Содержание

Мировой заговор Гельветики / Все о дизайне / Pollskill

Ученые из Калифорнии подсчитали: человек в сутки видит больше 100 тысяч слов. Кажется, многовато, но если задуматься: забавные истории в соцсетях, названия остановок, объемные рабочие документы, обеденное меню, лейблы на одежде, адресные таблички, надписи на косметике и продуктах, книга перед сном… Можно продолжать бесконечно. При этом самое интересное, что большинство надписей выполнено одним шрифтом — Helvetica.

Брошюра Helvetica / Neue Haas Grotesk, 1963. Разработана Хансом Нойбургом и Нелли Рудиным.

Происхождение

История Helvetica объемна, как и сфера её применения. В послевоенные 50-е мир дизайна стремился к красоте, лаконичности и демократизации. Поэтому особенным успехом пользовался швейцарский стиль.

Маленькая швейцарская компания Haas’sche Schriftgiesserei вблизи Базеля разрабатывает и продает шрифты, однако дела идут из рук вон плохо: давят конкуренты. Большой опыт работы в сфере и высокая потребность в шрифтах на рынке подсказывает директору словолитни Эдуарду Хоффману решение проблем. Нужно создать идеальный шрифт, который захотят все. Основные идеи о том каким именно должен быть новый продукт у Хоффмана уже есть, остается найти талантливого исполнителя. По легенде Хоффман находит личный блокнот одного из агентов по продажам и видит талантливую работу шрифтовика, которому предстоит взяться за реализацию задуманного. Владельцем блокнота был Макс Мидингер.

 Макс Мидингер (Цюрих, 1910—1980). Дизайнер шрифта

Блокнот Эдуарда Хоффмана документирует рождение и раннее развитие Neue Haas Grotesk и Helvetica. На этой странице с 7 мая 1957 года он отметил: «Все символы: должно быть хорошо сейчас».

За основу берется несколько старых шрифтов Schelterische Grotesk (1880 г.) и Akzidenz-Grotesk (1896). Готовые оттиски новорожденного Haas Grotesk появляются в 1957 году. Хоффман посылает образцы в головной офис. Новый шрифт нравится начальству и отдел сбыта строит грандиозные планы на высокие продажи не только в Европе, но и в Америке. Вот только название не подходит. Вспомнив как перевести на латынь швейцарский, шрифту дают имя Helvetica. Появившись на рынок в 1961 году, Helvetica постепенно завоёвывает весь мир.

 Haas Grotesk

Как ей это удается? Ответ прост: удачный дизайн и отличный маркетинг.

Helvetica выглядит максимально разборчиво, нейтрально и серьезно. Именно поэтому с самого начала её покупают только серьезные компании: Deutsche Bahn, BMW и т.д. Затем Helvetica попадает в руки Adobe и Apple. С развитием информационных систем Helvetica было удобно взять за основу. Тут она разрослась до известных масштабов, и сама стала брендом. А у бренда всегда найдутся поклонники и противники.

Helvetica 

Мнение сторонников

Дизайнер, сомневающийся при выборе шрифта, слышал совет коллег: «Не знаешь какой шрифт взять, бери Helvetica». Этот внешне простой шрифт не будет отвлекать внимание от заложенной в тексте информации, а значит подойдет в любой ситуации.

Союзники ассоциируют этот шрифт с доступностью, честностью и открытостью. Шрифт без засечек и со строгим горизонтальным срезанием окончаний будто ничего не скрывает. Не зря именно его выбрало правительство США для формы налоговых деклараций, отчетов управления по охране окружающей среды и надписи названия своей страны на военной технике.

Логотип, как ассоциативная картинка, часто включает название компании или аббревиатуру от нее. Среди логотипов со словами фаворитом снова становится наш сегодняшний герой среди шрифтов. Перебираю в голове: McDonalds, Nestle, Energizer, Toyota, Skype, Google, Intel, Jeep, Motorola, Olympus, American Apparel…

 iOS 7 — Helvetica Neue UltraLight

Что говорят противники

Нейтральность и повсеместность Helvetica делает ее похожей на армию, захватившую территорию и удерживающую положение численным превосходством.

Helvetica использует везде и это плохо. Когда выходит новая отличная песня, она всем нравится. Однако, когда она играет слишком часто, то начинает раздражать. Не стоит использовать только один удачный прием. Нужно искать новые инструменты выразительности под каждую новую задачу. Если шрифты с характером кажутся неуместными и вычурными, можно поискать другой нейтральный шрифт.

Результат работы Хоффмана и Мидингера 1957 года сильно отличается от того, что сегодня принято называть Helvetica. Наш современник более квадратен, а внутрибуквенный просвет наоборот скруглен. Если оригинальную версию называли близкой к идеалу, то используемая на практике сегодня вариация, грешит потерей пропорций.

Большие корпорации и влиятельные бренды порой отталкивают людей своей авторитетностью. Люди, стремящиеся к свободе во всем и поддерживающие маленьких местных производителей назовут Helvetica шрифтом капитализма. Респектабельность шрифта может сыграть злую шутку.

Первоначальная версия Helvetica за 61 год серьезно поменялась. Сам Макс Мидингер выпустил несколько вариаций Helvetica. Затем над ней потрудились сотрудники Adobe и Apple чтобы использовать в цифровом формате. Вслед за Apple в Microsoft начали использовать похожий шрифт. Хиппующие 70-е и отвязные 80-е тяготевшие к индивидуальности сделали паузу в отношениях с Helvetica, чтобы в 90-х с новой волной энтузиазма вернуться к нему. Наверное, такая изменчивость и есть секрет успеха Helvetica. Однако ничто не может быть вечным. Возможно уже сегодня кто-то из дизайнеров-шрифтовиков начал разрабатывать новую классику.

История шрифта Helvetica | Учимся верстке и допечатке

Недавно мне довелось услышать историю одного знакомого дизайнера о встрече с одним из создателей шрифта Гельветика. Шрифт уникальный и удивительный, с таким удовольствием я в свое время посмотрела документальный фильм о нем…

И тут я узнаю о таком: создатель шрифта в растерянности — его детище до сегодняшнего дня украшало терминалы аэропортов и вывески магазинов, оно было повсюду, а сегодня американские исследователи — целый институт — выяснил, что шрифт без засечек хуже запоминается. И теперь идет полным ходом разработка нового универсального международного шрифта для того, чтобы заменить все вывески и объявления, столько лет красовавшиеся в исполнении Гельветикой…

Эта статья об истории Гельветики. Материал не мой, но очень интересный. Рекомендую

Во второй половине 50-х годов швейцарская шрифтовая фирмаHaas/Haas’sche Schriftgiesserei AG поручила своему постоянному дизайнеруМаксу Мидингеру (Max Miedinger) переделать существующий шрифт Haas Grotesk, восходящий к гротескам 19 века, таким, как 

Akzidenz-Grotesk. Мидингер, совместно с Эдуардом Хофманом (Edouard Hoffman) из фирмыХаас, адаптировал рисунок Хаас Гротеска в духе времени, соответственно вкусам господствующей тогда швейцарской школы дизайна.  Новый шрифт был назван Neue Haas Grotesk, то есть Новый Хаас Гротеск.

Когда в 1961 году германская фирма D.Stempel AG выпустила этот шрифт в свет, он был переименован из соображений маркетинга в Helvetica, в честь латинского названия Швейцарии — Helvetia. ГарнитураХельветика стала доминирующим шрифтом для многочисленных приверженцев интернационального типографического стиля, также известного как швейцарский стиль. Он зародился в 40-х годах в Швейцарии и культивировал ясность, точность и объективность.

Сначала гарнитура имела только несколько прямых начертаний. Затем она постепенно стала разрастаться, включая варианты разной насыщенности, узкие, широкие, а также наклонные начертания. Также были разработаны декоративные варианты: контурные начертания, с двойным контуром, трехмерные, оттененные, а также с закругленными концами штрихов.

Долгое время Хельветика была наиболее часто применяемым гротеском и самым популярным акцидентным шрифтом. В связи с этой популярностью в 1983 году фирма Linotype выпустила её улучшенную версию, названную 

Helvetica Neue, то есть Новая Хельветика, состоящую из невероятного тогда количества вариантов (51 начертание), включая сверхтонкие и сверхжирные. Helvetica Neue системно спроектирована, как Univers, и также имеет двухзначную цифровую систему обозначений, чтобы отличать одно начертание от другого.

С внедрением компьютерных настольных издательских систем Хельветика стала знакомым названием для каждого владельца домашнего компьютера, поскольку этот шрифт, наряду с Таймсом, был встроен в большинство операционных систем, текстовых редакторов и программ для верстки, от самых простых до профессиональных графических пакетов. При этом Хельветика

 продолжает широко применяться в типографике и рекламе.


Её популярность заставила фирму Microsoft заказать фирме Monotype гротеск близкого рисунка под названием Arial, насыщенность и ширины знаков которого совпадают со знаками Хельветики. Причины такого решения очевидны. Таким образом, шрифт, который мы сейчас находим в любом продукте фирмы Microsoft, был спроектирован, чтобы заместить Хельветику. И Microsoft не одинок: такие фирмы, как Agfa/Compugraphic, Autologic, Bitstream, Corel, Mannesmann-Scangraphic, Tegra/Varityper и другие создали свои версии Хельветики под названиями Helios, Geneva, Swiss 721, Switzerland, Europa Grotesk, Megaron

 и т.д. Нельзя сказать, что Хельветика — самая копируемая гарнитура среди латинских шрифтов, но, несомненно, благодаря своей популярности она относится к наиболее часто копируемым.

Но это латинские проблемы. Как же дело обстоит с кириллическими версиями Хельветики? Ещё хуже, потому что их гораздо больше, чем латинских вариантов. И качество их, в отличие от латинских прототипов, гораздо разнообразнее: от вполне профессионально спроектированных шрифтов до совершенно чудовищных поделок, которыми просто нельзя работать.

Источник: www.cursives.ru

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

Необыкновенные приключения шрифта Helvetica в России

Arial*, Artsans*, Bastion*, BastionKontrast*, Cyrvetica*, Enciclopaedia*, Europa Grotesk, Geneva, Harmonica*, Helena*, Helga*, Helios*, Helvetica*, Hylvetica*, Kolomna*, Ladoga*, Letterica*, Megaron, Neue Haas Grotesk, Neue Helvetica*, Nimbus Sans*, Pragmatica*, Sans*, Sunny*, Swiss 721, Switzerland, Typ Helvetica*, Vanta*. Это разные шрифты? Или разные названия одного и того же шрифта? Или разные шрифты очень близкого рисунка? Если речь идет о латинской алфавитной основе, то, скорее, второе или третье. И, возможно, это абсолютно разные шрифты по рисунку, если говорить о кириллице. (В том-то и сложность, что шрифты, чьи названия помечены звездочкой, имеют кириллические версии).

На сервере отсутствуют начертания шрифтов.


История
Кириллическая Helvetica для современных компьютерных систем
Как они выглядят и чем отличаются?
Arial Cyrillic (Microsoft/Monotype, 1991)
PT Pragmatica (ParaType/ParaGraph, дизайнер В. Ефимов, 1989-1994)
TM Helios (TypeMarket, дизайнеры А. Кустов, С. Шанович, 1994-1996)
AG Letterica (Tilde, дизайнер А. Гринбергс, 1991)
SU Cyrvetica (SoftUnion, дизайнер Н. Всесветский, 1994)
M Vanta (Intermicro, 1990)
Helvetica Neue Cyrillic (Linotype, дизайнер А. Чекулаев, 1998)

Во второй половине 50-х годов швейцарская шрифтовая фирма Haas/Haas’sche Schriftgiesserei AG поручила своему постоянному дизайнеру Максу Мидингеру (Max Miedinger) переделать существующий шрифт Haas Grotesk, восходящий к гротескам XIX века, таким, как Akzidenz-Grotesk. Мидингер, совместно с Эдуардом Хофманом (Edouard Hoffman) из фирмы Haas, адаптировал рисунок Haas Grotesk в духе времени, соответственно вкусам господствовавшей тогда швейцарской школы дизайна. Новый шрифт был назван Neue Haas Grotesk, то есть Новый Хаас Гротеск. Когда в 1961 г. германская фирма D.Stempel AG выпустила этот шрифт в свет, он был переименован из соображений маркетинга в Helvetica, в честь латинского названия Швейцарии — Helvetia. Гарнитура Helvetica стала доминирующим шрифтом для многочисленных приверженцев интернационального типографического стиля, известного также как швейцарский стиль. Он зародился в 40-х годах в Швейцарии и олицетворял ясность, точность и объективность.

Сначала гарнитура имела только несколько прямых начертаний. Постепенно она стала разрастаться, в нее включались варианты разной насыщенности, узкие, широкие, а также наклонные начертания. Были разработаны и декоративные варианты: контурные начертания, с двойным контуром, трехмерные, оттененные, а также с закругленными концами штрихов.

Долгое время Helvetica была наиболее часто применяемым гротеском и самым популярным акцидентным шрифтом. В связи с этой популярностью в 1983 году фирма Linotype выпустила ее улучшенную версию, названную Helvetica Neue, то есть New Helvetica, которая состояла из невероятного на тот момент количества вариантов (51 начертание), включая сверхтонкие и сверхжирные. Helvetica Neue системно спроектирована, как Univers, она имеет двухзначную цифровую систему обозначений, что позволяет отличать одно начертание от другого.

С внедрением компьютерных настольных издательских систем слово Helvetica стало знакомо и каждому владельцу домашнего компьютера, поскольку этот шрифт, наряду с Times, был встроен в большинство операционных систем, текстовых редакторов и программ для верстки, от самых простых до профессиональных графических пакетов. При этом Helvetica продолжает широко применяться в типографике и рекламе.

Популярность этого шрифта заставила фирму Microsoft заказать фирме Monotype гротеск близкого рисунка под названием Arial, по насыщенности и ширине знаков совпадающий с Helvetica. Причины такого решения очевидны. Таким образом, шрифт, который мы сейчас находим в любом продукте фирмы Microsoft, был спроектирован, чтобы заместить Helvetica. И Microsoft не одинок: такие фирмы, как Agfa/Compugraphic, Autologic, Bitstream, Corel, Mannesmann-Scangraphic, Tegra/Varityper и другие создали свои версии Helvetica под названиями Helios, Geneva, Swiss 721, Switzerland, Europa Grotesk, Megaron и т. д. Нельзя сказать, что Helvetica — самая копируемая гарнитура среди латинских шрифтов, но благодаря своей популярности она, несомненно, относится к наиболее часто копируемым.

Но это «латинские проблемы». Как же обстоит дело с кириллическими версиями Helvetica? Еще хуже, потому что их гораздо больше, чем латинских вариантов. И качество их, в отличие от латинских прототипов, варьируется сильнее: от вполне профессионально спроектированных шрифтов до совершенно чудовищных поделок, с которыми просто нельзя работать.

История

В России первые попытки кириллизировать Helvetica начались сразу после ее широкого распространения на Западе — с 60-х годов, то есть задолго до начала компьютерной эры. Сколько художников этим занималось, теперь трудно сказать. Известны кириллические версии Helvetica работы Юрия Курбатова и Максима Жукова, Андрея Крюкова, Анатолия Кудрявцева, но это явно не весь список. Шрифты делались прежде всего для собственной работы в графическом дизайне и распространялись в лучшем случае из рук в руки в виде фотокасс. Они носили акцидентный характер и не предназначались для текстового набора. Сейчас некоторые из них выглядят забавно, и тем не менее спасибо подвижникам, которые героически пытались расширить скудный шрифтовой ассортимент советских времен. Эти люди заслуживают только уважения, потому что они подготовили почву для современной типографики. Надо ли говорить, что никаких разрешений на изготовление этих шрифтов от фирмы Linotype, держателя авторских прав на Helvetica, получено не было.

Практически параллельно с этими попытками создать кириллическую Helvetica в СССР за рубежом началась разработка кириллических (и греческих) расширений настоящей наборной Helvetica, а также других распространенных на Западе шрифтов. Забавно, что эти два процесса шрифтотворчества развивались совершенно независимо друг от друга, что объясняется разделением тогдашнего мира на две противоборствующие системы.

Прежде всего разработкой кириллической Helvetica на основе соответствующей латиницы занялась сама компания Linotype. Приблизительно в 1970 году фирма выпустила несколько начертаний фотонаборной кириллической Helvetica, в конечном итоге их число достигло десяти (Light, Light Inclined, Upright, Inclined, Bold, Bold Inclined, Condensed, Bold Condensed, Black Condensed, Inserat). Эти шрифты использовались только на больших фотонаборных системах производства Linotype, например таких, как автоматы ряда Linotron и Linotronic, которые поставлялись в СССР. Пять начертаний этого шрифта (Upright, Inclined, Bold, Bold Inclined, Inserat) были позже переведены в цифровую форму и сейчас доступны в форматах TrueType и PostScript Type 1. На больших фотонаборных системах других фирм работали свои кириллические варианты Helvetica (например, кириллический Helios фирмы Agfa/Compugraphic, кириллическая Helvetica фирм Berthold, Photon и др.). Разрабатывали кириллическую Helvetica и фирмы, производящие шрифты сухого перевода, например Letraset (два начертания — Light и Medium), а также производители систем ручного фотонабора, например фирма Letterphot/Autopan, которую позже купила Scangraphic (два начертания — Regular и Bold шрифта под названием Helena). Имена авторов этих адаптаций неизвестны (может, это и к лучшему), а шрифты их сейчас забыты, за исключением переведенных в форматы TrueType или PostScript. Необходимо заметить, что практически все ранние кириллические шрифты, разработанные за рубежом, для нашего глаза выглядят достаточно чужеродно. Это касается даже таких профессиональных проектов, как линотайповский. Но, по крайней мере, он был легальным.

Кириллическая Helvetica для современных компьютерных систем

После изобретения персонального компьютера и параллельно с внедрением в нашей стране настольных издательских систем, Интернета и прочих благ цивилизации возник вопрос о кириллических шрифтах для этих систем вообще и о Helvetica — одном из самых распространенных шрифтов — в частности.

Первые кириллические шрифты для ПК в нашей стране, как известно, сделали программисты, и это был не лучший их продукт. (Какой же российский программист 80-х годов не занимался кириллизацией Курьера, Helvetica и Times?) Впрочем, они сами очень быстро догадались, что получается что-то не то, и нашли более осмысленные занятия, поэтому кириллические шрифты первой волны мы рассматривать не будем. Тем более что эта шрифтовая самодеятельность происходила без всякого разрешения держателей авторских прав.

Кириллические шрифты второй волны (конца 80-х и начала 90-х годов), произведенные в России, в целом отличались сомнительным техническим качеством и несли на себе следы спешки. Это был период российского шрифтового бума, вызванного сразу несколькими причинами: перестройкой, технологической революцией, экономическими изменениями и отменой идеологических ограничений. Надо было срочно ликвидировать нехватку кириллических наборных шрифтов. Этим занялись многие — от профессионалов до случайных лиц и организаций, озабоченных возможностью заработать на дефиците шрифтов. Немногие из них пережили перестройку, и сейчас их имена (Alex Pandre, Apcom, InfoLada, NeaType, SignArt и др.) почти забыты, хотя шрифты их иногда всплывают. Надо сказать, что почти все более профессиональные фирмы (ParaGraph/ ParaType, TypeMarket, DoubleAlex, Tilde, Az-Zet, Intermicro, SoftUnion, «Ленполиграфмаш»), производящие шрифты сейчас или в недавнее время действовавшие на отечественном шрифтовом рынке, тоже начали свою работу вместе с перестройкой. Легальность разработок в тот период никого не беспокоила: шрифты передирали друг у друга, в лучшем случае меняя их названия. Что уж говорить о каких-то обязательствах перед иностранцами!

В это же время наши зарубежные друзья тоже озаботились созданием для нас кириллических компьютерных шрифтов, в частности Helvetica. Наверное, первой среди них была американская фирма Casady & Greene, печально известная своим шрифтовым набором Glasnost, которая быстро сделала и Helvetica такого же качества. Несколько получше получились кириллические Helvetica у германских фирм MacCampus — шрифты Kolomna, Ladoga и URW — гарнитура Nimbus Sans, а также у американской фирмы Russian Type Foundry — семейство шрифтов Sunny. Самой лучшей кириллической Helvetica в это время была цифровая версия фотонаборного шрифта фирмы Linotype, она же была и «самой легальной». Авторы всех этих шрифтов нам неизвестны.

В России шрифтовой бум закончился приблизительно к 1994 году. Рынок кириллических шрифтов относительно заполнился, потребители стали обращать внимание на качество и искать новые шрифты. Процесс шрифтового производства и распространения перешел в нормальную стадию, которая продолжается и сейчас. Одновременно на Западе возник интерес к разработке нелатинских шрифтов (в том числе кириллических), вызванный распространением стандарта Unicode и внедрением Windows 95 и ее локализованных версий. В результате произошло если не слияние, то, во всяком случае, значительное сближение позиций восточных и западных проектировщиков кириллицы, что нельзя не признать нормальным.

Как они выглядят и чем отличаются?

Сейчас мы можем встретить вокруг примерно с десяток разных вариантов кириллической Helvetica. Самым распространенным шрифтом этого типа следует считать Arial Cyrillic фирмы Microsoft (он встроен в операционную систему Windows и ее приложения). Вторым по частоте встречаемости шрифтом этого семейства может считаться PT Pragmatica фирмы ParaType (ранее ParaGraph), поскольку он распространяется вместе с клавиатурным драйвером ParaWin и другими программными продуктами как для Windows, так и для Mac OS. На платформе Macintosh часто встречается шрифт Bastion фирмы DoubleAlex Team. Распространен и шрифт TM Helios фирмы TypeMarket, имеющий широкий ассортимент начертаний. Встречаются также варианты фирм Tilde (AG Letterica), SoftUnion (SU Cyrvetica, SU Helvetica), Intermicro (IM Helga, IM Vanta). Могут также появиться Helvetica Cyrillic и Helvetica Neue Cyrillic фирмы Linotype. Наиболее «законными» среди них должны считаться те кириллические шрифты, которые сделаны либо непосредственно фирмой — держателем авторских прав на латинскую версию, либо с ее разрешения. В нашем случае это Helvetica Cyrillic и Helvetica Neue Cyrillic фирмы Linotype. Все остальные перечисленные шрифты с точки зрения авторского права не являются Helvetica, несмотря на качество разработки и степень близости рисунка.

Arial Cyrillic (Microsoft/Monotype, 1991)

Рассмотрение современных кириллических версий Helvetica лучше всего начать со шрифта Arial Cyrillic, в связи с его широким распространением и профессиональным качеством разработки (правда, это и не совсем Helvetica). Он прилично выглядит на экране компьютера (хотя у меня в прямом светлом прописная на экране сдвинута вправо, говорят, что сейчас это уже исправлено) и хорошо работает практически со всеми приложениями Windows, включая электронную почту. Для нужд обычного компьютерного пользователя качество этого шрифта вполне удовлетворительно, тем более что он поставляется вместе с программным обеспечением. Однако, если поглядеть на Arial поближе и более пристально, окажется, что его кириллическая часть не всегда адекватна латинице. (Собственно, латиница тоже не является шедевром шрифтового искусства, что, наверное, объясняется её происхождением, но сейчас мы это не обсуждаем.)

Основное начертание шрифтов не очень ровное по цвету: буквы У, ж, к светлее, чем нужно. Пропорции некоторых характерных знаков нарушены: К, Л, Ф, к слишком узкие, а Ж, л, ф слишком широкие. В буквах И, Й нарушено правильное распределение толщин штрихов: вертикальные слишком тонкие, а диагональные чересчур толсты (похоже на зеркальное отражение латинской N). Бросается в глаза различное решение строчных букв д и л. Свисающие элементы у букв Ц, Щ, ц, щ недостаточно высовываются вбок для текстового шрифта. Я, конечно, понимаю желание разработчиков внести существенную разницу в решение кириллических букв Ж, К, ж, к по сравнению с латинскими K, k, но все же для такого сурового шрифта они выглядят слишком витиевато.

Кириллический курсив Arialа выглядит гораздо сомнительнее. Это вообще очень трудная задача — создать настоящий курсив для кириллического гротеска, и нельзя сказать, что Monotype с ней справилась. Достаточно взглянуть на довольно корявые буквы б, в, г, д. Сочетание букв курсивной формы б, в, г, д, и, й, т, ц, ш, щ, и наклонных, особенно таких, как л, м, н, Ъ, ы, ь в тексте не производит впечатления единства. Жирные начертания имеют примерно те же недостатки, к которым прибавляются очень низкие и плоские полуовалы у Ъ, Ы, Ь, ъ, ы, ь, ъ, ы, ь и очень слабые акценты у Й, й, Й, й.

Словом, Arial — почти хороший, профессионально разработанный шрифт для повседневного офисного употребления. Его не надо искать. Он имеет достаточную насыщенность и хорошо реализован технически, чтобы прилично выглядеть на экране и при печати на устройствах низкого разрешения. Им можно набирать тексты, не ставя перед собой художественных задач. В пользу Arialа говорит также то, что он поддерживает все языки, использующие кириллицу (украинский, белорусский, сербский, македонский, русский, болгарский), то есть его файлы по знаковому составу точно соответствуют стандарту. Что неудивительно, потому что стандарт ввела фирма Microsoft. О профессионализме разработчиков Arial можно судить по тому, что в курсивных начертаниях они применяют прямые дополнительные знаки, такие, как #, +, <, =, >, @, |, ©, ¤, ¦, ¶, ¬, ±, ®. Тем не менее лучше избегать шрифта Arial в графическом дизайне всех видов, художественной литературе и других текстах большого объема. Используйте его в своей программе. И уж конечно, всем противопоказано рассматривать увеличенные рисунки его букв. Во избежание порчи вкуса и настроения.

PT Pragmatica (ParaType/ParaGraph, дизайнер В. Ефимов, 1989-1994)

Pragmatica немного светлее и контрастнее Arialа. Она, как и Arial, является вариантом гарнитуры Helvetica, поэтому ее латинская часть не полностью совпадает с исходной версией. Среди характерных особенностей рисунка Pragmatica прежде всего бросается в глаза конструкция кириллических букв К, к, отличающихся от формы K в латинице и похожих на аналогичные буквы шрифта Univers, а также форма ее строчного ф, напоминающего окружность, пересеченную вертикальным штрихом, как в греческой букве «фи». Все остальные шрифты семейства Helvetica используют конструкцию кириллической ф из двух овалов. Pragmatica выпускается для всех форматов и платформ сразу в нескольких кодировках, включая, помимо кириллической, стандартную латинскую, центральноевропейскую, турецкую и азиатскую (для набора на языках народов Средней Азии, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока). Кстати, в ее наклонных начертаниях применяются те же прямые формы знаков, как и в Arialе. С моей точки зрения, благодаря своему нейтральному рисунку Pragmatica подходит как для офисной переписки, так и для набора книг, газет и журналов, неплохо читается в мелких кеглях и в крупнокегельных рекламных надписях. Ее самый крупный недостаток — неполнота разработки, отсутствие многих необходимых начертаний, например, сверхсветлых, сверхжирных, наклонных, широких, узких, сверхузких. Сейчас она выпускается в десяти начертаниях: Extra Light, Book, Oblique, Medium, Bold, Bold Oblique, Book Condensed, Bold Condensed, Shadow, Shadow Oblique (две последних декоративные). Pragmatica была задумана как отечественный аналог гарнитуры Neue Helvetica, но замысел реализован примерно на четверть, если говорить об ассортименте ее начертаний. Впрочем, расширение количества начертаний Pragmatica стоит в плане фирмы ParaType. Гарнитура распространяется этой фирмой и ее дилерами.

TM Helios (TypeMarket, дизайнеры А. Кустов, С. Шанович, 1994-1996)

Helios чуть-чуть темнее и шире Pragmatica. Латинские знаки этой гарнитуры весьма близки по рисунку к одной из версий латинской Helvetica. Характерной особенностью ее кириллицы (как и всех остальных хельветических шрифтов, кроме Arial и Pragmatica) является латинская форма буквы К и производных от нее Ж, ж, к, а также конструкция буквы ф из двух овалов. Главным достоинством TM Helios можно считать богатый набор начертаний (десять основных: Thin, Thin Italic, Light, Light Italic, Normal, Italic, Bold, Bold Italic, Black, Black Italic, десять узких и десять широких, совпадающих с основными по насыщенности; имеется, кроме того, три сжатых: Compressed, Extra Compressed, Ultra Compressed и пять декоративных: Shadow Condensed, Shadow Condensed Italic, Shadow Compressed, Outline Condensed, Outline Condensed Italic, а всего 38 начертаний). В наших условиях сделать столько начертаний в гарнитуре — это трудовой героизм, хотя каждое начертание разработано только в одной (кириллической) кодировке. Правда, курсивные начертания Helios на самом деле наклонные, включая и дополнительные знаки, такие, как #, +, <, =, >, @, |, ¤, ©, ¬, ®, ±, ·, ¶.

Не правда ли, забавно видеть наклонный плюс, знак равенства и буллит? Гарнитура распространяется фирмой TypeMarket, а также ParaType и ее дилерами.

AG Letterica (Tilde, дизайнер А. Гринбергс, 1991)

Letterica заметно уже рассмотренных выше шрифтов. Латинские знаки этой гарнитуры также весьма близки по рисунку к одной из версий латинской Helvetica. Характерной особенностью ее кириллицы (как и всех остальных хельветических шрифтов, кроме Arial и Pragmatica) является латинская форма буквы К и производных от нее Ж, ж, к, а также конструкция буквы ф из двух овалов. С моей точки зрения, конструкция букв Д, Л, д, л в этом шрифте не слишком удачна из-за вертикальных штрихов слева, поскольку их можно спутать с буквами П, п. Акценты в буквах Й, й слишком светлы как в светлых, так и — особенно — в жирных начертаниях. Letterica разработана в 18 начертаниях: четыре основных (Roman, Oblique, Bold, Bold Oblique), восемь узких (Condensed, Condensed Oblique, Condensed Bold, Condensed Bold Oblique, Extra Condensed, Extra Condensed Oblique, Extra Condensed Bold, Extra Condensed Bold Oblique) и шесть сжатых (Compressed, Compressed Oblique, Extra Compressed, Extra Compressed Oblique, Ultra Compressed, Ultra Compressed Oblique). Ее наклонные версии имеют тот же недостаток, что и версии Helios, — речь идет о дополнительных знаках. В России гарнитура Letterica распространяется фирмой ParaType и ее дилерами только в кириллической кодировке, но в Латвии фирма Tilde поддерживает стандартную латинскую и восточноевропейскую (балтийскую) кодировки.

SU Cyrvetica (SoftUnion, дизайнер Н. Всесветский, 1994)

Cyrvetica по уровню шрифтового дизайна кириллической части уступает Pragmatica, Helios и Letterica, хотя латинские знаки этой гарнитуры также весьма близки по рисунку к одной из версий латинской Helvetica. Ее кириллические буквы ж, к подозрительно напоминают латинскую букву k без верхнего выносного элемента. Буква У неустойчива и падает вправо, буква Ф имеет слишком малые выступы вертикального штриха вверх и вниз. Буквы Ч, ч слишком разные по конструкции, у букв Ъ, ъ очень короткий и незаметный горизонтальный штрих слева вверху. Верхний выносной элемент у буквы б недостаточно пластичен. Буква Я по конструкции напоминает отраженную зеркально латинскую R.

Гарнитура имеет 14 начертаний (Light, Light Oblique, Regular, Oblique, Bold, Bold Oblique, Extra Bold, Extra Bold Oblique, Narrow, Narrow Oblique, Narrow Bold, Narrow Bold Oblique, Outline, Open; 2 последние — декоративные). Наклонные версии Cyrvetica имеют тот же недостаток, что и версии Helios — неудачные дополнительные знаки. Судя по доступным мне файлам Cyrvetica, она разработана только для набора на русском и английском языках, то есть не полностью поддерживает кириллическую кодировку. Гарнитура распространяется фирмой SoftUnion, а также ParaType и ее дилерами.

