300 Burtu veidi 197

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

8 1) Египетские иероглифы. XV век до н. э. 2) Египетское демотическое письмо.

VII в. до я. э. 3) Греческий капитальный шрифт. V в. до н. э. 4) Римский капи¬
тальный шрифт. V в. до н. э. 5) Римский курсив. IV в. 6) Рустика. V в.

7) Унциал. IV в. 8) Полуунциал. VI в. 9) Каролингский минускул. VIII в.

10) Текстура. XV в. 11) Кругло-готическое письмо. XV в. 12) Фрактура. XVI в.
13) Бастарда. XV в.

9 14) Первый печатный шрифт антиква. XV в. 15) Первый печатный шрифт

курсив антиква. XVI в. 16) Классическая антиква и курсив. XVIII в. 17) Глаго¬
лица. XI в. 18) Кириллица-устав. XI в. 19) Полуустав. XVI в. 20) Скоропись.
XVII в. 21) Вязь. XVII в. 22) Гражданский шрифт. XVIII в. 23) Пример развития
капитальных минускулов под влияние курсива

12 1) Пример оптической площади букв

2) Правильно!

По глазомеру нормально размещенные буквы. Промежутки между буквами
кажутся оптически одинаковыми

3) Неправильно!

Буквы размещены механически

Общая картина письма неравномерна. N( V,
следует рисовать (или писать) несколько выше или ниже двухлинейного раз¬
мещения письма. При помощи этого мы избегаем впечатления, когда кажется,
что некоторые буквы размещены ниже других. На верхней строке рисунка
геометрические фигуры и буквы размещены неправильно, на нижней строке —
правильно

5) При рисовании или писании букв рекомендуется средние части букв не разме¬
щать на реальной, математической центральной линии, так как в таком случае
вследствие оптического обмана верхние части букв кажутся больше нижних.

396

Если средние части букв расположить на оптической центральной линии, то

вся картина шрифта будет выглядеть более размашистой. Поэтому рекомен¬
дуется предпочитать примеры, приведенные на нижней строке

6) Три основных момента во взаимоотношении толщины штрихов букв: контраст
штрихов большой, контраст штрихов маленький, контраста нет (все штрихи
одинаковой толщины)

13 7) Круглая, овальная и узкая буквы О и соответствующие им широкая, полу-

узкая и узкая буквы Н. На основе этих, так называемых «ключевых букв»,
можно составить пропорции всех других букв алфавита

8) Три основных приема при письме ширококонечным пером. Для большей

наглядности приводится ширококонечное перо, имеющее прямой срез. 1. Все
вертикальные линии — толстые, горизонтальные — тонкие. 2. Все вертикальные
линии тонкие, горизонтальные — толстые. 3. Ручку держат под наклоном

примерно в 45 . Вертикальные линии — толстые; толщина горизонтальных

около половины толщины вертикальных. Такой прием письма употребляется
наиболее часто. ГІри выполнении одного письма не следует смешивать несколько
приемов

9) Для лучшего контроля толщины штриха, проведенного ширококонечным пером,
иногда рекомендуется писать двумя, соединенными между собой карандашами.
Так мы яснее всего видим изменения толщины штриха

10) Слова слева написаны правильно, справа — неправильно. Стоящие в верхнем
ряду буквы a, g в местах пересечения штрихов утолщались, появились темные
пятна, из-за которых вся картина письма стала неравномерной. На нижней
строке штрихи соединены ступенчато, поэтому картина письма кажется неспо¬
койной, вследствие образовавшейся «ступенчатости»

11) Пример образования наклонного нажима округлых форм и покатого начала
верхних концов букв старинной антиквы. Слева — буквы, написанные широко-
конечным пером с наклонным срезом, справа — буквы старинной антиквы

19 Римские капиталии. Шрифт срисован с доски колонны Траяна (Trajanus).

Колонна поставлена в Риме около 114 года

20,21 Конструкция антиквы, данная французским художником Пьером Ле Бэ
(Pierre Le Bé), XVI век

22 Конструкция версалей антиквы

23 Конструкция версалей русской антиквы

24 Печатный шрифт Шнейдлер-Медиеваль (Sclmeidler-Mediaeval). Оформил немецкий
художник Ф. X. Эрнст Ш н е й д л е р (F- Н. Ernst Schneidler)

25 Печатный шрифт Форум (Forum). Оформил американский художник Фреде¬
рик В. Гуди (Frederic W. Goudy)

26 Антиквы итальянского мастера XVI века Джованни Франческо К р е ш и
(Giovanni Francesco Cresci)

27 Русский шрифт оформлен на основе антиквы итальянского мастера XVI века

Джованни Франческо К р е ш и (Giovanni Francesco Cresci)

28 Печатный шрифт Кеслон (Caslon). Оригинал оформил в первой половине
XVIII века английский художник Вильям Кеслон (William Caslon)

29 Печатный шрифт Кеслонс Италик (Caslon’s Italie). Оригинал оформил в первой
половине XVIII века английский художник Вильям Кеслон (William Caslon)

30 Печатный шрифт Фигураль (Figurai). Оформил чехословацкий художник
Ольдржих Менгарт (Oldrich Menhart)

31 Антиква, нарисованная по мотивам печатного шрифта Гарамонт (Garamont)

397

Римский капитальный шрифт: veverka — LiveJournal

Римский капитальный шрифт: veverka — LiveJournal ?
Categories:
  • Архитектура
  • Общество
  • История
  • getCancelledCats().length > 0″ ng-click=»catSuggester.reacceptAll()»>
    Cancel
  • Location: Russian Federation, Санкт-Петербург
  • Mood: sleepy
Продолжаю свои заметки на полях шляпы. Делаю я это, скорее, для себя, чем для кого-то другого. Никакой секретной информации они не содержат, всё можно найти в Википедии или тематических изданиях, но на курсах мне очень не хватает фактов и их четкой подачи. По умолчанию, видимо, считается, что всё это начинающие каллиграфы должны знать и так, но поскольку я ничего этого никогда не учила, информация из книг у меня очень плохо усваивается — приходится вот так вот «проговаривать» всё ещё раз, раскладывая по полочкам. Это также своеобразные отчеты о проделанной работе — раз появился подобный пост, значит, изучать этот шрифт я закончила. Конечно, практиковать любой шрифт можно бесконечно, но коль уж я добралась от отчета — значит, определенных успехов я достигла 🙂

Сегодняшний наш разговор пойдет о главном столпе каллиграфии — римском капитальном шрифте.

Римское классическое письмо окончательно сформировалось в I в. в период расцвета Римской империи. Оно было неразрывно связано с архитектурой, как составная ее часть, в единстве стиля и ритма. Это определило законы его построения, пропорции, рисунок букв, их строгое расположение между двумя линиями шрифта, которым вторили горизонтальные засечки.

И.Т. Богдеско, «Каллиграфия».

Самое главное, что нужно знать о капитальном шрифте — он очень просчитанный и геометрически выверенный. Разумеется, каждый каллиграф вертит любым шрифтом, как хочет, но если в остальных шрифтах есть что-то свое, что надо улавливать, то с римским капитальным всё просто — там всё давно посчитано, не надо заморачиваться. Конечно, как всё это рассчитывали римляне, нам никогда не узнать, но в эпоху Возрождения (той самой римской античности) фанатики сильно заморочились на предмет геометрии во всём и всё посчитали за нас. При желании в любой букве римского капитального можно вычислить всё — вплоть до угла и длины каждой засечки.

Пропорции шрифта 1:10 и соответствуют тосканскому ордеру в архитектуре. Вдаваться в подробности не будем: тосканский — это упрощенный вариант дорического, а про последний все всё знают 🙂

Римский капитальный — это, разумеется, не шрифт древнеримских надписей на надгробиях и прочей фигне. И даже не шрифт эпохи Возрождения. Уже в наше время он был проанализирован неким Эдвардом Катичем, католическим священником и каллиграфом, который примерно рассчитал все повороты пера при рисовании букв. Тут надо заметить, что перо приходится крутить так и сяк, вырисовывая все изгибы, именно поэтому в большинстве пособий о римском капитальном речь заходит только в самом конце как о довольно трудном в исполнении шрифте. Для простоты освоения сначала буквы мы выписываем кистью, а уже потом — пером (выше — композиция, выполненная кистью, ниже — копия с работы Ж. Ларше, выполненная пером).

Однако поскольку все остальные шрифты вышли, собственно, из римского капитального (или шрифта Колонны Траяна — короче, траянцы не зря разгромили даков, хехе), то довольно логично сначала научиться ему, а потом уже осваивать все остальные шрифты.

Собственно, так оно и получается, потому как всё, что было после — упрощенная версия римского капитального и вариации на тему. Ну, за исключением кириллических шрифтов, пожалуй. Но о них — как-нибудь в другой раз.
В следующей серии нашей эпопеи я расскажу о шрифте «Гуманист» и базовом шрифте Джонстона, чтобы для самой себя уяснить разницу между ними %) Спасибо, что были с нами!

Tags: каллиграфия

Subscribe

  • Не потреблять никакой информации

    Решила тут устроить себе неделю безынтернетья. Я периодически такие устраиваю — последняя была летом в рамках Пути Художника. В этот раз пришлось…

  • Период ученичества

    Я что-то немного вымоталась… Поскольку я люблю и могу позволить себе всё делать не торопясь, то как только в мою теперешнюю жизнь вмешиваются…

  • (без темы)

    Чистя теги, перечитала немного своей жежешечки и поняла две вещи: 1. Всю свою сознательную жизнь я хотела жить в Питере. Поэтому я решила, что теперь…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

  • 7 comments
    • 7 comments

    Шрифт Times New Roman Cyrillic Regular

    Цвет текста Фоновый цвет

    • 64 точки
    • 36pt
    • 20 баллов