Содержание

Малевич Казимир Северинович — биография художника, личная жизнь, картины

Казимир Малевич писал картины в разных стилях: неопримитивизме, импрессионизме, алогизме и кубизме. Однако ни один не отражал его взгляд на реальность, поэтому Малевич разработал новое направление — супрематизм. Позже идеи супрематизма стали использоваться не только в живописи, но и в других сферах — дизайне, архитектуре, кинематографе.

Эксперименты молодого художника: кубофутуризм и «картины в примитивном духе»

Казимир Малевич. Фотография: lavender.media

Казимир Малевич. Фотография: lavender.media

Казимир Малевич с супругой Натальей Манченко. Фотография: lavender.media

Казимир Малевич родился в 1878 году (по другим источникам — в 1879-м) в Киеве. Его отец работал на сахароваренных заводах вдали от больших городов, поэтому детство Малевича прошло в украинских деревнях. Живописная природа и колорит сельской жизни вдохновляли мальчика и повлияли в будущем на его творчество. «На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти все лето и осень, а я, будущий художник, любовался полями и «цветными» работниками», — вспоминал Малевич.

В 1889 году отец взял Казимира Малевича на ежегодную ярмарку сахароваров в Киеве. Здесь мальчик впервые увидел живописные полотна. После поездки Малевич начал рисовать. Однако отец не поддерживал это увлечение: он хотел, чтобы сын продолжил семейное дело, и отдал его в агрономическое училище в селе Пархомовка. Мать же, напротив, поощряла стремление к искусству и даже покупала Казимиру краски. Позже 17-летний Малевич поступил в Киевскую рисовальную школу художника Николая Мурашко, где проучился год.

В 1896 году семья переехала в Курск. Казимир Малевич устроился чертежником в Управление Московско-Курской железной дороги, а в свободное время продолжал рисовать. Однако юноше не хватало академического образования, поэтому он решил переехать в Москву.

Меня начала мысль о Москве сильно тревожить, но денег не было, а вся загадка была в Москве, природа была всюду, а средства, как написать ее, были в Москве, где жили тоже знаменитые художники… Я подвел денежную базу, и по моим расчетам мне должно было хватить на целый учебный год, весной же приеду в Курск и поступлю на работу. Еду. Это был 1904 год.

Казимир Малевич. Плащаница (фрагмент). 1908. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Казимир Малевич. Садовник (фрагмент). 1911. Городской музей Стеделек, Амстердам, Нидерланды

Казимир Малевич. Пейзаж с желтым домом (фрагмент). 1906. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Летом 1905 года Малевич подал документы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но его не приняли. Из Курска он приезжал поступать в училище еще два раза, в 1906 и 1907 году, — все безрезультатно.

В 1907 году Казимир Малевич окончательно перебрался из Курска в Москву. Он начал посещать школу-студию Федора Рерберга, где изучал историю живописи и пробовал новые художественные техники. В поисках собственного стиля художник подражал манерам рисования известных мастеров. В это время он создал несколько полотен на религиозные темы: «Эскизы фресковой живописи» и «Плащаница» — и картины в стиле импрессионизма «Портрет неизвестной из семьи художника» и «Пейзаж с желтым домом (Зимний пейзаж)». После первой выставки объединения «Бубновый валет» 1910 года Малевич написал свои первые авангардистские картины: «Купальщик», «Садовник», «Мозольный оператор в бане» и «Полотеры».

Казимир Малевич. Крестьянка с ведрами и ребенком (фрагмент). 1912. Городской музей Стеделек, Амстердам, Нидерланды

Казимир Малевич. Утро после вьюги в деревне (фрагмент). 1912. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк, США

Казимир Малевич. Уборка ржи (фрагмент). 1912. Городской музей Стеделек, Амстердам, Нидерланды

В этот же период Малевич создал первую крестьянскую серию. Ранние полотна этого цикла — «Жница», «Косарь», «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Уборка ржи» — художник выполнил в духе неопримитивизма. Фигуры крестьян были нарочито увеличены, искажены и упрощены. Завершающие крестьянскую серию работы — «Женщина с ведрами», «Утро после вьюги в деревне», «Голова крестьянской девушки» — Малевич написал уже в кубофутуристическом стиле. Силуэты селян в этих композициях образовали многочисленные повторения геометрических фигур.

Я остался на стороне искусства крестьянского и начал писать картины в примитивном духе. Сначала, в первом периоде, я подражал иконописи. Второй период был чисто «трудовой»: я писал крестьян в труде, жатву, молотьбу. Третий период: я приблизился к «пригородному жанру» (плотники, садовники, дачные места, купальщики). Четвертый период — «городской вывески» (полотеры, горничные, лакеи, служащие).

Квадрат Малевича: супрематические полотна

Казимир Малевич. Супремус №56 (фрагмент). 1916. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Казимир Малевич. Белое на белом (фрагмент). 1917. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США

Через несколько лет Малевич присоединился к петербургскому творческому объединению русских авангардистов «Союз молодежи». Финансовое положение художника в это время было плачевным: денег иногда не хватало даже на холст — тогда он использовал мебель. На трех полках этажерки художник написал полотна «Туалетная шкатулка», «Станция без остановки», «Корова и скрипка». Первые две работы художник написал в духе кубофутуризма, а третью — в стиле, который он назвал «алогизм». Эта картина стала протестом против традиционной логики искусства. Мастер соединил в одном полотне сущности, которые по законам классической живописи были несовместимы: корову и скрипку. Он сделал акцент на цвете, линиях и их взаимодействии друг с другом.

В этом же году Казимир Малевич оформил оперу «Победа над Солнцем». Футуристический спектакль ставил «Союз молодежи». Малевич продумал освещение, создал декорации и эскизы костюмов. Он вспоминал, что во время работы над спектаклем даже придумал новые революционные картины.

В 1915 году на Первой футуристической выставке картин «Трамвай В» Малевич представил 16 работ. Большинство из них были классическими кубофутуристическими полотнами — «Дама у афишного столба», «Дама в трамвае», «Швейная машина». Но на одной из них, «Композиции с Моной Лизой» (название картина получила позже), уже появились черты нового стиля: глубокий белый фон, цветные геометрические фигуры и их особое расположение относительно друг друга.

После этой выставки Казимир Малевич начал готовиться к следующей. Он развивал свой новый стиль абстракций: беспредметные цветовые фигуры на белом фоне. Это художественное направление Казимир Малевич вместе с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых назвали супрематизмом, что в переводе означало «превосходство».

Основы супрематизма Малевич описал в брошюре «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». В ней он провозглашал переход «к новому живописному реализму, беспредметному творчеству» и подчеркивал господство цвета над остальными аспектами живописи. По мнению Малевича, мастер должен был не копировать натуру, а создавать собственные художественные миры. За основу Малевич брал три фигуры — квадрат, крест и круг. На этих первоформах он и строил все последующие супрематические картины.

Казимир Малевич. Дама в трамвае (фрагмент). 1913. Городской музей Стеделек, Амстердам, Нидерланды

Казимир Малевич. Дама у афишного столба (фрагмент). 1914. Городской музей Стеделек, Амстердам, Нидерланды

Казимир Малевич. Композиции с Моной Лизой (фрагмент). 1915—1916. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Полотна в новом стиле художник представил в 1916 году на Последней футуристической выставке картин «0,10» — вместе со своей брошюрой. В экспозиции были картины «Дама», «Автопортрет в двух измерениях», «Живописный реализм футболиста — Красочные массы в четвертом измерении». Центральной работой стал «Черный четырехугольник» (позднее — «Черный квадрат»).

Участники выставки весьма резко отреагировали на революционные работы Малевича: они запретили художнику объявлять это направление одним из течений футуризма.

Черный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизод, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели.

Сам автор отвечал приверженцам традиционного искусства так: «Привыкшим греться у милого личика трудно согреться у лица квадрата». О своих картинах он говорил как о «здоровой форме Искусства», которую невозможно оценивать критериями «нравится» или «не нравится». В 1919 году состоялась первая персональная выставка художника «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму». Он выделил в супрематизме три стадии: черную, цветную и белую. На первой стадии художник исследовал соотношение форм, на следующей — цветов, на последней — фактур. «Черный» период представлял триптих «Черный квадрат», «Черный крест» и «Черный круг». «Цветной» период начался с «Красного квадрата», а завершился картинами «Supremus № 56», «Supremus № 57» и «Supremus № 58». «Белый» период супрематизма обозначила серия полотен «белое на белом».

«Утвердители нового искусства» и постсупрематизм

Казимир Малевич. Работница (фрагмент). 1933. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Казимир Малевич. Голова современной девушки (фрагмент). 1932. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Казимир Малевич. Портрет жены художника: Наталья Андреевна Малевич, урожденная Манченко (фрагмент). 1933. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Благодаря живописи Казимир Малевич пришел к собственной философской теории. Теперь художник стремился понять мироздание «уже не кистью, а пером». Он переехал в Витебск и в 1919 году написал первый крупный теоретический труд «О новых системах в искусстве», а через три года — трактат «Супрематизм. Мир как беспредметность».

Вскоре у художника появились последователи. Вместе с ними Малевич создал «новую партию в искусстве» — УНОВИС (Утвердители нового искусства). В объединение вошли Лев Юдин, Лазарь Лисицкий, Николай Суетин, Вера Ермолаева, Нина Коган. Вместе они оформляли городские праздники, проектировали мебель и посуду, рисовали плакаты и вывески — создавали «утилитарный мир вещей» в стиле супрематизм. Однако просуществовало объединение авангардистов недолго — до 1922 года. Вскоре советское искусство взяло антиавангардный курс, и условия работы резко ухудшились. Из Витебска Малевич и некоторые его ученики переехали в Петроград.

В 1927 году художник отправился в Европу — там устраивали выставку его картин. Это была первая и последняя поездка Малевича за границу: вскоре он получил приказ советского правительства вернуться на родину. Когда художник возвратился в СССР, его обвинили в шпионаже и арестовали. Домой отпустили только через три недели. Сразу же после освобождения он начал готовиться к персональной выставке в Третьяковской галерее: для нее художнику пришлось заново писать свои картины, так как большинство осталось за границей.

Со временем гонения на Казимира Малевича только ужесточились: после персональной выставки в Киеве в 1930 году его обвинили в антисоветской пропаганде и арестовали. На этот раз художник провел в тюрьме три месяца. После освобождения Малевич завершил второй, крестьянский цикл картин в постсупрематическом» стиле — сам автор называл его «супрематизм в рамках человеческой фигуры». На полотнах фигуры крестьян были плоскими и располагались фронтально, а вместо лиц была белая или черная пустота. На обороте одной из работ автор написал: «Композиция сложилась из элементов, ощущения пустоты, одиночества, безвыходности жизни».

В 1932 году в творчестве Казимира Малевича наступил переломный момент — он стал писать в основном портреты. В картинах соединялись традиции супрематизма, русской иконы и эпохи Возрождения. К этому периоду относятся полотна «Голова современной девушки», «Работница», «Портрет жены художника: Наталья Андреевна Малевич, урожденная Манченко», «Автопортрет». Вместо подписи мастер рисовал на них черный квадрат.

Казимир Малевич умер в 1935 году. Тело художника кремировали, и прах похоронили в подмосковном селе Немчиновка.


Биография Казимира Малевича — РИА Новости, 23.02.2018

В 2015 году в ходе исследовательских работ, при помощи ультрафиолетовых и инфракрасных лучей, макросъемки, специального спектрального анализа было установлено, что на холсте под черной краской скрыты две картины — футуристическая композиция 1913-1914 годов и протосупрематическая композиция. Поверх этих картин Малевич положил лак на все полотно и написал «Черный квадрат», покрыв поле специальной краской с бархатистым, матовым эффектом.

Всего художником было создано четыре черных квадрата, а также один красный квадрат и один белый (на белом фоне). Все квадраты неправильной формы — все стороны разной длины. «Черный квадрат» (1915) стал декларацией эстетики нового направления — супрематизма. Этот термин придумал сам Малевич.

Супрематизм оказал воздействие не только на живопись, но и на архитектуру и прикладные искусства России и Запада, а его создателю принес мировую славу.

В 1915-1916 годах Малевичем было основано объединение художников-авангардистов «Супремус».

После Февральской революции 1917 года Малевич присоединился к Объединению левых художников. В первые дни Октябрьской революции 1917 года он был избран членом Комиссии по охране художественных ценностей и комиссаром по охране ценностей Кремля. В 1918 году в Петрограде создал декорации для постановки пьесы Владимира Маяковского «Мистерия-буфф».

В 1919 году в Москве преподавал в Свободных художественных мастерских. В конце 1919 года — начале 1920 года состоялась персональная выставка Малевича в Москве. Представляя концепцию художника, она разворачивалась от ранних импрессионистических работ через неопримитивизм, кубофутуризм и алогические полотна к супрематизму, делившемуся на три периода: черный, цветной, белый; завершалась экспозиция подрамниками с чистыми холстами, наглядной манифестацией отказа от живописи как таковой.

В июле 1919 года он закончил первый большой теоретический труд «О новых системах в искусстве».

В 1919-1922 годах Малевич жил в Витебске, где преподавал в Народной художественной школе, организованной Марком Шагалом и вскоре преобразованной в Художественно-практический институт.

В эти годы написаны почти все теоретические тексты художника, в том числе рукопись «Супрематизм. Мир как беспредметность» (1922) — программный документ русского художественного авангардизма. Вместе со своими последователями он учредил «УНОВИС» («Утвердители нового искусства») — организацию, призванную обучать на основе супрематизма, ее членами стали художники и архитекторы Лазарь Лисицкий, Лазарь Хидекель, Илья Чашник, Нина Коган.

В 1923 году в Москве состоялась вторая персональная выставка художника, посвященная 25-летию творческой деятельности.

В 1923-1927 годах Малевич занимал пост директора Петербургского государственного института художественной культуры (Гинхук). Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА).

После разгрома Гинхука в 1926 году Малевич вместе с сотрудниками был переведен в Государственный институт истории искусства, где руководил комитетом экспериментального изучения художественной культуры.

В 1927 году он уехал в заграничную командировку в Варшаву (8-29 марта) и Берлин (29 марта — 5 июня). В Варшаве была развернута выставка, на которой он прочел лекцию. В Берлине Малевичу был предоставлен зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке (7 мая — 30 сентября). В 1927 году в рамках изданий Баухауза была опубликована книга Малевича «Мир как беспредметность». Получив внезапное распоряжение вернуться в СССР, художник срочно выехал на родину; все картины и архив оставил в Берлине на попечение друзей, так как предполагал в будущем совершить большое выставочное турне с заездом в Париж. По приезде в СССР Малевич был арестован и три недели провел в заключении.

В 1928-1930 годах он преподавал в Киевском художественном институте.

В 1929 году в Государственной Третьяковской галерее открылась «Выставка произведений живописи и графики К. Малевича».

В начале 1930-х годов художник вернулся к изобразительности, обратился к советской тематике, им были написаны работы «Скачет красная конница…» (1918-1930), «Девушка с красным древком» (1932).

В 1931 году создал эскизы росписей Красного театра в Ленинграде, интерьер которого был оформлен по его проекту.

С 1932 по 1933 год заведовал экспериментальной лабораторией в Русском музее.

15 мая 1935 года Казимир Малевич скончался в Ленинграде (Санкт-Петербурге) от рака.

Согласно его завещанию тело поместили в супрематический гроб, перевезли в Москву, где кремировали. Урна с прахом была захоронена вблизи поселка Немчиновка Одинцовского района Московской области. В 1941 году это место было разорено, а прах развеян, памятный знак разобран. В годы войны было утрачено конкретное место захоронения. После экспертизы министерство культуры определило место, где был захоронен прах Малевича. Оно оказалось вблизи жилого комплекса «Ромашково». Весной 2015 года потомки художника установили во дворе нового дома в «Ромашково» закладной камень в виде черного мраморного квадрата.

Под камень была помещена капсула с землей, собранной в месте захоронения до строительства.

Художник был три раза женат. Первой его женой была Казимира Зглейц (1881-1942), в браке родились сын Анатолий (1901-1915) и дочь Галина (1905-1973). С 1909 года жил в гражданском браке с Софьей Рафалович (умерла в 1925 году), у супругов родилась дочь Уна (1920-1989). Отцу Софьи принадлежал дом в Немчиновке, где Малевич жил и работал в тот период и завещал себя похоронить.

Третьей женой Малевича была Наталья Манченко (1902-1990).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

малоизвестные факты о жизни и творчестве художника

Казимир Малевич – это не только «Черный квадрат». В чем смысл творчества Малевича? Почему он стал таким популярным? Оказывается, что Малевич работал дизайнером тканей и рисовал эскизы костюмов к пьесе. И многое другое… Вашему вниманию предлагается малоизвестное творчество художника.


Малевич, а есть ли смысл?

Я говорю «Малевич» – вы представляете черный квадрат. Но Малевич нарисовал не только квадрат, а еще много разных цветных фигур. И не только фигур. Но сейчас поговорим о них. Когда смотрите на картины Малевича, возникает вопрос: «зачем он это нарисовал?» Кстати, на вопрос «зачем» Малевич отвечает – очень долго и скучно в своих философских трудах. Если сказать проще и короче – это был протест. Творчество, как протест. Попытка создать что-то абсолютно новое. И тут не поспоришь – Малевичу удалось удивить и шокировать. Прошло сто лет, как был создан «Черный квадрат», а он до сих пор не дает людям покоя, и многие считают своим долгом свысока бросить «и я так могу». И вы так можете, и Малевич смог. Малевич был первым, кто додумался до такого – и поэтому стал популярным.

Даже художница Ольга Чекотовская и та черпает вдохновение из полотен мэтра!

Малевич смог придумать новое направление. Это направление живописи называется «супрематизм». От слова «supremus», которое в переводе означает «самый высокий». Сначала «высоким» Малевич называл цвет. Ведь цвет – это главное в живописи. А потом, с приходом популярности, художник уже называл «высшим» свой стиль. Мог себе позволить. Теперь супрематизм – самый высокий, самый лучший, единственный настоящий стиль живописи.

Художники-супрематисты рисуют разные геометрические фигуры, чаще всего квадрат, прямоугольник, круг и линию. Цвета простые – черный, белый, красный и желтый. Но могут быть исключения – каждый художник рисует так, как сам захочет.

Если хотите разобраться в направлениях современного искусства, то рекомендуем прочитать пару книг из этой подборки.

Как Малевич понимал живопись?

Об этом можно сказать одной цитатой:

«Когда пропадет привычка видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение».




Чем оно отличается от произведения «нечистого»? Тем, что живопись, по мнению Малевича, должна создавать то, чего никогда не было раньше. Создавать, а не повторять. Именно этим художник отличается от ремесленника. Ремесленник «штампует» товар. А произведение художника – одно такое. Без повторения уже созданного. Если мы видим на полотне пейзаж – это «повторение» природы. Если нарисованная человек – это тоже повторение, ведь люди уже существуют в жизни.

Малевич придумал термин – беспредметность. На картине мы должны видеть беспредметность, и только в этом случае картина настоящая. Потому что если видим предмет – значит, этот предмет существует в мире. Если же он существует – значит, художник не нарисовал ничего нового. Тогда зачем он вообще рисовал? Такая вот философия.

Кроме знаменитого «Черного квадрата» Малевич нарисовал еще белый и красный квадраты. Но они почему-то не стали настолько популярными.

Итак, смысл картин Малевича в том, что художник придумывает то, чего никогда не было и не будет. Этим он будоражит публику. Публике же нравится обсуждать, осуждать или наоборот – восхищаться. Вот поэтому к Малевичу пришла популярность, а споры о его творчестве не утихают до сих пор. Но Малевич – это не только супрематизм.

Что еще рисовал Малевич?

Все художники, прежде чем перейти к таким экспериментам – сначала выучили академическую живопись. Ту, которая по правилам, к которой мы привыкли. Малевич – не исключение. Он рисовал и пейзажи, и портреты, занимался фресковой живописью.

Эскиз фресковой живописи под названием «Торжество неба»:

Пейзаж. «Весна»:

Портрет девушки:

После этого Малевич перешел к экспериментам. Художник пробовал передать движение людей с помощью геометрических фигур. Одна из самых популярных картин в этом стиле называется «Лесоруб». Эффект движения достигается благодаря плавным переходам цвета.

А это – картины из «Крестьянского цикла» художника. «На жатву. Марфа и Ванька». На первый взгляд фигуры кажутся неподвижными, но еще миг – и мы увидим движение.

Еще одна «подвижная» картина – «Сбор урожая»:

А эта картина называется «Спортсмены». Здесь главное – цвет и симметрия. Это пример, как направление супрематизм можно использовать не только в рисовании квадратов и линий. Силуэты состоят из разноцветных фигур. Но при этом мы видим на картине людей. И даже замечаем спортивную форму.


Ткани от Малевича

Малевич создал эскизы вот таких тканей. Их орнаментовка придумывалась под влиянием все того же супрематизма: на ткани мы видим фигуры и типичные цвета – черный, красный, синий, зеленый.

По эскизам Малевича и Александры Экстер (художницы и дизайнера) мастерицы села Вербовка делали вышивки. Вышивали платки, скатерти и подушки, а потом продавали их на ярмарках. Такие вышивки особенно популярными были на ярмарках в Берлине.

А еще Малевич нарисовал эскизы костюмов для спектакля «Победа над Солнцем». Это была пьеса-эксперимент, которая бросала вызов логике. Единственным музыкальным инструментом, который сопровождал пьесу, было расстроенное пианино. Слева направо: Внимательный рабочий, Спортсмен, Забияка.


Чем вдохновлялся Малевич?


Как Малевич смог придумать новое направление? Удивительный факт, но художник вдохновлялся народным творчеством. В автобиографии он называл своими первыми учителями искусства обычных крестьянок. Будущий художник смотрел на их творчество и понимал, что хочет научиться так же. Присмотритесь к вышивке – вот оно, начало супрематизма. Здесь мы видим ту же геометрию, которую позже создаст Малевич. Это орнаменты без начала и конца – разноцветные фигуры на белом фоне. Квадраты. На супрематических рисунках Малевича фон белый, ведь он означает бесконечность. И цвета узоров те же: используются красный, черный, синий.

ТОП-10 интересных фактов про Малевича


1. На заводе фарфора в Петрограде по эскизам Малевича и его учеников украшали столовые и чайные сервизы.

2. Малевич был дизайнером флакона одеколона «Северный». Художник придумал флакон по просьбе парфюмера Александра Брокара. Это прозрачный стеклянный флакон, по форме – как ледяная гора. А сверху – колпачок в виде медведя.

3. Привычное нам слово «невесомость» придумал именно Малевич. Развитие (хоть творческое, хоть техническое) художник понимал, как самолет, который преодолел свой вес и поднялся в небо. То есть невесомость у Малевича означала идеал. А вес – это рамки, тяжесть, которая тянет людей вниз. А со временем слово стало употребляться в привычном для нас значении.

4. У настоящего художника искусство – всюду. Даже в быту. Вот так выглядел рабочий кабинет Малевича. Мы видим черный квадрат, крест и круг. Посередине – одна из супрематических картин, которую в то время рисовал художник.

5. У Малевича было прекрасное чувство юмора. Некоторые картины он подписывал так: «Смысл картины автору неизвестен». Смешно, зато честно.

6. В мире до сих пор нет ни одного музея Малевича. Зато есть памятники.

Открытие памятника «Черному квадрату»:

Памятник творчеству Малевича:

7. Малевич не только художник и дизайнер, но и писатель: он писал стихи, статьи и философские книги.

8. Малевич только один раз был за границей, но его творчество было популярно во всей Европе. И сейчас большинство его картин находятся в музеях Европы и Америки.

9. Всю жизнь художник думал, что родился в 1878 году. И только после празднования его 125-летия выяснилось, что настоящая дата рождения – 1879. Поэтому, 125-летнюю годовщину Малевича праздновали два раза.

10. Недавно программисты придумали «шрифт Малевича». Читается он сложно, зато выглядит интересно.
 

7 фактов о «Черном квадрате»

 
1. Первое название «Черного квадрата» – «Черный четырехугольник на белом фоне». И правда: «Черный квадрат» на самом деле – не квадрат. Ведь ни одна его сторона не равна другой. Это почти незаметно – но можно приложить линейку и измерить.

2. Всего Малевич нарисовал 4 «Черных квадрата». Все они разные по размеру и находятся в музеях России. Сам художник называл свой квадрат «начало всего». Но на самом деле первый «Черный квадрат» – это закрашенная картина. Какая – мы не знаем. Было много споров – снять с квадрата краску и посмотреть или же оставить все как есть. Решили оставить. Ведь прежде всего – такая была воля художника. А под рентгеном видно, какой рисунок начинал рисовать Малевич. Скорее всего, это тоже что-то геометрическое:

3. Сам Малевич пояснял «закрашивание» по-другому. Говорил, что рисовал квадрат быстро, что идея возникла, как озарение. Поэтому не было времени искать чистое полотно – и он взял то, которое лежал под рукой.

4. «Черный квадрат» быстро стал символом нового искусства. Его использовали как подпись. Художники пришивали на одежду квадратный кусочек черной ткани. Это означало, что они – художники нового поколения. На фото: ученики Малевича под флагом в виде черного квадрата.

5. Что означает «Черный квадрат»? Каждый может понимать картину по-своему. Некоторые считают, что в квадрате мы видим космос, потому что в космосе нет верха и низа. Только невесомость и бесконечность. Малевич же говорил, что квадрат – это чувство, а белый фон – ничто. Выходит, это чувство в пустоте. А еще – квадрат не встречается в природе, в отличие от других фигур. А значит, не связан с реальным миром. В этом – весь смысл супрематизма.

6. На первой своей выставке в Петербурге, Малевич демонстративно повесил «Черный квадрат» в угол, где обычно висели иконы. Художник бросил вызов публике. И публика сразу разделилась на противников нового искусства и его почитателей.

7. Главная ценность «Черного квадрата» в том, что каждый почитатель творчества Малевича может повесить репродукцию картины у себя дома. Причем – собственного производства.

Напоследок предлагаю такую цитату Малевича, которая поясняет все его творчество:

«Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию».


Необычных картин вам!

Что означает раскрытие тайны «Черного квадрата» для истории искусства

Картина Казимира Малевича «Черный квадрат» 1915 года написана на холсте, на котором ранее были написаны две картины: сначала — кубофутуристическая композиция, потом — другая беспредметная живопись. «Газета.Ru» пыталась понять, что значит это открытие для истории русского искусства.

Специалисты Третьяковской галереи обнаружили, что картина Казимира Малевича «Черный квадрат» 1915 года написана на холсте, где ранее содержались два изображения. Кроме того, искусствоведам удалось прочитать авторскую надпись на живописной работе.