IM Vanta (Intermicro, 1990)

Шрифтом Vanta, с моей точки зрения, вообще нельзя работать, настолько непрофессионально этот шрифт выполнен, но поскольку время от времени он вдруг всплывает, необходимо сказать о нем несколько слов. Он имеет 5 прямых начертаний (Extra Thin, Thin, Regular, Bold, Extra Bold). Это была попытка сделать кириллический прямой курсив, или минускулизовать строчные буквы кириллического алфавита. То есть вместо нашей буквы д (PT Pragmatica, Rus.) взята латинская g (Vanta, Lat.; д — Vanta, Rus.), вместо и, п, т (PT Pragmatica, Rus.) использованы латинские u, n, m (Vanta, Lat.; и, п, т — Vanta, Rus.). Особенно «хороша» буква л, вместо которой применено зеркальное отражение буквы n, это уж совершенно ни на что не похоже. В свое время в Болгарии были подобные попытки как бы латинизировать строчные буквы в кириллице, но у нас они никогда не имели успеха, хотя были гораздо профессиональнее. Остальные кириллические буквы Vanta, которые нельзя было вытащить из латиницы, а надо было рисовать, такие, как Д, Ж, И, Й, Л, У, Ф, Ц, Э, Я, б, г, ж, к, м, ф, ц, щ, э, я, выглядят не менее дико, так что у меня даже нет желания объяснять, почему они неправильные. И поскольку я никоим образом не могу никому рекомендовать этот шрифт, вопрос, где его взять, остается открытым.

Helvetica Neue Cyrillic (Linotype, дизайнер А. Чекулаев, 1998)

Примерно два года назад фирма Linotype взялась за разработку кириллических версий своих шрифтов руками российского дизайнера Алексея Чекулаева. Уже выпущены новая версия кириллического шрифта Courier (четыре начертания), New Century Schoolbook Cyrillic (четыре начертания), Sabon Syrillic (четыре начертания), Optima Cyrillic (4 начертания), Univers Cyrillic (восемь начертаний), декоративные шрифты Shelley Cyrillic (три начертания), San Marco Cyrillic, Stencil Cyrillic, University Cyrillic, Wiesbaden Cyrillic. И наконец, в этом году выпущены шестнадцать начертаний гарнитуры Helvetica Neue Cyrillic (восемь прямых — от сверхсветлого до сверхжирного — и к ним наклонные). Нам остается только ждать, когда будут сделаны остальные тридцать пять начертаний настоящей, легальной Helvetica.

Гельветика — это… Что такое Гельветика?

Helvetica
Стиль

Шрифты без засечек

Классификация

Нео-гротеск

Дата создания

1957

Дизайнер

Макс Мидингер
Эдуард Хоффман

Использование

Mergenthaler Linotype Company

Гельве́тика (лат. Helvetica) — семейство шрифтов класса нео-гротеск, относящийся к стилю шрифты без засечек.

Шрифт был создан на основе Akzidenz-Grotesk (1896) и Schelter-Grotesk (1880) в швейцарской компании Haas’sche Schriftgiesserei в 1957 году и первоначально назывался Neue Haas Grotesk. В 1960 году название шрифта пришлось изменить по указанию головной компании Stempel AG. Первоначальное предложенное название было Helvetia — Гельвеция, устаревшее латинское название Швейцарии, однако в итоге было принято Helvetica, что в переводе с латинского означает «швейцарская». Сейчас шрифт принадлежит Linotype.

1983 — Компанией Linotype выпущен основанный на ранней Гельветике шрифт Нойе Гельветика (Neue Helvetica).

2001 — Компания Linotype выпускает Helvetica World — Гельветику с увеличенным количеством символов: в шрифт включены символы различных нелатинских алфавитов, а также псевдографические и математические символы. В общей сложности каждое начертание Helvetica World содержит 1866 разных глифов (символов).[1]

Использование

Helvetica является одним из наиболее широко используемых шрифтов без засечек. Существуют версии для следующих алфавитов: латинский, кириллица, еврейский, греческий, японский, корейский, хинди, урду, вьетнамский и кхмерский.

В логотипах

Гельветика широко используется в логотипах различных компаний. В частности, гельветикой набраны логотипы и торговые марки: 3M, AGFA, AT&T, BASF, Bayer, Blaupunkt, BMW, Energizer, GM, Husqvarna, Intel, Jeep, Lufthansa, Motorola, Nestle, Olympus, Panasonic, Placebo, Stimorol, Samsung, Sanyo, Texaco, Toyota, Zanussi.[2]

Фильм

В 2007 году был выпущен полнометражный документальный фильм «Helvetica», в честь пятидесятилетия гарнитуры.

Примечания

Ссылки

Почему Helvetica все еще популярна?

Перевод публикации Аластаира Джонстона.

На днях мне прислали ссылку на сайт с абсурдным заголовком «100 лучших шрифтов всех времен», возглавляла рейтинг Helvetica, что и вывело меня из себя. На этот рейтинг, конечно, не стоило обращать какого-либо внимания, ибо он был составлен на основании маркетинговых данных, полученных от одного единственного источника (FontShop) и прокомментированных дюжиной типографов из Берлина, но я был в ярости.

Возьмем, например, бокс, где вы можете сравнить различных атлетов, выходящих на ринг, и сказать, что Мохаммед Али побьет Джека Джонсонаили Джима Корбетта. Это и сделает Али номером один, но на вас повлияет еще и ряд других факторов, способных изменить ваше решение: сентиментальность, факт признания Али величайшим (такими людьми как я, которые не слишком разбираются в спорте), узнаваемость его имени и т.д. Но как оценить шрифт? Достаточно ли степени его распространенности? Или степени его соответствия определенному контексту использования? Простоты чтения? Узнаваемости?


Портретный снимок Мухаммеда Али (снят Ирой Росенберг) для World Journal Tribune (источник: Библиотека Конгресса)

Понять живучесть семейства шрифтов Helvetica можно, взглянув на его историю. Большинство разновидностей шрифтов появляются в результате зарождения определенной моды или изменения вкусов, некоторым дают начало технологии. С появлением печатного станка в районе 1800 года были введены более четкие и строгие шрифты, такие как Bodoni и Didot. В середине 1980х годов лазерные принтеры с растровыми шрифтами явились предпосылкой создания нидерландскими студентами начертаний, которые могли быть приемлемо отображены через эти устройства. В Letters in Studie (Eindhoven, Lecturis, 1983) приведены примеры дизайнерских работ Джелль Босма и Петра ван Блокланда на 40-пиксельной решетке. В одной из первых студий по разработке цифровых шрифтов Emigré был создан Oakland (1985) и другие типы шрифтов низкого разрешения для тогдашнего рынка.

Таким образом, можно говорить о том, что мода и технологии, которые устаревают и развиваются дальше, оказывают влияние на дизайн шрифтов и типографию, как и на любой другой носитель стиля, начиная с шитья одежды и заканчивая дизайном автомобилей. И когда технология печати достигает определенного уровня развития, и четкие шрифты обтекаемых форм становятся нормой, дизайнеры жаждут большей угловатости и шума. Они вспоминают старые плакаты и постеры, начиная увлекаться разбитыми и «поврежденными» шрифтами, но, как и любая мода, гарнитуры шрифтов уходят в забвение, ожидая своего возвращения.

Искусство возрождения гарнитур берет начало в Викторианскую эпоху, и среди современников наиболее прижилась Caslon. В 20 веке такие «возрождения» по своему числу опередили все новые разработки. С приходом на рынок таких компаний как Linotype и Monotype объем производства возрос.

Стэнли Морисон, заведующий разработкой гарнитур в British Monotype Company, однажды сказал:

 

«Шрифт сегодня требует не столько вдохновения, сколько исследования».

Он занимался разработкой таких шрифтов как Aldus (Bembo), Fournier, Bell,Walbaum и др. Linotype (под руководством Джорджа Джонса) ответил более совершенными версиями Granjon, Baskerville и Janson.

В то время на рекламном рынке доминировали два sans-serif шрифта, разработанные в 1920е годы, и это были Monotype Gill Sans и Futura (студия German Bauer). Внезапно появилась потребность в создании, имитировании и возрождении шрифтов sans-serif. Берлинская студия The Berthold смахнула пыль со своих матриц для Akzidenz Grotesk (1898), в то время как их оппоненты из Базеля Haas Type Foundry решили переработать Schelter Grotesk, выпущенный студией Leipziger Schelter & Giesecke в 1880. Впоследствии чего в 1957 и появился Neue Haas Grotesk, подхваченный позднее франкфуртской студией Stempel, которая хотела ассоциировать шрифт с набирающим популярность швейцарским графическим дизайном и выбрала древнее римское название Швейцарии – Гельвеция (Helvetia). Так, в 1961 году, и появилась гельветика (Helvetica).


