Шрифтовой скандал на чемпионате мира по футболу
добавлен в корзину
type.today
Журнал
Шрифтовой скандал на чемпионате мира по футболу
Разговоры
Пока миллионы людей наслаждаются интригой чемпионата мира по футболу, в профессиональном сообществе шрифтовых дизайнеров растёт возмущение низким уровнем типографики чемпионата. Чтобы разобраться в этой ситуации и понять, откуда взялась такая проблема и существуют ли способы её решения, мы поговорили с Дино дос Сантосом (Dino dos Santos), соавтором шрифта Dusha, и Кристофом Кеберлином (Christoph Koeberlin), шрифтовым дизайнером и одним из критиков типографики чемпионата
10 июля 2018 г.
Типографика ЧМ-2018 складывается из двух частей: типографика самого чемпионата и типографика экипировки футболистов, которая у каждой команды своя и определяется концепцией спонсоров, поделивших между собой все сборные мира.
За глобальную айдентику чемпионата отвечает португальское брендинговое агентство Brandia Central, оно победило в конкурсе и представило свою графическую концепцию ещё в 2014 году. Вскоре разразился и первый скандал: символика чемпионата в России оказалась слишком похожа на символику предыдущего бразильского чемпионата. Агентство тогда упрекали в самоплагиате, а профессионалы обращали внимание на невысокий уровень графики в целом.
Статья на Underconsideration о похожести двух эмблем
Шрифт Dusha
В том же 2014-м, одновременно с символикой, Brandia Central представило и концепцию фирменного шрифта ЧМ-2018 — Dusha. Шрифт тут же раскритиковали, однако все рассчитывали, что за четыре года агентство его доработает и финальная версия окажется на порядок лучше. Этого, увы, не произошло. Илья Рудерман поговорил с португальским дизайнером Дино дос Сантосом о том, как проект выглядел изнутри.
Илья Рудерман: Привет, Дино. Не мог бы ты рассказать, как вы получили этот проект в работу и что произошло?
Дино дос Сантос: Меня попросили принять участие в проекте по разработке типографики для чемпионата мира в России ещё в 2014 году. В начале работы нам выдали эскизы основного комплекта знаков, утверждённые ФИФА и Комитетом по подготовке и проведению чемпионата мира.
Цифры шрифта Dusha с нашими комментариями, подсвечивающими нелогичности и спорные моменты
ИР: И эти эскизы подготовило агентство?
ДС: Да, их разработали в агентстве, мы не имели к ним отношения. Мы не отрисовывали буквы — нам просто показали векторные файлы Adobe Illustrator и спросили: «Можно ли сделать из них шрифт?» Мы ответили, что можно. Проектом занималась португальская студия Brandia Central — одно из крупнейших в стране дизайнерских бюро, известное даже широкой публике: оно разрабатывало графический дизайн для крупных государственных учреждений, корпораций и инициатив по всему миру. Впоследствии студия попросту исчезла. Даже юридического лица не осталось.
До того как они связались с нами в 2014 году, мы с ними ни разу не работали. Позднее у нас был ещё один совместный проект, Dubai 2020, для всемирной выставки Экспо-2020 в Дубае.
Для чемпионата мира у Brandia Central были заготовлены первоначальные эскизы. Они нарисовали логотип, вдохновлённый советским спутником и научной фантастикой о межзвёздных путешествиях — Кубок мира с иллюминаторами, звёздами и прочей ерундой. Когда они к нам обратились, они уже чётко понимали, какой шрифт им нужен. От нас требовалось только добиться единообразия эскизов, где были некоторые внутренние расхождения. Буквы были следующим этапом. Увидев первую букву, я тут же спросил: «А можно это как-то поменять?» Они ответили: «Нет, нельзя. Всё уже утвердили. Россия-2018 будет выглядеть именно так, и буквы будут именно такими. Нам просто нужно единообразие, особенно в латинских и кириллических комплектах знаков».
Прописные латиницы шрифта Dusha с нашими комментариями, подсвечивающими нелогичности и спорные моменты
ИР: Ты помнишь, сколько знаков было отрисовано изначально? Полагаю, не все…
ДС: Нет, не все, но большинство знаков нам предоставили в конечном виде. От нас требовалось только преобразовать их в рабочий шрифт. У них в студии была молодая девушка из России, которую они представляли как эксперта. Она отвечала за создание ряда кириллических букв для типографики чемпионата мира. Мы просто расширили комплект знаков, добавив западноевропейских глифов, и добились равновесия между имеющимися латинскими и кириллическими знаками.
Прописные кириллицы шрифта Dusha с нашими комментариями, подсвечивающими нелогичности и спорные моменты
ИР: Иными словами, они наняли вас для выпуска готового шрифта, предоставив собственноручно разработанные графические элементы.
ДС: Да, всю графику они нам передали в формате файлов Illustrator.
ИР: И свободы менять вид шрифта у тебя не было, равно как и возможности пригласить специалиста по кириллице?
ДС: Это было исключено — они сказали, что эскизы создавались под контролем их собственного эксперта по кириллице.
ИР: Теперь стало гораздо понятнее, как этот шрифт появился на свет. А что ты сам про него думаешь?
ДС: Когда я его увидел, моей первой мыслью было: «Чёрт, и что же теперь делать?» Но решил на ней не зацикливаться, ведь мы, шрифтовые дизайнеры, знаем, что иногда шрифт становится интереснее в процессе его использования, и этот конкретный шрифт со временем приобретёт огромную значимость — его увидит множество людей, он будет восприниматься как корпоративный шрифт чемпионата мира в России. Да, я подумал, что всё это как-то странно и непонятно, и решил немного поработать с этим шрифтом — исключительно по собственной инициативе, ведь я был в этом проекте только исполнителем, отвечал за чисто технические задачи — преобразовать готовую графику в шрифт, выверить пробелы и добиться единообразия знаков, чтобы готовый продукт практически не отличался от эскизов, а внесённые нами изменения не бросались в глаза. Не скажу, кстати, что нам это полностью удалось.
Строчные латиницы и кириллицы шрифта Dusha с нашими комментариями, подсвечивающими нелогичности и спорные моменты
Что я думаю об этом шрифте? Сам бы я никогда не стал делать такой шрифт. Я полагал, что его будут использовать не как основной текстовый шрифт, а скорее в декоративных целях. Когда я впервые увидел его, кажется в прошлом году, в материалах о Лиге чемпионов Кубка Америки, Азиатской конфедерации футбола, УЕФА и прочих турнирах, о победителях предыдущего чемпионата мира и так далее, я думал, что шрифт буду использовать для надписей типа «Санкт-Петербург» и «Москва».
ИР: Для заголовков.
ДС: Да. Я и представить не мог, что им будут писать названия команд мелким кеглем, ведь заглавная А, например, не очень хорошо читается, а латинские K и R слишком похожи. Я и сам сделал такую ошибку лет 18 назад при создании брендового шрифта, поэтому сразу обратил на это внимание и понял, что ничего хорошего из этого не выйдет. Не знаю, на что они рассчитывали.
Сравнение некоторых особенно спорных кириллических знаков шрифта Dusha и шрифта RIA Super Display Serif из нашей коллекции Сравнение некоторых особенно спорных кириллических знаков шрифта Dusha и шрифта RIA Super Display Serif из нашей коллекции Сравнение некоторых особенно спорных кириллических знаков шрифта Dusha и шрифта RIA Super Display Serif из нашей коллекции
ИР: И последний вопрос, чтобы внести полную ясность. Тебе и латинский комплект знаков не понравился, и насчёт кириллического были сомнения. Ты озвучил свои опасения агентству, а они просто проигнорировали их?
ДС: Мы вообще ничего не могли поменять: всё уже утвердили. Поэтому пришлось работать с тем, что есть. Я видел, что утверждённый вариант никуда не годится, и думал, как бы мне его слегка улучшить, да так, чтобы они не заметили, что я изменил каждый знак. Так что шрифт, который вы сейчас видите, — это ещё полбеды. Он вам кажется чудовищным только потому, что вам не с чем сравнивать — вы эскизов, утверждённых Советом FIFA, не видели, а это было странное, очень странное зрелище. Это был кошмар дизайнера, когда от вас ждут творческого подхода, но в жёстко очерченных рамках — ни шагу вправо или влево. Нужно было привести шрифт в читабельный вид, оставив графику без изменений.
***
Теперь понятно, что шрифт Dusha был обречён с самого начала. Когда шрифтовой эксперт не включён ни в одну стадию процесса, кроме завершающей, когда качество шрифта не интересует никого из участников проекта — ничего хорошего не получится. В европейских брендинговых агентствах существует несколько заблуждений: первое — графику шрифта может придумать любой графический дизайнер, а шрифтовой дизайнер нужен лишь для того, чтобы из вектора букв, нарисованных в Adobe Illustrator, собрать работающий шрифт. Второе заблуждение — для отрисовки кириллической части шрифта можно пригласить любого русскоязычного человека. Оба заблуждения опасны. Российские компании не впервые получают некачественную кириллицу, но это тема отдельного разговора.
Сейчас же, заканчивая обсуждение шрифта Dusha, мы просто сформулируем нашу позицию. Графика шрифта Dushа основана на очень далёких от России, если вообще связанных с ней стилистиках — каролингском минускуле и унциальном письме. Каролингский минускул никогда не имел никакого отношения к кириллице, с унциала, как принято считать, началось развитие уставного письма. Ни тот, ни другой в XXI веке не ассоциируется с кириллической типографикой. Авторы с самого начала промахнулись. В дальнейшем проблемы накапливались и росли как снежный ком: спорная латинская часть, которая позволяет максимум дисплейный крупнокегельный набор, была небрежно, непродуманно расширена неудачной кириллической частью, где допущены промахи в пропорциях знаков и очевидно непонимание конструкций и логики контраста. Если для латинской части аудитории шрифт выглядит спорным, то для кириллической — откровенно ужасным.
Типографика на экипировке футболистов
С точки зрения типографики телевизионная картинка состоит из двух слоёв: первый, глобальную айдентику ЧМ-2018, мы уже обсудили — за неё отвечает шрифт Dusha. Второй, типографика на майках футболистов, гораздо более вариативен. Дело в том, за дизайн экипировки отвечает не FIFA, а спонсоры. Все команды поделены между спортивными корпорациями: Adidas, Nike, Puma и др. Людям непосвящённым масштаб бизнеса, построенного на спонсорстве и экипировке, может быть неочевиден, но он действительно огромен — достаточно посмотреть, например, на спонсорский список одного только Adidas.
Распределение сборных по спонсорам
Больше всего команд на этом чемпионате спонсирует Adidas. Их двенадцать: Аргентина, Бельгия, Германия, Египет, Иран, Испания, Колумбия, Марокко, Мексика, Россия, Швеция, Япония.
Nike спонсирует десять команд: Австралия, Англия, Бразилия, Нигерия, Польша, Португалия, Саудовская Аравия, Франция, Хорватия, Южная Корея.
Шрифтовая концепция Nike
Puma, которая обычно поддерживает сборную Италии, на этот раз ограничила своё спонсорство четырьмя командами: Сенегал, Сербия, Уругвай и Швейцария.
New Balance спонсирует две команды: Панама и Коста-Рика.
Шрифт униформы New Balance команд Панамы и Коста-рики
Компания Umbro’s Double Diamond поддерживает команду Перу.
Ещё у трёх сборных есть свои собственные спонсоры: Erreà — Исландия, Hummel — Дания, Uhlsport — Тунис.
Шрифт униформы Erreà команды сборной Исландии Шрифт униформы Uhlsport команды сборной Туниса Шрифт униформы Hummel команды сборной Дании
Именно поставщик экипировки отвечает за дизайн футболок, за цвета, стиль и, что для нас особенно важно, за выбор шрифта. У каждой компании разные типографические стратегии и отношение к шрифту. Так, например, компания Adidas к каждому чемпионату разрабатывает один общий для всех команд шрифт — для ЧМ-2018 это «палочный» шрифт, вдохновлённый русским конструктивизмом. У Nike другая стратегия. Ещё недавно для экипировки большинства команд использовался базовый шрифт — ITC AvantGarde Gothic, а для некоторых команд были заказаны собственные шрифты, иногда у известных дизайнеров. Так, экипировка сборной Голландии была оформлена великим Вимом Крауэлом (Wim Crouwel), а над шрифтом для сборной Англии работал сам Невилл Броуди (Neville Brody). К сожалению этот концепт был заменён на новые шрифты.
Мы обсудили типографику экипировки сборных с Кристофом Кеберлином, который запустил в твиттере (@sportsfonts_com) волну недоумения по поводу качества шрифтов на футболках чемпионата мира.
Илья Рудерман: Привет, Кристоф. Возможно, именно ты начал дискуссию о шрифтах спонсоров чемпионата — самые спорные были у Adidas и у Puma, но и у дизайна Nike был ряд проблем. Мы знаем, что спонсоры отвечают за всю экипировку футболистов, но как дизайнер с большим опытом разработки айдентики я понимаю, что отдать весь дизайн формы на откуп спонсорам — спорное решение. Ведь тогда получается, что команды делятся на несколько групп, у каждой из которых свой дизайн. Кажется, гораздо разумнее было начать с разработки единой, основополагающей айдентики чемпионата мира с более выверенным и взвешенным дизайном, который устроил бы всех. Что ты думаешь об этом? Может быть, тебе известно, как проходит процедура выбора или создания шрифтов для сборных? Насколько я понимаю, ты не просто интересуешься шрифтами для экипировки, у тебя есть сайт, который называется sportsfonts.com.
Кристоф Кеберлин: Да, думаю, сначала будет правильно рассказать как раз об этом проекте, чтобы обозначить мою позицию. Я люблю футбол и люблю шрифты, почему бы не найти, где эти вселенные пересекаются. Ведь, с одной стороны, шрифты помогают различать команды. Достаточно одного взгляда на номер футболиста, чтобы понять, из какой он команды, — и это здорово. Но с другой стороны, большинство шрифтов, которые используются для формы, — низкого качества. И я подумал: «Давайте попробуем создать что-нибудь получше и показать, почему важно качество шрифта и каких ошибок нужно избегать».
Для меня это был сторонний проект, которому я не уделял много времени. Разве что разработал один шрифт на продажу, Winner, классический спортивный вариант. Почему-то в такой широкой сфере применения, как спорт, не было ни одного семейства шрифтов — от узкого до широкого, от тонкого до жирного начертаний. И я создал Winner. Потом разработал шрифт для своего любимого футбольного клуба, за который болел ещё ребёнком. У меня к этому проекту особое отношение, но он не был коммерческим — увидеть эти номера на форме любимой команды было моей мечтой. И они мне очень нравятся.
Шрифт Кристофа Кеберлина его любимой команде FC Kaiserslautern Шрифт Кристофа Кеберлина его любимой команде FC Kaiserslautern Шрифт Кристофа Кеберлина его любимой команде FC Kaiserslautern Шрифт Кристофа Кеберлина его любимой команде FC Kaiserslautern Шрифт Кристофа Кеберлина его любимой команде FC Kaiserslautern Шрифт Кристофа Кеберлина его любимой команде FC Kaiserslautern Шрифт Кристофа Кеберлина его любимой команде FC Kaiserslautern Шрифт Кристофа Кеберлина его любимой команде FC Kaiserslautern Шрифт Кристофа Кеберлина его любимой команде FC Kaiserslautern
Так что опыта работы с производителями экипировки у меня нет. Но есть соображения на этот счёт. Думаю, что шрифты бывают двух типов: разработанные для команды и разработанные для конкретного производителя. Кажется, Adidas обеспечивает экипировкой 12 сборных, Puma обычно четыре, а Nike отвечает за базовый шрифт. У Nike кроме базового шрифта есть ещё пять или шесть специальных; кроме того, они предлагают уникальные шрифты для известных сборных, таких как Франция, Бразилия и Португалия. Так вот базовый шрифт у Nike в порядке, а вот специальные шрифты, если взглянуть на сборную Бразилии, например, сделаны совершенно непрофессионально.
Шрифт на экипировке всех команд, спонсируемых Adidas
И у Adidas, и у Puma шрифт отвратительный, но последний, кажется, ещё хуже, когда понимаешь, что он сделан не для этого чемпионата мира, а для всех команд Puma в следующем сезоне. Нам ещё целый год на него смотреть на форме самых разных команд — вот где настоящий ужас. Я просто понять не могу, как так получается, — они же понимают, что этот шрифт будет практически на каждой футболке, а значит, он должен быть качественным, так? А они выбрали полную чушь.
Шрифт на экипировке всех команд, спонсируемых Puma
Завершая свою мысль, скажу, что в целом ситуация непонятная, поскольку носить форму с номерами, которые ассоциируют команду с определённым производителем, — не в интересах команды, неважно, сборная это или клуб. Единственные, кто выигрывает при таком раскладе, это производители. Однако качество их типографики оставляет желать лучшего.
ИР: Рынок шрифтов на заказ довольно большой. Мы с тобой и наши коллеги нередко сотрудничаем с брендинговыми агентствами или крупными компаниями в самых разных проектах. Так почему это работает где угодно, кроме спорта? Механизм прекрасно отлажен во всех остальных сферах — премиальные бренды, мода, журналы. А вот клиенты из мира спорта попадаются очень редко. Я могу вспомнить только пару случаев: например, ребрендинг NBA с кастомной версией шрифта Action от Commercial Type. В остальном шрифты, которые используют в спорте, в большинстве своём созданы графическими дизайнерами брендинговых агентств без опыта шрифтового дизайна. Как так получилось?
Масштабный ребрендинг NBA с использованием шрифта Action (Commercial Type) Эрика ван Блокланда
КК: Понятия не имею. Но знаю несколько обратных примеров. У Тала Леминга (Tal Leming) был прекрасный проект для сборной США. Прекрасный шрифт, отличная документация — все понимают, почему важно использовать на форме правильный шрифт.
История Тала Леминга о проекте шрифта для сборной США
Commercial Type делали леттеринг для Puma, кажется, для чемпионата мира — 2010. Прекрасный был шрифт.
В 2010 году Пол Барнс разработал леттеринг для чемпионата Африки
Зачем производители решили вернуться к дилетантской типографике, непонятно. Ведь сразу видно, что шрифт делал непрофессионал. Я разделяю ваше недоумение по этому поводу, но ответа, почему так происходит и шрифты на заказ в спорте делают только по особым случаям, у меня нет. Отчасти именно поэтому я запустил свой проект sportsfonts.com.
ИР: Чтобы привлечь внимание к подобным проблемам?
Твит Кристофа, запустивший волну обсуждений
КК: Ты ведь видел мой твит, который, собрал где-то 18 тысяч лайков. Людей это и правда волнует, понимаешь? Они видят, что проблема существует. И мне было очень интересно увидеть общественную реакцию, ведь мой твит перепечатали газеты и тоже задались вопросом, а что же, собственно, не так с номерами? За комментарием обратились к пиарщику из Adidas, и ему пришлось объяснять, почему номера выглядят именно так. Я написал ему письмо, и он мне перезвонил. Очень вежливый парень, поблагодарил за внимание к компании. Мы посмеялись. Напоследок я сказал: «Если понадобится помощь — обращайтесь». Он передал мои контакты в отдел дизайна, но, как я и думал, со мной никто не связался. Может, дизайнеры производителей считают, что им и шрифтовой дизайн по плечу? Я правда не знаю.
ИР: Вернёмся к типографике ЧМ-2018, события мирового масштаба, которое идёт прямо сейчас на глазах у миллионов людей. Есть два варианта, и непонятно, какой из них лучше: единообразие шрифтов и типографики или ярко выраженный, запоминающийся дизайн каждой сборной. Интересно, как бы смотрелась сборная Испании в форме с испанской типографикой бок о бок с российскими игроками с русской типографикой? Если отказаться от стандарта, можно прийти к визуально выразительному пространству, в котором у каждой страны будет узнаваемый дизайн, — и достаточно будет взглянуть на номер, чтобы понять, чья сборная. Разумеется, спонсоров тоже можно понять: они платят деньги и поддерживают команду, однако с точки зрения шрифтов и типографики крайне важно, чтобы номера на форме легко читались: 17 или 77? Конечно, в футболе номер 77 на форме встречается редко, и всё же.
Мне кажется, дизайнеры, участвуй мы в подготовке подобных событий, могли бы привнести в них множество различных стилей и идей. Такое сотрудничество пошло бы на пользу всему типографическому сообществу, а результаты имели бы художественную ценность — если бы, конечно, кто-то подумал об этом заранее. Стоило только сказать: «Мы отвечаем за весь дизайн, кроме шрифтов, кроме типографики» — и создать всего один крохотный комитет для разработки особой, уникальной типографики ЧМ.
На чемпионате представлено множество языков, и если в латинице и кириллице мы ориентируемся, то представить, как эти шрифты будут выглядеть, например, для китайцев, которые могут увидеть в «палочных» буквах, вдохновлённых русским конструктивизмом, что-то совершенно другое. Пара расположенных рядом букв может напоминать иероглиф или какой-нибудь другой символ. Так что упрощённые формы опасны.
Эти рассуждения не ведут к конкретному вопросу — я просто пытаюсь представить альтернативу нынешнему положению дел, которое меня не устраивает. Но свою позицию могу сформулировать так: «Ребята, давайте возьмём это на себя, ведь мы не единственные, кому не нравится типографика чемпионата. Да, мы профессионалы. Но есть и обычные зрители, которые не могут прочитать номер или имя на футболке игрока или просто понимают, что шрифт никуда не годится».
КК: Именно поэтому меня так порадовал отклик на мой твит. Раньше мне не удавалось привлечь такую аудиторию. Я понял, что попал в больную точку, и производителям формы ещё только предстоит оценить масштаб проблемы. Возможно, они посмотрят на неё более внимательно и поймут, что создание номеров не по плечу дизайнеру экипировки — этим должен заниматься профессиональный шрифтовик.
И если на чемпионате мира сейчас собственные шрифты есть у поставщиков экипировки и у отдельных сборных, то в Англии и Испании, например, есть такое понятие, как шрифт лиги, — спонсоры, предоставляющие форму клубам, должны использовать соответствующую типографику. Система довольно интересная, и на этом ЧМ я впервые осознал, что проблема не только в шрифте Adidas. Почти все шрифты ужасные.
Мне нравится твоя идея о том, что нужен альтернативный подход. Возможно, стоит разработать единый шрифт ЧМ или несколько…
ИР: Даже если шрифт будет один, возможны вариации. Мы ведь знаем, что даже один шрифт может иметь в себе массу возможностей. Можно разработать систему начертаний под разные континенты и сборные.
КК: Интересная мысль, потому что использовать всего один шрифт в одном начертании для всех команд довольно скучно. Единообразие типографики — это бесспорный плюс, но получится тоскливо. Мне очень нравится идея, что страну сборной можно будет определить по сочетанию номеров и цветов. Поэтому твоя концепция мне кажется разумной — не отдавать дизайн экипировки на откуп производителям, но и не навязывать всем единый шрифт, а вместо этого создать комитет, отвечающий за типографику на футболках чемпионата. Попробовать сделать шрифт, который, во-первых, легко читается, а во-вторых, ассоциируется со странами, которые участвуют в чемпионате. В целом может получиться довольно неплохо.
непривычно человечный шрифт для ребрендинга билайн — блог Contrast Foundry
Свой первый масштабный ребрендинг компания билайн пережила в 2005 году. Именно тогда лондонское агентство Wolff Olins придумало всем знакомый жёлто-чёрный полосатый стиль с использованием шрифта Officina Serif, а британский дизайнер Майлз Ньюлин нарисовал характерный логотип.
К 2021 году у компании сформировался новый запрос на серьёзные визуальные перемены. И запрос весьма необычный, противоречивый—на «витальность» и «диджитальность». По задумке, человечность и живость должны были идти рука об руку со стремлением к механистичности и вычерченности, столь полюбившимся в последнее время IT-гигантам вроде Apple и Google и сформировавшим моду на невыразительную типографику—блендинг (от английских слов bland—«безликий, неброский»—и branding). Этот феномен не обошёл стороной даже привычно склонную к яркости фэшн-индустрию: известные бренды перешли от «характера» к нейтральности, обновив свои логотипы на упрощенный рисунок на основе нейтральных гротесков.
Благодаря необычности запроса процесс нашей работы получился по-настоящему захватывающим и азартным. Нам предстояло нарисовать основной коммуникационный шрифт в четырёх начертаниях разной насыщенности и ещё одно особенное, более экспериментальное начертание для использования в специальных рекламных кампаниях.
ЭВОЛЮЦИЯ ИЛИ РЕВОЛЮЦИЯ
Мы не хотели рубить с плеча и сразу менять всё кардинально. Изначально мы планировали нарисовать шрифт, который эволюционировал бы из существующего (Officina Serif). Ведь благодаря ему в том числе и стал таким узнаваемым предыдущий фирменный стиль. Поэтому в первую очередь, мы подумали о фирменной антикве или вариации брускового шрифта. Но пообщавшись с клиентом, поняли, что пропустить «гротесковый» период не получится. Иначе не удастся добиться эффекта радикальной смены позиционирования, подчеркнуть преображение компании билайн, её трансформацию в технологическую. Так мы всё-таки пришли к поиску правильного образа гротеска.
ДИДЖИТАЛЬНОСТЬ И ВИТАЛЬНОСТЬ
С самых первых эскизов мы думали о том, как передать в рисунке гротеска ключевые параметры из изначального запроса—«диджитальность» и «витальность»—и пришли к тому, чтобы совместить в шрифте статику и динамику, отсылку к доминирующим в диджитале нейтральным гротескам и элементы, присущие гуманистическим, динамическим шрифтам. Так у нас появилось два направления.
РАБОТА В ВЫБРАННОМ НАПРАВЛЕНИИ
Не испугавшись экстравагантности концепции с обратным контрастом, клиент решил остановиться на первом направлении с обратным контрастом.
Мы попробовали две гипотезы: сделать системный слегка обратный контраст во всех знаках или усилить наплывы на горизонталях, сохраняя при этом диагонали в рамках обычного контраста. И пришли к выводу, что второй вариант работает лучше.
ПРОПОРЦИИ И РАЗНОШИРИННОСТЬ
Буквы Beeline Sans различаются по ширине. Круглые знаки стремятся к форме геометрически правильного круга, в то время как прямоугольные знаки имеют более узкие пропорции. По сути эта антиквенная сущность, интегрированная в гротеск,—одна из характерных черт Beeline Sans, которая влияет на «живость» набора.
СИСТЕМНЫЙ НЕСИСТЕМНЫЙ КОНТРАСТ
Beeline Sans построен на совмещении статических и динамических признаков шрифтов. В процессе работы мы вывели свою систему, свой список правил и исключений.
Эта идея, по сути своей, не нова. Например, для нас абсолютной нормой являются антиквы переходного типа, где например о практически симметрична, в то время как буквы е с имеют уверенный наклон оси овалов (характерный для гуманистических шрифтов).
Мы не задумываемся что в большинстве шрифтов буква z является также своего рода исключением из правил. Если следовать логике движения пера толстый штрих в середине Zz получится не может. А в Римском капитальном письме, которое лежит в основе всех современных прописных знаков, кисть при письме крутится и именно за счёт этого у нас получаются тонкие левые вертикальные штрихи в М N. То есть даже в традиционном для нас дизайне антиквы небольшая несистемность идёт во благо общего ритма и является нормой.
ЖИРНЫЕ НАЧЕРТАНИЯ
Новый стиль должен был быть светлым и лёгким, и основным в новом стиле должно было стать начертание Regular. Но в нашу задачу входила разработка начертаний в диапазоне жирностей от Regular до Black, и именно в жирных начертаниях, как правило, больше всего проявляется характер шрифта. Поэтому мы рисовали Regular и Black параллельно, а не по отдельности.
vimeo.com/video/688641044?h=d82b8d9fea&autoplay=1&autopause=0&muted=1&background=1″ webkitallowfullscreen=»»>
РАЗМЕР СТРОЧНЫХ
Существуют шрифтовые тонкости, которые почти всегда остаются незамеченными. Так, например, в жирном начертании текстовых шрифтов строчные знаки часто делают чуть выше, чем в Regular. Это связано с оптическим эффектом—белого пространства внутри жирного начертания меньше, поэтому в большинстве случаев жирное начертание в мелком размере начинает выглядеть очень мелким. В шрифтах с акцентом на горизонталях этот эффект усиливается ещё больше—белого ещё меньше, и оно ещё более «сплюснуто». Поэтому жирное начертание Beeline Sans получилось заметно крупнее регуляра.
КОНТРАСТ В СРЕДНИХ ШТРИХАХ.
«ЗВЕНЯЩИЕ» ИЛИ «МЕРЦАЮЩИЕ» ЭЛЕМЕНТЫ
Работая в большом диапазоне насыщенностей, мы столкнулись с тем, что в жирном начертании нам нужно было сделать сильные оптические компенсации в знаках с тремя горизонталями, которых особенно много в кириллице. Обычно мы стремимся сделать эти компенсации незаметными, но в этот раз наоборот усилили этот эффект—сделали средний штрих намеренно тонким. Это в свою очередь поддержало тонкие сочленения на стыке арок и вертикальных штрихов.
НАЗВАНИЕ БРЕНДА НАБРАННОЕ ШРИФТОМ
Одной из наших исходных задач было выдержать логотип и шрифт в едином ключе, чтобы набранное новым шрифтом название бренда выглядело органично. Поэтому с самых первых презентаций мы набирали название компании шрифтом и пробовали разные конструкции б, чтобы найти её точный образ. И хотя нам была близка конструкция с загибом, на фоне остальных букв она выглядела слишком декоративно. Поэтому мы приняли решение упростить форму.
OСОБОЕ НАЧЕРТАНИЕ BEELINE HAND
К пятому начертанию у нас также было несколько подходов. Первый, самый нейтральный, заключался в том, чтобы в пару к гротеску создать одно начертание антиквы.
Второй, вдохновленный слоганом компании «на твоей стороне», в том, чтобы создать вариативный шрифт со скелетом гротеска, на который бы накладывались разные варианты засечек. Такая игра с засечками могла бы динамично работать в видео и анимациях в вебе: предполагалось, что пользователи смогли бы кастомизировать шрифт для себя. Но из-за того, что на статических носителях шрифт работал не так ярко, от этой идеи решили отказаться.
В третьем подходе мы решили создать небанальную шрифтовую пару из гротеска и рукописного начертания. Идея родилась из наблюдения: многие крупные бренды стали использовать рукописные шрифты или леттеринг, стремясь уйти от стерильности и «машинности» и стать мягче, ближе к человеку. Именно эта концепция и оказалась билайну ближе всего.
ДЕКОРАТИВНОСТЬ ИЛИ УТИЛИТАРНОСТЬ
Развитие рукописной концепции оказалось не таким простым. Нам нужно было найти баланс и сделать так, чтобы это начертание не получилось слишком детским и декоративным. Для этого мы ушли в сторону более формального письма, в котором буквы не соединяются между собой, а не «скрипта», при котором знаки между собой соединяются.
Мы начали работу с того, что нарисовали все буквы одной линией без толщины. Это позволило нам не тратить лишнее время на детали, а сфокусироваться на поиске ритма. На следующем этапе мы подобрали оптимальную толщину штриха.
При добавлении толщины линии, результат получается очень механистический. Поэтому мы добавили немного неравномерности в линии, создав таким образом ощущение живого письма. Окончания штрихов как будто бы немного заплывают, также как при замедлении письма на бумаге. А ещё мы добавили немного контраста в места присоединения штрихов. И незаметно высветлили обычно тонкие во избежание «залипов» штрихи.
Следующая сложность состояла в том, чтобы создать эффект живого почерка без усложнения процесса работы. Как правило, для создания подобного эффекта, в шрифт закладывается несколько альтернатив каждого знака. Так, буквы в слове не повторяются и кажется, что надпись сделана не машиной, а рукой человека. Но такой подход увеличил бы срок выполнения задачи, поэтому нам пришлось пойти другим путём.
В Beeline Hand буквы выполнены с немного разным наклоном и не стоят точно на базовой линии, немного скачат на ней. Мы также избежали параллельности в знаках с несколькими вертикалями.
В некоторых буквах (не во всех, чтобы приём не был навязчивым) добавлены рукописные детали—выходы штриха за пределы основной графемы, как будто кто-то писал и немного промахнулся.
Мы не делали все акцентированные буквы—то есть ё и й—компонентами, а по возможности старались сделать их немного разными. Так, е/ё и и/й отличаются между собой. Особенно важно это было в русском языке, потому что ий и её—это очень распространенные сочетания.
Другая специфическая особенность Beeline Hand заключается в том, что овалы в знаках чуть ассиметричны и могут иметь небольшие сломы внутри.
ПО-НАСТОЯЩЕМУ УНИКАЛЬНЫЙ ГОЛОС БРЕНДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОБЕДА
В самом начале работы над проектом перед нами стояла очень общая задача, и у нас не было конкретных референсов. С одной стороны, это нас пугало, но с другой—было большой удачей. Это оставляло нам возможность предложить свою концепцию, идею, которая могла не лежать на поверхности.
В процессе совмещения геометрии и динамики в шрифте мы планомерно пришли к небольшому обратному контрасту—это и стало основой характера нового шрифта билайн. Мы очень рады, что с самого начала и до конца у нас было полное взаимопонимание с клиентом и нам удалось создать не просто очередной гротеск, который формально нарисован с нуля и поэтому называется эксклюзивным, но по-настоящему уникальный голос бренда.
Пожалуй, билайн стали первой крупной технологической компанией в мире, которая позволила себе шрифт с обратным контрастом. И для нас это профессиональная победа.
Креативный директор: Мария Дореули
Дизайнер: Лиза Рассказова
Команда: Ання Хораш, Егор Головырин
Мастеринг и хинтинг: Noe Blanco
Моушн: Дима Козляев
Копирайтер и редактор: Сусанна Агабабян
Брендинг
Contrapunto
Beeline
Директор по бренду и маркетинговым коммуникациям: Юлия Галина
Руководитель департамента по управлению брендом и разработке рекламных кампаний: Сергей Свержинский
соул-музыка — Используемые шрифты
Uses tagged with “soul music”
Stevie Wonder –
Talking Book album art1972Contributed by benjamin shaykin
Dionne Warwick at Lincoln Center Philharmonic Hall concert poster1966
Contributed by Florian Hardwig
Моменты –
Посмотри на меня обложка альбома1975Предоставлено Флорианом Хардвигом
Sponsor
Justin Timberlake – Futuresex/Lovesounds album art2006
Contributed by Nathan Prost
Stevie Wonder –
Stevie Wonder’s Greatest Hits Vol. 2 Альбом ART1971Внесен в пользу Bryson Stohr
Peick
71
Фотографии Buro Destruct на Flickr.
Апрель – «Сладкопевчая птица» / «Помогите!» и обложка сингла «Never Too Late» / «And Tomorrow Means Another Day». 1971
Contributed by Florian Hardwig
The Lively Ones –
Bugalu Party album art1967Contributed by Florian Hardwig
Various Artists –
Black Music обложка альбома1974Фотографии Buro Destruct на Flickr.
The Elite Jewels –
Theme From Revelations album art1974Contributed by Florian Hardwig
TWÏNS – “Transcend” single cover2022
Contributed by Miro Denck
Анна Басси –
Monsters обложка альбома2021Contributed by BOREDOM™ Studio
Wilhelm Willms –
Song of Love album art1973Contributed by Florian Hardwig
Phyllis Hyman –
Phyllis Hyman album art1977Предоставлено Брайантом Макито
Эдвин Старр – «Accident» / «Eavesdropper» Обложки европейских синглов1976
Предоставлено Флорианом Хардвигом
Percy Sledge –
The Best of Percy Sledge обложка альбома19694 Photo 900 on Flickrhalter.
Предоставлено Fonts In Use Staff
Лу Роулз –
Все во времени обложка альбома1976Предоставлено Брайантом Макито
The Ronettes –
Поют свои лучшие хиты обложка альбома 1975Фото Клауса Хильтшера на Flickr.
Барри Уайт –
У меня есть так много, чтобы дать обложка альбома1973Фотографии Барта Соленталера на Flickr.
Предоставлено Андреасом Зайделем
Дайана Росс — «Последний раз, когда я видел его» / «Save The Children» Обложка немецкого сингла1974
Предоставлено персоналом Garrison 5
5
0013
The Four Tops – «I Think I Must Be Dreaming» / «Ain’t No Woman (Like The One I’ve Got)» Обложка немецкого сингла1972
Предоставлено Флорианом Хардвигом
- 6 9
Мишель Дэвид и Евангельские сеансы —
Это душевное Рождество Альбом ART2020, предоставленная Florian Hardwig
Предоставлено Евой Сильвертант
Этта Джеймс –
Скажи мамеSophie –
Kopf in den Wolken EP и singlesc. 2021Джулиан Шрёпель
Тим Майя –
Тим Майя (1976) обложка альбома1976Автор: Gianna Cianelli0005
Хорхе Бен —
Para Ouvir No Rádio (Luciana) Art1976. Обложка сингла Me”1973
Фото oopswhoops на Flickr.
The Drifters – «Kissin’ in the Back Row of the Movies» Обложка немецкого сингла 1974 года
Фото Buro Destruct на Flickr.
ПИСЬМА НАБОЧКИ
Blackbyrds —
Action Art1977. Вклад Florian Hardwig
George MCCRAI ) Майкла Стадта на Flickr.
Хью Масекела –
Следующий альбом Хью Масекела обложка альбома1966Флориан Хардвиг
Staff Pick
Diana Ross & The Supremes
– Sing And Perform “Funny Girl”Theo Christo Spotify Playlist Covers2021
. Вклад Julie Bakopoulou
Staff Pick
Nature’s Divine –
In the Beginning album art1979Contributed by Florian Hardwig
Cleo Valentine – “Thinking About It Обложка CD2021
Предоставлено Beyond
The Righteous Brothers —
Some Blue-Eyed Soul обложка альбома1964Фотографии Барта Соленталера на Flickr.
Love Unlimited Orchestra — «Тема любви» / «Sweet Moments» Голландская обложка 974
Большая симфония –
Пророческая душа (1974) и Odyssea (1976) альбом арт. 1974Contributed by Florian Hardwig
Kaygee’s –
Keep On Bumpin’ & Masterplan album art1974Contributed by Jorge Iván Moreno Majul
Bobby Timmons –
Альбом Soul Food арт. 1966Предоставлено Флорианом Хардвигом
Выбор персонала
Pedro Fonte –
Filme do Tempo album art2020Contributed by Daniel Rocha
Staff Pick
James Brown and the Famous Flames – “I’ll Guess I’ll Have To Cry Cry Cry» / «Just Plain Funk» обложка немецкого сингла1968
Предоставлено Флорианом Хардвигом0004
Contributed by Nathan Evans
Jimmy Gibson – “Oh Why (Sag’ warum)” single cover1978
Contributed by Florian Hardwig
Dusty Springfield –
A Brand New Me обложка альбома1970Фото Барта Соленталера на Flickr.
Natalie Cole — одинарный конверт «Be Thankful» (Германия)1977
Contributed by Garrison Martin
Betty Davis –
They Say I’m Different album art, Just Sunshine Records logo1974Contributed by Elise Carlton
Staff Pick
Барри Уайт –
Обложка альбома Stone Gon’ 1973Ник Шерман
Кертис Мэйфилд –
Back To The World 9Обложка альбома 0008 и обложка сингла «Future Shock» / «The Other Side of Town»1973Флориан Хардвиг
King Curtis & The Kingpins –
King Size Soul обложка альбома19672
Марвин Гэй –
Что происходит обложка альбома1971Предоставлено Флорианом Хардвигом0731
Билл Уизерс – Обложка французского сингла «Everybody’s Talking»c.
1971Флориан Хардвиг
Рэй Чарльз –
The Genius Hits The Road обложка альбома1960Фото Клауса Hilts.
Дуэт шрифтов Echo Soul — UpFonts
Нужно что-то еще?
Как насчет 20 000+ коммерческих шрифтов с неограниченным количеством загрузок Скачать В настоящее время
Представляем Echo Soul ; плавный и беззаботный дуэт кистей, нарисованный вручную с любовью.
Эхо Души говорит от всего сердца и не сдерживается. Благодаря удлиненным мазкам и естественному течению, это идеальный выбор для рукописных цитат, упаковки продуктов и логотипов с индивидуальным и нежным оттенком.
Вот и все! Но что включено? Загрузка будет включать 3 файла шрифтов;
1. Echo Soul • Рукописный рукописный шрифт, содержащий прописные и строчные буквы, цифры и большой набор знаков препинания.
2. Echo Soul Alt • Это вторая версия Echo Soul с совершенно новым набором символов нижнего регистра. Если вы хотите, чтобы буквы каждый раз не выглядели одинаково, чтобы воссоздать собственный стиль или попробовать другую форму слова, просто переключитесь на этот шрифт для дополнительной опции макета.
3. Эхо Соул Санс • Шрифт с заглавными буквами, содержащий только символы верхнего регистра, идеально подходит для поддержки текста, дополняющего шрифт Echo Soul Script. Также включает в себя цифры и большой набор знаков препинания.
- Шрифты предоставляются в форматах TTF и OTF . Я рекомендую устанавливать файлы TTF, а OTF — только в случае необходимости. Нет никакой разницы в функциях с любым форматом.
- Шрифты включают многоязычную поддержку . Пожалуйста, смотрите последнее изображение предварительного просмотра для списка поддерживаемых языков.
Специальные буквы • Также доступны для нескольких символов нижнего регистра — они имеют удлиненный конец и отлично смотрятся в конце слова.