Содержание

КЛАССИФИКАЦИЯ шрифтов: практика и проблемы

Одно из вечных направлений научной мысли — стремление к классификации всего и вся в окружающем мире. Не избежали этого и шрифты, хотя в их классификации есть и, наверное, всегда будут неясные стороны.

Список в таблице далеко не полный: он лишь иллюстрирует, что между текстом, который автор считает готовым к публикации, и действительно готовым к ней — дистанция огромного размера.

В нашей стране общепринятой точки зрения на классификацию шрифтов нет, хотя за рубежом вопрос проработан неоднократно и серьезно. Это связано с тем, что шрифт у нас — дело на редкость некорыстное, и занимаются им в России мало. Нет профессиональной организации, которая взяла бы стандартизацию национального шрифта в свои руки. Невелико, до последнего времени, было и количество шрифтов, которыми мы пользуемся.

Советский Союз, как древний мир, не особо нуждался в многообразии шрифтов: в издании книг, газет и журналов применялся необходимый минимум. Последний действовавший в стране ГОСТ 3489.1—71 — 3489.38—72 признавал всего 37 гарнитур, а заодно включал в себя их скромную классификацию, подразделявшую все шрифты на семь разновидностей. Сейчас ее трудно воспринимать всерьез. Построенная на основе лишь отдельных графических признаков (контрастность, форма засечек и наклон округлых букв), она вызывала нарекания с точки зрения последовательности и не имела никаких ссылок на историю и стиль. В основу дальнейших теоретических работ не легла и теперь почти забыта.

Ныне классификация кириллических шрифтов складывается заново под сильным влиянием мирового опыта. Шрифтовой бизнес наших художников давно уже сделался международным: на иных условиях он бы не выжил. А западная школа шрифтоведения имеет давние богатые традиции — можно сказать, что она возникла в самый момент самоопределения шрифтового дизайна как независимой области творчества. Это происходило в XIX веке ввиду таких взаимосвязанных процессов, как промышленная революция, расцвет конкуренции и возникновение рекламы — важнейшего потребителя и заказчика разнообразных шрифтов.

Почти одновременно вышли в свет первые труды как по теории шрифтового дизайна, так и по систематике имеющегося шрифтового наследия. Классификация приобрела смысл и стала востребованной. В 1924 г. в работе Франсуа Тибодо (F. Thibaudeau) Manuel fran’cais de typographie moderne были заложены принципы описания и классификации шрифтов, не утратившие значения и сегодня.

В современном шрифтовом каталоге Джеффа Левела, Брюса и Бренды Ньюмен (Jeff Level, Bruce Newman, Brenda Newman) [2] приводятся восемь наиболее значительных классификаций. Так, в англо-американо-французской типографике распространен подход Максимилиана Вокса (Vox, 1954). По Воксу, шрифты подразделяются на девять групп:

Humanes (венецианская антиква), Garaldes (антиква старого стиля), R’eales (переходная антиква), Didones (антиква нового стиля), Insises (шрифты, имитирующие надписи на камне), Lin’eales (гротески), M’ecanes (брусковые шрифты), Manuaires (каллиграфические шрифты),
Scriptes
(рукописные). Часть этих названий составлена из имен шрифтов-характерных представителей группы: Garalds получились как гибрид GARamond и ALDus (Manutius), а Didone — от сложения имен DIDot и BodONI.

Классификация ATypI — основанной в 1957 г. Международной типографической ассоциации — почти совпадает со схемой Вокса. В качестве единственной поправки добавлена группа готических шрифтов, в разных источниках именуемая Fractura или M’edi’eves, что более точно. Близок все к той же классификации и British Standard, утвержденный в 1965 г. Британский стандарт подразделяет, как и Вокс, шрифты на девять групп, но несколько иных:

Humanist, Garald, Transitional (то же, что R’eales), Didone, Lin’eale, Slab Serif (то же, что M’ecanes) и Scriptes — рукописные шрифты, о которых сложно сказать, чем они все-таки отличаются от каллиграфических. Удалив две сомнительные группы, британский стандарт вводит две столь же сомнительные новые: Graphic, которые, по определению, «скорее нарисованы от руки, чем написаны», и Glyphic, формальным признаком которых служат едва наметившиеся засечки на концах штрихов.

Таким образом, некоторые разновидности шрифтов почти не вызывают у теоретиков разногласий, другие же затруднительно отнести к конкретной группе. Устойчивой и бесспорной оказывается та часть классификации, где рассматриваются шрифты, возникшие в исторический период от зарождения книгопечатания до появления профессионального и независимого шрифтового дизайна. Шрифты тех лет всегда носят отчетливый отпечаток места и времени: например, под венецианской антиквой принято понимать работы Николая Йенсона и немногих других мастеров; под шрифтами нового стиля — Дидо и Бодони, и т. д. Спорные моменты обычно не носят принципиального характера: так, английская, американская и французская школы шрифтоведения относят Кэзлон к антиквам старого стиля, а немецкая — уже к переходным антиквам. В общей структуре классификации это нюанс, слабо влияющий на картину в целом. Все меняется, когда теоретики приступают к рассмотрению более современных шрифтов. В XX веке «генеалогическое древо» шрифта принимается пышно ветвиться; художники обращаются к наследию всех стран и времен, начинаются эксперименты и самое неожиданное смешение стилей.

Создается множество т. н. historical revivals, порой весьма вольно трактующих шрифты прошлого. «Вглядываясь в старое, открываем новое», как озаглавил свой доклад в Москве один из ведущих дизайнеров шрифта Акира Кобаяси.

Историческая классификация всегда дополняется, а затем и поглощается классификацией морфологической. Но решить, какие признаки в рисунке знаков считать определяющими, бывает непросто. Облик шрифта складывается из множества незаметных порой нюансов, и совсем небольшого штриха бывает достаточно, чтобы все изменить. Считается почти очевидным, что наличие/отсутствие засечек — важнейший классификационный признак. Но есть примеры, когда шрифты по прихоти художника различались только засечками.

Германский индустриальный стандарт DIN 16518 (1964) шире охватывает историю и географию шрифта. Согласно DIN, шрифты подразделяются на три основные группы: шрифты

латиницы, готические и иных алфавитов или систем письма (Non-Roman). В свою очередь, шрифты латиницы DIN рассматривает более подробно и различает: Roman, Baroque, Classical, Free Roman, Linea Roman, Block, Script. Таким образом, классификация также имеет историческую основу и морфологическое развитие.

Немного можно сказать о шрифте по отдельно взятому знаку, особенно если он — «эт коммерческое», известное также под старым названием «знак бухгалтерской суммы». В любом шрифте «эт» стоит несколько особняком, предоставляя дополнительный простор фантазии художника. Можно только предположить, что перед нами гротеск (хотя нельзя сказать даже того, открытый или закрытый), и совершенно очевидно, что автор предусмотрел для «собаки» четыре варианта насыщенности. Откроем секрет: «собачья свора» взята из каталога мексиканского художника Габриэля Мартинеса Меаве, а шрифт, и в самом деле рубленый, называется Ферра Санс.

Собственные классификации шрифтов разрабатывают крупные компании, вовлеченные в шрифтовой бизнес.

В частности, очень современна и разумна классификация малоизвестной у нас фирмы Lawson.RIT, опубликованная в 1971 г. Она включает уже упомянутые исторические группы: готические (Blackletter), антиквы старого стиля (Oldstyle) с тремя подгруппами — венецианской (Venetian), французской (Aldine-French) и голландской (Dutch-English), переходную антикву (Transitional) и антикву нового стиля (Modern). Затем, уже скорее по морфологическому признаку, названы брусковые шрифты (Square-Serif) и гротески (Sans Serif). В две большие группы выделено все рукописное, каллиграфическое, курсивное (Script-Cursiv) и акцидентно-декоративное (Display-Decorative). Эту классификацию трудно критиковать — только пожелать развития. Как и в предыдущих шрифтовых системах, исторические варианты антиквы рассмотрены не в пример подробнее, чем группа гротесков. А ведь общая структура «семейства гротесков» отражает исторически сложившуюся структуру антиквенной «фамилии» и наследует аналогичные группы и подгруппы.
Это становится понятным, если вспомнить, что гротески создавались на основе всех типов антиквы путем удаления засечек.

Немного можно сказать о шрифте по отдельно взятому знаку, особенно если он — «эт коммерческое», известное также под старым названием «знак бухгалтерской суммы». В любом шрифте «эт» стоит несколько особняком, предоставляя дополнительный простор фантазии художника. Можно только предположить, что перед нами гротеск (хотя нельзя сказать даже того, открытый или закрытый), и совершенно очевидно, что автор предусмотрел для «собаки» четыре варианта насыщенности. Откроем секрет: «собачья свора» взята из каталога мексиканского художника Габриэля Мартинеса Меаве, а шрифт, и в самом деле рубленый, называется Ферра Санс.

Вернемся к корпоративным классификациям шрифтов. Усложненной и запутанной выглядит классификация компании Bitstream (1986), насчитывающая аж 17 типов шрифтов. Кроме все тех же исторических групп антиквы, брусковых, гротесков и рукописных, здесь названы группы Stencil (трафаретные), Engravers (гравированные), Exotic, Non-Roman, Computer и т. д. Linotype в 1988 г. подразделяет шрифты на Old Face, Transitional, Modern Face, Slab Serif, Sans Serif, Decorative & Display, Script & Brush, Blackletter (Broken), Non-Roman, Pi. Классификация Adobe 1991 г. аналогична, но чуть подробнее. Классификация ParaType, единственная в наши дни шрифтовая система российской разработки, вероятно, скоро увидит свет вместе с новым изданием каталога этой компании. Каждая фирма, выпускающая шрифтовой каталог, как-то группирует свои шрифты и уже этим демонстрирует некую собственную их классификацию.

Разнообразие классификаций говорит о том, что исчерпывающей системы, подобной Периодической системе элементов в химии, шрифтоведы пока не построили. Независимые теоретики продолжают собственные исследования и почти ежегодно публикуют что-то новое. И все же классификации шрифтов по-прежнему носят отчетливый национальный характер. Например, в учебном пособии немецкого автора [4] показано место и происхождение текстуры, ротунды, швабахера, бастарды и фрактуры — но было бы наивно искать там, допустим, древнерусские вязь и полуустав. Автор выносит в отдельную подгруппу национальный каллиграфический шрифт (Deutsche Schreibschrift), а привычные нам варианты (в духе известного шрифта Декор, например) относит к совсем другой подгруппе и называет английским каллиграфическим шрифтом — Englische Schreibschrift.

Особого внимания требует различие терминологии в национальных классификациях. Сверив различные источники, нетрудно заметить, что брусковые шрифты по Воксу именуются M’ecanes, в англоязычной классификации — Slab Serif, а во французской — Egyptienne. Очень осторожным приходится быть с термином Gothic: в американских изданиях так может называться гротеск, а в европейских — готический шрифт. Соответственно меняется и смысл термина Antiqua — это давний антипод всего, что называется Gothic. Русского читателя может удивить, что Serifenlose Linear-Antiqua — не что иное, как немецкое название рубленого шрифта, или гротеска. В буквальном переводе термин означает «линейная, т. е. неконтрастная антиква без засечек».

Разработка шрифтовых классификаций стимулируется накоплением материала. Со времен работы Вокса и основания ATypI количество шрифтов увеличилось примерно в десять раз. Появились принципиально новые типы акцидентных шрифтов, например, «живые шрифты», содержащие в шрифтовом файле генератор псевдослучайных чисел и меняющие различные (заданные дизайнером) детали рисунка при распечатке на PostScript-принтере. Чтобы разложить богатство по полкам, создаются изощренные способы описания шрифтов по различным признакам.

Фил Бейнс и Эндрю Хэслам [1] выделяют морфологические (formal) и исторические (sources) признаки классификационных групп. В числе первых названы: construction, shape, proportions, modelling, weight, terminations, key characters, decoration. Часть этих признаков ясна и понятна: proportions очевидным образом характеризует соотношение ширины и высоты знака; weight — общепринятая насыщенность; terminations — оформление окончания штрихов, т. е. имеет ли шрифт засечки, росчерки, капли, закруглен ли конец штриха и т. д. Контрастность, оптический наклон и характер соединений штрихов входят здесь в понятие modelling. Shape — это форма линий, округлость или угловатость рисунка, открытость и закрытость знаков, а также смещение горизонтальных элементов. Construction характеризует рисунок шрифта в целом: шрифт, имитирующий трафарет, рукописный и шрифт со случайными изменениями формы (живой шрифт) — это, безусловно, разные constructions. Но этого авторам классификации оказывается мало, и они вводят простую характеристику key characters — то, как выглядят в данном шрифте один или несколько избранных знаков. Список признаков завершает decoration — а ну как на шрифт еще наложен декоративный эффект, например, тень.

Все это было бы намного понятней, если не описывать классификацию словами, а показать на примерах, особенно в случае удачного их подбора. С другой стороны, те же шрифты делятся авторами на подгруппы согласно историческим источникам (sources), в числе которых выделены каллиграфия (к которой восходят, в частности, готическое письмо и все курсивы), римское монументальное письмо, печатные источники XIX века, рисованные шрифты художников и… все остальное.

Особый раздел для «всего остального» есть практически в каждой классификации. Чаще это разделы под названием Decorative, Display, Exotic. Что-то всегда выпадает из системы. Можно ли этого избежать, хотя бы теоретически? Невольно закрадывается мысль, что здесь не промах систематики, а объективное следствие того, что шрифт — плод творчества. Поддается ли вообще творчество классификации? Так ли существенно, к какой именно подгруппе относятся, скажем, гарнитура Лазурского или Академическая? Ведь нам, по сути, важно другое: уместность шрифта в нашей работе, настроение, им создаваемое, цепочка сложных ассоциаций, которые он рождает в читателе. Собственно, нам и классификация-то нужна, чтобы лучше понять и объяснить свойства шрифта. Но это значит, что из важнейших потребительских свойств и нужно исходить в его систематике.

Канадский поэт, типограф и теоретик типографики Роберт Брингхерст (Robert Brunghurst), книга которого на русском языке готовится к печати издательством Дмитрия Аронова, основывает собственную классификацию прежде всего на истории искусств. Классификация Брингхерста очень масштабна и охватывает все мировые системы письма, хотя наиболее разработанная и подробная глава относится, конечно же, к шрифтам латиницы. Брингхерст по примеру биологии делит шрифты на типы, классы, отряды, роды и семейства. В отряд антиквенных, по Брингхерсту, входят семейства протоантиквы, гуманистической антиквы, антиквы стилей маньеризма, барокко, неоклассицизма, романтизма, реализма, ар нуво, экспрессионизма, геометрического модернизма (конструктивизма), лирического модернизма, лирического постмодернизма. В последние подгруппы входят современные интерпретации самых различных исторических шрифтовых образцов. При всей разветвленности этой системы она все равно содержит некоторые спорные моменты: гротески и брусковые шрифты у Брингхерста оказываются в одной подгруппе, хотя они далеки по морфологическому признаку.

Что ж, если мы запутаемся совсем, то ограничимся системой описания шрифтов PANOSE. Она ведь тоже подразделяет шрифты: на обыкновенные текстовые и заголовочные, рукописные и декоративные. Схема предназначена для компьютера и потому непротиворечива. Учтем набор ключевых характеристик (допустим, десять, как это принято в настоящее время) и уже можно рассчитывать на то, что присланный издалека документ не рассыплется из-за отсутствия необходимых шрифтов в системе. Акробат подберет другие… PANOSE-характеристики содержатся внутри самого шрифтового файла, как паспорт, который в нынешние времена лучше носить с собой. p

Об авторе: Анна Шмелева ([email protected]) — независимый автор, пишет статьи о шрифтах и типографике.


Классификация наборных шрифтов
  1. SERIF / АНТИКВА
    1. Old Style / Антиква старого стиля
      1. Venetian / Венецианская антиква
      2. Garald / Итальянско-французская антиква
      3. Dutch / Голландская антиква
      4. English / Английская антиква
      5. Variation / Современные вариации
    2. Transitional /Антиква переходного стиля
      1. Baroque / Антиква барокко
      2. Variation / Современные вариации
    3. Modern / Антиква нового стиля
      1. Neoclassical / Классицистическая антиква
      2. Scotch / Англо-шотландская антиква
      3. Variation / Современные вариации
    4. Slab Serif / Брусковые шрифты
      1. Egyptian / Египетские
      2. Geometric / Геометрические
      3. Humanist / Гуманистические
      4. Clarendon & Legibility / Кларендон
      5. Italian / Итальянские
  2. SANS SERIF / ГРОТЕСКИ
    1. Grotesque / Старые гротески
    2. Neo-Grotesque / Новые гротески
    3. Geometric Sans / Геометрические гротески
    4. Humanist Sans / Гуманистические гротески
    5. Other / Прочие гротески
  3. DECORATIVE & DISPLAY / АКЦИДЕНТНЫЕ И ДЕКОРАТИВНЫЕ ШРИФТЫ
    1. Art Nouveau / Стиля модерн
    2. Art Deco / Стиля Ар Деко
    3. Op Art / Стиля oп-арт — сер. XX в.
    4. Latin / Латинские
    5. Glyphic / С едва наметившимися засечками
    6. Stencil / Трафаретные
    7. Typewriter & Monowide / Машинописные и моноширинные
    8. Computer & Display / Компьютерные и экранные
    9. 3-Dimention & Contour / Трехмерные и контурные
    10. Texture / Фактурные
    11. Experimental / Экспериментальные
    12. Other / Прочие
  4. SCRIPT / РУКОПИСНЫЕ ШРИФТЫ
    1. Formal pen / Ширококонечное перо
    2. Spencerian / Остроконечное перо
    3. Brush / Ширококонечная и остроконечная кисть
    4. Monoline / Монолинейные
    5. Hand / Имитации почерка
    6. Other / Прочие
  5. BLACK LETTER / ГОТИЧЕСКИЕ ШРИФТЫ
    1. Textura Текстура
    2. Schwabacher / Швабахер
    3. Rotunda / Ротунда
    4. Fraktur / Фрактура
    5. Other / Прочие
  6. OLD SLAVONIAN / СТАРОСЛАВЯНСКИЕ ШРИФТЫ
    1. Ustav / Устав
    2. Half-Ustav / Полуустав
    3. Skoropis’ / Скоропись
    4. Vyaz’ / Вязь
    5. Other / Прочие
  7. NON ALPHABETIC & SYMBOL /НЕАЛФАВИТНЫЕ И СИМВОЛЬНЫЕ ШРИФТЫ
    1. Astronomy & Astrology / Астрономические и астрологические знаки
    2. Cartography & Tourism / Картографические и туристические знаки
    3. Commercial & Business Pi / Знаки бизнеса и валют
    4. Keyboard / Клавиатурные символы
    5. Mathematics / Математические символы
    6. Music / Нотные знаки
    7. Ornaments & Borders / Орнаменты и бордюры
    8. Phonetic / Фонетические и лингвистические знаки
    9. Picture / Политипажи
    10. Sport / Спортивные пиктограммы
    11. Technical Pi / Технические знаки
    12. Other non alphabetic symbols / Прочие неалфавитные знаки

Техника исполнения и начертания шрифтов

Техника исполнения и начертания шрифтов

Шрифт — графическая форма знаков алфавита и цифр. Он выполняется и воспринимается как единое художественно целое. Достигается это общностью конструкций всех буквенных знаков конкретного шрифта. Конструкция шрифта складывается из графических признаков: размера пропорций букв, толщины штрихов и т.д. Хорошо нарисованный шрифт легко читается, отличается четкостью всех форм, отсутствием лишних элементов, ритмичностью чередования элементов в каждой букве и строке.

Виды шрифтов. По технике исполнения современные шрифты делятся на типографские, рисованные и рукописные. Типографские шрифты имеют наиболее установившееся начертание, поэтому их нужно принимать за образцы. Рисованные шрифты выполняют кистью или другими инструментами по предварительному карандашному рисунку. Рукописные шрифты пишутся без предварительной прорисовки сразу кистью, плакатными перьями или другими инструментами. Рукописные шрифты наименее трудоемки и находят самое широкое применение в изобразительных средствах, в экспозициях, на выставках.

По характерным графическим признакам типографские шрифты делятся на семь групп. Однако для оформительского искусства важно выделить и изучить две довольно многочисленные группы шрифтов: рубленые (типа гротеск) и контрастные (типа антиква).

Рис. 9. 9. Положения плакатного пера при начертании «рубленых» букв

Курсив контрастный выполняют по-разному. Можно по карандашному рисунку обводить контур пером, середину закрашивая пером или кистью. Можно всю работу выполнять острой кистью из мягкого волоса.

Рис. 9. 10. Положения плакатного пера

Опытный оформитель может видоизменять курсив, но шрифт при этом должен сохранять стройность, единство в начертании букв. В нем не должно быть вычурности и надуманности.

Библиотечный почерк. Библиотечный почерк (рис. 9.11) близок к печатному шрифту. Применяется он не только для написания каталожных карточек, разделителей, книжных формуляров в библиотечной работе, но и в других оформительских работах. Почерк отличается легкой читаемостью и простотой исполнения.

Знаки почерка пишутся линией одинаковой толщины. Для каталожных карточек высота строчных букв 2 мм, цифр — 3 мм, прописных букв — 4 мм. По ширине строчные буквы почти все вписываются в квадрат, кроме так называемых широких, которые занимают 3 мм. Цифры занимают 2 мм, прописные буквы — 3 мм (широкие — 4—5 мм). Выполняется библиотечный почерк так называемыми ученическими перьями (лучше брать перо с отогнутым «мягким» кончиком), перьевыми авторучками и т.д.

В оформительских работах применяются довольно крупные раз- , меры букв (5—10 мм высотой). Ими пишутся подтекстовки и тексты. Буквы высотой 5—10 мм пишут перьями «рэдис», фломастером, стеклянным рейсфедером (трубочкой).

Шрифт для трафаретов. Особенность шрифтов для трафаретов состоит в том, что при вырезании трафарета сохраняются перемычки, удерживающие внутренние контуры в рисунке буквы (например, в букве О) или усиливающие лист трафарета (например, в букве Н).

Шрифтовые трафареты повышают качество работы, позволяют тиражировать надписи и выполнять их там, где кистью выполнять не удобно из-за стекания краски и т. п. Трафаретят пастообразной краской с помощью тампона или поролона.

Советы по работе красками.

1. Наливайте краску в открытую посуду, чтобы видеть, насколько перо или кисть погружаются в краску (от излишка краски получаются кляксы).

2. Тщательно подбирайте густоту краски. Слишком густая краска плохо стекает с пера или кисти, слишком жидкая быстро сливается с инструмента, ложится неровно, получаются кляксы. Для кисти краску берут не сколько гуще, чем для плакатного пера. Правильно разведенная гуашь или темпера ложится ровным непросвечивающим слоем.

Старайтесь не применять цветную тушь и акварель для шрифтовых работ, так как эти краски даже при тщательном нанесении не дают ровного непрозрачного слоя.

Рис. 9. 11. Выполнение «библиотечного почерка»

3. Следите за чистотой инструмента; загустение краски приводит к тому, что плакатное перо перестает писать и его приходится чистить. Мойте кисти и перья немедленно после работы до высыхания на них краски.

4. Работайте так, чтобы ваш глаз все время находился над тем знаком, который вы пишете.

5. Лист кладите параллельно краю стола.

6. При проведении длинных штрихов (линий) не работайте кистью руки. Перемещайте всю руку, которая должна удобно лежать на листе. Если положить руку на лист нельзя, используйте муштабель (палочка для опоры пишущей руки).

7. Чаще проверяйте качество работы с расстояния, так легче заметить недостатки.

Если краска пропитывает бумагу и плохо счищается, делают заклейку. Заклейка меньше заметна, когда ее края совпадают с краями букв. Заклеивать лучше всего крахмальным клейстером.

Аккуратнее выглядит заплата-вставка. Под ошибочно написанный знак подкладывают чистый лист такой же бумаги, на какой написан текст. Затем вырезают знак-ошибку. Вырезанный одновременно кусочек чистой бумаги из подложенного снизу листа вставляют в образовавшееся «окно» и приклеивают к плакату с обратной стороны третьим, большим куском бумаги. На вставке делают поправку. Стык листа плаката и вставки можно закрыть белой гуашью.

На белой бумаге можно исправлять ошибки белой кроющей краской (гуашью или темперой).

Размещение текста. Оформителю всегда приходится размещать текст в тех или иных границах, зависящих от размера листа или длины строки. Это можно сделать двумя способами.

Способ проб. Предварительно текст набрасывается карандашом на листе в отведенных для него пределах. В процессе работы стараются сделать пробелы между буквами на глаз одинаковыми. Этот способ всегда дает хороший результат при достаточном навыке.

Способ расчета дает худшие результаты (так как не учитывает особенностей рисунка букв и нарушает зрительную равномерность пробелов между ними), но экономит много времени, что очень важно для простых работ (афиша, призыв и т.д.). Его удобнее применять при размещении рубленого и других упрощенных шрифтов.

Рис. 9. 12. Расчет размещения текста

1. Текст разбивают на строки так, как он будет написан в плакате. Например, текст «Плакат и выставка — виды наглядной агитации» может быть разбит на две-три строки и больше (рис. 9.12).

Предположим, что нам нужно написать его на листе форматом 100 х 25 см. При таком удлиненном листе лучше разбить текст на 2 строки, близкие по длине.

Возможны два варианта разбивки:
Плакат и выставка — виды наглядной агитации.
Плакат и выставка — виды наглядной агитации.
Лучшей будет всегда такая разбивка, при которой каждая строка является законченной смысловой частью текста.
В данном случае лучше второй вариант.
2. Подсчитывают число одинарных и широких букв и просветов между словами в наиболее длинной строке (во второй):
букв одинарных — 20, широких — 1;
просветов между словами — 2, между буквами — 18.

Одинарные буквы в упрощенном рубленом шрифте имеют ширину, равную ширине трех перьев (частей, клеток). Широкие буквы равны ширине пяти перьев.

Ширина просветов между словами равна трем перьям, а между буквами — одному перу.

Таким образом, в нашем примере длина строки определяется следующим образом:
(20 х 3) + (1 х 5) + (2 х 3) + (18 х 1) = 89, т.е. длина строки равна 89 перьям (частям, клеткам).

Чтобы узнать, какой ширины требуется перо для размещения и написания данного текста в строке, надо длину строки разделить на полученное количество перьев. У нас длина бумаги 100 см. Надо принять во внимание, что на боковые поля должно быть оставлено по 5 см (не менее). Тогда на текст остается 90 см.

Ширина пера будет приблизительно 1 см, а текст займет 1 см х 89 = 89 см.

Высоту буквы (строки) примем равной 5 частям. В нашем случае это будет 1 см х 5 = 5 см.

Две строки займут высоту 10 см, а оставшиеся 15 см распределяются на междустрочия и поля.
Удачным будет такое распределение:
верхнее поле — 5 см;
1-я строка — 5 см;
междустрочие — 4 см;
2-я строка — 5 см;
нижнее поле — 6 см.

Если будем писать по клеточкам, то каждую строку по высоте нужно разбить еще на 5 частей. В нашем случае по 1 см.

Приступим к размещению строк. Возьмем вспомогательную полоску бумаги длиной 25 см и отложим карандашом по ее краю размеры полей, строк и междустрочий. Положим полоску на левый вертикальный край листа и перенесем с нее размеры на лист. Затем то же сделаем на правом краю листа. (Не забывать о том, что расстояние до первой отметки от верхнего края листа слева и справа должно быть одинаковым.)

С помощью метровой линейки проведем все 12 горизонтальных линий.

Приступим к размещению букв. По краю метровой вспомогательной полоски бумаги нанесем 89 отрезков, равных ширине пера. В нашем случае по 1 см. Если будем писать без клеточек, то откладываем на полоске бумаги ширину букв и пробелов в соответствии с текстом: на одинарные буквы — 3 см, на широкие — 5 см, на пробелы между буквами — 1 см, на пробелы между словами — 4 см.

В этом случае можно несколько сдвигать и раздвигать открытые и закрытые буквы: пробелы между открытыми и полуоткрытыми буквами сокращать, а между закрытыми — увеличивать, не нарушая общей длины строки. В результате расстановка букв улучшится.

Положим полоску на лист к линии второй строки (так как она длиннее первой и по ней ведется расчет). Установим полоску так, чтобы 1-й и 89-й отрезки оказались на равном расстоянии от краев листа (симметричная композиция), и перенесем все отметки на линию строки (вспомогательную бумажную полоску при этом желательно укреплять кнопками).

С помощью линейки и угольника через эти отметки проведем вертикальные линии, которые, пересекаясь с горизонтальными, образуют сетку, или прямоугольники, для написания букв (см. рис. 9.12) на нижней, длинной, строке.

Сравним верхнюю строку с нижней. В верхней строке у нас 16 букв + 2 пробела, т.е. 18, а в нижней — 21 + 2 = 23 буквы.

Первая строка короче второй на 23 — 18 = 5 букв. Следовательно, при симметричной композиции первую строку следует размещать и писать, отступив от начала второй строки на 2,5 буквы (10 клеточек), тогда и справа верхняя строка окажется на 2,5 буквы короче длинной (при соблюдении одинаковой ширины букв и пробелов в верхней и нижней строках).

Расчетом в обратном порядке, заранее выбрав перо, можно определить длину строки, а значит, и размер листа.

Предположим, что перо мы выбрали шириной 2 см, тогда длина строки будет 2 см х 89 = 178 см. Следовательно, размер листа бумаги должен быть не менее 198 см (178 + 20 см на поля= 198 см).

Аппликативные надписи. В оформительском деле можно использовать не только рисованные, но и вырезанные из бумаги, картона, фанеры, пенопласта и других материалов буквы. Такие буквы при необходимости можно окрасить или вырезать из цветного материала. Надписи, выполненные из резных букв, выглядят четче, рельефнее рисованных.

Для выполнения резных букв их предварительно рисуют. Повторяющуюся в тексте букву рисуют только раз, вырезают, а затем пользуются ею как шаблоном. Можно заготовить шаблоны на весь алфавит.

Буквы окрашивают до или после вырезания. Если заранее красить материал, то при вырезании можно повредить окраску. Если красить после вырезания, то картонные и бумажные буквы от окраски могут сильно покоробиться и их будет трудно укреплять на фон. Поэтому вопрос окраски решается в зависимости от сорта материала и краски.

Для прикрепления букв к основе используют сильный клей (казеиновый, столярный) или гвоздики с мелкой шляпкой. Буквы располагают на основе и только после того, как все вопросы размещения решены, начинают смазывать клеем и наклеивать. Наклеенные буквы следует плотно прижать, используя какой-либо груз: несколько книг, подшивку газет и т.д. При прикреплении букв гвоздиками следует закрасить шляпки последних.

Очень красивы резные буквы из пенопласта. Их наклеивают резиновым, столярным или другим клеем.

Читать далее:
Художественное оформление экспозиций и выставок
Архитектурные пропорции — «Золотое сечение»
Виды художественно-графических работ
Материалы художественно-графических работ
Художественно-оформительские и графические работы


4 типа шрифтов и что они говорят о вашем бренде

Выбор шрифта может создать или разрушить индивидуальность бренда. Отличный шрифт может заставить прохожего остановиться на своем пути или сделать паузу скроллера в социальных сетях. Шрифты передают индивидуальность, значение, историю и характер. По сути, шрифты оживляют бренд.

Но поскольку в Интернете доступны миллионы шрифтов, трудно решить , какие из них использовать при создании бренда.

Хотя легко запутаться, правда в том, что большинство шрифтов — это просто вариации четырех основных типов шрифтов. Если вы начнете с понимания различий между этими четырьмя категориями шрифтов, вам будет намного проще найти правильный шрифт для вашего бренда.

Давайте рассмотрим четыре основных типа шрифтов, что они говорят о вашем бренде, и рассмотрим несколько конкретных примеров.

Типы шрифтов

  1. Засечки
  2. Без засечек
  3. Скрипт
  4. Декоративный

1. Serif

Шрифты с засечками были первыми шрифтами, которые массово использовались в печати. Начиная с 1400-х годов, шрифты с засечками имеют декоративные штрихи на концах каждого штриха, имитирующие перо или ручку.

Разработанный Уильямом Каслоном в 1734 году, Old Style был, возможно, первым массовым шрифтом с засечками, появившимся на рынке. Вскоре после этого последовали Didot и Bodini, которые и сегодня остаются популярными шрифтами с засечками для брендов.

Что шрифты с засечками говорят о бренде?

Благодаря своей истории эти шрифты придают бренду ощущение вневременности и традиции. Такие бренды, как Rolex, Mercedes, Prada и Dior, используют шрифты с засечками в своих логотипах.

Источник изображения

Источник изображения

Примеры шрифтов с засечками

Существуют тысячи шрифтов с засечками, но некоторые из самых популярных:

  • Bodini
  • Гарамонд
  • Таймс Нью Роман
Что следует учитывать при использовании шрифта с засечками

Выбирая шрифт для своего бренда, вы должны учитывать восприятие, которое вы пытаетесь создать среди целевой аудитории. Если вы надеетесь вспомнить класс старого мира, шрифт с засечками — правильный выбор.

Каким предприятиям следует использовать шрифты с засечками?

Шрифты с засечками — это элегантный выбор для любого бизнеса, но те, кто укоренился в давней практике, смогут воспользоваться преимуществами шрифта с засечками. Вот несколько категорий бизнеса, которые часто используют шрифты с засечками в своем брендинге:

  • Журналистика
  • Изготовление ювелирных изделий
  • Закон
  • Финансы
  • Изготовление мебели
  • Оздоровительные услуги

2. Шрифт без засечек

Шрифт без засечек — это четкая современная альтернатива шрифту с засечками.

Шрифты без засечек известны своей ясностью и разборчивостью. Используйте их всякий раз, когда вы хотите поделиться информацией легко, ясно и прямо. Их можно использовать в более легком весе для воздушного образа или в более тяжелом весе для более смелого образа.

Что шрифты без засечек говорят о бренде?

Хотя первый шрифт без засечек был разработан в 1816 году, эти шрифты часто используются компаниями, стремящимися выглядеть футуристично, например технологическими компаниями. Такие компании, как Google, Facebook и Netflix, используют шрифты без засечек в своих логотипах.

Источник изображения

Источник изображения

Примеры шрифтов без засечек

Шрифты без засечек известны своими четкими линиями. Некоторые популярные шрифты с засечками включают:

  • Helvetica
  • Проксима Нова
  • Футура
  • Открытый Санс
На что следует обратить внимание при использовании шрифта без засечек

Отличный способ создать визуальный интерес при использовании шрифтов без засечек — это смешивание разных начертаний одного и того же семейства шрифтов. Это улучшит ваш брендинг, добавив ощущение глубины.

Каким предприятиям следует использовать шрифты без засечек?

Шрифты без засечек — отличный выбор для компаний, которым нужен чистый и современный вид. Их универсальность подходит для множества различных категорий бизнеса, таких как:  

  • Технологии
  • Игры
  • Консалтинг
  • Мода
  • Автомобили
  • Производство

3.

Script

Шрифты Script или cursive характеризуются извилистыми тонкими элементами, имитирующими почерк.

Эти шрифты, как правило, делятся на более формальные и случайные варианты. Вы часто будете видеть формальные рукописные шрифты, используемые для вечеринок с черным галстуком, в то время как случайные рукописные шрифты можно использовать для оформления практически любого типа бренда.

Что шрифты говорят о бренде?

В то время как некоторые рукописные шрифты могут быть очень декоративными и более женственными, другие могут выглядеть более свободно и ретро. Такие бренды, как Ray Ban, Kellog’s, Sharpie и Kleenex, используют курсивные шрифты в своих логотипах.

Источник изображения

Источник изображения

Примеры рукописных шрифтов

Курсивные шрифты варьируются от каллиграфических стилей до более резких рукописных стилей. Некоторые популярные варианты:

  • Pacifico
  • Парижанка
  • Аллура
  • Омар
Что следует учитывать при использовании рукописного шрифта

Использование рукописного шрифта для вашего бренда — отличный способ придать фирменному стилю роскошный или ретро-стиль. Поскольку они очень декоративны, их может быть трудно прочитать, поэтому мы рекомендуем использовать их только для коротких слов и фраз.

Шрифты Script обычно лучше всего подходят для больших размеров. Чем они меньше, тем менее разборчивыми они становятся.

Какие предприятия должны использовать рукописные шрифты?

Использование рукописного шрифта придает вашему бренду ощущение класса и элегантности, что делает его подходящим для следующих категорий бизнеса:

  • Гостиничный бизнес
  • Красота
  • Здоровье и благополучие
  • Татуировки и пирсинг
  • Ретро бренды (например, парикмахерские)

4. Декоративный

Декоративные или дисплейные шрифты обладают индивидуальностью. Эти шрифты представляют собой богато украшенные версии шрифтов без засечек, с засечками, скриптов и других стилей шрифтов. Смысл использования декоративного шрифта в том, чтобы привлечь внимание действительно уникальным внешним видом. Декоративные шрифты бывают разных видов и часто используются в логотипах, рекламных щитах, плакатах, обложках книг и заголовках, чтобы выделить бренд.

Что декоративные шрифты говорят о бренде?

Учитывая разнообразие вариантов декоративных шрифтов, их влияние на бренд может различаться. Декоративные шрифты могут черпать вдохновение во многих эстетических элементах, будь то винтажный трафаретный шрифт, элегантный каллиграфический шрифт или массивный шрифт с засечками.

При работе с декоративным шрифтом лучше всего выбрать ощущение, которое вы пытаетесь создать, и выбрать шрифт оттуда. Если вы выбираете что-то элегантное, вы вряд ли выберете высокотехнологичный крупный декоративный шрифт.

Такие бренды, как Sega, Baskin Robbins и Tesla, используют декоративные шрифты в своих логотипах и фирменных материалах.

Источник изображения

Источник изображения

Примеры декоративных шрифтов
  • Cooper Black
  • Шрифт Bourton
  • Абрил Фэтфейс
  • Гилрой
  • Газпачо
На что следует обратить внимание при использовании декоративного шрифта

Декоративные шрифты придают индивидуальность бренду и предназначены для больших отдельных форматов. Используйте их при разработке логотипа, в заголовках или печатных фразах (например, на футболке). Избегайте использования декоративных шрифтов в основном тексте, так как их детали часто теряются.

Какие предприятия должны использовать декоративные шрифты?

Декоративные шрифты можно использовать в любом бизнесе. Мы часто видим, как они используются в творческом бизнесе, например:

  • Игры
  • Конфеты
  • Продукты питания и напитки
  • Автомобилестроение
  • Товары для дома
  • Дети и детские товары

Выбор типа шрифта

Шрифты — важная часть разработки бренда. Они передают энергию, эмоции и индивидуальность. Хотя в Интернете можно выбрать из тысяч различных шрифтов, проще всего понять четыре основных типа шрифта и перейти от них.

Перед тем, как сделать окончательный выбор, вам следует подумать о том, что ваш выбор шрифта говорит о вашем бренде. Помните:

  • Шрифты с засечками придают бренду вневременной и традиционный вид.
  • Шрифты без засечек
  • демонстрируют современное преимущество бренда.
  • Шрифты
  • Script придают бренду ощущение элегантности.
  • Декоративные шрифты полны индивидуальности и передают индивидуальный дизайн.

 

17 Основные типы шрифтов

Итак, вы хотите получить представление об основных типах шрифтов, используемых графическими дизайнерами и типографами каждый день. У нас есть список из 17 наиболее часто используемых видов шрифтов в общем порядке их использования и популярности. Здесь для вас перечислены самые простые и разнообразные шрифты, так что не ищите дальше!

Мы рассмотрим все наши примеры, используя один и тот же формат: название шрифта, основное описание и пример, чтобы вы могли увидеть каждый из них в действии. Вот так!

1) 9 с засечками0025

Шрифты с засечками представляют собой шрифты, состоящие из линий, концы которых украшены небольшими метками или штрихами, облегчающими чтение. Засечки произошли от латинского алфавита. Примерами классических шрифтов с засечками являются Times Roman, New Century Gothic и Palatino.

2) Sans Serif

Шрифты без засечек — это шрифты, состоящие из простых линий. У них нет мелких украшений, которые шрифты с засечками делают в конце каждого символа. Термин происходит от французского слова Sans , что означает «без» и «serif» (голландский) со значением «линия». Некоторые популярные шрифты без засечек — Helvetica, Avant Garde и Geneva.

3) Отображение

Тип отображения также известен как тип заголовка и предназначен для привлечения и удержания внимания зрителя. Они, как правило, появляются в рекламе на рекламных щитах, плакатах, книжных обложках и упаковках. Шрифт, размер которого обычно превышает 14 пунктов, считается «демонстрацией» и задает тон всему элементу дизайна.

4) Гладкая засечка

Гладкая засечка — это буквенная форма, которой около 200 лет, которая пришла из Британии и быстро стала очень популярной благодаря своим геометрическим и массивным блочным засечкам, нанесенным повсюду, от ящиков до брошюр. До этого времени для длинных разделов шрифта использовался обычный шрифт того времени, но по мере роста полиграфической отрасли рекламодателям понадобился жирный шрифт для выноски. Плоские шрифты обладают определенным типографским авторитетом, требующим внимания зрителей.

5) Нарисованный от руки

Шрифты, нарисованные от руки, — отличный способ добавить немного характера и шарма вашему дизайну. Некоторые создаются полностью вручную, а другие набрасываются и сканируются в Illustrator или Photoshop. Некоторые из них очень четкие и легко читаемые, в то время как другие могут иметь естественную отрывочную последовательность, придающую произведению особую индивидуальность или настроение. Существуют бесконечные возможности для создания нарисованных от руки шрифтов путем сочетания качеств, присущих различным стилям шрифта, таким как ар-деко, исторический дисплей, тонкие и толстые плиты и т. д.

6) Script

Шрифты Script бывают разных стилей, от повседневных до строго организованных и элегантных. Они основаны на плавных мазках, созданных почерком. Рукописные шрифты обычно используются для официальных приглашений, таких как свадьбы или концерты, а также для неформальных встреч.

7) Ретро

Тип ретро используется, чтобы перенести зрителя на десятилетия в прошлое, придавая творческим произведениям «старомодный» вид. Ретро-шрифты встречаются в шрифтах с засечками, без засечек и рукописных шрифтов и часто используются в качестве жирных заголовков в винтажных и классических плакатах, логотипах и упаковке.

8) Дингбаты

Дингбаты, также известные как символы печати или орнаменты, представляют собой шрифты, которые имеют формы и символы вместо букв и цифр. Существует множество разновидностей: пиктограммы, элементы дизайна, элементы пользовательского интерфейса, кнопки, иллюстрации и маркированные списки. Одним из основных преимуществ является возможность создавать изображения различных размеров и цветов без специального редактирования. Шрифты типа Dingbat чрезвычайно полезны и должны быть частью вашей базовой библиотеки шрифтов. Найдите хороший, узнайте, что в нем, и держите его под рукой.

9) Моноширинный

Моноширинный шрифт был создан для того, чтобы соответствовать требованиям пишущей машинки. Их называют непропорциональными шрифтами или шрифтами фиксированной ширины. Это означает, что все их символы занимают одинаковое пространство по горизонтали, в отличие от шрифтов переменной ширины, которые имеют разные интервалы и ширину — они расположены пропорционально. Некоторыми примерами этих шрифтов являются Courier и Monaco. Их не отличает красота, и часто их труднее читать, чем пропорциональные шрифты. Тем не менее, моноширинные шрифты всегда полезны в определенных ситуациях, когда вам нужно что-то выровнять.

10) Новинка

Новым шрифтом считается любой шрифт, который не попадает ни в одну из основных категорий шрифтов – с засечками, без засечек, староанглийский, рукописный или рукописный. Часто они привлекают внимание и используются в заголовках или выносках и обычно определяют индивидуальность вашего произведения. Новые типы шрифтов интересно искать и собирать, и есть новый шрифт для любого настроения или эстетики, о котором вы только можете подумать. Возможности просто безграничны, так как нет никаких правил, которые можно было бы нарушить при разработке нового шрифта.

11) Comic

Комические шрифты обычно дружелюбны, легко читаются и наиболее популярны для использования в комиксах и мультфильмах. В наши дни существует множество альтернатив на выбор (чтобы избежать печально известного Comic Sans), если вы хотите найти тему комиксов. При выборе шрифта следует учитывать сверхчеткие шрифты, приятные для глаз и мозга для всех возрастных групп. Вы также должны быть осведомлены о пригодности для любого проекта, над которым вы работаете, т. е. вам не нужен обычный беззаботный комический шрифт, если вы заинтересованы в передаче более серьезной темы. Как правило, набор комиксов имеет очень специфическую задачу по сравнению с другой типографикой. С мультфильмами и речевыми пузырями шрифт передает настроение полосы и не является второстепенным по отношению к общему дизайну, как большинство других типографик. Надпись будет сильно влиять на ощущение и воздействие того, что сообщается. Помните, что шрифты в комическом стиле довольно часто используются. Если вы можете выбрать что-то другое, сделайте это.

12) Stencil

Шрифты Stencil были изобретены в 1937 году Р. Хантером Миддлтоном. Они состояли из заглавных букв с закругленными краями и толстых основных штрихов с разрывами на лицевой стороне. Изобретение было сделано для Ludlow Typograph Company в Чикаго, где он работал. Буквы были установлены с помощью собранных вручную латунных матриц для их машины линейного литья и были созданы в основном для набора газетных заголовков. На протяжении многих лет использование трафарета стало обычным не только для газетных заголовков, общественных вывесок и маркировки ящиков, но также очень художественно использовалось на плакатах, граффити или уличном искусстве.

Вот отличный ресурс с красивыми современными трафаретными шрифтами.

13) Blackletter

Этот шрифт также называют готическим или древнеанглийским и использовался для набора Библии Гутенберга – первой книги, напечатанной подвижным шрифтом. Он характеризуется черной текстурой и очень украшенными заглавными буквами, с эффектными толстыми и тонкими штрихами и засечками. Шрифт Blackletter очень стилизован с замысловатыми завитками, но при этом очень удобочитаем.

14) Каллиграфия

Каллиграфия основана на древней технике письма с использованием ручек с плоским краем для создания уникальных и художественных надписей. Движение и направление пера определяли толщину линий. Это стилистическое письмо является формой изобразительного искусства и обычно используется для набора официальных приглашений или писем.

15) Пишущая машинка

Шрифты для пишущей машинки были созданы, чтобы напоминать классические механические пишущие машинки, которые использовались для набора старых писем и документов до цифровой эпохи. Доступные варианты идеально подходят для проектов, требующих ретро или винтажного стиля. 1913 Пишущая машинка, разработанная Жилем Ле Корром, — отличный пример шрифта такого типа. Часто эти шрифты приобретают шероховатый вид, чтобы изобразить неровности и эрозии, как в старых потрепанных книгах поэзии и литературы. Шрифты для пишущих машинок отлично подходят для дизайна плакатов и альбомов для вырезок, а также для дизайнов, включающих фрагменты старых писем и рассказов. Эти типы шрифтов никогда не выходят из моды.

16) Pixel

Пиксельные шрифты, также известные как экранные шрифты, были созданы исключительно для отображения на экране компьютера и выглядят идеально четко, поскольку их структура основана на квадратах. Эти шрифты стали популярными благодаря своей четкости и спасли жизнь дизайнерам в прошлом, которые пытались отображать шрифты небольшого размера. Пиксельные шрифты четкие и обычно отображаются в высококонтрастных цветах, таких как черный и белый. Не серые или другие затененные промежуточные цвета.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *