Содержание

Сетка в помощь при создании адаптивного сайта — CMS Magazine

У многих дизайнеров возникают трудности при создании адаптивных и мобильных версий сайта. Зачастую непонятно, где какие элементы располагать и какого размера они должны быть. В данной статье я хочу показать, что это не так уж и сложно, особенно если использовать в работе модульную сетку. Вообще модульные сетки — это прекрасный инструмент, который помогает дизайнеру сильно упростить работу, а результат сделать более профессиональным, эстетичным и приятным для восприятия. Поскольку на данный момент мониторы работают в разрешениях, начиная с 1024?768 рх и выше, я считаю самой удобной 12-ти колоночную сетку, так как она идеально для них подходит. Размер каждой колонки составляет 60 рх, а отступы между ними — 20 рх.

Количество колонок можно легко увеличивать и уменьшать, в зависимости от нужного разрешения. Например, если ваша контентная область будет все 1920 рх, то запросто можно прибавить по 6 колонок с обеих сторон. А если 320 рх, то оставить всего 4 колонки.

Больше не нужно искать и обзванивать каждое диджитал-агентство
Создайте конкурс на workspace.ru – получите предложения от участников CMS Magazine по цене и срокам. Это бесплатно и займет 5 минут. В каталоге 15 617 диджитал-агентств, готовых вам помочь – выберите и сэкономьте до 30%.
Создать конкурс →

Для большего удобства я предпочитаю дополнительно делить рабочую область вспомогательными базовыми линейками:

Предлагаю вам рассмотреть пример сайта с разрешением 1920?1080 и контентной частью в 960рх, так как на сегодняшний день они наиболее распространенные.

А вот как он выглядит с наложением сетки и линеек:

Мы видим, что абсолютно все элементы вписываются в сетку. Все четко и правильно, аккуратные ровные столбцы. Единственное, с чем могли возникнуть проблемы — это элементы, которые в примере обозначены звездами. Это могут быть как иконки с текстом, так и фотографии в портфолио, или просто столбцы с текстом.

Чтобы правильно рассчитать расстояние, мне не пришлось делать сложных вычислений, вымерять каждый пиксель, плодить не нужные в будущем линейки и так далее. А все потому, что есть сетка. Итак, у меня 4 «звезды» и 12 колонок, следовательно, делим 12 на 4 и получаем по 3 колонки на каждый пункт. То есть центр каждой «звезды» должен располагаться посередине центральной из выделенных на нее колонок.

Но, к примеру, у вас не 4, а 11 таких пунктов. Скорей всего, они не поместятся в контентную часть в один ряд, значит, сделаем 2 ряда — 6 сверху и 5 снизу или наоборот. Берем наши 12 колонок и делим на 6. Получаем подве колонки на пункт, то есть центр каждого пункта будет располагаться посередине промежутка между двумя ее столбцами, прямо на линейке, и так далее. Разрешения меньше 1920 рх (вплоть до 960 рх) разбирать не будем. Так как контентная часть у нас 960 рх и перестраивать ничего не нужно, макет просто обрезается с обеих сторон.

Разрешения меньшие 1920 рх вплоть до 960 рх разбирать не будем.

Так как контентная часть у нас 960 рх и перестраивать ничего не нужно — макет просто обрезается с обеих сторон.

Рассмотрим разрешение 768?1024. Здесь колонок уже 8. Начнем с шапки. Логотип, номер телефона и другие элементы просто сдвигаем к центру, а вот пункты меню у нас уже не постятся, так что само меню лучше сделать всплывающим:

Заголовок тоже великоват. Поэтому, если нет возможности переноса на другую строку, уменьшаем размер шрифта. Вообще все заголовки по сайту можно уменьшить так, чтобы огромные буквы не резали глаз, а вся страница смотрелась более гармонично.

Наши «звезды» здесь пришлось переместить. И теперь каждой досталось по 4 колонки, появилась возможность немного раздвинуть текст.

Следующий блок тоже перестроился:

В некоторых случаях приходится уменьшать изображение, в других урезать текст. Но всегда необходимо сохранять важную информацию в центре внимания. Далее оставляем все как есть. И вот что у нас получилось:

Снова все ровно, четко, красиво и вписывается в сетку. Полностью сохранена структура страницы. В меньших разрешениях, вплоть до 480 рх, все делается по тому же принципу, останавливаться на них не стоит. А вот что действительно заслуживает внимания и считается самым сложным — это мобильное разрешение в 320?480 рх, им и займемся. Сокращаем нашу сетку до 4-х колонок и формируем шапку. Если логотип слишком большой, можно его немного уменьшить. В своем примере я оставляю все как есть. А вот номер телефона уже не помещается — его можно переместить ниже, убрать во всплывающее меню, а можно как у меня — оставить только кнопку для звонка.

В этом разрешении нужно по максимуму сократить количество всяческих картинок, чтобы снизить время загрузки сайта. Но если без основной картинки на главном экране никак не обойтись, ее можно сохранить. Только постараться сделать ее как можно легче. Шрифты заголовков уменьшаем, но так, чтобы все-таки было ясно, что это заголовок, а не просто текст. Расстояние между блоками также стоит немного сократить, главное — чтобы вся страница смотрелась пропорционально и гармонично

Здесь наши пункты со звездами выстаиваются одна под одной. Но бывают случаи, когда картинка, которую заменяет звезда, не слишком важна по смыслу (например, — небольшая иконка). Тогда моно и перестроить этот блок по такому примеру:

Данный блок тоже был перестроен. Фоновая картинка удалена, если изображение не несет никакой смысловой нагрузки — его лучше убрать. Этим принципом всегда стоит руководствоваться при создании мобильной версии сайта.

Карту оставляем нетронутой, самое главное — чтобы она в высоту вписывалась в 480 рх. И подвал обычно сложностей не вызывает.

Итак, вот что у нас получилось: структура снова полностью сохранена, все элементы расположены ровно, даже мобильная версия легка и приятна для восприятия, нет никаких лишних деталей, все на своих местах.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: сетки кажутся лишними, неудобными и ненужными только если вы никогда ими не пользовались. Но стоит с ними немного поэкспериментировать, найти для себя наиболее подходящие, как уже не представляешь своей работы без них.

Полное руководство по сеткам в веб дизайне

Если вы никогда не игрались с сетками в своем дизайне, то эта статья для вас. В ней вы узнаете основные термины, теорию, и посмотрите на нее сквозь призму примеров настоящих веб-сайтов и то, как сетки применяются в жизни.

Темы

В этой статье мы рассмотрим много материала, включая:

  • Сетки

  • Терминологию

  • Правило третей

  • 12-колоночную сетку

  • Акценты

  • Ограничения

  • Ментальную карту

Сетки

Сетка может создать базовую структуру, скелет вашего дизайна. Они состоят из «невидимых» линий, на которых могут быть расположены ваши элементы дизайна. Это связывает их в общую систему и рационально поддерживает композицию.

BBC

Сетка поможет вам добиться эффективного выравнивания и логичности с минимальными усилиями. Импровизация и надежда на то, что все в итоге как-то сделается, работает не очень хорошо. Если все делать должным образом, то в ваших проектах будут появляться аккуратность и организованность.

Хорошее выравнивание, как и большая часть дизайна, должны оставаться практически незаметными вашим пользователям. Все хорошо в меру. Если будет слишком мудрено, вы рискуете отвлечь пользователей от их основной цели: поиска конкретного контента, и быстро его пропустить. Ваша задача — не хвастаться тем, каким изящным вы можете быть с вашими навыками дизайна. Еще хуже будет изобретать велосипед, чтобы доказать свою точку зрения. Отсутствие выравнивания очень заметно (только если это не сделано нарочно, по какой-либо творческой причине), и создает неряшливый вид. Это даже может привести к отсутствию доверия со стороны пользователей, которые видят ваш дизайн.

Терминология

Колонка

Колонки — это основные составляющие каждой сетки. В приведенном ниже примере от BBC вы видите 12-колоночную сетку. Каждая фиолетовая полоса представляют одну колонку.

Межколоночный пробел

Узкие желтые полоски на рисунке ниже — это межколоночные пробелы, которые разделяют каждую колонку. Они являются формой микро-пробелов, которые дают сетке немного воздуха.

Столбцы

Теперь становится интереснее. Несколько колонок и межколоночных пробелов образуют столбцы, в которых эффективно и стратегически верно размещается ваш контент. На начальном этапе столбцы могут не понадобиться, но при создании дизайна с помощью таких ограничений, могут облегчить процесс. Ограничения помогают быстрее решать проблемы с тем, где размещать контент.

В приведенном ниже примере, вы можете увидеть как работают три различных столбца. У каждой колонки свой размер для конкретного вида контента или для создания акцента.

Как вы видите, у вас много вариантов, чтобы смешать несколько форм контента и элементов дизайна. То, на что вы еще могли обратить внимание — столбцы образуют прочную структуру, которая дает последовательность и порядок из-за выравнивания. Неплохо для нескольких линий, правда?

