Русский типографский шрифт. Вопросы истории и практика применения 49
«spj maiuscole |-Г>;
АБВГДЕ
ЖЗИІКЛМ
НОПРС
ТУФХЦЧШ
щъыьъз
юяѳѵ
L_ —
Оіпче нашЪ, иже еси
на небесѢхЪ, да свя¬
тится имя твое. Да
пріидетЪ царствіе
твое. Да будетЪ во¬
дя твоя, яко на небе-
си, и на. земли. ХлѢ-
6Ъ нашЪ насущный
даждЪ намЪ днесь.
Sull» Palestina .
Рис. 64. Русский алфавит из книги образцов шрифтов
Д. Бодони «Manuale tipografico». Vol. II. Parma, 1818
Как уже было отмечено, новые рисунки
шрифтов, начиная с эпохи французской бур¬
жуазной революции, развиваются под воздей¬
ствием образцов самой крупной парижской
типографско-издательской фирмы Дидо. Эти
шрифты доводит в Италии до совершенства
замечательный художник — придворный пе¬
чатник, работавший у герцога Пармского,
Джамбаттиста Бодони.
Шрифты Дидо распространились во всех
странах Европы. В начале века стремление
к новой «моде» было так велико, что почти
новым стилем.
Как уже отмечалось в четвертой главе, в
России шрифты нового стиля, созданные на
основе гравированных образцов, появились в
типографии Академии наук еще в середине
XVIII века. Однако период распространения
шрифтов нового типа был у нас недолгим; он
падает главным образом на двадцатилетие
царствования Елизаветы. При Екатерине II
русский шрифт по своему графическому типу
был неустойчивым.
Рис. 65. Русский текст из книги образцов шрифтов
Д. Бодони «Manuale tipografico». Vol. II. Parma, 1818.
В первые два десятилетия XIX века в об¬
разцах русских шрифтов и в книгах, особенно
московского издания, чаще всего мы видим
к новому. В литературе, правда, указывалось
на применение шрифтов нового стиля в кон¬
це XVIII — начале XIX века [150, с. 368].
Между тем шрифт типа Дидо не был ха¬
рактерен для московских типографий начала
XIX века. Так, в 1805 году в типографии
П. П. Бекетова в Москве была издана «Эле¬
гия к тени графини П. И. Шереметьевой» —
перевод с французского издания, выпущенно¬
го в Париже у Фирмена Дидо в 1804 году.
Шрифты русского издания резко отличаются
от парижского и отражают типичные москов¬
Крупные словолитни мира часто наравне
с латинскими, греческими, готическими лите¬
рами нарезали и русские. Это наблюдается
еще, как уже указывалось, в XVIII веке. Од¬
нако больше всех в этом отношении сделал
итальянский мастер Бодони. Уже в 1782 году
Бодони издал образцы русских шрифтов, хотя
84
они и были еще старостильными. В типограф¬
ском руководстве Бодони 1788 года есть раз¬
дел, посвященный русским шрифтам. Самые
интересные образцы русских шрифтов нового
стиля Бодони собраны во втором томе его по¬
смертного издания [24] Ч
В этих образцах представлено 46 листов
дельные рисунки этих шрифтов иногда ка¬
жутся сходными, но на самом деле в деталях,
в особенности в начертаниях некоторых букв,
они различаются. По образцам (рис. 64, 65)
видно, что Бодони при построении рисунка
специфических русских букв привлекал рус¬
ские источники. В образцах обнаруживаются
отдельные элементы петровского гражданско¬
го шрифта и характерные особенности шриф¬
тов типографии Академии наук 1748 года. От¬
личительная черта рисунков шрифтов Бодо¬
хах.
Русские шрифты Бодони нарезал, по всей
вероятности, не имея специального заказа из
России, с намерением собрать в типографии
все шрифты мира. Мы не смогли обнаружить
эти шрифты ни в книгах, ни в образцах пер¬
вой половины XIX века, несмотря на то, что
они имеют очень интересный рисунок.
Русские шрифты нарезались, как уже было
отмечено, в Париже у Дидо еще в конце
XVIII века (см. рис. 60 — 62) 2. Но если Бодо¬
ни, по-видимому, занимался этим делом из
любви к искусству, то фирма Дидо, распрост¬
ранявшая свою продукцию во всех странах
Европы, нарезала русские шрифты по зака¬
зам из России [21, 31]3.
Усовершенствование графики русского
шрифта в начале XIX века шло по двум пу¬
тям: создание новых рисунков шрифтов в оте¬
чественных словолитнях (главным образом
при московских частных типографиях) и
улучшение графики существующих шрифтов
на основе использования опыта известной
словолитни парижской фирмы Дидо.
Рассмотренные в предыдущей главе рисун¬
ки шрифтов типа Дидо применялись в наборе
1 По свидетельству А. И. Тургенева (см. его
«Хронику русского „Дневника“» (1825 — 1826), «Нау¬
ка», 1964, с. 47), еще в конце XVIII века (видимо, в
восьмидесятых годах) наследник русского престола
специально напечатал для Павла оттиски с текста
«Отче наш», набранного кирилловским шрифтом на
разных славянских наречиях.
2 См. также «Образцовые шрифты, украшения и
виньеты военной типографии», Спб., 1821, где есть
указание, что некоторые матрицы русских шрифтов
(цицеро и корпуса) выписаны «из Парижа от Дидо-
та».
3 В отличие от образцов Бодони, в образцах у
Дидо представлено ограниченное количество кеглей:
всего четыре — 9, 10, 11, 12.
ПЛУТАРХОВЫ
СРАВНИТЕ ЛЬНЫЯ ЖИЗНЕОПИСАНІЯ
СЛАВНЫ ХЪ МуЖЕЙ.
Перевелъ съ Г реческа го
Спигидонъ Дестунисъ.
Съ Историческими и Критическими
примЬчаніями, съ Географическими
картами и изображеніями
Славныхъ Мужей.
ЧАСТЬ ОДИННАДЦАТАЯ.
Печатано по ВЫСОЧАЙШЕМУ повслѣнію
ВЪ САНКТПЕТЕРБУРГЬ ,
Въ Типографіи К Шнора. iÖ20 года.
Рис. 66, Титульный лист книги «Плутарховы
сравнительный жизнеописания славных мужей».
Спб., тип. И. Шнора, 1820
изданий Шнора в течение первой четверти
XIX века1 (рис. 66). Они широко использо¬
вались и в некоторых государственных типо¬
графиях (например, в петербургской типогра¬
фии Сената2 и частично в Московской сино¬
дальной).
Наряду с первым вариантом рисунка рус¬
ского шрифта, видимо Пьера Дидо, изготов¬
ленного в конце XVIII века для типографий
Корпуса чужестранных единоверцов и Шно¬
ра, в начале XIX века появляется второй ва¬
риант, выполненный Фирменом Дидо. Шриф¬
тами этого варианта набран адрес, преподне-
1 См.: Фергюсон А. «Наставления нравственной
философии». Спб., тип. Шнора, 1804; «Плутарховы
сравнительных жизнеописания славных мужей». Спб.,
тип. Шнора, 1820.
2 См.: «Новый памятник законов империи Россий¬
ской» (в 10 частях). Спб., тип. Сената, 1825 — 1835.
85
3. Русский алфавит (кириллица)
3.1. Шрифт типа А с наклоном приведен на черт. 5
Черт. 5
3.2. Шрифт типа А без наклона приведен на черт. 6.
Черт. 6
3.3. Шрифт типа Б с наклоном приведен на черт. 7.
Черт. 7
3.4. Шрифт типа Б без наклона приведен на черт. 8.
Черт. 8
4. Латинский алфавит
4.
Черт. 9
4.2. Шрифт типа А без наклона приведен на черт. 10.
Черт. 10
4.3. Шрифт типа Б с наклоном приведен на черт. 11.
Черт. 11
4.4. Шрифт типа Б без наклона приведен на черт. 12.
Черт. 12
4.5. Виды, форма и расположение диакритических знаков для шрифтов типов А и Б без наклона приведены в справочном приложении.
Диакритические знаки для шрифтов с наклоном следует выполнять по тем же правилам.
5. Греческий алфавит
5.1. Шрифт типа А с наклоном приведен на черт. 13.
Черт. 13
5.2. Шрифт типа А без наклона приведен на черт. 14.
Черт. 14
5.3. Шрифт типа Б с наклоном приведен на черт. 15.
Черт. 15
5.4. Шрифт типа Б без наклона приведен на черт. 16.
Черт. 16
1-альфа | 9-йота | 17-ро |
2-бета | 10-каппа | 18-сигма |
3-гамма | 11-ламбда | 19-тау |
4-дельта | 12-мю | 20-ипсилон |
5-эпсилон | 13-ню | 21-фи |
6-дзета | 14-кси | 22-хи |
7-эта | 15-омикрон | 23-пси |
8-тэта | 16-пи | 24-омега |
6.
Арабские и римские цифры
6.1. Шрифт типа А приведен на черт. 17.
Черт. 17
6.2. Шрифт типа Б приведен на черт. 18.
Черт. 18
Примечания:
1. Римские цифры L, С, D, М следует выполнять по правилам латинского алфавита.
2. Римские цифры допускается ограничивать горизонтальными линиями.
7. Знаки
7.1. Шрифт типа А с наклоном приведен на черт. 19.
Черт. 19
7.2. Шрифт типа А без наклона приведен на черт. 20.
Черт. 20
7.3. Шрифт типа Б с наклоном приведен на черт. 21.
Черт. 21
7.4. Шрифт типа Б без наклона приведен на черт. 22.
Черт. 22
7.5. Наименования знаков приведены в табл. 3.
Таблица 3
Номера знаков на чертежах | Наименование знаков | Номера знаков на чертежах | Наименование знаков |
1 | Точка | 25 | Процент |
2 | Двоеточие | 26 | Градус |
3 | Запятая | 27 | Минута |
4 | Точка с запятой | 28 | Секунда |
5 | Восклицательный знак | 29 | Параллельно |
6 | Вопросительный знак | 30 | Перпендикулярно |
7 | Кавычки | 31 | Угол |
8 | И | 32 | Уклон |
9 | Параграф | 33 | Конусность |
10 | Равенство | 34 | Квадрат |
11 | Величина после округления | 35 | Дуга |
12 | Соответствует | 36 | Диаметр |
13 | Асимптотически равно | 37 | Радикал |
14 | Приблизительно равно | 38 | Интеграл |
15 | Меньше | 39 | Бесконечность |
16 | Больше | 40 | Квадратные скобки |
17 и 17а | Меньше или равно | 41 | Круглые скобки |
18 и 18а | Больше или равно | 42 | Черта дроби |
19 | Плюс | 43 | Номер |
20 | Минус, тире | 44 | От . .. до |
21 | Плюс-минус | 45 | Знак подобия |
22,23 | Умножение | 46 | Звездочка |
24 | Деление |
|
|
Экспертиза | Монотипия.
Экспертиза
Пять выводов с Brand New Conference.
В этом году, как и многие из вас, мы были рады вернуться на конференцию Brand New лично для двухдневной встречи с некоторыми из самых влиятельных голосов в области дизайна и брендинга. Читайте о 5 вещах, которые мы узнали.
Экспертиза
Творческие персонажи S2 E17: «Прямой эфир» от Adobe MAX, гость этой недели: вы!
Недавно мы собрали наше записывающее оборудование и отправились на Adobe MAX, одну из крупнейших творческих конференций в мире, чтобы просканировать мозг людей (да, правда) и пообщаться с такими же креативщиками, как вы. Прослушайте эпизод, чтобы узнать больше.
Экспертиза
Творческие персонажи S2 E16: Крейг Уорд: от металлического шрифта к цифровому неизвестному.
На этой неделе ведущий Чарльз Никс беседует с Крейгом о своей карьере, бесчисленных побочных проектах и причудливых развлечениях, а также о том, как технологии могут революционизировать способы использования шрифтов и обеспечить права собственности для дизайнеров.
Экспертиза
Творческие персонажи S2 E15: Энни Аткинс: создание миров в кино с помощью графического реквизита и типографики.
Сегодня мы приветствуем Энни Аткинс, креативщика киноиндустрии (как и нашего последнего гостя, Холли Фрейзер). Она известна своим графическим реквизитом и декорациями для «Отеля Гранд Будапешт» Уэса Андерсона и «Острова собак». Настройтесь, чтобы узнать о магии кино.
Экспертиза
Креативные персонажи S2 E14: Холли Фрейзер: получение «Оскара» и внимание к целеустремленному бренду.
Сегодня мы приветствуем Холли Фрейзер, главного редактора WePresent, платформы цифрового искусства WeTransfer, которая работает с более чем 1000 креативщиков из более чем 100 стран. Настройтесь, чтобы узнать, что делает фильм хитом, как оставаться вдохновленным и почему креативным индустриям нужно больше разнообразия.
Экспертиза
Творческие персонажи S2 E13: Минди Сеу: 30 лет киберфеминизма.
Сегодня мы приветствуем Минди Сеу, нью-йоркского дизайнера, исследователя и преподавателя в Ратгерском и Йельском университетах. Сеу недавно завершила «Индекс киберфеминизма » , книгу, в которой задокументировано более 700 кратких статей о радикальной техно-критической активности. Настройтесь на то, как Сеу поделится своей историей участия в киберфеминизме и процессом публикации своей книги.
Экспертиза
Креативные персонажи S2 E12: Джейсон Дебиак: Давайте создадим дизайнерское агентство с нуля.
На этой неделе мы приветствуем Джейсона Дебиака, друга Карла, соведущего Creative Characters, и соучредителя Paper Tiger, семейного дизайнерского агентства. Джейсон управляет агентством вместе со своим братом, создавая дизайны для удобных веб-сайтов и мобильных приложений, развлекаясь с Helvetica.
Экспертиза
Творческие персонажи S2 E11: Химена Амайя о роли дизайна в коммуникации, архитектуре и протесте.
На этой неделе мы разговариваем с Хименой Амайей, недавней выпускницей ArtCenter в Пасадене, Калифорния, через Мехико. Послушайте, как Кэдли Госселин, старший стратег по контенту в Monotype, рассказывает Химене о том, что привело ее к изучению дизайна, ее желании использовать типографику в качестве инструмента протеста и ее выставочной работе для новых технологий в качестве стажера в Pentagram.
Экспертиза
Творческие персонажи S2 E10: Сара Борис — О способности определять себя как творца.
Сегодня мы приветствуем Сару Борис, лондонскую художницу, которая руководит собственной творческой студией. Креативность, кажется, заложена в ее ДНК. Настройтесь на то, как Сара расскажет о своем опыте работы внутри компании по сравнению с управлением независимой творческой студией, силе названий и своем интересе к поп-арту.
Экспертиза
Креативные персонажи S2 E9: Натан Лэнс – Как создать (аутентичный) устойчивый бренд.
Гость этой недели увлечен проектированием перемен. Мы приветствуем Натана Ланса, креативного директора Leap, дизайнерского агентства, сертифицированного B Corp, в Труро, Англия. Натан здесь, чтобы рассказать об экологичном дизайне, устойчивом развитии и прозрачности бренда.
Экспертиза
Лицензия Monotype для настольных компьютеров компании предоставляет облачный доступ к фирменным шрифтам.
Давно прошли времена, когда папки с файлами шрифтов заархивировались и распространялись по всей организации, или, что еще хуже, встраивали шрифты в документы в облаке в надежде, что дизайн останется нетронутым. Недавно мы объявили о расширенном наборе лицензионных прав, который позволяет всем сотрудникам организации получать доступ к коммерческим производственным шрифтам на своих рабочих столах.
Экспертиза
Нужна замена шрифта Type 1? Monotype Fonts здесь, чтобы помочь.
Готов ли ваш бренд к прекращению использования шрифтов Type 1 или PostScript? Если вы еще не начали процесс замены этих шрифтов, то определенно пора — Adobe прекращает поддержку этих форматов шрифтов к январю 2023 года. Чтобы избежать сбоев, примите меры прямо сейчас!
Экспертиза
Как подготовиться к прекращению использования шрифтов Type 1.
К концу этого года вы больше не сможете создавать новый контент с помощью шрифтов Adobe Type 1 (также известных как шрифты PostScript, PS1, T1 и Adobe Type 1). Прочтите наше руководство, чтобы узнать, нужно ли вам обновить библиотеку шрифтов.
Экспертиза
4 вещи, которые вам нужно знать об окончании поддержки шрифтов Adobe Type 1.
Компания Adobe объявила о прекращении поддержки авторского контента с помощью своих шрифтов Type 1 (также известных как шрифты PostScript, PS1, T1 и Adobe Type 1) к 2023 году. Читайте дальше, чтобы узнать, что вам нужно знать.
Экспертиза
В поисках устойчивого NFT: почему мы выбрали блокчейн Avalanche для наших проектов NFT.
Ни для кого не секрет, что чеканка, торги и продажа NFT оказывают значительное воздействие на окружающую среду. Экологические соображения были на первом месте в нашем списке приоритетов, поскольку мы начали изучать это в рамках нашего партнерства с KnownUnknown и в конечном итоге привели нас к выбору Avalanche в качестве нашей платформы NFT. Читайте дальше, чтобы узнать больше.
Экспертиза
Helvetica Часто задаваемые вопросы по NFT.
Недавно мы объединились с KnownUnknown для создания проекта NFT с участием более двух десятков художников со всего мира, работающих в таких областях, как графический дизайн, брендинг, дизайн обуви и фотография, и все они используют Helvetica Now Variable для создания уникальных , оригинальное искусство. Читайте дальше, чтобы узнать больше о проекте.
Экспертиза
Размышления из метавселенной: первые уроки NFT для индустрии шрифтов.
Недавно мы посетили NFT LA и Miami NFT Week, где пообщались с инвесторами, дизайнерами, художниками и создателями блокчейнов. Вот наши основные выводы о потенциале этого нового сообщества.
Экспертиза
Что такое NFT и как они повлияют на индустрию шрифтов?
Концепция невзаимозаменяемых токенов, или NFT, вошла в мейнстрим в феврале 2021 года, и с тех пор шумиха вокруг нее не прекращается. По мере того, как NFT становятся все более устоявшимися, какой потенциал они несут для типографики как для бизнеса, так и для искусства?
Экспертиза | Монотипия.
Экспертиза
Пять выводов с Brand New Conference.
В этом году, как и многие из вас, мы были рады вернуться на конференцию Brand New лично для двухдневной встречи с некоторыми из самых влиятельных голосов в области дизайна и брендинга. Читайте о 5 вещах, которые мы узнали.
Экспертиза
Творческие персонажи S2 E17: «Прямой эфир» от Adobe MAX, гость этой недели: вы!
Недавно мы собрали наше записывающее оборудование и отправились на Adobe MAX, одну из крупнейших творческих конференций в мире, чтобы просканировать мозг людей (да, правда) и пообщаться с такими же креативщиками, как вы. Прослушайте эпизод, чтобы узнать больше.
Экспертиза
Творческие персонажи S2 E16: Крейг Уорд: от металлического шрифта к цифровому неизвестному.
На этой неделе ведущий Чарльз Никс беседует с Крейгом о своей карьере, бесчисленных побочных проектах и причудливых развлечениях, а также о том, как технологии могут революционизировать способы использования шрифтов и обеспечить права собственности для дизайнеров.
Экспертиза
Творческие персонажи S2 E15: Энни Аткинс: создание миров в кино с помощью графического реквизита и типографики.
Сегодня мы приветствуем Энни Аткинс, креативщика киноиндустрии (как и нашего последнего гостя, Холли Фрейзер). Она известна своим графическим реквизитом и декорациями для «Отеля Гранд Будапешт» Уэса Андерсона и «Острова собак». Настройтесь, чтобы узнать о магии кино.
Экспертиза
Креативные персонажи S2 E14: Холли Фрейзер: получение «Оскара» и внимание к целеустремленному бренду.
Сегодня мы приветствуем Холли Фрейзер, главного редактора WePresent, платформы цифрового искусства WeTransfer, которая работает с более чем 1000 креативщиков из более чем 100 стран. Настройтесь, чтобы узнать, что делает фильм хитом, как оставаться вдохновленным и почему креативным индустриям нужно больше разнообразия.
Экспертиза
Творческие персонажи S2 E13: Минди Сеу: 30 лет киберфеминизма.
Сегодня мы приветствуем Минди Сеу, нью-йоркского дизайнера, исследователя и преподавателя в Ратгерском и Йельском университетах. Сеу недавно завершила «Индекс киберфеминизма » , книгу, в которой задокументировано более 700 кратких статей о радикальной техно-критической активности. Настройтесь на то, как Сеу поделится своей историей участия в киберфеминизме и процессом публикации своей книги.
Экспертиза
Креативные персонажи S2 E12: Джейсон Дебиак: Давайте создадим дизайнерское агентство с нуля.
На этой неделе мы приветствуем Джейсона Дебиака, друга Карла, соведущего Creative Characters, и соучредителя Paper Tiger, семейного дизайнерского агентства. Джейсон управляет агентством вместе со своим братом, создавая дизайны для удобных веб-сайтов и мобильных приложений, развлекаясь с Helvetica.
Экспертиза
Творческие персонажи S2 E11: Химена Амайя о роли дизайна в коммуникации, архитектуре и протесте.
На этой неделе мы разговариваем с Хименой Амайей, недавней выпускницей ArtCenter в Пасадене, Калифорния, через Мехико. Послушайте, как Кэдли Госселин, старший стратег по контенту в Monotype, рассказывает Химене о том, что привело ее к изучению дизайна, ее желании использовать типографику в качестве инструмента протеста и ее выставочной работе для новых технологий в качестве стажера в Pentagram.
Экспертиза
Творческие персонажи S2 E10: Сара Борис — О способности определять себя как творца.
Сегодня мы приветствуем Сару Борис, лондонскую художницу, которая руководит собственной творческой студией. Креативность, кажется, заложена в ее ДНК. Настройтесь на то, как Сара расскажет о своем опыте работы внутри компании по сравнению с управлением независимой творческой студией, силе названий и своем интересе к поп-арту.
Экспертиза
Креативные персонажи S2 E9: Натан Лэнс – Как создать (аутентичный) устойчивый бренд.
Гость этой недели увлечен проектированием перемен. Мы приветствуем Натана Ланса, креативного директора Leap, дизайнерского агентства, сертифицированного B Corp, в Труро, Англия. Натан здесь, чтобы рассказать об экологичном дизайне, устойчивом развитии и прозрачности бренда.
Экспертиза
Лицензия Monotype для настольных компьютеров компании предоставляет облачный доступ к фирменным шрифтам.
Давно прошли времена, когда папки с файлами шрифтов заархивировались и распространялись по всей организации, или, что еще хуже, встраивали шрифты в документы в облаке в надежде, что дизайн останется нетронутым. Недавно мы объявили о расширенном наборе лицензионных прав, который позволяет всем сотрудникам организации получать доступ к коммерческим производственным шрифтам на своих рабочих столах.
Экспертиза
Нужна замена шрифта Type 1? Monotype Fonts здесь, чтобы помочь.
Экспертиза
Как подготовиться к прекращению использования шрифтов Type 1.
К концу этого года вы больше не сможете создавать новый контент с помощью шрифтов Adobe Type 1 (также известных как шрифты PostScript, PS1, T1 и Adobe Type 1). Прочтите наше руководство, чтобы узнать, нужно ли вам обновить библиотеку шрифтов.
Экспертиза
4 вещи, которые вам нужно знать об окончании поддержки шрифтов Adobe Type 1.
Компания Adobe объявила о прекращении поддержки авторского контента с помощью своих шрифтов Type 1 (также известных как шрифты PostScript, PS1, T1 и Adobe Type 1) к 2023 году. Читайте дальше, чтобы узнать, что вам нужно знать.
Экспертиза
В поисках устойчивого NFT: почему мы выбрали блокчейн Avalanche для наших проектов NFT.
Ни для кого не секрет, что чеканка, торги и продажа NFT оказывают значительное воздействие на окружающую среду. Экологические соображения были на первом месте в нашем списке приоритетов, поскольку мы начали изучать это в рамках нашего партнерства с KnownUnknown и в конечном итоге привели нас к выбору Avalanche в качестве нашей платформы NFT. Читайте дальше, чтобы узнать больше.
Экспертиза
Helvetica Часто задаваемые вопросы по NFT.
Недавно мы объединились с KnownUnknown для создания проекта NFT с участием более двух десятков художников со всего мира, работающих в таких областях, как графический дизайн, брендинг, дизайн обуви и фотография, и все они используют Helvetica Now Variable для создания уникальных , оригинальное искусство. Читайте дальше, чтобы узнать больше о проекте.
Экспертиза