Содержание

Что же такое жикле? | Журнал Ярмарки Мастеров

Umbrella Fine Art зонты с росписью

Что такое ЖИКЛЕ ?

Термин жикле (giclee) возникает, когда речь идёт о цифровой художественной печати.

Обычно так называют далеко не любой цифровой отпечаток и такой принт достаточно дорог по сравнению с обычным постером.

Часто возникает путаница в том, какой именно отпечаток заслуживает называться «жикле».

Иногда говорят, что это отпечатанный только на холсте цифровой аналог художественной работы, слегка прорисованный автором работы и соответственно подписанный автором.

Ещё встречается мнение, что жикле — это ограниченное число печатных копий, опять же подписанных художником.

Третий вариант — это цифровые отпечатки, но напечатанные на особенном принтере, дающем высококачественную печать.

Какой же из этих трёх вариантов верен?

Чтобы разобраться, сначала посмотрим, что же в переводе означает само слово — giclee.

Французское слово gicleur означает «сопла», отглагольная форма ближе к значению «струя, спрей».

То есть всё-таки способ печати?

Для дальнейшего исследования вопроса заглянем в историю.

Но далеко заглядывать не придётся, хотя История возникновения связана с историей возникновения цифровой печати в целом.

И нужно начать с имени музыканта Грема Неша. Его можно назвать родоначальником высококачественной художественной печати.

Всё началось с его коллекции фотографий. В начале 80-х Неш стал сканировать фотографии, таким образом создавая уже цифровую коллекцию. Он пришёл к выводу, что обратный процесс технически не совершенен — не получается напечатать хорошую большую фотографию с цифровой копии. Пиксели были слишком большими. Он пробовал даже фотографировать с экрана. Но вскоре Неш услышал о струйных принтерах Iris, которые использовались для качественной печати в полиграфии и приобрёл один из них (он стоил $126 000, цена хорошего дома на то время).

Неш модифицировал принтер, отодвинув печатающие головки от барабана таким образом, чтобы можно было печатать на хорошей акварельной бумаге. И в 1990 году состоялась первая выставка отпечатков Грема Неша в галерее Саймона Ловенски в Нью-Йорке.

Неш пишет в своём предисловии к книге «Nash Editions»: «Я увидел перемены в сознании людей, занимающих выжидательную позицию относительно того, можно ли коллекционировать цифровые фотографии. Сейчас цифровые пигментные отпечатки обладают большей устойчивостью, чем другие традиционные цветные фотографии, и во многих крупных музеях и частных коллекциях можно встретить такие цифровые отпечатки. Таким образом, получается, что цифровая печать, наконец, нашла своё место…»

Сам же термин «жикле» появился в 1991 году и ввёл его гравер Джек Дюгане, работающий на «Nash Editions» (фирма, основанная Нешем) . Он основан на французком слове gicleur , что означает «сопла». Таким образом первые жикле печатались на струйном принтере Iris от компании Iris Graphics.

В 2001 году произошло несколько событий — в музее Уитни состоялась выставка, где было выставлено несколько цифровых отпечатков и через три месяца в Бруклинском художественном музее прошла выставка «Современные цифровые технологии печати».

Сегодня жикле входят в постоянные экспозиции музея Метрополитен (Нью-Йорк) и других музеях и галереях Америки, цифровые отпечатки работ великих художников представлены в Лувре и Эрмитаже.

Сейчас жикле печать в первую очередь производятся на Epson, HP и других широкоформатных принтерах, включая Iris (c 2010 Veris) .

Для принтеров, печатающих жикле, используется бумага длительного срока хранения и специальные чернила, не содержащие в своём составе токсичных веществ. Чернила также крайне стойки и долговечны (фирма Epson заявляет

118 лет для цветных и 200 лет для черно-белых изображений). В большинстве принтеров используется до 12 цветов чернил, что позволяет передать до 16 миллионов цветов и оттенков.

