Как «Пиноккио» дель Торо удалось стать главной сказкой современности — с социальными темами и игрой марионеток | Анимация на 2×2
На Netflix девятого декабря вышел полнометражный мультфильм «Пиноккио» (Pinocchio) от Гильермо дель Торо. Спустя 14 лет режиссёру всё-таки удалось рассказать свою версию известной сказки, перенеся сюжет в Италию времён Бенито Муссолини. От оригинала остались лишь главные герои — деревянный мальчик, его отец Джепетто да сверчок. Зато добавил автор и разговор о военной пропаганде 1930-х, и современный взгляд на детско-родительские отношения, и экзистенциальные вопросы о бессмертии, и культ любви. Так режиссёр уходит от экранизации к личной интерпретации, что выходит у него чертовски хорошо. Рассказываем, почему «Пиноккио» дель Торо может смело претендовать на звание лучшего (и самого реалистичного) мультфильма 2022 года.
Pinocchio / Источник: YouTube. NetflixАнимационный фильм Гильермо дель Торо задумал ещё в 2008 году вместе с Марком Густафсоном (постановщик анимации «Бесподобного мистера Фокса»). Но всё пошло не по плану, провести релиз в 2010-х не получилось, финансов не хватало — тогда за проект взялся Netflix. За эти годы команда успела смениться: сценарий начал писать Мэттью Робинс («Багровый пик»), а завершил Патрик МакХэйл («По ту сторону изгороди»). Работа последнего в «Пиноккио» особо чувствуется — хорошо проработанные персонажи, мистические существа и мгла, поглощающая человека больше изнутри, чем снаружи. К озвучке привлекли большой каст профессионалов: Юэн Макгрегор («Оби-Ван Кеноби») отдал свой голос сверчку Себастьяну Джей Крикету, Грегори Манн — главному герою Пиноккио, Тильда Суинтон — Хранительнице, а Дэвид Брэдли — Джепетто.
Сюжет отправляет нас в тёмные времена: за окном Первая мировая, снаряды уничтожают жилые объекты, в одном из которых — церкви — не вовремя оказывается мальчик Карло, сын Джепетто. Это только начало почти двухчасовой ленты, и здесь не стоит ассоциировать «Пиноккио» с другими мультфильмами, где в завязке умирает герой. Так было в пиксаровских «Вверх» и «Тайна Коко». От Гильермо этого ждать бессмысленно — как говорит сверчок Себастьян, «Жизнь — боль». Но значит ли это, что сам фильм доверху наполнен болью? Скорее стакан наполовину пуст, что оптимистично для контекста. Доверху фильм наполнен скорее надеждой.
Pinocchio / NetflixГоды идут, а старик Джепетто всё ещё переживает потерю — никто не должен хоронить своих детей, но войнам и развязавшим их политикам этот закон не писан. Проживая и пропивая дни напролёт у могилы сына, герой не замечает проходящих времён года и самих лет. Однажды в отчаянии он вырезает из сосны куклу, похожую на Карло, после чего засыпает в слезах. Ночью в дом приходит Хранительница и, наблюдая за терзаниями Джепетто, оживляет куклу, даруя ей бессмертие. Так у плотника начинается новая жизнь, полная забот о его новом соседе — или всё-таки сыне.
Pinocchio / NetflixПиноккио и Джепетто предстоит череда препятствий, причём не таких волшебных, какие обычно выпадают на долю главным героям анимационных фильмов. Сложности у дель Торо реалистичны: столкновения с итальянским фашизмом 1930-х годов, несправедливый рабочий контракт с кукловодом-обманщиком и даже попадание на войну. Вдобавок начинается охота на Пиноккио: герой слишком хорош для пресловутого «цирка уродов», а вот для гастролей с несусветными гонорарами или службы на благо родине (он же immortal!) — в самый раз. Каждый из антагонистов — будь это военачальник или создатель кукольных представлений — становятся репрезентацией фанатизма, хоть милитаристского, хоть денежного. Ничего нет важнее их идеи, ради которой они готовы не просто закрыть глаза на всё — скорее и вовсе ослепнуть. Потому так иронично видеть грозного Муссолини на плакатах, развешанных по улицам, и карикатурного диктатора, посетившего представление Пиноккио. Власть, устрашающая своим образом, в реальности нелепо передвигается и забавно злится.
Pinocchio / NetflixМировые события двигают сюжет и взрослят мультфильм — так работа дель Торо не кажется выдумкой, а логика повествования не проседает. Даже наоборот, ведь помимо глобального конфликта и фоновой войны на глазах у зрителя разворачивается ещё одна история — уже личная. Если в оригинальной сказке основная мысль была в почитании старших, то в интерпретации 2022 года суть кроется в самостоятельном формировании ценностей. Даже старики вроде Джепетто ошибаются и, как подмечает сверчок, в порыве эмоций говорят не то, что на самом деле думают.
Благо Пиноккио и все карты в руки: с самого первого дня его ждёт огромное количество знакомств, как с реальными людьми, так и с мистическими существами. Причём если первые могут оказаться и приятными ребятами, и опасными злодеями, то вторые уже выбрали свою светлую сторону. Именно Хранительница, её сестра Химера, скелеты-зайцы и сверчок Себастьян становятся чем-то вроде путеводных звёзд Пиноккио.
Pinocchio / NetflixИнтересно, что всех этих персонажей объединяет ещё и выбранная цветовая гамма — синие и фиолетовые оттенки символизируют то ли смерть, то ли мистику саму по себе. А может, автор просто решил повесить синие занавески без подтекста и художникам проекта просто импонируют такие оттенки. Кто знает?
Но в чём мы точно уверены, так это в блестящей визуальной работе команды мультфильма. Покадровая кукольная анимация выбрана неслучайно: «Я абсолютно помешан на стоп-моушене и подумал, что техника прекрасно соответствует сюжету — заставить марионетку жить в мире подчиняющихся марионеток, пока кукла, которую все считают аномалией, не послушна и вольна выбирать», — объясняет режиссёр в интервью Cartoon Brew.
И это режиссёрское помешательство сыграло на руку: «Пиноккио» покоряет своими цветовыми решениями, шероховатостями и выбранной частотой кадров, благодаря которой зрителю дают время разглядеть детали и погрузиться в кино. Да и, будем честны, мультфильм просто приятно смотреть.
Inbtwn Animation Fest / Источник: YouTubeНе зря «Пиноккио» уже вошёл в список претендентов на «Оскар», и, кажется, у него есть все шансы победить. Это остросоциальная история, антивозрастная сказка и мощнейшая художественная работа одновременно. А ещё это кино про надежду и веру, что сама жизнь — уже волшебный подарок.
Вышел «Пиноккио Гильермо дель Торо». Почему это шедевр анимации
. Любимая сказка в новом прочтенииОбновлено 10 декабря 2022, 00:34
Netflix
Кадр из мультфильма «Пиноккио Гильермо дель Торо»
Стриминг Netflix выпустил новую экранизацию знаменитой сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио» — «Пиноккио Гильермо дель Торо» от режиссера оскароносной «Формы воды». Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев разбирает, как покадровая анимация раскрывает гуманистический посыл и тему неидеальной семьи, а также обращается к критике империализма и создает антивоенное высказывание.
О чем мультфильм
Канва истории многим хорошо известна. Однако авторы этой экранизации добавили и новые необычные детали, и подсюжеты. Действие перенесено в начало XX века, когда Европа переживает сначала Первую мировую войну (в мультфильме ее обозначают Великой), а позднее и Вторую. Плотник Джеппетто живет в небольшой итальянской деревне вместе с 10-летним сыном Карло. Он — вежливый и послушный мальчик, сплошная отцовская отрада.
Но идиллия рушится, когда деревня оказывается под бомбежкой. Один из вражеских снарядов попадает в часовню, и Карло, находившийся там, погибает. Джеппетто, провалившись в пучину отчаяния и алкогольного угара, становится агрессивным и озлобленным. Однажды он под корень рубит сосну, растущую рядом с могилой Карло, чтобы выстругать из нее копию погибшего сына.
Netflix
Кадр из мультфильма «Пиноккио Гильермо дель Торо»
Как-то ночью в дом плотника является Хранительница, которая заботится о слабых и потерянных душах. Наблюдая за терзаниями Джеппетто, она решает оживить куклу, а помогает ей в этом сверчок Себастиан (когда-то он жил в той самой сосне). Пиноккио начинает жить в мире людей, впечатлений, среднего образования, жульничества и войны.
Кто снял и озвучил
Режиссерами новой экранизации «Пиноккио» стали Гильермо дель Торо и Марк Густафсон. Проект анонсировали 14 лет назад, в 2008 году, с планами выпустить в середине 2010-х, но наступил производственный ад. Менялись сценаристы — начинал работать над проектом Мэттью Роббинс («Багровый пик», «Не бойся темноты»), а заканчивал уже Патрик МакХэйл («По ту сторону изгороди», «За садовой оградой»). Преследовали проблемы с финансами — в 2017-м дель Торо искал $35 млн, иначе проект пришлось бы отменить. На помощь кинематографисту пришел Netflix, впоследствии и выпустивший мультфильм.
Netflix / YouTube
Получившуюся анимационную картину лучше смотреть в оригинальной озвучке, чтобы слышать голоса кинозвезд, сыгравших главных героев. За старика Джепетто, например, говорит Дэвид Брэдли («Игра престолов», франшиза «Гарри Поттер»), за сверчка Себастияна — Юэн Макгрегор («Оби-Ван Кеноби», «Доктор Сон»). Самого Пиноккио озвучивает Грегори Манн («Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков»), а голос Хранительницы принадлежит Тильде Суинтон («Три тысячи лет желаний», «Память»).
Как это снято
Необыкновенно красиво. Даже мрачность и всевозможные оттенки тьмы (как внешней, так и внутренней), присущие режиссерскому стилю Гильермо дель Торо, здесь подаются в полутонах. Формат покадровой анимации выглядит крайне изобретательно. С ее помощью зрители могут разглядывать не только детализированные образы героев, но и окружающие интерьеры и экстерьеры помещений, в которых происходит действие. Насыщенность кадра, кстати, совсем не идет ему во вред — напротив, лишь способствует погружению в сказочный мир.
Необыкновенные существа, возникающие по ходу действия — чего только стоит Хранительница, главный древесный дух, и ее сестра Смерть, с которой не единожды встретится Пиноккио — добавляют сказке и серьезный тон, и магические коннотации. История подается так, что в определенный момент перестаешь гадать, что же будет дальше, и доверяешься сюжету.
Netflix
Кадр из мультфильма «Пиноккио Гильермо дель Торо»
Мультфильм жутко притягателен; некоторых из участников действий хочется буквально потрогать, протянув к ним руку сквозь экран. Художники превзошли себя — некоторые чудовища и монстры (некоторые и с человеческим обличием), с которыми сталкивается Пиноккио, вызывают отвращение и умиление одновременно. И выглядят, как живые: кажется, еще мгновение — и они вылезут из экрана и (нет, не откусят палец) пожмут руку в знак дружбы.
Плюсы, минусы, подводные камни
«Пиноккио Гильермо дель Торо» хранит множество смыслов, другого от дель Торо и не ожидаешь. Здесь есть и неподдельный интерес к существам из загробного мира(очаровательные кролики-гробовщики непременно должны стать героями сетевых мемов), и рефлексия на тему христианства (до того, как выстругать Пиноккио, Джеппетто мастерит деревянное Распятие для местной церкви; к образу Иисуса режиссер обращается и ближе к финалу).
Не проходит автор «Хеллбоя» и «Багрового пика» и мимо более приземленных высказываний — от детско-родительских отношений и переживания смерти ребенка (мир, в котором родители хоронят своих детей, не должен существовать, однако и в реальности, и в художественной вселенной дель Торо он существует) до ценности человеческой жизни, военной пропаганды и базовых понятий о добре и зле.
Netflix
Кадр из мультфильма «Пиноккио Гильермо дель Торо»
В мир Джеппетто, и без того пострадавший от войны, вторгается итальянский фашизм (в лице Бенито Муссолини собственной персоной). Этому посвящена внушительная часть хронометража «Пиноккио» — и солидная доля мрака. К слову, белое и черное существуют в сюжете в одной плоскости, но отделены друг от друга. Так режиссер отчасти упрощает повествование, оставляя за скобками неоднозначные поступки и «серую» мораль. Но также не забывает, что это сказка, которая наглядно объясняет, что такое хорошо (любовь и дружба) и что такое плохо (империя и война).
Возможно, за годы работы над проектом Гильермо дель Торо допустил некоторые послабления. Рейтинг PG-13 (в России 6+) формирует не самое привычное для режиссера пространство. Заметно, что мрак и темную фактуру (в мультфильме есть военная муштра, убийства людей и животных) автору пришлось убавить. Но вряд ли дель Торо пустился в самоцензуру — все, о чем обновленная сказка про Пиноккио хочет поговорить со зрителем, представлено доступно, без умолчаний и недомолвок.
Netflix
Кадр из мультфильма «Пиноккио Гильермо дель Торо»
Нравоучений дель Торо избегает, пряча житейские мудрости в закрученном вихре сказки. Ближе к финалу его «Пиноккио» буквально напоминает качан капусты, который нужно очистить от верхних слоев, прежде чем есть. Ошибки прошлого стоит научиться прощать, жизнь «настоящего мальчика» может оборваться в любую секунду (в отличие от деревянной куклы), а время, проведенное с близкими людьми, скоротечно и потому бесценно. Империи умирают, диктаторы отступают, а любовь остается, и она важнее всего. Прописные истины, которые художник Гильермо дель Торо красочно и замысловато снова ставит на первый план.
Поделиться
Материалы к статье
Авторы
Теги
Тимур Алиев
Вас может заинтересовать
keyCode в ключевых событиях
keyCode в ключевых событияхМодели для мероприятий
Реализация может предоставить как виртуальные коды клавиш, так и коды символов в свойстве keyCode («объединенная модель») или сообщить отдельные свойства keyCode и charCode («разделенная модель»).
Как рассчитать keyCode для событий keydown и keyup
KeyCode для событий keydown/keyup рассчитывается следующим образом:
- Считайте код виртуального ключа из информации о событиях операционной системы, если такая информация доступна.
- Если редактор метода ввода обрабатывает ввод с клавиатуры и событием является нажатие клавиши, вернуть 229.
- Если клавиша ввода при нажатии без модификаторов будет вставлять числовой символ (0-9), вернуть код ASCII этого числового символа.
- Если клавиша ввода при нажатии без модификаторов вставит символ нижнего регистра в алфавитный диапазон от a до z, вернет код ASCII эквивалента верхнего регистра.
- Если реализация поддерживает таблицу преобразования кодов ключей для операционной системы и платформы, найдите значение. Если в таблице преобразования указано альтернативное значение виртуального ключа для данного ввода, вернуть указанное значение.
- Если функция клавиши, определенная способом, зависящим от реализации, соответствует одной из клавиш в таблице кодов фиксированных виртуальных клавиш, вернуть соответствующий код клавиши.
- Вернуть код виртуального ключа из операционной системы.
- Если код ключа не найден, вернуть 0.
Как рассчитать keyCode для событий нажатия клавиш
KeyCode для событий нажатия клавиш рассчитывается следующим образом:
- Если реализация поддерживает «объединенную модель», задайте для keyCode кодовую точку Unicode вводимого символа.
- Если реализация поддерживает «разделенную модель», установите для параметра keyCode значение 0.
Фиксированные коды виртуальных клавиш
Коды виртуальных клавиш для следующих клавиш обычно не меняются в зависимости от раскладки клавиатуры в настольных системах:
The key | virtual key code |
---|---|
Backspace | 8 |
Tab | 9 |
Enter | 13 |
Shift | 16 |
Control | 17 |
Alt | 18 |
Caps Lock | 20 |
Escape | 27 |
Space | 32 |
Page up | 33 |
Page down | 34 |
End | 35 |
Home | 36 |
Left | 37 |
Up | 38 |
Right | 39 |
Down | 40 |
Delete | 46 |
Optionally fixed virtual key codes
Этот раздел носит информационный характер
Следующие знаки пунктуации могут изменять виртуальные коды между раскладками клавиатуры, но сообщение этих значений, вероятно, будет более совместимо с устаревшим содержимым, ожидающим раскладки клавиатуры США-английская:
The key | virtual key code |
---|---|
Semicolon (;) | 186 |
Colon (:) | 186 |
Plus (+) | 187 |
Equals sign ( =) | 187 |
Comma (,) | 188 |
Less than sign ( | 188 |
Minus (-) | 189 |
Underscore (_) | 189 |
Period (. ) | 190 |
Greater than sign (>) | 190 |
Question mark (?) | 191 |
Forward slash (/) | 191 |
Backtick (`) | 192 |
Tilde (~) | 192 |
Opening square bracket ([) | 219 |
Opening curly bracket ({) | 219 |
Backslash (\) | 220 |
Pipe (|) | 220 |
Closing square bracket (]) | 221 |
Closing curly bracket (}) | 221 |
Одинарная кавычка (‘) | 222 |
Двойная кавычка («) | 222 |
Благодарности
Спасибо Anne van Kesteren, Alexey Proskuryakov, Olli Pettay, Bjoern Hoehrmann и Oliver Hunt за комментарии к более ранним (и более сложным) версиям этого черновика.
Asisbiz Messerschmitt Bf 109K4 14.JG53 Черный 15 тильда WNr 332579 Stkz VK+ZB Мюнхен 1945 0A
Мессершмитт Bf 109 в двух словах
National origin:- Germany Role:- Fighter Manufacturer:- Bayerische Flugzeugwerke (BFW) Messerschmitt AG Designer:- Willy Messerschmitt and Robert Lusser Первый рейс:- 29 мая 1935 г. Введение:- Февраль 1937 Пенсионер:- 9 мая 1945, Luftwaffe 27 декабря 1965, испанский. Люфтваффе, ВВС Венгрии, Aeronautica Nazionale Repubblicana, Королевские ВВС Румынии, Финляндия Количество построек:- 33 984 +603 Avia S-199 +239 HA-1112 Варианты:- 33 984 +6030319 Avia S-99/S-199 и Hispano Aviación HA-1112 Messerschmitt Bf 109 — немецкий истребитель времен Второй мировой войны, составлявший основу истребительной авиации Люфтваффе. Bf 109 впервые поступил на вооружение в 1937 году во время гражданской войны в Испании и все еще находился на вооружении на заре реактивной эры в конце Второй мировой войны в 1945 году. Это был один из самых передовых истребителей той эпохи, включая такие Особенности цельнометаллической несущей конструкции, закрытого фонаря и убирающегося шасси. Он был оснащен авиадвигателем перевернутого V12 с жидкостным охлаждением. С конца 1941, Bf 109 постепенно дополнялся Focke-Wulf Fw 190. Его обычно называли Me 109, чаще всего среди летных экипажей союзников и среди немецких асов, хотя это не было официальным немецким обозначением.
Он был разработан Вилли Мессершмиттом и Робертом Люссером, которые работали в Bayerische Flugzeugwerke с начала до середины 1930-х годов. Он был задуман как перехватчик, хотя более поздние модели были разработаны для выполнения нескольких задач, в качестве эскорта бомбардировщиков, истребителей-бомбардировщиков, дневных, ночных, всепогодных истребителей, штурмовиков и самолетов-разведчиков.