альтернативы заблокированным шрифтам. / Все о дизайне / Pollskill

Альбина Маргиева · ·

1.4K

В апреле 2022 стало известно, что правообладатель популярных шрифтов Time New Roman, Tahoma, Verdana и Arial американская компания Monotype ограничила для российских пользователей доступ к библиотеке на своем сайте.

Что я могу сказать на этот счёт?

Во-первых, расстраиваться точно не стоит. Во-вторых, данные шрифты давно уже устарели. На мой взгляд, лого, верстка и любой другой дизайн выглядят крайне скучными в сочетании с вышеупомянутым «квартетом». В-третьих, в «море шрифтов полно других рыб». В том числе и от российских дизайнеров, которые ничуть не уступают зарубежным коллегам в этом ремесле.

Специально для наших читателей я сделала красивую и актуальную подборку шрифтов именно от русских дизайнеров, которые смело могут заменить Time New Roman, Tahoma, Verdana и Arial. А далее я расскажу вам, как установить скаченные шрифты, и какие виды лицензий у них бывают.

Шрифт PT Root UI 2.0. Автор Виталий КузьминШрифт Steppe. Автор Igor StepanchenkoШрифт Bravo RG. Автор Michael CheredaШрифт Tenor Sans. Автор Denis MasharovШрифт Ledger. Автор Denis MasharovШрифт Forum. Автор Denis Masharov

Так же, помимо подборки альтернативных вариантов начертаний, я решила добавить еще одну коллекцию декоративных шрифтов от отечественных дизайнеров:

Шрифт Zodchiy. Автор Anton Chvyalev Шрифт Iglets. Автор Boris ZubkoШрифт Journalism. Автор Stanislav Chiganov Шрифт Avangard. Автор Sophia Morozova Шрифт Durik. Автор Nadia Naydenkina

На данный момент у всех представленных шрифтов открытая лицензия (о ней читайте ниже), но при скачивании все равно стоит ознакомиться с условиями использования. Как вы видите, российской типографике есть чем гордиться. И это далеко не полный список интересных начертаний.

Как скачивать и устанавливать шрифт.

Многие пользователи не знают, как это делать и им кажется, что за скачиванием шрифта стоит какой-то сложный алгоритм. На самом деле установить его проще, чем запостить сторис в Вконтакте.

Пошаговая инструкция

1. Заходим на любой сайт со шрифтами, выбираем понравившийся и нажимаем «скачать».

2. Открываем загрузки на вашем компьютере и нажимаем на файл ZIP. 3. Появляется папка с названием шрифта. 4В ней, как правило, находятся один или несколько файлов. Чтобы не запутаться, выбирайте файл, который оканчивается на .otf или .ttf. Нажмите на него.

5. Открывается окно с фразой «Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю. 1234567890». Вы никогда не задумывались, причем тут французские булки и чай? А дело в том, что в этом небольшом предложении отображены все 33 буквы русского алфавита. 6. Нажмите «скачать» (верхняя правая кнопка). И на этом все.

Когда вы откройте свою графическую программу или Microsoft Word, то скачанное начертание уже будет в списке шрифтов. 

Виды лицензий.

Покупка шрифтов и защита авторских прав очень непростая тема. За разработку шрифта всегда кто-то платит, будь то огромная компания или один человек.

Вариантов лицензии может быть множество, но я остановлюсь только на двух основных:

Open Font License — свободная и открытая лицензия. В данном случае шрифты можно свободно скачивать, использовать в вебе, в печати и мобильном приложении. Как правило, в описании всегда указаны носители, на которых можно или нельзя отображать данный шрифт.

Free for personal use — бесплатно для личного использования. Это означает, что вы не можете использовать данное начертание в каких-либо коммерческих целях. Продавать и получать деньги за любой дизайн с использованием шрифта с ограниченной лицензией запрещено.

О более подробных условиях распространения и использования шрифтов стоит уточнять у самих дизайнеров или на проверенном сайте. Ссылка на автора и его контакты есть всегда. Следует учитывать, что художник-шрифтовик имеет право изменить тип лицензии в любой момент.

Как бы странно это не звучало, но санкции от компании Monotype и ограничения на покупку шрифтов у других зарубежных дизайнеров только на руку российским пользователям. Ведь в России эта ниша теперь свободна, а это значит, что у отечественных художников-шрифтовиков появилась возможность и мотивация создавать все больше красивых начертаний «сделано в России». Как вы уже успели увидеть — хороших дизайнеров в нашей стране много.

Вывод: от блокировки устаревшего шрифтового «квартета» потеряла только компания Monotype, но никак не Российская Федерация.

Вам понравилась подборка альтернативных шрифтов, которую я собрала? Какие вы себе скачайте? 

Буду рада обратной связи и комментариям. 

Обложка статьи от дизайнера Yuri Gordon

Интересные материалы

Вход через социальные сети:
ВКонтакте Yandex

Регистрация Забыли пароль?

Забыли пароль

Имя пользователя

Или Электронная почта

Вход Регистрация

История введения гражданского шрифта в россии. Как Петр I убрал из русского алфавита «лишние» буквы

Есть 73 списка с этого свитка, причем в разных копиях из-за погрешностей перевода или ошибок писцов совершенно разные версии ключевой для нас фразы . В одном варианте: «славяне до Кирилла не имели книг», в другом — «букв», но при этом автор указывает: «писали они чертами и резами». Интересно, что арабские путешественники, посещавшие Русь еще в VIII веке, то есть еще до Рюрика и тем более до Кирилла, описали похороны одного русского князя: «После похорон воины его что-то написали на белом дереве (березе) в честь князя, а затем, сев на коней, удалились». И примеров того, что у славян было письмо можно найти множество, но сегодня давайте рассмотрим, когда был разделен древний славянский алфавит и стал представлять из себя церковный и так называемый «гражданский» алфавит.

«Азбука гражданская с нравоучениями», опубликованная в 1710 г., является первой официальной русской гражданской азбукой. Создание азбуки, также известной как «Азбука Петра Великого», было нацелено на упрощение русского алфавита.

С начало рассмотрим официальную версию реформы, а потом сделаем выводы чего добились этой реформой.

Гражданский шрифт (амстердамская азбука; гражданская азбука или «гражданка») — шрифт, введённый в России Петром I в 1708 году для печати светских изданий в результате первой реформы русского алфавита (изменения состава азбуки и упрощения начертания букв алфавита).

Предпосылкой для создания гражданского шрифта стала мода на латиницу, которая распространилась в среде образованных русских людей в 1680-1690-х годах. Гражданский шрифт стал компромиссом между сторонниками традиций и теми, кто стремился к максимально полному заимствованию западной культуры.


На первом издании Азбуки 29 января 1710 г. рукою Петра написано:»Сими литеры печатать исторические и манифактурныя книги. А которыя подчернены [имеются в виду зачёркнутые Петром кириллические буквы], тех [в] вышеписанных книгах не употреблять».

Петровская реформа русского типографского шрифта была проведена в 1708-1710 годах. Её целью было приблизить облик русской книги и иных печатных изданий к тому, как выглядели западноевропейские издания того времени, резко отличавшиеся от типично средневековых по виду русских изданий, которые набирались славянским шрифтом — полууставом. В январе 1707 года по эскизам, предположительно выполненным лично Петром I, чертёжник и рисовальщик Куленбах, состоявший при штабе армии, сделал рисунки тридцати двух строчных букв русского алфавита, а также четырёх прописных букв (А, Д, Е, Т).

Полный комплект шрифтовых знаков в трёх размерах по рисункам Куленбаха был заказан в Амстердаме в типографии белорусского мастера Ильи Копиевича; одновременно шрифты по этим рисункам были заказаны в Москве, на Печатном дворе.


Как явствует из писем Петра, в июне 1707 года им были получены из Амстердама пробы шрифта среднего размера, а в сентябре — оттиски пробного набора шрифтами крупного и мелкого размера. В Голландии был приобретён печатный станок и другое типографское оборудование, а также наняты квалифицированные мастера-типографы для работы в России и обучения русских специалистов.


Алфавит редактированный лично Петром

К концу 1707 года трое приглашённых голландских типографов (словолитец, наборщик и печатник), вместе со шрифтом, типографским станком и другими принадлежностями уже добрались до Москвы и приступили к работе. 1 января 1708 года Пётр подписал указ: «…присланным Галанския земли, города Амстердама, книжного печатного дела мастеровым людем… теми азбуками напечатать книгу Геометрию на руском языке… и иныя гражданския книги печатать темиж новыми азбуками…». Первая книга, набранная новым шрифтом, «Геометриа славенски землемерие» (учебник геометрии), была напечатана в марте 1708 года. За ней последовали другие.


Алфавит редактированный лично Петром

Приближённый по графике к западноевропейскому, новый шрифт был задуман для упрощения типографского набора на печатных станках, изготовленных в Западной Европе. Новый — гражданский — шрифт был предназначен для печати светских изданий: официальных публикаций и периодики, технической, военной, научной, учебной и художественной литературы. Помимо введения нового рисунка букв, подвергся пересмотру и состав алфавита: исключены надстрочные знаки и некоторые дублетные буквы полуустава, узаконена буква Э, утверждены европейские (арабские) цифры вместо буквенных обозначений чисел, упорядочена пунктуация и применение прописных литер в наборе. Применение полуустава было ограничено сферой богослужебной литературы. Иногда петровской реформе приписывают также введение букв У и Я, но это не вполне верно: речь может идти лишь об объявлении основным одного из начертаний, применявшихся и ранее. Так, было введено Я вместо Ѧ (малого юса).


Алфавит редактированный лично Петром

Пётр I утвердил новую гражданскую азбуку и гражданский шрифт (Русская православная церковь продолжала пользоваться церковнославянским алфавитом). В результате петровской реформы число букв в русском алфавите сократилось до 38, их начертание упростилось и округлилось. Также было упорядочено применение прописных букв и знаков препинания, вместо буквенной цифири стали употребляться арабские цифры.


Алфавит редактированный лично Петром

Первая книга, напечатанная новым гражданским шрифтом, вышла в свет 17 марта 1708 года. Она носила заглавие: «Геометрiа славенскi землемЪрие» (учебник геометрии). Буквы «я» Петр не предусмотрел, ее функции выполняло сочетание букв – «и» десятеричной и «а».

«Геометриа славенски землемерие» — первая книга, набранная гражданским шрифтом.

Новый гражданский шрифт окончательно вошел в обиход к середине XVIII века, когда он стал привычным для поколения, которое по нему училось грамоте. И в неизменном виде просуществовал вплоть до реформы 1918 года.

Старославянский шрифт, который до реформы использовался в официальных изданиях и обиходе, стали называть церковнославянским. Им в церковной практике пользуются до сих пор.

Выводы : И так, 1. « благодаря переходу на новый гражданский шрифт читать стало проще, а значит, стало проще обучать и готовить образованных специалистов, доносить до населения, пока еще малограмотного, государственную информацию более быстро и своевременно. Светский характер вторгся и в образование, конкуренцию богословским дисциплинам начали составлять точные науки…» это у нас говорит официальная историческая наука, но давайте посмотрим на Китай и Японию их иероглифическое письмо не помешало им развиться в области точных наук. Так, что с этим утверждением официальных историков можно и поспорить.

2. Указы Петра I о сборе рукописей и печатных книг:

Великий государь указал: во всех монастырях, обретающихся в Российском государстве, осмотреть и забрать древние жалованные грамоты и другие куриозные письма оригинальные, также книги исторические, рукописные и печатные, какие где потребные к известию найдутся. И по тому его великого государя именному указу, правительствующий Сенат приказали: во всех епархиях и монастырях, и соборах прежние жалованные грамоты и другие куриозные письма оригинальные, такожде и исторические рукописные и печатные книги пересмотреть и переписать губернаторам и вице-губернаторам, и воеводам и те переписные книги прислать в Сенат.

Из всех епархий и монастырей, где о чем по описям куриозные, то есть древних лет на хартиях и на бумаге, церковные и гражданские летописцы степенные, хронографы и прочие сим подобные, что где таковых обретается, взять в Москву в Синод, и для известия оные описать и те списки оставить в библиотеке, а подлинные разослать в те же места, откуда взяты будут, по-прежнему, а тех епархий и монастырей властям при том объявить, дабы они те куриозные книги объявили без всякой утайки, понеже те книги токмо списаны, а подлинные возвращены будут к ним по прежнему. И для присмотра и забирания таковых книг послать из Синода нарочных

Все мы знаем, что все собранные книги и рукописи после их сбора исчезли. Но если какие-то книги и рукописи уцелели, то их теперь сложно прочесть, так как правила и буквы при их написании были другими. Хорошим примером служит «Арифметика» Магницкий Л.Ф. (1703), которая написана по старым правилам и древнеславянским письмом.


Магницкий Л.Ф. «Арифметика» (1703) .pdf (

Гражданский шрифт — шрифт, который начали применять в России в книгах гражданской печати в результате проведённой в 1708‑1710 годах Петром I реформы.

Ее целью было придать русской книге, до этого набираемой полууставом (одна из разновидностей письма в славянских рукописях), облик, характерный для европейской книги того времени .

В начале 1701 года Пётр I реорганизовал Монастырский приказ, начальником которого назначил одного из наиболее образованных бояр того времени — Мусина‑Пушкина. Ему было поручено управлять всеми издательскими делами, типографиями, в частности, и Печатным двором. Под его руководством осуществлялось и печатание русских книг в Амстердаме. Церковнославянский полуустав стал архаичным для новых изданий светского и научного содержания, и перед Петром I встала исключительно важная проблема — создание нового гражданского печатного шрифта.

Как указывают исследователи, анализ письменности конца XVII ‑ начала XVIII века даёт основание утверждать, что первоосновой русского гражданского шрифта явилось в определённой мере московское гражданское письмо начала XVIII века, переработанное на основе латинской антиквы.

Особенности шрифта антиквы — построение букв на основе круга и квадрата, плавный контраст между основными и соединительными штрихами, характер засечек, всё это также нашло отражение в русском гражданском шрифте.

В январе 1707 года Петр I собственноручно нарисовал эскизы, по которым чертежник и рисовальщик Куленбах, служивший при штабе армии для начертании карт и диспозиций (в те годы Россия воевала со Швецией), сделал рисунки тридцати двух строчных букв нового алфавита, а также четырех прописных букв «А», «Д», «Е» и «Т».

В июне 1707 года Петром I были получены из Амстердама пробы шрифта среднего размера, а в сентябре — оттиски пробного набора шрифтами крупными и мелкими. Затем в Голландии был приобретён печатный станок и другое типографское оборудование, приглашены мастера‑типографы для работы в России и обучения русских специалистов.

300‑летие гражданского шрифта в России широко отмечалось в 2008 году .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В начале XVIII в. в жизни России происходили коренные изменения, вызванные развитием производительных сил и подготовленные всем предшествующим ходом исторического развития. Создаются основы промышленности, развивается внутренняя и внешняя торговля, организуется регулярная национальная армия и флот, укрепляются экономические и культурные связи России со странами Запада и Востока. Растет международный авторитет Российской империи.

Быстрое экономическое и политическое развитие сопровождалось бурным ростом национальной культуры, науки, просвещения. Порывая с религиозными традициями прошлого, новая русская культура приобрела ярко выраженный светский характер. Были открыты государственные школы разного типа (как общие, так и специальные, по точным знаниям), доступные для лиц различного социального положения. Создавались научные и культурно-просветительные учреждения, содействующие развитию русской науки и культуры, перестройке быта русских людей (Библиотека-кунсткамера, Академия наук и др.).

Поощрялось развитие точных наук. Плодотворно развивалась русская общественная мысль и публицистика, литература и искусство. Большое культурное значение имело введение январского календаря и арабских цифр.

Издательское дело в первой четверти XVIII в. получило широкий размах. До сих пор оно служило преимущественно нуждам церкви. Петр I поставил книгопечатание на службу интересам государственного преобразования и развития новой культуры. Петр I лично руководил книгопечатанием и издательским делом, определял тематику изданий, следил за переводом книг и был редактором многих из них. С его именем связано создание русской типографии в Амстердаме, основание Петербургской типографии, введение гражданского шрифта, создание первой русской печатной газеты «Ведомости» и многое другое.

В развитии русской культуры и издательского дела большую роль сыграла реформа русской азбуки, а на ее основе — реформа печати.

Реформа печати была проведена в 1707-1710 гг. Суть реформы — замена старой кириллической азбуки с ее сложной графикой и затруднительной в типографском наборе системой надстрочных знаков новой гражданской азбукой, в основу которой были положены почерки конца XVII — начала XVIII в., отличавшиеся от обычного полуустава только округлостью ряда букв — б, в, е, о, р и др. Литеры такого рисунка, близкие по характеру к европейским шрифтам, встречались в некоторых гравированных изданиях начала XVIII в., например, на карте реки Двины (1702).

К созданию новой азбуки были привлечены такие опытные люди, как известный деятель в области книгопечатания И.А. Мусин-Пушкин, руководитель первой московской гражданской типографии В. А. Киприянов, словолитец Михаил Ефремов. Рисунки нового шрифта были выполнены чертежником и рисовальщиком Куленбахом. Петр I сам давал указания об уничтожении надстрочных знаков и некоторых букв («от», «пси», «кси», и др.), заимствованных в свое время из греческого письма и ставших ненужными с развитием русского языка, об изменении, улучшении графики отдельных букв.

Новая азбука была легкой для усвоения, удобной в наборе. Она демократизировала чтение, способствовала распространению грамотности, просвещения. Впоследствии М.В. Ломоносов писал о ней:

«При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».

Окончательный вариант гражданской азбуки был принят в 1710 г. Петр I собственноручно начертал на экземпляре гражданской азбуки: «Сими литеры печатать исторические и мануфактурные книги. А которые подчернены, тех [в] вышеописанных книгах не употреблять».

Кирилловский шрифт с 1708 г. употребляется главным образом для печатания церковных книг; некоторое время им продолжали печатать учебники, религиозные книги, наиболее важные издания, предназначенные для широкого распространения во всей России, так как в провинцию гражданский шрифт проникал медленно. Кириллица была более привычна, чем гражданский шрифт, этим объяснялась «живучесть» книг старой кирилловской печати.

Важную роль в создании нового типа книги сыграл гражданский шрифт. Идея его разработки принадлежала Петру I. По его эскизу под личным руководством военный инженер Куленбах выполнил рисунки, которые были одобрены царем и отправлены в Голландию для отливки. Новый шрифт был создан на основе бытовавшей деловой скорописи. По своему начертанию он напоминал лучшие латинские шрифты Эльзевиров. Шрифт, сделанный в Голландии и усовершенствованный русскими мастерами, окончательно был утвержден в 1710 г. Указ о его введении гласил: «Сими литерами печатать исторические и манифактурные (технические. – Т.К.) книги». Церковнославянская кириллица была оставлена для богослужебных книг, хотя иногда продолжала использоваться в целях широкого обнародования законодательных, политических документов, указов, ведомостей.

Первая книга, напечатанная гражданским шрифтом, «Геометрия славенски землемерие» (март 1708 г. ), представляет собой перевод распространенного на Западе учебника по геометрии (тираж 200 экз.). Следом за ней вышла книга «Приклады, како пишутся комплименты разные» (апрель 1708 г.). Она представляла собой пособие, излагающее правила поведения в обществе.

Новым шрифтом печатались книги, содействующие распространению светских знаний. Книги и другие печатные материалы, которые требовали широкого бытования, например многочисленные указы и регламенты, зачастую продолжали печататься старыми литерами. Книги церковной тематики наиболее полно представлены традиционными евангелиями, минеями, прологами, шестодневами, псалтырями, часословами. Над их изготовлением трудились те же мастера, что и над светскими изданиями. Поэтому нередко наблюдается взаимопроникновение элементов оформления этих двух групп книг, особенно в первые годы деятельности светских типографий.

Естественный ход развития книгоиздания на рубеже XVII-XVIII веков нарушился радикальными мерами, направленными на перестройку общества, на формирование нового светского мировоззрения. Книгоиздание в этот переломный период начинает развиваться по двум направлениям — гражданскому и церковному. Для распространения новых идей использовался печатный станок, выпускавший сотни названий книг, ранее известных очень ограниченному кругу лиц. Только за первую четверть XVIII века было издано 650 названий книг светской тематики тиражом полмиллиона экземпляров. При этом книг церковной печати выходило около одиннадцати названий в год, что составляло только 14 процентов от общего объема книгоиздания.

Первый опыт издания книг нового типа по решению Петра I был предпринят в заграничной типографии Я. Тессинга (?-1701). В 1698 г. в Амстердаме была открыта типография, в которой согласно указу Петра, предписывалось издавать «земные и морские картины и чертежи, и всякие печатные листы и персоны…, математические, архитектурные и иные художественные книги». Возглавлял деятельность типографии И. Копиевский (1615-1714). Под его руководством было выпущено несколько книг, напечатанных по заказу русского царя. Это «Введение краткое во всякую историю» (1699), «Краткое и полезное руковедение во арифметику» (1699), «Краткое собрание Льва Миротворца» (1700) и др. Эти книги не отвечали поставленным задачам, и типография распалась. И. Копиевский самостоятельно продолжил выпуск книг для России. Он напечатал свыше двадцати названий книг, наиболее примечательными из которых являются «Книга учащая морского плавания» (1701), «Символы и эмблемата» (1705), «Руковедение в грамматику славяно-российскую» (1706), первые переводы древних писателей. Книги печатали кириллицей, иногда в сочетании с латинскими шрифтами.

Решая поставленную Петром I задачу, чтобы «русские подданные много службы и прибытка могли получить и обучиться во всяких художествах и ведениях», заграничные издатели стремились выдержать русские традиции создания книг. Так, в частности, они используют прием русских мастеров, когда набор в конце книги приобретает форму треугольника, используют гравированные инициалы. Вместе с тем в оформлении титульных листов наблюдается господство европейского стиля, а именно, строгий текст без каких-либо излишеств и украшений. В книге «Символы и эмблемата», выпущенной типографией Генриха Вестстейна в 1705 г., впервые появляется список опечаток.

Несмотря на старание голландских типографов, книги, изданные в Амстердаме, не нашли в России оживленного спроса и расходились медленно на протяжении нескольких лет. Даже роскошное издание «Эмблемат», богато иллюстрированное эмблемами и аллегорическими картинками, продавалось в течение всей первой четверти XVIII века.

Для изготовления гравюр с 1698 г. при Оружейной палате была открыта Гравировальная мастерская. Её деятельность возглавил голландский мастер Адриан Шхонебек (1661-1705). Он основал школу гравирования, среди первых его учеников были Алексей Зубов, Петр Бунин. Здесь же работали и иностранные мастера — Бликлант и Девит.

Первоначально в мастерской гравировались и печатались гербы-штемпели на бумаге, картуши для компасов. Вскоре стали создаваться большие листовые гравюры с изображением вновь построенных кораблей русского флота, виды военных баталий, панорамы городов.

В 1699-1700 гг. Шхонебек исполнил первый эстамп «Осада Азова в 1696 г.», представляющий широкую панораму осаженного города. Он же гравировал карту звездного неба, технические чертежи, пособия по артиллерии. После смерти А. Шхонебека в 1705 г. мастерскую возглавил Питер Пикарт (1668/69-1737). Граверы постоянно находились в поиске новых сюжетов. Для этого они отправлялись в действующую армию, следовали за геодезистами, присутствовали при строительстве крепостей и оборонительных сооружений. В результате их усилий появилось множество конклюзий (баталий), персон (портретов), триумфальных шествий и фейерверков. В Гравировальной мастерской были заложены основы русской эстампной гравюры.

В 1705 г. по инициативе В.А. Киприанова была создана Гражданская типография – первое в России специализированное предприятие по выпуску светских книг и гравюр. Оно действовало по издательской программе, предложенной основателем. В типографии планировалось выпускать «арифметики большие и малые, грамматики на разных диалектах, букварики докторские и врачебные, математического учения, нотного пения».

Первым изданием типографии был гравированный лист «Новый способ арифметики», представляющий собой краткое и популярное изложение учебника «Арифметика». Основная продукция этой типографии – гравюры. За непродолжительный период её существования (1705-1722) их было выпущено более двух десятков.

В.А. Киприанов принимал деятельное участие в подготовке своих изданий, часто выступая в качестве автора, гравера, редактора. Он научил гравировальному искусству многих мастеров. Наиболее талантливыми учениками оказались А. Ростовцев и А. Зубов. При их участии было издано много географических карт. Дважды – в 1707 и 1717 г. – были выпущены мировые атласы. В 1713 г. был награвирован первый учебный атлас «Всего земного круга таблицы». В него вошло пять листов. Наиболее популярным был шестилистовый «Брюсов календарь» (1709-1715).

Кроме гравюр, в Гражданской типографии были напечатаны две книги: «Таблицы синусов» (1716) и «Таблицы горизонтальные» (1722). Предназначались они для штурманов, а также для навигаторов и учащихся навигацких школ.

Гражданская типография одной из первых наладила светское книгоиздание, а опыт её деятельности был учтен при создании новых центров петровского книгопечатания.

В первую очередь реорганизации подверглась старейшая русская типография – Московский Печатный двор. Реконструкция началась в 1708 г. с изготовления станов гражданской печати и введения нового шрифта, получившего название «гражданский». В 1710 г. сюда была переведена Гравировальная мастерская. В типографии была устроена словолитная мастерская, снабжавшая отныне новыми шрифтами другие типографии Москвы и Санкт-Петербурга.

Постепенно количество печатных станов увеличивалось, рос и штат сотрудников. В 1722 г. он составлял 175 человек: справщики, книгочтецы, гравировщики, фряжские печатники (печатники гравюр), знаменщики, резчики, кузнецы, канцеляристы и др. Иногда для выполнения срочных работ привлекались наемные работники, чаще всего переплетчики. В целом это было сложное предприятие с четким разделением труда. Московский Печатный двор выполнял уже функции не только типографии, но и издательства. Первым директором был назначен выдающийся деятель просвещения, автор книг и переводчик Ф.П. Поликарпов (1670-1731).

Под его руководством был налажен выпуск книг светской тематики, в первую очередь гражданских календарей, пользовавшихся всенародным признанием. Общее руководство книгоизданием осуществляло духовное ведомство страны – Синод, учрежденный в 1721 г. вместо Монастырского приказа.

В 1711 г. была открыта еще одна универсальная типография – Санкт-Петербургская. Для её оборудования по указу Петра I от 29 октября 1710 г. с Печатного двора был взят типографский стан, шрифты и переведены мастера. В начале 1711 г. типография в новой столице уже действовала. В ней работали 4 наборщика, 2 тередорщика и 2 батырщика. В дальнейшем штат типографии неуклонно увеличивался, и с годами она превратилась в крупнейшую типографию в стране. В 1722 г. здесь уже было 5 печатных станов, которые обслуживало свыше 80 человек. В 1714 г. была открыта Гравировальная мастерская, оснащенная «фигурным станом» для изготовления иллюстраций к книгам, а также гравюр.

В мае 1711 г. вышло первое издание Санкт-Петербургской типографии – газета «Ведомости», а через год была издана первая датированная книга «Краткое изображение процессов и судебных тяжеб». В дальнейшем типография выпускала учебные и общеобразовательные книги, военную и морскую литературу, технические пособия и календари. Количество книг, выпущенных в этой типографии, росло из года в год. Так, за первые двенадцать лет её существования объём книгоиздания увеличился в четыре раза.

Наиболее значительным было издание «Книги Марсовой», которая пополнялась на протяжении ряда лет (1713-1716) гравюрами, отражающими события Северной войны. Окончательно замысел книги не был реализован, и она осталась незавершенной.

Московская и Петербургская типографии обменивались книгами, перепечатывали их друг у друга, для чего заимствовали шрифты и гравировальные доски. Вместе с тем каждая из этих типографий вносила своеобразие в свои книги, в технику набора, в элементы конструирования и оформления. Новые центры книгоиздания открылись в Санкт-Петербурге при различных ведомствах. Их деятельность носила специализированный характер, а печатная продукция предназначалась для нужд государственных учреждений и учебных заведений.

В 1718 г. была открыта Сенатская типография. В ней печатались преимущественно законодательные материалы – указы, манифесты, реляции. Первые дошедшие до нас издания этой типографии датируются 1721 г., хотя работа в ней началась значительно раньше. Возглавлял её деятельность бывший наборщик Печатного двора Иван Никитин. Под его руководством штат типографии неуклонно рос, улучшалось его оборудование.

Первоначально в типографии имелся только один стан гражданской печати, затем было приобретено ещё два печатных стана, которые остались после смерти В.А. Киприанова на Печатном дворе. Его сын В.В. Киприанов книги не издавал, и станы, по его словам, стояли у него «порозжие». Поэтому он продал их вместе с оборудованием в Сенатскую типографию.

В 1719 г. по инициативе Ф. Прокоповича (1681-1736) – видного церковного деятеля – была открыта типография Александро-Невского монастыря. Она выпускала книги, напечатанные кириллицей. Наиболее известное её издание – букварь Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», выдержавший двенадцать изданий за пять лет с 1720 по 1724 г. Выходили переводы книг, например, исторические произведения «Феатрон, или позор исторический» (1720).

В начале 1721 г. была учреждена типография Морской академии. Первоначально нужды учащихся обеспечивались за счет московской и петербургской типографий. Так, практические руководства для навигаторов «Таблицы склонения солнца» и «Таблицы разности ширины» были заказаны в Москве в Гражданской типографии, но к апрелю 1721 г. они были напечатаны в собственной типографии Морской академии. Основную долю её продукции составляла литература морской тематики. Чаще всего это были переводные сочинения английских и голландских авторов.

В период петровских реформ в России сложилась централизованная система книгоиздания, ведущее место в которой занимал Печатный двор.

Впервые возникли специализированные центры книгоиздания, которые обслуживали нужды различных ведомств.

Жесткая регламентация и контроль за деятельностью типографий позволили в кратчайшие сроки наладить выпуск книг, которые отвечали поставленным государственным задачам, содействовали формированию новой идеологии.

В 1703 г. была создана газета «Ведомости» – первый орган российской печати, задуманный как средство массовой информации. Она пришла на смену рукописным «Курантам» и стала более доступной широкому кругу потребителей. За один только 1703 г. было выпущено 39 номеров. В газете помещался материал из иностранных источников, донесений дипломатов. Первоначально доминировала информация военного характера, особенно подробно освещались военные действия против шведов. Постепенно страницы газеты заполнились сообщениями о строительстве кораблей, каналов, о лунных и солнечных затмениях, об открытии новых заводов и мануфактур. Начиная с 1719 г. в «Ведомостях» все больше отражались события внутренней жизни страны. Материал черпался из сообщений с мест: из губерний, от различных государственных учреждений. Петр I постоянно заботился о том, чтобы в газете находило отражение все, «что потребно для ведения в народ».

Во втором десятилетии XVIII в. появляются типографии в новой русской столице — Петербурге. Первая из них, Санкт-Петербургская типография, основана в 1710 г. Она выпускала основную массу гражданских книг, став в короткое время ведущей типографией в стране. Первая датированная книга, выпущенная этой типографией в июле 1712 г., — «Краткое изображение процессов, или судебных тяжб», излагает правила производства суда и следствия.

В 1720 г. при Александро-Невском монастыре открылась вторая типография в Петербурге. В ней печатались кирилловским шрифтом «Проповеди» и «Слова» Ф. Прокоповича и других сподвижников Петра I, некоторые учебники, в том числе популярный букварь Ф. Прокоповича — «Первое учение отроком».

В 1721 г. образована типография при сенате, где в большом количестве печатались законодательные документы — указы, регламенты, уставы, а также манифесты и другая литература.

Для нужд учащихся и печатания распоряжений Адмиралтейской коллегии была создана типография при Московской академии.

О темпах развития книгопечатания в первой четверти XVIII в. говорят цифры: если в 1701 г. было выпущено 8 названий книг, то в 1724 г. — 149. За 24 года издательская продукция возросла почти в 19 раз. Наивысшего подъема издательская деятельность достигает в 1720-1722 гг., т.е. в момент завершения Северной войны.

Тематика и типы изданий первой четверти XVIII в.

Русские книги первой четверти XVIII в. были связаны с практическими задачами и нуждами государства, способствовали проведению преобразований, помогали усвоению всего нового, вводившегося в жизнь России. Тематика их очень разнообразна и нова. Больше всего выходило изданий политического характера, необходимых правительству для воздействия на массы. Пропагандистскую роль выполняли указы, регламенты и манифесты, отражавшие развитие русского законодательства. К политическим изданиям относятся также реляции о военных действиях, о победах в Северной войне. Их печатали на одной стороне листа и расклеивали в местах скопления народа для широкого ознакомления с ними.

В связи с широкой сетью общеобразовательных и специальных школ, открывшихся в первой четверти XVIII в., появилась очень большая потребность в учебниках, особенно для начального обучения. Среди новых букварей особенно интересны два — «Первое учение отроком» Ф. Прокоповича и «Юности честное зерцало». В первом из них вместо молитв, обычных в старых букварях, давались их толкования, что значительно облегчало детям усвоение грамоты. В предисловии говорилось о воспитании детей. «Юности честное зерцало» — первый светский учебник. В начале книги давалась азбука, слоги и цифры, а в конце — упражнения — правила поведения и хорошего тона. Подобные книги содействовали перестройке мировоззрения и быта русских людей.

Кроме букварей, издавались словари, например, «Лексикон треязычный, сиречь речений славенских, еллино-греческих и латинских сокровище», составленный Ф.П. Поликарповым. Словари и пособия для изучения иностранных языков были необходимы в международных отношениях, в навигации, в науке, поэтому изданию их уделялось большое внимание.

Очень важное значение приобрели учебники по математике: без знания ее не могла развиваться промышленность, военно-инженерное и морское дело. Как правило, они имели прикладной характер. Типичный образец такого учебника — «Арифметика», составленная «ради обучения мудролюбивых российских отроков, и всякаго чина и возраста людей» русским математиком, преподавателем Московской навигационной школы Л.Ф. Магницким. «Арифметика» вышла в 1703 г. Содержание книги значительно шире ее названия. В ней даны первоначальные сведения по арифметике, алгебре, геометрии, тригонометрии в практическом применении их к механике, геодезии, навигации. «Арифметика» Магницкого будила интерес к наукам, была понятной и доступной широким кругам читателей XVIII в. Многие поколения русских людей учились по этой книге, вобравшей в себя все современные знания в области математики.

В 1708 г. вышла «Геометриа славенски землемерие» — первая книга гражданской печати. На титульном листе отмечалось, что книга напечатана новым шрифтом, «издадеся новотипографским тиснением», указаны место и дата издания — «В царствующем великом граде Москве» 1 марта 1708 г. «Геометрия» имела прикладной характер — она давала не только теоретические знания, но и способы их практического применения в различных отраслях техники, знания в области черчения. В книге много чертежей и изображений крепостей. Первоначальный тираж «Геометрии» (200 экз.) не удовлетворил потребности, и она неоднократно переиздавалась, распространялась и в рукописных списках.

Войны, которые вела Россия, создание армии и флота вызвали большую потребность в специальной литературе по военно-инженерному делу, фортификации, артиллерийской технике, навигации, кораблестроению и пр.

В 1708 г. вышла первая печатная техническая книга. Она была посвящена гидротехнике и называлась «Книга о способах, творящих водохождение рек свободное», сокращенно «Книга слюзная». Это был перевод книги инженера Буйе, вышедшей анонимно в Амстердаме в 1696 г. Появление ее связано со строительством водных путей сообщения, необходимых для развития промышленности и торговли.

Градостроительство в России первой четверти XVIII в., особенно строительство Петербурга, повысило интерес архитектуре и строительной технике. С этим связано издание книги выдающегося итальянского зодчего Джакомо Бароцци да Виньола, строившего вместе с Микеланджело собор св. Петра в Риме, «Правило о пяти чинех архитектуры». В издании более ста гравюр с объяснительным текстом. К книгам по архитектуре примыкает альбом гравюр под названием «Куншты садов». На гравюрах — садовые павильоны, беседки, решетки, вазы и пр.

В связи с развитием мореплавания повысился спрос на книги по астрономии. Дважды была издана «Книга мирозрения, или Мнение о небесноземных глобусах». Это первое печатное издание, в котором излагалась в популярной форме система Коперника. Автор книги, нидерландский механик, физик и математик Христиан Гюйгенс, описал строение Солнечной системы, строение и движение планет, дал представление о расстояниях вселенной, развил мысль об органической жизни на планетах.

Несколько раз издавалась «География, или Краткое земного круга описание». В книге имеются добавления, касающиеся России.

«География генеральная» Б. Варения, переведенная с латыни Ф. Поликарповым, дает физико-географическое описание земного шара. Отдельные главы посвящены «корабельной науке». В книге использованы математические и астрономические сведения.

По числу изданий видное место в петровское время занимала гуманитарная литература. Из 50 книг по гуманитарным наукам 26 приходится на долю исторических дисциплин, 12 — политики, 8 — филологии, 1 — юриспруденции, 1 — библиотечного дела. Особенно часто издавались исторические сочинения. Это «Синопсис» И. Гизеля, «История… о разорении Иерусалима», «Краткое описание о войнах из книг Цезариевых». Во «Введении в историю европейскую» немецкого ученого С. Пуфендорфа не только дается хронология событий, но впервые делается попытка обобщения исторических фактов. К историческим книгам можно отнести и «Книгу Марсову, или воинских дел». Это отдельные реляции и «юрналы» о сражениях в Северной войне и гравюры. Они собирались в течение, ряда лет и сброшюровывались лишь по мере необходимости.

В изменении московского бытового уклада большую роль сыграли «Приклады како пишутся комплименты разные», в которых давались новые образцы писем. «Приклады» учили вежливости, уважению к личности, впервые вводили обращение на «вы». Такую же роль играла книга «Разговоры дружеския» Эразма Роттердамского, содержавшая образцы вежливого разговора. Произведений художественной литературы пока немного. Главным образом издавались переводы древних классиков — басни Эзопа и др.

Печатались также прозаические и поэтические приветствия к различным торжественным дням, сборники нравоучительных рассказов, военные повести, пословицы. Ежегодно большими тиражами издавались календари. В них давались и разнообразные сведения из истории, астрономии, медицины. Первый «январский» календарь был издан еще в Амстердаме в типографии Тессинга. В Москве он был напечатан гражданским шрифтом в 1708 г. Тиражи книг этого времени колебались от 100 до 1200 экз., но азбуки, церковные книги и правительственные указы выходили в значительно большем количестве. Всего в первой четверти XVIII в. была издана 561 книга, в том числе около 300 гражданских, ставших в настоящее время библиографической редкостью.

Первая русская печатная газета

В течение всей первой четверти XVIII в. выходила первая русская печатная газета «Ведомости», пришедшая на смену рукописным «Курантам».

Первые номера «Ведомостей» вышли 16-17 декабря 1702 г., но печатные экземпляры их не сохранились. 27 декабря 1702 г. тысячным тиражом выпускается «Юрнал, или Поденная роспись, что в мимошедшую осаду под крепостью Нотебурхом чинилась. Сентября с 26 числа в 1702 году». Первый сохранившийся номер датирован 2 января 1703 г. С него и ведется отсчет началу русской периодической печати. «Ведомости» состояли обычно из четырех страничек в 1/12 долю листа, отдельные номера выходили более крупным форматом с числом страниц до 22.

До 1710 г. «Ведомости» печатались мелким церковным шрифтом, с 1 (12) февраля 1710 г. — гражданским шрифтом, но наиболее важные номера перепечатывались и прежним кирилловским шрифтом для более широкого распространения. С 1714 г. большая часть тиража «Ведомостей» печаталась в Петербурге.

Тираж «Ведомостей» колебался от десятков до нескольких тысяч экземпляров. Периодичность была неопределенной. Существовали и рукописные сборники «Ведомостей». Тематика «Ведомостей» разнообразна. «Ведомости» появились в тот момент, когда Россия напрягала все свои силы для отпора Карлу XII. Издание «Ведомостей» должно было помочь развернуть контрпропаганду. Тщательно отбирая факты, газета в сообщениях с театра военных действий, создавала широкую и красноречивую картину приумножения военного могущества России, нарастания ее превосходства над шведской армией.

В газете часто появлялись материалы об успехах русской промышленности, популяризировались успехи просвещения. В первом номере, дошедшем до нас, читаем: «Повелением его величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили. В математической Штюрманской школе более 300 человек учатся и добре науку приемлют». «Ведомости» сообщали о событиях зарубежной жизни, освещая их с точки зрения государственных интересов России. Большое место в газете занимала торговая информация, непосредственно касающаяся интересов русского купечества. Редактировали газету поочередно Ф. Поликарпов, М. Аврамов и Б. Волков. Придворную хронику вел (с 1720 г.) переводчик Посольского приказа Яков Синявич.

Тираж газеты не всегда расходился, и остатки, как правило, шли как материал на переплет книг. Издание «Ведомостей» было прекращено преемниками Петра I после его смерти.

ГЛАВНЕЙШИЕ ФАКТЫ ИСТОРИИ РУССКОГО
ПРАВОПИСАНИЯ

§ 31. ПЕТРОВСКАЯ РЕФОРМА АЗБУКИ

Историю гражданского русского правописания мы ведем с 1708 г., со времени издания Петром I указа напечатать «новоизобретенными русскими литерами» «Геометрию» и иные гражданские книги. В выработке нового шрифта Петр I принимал личное участие. Директор московской типографии Федор Поликарпов говорил об этом следующее: «Своим неусыпным тщанием изволил изобрести абецедал, или азбуку, которая и до днесь в гражданских всяких делах действует» .

Начиная с В.К. Тредиаковского, считали, что причиной изобретения гражданской азбуки (с более простым и округлым начертанием букв, чем в церковной кириллице) было желание уподобить русский шрифт латинскому, и лишь в наше время установлено, что новый шрифт был создан в России русскими же мастерами-словолитчиками на основе рисунка рукописного гражданского письма конца XVII — начала XVIII в. и латинского шрифта антиква .

После некоторых усовершенствований Петр I ввел новый гражданский шрифт уже в законодательном порядке. 29 января 1710 г. он утвердил образец азбуки, собственноручно написав на нем: «Сими литеры печатать исторические и манифактурные (технические. — В.И. ) книги. А которые почернены, тех в вышеописанных книгах не употреблять». Эта историческая азбука с собственноручными пометами Петра I имела заглавие «Изображение древних и новых письмен славенских печатных и рукописных». В ней старые (церковные) и новые — «гражданские» буквы давались в сопоставлении.

Совершенствуя азбуку, Петр I первоначально исключил некоторые буквы церковной кириллицы. К исключенным буквам относились: — «земля» (была оставлена буква «зело»), — «ферт» (оставлена «фита»), — «кси», — «пси», — «омега», — «ижица», а также лигатура — «от». Однако впоследствии часть этих букв, как полагают, под влиянием духовенства, Петр I восстановил. В 1735 г. согласно постановлению Академии наук из числа восстановленных Петром I букв снова были

исключены из алфавита буквы — «кси» и — «ижица», но в 1758 г. «ижица» опять была восстановлена (она применялась в отдельных заимствованных словах).

В азбуку 1710 г. дополнительно были введены буква э (оборотное) (для» более резкого ее различения с буквой — «есть») и вместо «юса малого» — новая форма буквы я (йотированное а ), которая, как отмечают исследователи , существовала уже во второй половине XVII в. в гражданской скорописи. Новым было и то, что с введением гражданской азбуки в алфавите впервые устанавливаются строчные и прописные начертания букв, существующие вместе (в церковной кириллице были только заглавные буквы),

И все же гражданский шрифт, введенный Петром I, не представлял собой новой системы письма, в нем лишь получила дальнейшее развитие система славяно-русского письма кириллицы. Название «гражданский» новый шрифт получил потому, что им, в противовес прежнему шрифту, которым набирались церковные книги, набирались и печатались книги светские.

Историю гражданского русского правописания мы ведем с 1708 г., со времени издания Петром I указа напечатать «новоизобретенными русскими литерами» «Геометрию» и иные гражданские книги.

В выработке нового шрифта Петр I принимал личное участие. Директор московской типографии Федор Поликарпов говорил об этом следующее: «Своим неусыпным тщанием изволил изобрести абецедал, или азбуку, которая и до днесь в гражданских всяких делах действует»1.

Начиная с В.К. Тредиаковского, считали, что причиной изобретения гражданской азбуки (с более простым и округлым начертанием букв, чем в церковной кириллице) было желание уподобить русский шрифт латинскому, и лишь в наше время установлено, что новый шрифт был создан в России русскими же мастерами-словолитчиками на основе рисунка рукописного гражданского письма конца XVII — начала XVIII в. и латинского шрифта антиква2.

После некоторых усовершенствований Петр I ввел новый гражданский шрифт уже в законодательном порядке. 29 января 1710 г. он утвердил образец азбуки, собственноручно написав на нем: «Сими литеры печатать исторические и манифактурные (технические. -В.И.) книги. А которые почернены, тех в вышеописанных книгах не употреблять». Эта историческая азбука с собственноручными пометами Петра I имела заглавие «Изображение древних и новых письмен славенских печатных и рукописных». В ней старые (церковные) и новые — «гражданские» буквы давались в сопоставлении.

Совершенствуя азбуку, Петр I первоначально исключил некоторые буквы церковной кириллицы. К исключенным буквам относились: — «земля» (была оставлена буква «зело»), — «ферт» (оставлена «фита»), — «кси», — «пси», — «омега», — «ижица», а также лигатура — «от». Однако впоследствии часть этих букв, как полагают, под влиянием духовенства, Петр I восстановил.

В 1735 г. согласно постановлению Академии наук из числа восстановленных Петром I букв снова были

исключены из алфавита буквы — «кси» и — «ижица», но в 1758 г. «ижица» опять была восстановлена (она применялась в отдельных заимствованных словах).

В азбуку 1710 г. дополнительно были введены буква э (оборотное)1 (для» более резкого ее различения с буквой — «есть») и вместо «юса малого» — новая форма буквы я (йотированное а), которая, как отмечают исследователи2, существовала уже во второй половине XVII в. в гражданской скорописи. Новым было и то, что с введением гражданской азбуки в алфавите впервые устанавливаются строчные и прописные начертания букв, существующие вместе (в церковной кириллице были только заглавные буквы),

И все же гражданский шрифт, введенный Петром I, не представлял собой новой системы письма, в нем лишь получила дальнейшее развитие система славяно-русского письма кириллицы. Название «гражданский» новый шрифт получил потому, что им, в противовес прежнему шрифту, которым набирались церковные книги, набирались и печатались книги светские.

Создание Петром I гражданского шрифта составило эпоху в развитии русской культуры. Важно было и то, что при разработке гражданской азбуки были исключены знаки ударения (или силы, как их тогда называли), знаки сокращений (титлы). Вместо буквенного обозначения цифр были введены арабские цифры, что значительно облегчило арифметические действия.

1 Цит. по кн.: Кацпржак Е.И. История письменности и книги. М., 1955. С. 189.

2 См.: Шицгал А.Г. Графическая основа русского гражданского шрифта. М.; Л., 1947. С. 50, 57.

1 1710 г. — это год официального включения буквы э в состав алфавита. В рукописях буква э встречается уже очень рано, а в начале XVIII в. применялась она уже и в книгопечатании (хотя и не всегда и не везде).

2 См.: Шицгал А.Г. Русский гражданский шрифт. М., 1959. С. 81.

  1. 27. Аграрна політика і аграрна реформа України. Співвідношення замельної і аграрної реформи. Основні етапи аграрної реформи в Україні.

Гражданский шрифт

1743

Добавить в закладки

9 февраля (29 января) 1710 г. в Российской империи вышел указ императора Петра I об официальном введении русского гражданского алфавита. Эта реформа имела революционное значение, ведь до этого в употреблении был распространен церковнославянский алфавит. При этом Русская Православная Церковь продолжала пользоваться церковнославянским алфавитом. Стоит отметить, что реформы Петра Великого часто воспринимались неоднозначно: некоторые современники видели в нем новатора, великого императора, который «прорубил окно в Европу», некоторые же упрекали его в ненависти ко всему отечественному. Современные историки иногда не менее категоричны в оценках деятельности Петра I.

9 февраля (29 января) 1710 года, 311 лет назад, Петр I, посетив Печатный двор, принял решение об изменении алфавита на гражданский шрифт. Фото: felicina.ru

 

Реформу первый российский император начал проводить еще в 1708 году – тогда Петр Великий отменил надстрочные знаки и упразднил 9 букв, правда, вскоре он почти в полном составе вернул их обратно в русскую азбуку. М.В. Ломоносов следующим образом высказывался о новшествах Петра I: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».

Нововведения были связаны с потребностями государства, которое нуждалось в грамотных отечественных специалистах. Кроме того, необходимо было своевременно доводить официальную информацию до населения. Достижению этих целей препятствовало слабое развитие книгопечатания, ведь в те времена преимущественно распространена была духовная литература. Изменения в языке с трудом поддавались нормированию, в результате чего к концу XVII века алфавит, пришедший на Русь вместе с христианской письменностью, сохранял свои архаичные черты. А форма букв, утвердившаяся в письменной культуре, была неудобна для набора печатных текстов из-за наличия надстрочных знаков. Таким образом, в ходе реформы Петра Великого изменился не только состав букв, но и их форма.

Романтизированный портрет Петра I. Поль Деларош, 1838 год. Фото: ru.wikipedia

 

В январе 1707 года император лично нарисовал эскизы, по которым чертежник и рисовальщик Куленбах, служивший при штабе армии для начертании карт и диспозиций (в те годы Россия воевала со Швецией), сделал рисунки тридцати трех строчных, а также четырех прописных букв (А, Д, Е, Т). Эти эскизы были даже отправлены в Амстердам для изготовления литер. На московском Печатном дворе русские мастера Григорий Александров и Василий Петров под руководством Михаила Ефремова изготовили свой вариант шрифта. Но капризного царя не устроило качество литер. Петр I принял шрифт голландских мастеров, затем в Голландии был приобретён печатный станок и другое типографское оборудование. Также для работы и обучения в Россию были приглашены мастера-типографы.

1 января 1708 года император подписывает указ: «… теми азбуками напечатать Геометрию на русском языке… и иныя гражданския книги печатать темиж новыми азбуками. ..».

А уже 17 марта 1708 года выходит в свет первая книга, напечатанная новым гражданским шрифтом, под названием: «Геометрiа славенскi землемЪрие» (учебник геометрии).

Букву «я» Петр I не предусмотрел, поэтому ее функции выполняло сочетание буквы – «и» десятеричной и «а».

Тем не менее, несмотря на указ, гражданская азбука все еще не была выработана окончательно – с 1708 по 1710 год Петр Великий решает изменить форму некоторых литер, а также вернуть несколько утраченных букв традиционного алфавита, вероятно, по настоянию духовенства. Поэтому Печатный Двор все время представлял государю пробные оттиски азбуки.

18 января 1710 года Пётр I внес последнюю корректуру, вычеркнув первые варианты знаков нового шрифта и старые знаки печатного полуустава. А на обороте переплета азбуки он написал: «Сими литеры печатать исторические и манифактурныя книги, а которыя подчернены, тех в вышеписанных книгах не употреблять».

Наконец, 9 февраля (29 января) 1710 года вышел указ о введении новой гражданской азбуки и гражданского шрифта. Через некоторое время в «Ведомостях Московского государства» был указан перечень книг, напечатанных по новым правилам и поступивших в продажу. В неизменном виде алфавит просуществовал вплоть до реформы 1918 года. Однако старославянский шрифт, использовавшийся до реформы в обиходе и официальных изданиях, стали называть церковнославянским. В церковной практике им пользуются поныне.

Материалы по теме:

Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., 1862.

Архивы: История русского языка в выставочных экспонатах // Новости. 14 июня 2010.

Источники:  Музей Фелицына

Фото на главной странице сайта: felicina.ru

Автор Подготовила Евгения Сахно

Михаил Ломоносов день в истории император петр i указ о переходе на гражданский шрифт церковнославянский язык

Информация предоставлена Информационным агентством «Научная Россия». Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.

НАУКА ДЕТЯМ

Ученые создали стойкие покрытия для оптоэлектроники

16:30 / Физика

Первое заседание нового состава президиума РАН 11.10.2022 – Прямая трансляция!

16:30 / Наука и общество

Российский инновационный тест для диагностики туберкулеза включен в рекомендации ВОЗ

15:35 / Здравоохранение, Медицина

Самая масштабная научно-популярная выставка в России пройдет 8-9 октября в Москве в Экспоцентре

15:30 / Наука и общество

Швейцарские ученые открыли новую функцию мозжечка

15:00 / Нейронауки

Миниатюрные постоянные магниты можно будет печатать на 3D-принтере

14:30 / Физика

На заседании комитета советников ВАК обсудили нововведения в системе государственной научной аттестации

14:10 / Наука и общество, Образование, Экспертный разговор

Ученые впервые доказали, что количество стволовых клеток в почках уменьшается при старении

13:30 / Биология, Медицина

Ученые МФТИ приблизились к разрешению главной проблемы крионики

12:30 / Физика

На VIII Всероссийскую премию «За верность науке» подано более тысячи заявок

11:22 / Наука и общество

Памяти великого ученого. Наука в глобальном мире. «Очевиднное — невероятное» эфир 10.05.2008

04.03.2019

Памяти великого ученого. Нанотехнологии. «Очевидное — невероятное» эфир 3.08.2002

04.03.2019

Вспоминая Сергея Петровича Капицу

14.02.2017

Смотреть все

Российская империя «от Дублина до Владивостока»? Корни путинского ультранационализма

ЛОНДОН — Амбиции президента России Владимира Путина и его безжалостный стиль их достижения во время вторжения на Украину можно проследить, по крайней мере частично, до горстки консервативных российских мыслителей, которые, как и он, заняли видное место в постсоветская нация, пытающаяся найти свою идентичность и помогающая формировать свою идеологию.

«Сейчас вы не можете проникнуть в голову Путина», — сказала Марлен Ларюэль, историк России и политолог из Университета Джорджа Вашингтона. Но «есть история советников, формальных и неформальных, и мыслей, которые окружали его на протяжении многих лет, и вы можете взглянуть на них, чтобы понять его точку зрения».

Оправдывая войну, которую он начал в конце февраля, обвиняя декадентский Запад в попытке подорвать российскую идентичность, границы и безопасность, Путин повторил ключевые идеи евразийства, политической теории 20-го века, которую современные последователи называют Россия не входит ни в Европу, ни в Азию и является врагом возглавляемого США «атлантического» мира.

Давно «имперский народ», русские могут возглавить «мировую империю», согласно трудам одного из самых выдающихся сторонников евразийства, 60-летнего Александра Дугина, которого некоторые называют путинским «Распутиным».

Известно, что Дугин, бывший профессор Московского государственного университета, не встречался и не разговаривал регулярно с Путиным или его ближайшим окружением, хотя и высоко оценил российского лидера. Многие из его ультраправых антисемитских статей слишком радикальны, чтобы даже Кремль мог их публично принять. Но когда ему не удалось добиться значительных официальных политических успехов после распада Советского Союза, Дугин успешно нацелился на получение влияния среди политиков, военных и российской разведки, к которым прислушивается Путин.

Его идеи, развитые в десятках книг и многочисленных выступлениях в российских и западных СМИ, похоже, соответствуют нынешнему настрою Путина, поскольку российский лидер продолжает свое наступление на соседнюю Украину, оставляя города в руинах, тысячи мирных жителей погибают и миллионы бегут, даже когда его наземные силы остаются в тупике.

Трактат писателя 1997 года «Основы геополитики: геополитическое будущее России» временами читается как обзор недавней российской истории, изложенный Путиным сегодня. Украина, говорится в нем, — это «государство, которое не имеет ни геополитического значения, ни особого культурного значения, ни универсального значения, ни географической уникальности, ни этнической исключительности». Она представляет «огромную опасность для всей Евразии и без решения украинской проблемы вообще бессмысленно говорить о континентальной политике».

Подобные мысли в последнее время находят отклик и у американских ультраправых.

Украина – это своего рода концепт. Это даже не страна», — сказал бывший советник Трампа Стивен К. Бэннон 24 февраля, в день, когда Путин начал свое вторжение. Об этом он рассказал в своем подкасте «Военная комната Бэннона». В 2018 году Дугин и Бэннон встретились в Риме и, как сообщается, провели вместе несколько часов.

Дугин, чья книга стала популярной среди российских военных, выступает за новую Российскую империю «от Дублина до Владивостока».

Он считает, что технологии способствуют ложному чувству индивидуализма, и отвергает многие современные европейские правительства как продолжение Америки, вторгающееся в Россию.

Путин задел те же струны в своей предвоенной речи в прошлом месяце, когда он сказал, что США ведут опосредованную войну против российской свободы, которая перешла «красную черту». Украинское правительство было нелегитимным, состояло из неонацистов и угнетало русских, сказал Путин, от имени американской «империи лжи».

Бенджамин Янг, профессор Уайлдерской школы управления и связей с общественностью Университета Содружества Вирджинии, описывает Дугина как человека, чьи «радикальные идеи пронизывают интеллектуальную экосистему российского консерватизма. Его предсказания также оказались пугающе точными в отношении положения России после окончания холодной войны».

«От воинственной оппозиции Путина «глобализму» до вторжения в Украину — его теории совпадают с большей частью действий Кремля».

Как и Путин, сказал Янг, Дугин «хочет вернуться к более консервативному и религиозному мировому порядку, объединяющему православную церковь и государство. Он хочет, чтобы Восточная Европа вернулась в руководимую Москвой Православную Церковь».

Путин заручился поддержкой патриарха Кирилла, главы Русской православной церкви, для участия в военных действиях, причем Кирилл недавно похвалил президента и назвал военную службу на войне «проявлением евангельской любви к ближнему».

Дугин, который в интервью The Times в 2008 году назвал дружественные отношения США с бывшими советскими государствами декларацией «психологической, геополитической, экономической и открытой войны», — не единственный человек, чьи идеи циркулируют среди Путина и его окружения.

Ларюэль из Университета Джорджа Вашингтона описывает российского президента как человека без «единого идеологического источника».

«Есть множество людей, все из которых находятся в окружении Путина, — сказала она, — которые объединились, чтобы поддержать это катастрофическое вторжение».

Сам Путин в прошлом году назвал три источника влияния во время выступления перед клубом «Валдай», известным московским аналитическим центром, отметил Ларюэль. Это были Николай Бердяев, известный русский религиозный философ; Лев Гумилев, эксцентричный этнолог советских времен; и Иван Ильин, эмигрант 20-го века, который был поклонником Бенито Муссолини и Адольфа Гитлера.

Сообщается, что Путин дает задание губернаторам регионов прочитать произведения Гумилева и Ильина. Он почти ничего не говорил о Бердяеве, который, как и другие, хвалил Россию за уникальную роль в истории.

Российский лидер процитировал гумилевскую теорию «пассионарности», которую Ларюэль описал как «живую силу, характерную для каждой группы народов, состоящую из биокосмической энергии и внутренней силы». Выступая чуть больше года назад, Путин сказал, что «верит в пассионарность. … Россия не достигла своего пика. Мы на марше, на марше развития. … У нас есть бесконечный генетический код. Он основан на смешении крови».

Ильин также занимал видное место в окружении Путина. В 2006 году Мичиганский государственный университет, в котором хранились бумаги и рукописи Ильина, заявил, что вернет их в Россию через одного из личных представителей Путина.

«Выступления Путина вдохновлены ильинской идеей строительства Украины противниками России», — сказал Ларюэль.

В своих трудах Ильин описывал Россию как «живой организм» «природы и души», который «нельзя разделить, только расчленить». Его ссылки на Украину всегда были в кавычках, потому что она рассматривалась как часть российского «организма».


Неверное имя пользователя/пароль.

Пожалуйста, проверьте свою электронную почту, чтобы подтвердить и завершить регистрацию.

Используйте форму ниже, чтобы сбросить пароль. Когда вы отправите адрес электронной почты своей учетной записи, мы отправим электронное письмо с кодом сброса.

Адрес электронной почты

Присылайте вопросы/комментарии в редакцию.

подано под:

Россия

Последние статьи

Путин хочет восстановить Российскую империю. Может ли НАТО остановить его без войны?

Труди Рубин.

Переговоры между Соединенными Штатами, Организацией Североатлантического договора (НАТО), европейскими официальными лицами и их российскими коллегами в Женеве являются попыткой подавить военный шантаж Москвы и предотвратить новые попытки Кремля изменить европейские границы с помощью насилия. Переговоры идут плохо.

Поскольку 100 000 российских военнослужащих сосредоточены на границах Украины, российское правительство настаивает на том, чтобы НАТО официально уступило ряду невыполнимых требований, которые фактически вернут Москве контроль над Восточной и Центральной Европой. Команда Байдена и союзники отказались, но предложили продолжить переговоры, чтобы заверить Кремль в том, что НАТО не имеет никаких претензий к миролюбивой России.

Так что ставки в этой геополитической шахматной игре гораздо больше, чем будущее Украины. (Хотя Украина является важным тестовым случаем.) И игра вращается вокруг интуитивного желания Владимира Путина восстановить разделительные линии холодной войны между Востоком и Западом. Он хочет восстановить бывшую советскую сферу влияния, которая простиралась от Центральной Европы до Центральной Азии, и рассматривает эти усилия как восстановление величия России.

«Путин хочет восстановить Российскую империю в качестве своего наследия», — говорит Александр Вершбоу, бывший посол США в России и заместитель генерального секретаря НАТО. «Мы должны выяснить, можно ли его остановить».

Российский лидер, бывший полковник КГБ, никогда не скрывал своих горьких переживаний по поводу распада Советского Союза. Известно, что в своем обращении к нации в 2005 году он сказал: «Распад Советского Союза был величайшей геополитической катастрофой века».

В течение десятилетия, прошедшего после прихода к власти, Путин пытался восстановить определенную степень российского контроля — силой — в теперь уже независимых странах, которые, по его мнению, были несправедливо отторгнуты от исторической территории его страны.

Россия вторглась в Грузию и держит там войска в этнических анклавах, а также в уголке Молдовы. Теперь она имеет эффективный контроль над Беларусью через зависимого от России диктатора. А Путин только что направил в Казахстан 2200 военнослужащих, чтобы помочь другому дружественному России лидеру совершить переворот и расправиться с сотнями демонстрантов.

А еще есть Украина, куда Россия вторглась в 2014 году, аннексировав Крым и установив российских марионеток в Донбассе на востоке Украины. Как всегда в случае с военными угрозами Путина, предлог заключался в том, что он защищал русскоязычных местных жителей от народных «цветных» революций, тайно организованных США и НАТО для свержения пророссийских местных лидеров.

Вздор. Я был в Украине несколько недель после восстания на Майдане в 2014 году, которое привело к поспешному бегству президента Виктора Януковича. Это был настоящий гражданский бунт против низкопоклонства Януковича перед Москвой, отказавшего стране в сближении с Европейским Союзом.

Что касается «защиты» русскоязычных украинцев, то из Москвы были высланы руководители так называемого Донбасского «бунта» 2014 года против киевской власти, разжигавшегося с российской помощью и оружием.

Мотивация Путина тогда, как и сейчас, заключалась в том, чтобы восстановить контроль над Украиной, вернув себе территорию и дестабилизировав ее правительство. Он считает, как писал в прошлом году, что украинцы и русские — «один народ», и что «образование враждебного Москве этнически украинского государства «сравнимо по своим последствиям с применением против нас оружия массового уничтожения».

Тем не менее именно Москва сконцентрировала оружие вдоль границы с Украиной против страны, которая не представляет физической угрозы для России. Это Москва перебросила ракеты в Калининград, российскую провинцию на Балтийском море между двумя странами НАТО. Это Путин делает угрожающие шаги в других странах Европы.

Маловероятно, что НАТО примет Украину в обозримом будущем, и НАТО не будет размещать на Украине наступательные ракеты, как заявляет Россия. «Украинцы понимают, насколько проблематичным является членство в НАТО», — сказал мне Богдан Нагайло, исполняющий обязанности главного редактора Kyiv Post. Но, добавил он, недавние военные действия России убеждают многих украинцев — наряду с нейтральными странами, такими как Финляндия, — в том, что им следует приложить больше усилий для членства.

«Воинственный тон Москвы заставил европейцев осознать [российскую] угрозу, будь то блеф или реальное применение силы», — добавил Нахайло. «Возможно, на этот раз Путин зашел слишком далеко и объединил Запад».

Российские угрозы Украине усилились предупреждениями членов НАТО в Центральной Европе, таких как Польша, об агрессивных инстинктах Путина.

Прекрасный пример подал министр иностранных дел России Сергей Лавров, когда недавно написал в Твиттере: «НАТО превратилось в чисто геополитический проект, направленный на захват территорий, осиротевших в результате распада Организации Варшавского договора и Советского Союза».

Бывший министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский сразу же написал в Твиттере: «Получите это, российское посольство, раз и навсегда… Мы не осиротели из-за вас, потому что вы не были нашим папочкой. Скорее серийный насильник».

Актуальный вопрос, конечно, в том, смогут ли США и союзники по НАТО предотвратить новое нападение России на Украину — и будет ли достаточно ужесточения санкций и отправки в Киев более мощного оборонительного оружия. Русские уже угрожают выйти из обсуждения.

Но первый шаг к жесткому объединенному отпору Путину требует признания его цели: восстановить господство России над бывшими советскими сателлитами, которые стали независимыми. Это необходимое условие для достаточно жесткого ответа, чтобы убедить Путина в том, что цена слишком высока.

Труди Рубин ([email protected]) — обозреватель и член редакционной коллегии Philadelphia Inquirer. Эта статья была распространена контент-агентством Tribune.

Шрифт Signato в честь 100-летия независимости Литвы

Гюнсели Ялчинская | Оставить комментарий

Креативное агентство Folk разработало шрифт к столетию независимости Литвы, взяв за основу рукописный шрифт, использованный при создании декларации о независимости страны в 1918 году.

Сегодня, 16 февраля 2018 года, исполняется 100 лет с тех пор, как Литва с населением почти 3 миллиона человек отделилась от Российской империи.

Он оставался независимым государством до 19 года.40, когда он был оккупирован Советским Союзом. Страна снова обрела свободу в 1991 году и в конечном итоге присоединилась к Европейскому союзу в 2004 году.

Названный Signato, шрифт Folk основан на рукописном документе политика Юргиса Саулиса 1918 года, в котором провозглашается независимость Литвы как современного государства.

Оригинал документа под названием «Акт о восстановлении независимости Литвы» был утерян во время Второй мировой войны и советской оккупации, но недавно был обнаружен в немецких архивах.

«Значение Акта о независимости для народа Литвы неописуемо: наша свобода, закодированная в каждой строке, слове, букве или даже ее кривизне, кодирует нашу свободу», — сказал Игнас Козловас, креативный директор Folk, базирующейся в Литва.

В течение шести месяцев Фолк работал вместе с дизайнером шрифтов Эймантасом Пасконисом над созданием шрифта, состоящего из ряда курсивных букв в каллиграфическом стиле.

В ходе этого процесса буквы из почерка Солиса несколько раз перерисовывались, чтобы создать варианты как букв, так и цифр.

Были также проведены консультации с дополнительными письменными работами Солиса, чтобы компенсировать «пропущенные буквы» в исходном документе.

«Главная задача заключалась в том, чтобы передать общий вид почерка, поскольку написание документа, на который ссылаются, довольно разрушительно, а некоторые буквы написаны и объединены несколькими способами», — сказали дизайнеры.

Всего было создано 450 отдельных символов для достижения эффекта рукописного ввода с использованием комбинации латинского, немецкого и литовского алфавитов.

Signato доступен для загрузки на веб-сайте Font, однако он не предназначен для коммерческого использования, а скорее для «расширения возможностей нации, которая переворачивает еще одну страницу своей истории».

В связи с выпуском шрифта агентство пригласило литовцев со всего мира подписать онлайн-версию Закона о восстановлении независимости с помощью Signato.

После этого робот напишет книгу на Сигнато, в которой будет современное подтверждение действия. Премьер-министр страны Саулюс Сквернялис также решил использовать этот шрифт на весь год.

«Мы хотели извлечь независимость из защищенного стеклом дисплея и передать ее людям, чтобы они могли использовать ее, делиться ею и создавать историю будущего», — сказал Козловас.

«Свобода — это не документ, свобода — это возможность выражать и делиться своими мыслями с другими людьми по всему миру», — пояснил он.

Шрифт

Folk появился через несколько месяцев после того, как графический дизайнер Владан Павлович создал новую визуальную идентичность для Сербии, которая представляет балканскую страну как страну «мира, демократии и терпимости».

Стокгольмская студия Snask выполнила аналогичный проект для Северной Кореи, придав ему мотив сердца, призванный создать «общее чувство принадлежности».

Владан Павлович проводит минимальный ребрендинг Сербии с акцентом на мир и терпимость

Подпишитесь на нашу рассылку

Ваша электронная почта

Dezeen Debate

Наш самый популярный информационный бюллетень, ранее известный как Dezeen Weekly. Рассылается каждый четверг и содержит подборку лучших комментариев читателей и самых обсуждаемых историй. Плюс периодические обновления услуг Dezeen и последние новости.

Новинка! Dezeen Agenda

Рассылается каждый вторник и содержит подборку самых важных новостей. Плюс периодические обновления услуг Dezeen и последние новости.

Dezeen Daily

Ежедневный информационный бюллетень, содержащий последние новости от Dezeen.

Dezeen Jobs

Ежедневные обновления последних вакансий в области дизайна и архитектуры, рекламируемых на Dezeen Jobs. Плюс редкие новости.

Dezeen Awards

Новости о нашей программе Dezeen Awards, включая сроки подачи заявок и объявления. Плюс периодические обновления.

Dezeen Events Guide

Новости от Dezeen Events Guide, справочника, посвященного ведущим событиям, связанным с дизайном, происходящим по всему миру. Плюс периодические обновления.

Мы будем использовать ваш адрес электронной почты только для отправки запрошенных вами информационных бюллетеней. Мы никогда не передадим ваши данные кому-либо еще без вашего согласия. Вы можете отказаться от подписки в любое время, нажав на ссылку отказа от подписки в нижней части каждого письма или написав нам по адресу [email protected].

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *