Стилевые особенности барокко в типографике / Хабр
Научный консультант — кандидат исторических наук доцент Кирьянова Елена ГеоргиевнаТипографика считается древнейшей разновидностью промышленного дизайна. С середины XV в. книга обретает привычную нам форму кодекса (скрепленных вместе прямоугольных или квадратных листов в переплете), а для набора основной массы текста используются удобочитаемые антиквенные шрифты. Как известно,
антиква (лат. antiquus — древний) — собирательное название шрифтов с короткими (обычно перпендикулярными) вспомогательными штрихами (засечками) в начале и конце основных штрихов знака.
За века существования типографики разработано множество классификаций шрифтов по самым различным признакам. Одна из них — по методу формообразования, который может быть дуктальным («рукописным») или глиптальным («скульптурным»). Типографский стиль антиква барокко — форма переходной антиквы, основанная на глиптальном методе: литеры не рисуются, а выстраиваются.
Первая переходная антиква, Romain du Roi, была разработана в 1692 г. во Франции. Дальнейшее развитие антиквы барокко связано с именем английского издателя, изобретателя и дизайнера шрифтов Джона Баскервиля. Он родился в 1706 г. в Уолверли (графство Вустершир) и в 1725 г. в возрасте 19 лет сделал целью своей жизни обновление английского печатного искусства (Ефимов 2006).
«Среди различных ремесел, привлекших мое внимание, — писал Баскервиль, — нет ни одного такого, которым я занимался бы с таким упорством и с такой радостью, как отливка шрифтов. Восхищение перед прекрасными литерами, испытываемое с самых юных лет, незаметно пробудило во мне потребность способствовать их совершенствованию. Я создавал шрифты, отмеченные большей тщательностью, нежели все существующие, и стремился выполнять набор посредством литер, отвечавших моим представлениям об истинных пропорциях»
Джон Баскервиль обратил внимание, что старые шрифты — творение знаменитого английского гравера и типографа Уильяма Кезлона, — отпечатанные на высококачественной веленевой бумаге насыщенной черной краской, стали производить впечатление недостаточно изящных. Баскервиль сделал толстые штрихи толще, а тонкие еще тоньше, снабдил литеры тончайшими острыми засечками.
Изысканные высококонтрастные литеры, созданные Баскервилем, не были по достоинству оценены соотечественниками, но его труды повлияли на развитие шрифтового и издательского дела в Европе и США и впоследствии вдохновили Фирмена Дидо и Джамбаттисту Бодони — создателей антиквенных шрифтов нового стиля.
Потомственный французский типограф и гравер Пьер Симон Фурнье продолжил дело Баскервиля по свою сторону Ла-Манша. В 1737 г., в 25 лет, он принял решение работать только со своими собственными пуансонами, матрицами и литерами. Он реализовал на практике требования выпущенного в 1723 г. в Париже официального декрета, включавшего правила для типографов и книготорговцев, в том числе регулировавшего соотношения размеров шрифта и предписывавшего делать шрифты для основного набора одной, строго определенной высоты. Фурнье добавил к установленному в декрете соотношению свои понятия.
Его система была довольно простой: используя знакомые единицы измерения, он взял за основу «дюйм», поделил его на 12 частей («линий»), а каждую часть — на шесть «точек» (пунктов). Все основные размеры шрифтов для сплошного набора должны были содержать целое число этих типографских «точек»: в нонпареле было 6 пунктов, в петите — 8, в цицеро — 12 и так далее для двадцати зафиксированных Фурнье кеглей. Использование единой базы позволяло сохранить соотношения между разными размерами шрифта.
Дюйм, линия и пункт в таблицах Фурнье были не точно такого размера, как соответствующие части принятого во Франции фута (который, впрочем, и сам был разного размера в разных провинциях страны). Возможно, Фурнье счел правильным с коммерческой точки зрения производить шрифты, не очень сильно отличающиеся по размеру от уже применяемых другими французскими типографами.
На основе своих разработок Пьер Симон Фурнье издал ряд изящных образцов типографского искусства, со временем заслуживших статус памятников.
Как отметил современный американский художник-шрифтовик Джозеф Алессио (Joseph Alessio), в переходных антиквах (к которым относятся антиквы барокко)
«засечки становятся более изящными, менее рублеными и приобретают плавность, а символы — большую пропорциональность. Оси овалов стали вертикальными (или почти таковыми). Основные и соединительные штрихи подчеркнуто контрастны. Элементы шрифтов приобретают всё большую отточенность форм»(из первой части статьи Making Sense Of Type Classification, цитируется по переводу Дм. Кабанова, который в 2014 г. был доступен по адресу habrahabr.ru/company/uidesign/blog/194368, а сегодня — в копии, сохраненной и дополненной Виталием Шеяновым).
Итак, в сложном полифункциональном объекте, каким является книга, шрифтовые выделения и приемы верстки важны для воплощения авторского замысла не менее, чем художественное оформление, создавая «архитектуру» книжного «здания» (не случайно с именем Джона Баскервиля связывают зарождение «чистой» типографики, основанной исключительно на шрифтовом оформлении). Эпоха барокко в искусстве создания внешнего облика и иллюстрирования книги завершилась в начале XIX в., но типографское искусство позволило ее элементам дойти до наших дней: оцифрованные версии шрифтов Баскервиля и Фурнье по-прежнему используются в книгах и журналах изысканного полиграфического оформления, печатающихся на гладкой, качественной бумаге.
Литература
Ефимов 2006 — Ефимов В. Великие шрифты. Шесть из тридцати. Кн. 1: Истоки. М.: ПараТайп, 2006. 181 с.: ил.
Книгопечатание 1987 — Книгопечатание как искусство: Типографы и издатели XVIII — XX веков о секретах своего ремесла / Сост. Р. фон Зиховски, Г. Тимман; авт. предисл. И. Е. Бабанов; пер. с нем. В. В. Лазурский. М.: Книга, 1987. 382,[1] с.: ил., факс.
барочная антиква — Оди. О дизайне
12 Май 2022 5368 0
Мы продолжаем рассказ о классификации и истории шрифта, и наши сегодняшние герои — барочные (с ударением на о) антиквы.
Паратайп
Паратайп — первая шрифтовая студия в России. Мы делаем новые шрифты, поддерживаем магазин paratype.ru, рассказываем о шрифте и типографике.
Барочная антикваБарочная антиква (Baroque Serif)
Время появления: XVII век
В двух словах: От ренессансной антиквы барочная отличается тем, что основана не на каллиграфии, а на глиптальных принципах, связанных с рисованием и гравировкой металлических пуансонов. И, как можно догадаться из названия — это антиква того времени, когда в искусстве преобладал стиль барокко.
История и теория: Барочная антиква уже почти не напоминает гуманистический минускул. Она заметно контрастнее венецианской и итало-французской, форма капель и других элементов в ней ближе к геометрически правильной, а засечки симметричные. В барочной антикве часто сочетаются вертикальная ось овала буквы «о» и наклонные — «с» и «е». К барочным антиквам относят голландскую и английскую антикву старого стиля.
Голландская антиква старого стиля (Dutch Old Style Serif)
Собирательное название группы антиквенных шрифтов, основанных на работах голландских пуансонистов XVII века Кристоффела ван Дейка (Christoffel van Dijck, 1601–69), Дирка Воскенса (Dirck Voskens, ум. ок. 1669), Миклоша Киша (Kis Miklos, 1650–1702) и других. Дальнейшее развитие формы гаральдов (итало-французской антиквы XVI в.), более тонко нарезанной.
При сохранении традиционной структуры антиквы старого стиля отличается постепенным нарастанием особенностей, свойственных глиптальным шрифтам (увеличение контраста и насыщенности, более острые засечки, оси овалов более вертикальны). Шрифты характеризуются также достаточно узкими пропорциями и более крупным очком строчных. Рост прописных приближается к высоте верхних выносных элементов. В курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Угол наклона строчных знаков в курсиве больше, чем во французской антикве.
Кстати: Первая кириллическая наборная антиква — гражданский шрифт Петра I — была сделана по мотивам голландской антиквы старого стиля. Поэтому мы можем отнести к барочной антикве и один из самых красивых советских шрифтов — гарнитуру «Банниковскую», так как она во многом вдохновлена петровской антиквой.
Примеры цифровых шрифтов
KisBannikovaАнглийская Антиква Старого Стиля (English Old Style Serif)
Собирательное название антиквенных шрифтов первой половины XVIII в., созданных в Англии на основе голландской антиквы. Наиболее характерные шрифты этого типа – шрифты лондонского типографа и словолитчика Уильяма Кэзлона Старшего (William Caslon I, 1692–1766). Форма знаков по традиции повторяет более раннюю антикву старого стиля, но детали почти целиком определяются глиптальным принципом изготовления. Контраст и насыщенность знаков увеличиваются, засечки становятся тоньше и острее, оси овалов почти вертикальны. Пропорции знаков разноширинные. В курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Углы наклона знаков в курсиве значительные. По немецкой классификации эти шрифты относятся к переходной антикве. По английской классификации это последняя разновидность шрифтов старого стиля.
Примеры цифровых шрифтов
Caslon 540NewtonКстати: Ещё к барочной антикве можно в некотором смысле отнести современные антиквы с мягкими, но не вполне каллиграфическими формами.
Зачем сейчас нужна барочная антиква?
Барочная антиква прекрасно работает в книжном и журнальном тексте, хотя в некоторых шрифтах и встречаются активные исторические детали. Если на сайте хочется создать историческую атмосферу или просто набрать текст (или фрагменты текста) максимально изящно, то барочная антиква — прекрасный выбор и пример баланса между удобочитаемостью и благородным характером.
В следующей части мы расскажем о переходной антикве.
Первая часть
Вторая часть
Поделиться
Отправить
Твитнуть
Запинить
История дизайна Образование Статьи Шрифтовой дизайн
Семейство шрифтов Young Baroque™ | Linotype.com
Адрес электронной почты недействителен Пользователь с указанным адресом электронной почты уже существует. Неправильный парольУ меня уже есть аккаунт
Этот сайт защищен reCAPTCHA, и к нему применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.
Если вы не можете вспомнить пароль своей учетной записи, введите свой адрес электронной почты ниже.
Если адрес электронной почты соответствует существующей учетной записи, система магазина отправит новый пароль на вашу учетную запись электронной почты.
Адрес электронной почты недействителен Укажите адрес электронной почты.Этот сайт защищен reCAPTCHA, и к нему применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.
ОТПРАВИТЬ ПАРОЛЬ
Теперь я вспомнил!
Ссылка на пароль успешно отправлена.Библиотека ИТЦ
Молодое барокко
100 пикселей
1 семейство
- Примеры текстов
- #Название шрифта
- –
- Lorem ipsum dolor
- Быстрая коричневая лиса
- АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫЭЮЯ
- 1234567890
1 Доступный шрифт:
Все Латинский (стандартный) Расширенная латиница (Com) Истинного типа Windows
Показать все
SkyFonts загружается.
..Young Baroque является товарным знаком Monotype ITC Inc. и может быть зарегистрирован в определенных юрисдикциях.
Регистрозависимые формы
Тег: case
Фракции
Тег: frac
Стандартные лигатуры
Тег: liga
Локализованные формы
90 004 Тег: loclПорядковый номер
Тег: ordn
Верхний индекс
Тег: супы
—
Тег: dpng
Орнаменты
Тег: ornm
Дискреционные лигатуры
Тег: dlig
Эти COM-шрифты были оптимизированы и содержат минимум 387 символов. Шрифты COM поддерживают как минимум
Тег: Com
Эти шрифты поддерживают набор символов Basic Latin. Каждый шрифт имеет кодировку Unicode™ и доступен в d
Tag: Basic Latin
Эти шрифты поддерживают расширенный набор символов Latin. Каждый шрифт имеет кодировку Unicode™ и доступен i
Тег: Latin Extended
Введите число:
Семейство шрифтов Baroque Borders от preussTYPE
Примечание от Fontspring
Демонстрационные шрифты добросовестно предлагаются, чтобы помочь вам найти идеальный шрифт для вашего проекта.
Это полностью устанавливаемые файлы шрифтов, которые можно использовать в любой программе для тестирования и компиляции. Их нельзя использовать в финальном проекте (будь то личном или коммерческом) без покупки лицензии.
Демонстрационные шрифты включают основной латинский алфавит, большинство цифр и основные знаки препинания. Функции OpenType и расширенная языковая поддержка были удалены.
Перед загрузкой согласитесь с приведенным ниже заявлением.
Я понимаю условия демонстрационного лицензионного соглашения с конечным пользователем, соглашаюсь их соблюдать и разрешаю Fontspring связываться со мной по поводу загружаемых мной демо-шрифтов. Скачать демо-шрифтыПосмотреть демо EULA Связаться с Fontspring
Baroque Borders — это семейство шрифтов dingbat. Этот шрифт имеет два стиля и был опубликован preussTYPE.
Барочные бордюры A и B — это расширение для кромок и декоративных элементов. Особенно в сочетании с барочными шрифтами вы можете создавать очень эффектные поздравительные открытки, свадебные поздравления или декоративные сертификаты.
Загрузите образец, чтобы узнать, что можно делать с этими шрифтами! Возможно, это именно то, что вы искали! Вы будете поражены.
Литейное производство | preussTYPE |
---|---|
Шрифты | 2 |
Цена | 31,00 $ |
Выпущено | 2006 |
Фонтспринг Дебют | 2018 |
Стиль | Дингбат |
Краткое описание лицензии
Эта лицензия не требует беспокойства!
Значок Worry-Free гарантирует, что лицензия на шрифт распространяется на наиболее распространенные права и используется типичным дизайнером.
Узнать большеРабочий стол
Создавайте коммерческую графику, документы и продукты.
Веб-шрифт
Встраивайте шрифты в свои веб-сайты с помощью CSS.
Применение
Встраивание шрифтов в приложения и программное обеспечение.
Цифровая реклама
Встраивание шрифтов в цифровую (HTML) рекламу.
Электронная книга
Встраивание шрифтов в электронные книги и портативные документы.
Часы времени Джеральд Галло Шрифты 1 стиль
Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку.Начиная с 20 долларов США. Купить
Компьютерщик Бритни Мерфи Дизайн 3 стиля
Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку.Начиная с 8 долларов США. Купить
SwissFolkOrnaments Джеральд Галло Шрифты 3 стиля
Начиная с 20 долларов США.