Поля

Поля включают в себя столбцы контента, и образуют формы которые являются горизонтальным деление страниц. Это не плохая идея — стремится к полям одинаковой высоты на ваших страницах. Но на практике этого сложно достичь. Если ваши поля одинаковой высоты, и это хорошо работает с вашим дизайном — отлично. Если нет, то двигайтесь дальше и займитесь делами поважнее.

Правило третей

«Правило третей» использует мини-сетку и подразумевает, что при размещении контента на определенных линиях, которые разделяют контент на трети, результат будет более приятным для человеческого глаза. Такой подход очень часто используется в фотографии. Несмотря на то, что это может быть хорошей отправной точкой и часто ведет вас в правильном направлении, я советую вам рассматривать это с долей скептицизма.

Когда люди говорят о «волшебных перекрестках», которые, предполагается, должны помогать размещать элементы дизайна, я призываю сделать вдох и подумать. Слепо верить — просто, особенно учитывая, что этому «правилу» легко следовать, но ничего из этого не кажется математически или биологически особенным, и уж тем более здесь нет никакого волшебства.

И не забывайте, что мы все по разному визуально воспринимаем мир. Мы все разные. Мы не машины, которые придерживаются определенных математических точек зрения при взгляде на мир. Посмотрите на Reddit, например. Похоже, что они заботятся о волшебных перекрестах?

Да, правило третей хороший ориентир, или, по крайней мере, может им быть, когда это подходит изображению, дизайну или чему либо еще, однако не воспринимайте это правило слишком серьезно. Нарушайте правила всякий раз, когда это имеет смысл. Делайте то, что кажется правильным в рамках принципов и методов, которые подходят вашему дизайну. «Ничто не истинно, все дозволено» в дизайне, если процитировать Ницше в данном контексте. С философской точки зрения это можно оспаривать до смерти, и небезосновательно. Но в дизайне это четкое руководство по изучению вашей креативности без «магических» ограничений.

Сходите с ума, нарушайте правила, повеселитесь немного, и если вам повезет, найдите новые границы!

Золотое сечение

В то время, как мы находимся в волшебном царстве вещей в дизайне, позвольте мне немного поразглагольствовать о том, что имеет к этому отношение: люди долгое время верили, что использование «божественных» пропорций золотого сечения принесет особенный результат, приятный человеческому глазу. Но некоторые эксперименты ставят под вопрос эти несовременные предположения.

Витрувианский человек Леонардо Да Винчи

Окончательный вердикт по этому вопросу еще не вынесен, и возможно будет обсуждаться еще долгое время, однако ничто не должно мешать нам усомниться в этих предположениях. Нам действительно стоит отойти от магического мышления. Некоторое время для меня это имело смысл, что «золотая середина» может быть приятной людям, потому что мы окружены ей. Но опять же, были бы убедительные доказательства. Может есть, может нет, но это точно не то, что я хочу принимать как должное и опираться на это в своей работе.

12-колоночная сетка

Вернемся к более прагматичным вещам. Мне бы хотелось рассмотреть эту очень разностороннюю сетку, и начать с чего-то конкретного, что помогло бы вам в начале вашей системы по созданию макетов. 12-колоночная сетка ваш друг.

Etsy

Почему 12-колоночная сетка такая удобная? Во-первых потому, что она хорошо делится на три, четыре и шесть столбцов, что достаточно гибко, и подходит для разных типов контента. А еще, вы можете сделать их симметричными или асимметричными, что дает вам множество вариантов: сделать просто и безопасно, или же создать динамичный макет, который будет выходить за рамки простой симметрии.

Давайте посмотрим на макеты, которые используют такую «гибкость» сетки.

4-х колоночная сетка

Основные преимущества четырех колоночной сетки в ее простоте, балансе, а также в том, что она очень надежная. Но обратной стороной является то, что из-за своей симметричности она может выглядеть немного скучно.

Часто, вам нужен основной раздел, чтобы подчеркнуть содержание, и боковая панель для менее важного контента. В первом примере ниже, вы можете увидеть, что первый столбец используется для брендинга, а две средние колонки для основного контента.

form

Harvard Design Magazine

Etsy

Wallpaper

marie claire

3-х колоночная стека

С помощью этой сетки, каждый столбец вмещает в себя 3 колонки. Этот вариант немного сложнее, поскольку это асимметричная сетка, и вам нужно разумно находить баланс для своего проекта. Асимметричные макеты, как правило, считаются более смелыми и качественно сделанными. Но это, конечно, можно и нужно ставить под сомнение!

Wallpaper

Kickstarter

Kickstarter

Wallpaper

WIRED

6-ти колоночная сетка

В этом примере каждый столбец включает в себя две колонки, что делает такую сетку еще более сложной, чем предыдущую. Она разделяет каждый столбец сетки на еще 2 столбца. Шестиколоночная сетка предоставляет вам больше возможностей для точной настройки мелких деталей. Если вы работаете над сайтом, в котором большое количество контента, шестиколоночная сетка может быть хорошей отправной точкой для экспериментов. Но поскольку это достаточно сложная сетка, я бы не советовал вам ее использовать в начале своего пути.

Wallpaper

The New York Times

Комбинации

Вы также можете комбинировать сетки в вашем дизайне, именно поэтому двенадцатиколоночная сетка очень удобна. Она легко позволяет аккуратно комбинировать блоки из трех, четырех и шести колонн.

Etsy

BBC

Etsy

Etsy

BBC

Etsy

Etsy

Etsy

Акценты

Сбалансированные и простые макеты часто чувствуют себя более комфортно, чем чрезмерно сложные. Но будьте осторожны, и не заиграйтесь в безопасность и простоту, есть риск, что тогда ваш дизайн будет скучным. Для акцента, вы можете отойти от сетки и выделить отдельные элементы дизайна путем объединения нескольких колонок, например. Это может быть интересно визуально, а также создаст иерархию ваших основных элементов дизайна.

Etsy

Выход за пределы сетки, чтобы создать акцент, может либо сильно улучшить ваш дизайн, выделив важные элементы, либо сделать его ужасным. Wallpaper сделали отличную работу, сломав четырехколоночную сетку, и подчеркнули видео, которое они хотят, чтобы вы посмотрели.

Wallpaper

form

Wallpaper

Но вы должны быть осторожны, ломая ритм вашей сетки, потому что это часто приводит к тому, что дизайн выглядит кривым, или в нем слишком много акцентов.

Ограничения

Вопрос, который часто возникает: когда использовать сетку в дизайне? Всегда! Это всегда хорошее решение, потому что сетка помогает с балансом, иерархией, выравниванием и последовательностью.

Затем всегда следует аргумент, что сетка ограничивает вашу работу. Но это хорошо, потому что сетка может реально облегчить ваше творчество и направить идеи в конструктивном ключе. Такие ограничения могут быть хорошей отправной точкой для работы. Поэтому когда у вас есть данные, например размер, данный вам вашим клиентом, вам стоит начать создавать дизайн вокруг этого. Размер вашей сетки может и должен принимать во внимание такие ограничения.

В приведенном ниже примере из The Wall Street Journal, вы можете увидеть, что размер рекламы, выделенный зеленым цветом, привело к дизайнерскому решению построить часть сетки с ним.

Ментальная карта

Если вы преуспели, ваша сетка поможет вам создать ментальную модель вашего сайта и отдельных его страниц. Это также подразумевает, что структура ваших страниц не должна полностью отличаться друг от друга — общий знаменатель, который регулирует вид каждой страницы должен быть частью вашего плана.

Давайте посмотрим на несколько примеров того, как Etsy успешно решает этот вопрос. Только на этот раз, давайте сосредоточимся на том, как их сетки поддерживают различные потребности контента, и как они миксуют их от одной страницы к другой. По-моему, они проделали большую работу по поддержанию последовательности, которая создает единое впечатление, аккуратно связывая страницы вместе. Таким образом они ведут пользователя по контенту, и он знает, чего ожидать. Их ментальная карта не имеет каких-либо сюрпризов, которые могут испортить взаимодействие пользователей с сайтом.

Они создали хороший ритм для своих страниц, их сетка выглядит элегантно, потому что они сделали все просто.

Напоследок

В целом, размещать контент систематически — ключевой момент, который нужно почерпнуть из всей этой темы. Ничто не является более эффективным в совмещении разных форм контента, чем последовательные линии сетки. Создайте сильную ось, которая будет вести глаза вашего пользователя. Это создает прочные отношения, которые связывают всю работу вместе и создают единство. Будьте проще!

6 правил создания сеток в веб-дизайне

Поднимите свои знания в области веб-дизайна на новый уровень и изучите передовой опыт использования сеток при разработке веб-сайтов.

Содержание

  • Что такое сетка веб-сайта?
  • Роль сеток в веб-дизайне​
  • Рекомендации по использованию сеток веб-сайтов