И, если вернуться к началу статьи, и ответить на вопрос, — только ли на холсте может быть жикле, то ответ таков — и на холсте тоже печатают жикле, не только на бумаге. Бывает, что натянутый на подрамник запечатанный холст действительно прорисовывают или покрывают специальной фактурной глазурью для придания эффекта «художественного мазка», но к жикле, как к способу художественной печати, это уже не имеет прямого отношения.

Что касается ограниченного числа копий, то тут явная путаница с ограниченным тиражом (limited edition). Путаница происходит оттого, что чаще всего жикле печатают именно ограниченным тиражом (50-100 копий), это имеет смысл для придания дополнительной эксклюзивности отпечаткам. В этом случае каждый экземпляр имеет подпись автора, что существенно поднимает его цену.

Так что верный ответ — это третий вариант, ЖИКЛЕ — это цифровые отпечатки, но напечатанные на особенном принтере, дающем высококачественную печать!

Использовано фото: Грэм Нэш, автопортрет, отель «Плаза» (Plaza Hotel), Нью-Йорк, 1970.

Рейтинг

5.0 (1 голос)

Umbrella Fine Art зонты с росписью

Россия, Санкт-Петербург

Магазин (78)

Блог (42)

Следите за творчеством мастера

Публикации по теме

Реклама

Ключевые слова

  • Ключевые слова
  • жикле
  • принт
  • художественная печать
  • постер
  • репродукция
  • цифровое искусство
  • печать

Рубрики публикаций

Идеи и вдохновение
Всё о продажах
Мода, стиль, тенденции
Хендмейд как бизнес
Материалы и инструменты
Организация мастерской
История рукоделия
Занимательные истории
Интервью
Хитрости и советы / Lifehack

Как отличить картину маслом от печати на холсте

С вопросом как отличить печать от настоящей картины к нам периодически обращаются, поэтому ещё раз решили подробно ответить.


Статья посвящена именно копиям картин, что касается авторской живописи, это отдельная тема. Также дадим несколько советов по выбору художника.


Под печатью имеется ввиду “принт”, “жикле” и так называемая “смешанная техника”, когда по печати проходятся масляной краской имитируя настоящую живопись. Такая проблема возникает, когда не добросовестные продавцы пытаются продать такую имитацию живописи как настоящую, ручной работы. Пришлось и нам столкнутся с таким явлением, нас пригласил владелец галереи с которой мы много лет сотрудничаем, в качестве экспертов, определить настоящая живопись или подкрашенные принты. Картины в галерею сдал художник. Сразу скажем, что картины оказались подкрашенными принтами. Это подтвердили и другие приглашённые художники. Такое явление существует, оно не ново, и сто лет назад было. Например, это “Венки”, название происходит по месту создания, а именно в городе Вена. Изображение с помощью печати переносили на холст, далее её подкрашивали масляными красками и продавали.

В нашей реставрационной практике такое было, принесли картину на реставрацию, конец 19 века, изображение под толстым слоем пожелтевшего лака, старинная рама и т.д. В процессе реставрации выяснилось, что картина типа “Венка”, изображение нанесено на бумагу, приклеено к холсту и поверх прошлись масляными красками. Заказчик планировал после реставрации продать картину, но после такого известия, стало понятно, что такое вряд ли возможно. Это пример того, что напечатанная картина, пусть и подкрашенная сто лет назад и по прошествии времени особой ценности не имеет.
Заметим, когда принт подкрашен краской на холсте, с имитирована живопись, неискушённому покупателю бывает в этом достаточно сложно разобраться. Здесь нужна помощь профессионала. Но есть и прямо указывающие признаки что это имитация ручной работы, печать на холсте. 
Первое, что можно отметить это низкая стоимость. Опять же из нашей практики как пример, обращаются с заказом написать копию картины Э.Лиотара “Шоколадница”. На картине изображена девушка с подносом, оригинал написан художником-академиком, виртуозом живописи. Произведение отличается фотографичностью исполнения деталей, уже при жизни автора была признана шедевром. Как минимум чтобы повторить такую копию, необходимо иметь академическое образование, умение писать портрет, уметь художественно написать детали, передать материальность предметов. Художник с такими навыками писать за спасибо не будет. Была озвучена стоимость копии, заказчик посчитал нашу работу слишком дорогой и заказал за 6 тыч.рубл., в другом месте. Понятно что это будет имитация живописи, к такой работе не приглашают профессиональных художников, от сюда такая низкая цена. Когда мы говорим о низкой стоимости картины, речь идёт прежде всего о достаточно сложных в исполнении и многофигурных композициях, там где от художника требуется высокий уровень образования, многолетний опыт работы, навыки копийной работы, опыт работы в музее. Труд такого художника стоит достаточно дорого, дефицита в заказчиках как правило не имеет. Поэтому распечатать и пройтись краской по поверхности и за недорого продать, единственный выход таких продавцов.
Низкая цена это также показатель уровня профессионализма художника. 

Копия картины “Шоколадница”, выполненная профессиональным художникомКопия выполнена художником-любителем

Также чтобы написать хорошую копию картины, всё таки необходимо иметь возможность время от времени посещать музеи, собирать материал, изучать картины в оригинале. Всё это требует времени и усилий, расходов, что тоже отражается на стоимости. 

​Второе это быстрые сроки написания. Распечатали картину, натянули на подрамник, прошлись кое-где краской, подсушили, покрыли лаком, “шедевр” готов, по срокам это неделя-две максимум. Тогда, как только подготовка основы под живопись художником самостоятельно, может занять недели две. Это и выбор холста, и заказ подрамника, проклейка, грунтовка, шлифовка всё это требует времени и затрат. Далее картина пишется поэтапно, между этапами картине необходимо давать просохнуть, т.е. это достаточно длительная по времени работа.

Ещё один косвенный признак это использование для имитации, в основном фабричных холстов. Хотя и художники их тоже используют, чтобы с экономить время. Подготовка основы под живопись, затратна по времени. Но если художник сам готовит холст, на кромках отсутствует грунт. 
Ещё ряд косвенных признаков, ровный красочный слой на поверхности картины, отсутствие узелков на холсте. Теоретически возможно, но не которые художники действительно пишут и на очень гладких холстах и красочный слой у них ровный. И нашу живопись рассматривали под лупой.
Как себя обезопасить в таком случае? 
Мы уже давали советы что нужно делать, в предыдущих статьях, но ещё раз повторим: Обратите внимание на сроки и цену. 
А также: 1 – Смотрите портфолио выполненных работ. Если у художнику нечего показать из выполненных копий, странно к нему обращаться. Обратите внимание, может художник у других позаимствовал фото работ, такое тоже бывает. Например мы показываем фото выполненных картин в интерьере своей мастерской. 

Копия картины “Ученый, затачивающий перо” Gerrit Dou, в интерьере мастерскойКопия картины Emilie Preyer “Still life with peaches and grapes” Gerrit Dou, в интерьере мастерскойКопия картины Skiff (La Yole) The Seine at Asnieres Gerrit Dou, в интерьере мастерской

2- Обязательно обговорите возможность показать по этапность в процессе работы (выслать фото и т. д.). Чтобы было понимание, что картина пишется в ручную. Первый этап-рисунок переносится на холст, второй-раскрытие локальных цветовых отношений на холсте, третье-уточнение по цвету, деталям и т.д., в завершение обобщение, точная проработка деталей. При таких требованиях, заморачиваться с печатью и имитацией бессмысленно. Если вам говорят, “ну я такое не практикую”, “это вообще секрет как я пишу” и т.д., есть повод задуматься.

3-Возможность посетить мастерскую, посмотреть картины в работе, пообщаться с художником. Убедиться на месте, что картины пишутся художником.

Копирование картины “Бокал лимонада” Г.Терборх, художник Гареев М.М.Копирование картины “Пейзаж с берегом” Э.Санчес, художник Иордан Е.Р.Игорь Курчинский, мастерская художника.

4-Из своего опыта можем сказать, авторитет и репутация художника нарабатывается годами, в том числе и сотрудничеством с художественными салонами и галереями, участием в выставках, если это подтверждено каким-то фото материалом, видео и т. д., таким художникам можно доверять. Например: Наши картины в галереях Санкт-Петербурга.

Копия картины “Портрет графа И. И. Воронцова-Дашкова” в интерьере музея «Нарвская застава»Наши картины в галерее “Контур”(г.Санкт-Петербург)“Ветка со сливами” картина в галерее “Палата ремёсел”Наши копии картин на выставке “Антикварный базар”.

Если коротко резюмировать, то копию нужно заказывать профессиональному художнику. Профессионализм художника должен быть подтверждён портфолио выполненных картин, а также в том числе сотрудничеством с художественными галереями и салонами. Это гарантирует, что картина будет написана художником, а не распечатана.



Репродукции картин или копии

Очень часто мы слышим от клиентов нашей галереи вопрос о том, существует ли разница между репродукциями картин и их копиями. Многие считают, что данные термины обозначают одно и то же. Это ошибочное мнение, поскольку репродукция и копия имеют существенные отличия в способе изготовления «двойника» оригинального шедевра.

Репродукции картин – это воспроизведение оригинала с помощью какого-либо печатного оборудования, например, цветного принтера. В зависимости от способа изготовления, репродукции полотен известных художников бывают очень высокого или сомнительного качества, но в любом случае они рассчитаны на многочисленные повторы.

Копия – это воспроизведение картины, при котором мастер использует только ручной труд и свое мастерство художника, поэтому каждый экземпляр представляет собой эксклюзивное полотно. В нашем интернет-магазине Вы можете заказать не только репродукцию современных произведений на холсте, но и копии известных картин ручной работы в технике холст масло.

Многим ценителям живописи хочется украсить свой интерьер полотном любимого или модного художника. Это вполне естественно, поскольку изобразительное искусство с его многогранностью стилевых и сюжетных решений практически никого не оставляет равнодушным. Но что делать, если понравившееся полотно — работа всемирно известного живописца? Далеко не каждый может позволить себе купить оригинал Ван Гога, Шишкина или Васнецова, Климта или Дали, как и многих других великих художников, чьи картины украшают музеи или частные коллекции, продажа таких работ проводится на крупнейших мировых аукционах. Кроме того, часто данные полотна вообще не продаются. Что делать в данной ситуации? Купить репродукции или заказать копии желанных шедевров мастеров профессиональным художникам? Попробуем разобраться.

Сторонники репродукций наверняка назовут ряд их преимуществ — репродукции картин известных художников абсолютно точно повторяют оригинал, стоят дешевле, они доступней и быстрее в изготовлении. Сегодня лучшие репродукции полотен русских художников, мастеров Золотого века, загадочных импрессионистов, современных неоидеалистов и других живописцев вполне доступны. Однако, при всех новых технологиях изготовления репродукции — красками высокого качества по холсту — не стоит забывать, что в результате Вы все-таки получаете не более чем фотографию любимого произведения. Хорошую, но фотографию, ведь репродукция выполняется средствами полиграфии. Это главная причина того, что репродукция значительно дешевле копии оригинала.

Что касается копии картины, то она всегда является произведением искусства. Пусть это повторение шедевра известного художника, но полотно создается рукой и кистью художника, оно уникально, поскольку имеет свои индивидуальные черты. Художник не только копирует изображение, он воспроизводит краски, технику их наложения на холст, манеру написания картины автором и, конечно, композицию на выбранном Вами полотне. При этом размер копии может быть абсолютно любым – меньше, больше или равным оригиналу. Кстати, копия картины может быть создана и самим автором оригинального полотна. Хотя, если идет речь о работах великих старых мастеров, которые не являются нашими современниками, этот вопрос не актуален. Копируя произведение, художнику важно как можно меньше привлекать для написания картины свою собственную манеру письма, свой собственный взгляд на то или иное произведение искусства. Художник, создающий копию, тем белее ценен, чем более точно умеет «повторить» руку и технику автора произведения живописи.

Купить репродукции картин в Арт-салоне «Галерея № 30»

Мы ни в коем случае не противники продажи репродукции современных картин известных художников. Живописец, в том числе и современный русский художник, написав картину, может рассчитывать на популяризацию своего творчества с помощью репродукций, ведь размещенные в альманахах или других печатных изданиях репродукции картин русских художников способны создать своим авторам имя далеко за пределами России. Профессионалы говорят, что «цифровая художественная репродукция – не имитация, а точное факсимильное воспроизведение подлинника». Кроме того, современные художники часто сами создают жикле своих картин с номерным сертификатом и «живой» подписью автора. Такая репродукция действительно имеет высшее качество и способна украсить любой интерьер.

Копия же выполняется профессиональными художниками, которых называют копиистами. Они работают «живыми» красками, перенося на холст не только сюжет и палитру оригинала, но и его характер, дух эпохи. Только мастера, имеющие отточенную технику, способны качественно копировать полотна других художников. Каждый мазок, любой штрих в такой картине наполнен смыслом. В нашем Арт-салоне работают лучшие отечественные копиисты, поэтому их работы маслом на холсте уникальны. При этом, размер холста Вы можете выбрать исходя из собственных пожеланий, превратив, к примеру, «Тайную вечерю» да Винчи или врубелевского «Демона» в небольшое компактное полотно. Наши мастера готовы создать на натуральном холсте копию любого произведения, конечно, этот кропотливый труд требует времени, но результат того стоит.

Теперь, поняв разницу между репродукцией и копией, Вы можете сделать правильный выбор.

Мистические образы и тайны Босха и Брейгеля — 1: bogachkova1957 — LiveJournal

За пять веков имена Босха и Брейгеля то возносились до небес, то растворялись в забвении. Ими написаны картины, полные мистических образов и скрытых смыслов, опутанные тайнами. Питер Брейгель Старший написал за свою жизнь чуть более сорока картин, Иероним Босх – еще меньше: около двадцати пяти. Все они разбросаны по лучшим музеям мира и частным коллекциям, даже в музее родного города Босха – Хертогенбосе представлены только фотографические репродукции его работ; ни одного подлинника нет в музеях и коллекциях в России. На выставке Хлебозавода представлены исключительно репродукции на холсте в технике жикле. В отличие от копий, выполняемых маслом профессиональными копиистами, жикле — не имитация, а точное факсимильное воспроизведение подлинника.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510. Музей Прадо, Мадрид.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

«Сад земных наслаждений» – самая известная и самая загадочная картина Босха. На левой створке изображён Рай. Бог только что сотворил Еву из ребра Адама. 

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент левой створки триптиха.

Но рай не такой уж райский. Не все так благодушно в этом Раю. Вот кошка тащит в зубах мышь или ящерицу, а рядом странная птица поймала на обед лягушку. Так почему животным можно совершать зло, а для человека это грех? Возможно, художник показывает нам, что от жестокости мира никуда не деться, даже в раю. И человек тоже жесток. Как он дальше распорядиться ею:  впадёт в грех или сможет обуздать своё животное начало.

На средней части триптиха множество обнаженных людей ведут праздный образ жизни. Волнуют их лишь земные удовольствия. Символами которых являются гигантские ягоды и птицы. Представлено изображение земной жизни людей, которые массово предаются греху сладострастия. Художник показывает, что грехопадение настолько серьезно, что людям не выбраться на более праведный путь. Это своеобразное шествие по кругу: обнаженные люди на разных животных движутся вокруг озера плотских наслаждений, не в силах выбрать другую дорогу. Их единственный удел после смерти, по мнению художника – это Ад, который изображен на правой створке триптиха. 

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент центральной части триптиха.

Все люди у Босха какие-то плоские и обескровленные. Это не люди, а их эскизы, которые никогда не превратятся в настоящих людей, а так и останутся в пустоте и бесцельности.

Вкушение разнообразных ягод и плодов – один из главных символов похоти. Поэтому их так много на картине Босха.

Некоторые парочки находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Это аллегория недолговечности и хрупкости человеческой любви. Сферы покрыты трещинами, вот-вот и они разобьются. Возможно, художник видит в этой хрупкости также путь к грехопадению, так как после короткого периода любви неизбежны прелюбодеяния.

Почему в саду наслаждений так много птиц? На левой и центральной частях триптиха часто встречается сова. В нашем представлении это символ мудрости. Но в средние века сова была предвестником зла и смерти. И на картине сова, скорее всего, предостережение людям, ибо зло и смерть ищут их и угрожают нападением. Поэтому и сова в отверстии фонтана жизни в раю – это скорее предупреждение, что зло лишь ждёт момента, когда вы расслабитесь и оступитесь. 

На центральной части триптиха изображено много птиц огромных размеров, на которых люди сидят верхом. Устаревшее значение голландского слова vogel (птица) – половое сношение. Поэтому изображение больших птиц – это аллегория Босха о безудержности людей в похоти и разврате. Похоть – грязное устремление человека по представлениям религиозных людей средних веков. Так, что птица – это похоть, похоть и еще раз похоть.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка триптиха.

На правой створке триптиха — Ад. А здесь вообще одни загадки. Иероним Босх был непревзойденным мастером в создании невероятных существ. Он соединял несоединимое. И вот перед нами на правой створке – человек-дерево, сова с ногами-кувшинами, скат с крысиной мордой и многие другие ужасные создания. Здесь те, кто увлекался праздной музыкой или обжорством. Картежники и пьяницы. Гордецы и скупердяи.

Что за ноты изображены на заду одного из грешников? И почему все-таки бедные музыканты в Ад попали?

Страшен монстр с человеческим лицом, туловищем из полого яйца и ногами-деревьями. Он мертвенно-белого цвета. Сухое дерево и полое яйцо – это символы безжизненности. Кажется, что монстр стоит на двух лодках. На самом деле эти ноги проломили днища лодок и можно разглядеть, как грешники кричат от ужаса в водной глубине. На его шляпе изображена волынка, а над таверной в полом яйце вывеска с ней же. Волынка была символом праздной музыки и пьяных сборищ. Возможно, этот демон отвечает за наказание пьяниц. Пьяницы, как известно, «теряют человеческое лицо». Может быть, Босх решил обыграть в этом демоне именно это: пьяницы, теряя  своё лицо, отдают его дьяволу. Поэтому монстр и имеет такой обычный, ничем неискажённый лик. Но не все души принимают муки Ада. Внутри полого яйца – таверна, где грешники выпивают, пусть и верхом на ящероподобном существе. А из таверны выглядывает грустный мужчина и смотрит на происходящий хаос. 

По полям шляпы души грешников прогуливаются под руки с монстрами. Получается, что их особо не мучают, а дают им выпивку, прогуливаются с ними или дают погрустить в одиночестве. Возможно это те, кто продали души дьяволу, и для них было забронировано тёплое местечко без мучений? Только вот никуда не деться от созерцания мучений других.  

В Аду немало грешников, наказанных за то, что при жизни играли на музыкальных инструментах для увеселения и удовольствия. Во времена Босха правильным считалось исполнять и слушать только церковную музыку. Среди таких грешников один придавлен огромной лютней. На его заду – ноты.

А вот еще одна загадка Босха. Что за грешники катаются по льду на коньках и санках? Причем центральный персонаж, похоже, толкает сам себя как Мюнхгаузен.

Читайте далее о других картинах Босха в Мистические образы и тайны Босха и Брейгеля — 2.

Картины

Перейти к содержимому