«Было известно, что под «Черным квадратом» было некое нижележащее изображение. Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два.

И доказали, что первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Черным квадратом», цвет которого вы видите в кракелюре, — это протосупрематическая композиция», — рассказала телеканалу «Культура» научный сотрудник отдела научной экспертизы ГТГ Екатерина Воронина.

Она также сообщила, что вместе со своими коллегами Ириной Рустамовой и Ириной Вакар ей удалось расшифровать надпись на «Черном квадрате», которая считается авторской.

Надпись гласит: «Битва негров в темной пещере».

Эта фраза отсылает к названию картины французского журналиста, писателя и художника Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», написанной в 1882 году и представлявшей собой абсолютно черный прямоугольник.

«У Малевича сложный запутанный почерк и некоторые буквы пишутся одинаково: «н», «п» и даже «и» в некоторых текстах очень близки по написанию. Мы работаем над вторым словом. Но то, что первое слово «Битва», вы все можете увидеть в экспозиции», — пояснила Воронина.

«Черный квадрат» — самое мифологизированное произведение изобразительного искусства XX века. Его интерпретации неисчислимы. Безусловно одно: картина воспринимается как эстетический манифест целого поколения художников и как символ важнейшей эстетической эпохи.

Сам Малевич на вопросы о значении и смысле «Квадрата» отвечал, что называется, уклончиво. Говорил, что сам не ожидал такого эффекта и не вполне ясно понимает, что все это может значить.

Некоторых исследователей эти слова натолкнули на мысль о сверхъестественном, мистическом происхождении живописного символа.

Однако считается, что впервые изображение черного квадрата появилось у Малевича в 1913 году в эскизах декораций к постановке футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем». В 1915-м квадрат был представлен в виде законченного живописного полотна в ряду других геометрических работ, которые, в общем, ознаменовали появление нового художественного направления — супрематизма.

Работы впервые были обнародованы на футуристической выставке «0, 10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года.

Супрематические картины Малевича занимали там отдельный зал, а «Черный квадрат» висел в так называемом красном углу — том месте комнаты, где в русских избах держали иконы.

Последнее обстоятельство было многими критиками и журналистами воспринято как вызов и подкоп под нравственные основы. Впоследствии многие скептики пытались объяснить «Черный квадрат» прагматически — тем, что художник что-то писал на холсте, не задалось, и он закрасил изображение так, как ему в тот момент пришло в голову.

Этой смелой гипотезе, впрочем, противоречит тот факт, что Малевич неоднократно делал авторские повторения «Квадрата». Сегодня нам известно о четырех повторениях: два хранятся в Третьяковской галерее, одно — в Русском музее, еще одно — в Эрмитаже.

Таким образом, по-видимому, нынешняя находка искусствоведов из ГТГ важная для истории шедевра Малевича, но ровно ничего не добавляет к нашему пониманию или непониманию картины. Разве что прямая

авторская отсылка к французскому юмористу Альфонсу Алле, обнаруженная на холсте 1915 года, позволяет отнестись ко всему проекту Малевича с большей легкостью.

Имя Алле, конечно же, в связи с Малевичем звучало и раньше. Его четыре работы 1882–1883 годов, представляющие собой синий, черный, белый и красный прямоугольники с названиями вроде «Первое причастие страдающих анемией девушек в снегу», были показаны на выставках «Отвязанного искусства». В связи с Малевичем это все часто вспоминали, но было не вполне ясно, как шаловливая французская затея относится к монументальному российскому символу нового искусства. Теперь, по-видимому, можно воспринимать искания русских авангардистов, в частности, и как отклик на французские штучки.

Картины, описание картин — Малевич, Казимир Северинович

Описани е картины Казимира Малевича: Крестьяне.

Искусство ХХ века сложно представить без такого знакового художника, как Казимир Малевич. Именно он в своё время наглядно отразил все искажения и парадоксы человечества для всего мира.
Малевич стремился раскрыть искусство с разных сторон. В картине «Крестьяне», в последующем положившее начало целому циклу о сложной крестьянской жизни, показаны трое обычных трудящихся крестьянина. В самом начале разработок данной тематики художник считал, что жизнь «мужика из деревеньки» легкая и простая, ведь не надо знать тысячи наук, а также невероятное количество правил грамматики. Лишь приехав на поля, где крестьяне трудились в поте лица, он понимает, что им живётся гораздо сложнее.
Малевич решает привлечь аудиторию к проблемам крестьянства и создаёт уникальную картину «Крестьяне». Герои нарочно показаны в одной плоскости с гипертрофирован ными фигурами для усиления образов. Нет ни намёка на детализацию каких-то частей, лишь единственный символизм цветов:
· Синий цвет, заполняющий большую часть холста, означает простоту души, открытость миру и постоянство духа
· Желто-коричневы й оттенок – принадлежность и взаимосвязь с землёй и окружающей средой
· Зелёный цвет в центре, гармонично вписывающийся между симметричным белым, ¬¬- обозначает символ равновесия, цикличности жизни и близости к природе.
· Чёрный цвет – характерная маска, накрывшая все лица чёрной пеленой и, не давая разглядеть какие-то детали. Означает цвет этот трудности, бесцельность жизни в этом мире и постоянную борьбу с высшими сословиями, несмотря на отмену крепостного права.
· Белый цвет представлен как символ надежды на будущее, гармонично вписывающийся в круговорот всей жизни и само изображение. Светлые одежды означают движение вперёд, с целью сделать природу беспредметной, что означало бы шанс на очищение от всего мирского.
· Но достигнуть просветления трудно, и не каждому в этом мире дано. Красный цвет означает трудности и преграды, которые придётся преодолеть, чтобы найти то место, где ждёт безоблачное небо и «белая» свобода.
Придавая картине символизм, Малевич достиг большого результата, нежели его друзья-художник и. Его полотно можно часами анализировать, и каждый раз открывать для себя что-то новое.

чем помимо «Чёрного квадрата» известен Малевич — РТ на русском

23 февраля 1878 года (по некоторым данным — 1879 года) родился Казимир Малевич — русский художник-авангардист, основоположник супрематизма, философ и теоретик искусства. Самой известной картиной Малевича остаётся «Чёрный квадрат»: именно это произведение вспоминают большинство людей, когда речь заходит о его творчестве. Тем не менее «квадрат» является далеко не единственной выдающейся работой художника. Также его кисти принадлежат живописные импрессионистские пейзажи, реалистичные портреты и даже агитационные плакаты. О многообразии творчества Казимира Малевича — в материале RT.

Этюды в духе импрессионизма

В начале 1900-х годов 25-летний Казимир Малевич приступает к работе над серией этюдов в духе импрессионизма. Тогда появятся «Весенний сад в цвету», «Биркенхайн», «Весенний пейзаж» и другие произведения. Художник будет возвращаться к этому стилю в течение всей жизни: он не только любил импрессионистов, но и уверял окружающих, что он сам и искусство в целом развивались «от импрессионизма к супрематизму». 

  • «Весенний сад в цвету» (1904), Казимир Малевич

«…Я наткнулся на вон из ряда выходящее явление в моём живописном восприятии природы. Передо мной среди деревьев стоял заново белённый мелом дом, был солнечный день, небо кобальтовое, с одной стороны дома была тень, с другой — солнце. Я впервые увидел светлые рефлексы голубого неба, чистые и прозрачные тона. С тех пор я начал работать светлой живописью, радостной, солнечной… С тех пор я стал импрессионистом», — утверждал Малевич. 

Согласно мнению ряда исследователей, чтобы убедить всех в правдивости данного утверждения, Малевич написал несколько импрессионистских картин задним числом — созданные специально к открывшейся в Государственной Третьяковской галерее выставке в 1929 году произведения художник датировал 1903—1906 годами.

Эскизы фресковой живописи

В начале своего творческого пути Малевич также создаст цикл картин, напоминающих фресковую живопись, — в том числе автопортрет, сочетающий элементы иконной живописи и модерна. 

  • «Торжество неба» (1907), Казимир Малевич

Отношение художника к религии заслуживает отдельного внимания. Уже после революции в Витебске издаётся его брошюра «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика». «Каждый человек спешит к совершенству своему, стремится быть ближе к Богу, ибо в Боге его совершенство, следовательно, каждый шаг человека должен быть направляем к Богу, для чего он изыскивает пути или средства — просто ищет Божеских признаков. Думая о достижениях, он построил себе два пути. Религиозный техникум и гражданский или фабричный, церковь и фабрику. Два техникума идут к одинаковой цели. И вопрос одинаков, цель одинакова и смысл — искание Бога», — писал он.

Товарищи по цеху это откровение восприняли неоднозначно. «После откровенного выпада Малевича даже сомневающиеся, даже близорукие сумеют под маской красного квадрата разглядеть чёрное лицо старого искусства. Малевичу нечего делать с левыми», — отмечал основатель «ЛЕФа» Борис Арватов.

Всего понемногу

В 1907 году Малевич переезжает в Москву, начинает посещать занятия в студии Фёдора Рерберга и принимает участие в XIV выставке Московского товарищества художников. Годом позднее открывается выставка «Салон Золотого руна». Символисты привозят в город более пятидесяти крупнейших французских мастеров, в том числе Ренуара, Дега, Сезанна, Гогена, Ван Гога, Матисса и многих других. 

  • «Отдых. Общество в цилиндрах» (1908), Казимир Малевич

Эта выставка стала одним из самых ярких событий в истории искусства ХХ века и оказала огромное влияние на творческое мировоззрение ряда русских художников. Не мог не вдохновиться увиденным и Малевич, который в поисках собственного стиля обратится и к клуазонизму, и к кубизму, и к фовизму.

В последней выставке журнала «Золотое руно», открывшейся в 1909 году, Малевич — в составе авангардного объединения «Бубновый валет» — уже принимал непосредственное участие.

Кубофутуризм

Малевич беспрестанно продолжает эксперименты с пространством и движением. В 1913 году он пишет, что единственно верным течением в живописи является кубофутуризм. Тогда появляются «Женщина с вёдрами», «Портрет М.В. Матюшина», «Утро после грозы» и другие картины, признанные классическими произведениями русского кубофутуризма. 

  • «Точильщик» (1912)/«Утро после грозы» (1913)

Одной из наиболее ярких работ Малевича того периода стал «Точильщик (Принцип мелькания)». В ней художник сумел совместить статику и динамику. Внимательный зритель увидит на полотне не набор геометрических фигур, а рабочего с рыжими усами, склонившегося над точильным станком и нажимающего на педаль. На заднем плане слева стоит жёлтый стол, справа виднеются ступени.

Агитационные плакаты

В 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну, и группа авангардистов, в которую входил Казимир Малевич, создала объединение «Сегодняшний лубок» и принялась за отрисовку агитационных плакатов. Эти плакаты представляли собой изображения с шутливыми подписями и в целом сохраняли знакомую русскому народу лубочную стилистику.  

  • «Глядь, поглядь, уж близко Вислы» (1914)/«Шёл австриец в Радзивилы» (1914)

Неприятель на таких рисунках представал маленьким и жалким. С таким легко могла справиться полнотелая крестьянка («Шёл австриец в Радзивилы, да попал на бабьи вилы»), а уж союзники сгребали в охапку сразу с десяток вражеских солдат с головами, похожими на жёлуди («У союзников французов — битых немцев целый кузов. А у братцев англичан — драных немцев целый чан»). Стихи эти, к слову, принадлежат другому участнику группы — Владимиру Маяковскому.

Супрематические композиции

В 1915 году Малевич в полную силу работает над созданием своих первых супрематических композиций. На последней футуристической выставке картин под названием «0,10» художник представляет 39 беспредметных работ и объясняет их смысл в манифесте «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм». На той же выставке зрителям был впервые продемонстрирован знаменитый «Чёрный квадрат», вместе с картинами «Чёрный круг» и «Чёрный крест» образующий триптих.  

  • «Мистический супрематизм» (1920-е)/«Супрематическая композиция» (1916)

Наибольший вклад в развитие изобразительного искусства Малевичу удалось сделать именно благодаря основанию супрематизма. И поэтому супрематические картины в подавляющем большинстве оцениваются дороже других его работ. Десять лет назад «Супрематическая композиция» 1916 года была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за $60 млн. И по сей день она остаётся самой дорогостоящей картиной русского художника, когда-либо ушедшей с молотка.

Крестьянская тематика

«На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти всё лето и осень, а я, будущий художник, любовался полями и «цветными» работниками, которые пололи или прорывали свёклу. Взводы девушек в цветных одеждах двигались рядами по всему полю. Это была война. Войска в цветных платьях боролись с сорной травой, освобождая свёклу от зарастания ненужными растениями», — так Малевич вспоминал о счастливых моментах своего детства, проведённых среди крестьян.  

  • «Крестьянин» (1932)/«Косарь» (1911—1912)

В детстве художник помогал крестьянам расписывать печи, в юношестве — через иконопись пытался понять их «эмоциональное искусство». Впоследствии он многократно будет обращаться к теме крестьянства в своих произведениях.

Исследователи выделяют два «крестьянских» периода Малевича: досупрематический и постсупрематический. В первой серии крестьяне представлены в возвышенном ключе. Вероятно, вспоминая впечатления от своих детских наблюдений, Малевич восторгается их силой и трудолюбием. Второй цикл преисполнен драматизма. Теперь его крестьяне — трагичные, безликие фигуры. «Полуобразы», как их называл сам художник.

Реалистические портреты

В последние годы жизни Казимир Малевич пишет преимущественно портреты реалистического характера, нередко вдохновлённые работами мастеров Возрождения. Моделями выступают люди из близкого окружения художника — его родные, друзья, ученики.  

  • «Портрет ударника» (1932)/«Автопортрет» (1933)

Широкую известность получил автопортрет Малевича 1933 года. Он же — наиболее узнаваемый из всех автопортретов художника. На этой картине Малевич изображает себя с гордо поднятой головой, будто бы демонстрируя, что не сдаётся и не отказывается от своих убеждений (чего от него постоянно требовали власть и общество). На обороте картины он оставил второе название: «Художник».

МОРГУНОВ Алексей Алексеевич

Отец – известный живописец А.К.Саврасов, женившийся в начале 1880-х вторым браком на Е.М.Моргуновой. В середине 1900-х учился в СЦХПУ и в частных студиях С.В.Иванова и К.А.Коровина в Москве. Дружил со скульпторами С.Т.Конёнковым и К.Ф.Крахтом. Посещал художественный кружок Крахта на Пресне, где собирались представители символизма – поэты, музыканты и художники.

В декабре 1906 принят в МТХ и в 1907–1909 участвовал в выставках общества. Там, вероятно, познакомился с К. С.Малевичем. С 1908 начал уже работать в неоимпрессионистической манере. Совершённая Моргуновым в 1909 поездка по Европе (побывал в Вене, Венеции, Брюсселе и Париже) стала стимулом для изучения истории искусства. Его особенно увлекли барбизонцы и Эдуард Мане.

А.А.Моргунов. Чайная №5. Около 1915. Холст, темпера. 75×47. КаОХМ

А.А.Моргунов. Композиция №1. Около 1915.Холст, масло. 71×62. ККХМ

А.А.Моргунов. Композиция. 1914–1915. Картон, гуашь. 57,5×43,5. ГТГ

0 / 0

Вероятно, около 1910 сблизился с М.Ф.Ларионовым и через него познакомился с Н.С.Гончаровой, В.Е.Татлиным и другими авангардистами. С этого момента начался неопримитивистский период творчества Моргунова, тяготевшего к фовизму («Мясная лавка». 1911. ЯХМ). Свои художественные приоритеты Моргунов определил следующим образом: «Изучение французов: Сезанна, Ван Гога, Матисса. Китайская живопись, персидская миниатюра, русский лубок, вывеска вызывали восторг. <…> разнообразный охват различных стилей и течений» (Моргунов. Воспоминания. С.144). Тогда же Ларионов пригласил Моргунова участвовать в первой выставке «Бубнового валета» (декабрь 1910 – январь 1911) и был отмечен критикой как «осторожный и старательный» художник. По некоторым сведениям – автор эмблемы «Бубнового валета» и первого плаката выставки общества.

Моргунов, как и Малевич, получил приглашение в качестве экспонента участвовать в выставке «Мира искусства» (декабрь 1911), но в петербургской выставке общества, перевезённой из Москвы (январь–февраль 1912), участвовал уже без Малевича.

С начала 1910-х Моргунов стал неизменным участником преобразований в искусстве. В его мастерской на Остоженке, 37, которую назвали «Моргуновкой» (см.: Башня), собирались левые художники и рисовали с натуры. Там работали Татлин, Л.С.Попова, Н.А.Удальцова, А.А.Веснин и другие, бывал Малевич.

В 1912 Моргунов вновь примкнул к группе Ларионова и стал экспонентом выставки «Ослиный хвост» (март–апрель) в новом выставочном помещении МУЖВЗ. Критика отмечала, что Моргунов отличается от других. Однако весной 1913 отказался принять участие в ларионовской «Мишени» и снова вернулся в «Бубновый валет» в качестве действительного члена общества. В начале 1913 вместе с М.В.Матюшиным, Малевичем, Татлиным и Д.Д.Бурлюком вошёл в «Союз молодёжи». Этому предшествовало участие в двух выставках объединения: в 1911 (апрель–май), когда критика отметила влияние Анри Ле Фоконье на его работы, и в 1912 (январь–февраль), когда он представлял группу «Ослиный хвост». Последняя выставка «Союза молодёжи», на которой экспонировались произведения Моргунова (а также Малевича), состоялась в ноябре 1913 – январе 1914; в феврале 1914 Малевич и Моргунов покинули «Союз молодёжи».

Эти метания свидетельствовали об исканиях, в результате которых Моргунов самоутвердился как соратник и последователь Малевича, что стало началом их тесной дружбы и совместных футуристических акций.

1914 проходит для Моргунова под знаком кубизма («Композиция». 1914. СКМ; «Кубизм». 1914–1915. ТОХМ). На выставке «Бубнового валета» (февраль–март) критика увидела в «опытах» Моргунова влияние «последних работ Пикассо»; Я.А.Тугендхольд отнёс Моргунова к «русским пикассистам» (Выставка «Бубнового валета» (Письмо из Москвы) // Речь. 1914. №43. 13 февраля. С.2). С этой выставкой связаны эпатажные акции Малевича и Моргунова. На пятом диспуте, устроенном «Бубновым валетом», появились Малевич и Моргунов с деревянными ложками в лацканах пиджаков. Накануне они прогулялись по Кузнецкому мосту с теми же ложками. Моргунов по поводу доклада Тугендхольда о футуризме публично заявил, что это вызвало у него «расстройство желудка», и назвал докладчика «дураком», за что был лишён слова и удалён из аудитории. 19 февраля Моргунов был исключён из «Бубнового валета». Вскоре Малевич написал О.В.Розановой: «<…> У него [Моргунова] великолепные работы, шедевры… Вчера я выступал с ним на диспуте “Бубнового Валета”, имели большой успех… “Бубновый Валет” был нами уничтожен, от Тугендхольда ничего не осталось, ничего, одни перчатки» (Харджиев 1997. С.131).

Моргунов, возможно, принимал участие в выставке футуристов в Риме в 1914 (его кандидатуру предложил Малевич).

Под влиянием Малевича создавал работы в стиле алогизма, используя стилистику супрематизма («Композиция». СКМ; «Чайная №5». КаОХМ; «Композиция №1». ККХМ. Все – 1915–1916). Одним из примеров алогизма Малевич считал картину Моргунова «Шаляпин идёт в баню» (не сохранилась; см. эскиз в бывшем собрании Н.И.Харджиева, ныне ФХЧ/СМА). Малевич также называл Моргунова своим коллегой по феврализму.

Апогеем сотрудничества Моргунова с Малевичем были два события: «Первая футуристическая выставка “Трамвай В”» (март 1915) и «Выставка живописи “1915 год”» (март–апрель 1915). На второй выставке Малевич и Моргунов вместо картин, которые в это время были на «Трамвае В», нарисовали на стенах свои гербы с надписями: «Мы – февралисты <…> освободились от разума» (свидетельство А.А.Шемшурина; см.: Крусанов. Т.I. Кн.2. С.500).

В конце 1915 имя Моргунова на некоторое время исчезает, хотя его работы фигурируют на выставке «Магазин» (март 1916).

После революции Моргунов активно включается в художественную жизнь. В ноябре 1917 служит в отделе пластических искусств при Комиссии по охране памятников искусства и старины при МСРСД. В апреле 1918 участвует в организации московской Коллегии и Отдела Изо НКП. Вошёл в состав коллегии, как совещательного органа отдела, и в сам отдел – в качестве заведующего школьным подотделом вместе с А.И.Ивановым и И.И.Машковым.

Недолгое время примыкал, посредством А.М.Гана и А.М.Родченко, к анархистам и привлёк Малевича. Публикует несколько статей в газете «Анархия». Но вскоре вновь идёт на государственную службу – в московскую Коллегию по делам искусств (весна 1918) и становится заведующим сначала школьным, а затем подотделом художественного труда (весна 1919). Участвовал в декорировании Москвы к празднику 1 мая 1918. Член Пролеткульта. В 1920–1921 работал в закупочной и тарифной комиссиях Отдела Изо.

В 1918–1920 преподавал сначала в I, а затем во II ГСХМ. 11 сентября 1918 вошёл в состав Особого совещание по деламII ГСХМ вместе с Малевичем. Среди преподавателей числится представителем супрематизма. В июне 1920 выступал на Конференции учащих и учащихся искусству с докладом «Ось художественного образования».

В 1919 входил в редколлегию журнала «Интернационал искусств» (не издан). Произведения Моргунова были закуплены для фондов МЖК. Входил в группу «Объективный анализ» московского Инхука.

Участвовал в 5-й (1918–1919) и 21-й (февраль–апрель 1921) государственных выставках, в выставке к III конгрессу Коминтерна (конец июля 1921), в Первой русской художественной выставке (1922–1923) и других.

Со второй половины 1920-х отошёл от авангардных традиций и начал работать в реалистической манере. В 1930–1933 продолжал общаться с Малевичем, поддерживал его в трудных бытовых обстоятельствах.

Казимир Малевич Картины, биография, идеи

Резюме Казимира Малевича

Казимир Малевич был основателем художественно-философской школы супрематизма, и его идеи о формах и значении в искусстве в конечном итоге составили теоретические основы беспредметного, или абстракция, арт. Малевич работал в самых разных стилях, но его самые важные и известные работы были сосредоточены на исследовании чистых геометрических форм (квадратов, треугольников и кругов) и их отношений друг с другом и в живописном пространстве.Благодаря своим контактам на Западе Малевич смог передать свои идеи о живописи своим коллегам-художникам в Европе и Соединенных Штатах, что оказало глубокое влияние на эволюцию современного искусства.

Достижения

  • Малевич работал в самых разных стилях, но больше всего он известен своим вкладом в формирование настоящего русского послевоенного авангарда через его собственную уникальную философию восприятия и живописи, которую он назвал Супрематизм. Он изобрел этот термин, потому что, в конечном счете, считал, что искусство должно выйти за пределы предмета — истина формы и цвета должна господствовать над изображением или повествованием.
  • Более радикальный, чем кубисты или футуристы, в то же время, когда его супрематические композиции провозглашали, что картины состоят из плоских, абстрактных областей краски, они также служили мощным и многослойным символам и мистическим ощущениям времени и пространства.
  • Малевич тоже был плодовитым писателем. Его трактаты по философии искусства обращались к широкому спектру теоретических проблем понимания всеобъемлющего абстрактного искусства и его способности вести нас к нашим чувствам и даже к новой духовности.

Биография Казимира Малевича

Малевич родился на Украине в семье поляков, которые постоянно переезжали в пределах Российской империи в поисках работы. Его отец устроился на сахарный завод и на железнодорожное строительство, где молодой Казимир также работал в раннем подростковом возрасте. Без какой-либо особой поддержки со стороны семьи Малевич начал рисовать примерно в 12 лет. Твердо настроенный на художественную карьеру, Малевич в юности посещал ряд художественных школ, начиная с Киевского художественного училища в 1895 году.

Казимир Малевич (1878-1935). Художественно-техническая экспертиза

У нас действительно много инициатив, будьте в курсе событий!
В январе 2013 года я работал над делом Малевича и просмотрел литературу по художественно-технической экспертизе, связанной с этим художником. Этот пост хочет поделиться некоторыми мыслями. К счастью, даже если я живу на Сицилии, у меня есть инициативные сотрудники, которые живут рядом с самыми важными библиотеками в США и помогают мне получить доступ к технической литературе по искусству, которую я могу так уютно читать в своей студии в мягкую сицилийскую погоду.В качестве краткого знакомства с Малевичем предлагаю эссе [1], подготовленное Мэтью Друттом по случаю каталога выставки «Казимир Малевич: супрематизм. Исследование рождения супрематического движения». Чтобы иметь удобную коллекцию работ Малевича, полезной является электронная книга Kindle с аннотированными репродукциями 170 избранных рисунков и картин Марии Цаневой [2]. Более глубоким чтением могли бы стать собственно очерки Малевича о его художественно-творческом методе – он был активным писателем – «От кубизма и футуризма к супрематизму» (1916) и «От Сезанна к супрематизму» (1920).

[post-content post_name=pigments-checker-in-brief]

Вкратце, Казимир Малевич был русским, точнее, украинцем, художником и теоретиком искусства, который был пионером геометрического абстракционизма и развил авангардное, супрематическое движение. Первоначально он сочетал русскую народную живопись с символизмом, импрессионизмом и фовизмом. Затем он познакомился с кубизмом, который имел большое влияние на русских художников, и, в конце концов, примерно с 1915 года Малевич представил совершенно оригинальный вид живописи, «супрематизм», целью которого было получение «чистого опыта» только через абстрактные геометрические формы.Самые большие коллекции его работ находятся в Третьяковской галерее в Москве, Тейт Модерн в Лондоне, Stedelijk Museum в Амстердаме и Музее Людвига в Кёльне, Германия.

Что касается технических экспертиз, то выставка в США (1990-1991 гг.) послужила поводом для двух первых масштабных научных исследований метода работы Малевича [3, 4]. За ними в 2002 г. последовало издание Государственного Русского музея [5]. Недавно институт InCoRM (Международная палата русского модернизма) опубликовал еще одну техническую статью [6].Андрей Наков по случаю обоснования каталога» написал обширную статью в 2008 г. [7].

Известно, что Малевич много раз менял свои методы работы и, похоже, не является линейным развитием своих технических разработок. Наверняка его всегда заботил именно фактурный вид его творчества. Он писал: «Цвет и текстура в картине сами по себе являются самоцелью, самой сутью живописи». После некоторых наблюдений над картинами Малевича и их особенностями:

 

Техника живописи

Федоров-Давыдов, признанный в 1929 г.  » …хотя искусство Малевича кажется нам в значительной мере идейно далеким, его формальные качества и строго живописное мастерство его произведений необходимы для развития нашей художественной культуры.Профессиональное качество картин Малевича признавали даже его современные коллеги-неавангардисты. За свою жизнь Малевич работал в самых разных стилях. Он создавал импрессионистские картины, используя традиционные импрессионистские приемы живописи — «алла прима» — нанесение густой краски и построение формы и объема с помощью цвета. Характерным для этого периода является то, что густая краска может капать и образовывать остроконечные гребни по краям мазков. Малевич в значительной степени опирался на технику академической живописи. Хотя для более поздних картин, 1930-х годов, характерна большая раскованность, разнообразие и уверенность в мазках. Малевич написал некоторые из своих сюжетов, следуя совету Леонардо, который гласил, что если наложить прозрачный цвет на другой, образуется новый цвет. Есть много примеров того, как Малевич покрывал красные или фиолетовые области тонкими прозрачными слоями черного.

Белому фону принадлежит главное значение в его супрематических работах. Реставратор из Центра консервации в Дюссельдорфе заметил: «Прикосновение кисточки короткое и неравномерное, она сильно покрыта и нанесена крестообразно.

На заметку: Малевич не подписывал картины супрематизма спереди, потому что это, по его мнению, делало его композицию справедливой и «иллюстрированной».

 

Казимир Малевич, «Сенокос», 1928 год. Это пример техники наслоения. Синяя краска появляется под зеленой краской на травяных участках.

Текстура

Малевич говорил, что «самые важные элементы в живописном творчестве — это цвет и фактура: это суть живописи, но эта сущность всегда уничтожалась сюжетом.

Он также констатировал: «Кубизм, помимо своего конструктивного, архитектонического и философского содержания, имел различные формы обработки поверхности», которые действительно видны в его кубофутуристических картинах: поверхности рельефные, эмалированные, шероховатые, лакированные, матовые. .

Он придумал использовать пигменты с разной непрозрачностью, чтобы тонко различать плоскости. Поэтому цинковые белила используются в одной и той же покраске вместе со свинцовыми белилами. Он хотел добиться дифференциации текстуры (отражательной способности и непрозрачности) в пределах одного цвета.

К сожалению, тонкая техника Малевича не была понята западными реставраторами 50-х и 60-х годов, относившимися к его творчеству под «геометрическую эстетику» и пытавшимися интервенциями, которые «сдирали» с картин отделочный слой и тяжелой перебазировкой «сглаживали» ” (сплющили) их текстуру. Также документально подтверждено, что размер картин также был изменен во время перебазировки, чтобы добиться «правильной» прямоугольной пропорции.

Андеррайтинг

Он использовал разные методы рисования.Есть картины, на которых изображен рисунок кистью, есть подробный подготовительный рисунок на грунте карандашом или углем. Малевич часто нарочно оставлял эти подрисовки частично видимыми. Супрематические работы чаще всего выполняются карандашом от руки.

Казимир Малевич, Крестьяне, 1928. Подрисовка оставлена ​​частично видимой. См. талию фигуры справа.

 

Основные характеристики: картонная направляющая

Чтобы нарисовать четкую грань для своих геометрических фигур, Малевич использовал картон для направления кисти.Это хорошо видно, так как когда картон клали на влажную краску, после подъема на нем оставался характерный выступ.

 

Основные характеристики: белое на белом

У Малевича был очень нетрадиционный метод последовательности раскрашивания геометрической фигуры. 1. Нарисуйте карандашом линии фигур на белом фоне. 2. Закрасьте землю вокруг линий белой краской. 3. В конце закрасьте желаемым цветом внутреннюю часть фигуры.

Казимир Малевич, Супрематическая живопись, 1915 год.Пример техники «белое по белому». См. самый большой красный квадрат внизу. С обеих сторон земля остается открытой.

 

Кракелюр

На ряде его картин изображен обширный кракелюр, один на всех, знаменитый Черный квадрат (1915). Это связано с его практикой закрашивания поверхности работ до того, как они полностью высохли.

Черный квадрат (1915), Казимир Малевич. Это пример кракелюра из-за закрашивания не полностью высохшей поверхности.

Холсты

Малевич использовал холсты с машинной грунтовкой и грунтованные вручную холсты из джута и льна. Большинство картин до 1915 года написаны на подготовленных художниками холстах из грубозернистого джута, проклеенных крахмалом и загрунтованных грунтовкой серого тона (мел, каолин, цинковые белила, свинцовые белила). Позже он использовал льняные холсты с еще серой грунтовкой, содержащей цинковые белила. Для более поздних работ характерен очень тонкий слой грунтовки, детальный подготовительный рисунок (карандашом или углем) и тонкая краска.

Казимир Малевич, Крестьянки в церкви, 1911. Это пример холста без грунтовки. Глаза и нос центральной фигуры составлены как раз из некрашеного и не грунтованного холста.

Художественная ретушь

Малевич ретушировал, а иногда и радикально перекрашивал многие свои произведения. Нередко даже невооруженным глазом можно заметить формы прикрытых фигур на его картинах или увидеть их цвета сквозь кракелюр.

 

Казимир Малевич, Супрематизм, Женская фигура.Внизу слева и справа от рисунка едва видны две фигуры, которые в окончательной версии были скрыты.

 

Казимир Малевич, Супрематизм, 1915. Кракелюр раскрывает цвета под верхним слоем краски.

 

 

Знакомство с картинами Малевича

Датировка — чрезвычайно сложная задача для творчества Малевича. Действительно, известно, что он намеренно неверно датировал свои работы.

Пигменты

Пигменты, задокументированные в работах Малевича: цинковые белила, киноварь, хромовый зеленый, кобальтовый синий, ламповая черная, берлинская лазурь, желтый кадмий, хромовый желтый, ультрамарин, органический желтый пигмент, красное озеро, изумрудно-зеленый.При подготовке выставок в Западной Европе, которые он проводил в конце 1920-х годов, он ретушировал свои картины, часто добавляя белую глазурь, в основном титановые белила, видимые невооруженным глазом.

 

[1] Мэтью Друтт «Казимир Малевич: супрематизм» Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк. Публикации Музея Гуггенхайма, 2003.

[2] Мария Цанева «Казимир Малевич: 170 шедевров» Amazon Kindle Edition, 2013

[3] М. Виктурина; Луканова А. «Изучение техники.Десять картин Малевича в Третьяковской галерее». В: Казимир Малевич, Музей Арманда Хаммера/Вашингтон Пресс: Лос-Анджелес, 1990.

[4] А. Хенигсвальд «Картины Казимира Малевича: внешний вид и предполагаемый вид» Реставрационные исследования 1996/1997. Очерки по истории искусства 57. Серия монографии II. Национальная художественная галерея: Вашингтон, округ Колумбия (1997), стр. 109-25.

[5] С. Римская-Корсакова «К вопросу о технологическом исследовании картин Малевича» В: Петрова Ю. (ред.) Казимир Малевич в ГРМ, Palace Editions: St.СПб, 2002.

[6] Петра Мандт «Картины Казимира Малевича в коллекции Людвига с художественно-технологической точки зрения» InCoRM Journal V3 2012

[7] Андрей Наков, Маев де ла Гуардиа и Томас де ла Гуардиа «Приемы, стиль и реализация: профессионализм в живописной технике Малевича» Artibus et Historiae, Vol. 29, № 57, стр. 183-239, 2008.

 

Рисунки Казимира Малевича

Казимир Малевич стремился свести искусство к его мельчайшим составным частям, атомам искусства, если хотите.Его рисунки сыграли важную роль в подготовке к каждому из основных моментов его карьеры, экспериментируя непосредственно с линиями, формой и цветом.

Геометрические формы, встречающиеся на многих картинах Малевича, идеально подходили для разовых зарисовок, такова была их простота. Рисование само по себе является высоко ценимым художественным навыком, который многие считают необходимым для любого художника. Испанское Возрождение, например, отказывалось поддерживать любого художника, который не мог достичь такого же совершенства с помощью древесного угля или других инструментов для рисования (однако отец Веласкеса не учил тому же).Другие движения были более гибкими. Как только Малевич овладел точными геометрическими формами и линиями, он сразу же смог подготовиться к большей части своей работы. Другие стили, найденные в его карьере, требовали большей детализации, разнообразия и практики. 20-й век ознаменовал собой точку, в которой учебные рисунки начали рассматриваться как самостоятельные произведения искусства, а не просто как вспомогательные элементы для более крупных проектов.

Основная фотография, представленная здесь, представляет собой недавно обнаруженный рисунок Казимира Малевича, который, как мы полагаем, был образцом для более поздней картины, а именно «Англичанин в Москве» (1914 г.).Быстрое сравнение показывает, как был сделан этот очевидный вывод, с почти идентичной композицией в обеих работах, только с добавлением цвета последней из выбранных Малевичем масел. Он также, вероятно, потратил бы больше времени и добавил бы больше точности в окончательную картину. К эскизам, как правило, относятся не так тщательно, как к картинам, и это, возможно, предполагает, что могли быть другие подготовительные рисунки для этой работы, а также другие, которые с тех пор были утеряны или повреждены.Этот конкретный рисунок был обнаружен в Stedelijk Museum в Амстердаме среди исторических документов и сейчас выставлен в этом же учреждении.

Малевич выпустил коллекцию из 34 рисунков, отражающих его супрематические идеалы, большинство из которых исходили из духовного ядра. Он хотел разложить искусство на мельчайшие составляющие, на атомы, и представить только их в своем творчестве. Этот абстрактный подход, который никогда раньше не встречался в мире, будет отображать эмоции с помощью кругов, квадратов, крестов и линий.Добавление цвета к его картинам действительно подняло бы это художественное движение на новый уровень, и многие сочли бы такие работы, как «Черный крест», «Черный круг», «Черный квадрат» и «Супрематическая композиция», запоминающимися, яркими и эмоциональными. Если учесть, что он создавал этот стиль в начале 20-го века, в стране политических потрясений и революций, это делает его еще более необычным.

Художник был наиболее известен созданием супрематического движения, но на самом деле за свою карьеру он был вовлечен во многие другие художественные среды.Быстрый просмотр его картин покажет влияние на его творчество, а также ранние образцы искусства, которые вдохновят других позже в 20-м веке. История искусства сама по себе представляет собой хронологию художников, передающих идеи и техники следующему поколению, в то же время добавляя свои собственные новые идеи. Распространившись на многие века, именно так мы начали в раннем Возрождении и в конечном итоге пришли к действительно абстрактным направлениям в искусстве, которые существуют сегодня. Собственная карьера Малевича включала в себя элементы кубизма, абстракции, кубофутуризма, конструктивизма и фовизма, и это лишь некоторые из них.


Пять способов взглянуть на «Черный квадрат» Малевича — Список

Казимир Малевич
Черный квадрат 1913
© Государственная Третьяковская галерея, Москва

1.

Это первый раз, когда кто-то нарисовал картину, на которой не было чего-то .

По крайней мере, так часто считают, и киевлянин Казимир Малевич определенно так думал (хотя споры продолжаются). В рекламном проспекте к первому показу картины на выставке Последняя выставка футуристической живописи 0,10 в 1915 он написал:

жизнь… Живопись была эстетической стороной дела, но никогда не была оригинальной и самоцелью.

Он ясно выразил свое намерение; он хотел полностью отказаться от изображения действительности и вместо этого изобрести новый мир образов и форм. В своей книге 1927 года « Беспредметный мир » он писал: «В 1913 году, отчаянно пытаясь освободить искусство от мёртвого веса реального мира, я укрылся в форме квадрата».

2. Он начал свою жизнь как сценический занавес

Малевич нарисовал четыре версии Черный квадрат . Хотя первая версия датирована 1913 годом, мы думаем, что он, вероятно, написал ее в 1915 году. (Возможно, он думал о своей будущей репутации отца абстракции и хотел, чтобы это радикальное произведение искусства казалось более ранним). Но в любом случае площадь впервые появилась в 1913 году в качестве рисунка сценического занавеса в футуристической опере «Победа над солнцем ».

Казимир Малевич (1879–1935)
Эскиз занавеса к опере Победа над солнцем , 1928
Фото: Санкт-Петербург.Петербургский музей театра и музыки

Малевич вместе с музыкантом Михаилом Матюшиным и поэтом Алексеем Крученых работал над манифестом, призывавшим к отказу от рационального мышления. Они хотели ниспровергнуть устоявшиеся системы и иерархии западного общества. Вместе с поэтом Велимиром Хлебниковым они поставили « Победа над Солнцем », где герои стремились уничтожить разум, завладев солнцем и уничтожив время.В либретто использован заум Крученых — новый язык звуков, не имевший смысла. Это что-то зажгло в Малевиче. Как выразился куратор Тейт Ахим Борхардт-Хьюм:

Малевич, проникнувшись духом лингвистических экспериментов своего друга, с головокружительной скоростью изобрел новый живописный язык, состоящий исключительно из форм и цветов. Он назвал этот язык супрематизмом

Опера открыла новые представления о том, каким может быть искусство.

3.Это революционный символ

Свой новый абстрактный подход к живописи Малевич назвал супрематизмом. Супрематизм – это превосходство цвета и формы в живописи. Придерживаясь простых геометрических форм и ограниченного диапазона цветов, он мог сосредоточиться на самой картине и не отвлекаться на изображение сцены, пейзажа или человека.

Black Square — это не просто первая картина в новом механизме.Это совершенно другой вид арт-объекта по сравнению с тем, что видели раньше. Малевич пропагандировал его как знак новой эры в искусстве и видел в нем начало с нуля. Вот почему он добавил « 0,10» к названию своей выставки 1915 года. (Однако, хотя он объявил «Черный квадрат » первой супрематической картиной, рентгеновские снимки показывают многоцветную супрематическую композицию под ней).

Когда Черный квадрат был впервые представлен , мир был в хаосе.Это была середина Первой мировой войны, и после русской революции 1905 года продолжались беспорядки, которые в 1917 году вылились в большевистское восстание и Октябрьскую революцию. Black Square появился в то время, когда русские художественные толпы, хотя и привыкшие видеть работы кубистов и футуристов, никогда бы не увидели подобных работ. Художественная революция, которую совершал Малевич, кажется, отражала происходившую социальную революцию. Малевич не хотел, чтобы Черный квадрат был репрезентацией реальной вещи, а был символом зарождающейся новой эры.

4. Это была первая иконка (на самом деле иконкой не была)

Малевич представил Черный квадрат на Последней выставке футуристической живописи 0.10 , проходившей в Санкт-Петербурге (который был переименован в Петроград) в декабре 1915 года. Он стремился продемонстрировать супрематизм, свою новую идею и Черный квадрат был размещен высоко на стене в углу комнаты. Хотя эта позиция может ничего не значить для среднего нерусского зрителя сегодня, это было то же самое священное место, на котором русская православная икона святого находилась бы в традиционном русском доме.Это сходство не ускользнуло от петроградцев. Малевич хотел показать, что Черный квадрат имеет особое или духовное значение, сделать его звездой шоу и главной эмблемой своего нового стиля.

Малевич 2014 года в Тейт Модерн, с реконструкцией оригинальной презентации Черный квадрат .
© Tate
Фото: Оливия Хемингуэй

Черный квадрат стал мотивом Малевича, даже его логотипом или торговой маркой. В своих более поздних работах, когда он вернулся к фигуративным картинам (часто крестьян и рабочих), многие из них он подписал маленьким черным квадратиком. На его похоронах у машины с его телом спереди был черный квадрат , а скорбящие держали флаги, украшенные черными квадратами. Флаг с черным квадратом также был закреплен над его гробом в супрематистском стиле и продолжал обозначать его могилу.

Черный квадрат стал не только иконой стиля Малевича, но и иконой искусства ХХ века.

5. Не существует «правильного» взгляда на это

Через несколько месяцев после смерти Малевича в 1935 году его работы исчезли из поля зрения общественности, а поддерживаемый государством сталинский соцреализм был принят в качестве «официального искусства» Советской России. Модель Black Square больше не выставлялась до 1980-х годов.Он стал иконой, которую многие не могли увидеть, поэтому идея о нем оставалась почти мифической и до сих пор продолжает вдохновлять и бросать вызов художникам и дизайнерам. Поскольку квадрат, очевидно, является простым мотивом, когда вы работаете с ним, вы можете начать видеть его по-разному или думать о том, как очень простые вещи могут обозначать определенные идеи.

Когда Черный квадрат был впервые выставлен, люди сочли его странным, и люди до сих пор находят его странным объектом. Нет неправильного или правильного взгляда на это. Это могло быть окно в ночь, или вы могли видеть его как просто черную фигуру на белом холсте (это больше того, что имел в виду Малевич). Малевич задался целью навсегда изменить представление о том, что живопись должна отображать реальность. Забавно думать, что выполнение чего-то простого или даже кажущегося скучным иногда может быть революционным. Вот что делает Black Square радикальной вещью, как бы вы на нее ни смотрели.

ИдеелАрт | Интернет-галерист

  • 6
  • 6
  • Вход
  • Регистрация

79

0

см

см

  • 7 Artworks
  • артистов
  • Magazine
  • 9 контакт

      • Artactworks
      • артистов
      • Magazine
      • Контакты

      7
  • 7 0
      9 Ваша корзина пуста

    • £ GBP

    • см

        • Artacts
        • Художники
        • Magazine
        • Контакты
        • Счет
        • Список пожеланий
        • (GBP)
        • (£ £ GBP)
          7
            • Back
            • вход
            • Регистрация
            • Back
          • 6
            5

            Toggle навигации

          • 6
          • 0

          Поделиться этой статьей: