Русский типографский шрифт. Вопросы истории и практика применения 63

НИКОЛАЯ ГОГОЛЯ.

томъ первый.

1 8 4 2.

Рис. 95. Титульный лист книги Н. В. Гоголя
«Сочинения». Спб., 1842

7) египетский поворотный (египетский
перспективно оттененный).

III. Сложно декоративные:

1) арабеск (узкий с рассеченной засеч¬
кой — часто применялся в петербургских ти¬
пографиях) ;

2) узорчатый на темном грунте (белые
узорчатые буквы на черном фоне).

IV. Кругло-рукописный.

V. Готический.

И тот и другой применялись не только в
титульном наборе, но и в наборе отдельных
текстов художественных произведений.

VI. Чудовище (сверхширокий, английский
и итальянский — совершенно неудобочитае¬
мые) (рис. 89 в).

Из перечисленных шрифтов лучшими мож¬
но считать: египетский оттененный, египет¬
ский матовый, египетский и древний с отсве¬
том.

Высокая техника производства шрифтов
на предприятии Ревильона давала возмож¬
ность изготовлять шрифты по специальному

заказу для оформления определенного изда¬
ния. В предисловии к образцам 1849 года сло¬
волитня Ревильона предлагает заказчикам:
«Особы, желающие иметь новый шрифт по
своему рисунку или вкусу, чтоб печатать свое
издание, могут его у нас заказать и получить
его по цене, объявленной в прейскуранте».

К середине XIX века искусство Ревильона
в техническом отношении совершенствуется,
а в художественном — деградирует. Это пол¬
ностью подтверждают образцы Ревильона 1849
года, значительно дополненные в 1855 году.
Они показывают высокое техническое совер¬
шенство, достигнутое предприятием Ревильо¬
на, и одновременно упадок стиля. В этих об¬

разцах дано собрание политипажей, порядко¬
вый номер которых доходит до 2000. Появля¬
ются шрифты нового рисунка, причем многие
из них как в русском, так и в латинском начер¬
тании нарезаны полным ассортиментом раз¬
меров.

Чтобы обнаружить веяния, характерные
для типографского искусства словолитни Ре¬
вильона последнего периода, начнем с рас¬
смотрения политипажей. В прежних образцах
(1839, 1841, 1842 годов) мы встречаем роман¬
тико-реалистические политипажи, изобража¬
ющие животных, пейзажи с архитектурными
ансамблями и другие сюжеты реалистическо¬

го характера. Среди политипажей были пред¬
метно-объемные инициалы на фоне реалисти¬
ческого пейзажа, разрешенные с перспектив¬
ной глубиной (рис. 90). Такого характера по¬
литипажи можно встретить и в образцах 1849
года. Однако специфическая особенность но¬
вых политипажей — это символические сю¬
жеты, разрешенные плоскостно и окаймлен¬
ные сложной декоративной рамой. Снижение
вкуса ревильоновской словолитни лучше всего
видно в политипажных инициалах, линей¬
ных орнаментах и крайне усложненных рос¬
черках.

Наряду с плоскостной буквой, которая
дана на фоне сложного орнамента, инициал
решается перспективно — в глубину (прямо

или наклонно). В декоративных инициалах
со свисающими вниз виноградными листьями
и в декоративной азбуке (рис. 91) можно уже
обнаружить зародыши декоративной графики
конца XIX века.

Изменение ревильоновского стиля в конце
сороковых годов оказало влияние на измене¬
ние рисунка не только титульных, но и тек¬
стовых шрифтов.

Кроме уже отмеченных обыкновенных и
английских шрифтов, большое распростране¬
ние получают так называемые тонкие, или уз¬
кие, или плотные, обыкновенные, которые
явились прототипом современных обыкновен¬

ных. Текстовой шрифт стали видоизменять

112

илм

УТОПЛЕННИЦА.

ялк

УТОПЛЕННИЦА.

Рис. 96а. Шмуцтитул книги Н. В. Гоголя
«Сочинения». Спб., 1842

за счет сокращения основного штриха. В об¬
разцах Ревильона 1849 года эти шрифты
представлены от кегля 7 до кегля 11. Новые
шрифты вида тонких обыкновенных (они на¬
зывались также просто обыкновенные) были
весьма удобны тем, что благодаря внутрибук-
венному просвету легко поддавались уплотне¬
нию. Это создавало экономию в наборе и тем
самым способствовало распространению
шрифтов в периодической печати, в частности
в газетах.

С пятидесятых годов тонкие обык¬
новенные шрифты широко применялись и в
книгах. Не случайно поэтому в образцах спе¬
циально выделен раздел «Плотные шрифты».

Для образцов 1849 года характерно также
появление в титульных шрифтах узких вари¬
антов, отливавшихся в различных размерах —
от петита до крупных кеглей. Узкий англий¬
ский представлен даже кеглем 200.

Появление разнообразных рисунков шриф¬
тов и наборных украшений в первой половине
XIX века совпало с тем временем, когда вы¬
ходили издания произведений гениев русской

Вржг» его батька эмае! яачхуть
що небудь робыть люди хреще-
ам. то яурдуютцА, курдуютця,
мовъ хорты за лайцоіъ, а все

щось не до шныгу ; ТНЛЬКИ жъ ку-
ды чортъ улдетецця, то верть
хвостыкояъ—так» де виной воз-
метцл ах неба.

I.

ГАННА.

Звонкая пЪсня лилась рѣкою по улицамъ се¬
ла ***. Было то время, когда утомленные днев¬
ными трудами и заботами, парубки и дѣвушки
шумно собирались въ кружокъ, вт> блескѣ чиста-
го вечера, выливать свое веселье въ звуки, все¬
гда неразлучные съ уныньемь. И вечеръ, въчно
задумавшійся, мечтательно обнималъ синее небо,

Рис. 966. Начальная страница книги Н. В. Гоголя
«Сочинения». Спб., 1842

литературы А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя,

М. Ю. Лермонтова.

А. С. Пушкин, как известно, с большой тре¬
бовательностью относился к оформлению сво¬
их изданий. А. А. Сидоров, анализируя офор¬
мление прижизненных изданий А. С. Пушки¬
на, определил принципы, которые легли в ос¬
нову книжного искусства того времени: они
сводятся к точности и краткости, соразмерно¬
сти и сообразности [249, с. 246]. Эти принци¬
пы отражали стиль классицизма в оформлении
русской книги.

Несмотря на то, что прижизненные изда¬
ния Пушкина выходили в разных типографи¬
ях (Петербурга — в Департаменте народного
просвещения, у Греча, Смирдина и других,
Москвы — у Августа Семёна), они оформля¬

лись в основном строго и просто Г Титульные

1 См.: «Руслан и Людмила», тип. Греча, СПБ.,
1820; «Евгений Онегин», тип. Департамента народно¬
го просвещения, Спб., 1825; «Борис Годунов», в той
же типографии, Спб., 1831.

8 А. Г. Шицгал

113

дизайнеры критикуют низкий уровень типографики на ЧМ-2018

Пока миллионы людей наслаждаются интригой Чемпионата мира по футболу, в профессиональном сообществе шрифтовых дизайнеров растёт возмущение низким уровнем типографики мундиаля. Чтобы разобраться в этой ситуации и понять, откуда взялась такая проблема и существуют ли способы её решения, Илья Рудерман взял интервью у Дино дос Сантоса (Dino dos Santos), соавтора шрифта Dusha, и Кристофа Кеберлина (Christoph Koeberlin), шрифтового дизайнера и одного из критиков типографики Чемпионата.

Типографика ЧМ-2018 складывается из двух частей: типографика самого Чемпионата и типографика экипировки футболистов, которая у каждой команды своя и определяется концепцией спонсоров, поделивших между собой все сборные мира.

За глобальную айдентику Чемпионата отвечает португальское брендинговое агентство Brandia Central, оно победило в конкурсе и представило свою графическую концепцию ещё в 2014 году. Вскоре разразился и первый скандал: символика Чемпионата в России оказалась слишком похожа на символику предыдущего бразильского Чемпионата. Агентство тогда упрекали в самоплагиате, а профессионалы обращали внимание на невысокий уровень графики в целом.

Шрифт Dusha

В том же 2014-м, одновременно с символикой, Brandia Central представило и концепцию фирменного шрифта ЧМ-2018 — Dusha. Шрифт тут же раскритиковали, однако все рассчитывали, что за четыре года агентство его доработает и финальная версия окажется на порядок лучше. Этого, увы, не произошло. Илья Рудерман поговорил с португальским дизайнером Дино дос Сантосом о том, как проект выглядел изнутри.

Илья Рудерман: Привет, Дино. Не мог бы ты рассказать, как вы получили этот проект в работу и что произошло?

Дино дос Сантос: Меня попросили принять участие в проекте по разработке типографики для чемпионата мира в России ещё в 2014 году. В начале работы нам выдали эскизы основного комплекта знаков, утверждённые ФИФА и Комитетом по подготовке и проведению чемпионата мира.

Цифры шрифта Dusha с комментариями type.today, подсвечивающими нелогичности и спорные моменты

ИР: И эти эскизы подготовило агентство?

ДС: Да, их разработали в агентстве, мы не имели к ним отношения. Мы не отрисовывали буквы — нам просто показали векторные файлы Adobe Illustrator и спросили: «Можно ли сделать из них шрифт?» Мы ответили, что можно. Проектом занималась португальская студия Brandia Central — одно из крупнейших в стране дизайнерских бюро, известное даже широкой публике: оно разрабатывало графический дизайн для крупных государственных учреждений, корпораций и инициатив по всему миру. Впоследствии студия попросту исчезла. Даже юридического лица не осталось.

До того как они связались с нами в 2014 году, мы с ними ни разу не работали. Позднее у нас был ещё один совместный проект, Dubai 2020, для всемирной выставки Экспо-2020 в Дубае. Но это была совсем другая история.

Для чемпионата мира у Brandia Central были заготовлены первоначальные эскизы. Они нарисовали логотип, вдохновлённый советским спутником и научной фантастикой о межзвёздных путешествиях — Кубок мира с иллюминаторами, звёздами и прочей ерундой. Когда они к нам обратились, они уже чётко понимали, какой шрифт им нужен. От нас требовалось только добиться единообразия эскизов, где были некоторые внутренние расхождения. Буквы были следующим этапом. Увидев первую букву, я тут же спросил: «А можно это как-то поменять?» Они ответили: «Нет, нельзя. Всё уже утвердили. Россия-2018 будет выглядеть именно так, и буквы будут именно такими. Нам просто нужно единообразие, особенно в латинских и кириллических комплектах знаков».

Прописные латиницы шрифта Dusha с комментариями type.today, подсвечивающими нелогичности и спорные моменты

ИР: Ты помнишь, сколько знаков было отрисовано изначально? Полагаю, не все…

ДС: Нет, не все, но большинство знаков нам предоставили в конечном виде. От нас требовалось только преобразовать их в рабочий шрифт. У них в студии была молодая девушка из России, которую они представляли как эксперта. Она отвечала за создание ряда кириллических букв для типографики чемпионата мира. Мы просто расширили комплект знаков, добавив западноевропейских глифов, и добились равновесия между имеющимися латинскими и кириллическими знаками.

Прописные кириллицы шрифта Dusha с комментариями type.today, подсвечивающими нелогичности и спорные моменты

ИР: Иными словами, они наняли вас для выпуска готового шрифта, предоставив собственноручно разработанные графические элементы.

ДС: Да, всю графику они нам передали в формате файлов Illustrator.

ИР: И свободы менять вид шрифта у тебя не было, равно как и возможности пригласить специалиста по кириллице?

ДС: Это было исключено — они сказали, что эскизы создавались под контролем их собственного эксперта по кириллице.

ИР: Теперь стало гораздо понятнее, как этот шрифт появился на свет. А что ты сам про него думаешь?

ДС: Когда я его увидел, моей первой мыслью было: «Чёрт, и что же теперь делать?» Но решил на ней не зацикливаться, ведь мы, шрифтовые дизайнеры, знаем, что иногда шрифт становится интереснее в процессе его использования, и этот конкретный шрифт со временем приобретёт огромную значимость — его увидит множество людей, он будет восприниматься как корпоративный шрифт чемпионата мира в России. Да, я подумал, что всё это как-то странно и непонятно, и решил немного поработать с этим шрифтом — исключительно по собственной инициативе, ведь я был в этом проекте только исполнителем, отвечал за чисто технические задачи — преобразовать готовую графику в шрифт, выверить пробелы и добиться единообразия знаков, чтобы готовый продукт практически не отличался от эскизов, а внесённые нами изменения не бросались в глаза. Не скажу, кстати, что нам это полностью удалось.

Строчные латиницы и кириллицы шрифта Dusha с комментариями type.today, подсвечивающими нелогичности и спорные моменты

Что я думаю об этом шрифте? Сам бы я никогда не стал делать такой шрифт. Я полагал, что его будут использовать не как основной текстовый шрифт, а скорее в декоративных целях. Когда я впервые увидел его, кажется в прошлом году, в материалах о Лиге чемпионов Кубка Америки, Азиатской конфедерации футбола, УЕФА и прочих турнирах, о победителях предыдущего чемпионата мира и так далее, я думал, что шрифт буду использовать для надписей типа «Санкт-Петербург» и «Москва».

ИР: Для заголовков.

ДС: Да. Я и представить не мог, что им будут писать названия команд мелким кеглем, ведь заглавная А, например, не очень хорошо читается, а латинские K и R слишком похожи. Я и сам сделал такую ошибку лет 18 назад при создании брендового шрифта, поэтому сразу обратил на это внимание и понял, что ничего хорошего из этого не выйдет. Не знаю, на что они рассчитывали. Так что я вынужден признать, что латиница не на высоте. И недостатки латинских знаков отразились позднее и в кириллических буквах. Не знаю, с чего они начинали разработку — с латиницы или с кириллицы. В кириллическом комплекте знаков, мне кажется, есть отсылки к кириллическим шрифтам конца XIX века. Однако с этим шрифтом ничего нельзя сказать наверняка.

Сравнение некоторых особенно спорных кириллических знаков шрифта Dusha и шрифта RIA Super Display Serif

ИР: И последний вопрос, чтобы внести полную ясность. Тебе и латинский комплект знаков не понравился, и насчёт кириллического были сомнения. Ты озвучил свои опасения агентству, а они просто проигнорировали их?

ДС: Мы вообще ничего не могли поменять: всё уже утвердили. Поэтому пришлось работать с тем, что есть. Я видел, что утверждённый вариант никуда не годится, и думал, как бы мне его слегка улучшить, да так, чтобы они не заметили, что я изменил каждый знак. Так что шрифт, который вы сейчас видите, — это ещё полбеды. Он вам кажется чудовищным только потому, что вам не с чем сравнивать — вы эскизов, утверждённых Советом FIFA, не видели, а это было странное, очень странное зрелище. Это был кошмар дизайнера, когда от вас ждут творческого подхода, но в жёстко очерченных рамках — ни шагу вправо или влево. Нужно было привести шрифт в читабельный вид, оставив графику без изменений.


Теперь понятно, что шрифт Dusha был обречён с самого начала. Когда шрифтовой эксперт не включён ни в одну стадию процесса, кроме завершающей, когда качество шрифта не интересует никого из участников проекта — ничего хорошего не получится. В европейских брендинговых агентствах существует несколько заблуждений: первое — графику шрифта может придумать любой графический дизайнер, а шрифтовой дизайнер нужен лишь для того, чтобы из вектора букв, нарисованных в Adobe Illustrator, собрать работающий шрифт. Второе заблуждение — для отрисовки кириллической части шрифта можно пригласить любого русскоязычного человека. Оба заблуждения опасны. Российские компании не впервые получают некачественную кириллицу, но это тема отдельного разговора.

Сейчас же, заканчивая обсуждение шрифта Dusha, мы просто сформулируем нашу позицию. Графика шрифта Dushа основана на очень далёких от России, если вообще связанных с ней стилистиках — каролингском минускуле и унциальном письме. Каролингский минускул никогда не имел никакого отношения к кириллице, с унциала, как принято считать, началось развитие уставного письма. Ни тот, ни другой в XXI веке не ассоциируется с кириллической типографикой. Авторы с самого начала промахнулись. В дальнейшем проблемы накапливались и росли как снежный ком: спорная латинская часть, которая позволяет максимум дисплейный крупнокегельный набор, была небрежно, непродуманно расширена неудачной кириллической частью, где допущены промахи в пропорциях знаков и очевидно непонимание конструкций и логики контраста. Если для латинской части аудитории шрифт выглядит спорным, то для кириллической — откровенно ужасным.

Типографика на экипировке футболистов

С точки зрения типографики телевизионная картинка состоит из двух слоёв: первый, глобальную айдентику ЧМ-2018, мы уже обсудили — за неё отвечает шрифт Dusha. Второй, типографика на майках футболистов, гораздо более вариативен. Дело в том, за дизайн экипировки отвечает не FIFA, а спонсоры. Все команды поделены между спортивными корпорациями: Adidas, Nike, Puma и др. Людям непосвящённым масштаб бизнеса, построенного на спонсорстве и экипировке, может быть неочевиден, но он действительно огромен — достаточно посмотреть, например, на спонсорский список одного только Adidas.

Распределение сборных по спонсорам

Больше всего команд на этом Чемпионате спонсирует Adidas. Их двенадцать: Аргентина, Бельгия, Германия, Египет, Иран, Испания, Колумбия, Марокко, Мексика, Россия, Швеция, Япония.

Nike спонсирует десять команд: Австралия, Англия, Бразилия, Нигерия, Польша, Португалия, Саудовская Аравия, Франция, Хорватия, Южная Корея.

Шрифтовая концепция Nike

Puma, которая обычно поддерживает сборную Италии, на этот раз ограничила своё спонсорство четырьмя командами: Сенегал, Сербия, Уругвай и Швейцария.

New Balance спонсирует две команды: Панама и Коста-Рика.

Шрифт униформы New Balance команд Панамы и Коста-рики

Компания Umbro’s Double Diamond поддерживает команду Перу.

Ещё у трёх сборных есть свои собственные спонсоры: Erreà — Исландия, Hummel — Дания, Uhlsport — Тунис.

Шрифт униформы Erreà команды сборной Исландии

Шрифт униформы Uhlsport команды сборной Туниса

Шрифт униформы Hummel команды сборной Дании

Именно поставщик экипировки отвечает за дизайн футболок, за цвета, стиль и, что для нас особенно важно, за выбор шрифта. У каждой компании разные типографические стратегии и отношение к шрифту. Так, например, компания Adidas к каждому Чемпионату разрабатывает один общий для всех команд шрифт — для ЧМ-2018 это «палочный» шрифт, вдохновлённый русским конструктивизмом. У Nike другая стратегия. Ещё недавно для экипировки большинства команд использовался базовый шрифт — ITC AvantGarde Gothic, а для некоторых команд были заказаны собственные шрифты, иногда у известных дизайнеров. Так, экипировка сборной Голландии была оформлена великим Вимом Крауэлом (Wim Crouwel), а над шрифтом для сборной Англии работал сам Невилл Броуди (Neville Brody). К сожалению этот концепт был заменён на новые шрифты.

Мы обсудили типографику экипировки сборных с Кристофом Кеберлином, который запустил в твиттере (@sportsfonts_com) волну недоумения по поводу качества шрифтов на футболках Чемпионата мира.

Илья Рудерман: Привет, Кристоф. Возможно, именно ты начал дискуссию о шрифтах спонсоров чемпионата — самые спорные были у Adidas и у Puma, но и у дизайна Nike был ряд проблем. Мы знаем, что спонсоры отвечают за всю экипировку футболистов, но как дизайнер с большим опытом разработки айдентики я понимаю, что отдать весь дизайн формы на откуп спонсорам — спорное решение. Ведь тогда получается, что команды делятся на несколько групп, у каждой из которых свой дизайн. Кажется, гораздо разумнее было начать с разработки единой, основополагающей айдентики чемпионата мира с более выверенным и взвешенным дизайном, который устроил бы всех. Что ты думаешь об этом? Может быть, тебе известно, как проходит процедура выбора или создания шрифтов для сборных? Насколько я понимаю, ты не просто интересуешься шрифтами для экипировки, у тебя есть сайт, который называется sportsfonts. com.

Кристоф Кеберлин: Да, думаю, сначала будет правильно рассказать как раз об этом проекте, чтобы обозначить мою позицию. Я люблю футбол и люблю шрифты, почему бы не найти, где эти вселенные пересекаются. Ведь, с одной стороны, шрифты помогают различать команды. Достаточно одного взгляда на номер футболиста, чтобы понять, из какой он команды, — и это здорово. Но с другой стороны, большинство шрифтов, которые используются для формы, — низкого качества. И я подумал: «Давайте попробуем создать что-нибудь получше и показать, почему важно качество шрифта и каких ошибок нужно избегать».

Для меня это был сторонний проект, которому я не уделял много времени. Разве что разработал один шрифт на продажу, Winner, классический спортивный вариант. Почему-то в такой широкой сфере применения, как спорт, не было ни одного семейства шрифтов — от узкого до широкого, от тонкого до жирного начертаний. И я создал Winner. Потом разработал шрифт для своего любимого футбольного клуба, за который болел ещё ребёнком. У меня к этому проекту особое отношение, но он не был коммерческим — увидеть эти номера на форме любимой команды было моей мечтой. И они мне очень нравятся.

Так что опыта работы с производителями экипировки у меня нет. Но есть соображения на этот счёт. Думаю, что шрифты бывают двух типов: разработанные для команды и разработанные для конкретного производителя. Кажется, Adidas обеспечивает экипировкой 12 сборных, Puma обычно четыре, а Nike отвечает за базовый шрифт. У Nike кроме базового шрифта есть ещё пять или шесть специальных; кроме того, они предлагают уникальные шрифты для известных сборных, таких как Франция, Бразилия и Португалия. Так вот базовый шрифт у Nike в порядке, а вот специальные шрифты, если взглянуть на сборную Бразилии, например, сделаны совершенно непрофессионально.

Шрифт на экипировке всех команд, спонсируемых Adidas

И у Adidas, и у Puma шрифт отвратительный, но последний, кажется, ещё хуже, когда понимаешь, что он сделан не для этого Чемпионата мира, а для всех команд Puma в следующем сезоне. Нам ещё целый год на него смотреть на форме самых разных команд — вот где настоящий ужас. Я просто понять не могу, как так получается, — они же понимают, что этот шрифт будет практически на каждой футболке, а значит, он должен быть качественным, так? А они выбрали полную чушь.

Шрифт на экипировке всех команд, спонсируемых Puma

Завершая свою мысль, скажу, что в целом ситуация непонятная, поскольку носить форму с номерами, которые ассоциируют команду с определённым производителем, — не в интересах команды, неважно, сборная это или клуб. Единственные, кто выигрывает при таком раскладе, это производители. Однако качество их типографики оставляет желать лучшего.

ИР: Рынок шрифтов на заказ довольно большой. Мы с тобой и наши коллеги нередко сотрудничаем с брендинговыми агентствами или крупными компаниями в самых разных проектах. Так почему это работает где угодно, кроме спорта? Механизм прекрасно отлажен во всех остальных сферах — премиальные бренды, мода, журналы. А вот клиенты из мира спорта попадаются очень редко. Я могу вспомнить только пару случаев: например, ребрендинг NBA с кастомной версией шрифта Action от Commercial Type. В остальном шрифты, которые используют в спорте, в большинстве своём созданы графическими дизайнерами брендинговых агентств без опыта шрифтового дизайна. Как так получилось?

Масштабный ребрендинг NBA с использованием шрифта Action (Commercial Type) Эрика ван Блокланда

КК: Понятия не имею. Но знаю несколько обратных примеров. У Тала Леминга (Tal Leming) был прекрасный проект для сборной США. Прекрасный шрифт, отличная документация — все понимают, почему важно использовать на форме правильный шрифт.

История Тала Леминга о проекте шрифта для сборной США

Commercial Type делали леттеринг для Puma, кажется, для Чемпионата мира — 2010. Прекрасный был шрифт.

В 2010 году Пол Барнс разработал леттеринг для Чемпионата Африки

Зачем производители решили вернуться к дилетантской типографике, непонятно. Ведь сразу видно, что шрифт делал непрофессионал. Я разделяю ваше недоумение по этому поводу, но ответа, почему так происходит и шрифты на заказ в спорте делают только по особым случаям, у меня нет. Отчасти именно поэтому я запустил свой проект sportsfonts.com.

ИР: Чтобы привлечь внимание к подобным проблемам?

Твит Кристофа, запустивший волну обсуждений

КК: Ты ведь видел мой твит, который, собрал где-то 18 тысяч лайков. Людей это и правда волнует, понимаешь? Они видят, что проблема существует. И мне было очень интересно увидеть общественную реакцию, ведь мой твит перепечатали газеты и тоже задались вопросом, а что же, собственно, не так с номерами? За комментарием обратились к пиарщику из Adidas, и ему пришлось объяснять, почему номера выглядят именно так. Я написал ему письмо, и он мне перезвонил. Очень вежливый парень, поблагодарил за внимание к компании. Мы посмеялись. Напоследок я сказал: «Если понадобится помощь — обращайтесь». Он передал мои контакты в отдел дизайна, но, как я и думал, со мной никто не связался. Может, дизайнеры производителей считают, что им и шрифтовой дизайн по плечу? Я правда не знаю.

ИР: Вернёмся к типографике ЧМ-2018, события мирового масштаба, которое идёт прямо сейчас на глазах у миллионов людей. Есть два варианта, и непонятно, какой из них лучше: единообразие шрифтов и типографики или ярко выраженный, запоминающийся дизайн каждой сборной. Интересно, как бы смотрелась сборная Испании в форме с испанской типографикой бок о бок с российскими игроками с русской типографикой? Если отказаться от стандарта, можно прийти к визуально выразительному пространству, в котором у каждой страны будет узнаваемый дизайн, — и достаточно будет взглянуть на номер, чтобы понять, чья сборная. Разумеется, спонсоров тоже можно понять: они платят деньги и поддерживают команду, однако с точки зрения шрифтов и типографики крайне важно, чтобы номера на форме легко читались: 17 или 77? Конечно, в футболе номер 77 на форме встречается редко, и всё же.

Мне кажется, дизайнеры, участвуй мы в подготовке подобных событий, могли бы привнести в них множество различных стилей и идей. Такое сотрудничество пошло бы на пользу всему типографическому сообществу, а результаты имели бы художественную ценность — если бы, конечно, кто-то подумал об этом заранее. Стоило только сказать: «Мы отвечаем за весь дизайн, кроме шрифтов, кроме типографики» — и создать всего один крохотный комитет для разработки особой, уникальной типографики ЧМ.

На Чемпионате представлено множество языков, и если в латинице и кириллице мы ориентируемся, то представить, как эти шрифты будут выглядеть, например, для китайцев, которые могут увидеть в «палочных» буквах, вдохновлённых русским конструктивизмом, что-то совершенно другое. Пара расположенных рядом букв может напоминать иероглиф или какой-нибудь другой символ. Так что упрощённые формы опасны.

Эти рассуждения не ведут к конкретному вопросу — я просто пытаюсь представить альтернативу нынешнему положению дел, которое меня не устраивает. Но свою позицию могу сформулировать так: «Ребята, давайте возьмём это на себя, ведь мы не единственные, кому не нравится типографика Чемпионата. Да, мы профессионалы. Но есть и обычные зрители, которые не могут прочитать номер или имя на футболке игрока или просто понимают, что шрифт никуда не годится».

КК: Именно поэтому меня так порадовал отклик на мой твит. Раньше мне не удавалось привлечь такую аудиторию. Я понял, что попал в больную точку, и производителям формы ещё только предстоит оценить масштаб проблемы. Возможно, они посмотрят на неё более внимательно и поймут, что создание номеров не по плечу дизайнеру экипировки — этим должен заниматься профессиональный шрифтовик.

И если на Чемпионате мира сейчас собственные шрифты есть у поставщиков экипировки и у отдельных сборных, то в Англии и Испании, например, есть такое понятие, как шрифт лиги, — спонсоры, предоставляющие форму клубам, должны использовать соответствующую типографику. Система довольно интересная, и на этом ЧМ я впервые осознал, что проблема не только в шрифте Adidas. Почти все шрифты ужасные.

Мне нравится твоя идея о том, что нужен альтернативный подход. Возможно, стоит разработать единый шрифт ЧМ или несколько…

ИР: Даже если шрифт будет один, возможны вариации. Мы ведь знаем, что даже один шрифт может иметь в себе массу возможностей. Можно разработать систему начертаний под разные континенты и сборные.

КК: Интересная мысль, потому что использовать всего один шрифт в одном начертании для всех команд довольно скучно. Единообразие типографики — это бесспорный плюс, но получится тоскливо. Мне очень нравится идея, что страну сборной можно будет определить по сочетанию номеров и цветов. Поэтому твоя концепция мне кажется разумной — не отдавать дизайн экипировки на откуп производителям, но и не навязывать всем единый шрифт, а вместо этого создать комитет, отвечающий за типографику на футболках чемпионата. Попробовать сделать шрифт, который, во-первых, легко читается, а во-вторых, ассоциируется со странами, которые участвуют в Чемпионате. В целом может получиться довольно неплохо.

египетский шрифт клипарты, векторные изображения и иллюстрации египетский шрифт

Алфавит и цифры красивым шрифтом. ПРЕМИУМ

Трафаретный алфавит векторный шрифт. буквы и цифры современного типа. векторный шрифт для вашего дизайна. ПРЕМИУМ

Богато украшенный шрифт без засечек и лозунги. дизайн букв и цифр для логотипа, этикетки и названия. печать на черном фонеPREMIUM

Шрифт с засечками в спортивном стиле с потертой фактурой. кириллицаPREMIUM

Декоративный шрифт без засечек со скругленными углами. шаблон этикетки для закусочной. буквы и цифры для дизайна значков и эмблем. цветная печать на белом фонеPREMIUM

Векторный алфавит, просто шрифт алфавитаPREMIUM

Абстрактный алфавит набор шрифтов векторная иллюстрацияPREMIUM

Деревянная эмблема для магазина органических и экологических продуктов. векторный набор букв и цифр PREMIUM

Бумажный шрифт. векторный алфавит со складывающимися буквами. PREMIUM

Символ глаза ЕгиптаPREMIUM

Латинский алфавит. геометрический шрифт в милом эскизе 3d style.PREMIUM

Ретро пропагандистский пиксельный квадратный векторный шрифт с прописными буквами, цифрами и знакамиPREMIUM

Современный дизайн шрифта, сдвинутый стиль алфавита, букв и цифрPREMIUM

Вектор стилизованного современного шрифта и алфавитаPREMIUM

Путешествие в египетские иконы, египетские боги и достопримечательности страны. изолированный вектор ра и анубис, собака и кошка, сокол и аист. великие пирамиды на древнем музее редкостей и символов древностейПРЕМИУМ

Древние египетские иконы египетского туристического векторного дизайна. ПРЕМИУМ

Декоративный кириллический расширенный шрифт с засечками в стиле ретро. буквы и цифры с винтажной текстурой для дизайна логотипа и этикетки. белый принт на черном фонеPREMIUM

Неопрятный алфавитный шрифт. старинные рукописные буквы, цифры и знаки препинания для дизайна этикетки, значка или эмблемы. верхний и нижний регистр. фондовый векторный машинописный текст для вашего типографического дизайна. ПРЕМИУМ

Быстрая сильная футуристическая буква алфавита. векторный шрифт. латинские буквы.ПРЕМИУМ

Абстрактный современный дизайн шрифта, модные буквы алфавита и цифры. PREMIUM

Ретро компьютерный шрифт. старый компьютерный алфавит.PREMIUM

Пиксельные буквы, большой набор прописных и строчных букв. древний египет фараон история культура и мифология символ достопримечательности египта осмотр достопримечательностей и туризмPREMIUM

Коллекция икон ЕгиптаPREMIUM

Элегантный буквенный шрифт. типография роскошные классические шрифты с засечками декоративные винтажные ретро премиум векторПРЕМИУМ

Мультяшный цвет египетские иероглифы концепция доски. vectorPREMIUM

Элемент египетского цветочного дизайна на бежевом гранж-фоне. духовность, оккультизм, химия, цветочная татуировка. ПРЕМИУМ

Стиль шрифта 3d линия черный шаблон дизайна векторПРЕМИУМ

Линейный шрифт. минималистичный алфавит с тонкими линиями. flat stylePREMIUM

Концепция диаграммы зрения в очках. эпс8. RGB. глобальный цвет. градиенты бесплатно.ПРЕМИУМ

Белый 3d плоский теневой шрифт или шаблон дизайна с текстовым эффектомPREMIUM

Вектор стилизованного современного абстрактного дизайна алфавитаPREMIUM

Оранжево-синий английский и русский алфавит с цифрами и знаками валюты. шрифт отображения трафарета. название на английском и русском языках — печать.PREMIUM

Набор классных сокращенных прописных букв английского алфавита.PREMIUM

Богемия винтажный 3d векторный алфавит. ретро жирный шрифт, шрифт. стилизованные надписи в стиле поп-арт. Буквы в стиле старой школы, цифры, набор символов. 90s, 80s Creative Typeset Design TemplatePREMIUM

Шрифт в современном стиле, буквы алфавита и цифрыPREMIUM

Архитектурный шрифт Blueprint. заглавные буквы алфавита с засечками. Эскиз векторного плана дизайна background.PREMIUM

Вектор стилизованного современного шрифта и алфавитаPREMIUM

Игра футуризм алфавит. техно серебряный шрифт с свечением. тип киберспорта для современного футуристического логотипа, заголовка, монограммы, надписей на видеоиграх и типографики. космические буквы, векторный типографский дизайнPREMIUM

Жирный шрифт без засечек в стиле ретро. черный шрифт на светлом фоне. PREMIUM

Векторный рисованный символ Египта. туристическая иллюстрация знаков арабской республики египет. рисованной надписи иллюстрации.ПРЕМИУМ

Типографика шрифта алфавит буква графический дизайнПРЕМИУМ

Набор алфавитов шрифта букв и цифр современный абстрактный контур 3d концепция дизайна с линиями векторные иллюстрацииПРЕМИУМ

Трафаретная пластина шрифт без засечек в стиле милитари. буквы и цифры для логотипа и эмблемы. печать на белом фонеPREMIUM

Алфавит и цифры Avenue с белым контуром и серой тенью. городской дисплейный шрифт. вектор изолированный английский алфавит. ПРЕМИУМ

Набор высоких векторных прописных букв английского алфавита в стиле фанк изолирован, лучше всего подходит для использования в дизайне логотипа для объявления карнавала. ПРЕМИУМ

Алфавитные шрифты и цифры. почерк модное буквенное слово на русском языке с цифрами. кириллическая каллиграфическая надпись белыми чернилами. векторная иллюстрацияПРЕМИУМ

3d современный шрифт. белый современный линейный алфавит и 3d шрифт. жирные заглавные ретро-буквы с фасеткой. шрифт, типографика строчные буквы латинского шрифта. нарисованный от руки современный шрифт для заголовка. векторная иллюстрацияПРЕМИУМ

Вектор стилизованного дополнительного алфавита и шрифтаPREMIUM

Стилизованный шрифт аватара алфавита vectorPREMIUM

Господь ганеша для ганеша чатурти с сообщением на хинди, означающим ганапатиPREMIUM

Трафаретный шрифт с засечками в стиле милитари. буквы с потрепанной текстурой. печать на черном фонеPREMIUM

Винтажный декоративный шрифт с дизайном этикетки и фоновым рисунком.PREMIUM

Объемный геометрический алфавитный шрифт. буквы, цифры и символы.ПРЕМИУМ

Набор алфавитов шрифта букв и цифр современного абстрактного дизайна с линиями векторной иллюстрации. ПРЕМИУМ

Вектор стилизованного современного шрифта и алфавита. классические шрифты типографики с золотыми буквами, обычные прописные буквы и цифры. векторная иллюстрацияPREMIUM

Ручной рисованный каллиграфический векторный шрифт. бедствие милая текстура. современная золотая каллиграфия. abc милая типография латинский алфавит. ПРЕМИУМ

Футуристический минималистский дизайн шрифта дисплея, алфавит, шрифт, буквы и цифры, типографика. ПРЕМИУМ

Нарезанный шрифт. оригинальный ломтик шрифта для рекламы, логотипа, этикеток. типографское искажение шрифта. векторная иллюстрацияPREMIUM

Значок египетского иероглифа. линейная простая иллюстрация элемента. египетский иероглиф концепция контура символа дизайн, векторная иллюстрация логотипа. может использоваться для Интернета и мобильных устройств. PREMIUM

Винтажный готический шрифт с теневой векторной иллюстрацией. уникальные декоративные черные заглавные и строчные каллиграфические буквы алфавита, цифры, символы и знаки на белом фоне. латинский средневековый стильPREMIUM

Шрифт печатной платы. цифровые буквы и цифры в стиле хай-тек. с мумией и текстовыми пирамидами гизаPREMIUM

Алфавит из точеного блока, фацетный темный шрифт, скошенные буквы и цифрыPREMIUM

Удивительный алфавит Баухауза. современный футуристический шрифт, буквы в стиле техно. строчные, прописные и цифры, заголовок, монограмма, буквы и типографика. векторный типографский дизайнPREMIUM

Оригинальный шаблон почтовой марки с древними египетскими пирамидами и большим красным солнцем. известная архитектурная достопримечательность. концепция путешествия. векторная иллюстрация в плоском стиле, изолированная на синем фоне. PREMIUM

Алфавитный набор иллюстрации белый на черном фоне vectorPREMIUM

Креативный современный алфавит. минимальный шрифт. векторная иллюстрация.PREMIUM

Векторный набор иконок с грузинскими шрифтами и тремя системами письма грузинского языка для вашего проектаPREMIUM

Белый округлый шрифт, алфавит в городском стиле, прописные и строчные латинские буквы от a до z и арабские цифры от до 9 , векторная иллюстрация 10epsPREMIUM

L p начальная буква логотипа векторный шаблон, графический символ алфавита для фирменного стиляPREMIUM

Абстрактный алфавит шрифта моды. минимальные современные городские шрифты для логотипа, бренда и т. д. типографский шрифт прописные строчные буквы и цифры. векторная иллюстрацияPREMIUM

Векторная иллюстрация символы древнего египта египетские боги анубис и гор, а также маска фараона тутанхамона.PREMIUM

Вдохновляющие рукописные буквы кистью египет. векторная иллюстрация каллиграфии на белом фоне. типография для баннеров, значков, открыток, футболок, принтов, постеров. ПРЕМИУМ

Набор алфавитов шрифтов букв и цифр современный абстрактный дизайн с линиями векторной иллюстрацииPREMIUM

Астро стилизованный современный шрифт и алфавитPREMIUM

Эмблема в стиле стикера для автомагазина или клуба. векторный набор букв и цифрPREMIUM

Высокий черный шрифт, сжатый высокий сверхжирный алфавит, модные прописные латинские буквы от a до z и арабские цифры от до 9 для вашего дизайнаPREMIUM

Сделано с любовью. два шрифта, для вашего дизайна, один каллиграфический почерк, второй гротескный набросок.ПРЕМИУМ

Оранжевый современный свет с белым 3d эффектом шрифта или дизайном стилей текстаPREMIUM

Вектор современного абстрактного дизайна алфавита прописными буквами, строчными буквами, цифрами и символамиPREMIUM

Шрифт Arigato с лигатурамиPREMIUM

Набор декоративных алфавитовPREMIUM

Цветной скос винтажного шрифта плакат с алфавитом на черный фон вектор illustrationPREMIUM

Гранж бедствия шрифт. современные буквы чернил сухой кистью. рукописный алфавит. векторная иллюстрация.ПРЕМИУМ

Древнеегипетский векторный плакат с розеттским камнем с иероглифическими надписями, тот, бог с головой ибиса, символ анкха и амулет жука-скарабея. археологическая выставка или туристический гранж-плакатPREMIUM

Векторная коллекция модных современных строчных букв алфавита. классический жирный округлый шрифт, для создания логотипа можно использовать шрифт от а до я. выполнена с полосатым декором.ПРЕМИУМ

Древнеегипетское искусство. иллюстрация египта. Набор иконок исторического артефакта пирамиды фараона. мумия, скарабей бога ра, анкх, статуя коровы, глаз ваджета, ваза. старые символы культуры. мультяшный мифологический дизайнPREMIUM

Векторный золотой шрифт без засечек. кириллические буквы и цифры для оформления логотипа и заголовков. цветная печать на фоне светлой охры. PREMIUM

Каменная доска или глиняная табличка с изображением бога с головой сокола и египетскими иероглифами. древний объект для записи хранения информации, графический пользовательский интерфейс для игрового дизайнаPREMIUM

Белый шрифт и алфавит. изолированные на черном фонеPREMIUM

Векторные прописные буквы современного поп-алфавита, набор abc. округлый жирный ретро-шрифт, машинопись можно использовать в художественном творчестве. выполнен плавными линиями.ПРЕМИУМ

Оригинальный полый шрифт без засечек. кириллические буквы и цифры для оформления эмблемы. изолированные на белом фонеPREMIUM

Египет планировал поставить тысячи ракет в Россию на фоне войны на Украине — отчет

Утечка разведданных США указывает на то, что Каир пытался экспортировать 40 000 ракет и другое оборудование; Сисси поручил министру предоставить оружие, но «избежать проблем с Западом»

Авторы: ToI Staff и AP 11 апреля 2023 г., 8:13 Изменить

На этом архивном снимке, сделанном во вторник, 12 августа 2014 г., президент России Владимир Путин (слева) и президент Египта Абдель-Фаттах ас-Сиси посещают ракетный крейсер «Москва» на российском черноморском курорте Сочи, Россия.

(Алексей Дружинин/Sputnik, Кремлевский бассейн, фото через AP)

Египет, главный союзник США и получатель американской военной и экономической помощи, готовился тайно поставить России тысячи ракет для ее продолжающейся войны на Украине, согласно просочившемуся сверхсекретному документу Пентагона, на который ссылается The Washington Post в понедельник. .

Часть документа от 17 февраля описывает переговоры между президентом Египта Абдель-Фаттахом ас-Сиси и высокопоставленными египетскими военными относительно производства около 40 000 ракет для России, а также поставки артиллерийских снарядов и порох.

В нем египетский лидер, как сообщается, поручил чиновнику, упоминаемому как Салах ад-Динто, держать план в секрете, «чтобы избежать проблем с Западом», для которого последний — предположительно Мохамед Салах ад-Дин, государственный министр для военного производства — сказал, что скажет рабочим, что ракеты предназначены для египетской армии.

Салах ад-Дин, как сообщается в сообщении, сказал Сисси, что поставка оружия в Россию — это «наименьшее, что Египет мог сделать, чтобы отплатить России за неуказанную ранее помощь», хотя подробности любого более раннего сотрудничества не упоминались.

Российское вторжение в Украину нанесло значительный ущерб доступу Египта к украинской пшенице, от которой эта североафриканская страна зависела на 80 процентов своего импорта. Впоследствии Каир обратился за помощью к Москве, что, возможно, свидетельствует об укреплении отношений между двумя странами в то время, когда России грозит значительная изоляция от Запада.

Получить The Times of Israel’s Daily Edition по электронной почте и никогда не пропустите наши главные новости

Адрес электронной почты для новостной рассылки

Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями

Утечка разведывательной информации была частью непрерывного потока десятков фотографий особо важных документов США, которые были обнаружены в Twitter, Telegram, Discord и других сайтах в последние дни, хотя некоторые из них могли распространяться в Интернете в течение недель, если не месяцев. , прежде чем они начали привлекать внимание средств массовой информации.

Пшеничное поле горит после российского обстрела в нескольких километрах от украинско-российской границы в Харьковской области, Украина, пятница, 29 июля 2022 г. (AP Photo/Evgeniy Maloletka)

The Washington Post заявила, что получила указанный документ из множества изображений секретных файлов, размещенных в Discord в феврале и марте.

Ахмед Абу Зейд, пресс-секретарь министерства иностранных дел Египта, цитируется в отчете: «Позиция Египта с самого начала основана на невмешательстве в этот кризис и обязательстве сохранять равную дистанцию ​​с обеими сторонами, подтверждая при этом поддержку Египта Устав ООН и международное право в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН».

«Мы по-прежнему призываем обе стороны прекратить боевые действия и достичь политического решения путем переговоров», — сказал Абу Зейд.

Очевидная утечка крайне секретных документов США, многие из которых связаны с конфликтом в Украине, представляет «очень серьезную» угрозу для национальной безопасности США, заявил в понедельник Пентагон.

Нарушение расследуется Министерством юстиции и, похоже, включает в себя секретную информацию о войне в Украине, а также конфиденциальные анализы союзников США.

Сенатор Крис Мерфи (демократ от Коннектикута), член комитетов Сената по международным отношениям и ассигнованиям, заявил, что «Египет является одним из наших старейших союзников на Ближнем Востоке… Если правда, что Сисси тайно строит ракеты для России, которые могут использоваться в Украине, нам нужно серьезно подумать о состоянии наших отношений».

Президент США Джо Байден встречается с президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси в субботу, 16 июля 2022 года, в Джидде, Саудовская Аравия. (AP Photo/Эван Вуччи)

Сара Маргон, директор по внешней политике США в фондах «Открытое общество», когда-то назначенная администрацией Байдена на должность правозащитника в Государственном департаменте США, сказала, что, если просочившийся отчет окажется точным, поставки ракет из Каира в Москву был «за гранью приличия, особенно для якобы близкого союзника США».

Администрацию Байдена все больше беспокоит подавление Египтом гражданского общества по мере того, как страна переживает постоянно усиливающийся экономический кризис.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *