Содержание

Proto Grotesk в работе: Важные истории

Почему гротеск со странностями подходит для серьёзной журналистики расследований, как хорошая репутация приводит не самых хороших клиентов, что произошло со шрифтами и веб-дизайном за последние пять лет — рассказывает Александр Гладких (Charmer). Пока мы готовили этот материал, российские власти признали «Важные истории» действительно важными — то есть внесли в список «иностранных агентов»

31 августа 2021 г.

  • Александр Гладких
  • Сооснователь и арт-директор студии Charmer

Про «Прото»

«Важные истории» — небольшое независимое издание, которое специализируется на расследованиях. Ребята хотели что-то красивое и запоминающееся и дали нам абсолютную свободу — никаких чётких критериев. Несколько референсов, которые мы всё-таки получили, — зарубежные издания, разные и тематически, и с точки зрения визуального стиля. В основном эта была газетная вёрстка, никак прямо не указывающая на расследовательскую журналистику.

Тут мы подумали — почему не сделать лёгкий акцент на эстетику детектива, раскопок в тайной картотеке. Мы просмотрели много постеров шпионских фильмов и обложек шпионских книг 1960-х, 1970-х годов — от веба хотелось добиться ощущения аналоговости, выцветших цветов, почти осязаемых текстур. Потребовался моноширинный шрифт для мелких деталей, отсылающий к пишущей машинке, комфортный шрифт для чтения — и что-то запоминающееся, акцидентное, не примелькавшееся на российском рынке.

И нам попался Proto Grotesk.

«Важные истории» работают на русском языке, но некоторые материалы переводят для англоязычной версии сайта

Внутренние страницы

Он с характером. Не то чтобы неправильный — но в нём есть детали, цепляющие глаз, которые создают что-то необычное. Нам показалось, что по пластике он напоминает старые газеты, с растиснутыми краями букв — очень собранный, но дающий ощущение, как будто напечатано давно. Он очень плотно сел в заголовки, карточки и вообще прекрасно дополнил эстетику проекта. Им действительно можно набрать название старого шпионского фильма — чуть состарить и будет в точности как будто сделано в те времена.

В разделе «Картотека» материалы издания сгруппированы по сюжетам

Обложка одного из сюжетов «Картотеки»

Proto Grotesk во врезах

В логотипе мы захотели дать ранней цифровой эстетики — первая буква выделена как символ в программной строке при нажатии клавиши Insert. Мы пробовали набрать моноширинным шрифтом, но логотип должен был работать и в мелком, и в суперкрупном формате — в итоге там тоже стоит Proto Grotesk, но букву I мы нарисовали другую, всё-таки отсылающую к моноширинному шрифту.

Названия IStories и «Важные истории» взаимозаменяемы. При запуске на сайте использовался англоязычный логотип, а сейчас стоит русскоязычный

Картинки из соцсетей «Важных историй»

«Айсторис» дали понять, что не могут потратить много тысяч долларов на шрифты, поэтому мы взяли Proto Grotesk Regular и Bold — а IBM Plex Mono и IBM Plex Serif подобрали исходя из свободной лицензии. И ребятам всё понравилось с первого раза.

Я жутко заморочен на пиксельной сетке — а у Proto Grotesk в этом плане идеальная геометрия. С шагом четыре пикселя все кегли — и прописных, и строчных — идеально встают в сетку, да ещё так, что очень хорошо читаются. Это особенно важно в кеглях меньше 20, где каждый пункт серьёзно отличается по массе.

Единственное, что смущает в «Прото», — буква G, которая прямо ударяет по глазам. Любопытная, но хочется более конвенциональную версию. И ножка буквы R: в жирном начертании у неё прямой угол, а в регулярном штрих уходит вниз плавной дугой — это тоже цепляет глаз и может быть довольно некстати. Но для R есть альтернативные глифы, вот и для G было бы неплохо.

Заглавные G и R есть на каждой странице сайта, в самом низу

Альтернативные глифы R

Про повторения

Мы в «Чармере» уходим от репутации студии, которая делает сайты для СМИ — в этой нише стараемся брать только то, что может выйти необычным, где можно поэкспериментировать. С «Важными историями» так и получилось — ребята одни из самых приятных заказчиков, с которыми я работал.

Довольно много заказов на сайты медиа мы отсеиваем на этапе обращения — когда понимаем, что от нас хотят точно того же, что мы однажды сделали. Мы стараемся убедить потенциального заказчика, что им не нужна калька с сайта конкурентов, пытаемся переосмыслить продукт. И иногда это удаётся. А иногда приходится делать что-то очень рамочное — сплошные ограничения, такая работа в коробке. Как правило, это случается из-за ужасного недоверия к дизайнерам — тебя не до конца воспринимают как эксперта, не понимают, что твои предыдущие работы (которые заказчику хочется повторить) получились такими как раз потому, что дизайнера слушали. Бывают люди не готовые к диалогу.

У большинства медиа, которые к нам приходили, не было чёткой, продуманной айдентики. Каждый раз мы её придумывали заново — иногда сохраняя старый логотип. Но я не помню ни одного раза, чтобы сохранялись элементы старой графики, в том числе типографики. Она всегда меняется.

Про неогротески

У нас в студии два арт-директора — Настя Сокирко и я. Настя очень любит антикву, а я очень люблю неогротески. Пять лет назад у вас в интервью я ляпнул выражение «гельветичные шрифты» — и я по-прежнему с ними очень много работаю.

За это время гельветичных шрифтов с кириллицей стало больше — но не на порядок. Я до сих пор ищу неогротеск, который устроит меня на 100 % — во всех шрифтах есть к чему придраться. Из последнего, что я хотел бы получить в кириллице, — Helvetica Now, там есть плотные, дисплейные начертания, с правильным кернингом. Но, как понимаю, рассчитывать на это в ближайшее время не стоит.

Многие используют опенсорсные шрифты — типа Inter или Manrope, — но меня очень смущают формы нескольких знаков, заметно, что это делали не гуру шрифтового дизайна. Пять лет назад все любители неогротесков собирали проекты на Graphik — а сейчас такой же бум переживает Favorit Pro, он уже переюзан в хвост и гриву. В нём меня смущают даже не конструкции — в альтернативах можно найти и более спокойную у, и обычную g — по-моему, он слишком воздушный, его нужно дополнительно уплотнять. Пару раз мы его использовали в проектах.

Pragmatica — что-то из начала 2000-х, когда я начал заниматься дизайном. Раньше у неё не хватало веб-версии, а теперь не хватает начертаний: иногда жирное слишком жирное, а регулярное слишком тонкое, напрашивается какой-нибудь Medium или Semibold, а их просто нет. Но она до сих пор вполне приятна по пластике, удивляюсь, что это не особо признанный у нас шрифт.

Pragmatica на сайте журнала «Искусство кино», дизайн студии Charmer

Suisse Int’l — он сейчас тоже везде, это хорошая рабочая лошадка, на которой всё что угодно можно собрать. Сейчас стоит у нас на сайте, до этого была «Прагматика».

Suisse Int’l на сайте издания «Гол», дизайн студии Charmer

Я заметил, что у меня бывают влюблённости — когда ставишь шрифт в каждый проект и кажется, что он везде подходит. Поэтому я придумал правило, которого стараюсь придерживаться, — использовать один и тот же шрифт не чаще, чем через два проекта.

Про изменения

Кажется, что все медиа стремятся в видеоформаты — к прямой противоположности текстовому набору. Но при этом типографика всё равно приобретает… Она стала более важным и сильным инструментом. От чисто утилитарного набора, для чтения длинных текстов, мы всё больше переходим к декоративности — я говорю, например, про обилие шрифтов в современной графике.

Через шрифты дизайнеры показывают выразительность своего проекта, своего продукта — раньше этого было намного меньше. Большинство современных проектов построены не на иллюстрациях или сложных графических ходах, а именно на приёмах, связанных с типографикой. Если посмотреть на дизайн для дизайнеров, то там вовсю имитируют бумажные приёмы: абзацные отступы, более сложная вёрстка, работа с контрформами и другие средства, которых раньше не было в диджитале.

В традиционных цифровых медиа, боюсь, ничего принципиально не поменялось — как ни крути, в смартфонах мы всегда потребляем информацию линейно, в том числе когда читаем большие тексты в вебе. Нет ничего проще, чем тупо скролить вниз. Кроме того, медиа — очень консервативная среда, где любые смелые эксперименты чреваты потерей аудитории и рекламодателей, поэтому все действуют очень осторожно. Как правило, эксперименты делают издания, которые только появились. Какой-нибудь сайт Srsly — там интересные решения, которые задают новые стандарты для читателей. Читателям не с чем сравнивать, они не могут сказать: «Вот раньше Srsly был удобный, а теперь неудобный» — и это открывает большой плейграунд.

Сайт издания Srsly, дизайн студии White Russian, шрифт Favorit Pro

Если говорить не только про СМИ, а брать дизайн в целом — рынок очень сильно изменили цифровые продукты, в последние два-три года их стало очень много. Большинство дизайнеров сегодня ориентированы работать именно в продуктах. А сайты стали чем-то если не архаичным — в любом случае они нужны и будут нужны ещё некоторое время, — но точно менее популярным и денежным.

Я могу объяснить, что я имею в виду. В России малый бизнес почти полностью закрывает свои медиапотребности с помощью разного рода сервисов — например, Инстаграма. Ещё малый бизнес может нанять фрилансера, чтобы он сделал небольшой проект на Редимаге или Тильде. Эта ниша абсолютно нерентабельна для студий вроде нашей — зато здесь большой простор для начинающих дизайнеров. Можно вовсю реализовывать свои амбиции, пробовать что-то новое, делать интересные небольшие сайты.

Крупный бизнес переходит, даже почти перешёл, из веба в продукты — и нанимает дизайнеров именно на продуктовую работу. В массе своей корпорациям не нужны услуги дизайн-студий — либо нужны на не самую интересную работу, до которой не доходят руки инхауса. А средний бизнес в России практически уничтожен, здесь из заказов только разные корпоративные проекты — совсем не то место, где можно разгуляться. Остаются всё более немногочисленные медиа и госсектор — с которым многие принципиально не работают, потому что очень сложно с организационной и юридической точек зрения.

Перевод на английский: Дина Мингалиева

Вопросы: Миша Березин

Газетный маникюр, как способ подчеркнуть Вашу индивидуальность

 Искусство маникюра так же изменчиво, как настроение представительниц женского пола. Вместе с тем и газетный маникюр приобретает видоизменения, в чем и заключается его прелесть и актуальность. Благодаря широкому выбору средств для декора ногтей, можно создать настоящее произведение искусства, применяя новые методы и оригинальные идеи. Несмотря на то, что маникюр с газетой еще «новичок» в сфере дизайна ногтей, он прочно закрепил свое место и непрерывно развивается. С помощью уникальной методики с использованием старой прессы, можно создать интересный незаурядный образ.

 Исторический кофе-брейк

Газетный маникюр имеет довольно простую, но интересную историю. В одной французской газете вышла статья с информацией о косметологических услугах. Женщина-косметолог предлагала свои услуги по созданию маникюра. Но это была непростая обработка и покраска ногтей – для создания дизайна она использовала газету, а именно — заметку о салоне косметологии. Интересная статья произвела ажиотаж, и редакторы остались довольны. Кроме того, у женщины появилось множество клиентов, газетный маникюр быстро стал популярным.

Как выполнить маникюр с печатным шрифтом

Сегодня такое оформление можно легко выполнить самостоятельно дома – для этого нужно взять качественную жидкость для снятия лака, флакон бесцветного лака и страничка от периодического издания.

Проявите терпение и смекалку и совсем скоро вы сможете любоваться оригинальным принтом на ваших ногтях.

 В настоящее время маникюрные мастера используют два способа создания маникюра с газетным рисунком. Каждый из них имеет свои преимущества, но результаты в любом случае не оставят вас равнодушными.

Способ создания «печатных ногтей» №1

На первом этапе проведем подготовительные процедуры: очистим старый лак жидкостью для ногтей, откорректируем форму каждой ногтевой пластины, используя безопасную, правильно подобранную пилочку. Стоит отметить, что такое оформление подойдет для ногтей любой формы.

После того, как процедуры подготовки будут выполнены, и наши ногти примут эстетичный вид, приступим к нанесению на них буквенного шрифта из газет. Для этого заранее следует подготовить десять кусков бумаги из тиражных газет или журналов, примерно одинакового размера. Следует понимать, что газетный кусок должен быть больше величины ногтевой пластины. Так будет гораздо легче удалять лишнюю бумагу.

 Следующим шагом будет нанесение бесцветного лака. Слегка подув на ногти, чтобы они немного подсохли, но неокончательно, наносим на покрашенную поверхность жидкость для снятия лака в небольшом количестве. Сверху тщательно и плотно прикладываем заранее оторванный кусочек газеты, который послужит дизайнерским рисунком. Бумага не должна двигаться, будьте аккуратны, чтобы не испортить принт. Через несколько минут печатный шрифт должен отобразиться на ногтевой пластине. После чего приступим к следующему пальцу – и так поочередно.

Второй способ декорирования ногтей печатным шрифтом

Для создания газетного маникюра нам понадобится бесцветный, белый, бежевый и серый лак, страница от газеты, любой спиртовой раствор.

Начнем с нанесения белого лака на поверхность ногтей – он послужит эффектной контрастной основой. Рекомендуем продолжить создание маникюра спустя сутки, так как спирт может повредить свежую поверхность ногтей. За этот период времени произойдет соединение лака с матрицей ногтя и можно будет безопасно продолжить процедуру.

 Подготовим 10 газетных или журнальных кусков. Шрифт можно нанести двумя способами: либо нанести спиртовой раствор на кусок журнала, либо окунуть в него сам ноготь и после приложить бумагу. Далее плотно прижимаем рисунок, используя салфетку. Ждем в течение 30-ти секунд и снимаем трафарет.

Следует подождать, пока полностью высохнет шрифт, после чего покроем ногти прозрачным лаком. Он послужит закрепителем рисунка и не позволит, чтобы шрифт повредился.

 Основным преимуществом маникюра, выполненного с помощью газеты, является простота в его оформлении. К тому же, он подходит к образам различного стиля. На работу или в университет, его можно оформить на бежевой или другой «нейтральной» основе. На вечернее светское мероприятие достаточно выбрать более яркий фоновый лак и дополнить его такими элементами декора, как стразы и ваши «печатные» пальчики будут выглядеть изысканно и привлекательно.

  • Автор: Автор: Алена