Машин В. Новый русский шрифт : Выпуск 1-й : 215 мотивов. — Москва, 1906
Новый русский шрифт : Выпуск 1-й : 215 мотивов / Художник В. Машин. — Москва : Издание собственность автора, 1906. — 77, [1] c. : цв. ил. — (Искусство вперед).
Новый русскій шрифтъ : Выпускъ 1-й : 215 мотивовъ / Художникъ В. Машинъ. — Москва : Изданіе собственность автора, 1906. — 77, [1] c. : цв. ил. — (Искусство впередъ).
«Декоративные (акцидентные) шрифты — сомнительная территория. Каждый охотник желает знать, где проходит та граница, до которой их можно применять без излишеств, так, чтобы не превратить рекламную надпись или книжный заголовок в гадательную плетеницу линий. Акцидентные шрифты могут иметь искажённую форму или содержат большое количество мелких деталей, которые невозможно воспроизвести в малом кегле. Для набора сплошного текста они непригодны — трудночитаемые, они требуют остановки, замедленного восприятия, любования. У художника этой книги получились ребусы, которые можно разгадывать часами (не забываем, что орфография дореволюционная, с „и“ десятеричным, ятями и ерами).
О художнике Владимире Ильиче Машине нам известно очень немногое. Тульский мещанин, родился в 1880 году, в 1896—1904 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Помимо книги „Новые русские шрифты“ (1906), удалось обнаружить только открытки, выпущенные Смоленско-Вяземским землячеством при Московском университете не позднее 1909 года и созданные предположительно по мотивам произведений Станислава Пшибышевского. Дальнейшая судьба В. И. Машина неизвестна, как и год его смерти. (Степченков Л.Л. Открытые письма Смоленских землячеств // Филокартия. 2008. № 4 (10). С. 18–20; Шестимиров А. А. Загадочные рисунки художника В. Машина // Там же. 2009. № 2 (12). С. 14–15).
На первых страницах книги „Новые русские шрифты“ текст читается сравнительно легко, а дальше задача усложнится.
Первый выпуск остался единственным, сведений о продолжении нет. Издание напечатано за счёт автора, тираж неизвестен, но очень небольшой. Надпись „Искусство вперёд“ библиографы в РГБ определили как серию, но если это и вправду серия, а не девиз, то следующих её книг не существует».
leninka-ru.livejournal.com
Все иллюстрации издания
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 213 МБ).
Журнал «Шрифт» • Беседа с главным редактором журнала «Новый мир» Андреем Василевским
18 июля 2016
Рустам Габбасов
Андрей Василевский
Ксения Плотникова,
Дима Барбанель
Беседа с главным редактором
журнала «Новый мир» Андреем Василевским
Разговор о дизайне журнала нужно начать с того, что дизайна в современном понимании у него нет. Более того, любое переосмысление облика издания рискует разрушить привычный образ легендарного литературного толстяка. Его макет предельно прост и незаметен. В журнале нет иллюстраций. Полоса набора, пожалуй, немногим отличается от «рукописей», присылаемых в редакцию: нечто усреднённое, шрифт
Андрей Василевский работает в журнале с 1977 года. Во всех справках мелькает формула: «курьером, завхозом, заведующим библиотекой, с 1990 года — ответственный секретарь, с марта 1998 года — главный редактор». Автор пяти книг стихов («Всё равно», 2009; «Ещё стихи», 2010; «Плохая физика», 2011; «Трофейное оружие», 2013; «Это хорошо», 2015). Автор множества критических статей и рецензий, ведущий обзоров периодики в «Новом мире» с 1995 года. Ведёт семинар литературного мастерства в Литературном институте им. Горького в Москве.
В одном из интервью вы сказали: «Я принципиально общаюсь с самыми разными литературными людьми, в том числе и с такими, которые сами друг другу руки не подадут. Если есть напряжение между традиционалистами и модернистами, то это не моя война». Это позиция главного редактора «Нового мира» или человека, читателя?
Это и то и другое. И «разломы» проходят не только между условными традиционалистами и модернистами, а по самым разным линиям, в том числе и в сфере личных отношений. В «Новом мире» иногда одновременно печатаются люди, которые могут мирно встретиться только на страницах нашего журнала.
При таком стилевом разнообразии у журнала есть какая-то позиция?
Я бы сказал, что журнал обладает культурными функциями. Идеологические, политические позиции имеются у «Нашего современника» или «Москвы», а у таких журналов, как «Новый мир», «Октябрь», «Знамя» или «Дружба народов», — именно культурные функции, во многом совпадающие. Во-первых, это сохранение жанрового разнообразия литературы. Если мы говорим о бумаге, а не сети, то конкуренция с издательствами у нас лишь в одном сегменте — это роман, поскольку сегодня реальной коммерческой ценностью обладает только этот жанр. Куда пойдёт не романист, а человек, написавший небольшую повесть? В журнал. То же относится и к авторам рассказов, и, само собой, к поэтам. Авторы больших аналитических рецензий негазетного типа тоже пойдут в журнал. Таким образом, толстые журналы — это ковчег малых жанров.
Культурная функция — это ответственность, а может быть, и настоящее бремя. Вы не ощущаете, что «матрица» главного литературного журнала, заложенная ещё в годы основания «Нового мира» в 20-е, взяла над вами верх? Не было желания в 1990-е годы, в пору всевозможных соблазнов, резко сменить курс? Стать светским литературным журналом, впустить в журнал графику, фото, типографическое разнообразие?
А что такое «светский журнал», по-вашему?
«Нью-Йоркер», условно говоря.
Пришлось бы закрыть этот журнал и под тем же названием начать совершенно другой, понимаете? Но сначала — закрыть этот. Чего мы все как раз пытаемся избежать. Нам важно сохранить формат.
Тогда мой вопрос о смене оформления журнала, в общем-то, не имеет смысла.
Нет, почему? Другие журналы, «Иностранная литература» например, меняли свой графический облик, причём это касалось и шапки, и макета, и шрифтов. «Нева» сменила полиграфический формат. На обложку «Октября» проникла иллюстрация. «Знамя», «Дружба народов» чуть-чуть меняли цветовую гамму. Они делали это крайне осторожно, в деталях. Мы единственный журнал, который практически не изменил ничего. Если что-то и менялось — это были вынужденные меры. Наша знаковая ныне синяя обложка печаталась в советское время на крашенной в массе бумаге, с двух сторон, это были зримая фактура и цвет. А потом такую бумагу прекратили выпускать. И мы вынуждены были перейти на искусственную запечатку. Конечно, это ухудшило внешний вид, обложка производит другое впечатление.
Что же до «новомирского» шрифта, то мы его сохранили — это касается названия рубрик, содержания и прочего. Но понимаете, в чём дело, наш журнал в какой-то степени имитирует традиционализм. И частью этой имитации является его оформление. Притом что на самом деле внутри-то, содержательно, он меняется. Не революционным образом, медленно, но неуклонно. Неизменный аскетичный дизайн «Нового мира» подчёркивает преемственность, консерватизм. Отчасти это честная бедность. Будь у нас возможность, я с удовольствием взял бы для обложки бумагу другого сорта и качества, более приятную на ощупь, более солидную… Но что касается всего графического образа — я думаю, его ни в коем случае не стоит менять.
«Новый мир» был основан в 1925 году. Карнавальное, сложное время — и в литературном процессе, где одновременно работает множество организаций и разностильных групп писателей, и в жизни страны. В каких условиях он зарождался, в какой типографии печатался, кто участвовал в его оформлении?
Важный момент — «Новый мир» был создан не писателями и не как орган какого-то писательского союза. Это был государственный литературный журнал при издательстве «Известия», созданный советским правительством. С 1925 года до начала 1990-х журнал выходил в издательстве «Известия». На моей памяти — а я работаю в журнале с середины 1970-х — он всегда был структурным подразделением издательства. То есть журнал не был отдельным юрлицом, не обладал ни финансовой, ни хозяйственной самостоятельностью, так же как и масса других изданий, которые «Известия» выпускало. Над журналом работали наборщики и метранпажи этого издательства. Бухгалтерия и отдел кадров — тоже в издательстве. Фраза о том, что журнал — «Орган Союза писателей СССР», появилась только с конца 1940-х. Впрочем, финансово и технически после этого ничего не изменилось. Собственно, потому и разрыв с Союзом писателей прошёл достаточно безболезненно. И с «Известиями» тогда же мы разошлись мирно.
Какие сейчас у журнала технические параметры — тираж, подписка?
К сожалению, тиражи журнала недавно резко упали и сегодня составляют 2500 экземпляров. Хотя ещё два-три года назад, судя по данным Книжной палаты, сокращение наше происходило примерно теми же темпами, что и так называемый «средний книжный тираж» (4000–5000 экземпляров). Это было не случайное совпадение, ведь журналы такого типа по природе своей близки книге, в отличие от цветного еженедельника или газеты.
В 1990 году тираж журнала превысил цифру в несколько миллионов. Расскажите об этом моменте.
Это была своего рода патология. В ту историческую минуту тираж по подписке достиг уровня 2 700 000 экземпляров. При этом рынка бумаги ещё не было, экономика оставалась административно-распределительной. Мы не выпустили три номера — с октября по декабрь — просто потому, что в издательстве «Известия» закончилась бумага, а купить было невозможно.
Несколько лет назад у журнала появился свой сайт, где можно купить свежий номер «Нового мира» в различных форматах. Вы отслеживаете статистику сайта?
Мы не обольщались, что там будут значимые для нашего бюджета продажи. Так и оказалось: они абсолютно символические. Но нам было важно создать технический механизм продажи PDF-версии (и других форматов) c помощью различных платёжных систем. Мы выделили некую сумму денег, которую так и не окупили, но это нас не волнует. Просто будущее журнала всё равно связано с чем-то подобным. Вообще, в интернете у нас (и у других журналов) очень большой процент читателей в «Журнальном зале», причём я бы сказал, что народ в «Журнальный зал» просто валит. Глеб Павловский, благодаря которому портал существует, даже вынужден был закупать дополнительные сервера, потому что сайт перестал выдерживать нагрузки.
С чем вы связываете такой большой рост читателей в «Журнальном зале»?
Потому что это бесплатно и все журналы в одном месте. А наш сайт — это ещё и запасной аэродром на случай, если, не дай бог, рухнет «Журнальный зал».
Советская история «Нового мира» пересказана сотни раз (а сами журналы в голубой обложке — непременный реквизит фильмов о прошлом). Интереснее другое — жизнь после «крушения античности», когда подобным колоссам были уготованы три варианта судьбы. Первый — смерть, второй — кома, то есть физическое существование с полной утерей прежнего значения (здесь можно вспомнить МХАТ имени Горького в помпезном здании на Тверском бульваре, а из литературных журналов — «Юность»), третий, самый сладкий в гламурно-сытую эпоху нулевых, — подхват полумёртвых (или какое-то время уже бывших мёртвыми) брендов посторонними, новыми командами с раскруткой новых, креативных и денежных проектов, которым наследие нужно именно в качестве брендов (и тут дело шрифтами, эмблемами и прочей визуалкой обычно и ограничивается).
Уникальность «Нового мира» в том, что он не пошёл ни по одному из этих путей. В литературном процессе он остался тем же «главным журналом» — через него проходит основной корпус тех текстов, которые мы потом видим на полках магазинов в ярких обложках «Эксмо» или «АСТ» и в премиальных шорт-листах. Открыв свежий номер журнала, человек, чьи интересы лежат в сфере массового чтения, действительно, встретит не много знакомых имён — но только потому, что современная русская литература уже не является массовой (а те, кому всё-таки нужны в качестве критерия громкие имена, обнаружат в подшивках последних лет и Улицкую, и Акунина, и Быкова, и Захара Прилепина, и многих других вплоть до Солженицына, который оставался верен «Новому миру» до конца своих дней).
Наконец, «Новый мир» не прошёл ребрендинг и не был подхвачен новой командой, как какое-нибудь именитое чучело, — нет, тем и хороша голубая обложка и примечательный «новомирский» шрифт, что они не выпячивались в новейшей истории, не превращались в фетиш и не сверкали новыми красками, как фасад недавно отстроенной гостиницы «Москва». «Новый мир» не аутентичен, он тот же, и в этом его уникальность. К чему я это? К тому, что ныне живущих (а не доживающих) памятников конструктивизма осталось всего два. Гранёный стакан и обложка «Нового мира».
Вам не кажется, что электронная книжная революция так и не наступила? Текст не покинул бумагу, несмотря на огромное количество разговоров за последние пять-десять лет.
Знаете, я уже не помню, когда в последний раз держал в руках настоящую газету. Когда я беру её в руки, первое, что я думаю, — какая она ненужная, какая она бессмысленная. Что с ней делать, как ей пользоваться? У меня атрофировались прежние навыки работы с бумажной газетой — полностью. Я не могу её читать. Вместо этого я каждое утро сажусь за компьютер, открываю закладки основных газет и читаю на экране «Известия», «Коммерсант» и так далее. И ничего другого мне не нужно. То же могу сказать и про журналы, и про цветные еженедельники — я всё читаю на их сайтах. Я и толстые журналы редко в руках держу! При этом мы часто пересекаемся с главными редакторами дружественных журналов, общаемся, но читаю я их издания в «Журнальном зале».
Но сначала появляется бумажная версия, и лишь потом её выкладывают на сайт.
Ну и что? Возможность менять размер шрифта на экране (вы в очках, поймёте меня) — это такая драгоценность, которую ничто не победит.
У меня в браузере по умолчанию масштаб 150%.
Вот-вот. Это касается и книг — за последнее время я полностью переключился на ридеры. И это процесс повсеместный… Знаете, комитет премии «Большая книга» в первые годы своего существования привозил мне ящик книг финалистов. А в какой-то год они спрашивают: ничего, если мы вам флешечку подвезём? Ну давайте, говорю, пакетик с флешечкой…
А вас не раздражает, что если вы читаете не просто роман, а вещь с комментариями в конце и множеством сносок, то чисто физически невозможно быстро переместиться к примечанию?
Есть просто дурно подготовленные форматы электронных версий книг. Это, конечно, раздражает. В некоторых форматах можно прыгать туда-сюда, к сноскам и обратно.
И всё же какими словами вы описали бы современный облик «Нового мира»?
Умные слова для умных людей, и ничего больше. Это относится ко всему периоду существования журнала. Ни иллюстраций, ни громкой типографики, ничего. И собственно, он всем своим видом говорит: здесь нет ничего лёгкого, ничего предназначенного для рассматривания, а только текст, который нужно медленно, внимательно читать.
22 бесплатных новогодних шрифта » Fontsc
Размер: defaultsmalllargeNameSort By PopularRecentList 10 Fonts2550 Только без рекламы
SIL OFL (бесплатно для коммерческого использования) 3 файла шрифтов Скачать
Бесплатное ПО — для личного или некоммерческого использования 2 файла шрифта Скачать
Бесплатное ПО — для личного или некоммерческого использования 1 файл шрифта Скачать
Бесплатное ПО — для личного или некоммерческого использования 1 файл шрифта Скачать
Бесплатное ПО — личное и коммерческое использование 1 файл шрифта Скачать
SIL OFL (бесплатно для коммерческого использования) 1 файл шрифта Скачать
Бесплатное ПО — для личного или некоммерческого использования 1 файл шрифта Скачать
Бесплатное ПО — для личного или некоммерческого использования 1 файл шрифта Скачать
Бесплатное ПО — для личного или некоммерческого использования 1 файл шрифта Скачать
Бесплатное ПО — личное и коммерческое использование 1 файл шрифта Скачать
Просмотр категорий шрифтов
- Serif
- Без засечек
- Сценарий
- Декоративный
- Дингбаты
- пикселей, растровое изображение
- Черное письмо
- Международный
Теги случайных шрифтов
- корпоративный
- угловой
- прозрачная поверхность
- сабон
- плюшевый мишка
- 10 пикселей
- мелодия
- 32px
- рождество
- медуза
- микрон
- формы
- суд
- сказка
- акула
- калькулятор
- пакман
- падение
- дискотека
- грязный
- мультфильм
- блоков
- текстурированный
- арабский вид
- долларовых купюр
- маркер
- единорог
- коренастый
- деревенский
- стекло
Популярные теги шрифтов
- день рождения
- пасха
- яиц
- свадьба
- люкс
- неоновые огни
- гонки
- арабский
- кхмерский