Где ставится точка

Еще со школьной скамьи многим известна прописная истина: если предложение повествовательное, то в конце него всегда ставится точка. Для справки напомним, что предложения по интонации бывают трех типов: повествовательное, восклицательное (в конце ставится, соответственно, восклицательный знак) и вопросительное (с вопросительным знаком в конце).

Однако есть некоторые особенные случаи использования точки. Все они описаны ниже.

Точка ставится:

1. В конце повествовательного предложения, причем состав предложения значения не имеет. Точкой заканчиваются как полные, так и неполные предложения, если они не восклицательные и не вопросительные. Например:

  • Кошка грелась на солнце. Она спала и мирно сопела. Иногда потягивалась. Иногда вздрагивала во сне.
  • Снег блестящий, яркий. Слепит глаза. Невольно приходится щуриться, иначе будет больно. Хрустит под ногами, так и манит в белоснежную, холодную даль.
  • Является поэт с истинным талантом. Кто судья его таланту? Общество (Белинский).

2. В целях придания повествованию большей выразительности после ряда коротких предложений, которые используются в тексте для создания общей картины или для того, чтобы показать быструю смену действий. Например:

  • Наступало утро. Краснела полоска неба. Занимался рассвет.
  • Из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза. Идет. Ему коня подводят (Пушкин).
  • Небо. На небе яркие расчерченные полоски. Страшно. Завораживает. Кутаешься потеплее и смотришь вверх.

3. Перед союзами «и», «а», «да», «но», «однако»

в тех случаях, когда они начинают новое предложение, а не связывают в единое целое части. Например:

  • Я хотела чего-то. Но только не бежать. И не кричать. И не плакать.
  • Я хотела ему помочь, честно хотела. Да вот только не помогла.
  • Мой отец – тихий человек, но я не сомневаюсь, что он возьмется за оружие. А мать, с ее характером, — та безусловно возьмется за оружие (Фадеев)

4. В конце рубрик перечисления, но только в тех случаях, если данные рубрики достаточно развиты сами по себе и (или) состоят из нескольких предложений. Также точка ставится в рубриках перечисления и в тех случаях, если предложения, формирующие данные рубрики, внутри себя уже имеют несколько знаков препинания. Например:

  • Резюмируя всё изложенное выше, можно сказать:

— Двести лет тому назад в нашей Академии наук зародилась теория корабля в виде двухтомного сочинения Л. Эйлера «Scientia Navalis».

— Через несколько лет появилось и первое сочинение по строительной механике в виде мемуара того же Эйлера «Examen des efforts qu’ort à supporter…».

— В течение всего XIX в. в числе действительных членов Академии наук были моряки, и лишь с 1917 г. это было оставлено.

[Следует ещё несколько пунктов.] (Академик А. Н. Крылов).

5. После предложения, служащего для ввода в то просторное высказывание, которое последует после него. Часто используется в конструкциях типа:

  • А произошло следующее.

Он вошел в комнату и увидел, что случилось. Он закричал, упал на колени. Расплакался как мальчишка (далее следует развернутое повествование).

Когда ставится точка?

Давайте рассмотрим, в каких случаях ставится точка. На самом деле, их не так уж и много, поэтому разобраться не составит труда. 

Правила постановки точки

  1. Точку ставят в конце законченного повествовательного предложения, как неполного, так и полного. Например: «Утром следующего дня наше войско двинулось вперед. С восточной стороны Арзрума находилось турецкое войско. Наши полки двинулись к нему, отвечая на турецкую пальбу музыкой и барабанным боем. Мы шли гордо и не отступали назад под натиском врага.».
  2. Точка также может ставиться и для того, чтобы придать повествованию выразительность, сделать его ярче, подчеркнуть описание. Например: «Воды струились тихо. Небо меркло. Солнце клонилось к закату.».
  3. Точку ставят перед союзами а, но, и, однако и т. д,, если они не связаны в одно целое предложение, а начинают самостоятельное предложение. Например: «За месяц до рождества приехал наш доктор. И мы опять спорили по вечерам, играя в бильярд.».
  4. Точку ставят после предложения, которое вводит в дальнейшее изложение, если последнее представляет собой развернутое повествование, рассуждение или описание. Например: «А все произошло так. Нежданов, садясь в телегу к Павлу, вдруг пришел в очень возбужденное состояние.»
  5. Точка ставится после кавычек. Перед закрывающимися кавычками точка не допускается. Например: «Он начал наставлять меня на «путь истинный».».
  6. Важно запомнить, когда ставится точка, а когда ее ставить не нужно. Точки не должно быть в конце предложения после точки, которая обозначает сокращение слова. В конце предложения не должно стоять двух точек подряд. Например: «Брат рассказывал мне истории из жизни о любви, ревности, разлуке, грусти и т.д.».

Точка нужна в письменной речи для того, чтобы передавать полный смысл текста. Точке полюбилось место в конце предложения, ведь обычно она находится именно там. Чтобы правильно поставить точку, нужно найти конец предложения, а это не всегда просто, как кажется. Ведь в конце предложения могут располагаться еще вопросительный и восклицательный знаки. Когда собираетесь расставить знаки препинания в предложении, нужно учитывать и это. 

Когда ставится точка с запятой в предложении: особенности и правила пунктуации

Когда ставится точка с запятой в предложении? Ответить на этот вопрос не так просто, как может показаться. Русская грамматика и считается одной из сложнейших как раз из-за подобных правил. В этой статье мы постараемся ответить на поставленный вопрос и рассмотрим все возможные варианты постановки в предложении этого пунктуационного знака.

Точка с запятой: правила

когда ставится точка с запятой в предложении

Такой знак препинания ставится между двумя или несколькими независимыми предложениями, которые между собой объединены в одно без вспомогательных союзов. При этом вероятность постановки точки запятой возрастает, если эти предложения распространенные и внутри имеют запятые.

Примеры:

«Тем временем чай был выпит; уже давно запряжённые лошади продрогли на морозе; месяц блекло мерцал на западе и готовился погрузиться в мрачные тучи, сидящие на далеких горах, как куски разорванного занавеса».

«Вокруг все застыло в осеннем сне; через сереющую мглу едва виднеются под горами широкие поля; они рассечены Волгой, перекинулись чрез неё и растаяли в тумане».

Когда ставится точка с запятой в сложносочиненных предложениях?

Сложносочиненными (ССП) называют предложения, связанные между собой с помощью сочинительной связи. Части, из которых состоят такие предложения, считаются равноправными, то есть независящими друг от друга.

Итак, мы выяснили, какие предложения называют сложносочиненными. Но в каких случаях нужно ставить точку с запятой? Итак, этот знак препинания уместен в следующих случаях.

Во-первых, если независимые предложения, входящие в состав ССП, соединены союзами «однако», «но», «тем не менее», «все же» и пр.

в каких предложениях ставится точка с запятой

Примеры:

«Была у меня только голубая краска; но, несмотря на этот факт, я задумал изобразить осеннюю охоту».

«Казалось бы, ей совершенно незачем было ездить к нему, и сам он был не очень рад ей; однако ж приезжала она и жила у него целыми неделями, а иногда и намного более».

Обратите внимание! Перед союзом «а» наш знак препинания ставится только в том случае, если предложения, которые он объединяет, имеют внутри несколько запятых и значительно распространены.

Пример:

«Мне показалось, что он начал плакать; а ведь надо вам сообщить, что Витька был упрямейший мальчишка, и, бывало, нипочем у него не выбьешь слез, даже когда был он и помладше».

Во-вторых, если бы между предложениями, входящими в состав ССП, можно было поставить точку, не будь они соединены союзами «да» (в знач. «и») и «и».

Пример:

«Она читала книгу, думая о том, что читала, приостанавливаясь, чтобы выслушать Нину Аркадьевну, которая болтала без устали; и вместе с тем разнообразные картинки будущей совместной жизни и хозяйства без какой-либо связи представлялись внутреннему взору ее».

Предложения с распространенными однородными членами

в каких случаях нужно ставить точку с запятой

Теперь поговорим о том, когда ставится точка с запятой в предложении с распространенными однородными членами. Обычно такие знаки препинания ставятся, когда однородные члены внутри себя имеют одну или несколько запятых.

Пример:

«В темноте смутно представлялись все те же неясные очертания предметов: в отдалении иссиня-черная стена, такие же пятна на ней; возле меня самого — круп коня, который, помахивая хвостом, широко открывал рот; спина коня в белой черкеске, на которой виднелась беловатая головка пистолета в самодельной кобуре и раскачивалась винтовка в темном чехле; огонёк папиросы, освещающий рыжеватые усы, бобровый воротник и руку в кожаной перчатке». (Л. Н. Толстой).

«Люди были здесь из станиц и из хуторов и города, задержанные по подозрению в том, что они были советскими работниками, партизанами, коммунистами, комсомольцами; люди, словом или поступком оскорбившие немецкие мундиры; люди, скрывшие свои еврейские корни; люди, арестованные за то, что у них не было документов, и просто потому, что они люди». (А. А. Фадеев).

Сложноподчиненные предложения

когда ставится точка с запятой в сложносочиненных предложениях

Еще когда ставится точка с запятой в предложении? Данный знак препинания расставляется между придаточными (распространенными), если их не связывает союз, и они подчинены одному главному. Это правило становится обязательным, если внутри придаточных предложений есть другие придаточные.

Пример:

«Разница в том, что, вместо насильной воли, объединявшей их в школе, они самостоятельно кинули матерей и отцов и бежали из отчих своих домов; что были здесь и те, у которых моталась уже веревка около шеи и которые, вместо мрачной смерти, увидели настоящую жизнь, и жизнь во всем своем разнузданном разгуле; что были здесь те, которые, по давнему и благородному обычаю, не могли в кармане своем удержать копейки». (Н. В. Гоголь).

Указание границ между предложениями

Продолжаем описывать случаи, когда ставится точка с запятой в предложении. Если смысловая составляющая требует, чтобы читатель точно увидел границу между группой предложений и отдельными предложениями, точка с запятой ставится между:

  • несколькими независимыми предложениями;
  • несколькими придаточными предложениями, относящимися к единому главному.

Пример:

«В том саду было огромное множество ворон, их гнезда покрывали вершины деревьев, они кружили вокруг них и громко каркали; иногда, особенно в вечернее время, они взлетали целыми сотнями, поднимая других и шумя; иногда какая-нибудь из них перелетит наскоро с одного дерева на другое, и все снова затихнет». (А. И. Герцен).

точка с запятой правила

Перечисления

Мы рассмотрели, в каких предложениях ставится точка с запятой, теперь поговорим о перечислениях.

Наш знак препинания ставится после рубрик перечисления. Но только если эти рубрики не могут выступать самостоятельными предложениями, но в то же время достаточно распространены, и внутри них уже поставлены какие-либо другие знаки препинания.

Пример:

«Из-за такого использования мин к ним были предъявлены следующие требования:

  • чтобы случайно оторвавшаяся и свободно плавающая на поверхности воды мина не смогла нанести вред проплывающему мимо нее судну;
  • чтобы в момент установки заграждений мины не всплывали, указывая таким образом врагу места заграждения;
  • увеличение безопасности при установке мин (Академик Крылов).

Таким образом, точка с запятой может ставиться как в сложных предложениях, так и при перечислении чего-либо.

Точка с запятой — «Грамота.ру» – справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»

Пунктуация

Точка с запятой

§ 130. Точка с запятой ставится между независимыми предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение без помощи союзов, особенно если такие предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые (о запятой между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, см. §§ 137 и 138), например:

    Между тем чай был выпит; давно запряженные кони продрогли на снегу; месяц бледнел на западе и готов уж был погрузиться в черные свои тучи, висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса.

    Лермонтов


    Все вокруг застыло в крепком осеннем сне; сквозь сероватую мглу чуть видны под горою широкие луга; они разрезаны Волгой, перекинулись через нее и расплылись, растаяли в туманах.

    М. Горький

§ 131. Точка с запятой ставится между независимыми предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение и связанными между собой:

1. Союзами но, однако, все же, тем не менее и т. п., особенно если эти предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые (о запятой перед этими союзами см. §§ 137 и 138). например:

    У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту.

    Л. Толстой


    Казалось бы, совершенно ей незачем было к нему ездить, и он сам был не слишком ей рад; однако ж oна ездила и проживала у него по целым неделям, а иногда и более.

    Герцен

Примечание. Перед союзом а точка с запятой ставится лишь в том случае, когда связываемые им предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые, например:

    Мне послышалось, что он заплакал; а надо вам сказать, что Азамат был преупрямый мальчишка, и ничем бывало, у него слез не выбьешь, даже когда он был и помоложе…

    Лермонтов


    Кругом тебя одни чудаки, сплошь одни чудаки; a поживешь с ними года два-три, и мало-помалу сам, незаметно для себя, становишься чудаком.

    Чехов

2. Союзами и и да (в значении «и») лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой. (В таких случаях предложения, начинающиеся союзами и, да, являются по характеру связи присоединительными.) Например:

    Он читал книгу, думая о том, что читал, останавливаясь, чтобы слушать Агафью Михайловну, которая без устали болтала; и вместе с тем разные картины хозяйства и будущей семейной жизни без связи представлялись его воображению.

    Л. Толстой


    Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы.

    Чехов

§ 132. Точка с запятой ставится между распространенными однородными членами предложения, особенно если внутри хотя бы одного из них есть запятые, например:

    Во мраке смутно представлялись те же неясные предметы: в некотором отдалении черная стена, такие же движущиеся пятна; подле самого меня круп лошади, которая, помахивая хвостом, широко раздвигала задними ногами; cпина в белой черкеске, на которой покачивалась винтовка в черном чехле и виднелась белая головка пистолета в шитой кобуре; огонек папиросы, освещающий русые усы, бобровый воротник и руку в замшевой перчатке.

    Л. Толстой


    Здесь были люди из города и из станиц и хуторов, задержанные по подозрению в том, что они советские работники, партизаны, коммунисты, комсомольцы; люди поступком или словом оскорбившие немецкий мундир; люди, скрывавшие свое еврейское происхождение; люди, задержанные за то, что они без документов, и просто за то, что они люди.

    Фадеев

§ 133. Точка с запятой ставится между значительно распространенными придаточными предложениями, подчиненными одному и тому же главному, если между придаточными нет сочинительного союза, особенно когда внутри таких придаточных имеются в свою очередь придаточные предложения, например:

    Не потерплю, чтоб развратитель огнем и вздохов, и похвал младое сердце искушал; чтоб червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелек; чтобы двухутренний цветок увял еще полураскрытый.

    Пушкин


    Разница та, что, вместо насильной воли, соединившей их в школе, они сами собою кинули отцов и матерей и бежали из родительских домов cвоих; что здесь были те, у которых уже моталась около шеи веревка и которые, вместо бледной смерти, увидели жизнь, и жизнь во всем разгуле; что здесь были те, которые, по благородному обычаю, не могли удержать в кармане своем копейки…

    Гоголь

§ 134. Точка с запятой ставится между группами независимых предложений, а также между группами придаточных предложений, относящихся к одному главному, если необходимо указать границы между группами предложений в отличие от границ между отдельными предложениями, например:

    В саду было множество ворон, гнезда их покрывали макушки деревьев, они кружились около них и каркали; иногда особенно к вечеру, они вспархивали, целыми сотнями, шумя и поднимая других; иногда одна какая-нибудь перелетит наскоро с дерева на дерево и все затихнет…

    Герцен


    Люди этой партии говорили и думали, что все дурное происходит преимущественно от присутствия государя с военным двором при армии, что в армию перенесена та неопределенная, условная и колеблющаяся шаткость отношений, которая удобна при дворе, но вредна в армии; что государю нужно царствовать, а не управлять войском, что единственный выход из этого положения есть отъезд государя с его двором из армии; что одно присутствие государя парализует 50 тысяч войска, нужных для обеспечения его личной безопасности; что самый плохой, но независимый главнокомандующий будет самого лучшего, но связанного присутствием и властью государя.

    Л. Толстой

§ 135. Точка с запятой ставится в конце рубрик перечисления, если рубрики эти не являются самостоятельными предложениями, но достаточно распространены, и особенно если внутри их уже есть какие-либо знаки препинания, например:

«Грамота.ру» – справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»

Пунктуация

Точка

§ 125. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения, как полного, так и неполного, например:

    На другой день утром войско наше двинулось вперед. С восточной стороны Арзрума, на высоте Топ-Дага, находилась турецкая батарея. Полки пошли к ней, отвечая на турецкую пальбу барабанным боем и музыкой.

    Пушкин


    Является поэт с истинным талантом. Кто судья его таланту? Общество.

    Белинский

§ 126. Точка ставится для придания изложению большей выразительности после коротких предложений, рисующих какую-нибудь единую картину или быструю смену событий, например:

    Был вечер. Небо меркло. Воды струились тихо. Жук жужжал. Уж расходились хороводы.

    Пушкин


    Из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь как божия гроза. Идет. Ему коня подводят.

    Пушкин


    Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер. Полесье. Окопы над болотом, поросшим ольхой. Впереди проволочные заграждения. В окопах колодная слякоть.

    Шолохов

§ 127. Точка ставится перед союзами и, а, но, однако и т. п., если они не связывают в одно целое предложения, а начинают собой самостоятельное предложение, например:

    За неделю до рождества приехал доктор Благово. И опять мы спорили и по вечерам играли на бильярде.

    Чехов


    Мой отец – тихий человек, но я не сомневаюсь, что он возьмется за оружие. А мать, с ее характером, –  та безусловно возьмется за оружие.

    Фадеев


    Я везде чувствовал связь, соединяющую все это молодое общество, и с грустью чувствовал, что связь эта как-то обошла меня. Но это было только минутное впечатление.

    Л. Толстой

§ 128. Точка ставится в конце рубрик перечисления (и в том случае, когда оно следует за двоеточием), если рубрики эти являются достаточно развитыми и особенно если они представляют собой самостоятельные предложения и если внутри их уже есть какие-либо знаки препинания, например:

§ 129. Точка ставится после предложения, вводящего дальнейшее изложение, если последнее представляет собой развернутое повествование, описание или рассуждение, например:

    А случилось это дело вот как. Садясь в телегу к Павлу, Нежданов вдруг пришел в весьма возбужденное cостояние; а как только они выехали с фабричного двора и покатили по дороге в направлении к… [Следует пространное повествование].

    Тургенев

Где ставится точка с запятой

По сути своей этот знак препинания очень близок обычной точке. Он тоже часто указывает на завершенность, но не целого предложения, а только его отдельной части. Точка с запятой, как правило, ставятся в сложносочиненных предложениях, части которых не только распространены, но и осложнены такими элементами, как вводные слова, причастные или деепричастные обороты.

Случаи, когда целесообразно ставить точку с запятой:

1. Данный знак препинания используется в сложносочиненных предложениях, если для связи их частей не употреблялись союзы, тем более, если эти части внутри себя уже имеют много знаков препинания (обычно запятых). Например:

— Цветы на подоконнике начали цвести, издавая нежный аромат, одурманивая и радуя глаз; они выделялись яркими пятнами.

— По дороге все чаще и чаще стали попадаться елочки, казалось, что они давят на другую растительность, поглощая ее; травы становилось все меньше, а потом она и вовсе пропала.

2. Знак препинания «;» ставится между независимыми друг от друга предикативными частями в том случае, если они объединены в одно сложное предложение, и связаны между собой:

а). Союзами «но», «однако», «все же», «тем не менее» и подобными им, особенно если эти части сильно распространены и уже имеют внутри себя запятые, например:

— Казалось, им незачем больше быть вместе, их встречи заканчивались ссорами и скандалами; однако они продолжали встречаться, сами не зная для чего.

Примечание. Данный знак препинания ставится перед союзом «а» только в том случае, если соединяемые им части предложения достаточно распространены, осложнены, и внутри них уже используются другие знаки препинания (обычно запятые):

Мне показалось, что он дрожит от страха, и как будто даже всхлипывает, коротко втягивая воздух; а, надо тут заметить, чтобы вы знали, мой брат совсем не из трусливых.

В таких случаях, предикативные части, присоединяемые союзами «и», «да» по своей сути являются присоединительными.

б). Союзами «и», «да» (= «и»), но только в том случае, если бы без этих союзов части сложного предложения были бы полноценными отдельными предложениями, например:

— Он писал что-то в тетради, изредка вскидывая голову и задумываясь, в то же время прислушивался к звукам улицы; и параллельно рассеянно отвечал на вопросы матери.

3. Точка с запятой ставится между однородными членами предложения, если они сильно распространены, осложнены и особенно, уже имеют внутри себя запятые. Например:

— По сторонам дороги в Санкт-Петербург мелькали: одинокие, серые домики, освещенные изнутри тусклым светом; собачьи будки, такие же хмурые и одинокие; скрюченные деревья с вороньими гнездами на них.

— Я была довольна всем: и новым, шикарным домом со множеством комнат; и большой конюшней рядом ним, услаждавшей мой слух лошадиным ржанием; и огромным садом в английском стиле, со множеством зеленых лабиринтов и тихих беседок.

4. Точка с запятой ставится между придаточными частями сложноподчиненного предложения, если все они относятся к одной главной части, не связаны сочинительными союзами. Особенно, если эти части в свою очередь внутри себя имеют тоже придаточные предложения. Например:

— О чем же мечтала моя дочь? О том, что она станет принцессой; что всегда будет солнечно и ярко; что все вокруг будут любить ее и восхищаться ею.

5. Точка с запятой ставится между группами частей предложения в сложносочиненном предложении, или между группами придаточных частей сложноподчиненного предложения, относящихся к одной главной части. Делается это с целью показать границы между соединенными по смыслу группами частей предложения и отдельными частями предложения. Например:

— В саду было множество ворон, гнезда их покрывали макушки деревьев, они кружились около них и каркали; иногда особенно к вечеру, они вспархивали, целыми сотнями, шумя и поднимая других; иногда одна какая-нибудь перелетит наскоро с дерева на дерево и все затихнет… (Герцен)

6. И, наконец, точка с запятой ставится в конце рубрик перечисления, если эти рубрики не являются самостоятельными и относятся к одному предложению. Особенно, если они уже распространены или осложнены. Например:

— Такой способ работы заставил его исполнять следующие правила:

1) вставать не позже шести часов утра;

2) каждый день писать не менее шести строк;

3) Не пытаться работать позже шести часов вечера.

11 правил оформления списков и перечней

11 простых правил, которые помогут вам научиться создавать правильные и удобочитаемые списки где бы то ни было: в презентацих, отчетах, документах или на сайтах.


При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. Бывают простые и многоуровневые списки. Как их оформлять? В каких случаях использовать нумерацию, буквы и тире? Когда в конце каждого элемента списка уместной будет точка, а когда нужна запятая или точка с запятой?

При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. При этом правил их оформления существует великое множество. Попробуем разобраться в них.

Обозначение элементов списка

Предваряющее перечень предложение и элементы последующего списка (перечисляются после двоеточия) могут писаться в виде единой строки. Но в длинных и сложных списках гораздо удобнее располагать каждый элемент с новой строки. И тут у вас есть выбор: вы можете ограничиться использованием абзацного отступа (Пример 1) или же заменить его на цифру, букву или тире (Пример 2).

Пример 1

D_07-05_90

Пример 2

D_07-05_90-2

Перечни бывают:

  • простые, т.е. состоящие из одного уровня членения текста (см. Примеры 1 и 2) и

  • составные, включающие 2 и более уровней (см. Пример 3).

От глубины членения зависит выбор символов, которые будут предварять каждый элемент списка. При оформлении простых перечней можно использовать строчные («маленькие») буквы, арабские цифры или тире.

Гораздо сложнее обстоит дело с составными перечнями. Для большей наглядности сочетания различных символов в списках приведем пример оформления 4-уровневого перечня:

Пример 3

D_07-05_91

Из данного примера видно, что система нумерации рубрик выглядит следующим образом: заголовок первого уровня оформлен при помощи римской цифры, заголовки второго уровня – при помощи арабских цифр без скобок, заголовки третьего уровня – при помощи арабских цифр со скобками и, наконец, заголовки четвертого уровня оформлены с применением строчных букв со скобками. Если бы данный перечень предполагал еще один, пятый уровень, то его мы оформили бы при помощи тире.

Система нумерации частей составного перечня может состоять только из арабских цифр с точками.Тогда структура построения номера каждого элемента списка отражает его подчиненность по отношению к расположенным выше элементам (происходит наращивание цифровых показателей):

Пример 4

D_07-05_91-2

Если в конце списка стоит «и др.», «и т.д.» или «и т.п.», то такой текст не располагают на отдельной строке, а оставляют в конце предыдущего элемента списка (см. Примеры 3 и 4).

Пунктуационное оформление перечней

В Примере 3 хорошо видно, что заголовки первого и второго уровней начинаются с заглавных букв,а заголовки последующих уровней – со строчных. Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка, а после точки, как все мы помним с начальной школы, начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы. После арабских цифр со скобками и строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы. Последнее положение, кстати, относится и к тире, поскольку трудно представить себе сочетание тире с точкой после него.

Обратите внимание на знаки препинания в конце заголовков перечня, а также в конце слов и словосочетаний в его составе.
Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка.

Пример 5

D_07-05_92-1

Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми (см. Пример 5). Если же части перечня усложнены (внутри них есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).

Пример 6

D_07-05_92-2

Наконец, если части перечня представляют собой отдельные ­предложения, они друг от друга отделяются точкой:

Пример 7

D_07-05_92-3

Иногда перечень оформляется таким образом, что его предваряет целое предложение (или несколько предложений). В этом случае в перечне используются лишь так называемые «низшие» уровни членения (строчные буквы со скобкой или тире), а точки в конце каждой части перечня не ставятся, т.к. в данном случае перечень представляет собой единое предложение:

Пример 8

D_07-05_93-1

Бывает, что в какие-либо части перечня, представляющие собой словосочетания, включается самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы. Независимо от того, что в конце предложения по правилам русского языка должна ставиться точка, каждый элемент списка будет отделяться от следующего точкой с запятой:

Пример 9

D_07-05_93-2

Согласованность элементов списка

При составлении перечней следует обязательно обращать внимание на то, чтобы начальные слова каждого элемента списка были согласованы между собой в роде, числе и падеже. В Примере 10 мы привели вариант неправильного оформления: последний элемент списка употреблен в ином падеже по сравнению с остальными. Подобные ошибки обычно встречаются в длинных перечнях с большим количеством элементов.

Пример 10

D_07-05_93-3

Также все элементы списка должны быть обязательно согласованы в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие. Давайте вновь рассмотрим пример неправильного составления перечня, чтобы проанализировать ошибки.

Пример 11

D_07-05_94

Данный перечень может показаться безукоризненным, если бы не одно «но». Слово «соблюдение» требует после себя слов в родительном падеже, которые бы отвечали на вопросы «кого? чего?». Поэтому каждая рубрика должна начинаться так:

D_07-05_94-2

Итак, мы привели основные правила построения и оформления ­перечней, которые помогут сделать ваши документы еще более грамотными.

90000 When Presenting Your Data, Get to the Point Fast 90001 90002 Projecting your data on slides puts you at an immediate disadvantage: When you’re giving a presentation, people can not pull the numbers in for a closer look or take as much time to examine them as they can with a report or a white paper. That’s why you need to direct their attention. What do you want people to get from your data? What’s the message you want them to take away? 90003 90002 Data slides are not really about the data.They’re about the 90005 meaning 90006 of the data. And it’s up to you to make that meaning clear before you click away. Otherwise, the audience will not process — let alone buy — your argument. 90003 90002 Take this table, for instance: 90003 90002 90003 90002 It’s confusing — especially if you project it for five seconds and then move on. And even if you leave it up for five minutes while you talk, anyone who’s struggling to derive meaning from it will not be paying much attention to what you have to say.They’ll be too busy squinting from their seats, trying to navigate all those heavy grid lines that give every single cell equal weight. It’s not at all clear where the eye should go. Your audience will not know what direction to read — horizontally or vertically — or what conclusions to draw. Though the Grand Total line is emphasized, is that really the main point you want to convey? 90003 90002 Now let’s look at the data presented more simply. Say you’ve identified three business units with potential for sustained growth in Europe.By eliminating the dense matrix and connecting only key numbers to a pie with leader lines, you remove clutter that distracts from your message. And notice the clear hierarchy of information: You can highlight important pieces of the pie by rendering them in color and their corresponding annotations in large, blue type. Other sections recede to the background, where they belong, with their neutral shades and small, gray labels. 90003 90002 90003 90002 But pie charts can be tricky for an audience to process when segments are similar in size — it’s hard to distinguish between them at a glance.If you’re running into that problem, consider displaying the same data in a linear way. In this bar chart, for example, you draw attention to the poorest-performing unit, a point that got lost in the pie: 90003 90002 90003 90002 These few tricks will help audiences see what you 90005 want 90006 them to see in your data. By focusing their attention on the message behind the numbers, not on the numbers themselves, you can create presentations that resonate with them and compel them to act.90003 90002 Visualizing Data 90027 An HBR Insight Center 90003 .90000 Comma Before But | Grammarly Blog 90001 90002 Deciding whether to put a comma before or after 90003 but 90004 in a sentence is hard for a lot of writers, but it does not have to be for you! 90005 90006 When Do You Need a Comma Before But? 90007 90002 You should put a comma before 90003 but 90004 only when 90003 but 90004 is connecting two independent clauses. 90005 90002 90015 Here’s a tip: 90016 Commas can be tricky, but they do not have to trip you up. Grammarly’s writing assistant can help you make sure your punctuation, spelling, and grammar are tip-top on all your favorite websites.90005 How do you know you have two independent clauses? First, look at the words before 90003 but 90004: 90015 I would go for a walk 90016. Then look at the words after 90003 but 90004: 90015 it’s raining outside 90016. Both of those phrases could stand alone as complete sentences. That means they’re independent clauses, so you need to use a comma before 90003 but 90004. 90002 When you do not have two independent clauses, leave the comma out. 90005 90002 This time, 90003 but 90004 is connecting an independent clause to a dependent clause.How do you know? Look at the words after 90003 but 90004: 90015 for the rain 90016. That phrase can not stand by itself as a complete sentence, which means it’s a dependent clause. Therefore, you should not use a comma before 90003 but 90004. 90005 90002 Here are a few more examples of when you should and should not use a comma before 90003 but 90004 in a sentence: 90005 90002 By the way, this comma rule applies to all conjunctions, including 90003 and 90004, 90003 or 90004, and 90003 so 90004.90005 90006 Do You Need a Comma After But? 90007 90002 If you’re wondering whether you need a comma after 90003 but 90004, the answer is that you probably do not. 90005 90002 The only time you need a comma after 90003 but 90004 is when it is immediately followed by an interrupter. An interrupter is a little word or phrase that interrupts a sentence to show emotion, tone, or emphasis. You should always use a comma before and after an interrupter. 90005 90002 In the sentence above, 90003 of course 90004 is an interrupter.You could take it out of the sentence without losing any meaning. The only reason it’s there is to emphasize the obviousness of the statement. If your sentence happens to place an interrupter directly after 90003 but 90004, then go ahead and use a comma. Otherwise, you do not need a comma after 90003 but 90004. 90005 .90000 Finding Parallel and Perpendicular Lines 90001 90002 How to use Algebra to find parallel and perpendicular lines. 90003 90004 Parallel Lines 90005 90006 How do we know when two lines are 90007 parallel 90008? 90003 90006 Their slopes are the same! 90003 90006 90003 90006 90003 90016 Example: 90017 90006 Find the equation of the line that is: 90003 90020 90021 parallel to 90007 y = 2x + 1 90008 90024 90021 and passes though the point (5,4) 90024 90027 90006 90003 90006 The slope of 90007 y = 2x + 1 90008 is: 2 90003 90006 90007 The parallel line needs to have the same slope of 2.90008 90003 90006 90003 90006 We can solve it using the «point-slope» equation of a line: 90003 90002 y — y 90043 1 90044 = 2 (x — x 90043 1 90044) 90003 90006 And then put in the point (5,4): 90003 90002 y — 4 = 2 (x — 5) 90003 90006 90003 90006 And that answer is OK, but let’s also put it in y = mx + b form: 90003 90002 y — 4 = 2x — 10 90003 90002 y = 2x — 6 90003 90016 Vertical Lines 90017 90006 But this does not work for vertical lines… I explain why at the end. 90003 90016 Not The Same Line 90017 90006 Be careful! They may be the 90007 same line 90008 (but with a different equation), and so are 90007 not parallel 90008. 90003 90006 How do we know if they are really the same line? 90007 Check their y-intercepts 90008 (where they cross the y-axis) as well as their slope: 90003 90016 Example: is y = 3x + 2 parallel to y — 2 = 3x? 90017 90006 For 90007 y = 3x + 2 90008: the slope is 3, and y-intercept is 2 90003 90006 For 90007 y — 2 = 3x 90008: the slope is 3, and y-intercept is 2 90003 90006 In fact they are the same line and so are not parallel 90003 90004 Perpendicular Lines 90005 90006 Two lines are Perpendicular when they meet at a right angle (90 °).90003 90006 To find a perpendicular slope: 90003 90006 When one line has a slope of m, a perpendicular line has a slope of 90095 -1 90096 90097 m 90098 90003 90006 In other words the 90007 negative reciprocal 90008 90003 90006 90003 90016 Example: 90017 90006 Find the equation of the line that is 90003 90020 90021 perpendicular to 90007 y = -4x + 10 90008 90024 90021 and passes though the point 90007 (7,2) 90008 90024 90027 90006 90003 90006 The slope of 90007 y = -4x + 10 90008 is: -4 90003 90006 The 90007 negative reciprocal 90008 of that slope is: 90003 90006 m = 90095 -1 90096 90097 -4 90098 = 90095 1 90096 90097 4 90098 90003 90006 So the perpendicular line will have a slope of 1/4: 90003 90002 y — y 90043 1 90044 = (1/4) (x — x 90043 1 90044) 90003 90006 And now put in the point (7,2): 90003 90002 y — 2 = (1/4) (x — 7) 90003 90006 90003 90006 And that answer is OK, but let’s also put it in «y = mx + b» form: 90003 90002 y — 2 = x / 4 — 7/4 90003 90002 y = x / 4 + 1/4 90003 90004 Quick Check of Perpendicular 90005 90006 When we multiply a slope m by its perpendicular slope 90095 -1 90096 90097 m 90098 we get simply -1.90003 90006 So to quickly check if two lines are perpendicular: 90003 90002 When we multiply their slopes, we get -1 90003 90006 Like this: 90003 90006 90003 90006 Are these two lines perpendicular? 90003 90178 90179 90180 Line 90181 90180 Slope 90181 90184 90179 90180 y = 2x + 1 90181 90180 90007 2 90008 90181 90184 90179 90180 y = -0.5x + 4 90181 90180 90007 -0.5 90008 90181 90184 90201 90006 When we multiply the two slopes we get: 90003 90002 2 × (-0.5) = -1 90003 90006 Yes, we got -1, so they are perpendicular. 90003 90004 Vertical Lines 90005 90006 The previous methods work nicely except for a 90007 vertical line 90008: 90003 90006 90003 90006 90003 90006 In this case the gradient is 90007 undefined 90008 (as we can not divide by 0): 90003 90006 m = 90095 y 90043 A 90044 — y 90043 B 90044 90096 90097 x 90043 A 90044 — x 90043 B 90044 90098 = 90095 4 — 1 90096 90097 2 — 2 90098 = 90095 3 90096 90097 0 90098 = undefined 90003 90006 So just rely on the fact that: 90003 90020 90021 a vertical line is parallel to another vertical line.90024 90021 a vertical line is perpendicular to a horizontal line (and vice versa). 90024 90027 90004 Summary 90005 90020 90021 parallel lines: 90007 same 90008 slope 90024 90021 perpendicular lines: 90007 negative reciprocal 90008 slope (-1 / m) 90024 90027 90006 90003 90006 90003 .90000 Quotation marks | The Punctuation Guide 90001 90002 Quotation marks are primarily used to indicate material that is being reproduced word for word, as well as some other important uses. 90003 90004 Quotation marks and adjacent punctuation 90005 90002 Though not necessarily logical, the American rules for multiple punctuation with quotation marks are firmly established. (See here for a brief explanation of the British style.) 90003 90002 Commas and periods that are part of the overall sentence go inside the quotation marks, even though they are not part of the original quotation. 90003 Correct 90002 «The best investments today,» according to Smith, «are commodities and emerging-market stocks.» 90003 Incorrect 90002 «The best investments today», according to Smith, «are commodities and emerging-market stocks». 90003 90002 Unless they are part of the original quotation, all marks other than commas or periods are placed outside the quotation marks.90003 Correct 90002 She provides a thorough list of problems in her most recent article, «Misery in Paradise»; she does not provide a solution. 90003 Incorrect 90002 She provides a thorough list of problems in her most recent article, «Misery in Paradise;» she does not provide a solution. 90003 Correct 90002 Was not it Dickens who wrote, «It was the best of times, it was the worst of times»? 90003 Incorrect 90002 Was not it Dickens who wrote, «It was the best of times, it was the worst of times?» 90003 90002 For more on the proper use of multiple punctuation at the end of a sentence, see here.90003 90004 Quoting the words of others 90005 90002 There are two ways to incorporate quotations in your writing: run-in quotations and block quotations. 90003 90030 Run-in quotations 90031 90002 Short quotations can generally be run in to the main text using quotation marks. 90003 Example 90002 In his novel 90035 White Noise 90036, Don DeLillo neatly summarizes the materialist philosophy: «It’s all this activity in the brain and you do not know what’s you as a person and what’s some neuron that just happens to fire or just happens to misfire .»90003 90030 Block quotations 90031 90002 Longer quotations should be set off from the main text, and are referred to as block quotations. Because the quoted material is set off from the main text, it is not necessary to use quotation marks. Style varies, but at a minimum a block quotation should have a bigger left-hand margin than the main text. In contrast to the main text, a block quotation might also have a bigger right-hand margin, be in a smaller or otherwise different font, or have reduced line spacing.90003 Example 90002 In 90035 Walden 90036, Henry David Thoreau makes the case for following one’s dreams: 90003 90046 I learned this, at least, by my experiment: that if one advances confidently in the direction of his dreams, and endeavors to live the life which he has imagined, he will meet with a success unexpected in common hours. He will put some things behind, will pass an invisible boundary; new, universal, and more liberal laws will begin to establish themselves around and within him; or the old laws be expanded, and interpreted in his favor in a more liberal sense, and he will live with the license of a higher order of beings.90047 90002 How do you determine if your quotation is short (allowing it to be incorporated into the main text) or long (requiring a block quotation)? It depends. For academic writing, the 90049 MLA Handbook 90050 requires block quotations whenever the quoted material exceeds four lines, while the American Psychological Association (APA) requires block quotations for anything exceeding forty words. The 90049 Chicago Manual of Style 90050 suggests 100 words or more as a general rule, but offers many factors other than length to be considered.90003 90030 Introducing the quoted material: when to use a comma, colon, period, or no punctuation at all. 90031 90056 Comma 90057 90002 The comma is the mark most frequently used to introduce quoted material. 90003 Examples 90002 The flight attendant asked, «May I see your boarding pass?» 90003 90002 Buddha says, «Even death is not to be feared by one who has lived wisely.» 90003 90056 Colon 90057 90002 A colon should be used when the text introducing the quoted material could stand as a sentence on its own.It is also the mark most commonly used to introduce a block quotation. 90003 Example 90002 In 90035 Food Rules 90036, Michael Pollan summarizes his extensive writing about food with seven words of advice: «Eat food. Not too much. Mostly plants. » 90003 90056 Period 90057 90002 A period can be used to introduce a block quotation when the introductory text stands on its own as a complete sentence. In such cases, a colon is also proper⁠-and sometimes preferable.90003 90056 No punctuation 90057 90002 When the quoted material flows directly from your introductory text, no punctuation should be used before the quotation. A very short quotation may also be introduced without punctuation. The unpunctuated lead-in is most commonly used with run-in quotations, but it is also appropriate for introducing block quotations that flow directly from the introductory text. 90003 Examples 90002 In her closing statement, the prosecutor spoke forcefully of the defendant’s «callous disregard for human life.»90003 90002 Though marshaling little evidence, the authors claim that «over half of British prisoners come from single-parent households.» 90003 90002 We tried to persuade him, but he said «No way.» 90003 90002 The phrase «be that as it may» appears far too often in this manuscript. 90003 90030 Quotes within quotes 90031 90002 When a run-in quotation contains quotation marks within the quoted material itself, use single quotation marks in their place.When the material being quoted contains a quotation within a quotation (i.e., something in single quotation marks), use double quotation marks. 90003 Example 90002 The author’s final argument is less convincing: «When Brown writes of ‘interpreting the matter through a» structuralist «lens,’ he opens himself to the same criticism he made earlier in his own paper.» 90003 90004 Other uses of quotations marks 90005 90030 Writing about letters and words 90031 90002 Quotation marks can be used when referring to a specific word or letter.(Some writers instead use italics for this purpose, as I have in this guide.) 90003 Example 90002 In the previous sentence, «letter» was properly spelled with two «t» s. 90003 90030 Translations 90031 90002 As an alternative to parentheses, quotation marks can be used to enclose a translation. In this case, it is necessary to set the translation off with commas. 90003 Example 90002 His knowledge of Portuguese is limited to 90035 obrigado 90036, «thank you,» and 90035 adeus 90036, «goodbye.»90003 90002 Less commonly, single quotation marks are used in place of parentheses, in which case the translation is not set off with commas. Also, any punctuation otherwise required by the structure of the sentence is placed outside the single quotation marks. 90003 Example 90002 His knowledge of Portuguese is limited to 90035 obrigado 90036 ‘thank you’ and 90035 adeus 90036 ‘goodbye’. 90003 90030 Scare quotes 90031 90002 Scare quotes (also known as sneer quotes) are used to cast doubt on a word or phrase, or to emphasize that the word or phrase is being used as a euphemism.90003 Examples 90002 He rarely spoke of the «incident» that caused him to leave his previous employer. 90003 90002 The think tank’s «analysis» of the issue left much to be desired. 90003 90030 Nicknames 90031 90002 When inserted in the middle of a person’s actual name, a nickname should appear in quotation marks. 90003 Example 90002 Henry M. «Hank» Paulson Jr. 90003 90002 Greg «The Shark» Norman 90003 90030 Measurements 90031 90002 In informal writing, feet and inches are sometimes expressed as, for example, 5 ’10 «(read: five feet and ten inches).Technically, the mark designating feet is a prime; the mark designating inches is a double prime. These marks are available in most word processors, though many people simply use single and double quotation marks: 5 ’10 «. 90003 90002 Periods and commas are placed outside the prime and double prime marks. 90003 .
Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *