаются и шалят. 

«Персей освобождает Андромеду», 1620-1621. Государственный Эрмитаж.

Рубенс написал огромное количество работ, большей частью выполняя заказы  европейских аристократов и богатых католических орденов, так королева Франции заказала ему 20 полотен для цикла «Жизнь Марии Медичи»,  орден иезуитов был постоянным заказчиком его работ. 

Якоб Йорданс (1593-1678)

Истинным коренным фламандцем в живописи барокко стал Йорданс. Соленый юмор и простота нравов характерные для Фландрии. Демонстративно простонароден и грубоват. Фигуры у него крупные, тяжелые  они тесно набивают пространство картины.  Картины Йорданса помогают понять, как условная мифологическая тематика барокко и его бравурное движение проявились на фламандской почве и сочетались с национальными традициями.  Два любимых сюжета Йорданса – «Сатир в гостях у крестьянина» и «Король пьет» писал  в разных вариантах. 

Козлоногий бог лесов на скудной крестьянской трапезе, любит побалагурить. Повадки и жесты как у настоящего крестьянина.

«Сатир в гостях у крестьянина»

Традиционный фламандский праздник «бобового короля». В короли выбирают того, кому попадется запеченный в пироге боб. Крики, хмельные рожи – пирушка в разгаре. 

«Король пьет»

Со временем Франция переняла от Италии центральное место в искусстве барокко, французская монархия Людовиков стала диктатором художественных сил страны. Неслучайно искусствоведами принято связывать стилистические направления в искусстве этого времени с именами, правящих тогда монархов, так вторую половину XVII века именуют «стилем Людовика XIV». 

Людовик XIV «Государство – это я!» в его правление во второй половине XVIII века «Стиль Людовика XIV» – это самый пышный репрезентативный, «большой стиль», барокко на французский лад, более упорядоченное, более академическое, без экстатичности итальянского барокко, не столь церковное, сколько светское, барокко в синтезе с классицизмом.

Барокко как мироощущение и стиль в искусстве.

— Мегаобучалка

Особое место в европейской культуре XVII—XVIII вв. заняла культура барокко (от итал. barocco — странный, прихотливый, причудливый). Изначально термин применяли только к пластическим видам искусства, с конца XIX века заметили стилистическое соответствие в литературном и музыкальном творчестве эпохи, а с первой половины XX века культурологи стали говорить уже о таинственном и противоречивом «человеке барокко», усматривая в этом феномене родство с внутренним миром человека XX века. Барокко единогласно называют первым стилевым направлением в истории культуры, который в большей или меньшей степени охватил все народы Европы, и более того, первым направлением, который вышел за европейские рамки.

Искусство барокко постепенно и естественно начало приходить на смену Ренессанса во второй половине XVI века. Барочное мировоззрение реализовало новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, его драматической сложности и вечной изменчивости.

Для барокко характерен особый взгляд на человека и мир, который ее окружает. «Весь мир театр, а люди в нем актеры». Это шекспировское высказывание удачно выражает содержание культуры барокко, так же как его персонаж Гамлет отражает тип «барочной человека». Отойдя от присущих ренессансной культуре представлений о четкой гармонии и закономерности бытия и безграничных возможностей человека, эстетика барокко строилась на противоречии между человеком и внешним миром, между материальным и духовным. Пессимизм, отчаяние после утраты стройной и устойчивой культурной традиции, после признания невозможности для человека полностью подчинить мир при осознании такой внутренней потребности, овладели умами и вылились в своеобразных формах искусства.



Многих художников стали особенно интересовать трагедийные сюжеты и мотивы. Во всех видах литературы и искусства усложняются по форме и уплотняются по содержанию композиционные элементы и образы. Тема мизерности, ничтожности человека перед грозной силой Божьей воли в полный голос зазвучала в искусстве барокко.

Вместе с тем культура барокко далека от сентиментальной слезности или пассивной созерцательности. Ее герой — в основном яркая личность с развитым волевым и еще более развитым рациональным началом, художественно одаренный и очень часто благородный в своих поступках, хотя вокруг такого героя постоянно сгущаются тучи злой судьбы, вражеских недоброжелателей или случайных стечений обстоятельств. Человек предстает многогранной личностью со сложным внутренним миром, вовлеченным в конфликт. Искусство становится проявлением мировосприятия, полного причудливых сплетений мыслей, чувств, противоречий. «Если Земля не является центром Вселенной, то является ли человек вершиной творения? Если физические ощущения часто обманывают человека, а высокомерие ослепляет его, то как найти себя и свое место в жизни, а найдя, не потерять себя? Возможно ли и как возможно счастье в безумном мире?» — это только некоторые из вопросов, ответы на которые искали мыслители и художники барокко.

В барочном искусстве ощущается мучительное переживание личного одиночества, «покинутости» человека на произвол судьбы в сочетании с постоянным поиском «утраченного рая». В этих поисках художники барокко постоянно колеблются между аскетизмом и гедонизмом (стремлением к удовольствиям), небом и землей, Богом и дьяволом. В изобразительном искусстве для барочных произведений характерно обращение к религиозным сюжетам, где художников, прежде всего, интересуют сюжеты чудес и мученичеств, где ярко проявились присущие барочной стилистике склонность к передаче крайних эмоциональных состояний.

По сравнению с барочным динамизмом ренессансные произведения могут показаться слишком сдержанными, даже статичными. Барокко — это искусство, построенное контрастах, асимметрии, искусство, которое тяготеет к грандиозности. Для него характерна перегрузка декоративными мотивами и элементами, наполненными знаковым содержанием символов и аллегорий.

В барочном искусстве, по сравнению с ренессансным меняется ощущение формы. Ренессансная спокойствие, уравновешенность в ее передачи уступает место динамике, бурному, неудержимому движению. Этот динамизм роднит барочное искусство с готическим.

 

В архитектуре господствуют ломаная форма, волнистые, изогнутые линии. Они вместе с обильным декором как нельзя лучше воплощают интуицию бесконечного пространства. Архитектоника зданий эпохи барокко остается достаточно простой и ясной, а многочисленные завитки, узоры, архитектурные детали, резкое чередование плоскостей создают впечатление динамической бесконечности, которая манит человеческий взгляд, а вслед за ним — разум и чувства. Барочные сооружения — это застывший в камне рациональный образ мира, сквозь который победоносно проникает иррациональная стихия бытия. Барокко удивительным образом сочетает эффект преодоления пространства, его дематериализации с массивностью форм. Массивность не отрицает динамизм: все, что изображает барочный художник, изображен в движении.

Одной из основных черт барочной культуры является тяга к синтезу различных видов и жанров творчества. Общегородской ансамбль, улица, площадь, парковые и дворцовые ансамбли с непременными лабиринтами (символами страдальческого кружения человеческой души в наполненном призрачными иллюзиями социальном мире), чрезвычайно выразительная культовая архитектура, осложненный декоративный и психологически насыщенный портретная живопись и скульптура становятся основными видами искусства барокко.

Итак, искусство эпохи стало замечательным выражением барочных парадоксов: оно утверждало тщетность бытия и в то же время призывало радоваться каждому его мгновению, сочетая предельный трагизм жизни и безудержное наслаждение её красотой.

 

Стили и направления в изобразительном искусстве Деление картин на стили и направления. Глава 1

Барокко (от итал. barocco — странный, причудливый или от порт. perola barroca — жемчужина неправильной формы, существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — художественный стиль в искусстве позднего Возрождения. Отличительные признаки этого стиля: преувеличенность размеров, изломанность линий, обилие декоративных подробностей, тяжесть и колоссальность.

Барокко картины Барокко шедевры живописи
org/ImageObject»>

Бидермейер (от нем. biedermeier — простодушный, обывательский) — направление в немецком и австрийском искусстве, распространённое в 1815-1848 годах. Стиль является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру, поэтому его иногда называют смесь ампира с романтизмом. В бидермейере формы стиля ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Для стиля характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей. Представители бидермейера в живописи: Г. Ф. Керстинг, Людвиг Рихтер, Карл Шпицвег, Мориц фон Швинд и Фердинанд Вальдмюллер.

Бидермейер шедевры живописи Фердинанд Вальдмюллер картины Карл Шпицвег картины
 
Веризм (от итал. il verismo, от слова vero — истинный, правдивый) — реалистическое направление в итальянском изобразительном искусстве конца XIX века. Термин возник в XVII веке, употреблялся в изобразительном искусстве и обозначал реалистическую струю в живописи барокко. Затем термин возрождается во второй половине XIX века, являясь обозначением (весьма неопределёнными расплывчатым) реалистического и натуралистического направления в итальянском искусстве. Самыми известными художниками этого направления являются Дж. Фаттори, С. Лега, Т. Синьрини, О. Боррани, В. Кабьянка, Дж. Аббати и др.

Возрождение, или Ренессанс (от фр. renaissance, итал. rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV-XVI века. Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Рисуя картины традиционной религиозной тематики, художники начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. Это резко отличало их творчество от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении. Наиболее известные художники этого периода: Сандро Боттичелли (1447-1515), Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль Санти (1483-1520), Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Тициан (1477-1576), Антонио Корреджо (1489-1534), Иероним Босх (1450-1516), Альбрехт Дюрер (1471-1528).

Возрождение картины Ренессанс шедевры живописи Боттичелли картины Рафаэль картины Босх картины Дюрер картины Тициан картины Леонардо да Винчи картины Микеланджело картины
  Вортицизм (от ит. vortizto — вихрь) — направление английского авангарда, основанное Уиндемом Льюисом в 1914 году. Это название обязано своим происхождением замечанию итальянского футуриста Умберто Боччони о том, что любое творчество рождается из вихря чувств. Подобно футуризму, вортицизм — резкий, угловатый и очень динамичный стиль, распространившийся как в живописи, так и в скульптуре, — стремился передать процесс движения. Хотя вортицизм не дожил даже до окончания Первой мировой войны, он сыграл важную роль как этап в процессе формирования абстрактного искусства в Англии.

Геометрический абстракционизм — вид абстрактного искусства, композиции которого построены из ограниченного набора правильных форм и основных цветов.

Геометрический абстракционизм картины

Гиперреализм, фотореализм, суперреализм — стиль в живописи и скульптуре, основанный на фотореализации объекта. Гиперреализм возник в США в середине 20 века. Главная цель гиперреализма показать действительность.

Гиперреализм картины
  Гиперманьеризм (другое название — анахронизм) — направление постмодернизма, предлагающее авторскую интерпретацию искусства прошлого

Готика (от итал. gotico — непривычный, варварский) — период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.

Готика картины
  Дадаизм (произошло от фр. dadaisme, dada — деревянная лошадка; в переносном смысле — бессвязный детский лепет) — модернистское литературно-художественное течение 1916-1922 годов, для которого характерны сознательный иррационализм и демонстративный антиэстетизм. Зародился во время Первой мировой войны в Цюрихе (Швейцария), как реакция на последствия войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Исходя из этого, дадаисты считали, что современную европейскую культуру необходимо уничтожить через разложение искусства. Самые известные дадаисты: Ханс Арп (1886-1966), Марсель Дюшан (1887-1968), Макс Эрнст (1891-1976), Филипп Супо (1897-1990), Тристан Тцара (1896-1963).

Дивизионизм (от франц. division — разделение), пуантилизм — направление неоимпрессионизма, письмо раздельными четкими мазками в виде точек или мелких квадратов. Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем. Самые известные художники, писавшие в этом стиле: Жорж Сёра, Поль Синьяк, Люсьен Писсарро, Анри Эдмон Кросс, Шарль Теофил Ангран, Максимилиан Люс, Ипполит Птижан, Жорж Леммен, Тео Ван Рейссельберг, Джованни Сегантини, Николай Мещеряков.

Дивизионизм шедевры живописи Жорж Сёра картины Поль Синьяк картины Эдмон Кросс картины Тео Ван Рейссельберг картины

Живопись жёстких контуров (от англ. hard edge) — направление абстрактной живописи 2-й половины XX века, в которой пятна цвета разделены жесткими границами. Этот стиль связан с геометрической абстракцией, постживописной абстракцией и живописью цветового поля.

Живопись жёстких контуров картины
 

Живопись цветового поля (от англ. color field) — направление абстрактной живописи 2-й половины XX века, возникшее в Нью-Йорке. Живопись цветового поля характеризуется прежде всего крупными полями плоского, монолитного цвета, размазанного или наложенного пятнами по холсту, создавая площади непрерывной поверхности и плоский план картины.

Живопись цветового поля картины

Импрессионизм (от фр. impression — впечатление) — направление в европейской живописи, зародившееся во Франции в середине 19 века. Импрессионисты избегали всяких подробностей в рисунке и пытались уловить общее впечатление от того, что видит глаз в конкретный момент. Этого эффекта они достигали при помощи цвета и фактуры. Самые известные художники этого направления живописи: Мане, Ренуар, Дега, Моне, Писсарро.

Импрессионизм картины Импрессионизм шедевры живописи Камиль Писсарро картины Эдгар Дега картины Клод Моне картины Ренуар картины
  Информализм, информель (от фр. art informel) — направление в абстрактном искусстве, возникшее во второй половине 40-х годов XX века во Франции, как противоположность геометрическому абстракционизму и очень близкое к абстрактному экспрессионизму и ташизму. В информели отвергаются любые правила, главная роль отводится эмоциональности и спонтанности.
  Искусство действия, абстракция жестов (от англ. action painting) — направление в американской живописи середины ХХ века, в котором краска спонтанно наносится на холст. Искусство действия аналогично абстрактному экспрессионизму.
Техники изобразительного искусства
Жанры живописи
Жанры в китайском искусстве

Автор: Руслан Озеров, художественная галерея Арт СПб

Рубрика: изобразительное искусство, искусствоведение, живопись, стили и направления в искусстве

Взгляд художника на причудливый стиль барокко

Приветствую вас друзья, подписчики и читатели моего блога!

 Любите ли вы погружаться в мир ярких праздников и шика? Думаю, что да!  Нам всем немного не хватает этого, за серыми и рутинными буднями жизни…

И размышляя, я решила погрузить вас в необычайный и такой привлекательный стиль Барокко (конец XVI века- середина XVIII века). Давайте кратко пройдемся по основным понятиям стиля.

Какой он – стиль Барокко в искусстве, в архитектуре, в интерьере и в моде?

Немного странный, с некоторыми излишествами, где-то нелепый, перенасыщенный множеством деталей…  А знаете ли вы, что стиль Барокко долго не признавали, как жанр искусства и даже насмехались над творцами!

Естественной реакцией человека, как бы банально это не звучало, является отторжение всего нового и непонятного на первый взгляд, уже позже осознанного только при глубоком восприятии.

К художественным произведением тех времен предъявлялись строгие требования, а именно полное соответствие правилам античного искусства. Классика и рациональные взгляды на творчество приобрели новые качества и особенности, которые стали интересны обывателям.

На смену стереотипному мышлению пришел новый, неизведанный, неестественный и интересный стиль Барокко.

  Какие же основные тенденции этого стиля?

Если описать стиль и обобщить, то выглядит он так: контрастность, напряженность, динамичность.. Желание  показать пышность и роскошь, яркость и сочность …. Соединение воедино реальности и иллюзии.…

Теперь давайте чуточку пройдемся по живописи…

Пышность и величие присуще живописи в стиле Барокко. Выразительность и контрастность цветов в картинах разрушает гармонию эпохи ренессанса. Каждый стиль в искусстве имеет тесную взаимосвязь с эпохой своего рождения, ведь питаясь эмоциями и увлечениями того времени, художники получали волну вдохновения.

Творцы на холстах оставляли настроение хаоса и некоторой бесцеремонности, что и оправдывает популярность картин, выполненных в стиле Барокко.

Размеренная жизнь человека наполнилась новыми игривыми эмоциями и праздничным настроением…, ведь при взгляде на работу художника можно полностью погрузиться в иллюзорный мир шика и праздника.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640) – творец, который предпочитал разнообразие и богатство красок, передавая любителям искусства свое настроение и эмоциональный порыв, некую страсть в сюжете. Ах, какая грация и сила собрались воедино в этой картине…

Диего Веласкес (1599-1660) –живописец и один из ярких примеров художников, работающих в стиле барокко. Очень яркие сюжеты и портреты, передающие величие высокопоставленных лиц – основное направление, в котором представлено множество его работ. Творец тщательно прорабатывал все детали, играя с бликами и тенями, что и подкупает наблюдателей.

Интересной особенностью в работах Веласкеса является совмещение в одном полотне натуральности и фантастики, мечты и реальности.

Какое милое дитя с кудряшками, бантиками и рюшечками….у меня в душе даже заиграла музыка…Вы ее слышите? Я шучу, конечно, но ощущения праздника в душе, все же присутствует. Почему сейчас так не одеваются….

И другие самые известные художники Барокко: Рембрандт ван Рейн (1606-1669),  Лафранко Джованни (1582-1647), Аннибале Карраччи (1560-1609), Караваджо (1571-1610)….

Пышные формы, яркие краски, непривычность и оригинальность сюжетных линий – все это особенности, характеризующие стиль барокко.

Чувственностью пропитаны холсты художников, в которых творцы передавали яркие эмоции и переживания

 Забыла упомянуть в начале статьи, что родиной Барокко считается Италия и с итальянского «Barocco»  переводится как причудливый, странный, склонный к излишествам…

 Теперь кратко о Стиле Барокко в архитектуре

Сложность и размах можно лицезреть  в архитектурных творениях . Очень сложные формы, игра цвета и насыщенность в оформлении зданий присущи эпохе Барокко. Одна деталь дополняется другой, создавая объем и величие. Богатые, насыщенные разнообразием деталей, здания в стиле Барокко, поражают обычного обывателя своей помпезностью.

Самые известные архитекторы Барокко :

Бернини 1598 — 1680, величайший итальянский архитектор и скульптор. Самые известные его работы: площадь Святого Петра,  Палаццо Барберини, Сант-Андреа аль Квиринале.

Пьетро да Кортона    1596-  1669 — итальянский живописец и архитектор, его работы: Церковь Святого Луки и Святой Мартины, фасад Санта-Мария делла Паче

Франсуа  Мансар 1598 -1666, французский архитектор , такие работы как замок в Блуа, дворец Мезон-Лаффит

Лево Луи 1612-1670, тоже является одним из самых известных и первым королевским архитектором Франции, самые яркие его работы это дворец в Версале (был главным со-архитектором), Луврский дворец, Во-ле-Виконт

Ну и конечно, стиль Барокко в архитектуре не обошел и Россию-матушку . А самый главный архитектор того времени это конечно же  Бартоломео Растрелли  1700-1771, его Творения это Зимний дворец, Смольный собор, Екатерининский дворец (переделка)….

Зимний дворец на Дворцовой площади Санкт-Петербурга

Андреевская церковь в Киеве

Если подвести итог архитектурным построениям стиля Барокко, то это парадность  напыщенность, тяжеловесность с кривыми линиями, торжественность, масштабность, величественность, размах в пространстве.

И еще немало важно, это появление эффекта движения за счет использования света и тени… появляется этакая игра светлого и темного

Теперь давайте окунемся в мир интерьеров того времени, и  конечно же немного погрузимся в мир моды это удивительного и шикарного стиля Барокко

В дизайне интерьер этот стиль всегда стремился к величию, пышности, подчеркивая роскошь и изобилие владельца дома. Огромные, масштабные помещения с богатой отделкой и разнообразием материалов (мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами)

Разнообразные скульптуры, настенные живописные росписи и фрески на потолке… Массивная мебель — широкие кровати с балдахинами, огромные шкафы, зеркала с золочеными рамами, гобелены на стенах… Мягкая мебель обивалась дорогой яркой тканью — и  все это черты стиля Барокко интерьеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стиль до сих пор востребован, и многие люди во всем мире предпочитают его видеть у себя в доме… \Мне этот стиль, по правде говоря, сильно симпатизирует, может поэтому, я люблю расписывать стены и мебель?

Множество живописцев и архитекторов представили человечеству шедевральные работы, покорившие людей своей безудержной тягой к жизни.

 А что же касается моды в стиле Барроко?

Началась мода барокко во времена Людовика XIV- короля Франции, при дворе которого существовал особый этикет. Сам же король-солнце любил выглядеть изыскано- модно, модник одним словом. Пышность, чопорность, сложность, обилие украшений (банты, кружева, шнуры, вышивка, ленты, драпировки)… неестественность внешнего  вида.

Также, дворцовая одежда эпохи барокко шилась из атласа, парчи, бархата, из шерсти высокого качества.  Но роскошная, причудливая одежда была не удобна, поэтому одевание платья превращалось в целый ритуал.

Ну и мода Барокко не проникла дальше дворцовых покоев, какой простолюдин может себе позволить такую дорогую одежду, в которой неудобно передвигаться и естественно работать?

Тогда же и вошли в моду такие аксессуары как кружевные зонтики, удивительные веера и муфты

 

Продолжением стиля Барокко считается стиль Рококо, в котором на смену роскоши и пышности пришли изящество и легкость. При этом оба стиля характеризуются празднованием и ликованием.

Такие разные и такие одинаковые – эта фраза идеально подходит для описания этих стилей живописи. Барокко характеризуется яркими цветами и контрастами, а творцы в стиле рококо предпочитают светлую, пастельную гамму оттенков. Масштаб и объем предпочтителен Барокко, а Рококо – это множество деталей и их ювелирная проработка.

Позже напишу статью и о стиле Рококо и сделаю сравнение развернутое между этими, горячо мною любимыми стилями

 Какова же роль Барокко в современной живописи?

… он до сих пор используется художниками и архитекторами. Вдохновляясь работами великих творцов, в современном мире художники пытаются повторить величие Барокко, максимально приблизившись к его особенностям.

В каждом человеке заложены огромные потенциалы возможностей, которые по каким-то нелепым причинам остаются не реализованными. Ведь в процессе создания шедевров вы реализовываете себя, приближаясь к миру совершенства.

Работать можно в любом стиле и направлении, главное при этом получать удовольствие от процесса. Взяв  в руки кисть, вы погружаетесь в мир иллюзий и фантазий, оставляя на холсте свое настроение, тем самым приближаясь к своей мечте. Надеюсь, статья познакомила вас кратко с удивительным стилей королей Франции- Барокко!

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

6.

1 Искусство XYII века. Барокко. Италия, Нидерланды | Искуству.ру

БАРОККО – один из главных художественных стилей в искусстве Европы конца 16 – середины 18 веков.
Барокко – от лат. странный, причудливый или от португальского «жемчужина неправильной, причудливой формы».

БАРОККО в Италии
Возник этот стиль в конце 16 века в Риме, который был на тот момент художественной столицей Европы. Стиль зародился в результате католической контрреформации.
Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств.
Ведущая роль в итальянском барокко принадлежит архитектуре. Для архитектуры характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Создаются монументальные ансамбли.


Основоположник стиля зрелого барокко – Лоренцо Бернини. 1598 — 1680. Динамизм архитектурных масс и пространства.
Ансамбль площади св.Петра в Риме.


Лоренцо Бернини
Ансамбль площади св.Петра в Риме.


Собор Св.Петра в Риме.


Собор Св. Петра в Риме. Арх. Д. Браманте, Микеланджело, Дж. делла Порта, Дж. Виньола, К. Мадерна и др . 1506—1614.


Королевская лестница Ватикана (Скала Реджа). 1666 г.
Использовал законы перспективы для визуального увеличения лестницы и световой эффект.


Кафедра собора Св.Петра в Риме.





Бернини Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме.


Экстаз св.Терезы. 1645-1652.


Джованни Лоренцо Бернини. Аполлон и Дафна. 1622-1625. Рим.


Джованни Лоренцо Бернини. Похищение Прозерпины. 1620.


Джованни Лоренцо Бернини. Портрет кардинала Шипионе Боргезе.

Франческо Борромини. 1599 – 1667.
Итальянский архитектор, представитель зрелого барокко. Учился в Милане, работал в Риме.
Постройки Борромини характеризуются подвижностью пространства, беспокойной динамикой упругих форм, порой лишающих здание пластической целостности.
Борромини свободно использует классический ордер; для его сооружений типичны криволинейные очертания объёмов, изгибающиеся стены, разнообразные сочетания выпуклых и вогнутых форм, обострённый силуэт венчающих частей.


Сан-Карло алле Куатро Фонтане.
Для церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане был отведен маленький и очень неудобный участок на перекрестке двух улиц.


Палаццо Барберини (совместно с К.Мадерна и Л. Бернини). 1625—63.

Барокко в Нидерландах

В 16 в. Нидерланды разделились на Фландрию и Голландию. В результате долгих воин Голландия, где утвердился протестантизм, освободилась от испанской зависимости. Фландрия была подчинена испанскому абсолютизму, поэтому находилась под сильным влиянием католической церкви.
Барокко во Фландрии проявилось более всего в живописи.
Именно фламандская живопись 17 в. была вторым после итальянской архитектуры и скульптуры ярчайшим порождением стиля барокко.
Яркая жизнерадостность
Динамизм, передача движения
Возвышенная духовность
Изящество и пластика
Иллюзорность
Красота виделась не в природе и правдоподобности, а в «величественном», выраженном через намеренно укрупненные формы, пышные мантии и драпировки.

Театральность и вычурность форм, свойственные живописи барокко, невероятное сочетание возвышенной духовности и крайнего натурализма, грандиозности и излишества мелких деталей нашли отражение в творчестве самого великолепного живописца барокко –
Питера Пауля Рубенса.
1577 – 1640. Гуманист, художник и дипломат.

Создал тип аристократического барочного портрета.


Семейный свадебный портрет. I брак.


Питер Пауль Рубенс. Водружение креста. 1610-1611 Антверпенский собор св. Марии.


Питер Пауль Рубенс. Ваханалия. Около 1615. Москва. ГМИИ им.Пушкина


Питер Пауль Рубенс. Персей и Андромеда. 1620-1621. СПб. Эрмитаж

Исторический цикл «Жизнь Марии Медичи». Лувр.

Мария Медичи (1573 — 1642), дочь Франческо, великого герцога Тосканского, была королевой Франции (1600 — 1610), благодаря браку с Генрихом IV.


Питер Пауль Рубенс. Приезд М.Медичи в Марсель. 1622-1625


Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы. Около 1625. СПб. Эрмитаж.


Питер Пауль Рубенс. Портрет Сары Фоурмен (Фоульмен). Соломенная шляпка. 1625-1626.


Подлинная жемчужина коллекции – «Сад любви», когда-то украшавший спальные покои Филиппа IV. Это большое полотно очень интересно рассматривать после «Садов земных наслаждений» Босха и «Поклонения Венере» Тициана. Картина Рубенса, созданная около 1633, продолжает тему земного рая. Населяет этот рай антверпенское светское общество. Кавалеры и дамы изображены на лоне природы рядом с причудливым барочным гротом, в глубине которого видны три грации. Справа чрезвычайно живой скульптурный фонтан. Вокруг порхают амурчики, в их руках не только луки со стрелами, но и голуби, и розы. Журчит вода, кавалеры что-то нашептывают дамам, музыкант перебирает струны.

Антонис ван Дейк. 1599 – 1641.

Создатель нового общеевропейского парадного (репрезентативного) аристократического портрета.


Автопортрет. Конец 1620-начало 1630 гг. СПб. Эрмитаж.


Антонис ван Дейк. Карл I на охоте. 1935.
Париж, Лувр.


Антонис ван Дейк. Семейный портрет. 1621. СПб. Эрмитаж.

Франс Снейдерс. 1579 – 1657.

Крупнейший мастер натюрморта 17 в., создатель монументально-декоративного натюрморта.


Дама с попугаем.


Рыбная лавка.


Торговец дичью

Итоги

Как художественный стиль барокко охватывает около двух столетий. Эстетизация призрачности, иллюзий материального мира, крайний мистицизм, повышенная экзальтация потребовали соответствующих художественных форм, которые были найдены в новом стиле.

Стиль барокко

Стиль барокко