Оригинальный дизайн гельветики Макса Мидингера (1957 год), брошюра “From Helvetica to Haas Unica”, Haas Typefoundry, Мюнхенштайн, 1979 год.

Причина популярности Gill Sans и Futura как раз и заключалась в том, что ребята отошли от шрифтов Grotesk 19 века, которые порядком «поизносились». Эрик Гилл проповедовал новый подход: рукописная каллиграфия как основа шрифта (со своим ментором Эдвардом Джонстоном он работал и над алфавитом для графики лондонского метро). Буквы, выполненные этим шрифтом, составляли более разборчивые слова, которые и читались легче, чем выполненные в Grotesk, но шрифт Гилла стандартизировал “l” с завитым основанием и изменил “1” дизайна Джонстона, что привнесло вероятность возможной путаницы с прописной “I” (проблема многих шрифтов sans serif).


Третье исполнение (цифровое) с использованием шрифта Эдварда Джонстона, сфотографированное на Piccadilly Line в 1983 году.

Futura Пола Реннера была разработана для отражения духа новой эпохи машин своими простыми геометрическими формами, прямыми линиями и закруглениями, придававшими элегантность Art Deco. Оба шрифта проникнуты довольно значительным культурным наследием, и Гилл говорит о шрифте British Broadcasting Corporation и Futura как о ярких представителях эпохи рациональных и обтекаемых шрифтов.


Futura Light Пола Реннера (1928), брошюра студии шрифтов Bauer (Нью Йорк, 1930). 

В 1930е годы оба шрифта были невероятно популярны в Европе и Северной Америке, студиям в других регионах было необходимо реагировать и делать это довольно быстро. Возврат к 19 веку уже не вызывал каких-либо вопросов у конкурирующих сторон, кроме немецкой, восстанавливающей свои студии после Второй Мировой войны.

Helvetica стала национальным брендом, лицом популярного «швейцарского стиля» типографики Эмиля Рюдера и Армин Хофманн, который был довольно быстро перенесен их студентами в Йель и другие американские институты. Начиная с BMW, Bayer и Lufthansa в Германии, ей заинтересовались Bank of America, Knoll, Panasonic, Target, Crate&Barrel, JC Penney, Mattel, American Airlines, Sears, Microsoft и другие корпорации. В конце 90х годов Microsoft продавала миллион копий Word с 14 бесплатными шрифтами, подобием Helvetica выступал Arial. Позднее Linotype приобрел Stempel, Haas и стал обладателем Helvetica вместе со многими её клонами. Строгий вид sans-serif, символизировавший русскую революцию (1917) благодаря труду типографов был институализирован в качестве «бренда корпоративного самодовольства».


Постер Pratt Institute в швейцарском стиле, Бруклин, Нью-Йорк, 1972 (имущество Френсиса Батлера)

Учитывая его скорость распространения по ландшафту мира графики, он напоминал плавленый сыр, и я предложил называть его Velveetica. Его мягкость и общая безвкусица сочились отовсюду. Будучи нейтральным и пресным, он заполнял мир типографии. Ничего не могло его остановить, пока дизайнеры бездумно передирали стили друг друга, используя его снова и снова. И у преставления о нем как о более современном шрифте по сравнению с Gill Sans или Futura гораздо больше дыр, чем в швейцарском сыре.


Карта с рекламой Helvetica (Bauer Alphabets, Нью-Йорк)

После мирового признания швейцарского стиля случилось нечто, в еще большей степени укрепившее позиции Helvetica: изобретение персональных компьютеров. Apple могли использовать всего пару шрифтов из-за ограничений памяти драйвера принтера LaserWriter. Было решено использовать Times и Helvetica как наиболее популярные в то время шрифты;Symbol и Courier требовала операционная система. Позднее была сформирована команда экспертов, выбравшая еще ряд шрифтов: Palatino,Zapf Chancery, Avant Garde, Bookman и Century Schoolbook. Один из представителей, Самнер Стоун, сказал мне: «С ретроспективной точки зрения они выглядят довольно странно и непонятно. … Times и Helvetica были перерисованы, и выпускались бесплатно, ибо это был просто алгоритм». На расцвете так называемого “desktop publishing”, учитывая отсутствие каких-либо нормальных кандидатов на выбор, Times, Helvetica и Palatino продержались гораздо дольше своего «срока годности».


Брошюра с Helvetica (Франкфурт, D Stempel AG)

И если продолжать тему «питания», стоит отметить тот факт, что правительство США (использующее его для форм налоговых деклараций и другой официальной печатной продукции) выпустило директиву о применении этого шрифта для нанесения информации на упаковку (догадайтесь в каком году?) в 1984 году (первое фото). Все перенимают гельветику не глядя, многие просто следуют лидерам как лемминги, но почему же они её превозносят? Не является ли это международным заговором?

В 1993 году Роберт Нортон, работавший в Microsoft, пригласил экспертов в области типографии для работы над книгой «Types Best Remembered / Types Best Forgotten». Питер Кароу (создатель программы оцифровки шрифтов Ikarus) писал о том, что ему довелось обработать множество её клонов в 1970е и 1980е годы, когда конкурирующие студии выпускали собственные аналоги Helvetica. Кажется, он был его любимым шрифтом, но с оговорками. Он подчеркнул как в 1993 году Стефан Рёгенер сказал ему:

«90% креативных директоров пользуются Helvetica, Futura, Garamond иBaskerville. Дайте мне пистолет!».


Программа Ikarus позволяла дизайнерам менять клон Bembo на клон Helvetica, но зачем им это? (из “Ikarus for Typefaces in Digital Form”, Питер Кароу, URW Unternehmensberatung Karow Rubow Weber GHBH, Гамбург, 1983)

Я воспользовался своим «правом голоса» и назвал Helvetica своим наименее любимым шрифтом, написав, как мне казалось, обоснованное объяснение того, что это не самый лучший шрифт: «В этом шрифте буквы квадратные и пухлые, они никак не связаны с соседними. … В их замкнутых частях больше места чем между словами, что в итоге дает не очень приветливые силуэты слов». Я пытался объяснить, что разборчивость требует визуального баланса между «внутренними» и «внешними» отступами слов, некой аэродинамики. Это физическое свойство, и такие шрифты как Syntax или Frutiger гораздо лучше Helvetica, которая выглядит замкнутой.

Свойство разборчивости работает не на уровне отдельных букв, а на уровне концептуальных блоков. Взрослые одномоментно прочитывают кластер букв, например «the», воспринимая его как один блок, или мозг просто группирует буквы в эти кластеры для ускорения восприятия. Чем яснее эти блоки, тем лучше разборчивость (если нашей целью является скорость и понимание). Шрифты с похожими буквами или символами (как “a” “s” и “e” в Helvetica) мешают читателю, как и замкнутые контуры букв, препятствуют слиянию их в более сплоченные блоки. Эти принципы, которые являются по сути научно обоснованными, должны исключать Helvetica из арсенала любого, кто пытается составить разборчивое послание. Коммуникация – это наука, и у нее мало общего с эстетикой, разве что комфорт читателя в силу того, что ему уже знаком тот или иной шрифт.


Статические и динамические формы

На этой иллюстрации из “Syntax, a Sans Serif on a New Basis” (Gebrauchsgraphik, 1970) Эрик Щульц-Анкер (менеджер разработки типографии в D Stempel AG) приводит контраст «механической» Didone-Helvetica и гуманистической линии, идущей от Garaldes (Sabon) к Syntax, разработанному Гансом Эдуардом Майером и выпущенному Stempel в 1969. Он называет их «статическими» и «динамическими» формами. Я бы назвал их еще и «неразборчивыми» и «разборчивыми». Можно видеть, как буквы в левой части изолированы друг от друга в то время, как «динамическая» группа обладает большей цельностью.

Конечно, большинство не отличит один sans serif от другого. Но когда люди говорят о том, что они предпочитают Helvetica, а не Arial в силу того, что последний является плохой копией Helvetica, я спрашиваю о разнице междуБиг Маком и Воппером, и более того, о вашем намерении дать своим детям какой-либо из них. Сам Адриан Фрутигер («Mister Univers») попытался улучшить Helvetica серией Univer, созданной в 1954 году (и он преуспел, заставив «гельветов» расширить свое семейство шрифтов), но уже в более зрелом возрасте он забросил эту серию и переключился на свое фирменное семейство Frutiger (1976). С развитием Интернет Helvetica отошла на второй план, но несмотря на Arial, копирующий Helvetica (смотрите “The Scourge of Arial” Марка Симонсона), она обрела новую жизнь как кросс-платформенный шрифт (пользуясь любыми продуктом Adobe, вы не избежите встречи с Helvetica).


Сравнение 4 шрифтов sans serif из “My Fonts”

В Helvetica все отталкивает: начиная с зажатости и заканчивая самодовольным видом. И то, как Helvetica процветает рядом с такими отличнейшими альтернативами как Frutiger и Syntax не поддается логике. Майк Паркер, курировавший разработку Helvetica в Linotype, писал:

«В 60е мы сделали наиболее предпочитаемый в мире швейцарский sans serif – Helvetica.»


И с сожалением добавил (в Types Best Forgotten):

«Нам больше не следует когда-либо впадать в столь слепое копирование какого-либо одного единственного дизайна.»


Первая демонстрация American Helvetica (Mergenthaler Linotype, New York, no date)

Я искренне верю в то, что люди (даже дизайнеры), которые говорят, что Helvetica разборчива, просто сбиты с толку. Конечно, мы видим её повсюду и думаем, что Helvetica годится для чтения, но по своей разборчивости она даже и близко не стоит с Frutiger или Syntax, о которых я говорил выше. Syntax – это не просто разборчивый шрифт, он красивый, он возвышенный, он поет. Можно сказать, что Helvetica нейтральна. Да, так и есть, но она символизирует обыденность, конформизм и … (простите меня, люди Швейцарии) скуку.


Флаер Helvetica-Kursiv от D Stempel Linotype-Matrizen (Frankfurt, no date)

В 2007 году Гари Хаствит снял документальный филь об этом шрифте, в котором различные люди выражали энтузиазм в отношении этого жалкого беспорядка по имени Helvetica. Корпорации согласились, и тот мир, о котором предупреждали Хаксли и Оруэлл, стал еще на один шаг ближе.

Обновление: через несколько часов после публикации Индра Купвершмидт опубликовала ответ, в котором она дополняет часть фактов, представленных в этом посте, и приводит противоположную точку зрения, русскую версию которой мы и представим вам в нашем следующем переводе, друзья!


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.

Мировое шрифтовое наследие. От Garamond до Helvetica — Look At Me

Дизайн студии Kalyaki создала серию плакатов «Мировое шрифтовое наследие».

Идея проекта – показать процесс развития мирового классического наборного шрифта через конкретных значимых личностей в мире дизайна и типографики.

Временные рамки проекта охватывают 16 век (появление шрифта “Garamond”) до модернизма (появление шрифта “Helvetica”).

Шрифт – отображение своего времени, моды, технологий. Эта серия плакатов иллюстрирует разные этапы развития гарнитур в контексте истории дизайна. Типографические портреты выполнены шрифтами, разработанными самими авторами, которых хотелось бы популяризировать при помощи представленного проекта.  

 

Claude Garamond (Клод Гарамон) 1490-1561

 шрифт „Garamond”

Этот шрифт — золотоносная жила типографики, которая плодотворно разрабатывается на пртотяжение уже 4х столетий. Он отличается типичной французской элегантностью.

William Caslon (Вильям Кезлон) 1692-1766

шрифт «Caslon»

Имеет сильную конструкцию, крепкую форму и широкое разнообразие деталей. Основные штрихи, как правило, сильнее, чем у многих других более ранних антикв. 

 

John Baskerville (Джон Баскервиль) 1706-1775

шрифт «Baskerville»

Гармония и красота шрифта и теперь вдохновляет графических дизайнеров использовать его в книгах и журналах. Элегантность и графическое совершенство делают «Baskerville» отличным выбором для выражения достоинства и традиций.

 

 Frederic Goudy (Фредерик Гоуди) 1865-1947

шрифт «Copperplate gothic»

Шрифт чаще всего используется в канцелярской принадлежности, социальной печати, а также красуется на стеклах дверей банков, адвокатских контор и ресторанов.

Paul Renner (Пауль Реннер) 1878-1956

шрифт «Futura»

Создавался при помощи циркуля и линейки, хотя идея геометрического строения символов не доведена до нонсенса. 

 

Erik Gill (Эрик Гилл) 1882-1940

шрифт «Gill Sans»

Был разработан для фирмы Монотайп. Этот проект завершил конкурс в создании гротесков, который проходил в Европе после появления Футуры и сыграл важную роль в развитии типографики того времени.

 

Max Miedinger (Макс Миденгер) 1910-1980

шрифт «Helvetica»

Был разработан Максом Миденгером и Эдуардом Гофманом в шрифтовой мастерской «Haas». Это гарнитура для широкого спектра обозначений, разработанная на основе «Schelter-Grotesk».

Roger Excoffon (Роджер Экскофон) 1910-1983

шрифт «Antique Olive»

Геометрический и компактный, нашел свое применение в мире рекламы. Это необычный и отличительный, но трудно гротесковый шрифт.

 

Adrian Frutiger (Адриан Фрутигер) 1928

шрифт «Univers»

Одна из первых гарнитур, спроектированных систематично, как большое количество взаимозависимых чертежей, предложенных одновременно. Как гротесковый текстовый шрифт, благодаря удобной читаемости он выдерживает конкуренцию с наиболее широко используемыми антиквенными шрифтами.

 

Matthew Carter (Метью Картер) 1932

шрифт «Galliard»

Является стилизацией, адаптированной под современный вкус, но в то же время глубоко пронизан духом и эстетикой средневековой французской типографики.

История создания самых популярных шрифтов

Helvetica

История: 

Придуман шрифт был в Швейцарии. Мидингер, его создатель, хотел стать художником, но, к его сожалению, родители отговорили сына от такой идеи — они советовали сфокусировать свои внимание на более прикладной профессии. Тогда Мидингер решил полностью погрузиться в дизайн. Особенно интересной сферой ему показалась разработка стиля шрифтов, поэтому он и взялся за это. Через 30 лет он вместе со своим коллегой Хоффманом создали Гельветику. Этот шрифт был создан как нейтральный стиль написания, который подходил бы для использования на вывесках. 

Где использовался: 

  • Фильм «Гельветика»
  • Брендинг American Apparel
  • Логотип Crate & Barrel
  • Логотип Lufthansa
  • Логотип Jeep
  • Система вывесок Нью Йоркского метро

Times New Roman

История: 

Этот шрифт был разработан по заказу британского «The Times». Изначально в этой газете должен был использоваться шрифт Стэнли Морисона, но его вариант был раскритикован из-за плохой читаемости. Но при этом Стэнли был главным помощником дизайнера, который в итоге стал автором самого популярного шрифта в мире. 

Где использовался: 

  • Является основным «научным» шрифтом (его принято использовать в докладах, диссертациях, дипломных работах и тд)
  • Большинство книг

Futura

История: 

Футура была создана из-за популярности геометрических шрифтов без засечек в 1930-х годах . Несмотря на то, что Футура была создана исключительно на основе трендов начала XX века, она относится к одним из немногих шрифтов без засечек, которые на сегодняшний день считаются такими же актуальными, как и в период их разработки. 

Где использовался:

  • «Гравитация» 
  • «Красота по-американски»
  • «Исчезнувшая»
  • «Интрестеллар»
  • «Остаться в живых» 
  • «Улица Сезам»
  • Это любимый шрифт известных режиссеров Уэса Андерсона и Стэнли Кубрика

HelveticaNeueLTW1G-Md шрифт

Авторские права:

Часть закодированных в цифровом виде машиночитаемых данных схемы для создания предоставленных гарнитур защищена авторским правом © 2008 — 2009 Linotype GmbH, www.linotype.com. Все права защищены. Это программное обеспечение является собственностью Linotype GmbH и не может быть воспроизведено, использовано, отображено, изменено, раскрыто или передано без письменного разрешения Linotype GmbH. Машиночитаемое программное обеспечение с цифровым кодированием для производства гарнитур шрифтов, лицензированных вам, защищено авторским правом (c) 1988, 1990, 1993 Adobe Systems.Все права защищены. Это программное обеспечение является собственностью Adobe Systems Incorporated и ее лицензиаров и не может быть воспроизведено, использовано, отображено, изменено, раскрыто или передано без явного письменного разрешения Adobe. Helvetica — товарный знак Linotype Corp., зарегистрированный в Бюро патентов и товарных знаков США, и может быть зарегистрирован в некоторых других юрисдикциях на имя Linotype Corp. или ее лицензиата Linotype GmbH. Этот шрифт является оригинальным произведением дизайна от Linotype Design Studio. Дизайн может быть защищен в определенных юрисдикциях.

Семейство:

HelveticaNeueLT W1G 65 Md

Подсемейство:

Обычный

Идентификатор:

1.100; LINO; HelveticaNeueLTW1G-Md

Полное название шрифта:

HelveticaNeueLTW1G-Md

Версия:

Версия 1.100; PS 001.001; hotconv 1.0.38

PostScript название:

HelveticaNeueLTW1G-Md

Торговая марка:

Helvetica — торговая марка Linotype Corp.зарегистрирован в Бюро патентов и товарных знаков США и может быть зарегистрирован в некоторых других юрисдикциях на имя Linotype Corp. или ее лицензиата Linotype GmbH.

Изготовитель:

HelveticaNeueLTW1G-Md

Дизайнер:

Линотип Дизайн Студия

Описание:

Семейство шрифтов Helvetica является частью Linotype Originals. Helvetica — один из самых известных и популярных шрифтов в мире. Благодаря чистым, серьезным формам он придает ясную эффективность любому типографскому сообщению.Оригинальный шрифт назывался Neue Haas Grotesk и был разработан в 1957 году Максом Мидингером для Haas’sche Schriftgiesserei (литейный завод Haas Type) в Швейцарии. В 1960 году название было изменено на Helvetica (адаптация «Helvetia», латинского названия Швейцарии). С годами семейство Helvetica расширилось, включив в него множество различных весов, но они не были так хорошо согласованы друг с другом, как могли бы. В 1983 году D. Stempel AG и Linotype переработали и оцифровали Neue Helvetica и обновили ее до единого семейства шрифтов.В начале 21 века Linotype снова выпустил обновленный дизайн Helvetica, семейства шрифтов Helvetica World. Это семейство намного меньше по количеству шрифтов, но каждый шрифт компенсирует это с точки зрения языковой поддержки. Helvetica World поддерживает несколько языков и систем письма со всего мира

URL поставщика:

http://www.linotype.com

URL дизайнера:

http://www.linotype.com/fontdesigners

Описание лицензии:

УВЕДОМЛЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИОННОМ СОГЛАШЕНИИ

Вы получили это программное обеспечение шрифтов напрямую от Linotype GmbH или вместе с программным обеспечением, распространяемым одним из лицензиатов Linotype.

Это программное обеспечение для шрифтов является ценным активом Linotype GmbH. Если вы не заключили конкретное лицензионное соглашение, предоставляющее вам дополнительные права, использование этого программного обеспечения шрифтов ограничено вашей рабочей станцией для вашего собственного использования. Вы не имеете права копировать или распространять это программное обеспечение шрифтов. Если у вас есть какие-либо вопросы относительно условий лицензии, ознакомьтесь с лицензионным соглашением, полученным с программным обеспечением.

Общие условия лицензии и права использования можно посмотреть на сайте www.linotype.com/license.

Generelle Lizenzbedingungen und Nutzungsrechte finden Sie unter www.linotype.com/license.

Pour plus d’informations about le contrat d’utilisation du logiciel de polices, veuillez consulter notre site www.linotype.com/license.

С

Linotype GmbH можно связаться по телефону:

Тел .: +49 (0) 6172 484-418

URL лицензии:

http://www.linotype.com/license

Добавить в избранное:

.

HelveticaNeueLTW1G-Bd шрифт

Авторские права:

Часть закодированных в цифровом виде машиночитаемых данных схемы для создания предоставленных гарнитур защищена авторским правом © 2008 — 2009 Linotype GmbH, www.linotype.com. Все права защищены. Это программное обеспечение является собственностью Linotype GmbH и не может быть воспроизведено, использовано, отображено, изменено, раскрыто или передано без письменного разрешения Linotype GmbH. Машиночитаемое программное обеспечение с цифровым кодированием для производства гарнитур шрифтов, лицензированных вам, защищено авторским правом (c) 1988, 1990, 1993 Adobe Systems.Все права защищены. Это программное обеспечение является собственностью Adobe Systems Incorporated и ее лицензиаров и не может быть воспроизведено, использовано, отображено, изменено, раскрыто или передано без явного письменного разрешения Adobe. Helvetica — товарный знак Linotype Corp., зарегистрированный в Бюро патентов и товарных знаков США, и может быть зарегистрирован в некоторых других юрисдикциях на имя Linotype Corp. или ее лицензиата Linotype GmbH. Этот шрифт является оригинальным произведением дизайна от Linotype Design Studio. Дизайн может быть защищен в определенных юрисдикциях.

Семейство:

HelveticaNeueLT W1G 75 Bd

Подсемейство:

Обычный

Идентификатор:

1.100; LINO; HelveticaNeueLTW1G-Bd

Полное название шрифта:

HelveticaNeueLTW1G-Bd

Версия:

Версия 1.100; PS 001.001; hotconv 1.0.38

PostScript название:

HelveticaNeueLTW1G-Bd

Торговая марка:

Helvetica — торговая марка Linotype Corp.зарегистрирован в Бюро патентов и товарных знаков США и может быть зарегистрирован в некоторых других юрисдикциях на имя Linotype Corp. или ее лицензиата Linotype GmbH.

Изготовитель:

HelveticaNeueLTW1G-Bd

Дизайнер:

Линотип Дизайн Студия

Описание:

Семейство шрифтов Helvetica является частью Linotype Originals. Helvetica — один из самых известных и популярных шрифтов в мире. Благодаря чистым, серьезным формам он придает ясную эффективность любому типографскому сообщению.Оригинальный шрифт назывался Neue Haas Grotesk и был разработан в 1957 году Максом Мидингером для Haas’sche Schriftgiesserei (литейный завод Haas Type) в Швейцарии. В 1960 году название было изменено на Helvetica (адаптация «Helvetia», латинского названия Швейцарии). С годами семейство Helvetica расширилось, включив в него множество различных весов, но они не были так хорошо согласованы друг с другом, как могли бы. В 1983 году D. Stempel AG и Linotype переработали и оцифровали Neue Helvetica и обновили ее до единого семейства шрифтов.В начале 21 века Linotype снова выпустил обновленный дизайн Helvetica, семейства шрифтов Helvetica World. Это семейство намного меньше по количеству шрифтов, но каждый шрифт компенсирует это с точки зрения языковой поддержки. Helvetica World поддерживает несколько языков и систем письма со всего мира

URL поставщика:

http://www.linotype.com

URL дизайнера:

http://www.linotype.com/fontdesigners

Описание лицензии:

УВЕДОМЛЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИОННОМ СОГЛАШЕНИИ

Вы получили это программное обеспечение шрифтов напрямую от Linotype GmbH или вместе с программным обеспечением, распространяемым одним из лицензиатов Linotype.

Это программное обеспечение для шрифтов является ценным активом Linotype GmbH. Если вы не заключили конкретное лицензионное соглашение, предоставляющее вам дополнительные права, использование этого программного обеспечения шрифтов ограничено вашей рабочей станцией для вашего собственного использования. Вы не имеете права копировать или распространять это программное обеспечение шрифтов. Если у вас есть какие-либо вопросы относительно условий лицензии, ознакомьтесь с лицензионным соглашением, полученным с программным обеспечением.

Общие условия лицензии и права использования можно посмотреть на сайте www.linotype.com/license.

Generelle Lizenzbedingungen und Nutzungsrechte finden Sie unter www.linotype.com/license.

Pour plus d’informations about le contrat d’utilisation du logiciel de polices, veuillez consulter notre site www.linotype.com/license.

С

Linotype GmbH можно связаться по телефону:

Тел .: +49 (0) 6172 484-418

URL лицензии:

http://www.linotype.com/license

Добавить в избранное:

.
Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *