«Русские» шрифты — Клюквенные закрома Родины! — LiveJournal

?

December 17th, 2008


dzhu
03:20 pm — «Русские» шрифты

На сайте в специальном разделе представлены якобы «русские», хотя, на самом деле, это клюквенные шрифты. Это сразу становится понятно по характерному начертанию букв по ссылке.

К сожалению, несмотря на заявленную «русскость» в шрифтах нет символов для кириллицы… T_T


From:veniamin0
Date:December 17th, 2008 12:34 pm (UTC)

Викторина: «Угадай букву!»

(Link)

Круто! Не проще ли было найти в рунете шрифты? Или хотя бы спросить эмигранта, как они выглядят?
Я лично смог прочесть только слово «Гагарин», ещё оно попыталось написать слова: «Кремль», «Яишница» (?) (здесь у меня некоторые сомнения), ну и конечно же — «Совьет» (куда ж без него-то?).
Кто-нибудь смог прочесть ещё что-нибудь?

(Reply) (Thread)

From:chikos
Date:December 17th, 2008 12:45 pm (UTC)

Re: Викторина: «Угадай букву!»

(Link)

не яичница, а «рушин» (наверное)

(Reply) (Parent) (Thread)

From:dzhu
Date:December 17th, 2008 12:58 pm (UTC)

Re: Викторина: «Угадай букву!»

(Link)
Если подвести мышку к картинке «Download win font», то можно увидеть оригинальные английские названия шрифтов, в виде ссылки с названием файла. Вот список названий шрифтов сверху вниз:

10 cent soviet
Cyberia
Eurocentric
Gagarin
Kremlin
Raskalnikov
Rushin
Soviet
Tschiroki

(Reply) (Parent) (Thread)

From:m_i_n_a_r_d_i_l
Date:December 17th, 2008 08:42 pm (UTC)

Re: Викторина: «Угадай букву!»

(Link)

>Raskalnikov
думал, что Калашников

(Reply) (Parent) (Thread)

From:chikos
Date:December 17th, 2008 12:43 pm (UTC)
(Link)

не все осилил. и почему раскАльников?

(Reply) (Thread)

From:kincajou
Date:December 17th, 2008 12:52 pm (UTC)
(Link)

как гипотеза

(Reply) (Parent) (Thread)

From:chikos
Date:December 17th, 2008 12:58 pm (UTC)
(Link)

хмм. и самом деле, что это мы всё о чернухе, да о чернухе. давно было переосмыслить это произведение.

по позитивней его что ли сделать.

(Reply) (Parent) (Thread)

From:kincajou
Date:December 17th, 2008 07:30 pm (UTC)
(Link)

осовременить можно
мол, раскольников не убил старуху, а вышел за неё замуж, как киркоров.

(Reply) (Parent) (Thread)

From:isolder
Date:December 17th, 2008 01:09 pm (UTC)
(Link)

Так вот какими шрифтами выполняются все эти надписи в стилде klukva!

(Reply) (Thread)

From:dzhu
Date:December 17th, 2008 01:50 pm (UTC)
(Link)

Угу, похоже, оно самое. ..

(Reply) (Parent) (Thread)


> Go to Top
LiveJournal.com

А. Г. Шицгал.Русский типографский шрифт

ЧА С Т Ь

ТР Е Т Ь Я

РУССКИЕ

ШРИФТЫ И ПРАКТИКА

ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В XIX —НАЧАЛЕ XX ВЕКА

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

РУССКИЕ Ш Р И Ф Т Ы

 

ПЕРВОЙ П О Л О В И Н Ы

 

XIX ВЕКА

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

ШРИФТЫ

 

МОСКОВСКИХ

 

ТИПОГРАФИЙ

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

ШРИФТЫ

 

ПЕТЕРБУРГСКИХ

 

ТИПОГРАФИЙ

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

РУССКИЕ ШРИФТЫ

 

ВТОРОЙ П О Л О В И Н Ы

 

XIX = НАЧАЛА XX ВЕКА

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

ШРИФТЫ

 

ШЕСТИДЕСЯТЫХ =

 

СЕМИДЕСЯТЫХ

 

ГОДОВ

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

ШРИФТЫ

 

КОНЦА XIX=

 

НАЧАЛА

 

XX ВЕКА

6 А.

Г. Шицгал

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

РУССКИЕ ШРИФТЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

ГЛАВА С Е Д Ь М А Я

ШРИФТЫ

московских

ТИПОГРАФИЙ

Изучение русского типографского шрифта в XIX веке сопряжено с особыми трудностями в связи со значительным ростом типографий и словолитен. Между тем специальные труды, освещающие историю развития в XIX веке русских типографий, а тем более словолитен, отсутствуют. Из работ, рассматривающих частные вопросы, можно назвать монографию Б. П. Орлова [134], посвященную развитию полиграфической промышленности Москвы, а также книгу о типографии Глазунова, изданную в 1903 году библиографом Н. Лисовским в связи со столетием этой типографии [122]. Следует упомянуть вышедшую в 1929 году монографию, посвященную двухсотлетию типографии Академии наук [314]. Интересные сведения о русских типографиях XIX века приведены в труде А. А. Сидорова [249], а также в юбилейном издании, посвященном четырехсотлетию русского книгопечатания [291].

Первая половина XIX века знаменуется в истории русской культуры небывалым расцветом художественной литературы, искусства; существенные изменения происходят в развитии русского литературного языка. Эти явления ярко отразились как в искусстве оформления книги, так и в графике русского типографского шрифта.

На изменения в рисунке шрифта оказывает прежде всего влияние стиль русского классицизма, который господствует в начале XIX века не только в архитектуре, скульптуре, живописи, но чьи сдержанные и благородные формы проникают и в искусство оформления книги. Развитие русского литературного языка способствует постепенном}’ освобождению шрифта от некоторых архаизмов, характерных для XVIII века1 .

Если за весь XVIII век в России было издано около 11000 названий книг, то в течение только первых пяти лет XIX века в России было напечатано около 1300 книг на русском языке и около 650 книг на иностранных языках. Среди русских книг первое место занимает художественная литература [130, с. 34].

Рост выпуска печатной продукции в первой четверти XIX века, естественно, обусло-

вил развитие типографского

дела. Хотя указ

о вольных типографиях, изданный

Екатери-

ной II в 1783 году, и способствовал возникно-

вению частных типографий,

однако

в конце

XVIII века большее число книг печаталось в правительственных.

1 От особенностей полууставных начертаний, характерных, например, для букв «з», «ц», «щ», и высоких форм букв «ъ», «ять», которые в течение первой четверти XIX века были неустойчивыми — высокими или обычными.

Указ 1783 года был в 1796 году отменен Павлом, но уже в 1802 году Александр I вновь разрешил учреждать вольные типографии.

Впервой четверти XIX века количество типографий в России увеличивается: в Петербурге их было более 40 (из них более 10 частных), в Москве — около 30 (из них около 20 частных) ‘.

В1810 году в ведении Министерства народного просвещения в Москве было 4 казенных типографии и 7 частных, в том числе ти-

пографии Бекетова (открыта в 1802 году), Се= ливановского (открыта в 1793 году) 2, Дубро-

вина и Мерзлякова (основана в 1804 году). В Петербурге значится одна казенная типография (Академии наук) и 10 частных, в том числе Плавильщикова (основана в 1791 году), Глазунова (открыта в 1803 году), Плюшара (открыта в 1806 году) и другие [122, с. ПО — 114].

По данным Кеппена [329], можно судить о соотношении деятельности казенных и частных типографий в первой четверти XIX века. Так, в Петербурге в 1825 году было выпущено

230 книг, из

которых 161

книга была издана

в казенных

типографиях

и 69 — в частных;

в Москве было издано 162 книги, из них 86 в казенных типографиях и 76 — в частных.

Как мы видим, в этот период все большую роль начинают играть частные типографии, при этом в Москве их деятельность развивается шире, чем в Петербурге. Из московских частных типографий выделяются типографии: Селивановского, выпустившая в 1825 году 32 книги, и Семёна, выпустившая 23 книги. Из петербургских: типография Греча, кото-

рая выпустила в том же году 15

книг, Шнора

количестве

книг — нет сведений), Плавиль-

щикова — 16,

Плюшара — 9

и

Глазунова —

6

книг.

 

 

 

 

Следует подчеркнуть, что

почти все мо-

сковские типографии, как, например, Бекетова, Селивановского, Всеволожского, Семёна, Дубровина и Мерзлякова, имели свои словолитни, тогда как в Петербурге словолитни были только у Плюшара и Шнора, а типографии Плавильщикова, Греча, Глазунова, видимо, приобретали шрифты из других словолитен.

Количество типографских шрифтов различного рисунка, выпущенных в начале XIX века, говорит о значительном размахе деятельности московских словолитен по созданию новых шрифтов.

1 Сведения эти приблизительные, составлены на основе каталога книг, хранящихся в Государственной публичной библиотеке УССР [335].

2 У Лисовского неправильно указан 1800 год. Об этом см. ниже, с. 90.

С начала века ведущая роль сохраняется

вМоскве за университетской типографией, а

вПетербурге — отчасти за типографией Академии наук. Однако в Москве уже в это вре-

мя частные предприятия начинают серьезно конкурировать с казенными типографиями и постепенно берут инициативу в свои руки.

Из издателей начала XIX века следует особо упомянуть П. П. Бекетова и Н. С. Всеволожского в Москве. В основанной в 1802 году Бекетовым типографии имелась словолитня. Из петербургских деятелей книги выделялся граф Н. П. Румянцев, хотя он был скорее меценатом, инициатором изданий, чем фактическим книгоиздателем.

Наряду с отмеченными были широко известны как издатели и типографы С. И. Сели= вановский и А. И. Семён. Последний начал работать в типографии Всеволожского, а впоследствии арендовал типографию Медико=хирургической академии. В отличие от петербургских издателей, таких, как Глазунов или Плавильщиков, не имевших в своих типографиях словолитен, московские предприниматели Селивановский и Семён были прежде всего типографами и имели собственные хорошо оборудованные словолитни.

В XIX веке типографии регулярно выпускали образцы своих шрифтов. Это помогает выявить различные рисунки шрифтов XIX века и более или менее точно определить принадлежность рисунка шрифта той или другой типографии.

Из образцов шрифтов, выпущенных московскими частными словолитнями, следует выделить образцы типографии Бекетова, выпущенные в 1805 году, и типографии Селивановского и Семёна — в 1826 году. Образцы шрифтов типографии Всеволожского 1810 года, в которых представлены рукописные алфавиты русского и латинского начертаний, мы рассматриваем ниже, так как, судя по изданиям, эти шрифты типография получала главным образом из парижских словолитен. Мы опускаем также образцы шрифтов других московских типографий, поскольку в них отсутствуют оригинальные варианты [17, 18, 30]. Рассмотрение рисунков шрифтов провинциальных типографий мы также исключаем. Хотя они и имели свои словолитни (как, например, губернские типографии в Воронеже, Казани и других городах), но, судя по образцам, заимствовали рисунки шрифтов из столичных типографий.

Прежде чем приступить к графическому анализу русских шрифтов начала XIX века, необходимо вкратце остановиться на тех новшествах, которые были введены в это время в графике типографских шрифтов на Западе.

Рис. 64. Русский алфавит из книги образцов шрифтов

Рис. 65. Русский текст из книги образцов шрифтов

Д. Бодони «Manuale tipografico». Vol. II. Parma, 1818

Д. Бодони «Manuale tipografico». Vol. II. Parma, 1818.

Как уже было отмечено, новые рисункг шрифтов, начиная с эпохи французской буржуазной революции, развиваются под воздействием образцов самой крупной парижской типографско=издательской фирмы Дидо. Эти шрифты доводит в Италии до совершенства замечательный художник — придворный печатник, работавший у герцога Пармского, Джамбаттиста Бодони.

Шрифты Дидо распространились во всех странах Европы. В начале века стремление к новой «моде» было так велико, что почти всюду старый стиль антиквы стали заменять новым стилем.

Как уже отмечалось в четвертой главе, в России шрифты нового стиля, созданные на основе гравированных образцов, появились в типографии Академии наук еще в середине XVIII века. Однако период распространения шрифтов нового типа был у нас недолгим; он падает главным образом на двадцатилетне царствования Елизаветы. При Екатерине II русский шрифт по своему графическому типу был неустойчивым.

В первые два десятилетия XIX века в образцах русских шрифтов и в книгах, особенно московского издания, чаще всего мы видим переходный вид шрифта — от старого стиля к новому. В литературе, правда, указывалось на применение шрифтов нового стиля в конце XVIII = начале XIX века [150, с. 368].

Между тем шрифт типа Дидо не был характерен для московских типографий начала XIX века. Так, в 1805 году в типографии П. П. Бекетова в Москве была издана «Элегия к тени графини П. И. Шереметьевой» — перевод с французского издания, выпущенного в Париже у Фирмена Дидо в 1804 году. Шрифты русского издания резко отличаются от парижского и отражают типичные московские образцы типографии Бекетова.

Крупные словолитни мира часто наравне с латинскими, греческими, готическими литерами нарезали и русские. Это наблюдается еще, как уже указывалось, в XVIII веке. Однако больше всех в этом отношении сделал итальянский мастер Бодони. Уже в 1782 году Бодони издал образцы русских шрифтов, хотя

84

они и были еще старостильными. В типографском руководстве Бодони 1788 года есть раздел, посвященный русским шрифтам. Самые интересные образцы русских шрифтов нового стиля Бодони собраны во втором томе его посмертного издания [24]1 .

В этих образцах представлено 46 листов прямых и 35 листов курсивных шрифтов. Отдельные рисунки этих шрифтов иногда кажутся сходными, но на самом деле в деталях, в особенности в начертаниях некоторых букв, они различаются. По образцам (рис. 64, 65) видно, что Бодони при построении рисунка специфических русских букв привлекал русские источники. В образцах обнаруживаются отдельные элементы петровского гражданского шрифта и характерные особенности шрифтов типографии Академии наук 1748 года. Отличительная черта рисунков шрифтов Бодони — более четкое решение контраста в штрихах.

Русские шрифты Бодони нарезал, по всей вероятности, не имея специального заказа из России, с намерением собрать в типографии все шрифты мира. Мы не смогли обнаружить эти шрифты ни в книгах, ни в образцах первой половины XIX века, несмотря на то, что они имеют очень интересный рисунок.

Русские шрифты нарезались, как уже было отмечено, в Париже у Дидо еще в конце XVIII века (см. рис. 60 — 62) 2. Но если Бодони, по=видимому, занимался этим делом из любви к искусств}’, то фирма Дидо, распространявшая свою продукцию во всех странах Европы, нарезала русские шрифты по заказам из России [21, 31]3 .

Усовершенствование графики русского шрифта в начале XIX века шло по двум путям: создание новых рисунков шрифтов в отечественных словолитнях (главным образом при московских частных типографиях) и улучшение графики существующих шрифтов на основе использования опыта известной словолитни парижской фирмы Дидо.

Рассмотренные в предыдущей главе рисунки шрифтов типа Дидо применялись в наборе

1 По свидетельству А. И.

Тургенева

(см.

его

«Хронику русского „Дневника»»

(1825—1826),

«Нау-

ка», 1964, с. 47), еще в конце XVIII века (видимо, в

восьмидесятых годах) наследник

русского

престола

Павел посетил в Парме типографию Бодони, который специально напечатал для Павла оттиски с текста «Отче наш», набранного кирилловским шрифтом на разных славянских наречиях.

2 См. также «Образцовые шрифты, украшения и виньеты военной типографии», Спб., 1821, где есть указание, что некоторые матрицы русских шрифтов (цицеро и корпуса) выписаны «из Парижа от Дидо= та».

3

В отличие

от

образцов Бодони, в образцах у

Дидо

представлено

ограниченное количество кеглей:

всего четыре — 9,

10,

11, 12.

Рис. 66. Титульный лист книги «Плутарховы сравнительныя жизнеописания славных мужей». Спб., тип. И. Шпора, 1820

изданий Шнора в течение первой четверти XIX века1 (рис. 66). Они широко использовались и в некоторых государственных типографиях (например, в петербургской типографии Сената2 и частично в Московской синодальной).

Наряд}’ с первым вариантом рисунка русского шрифта, видимо Пьера Дидо, изготовленного в конце XVIII века для типографий Корпуса чужестранных единоверцов и Шнора, в начале XIX века появляется второй вариант, выполненный Фирменом Дидо. Шрифтами этого варианта набран адрес, преподне=

1 См.: Фергюсон А. «Наставления нравственной философии». Спб., тип. Шнора, 1804; «Плутарховы сравнительныя жизнеописания славных мужей». Спб., тип. Шнора, 1820.

2 См.: «Новый памятник законов империи Российской» (в 10 частях). Спб., тип. Сената, 1825—1835.

85

Рис 67. Страница книги «Epreuve d’un caractere russe par F. Didot». Paris, 1814

Рис. 68. Титульный лист книги и. Ф. Богдановича

«Душенька». М., тип. Н. С. Всеволожского, 1815

сенный в 1814 году Фирменом Дидо императору Александру I [21]. В указанном адресе между прочим говорится о «превосходнейших русских литерах», которые Фирмен Дидо дает обязательство выполнить для России (рис. 67).

Шрифты Фирмена Дидо были, видимо, приобретены типографией Академии наук, в изданиях которой они встречаются. Так, этим шрифтом набрано предисловие «Илиады» Гомера, отпечатанной в типографии Российской академии в 1829 году.

Рисунок русского шрифта Фирмена Дидо отличается от ранее изготовленного варианта (видимо, Пьера Дидо) большей контрастностью рисунка, специфическим начертанием отдельных букв (например, «н», «п», «ч»), у которых верхние засечки сделаны, как в латинском «и», с левой стороны, а также особым закруглением нижних частей букв «ы» и «ь» (по образцу латинского «b»).

Рис. 69. Русский шрифт из книги образцов Фирмена Дидо «Fonderie de Firmin Didot». Paris, 1828

Шрифтами типа Фирмена Дидо набраны издания московской типографии Н. С. Всеволожского, который, по всей видимости, приобрел шрифты в Париже (рис. 68). Наиболее типичные из них «Собрание собственноручных писем государя императора Петра Великого к Апраксиным», 1811; «Собрание государственных грамот и договоров», 1813.

Шрифты изданий Всеволожского сходны по рисунку со шрифтами Фирмена Дидо, за исключением букв «н», «и», «ч», у которых верхние засечки построены как в рассмотренном выше первом варианте шрифтов Дидо. Наличие разных начертаний букв в шрифтах Дидо прослеживается в образцах Фирмена Дидо 1828 года [31] (рис. 69). Все это позволяет утверждать, что в шрифтах Дидо существовали для отдельных букв разные начертания.

Касаясь шрифтов, применяемых в наборе изданий Всеволожского, следует остановиться на «Образцах», выпущенных его типографией в Москве в 1810 году на французском языке [20]. В этих образцах представлены каллиграфические шрифты латинского начертания трех рисунков (batarde, ronde, coulee). Русское начертание дано только одними прописными буквами и одним рисунком (batarde). Указанные образцы также сходны со шрифтами Дидо.

Увлечение каллиграфией отражало в некоторой мере романтическое направление в искусстве, которое было характерно для французской книги того времени.

В русских типографиях в первой половине XIX века замечаются поиски различных форм шрифта: мы находим здесь шрифты типа антиквы старого стиля, переходные варианты от старого стиля к новому и становление (с двадцатых годов) шрифтов нового стиля.

87

Рис. 70. Титульный лист книги С. Глинки «История ума человеческого». М., тип. П. П. Бекетова, 1804

Наибольшее разнообразие шрифтовых форм встречается в московских частных типографиях, особенно в типографиях Бекетова, Селивановского и Семёна.

Платон Петрович Бекетов (1761 — 1836) занимает в развитии русского книгопечатания начала XIX века особое место [253]. Будучи весьма состоятельным и образованным человеком, Бекетов до указа Александра I о разрешении частным лицам открывать вольные типографии в 1798 году переезжает в Москву и в 1801 году организует собственную типографию. При типографии имелись словолитня и книжная лавка. Предприятие Бекетова, к сожалению, просуществовало только 10 лет — в 1812 год}’ во время пожара Москвы типография сгорела. Бекетов был главным образом издателем из любви к наукам и искусствам. Он издал всего около ста книг, в числе которых сочинения Хераскова, Гнедича, Карамзина, Дмитриева, Жуковского, Глинки. Он забо=

тился главным образом об изящном оформлении своих изданий. Его книги по внешнему оформлению выгодно отличались от изданий типографии Московского университета.

Образцы шрифтов, выпущенные Платоном Бекетовым в 1805 году,— интересный документ, свидетельствующий о развитии графики рисунков русских шрифтов в начале XIX века [16].

Анализ образцов показал, что большая часть их не изготовлена в словолитне Бекетова, а представляет собой подбор наиболее типичных рисунков шрифтов, применявшихся в русских типографиях в самом начале XIX века (Академии наук, Московского университета, С. Селивановского).

Из титульных шрифтов только большой канон заимствован из типографии Московского университета. Другие титульные шрифты, в том числе доппель миттель 1, доппель цицеро, парагон с курсивом заимствованы из типографии Академии наук.

Текстовые шрифты из образцов 1805 года, под названием «петербургские», сходны по рисунку со шрифтами типографии Академии наук (по образцам 1788 года). Другие текстовые шрифты, имеющие название «московские», за исключением мелких размеров — корпуса и буржуа (в том числе терция, миттель, цицеро), сходные по рисунку с «круглыми» образцами типографии Московского университета, заимствованы из словолитни С. Селивановского.

Отмеченные детали убеждают нас в существовании в графике шрифтов двух направлений (петербургского и московского), установившихся в русских типографиях в конце XVIII = начале XIX века.

Выделяется в образцах Бекетова курсив, представленный петербургским вариантом. С курсивом типографии Академии наук он мало сходен. Характерная его особенность в том, что он отходит от рукописного письма

иприближается к типографскому шрифту.

Вначале XIX века типография Бекетова, безусловно, превзошла другие словолитни, в частности типографии Московского университета, улучшенным подбором материалов. Однако рассмотренные образцы отражают только становление новых форм русских шрифтов. В дальнейшем московские словолитни их улучшают.

Изящное и вместе с тем строгое оформление изданий П. П. Бекетова во многом определялось хорошим подбором шрифтов, имевшихся в его типографии. Титульные листы при этом часто гравировались на металле;

1

Доппель миттель

соответствует по размеру ма-

лому

канону типографии

Академии наук.

88

Рис. 71. Шрифты терция прямая новая и терция прямая старая из образцов тип. Московского университета. М., 1808

виньетка нередко заменялась сюжетным рисунком. Примером такого оформления может служить титульный лист книги Отгона Гуна «Поверхностные замечания по дороге от Москвы в Малороссию», 1806.

Излюбленным шрифтом Бекетова в наборе текста был московский вариант Селиванов= ского. Этот шрифт применялся Бекетовым начиная с 1803 года (рис. 70). Им набраны «История Карла XII» Ф. Вольтера, 1803; «История ума человеческаго» С. Глинки, 1804; «Опровержение злоумышленных толков»

Ж.Ф. Лагарпа, 1810.

Впервой четверти XIX века самая крупная московская типография — университетская — выпускает образцы своих шрифтов довольно регулярно и чаще, чем другие типографии;

известны образцы 1808, 1810, 1815, 1826 годов. В образцах 1808 и 1810 годов шрифты даны в размерах от терции до петита, причем больше всего вариантов представлено в миттеле и терции. Расположены шрифты на каждой странице двумя колонками. В правой колонке даются старые образцы шрифтов, которые мы видим еще в образцах 1796 года, в левой — новые, видоизмененные. В таком же виде представлены в конце книги и шрифты латинского

начертания. Титульные шрифты как в русском, так и в латинском начертании даются

водном варианте — все они старостильные.

Вобразцах университетской типографии 1808 и 1810 годов шрифты в большинстве

своем старостильного типа, в то время как в образцах университета 1815 года обнаруживаются варианты антиквы нового стиля. Это относится также и к украшениям, которые становятся более «цветными». Однако рисунок шрифта университетской типографии 1815 года по качеству столь же низок, как в образцах 1808 и 1810 годов (рис. 71).

Из обзора московских шрифтов

начала

XIX века видно, что шрифты частных

типо-

графий отличались более высоким качеством. Большую работ\’ по созданию новых шрифтов проводила типография Селивановского, а позднее — типография Семёна. В 1826 году лучшие типографии Москвы выпустили одновременно образцы новых шрифтов.

Одним из известных московских типографов начала XIX века был Семен Иоанникие= вич Селивановский (1772—1835). В тексте образцов шрифтов типографии Селивановского, выпущенных без даты (очевидно, в сороковых годах), указано, что типография существова=

89

Рис. 72. Шрифт парагон из книги образцов типографии С. Селивановского. М., 1826

ла с 1793 года. Это подтверждается и другими данными. Из писем Е. А. Болховитинова к Селивановскому явствует, что последний уже в 1793 году занимался тппографско=издатель= ской деятельностью; мало того, он в это время был уже специалистом по словолитному делу [236, с. 69 — 70]. Другие интересные данные мы находим в записках сына Селиванов= ского [193, с. 516—517]. Все сведения о своем отце он дает без даты. Н. С. Селивановский характеризует отца как образованного самоучку, который начал свою деятельность наборщиком в типографии Пономарева. Словолитному делу, по сообщению сына, Селива= новский учился в Петербурге. Некоторое время работал в Новгороде в типографии словолитчиком. Из друзей Селивановского сын отмечает писателя Н. М. Карамзина и известного библиографа В. С. Сопнкова [193, с. 516=517].

Рис. 73а. Шрифт канон малый в двух вариантах из книги образцов типографии С. Селивановского. М., 1826

Некоторые дополнительные сведения о биографии С. И. Селивановского мы приводим из статьи С. С. Кононович1 . Согласно этим сведениям, в 1793 году Селпвановскпй взял в аренду типографию у книгопродавца Завьялова. В этой типографии он с 1793 по 1796 год выпустил около 60 книг. В 1798 году при содействии адмирала Н. С. Мордвинова Селпвановскпй организует типографию в Николаеве. С 1800 года он арендует в Москве Сенатскую типографию (до этого она была в аренде у Окорокова). В 1810 году Селивановский создает собственную типографию, которая находилась на углу Б. Дмитровки и Столеш= ннкова переулка. В начале XIX века Селпвановскпй издал почти все книги румянцевско=

1 Кононович С. С. «Типографщик Селиванов= ский».— «Книга. Исследования и материалы», вып. XXIII, 1972, с. 100=123.

90

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #

    14.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *