Содержание

Times New Roman могут заменить российские шрифты

Monotype против

Началась эта история в 1916 году. Или — в 1929-м. В зависимости от того, чьей версии событий — американской или английской — больше верить. В первом случае Старлинг Берджес, авиа- и автоконструктор, а также строитель гоночных яхт, задумался о необходимости нового шрифта для своего проектного бюро W.Starling Burgess & Co. Во втором случае приглашенный в лондонскую газету The Times типограф Стенли Морисон предложил руководству газеты заменить шрифт основного набора на более удобочитаемый. То, что в итоге получилось то ли у Берджеса, то ли у Морисона, ныне нам известно под названием, пожалуй, самого популярного текстового шрифта Times New Roman.

Теперь перенесемся из первой половины XX века в первую половину века нынешнего. В мае 2016 года во время своего выступления в Госдуме министр связи Николай Никифоров обратил внимание на проблемы импортозамещения в области программного обеспечения. В частности, министр указал на то, что в России госслужащие набирают тексты шрифтом Times New Roman, а не с помощью шрифтов отечественной разработки. Иными словами, госструктуры РФ вынуждены использовать иностранный коммерческий продукт со всеми вытекающими из этого факта последствиями.

То, что негативный характер этих последствий — отнюдь не досужая выдумка, стало ясно довольно быстро. В начале декабря 2016 года в Минкомсвязи было проведено совещание с разработчиками российских операционных систем. В ходе этого мероприятия представитель АО «НПО РусБИТех» (разработчик операционной системы Astra Linux) сообщил о неожиданных проблемах. Американская корпорация-правообладатель Monotype Imaging отказала «НПО РусБИТех» в продаже лицензии на использование шрифтов Arial, Verdana, Tahoma и Times New Roman. С учетом того, что основными заказчиками «НПО РусБИТех» являются МО РФ, ФСБ, ФСО, СВР, Федеральная таможенная служба и Минздрав, было понятно — коммерческие причины к поступку американцев отношения не имеют…

К счастью, «НПО РусБИТех» нашло выход из форс-мажорной ситуации. По заказу создателей Astra Linux, российская компания «Паратайп» на основе общедоступных шрифтов PT Sans и PT Serif разработала две гарнитуры, PT Astra Sans и PT Astra Serif, которые можно использовать при работе с документами, заменяя ими Times New Roman.

На данный момент ситуация с импортозамещением в сфере ПО у нас выглядит довольно странно. Значительная часть госструктур, если не подавляющая, по-прежнему пользуется коммерческим ПО, правообладатели которых находятся за границей, например той же ОС Windows. Поскольку российские пользователи задействуют Windows, постольку составление большинства документов в России происходит с помощью Microsoft Word, в котором пользователь оперирует встроенным туда шрифтом Times New Roman. Который, в свою очередь, тоже коммерческий, и правообладатель которого тоже находится за границей.

АО «НПО РусБИТех» еще с 2010 года разрабатывает российскую ОС Astra Linux. Исходно эта ОС должна была получить пакет шрифтов, аналогичный тому, что имеется в Windows. Но внезапно американский правообладатель объявляет «НПО РусБИТех», что российский разработчик ОС получит лицензию на использование шрифтов Arial, Verdana, Tahoma и Times New Roman только при условии фантастической цены 650 евро за каждое рабочее место. Это при том, что разработчики ОС не из России приобретают у Monotype Imaging лицензию по цене всего 3–4 евро за рабочее место. Начинаются переговоры, в ходе которых «НПО РусБИТех» получается сбить цену за одно рабочее место до 130 евро. Что на фоне стандартной цены все равно выглядит как откровенный грабеж.

Насколько это решает проблемы российского импортозамещения в области ПО? Не является ли разработка PT Astra Sans и PT Astra Serif нарушением копирайта? На эти и другие вопросы Федерального агентства новостей ответил Геннадий Фридман, начальник технологического отдела компании «Паратайп».

— Геннадий Иосифович, переговоры с Monotype Imaging продолжаются. Поняв, что русских ценой отпугнуть не получилось, американцы «вспомнили» о том, что когда-то «НПО РусБИТех» принимало участие в работе международного авиасалона МАКС. Где МАКС — там и МО РФ. Отношение в США к нашему Минобороны и сотрудничающим с ним организациям известно. Раз — и Monotype Imaging отказывает разработчикам ОС Astra Linux в лицензии на шрифты. Так все было?

— Если судить по информации, публикуемой в СМИ, то в общих чертах — да. Лишь уточню, что широкое использование шрифта Times New Roman определено не только его присутствием в операционных системах, но и в массе требований, существующих в современном отечественном документообороте.

— Дальше «НПО РусБИТех» обратилось за помощью к существующему как самостоятельная организация с 1998 года «Паратайпу». То есть, к вам. Давно это было?

— Примерно год назад.

— «Паратайп» специализируется на шрифтовом дизайне и построении шрифтов в различных форматах для различных платформ. По заказу «НПО РусБИТех» «Паратайп» провел успешную разработку новых шрифтов для OS AstraLinux. Когда ваша компания закончила работу над шрифтами PT Astra Sans и PT Astra Serif?

— В августе текущего года.

— Значит, на то, чтобы разработать аналоги Times New Roman, «Паратайпу» понадобилось примерно восемь месяцев. Довольно оперативно… Перед тем, как задавать дальнейшие вопросы о вашей продукции, правильнее будет сперва разобраться со шрифтом Times New Roman. В конце концов, это же он стал отправной точкой для последующей одиссеи. Почему Times New Roman пользуется сейчас такой популярностью?

— Мы не разрабатывали аналога Times New Roman, а модифицировали свои шрифты под конкретные нужды клиента. Ни Astra Serif, ни, тем более, Astra Sans не похожи на Times New Roman. Это совершенно другие шрифты. Лишь общие пропорции знаков и метрические особенности позволяют при верстке заменять один шрифт на другой. Что касается популярности Times New Roman, это исторически оправданный факт. В выпуске шрифта в том или ином виде поучаствовали две крупнейшие компании, Monotype и Linotype, шрифтом пользовалась известнейшая газета The Times. Очень быстро Times New Roman стал публичным и популярным, а то обстоятельство, что версии Times New Roman позже попали в самые первые ОС, превратило популярность шрифта в сверхпопулярность.

— Получается, над пиаром Times New Roman поработали и Microsoft, и Apple, и Adobe Systems. В итоге к этому шрифту банально привыкли.

— Как написал Владимир Ефимов в своей книге «Великие шрифты»: «Таймс применяется и будет применяться всюду, где нужен «обычный», спокойный, общепринятый, «как у всех», «как у людей», шрифт. Стабильная потребность в подобном шрифте вряд ли когда-нибудь исчезнет. К тому же, пересылая куда-либо набранный Таймсом документ, вы можете быть уверены, что уж этот-то шрифт точно найдется там, где документ будет распечатан». Кроме того, Times New Roman от версии к версии сохраняет основные метрические свойства. Это значит, что ваши тексты, сверстанные в Word под Windows XP, «не поплывут»и в Windows 10. И еще один важный момент популярности Times — широчайший знаковый состав шрифта, поддерживающий как основные письменности, так и расширенные математические, фонетические и другие возможности. Немаловажно и то, что шрифт очень хорошо оптимизирован для экрана.

Проприетарность и ее последствия

— Насколько хороша кириллица в Times New Roman?

— На тот момент, когда шрифт только появился в ОС, кириллица в Times New Roman была весьма приемлема. Сегодня, когда кириллических шрифтов стало очень много и нам есть с чем сравнивать, кириллица в Times New Roman, конечно, уже кажется далекой от идеала.

— Вы можете сделать лучше?

— Я — нет. Что касается конкретной письменности, то результат лучше тогда, когда разработкой занимается носитель языка. Благо что создание цифрового шрифта сегодня — как ремесло и как искусство — переживает в нашей стране настоящий бум. И в этом большом общем потоке есть очень интересные шрифтовые гарнитуры.

— Почему вообще возникла необходимость замещения Times New Roman?

— Проблема не в Times New Roman, а в его проприетарности. Использование любого коммерческого шрифта лимитировано лицензией конечного пользователя. Именно это и заставило разработчиков свободных бесплатных ОС начать двигаться по пути замещения коммерческого сверхпопулярного системного шрифта. Конечно, эта тенденция касается не только Times New Roman. Люди не хотят пользоваться коммерческой ОС Windows и замещают его общедоступной ОС Linux. Люди не хотят пользоваться коммерческим текстовым редактором Microsoft Word. Заменяют его на общедоступный LibreOffice. Коммерческий Times New Roman, соответственно, меняется на какой-нибудь общедоступный шрифт Liberation, чьи метрики идентичны метрикам шрифта коммерческого. Разработчики «РусБИТеха», кстати, тоже воспользовались шрифтом Liberation.

— Получается, что необходимость замещения сверхпопулярного коммерческого шрифта общедоступным аналогом возникла и была осознана задолго до Евромайдана на Украине, воссоединения Крыма с Россией и западных санкций.

— Здесь нет политики, только коммерция. Еще в 2008 году разработчиками одной из отечественных ОС на базе Linux предпринимались попытки создания шрифтов, способных заместить собой многие базовые шрифты Windows. Но эта работа заглохла, так как оказалась слишком масштабной. Наши клиенты из «РусБИТеха» знали об этом, поэтому не ставили перед нами задачу замещения всех базовых шрифтов Windows. Речь шла лишь о возможности корректного использования новых шрифтов во всем многообразии отечественного документооборота. При этом новые шрифты должны были быть максимально работоспособными на территории нашей страны. Получившиеся у нас PT Astra Sans и PT Astra Serif по общему составу знаков намного меньше, чем Times New Roman. Там не поддерживаются многие письменности и нет, к примеру, огромного математического блока знаков. Зато там есть необходимый набор символов, который покрывает практически все титульные языки народов РФ.

— В том числе языки народов Кавказа?

— Да, языки народов Кавказа, включая абхазский, все тюркские и финно-угорские языки, использующие латинскую и кириллическую письменности, и даже языки малых народов Севера.

— Возможность поддержки этих языков в Times New Roman присутствует?

— А вот тут есть любопытная проблема. Дело в том, что расширенная кириллица, которую использует большинство языков на территории РФ и которая реализована в разработанных нами шрифтах, в основной массе своей использует акценты. При этом большинство такой акцентированной кириллицы «Консорциум Юникод» не принимает. Не присваивает им код. Поэтому в Times New Roman просто нет этих знаков. А у нас они есть. Им присвоены коды из специальной пользовательской зоны юникода. Ориентируясь на эти коды, уже созданы национальные клавиатурные раскладки, позволяющие полноценно использовать шрифты и в национальном документообороте, и в киберпространстве.

— «Консорциум Юникод» — это организация, предложившая стандарт кодирования символов Unicode?

— Она самая. И именно ее система кодирования является сегодня стандартом.

— Не является ли нарушением копирайта создание шрифта с метриками, идентичными уже существующему коммерческому шрифту? Речь, разумеется, о PT Astra Sans и PT Astra Serif?

— Лицензия на право пользования Times New Roman не дает пользователю права открыть шрифт в шрифтовом редакторе и скопировать оттуда какие-то его части — контур, метрические параметры или что-то еще. При создании PT Astra Sans и PT Astra Serif мы ничего подобного и не делали. Стало быть, мы лицензию не нарушали и на копирайт не покушались. То, что наши шрифты и Times New Roman работают одинаково, каким-то нарушением не является. Таким образом, создано уже множество шрифтов, распространяемых под открытой лицензией (OFL), к примеру тот же Liberation.

— PT Astra Sans и PT Astra Serif созданы на базе разработанных ранее вашей же компанией шрифтов PT Sans и PT Serif. Ни тот, ни другой совсем не похожи на Times New Roman. Почему же именно эти шрифты были выбраны как основа для шрифтов Astra Linux?

— Во-первых, они общедоступные (бесплатные). Во-вторых, мы имели возможность их модифицировать. В-третьих, они очень распространенные. В-четвертых, это чуть ли не единственные шрифты, которые поддерживают большинство титульных языков народов РФ. В-пятых, эти шрифты более пригодны для работы с большими текстами.

— В чем были основные сложности превращения PT Sans и PT Serif в PT Astra Sans и PT Astra Serif?

— С точки зрения дизайна, это существенная переработка: изменение пропорций, корректировка по насыщенности. Не менее сложной оказалась и оптимизация шрифта для экрана: приходилось учитывать еще и особенности новой ОС.

Сумасшествие, но клиент доволен

— Как вы тестировали свои новые шрифты?

— Совместно с «НПО РусБИТех» была осуществлена программа тестирования. Обычно мы тестируем работоспособность и совпадение заказанных у нас параметров с достигнутыми. Но в этот раз клиент ужесточил требования и выставил нам основное условие: полное совпадение верстки на максимально возможном объеме разнородного текста, не зависимо от используемого в наборе кегля. Проверялось и то, как текст переносится из Microsoft Word в LibreOffice.

— И как?

— Сумасшествие, конечно… Но все переносится корректно.

— Звучит очень оптимистично. Но насколько это приблизило нас к решению проблемы импортозамещения? Каковы перспективы реальной замены в России Times New Roman на ваши шрифты?

— Если для определенных ОС, ориентированных на государственные нужды, и осталась проблема замещения одного шрифта другим, то ее решение кроется не столько в наличии шрифта-аналога, сколько в изменении наших внутренних правил, где уже много лет Times New Roman определен обязательным к использованию шрифтом. Начиная с научных статей и заканчивая документооборотом, все обязаны пользоваться именно этим шрифтом, а не каким-то другим. Мы все давно приняли этот шрифт, потому что, как вы правильно отметили, он по умолчанию установлен в Windows. Но при этом надо понимать, что и Times New Roman, и другие системные шрифты остаются востребованными ровно настолько, насколько востребованными остаются операционные системы Windows или Mac OS.

— Логично задаться вопросом, кто и как должен заняться изменением этого status quo?

— Все изменения, очевидно, должны происходить с подачи Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Как минимум, Минкомсвязи может разработать и выпустить рекомендации для министерств и ведомств по использованию конкретных шрифтов в документообороте. Эти действия способны положить начало реальному изменению сложившегося положения дел.

Источник

Обратная связь:

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ШРИФТА ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

В процессе работы со студентами отделений Декоративно-прикладного искусства и Педагогического образования факультета ИЗО и НР МГОУ, при изучении предметов «Проектирование», «Художественное оформление в образовательном учреждении», «Проектная графика», возникает необходимость освоения принципов построения шрифта и шрифтовых композиций. Данные дисциплины призваны изучить и освоить различные приемы выполнения проектных и художественно оформительских работ, научить применять в своих работах разнообразные техники и способы графического изображения, научить выражать проектные идеи средствами и приемами графики, развить творческие способности, «…умение довести до зрителя смысл через художественно-выразительные средства, которые существуют в виде рисованных, печатных, экранных и объемных шрифтов, используемых в различных формах» [1]. «Шрифт – это исторически сложившаяся система знаков. Главное достоинство шрифта его удобочитаемость, но удобочитаемый шрифт совсем не обязательно является красивым Современный графический дизайнер или разработчики шрифтов, проектируя, опираются, прежде всего, на исторические особенности, характеристики, отличительные черты группы шрифтов и на свое чувство гармонии. В этом случае возможно получить совершенные, идеально скомпонованные буквы» [4]. К шрифтам предъявляется целый ряд требований: 1. Четкость, читабельность.

2. Ясность, простота и лаконичность. 3. Пропорциональность букв. 4. Единство стиля шрифта и дополняющих его изображений. 5. Построение общей композиции и слаженность отдельных элементов. 6. Стилевая зависимость букв от используемых материалов и инструментов. 7. Передача образа слова через шрифт. 8. Ритмичность и легкость восприятия шрифтовой формы. В зависимости от назначения шрифта и той роли, которую отводит ему студент в системе других средств оформления, весь этот комплекс требований видоизменяется, на первый план выдвигаются то одни, то другие качества шрифта. Подразделение шрифтовой формы на отдельные категории разделено условно, хотя в действительности эти категории неразделимы и сложно взаимодействуют между собой. Формы букв должны, прежде всего, удовлетворять основному требованию быстрого и безошибочного чтения. Но это вовсе не значит, что самым целесообразным является ясный и рационалистичный, но лишенный всякого индивидуального облика шрифт. Во все эпохи в культуре письма, человеком отображались характерные черты, свойственные данному времени.
Это стремление особенно ощутимо в развитии форм антиквы. Лучшим образцам средневековых рукописей свойственна тщательно продуманная форма, удовлетворяющая высоким требованиям удобочитаемости. Искусно оформленный, он выполняет свою задачу намного лучше, чем шрифт из букв-схем, лишенных всякого эмоционального наполнения. Несмотря на то, что в некоторых исторических стилях шрифт был перенасыщен фантастическими дополнениями, всегда было заметно стремление к согласованности между основной целью – читабельностью и художественным оформлением. Если современному человеку сейчас трудно и утомительно разбирать старинное письмо, из этого не следует, что и его далекие предшественники испытывали такие же затруднения. Просто к современным шрифтам и старинным рукописям нельзя подходить с одной мерой удобочитаемости. Заслуги каллиграфов в разные исторические эпохи следует оценивать по тому, что они дали нового по сравнению с предшественниками. Читабельность шрифта нельзя измерить точно. Она зависит от многих меняющихся условий и имеет бесчисленное множество степеней.
Для каждого шрифта выбирается такая степень удобочитаемости, которая не помешает развитию других важных качеств. Все достижения прежних времен основывались на принципе, по которому рукописный шрифт служит не только средством для закрепления человеческих мыслей, а также выражает художественный вкус, эмоции и чувства. Это актуально и на современном этапе. «Шрифт сегодня – не закосневшая со временем, подверженная модным тенденциям структура, продолжает развиваться, видоизменяться и усложняться в зависимости от развития социальных процессов и научно-технического прогресса» [4]. Необходимо критически оценивать и усваивать принципы построения шрифтов предыдущих поколений. При создании новых современных шрифтов не следует копировать старые формы, а используя опыт мастеров прошлого, улучшать и развивать традиции, которые более близки современным построениям шрифтов. Искусство шрифта многообразно. Существуют различные стили, изображения шрифтов. Декорирование букв, не изменяя их основной формы (графемы), еще увеличивают шрифтовое богатство.
В декоративном шрифте он может быть заштрихован белыми параллельными линиями, или заполнен орнаментами, или может представлять собой линейный контур с оттенением. Пользуясь особыми приемами, необходимо следить, чтобы шрифт не удалился слишком от общепризнанных норм. «Картинный» шрифт (например, в рекламе) дает некоторую информацию о содержании текста еще до его прочтения. Написанный или нарисованный шрифт любого стиля должен быть композиционно целостным. Разработка шрифтовой композиции – вопрос авторский, подход к ее созданию индивидуален. Неясная и непривлекательная композиция не вызывает у зрителя интереса к прочтению. К размещению строк и расчету межстрочного пространства необходимо относиться с таким же вниманием, как и к рисунку самих букв. Изучение работ признанных мастеров шрифта помогает развить композиционные способности и подготовиться к самостоятельной творческой работе. Студентам рекомендуется изучать различные образцы шрифтов, а также интересные, безупречно выполненные композиции и систематизировать все это по стилевым признакам.
Приступая к выполнению шрифта, студент в первую очередь выбирает его рисунок и приемы компоновки, что в значительной мере определяется целью и содержанием текста. Насколько шрифт поможет осмыслению текста, какие чувства пробудит он у зрителя, – все это зависит от возможностей автора, его профессионального подхода к выполнению задания. Если шрифт находится рядом с рисунком, задача обучающегося усложняется: он должен добиться стилевого единства шрифта и изображения. Выполнение шрифта к иллюстративному изображению обязывает автора хорошо понять и учесть художественный замысел, чтобы различия в трактовке текста не нарушили стилевого единства всей композиции. В таких случаях необходима более активная работа с преподавателем. Все виды свободного скорописного, шрифта, требуют чаще больше творческой работы и поисков, чем чисто и точно выстроенный строгий шрифт. Достоинство скорописных шрифтов заключается в их размашистости и динамичности, они все довольно просты, но неповторимо оригинальны. Такой техникой можно с успехом выполнять заглавия для проектов, дополнительные и сопутствующие надписи.
Скорописные заглавия выполняются разнообразными техниками пера и кисти на бумагах разных тонов и фактуры. Часто применяется техника сухой кисти, но в действительности возможности создания таких надписей неограниченные. Сочетание рукописного и печатного текста дает часто хорошие результаты, особенно в оформлении плакатов. От руки пишется заглавие, главная фраза или инициал; они обращают внимание читателя на печатный текст, придают ему вес или легкость. Вопрос о том, что предпочесть – написанный или нарисованный шрифт, вызывал временами много споров. Категорического ответа не может быть по той причине, что при разном назначении шрифта на первый план выдвигаются преимущества то одного, то другого вида. Так, например, немыслимо выполнение поздравительного письма рисованным шрифтом, хотя в некоторых его частях (инициал, заголовок) он может и встречаться. С другой стороны, трудно выполнить рукописным шрифтом короткий текст на большой поверхности. При выборе техники наряду с назначением текста учитываются также его содержание и объем, образ и т.
д. Очень распространена смешанная техника, при которой более важная часть – рисуется, а менее существенная, а значит и более мелкая часть – пишется пером или кистью. Реже встречаются буквы, выполненные обеими техниками совместно. Такая манера дает интересные возможности для художественного оформления шрифта главным образом при декоративных надписях и инициалах. Когда намеченный текст размещен правильно, приступают к более точной прорисовке букв карандашом. Лишь после этого можно выполнять шрифт тушью или краской, или другими графическими материалами. Большое влияние на рисунок шрифта оказывает инструмент, которым шрифт выполняется, а также материал и характер его поверхности. Букву можно написать или нарисовать пером или кистью, ее можно написать акрилом, гуашью, тушью, акварелью, темперой и т. д. Для передачи образа есть много возможностей за счет цвета и фактуры. И специфика каждого из этих материалов диктует буквам свою особую целесообразную форму. Даже самый обычный материал – бумага – может иметь гладкую или шероховатую поверхность, и своеобразие поверхности подсказывает студенту рисунок букв и передачу образа слова.
Инструмент, имеющийся в распоряжении студента, следует использовать именно для той цели, для которой он больше всего подходит, и так, чтобы все его особые свойства были бы полностью использованы. В принципе все буквы должны носить характер инструмента, которым они выполнены, ибо каждый инструмент придает тексту своеобразие и передает определенный образ. Шрифт, помимо высокого уровня художественного мастерства, должен отвечать определенным техническим требованиям и выполнен соответствующими инструментами и материалами. В подавляющем числе случаев шрифтовая композиция представляет собой штриховой оригинал (линейно-конструктивное построение), поэтому с подготовкой для выполнения в материале штриховых оригиналов студент должен ознакомиться в первую очередь. Уже на эскизной стадии необходимо продумать цветовое решение, которое должно соответствовать технологическим возможностям исполнения шрифтов определенного вида. Когда цветные элементы композиции не соприкасаются друг с другом, шрифт может выполняться и одной краской. В этом случае на полях оригинала делаются пометки, какой краской надо выполнять каждую из частей композиции. Несмотря на то, что современные технические приемы работы с цветом вполне заменяют ручные, последние еще довольно распространены и отнимают у студентов много времени и труда. Облегчить работу может использование графического планшета. Бумага для изображения шрифтов должна быть хорошего качества и плотной. Слишком мягкая бумага, которая под инструментом легко отделяет волокна, пригодна только для работы кистью. Наилучшими являются бумаги, изготовленные из качественного сырья (например, бумага «Гознак»). На зернистой и льняной бумаге хорошо получается шрифт, выполненный полусухой кистью. Свободные и размашистые заголовки удобно выполнять жирным карандашом или линером, маркером, которые не стираются в отличие от обычных графитовых карандашей. В этом случае при работе пригодны почти все виды бумаг. Студентам часто приходится оформлять текст на темном фоне. Для этого берут готовый цветной картон. Мелкий текст на темном фоне желательно рисовать или писать светлой краской. Шрифт, выполненный белой краской, лучше править гуашью или акриловой краской, а не акварельной, она хуже перекрывает и ей труднее работать. Строить композицию текста на черном фоне сложнее, чем на белом. Поэтому рекомендуется сначала всю работу выполнить карандашом на тонкой белой бумаге, с которой изображение копируют на черную поверхность, передавливая иглой или очень твердым карандашом. При этом обратную сторону листа равномерно натирают белым карандашом или рисовальным мелком. Студенты, в зависимости от уровня полученных навыков, работают по-разному. Одни уделяют недостаточное внимание карандашной стадии работы, поэтому при выполнении шрифта краской делают много исправлений, подчас перестраивают и заново выполняют отдельные части композиции. Так шрифт, выполненный со следами упорных творческих поисков, внешне выглядит порой не очень опрятно, но важен результат поиска. Другие студенты иначе относятся к работе, на стадии карандашного эскиза более точно и продуманно, и тогда основная часть работы в творческом процессе приходится на эту стадию. При таком исполнении каждый мазок, проведенный краской, сразу приобретает законченный вид по форме и цветовой насыщенности и редко подлежит исправлению. Таким образом, студенты отделений Декоративно-прикладного искусства и Педагогического образования факультета ИЗО и НР МГОУ, при работе со шрифтами постоянно совершенствуют свои знания и практические навыки, что способствует повышению качества работы и мотивации к дальнейшему развитию художественно-проектной деятельности. ЛИТЕРАТУРА 1. Гурская Н.Ф., Львова И.А. Типографические образы в средовом дизайне // Педагогика искусства. 2021. № 1. С. 94–103. 2. Илюшина О.В., Львова И.А. Из опыта преподавания дисциплины «Основы теории и методологии проектирования в декоративно-прикладном искусстве» в дистанционном формате [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2021. № 1. С. 63–72. URL:http://www.art-education.ru/electronic-journal/ (дата обращения 01.14.2022). 3. Пучкова Н.Н., Одинокова Н.В. Модные и актуальные шрифты в работе современного графического дизайнера // Профессиональное образование в области дизайна и искусства: проблемы и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции, Уфа, 10–14 октября 2019 года / Под общей редакцией И. Р. Кузеева. Уфа: Издательство «Нефтегазовое дело», 2019. С. 165–173. 4. Хабибова А.С. К вопросу формирования творческого подхода в процессе изучения типографических систем // Дизайн и архитектура в современном социокультурном пространстве: IV Международная научно-практическая конференция, Уфа, 15–17 мая 2018 года. Уфа: Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2018. С. 13–19.

Новости России — The New York Times

Новости России — The New York Times

Основные моменты

  1. PhotoCreditУкраинская пресс-служба президента

    Визиты украинского и российского лидеров были направлены на то, чтобы продемонстрировать силу и уверенность в преддверии ожидаемого контрнаступления Киева.

    Иван Нечепуренко, Мэтью Мпоук Бигг и Виктория Ким.

    Ана Суонсон и Матина Стевис-Гриднефф

  2. PhotoCredit

    Эван Гершкович, 31-летний американец, впервые был хорошо виден с тех пор, как его задержали в прошлом месяце и обвинили в шпионаже.

     Иван Нечепуренко и Антон Трояновский

  3. ФотоКредитМосковский городской суд, через Agence France-Presse — Getty Images тюремное время.

    Антон Трояновский и Иван Нечепуренко

  1. PhotoCreditVadim Ghirda/Associated Press территории с первого дня.

     Стивен Эрлангер

  2. Фото: Николь Танг для The New York Times

    Дополнительные документы также предполагают, что взлом американских спецслужб может содержать гораздо больше материала, чем считалось ранее.

    Авторы: Антон Трояновский, Арик Толер, Джулиан Э. Барнс, Кристиан Триберт и Мэлаки Браун

  3. PhotoCreditArsene Mpiana/Agence France-Presse — Getty Images в Африке набирает аудиторию на континенте.

    Авторы: Элиан Пельтье, Адам Сатариано и Линси Чутел

    Дженни Гросс

  4. PhotoCreditNanna Heitmann для The New York Times

    Новый закон запрещает любому, кто призван воевать в Украине, покидать страну, среди прочих ограничений, несмотря на то, что Кремль настаивает, что не планирует новый призыв.

     Иван Нечепуренко, Нил Макфаркуар и Вьоса Исай

Реклама

Продолжить чтение основной статьи0003

Мины M21 не противоречат международным договорам. Но в отличие от других мин, которые Соединенные Штаты предоставили Киеву, они могут быть смертоносными на неопределенный срок.

Автор: Джон Исмей

 

  • TimesVideo с Украиной. Удар, за которым последовал мощный взрыв, ранил трех человек и вызвал панику.

    Автор Reuters

     

  • Три человека ранены после того, как Россия заявила, что случайно разбомбила собственный город.

    Взрыв в Белгороде у границы с Украиной произошел в результате «случайного сброса авиационных боеприпасов», заявили в Минобороны России.

    Иван Нечепуренко и Джеффри Гетлман

     

  • «Быстрая смерть или медленная смерть»: заключенные выбирают войну, чтобы получить жизненно важные лекарства положительный. Некоторым линия фронта казалась менее опасной, чем тюрьмы, где, по их словам, им отказывали в эффективном лечении.

    Эндрю Э. Крамер

     

  • Украинские официальные лица выражают недовольство темпами поставок оружия.

    Анушка Патил и Джон Юн

     

  • Звезды украинских социальных сетей переосмысливают свое влияние

    Когда-то русский язык был языком общения влиятельных лиц в Украине. Теперь не так много.

    Мэтью Мпоук Бигг

     

  • Министр обороны США призывает Швецию к скорейшему членству в НАТО

    Министр обороны Ллойд Дж. Остин III, находившийся с визитом в Швеции, выразил надежду, что возражения против добавления страны в альянс будут устранены к середине лета, когда государства-члены встретятся в Литве.

    Хелен Купер

     

  • «Нас обстреливают наши ребята»: как российская пропаганда преследует Украину

    Спустя год после начала войны некоторые жители восточноукраинских городов все еще смущают чиновников и полицию своей поддержкой России несмотря на постоянные обстрелы со стороны русских войск.

    Карлотта Галл, Александр Чубко, Дима Шаповал и Дэниел Берехулак приостанавливает действие последнего крупного договора о контроле над вооружениями. Это предвещает новый мир, в котором Пекин, Москва и Вашингтон, скорее всего, станут атомными ровесниками.

    Дэвид Э. Сэнгер, Уильям Дж. Броуд и Крис Бакли

    阅读简体中文版閱讀繁體中文版

     

  • Ваш брифинг по средам

    Fox News урегулирует иск о клевете.

    Амелия Ниренберг

     

  • Русский шрифт в Unix — Страница 2

    Еще 9 обсуждений, которые могут вас заинтересовать

    1. Что у тебя на уме?

    Вот обновление по обновлению сайта: После большого анализа и примера программирования, включая тестирование ряда фреймворков и библиотек Javascript, в краткосрочной перспективе мы получаем максимальную отдачу от этих трех основных, основных технических областей: Bootstrap (CSS и… (2 ответа)

    Обсуждение начато: Neo

    2. Программирование оболочки и создание сценариев

    Нужна помощь. У меня есть файл cvs, который я изменил на файл html, но когда я пытаюсь отправить почту в Outlook, его отступ идет не так. любая идея приветствуется. ниже приведены некоторые команды, которые я пытался использовать Преобразование csv в html #!/бин/ш ‘НАЧАТЬ{ ФС=»,» print «MIME-Версия: 1.0» print … (7 ответов)

    Обсуждение начато: ajayram_arya

    3. Программирование оболочки и создание сценариев

    Привет, Я знаю, что нам потребуется HTML для изменения шрифта и цвета текста вывода, если мы не отправим его по электронной почте. Но мне удалось получить код ниже, может ли кто-нибудь изучить его и сообщить мне, могу ли я выполнить свое требование с помощью такого кода: Follow can… (9 ответов)

    Обсуждение начато: amit.mathur08

    4. Новости, ссылки, события и объявления

    Российские форумы UNIX Российские форумы пользователей UNIX-подобных систем. Статьи. Проект энциклопедии UNIX. (3 ответа)

    Обсуждение начато: eugrus

    5. UNIX для продвинутых и опытных пользователей

    Привет, мир! У меня проблема с моими машинами Solaris 8 и 9, на которых работает сервер Citrix. шрифты в X-приложениях плохо читаются и плохо масштабируются. Кто-нибудь знает, как включить сглаживание или сглаживание шрифтов? /David (0 ответов)

    Обсуждение начато: Esaia

    6. Linux

    Привет всем, Моя проблема в том, что я создал текстовый файл в Unix, который я хочу распечатать в окне neoware (Neolinux). Проблема в том, что длина строки составляет 2 больших, поэтому, когда я печатаю ее, текст обтекается. В окнах у нас есть возможность уменьшить шрифт и печать. Есть ли такая опция… (3 ответа)

    Обсуждение началось автор: foal_11

    7. HP-UX

    Дорогие все! У нас есть следующий код для отправки писем из unix пользователям. Мы хотим видеть несколько предложений письма жирным шрифтом или выделять несколько строк разными цветами. Не могли бы вы сообщить мне, как мы можем сделать это в функции build_body. … (3 ответа)

    Обсуждение начато: yogichavan

    8. Программирование оболочки и создание сценариев

    Не могли бы вы сказать мне, как изменить цвет шрифта в Unix? Каков синтаксис? (3 ответа)

    Обсуждение начато: sars

    9.

    Автор записи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *