Содержание

Читать онлайн «Птица», Алексия Небесная – Литрес

«Это другая история неба…»

Пролог

Сегодня сменяется завтра, а завтра не наступает никогда. И ты бежишь по лабиринту жизни, ждешь крутых изменений. Но с чего же начинается настоящая жизнь? Твоя жизнь? И когда наступят перемены, готова ли ты их принять? Действительно ли то, что ты загадываешь на день рождения, должно сбываться?

Стоит только расхотеть, как говорится. Если бы я знала, что меня ждет. Ведь так легче подготовиться к событиям. Знаешь – значит можешь составить план и быть готовым. Но даже при моей бурной фантазии жизнь подарила мне неожиданный и самый ценный подарок – знакомство с собой.

1. Подарок

«Жизнь – это и есть подарок Вселенной»

Я обычно хочу проспать эти сутки, чтоб никто не видел, не трогал, не звонил и не притворялся, что любит и помнит. Не подумайте, я в принципе очень позитивный человек, но повышенное внимание я не люблю. И этот день был не исключением.

Одиннадцатое сентября – день моего рождения. День так называемой популярности у знакомых. В голове тут же представился поисковик, который на запрос «поздравить с днем рождения» выдает разнообразные букеты алых роз с пестрыми надписями. Ух… и потом все присылают тебе в мессенджерах… Жесть!

День моего плохого настроения. Сама не знаю почему, но это всегда так. Одно радовало, что сегодня выходной на работе.

На лицо упал солнечный луч, заставив меня сильнее зажмуриться. Я перевернулась и еще крепче обняла подушку. Двадцать пять лет… В голове только и звучало: «Двадцать пять». Осталось понять, много это или мало.

Восемнадцать лет ждешь, что вот-вот наступит взрослая жизнь и в одночасье все изменится. Но в реальности ничего не происходит.

Двадцатилетие – ты вся в учебе, в студенческой жизни с экзаменами, зачетами, общагой, мечтами о дипломе и перспективной карьере, дороге в светлое будущее. Но опять же ничего не происходит. Найти работу, оказывается, не так просто, и высшее образование совсем не в счет – нужен опыт! Поэтому куда пристроят родители, там и хорошо. Работай, молчи и получай, чтоб на жизнь хватило.

Нет, меня мама никуда не устроила, я сама по воле случая попала в фирму, даже по специальности. Я менеджер, отвечаю на звонки клиентов, договариваюсь о поставках и выполняю много другой скучной работы. Карьерной лестницы нет, поэтому сижу, молчу и работаю.

А двадцать пять? Чего ждать от жизни? Я, по мнению многих, должна уже быть замужем и как минимум с одним ребенком. А у меня нет ни собственного жилья, ни мужа. Да даже кота нет! Так чего мне ждать от этого года жизни?

Дома пустота и тишина. Мама на семинарах по разным городам, вечно занята своими делами. А бабуля в санатории, приедет только через неделю. Скорее бы близкие приехали. Они знают, как меня развеселить, как утешить и что больше всего мне нравится. Они про меня все знают, а я о них. Мы мало видимся, но я люблю их всем сердцем.

Я раскинула руки и ноги в стороны, как звезда, так и не открывая глаза. Потом снова перевернулась на живот. Вертелась, пыталась улечься поудобнее, но все не могла найти такую позу, чтобы комфортно поспать еще пару часиков.

Заурчало в животе, организм дал понять, что придется вставать. Я зажмурила глаза еще сильнее, загадывая желание: «Хочу, чтобы моя жизнь изменилась!» И с неохотой открыла глаза наступающему дню.

Праздничного завтрака не предвиделось, поэтому я достала свой любимый черничный йогурт и с удовольствием съела.

Только я кинула в ведро пустой стаканчик, как из комнаты послышалась музыка: кто-то решил меня поздравить первым. Схватив телефон, я прочитала: «Бабуля».

– Привет! – радостно крикнула я в трубку.

– Привет, Алексия! С днем рождения! – тихонько произнесла бабушка.

– Спасибо. Ты когда вернешься? Как твое здоровье?

– Приеду в следующую пятницу. Да нормально, хожу на процедуры, вроде помогает.

– Давай лечись. Приедешь и рванем на дискотеку, а маме не скажем.

– Обязательно! Ты как там? Как празднуется?

– Как обычно. Вот встала, позавтракала, думаю, в ванне полежу, потом прогуляюсь немного, дома невыносимо сидеть уже.

– Хорошая идея. Сходи подыши свежим воздухом, а то все лето просидела за компьютером. С Жасмин пойдешь гулять?

– Да-а. Ничего не скроешь от тебя! Мы вчера еще договорились в «Чуде» посидеть.

– Вот и молодцы! А у меня для тебя сюрприз!

– Ух ты! Какой? – с нетерпением проговорила я.

– Загляни в шкаф в прихожей.

Я побежала в коридор и распахнула дверцы встроенного шкафа. На верхней полке меня дожидалась разноцветная обертка с красным бантом.

– Баб, не стоило!

– Стоило! Смотри, что там!

Сначала я решила аккуратно открыть обертку, но интерес переполнял меня, и я разорвала бумагу. В нем была синяя бархатная коробочка, как для ожерелий или дорогих колье. А внутри лежал кулон – стеклянное сердце с синей жидкостью, оправленное в серебро. Необычайной красоты. Сердце было размером с грецкий орех, но не такое объемное.

– Вот это да… Такое красивое. Спасибо большое! Приедешь – расцелую.

– Носи на здоровье. Ладно, еще вечером позвоню, а то зовут на процедуры. Еще раз с днем рождения! Не грусти там!

– Спасибо! Буду носить, Ангелина Петровна, – подытожила официальным голосом я. – Буду ждать звонка, а лучше приезжай скорее.

Я аккуратно достала кулон: он казался таким нежным и хрупким. Жидкость тихонько покачивалась. Я посмотрела сквозь синеву: чистейшая, чуть искажающая реальность вода с мерцающими частицами заполняла это изумительное украшение. Не влюбиться было невозможно, и это уже необычно. Вообще-то, я не люблю всякие побрякушки, стразы, цветочки, заколочки. Но от этого мне просто снесло голову. «Сегодня же одену», – решила я.

Звук воды напомнил, что меня ждет ванна. Я аккуратно убрала кулон обратно в коробку и побежала на шум. Успела: вода сантиметра на два ниже края ванны. Пришлось спустить лишнее, чтобы я могла поместиться. Перебирая бутылочки с рукописными надписями, я пыталась отыскать нужную наклейку. Это от головной боли, это при ангине, это от кашля, это для хорошего сна, это какая-то черная масса, а вот то, что я ищу: бутылек с расслабляющими травами для ванны.

Несколько темных капель растворились в воде, запахло полевыми цветами. Пританцовывая, я закрыла бутылек и поставила назад. Но нечаянно задела стоящий рядом. Разлитая черная масса с неприятным запахом и кусочки стекла испортили музыкальное настроение.

– Придется убирать, вот безрукая какая-то! – с ворчанием я посмотрела на воду в ванне. Наслаждение было так близко.

Вода коснулась моего тела. Тепло разошлось до кончиков пальцев, согревая все внутри.

В голове завертелись навязчивые мысли: «А что мама подарит? Она даже не позвонила». Мне стало как-то не по себе.

– Могла бы позвонить для приличия! – мой голос эхом разнесся по комнате. Ком в горле сдержал слезы.

Мама всегда будто забывает о моем существовании. Вечно то на своих семинарах, то в походах за травами. Раньше мы пытались ходить вместе, но каждый год посещать одно и то же место мне надоело. А эти постоянные переезды с места на место… Я даже друзей не завожу: не знаешь, сколько мы пробудем в этом городе.

В Белорецке мы живем чуть больше шести месяцев. Город небольшой – я даже выучила все улицы. Маршрутки здесь не ходят, только такси, если не хочется пешком. Из развлечений один кинотеатр и горы.

 А мама, бросив нас в этом скучном городе, умудряется вести интересную и разнообразную жизнь. И ей плевать, что чувствую я. Моя задача – только со всем соглашаться и не мешать. Пару раз я уже пыталась пожить отдельно в другом городе, но мне вынесли весь мозг, какая я безответственная внучка. В последнее время состояние бабушки ухудшилось, и я не осмеливаюсь даже намекнуть. Надоело!

Я с головой ушла под воду, чтобы успокоиться. Через слой воды было не видно потолка. Задержать дыхание оказалось сложно. Сил не хватило больше задерживать дыхание, вода волнами разошлась по ванне.

«Я так и не знаю, кто я есть и чем хочу в этой жизни заниматься», – этот вопрос крутится в моей голове постоянно. Смешно? А мне нет. Единственное, что понимаю: надо что-то менять. Да и переучиваться на кого-то другого нет сил. Такое состояние… опустошения, что ли: ничего не хочется. Стукнуло двадцать пять, но нет ни цели в жизни, ни интереса к ней.

– Пора перестать думать всякую чушь, все само в жизни наладится, – шепнула я себе и начала мыться.

2. Обида

«Обидеться может каждый, а сделать шаг навстречу – единицы»

Мокрые следы вели в мою комнату. Комнату девушки, которая ждет, что ее жизнь изменится. Изменится, станет интересной не только для окружающих, но и для меня самой. Что я с гордостью буду рассказывать о своих победах, удачах или о том, как я раскрыла тайну самой страшной загадки вселенной. А может, я спасу мир ценой своей жизни. Или стану самой любящей матерью, а затем и бабушкой. Буду печь пироги и блины не только по праздникам, а каждый раз, когда ко мне приедут внуки.

Темные локоны развевались от фена, на кровати лежало бирюзовое платьице, меня ждала встреча с лучшей подругой, Жасмин. А я все не могла понять, почему не звонит мама.

***

Жасмин ждала меня на перекрестке возле моего дома. Как всегда, ее угольно-черные локоны рассыпались по плечам, обрамляя смуглую кожу. Девушка искренне заулыбалась, и я поняла, что нахожусь в поле ее зрения. Жасмин не смогла ждать, пока я подойду, бросилась ко мне с объятиями.

– Жасмин, – со смущением произнесла я, – на нас смотрят люди.

– Пусть смотрят! Алексия, я так рада тебя видеть! С днем рождения! – Жасмин наконец-то отпустила меня и оценила мой наряд. – О, я смотрю, ты уже с подарками!

– Да, Бабуля. Представляешь?

Я рассказывала, как прошло мое утро, но Жасмин будто не слушала меня, и я невольно заключила, что ей неинтересно.

 

– Ты чего?

– Да так… Так что ты там говорила?

– Ничего, – буркнула я. – Пойдем, а то я уже проголодалась.

Дальше мы шли молча. Жасмин поднимала глаза, осматривая крыши соседних зданий. Оглядывалась по сторонам, будто за нами может кто-то следить. Я, как ни пыталась понять ее паранойю, так и не смогла. Настроение упало до нуля. Да какое там ноль, ниже, так сказать, совсем до плинтуса. Жасмин, что-то вспомнив, полезла в сумку.

– Подожди меня здесь. – Девушка побежала в ближайший магазин.

– Хорошо.

Да что с ней происходит?! Может, она забыла подарок купить? Вот сейчас придет, я ей все выскажу! Я надулась и скрестила руки на груди, как мама, которая ночью ждет загулявшуюся дочь. Прошедшие пять минут казались вечностью.

– Она что, решила весь торговый центр оббежать? – прорычала я.

Жасмин шла быстро и тяжело дышала, щеки покраснели. В руках подруга нервно перебирала ручки пакета. Наверно, понимает, что сейчас придется объяснить свое поведение.

– Я жду, – как только она подошла, выпалила я.

– Прости… Не знаю, как ты отреагируешь, но вот держи. – Жасмин протянула пакет, но потом передумала. – Нет, я лучше сама.

Жасмин достала нежно-голубой шарфик и голубповязала его вокруг моей шеи. Я долго не могла выдавить из себя слова, которые выразили бы мое внутреннее состояние.

– И что это значит? Скажи, что ты просто забыла купить подарок?

– Нет, не забыла.

– Тогда объясни.

– Просто решила подарить еще один. – Она снова заулыбалась. – Вот. Все готово. Зеркало достать? Посмотришь?

– Ты думаешь, я не видела твое состояние?!

– Я сначала не хотела дарить тебе этот шарф, а потом передумала, увидев это платье на тебе. Объяснила! С днем рождения! – раскинув руки для объятий, подруга ждала моего прощения. Во мне бушевало возмущение, я не хотела просто так сдаваться.

Жасмин достала что-то прямоугольное в блестящей обертке и протянула мне с такой улыбкой, что просто нельзя было ее не простить.

– Спасибо! – Я выдохнула и успокоилась, видимо, не зря я принимала ванну с травами. – А я не знала, что и думать. Книга?

– Не за что! Блокнот для твоих новых желаний и мечт! Так ты мне расскажешь, как ты провела утро или нет?

***

Мы весело проводили время: вспомнили все свои прошлые дни рождения, пообедали вкусной пиццей, обсудили новости одноклассников, однокурсников и мира, и уже надо было расходиться по домам.

– Спасибо, что пришла!

– Тебе спасибо за день рождения! Ты будешь сидеть дома? Может, еще сходим погулять на неделе?

– Может, и сходим.

– Так ты мне и не сказала, что тебе подарила мама.

– Она мне даже не звонила, – с болью в груди ответила я.

– Странно, но не злись на нее. Возможно, она готовит тебе сюрприз.

– Может, – улыбнулась я. – Пока.

– Пока! Хоть иногда звони. Ведь подругам звонят, даже несколько раз на дню. Это я так, к сведению. Меньше сиди в телефоне.

– Хорошо. Ты прям как бабушка говоришь.

Жасмин возле входа уже ожидала машина. Они с семьей собрались съездить в гости к родственникам на вечер.

Подруга уехала, и с ней мое настроение. Я снова начала думать о маме. Почему она так поступает? Мне всего лишь хочется услышать ее голос и рассказать, как проходит мой день. А может, это на меня нужно обижаться? Может, с ней что-то случилось?

Я вытащила телефон и набрала номер, напугав себя такими мыслями.

– Алло, мам! У тебя все хорошо?

– Привет! Да-да, все нормально. Ты дома?

И снова не поздравила… Я тяжело вздохнула, но постаралась, чтобы в трубке этого слышно не было..

– Еще нет? Ты едешь?

– Нет, но я заказала доставку. Курьер должен подъехать в течение часа.

– Уже бегу! А ты сама когда приедешь? Слышишь? – Связь прерывалась. В ожидании, когда пропадут помехи, я расплатилась за ужин, оставив на столе больше, чем было нужно.

– …жив …ду скоро, – только и услышала я обрывками. Связь совсем пропала.

***

Подбегая к двери, я переживала, что могла не успеть встретить курьера.

– Сюрприз! – в один голос прокричали близкие мне люди, как только я включила свет в прихожей. Мама и бабушка тихонько сидели на кухне и ждали, когда я вернусь. Я не могла поверить, что мама приготовит такой подарок.

– Привет! Я так соскучилась! Вот это день рождения! – Я обняла их и села за стол рядом с бабушкой.

– А мы-то как! – сказала мама и чмокнула меня в щечку. – Ты готова принимать подарки?

– Конечно!

Мама начала искать подарок в пакетах и сумках, но потом что-то вспомнила и ушла в свою комнату.

Бабушка повернулась и так посмотрела мне в глаза, что сразу стало понятно: что-то случилось.

– Что произошло, бабуль?

– Да, ничего, – грустно улыбнулась она. – Просто смотрю на мою девочку. Такая взрослая уже. Как тебе мой подарок?

– Супер! Ты знаешь, что я не люблю всякие побрякушки, а это просто произведение искусства. Где ты его нашла? Такое ощущение, что оно очень старинное и дорогое.

– Ты права. Мне это досталось от моего папы, чтоб я сберегла его. Я хранила это сердце как свое, в нем заложена огромная сила.

– Как талисман? Ты это имеешь в виду?

– Да, но… – Зашла мама, и бабушка прервала свой рассказ.

– Я поняла. Сберегу и сохраню, – подвела итог я, нащупав под шарфиком кулон.

Мама сердито уставилась на мою ладонь..

– Ты в своем уме?

– Ты мне говоришь? – Я в недоумении глядела на маму, которая поменялась в лице раз десять за минуту. – Что случилось?

Мама выбежала из кухни, через секунду забежала обратно – сейчас взорвется.

– Что тебя не устраивает? – крикнула я, но мама не ответила. Я посмотрела на бабушку, та отвернулась и поджала губы, понятно, кому все это адресовано.

– Он что, был все это время у тебя? – Мама наконец остановилась в дверях и сверлила бабушку взглядом. – Как ты могла так сделать? Это даже не твое!

– Теперь и не твое, и не мое! Оно ее по праву, и ей решать, что с ним делать!

– Да что тут происходит? Явно же речь идет обо мне?!

– Иди в свою комнату! Живо! – крикнула женщина, которая казалась мне совсем не знакомой.

Суровый взгляд матери показывал мне на дверь.

– Ты не можешь винить бабушку! Это ее кулон, что хочет, то и может с ним делать!

– Она не могла вот так, вот взять и подарить его! Она не могла впутывать тебя в это.

– Она должна знать… – прошептала бабушка и схватилась за грудь. Ее лицо побелело. – Она должна знать…

Скорая приехала минут через десять, бабушку увезли в городскую больницу. Мама закрылась в своей комнате, а я осталась одна со своими мыслями и обидами. Вот такого дня рождения я совсем не ожидала, поэтому еще раз напомнила себе, как я не люблю этот день и вообще больше праздновать не собираюсь. А все началось из-за кулона, подаренного бабушкой. И что в нем такого, что мои самые близкие и родные так поругались?

– Если ты такой талисман, ты мне не нужен, чтоб страдали люди, – сказала я на шею моего зеркального отражения. Кулон был полностью прикрыт подаренным Жасмин шарфиком в тон бирюзовому платью. Как мама смогла узнать, что именно подарила бабушка? Значит, между ними был разговор на эту тему. Бабушка захотела так, но я же могу все поменять: вернуть кулон обратно маме, раз он ей так дорог – и все снова встанет на свои места.

Я сделала два глубоких вдоха и шагнула в комнату женщины, которая всегда показывала мне свою силу духа в любых ситуациях, а сейчас сидела, отвернувшись, и скрывала свои слезы.

– Мам, я тут подумала, раз так все сложилось, я хочу знать правду. Что происходит?

– Тебя не должны были впутывать. Понимаешь? – Из красных глаз по щекам горошинами скатывались слезы. – Сколько лет потрачено зря, сколько людей… – Боль переполняла ее внутри, и она шумно набрала воздух.

– Раз так, мне не нужен такой подарок! – Я сорвала кулон с шеи и кинула в сторону.

– Нет! – Мама соскочила с кресла. Кулон мягко приземлился на подушку, мама с облегчением выдохнула. Я и сама успела испугаться.

– Все? Забудем? Я ничего не знала, не помню и тем более уже ничего не хочу знать? – Я с улыбкой повернулась к маме. – Хорошо?

Тут комната пошла кругом: окно начало уходить влево, а все, что находилось внизу, поехало вправо. Я закрыла глаза. Но все еще продолжало крутиться.

– Мам, мне плохо!

– Алексия, Алексия, ты меня слышишь?

– Мам, у меня все куда-то плывет!

– Алексия, скажи что-нибудь! Только этого мне не хватало!

Мама меня не слышала, а я так хотела ее успокоить, чтоб она не волновалась. «Со мной все в порядке», – пыталась вымолвить я. Мама куда-то убежала, ее шаги эхом разошлись у меня в голове.

– Где та банка с черной смесью? Где же? – мама орала, видимо, от нервов и переживаний. – Стояла же всегда в ванной. Вечно все теряется!

Мне так хотелось сказать, что это я ее разбила, что я плохая дочь… Но я падала в глубокую черную пропасть все дальше и дальше. Моя очередная попытка крикнуть и оправдаться была неудачной, поэтому я смирилась и перестала сопротивляться темноте.

3. Безопасность

«Безопасность близких людей превыше всего»

– А люди, они добрые? – спросила я у мамы.

– Скоро узнаешь. – Мама обняла меня крепко-крепко и взяла на руки.

Я была маленькой девочкой, которая еще помещалась на руках. Темные кудряшки чуть-чуть выглядывали из-за черной ткани. Мама спрятала меня под плащом и бежала сквозь толпу, стараясь не привлекать внимания.

– Жасмин, какой подъезд?

– Второй! Сто одиннадцатая квартира. Встретимся в такси через сорок пять минут. Без опозданий.

– Спасибо… – прошептала мама.

Мне ничего не было видно, я только догадывалась, сколько мы пробежали. Но я прекрасно слышала стук сердца матери, ее волнение, и тревога передавались мне через ее дыхание. Она поставила меня и два раза стукнула в дверь с табличкой «111». Никто не открыл, тогда мама дернула за ручку: тоже не помогло.

– Что мне делать? – испуганно выдохнула мать.

Она начала стучаться в соседние двери. Чего она боялась, мне так и не удалось выяснить. Но я понимала одно: мне сейчас около шести лет, а думаю я как двадцатипятилетняя. Я ни на что не могла повлиять, просто наблюдала детскими глазами. Очень странный сон!

Пока я размышляла, сверху кто-то крикнул. Мама схватила меня на руки, и мы побежали на этаж выше. Коричневая дверь была открыта настежь. Мама, не раздумывая, вбежала туда и закрылась. А потом сползла по стене вниз, обняла меня так сильно, что мне стало тяжело дышать.

– Мы справимся, – больше уверяя себя, чем меня, прошептала она.

– Анна?! – послышалось из комнаты.

Мама потащила меня на голос, который был мне не знаком, но вот шестилетней девочке так не показалось. Я вырвала руку у мамы и ринулась в чужую комнату без опасения.

– Папа, папулечка мой! Я так соскучилась! – детским голосом прокричала девочка. Мне хотелось рассказать все: как мы с мамой бежали, как тетя Жасмин нас спасала, как мы не могли найти подходящую дверь, но папин указательный палец попросил тишины. Я послушалась без возражений.

– Сядь тут и подожди нас с мамой, мы сейчас придем, а пока одень вот это платьице! Хорошо?

– Хорошо.

Мама с папой ушли в соседнюю комнату, а я опустилась на потертый диван. Окна были занавешены рваными коричневыми тряпками. Сквозь дырки на «шторах» пробивались несколько солнечных лучей, которые не могли разогнать царивший здесь полумрак. Стены вместо обоев были обклеены пожелтевшими потрепанными газетами. В дальнем правом углу стоял массивный письменный стол и стул с отломанной ножкой. И все было покрыто огромным слоем пыли. Мне стало так страшно в этом заброшенном помещении.

Я схватила платье и скользнула вслед за родителями. Дверь была приоткрыта, что позволило мне войти. Мама, увидев меня, замолчала.

– Ангелин, ты что-то хотела? – спросил отец, прервав разговор.

– Пап, мне страшно там! – Я опустила голову, чувствуя свою вину.

– Тогда садись сюда, – мужчина указал на пыльное кресло в углу, – и одевайся, а то вы не успеете на поезд.

Я послушалась отца. Пока я как шестилетняя девочка одевалась, я двадцатипятилетняя внимательно слушала тихий разговор мужчины и женщины.

– Вы будете в безопасности. Обещаю, как только все решится, я приеду к вам. О доме позабочусь, только ты, пожалуйста, позаботься о себе и об Ангелине. Вы самое дорогое, что есть у меня!

Мама ничего не хотела слушать и понимать. Все попытки возразить оказались безуспешны. Видно было ее усталость и безысходность, и она просто согласилась.

Под голоса родителей я заснула и открыла глаза только в машине. Жасмин ехала впереди, а я с мамой сзади.

– Мам, а куда мы едем?

– В путешествие, солнце мое, – шепнула она мне на ухо.

 

РЕПОРТАЖ ИЗ ВИЙВИКОННА ⟩ От шахтерского поселка в 3000 человек осталось 30 жителей и кладбище сталинских домов

Денис Антонов, корреспондент-редактор

15 декабря 2022, 07:30

Административная реформа 2017 года, в ходе которой Вийвиконна, ранее район города Кохтла-Ярве, вошел в состав Нарва-Йыэсуу, совершенно не изменила жизнь поселка. Люди продолжают добывать топливо, освещая тоннель коногонкой (шахтерским фонарем на голове), как и сто лет назад. Ежедневно несколько десятков человек, окруженные со всех сторон слепыми окнами разрушенных домов и километрами леса, поддерживают жизнь в поселке, откуда 20 лет назад люди ушли.

Развалины сталинских домов – привычный пейзаж Вийвиконна. Фото: Денис Антонов

В иной мир по дороге в никуда

После долгих поисков среди нарвских таксистов, не готовых везти меня в Вийвиконна, договариваюсь с водителем Николаем Матвеевым.

«Дорогу туда хоть и чистят, но никто по ней не ездит. Это путь в никуда. Мне самому интересно, а то вряд ли бы повез, – говорит Николай, – последний раз я там был года четыре назад и не заметил людей. Жуткое место».

Николай коренной нарвитянин и помнит Вийвиконна во времена расцвета поселка. В начале восьмидесятых бывший машинист-обходчик частенько бывал там. По его словам, нигде не было такого богатого снабжения, как в Вийвиконна: и магазинов полно, и дефицитных товаров – от редких книг до кубинских сигар.

«Если удавалось купить мебельную стенку, то за книгами при наличии пропуска ехали в Вийвиконна. Здесь можно было дубликат двухтомника Бунина поменять на Цветаеву, – вспоминает Николай. – Я уже не говорю про импортные продукты, апельсины, бананы и одежду из ГДР, Венгрии, обувь из Югославии. А теперь там нечего делать».

Николай Матвеев. Фото: Денис Антонов

Попасть в некогда закрытый поселок теперь может каждый, приехав на остановку Каэвурите автобусами 33А и 33B, соединяющими Сиргала, Синимяэ, Силламяэ и Нарва-Йыэсуу. По утверждению Елены Ковалевой – первого встретившегося мне местного жителя, количество автобусных рейсов (от двух до четырех в день) зависит от дня недели, а временные интервалы подстроены под школьников.

«Говорят, что здесь нет тепла и людей. Неправда. Просто у нас природа ближе, иной мир, но и здесь люди живут. Даже школьники есть: Дима и Саша, – смеется Елена. – Автобус по часам увозит их в школу Синимяэ, а с ними ездим и мы в поликлинику, в магазин. Да, детей в поселке двое, зато у каждого качели».

Действительно, кроме обязательных муниципальных флагов, у въезда в поселок красуется новенькая детская спортивная площадка с двумя качелями и тренажером.

Там, где немного сухо и тепло

График движения автобусов удобен не всем. По мнению Галины Тарасовой, транспорт является серьезным испытанием для стариков. Одинокую 78-летнюю жительницу единственного дома, в двух подъездах которого живут шесть человек, я встретил около небольшого сарайчика с дровами.

Галина Тарасова коногонкой освещает себе путь в квартиру. Фото: Денис Антонов

«В половине восьмого уедешь, в половине пятого обратно, а в промежутке где-нибудь болтаешься. Так что автобусом пользуемся, когда невмоготу», – говорит Галина, укладывая на санки сухие поленья. Галина, как и все жители, давно перешла на дровяное отопление. После закрытия сланцевых разрезов накрылась и местная котельная, что вынудило жителей складывать печи из чего попало. Галина топить печь не может из-за аварийного дымохода, согревается дровяной плитой.

Еле вытягивая санки с поленьями к подъезду сталинки, Галина преодолевает десять метров, но для нее это лишь начало ежедневного испытания. Настоящий подвиг – это крутой подъем на второй этаж по ледяной лестнице в совершенной темноте, ведь в подъездах света нет. Я помогаю.

«Сын приезжает, помогает, а так я привыкла. Есть вода и туалет. Из трех комнат от плиты обогревается лишь одна, но там сухо и тепло. Все хорошо, только лестница – мучение, – жалуется Галина и включает закрепленный на шапочке фонарь. – Вот коногонкой вам посвечу на ступени».

По пути на второй этаж Галина рассказывает, каким был поселок ее молодости в 1960-е годы и как хорошо устроились те, кто решил уехать в 90-е. На маленькую пенсию или недостаток продуктов в городских магазинах жалоб нет.

«Я почти слепая, но вижу не только дрова в сарае, но и какая власть. Что при Кохтла-Ярве, что при Нарва-Йыэсуу одинаково никакая. Зимой снег чистится, летом трава косится. Трупы сталинских домов – вот вам 90 процентов поселка – это мертвый город. Правда, Света?» – достигнув двери в квартиру, Галина знакомит с соседкой, еще одной жительницей самого густонаселенного дома в Вийвиконна.

Мертвый город будет жить

«Мертвым он стал в девяностых. Я здесь с 1967-го, тут работали три разреза сланца – Вийвиконна, Сиргала, Нарвский. Жителей было 3000, сейчас 30 числится, а живет меньше», – вздыхает Светлана.

«Для кого-то это мертвый город, а мы прожили здесь по 60 лет, и наш актив Вийвиконна в десять человек давно решил – поселок будет жить!» — говорит жительница Вийвиконна Светлана. Фото: Денис Антонов

После остановки шахт люди подъездами уезжали в Силламяэ, где дешевле было купить квартиру, чем здесь оплачивать отопление. Работу и жилье нашли все, кто уехал. А те, кто пытался остаться, собирали металл и стекло.

«Сейчас ничего не осталось. Остатки окон перебили приезжие: русские, эстонцы, финны – молодежь, которая едет посмотреть на мертвый город, полазить в зданиях, порушить. Но ни им, ни власти нас испугать не удастся, – утверждает Светлана. – Мы встречались с депутатами Кохтла-Ярве, с нынешними из Нарва-Йыэсуу, нам много раз предлагали уехать, но мы отказались. Вот обещали нам два дома отремонтировать и весь поселок в них заселить. Мы согласны, но пока только обещали».

Занимаясь скандинавской ходьбой, она почти каждый день обходит весь поселок и знает мнение каждого – уезжать не желает никто.

«Для кого-то это мертвый город, а мы прожили здесь по 60 лет, и наш актив Вийвиконна в десять человек давно решил – поселок будет жить! Об этом мы не раз заявляли мэру Нарва- Йыэсуу», – говорит Светлана, угрожая кому-то, как мечом, свернутым выпуском Rus. Postimees.

Что вырастет на Поле дураков

Как рассказывает Ольга Булина, родившаяся здесь в 1967 году, в весенне-летний период количество людей в поселке возрастает в несколько раз. Одни приезжают на огороды рядом с поселком, другие в дачный кооператив «Горняк», а жители дальних уголков Ида-Вирумаа уже прицениваются к участкам на Поле дураков.

«Мы так прозвали пустырь за железной дорогой, который теперь очень интересует заезжих, особенно с прошлой весны, – с надеждой говорит Ольга. – Там, может, строительство начнется».

По мнению мэра Нарва-Йыэсуу Максима Ильина, в ведении которого теперь находится поселок, вернуть прошлое невозможно. Люди, которым предлагали уехать, остались на свой страх и риск. Изменились обстоятельства, а потому не стоит рассчитывать на возрождение многотысячного рабочего поселка. Кто хочет – благоустроенные города с работой и жильем рядом. Сегодня денег города хватает лишь на поддержание инфраструктуры, которая может стать основой коттеджного городка с участками от 5000 до 15 000 евро.

«Мы почти очистили территории от старых деревьев, на очереди демонтаж ветхих зданий школы, больницы, детского сада, реновация двух жилых домов для всех жителей Вийвиконна, – делится планами Ильин. – У муниципалитета нет цели сэкономить на поселке. На Сиргала и Вийвиконна в бюджете на 2023 год заложено около 200 000 евро. Мы хотим, чтоб Вийвиконна перестал быть мертвым городом».

По планам мэрии Нарва-Йыэсуу бывшие жилые дома будут сноситься по специальной пилот-программе, уже опробованной в Кохтла-Ярве и Люганузе. Затем начнется детальная планировка территории для продажи земли под жилье и бизнес.

Одинокий голос лесопилки

Уроженец Вийвиконна Вячеслав Наумов пока единственный на всю округу человек, у которого есть свое дело – лесопилка. В нулевые никто не верил, что Вячеслава и его отца, выкупивших ненужное разрезу оборудование, ждет достаток.

Вячеслав Наумов – единственный бизнесмен в поселке. Фото: Денис Антонов

«Я ничего не умел и пилил кое-как. Ходил к старым рабочим, спрашивал, учился. Отец помогал. Стали поступать заказы. Так мы восстановили лесопильное дело, которое было тут с первых шахт с 1930-х годов, – вспоминает Вячеслав. – Сейчас у меня заказы от VKG, Eesti Energia, порта Силламяэ».

В поселке Вячеслава уважают за то, что он и его семья не бросили Вийвиконна и живут с ним одной судьбой. Хотя никто и не называет его благотворителем, но пользу от его лесопилки ощутили многие.

«Где можно помочь, выделить что-то на зиму, я стараюсь. Не специально продумывая, а по душе», – говорит Вячеслав. По его мнению, поселок – идеальное место для жизни. Уже убраны старые деревья, отремонтированы коммуникации, дороги, а это самое главное для привлечения инвестиций. Проблема, что нет людей, одни полуразрушенные дома.

«Будто поселка и не было, тишина какая, – говорит Вячеслав, провожая меня. – Здесь только лесопилку и слышно».

Но Вячеслав ошибся. В ожидании последнего автобуса до Силламяэ среди абсолютного безмолвия ночного Вийвиконна я слышу голоса двух гуляющих человек. Школьница Саша делится с папой новостями, и ее смех звенит среди пустых домов мертвого города.

Ключевые слова

Pекомендуем

Изношенный и рваный текст в Photoshop

Автор сценария Стив Паттерсон.

В этом уроке по текстовым эффектам Photoshop мы узнаем, как создать эффект «потертости и потертости» с нашим текстом.

Вот эффект, которого мы добиваемся:

Окончательный результат.

Начнем!

Шаг 1. Откройте новый документ Photoshop

Я собираюсь начать с File Menu в верхней части экрана и выбрать New… для создания нового документа Photoshop. Я выберу предустановленный размер 640×480, а затем нажму «ОК», чтобы Photoshop создал для меня новый документ:

.

Создайте новый документ Photoshop с предустановленным размером 640×480. Вы можете использовать любой размер, который вам нравится.

Шаг 2: Залейте фоновый слой черным цветом

Нажмите D на клавиатуре, чтобы быстро установить черный в качестве основного цвета. Затем используйте сочетание клавиш

Alt+Backspace (Win) / Option+Delete (Mac), чтобы заполнить фоновый слой черным цветом:

Нажмите «Alt+Backspace» (Win) / «Option+Delete» (Mac), чтобы заполнить фон черным цветом.

Шаг 3. Установите белый цвет переднего плана и добавьте текст

На этот раз нажмите X на клавиатуре, чтобы поменять местами цвета переднего плана и фона, чтобы белый стал вашим цветом переднего плана. Затем возьмите инструмент Type из палитры Tools или нажав T на клавиатуре:

Выберите инструмент «Текст» на палитре «Инструменты» или нажмите «T» на клавиатуре.

Затем, выбрав инструмент «Текст», выберите шрифт на панели параметров в верхней части экрана и добавьте свой текст. Я собираюсь использовать «Impact» для своего шрифта и наберу слово «FEAR». Затем я нажму Ctrl+T (Win) / Command+T (Mac), чтобы открыть окно Photoshop Free Transform и ручки вокруг моего текста, удерживая нажатой Shift+Alt (Win) / Shift+Option (Mac), я перетащу угловой маркер, чтобы изменить размер текста и увеличить его.

Удерживание Shift ограничивает пропорции текста при перетаскивании, а удерживание Alt/Option приводит к изменению размера текста от центра. Вот мой текст после изменения размера:

Добавьте свой текст, затем измените его размер, если необходимо, с помощью команды «Свободное преобразование».

Шаг 4. Растрируйте текст

На этом этапе нам нужно преобразовать текст в пиксели, поэтому, как только вы будете довольны своим текстом, перейдите к В меню «Слой» в верхней части экрана выберите «Растрировать », а затем выберите «Тип ». Ваш текст не будет выглядеть иначе в окне документа, но если вы посмотрите на слой «Текст» в палитре «Слои», вы увидите, что теперь он стал обычным слоем:

.

После растрирования текста он становится обычным слоем в палитре Слои.

Шаг 5: сделайте неровный выбор через первую букву, затем выберите остальную часть слова

Хватай Инструмент Polygonal Lasso из палитры Tools. Он скрывается за инструментом «Лассо», поэтому просто нажмите и удерживайте мышь на значке инструмента «Лассо», а затем выберите инструмент «Многоугольное лассо» в появившемся всплывающем меню:

Выберите инструмент «Многоугольное лассо» на палитре «Инструменты».

Затем, выбрав инструмент «Многоугольное лассо», сделайте зубчатое выделение по первой букве сверху вниз. Обратите внимание, я не сказал перетащить выделение, и это потому, что вы не перетаскиваете с помощью инструмента «Многоугольное лассо». Все, что вам нужно сделать, это один раз щелкнуть внутри документа мышью, затем отпустить кнопку мыши и переместить мышь, чтобы создать линию. Нажмите еще раз, снова переместите мышь. Щелкай, двигайся, щелкай, двигайся и так далее. Убедитесь, что вы создали неровную линию через букву, а не прямую линию, так как это будет наша первая точка разрыва.

После того, как вы проведете неровную линию через букву, завершите выделение, щелкнув и переместив мышь вокруг остальной части слова справа от линии выделения, чтобы в итоге было выделено все слово, за исключением левой части строки.

первая буква, как у меня здесь:

Сделайте неровное выделение по первой букве сверху вниз, затем включите в выделение остальную часть слова справа от неровной линии.

Шаг 6: Вырежьте выделение на новый слой

Когда вы довольны своим выбором, нажмите Ctrl+Shift+J (Win) / Command+Shift+J (Mac), чтобы вырезать выделение на новый слой. Вы еще не увидите многого в своем окне документа, но в палитре «Слои» вы увидите, что ваш выбор теперь находится на новом слое, и единственная часть слова, оставшаяся на исходном текстовом слое под ним, — это левая часть первой буквы, которая не была выделена:

Нажмите «Ctrl+Shift+J» (Win) / «Command+Shift+J» (Mac), чтобы вырезать выделение на новый слой.

Шаг 7. Поверните буквы с помощью команды «Свободное преобразование»

Мы собираемся создать первую слезу в тексте. Выбрав новый слой в палитре слоев, нажмите Ctrl+T (Win) / Command+T (Mac), чтобы вызвать поле Free Transform и обработать буквы (минус левая половина первого письмо, которое находится на слое ниже). Посмотрите в центр поля Free Transform, и вы увидите маленькую иконку цели:

.

Значок цели в центре поля Free Transform.

Мы собираемся немного повернуть текст, чтобы создать разрыв, и этот значок цели представляет место, где все будет вращаться. Мы не хотим, чтобы буквы вращались вокруг центра. Мы хотим, чтобы они вращались из верхнего левого угла, поэтому, чтобы исправить это, просто щелкните значок цели мышью и перетащите его вверх в левый верхний угол. Он встанет на место, когда вы подойдете к углу:

Щелкните и перетащите значок цели в верхний левый угол поля «Свободное преобразование».

После того, как вы перетащили целевой значок на новое место, просто переместите указатель мыши в любое место за пределами поля «Свободное преобразование», затем щелкните и перетащите указатель мыши вверх или влево, чтобы повернуть буквы против часовой стрелки, создав разрыв через первую букву. как я тут делаю:

Поверните буквы, щелкнув и перетащив мышь за пределы поля «Свободное преобразование».

Нажмите Введите или Верните , когда вы будете довольны слезой, которую вы создали, чтобы принять трансформацию. Вот мой текст на данный момент с красивым большим разрывом через букву «Ф»:

Буква «F» теперь имеет большой разрыв.

Шаг 8: сделайте неровный выбор через вторую букву, затем выберите остальную часть слова

При выбранном инструменте «Многоугольное лассо» сделайте еще одно зубчатое выделение, на этот раз через вторую букву, затем включите в выделение остальную часть слова справа от зубчатой ​​линии:

Сделайте неровный выбор через вторую букву, затем включите в выделение остальную часть слова справа от неровной линии.

Шаг 9. Вырежьте выделение на новый слой

Создав выделение, нажмите Ctrl+Shift+J (Win) / Command+Shift+J (Mac), чтобы вырезать выделение на новый слой:

Нажмите «Ctrl+Shift+J» (Win) / «Command+Shift+J» (Mac), чтобы еще раз вырезать выделение на новый слой.

Шаг 10. Поверните буквы с помощью команды «Свободное преобразование»

Мы собираемся снова повернуть содержимое нового слоя, поэтому нажмите Ctrl+T (Win) / Command+T (Mac), чтобы открыть окно и ручки Free Transform. На этот раз перетащите значок центральной цели вниз в левый нижний угол, чтобы мы могли вращать буквы слева внизу:

Нажмите и перетащите значок цели в левый нижний угол.

Затем переместите указатель мыши в любое место за пределами поля «Свободное преобразование» и щелкните и перетащите вниз или вправо, чтобы повернуть буквы по часовой стрелке, создав разрыв через вторую букву:

На этот раз поверните буквы по часовой стрелке, чтобы создать надрыв через вторую букву.

Нажмите Введите (Win) / Верните (Mac), чтобы принять преобразование. Вот мой текст после разрыва второй буквы:

В тексте появились разрывы первой и второй букв.

Шаг 11: Повторите процесс для остальных букв

Повторите те же действия для остальных букв. Сначала сделайте зубчатое выделение через букву с помощью инструмента «Многоугольное лассо», затем включите в выделение остальную часть слова справа от зубчатой ​​линии. Нажмите Ctrl+Shift+J (Win) / Command+Shift+J (Mac), чтобы вырезать выделение на новый слой. Затем нажмите

Ctrl+T (Win) / Command+T (Mac), чтобы открыть окно Free Transform и маркеры. Перетащите центральный значок цели в верхний левый или нижний левый угол, чтобы повернуться из этого места, затем щелкните и перетащите в любое место за пределами поля «Свободное преобразование», чтобы повернуть содержимое слоя.

Вот мое слово «СТРАХ» после того, как я проплакал оставшиеся две буквы. Я повернул букву «А» слева вверху и букву «R» слева внизу:

Текст после создания разрывов во всех четырех буквах.

Шаг 12: объединить все текстовые слои в один

Выберите все ваши текстовые слои в палитре слоев, сначала щелкнув верхний слой, чтобы выбрать его, а затем , удерживая клавишу Shift, щелкнув на исходном текстовом слое непосредственно над фоновым слоем. Это выделит все ваши текстовые слои одновременно:

Щелкните верхний слой, затем, удерживая клавишу Shift, щелкните исходный текстовый слой над фоновым слоем, чтобы выделить сразу все текстовые слои.

Выделив все текстовые слои, нажмите Ctrl+E (Win) / Command+E (Mac), чтобы объединить их все в один слой. Теперь у вас должно быть только два слоя в палитре слоев:

.

Нажмите «Ctrl+E» (Win) / «Command+E» (Mac), чтобы объединить все текстовые слои в один слой.

Шаг 13. Добавьте маску слоя к новому объединенному слою

Мы собираемся добавить маску слоя к новому объединенному слою, но прежде чем мы это сделаем, нажмите и удерживайте Ctrl (Win) / Клавиша Command и щелкните непосредственно миниатюру объединенного слоя в палитре слоев, чтобы быстро выделить текст в окне документа:

Выделите весь текст, удерживая нажатой клавишу «Ctrl» (Win) / «Command» (Mac) и щелкнув миниатюру объединенного слоя в палитре «Слои».

Вы увидите выделение вокруг вашего текста. Теперь, когда ваш текст выделен, щелкните значок «Добавить маску слоя » в нижней части палитры «Слои»:

Выделив текст, щелкните значок «Добавить маску слоя», чтобы добавить маску слоя к объединенному текстовому слою.

Вы увидите, что маска слоя появится справа от миниатюры объединенного текстового слоя в палитре слоев, при этом ваш текст будет отображаться белым, а вся пустая область вокруг него — черным:

Маска слоя появляется справа от миниатюры объединенного слоя.

Шаг 14: Примените фильтр «Брызги» к маске слоя

На этом этапе мы собираемся придать нашему тексту красивый потертый вид с помощью фильтра «Брызги». Для этого с выбранной маской слоя перейдите на Меню «Фильтр» в верхней части экрана, выберите Мазки кисти , а затем выберите Брызги , чтобы открыть массивную галерею фильтров Photoshop с параметрами «Брызги» (обведено красным справа):

Выберите «Фильтр» > «Мазки кисти» > «Брызги», чтобы открыть галерею фильтров с параметрами «Брызги».

Существует только два варианта фильтра брызг: Радиус распыления и Гладкость . Не стесняйтесь поиграть с обоими ползунками, чтобы увидеть, какие настройки лучше всего подходят для вашего текста, которые вы можете просмотреть в большом окне предварительного просмотра слева от галереи фильтров. Я только что перетащил оба ползунка вправо, чтобы установить для обоих параметров максимальные значения 9.0015 25 для Радиуса разбрызгивания и 15 для Гладкости, что дает мне эффект, который я ищу:

Текст после применения фильтра «Брызги».

Шаг 15. Примените обводку к тексту, чтобы завершить эффект

Чтобы закончить, я добавлю обводку к своему тексту. Выбрав текстовый слой, я щелкну значок Стили слоя в нижней части палитры слоев:

Щелкните значок «Стили слоев» в нижней части палитры «Слои».

Затем я выберу Stroke из появившегося списка:

Выберите «Обводка» из списка стилей слоя.

Откроется диалоговое окно Layer Style с параметрами Stroke в средней колонке. По умолчанию Photoshop использует сплошной цвет для обводки, но вместо этого я собираюсь использовать градиент. Чтобы изменить его, щелкните стрелку, указывающую вниз, справа от опции Fill Type , затем выберите Gradient из списка:

Измените «Тип заливки» обводки с «Цвет» на «Градиент».

Параметры типа заливки изменятся на параметры градиента. Нажмите на область предварительного просмотра градиента , чтобы открыть Редактор градиентов Photoshop , чтобы выбрать новые цвета для градиента:

Щелкните область предварительного просмотра градиента, чтобы открыть редактор градиентов.

Когда появится редактор градиента, дважды щелкните маркер черного цвета в левом нижнем углу панели предварительного просмотра градиента в середине редактора градиента, который вызовет палитру цветов, и выберите ярко-красный цвет. Нажмите OK, чтобы выйти из палитры цветов, затем дважды щелкните значок 9.0015 маркер белого цвета в правом нижнем углу панели предварительного просмотра градиента. Палитра цветов снова появится. На этот раз выберите темно-красный цвет, затем нажмите OK, чтобы еще раз выйти из палитры цветов. Вот мои цвета ниже:

Выберите ярко-красный цвет слева от градиента и темно-красный цвет справа.

Нажмите «ОК», чтобы выйти из редактора градиентов, затем нажмите «ОК», чтобы выйти из диалогового окна «Стиль слоя», чтобы применить обводку к тексту (нет необходимости вносить какие-либо другие изменения в параметры обводки), и все готово! Вот, с примененной градиентной обводкой, мой окончательный текстовый эффект «потертый и порванный»:

Окончательный результат текстового эффекта.

Куда идти дальше…

И вот оно! Посетите наши разделы «Текстовые эффекты» или «Фотоэффекты», чтобы узнать больше об уроках по эффектам Photoshop!

Получите все наши уроки Photoshop в формате PDF! Загрузите их сегодня!


Racon Worn Bold Fonts

FONTHAUS ЛИЦЕНЗИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ С КОНЕЧНЫМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ

Настоящее Лицензионное соглашение с конечным пользователем (далее «EULA», «Лицензия», «Соглашение» или «Лицензионное соглашение») является юридическим соглашением между вами и DsgnHaus, Inc. (далее «FONTHAUS») для продукта, дизайна и программного обеспечения, которые сопровождают настоящее Соглашение, а также применимы к любым носителям, печатным материалам, электронной документации, обновлениям, надстройкам, веб-сервисам и любым другим материалам, которые могут быть связаны с продуктом сейчас или в будущем. Загружая Программное обеспечение для шрифтов или открывая пакет, устанавливая, копируя, открывая или иным образом используя Программное обеспечение для шрифтов, вы соглашаетесь соблюдать условия настоящего Соглашения. Если вы не согласны с условиями настоящего Соглашения, не приобретайте эту Лицензию, не загружайте, не устанавливайте, не получайте доступ и не используйте Программное обеспечение для шрифтов. Если вы приобрели Лицензию на использование Программного обеспечения для шрифтов в запечатанной розничной упаковке и не согласны с условиями настоящего Соглашения, верните ее в нераспечатанном виде по месту покупки для получения полного возмещения стоимости.

1. Определения.

«Программное обеспечение для шрифтов» — это цифровое программное обеспечение, которое создает шрифты и/или иллюстрации при использовании с компьютерами и другим программным обеспечением (далее «Программное обеспечение для шрифтов» или «Шрифт[ы]»).

«Лицензированное лицо» — физическое лицо, компания или юридическое лицо, приобретающее настоящую Лицензию (далее «Лицензированное лицо» или «вы»).

«Лицензированный пользователь» — это одно (1) человеческое существо, использующее один (1) персональный компьютер, если иное не согласовано в письменной форме с FONTHAUS, принадлежащим Лицензируемому юридическому лицу (далее «Лицензированный пользователь» или «Пользователь(и)»).

«Веб-шрифты» — это программное обеспечение для шрифтовых шрифтов, которое было создано, оптимизировано, переведено или иным образом изменено для использования посредством передачи через Интернет для использования при просмотре текста на веб-сайте. В качестве пояснения, а не ограничения, такое использование может быть реализовано с помощью правила CSS @font-face. Могут применяться другие технологии или реализации программного обеспечения, используемые для получения аналогичных результатов, и использование Программного обеспечения для шрифтов такими методами регулируется настоящей Лицензией.

«Основной домен», «Поддомен», «Домен». Первичный домен — это имя хоста домашней страницы веб-сайта (например, без ограничений: example.com, example.co.uk, example.org, user.example.com и т. д.). Поддомен — это подразделение основного домена (например, без ограничения: shop.example.com, support.example.com, or user.example.com и т. д.). Основные домены вместе с любыми связанными с ними субдоменами вместе именуются «домены».

2. Предоставление лицензии. После полной оплаты компания FONTHAUS предоставляет вам неисключительную прекращенную Лицензию на использование Программного обеспечения для шрифтов вместе со всей сопроводительной документацией, каждая из которых соответствует условиям настоящего Соглашения.

а. Базовая лицензия. Если вы приобретаете базовую Лицензию, эта Лицензия разрешает использование Программного обеспечения для шрифтов не более чем количеству Пользователей по умолчанию, указанному на странице корзины покупок, и в одном (1) географическом местоположении, если иное не согласовано в письменной форме с FONTHAUS.

б. Многопользовательская лицензия (далее «МУЛ»). Если вы приобретаете Лицензию на использование Программного обеспечения для шрифтов для большего числа Пользователей, чем указано на странице корзины покупок по умолчанию, вы можете установить Программное обеспечение для шрифтов в одном (1) географическом месте для дополнительного числа Пользователей, указанного в Квитанции о заказе. который либо отправляется вам по электронной почте, либо прилагается к Программному обеспечению для шрифтов.

в. Места. Использование Программного обеспечения для шрифтов более чем в одном (1) географическом местоположении требует приобретения отдельной лицензии для каждого местоположения для количества Пользователей в каждом местоположении или приобретения специальной лицензии на несколько сайтов (далее «MSL»). ) от Фонтхауса.

д. Портативные компьютеры. Использование Программного обеспечения для шрифтов на портативном компьютере разрешено при условии, что портативный компьютер принадлежит Лицензированному лицу и не используется для разрешения использования Программного обеспечения для шрифтов более чем числу Пользователей, имеющих лицензию в соответствии с настоящим Соглашением. Если в какой-либо момент использование вами Программного обеспечения для шрифтов выходит за рамки разрешенного в применимой Лицензии, вы соглашаетесь немедленно уведомить FONTHAUS и приобрести соответствующую лицензию, которая может быть предоставлена ​​или не предоставлена ​​по усмотрению FONTHAUS.

3. Одна резервная копия. Вам разрешается сделать одну (1) резервную копию Программного обеспечения для шрифтов или веб-шрифтов только для архивных целей. Несанкционированное совместное использование, предоставление во временное пользование, аренда, продажа или другое несанкционированное использование или неправильное использование исходного Программного обеспечения для шрифтов или веб-шрифтов и/или резервной копии является существенным нарушением настоящего Соглашения и приведет к немедленному прекращению действия настоящей Лицензии.

4. Агентства. Если вы являетесь консультантом по дизайну, рекламным агентством или покупаете настоящую Лицензию для использования такой организацией или от ее имени, конечный пользователь также должен приобрести лицензию, подходящую для предполагаемого использования Программного обеспечения для шрифтов. В частности, если ваш клиент будет использовать копии Программного обеспечения для шрифтов, он также должен приобрести лицензию. Предоставленная здесь Лицензия не распространяется на использование Программного обеспечения для шрифтов временными сотрудниками, фрилансерами или независимыми подрядчиками в профессиональной среде или для других профессиональных целей сверх числа Лицензированных пользователей. В частности, вы не можете делать копии большего размера, чем разрешено настоящей Лицензией, для временного использования фрилансерами, временными сотрудниками или независимыми подрядчиками.

5. Никаких модификаций и настроек. Вам не разрешается каким-либо образом изменять Программное обеспечение для шрифтов. Вы не имеете права создавать или нанимать других для создания нестандартных или производных версий Программного обеспечения для шрифтов или модифицировать Программное обеспечение для шрифтов для использования в качестве веб-шрифта, если на это нет лицензии. Вам не разрешается, в качестве примера, но не ограничения, декомпилировать, реконструировать, дизассемблировать, модифицировать, изменять или изменять программное обеспечение или любые связанные с ним встроенные биты. Настоящим вы признаете, что несанкционированная модификация или настройка Программного обеспечения для шрифтов является нарушением прав FONTHAUS и причинением значительного денежного ущерба. Если вы заинтересованы в использовании индивидуального шрифта, свяжитесь с FONTHAUS для получения дополнительной информации.

6. Исключительное право собственности. FONTHAUS, его лицензиары, их правопреемники и правопреемники сохраняют за собой все права и титулы на соответствующее программное обеспечение, товарные знаки и авторские права. Вы соглашаетесь не копировать Программное обеспечение для шрифтов и не создавать производные работы на основе Программного обеспечения для шрифтов. Настоящим вы соглашаетесь с тем, что это условие носит договорной характер и что несанкционированное использование Программного обеспечения для шрифтов является нарушением прав FONTHAUS и причинением значительного денежного ущерба. Вы также соглашаетесь с тем, что такие убытки не могут быть легко оценены и что FONTHAUS имеет право, без обязательств по залогу, добиваться запретительного судебного приказа для предотвращения любого несанкционированного использования.

7. Ограниченное распространение. Вам разрешается сделать временную копию Программного обеспечения для шрифтов для использования коммерческой типографией или бюро обслуживания исключительно для использования в производстве ваших собственных материалов. Копирование и распространение среди коммерческих типографий или бюро обслуживания разрешено только тем, кто четко заявляет, что у них есть надлежащая лицензия на использование Программного обеспечения для шрифтов. Кроме того, вам разрешается включить временную копию Программного обеспечения для шрифтов в документ исключительно в целях облегчения вашей личной печати и/или просмотра документа.

8. Встраивание PDF. Вам разрешается встраивать Программное обеспечение для шрифтов в документы Adobe® Acrobat® (PDF) исключительно в целях предоставления информации и дизайна другим лицам или для отправки дизайна в сервисное бюро или типографию для вывода или другой подготовки к производству. Настоящим вы соглашаетесь с тем, что любой PDF-файл должен быть создан безопасным способом, который позволяет только просматривать и распечатывать PDF-файл, но не редактировать или изменять содержимое. Программное обеспечение для шрифтов должно быть ПОДНАБОРОМ при встраивании, а PDF-документ должен быть установлен как НЕРЕДАКТИРОВАННЫЙ. Если вы не знаете, как создавать поднаборы и/или создавать нередактируемые PDF-файлы, обратитесь к руководству или издателю программного приложения, из которого вы экспортируете PDF-файлы. Использование Программного обеспечения для шрифтов в PDF-документах для продажи или продуктах, использующих другие формы встраивания Программного обеспечения для шрифтов для продажи (например, как часть коммерческого продукта, такого как шаблон дизайна или электронная книга, или использование с мобильным устройством) запрещено. и требует приобретения специальной лицензии, которая может быть предоставлена ​​или не предоставлена ​​по усмотрению FONTHAUS.

9. Использование Интернета. Вам разрешается использовать Шрифты для создания пиксельных изображений GIF, JPEG и PNG для использования в Интернете как часть дизайна веб-сайта при условии, что создание изображений не автоматизировано, изображения создаются лично Лицензированным пользователем, а не создается сервером, и что встраивание или иная передача Программного обеспечения для шрифтов невозможна.

Встраивание программного обеспечения шрифтов в веб-страницы строго запрещено. Вам не разрешается использовать Программное обеспечение для шрифтов в сочетании со встроенными объектами шрифтов или любыми другими средствами, которые встраивают Программное обеспечение для шрифтов в целях отображения Шрифтов в Интернете или в беспроводных веб-браузерах. Вам не разрешается использовать шрифты с программным обеспечением Adobe® Flash®. Если вы хотите использовать Программное обеспечение для шрифтов в таких целях, вы должны приобрести специальную лицензию.

10. Веб-шрифты. Если вы приобрели лицензию на использование шрифтов для веб-использования («Веб-ЛСКП»), она распространяется на любые веб-шрифты, созданные FONTHAUS («Foundry») и приобретенные через веб-сайт FONTHAUS (отдельно и вместе именуемые «Лицензированные веб-шрифты» ). Используя Лицензионные веб-шрифты на любом веб-сайте или веб-странице в формате HTML («Веб-сайт»), покупатель («НМН») соглашается с положениями и условиями настоящего веб-ЛСКП. HMH может использовать Лицензионные веб-шрифты только в Интернете для оформления Веб-сайтов с помощью селектора @font-face в файлах CSS в доменах и поддоменах, лицензированных в соответствии с настоящим Соглашением, с учетом следующих ограничений:

11. HMH не может ссылаться или размещать в Интернете любую версию шрифта, не входящую в набор FONTHAUS Webfont Kit.

12. Комментарии, указания на авторские права и другую юридическую информацию, представленную в образцах файлов HTML/CSS/JavaScript для каждого Лицензионного веб-шрифта, должны быть сохранены в коде веб-сайта HMH.

13. Лицензированные веб-шрифты могут использоваться на любом веб-сайте, принадлежащем или контролируемом HMH (в соответствии с пунктом 14 ниже). Общий трафик, измеряемый в просмотрах страниц, веб-сайтов, на которых используется Лицензированный веб-шрифт, не должен превышать количество просмотров страниц в месяц, указанное в квитанции, полученной вами за Лицензионные веб-шрифты.

14. Агентства, ответственные за веб-сайты нескольких клиентов, например агентства веб-дизайна или хостинг-провайдеры, не могут использовать одну лицензию на веб-шрифт для нескольких веб-сайтов клиентов, если иное не разрешено FONTHAUS.

15. Лицензированный веб-шрифт может использоваться на веб-сайте, где посетители создают «стилизованный контент», прямо или косвенно выбирая Лицензионный веб-шрифт и вводя или редактируя текст с использованием этого Лицензионного веб-шрифта, при соблюдении следующих условий:

а. Веб-сайт не может разрешать или способствовать использованию стилизованного контента за пределами указанного веб-сайта, включая, помимо прочего, производство товаров, документов в формате PDF, файлов изображений или персонализированных физических объектов, если иное не разрешено FONTHAUS. Скорость загрузки и просмотра веб-шрифтов будет зависеть от компьютера конечного пользователя, сети и физических соединений между конечным пользователем и сетью. FONTHAUS не несет ответственности за производительность компьютера или сети любого конечного пользователя.

б. Пользовательский интерфейс выбора шрифта Веб-сайта должен отображать оригинальные названия шрифтов и указывать FONTHAUS в качестве источника Лицензированных веб-шрифтов.

16. HMH не может использовать инструменты преобразования или редактирования в Лицензированных веб-шрифтах.

17. Использование Лицензированных веб-шрифтов с технологиями веб-шрифтов, отличными от @font-face, такими как sIFR, Cufón или Typeface.js, не допускается.

18. Лицензионные веб-шрифты являются собственностью соответствующих владельцев. Несанкционированное копирование или использование Лицензионных веб-шрифтов категорически запрещено. Вы можете быть привлечены к юридической ответственности за любое нарушение прав интеллектуальной собственности, которое вызвано или поощряется несоблюдением вами условий настоящего Соглашения.

19. Ограничения. Использование Программного обеспечения для шрифтов в любых из следующих обстоятельств и/или приложений НЕ разрешается без предварительного получения соответствующей специальной лицензии от FONTHAUS, которая может быть предоставлена ​​или не предоставлена ​​по усмотрению FONTHAUS:

a. ПРОДУКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С АЛФАВИТОМ ИЛИ БУКВАМИ ДЛЯ ПЕРЕПРОДАЖИ ИЛИ ПРОДУКТЫ ИЛИ УСТРОЙСТВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ БУКВ.

б. ВНЕДРЕНИЕ В ЭЛЕКТРОННЫЕ УСТРОЙСТВА; ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ, ВСЕ ИГРОВЫЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И/ИЛИ УСТРОЙСТВА.

в. ВНЕДРЕНИЕ В ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

д. ХРАНЕНИЕ, КЭШИРОВАНИЕ, ОБСЛУЖИВАНИЕ ИЛИ ИНОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДОСТУПА К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ШРИФТОВ ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЛИ ОТОБРАЖЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ, НЕЗАВИСИМО ОТ ИСПОЛЬЗУЕМОГО ФОРМАТА ИЛИ ТЕХНОЛОГИИ.

эл. ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ФИЛЬМАХ, ИСПОЛЬЗОВАТЬ С ПРОГРАММНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ADOBE® FLASH®, ТЕЛЕВИДЕНИЕМ ИЛИ ТРАНСЛЯЦИЕЙ ПО КАБЕЛЬНОМУ ТЕЛЕВИДЕНИЮ ИЛИ В ИНТЕРНЕТЕ.

ф. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЮБЫХ «ДИНГБАТОВ», ИЛЛЮСТРАЦИИ ИЛИ ИЗОБРАЖЕНИЙ В ПРОГРАММНОМ ШРИФТЕ ИЛИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЧАСТЬ В КАЧЕСТВЕ ЭЛЕМЕНТА ИЛИ ЧАСТИ ЛОГОТИПА ИЛИ ТОРГОВОГО ЗНАКА ИЛИ В ПРОДУКТАХ ДЛЯ ПРОДАЖИ.

г. УСТАНОВКА ШРИФТОВ НА СЕРВЕР ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ШРИФТОВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ. Если вы хотите использовать Программное обеспечение для шрифтов способом, который ограничен настоящей Лицензией, свяжитесь с FONTHAUS для получения информации о специальном лицензировании.

ч. Используйте в качестве веб-шрифта без покупки специальной лицензии.

20. Товарные знаки. Если вы идентифицируете Шрифты, используемые в ваших продуктах или рабочих продуктах, вы тем самым соглашаетесь идентифицировать Программное обеспечение для шрифтов по имени (торговой марке) и владельцу торговой марки в любых таких кредитах. Любое использование товарного знака, связанного с Программным обеспечением для шрифтов, осуществляется исключительно в интересах владельца товарного знака. Настоящее Лицензионное соглашение не предоставляет права собственности. FONTHAUS сохраняет за собой все права, не предоставленные в явной форме в настоящем документе.

21. Передача лицензии. Вам разрешается передавать настоящую Лицензию на использование Программного обеспечения для шрифтов только один (1) раз и только другому конечному пользователю. Лицензия на использование веб-шрифтов не может быть передана другому лицу. Ни при каких обстоятельствах вам не разрешается приобретать эту Лицензию для целей перепродажи. При передаче этой Лицензии вы соглашаетесь с тем, что (I) вы будете передавать исходное Программное обеспечение для шрифтов вместе со всей документацией, (ii) любая такая передача не осуществляется путем консигнации или иным косвенным образом, (iii) новая HMH читает, понимает и соглашается с условиями настоящей Лицензии, и (iv) Вы уничтожите все остальные копии Программного обеспечения для шрифтов и любую документацию, оставшуюся в вашем распоряжении. После передачи Программного обеспечения для шрифтов вам не разрешается оставлять копии для себя, давать взаймы или иным образом предоставлять копии Программного обеспечения для шрифтов коммерческим типографиям или бюро обслуживания.

22. Гарантии. FONTHAUS по своему собственному усмотрению либо заменит Программное обеспечение для шрифтов, либо возместит Лицензионный сбор в случае, если Программное обеспечение не работает в значительной степени в соответствии с Документацией, при условии, что любая такая претензия будет подана в течение (30) дней с момента приобретения настоящей Лицензии. Чтобы подать претензию, вы должны вернуть Программное обеспечение для шрифтов в компанию FONTHAUS или по месту приобретения вместе с копией товарного чека. Вы прямо признаете и соглашаетесь с тем, что используете Программное обеспечение для шрифтов на свой страх и риск. Программное обеспечение для шрифтов и сопутствующая документация предоставляются «КАК ЕСТЬ» и, за исключением случаев, оговоренных в настоящем документе, предоставляются без каких-либо гарантий, и FONTHAUS и ее дочерние компании (вместе именуемые «FONTHAUS») настоящим ЯВНО ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ ВСЕХ ГАРАНТИЙ, ЯВНЫХ И ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ, ВКЛЮЧАЯ, НО НЕ ОГРАНИЧИВАЯСЬ ​​ПОДРАЗУМЕВАЕМЫМИ ГАРАНТИЯМИ КОММЕРЧЕСКОЙ ПРИГОДНОСТИ И ПРИГОДНОСТИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЦЕЛИ. КОМПАНИЯ FONTHAUS НЕ ГАРАНТИРУЕТ, ЧТО РАБОТА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ШРИФТОВ БУДЕТ НЕПРЕРЫВНОЙ ИЛИ БЕЗОШИБОЧНОЙ, ИЛИ ЧТО ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШРИФТОВ ОТСУТСТВУЕТ ДЕФЕКТОВ. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШРИФТОВ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОТКАЗОУСТОЙЧИВЫМ, НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНО И НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНО И НЕ РАЗРАБОТАНО И НЕ ИЗГОТОВЛЕНО ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В КАКИХ-ЛИБО ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, ГДЕ МОЖЕТ ПОТРЕБОВАТЬСЯ БЕЗОПАСНАЯ РАБОТА. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШРИФТОВ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ, НАВИГАЦИОННОМ ОБОРУДОВАНИИ И УПРАВЛЕНИИ ИЛИ В ЛЮБЫХ ДРУГИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, ГДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛИ НЕИСПРАВНОСТЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ШРИФТОВ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К СМЕРТИ, ТРАВМАМ, ПОВРЕЖДЕНИЮ ИМУЩЕСТВА ИЛИ СЕРЬЕЗНОМУ ФИЗИЧЕСКОМУ ИЛИ УЩЕРБУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ FONTHAUS НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕД ВАС ИЛИ ЛЮБОЙ ДРУГОЙ СТОРОНОЙ, БУДЬ ТО ПО ДОГОВОРУ ИЛИ ДЕЛИКТУ (ВКЛЮЧАЯ ХАЛАТНОСТЬ) ИЛИ ИНЫМ ОБРАЗОМ, ЗА ЛЮБОЙ СПЕЦИАЛЬНЫЙ, КОСВЕННЫЙ ИЛИ СЛУЧАЙНЫЙ УЩЕРБ, ВКЛЮЧАЯ УПУЩЕННУЮ ПРИБЫЛЬ, СБЕРЕЖЕНИЯ ИЛИ ПЕРЕРЫВ ДЕЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ШРИФТОВ, ДАЖЕ ЕСЛИ О ТАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ УВЕДОМЛЕНО ЗАРАНЕЕ. Ответственность FONTHAUS перед вами ни в коем случае не должна превышать возмещение стоимости Лицензионного сбора или замену Программного обеспечения для шрифтов по собственному усмотрению FONTHAUS.

23. Другое право. В некоторых юрисдикциях не допускается исключение или ограничение случайных, косвенных или особых убытков или подразумеваемых гарантий. ЛЮБЫЕ ПОДРАЗУМЕВАЕМЫЕ ГАРАНТИИ ИЛИ УСЛОВИЯ, СОЗДАННЫЕ ЗАКОНОМ, ДЕЙСТВУЮТ ТОЛЬКО В ТЕЧЕНИЕ 30-ДНЕВНОГО ГАРАНТИЙНОГО ПЕРИОДА. НЕТ НИКАКИХ ГАРАНТИЙ ИЛИ УСЛОВИЙ ЛЮБОГО РОДА ПОСЛЕ ТРИДЦАТЬ-ДНЕВНОГО (30-ДНЕВНОГО) ГАРАНТИЙНОГО ПЕРИОДА. Указанные выше исключения могут не относиться к вам. В противном случае и в той степени, в которой это разрешено законом, вы соглашаетесь с тем, что все подразумеваемые гарантии действуют не более тридцати (30) дней.

24. Прекращение. Настоящее Лицензионное соглашение вступает в силу с даты полной оплаты Лицензии. Настоящее Лицензионное соглашение может быть расторгнуто вами в любое время путем уничтожения Программного обеспечения для шрифтов и любых копий Программного обеспечения для шрифтов. Настоящее Лицензионное соглашение может быть расторгнуто без предварительного уведомления, если вы нарушите и/или не соблюдаете какое-либо условие, содержащееся в нем.

25. Применимое право. Вы прямо соглашаетесь с тем, что настоящее Соглашение регулируется, применяется и толкуется в соответствии с законами штата Мичиган, применимыми к контрактам, заключенным и полностью исполненным в нем, без учета коллизионных норм Мичигана или коллизионных норм любую другую юрисдикцию, и вы прямо соглашаетесь с тем, что суды штата и федеральные суды, наиболее удобные для FONTHAUS для обеспечения соблюдения своих прав в соответствии с законом и настоящим Соглашением, имеют исключительную юрисдикцию в отношении любых действий или разбирательств, возникающих из настоящего Соглашения или связанных с ним, и вы настоящим отказываетесь от любых защиты, вытекающие из выбора закона или суда, указанного в настоящем документе, и прямое согласие на обслуживание процесса заказным письмом, запрошенная квитанция о вручении. FONTHAUS прямо оставляет за собой любые и все права добиваться судебной защиты по праву справедливости, включая, помимо прочего, временные запретительные судебные приказы и предварительные судебные запреты, каждый из которых не требует залога. Права и средства правовой защиты FONTHAUS являются кумулятивными.

26. Соблюдение законодательства и экспортных ограничений. В отношении программного обеспечения, предоставленного вам по лицензии в соответствии с настоящим Соглашением, вы соглашаетесь нести ответственность за соблюдение всех законов, иностранных и внутренних, включая, помимо прочего, все законы и правила Соединенных Штатов, касающиеся контроля за экспортом или передачей технологий.

27. Делимость. Если какое-либо положение настоящего Соглашения будет объявлено судом компетентной юрисдикции недействительным, ничтожным или не имеющим исковой силы, остальные положения настоящего Соглашения сохранят полную юридическую силу и действие, а недействительное положение будет заменено FONTHAUS положением, которое наиболее тесно влияет на намерение недействительного положения.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *