Как «Пиноккио» дель Торо удалось стать главной сказкой современности — с социальными темами и игрой марионеток | Анимация на 2×2

На Netflix девятого декабря вышел полнометражный мультфильм «Пиноккио» (Pinocchio) от Гильермо дель Торо. Спустя 14 лет режиссёру всё-таки удалось рассказать свою версию известной сказки, перенеся сюжет в Италию времён Бенито Муссолини. От оригинала остались лишь главные герои — деревянный мальчик, его отец Джепетто да сверчок. Зато добавил автор и разговор о военной пропаганде 1930-х, и современный взгляд на детско-родительские отношения, и экзистенциальные вопросы о бессмертии, и культ любви. Так режиссёр уходит от экранизации к личной интерпретации, что выходит у него чертовски хорошо. Рассказываем, почему «Пиноккио» дель Торо может смело претендовать на звание лучшего (и самого реалистичного) мультфильма 2022 года.

Pinocchio / Источник: YouTube. Netflix

Анимационный фильм Гильермо дель Торо задумал ещё в 2008 году вместе с Марком Густафсоном (постановщик анимации «Бесподобного мистера Фокса»). Но всё пошло не по плану, провести релиз в 2010-х не получилось, финансов не хватало — тогда за проект взялся Netflix. За эти годы команда успела смениться: сценарий начал писать Мэттью Робинс («Багровый пик»), а завершил Патрик МакХэйл («По ту сторону изгороди»). Работа последнего в «Пиноккио» особо чувствуется — хорошо проработанные персонажи, мистические существа и мгла, поглощающая человека больше изнутри, чем снаружи. К озвучке привлекли большой каст профессионалов: Юэн Макгрегор («Оби-Ван Кеноби») отдал свой голос сверчку Себастьяну Джей Крикету, Грегори Манн — главному герою Пиноккио, Тильда Суинтон — Хранительнице, а Дэвид Брэдли — Джепетто.

Сюжет отправляет нас в тёмные времена: за окном Первая мировая, снаряды уничтожают жилые объекты, в одном из которых — церкви — не вовремя оказывается мальчик Карло, сын Джепетто. Это только начало почти двухчасовой ленты, и здесь не стоит ассоциировать «Пиноккио» с другими мультфильмами, где в завязке умирает герой. Так было в пиксаровских «Вверх» и «Тайна Коко». От Гильермо этого ждать бессмысленно — как говорит сверчок Себастьян, «Жизнь — боль». Но значит ли это, что сам фильм доверху наполнен болью? Скорее стакан наполовину пуст, что оптимистично для контекста. Доверху фильм наполнен скорее надеждой.

Pinocchio / Netflix

Годы идут, а старик Джепетто всё ещё переживает потерю — никто не должен хоронить своих детей, но войнам и развязавшим их политикам этот закон не писан. Проживая и пропивая дни напролёт у могилы сына, герой не замечает проходящих времён года и самих лет. Однажды в отчаянии он вырезает из сосны куклу, похожую на Карло, после чего засыпает в слезах. Ночью в дом приходит Хранительница и, наблюдая за терзаниями Джепетто, оживляет куклу, даруя ей бессмертие. Так у плотника начинается новая жизнь, полная забот о его новом соседе — или всё-таки сыне.

Pinocchio / Netflix

Пиноккио и Джепетто предстоит череда препятствий, причём не таких волшебных, какие обычно выпадают на долю главным героям анимационных фильмов. Сложности у дель Торо реалистичны: столкновения с итальянским фашизмом 1930-х годов, несправедливый рабочий контракт с кукловодом-обманщиком и даже попадание на войну. Вдобавок начинается охота на Пиноккио: герой слишком хорош для пресловутого «цирка уродов», а вот для гастролей с несусветными гонорарами или службы на благо родине (он же immortal!) — в самый раз. Каждый из антагонистов — будь это военачальник или создатель кукольных представлений — становятся репрезентацией фанатизма, хоть милитаристского, хоть денежного. Ничего нет важнее их идеи, ради которой они готовы не просто закрыть глаза на всё — скорее и вовсе ослепнуть. Потому так иронично видеть грозного Муссолини на плакатах, развешанных по улицам, и карикатурного диктатора, посетившего представление Пиноккио. Власть, устрашающая своим образом, в реальности нелепо передвигается и забавно злится.

Pinocchio / Netflix

Мировые события двигают сюжет и взрослят мультфильм — так работа дель Торо не кажется выдумкой, а логика повествования не проседает. Даже наоборот, ведь помимо глобального конфликта и фоновой войны на глазах у зрителя разворачивается ещё одна история — уже личная. Если в оригинальной сказке основная мысль была в почитании старших, то в интерпретации 2022 года суть кроется в самостоятельном формировании ценностей. Даже старики вроде Джепетто ошибаются и, как подмечает сверчок, в порыве эмоций говорят не то, что на самом деле думают.

Благо Пиноккио и все карты в руки: с самого первого дня его ждёт огромное количество знакомств, как с реальными людьми, так и с мистическими существами. Причём если первые могут оказаться и приятными ребятами, и опасными злодеями, то вторые уже выбрали свою светлую сторону. Именно Хранительница, её сестра Химера, скелеты-зайцы и сверчок Себастьян становятся чем-то вроде путеводных звёзд Пиноккио.

Pinocchio / Netflix

Интересно, что всех этих персонажей объединяет ещё и выбранная цветовая гамма — синие и фиолетовые оттенки символизируют то ли смерть, то ли мистику саму по себе. А может, автор просто решил повесить синие занавески без подтекста и художникам проекта просто импонируют такие оттенки. Кто знает?

Но в чём мы точно уверены, так это в блестящей визуальной работе команды мультфильма. Покадровая кукольная анимация выбрана неслучайно: «Я абсолютно помешан на стоп-моушене и подумал, что техника прекрасно соответствует сюжету — заставить марионетку жить в мире подчиняющихся марионеток, пока кукла, которую все считают аномалией, не послушна и вольна выбирать», — объясняет режиссёр в интервью Cartoon Brew.

И это режиссёрское помешательство сыграло на руку: «Пиноккио» покоряет своими цветовыми решениями, шероховатостями и выбранной частотой кадров, благодаря которой зрителю дают время разглядеть детали и погрузиться в кино. Да и, будем честны, мультфильм просто приятно смотреть.

Inbtwn Animation Fest / Источник: YouTube

Не зря «Пиноккио» уже вошёл в список претендентов на «Оскар», и, кажется, у него есть все шансы победить. Это остросоциальная история, антивозрастная сказка и мощнейшая художественная работа одновременно. А ещё это кино про надежду и веру, что сама жизнь — уже волшебный подарок.

Вышел «Пиноккио Гильермо дель Торо». Почему это шедевр анимации

. Любимая сказка в новом прочтении

Обновлено 10 декабря 2022, 00:34

Netflix

Кадр из мультфильма «Пиноккио Гильермо дель Торо»

Стриминг Netflix выпустил новую экранизацию знаменитой сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио» — «Пиноккио Гильермо дель Торо» от режиссера оскароносной «Формы воды». Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев разбирает, как покадровая анимация раскрывает гуманистический посыл и тему неидеальной семьи, а также обращается к критике империализма и создает антивоенное высказывание.

О чем мультфильм

Канва истории многим хорошо известна. Однако авторы этой экранизации добавили и новые необычные детали, и подсюжеты. Действие перенесено в начало XX века, когда Европа переживает сначала Первую мировую войну (в мультфильме ее обозначают Великой), а позднее и Вторую. Плотник Джеппетто живет в небольшой итальянской деревне вместе с 10-летним сыном Карло. Он — вежливый и послушный мальчик, сплошная отцовская отрада.

Но идиллия рушится, когда деревня оказывается под бомбежкой. Один из вражеских снарядов попадает в часовню, и Карло, находившийся там, погибает. Джеппетто, провалившись в пучину отчаяния и алкогольного угара, становится агрессивным и озлобленным. Однажды он под корень рубит сосну, растущую рядом с могилой Карло, чтобы выстругать из нее копию погибшего сына.

Netflix

Кадр из мультфильма «Пиноккио Гильермо дель Торо»

Как-то ночью в дом плотника является Хранительница, которая заботится о слабых и потерянных душах. Наблюдая за терзаниями Джеппетто, она решает оживить куклу, а помогает ей в этом сверчок Себастиан (когда-то он жил в той самой сосне). Пиноккио начинает жить в мире людей, впечатлений, среднего образования, жульничества и войны.

Кто снял и озвучил

Режиссерами новой экранизации «Пиноккио» стали Гильермо дель Торо и Марк Густафсон. Проект анонсировали 14 лет назад, в 2008 году, с планами выпустить в середине 2010-х, но наступил производственный ад. Менялись сценаристы — начинал работать над проектом Мэттью Роббинс («Багровый пик», «Не бойся темноты»), а заканчивал уже Патрик МакХэйл («По ту сторону изгороди», «За садовой оградой»). Преследовали проблемы с финансами — в 2017-м дель Торо искал $35 млн, иначе проект пришлось бы отменить. На помощь кинематографисту пришел Netflix, впоследствии и выпустивший мультфильм.

Netflix / YouTube

Получившуюся анимационную картину лучше смотреть в оригинальной озвучке, чтобы слышать голоса кинозвезд, сыгравших главных героев. За старика Джепетто, например, говорит Дэвид Брэдли («Игра престолов», франшиза «Гарри Поттер»), за сверчка Себастияна — Юэн Макгрегор («Оби-Ван Кеноби», «Доктор Сон»). Самого Пиноккио озвучивает Грегори Манн («Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков»), а голос Хранительницы принадлежит Тильде Суинтон («Три тысячи лет желаний», «Память»).

Как это снято

Необыкновенно красиво. Даже мрачность и всевозможные оттенки тьмы (как внешней, так и внутренней), присущие режиссерскому стилю Гильермо дель Торо, здесь подаются в полутонах. Формат покадровой анимации выглядит крайне изобретательно. С ее помощью зрители могут разглядывать не только детализированные образы героев, но и окружающие интерьеры и экстерьеры помещений, в которых происходит действие. Насыщенность кадра, кстати, совсем не идет ему во вред — напротив, лишь способствует погружению в сказочный мир.

Необыкновенные существа, возникающие по ходу действия — чего только стоит Хранительница, главный древесный дух, и ее сестра Смерть, с которой не единожды встретится Пиноккио — добавляют сказке и серьезный тон, и магические коннотации. История подается так, что в определенный момент перестаешь гадать, что же будет дальше, и доверяешься сюжету.

Netflix

Кадр из мультфильма «Пиноккио Гильермо дель Торо»

Мультфильм жутко притягателен; некоторых из участников действий хочется буквально потрогать, протянув к ним руку сквозь экран. Художники превзошли себя — некоторые чудовища и монстры (некоторые и с человеческим обличием), с которыми сталкивается Пиноккио, вызывают отвращение и умиление одновременно. И выглядят, как живые: кажется, еще мгновение — и они вылезут из экрана и (нет, не откусят палец) пожмут руку в знак дружбы.

Плюсы, минусы, подводные камни

«Пиноккио Гильермо дель Торо» хранит множество смыслов, другого от дель Торо и не ожидаешь. Здесь есть и неподдельный интерес к существам из загробного мира(очаровательные кролики-гробовщики непременно должны стать героями сетевых мемов), и рефлексия на тему христианства (до того, как выстругать Пиноккио, Джеппетто мастерит деревянное Распятие для местной церкви; к образу Иисуса режиссер обращается и ближе к финалу).

Не проходит автор «Хеллбоя» и «Багрового пика» и мимо более приземленных высказываний — от детско-родительских отношений и переживания смерти ребенка (мир, в котором родители хоронят своих детей, не должен существовать, однако и в реальности, и в художественной вселенной дель Торо он существует) до ценности человеческой жизни, военной пропаганды и базовых понятий о добре и зле.

Netflix

Кадр из мультфильма «Пиноккио Гильермо дель Торо»

В мир Джеппетто, и без того пострадавший от войны, вторгается итальянский фашизм (в лице Бенито Муссолини собственной персоной). Этому посвящена внушительная часть хронометража «Пиноккио» — и солидная доля мрака. К слову, белое и черное существуют в сюжете в одной плоскости, но отделены друг от друга. Так режиссер отчасти упрощает повествование, оставляя за скобками неоднозначные поступки и «серую» мораль. Но также не забывает, что это сказка, которая наглядно объясняет, что такое хорошо (любовь и дружба) и что такое плохо (империя и война).

Возможно, за годы работы над проектом Гильермо дель Торо допустил некоторые послабления. Рейтинг PG-13 (в России 6+) формирует не самое привычное для режиссера пространство. Заметно, что мрак и темную фактуру (в мультфильме есть военная муштра, убийства людей и животных) автору пришлось убавить. Но вряд ли дель Торо пустился в самоцензуру — все, о чем обновленная сказка про Пиноккио хочет поговорить со зрителем, представлено доступно, без умолчаний и недомолвок.

Netflix

Кадр из мультфильма «Пиноккио Гильермо дель Торо»

Нравоучений дель Торо избегает, пряча житейские мудрости в закрученном вихре сказки. Ближе к финалу его «Пиноккио» буквально напоминает качан капусты, который нужно очистить от верхних слоев, прежде чем есть. Ошибки прошлого стоит научиться прощать, жизнь «настоящего мальчика» может оборваться в любую секунду (в отличие от деревянной куклы), а время, проведенное с близкими людьми, скоротечно и потому бесценно. Империи умирают, диктаторы отступают, а любовь остается, и она важнее всего. Прописные истины, которые художник Гильермо дель Торо красочно и замысловато снова ставит на первый план.

Поделиться

Материалы к статье

Авторы

Теги

Тимур Алиев

Вас может заинтересовать

keyCode в ключевых событиях

keyCode в ключевых событиях

Модели для мероприятий

Реализация может предоставить как виртуальные коды клавиш, так и коды символов в свойстве keyCode («объединенная модель») или сообщить отдельные свойства keyCode и charCode («разделенная модель»).

Как рассчитать keyCode для событий keydown и keyup

KeyCode для событий keydown/keyup рассчитывается следующим образом:

  1. Считайте код виртуального ключа из информации о событиях операционной системы, если такая информация доступна.
  2. Если редактор метода ввода обрабатывает ввод с клавиатуры и событием является нажатие клавиши, вернуть 229.
  3. Если клавиша ввода при нажатии без модификаторов будет вставлять числовой символ (0-9), вернуть код ASCII этого числового символа.
  4. Если клавиша ввода при нажатии без модификаторов вставит символ нижнего регистра в алфавитный диапазон от a до z, вернет код ASCII эквивалента верхнего регистра.
  5. Если реализация поддерживает таблицу преобразования кодов ключей для операционной системы и платформы, найдите значение. Если в таблице преобразования указано альтернативное значение виртуального ключа для данного ввода, вернуть указанное значение.
  6. Если функция клавиши, определенная способом, зависящим от реализации, соответствует одной из клавиш в таблице кодов фиксированных виртуальных клавиш, вернуть соответствующий код клавиши.
  7. Вернуть код виртуального ключа из операционной системы.
  8. Если код ключа не найден, вернуть 0.

Как рассчитать keyCode для событий нажатия клавиш

KeyCode для событий нажатия клавиш рассчитывается следующим образом:

  1. Если реализация поддерживает «объединенную модель», задайте для keyCode кодовую точку Unicode вводимого символа.
  2. Если реализация поддерживает «разделенную модель», установите для параметра keyCode значение 0.

Фиксированные коды виртуальных клавиш

Коды виртуальных клавиш для следующих клавиш обычно не меняются в зависимости от раскладки клавиатуры в настольных системах:

The key virtual key code
Backspace 8
Tab 9
Enter 13
Shift 16
Control 17
Alt 18
Caps Lock 20
Escape 27
Space 32
Page up 33
Page down 34
End 35
Home 36
Left 37
Up 38
Right 39
Down 40
Delete 46

Optionally fixed virtual key codes

Этот раздел носит информационный характер

Следующие знаки пунктуации могут изменять виртуальные коды между раскладками клавиатуры, но сообщение этих значений, вероятно, будет более совместимо с устаревшим содержимым, ожидающим раскладки клавиатуры США-английская:

The key virtual key code
Semicolon (;) 186
Colon (:) 186
Plus (+) 187
Equals sign ( =) 187
Comma (,) 188
Less than sign ( 188
Minus (-) 189
Underscore (_) 189
Period (. ) 190
Greater than sign (>) 190
Question mark (?) 191
Forward slash (/) 191
Backtick (`) 192
Tilde (~) 192
Opening square bracket ([) 219
Opening curly bracket ({) 219
Backslash (\) 220
Pipe (|) 220
Closing square bracket (]) 221
Closing curly bracket (}) 221
Одинарная кавычка (‘) 222
Двойная кавычка («) 222

Благодарности

Спасибо Anne van Kesteren, Alexey Proskuryakov, Olli Pettay, Bjoern Hoehrmann и Oliver Hunt за комментарии к более ранним (и более сложным) версиям этого черновика.

Asisbiz Messerschmitt Bf 109K4 14.JG53 Черный 15 тильда WNr 332579 Stkz VK+ZB Мюнхен 1945 0A

Мессершмитт Bf 109 в двух словах

National origin:- Germany
Role:- Fighter
Manufacturer:- Bayerische Flugzeugwerke (BFW) Messerschmitt AG
Designer:- Willy Messerschmitt and Robert Lusser
Первый рейс:- 29 мая 1935 г.
Введение:- Февраль 1937 Пенсионер:- 9 мая 1945, Luftwaffe 27 декабря 1965, испанский. Люфтваффе, ВВС Венгрии, Aeronautica Nazionale Repubblicana, Королевские ВВС Румынии, Финляндия
Количество построек:- 33 984 +603 Avia S-199 +239 HA-1112
Варианты:- 33 984 +6030319 Avia S-99/S-199 и Hispano Aviación HA-1112

Messerschmitt Bf 109 — немецкий истребитель времен Второй мировой войны, составлявший основу истребительной авиации Люфтваффе. Bf 109 впервые поступил на вооружение в 1937 году во время гражданской войны в Испании и все еще находился на вооружении на заре реактивной эры в конце Второй мировой войны в 1945 году. Это был один из самых передовых истребителей той эпохи, включая такие Особенности цельнометаллической несущей конструкции, закрытого фонаря и убирающегося шасси. Он был оснащен авиадвигателем перевернутого V12 с жидкостным охлаждением. С конца 1941, Bf 109 постепенно дополнялся Focke-Wulf Fw 190. Его обычно называли Me 109, чаще всего среди летных экипажей союзников и среди немецких асов, хотя это не было официальным немецким обозначением.

Он был разработан Вилли Мессершмиттом и Робертом Люссером, которые работали в Bayerische Flugzeugwerke с начала до середины 1930-х годов. Он был задуман как перехватчик, хотя более поздние модели были разработаны для выполнения нескольких задач, в качестве эскорта бомбардировщиков, истребителей-бомбардировщиков, дневных, ночных, всепогодных истребителей, штурмовиков и самолетов-разведчиков.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *